Что такое выборы определение для детей. Для чего нужны выборы. Виды мажоритарной системы

Выборы - это избрание чиновников населением. Данная процедура является важнейшей формой гражданского участия в политической и общественной жизни страны. Сегодня в большинстве государств мира есть те или иные выборы, благодаря которым формируется и меняется легитимная власть.

Понятие выборов

Избирательное право - ключевой подвид конституционных прав, закрепленных в главном законе - Конституции. Без него невозможно представить свободное гражданское общество. Голосование - осуществление жителей страны власть чиновникам).

По своей сути понятие выборов неразрывно связано с В каждой стране регулярные голосования проводятся согласно устоявшемуся законодательству.

Избирательное законодательство РФ

В современной России на выборах избираются депутаты всеобщего и местных парламентов, президент, мэры городов и главы субъектов Федерации. Имеется несколько источников избирательного права страны. Это нормативные акты (законы), которые регулируют порядок проведения голосования.

Понятие выборов и их место в жизни страны определяются Конституцией Российской Федерации, уставами областей, краев, городов, а также конституциями республик, состоящих в Федерации. Это законодательство на протяжении всего периода современной истории РФ остается основой ее избирательной системы.

Существуют и специализированные нормативные акты. В первую очередь это Федеральный закон, принятый в 2002 году. Ключевое его назначение - гарантия гражданам Российской Федерации сохранения их избирательных прав. В этом Федеральном законе описываются процедуры голосования, а также принципы проведения агитационных кампаний. За годы своего существования документ переживал несколько редакций и правок. Тем не менее, несмотря на все видоизменения, основная его сущность осталась прежней.

Изменение избирательного законодательства носит циклический характер. Оно редактируется в качестве ответа на меняющуюся политическую конъюнктуру. Например, в 2004 году были отменены выборы губернаторов, а уже через несколько лет их вернули. Единичные правки могут вноситься специальными распоряжениями и Российской Федерации. Некоторые детали избирательного законодательства находятся в компетенции Центральной избирательной комиссии и Государственной Думы. Поэтому выборы зависят еще и от их постановлений и решений.

Прямые и косвенные выборы

В большинстве государств приняты прямые и демократические выборы. Это означает, что чиновников определяет непосредственно гражданин. Для проведения голосования работают избирательные участки. Житель страны фиксирует свой выбор в бюллетене. Волеизъявление народа определяется по сумме этих бумаг.

Помимо прямых, есть еще и противоположные им косвенные выборы. Самым известным примером подобной системы являются США. В случае косвенных выборов избиратель делегирует свои полномочия выборщикам (а те позже транслируют волю своих избирателей и заканчивают выборы). Это довольно сложная и запутанная система, принятая в разных странах во многом из-за приверженности к традициям. Например, в США президента страны избирают не граждане, а Точно так же двухстепенно формируется верхняя палата индийского парламента.

Альтернативные и безальтернативные выборы

Две системы выборов (альтернативная и безальтернативная) определяют характер всей избирательной системы, вне зависимости от ее остальных особенностей. В чем их сущность и разница? Альтернативность предполагает, что у человека есть выбор между несколькими кандидатами. При этом граждане отдают предпочтение диаметрально противоположным программам и политическим идеям.

Безальтернативные выборы сводятся к единственной партии (или фамилии) в бюллетене. Сегодня подобная система практически исчезла из повсеместной практики. Тем не менее безальтернативные выборы сохраняются в странах с однопартийной системой, где власть может быть авторитарной или тоталитарной.

Мажоритарная избирательная система

В мире сегодня существуют самые разные виды выборов. Хотя в каждой стране сложилась своя уникальная практика, можно выделить несколько ключевых тенденций. Например, одна из самых распространенных избирательных систем - мажоритарная. При подобных выборах территория страны делится на округа, и в каждом из них проводится свое голосование (с уникальными списками кандидатов).

Особенно мажоритарная система эффективна при избрании парламента. Благодаря ней в попадают депутаты, которые представляют интересы всех без исключения регионов страны. Как правило, кандидат баллотируется от округа, уроженцем которого он сам и является. Оказавшись в парламенте, такие депутаты будут иметь четкое и ясное представление об интересах людей, проголосовавших за них. Именно так в наилучшей форме выполняется представительная функция. Важно соответствие принципу о том, что на самом деле в парламенте голосует не депутат, а избравшие его и делегировавшие ему полномочия граждане.

Виды мажоритарной системы

Мажоритарная система делится на три подвида. Первый - принцип абсолютного большинства. В этом случае для того, чтобы победить, кандидату необходимо набрать больше половины голосов. Если с первого раза такого кандидата определить не получается, то назначаются дополнительные выборы. В них участвуют два человека, в активе которых наибольшее количество голосов. Такая система чаще всего характерна для муниципальных выборов.

