Гарантии трудовых прав граждан. Юридические гарантии осуществления трудовых прав, свобод и законных интересов работника

Гарантии, во-первых, предупреждают нарушения обязанными субъектами трудовых прав; во-вторых, устанавливают границы действий обязанных лиц; в-третьих, обеспечивают возможность своевременного обжалования действий, нарушающих указанные права; в-четвертых, обеспечивают компенсацию материального ущерба, вызванного их нарушением, за счет виновных лиц.

К типичным гарантиям – реализации права граждан России на труд относятся нормы, регулирующие деятельность органов Федеральной службы труда и занятости, которые предпринимают меры по трудоустройству граждан.

Гарантия обращаться в органы по рассмотрению трудовых споров и т.д.

Устанавливаются гарантии и для предпринимателей и работающих собственников.

Среди указанных гарантий важное место занимают следующие: равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия их деятельности, независимо от их вида и правовых форм; недопущение отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности; защита прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, действующих на территории России, других иностранных государств на основе международных соглашений и т.д.

Завершающим элементом содержания правового статуса граждан – субъектов трудового права является их ответственность за надлежащее выполнение своих обязанностей.

На практике такая ответственность субъектов трудового права проявляется в двух ее разновидностях: позитивной и ретроспективной (негативной). Позитивная ответственность – это ответственность за современное и будущее качественное выполнение субъектом своих обязательств. Негативная ответственность – ответственность за уже совершенное некачественное выполнение субъектом своих обязательств.

Следует полагать, что уже само закрепление в правовых нормативных актах обязанностей наемных работников и предпринимателей – работодателей предполагает позитивную ответственность за их выполнение. И эта ответственность является не только моральной, но и правовой, поскольку вытекает из требования юридических норм (правил поведения) и определяет ответственное поведение субъекта в настоящем и будущем.

Ретроспективная (негативная) ответственность состоит в том, что субъект трудового права – гражданин за нарушение своих обязанностей понуждается претерпеть невыгодные для себя последствия; предусмотренные санкциями правовых норм. Однако основное назначение такой ответственности – предупредительное. Дело в том, что сама возможность применения санкций служит здесь средством формирования у субъекта (гражданина) стимула к качественному выполнению своих обязанностей. И в этом смысле ретроспективная (негативная) ответственность имеет определенную направленность и в будущее, т.е. характеризуется и позитивными чертами.


Включение в правовой статус субъектов трудового права (граждан) различных видов ретроспективной (негативной) ответственности – дисциплинарной, материальной, административной и т.п. – объясняется тем, что соблюдение статутных обязанностей указанных субъектов нередко обеспечивается не одной. А несколькими санкциями норм, имеющими порой различную отраслевую принадлежность. Так, например. Предприниматель несет ответственность за ненадлежащее исполнение заключенных договоров (в том числе трудовых договоров, контрактов), нарушение прав собственности других субъектов, загрязнение окружающей среды, нарушение антимонопольного законодательства и др.

4. Трудовой договор

Понятие и стороны трудового договора. Трудовой договор является центральным понятием трудового права. Трудовому договору посвящены главы с 10 по 14 ТК РФ (ст. 56-90 ТК). Кроме того, особенности трудового договора с отдельными категориями работников содержатся в гл. 41-55 ТК РФ и других нормативных актах.

Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Сторонами в трудовом договоре являются работник и работодатель.

Работодателем может быть любое юридическое лицо (любой организационно-правовой формы), а также физическое лицо.

Работодателями физическими лицами признаются:

1. индивидуальные предприниматели;

2. частные нотариусы;

3. адвокаты. Учредившие адвокатские кабинеты;

4. иные лица, чья деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

5. физические лица, заключившие трудовой договор с работниками для удовлетворения бытовых потребностей (няни, водители, домработницы и т.д.).

работодателями могут быть граждане. обладающие полной гражданской дееспособностью.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут заключать трудовой договор с работниками при наличии собственного заработка. Стипендии, иных доходов с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

Работником является лицо, вступившее в трудовое отношение с работодателем.

