Банкроство предприятия: стандартные и упрощённые процедуры. Основные положения несостоятельности (банкротства)

Процедура банкротства - это организационно-правовой процесс, который применяется к должнику для признания его неплатежеспособным. Законодательство РФ устанавливает, что процедура состоит из 5 этапов: наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство и мировое соглашение (такое соглашение заключается далеко не всегда). Четкое и правильное выполнение этих шагов может обеспечить максимальную защиту интересов - как должника, так и кредитора.

Закон РФ о банкротстве предприятия

Процедура банкротства урегулирована законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Для защиты своих прав и обязанностей все заинтересованные участники (должник, кредитор и третьи лица) должны подробно ознакомиться с данным документом. Нужно помнить, что нормативная база постоянно обновляется, поэтому желательно использовать последнюю редакцию закона РФ «О банкротстве» со всеми изменениями и дополнениями.

Так как процедура банкротства юридического лица является сложной и имеет множество нюансов, то рациональным является решение воспользоваться услугами юриста, специализирующегося на производственном праве. Он может помочь грамотно собрать пакет необходимых документов, предоставить консультации по проведению санации (оздоровления предприятия) и др. Обращение к опытному специалисту — это гарантия осуществления процесса банкротства в соответствии с законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)».

Пошаговая инструкция банкротства

Процедура банкротства, согласно закону РФ «О банкротстве», включается в себя пять этапов: наблюдение, внешний контроль, финансовое оздоровление, конкурсное производство и мировое соглашение. Однако для ее начала нужно осуществить еще два действия: подать заявление о неплатежеспособности субъекта в арбитражный суд и получить подтверждение суда об обоснованности предоставленных доказательств.

На практике процедура банкротства может длиться около 9-10 месяцев. Это связано с тем, что лишь 10-15% неплатежеспособных предприятий могут позволить себе применить финансовое оздоровление и внешний контроль (главная причина - полное отсутствие денежных средств).

Если говорить о мировом соглашении - это факультативный этап процедуры банкротства, и, как правило, в отечественной практике не применяется.

Наблюдение — первая стадия процедуры банкротства

Главой 4 закона «О банкротстве» закреплена необходимость проведения рассматриваемой стадии. Процедура наблюдения при банкротстве устанавливается на срок до 7 месяцев. К главным целям стадии относят:

  • анализ, оценку и поиск способов сохранения финансовых активов «проблемного» субъекта;
  • проведение первого собрания кредиторов;
  • составление реестра требований кредиторов к неплатежеспособному субъекту.

На этой стадии деятельность предприятия не останавливается, работники продолжают выполнять свои трудовые обязанности, однако органы управления ограничиваются в определенных действиях. К ним относят запреты на: реорганизацию предприятия-должника и создание юридических лиц, филиалов и представительств.

На данной стадии появляется лицо, уполномоченное контролировать деятельность должника — временный управляющий. Именно на основе составленного им отчета о финансовом состоянии предприятия арбитражный суд принимает решение о прекращении процедуры банкротства (должник признается платежеспособным) или необходимости наступления стадии внешнего управления.

Юристы утверждают, что на данном этапе процедуры банкротства негативные последствия имеют лишь временное действие, и, как правило, не влияют на обычную деятельность должника.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Процедура финансового оздоровления — это процесс удовлетворения финансовых требований кредиторов и возвращение должнику статуса платежеспособного. Этот этап, согласно закону «О банкротстве», может длиться до 2 лет. Финансовое оздоровление — это совместное добровольное согласие кредиторов и должника выйти из кризисной ситуации на основе компромисса. На этой стадии процедура банкротства заключается в следующем:

  1. На общем собрании кредиторы и должник составляют график погашения долгов, который должен создаваться с учетом предусмотренных законом «О банкротстве» (ст. 134) очередей:
    • первоначально производятся выплаты по текущим платежам (п. 2 ст. 134 ФЗ № 127);
    • далее расчеты осуществляются по правилам п. 3 ст. 134 ФЗ № 127:
  • первую очередь производятся выплаты гражданам в процедуре банкротства, вытекающие из обязательств по причинению вреда жизни и здоровью;
  • во вторую очередь по процедуре банкротства производится возмещение заработной платы и выплата выходных пособий;
  • в третью очередь производятся расчеты с иными кредиторами;
  • далее производятся расчеты с кредиторами по сделкам, которые были признаны недействительными.
  1. Должник ищет возможные источники получения денежных средств для погашения долговых обязательств: обращение к третьим лицам, кредитным и банковским учреждениям.
  2. Погашение должником кредиторских требований. Если на этой стадии будут осуществлены все выплаты в установленные сроки, то процедура банкротствазакончится признанием предприятия платежеспособным.

Юристы подчеркивают, что финансовое оздоровление — отличный шанс для кредиторов полностью сохранить свои денежные взносы. Это обусловлено тем, что на данном этапе появляются поручители (банковские, кредитные или другие организации), которые в свою очередь будут вынуждены погасить задолженность неплатежеспособного субъекта.

Внешнее управление как альтернативный способ оздоровления предприятия

Внешнее управление как процедура банкротства уместно, когда существует подозрение в некомпетентности руководящих органов неплатежеспособного субъекта. В таком случае назначается внешний управляющий. Согласно общему правилу эта стадия предусмотрена только для юридических лиц, однако закон «О банкротстве» делает исключение для крупных фермерских хозяйств. Внешнее управление может устанавливаться арбитражным судом сроком до 18 месяцев с возможностью продления на 6 месяцев.

На собрании кредиторов решается обоснованность проведения внешнего контроля и составляется план его проведения. На данной стадии процедуры банкротства должник может воспользоваться правом моратория (приостановление выплаты кредиторских требований и обязательных государственных платежей). То есть по решению арбитражного суда должник может использовать имеющиеся средства на поиск путей оздоровления предприятия.

После окончания 18-месячного срока данного этапа процедуры банкротства внешний управляющий составляет отчет о результатах. Если кредиторы сочтут нужным продолжить внешнее управление, то они должны обратиться в арбитражный суд с таким заявлением .