Второй принцип касается относительного большинства. Согласно нему, кандидату для победы достаточно любого математического преимущества над противниками, даже если эта цифра не преодолевает порог 50%. Гораздо реже встречается третий принцип, касающийся В этом случае устанавливается конкретное необходимое для победы количество голосов.

Пропорциональная избирательная система

Распространенные виды выборов основываются на партийном представительстве. Согласно этому принципу, функционирует пропорциональная избирательная система. Она формирует выборные органы власти посредством партийных списков. Избираясь в округе, кандидат также может представлять интересы (например, коммунистов или либералов), однако в первую очередь он предлагает гражданам свою собственную программу.

В случае с партийными списками и пропорциональной системой дело обстоит иначе. Такое голосование на выборах ориентируется на политические движения и организации, а не на отдельную личность политика. Накануне выборов партии составляют свои списки кандидатов. Затем после голосования каждое движение получает в парламенте количество мест, пропорциональное отданным голосам. В представительный орган попадают кандидаты, занесенные в списки. При этом предпочтение отдается первым номерам: широко известным в стране политикам, общественным деятелям, популярным ораторам и т. д. Основные виды выборов можно охарактеризовать и иначе. Мажоритарные - индивидуальны, пропорциональные - коллективны.

Открытые и закрытые партийные списки

У пропорциональной системы (как и у мажоритарной) есть свои разновидности. В число двух основных подвидов входит голосование по открытым партийным спискам (Бразилия, Финляндия, Нидерланды). Такие прямые выборы - это возможность для избирателя не только выбрать партийный список, но и поддержать конкретного члена партии (в некоторых странах поддержать можно двоих и больше). Так складывается рейтинг предпочтения кандидатов. В подобной системе партия не может единолично решать, какой состав ей выдвинуть в парламент.

Закрытые списки используются в России, Израиле, Европейском союзе и ЮАР. В данном случае гражданин имеет право проголосовать только за понравившуюся партию. Конкретные люди, которые попадут в парламент, определяются самой политической организацией. Избиратель в первую очередь голосует за общую программу.

Плюсы и минусы пропорциональной системы

Все виды выборов обладают своими преимуществами и недостатками. Пропорциональная система положительно отличается тем, что голоса граждан не пропадают просто так. Они идут в общую копилку партии и влияют на политическую повестку дня. Есть в этом правиле и важное обстоятельство. В каждой стране принят определенный порог. Партии, не прошедшие эту отметку, в парламент не попадают. Поэтому наиболее справедливыми в данном случае считаются выборы в Израиле, где минимальный порог составляет всего лишь 1% (в России 5%).

Недостатком пропорциональной системы считается частичное искажение принципа народовластия. Списочные избранники неизбежно теряют связь со своими избирателями. Если кандидатов определяет партия, им не нужно доказывать людям собственную компетенцию. Многими специалистами закрытые списки критикуются за подверженность всевозможным политтехнологиям. Например, существует «принцип паровоза». Используя его, партии ставят впереди своих закрытых списков узнаваемых в народе людей (звезд кино, эстрады и спорта). После выборов эти «паровозы» отказываются от своих мандатов в пользу малоизвестных партийных функционеров. Истории известно множество случаев, когда закрытость партий приводила к диктатуре внутри организации и засилью бюрократии.

Смешанные выборы

Избирательная система может совмещать два основных принципа (мажоритарный и пропорциональный). При этой конфигурации она будет считаться смешанной. В России при избрании парламента сегодня действуют именно такие прямые всеобщие выборы. Половина депутатов определяется по спискам, другая половина - по одномандатным округам. Смешанная избирательная система будет применена на 18 сентября 2016 года (до этого она использовалась на выборах в Госдуму до 2003 года включительно). В 2007-ом и 2011-ом действовал пропорциональный принцип с закрытыми партийными списками.

Смешанной системой называют и другие форматы избирательной системы. Например, в Австралии одну палату парламента избирают по партийным спискам, а другую - по одномандатным округам. Также существует смешанная связанная система. Согласно ее правилам, места в парламенте распределяются по одномандатному мажоритарному принципу, но голосование проходит по спискам.

Преимущества и недостатки смешанного принципа

Любая смешанная система отличается гибкостью и демократичностью. Она постоянно меняется и предлагает стране несколько способов сформировать состав представительных органов. Избирательные участки в этом случае могут стать местом сразу нескольких выборов, проходящих по разным принципам. Например, в России голосование на муниципальном уровне городов все чаще проводится именно в таком формате.