Вступать в качестве работников в трудовые отношения имеют право лица, достигшие 16 лет, в некоторых случаях и не достигшие этого возраста.

В отличие от гражданско-правовых договоров работник вкладывает свой труд в общее дело трудового коллектива, становится его членом.

Трудовой договор заключается для выполнения работником определенной трудовой функции.

Трудовую функцию можно определить как конкретный круг работ, установленный в трудовом договоре по соглашению между работником и работодателем, за выполнение которого работник несет ответственность. При этом важно понимать, что Трудовой кодекс запрещает требовать от работника выполнение работы, не обусловленной трудовым договором.

Обязательными условиями трудового договора являются следующие (ст. 57 ТК РФ):

1. место работы;

2. трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности; конкретный вид поручаемой работнику работы);

3. дата начала работы;

4. условия оплаты труда;

5. режим рабочего времени и времени отдыха;

6. компенсация за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

7. условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с законодательством.

В трудовом договоре указываются:

1. Ф.И.О. работника и наименование работодателя (Ф.И.О. работодателя – физического лица), заключивших трудовой договор;

2. сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя – физического лица;

3. индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) (для работодателей, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

4. сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

5. место и дата заключения трудового договора.

Договоры могут заключаться:

1. на неопределенный срок, т.е. без указания срока;

2. на определенный срок не более 5 лет (срочный трудовой договор).

Разновидностями срочных трудовых договоров являются трудовые договоры о временной работе (на срок до 2-х месяцев) – ст. 289 ТК и о сезонной работе (на период сезона, но, как правило, не более, чем на 6 месяцев) – ст. 293 ТК.

Порядок заключения трудового договора . Общий порядок заключения трудового договора (приема на работу) регулируется гл. 11 (ст. 63-71) ТК РФ.

Поступающий на работу, в соответствии со ст. 65 ТК должен представить работодателю следующие документы:

1. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

2. трудовую книжку;

3. страховое свидетельство ГПС;

4. документы воинского учета – для военнообязанных лиц, подлежащих призыву на военную службу;

5. документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Трудовой договор должен быть заключен в письменной форме, составлен в 2-х экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.

Оформленный надлежащим образом трудовой договор считается заключенным, если работник был допущен к работе с ведома работодателя. Оформление трудового договора должно быть произведено в течение 3-х рабочих дней со дня фактического допущения к работе (ст. 67 ТК). В этот срок прием на работу оформляется приказом (распоряжением).

До подписания трудового договора работодатель должен ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка под роспись.

При заключении трудового договора соглашением сторон может быть установлено испытание, цель которого – проверка соответствия работника поручаемой работе (ст. 70 ТК РФ).

Срок испытания не может превышать 3-х месяцев (для руководителей 6 месяцев).

Изменение трудового договора. По соглашению сторон возможно любое изменение условий трудового договора в любое время, на любой срок, по любым причинам при соблюдении фундаментального требования: не должно нарушаться трудовое законодательство и не должно ухудшаться положение работника по сравнению с законодательно установленным. В этом случае требуется письменное оформление достигнутого соглашения. Об этом свидетельствует ст. 72 ТК РФ.

Если инициатива исходит от работника, необходимо:

1. его письменное заявление;

2. резолюция работодателя;

3. оформление достигнутого соглашения приказом;

4. внесение соответствующей записи в трудовую книжку.

Если инициатива исходит от работодателя, необходимо:

1. письменное согласие работника;

2. оформление его приказом (распоряжением) работодателя;

3. внесение соответствующей записи в трудовую книжку.

Что подразумевает закон под изменением трудового договора? Ответ на этот вопрос имеет большое практическое значение, поскольку различное его толкование зачастую приводит к конфликтной ситуации.

Изменение может состоять:

1. в изменении трудовой функции работника как одного из условий трудового договора. Если трудовая функция определена указанием на специальность, квалификацию или должность, работнику может быть поручена любая работа, входящая в круг обязанностей по данной специальности, квалификации, должности.