Конкурсное производство - этап реализации средств должника на публичных торгах

Конкурсное производство как процедура банкротства считается конечной обязательной стадией банкротства . Арбитражный суд провозглашает данный этап, когда исчерпаны все возможные пути оздоровления должника. Цель такого конкурса заключается в продаже всех финансовых активов должника для удовлетворения требований кредиторов и оплаты обязательных государственных платежей.

Срок данного этапа не должен превышать 1 год, а в случае необходимости может быть продлен на срок до 6 месяцев. Как только арбитражный суд принимает решение о начале конкурса, полномочия органов управления должника прекращаются и передаются конкурсному управляющему.

Финансовые активы должника, реализованные на публичных торгах, используются для удовлетворения требований кредиторов и оплаты государственных обязательных платежей.

Мировое соглашение — факультативный этап процесса банкротства

Данная стадия может быть проведена на любом этапе процесса банкротства (наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурса). Цель мирового соглашения — достижение компромисса между кредитором и должником путем удовлетворения финансовых требований первого и возобновления платежеспособности должника.

Практика свидетельствует, что мировое соглашение — это наиболее цивилизованный способ завершения процедуры банкротства, поскольку он позволяет:

  1. Полностью восстановить финансовую деятельность должника и устранить опасность потери кредиторских денежных средств.
  2. Ликвидировать должника на взаимоприемлемых условиях, которые предусмотрены в мировом соглашении.

Упрощенная процедура банкротства ООО

Законодатель предусматривает упрощенный вариант банкротства юрлица. Он заключается в том, что стадии процедуры банкротства, такие как внешнее управление, финансовое оздоровление, внешнее наблюдение, не проводятся. Это существенно экономит время и денежные средства участников. Однако упрощенная процедура банкротства может применяться в 2 случаях:

  1. Когда речь идет о банкротстве ликвидируемого должника. Если стоимость всего имущества, которое находится в собственности ООО, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то такое юрлицо ликвидируется в порядке конкурсного производства. Однако в арбитражный суд с заявлением о банкротстве обратиться все же нужно, в противном случае уполномоченные лица будут привлечены к наказанию за сокрытие информации об имуществе от кредиторов.
  2. Когда речь идет о банкротстве отсутствующего должника. Конкурсный кредитор или уполномоченный орган подает заявление о банкротстве в арбитражный суд только при наступлении одного из следующих обстоятельств:
    • имущество должника не позволяет покрыть расходы по делу о банкротстве;
    • если в течение 12 месяцев со дня обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве на счетах должника не проводилось никаких операций;
    • если должник (с случае с юрлицом - его руководитель) отсутствует и установить его местонахождение не представляется возможным;
    • при наличии иных признаков отсутствия ведения предпринимательской деятельности должника.

После того как было принято заявление, арбитражный суд в течение 1 месяца рассматривает его и в случае принятия положительного решения назначает процедуру конкурсного производства. Остальные этапы банкротства юридического лица не применяются.

Особенности процесса банкротства для некоторых юридических лиц

Как было указано выше, законом РФ «О банкротстве» установлено, что процедура банкротствасостоит из 5 этапов: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурс и мировое соглашение, однако не указана строгая необходимость прохождения каждого вышеперечисленного этапа для всех случаев банкротства. Выделяют один критерий, по которому определяют потребность прохождения всех этапов (для юридических лиц), — это организационно-правовая форма субъекта хозяйствования (простые, кредитные, страховые, банковские, сельскохозяйственные, градообразующие организации).

Закон указывает, что юридические лица любой организационно-правовой формы хозяйствования подлежат прохождению всех стадий процедуры банкротства, кроме:

  1. Сельскохозяйственных предприятий. Так как данные субъекты осуществляют свою деятельность в зависимости от определенных погодных и сезонных условий, то суд по своему усмотрению устанавливает необходимость прохождения наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления в установленные законом сроки. На практике данные этапы назначаются, когда наступает сезон основной деятельности таких организаций.
  2. Кредитных учреждений. Статья 189.13. закона «О несостоятельности (банкротстве)» исключает из процедуры банкротстваэтих субъектов такие этапы, как наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление и мировое соглашение. Применяется только конкурсное производство.
  3. Страховых организаций. Законодательство исключает из процесса банкротства этих субъектов внешнее управление и финансовое оздоровление. Применяются только наблюдение, конкурс (аукцион) и мировое соглашение.

Процедура банкротства — это сложный и длительный процесс, суть которого заключается в максимальной защите интересов должника и кредитора. Главная задача сторон заключается в четком соблюдении всех требований и этапов, предусмотренных законом РФ «О банкротстве».

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

Цель лекции: дать общую характеристику законодательства о несостоятельности (банкротстве) России и зарубежных стран, определиться с понятиями «несостоятельность» и «банкротство»

План лекции

1. Мировые системы несостоятельности

2. Соотношение понятий несостоятельности и банкротства

3. Понятие несостоятельности (банкротства) по современному российскому законодательству

4. Характеристика современного отечественного законодательства о несостоятельности (банкротстве)

Вопрос 1. Мировые системы несостоятельности

Законодательство о несостоятельности, независимо от правовой системы, имеет общую социально полезную цель - разрешение специфической кризисной си­туации в отношении должника и кредиторов, состоящей в неспособности должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов.

Пути (способы) достижения этой цели задаются направленностью национального законодательства, определяющей приоритеты в защите интересов кредиторов и должника и зависящей от правовых традиций, экономического, политического и социального положения в стране.

Основными критериями оценки всякого правового регулирования несостоятельности (банкротства) являются:

1) в какой степени та или иная система законодательства при регулировании реабилитационных процедур посягает на права конкретных кредиторов;

2) насколько легко должник может добиться введения подобных реабилитационных процедур;

3) доверяет ли законодательство прежней администрации должника (в первую очередь руководителю организации) осуществлять меры по реабилитации должника, либо для этих целей требуется назначение арбитражного управляющего.

Существующие в промышленно развитых странах системы несостоятельности (банкротства) можно условно разделить на продолжниковские и прокредиторские.

