Процесс формирования конкурсной массы должника. Конкурсная масса несостоятельного должника Конкурсная масса при банкротстве

Федеральный закон № 127-ФЗ в ст. 131 определяет, какое имущество входит в конкурсную массу. Формирование ее осуществляется в процессе . В ее состав входят:

  • Активы должника, находящиеся за пределами предприятия без юридического на то основания.
  • Имущество, находящееся в качестве залога.
  • Основные средства, полученные от третьих лиц в качестве .
  • Прочие финансы и активы, находящиеся на балансе несостоятельного лица на момент подтверждения банкротства, согласно ст. 131 Закона № 127-ФЗ.

Имущество, которое , указано в ст. 132 Федерального закона № 127-ФЗ. Если на предприятии имеются такие активы, должник обязан сообщить об этом уполномоченным органам, отвечающим за формирование конкурсной массы.

Имущество, которое не подлежит описи и реализации, указано в ст. 132 Федерального закона № 127-ФЗ.

Реализация имущества

После произведенной описи имущества проводятся его инвентаризация и . Уполномоченный представитель предлагает целесообразный план реализации активов. извещает заинтересованных лиц о проведении торгов и первоначальной стоимости реализуемого имущества.

В основном торги проводятся в открытом режиме, но если имущество, подлежащее реализации, признано обороноспособным, то проводятся закрытые торги.

Если в результате первых торгов часть имущества осталась нереализованной, назначаются вторые торги, либо средства реализуются посредством оформления договора купли-продажи.

В случае если впоследствии сделка будет признана недействительной, то производится возврат имущества в конкурсную массу (ст. 61.6 Закона № 127-ФЗ). К этой категории сделок относятся сделки с предпочтением и сомнительные.

После реализации имущества собранные финансы используются для погашения задолженности перед объявленными кредиторами. Вне очереди подлежат оплате судебные издержки, коммунальные услуги, эксплуатационные расходы.

В заключение отметим, что в случае недостаточности вырученных средств от реализации имущества, погашение задолженности осуществляется пропорционально заявленным требованиям. Причем после завершения процесса неоплаченная задолженность будет также считаться погашенной.

Заключительным этапом процедуры банкротства является конкурсное производство или . Именно на этом этапе с привлечением внешних специалистов занимается формированием конкурсной массы.

Под конкурсной массой понимается все имущество должника, которое принадлежало ему к моменту старта этапа конкурсного производства или было выявлено или приобретено в ходе него и на которое позволяется наложить взыскание.

Также под конкурсной массой понимается не только совокупность активов, но и правовой спецрежим, применяемый по отношению к собственности должника. В период ее формирования устанавливаются специальные правила распоряжения собственностью.

Что входит в конкурсную массу?

В конкурсную массу включаются:

В качестве активов банкрота учитываются любые материальные и нематериальные ценности, которые могут быть преобразованы в деньги путем продажи на или любым другим способом.


Согласно альтернативному определению, в котором концентрируется внимание на составляющих данного феномена, под конкурсной массой понимается совокупность прав вещественных и обязательственных. Т.е. в нее включаются не только вещи, вещные и имущественные права (наследственные, творческие и пр.). Иногда в состав конкурсной массы могут включаться и обязательства должника. Например, в ситуации, когда предприятие-должник продается как целостный имущественный комплекс или целиком.

В процессе реализации конкурсная масса преобразуется в денежные средства для погашения долговых обязательств перед кредиторами. Это окончательный этап ее формирования. Именно деньги являются наиболее стабильной формой воплощения конкурсной массы.

Таким образом, в процессе формирования конкурсной массы она трансформируется из состояния имущества и прав в деньги. Чаще всего это происходит на открытых электронных торгах, организованных . Значение данного этапа в процессе признания несостоятельности сложно переоценить, так как от успеха торгов во много зависит размер погашенных долговых обязательств.

Формирование конкурсной массы физического лица

В состав конкурсной массы включается недвижимость (квартиры, дачные постройки, земля), транспортные средства (авто, мотоциклы, воздушный транспорт, водный транспорт и пр.), акции, доли в ООО, бытовая техника, предметы роскоши, драгоценности, наличность, средства на банковских счетах и пр.

Если компания в процессе банкротства рискует только тем, что принадлежало юридическому лицу на правах собственности, то физическое лицо – личным имуществом. Поэтому банкротство граждан – всегда более болезненный процесс.

После предварительного этапа формирования и оценки конкурсной массы производится ее корректировка (как в большую, так и в сторону уменьшения). Такое изменение состава подлежащего продаже имущества производится по инициативе физического лица, которое вправе ходатайствовать об исключении части собственности. При этом окончательное решение об изменении состава конкурсной массы принимает арбитражный суд.

В входит принятие комплекса мер по розыску и возврату отчужденного с нарушениями имущества для пополнения конкурсной массы. Для чего он использует законные рычаги для возврата обязательств других физических лиц перед должником и анализирует сделки, совершенные им за предшествующие банкротству три года.

Все дарственные и договора купли-продажи в пользу родственников могут быть аннулированы, а отчужденное по ним имущество – возвращено для целей реализации. Информацию по сделкам арбитражному управляющему должен предоставить сам банкрот, но скрыть эти сведения вряд ли удастся: по закону они подлежат обязательной регистрации в Росреестре и других контролирующих инстанциях.

Может даже дойти до возбуждения в отношении должника дела по статье фиктивное банкротство. Например, он дал в долг другому физическому лицу крупную сумму, а в установленные сроки не стал требовать свои деньги назад, что привело к невозможности погашения текущих платежей по кредиту и другим обязательствам. Это дает основания полагать, что должник умышленно создал ситуацию для ухудшения своего материального статуса.

В общую имущественную массу управляющий может включить имущество, которое находится у 3-их лиц без правовых оснований; залоговую собственность; средства, которые были выручены в результате реализации дебиторской задолженности.

Формирование конкурсной массы предприятия

Когда кредиторы предприятия посчитали, что реабилитационные процедуры в отношении него неэффективны, то они могут установить в отношении компании . Если суд утвердит соответствующее ходатайство, то это означает, что предприятие получило официальный статус банкрота.
После завершения процессов формирования и распределения конкурсной массы, компания ликвидируется и подлежит исключению из реестра юридических лиц.