Смешанные прямые выборы - это важный фактор размельчения политической системы. Поэтому специалисты считают ее серьезным испытанием для стран с молодой несостоявшейся демократией. Раздробленные политические организации вынуждены создавать коалиции. Партийное большинство в парламенте в таком случае практически не достижимо. С одной стороны, это мешает принятию решений, с другой стороны, подобная картина - наглядный образец разносторонности общества, в котором есть множество групп с разными интересами. Смешанность избирательной системы и большое количество мелких партий были характерны для России и Украины 1990-х гг.

Президентские выборы - 1991

12 июня 1991 года состоялись выборы президента РСФСР. Это были единственные выборы, на которых граждане голосовали за президента и вице-президента, шедших в одной графе, по американской модели. Кандидатов на пост главы государства было выдвинуто множество, однако в действительности документы в ЦИК предоставили лишь 10 пар. Борис Громов, который впоследствии пошел «номером два» при Николае Рыжкове, изначально баллотировался на главную должность, как и «напарник» Альберта Макашова - Алексей Сергеев.

Пары кандидатов должны были предоставить в ЦИК по 100 тысяч подписей. Это сделали все, кроме Владимира Жириновского, который воспользовался законной возможностью и запросил поддержку народных депутатов. Чтобы Жириновский стал кандидатом, за него должны были выступить не менее 20% избранников.

Кандидаты:

в президенты - Борис Ельцин, 60 лет, председатель Верховного совета РСФСР; в вице-президенты - Александр Руцкой, 43 года, председатель комитета Верховного совета РСФСР, полковник, - беспартийные, при поддержке демократических сил;

в президенты - Николай Рыжков, 62 года, бывший председатель Совета министров СССР; в вице-президенты - Борис Громов, 47 лет, первый заместитель министра внутренних дел СССР, народный депутат СССР, генерал-полковник, - КП РСФСР;

в президенты - Владимир Жириновский, 45 лет, политик; в вице-президенты - Андрей Завидия, 38 лет, президент концерна «Галанд», - ЛДПСС;

в президенты - Аман Тулеев, 47 лет, председатель Кемеровского областного Совета народных депутатов, народный депутат РСФСР; в вице-президенты - Виктор Бочаров, 57 лет, начальник комбината «Кузбассшахтострой», народный депутат РСФСР, - беспартийные;

в президенты - Альберт Макашов, 53 года, командующий Приволжско-Уральским военным округом, народный депутат СССР, генерал-полковник; в вице-президенты - Алексей Сергеев, 60 лет, заведующий кафедрой Академии труда и социальных отношений, - КП РСФСР;

в президенты - Вадим Бакатин, 53 года, бывший министр внутренних дел СССР; в вице-президенты - Рамазан Абдулатипов, 44 года, председатель Совета национальностей Верховного совета РСФСР, - беспартийные.

Выборы проходили по мажоритарной системе абсолютного большинства.

Явка составила 74,70%.

10 июля 1991 года Борис Ельцин стал президентом РСФСР, а Александр Руцкой занял должность вице-президента.

Президентские выборы - 1996

Первый тур прошел 16 июня. ЦИК зарегистрировал 78 инициативных групп по выдвижению кандидатов в президенты. 16 групп смогли набрать необходимый по закону миллион подписей. В итоге Центральная избирательная комиссия зарегистрировала девять кандидатов, семерым было отказано. Шестеро из них обжаловали это решение в Верховном суде, который в итоге постановил зарегистрировать еще двоих. Одним из кандидатов был Аман Тулеев. Накануне выборов он снял свою кандидатуру и призвал своих сторонников голосовать за лидера КПРФ Геннадия Зюганова.

Кандидаты:

Борис Ельцин, 65 лет, действующий президент России;

Геннадий Зюганов, 51 год, КПРФ;

Александр Лебедь, 46 лет, Конгресс русских общин;

Григорий Явлинский, 44 года, партия «Яблоко»;

Владимир Жириновский, 50 лет, ЛДПР;

Святослав Федоров, 68 лет, офтальмолог, Партия самоуправления трудящихся;

Михаил Горбачев, 65 лет, бывший президент СССР;

Мартин Шуккум, 44 года, Социалистическая народная партия;

Юрий Власов, 60 лет, тяжелоатлет, экс-депутат Госдумы;

Владимир Брынцалов, 59 лет, бизнесмен, Русская социалистическая партия.

Явка в первом туре составила 69,81%.

Чтобы одержать победу в первом туре, кандидат должен был набрать 50% голосов. Так как ни один из них этого сделать не смог, был объявлен второй тур, который состоялся 3 июля 1996 года.

Во время второго туда явка составила 68,88%.

Борис Ельцин был переизбран президентом России на второй срок.