Характер трудовой функции должен быть определен в тарифно-квалификационных справочниках работ и профессий, должностных инструкциях и др. нормативных правовых актах, устанавливающих круг обязанностей работников. Об изменении трудовой функции можно говорить тогда, когда работнику адресуются поручения, не предусмотренные названными документами.

Когда работодателями являются физические лица, важно, чтобы в трудовом договоре круг трудовых обязанностей и работ был определен наиболее четко.

2. в изменении условий работы. С учетом особенностей современного периода и нового трудового законодательства, под местом работы следует понимать расположенное в определенной местности юридическое лицо соответствующей организационно-правовой формы и формы собственности, а при уточнении в трудовом договоре структурного подразделения и (или) рабочего места – соответственно и обусловленное трудовым договором подразделения организации и (или) рабочее место. Местом работы у работодателя – физического лица является местонахождение работодателя либо согласованное сторонами место исполнения трудовых обязанностей работником.

3. в смене местности. Под другой местностью понимается другой населенный пункт в соответствии с существующим административно-правовым делением.

Изменением трудового договора является модификация и иных условий труда, относящихся к обязательным (ст. 57 ТК) – система оплаты труда, размер заработной платы, режим труда и отдыха и т.д.

Кроме того, следует квалифицировать как изменение трудового договора – изменение и других, важных именно для данного работника, условий труда.

Виды изменений трудового договора:

1. перевод на другую работу;

2. перемещение на другое рабочее место внутри организации;

3. изменение существенных условий труда;

4. отстранение от работы.

трудовое право гарантия компенсация

Трудовые права и свободы: понятие и гарантии этих прав

Главная задача социальной политики Республики Казахстан - достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Основная задача социального развития общества определяет основные направления социальной политики Казахстана, реализация которых на практике обеспечит создание основных элементов социальной государственности в республике.

В их число входят:

  • - охрана труда и здоровья людей;
  • - установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
  • - обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей;
  • - развитие системы социальных пособий и иных гарантий социальной защиты.

Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих работу.

Государство гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации; обеспечивает предоставление компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации и т. д. Государство уделяет внимание созданию здоровых и безопасных условий труда, обеспечивает введение для лиц, занятых в отраслях с тяжелыми, опасными или вредными условиями труда, дополнительных льгот.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Это понятие охватывает комплекс прав: экономических, социальных и культурных. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная экономическая деятельность; собственность; труд; отдых; здоровье; образование, и призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

Новая система гарантий социально-экономических прав и свобод еще в должной мере не сложилась. Переход на рельсы рыночной экономики пока не обеспечивает осуществления тех социальных функций, которые присущи ее развитым формам. А существовавшие ранее гарантии социально-экономических прав и свобод уже значительно сузились. В связи с этим насущной задачей является реальный поворот к социально ориентированной экономической реформе, курс на которую обозначен как очередная задача государства.

Новая экономическая и социальная роль государства изменила характер государственных гарантий прав и свобод человека в данной сфере, но не снизила его ответственность за создание системы таких гарантий.

Социальная роль государства закреплена в ст. 1 Конституции как одна из важных основ конституционного строя Республики Казахстан.

Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему форм воздействия на их реализацию.

Выделим следующие:

  • 1) законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами;
  • 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;
  • 3) осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы;
  • 4) создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;
  • 5) эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

Применительно к каждому из видов социально-экономических прав и свобод роль государства как их гаранта имеет и специфические формы выражения.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, свобода труда, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование.

Инициируя экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 26, п. 4). Конституционное закрепление свободы предпринимательской деятельности - правовая база и объективно необходимое условие переустройства экономики общества на принципиально новых основах. Рамки этой свободы конкретизированы в Гражданском кодексе РК. Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений, Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 4 ст. 26 Конституции). Важнейшее место в системе социально-экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст. 26 Конституции).

Конституция РК более четко сформулировала права человека в сфере труда, применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом (ст.24 Конституции). Такое содержание прав в сфере труда объективно обусловлено изменением роли государства, переставшего быть единственным собственником всех средств производства и вследствие этого, как раньше, единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым работы.