В состав конкурсной массы предприятия входят:

  1. Основные средства предприятия: транспорт, оборудование, предметы, используемые в производственной деятельности, здания и сооружения, дороги, коммунальные сети, инженерные сети, инструменты и транспорт. Критерием для отнесения актива к основным средствам является срок его использования: если это период превышает год, то он может быть отнесен к ним.
  2. Оборотные средства предприятия – это деньги, вложенные в активы, необходимые в процессе производства. В их числе материалы, инструменты и другие предметы.
  3. Нематериальные активы – это различные патенты, бренды, ПО и прочая интеллектуальная собственность.
  4. Дебиторская задолженность – это непогашенная задолженность поставщиков и других контрагентов перед предприятием, в отношении которого идет процедура банкротства.
  5. Недополученное целевое финансирование.
  6. Доходы от участия в других юрлицах.

Управляющий производит формирование и оценку собственности предприятия на основании данных бухгалтерской и управленческой отчетности. В конкурсную массу попадает все имущество, которое может быть использовано для возврата денег , за некоторым исключением.

Согласно последним поправкам в законодательство, управляющий может не обращаться к оценщикам для проведения оценочных мероприятий и может использовать свои силы для этих целей.

ИП занимает промежуточное положение между юридическими и физлицами. Особенность ИП состоит в том, что бизнесмен рискует своим личным имуществом за долги, связанные с предпринимательской деятельностью.

В конкурсную массу Индивидуального Предпринимателя включаются как основные и оборотные средства, материальные активы, так и его личная собственность: недвижимость, автомобили и пр.
Имущество ИП (в том числе, закрывших свой бизнес) реализуется посредством электронных торгов.

Что можно исключить из конкурсной массы?

Не все вещи и ценности, принадлежащие гражданину или компании, могут включаться в состав конкурсной массы. Некоторое имущество, не подлежащее взысканию, подлежит исключению из ее состава. Согласно действующему законодательству это:

  • единственная жилплощадь или доля в собственности;
  • предметы обихода и домашней обстановки;
  • земельный участок;
  • личные вещи физлица (одежда и обувь, за исключением предметов роскоши и драгоценностей);
  • продукты питания;
  • топливо;
  • прожиточный минимум;
  • рабочие принадлежности для профессиональной деятельности (их стоимость должна быть в пределах 100 МРОТ);
  • семена;
  • скот (молочный, рабочий и племенной), кролики, птица, олени, пчелы, корма и пр.;
  • предметы, необходимые по медицинским показаниям (инвалидная коляска, протезы и пр.);
  • призы, госнаграды, памятные знаки.

Арбитражный суд также вправе исключить из массы имущество должника, реализация которого существенно не повлияет на удовлетворение кредиторских требований. Это неликвидная собственность и имущество, стоимостью ниже 10000 р. При этом стоимость исключаемого неликвида не может превышать 100 МРОТ.

В отношении юридических лиц из состава конкурсной массы исключается:

  1. Имущество, изъятое из оборота в пользу государства (обычно такая ситуация складывается при банкротстве унитарных предприятий). При его наличии на балансе у должника управляющий обязан уведомить собственника об этом. У государственных органов будет полгода на то, чтобы решить дельнейшую судьбу имущества: или принять его, или передать в пользу другой госкомпании. Если в указанный срок они не смогут определиться с тем как поступить с собственностью, то управляющий вправе взыскать средства с государства на ее содержание.
  2. Права собственности, тесно связанные с личностью физлица. Это, например, выданное ему разрешение на занятие определенными видами деятельности.
  3. Арендованное имущество также исключается из конкурсной массы, так как фактически должник не является его собственником.
  4. Имущество, принадлежащее третьим лицам. Например, то, которое находилось на ответственном хранении у юрлица. Данный факт потребуется подтвердить документально.
  5. Специфические виды собственности, использование которых регламентируется действующим законодательством. Это, например, памятники архитектуры, составляющие культурное наследие, исторические памятники, социально значимые объекты (детские сады, которые числились на балансе предприятия, школы, поликлиники и больницы, спортивные учреждения) и пр.
  6. Жилфонд и коммунальные объекты, предназначенные для жизнеобеспечения региона. При наличии таких объектов управляющий обязан оповестить муниципальные власти.

Заявление об исключении

Вещи и собственность исключаются из конкурсной массы по ходатайству должника. Его он передает в Арбитражный суд, который отвечает за его дело. В заявлении необходимо отразить следующие моменты:

  1. В шапке документа прописываются реквизиты Арбитражного суда, ФИО истца и его контактные данные, номер и дата возбужденного в отношении него дела о банкротстве, период его реализации.
  2. Дата проведения инвентаризации и описи имущества управляющим.
  3. Перечень имущества, которое требуется исключить из состава конкурсной массы с указанием их отличительных характеристик.
  4. Основания для несогласия с включением имущества в перечень: оно входит в перечень собственности, которая не подлежит взысканию (например, предметы обихода и домашней обстановки, собственность дешевле 10000 р. и пр.).
  5. В завершении прописывается конкретная просьба об исключении перечисленного имущества из общей массы.

Исключение из конкурсной массы денежных средств

При банкротстве граждан все получаемые должником доходы подлежат включению в конкурсную массу для погашения кредиторских требований. Это зарплата, пенсия, доходы от аренды, репетиторства и пр.

Но у должника есть право определенную часть доходов исключить: это средства, которые уходят на покупку продуктов и прочие нужды в пределах регионального прожиточного минимума. Должны быть также учтены средства, которые уходят на содержание иждивенцев (нетрудоспособной супруги или несовершеннолетних детей). Также судья может вычесть из конкурсной массы затраты на аренду жилья.

Право аренды в конкурсной массе

Может ли включаться право аренды в состав конкурсной массы? Судебная практика показывает, что да, такое возможно и при этом не требуется согласие арендодателя на передачу прав. Свою позицию суд обосновал так:

  1. Реализация прав аренды может привести к пополнению конкурсной массы и удовлетворению кредиторских требований, что является основной целью процедуры банкротства.
  2. Право аренды не входит в перечень исключаемого имущества должника по закону.

Исключение квартиры из конкурсной массы

Исключение квартиры из конкурсной массы допускается только в том случае:

  • если это единственное жилье физлица-должника (по Конституции никто не вправе лишить гражданина жилища);
  • если банкротство не ведется по залоговому ипотечному кредиту.