Суть первой системы сводится к защите интересов должников, которые по тем или иным причинам попали в тяжелое финансовое положение. Государство стремится создать для таких субъектов все необходимые условия по выходу из критической ситуации, в том числе помочь должнику освободиться от долгов и получить возможность нового старта ("fresh start"). Продолжниковские системы действуют, например, во Франции и США.

Вторая система несостоятельности применяется в Европе (за исключением Франции). Для нее главной целью является защита интересов кредиторов путем полного удовлетворения их требований в результате эффективного распределения активов должника среди кредиторов под жестким контролем за сохранностью активов должника и оперативной его ликвидацией. Однако такой подход нельзя считать оптимальным. Структура производительных сил такова, что уже нельзя просто продать имущество должника и распределить вырученное среди кредиторов. Сохранение в целостности технологического комплекса должника выгодно как кредиторам, так и всей экономической системе.

Современное регулирование банкротства за рубежом Австралия

В Австралии вопросы банкротства и несостоятельности регулируются «Законом о банкротстве» 1966 года. В соответствии с указанным законом процедура банкротства применяется только к физическим лицам. Для несостоятельных организаций допустимы только процедура внешнего управления либо ликвидация.

Объявление себя банкротом может быть сделано путем направления соответствующего заявления в Службу банкротства и арбитражных управляющих Австралии.

Кроме того, должник может быть объявлен банкротом, если в результате рассмотрения требования кредитора в специализированном Федеральном магистратском суде было вынесено постановление об аресте имущества должника.

Банкрот обязан представить в Службу банкротства и арбитражных управляющих Австралии ревизорский бухгалтерский баланс, содержащий сведения о своем имуществе и обязательствах. Без представления данного документа снятие статуса банкрота является невозможным.

Обычно статус банкрота сохраняется в течение трех лет с момента подачи ревизорского бухгалтерского баланса, однако при наличии достаточных оснований срок может быть продлен на дополнительный период от двух до пяти лет. В частности, основаниями для продления статуса банкрота могут стать неуплата подоходного налога или непредоставление сведений о доходах, полученных после приобретения статуса банкрота.

Статус банкрота в Австралии предполагает определенные ограничения в правах. Например, банкрот должен получать специальное разрешение на выезд за рубеж, а также не может свободно иметь в собственности отдельные виды дорогостоящего имущества.

Статус банкрота снимается досрочно, если банкрот полностью рассчитывается со своими кредиторами или заключает с ними мировое соглашение о прощении задолженности.

Канада

В Канаде банкротство регулируется нормами федерального закона «О банкротстве и несостоятельности», который распространет свое действие как на организации, так и на граждан. Правильность и законность процедуры банкротства контролирует Управляющий по банкротствам. Распоряжение имуществом банкрота осуществляет конурсный управляющий, который обязан проверять законность заключенных банкротом сделок, председательствовать на собраниях кредиторов, ходатайствововть о продлении статуса банкрота, распределять денежные средства, полученные от продажи имущества должника, между кредиторами. Распространенной альтернативой банкротству в Канаде является заключение «Соглашения о погашении долга», которое предполагает договор между кредиторами и должником о погашении последним части долга в течение установленного сторонами срока, при условии полного прощения задолженности. Должник вправе выходить с предложением о заключении такого соглашения, если его задолженность составляет от 5 000 до 75 000 долларов (в эту сумму не включаются обязательства по ипотеке недвижимости, являющейся единственным местом жительства). Если кредитор не принимает соглашения в течение 45 дней, то начинается общая процедура банкротства.

Нидерланды

Голландский «Кодекс законов о банкротстве» предусматривает три различные процедуры:

· банкротство, которое применяется как к гражданам, так и организациям и целью которого является распределение имущества должника среди кредиторов;

· мировое соглашение, которое заключается с организацией-должником;

· прощение долга- процедура, применяемая только к гражданам.

Российский Закон о несостоятельности сочетает элементы двух систем банкротства. Это делает отечественную систему несостоятельности гибкой, позволяющей в полной мере учитывать условия несостоятельности должника применительно к каждому конкретному случаю. Именно такой подход направлен на обеспечение стабильности и устойчивого роста национальной экономики. Необходим такой механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти разумный баланс между созданием максимальных условий для сохранения действующих организаций и степенью ущемления прав кредиторов. Достижение этой цели крайне затруднено в силу природы несостоятельности, когда, с одной стороны, у должника недостаточно средств для удовлетворения требований всех кредиторов, что порождает естественное желание разделить имеющиеся средства как можно раньше (чтобы защитить интересы кредиторов), а с другой стороны, в ряде случаев необходимо продолжение функционирования должника, если это будет способствовать его выходу из кризисного положения (в конечном счете это выгодно как должнику, так и кредиторам).

Вопрос 2. Соотношение понятий несостоятельности и банкротства

Закон 2002 г., как и предшествующие ему акты, понятия «несостоятельность» и «банкротство» рассматривает как синонимы. Не отграничиваются эти понятия и в других современных законодательных актах, а именно, в: ГК РФ, Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральном законе от 24 июня 1999 г. «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», АПК РФ, а также УК РФ и КоАП РФ.

С точки зрения как теории, так и практики очень важным представляется ответ на вопрос: действительно ли несостоятельность означает банкротство либо эти термины имеют самостоятельное значение, и, следовательно, их необходимо дифференцировать?

Банкротство – (по Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова) 1. Несостоятельность, сопровождающаяся прекращение платежей по долговым обязательствам. 2. перен. Полная несостоятельность, провал, крушение.

В дореволюционный период развития отечественного права эти понятия разграничивались следующим образом. Несостоятельность рассматривалась как понятие гражданского права, а банкротство – уголовного права. Банкротством признавалась несостоятельность, сопряженная с таким виновным (умышленным или неосторожным) преступным поведением должника, которое причиняло или ставило цель причинить вред кредиторам. То есть банкротство не рассматривалось в качестве обязательного признака несостоятельности.