Однако это не означает устранения государства от обеспечения прав граждан в сфере труда. Его роль здесь многогранна. Государство:

  • 1) запрещает принудительный труд;
  • 2) закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда;
  • 3) утверждает право на защиту от безработицы;
  • 4) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Государство своей политикой призвано создавать и другие условия, способствующие экономическому развитию страны, наиболее полной занятости населения, подготовке квалифицированных кадров работников и управляющих; защите прав человека в сфере труда. Действуют многочисленные нормативные правовые акты (республиканские, межотраслевые, отраслевые), которые определяют государственные нормативные требования охраны труда.

Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностью соответствует положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необходимые условия.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки -- семьи, защищенности материнства и детства. Развернутая система материальных гарантий материнства и детства предусматривает перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п.

К числу социально-экономических прав и свобод относится, и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции). Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ст. 28 Конституции).

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 26 Конституции), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 29 Конституции). Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 31 Конституции). Государственная гарантия права на благоприятную окружающую среду заключается, прежде всего, в законодательном установлении системы нормативов ее качества, контроля за их соблюдением всеми субъектами, деятельность которых влияет на окружающую среду. Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и сама природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее использования, нагрузки на нее.

Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и частных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.30 Конституции).

Трудовые права и свободы (ст.24 Конституции РК) включают право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку, право на отдых.

Комплекс трудовых отношений регулируется Трудовым кодексом, принятым 15 мая 2007 г.. Целью трудового законодательства Республики Казахстан является правовое регулирование трудовых отношений и иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, направленное на защиту прав и интересов сторон трудовых отношений, установление минимальных гарантий прав и свобод в сфере труда (ст.3 ТК РК).

Кодекс закрепляет основные принципы регулирования трудовых отношений: свободу труда, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, защиту от безработицы, обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, равенство прав и возможностей работников, обеспечение права каждого работника на справедливое вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы, обеспечение права на объединение, социальное партнерство и др.(ст.4 ТК РК).

Конституция Республики Казахстан закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество (бомжи) и т. д. Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода труда реализуется через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т. д.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания. Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, вытекающих из военной службы, условий чрезвычайного положения или приговора суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией Международной организации труда № 29 (1930 г.), а также Трудовым кодексом РК (ст. 8).

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимателю или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно, чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Трудовой Кодекс защищает работника от необоснованных увольнений, предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т. е. лиц наемного труда), Конституция гарантирует установление законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Трудовой кодекс (ст. 77) устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Законом установлены все предусмотренные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят и более высокие стандарты .

Право на забастовку - демократическое право, признаваемое международным правом, конституциями и законами большинства стран мира как выражение демократизма трудовых отношений. Забастовка - временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Останавливая работу, работники стремятся оказать давление на работодателя и вынудить его удовлетворить их экономические требования. Забастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор, а потому неправомерный запрет забастовки равносилен применению принудительного труда.

В мировой практике встречаются различные виды забастовок - «сидячие», «скользящие», замедление темпов работы и др. Право на забастовку признается международным правом, конституциями и законами большинства стран мира как одно из основных прав и свобод граждан. Однако гарантии этого права обычно распространяются только на экономические забастовки, т. е. с целью разрешения коллективного трудового спора, поэтому не гарантируется право на проведение забастовок солидарности, забастовок с требованием изменения социально-экономической политики правительства. При этом забастовки признаются правомерными только в случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора.

Регламентация осуществления права на забастовку содержится в Трудовом кодексе (гл. 32). Ограничение права на забастовку не противоречит и общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства, а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других. При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Но это законодательство не должно выходить за пределы допускаемых данными актами ограничений. Устанавливать запрет на этих основаниях может только суд.

В соответствии с этими международно-правовыми нормами Трудовой кодекс (ст. 303) вводит перечень незаконных забастовок. Так, забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных законом. Незаконными признаются забастовки в период введения военного или чрезвычайного положения, в органах и организациях Вооруженных Сил и других военных и военизированных формирований, в правоохранительных органах, в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи, а также в организациях, обеспечивающих жизнедеятельность (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Право на забастовку может быть ограничено законом.