Если квартира находится в залоге у банка, то она подлежит реализации и конфискации. Не будет учитываться даже то, что там прописаны дети и это единственное пригодное для проживания место. Если у должника несколько кредиторов, то из средств от продажи заложенного имущества в приоритетном порядке будут удовлетворяться обязательства перед залоговым кредитором.

Исключение прожиточного минимума

Прожиточный минимум должен исключаться из конкурсной массы. Эта сумма определяется на уровне регионов и зависит от категории населения: совершеннолетний житель, пенсионер, ребенок. Не стоит путать прожиточный минимум и МРОТ: последняя величина на порядок ниже.

Приведем пример. У должника есть неработающая супруга, ребенок, жилье они снимают за 35000 р. в месяц. Прожиточный минимум на взрослого человека в регионе составляет 18000р., ребенка – 15000 р. Таким образом, по ходатайству должника суд может запретить наложение взыскания на сумму 86 000 р. (18000*2+15000+35000).

Определение суда должно быть направлено по месту работы должника. Заработок сверх указанной суммы будет перечисляться в пользу кредиторов.

Отсутствие конкурсной массы

Ситуация, при которой у должника отсутствует какое-либо имущество для формирования конкурсной массы, подлежащее реализации для удовлетворения требований кредиторов, далеко не редкость. Тогда арбитражный управляющий составляет специальный акт, указывающий на отсутствие конкурсной массы, и утверждает его на кредиторском собрании и в Арбитражном суде.
На этом процесс признания несостоятельности завершается: требования кредиторов не подлежат удовлетворению, так как погашать их попросту не из чего, а должник объявляется банкротом (и ликвидируется в случае с юрлицом).

Распределение конкурсной массы между кредиторами

Требования кредиторов предполагают определенную последовательность в их погашении. Последняя редакция закона о несостоятельности содержит три ступени распределения конкурсной массы между кредиторами.

  1. К кредиторам 1-ой очереди относят физлиц, перед которыми у должника есть обязательства за причинение морального ущерба или вреда жизни и здоровью.
  2. К кредиторам 2-й очереди – выплаты долгов работникам по зарплате, выходных пособий, авторских гонораров.
  3. Кредиторы третьей очереди – конкурсные кредиторы и госорганизации, которые имеют равные права по обязательным платежам.

Ситуация, при которой удается полностью погасить все долговые обязательства конкурсной массы в процедуре банкротства, большая редкость. Но все же такие ситуации на практике встречаются. Например, если:

  • после открытия конкурсного производства стоимость имущества резко пошла вверх;
  • проявился эффект от работы управляющего;
  • неожиданно удалось взыскать безнадежную дебиторскую задолженность;
  • суд исключил некоторых кредиторов из числа конкурсных.

Кредиторские требования погашаются в порядке очередности. При нехватке средств для удовлетворения всех обязательств раздел массы производится пропорционально размеру требований кредиторов.

Обязательства перед кредиторами подлежат удовлетворению только после исполнения текущих и внеочередных платежей.

В первую очередь погашаются обязательства перед физическими и юридическими лицами, имеющими на руках акт о причинении морального вреда.

Вторая очередь – это суммы, которые полагаются бывшим работниками компании по трудовым договорам.

В третью очередь удовлетворяются обязательства и государственными инстанциями. Первоначально гасится основная задолженность и только потом очередь доходит до возмещения упущенной выгоды, штрафов и прочих финансовых санкций.

Внеконкурсные кредиторы (те, которые не успели заявить о долгах для включения в реестр) оказываются в невыгодном положении. Они могут претендовать на деньги только в случае полного погашения обязательств перед конкурсными кредиторами.

Подлежат погашению за счет средств от реализации залога. В этом состоит ключевое преимущество залоговых кредиторов перед остальными. Если средств после продажи залога оказалось недостаточно для полного погашения всех обязательств, то залоговые кредиторы вправе рассчитывать на остаток вместе с кредиторами 3-ей очереди.

Третье дело связано с включением в конкурсную массу неоформленного имущества.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Поликом" Н.Н.Кривошеина на определение от 20.11.2010, постановление от 10.01.2007 по делу N А16-1032/04-5 Арбитражного суда Еврейской автономной области о признании общества с ограниченной ответственностью "Поликом" несостоятельным (банкротом).

Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 07.10.2008 общество с ограниченной ответственностью "Поликом" признано несостоятельным (банкротом).

Определением от 29.05.2010 конкурсным управляющим должника утвержден Кривошеин Н.Н.

17.10.2010 акционерный коммерческий (ОАО) Сберегательный банк РФ (далее - банк), являвшийся конкурсным кредитором ООО "Поликом", обратился в арбитражный суд с жалобой на действия конкурсного управляющего Кривошеина Н.Н., просил признать незаконными его действия по непринятию мер к реализации включенного в конкурсную массу должника гаража и обязать конкурсного управляющего оформить право собственности ООО "Поликом" на данный гараж и реализовать его в соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве).

Определением суда от 20.11.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.01.2007, жалоба удовлетворена: вышеуказанные действия конкурсного управляющего Кривошеина Н.Н. признаны незаконными как не соответствующие статье 139 Закона о банкротстве.

Судебные акты мотивированы тем, что, несмотря на включение гаража в инвентаризационную опись имущества должника по состоянию на 24.07.2010, конкурсный управляющий не произвел оценку гаража и не представил собранию кредиторов предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи гаража в месячный срок, как это предусмотрено статьей 139 Закона о банкротстве. Тем самым конкурсный управляющий нарушил права и законные интересы банка как конкурсного кредитора.

В кассационной жалобе конкурсный управляющий Кривошеин Н.Н., ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств дела, просит определение от 20.11.2010 и постановление апелляционной инстанции от 10.01.2007 отменить и прекратить производство по жалобе кредитора в связи с отказом последнего от своей жалобы.

В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что гараж, по поводу которого подана жалоба банка, является самовольной постройкой, под которую земельный участок должнику не предоставлялся. Правоустанавливающие документы на гараж у ООО "Поликом" отсутствуют. В связи с этим гараж не включен в конкурсную массу и его реализация невозможна. Кроме того, гараж в виде строительных материалов продан по цене 88000 руб. предыдущим конкурсным управляющим ООО "Поликом" Емцевым А.Н. по договору от 03.05.2010. Суд апелляционной инстанции отказал в приобщении данного договора к материалам дела, хотя он имеет значение для правильного разрешения жалобы кредитора, и конкурсный управляющий объяснял причины, по которым договор не был представлен в первую инстанцию арбитражного суда.