В связи с этим в отечественном дореволюционном праве возникла дискуссия о том, с какого момента должны применяться уголовные нормы к банкроту. По мнению Г. Ф. Шершеневича, компетенция уголовного суда по вопросу о наличии преступных действий должника (то есть признаков банкротства) должна начинаться с момента признания несостоятельности и определения ее свойства гражданским судом. Таким образом решения гражданского суда были принципиальными для возбуждения уголовного преследования. Однако на практике конкурсное управление призвано было осуществлять не свойственные ему функции публичного обвинения. Это привело к бездействию конкурсного управления в этом направлении. Решить дело было крайне сложно, поскольку все материалы попадали в уголовное судопроизводство слишком поздно, уже на завершающем этапе конкурсного производства.

Среди современных юристов нет однозначного мнения по вопросу о соотношении понятий «несостоятельность» и «банкротство».

Есть мнение, согласно которому российский законодатель поступил правильно, подкрепив термин «несостоятельность» распространенным термином «банкротство» (П. Д. Баренбойм).

Другая точка зрения: с этим мнением нельзя согласиться, поскольку речь идет не просто об употреблении терминов, а о принципиальной разнице между этими понятиями. Эта разница, будучи законодательно закрепленной, должна повлечь различные правовые последствия для несостоятельных и банкротов, разное отношение к ним (Е. В. Смирнова, М. В. Телюкина).

Анализ мнений ученых, придерживающихся этой точки зрения по вопросам дифференциации понятий «несостоятельность» и «банкротство» позволяет сделать вывод о наличии совершенно разных взглядов на данную проблему.

Ряд сторонников этой точки зрения придерживаются традициям отечественного права, согласно которому термин «банкротство» имеет узкое, строго специальное значение, описывающее частный случай несостоятельности, когда неплатежеспособный должник виновно совершает уголовно наказуемые деяния, наносящие ущерб кредиторам. То есть, они разграничивают рассматриваемые категории по критерию причинения его действиями вреда кредиторам.

Другие ученые полагают, что термины «несостоятельность» и «банкротство» следует разграничить, но по другому критерию (не связанному с уголовным правом), а именно по признаку неоплатности (в зависимости от наличия этого критерия). Несостоятельность, по их мнению, - это неплатежеспособность, т.е. ситуация, когда должник не способен своевременно надлежащим образом исполнять свои обязательства. Постоянная и продолжительная ситуация несостоятельности приводит к ситуации абсолютной неплатежеспособности, при которой должник не может восстановить свое финансовое положение, продолжение его деятельности становится невозможным и нецелесообразным. Такая несостоятельная организация становится банкротом. То есть, банкрот – это должник, в отношении которого принято решение о ликвидации.

Вопрос 3. Понятие несостоятельности (банкротства)

по современному российскому законодательству

В ст. 2 Закона 2002 г. дается определение несостоятельности (банкротства).

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Законодатель определяет понятие несостоятельности (банкротства) через его существенные черты:

Неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. Денежное обязательство представляет собой обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму. Основанием возникновения таких обязательств могут быть возмездные договоры, по которым сторона в качестве встречного представления за товары, работы, услуги обязана уплатить денежные суммы, иные основания, предусмотренные ГК РФ (например, вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения);

Неспособность должника исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательством.

Таким образом, неспособность должника расплатиться с кредиторами или произвести обязательные платежи в бюджет говорит о его неплатежеспособности. Для того чтобы неплатежеспособность трансформировалась в несостоятельность, необходимо официальное признание ее судом.

Целью банкротства (как процедуры) может являться восстановление платежеспособности должника, реструктуризация задолженности либо удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должника с его последующей ликвидацией. Банкротом может быть признано не только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, но и физическое лицо.

Вопрос 4. Характеристика современного отечественного

законодательства о несостоятельности (банкротстве)

При разработке законодательства о несостоятельности (наряду с такими факторами, как целевая направленность и основные начала законодательства о несостоятельности) надо исходить из следующего принципиального положения. Российское законодательство о несостоятельности действует в условиях перехода к рыночной экономике, значит, при разработке правовой концепции следует учитывать условия переходного периода. В данной сфере правового регулирования не должно быть механического копирования законодательных моделей государств с развитой экономикой, а также дореволюционного и недолгого послереволюционного опыта нашей страны.

Новый закон представляет реальные возможности реабилитации должника как путем осуществления мер по восстановлению его платежеспособности в рамках процедуры финансового оздоровления, внешнего управления, так и путем заключения мирового соглашения.

Например, в ряде промышленно развитых стран положения о финансовом оздоровлении (санации) в том виде, в каком они закреплены в российском Законе о несостоятельности, не предусмотрены, поскольку они не во всем соответствуют принципам рыночной экономики. Однако для экономики России на переходном этапе санация, реализуемая в той или иной форме, имеет жизненно важное значение. Без финансовой поддержки многие хозяйствующие субъекты, в деятельности которых государство заинтересовано, будут признаны в установленном законом порядке банкротами. Это грозит еще большими бедами экономике страны и может привести к серьезным социально-экономическим последствиям в обществе. Поэтому вопросы социальной защиты членов трудового коллектива необходимо учитывать при применении процедур несостоятельности (банкротства).

С данной позиции следует рассматривать и применение такой процедуры, как внешнее управление, а также внесудебных процедур.

Отечественное законодательство о несостоятельности строится на следующих принципах:

обоснованность возбуждения дела о несостоятельности должника и введения конкретной процедуры банкротства;

управляемость конкурсных отношений;

соблюдение баланса интересов долж­ника и кредиторов в процессе реализации конкретных правовых средств.

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) формируется и развивается на стыке публичного и частного права, носит комплексный характер. Характерная особенность Закона 2002 г. состоит в том, что он вобрал в себя нормы и материального права (гражданского, административного, финансового, трудового и др.), и процессуального права, т.е. установил не только правила поведения участников общественных отношений по поводу несостоятельности, но и механизм реализации материальных норм. Некоторые вопросы несостоятельности (банкротства) получили отражение в части первой ГК РФ (ст. 25, 61, 64, 65). В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит одним из оснований для ликвидации юридического лица. Другие вопросы (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права.