Таким образом, Республика Казахстан стремится к созданию условий для полной занятости населения. В этих целях государственная политика направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан; обеспечение социальной защиты в области занятости: обеспечение занятости, включая социальное обеспечение.

Создавая социальное рыночное хозяйство, Республика Казахстан стремится к тому, чтобы обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества.

Вместе с тем государство в различных формах несет ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым: о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц; о смягчении последствий нестабильности в экономике; о снятии внутреннего напряжения в регионах и между отдельными сферами жизни и группами людей.

Средствами обеспечения реализации основных прав и свобод являются их гарантии защиты. Существуют общегосударственные и специфические юридические гарантии. Также существует деление на политические гарантии защиты, юридические и социально-экономические. Где политические, в свою очередь, определяют направленность политики государства в отношении защиты граждан. Юридические гарантии - устанавливают принципы правового государства, а социально-экономические - определяют материальную основу для всех существующих гарантий.

Определяющей гарантией прав и свобод личности в государстве является гарантия признания непосредственно действующими данных прав и свобод, определяющими деятельность законодательной и исполнительной власти, а также местного самоуправления.

Единый правовой статус личности для каждого человека, который проживает на территории Российской Федерации, гарантирует Конституция РФ, которая относит регулирование прав и свобод человека и гражданина к исключительному ведению Российской Федерации.

Гарантом прав и свобод человека и гражданина, согласно Конституции РФ, признается Президент РФ. При Президенте РФ в 1993 году была создана Комиссия по правам человека, которая позднее, а именно в 2004 году, была преобразована в Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. На данный момент действует Положение о Совете, утвержденное Указом Президента РФ №120 от 2011 года. Для гарантированности государственной защиты прав и свобод личности, для их соблюдения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в 1994 году была учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. На сегодняшний день уполномоченным по правам человека является Памфилова Э.А. Уполномоченный по права человека осуществляет свою деятельность на основании Федерального конституционного Закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», принятого в 1997 г.

Таким образом, защита прав и свобод - это либо недопущение нарушений прав и свобод человека и гражданина любыми правовыми и организационными методами, либо восстановление уже нарушенных прав.

Известно также деление гарантий защиты на конституционные, государственные, судебные и личные. Статья 45 Конституции РФ констатирует, что каждый человек имеет право защищать свои права всеми, не запрещенными законом, способами. В этом и состоит личная, собственная защита.

В соответствие с частями 1, 2 статьи 46 Конституции РФ каждому человеку гарантируется судебная защита прав и свобод; решения, действия или бездействие органов власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Помимо этого, все граждане РФ имеют право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, при условии, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты; а также никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Также гражданами РФ могут быть использованы административно-правовые способы защиты своих прав и свобод. Об этом говорит статья 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Подобные обращения, жалобы, заявления могут быть связаны с ущемлением их прав и свобод.

Юридические гарантии защиты прав и свобод личности включают в себя, в частности:

1. обеспечение потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба

2. право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, которая в предусмотренных законом случаях оказывается бесплатно

3. конституционные принципы судопроизводства, например, презумпция невиновности, исключение повторного осуждения за одно и тоже преступление, право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом.

Гарантии правовой защиты прав и свобод личности закреплены не только в положениях основного закона страны, но и в отраслевом законодательстве (гражданском, трудовом и др.). Но, конечно же, необходимо помнить, что у Конституции РФ есть возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, что должно присутствовать в каждом демократическом обществе. Права и свободы человека не абсолютны, в связи с тем, что у каждого окружающего его человека также есть права и свободы.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства и, если это установлено в федеральном законе.

Соответственно, распространение в обществе взглядов, которые направлены на разжигание расовой или национальной ненависти, сведений, причиняющих ущерб интересам обороны и безопасности государства, строго запрещено. Законодательством также возможно ограничить въезд или проживание в каком-либо районе на территории государства, в случае наличия опасности для жизни и здоровья населения. Законом ограничены и права на выезд лиц, которые обладают информацией государственной тайны, в целях государственной безопасности.