В отзывах на кассационную жалобу конкурсный кредитор Гольдберг В.Э. и ФНС России считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, предлагают оставить их в силе.

В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель конкурсного управляющего Кривошеина Н.Н. поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель конкурсных кредиторов Гатина М.Р. и Колова Е.Д. пояснил, что в действиях конкурсного управляющего Кривошеина Н.Н. отсутствуют нарушения закона, которые указаны в определении и постановлении апелляционной инстанции арбитражного суда, поэтому просил кассационную жалобу удовлетворить.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.

Как установлено судом первой и апелляционной инстанций, 24.07.2010 конкурсным управляющим Кривошеиным Н.Н. проведена инвентаризация основных средств ООО "Поликом". В инвентаризационной описи под номером 29 указан гараж - самовольная постройка.

На собрании кредиторов от 24.08.2010, где утверждались предложения конкурсного управляющего о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества ООО "Поликом", вопрос о реализации гаража не рассматривался.

Данный вопрос был включен конкурсным управляющим в повестку дня собрания кредиторов от 26.10.2010, и по нему не было принято решение о продаже гаража в связи с отсутствием на данный объект правоустанавливающих документов. Было предложено оформить указанные документы на гараж и произвести его оценку.

Исходя из изложенных обстоятельств, первая и апелляционная инстанции пришли к выводу о нарушении Кривошеиным Н.Н. пункта 1 статьи 139 Закона о банкротстве, согласно которому конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника в течение месяца с даты окончания инвентаризации и оценки этого имущества. При этом судебные инстанции признали установленным факт принадлежности гаража должнику - ООО "Поликом".

Между тем такие выводы суда не основаны на имеющихся в деле доказательствах и нормах материального права.

По смыслу статей 130, 131 Закона о банкротстве в ходе конкурсного производства инвентаризации оценке и последующей реализации подлежит все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущественных прав, связанных с личностью должника.

Однако в деле отсутствуют документы, подтверждающие какое-либо вещное право ООО "Поликом" на спорный гараж.

Как указано в отзывах конкурсного управляющего на жалобу банка, протоколе собрания кредиторов от 26.10.2010, инвентаризационной описи имущества должника, гараж является самовольной постройкой и правоустанавливающие документы на него отсутствуют.

Суд не дал оценку письму КУМИ Мэрии г. Биробиджана от 16.11.2010 N 1213, из которого следует, что земельный участок по ул. Комсомольская, 11"Б" (место нахождения гаража) должнику не предоставлялся ни на праве собственности, ни на праве аренды.

Не получила оценку суда инвентаризационная опись от 24.07.2010, в которой в качестве основных средств должника перечислено двадцать восемь объектов имущества, а гараж указан за их чертой как самовольная постройка.

Между тем согласно пункту 2 статьи 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой.

С учетом указанной нормы права суд первой и апелляционной инстанций не установил, имел ли право конкурсный управляющий предлагать собранию кредиторов для утверждения предложения о продаже гаража, в отношении которого отсутствуют документы о его принадлежности должнику и который является самовольной постройкой.

Кроме того, судебные инстанции не установили, имелся ли гараж в фактическом владении должника на момент утверждения Кривошеина Н.Н. конкурсным управляющим ООО "Поликом".

Как видно из материалов дела, в судебном заседании апелляционной инстанции арбитражного суда представитель конкурсного управляющего ссылался на то, что по договору купли-продажи от 03.05.2010, заключенному предыдущим конкурсным управляющим ООО "Поликом" Емцевым А.Н., гараж в виде строительных материалов продан гражданину Алиеву Г.А.-оглы по цене 88000 руб., которые были получены от покупателя и направлены на оплату текущих обязательств должника.

Указанные обстоятельства подтвердил допрошенный в качестве свидетеля Емцев А.Н.

Однако суд апелляционной инстанции признал показания данного свидетеля несостоятельными, поскольку они противоречат материалам дела. При этом суд не указал, каким именно материалам дела противоречат показания свидетеля и в чем заключается их противоречие.

Кроме того, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на статью 268 АПК РФ, отказал в приобщении к материалам дела договора купли-продажи от 03.05.2010, мотивировав это тем, что конкурсный управляющий не доказал невозможность представления данного документа в суд первой инстанции.

В то же время суд апелляционной инстанции не выяснил, передавался ли договор купли-продажи от 03.05.2010 бывшим конкурсным управляющим Емцевым А.Н. конкурсному управляющему Кривошеину Н.Н. после утверждения последнего конкурсным управляющим ООО "Поликом" определением суда от 29.05.2010; поступали ли в конкурсную массу должника 88000 руб. от покупателя Алиева Г.А.-оглы; передавался ли указанному покупателю гараж в виде строительных материалов.

Без выяснения вышеуказанных обстоятельств вывод арбитражного суда о нарушении конкурсным управляющим Кривошеиным Н.Н. требований пункта 1 статьи 139 Закона о банкротстве нельзя признать соответствующим фактическим обстоятельствам дела.

С учетом изложенного определение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ как принятые по неполно установленным обстоятельствам дела и без учета положений статьи 222 ГК РФ, статей 130, 131 Закона о банкротстве, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует установить, принадлежит ли должнику спорный гараж и на каком праве; подлежит ли гараж включению в конкурсную массу и последующей продаже; проверить факт совершения и исполнения сделки от 03.05.2010 между бывшим конкурсным управляющим должника Емцевым А.Н. и гражданином Алиевым Г.А.-оглы; установить, какие права и законные интересы кредитора - заявителя жалобы нарушены действиями (бездействием) конкурсного управляющего Кривошеина Н.Н.

Руководствуясь статьями 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа определение от 20.11.2010, постановление от 10.01.2007 по делу N А16-1032/04-5 Арбитражного суда Еврейской автономной области отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

М.В. Телюкина, кандидат юридических наук.

В.Н. Ткачев, кандидат юридических наук.

Вопрос о формировании конкурсной массы возникает на этапе ликвидации юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), т.е. на стадии конкурсного производства. Порядок его осуществления регламентируется нормами гл. 7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <*> (далее - Закон). До вступления в силу этого Закона проведение конкурсного производства регулировалось положениями гл. 6 одноименного Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ <**> (далее - Закон 1998 г.).