В силу ст. 32 Закона 2002 г. дела о банкротстве юридических и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными данным Законом. Нормы, устанавливающие порядок судебного рассмотрения дел этой категории, отражены в Главе 28 АПК РФ от 24 июля 2002 г. Это означает, что АПК РФ выполняет роль общего процессуального закона, нормы которого применяются к регулируемым отношениям, если иное не установлено Законом о несостоятельности.

Специфика регулирования отношений, связанных с несостоятельностью юридических и физических лиц, содержится не только в Законе о несостоятельности, но и в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральном законе от 24 июня 1999 г. «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».

Последние изменения Закона о банкротстве

Согласно прогнозу председателя Высшего арбитражного суда (ВАС) Антона Иванова, число дел о банкротстве в России может возрасти на 30–40% в ближайшее время. При этом в результате процедуры банкротства кредиторы в России получают меньше 10% необходимой суммы, в то время как за рубежом – около 50%. Так происходит по многим причинам. Но можно выделить основные: продажа активов по заниженным ценам и прямое или косвенное воздействие основного кредитора на процедуру банкротства для защиты своих интересов, что ущемляет права остальных заимодателей.

В рамках «антикризисного пакета» еще в декабре 2008 года был принят Федеральный закон № 296-ФЗ. Сделанные им изменения по своему объему сопоставимы с текстом закона «О банкротстве» и направлены на смещение баланса защиты интересов в пользу кредиторов. Самое важное – с нового года они получили право на обращение в арбитражный суд со вступления в силу решения суда (а не спустя 30 дней с момента направления исполнительного документа в службу судебных приставов, как раньше). Закон № 296-ФЗ подготовил правовой «плацдарм» для последующих более значимых изменений, которые последовали через несколько месяцев в виде закона № 73-ФЗ. В преддверии банкротства в России должники, как правило, любыми доступными им способами уменьшают имущество, которое должно входить в конкурсную массу. После вступления в силу закона № 73-ФЗ процедура доказывания недействительности подобных сделок максимально упростилась.

Среди ключевых изменений, внесенных в декабре 2008 г., апреле и июле 2009 г., в Закон о банкротстве стоит отметить следующие:

1. Расширился перечень случаев, когда руководитель должника должен подавать заявление о банкротстве в обязательном порядке.

2. Введены новые основания для оспаривания сделок должника, заключенных до подачи заявления о признании должника банкротом

3. Установлена ответственность «контролирующих должника лиц» (к которым относятся не только генеральные директора, но и акционеры, участники, иные лица) за отсутствие или искажение документов бухгалтерского учета, за действия или бездействия, которые привели к банкротству должника.

4. Предусматривается создание единого федерального реестра о банкротстве.

5. Запрет на взыскание на заложенное имущество в судебном порядке с даты введения наблюдения.

Известные российские банкротства

· с 2009г. по н.в. - банкротство «Фаэтон-Аэро» (сеть АЗС в Санкт-Петербурге и Ленобласти)

Известные мировые банкротства

· 2009 General Motors (США)

Библиографический список

Нормативные акты

1. Конституция РФ.

2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

3. Гражданский кодекс РФ.

4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (с последующими изм. и доп.).

5. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с последующими изм. и доп.).

6. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» (с последующими изм. и доп.).

См.: Устав о банкротах 1800 г., Устав о торговой несостоятельности 1832 г., Закон «О правах и обязанностях семейственных» (Свод законов Российской Империи. Т. Х. Ч. 1), мнения некоторых русских ученых конца XIX - начала XX века, в частности Г.Ф. Шершеневича, П.П. Цитовича, А.Ф. Трайнина.

На сегодняшний день в России действует прокредиторская система банкротства, дающая шанс должнику не просто законно освободиться от долгов, но и сохранить свое место в рамках рыночной системы. В развивающейся рыночной экономике массовое банкротство организаций может привести к кризису всей экономической системы. Возможности финансового оздоровления компаний и восстановления предусмотрены процедурой банкротства. Предусмотрена законодательством и ответственность за умышленную несостоятельность.

Система и виды банкротства предприятий в России

Рыночная система устроена таким образом, что её игроки могут оказаться вне системы задолго до того момента, когда их несостоятельность станет общеизвестным фактом. Учреждения, уже не способные держаться на плаву могут добровольно прекратить свою работу, что предусматривается и законом – это добровольное банкротство предприятий.

Нередко под видом добровольного признания себя банкротом, руководители предприятия преследуют корыстные цели, заключающиеся в попытке уйти от ответственности по финансовым обязательствам. В правовой практике такая ситуация получила название – фиктивное банкротство. Признаки фиктивного и преднамеренного банкротства . Также присутствуют ситуации, когда предприятие рядом заведомо неверных управленческих решений, нерентабельных сделок, приводят к состоянию неплатёжеспособности, то есть к умышленной несостоятельности.

В ситуации неплатёжеспособности учреждения, кредиторы могут потребовать исполнения финансовых обязательств через суд, в этом случае имеет место принудительное банкротство.

Если рассматривать моменты неплатёжеспособности предприятий с экономической точки зрения, то можно выделить банкротство:

  • бизнеса, связанного с нерациональным использованием финансовых активов, неверно выбранной стратегией управления и маркетинга;
  • собственника. Формируется, если инвестиционные вливания в оборотные капиталы прекращаются, что препятствует развитию предприятия и поддержанию его рыночной стоимости;
  • производства – оно связано с выпуском неконкурентной продукции.

Также финансовая неспособность компаний может быть реальной и технической. Если в текущем периоде компания не восстановит платёжеспособность и финансовую устойчивость, то можно говорить о реальной несостоятельности. При значительном превышении задолженности дебиторской над кредиторской, можно говорить о банкротстве техническом.

В мировой практике выделяют две основные системы банкротства:

  • Прокредиторская – по сути, система, встающая на сторону кредитора и способствующая наиболее полному удовлетворению его требований.
  • Продебиторская – используемая в России, занимающая сторону должника и дающая ему возможность восстановить свои финансовые позиции при законном освобождении от задолженностей.