Таким образом, Конституция Российской Федерации определила эффективный механизм защиты прав человека, основные положения которого соответствуют требованиям Всеобщей декларации прав человека 1948 года, а также требованиям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Данные требования заключаются в следующем:

1. запрещение законов в Российской Федерации, которые отменяют и умаляют права человека и гражданина;

2. признание за всеми гражданами возможности для правовой защиты своих собственных прав;

3. предоставление людям права на личную защиту своих прав любыми способами, не запрещенными законом;

4. закрепление обязанностей законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления обеспечивать и защищать права граждан своей страны;

5. провозглашение гарантом прав и свобод человека и гражданина Президента РФ;

6. гарантирование каждому лицу права на государственную, судебную защиту его прав, в том числе право обжаловать в суд действия или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц;

7. предоставление юрисдикции межгосударственных органов по защите прав человека.

И, конечно же, особое место среди социально-экономических прав занимают права в сфере трудовых отношений. Однако, условия рыночных отношений, рост малых и средних предприятий снижают защищенность граждан. Снижается уровень гарантий трудовых прав граждан, а именно наемных работников. Необходимо отметить, что защищенность работников это одна из главных проблем демократии. В Трудовом кодексе РФ решаются конкретные вопросы защищенности, например вопрос о неблагоприятных условиях труда. Конкретное разрешение в новом Трудовом кодексе нашли вопросы защищенности от дискриминации, от посягательств на достоинство в рамках трудовых правоотношений, от неблагоприятных и вредных условий труда.

В заключении необходимо отметить, что под защитой трудовых прав следует понимать «реализацию защитной функции трудового права, которая отражает и защитную функцию государства».

В систему защиты прав человека включаются судебная, несудебная защита и деятельность неправительственных правозащитных организаций. Из них судебная защита выступает основным способом защиты трудовых прав. Несудебные формы защиты прав человека известны как государственные и общественные.

Понятие гарантий трудовых прав

Определение 1

Под трудовым правом понимают одну из отраслей российского права, предметом изучения которой являются правоотношения между субъектами данного права, а именно – работником, работодателем, государством.

Определение 2

Под гарантиями в рамках трудового права понимают законодательно закрепленные нормы трудового законодательства, за соблюдением которых ведется контрольно/надзорная деятельность.

Цели гарантий в рамках трудового законодательства

Замечание 1

Гарантии с одной стороны призваны предупредить совершение правонарушений в рамках данной отрасли права, при этом устанавливая границы допустимого правового поведения субъектами трудовых правоотношений.

С другой стороны гарантии восстанавливают нарушенные права, дают возможность потерпевшей стороне обжаловать неправомерные действия в отношении него в рамках трудового законодательства. Так же, гарантии в рамках трудового права дают возможность потерпевшей стороне требовать возмещение нанесенного вреда как морального, так и материального.

Общие гарантии трудовых прав

Рост защищенности работников правовыми средствами регулирования в сфере трудовых правоотношений стало основной из приоритетных задач в рамках развития трудового права. Данная позиция основывается на расширении полномочий профсоюзов, а так же возможностей дополнительного регулирования сферы труда в зависимости от формулирования положений трудового договора. При этом на законодательном уровне установлены минимально допустимые рамки труда, за которые условия трудового договора выходить не могут.

Активно идет развитие в плане правового регулирования трудовых отношений, именуемых социально-партнерскими. Одной из основных целей нового трудового законодательства является обеспечение социальной защищенности работников в рамках трудовых правоотношений.

Замечание 2

Базовые гарантии трудовых прав граждан закреплены в основном законе страны и выражаются в возможности заниматься трудовой деятельностью , то есть право на труд. Данное право реализуется, прежде всего, через государственную службу занятости. В рамках данной службы безработным гражданам предоставляется временное пособие по безработице, возможность получить направление по вакансии, возможность устроиться на временные работы или пройти обучающие курсу, которые повысят шансы найти работу.