<*> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
<**> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222.

Все функции конкурсного управляющего направлены на формирование конкурсной массы должника. Важное практическое значение отношений, связанных с конкурсной массой, обусловливает интерес к установлению сути этих отношений. Так, Г.Ф. Шершеневич называл конкурсной массой "совокупность прав вещных и обязательственных" <*>; В.Ф. Попондопуло определяет конкурсную массу как имущественно-правовой комплекс, включающий в себя не только вещи и вещные права должника, но и другие его имущественные права, а в определенных случаях и обязанности <**>.

<*> Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право. Казань, 1898. С. 358.
<**> Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. СПб., 1995. С. 215.

Термин "конкурсная масса" используется Законом во вполне определенном смысле: в соответствии с п. 1 ст. 131 все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Как видно из определения, Закон не дифференцирует статус имущества должника сразу после открытия конкурсного производства и к моменту начала распределения средств между кредиторами. Однако в течение этого периода состояние имущества должника может претерпеть (а как правило, так и бывает) значительные изменения. Поэтому более целесообразно использовать другой термин - имущественная масса - для обозначения имущества, имеющегося у должника на момент признания его банкротом и открытия конкурентного производства. Далее в имущественную массу производятся определенные добавления; какое-то имущество из нее изымается - все это осуществляется в целях формирования конкурсной массы. Таким образом, конкурсной массой предлагается называть имущество, готовое к распределению между кредиторами, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущественной массы, и неликвидное имущество (для целей настоящей статьи мы будем исходить именно из такого понимания терминов "конкурсная масса" и "имущественная масса").

Следовало бы дать легальную дифференциацию указанных понятий - ведь обозначение различных по сути явлений одним термином является серьезным недостатком юридической техники правового акта.

Поскольку в целях формирования конкурсной массы в имущественную массу осуществляются определенные дополнения и изъятия, выделим сначала виды имущества, добавляемые в имущественную массу должника. К таковым относится:

  • имущество должника, без правовых оснований находящееся у третьих лиц;
  • имущество, полученное в результате реализации дебиторской задолженности (думается, речь может идти как о денежных средствах, так и об ином имуществе третьих лиц, которое должно быть передано должнику);
  • денежные средства, полученные в результате осуществления субсидиарной ответственности, - имущество субъектов, своими действиями доведших должника до банкротства;
  • имущество, являющееся предметом залога, переданного кредитору-залогодержателю (заклад).

Обращает на себя внимание следующий факт: на практике управляющие иногда включают в конкурсную массу не то имущество, которое в действительности принадлежит должнику. Например , в одном из дел Президиум ВАС РФ отметил, что при заключении должником договоров на долевое участие в строительстве имуществом, принадлежащим должнику, являются не квартиры, а имущественные права требования к контрагенту <*>.

<*> Вестник ВАС РФ. 2000. N 11. С. 71.

Изымаются из имущественной массы следующие виды имущества.

  • Имущество, изъятое из гражданского оборота. При наличии у должника такого имущества конкурсный управляющий обязан уведомить собственника имущества (каковым может быть только государство). Собственник обязан в течение шести месяцев (Закон 1998 г. устанавливал месячный срок) с момента получения от конкурсного управляющего уведомления решить судьбу этого имущества - либо принять его, либо закрепить за другим унитарным предприятием. В силу прямого указания п. 3 ст. 132 Закона по истечении 6-месячного срока - в случае неисполнения собственником обязанности по распоряжению исключенным из оборота имуществом - все расходы по его содержанию возлагаются на собственника. Это означает, что конкурсный управляющий имеет право требовать с собственника выплаты денежных сумм, необходимых для содержания исключенного из оборота имущества, - эти суммы будут поступать в имущественную массу.
  • Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности. Эта норма, установленная п. 2 ст. 131, не до конца продумана, ибо не вполне корректно относить права, основанные на лицензии, к личным правам, так как лицензию может получить любой субъект, соответствующий установленным требованиям (что выражается в предоставлении в лицензирующий орган определенных документов), вследствие чего аналогичные лицензии могут быть у нескольких субъектов, осуществляющих определенную деятельность. Исходя из этого не вполне логично исключать права, основанные на лицензии, из имущественной массы. Эти права могут представлять значительную ценность и иметь соответствующую стоимость, а потому следовало бы включить их в имущественную массу и реализовывать посредством проведения закрытых торгов с участием субъектов, имеющих аналогичные лицензии (т.е. лицензии на осуществление такой же деятельности).

Надо заметить, Закон 1998 г. допускал исключение из указанного правила - при продаже бизнеса (реализация предприятия как имущественного комплекса не исключена, хотя и маловероятна на стадии конкурсного производства) в силу ч. 3 п. 1 ст. 86 (которая применялась в силу п. 5 ст. 112 того же Закона) "в случаях, когда основной вид бизнеса осуществляется только на основании разрешения (лицензии), покупатель предприятия приобретает преимущественное право на получение указанного разрешения (лицензии)". Таким образом, при продаже предприятия в соответствии с Законом 1998 г. права, основанные на лицензии, не только не исключаются из имущественной массы, но могут быть переданы даже субъекту, аналогичной лицензии не имеющему. Такая ситуация более целесообразна, чем исключение из имущественной массы прав, основанных на лицензии. Поскольку в настоящее время о судьбе прав, основанных на лицензии, нормы о продаже бизнеса не упоминают, из этого следует вывод о применении общих положений Гражданского кодекса РФ, в соответствии с п. 3 ст. 559 которого такие права в состав предприятия не включаются.

Обращает на себя внимание значительное изменение правовой регламентации данных вопросов. Закон 1998 г. исключал из конкурсной массы как жилищный фонд социального обеспечения, так и детские дошкольные учреждения, а равно объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона (т.е. круг социальных объектов был более узким).