Президентские выборы - 2000

31 декабря 1999 года, в новогоднюю ночь, Борис Ельцин объявил о своей отставке, не досидев полгода до конца президентского срока. В соответствии с законодательством, в этом случае в трехмесячный срок должны были состояться досрочные выборы. 5 января 2000 года Совет Федерации назначил голосование на 26 марта. ЦИК зарегистрировал 28 инициативных групп, которые выдвинули кандидатов на должность главы государства. Еще пятеро были выдвинуты избирательными объединениями. Количество необходимых подписей из-за сжатых сроков подачи документов было сокращено вдвое - с миллиона до 500 тысяч подписей. Представить их смогли 15 штабов. В итоге ЦИК зарегистрировал 12 человек. За пять дней до выборов один из претендентов, Евгений Севастьянов, снял свою кандидатуру в пользу лидера «Яблока» Григория Явлинского.

Кандидаты:

Владимир Путин, 47 лет, премьер-министр России, самовыдвиженец;

Геннадий Зюганов, 55 лет, КПРФ;

Григорий Явлинский, 47 лет, партия «Яблоко»;

Аман Тулеев, 55 лет, губернатор Кемеровской области, самовыдвиженец;

Владимир Жириновский, 53 года, ЛДПР;

Константин Титов, 55 лет, губернатор Самарской области, Российская партия социальной демократии, Союз правых сил;

Элла Памфилова, 46 лет, общественно-политическое движение «За гражданское достоинство»;

Станислав Говорухин, 64 года, кинорежиссер, партия «Отечество - вся Россия»;

Юрий Скуратов, 47 лет, бывший генпрокурор России;

Алексей Подберезкин, 47 лет, общественно-политическое движение «Духовное наследие»;

Умар Джабраилов, 41 год, бизнесмен.

26 марта 2000 года выборы состоялись. Владимир Путин, преодолев 50-процентный барьер, был избран президентом Российской Федерации.

Явка составила 68,64%.

Президентские выборы - 2004

Особенностью выборов президента 2004 года было то, что в них не стали участвовать лидеры КПРФ и ЛДПР Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский. Вместо этого партии выставили «новичков»: Николая Харитонова и Олега Малышкина. Лидер «Яблока» Григорий Явлинский также не баллотировался. В итоге ЦИК зарегистрировал шесть кандидатов. Еще шестеро не смогли получить регистрацию: мультимиллионер, председатель общественной организации «Всероссийская партия народа» Анзори Аксентьев-Кикалишвили; бизнесмен Владимир Брынцалов; экс-глава Центробанка, выдвинутый Партией российских регионов (сейчас «Справедливая Россия»), Виктор Геращенко; общественный деятель Иван Рыбкин; председатель общественного движения «За социальную справедливость» Игорь Смыков и одиозный бизнесмен Герман Стерлигов.

Кандидаты:

Владимир Путин, 51 год, действующий президент России, самовыдвиженец;

Николай Харитонов, 55 лет, КПРФ;

Сергей Глазьев, 43 года, самовыдвиженец;

Ирина Хакамада, 49 лет, СПС, «Наш выбор»;

Олег Малышкин, 52 года, ЛДПР;

Сергей Миронов, 51 год, председатель Совета Федерации, выдвинут «Российской партией жизни».

Явка составила 64,38%.

Президентские выборы - 2008

Согласно Конституции России, Владимир Путин не мог больше баллотироваться на должность президента страны. Он официально поддержал выдвижение кандидата от «Единой России», премьер-министра Дмитрия Медведева на пост главы государства. Этот выбор поддержали партии «Справедливая Россия», «Гражданская сила», «Аграрная партия» и «Зеленые». ЦИК зарегистрировал четверых кандидатов в президенты. Отказы получили 14 человек, в том числе лидер Российского народно-демократического союза и партии «Народ за демократию и справедливость» Михаил Касьянов. Брак в подписных листах, которые он предоставил в ЦИК, составил 13,36% вместо допустимого уровня в 5%. Не был зарегистрирован также чемпион мира по шахматам, один из лидеров коалиции «Другая Россия» Гарри Каспаров. Съезд инициативной группы, выдвигающей его, не состоялся.

Кандидаты:

Дмитрий Медведев, 42 года, первый заместитель председателя правительства, партия «Единая Россия»;

Геннадий Зюганов, 63 года, КПРФ;

Владимир Жириновский, 61 год, ЛДПР;

Андрей Богданов, 38 лет, самовыдвиженец, поддержанный Демократической партией России;

По мнению представителей ПАСЕ, результаты выборов 2008 года отражают волю народа. «Народ России проголосовал за стабильность и преемственность, которая ассоциируется с действующим президентом и с поддерживаемым им кандидатом. Избранный президент будет иметь солидный мандат большинства россиян», - констатировали наблюдатели от Парламентской ассамблеи Совета Европы.

Явка составила 69,6%.