Принятие в России на вооружение продебиторской системы объясняется «молодой» рыночной экономикой, в условиях которой сохранить финансовую самостоятельность компаний важно для существования и ликвидности общероссийского рынка в целом.

Правовое регулирование

Правовые основы, определяющие критерии, признаки и порядок процедур, регламентирующих вопросы банкротства, заключены в 127 Федеральном законе. Моменты реализации имущества должника определяются приказом №54 (от 15.02.2010) об утверждении электронных торгов.

Причины и признаки получения фирмой статуса «банкрот»

Весь комплекс причин или факторов банкротства предприятия можно подразделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам можно отнести общие кризисные явления экономики. В их числе:

  • общее снижение платёжеспособности, а, следовательно, и покупательской способности населения;
  • изменение отношения покупателей к определённой категории товаров, снижение спроса на производимый компанией товар.

При освещении данного фактора следует упомянуть о таком явлении, как технологический разрыв. На практике именно это явление является причиной того, что покупатель отказывается от устаревшей техники в пользу усовершенствованных моделей. Кризисы перепроизводства, приводящие к снижению стоимости товара до пределов себестоимости, что автоматически делает производства продукта нерентабельным.

Рост международной конкуренции по отношению к Росси также относится к существенным факторам.

К числу внутренних причин банкротства предприятия принято относить неэффективное управление, недостаточность инвестиционных ресурсов для дальнейшего развития и производство товара, не способного выдержать конкуренцию.

В рамках арбитражного судопроизводства осуществляют основные процедуры:

  • Наблюдение.
  • Финансовое оздоровление.
  • Внешнее управление.
  • Конкурсное производство.

А также упрощённые процедуры и добровольное банкротство.

Инициировать несостоятельность организации согласно законодательству России могут представители кредиторов, должников и уполномоченных государственных органов, например, прокуратура.

В ситуации, когда заявление подаёт сама компания, наступает момент добровольного признания несостоятельности. В этом случае может быть принято решение о сокращённой процедуре.

Наблюдение

Поданное заявление рассматривается арбитражным судом и принимается решение о начале первой стадии банкротства – наблюдении.

Наблюдение начинается с принятия решения о временном управляющем. Данное должностное лицо выбирается из числа специалистов, состоящих в , действующих на территории России. Информация о реестре временных управляющих .

На данном этапе оцениваются активы и имущество, собирается информация об объёмах и характере задолженности, о кредиторах. Проводится первое общее собрание кредиторов, на котором принимается решение о дальнейших действиях в отношении должника.

Наблюдение может длиться несколько месяцев.

Примечательно, что уже на стадии наблюдения проблемы фирмы могут быть решены. В этом случае, судом может быть принято решение о прекращении процесса, если достигнуто мировое соглашение или принято санировать компанию.

Если организация неплатёжеспособна, принимается определение о её ликвидации в добровольно или принудительно и запуске конкурсного производства.

Если организация ещё способна восстановиться в качестве полноправного рыночного игрока, в рамках внешнего управления предпринимаются меры по её восстановлению и финансовому оздоровлению, что предусмотрено институтом банкротства в рамках законодательства.

Внешнее управление организацией

Финансовое оздоровление в рамках внешнего управления предполагает дальнейшую деятельность компании под наблюдением арбитражного управляющего. Учредители предприятия сохраняют свои полномочия, но с рядом ограничений относительно совершаемых сделок. Некоторые их них должны проводиться лишь с согласия управляющего.

Также в рамках оздоровления разрабатывается план-график погашения образовавшейся задолженности, а вся деятельность направляется на его выполнение. Закон отводит на внешнее управление 18 месяцев. Данная процедура может длиться до 2-х лет. При наличии соответствующего прошения со стороны кредиторов или иных её участников может продляться.

На стадии внешнего управления:

  • прекращается управленческая деятельность руководителя и администрации компании;
  • вводится мораторий на любое удовлетворение требований должника.

Также на данной стадии арбитражный управляющий вправе в законном порядке истребовать имеющуюся в отношении несостоятельного предприятия дебиторскую задолженность.

Арбитражным управляющим проводится подробная инвентаризация имущества и активов учреждения, реестр кредиторов, разрабатывается план управления, который представляется для согласования собранию кредиторов, ведётся бухгалтерский и иной финансовый учёт, а также предоставляется отчётность о проводимых мероприятиях. Права и обязанности арбитражного управляющего . Также управляющий вправе возражать против предъявляемых должнику требований.

Внешнее управление завершает решение о прекращении производства по делу, введении конкурсного производства или мирового соглашения.

Так, если требования кредиторов удовлетворены или заключено или другими контрагентами, суд завершает процесс. В противном случае назначается процедура конкурсного производства.

Конкурсное производство

Назначается конкурсный управляющий, основная задача которого посредством реализации имущества должника и удовлетворение требований согласно реестру и очередности кредиторов.

В рамках данной процедуры компания объявляется банкротом и ликвидируется.

Имущество должника повторно инвентаризируется, оценивается и включается в конкурсную массу. Последняя реализуется посредством открытых торгов. Вырученные средства направляются на погашение долгов и расчёт с кредиторами. Конкурсный управляющий отчитывается перед судом и собранием кредиторов. Суд выносит определение о закрытие конкурсного производства и рассмотрения дела. Подробнее о том, что представляет собой конкурсное производство, о полномочиях конкурсного управляющего .

Мировой опыт процедуры банкротства

Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию экономического организма предприятия и неспособности финансового обеспечения производственного процесса, что квалифицируется как банкротство предприятия. Преодоление этого состояния требует применения специальных мер (процедур) либо прекращения деятельности предприятия и его ликвидации. Английские исследователи отмечают, что до конца второго года доживают не более 20-30% вновь возникших фирм. Масштабы банкротств в некоторых европейских странах показаны в табл. 1.2

Таблица 1.2. Масштабы банкротств в некоторых европейских странах (число в год)

Характер жизненного цикла предприятия, особенности существования и развития его в связи с возникновением кризисных ситуаций и банкротств иллюстрирует рис. 1.1. Для каждого предприятия существует предел роста объемов деятельности, при этом одни и те же процессы могут быть и стимулирующими развитие, и тормозящими его.