При наличии у должника таких объектов конкурсный управляющий должен сообщить о них муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления, которым подлежат передаче указанные объекты. Однако четкий механизм передачи названных объектов отсутствует; на проблемы, с этим связанные, обращают внимание ученые <*>. Закон устанавливает, что муниципальные органы не вправе отказаться от принятия этих объектов, причем они должны быть приняты по их фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий. В дальнейшем такие объекты должны финансироваться из соответствующих бюджетов. Закон предусматривает последствия непринятия указанных объектов уполномоченными органами местного самоуправления (что весьма актуально, поскольку это случается довольно часто, так как названные объекты не приносят прибыли, но требуют значительных затрат на содержание). Можно выделить две категории последствий: во-первых, по истечении месяца с момента получения уведомления конкурсного управляющего о наличии указанных объектов обязанность по их содержанию и обеспечению функционирования ложится на уполномоченные органы местного самоуправления (следовательно, управляющий может предъявить к ним требование о взыскании денежных средств, необходимых для означенных целей); во-вторых, в отношении должностных лиц уполномоченных органов местного самоуправления, не исполняющих данную обязанность, возможна ответственность, предусмотренная федеральным законом, в соответствии с п. 7 ст. 132 Закона. Таким образом, при наличии убытков, вызванных уклонением должностных лиц от принятия подлежащего принятию имущества, указанные лица могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения этих убытков. Кроме того, возможна ответственность административная.

<*> См., напр.: Павлов И.В. Вопросы передачи жилищного фонда при конкурсном производстве // Сборник докладов и выступлений на IV международной научно-практической конференции "Современная практика арбитражного управления". СПб., 2000. С. 184 - 185.

Рассмотренные нормы направлены на обеспечение передачи объектов. Закон 1998 г. предполагал передачу безвозмездной - это следует, в частности, из его п. 4 ст. 104, который стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, и Постановлением от 16 мая 2000 г. N 8-П положение этого пункта было признано неконституционным. То есть с указанной даты конкурсный управляющий, вместо того (а точнее, вместе с тем) чтобы заставлять муниципальные органы принять на баланс определенное имущество должника, которое они принимать не желали, должен был требовать оплаты этого имущества. Подобное решение не вполне продуманно, а потому малоэффективно.

На практике стали возникать ситуации, когда продать муниципальному органу указанное имущество было совершенно невозможно, и в итоге управляющий все равно вынужден был передавать его безвозмездно, так как у ликвидируемого должника имущества оставаться не должно. О.А. Никитина в связи с этим высказала следующее мнение: "Принимая во внимание, что в настоящее время денежных средств у соответствующих муниципальных образований нет, представляется возможной передача указанных объектов бесплатно, но при отсутствии возражений со стороны кредиторов о такой передаче" <*>. Данная позиция совершенно логична, но не бесспорна с точки зрения соответствия Постановлению КС РФ, согласно которому право на получение компенсации возникает независимо от наличия или отсутствия согласия кредиторов.

<*> Никитина О.А. Конкурсное производство // Вестник ВАС РФ. 2001. Спец. прилож. к N 3. С. 147.

Высший Арбитражный Суд РФ, поддерживая позицию Конституционного Суда, в письме от 14 июня 2000 г. N С5-7/93-668 указал, что с учетом выводов, содержащихся в Постановлении КС РФ, подлежит применению, в частности, ст. 306 ГК РФ, в соответствии с которой в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством.

В.В. Витрянский решение изложенной проблемы видел в необходимости внесения в Закон изменений, предоставляющих управляющему право обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к принятию указанных объектов. Причем, удовлетворяя такое заявление, суд должен определять размер денежной суммы, подлежащей внесению муниципальным образованием в конкурсную массу должника. Кроме того, В.В. Витрянский предлагал "предусмотреть исключения (в части возмездности передачи) в отношении убыточных объектов" <*>. Данная позиция нашла отражение в Законе 2002 г., п. 6 ст. 132 которого установил, что передача социальных объектов в собственность муниципального образования осуществляется на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной.

<*> Витрянский В.В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве // Вестник ВАС РФ. 2001. Спец. прилож. к N 3. С. 103.

Надо заметить, Закон 1998 г. не вполне оправданно включил в число объектов, подлежащих изъятию из имущественной массы, столь широкий перечень. Ведь включение этих объектов в имущественную массу и, следовательно, их реализация могут осуществляться в интересах как кредиторов, так и лиц, использующих указанные объекты. Для этого в необходимых случаях следовало предусмотреть продажу управляющим определенных объектов по конкурсу с условием сохранения их целевого использования.

Именно так и поступил Закон 2002 г., установив, что сразу и безусловно из имущественной массы исключается только жилищный фонд социального использования. Иные социальные объекты подлежат реализации особым порядком - по конкурсу, обязательным условием которого является обязанность покупателя соблюдать целевое назначение объектов (иные условия конкурса могут быть определены кредиторами по предложению органа местного самоуправления). Средства, полученные от продажи, поступают в конкурсную массу.

Интерес (и с практической, и с теоретической точки зрения) вызывают отношения, складывающиеся в силу ч. 4 - 6 п. 4 ст. 132 Закона после продажи социальных объектов. После проведения конкурса покупатель заключает с органом местного самоуправления соглашение об исполнении условий конкурса. Очевидно, что заключение такого договора - обязанность сторон. К сожалению, Закон этого четко не устанавливает: из формулировки ч. 4 п. 4 ст. 132 не следует, о праве либо об обязанности идет речь; подобные формулировки являются недостатком юридической техники Закона, в результате чего сложно ответить на вопрос о последствиях незаключения упомянутого соглашения. Во избежание проблем представляется необходимым применить толкование, в соответствии с которым заключение договора об исполнении условий конкурса обязательно; следовательно, возможно принуждение одной стороны другой к заключению этого договора.

Если впоследствии покупатель (собственник имущества) существенно нарушает условия соглашения об исполнении условий конкурса, то по заявлению органа местного самоуправления суд может расторгнуть как соглашение об исполнении условий конкурса, так и договор купли-продажи (который орган местного самоуправления не заключал). Расторжение этих договоров приводит к тому, что имущество передается муниципальному образованию, которое обязано возместить покупателю денежные средства. Обращают на себя внимание связанные с этим два недостатка Закона, которые могут вызвать проблемы на практике. Во-первых, ничего не сказано о порядке определения подлежащих выплате покупателю сумм - средства, выплаченные по договору купли-продажи (заключенному, возможно, несколько лет назад) могут не соответствовать (как в меньшую, так и в большую сторону) действительной стоимости имущества. Во-вторых, Закон не установил, что сами муниципальные органы, получив имущество, обязаны соблюдать целевой характер его использования. Такая норма была в Законе 1998 г.; она весьма необходима; объяснить ее отсутствие можно только забывчивостью законодателя. В результате крайне сложно будет что-то сделать, если муниципальное образование, получив в результате расторжения (по причине нецелевого использования имущества) социальный объект, тут же начнет использовать его в иных целях. Внесение в Закон соответствующих изменений представляется необходимым.