Президентские выборы - 2012

4 марта 2012 года прошли очередные выборы президента России. Дмитрий Медведев принял решение не участвовать в выборах, основным кандидатом на должность главы государства стал Владимир Путин. Всего Центральная избирательная комиссия зарегистрировала пять кандидатов. Отказы из-за нарушения процедуры получили, среди прочих, лидер незарегистрированной партии «Другая Россия» Эдуард Лимонов и член политкомитета «Яблока» Григорий Явлинский.

Кандидаты:

Владимир Путин, 59 лет, беспартийный, выдвинут «Единой Россией»;

Геннадий Зюганов, 67 лет, КПРФ;

Михаил Прохоров, 46 лет, бизнесмен, самовыдвиженец;

Владимир Жириновский, 65 лет, ЛДПР;

Сергей Миронов, 59 лет, «Справедливая Россия».

Во всех субъектах России Владимир Путин занял первое место. Причем в Чечне, Дагестане, Ингушетии и еще нескольких регионах он получил более 90% голосов. Лишь в Москве Путин не преодолел 50-процентный барьер, набрав 46,95%.

Результаты выборов были объявлены 5 марта. В этот же день избранного президента Владимира Путина поздравили лидеры Сирии и Ирана Башар Асад и Махмуд Ахмадинежад. 10 марта глава государства получил поздравления от хозяина Белого дома Барака Обамы. 7 мая 2012 года президент официально вступил в должность.

Участие в политической жизни страны − право всех совершеннолетних граждан. Если человек не занимается политикой напрямую, он реализует это право посредством выборов − процесса избирания представителей на госдолжности для формирования аппарата управления государством.

Такая процедура является выражением власти народа, наиболее демократичным способом замещения деятелей на руководящих постах.

Для чего нужны выборы

Представитель региона (района) утверждается на руководящей должности законно, на основании решения группы лиц, участвующих в выборах. Процедура применяется для избрания делегатов в государственные, региональные, местные управленческие структуры. Также выборы в РФ используются частными, коммерческими организациями и объединениями. Основание – Конституция, законы, устав.


Какие бывают выборы

В зависимости от причин назначения выборы классифицируются:

Очередные − планируемые, первоначальные; проводятся по истечению срока полномочий прежнего представителя;

Досрочные − когда есть причины прекратить деятельность лица, избранного ранее;

Основные (общие) − для переизбрания всего руководящего состава органа власти;

Ротационные (частичные) − избирается часть представителей госвласти;


Дополнительные − в случае досрочного выбытия депутата, возникновения добавочной вакансии;

Повторные − когда доказана фальсификация выборов, недействительными их признает суд или избирательная комиссия;

Предварительные (праймериз) − выполняются внутри партии, чтобы определить мнение электората и выдвинуть наиболее удачную кандидатуру;

Совмещенные − одновременно проводятся выборы нескольких органов, представителей.

Виды избирательных систем

По применяемой избирательной системе выборы бывают:

Прямые − непосредственно избираются депутаты, представители во власть;

Косвенные – многостепенный способ избрания, когда сначала выдвигаются специальные выборщики, которые избирают необходимое должностное лицо на освободившийся пост.

По уровню различают выборы в федеральные, региональные органы, в местное самоуправление.

Зачем в России нужны выборы?

По юридическому назначению:

Императивные − единственно возможный способ наделения органа, человека властью;

Альтернативные − законодательством предусмотрены также иные методы должностных замещений.

Что такое выборы по партийным спискам?

Депутаты избираются по системе партийных списков, места во власти распределяются пропорционально отданным голосам. Партия выдвигает кандидатов, оформляет списки. Чем больше проголосовавших за партию, тем больше мест она получит в выборном органе.


Важен порядок очередности участников партсписка, в начало вносятся наиболее достойные кандидаты, они же в первую очередь станут депутатами. Первым номером ставят депутата, известного массам, привлекающего избирателей. В регионах используется также мажоритарно-пропорциональная система, когда, кроме партийных списков, выбирают в орган конкретных людей.

Этапы выборов

1. Назначается дата выборов.
2. Формируется избирательная комиссия, определяется местоположение избирательных участков.
3. Избиратели проходят регистрацию.


4. Выдвигаются и озвучиваются имена кандидатов.
5. Проходит предвыборная агитация, не исключена информационная война .
6. Голосование.
7. Избирательная комиссия подсчитывает голоса, определяет результаты.

Как принять участие в выборах?

Участие в выборах добровольное, защита прав человека гарантирует равное положение на выборах всех граждан. С наступлением совершеннолетия, когда сформировались политические взгляды , избиратель с паспортом приходит на участок. Выдается бюллетень, правила заполнения которого расписаны на самом бланке. Нельзя отправлять в урну для голосования незаполненный лист − бюллетенем воспользуются недобросовестные члены избиркома. Так реализуется активное право участвовать в выборах.