Американские исследователи зафиксировали определенную закономерность возникновения спада и подъема, кризисных ситуаций и банкротств. Она заключается, во-первых, в периодическом возникновении кризисных ситуаций на всех стадиях жизненного цикла предприятия, а во-вторых, в математически определенной продолжительности циклов спада и подъема, характерных для фирм малого и среднего бизнеса. Так, фаза подъема в среднем длится четыре года (от 1,1 до 7,7 года), а фаза падения – семь лет (от 2 до 12 лет) для исследуемого массива американских фирм.

Рыночная экономика, на протяжении многих столетий являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и по возможности, защиты предприятия от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики механизма защиты предприятий от банкротства и предотвращения его в России.

Система банкротства включает ряд организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства – установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов. Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемое рынком, определяет работу этой системы. Цель создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в России – необходимость структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения для достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.

Рис. 1.2. система банкротства предприятий

Мировой опыт банкротства показывает, что часто предприятие идет на него без необходимых объективных причин. В этом случае банкротство называют преступным. Как правило, в уголовном законодательстве стран Запада преступное банкротство подразделяется на простое и злостное, как и в дореволюционном законодательстве России.

По французскому законодательству понятие «несостоятельность» применимо только к коммерсантам, поэтому к лицам неторговых профессий положения о банкротстве не применяются.

Обязательное банкротство наступает, если коммерсант находится в одной из следующих ситуаций:

1) его личные расходы либо расходы на хозяйство признаны чрезмерными;

2) потрачены значительные суммы как на случайно произведенные операции, так и на заведомо фиктивные;

3) с целью отсрочки констатации прекращения выплат совершены покупки для перепродажи по повышенному курсу;

4) употреблены разорительные средства для создания фондов;

5) не ведется отчетность, соответствующая профилю и важности предприятия.

Фиктивное банкротство наступает, если коммерсант находится в одной из следующих ситуаций:

1) без получения ценностей в обмен он принял в пользу других лиц чрезмерные для его положения обязательства;

2) объявлено о ликвидации имущества, но не удовлетворены обязательства по предыдущим соглашениям с кредиторами;

3) после прекращения выплат одному из кредиторов выплачена некая сумма во вред остальным кредиторам.

Банкротство считается злостным, если коммерсант:

1) изъял свои книги отчетности;

2) растратил или утаил частично либо полностью свой актив;

3) признал себя (в своих записях, публичным актом или документом, не заверенным у нотариуса, своим балансом) должником, а на самом деле никому не должен.

По германскому законодательству банкротом может быть всякий должник, прекративший платежи и подпадающий под конкурс. В нем выделяются три вида уголовно наказуемого банкротства – простое, злостное и особо тяжкий случай банкротства.

Простым банкротством по германскому уголовному праву можно назвать действия лица, которое по собственной небрежности либо не знает об угрожающей или уже наступившей чрезмерной обремененности долгами или неплатежеспособности предприятия или торгового товарищества, либо легкомысленно вызывает их своими действиями.

Уголовное право Германии определяет действия, составляющие злостное банкротство, как и действия лица, которое в условиях чрезмерной обремененности предприятия или торгового товарищества долгами либо при угрозе или уже наступившей неплатежеспособности устраняет, прячет, уничтожает или приводит в негодность составные части имущества, которые в случае конкурсной распродажи вошли бы в конкурсную массу; заключает рискованные спекулятивные или явно убыточные сделки с товарами либо ценными бумагами; растрачивает имущество в азартных играх с непомерно большими ставками; отпускает в кредит товары или реализует ценные бумаги на явно невыгодных условиях или по явно заниженной цене.

Особо тяжкий случай банкротства возникает, когда виновный действует из «своекорыстия» или сознательно ставит многих лиц под угрозу разорения либо того, что они утрачивают доверенные ему ценности.

В Швеции предусматривается ответственность должника, совершающего действия, ведущие к неплатежеспособности: когда он уничтожает или дарит кому-либо свое имущество, иным образом лишает себя значительной части своей собственности, в результате чего он оказывается либо неплатежеспособным, либо существенно ухудшает свою платежеспособность, либо, наконец, оказывается под серьезной угрозой стать неплатежеспособным. Особое внимание обращается на должника, если он скрывает свои активы, сообщает о несуществующем долге, или, опасаясь объявления его банкротом, переводит значительную часть своих активов за пределы Королевства с тем, чтобы они не вошли в конкурсную массу, и таким образом препятствует переходу своих активов к кредиторам. Предусмотрено наказание и для должника, который в связи с объявлением о его неплатежеспособности ставит в привилегированное положение кого-либо из кредиторов, выплачивая ему долг, срок выплаты которого еще не наступил, или иным образом существенно нарушает права других кредиторов.



Понятия “простого” и “злостного” банкротств, совершаемых предпринимателями, в Италии аналогичны определениям этих деяний в других европейских странах. “Злостное” банкротство Италии выражается в сокрытии или уничтожении средств или имущества; в фальсификации или уничтожении отчетности; в признании несуществующих долговых обязательств.

"Простое" банкротство, совершаемое предпринимателем, выражается в
чрезмерных тратах, в осуществлении убыточных операций по грубой
неосторожности в невыполнении обязательств по предупредительному
контракту о банкротстве, в усугублении кризиса несвоевременного
объявления о банкротстве.

Вышеизложенный материал позволяет отметить общность признаковбанкротства в различных законодательных актах: неплатежеспособность,увеличение кредиторской задолженности, нерентабельность сделок илииспользования имущества.

Ходатайство о возбуждении дела о банкротстве может быть подано от само­го должника или от одного или нескольких кредиторов. Если ходатайство исхо­дит от кредитора, то он должен документально доказать неплатежеспособность долж­ника, например, предоставив опротестованный вексель, и внести залог в суд.