Закон не устанавливает какие бы то ни было сроки, в течение которых возможно расторжение договора купли-продажи, следовательно, это возможно в любое время независимо от даты продажи имущества.

Еще одна проблема, возможная на практике, состоит в том, что Закон не регламентирует статус субъекта, приобретшего рассматриваемое имущество у покупателя. Из буквального толкования норм Закона можно, к сожалению, сделать вывод о неприменении к такому субъекту ограничений и последствий, связанных с целевым использованием имущества. В связи с этим необходимо распространительное толкование либо внесение в Закон соответствующих изменений.

  • Имущество третьих лиц, находящееся у должника без правовых оснований. Безусловно, такое имущество подлежит возврату собственнику как при наличии соответствующих требований, так и при их отсутствии. Конкурсный управляющий, обнаружив имущество, не принадлежащее должнику, обязан принять меры к поиску и обнаружению собственника. С указанным имуществом могут быть связаны две проблемы, т.е. два вопроса, на которые Закон не отвечает: что делать с имуществом, собственника которого обнаружить не удается (включая имущество, которым должник владеет открыто, непрерывно, добросовестно, но менее срока приобретательной давности), и каковы последствия реализации конкурсным управляющим чужого имущества (в том числе с торгов)? Между тем на практике встречаются иногда подобные проблемы. Например , в процессе конкурсного производства ООО "С" при проведении инвентаризации выяснилось, что у ООО находится строительная техника, переданная два года назад по договору аренды акционерным обществом "К". Срок аренды истек, но АО не заявляло своих прав на имущество. Конкурсный управляющий выяснил, что АО "К" было ликвидировано (исключено из реестра юридических лиц), о чем ООО не получало никакой информации (впрочем, на данный вопрос невозможно было ответить определенно вследствие неудовлетворительного состояния документации ООО). Таким образом, возникла ситуация, когда ООО было добросовестным приобретателем имущества при отсутствии собственника этого имущества. Думается, такое имущество может быть продано, причем покупатель станет добросовестным приобретателем, который получит право собственности по истечении срока приобретательной давности.

С формированием конкурсной массы и ее распределением между кредиторами связана важнейшая обязанность конкурсного управляющего - ведение реестра требований кредиторов. В настоящее время вести реестр может не только сам управляющий, но и реестродержатель, статус которого определен п. 1 ст. 16 Закона. Решение о привлечении реестродержателя принимается собранием кредиторов (это его исключительная компетенция; голосуется вопрос обычным порядком, т.е. большинством голосов от числа голосов кредиторов, присутствующих на собрании).

При ведении реестра реестродержателем управляющий передает ему необходимые сведения, подлежащие внесению в реестр, т.е. функции реестродержателя в основном технические.

Установление требований осуществляется в соответствии со ст. 100 Закона. Его новеллой является то, что все требования рассматриваются судом, который должен указать, к какой очереди относится это требование и в каком порядке оно должно удовлетворяться. По общему правилу ни конкурсный управляющий, ни реестродержатель не имеют права вносить изменения в реестр, т.е. исключать из него определенных кредиторов иначе, чем по определению суда. Оправданно думать, что это правило должно применяться за исключением случаев, когда кредитор уступил свои права другому лицу, а также если сделки, на которых основаны требования кредитора, признаны недействительными. Поскольку прямо Законом это не установлено, необходимо внести в него соответствующие изменения.

В практике применения Закона 1998 г. нередко возникали проблемы, связанные с внесением в реестр требований валютных кредиторов. Поскольку Закон не препятствовал занесению в реестр требования в валюте, некоторые управляющие так и поступали; при этом пересчет в рубли производился перед каждым собранием по текущему курсу. Это может иметь отрицательные последствия, связанные с неопределенным размером требований кредитора. После принятия Закона 2002 г. в силу прямого установления в п. 5 ст. 16 реестр ведется в рублях.

По мнению О.А. Никитиной, "требования кредиторов, за исключением кредитора, инициировавшего дело о банкротстве, по валютным денежным обязательствам должны переводиться в требования, выраженные в рублях, по курсу, существующему на момент открытия конкурсного производства" <*>. Однако оправданно полагать, что требования как заявителя, так и других кредиторов должны переводиться в рубли по курсу на момент вступления их в процесс (т.е. заявления требований). В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона подлежит применению курс, существующий на дату введения процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

<*> Никитина О.А. Указ. соч. С. 151.

Очевидно, такая позиция является соответствующей продолжниковой направленности российского конкурсного законодательства, поскольку в результате курс будет определяться независимо от даты вступления кредитора в процесс.

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом (по всей видимости, срок должен исчисляться с момента первой публикации). Требования (как по обязательствам, так и по обязательным платежам), заявленные позже, становятся послеочередными.

Представляется, что в течение названного 2-месячного срока необходимо именно заявить требование, а не установить его. В связи с этим важны нормы п. 6 ст. 142 Закона, которые регламентируют ситуацию, когда на момент начала расчетов с кредиторами соответствующей очереди суд рассматривает разногласия по заявленному требованию. В этом случае конкурсный управляющий обязан зарезервировать денежные средства в размере, достаточном для пропорционального удовлетворения требований соответствующего кредитора. При этом, очевидно, управляющий перейдет к удовлетворению требований следующей очереди. Это повлечет проблемы, связанные с необходимостью осуществления перерасчета, если требование будет установлено в размере меньшем, чем сумма зарезервированных средств. Обратим внимание, что в формулировке п. 6 ст. 142 проявляется общий недостаток Закона: норма говорит только о кредиторах, в связи с чем возникает вопрос о возможности применения ее к уполномоченным органам. Очевидно, в данном случае необходимо распространительное толкование. Для того чтобы исправить этот недостаток (проявляющийся и в ряде иных статей), следует установить общую норму, в соответствии с которой к уполномоченным органам применяются правила о кредиторах, если иное не определено Законом (кстати, подобная норма была в Законе 1998 г.).