Референдум подразумевает только два варианта ответа

Процедура осуществления одинакова, различаются бюллетени. На выборах это список кандидатов, партий, он может быть сколь угодно большим. На референдуме предлагается всего два варианта для голосования: «да» или «нет». Выборы проводятся обязательно, для них установлен порядок и даты. Референдум назначается по мере надобности.

Чем голосование отличается от выборов?

И выборы, и референдум проводятся путем голосования, это один из этапов масштабной процедуры. Голосование также используется внутри партии, политического блока, управляющего органа для решения определенных вопросов, определения повестки дня, принятия законов, постановлений. Таким образом, голосование - инструмент принятия решения на выборах или референдуме.

Выборы

Выборы - формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:

1. очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы - проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии .

Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.

Избирательные системы

Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе. Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой: мажоритарная с исключительным выдвижением обще партийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.

Мажоритарная система

Смешанная система

Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе. Использовалась на Украине на выборах народных депутатов Украины в 1998 и 2002 гг. С 2006 г. на Украине также действует пропорциональная система выборов в Верховный Совет. 10 июля 2010 г. был принят законопроект, согласно которому выборы депутатов Верховного Совета Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по смешанной системе.

Гибридная система

Представляет собой итог синтеза двух основных систем: мажоритарной и пропорциональной. Она имеет порядок определения избранных депутатов такой же, как и мажоритарная, но порядок выдвижения - присущий пропорциональной системе.

Избирательный ценз

Для защиты демократического процесса от некомпетентных и не системных политических сил в большинстве стран существуют различные виды цензов для избирателей и кандидатов. Виды цензов:

  • возрастной
  • наличие гражданства
  • имущественный
  • сословный

Стадии избирательного процесса

  • назначение даты выборов
  • образование (определение) избирательных округов
  • установление избирательных участков
  • создание избирательных органов
  • Период выдвижения кандидатов или партийных списков.
  • Агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию .
  • Опрос на выходе, или экзит-поллы - неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.
  • Подсчёт голосов , определение результатов выборов избирательной комиссией . Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.

Электронные выборы

При электронных выборах вместо обычных бюллетеней используются специальные электронные устройства для голосования. Это позволяет значительно упростить процедуру подсчёта голосов.

Однако, преимущества использования компьютеров при голосовании являются спорными. Некоторые критики утверждают, что электронные выборы противоречат принципу гласности и открытости выборов, так как не позволяют проследить ход голосования и могут быть сфальсифицированы хакерами . Конституционный суд Германии , исходя из этих соображений, вынес решение в марте 2009 года о запрете использования компьютеров при голосовании во время выборов.

Избирательные технологии

В общем понимании это политическая реклама и консультирование. Прогнозирование выборов. Однако в реальности под политическими технологиями следует понимать комплекс специфических мер, приёмов и методов, применяемых специалистами по организации участия в выборах («политическими технологами»), направленных на победу в выборах. В качестве «инструментария» в выборных технологиях выступают социология, рекламные технологии и технологии формирования общественного мнения (PR), отдельные методы маркетинга и социальной психологии. В настоящее время наиболее крупные выборные кампании организуют и проводят специализированные агентства и профессиональные коллективы специалистов, представляющих объединённые в понятии выборных технологий профессии.

Недостатки избирательных систем

Применяющиеся в настоящее время системы, базирующиеся на абсолютном или относительном большинстве голосов, не могут обеспечить адекватного отражения желания даже участвовавших в выборах людей. Это было показано с помощью элементарных рассуждений французским математиком и философом Кондорсе

Избирательное право

Избирательное право - право гражданина избирать и избираться.

Пассивное избирательное право - право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Активное избирательное право - право граждан избирать в выборные государственные органы, а также участвовать в референдумах.

Выборы по странам

Выборы в России

История

История выборов в России начинается с IX века . Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. После призвания Варягов во главе с Рюриком в качестве князя выборы на время потеряли свою сущность. Однако после изгнания новгородцами князя Всеволода Мстиславича в XII веке , в Новгородской торговой республике - также проводились выборы(вече) вплоть до завоевания её Московией в 1478 году . Также как и в Псковской республике , до её ослабления и подчинения Московии в 1510 году из-за угрозы, исходящей с запада.

В Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и районные Советы . Выборы были безальтернативными , так как все кандидаты представляли «Блок коммунистов и беспартийных» и заранее утверждались руководством. Граждане могли теоретически голосовать за или против кандидата, но случаи неизбрания кандидата уникальны. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации.

До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем - прямыми. В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР . 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России , на которых победил Борис Ельцин .

Система выборов в России

В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган - с 21 года, а Президентом страны - с 35 лет.