Одной из гарантий является возможность субъектов трудовых правоотношений свободно обращаться в уполномоченные органы с целью разрешения трудовых споров.

Хотя, большинство исследователей обращают внимание, прежде всего, на гарантии для работников как менее защищенных субъектов трудовых правоотношений, законодательство дает гарантии и по защите работодателей.

Среди гарантий для работодателей основными являются следующие:

  • равное право на доступ к рынку, различному роду ресурсов всех субъектов предпринимательской деятельности вне зависимости от правовых форм организации и видов;
  • регистрация всех работодателей и не возможность отказа им в этом праве по причинам нецелесообразности;
  • защита собственности, прав, интересов всех отечественных субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют ее на территории иностранных государств на основании международного права, а так же соглашений достигнутых между Россией и данными государствами.

Одной из гарантий в рамках трудового законодательства является взаимная ответственность между субъектами данной отрасли права, а так же правовые последствия в виде того или иного наказания за данные правонарушения, что преследует цель пресечения правонарушений.

Это участники трудовых отношений и иных связанных с ними отношений.

Виды субъектов тп

1. Субъектами трудовых отношений являются работник и работодатель

2. Субъектами иных отношений являются:

1) представители работников

2) представители работодателей (руководитель или иное уполномоченное им лицо)

3) органы службы занятости

4) органы, рассматривающие трудовые споры (КТС, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, суд)

5) контрольно-надзорные органы

6) органы по социальному обеспечению (Фонды)

7) социальные партнеры (представители работников, представители работодателей и их объединения)

Каждый субъект ТП характеризуется трудовым правовым статусом, в который включаются:

1) правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность)

2) права и обязанности

3) гарантии прав субъектов

4) ответственность

Работник как субъект тп

Работник – это физ. лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Трудовая правосубъектность работника состоит из 2 элементов: праводееспособности и деликтоспособности. Трудовая праводееспособность возникает с достижением возраста, с которого допускается прием на работу на общих основаниях (с 16 лет). До 16 лет трудовая праводееспособность может возникнуть в следующих случаях:

1) с 14 лет при наличии согласия одного из родителей или попечителя, согласия органа опеки и попечительства в свободное от учебы время для выполнения легкого труда, не причиняющего вред здоровью и не нарушающего процесс обучения.

2) Лица, не достигшие 14 лет, могут работать в организациях кинематографии, в театрах, цирках, театральных и концертных организациях, при соблюдении следующих условий:

Согласие 1 из родителей или опекуна;

С разрешения органа опеки и попечительства;

Работа должна быть легкой, невредной, не должна причинять вред нравственному развитию несовершеннолетнего.

Трудовой договор заключают законные представители.

Случаи ограничения трудовой праводееспособности

1) в отношении некоторых категорий работников, в целях охраны их труда (в отношении женщин, подростков, инвалидов);

2) в отношении работников, поступающих на государственную службу;

3) в отношении лиц, ограниченных в трудоспособности решением суда (в случае запрета заниматься определенным видом деятельности, в случае дисквалификации работника)

Трудовая деликтоспособность – способность отвечать своим имуществом за причиненный вред, нести материальную ответственность. Трудовая деликтоспособность возникает с 14 лет и прекращается со смертью.

Права и обязанности работника

Статья 21 ТК.

Гарантии трудовых прав

1. Гарантии при приеме на работу (ст.64)

2. Гарантии при расторжении трудового договора (гл.27 ст.261, 269, 279)

3. Гарантии работникам, совмещающим работу с обучением (гл.26)

4. Гарантии работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей (гл.25)

5. Гарантии по оплате труда работников (ст.130)

6. Гарантии лицам, работающим по совместительству (ст.287)

7. Гарантии женщинам и лицам с семейными обязанностями (ст.259, 260, 261, 264)

8. Гарантии работникам, при направлении их в служебные командировки (гл.24)

9. гарантии работникам, направляемым на работу в представительство заграницу

10. Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора (ст.405)

11. Гарантии работникам в связи с участием в забастовке (ст.414)

12. Другие гарантии.