Суд проверяет достаточность оснований для открытия дела о банкротстве. Если имущества должника недостаточно для покрытия издержек судопроизводст­ва, то ходатайство отклоняется. В этом случае кредиторы могут прибегнуть к принудительному исполнению.

С момента открытия дела солидарный должник теряет право на управление и распоряжение конкурсной массой. Необходимые документы в принудительном порядке передаются адвокату по банкротству.

Отдельные кредиторы не имеют преимущественного права на выплату долга. Очередность выплат назначается судом по результатам рассмотрения пре­тензий всех кредиторов. К привилегированным относятся требования органов управления территорий по поводу государственных налогов, требования церквей, школ, общественных объединений и попечительских советов. Между непривиле­гированными должниками распределяется оставшаяся часть конкурсной массы в соответствии с размером участия в деле.

Первое собрание кредиторов созывается судом в течение месяца после на­чала конкурса для согласования интересов всех и каждого кредитора. После со­общения адвоката о причинах неплатежеспособности, положении дел на настоя­щий момент и о принятых мерах кредиторы принимают ключевое решение о за­крытии предприятия или продолжении его работы. Решение принимается боль­шинством голосов, которое считается по сумме долговых обязательств каждого кредитора, а при их равенстве - простым большинством.

В случае ликвидации право управлять и распоряжаться конкурсной массой получает адвокат по банкротству, который обязан действовать нейтрально, учи­тывая интересы кредиторов и должника при реализации и разделе между ними конкурсной массы. Адвокат оставляет окончательный расчет и передает его в суд, который созывает последнее собрание кредиторов для принятия решений по квоте банкротства и нереализованному имуществу.


Вернуться назад на

- (от итал. banco-скамья и rotto-сломанный) - неспособность должника платить по своим обязательствам, вернуть долг в связи с отсутствием у него денежных средств для оплаты. Банкротство фирм возникает чаще всего в связи с тем, что в течение длительного времени их расходы превышают доходы при отсутствии источника покрытия убытков. Официально, формально предприятие становится банкротом после решения суда о его несостоятельности, как должника и неспособности расплатиться с кредиторами. Если с заявлением в суд о своей несостоятельности обращается сам должник, то банкротство считается добровольным. Иногда фирмы идут на такой шаг при фиктивном банкротстве, чтобы утаить долговые деньги и оставить их у себя. Если с заявлением в суд обращаются кредиторы, которым не возвращен долг, то банкротство называют принудительным. По решению суда несостоятельное предприятие может быть реорганизовано, то есть ему дается срок для выхода из состояния банкротства, погашения долгов, а иногда оказывается помощь в этом. Но возможна и ликвидация предприятия с продажей имущества для компенсации задолженности.

В настоящее время в России более трети всех отечественных предприятий, не сумевших приспособиться к рыночным отношениям, впало в глубокий затянувшийся на многие годы кризис. За последнее время более 8 тыс. отечественных предприятий подверглись процедуре банкротства. Явление финансовой несостоятельности предприятий присутствует в экономике любой страны с рыночной ориентацией. Банкротство предприятия есть строго определенное состояние его неплатежеспособности, при котором к его имуществу может быть предъявлено взыскание со стороны кредиторов.

В большинстве потенциальные банкроты вымываются из сферы бизнеса задолго до официального обретения ими этого «статуса»: например во Франции существует специальная «система тревоги», предупреждающая экономических партнеров о симптомах «болезни». Мониторинг управления банкротством предприятий представляет собой сформированную на макроуровне систему сбора данных и расчета показателей о состоянии предприятий, позволяющих диагностировать возникновение банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по региону и в стране в целом.

В нашей стране мониторинг осуществляется на основании распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

Сформирована система управления банкротством предприятий, содержащая следующие элементы:

1) участников системы, к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые коллективы.
2) государственное регулирование, включающее:
;
налоговое регулирование;
;
несостоятельных предприятий;
обучение административных и арбитражных управляющих;
финансово-кредитную политику государства;
коммерциализацию на основе контрактной системы;
социальную защиту работников предприятия-банкрота.
3) принципы управления банкротством.
4) меры, применяемые к банкроту.

Добровольная ликвидация - внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственниками и кредиторами под контролем кредиторов.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в результате ликвидации должника и распродажи его имущества.

Законом определена очередность при расчетах с кредиторами. Вне очереди покрываются судебные издержки, а также расходы по оплате труда конкурсного управляющего и по осуществлению деятельности предприятия-банкрота в период его правления. В первую очередь по требованиям граждан погашается задолженность по выплате пособий за причинение вреда жизни и здоровью. Затем – по выплате выходных пособий, по оплате труда лицам, работающим по и по выплате авторских вознаграждений.

В России создана мощная система мониторинга банкротства предприятий на макроуровне, которая впитала в себя успешный зарубежный опыт многих развитых стран.

Ликвидация предприятия в результате банкротства и уголовное наказание недобросовестных лиц, конечно, оказывают оздоровляющее влияние на экономику в целом, но нельзя забывать и о негативных последствиях банкротства (безработица, социальная напряженность и др.) Поэтому учредители, собственники, федеральные органы исполнительной власти и др. обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. В рамках предупредительных мер должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств. Данные меры носят название «досудебная санация».

Санация - (от.лат. sanatio-лечение, оздоровление) – это система мер, направленных на предотвращение ликвидации предприятия вследствие банкротства. При этом либо собственники предприятия, либо кредиторы, либо иные лица оказывают должнику финансовую помощь, предоставляют льготные кредиты, льготное налогообложение и т.д.

Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятии – должника для продолжения его деятельности.

Любое самое болезненное событие в жизни общества не проходит бесследно и бесполезно для него в будущем. Так и банкротство предприятий несет в себе созиданию силу. Главная его цель видится в проведении структурной всего народного хозяйства страны в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы каждого предприятия.

В ходе реализации этой цели определяется практическое значение банкротства для всех его участников, которое проявляется в следующем:

Для общества – формируется структура экономики, приспособленная к рынку;
для населения – производятся нужные ему товары;
кредиторы получают шанс спасти свои деньги;