20-21 октября 2012 года проходят выборы в Координационный Совет российской оппозиции . Регистрация кандидатов и избирателей ведется на сайте cvk2012.org . Голосовать на выборах могут все граждане России, зарегистрироваться кандидатами - граждане России, разделяющие требования митингов за честные выборы и внесшие на организацию выборов от 5 до 10 тыс. рублей. В выборах участвуют кандидаты от общегражданского списка, а также трех курий - левой, либеральной и националистической. Всего должно быть избрано 45 человек. Координационный Совет избирается на один год, после чего будут проведены новые выборы.

Отмена результатов выборов

По мнению некоторых юристов процедура обжалования результатов выборов в России проработана недостаточно. Так, глава юридической службы КПРФ , депутат Госдумы Вадим Соловьев считает, что :

Выборы в США

Президент США

Конгресс США

Выборы на Украине

Парламентские выборы:

  • Выборы в Верховную Раду Украины 1994 года (мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины марте 1998 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины марте 2002 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины марте 2006 года (пропорциональная система)
  • Досрочные парламентские выборы на Украине в сентябре 2007 года

Президентские выборы

  • Первые выборы Президента Украины (декабрь 1991 года). Победил Леонид Кравчук .
  • Выборы Президента Украины. Два тура. 1994 год. Президент - Леонид Кучма .
  • Выборы Президента Украины. Осень 1999 года. Президент - Леонид Кучма.
  • Выборы Президента Украины. Осень 2004 года. Два тура. Декабрь 2004 года - переголосование второго тура. Президент Виктор Ющенко .
  • Выборы Президента Украины. 2010 год. Два тура. Президент Виктор Янукович.

Местные выборы.

  • Выборы 1994, 1998, 2002, 2006 гг.
  • Выборы депутатов Верховного совета АРК, депутатов областных, районных, городских, поселковых и сельских советов.
  • В 1994 году - прямые выборы председателей областных советов.
  • С 2006 года выборы в областные, районные и городские советы - на пропорциональной основе.
  • В 2006 году городских глав выбрали на четыре года, депутатов местных советов - на пять лет.

См. также

Литература

  • Электронное практическое пособие "Как стать депутатом?" М., 2012
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Гришин Н.В. //Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2012. - №3. - С.405-410.
  • Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах М.: ИМА-пресс, 2000. - 200 с.

Ссылки

  • п.8 статьи 82 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Примечания

Что такое Выборы? Значение и толкование слова vybory, определение термина

1) Выборы - - процедура избрания на определённые государственные посты народных представителей, выдвинутых от партий, движений или самостоятельно. В условиях советского строя выборы носили формальный характер, т. к. обеспечивалась почти 100 % явка избирателей с голосованием на безальтернативной основе. Однако тем самым западным демократиям давали понять, что и в СССР существует институты, позволяющие осуществлять демократическое волеизъявление. Однако в условиях «демократического» устройства современной России выборы превращаются в шумный балаган с наличием множества кандидатов, партий или претендентов на «разыгрываемый» пост. В процессе выборов активно используются выборные технологии и манипуляция общественным мнением. Исход выборов, как правило, заранее известен ввиду того, что нужные власти кандидаты имеют громадную финансовую и административную поддержку. Народ же выполняет чисто формальную функцию, «голосуя сердцем» . Выборы превратились в инструмент легитимизации оккупационной власти, т. к. позволяют сделать видимость того, что власть выбрана народом. Однако при помощи выборных технологий зачастую подтасовывается всё, начиная от процента явки избирателей, заканчивая долями голосов, которые получили каждый из кандидатов. Вместе с тем, те партии и кандидаты, которые могли бы действительно получить всенародную поддержку, всеми правдами и неправдами снимаются с предвыборной гонки. Так произошло с НДПР - Народно-Державной Партией России. Не смотря на то, что по общей логике необходимо давать возможность народы выбирать из любых альтернатив, кукловоды от власти навешивают ярлыки « фашизма » и « экстремизма » на неугодных кандидатов, тем самым исключая их из выборного конкурса. А в то же время те же самые люди упорно твердят: «Власть такая, какую заслуживает народ». Одним из вариантов выборов является референдум. См. также: выборные технологии, губернатор, демократическая оппозиция, мажоритарная система, массовая культура, оранжевая революция, право выбора, референдум, терроризм, электорат.

2) Выборы - - способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

3) Выборы - - избрание с помощью голосования представительных органов государства, членов организации, должностных лиц.

4) Выборы - - совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип организации политической власти, участие общества в формировании государственных представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов.

5) Выборы - - важнейший институт современной демократии, одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления) и замещения некоторых высших государственных должностей (напр., президента). В политической практике различных стран бывают В. президентские, парламентские, муниципальные (в органы местного, обычно городского, самоуправления). Кроме того - очередные, внеочередные, дополнительные. Наибольший интерес заслуживает классификация В. согласно принципам избирательного права, отражающим степень правового, демократического развития той или иной страны, ее избирательной системы. В этом случае общепринятое деление приобретает вид парных противоположностей: всеобщие - ограниченные (цензовые); равные - неравные; прямые - косвенные (многостепенные); при тайном - при открытом голосовании. Свободные и демократические В. возможны при наличии трех условий: альтернативность (избиратель имеет возможность предпочесть одного из нескольких кандидатов), свобода проведения избирательной кампании и свобода волеизъявления избирателей. Большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных законах права граждан на всеобщие и равные В. при тайном голосовании. Всеобщность выборов предполагает право всех граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах, причем под этим правом подразумевается как активное избирательное право, так и пассивное. Однако и то, и другое в ряде стран ограничено избирательными цензами. Однако неуклонный процесс демократизации в мире не обходит стороной и цензовые ограничения, шаг за шагом смягчая их. В. считаются равными, если обеспечена единая норма представительства - количество избирателей, представляемых одним кандидатом на выборное место. Относительно коллегиальных органов власти можно отметить такую закономерность: местные органы, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов избираются повсюду прямыми выборами, а в ряде стран - и верхние палаты (в частности, Сенат США). Голосование это является также тайным, что характерно ныне для всех цивилизованных стран мира.

Выборы

Процедура избрания на определённые государственные посты народных представителей, выдвинутых от партий, движений или самостоятельно. В условиях советского строя выборы носили формальный характер, т. к. обеспечивалась почти 100 % явка избирателей с голосованием на безальтернативной основе. Однако тем самым западным демократиям давали понять, что и в СССР существует институты, позволяющие осуществлять демократическое волеизъявление. Однако в условиях «демократического» устройства современной России выборы превращаются в шумный балаган с наличием множества кандидатов, партий или претендентов на «разыгрываемый» пост. В процессе выборов активно используются выборные технологии и манипуляция общественным мнением. Исход выборов, как правило, заранее известен ввиду того, что нужные власти кандидаты имеют громадную финансовую и административную поддержку. Народ же выполняет чисто формальную функцию, «голосуя сердцем» . Выборы превратились в инструмент легитимизации оккупационной власти, т. к. позволяют сделать видимость того, что власть выбрана народом. Однако при помощи выборных технологий зачастую подтасовывается всё, начиная от процента явки избирателей, заканчивая долями голосов, которые получили каждый из кандидатов. Вместе с тем, те партии и кандидаты, которые могли бы действительно получить всенародную поддержку, всеми правдами и неправдами снимаются с предвыборной гонки. Так произошло с НДПР - Народно-Державной Партией России. Не смотря на то, что по общей логике необходимо давать возможность народы выбирать из любых альтернатив, кукловоды от власти навешивают ярлыки « фашизма » и « экстремизма » на неугодных кандидатов, тем самым исключая их из выборного конкурса. А в то же время те же самые люди упорно твердят: «Власть такая, какую заслуживает народ». Одним из вариантов выборов является референдум. См. также: выборные технологии, губернатор, демократическая оппозиция, мажоритарная система, массовая культура, оранжевая революция, право выбора, референдум, терроризм, электорат.

Способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип организации политической власти, участие общества в формировании государственных представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов.

Важнейший институт современной демократии, одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления) и замещения некоторых высших государственных должностей (напр., президента). В политической практике различных стран бывают В. президентские, парламентские, муниципальные (в органы местного, обычно городского, самоуправления). Кроме того - очередные, внеочередные, дополнительные. Наибольший интерес заслуживает классификация В. согласно принципам избирательного права, отражающим степень правового, демократического развития той или иной страны, ее избирательной системы. В этом случае общепринятое деление приобретает вид парных противоположностей: всеобщие - ограниченные (цензовые); равные - неравные; прямые - косвенные (многостепенные); при тайном - при открытом голосовании. Свободные и демократические В. возможны при наличии трех условий: альтернативность (избиратель имеет возможность предпочесть одного из нескольких кандидатов), свобода проведения избирательной кампании и свобода волеизъявления избирателей. Большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных законах права граждан на всеобщие и равные В. при тайном голосовании. Всеобщность выборов предполагает право всех граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах, причем под этим правом подразумевается как активное избирательное право, так и пассивное. Однако и то, и другое в ряде стран ограничено избирательными цензами. Однако неуклонный процесс демократизации в мире не обходит стороной и цензовые ограничения, шаг за шагом смягчая их. В. считаются равными, если обеспечена единая норма представительства - количество избирателей, представляемых одним кандидатом на выборное место. Относительно коллегиальных органов власти можно отметить такую закономерность: местные органы, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов избираются повсюду прямыми выборами, а в ряде стран - и верхние палаты (в частности, Сенат США). Голосование это является также тайным, что характерно ныне для всех цивилизованных стран мира.