На объем имущественной массы существенное влияние могут оказать требования, возникающие в ходе конкурсного производства, т.е. текущие требования. Режим текущих требований в конкурсном производстве до конца не урегулирован. Они не подлежат внесению в реестр, но порядок их удовлетворения четко не определен. Вариантов два: исполнять требование, во-первых, по мере наступления срока его исполнения; во-вторых, во внеочередном порядке наряду с иными внеочередными требованиями - когда управляющий перейдет к расчетам с кредиторами. Однако по мере наступления срока следовало бы исполнять текущие требования, возникшие после открытия конкурсного производства. То же должно относиться к порядку удовлетворения текущих требований, связанных с функционированием должника в течение конкурсного производства. Эти вопросы должны быть уточнены в законодательном порядке.

Отметим, что вопрос о необходимости функционирования предприятия-должника в течение конкурсного производства является весьма дискуссионным. Так, В.С. Белых, А.А. Дубинчин, М.Л. Скуратовский, не приходя к однозначному ответу на поставленный вопрос, склоняются в пользу отрицания возможности должника продолжать осуществляемую деятельность: "Продолжение предпринимательской деятельности, будучи свойственным внешнему управлению, не отвечает задаче конкурсного производства, направленного к возможно скорейшему и полному удовлетворению кредиторов" <*>. На наш взгляд, безусловна необходимость (при наличии такой возможности) продолжения деятельности юридического лица, поскольку основная цель конкурсного производства - максимальное удовлетворение требований кредиторов - достигается при максимальной стоимости имущества должника, а функционирующий бизнес всегда имеет более высокую стоимость, чем отдельные виды имущества. Поэтому вряд ли оправданно подвергать сомнению необходимость продолжать деятельность должника в течение конкурсного производства; для этого нужны и законодательные гарантии (одна из них - особый порядок удовлетворения текущих требований).

<*> Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М.: Норма, 2001. С. 179.

Будучи сформированной, конкурсная масса распределяется между кредиторами в порядке очередности. Полное удовлетворение требований всех очередей кредиторов - явление в конкурсных отношениях весьма редкое. Тем не менее теоретически (да и практически) это возможно. Причины такого явления могут быть различными - резкое повышение рыночной стоимости имущества должника, произошедшее после открытия конкурсного производства; недостатки в деятельности внешнего управляющего, не выявившего все имущество, находящееся у третьих лиц; проявление эффекта от внедренных внешним управляющим новых технологий либо проведенных иных мероприятий; исключение судом определенных кредиторов из числа конкурсных, неожиданная реализация безнадежной дебиторской задолженности и т.п.

Таким образом, не исключены ситуации, когда на стадии конкурсного производства, уже после того как сформирована имущественная масса, выяснится, что у должника достаточно средств как для расчета со всеми кредиторами, так и для продолжения функционирования (либо вдруг появились основания для введения финансового оздоровления или внешнего управления). Однако нормы Закона не допускают иного окончания конкурсного производства в отношении юридического лица, кроме как его ликвидация, что представляется достаточно спорным.

В данном контексте заслуживают внимания положения Закона Украины, в соответствии с которыми судьба юридического лица-банкрота зависит от наличия у него имущества - если после завершения ликвидации (утверждения отчета ликвидатора) имущество осталось, то должник провозглашается не имеющим долгов и на этом основании может продолжать предпринимательскую деятельность.

В России же в такой ситуации вполне жизнеспособный должник должен быть ликвидирован. Можно еще поспорить о судьбе должника, у которого задолженности не осталось совсем (с одной стороны, отсутствие требований - основание для прекращения производства по делу о банкротстве; с другой - такого основания для отмены уже принятого решения о конкурсном производстве, т.е. о ликвидации, Закон не предусматривает; последнее позволяет сформулировать вывод, в соответствии с которым конкурсное право оканчивается ликвидацией в любом случае, за исключением исполнения обязательств должника третьими лицами; подтверждают этот вывод нормы п. 1 ст. 149 Закона). Что касается судьбы должника, который понял, что сможет восстановить финансовое состояние, если не будет ликвидирован, то ситуация складывается более сложная. Закон 1998 г. данную проблему не решал вообще. В связи с этим В.В. Витрянский высказал совершенно обоснованное мнение, в соответствии с которым в Закон необходимо внести изменения, допускающие возможность "обратного хода" процедур банкротства, в частности, "среди судебных актов, принимаемых арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве (ст. 48 Закона о банкротстве), должно появиться определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению" <*>.

<*> Витрянский В.В. Указ. соч. С. 99.

Новеллой Закона является то, что в ст. 146 возможность перехода к внешнему управлению (при этом речь не идет о финансовом оздоровлении) предусмотрена. Но такая возможность существует, только если, во-первых, ранее восстановительные процедуры (финансовое оздоровление либо внешнее управление) не вводились; во-вторых, данные финансового анализа подтверждают, что именно в ходе конкурсного производства появились основания предполагать возможность восстановления платежеспособности должника; в-третьих, у должника есть имущество, достаточное для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Таким образом, включение в Закон норм о возможности возврата к внешнему управлению из конкурсного производства подтверждают высказывавшуюся ранее мысль о продолжниковой направленности нового Закона. В связи с этим обращает на себя внимание некая непоследовательность норм Закона, которая проявляется в том, что нельзя вернуться к восстановительным процедурам, если ранее они проводились (даже если доказана их успешность сейчас); если основания полагать, что восстановление возможно, появились ранее, но не были должным образом оценены (например, финансовый анализ был проведен неквалифицированно и впоследствии это доказано); если конкурсный управляющий нашел инвестора, готового предоставить средства для закупки имущества при условии возврата к внешнему управлению... Названы только наиболее ярко проявляющиеся аспекты непоследовательности законодателя. Было бы целесообразно исключить из Закона препятствия для возврата из конкурсного производства во внешнее управление, если кредиторы готовы проголосовать за такое решение.

Обращает на себя внимание еще один недостаток Закона, способный породить практические проблемы: п. 2 ст. 146 устанавливает квалифицированный порядок голосования по вопросу о переходе от конкурсного производства к внешнему управлению. Между тем п. 2 ст. 15, императивно устанавливающий перечень решений, принимаемых таким порядком (большинством от общего количества реестровых требований), указания на такое решение не содержит. В связи с этим возникает вопрос о возможности повторного голосования - ст. 146 о нем не упоминает, а п. 3 ст. 15 регламентирует повторное голосование по вопросам, предусмотренным п. 2 ст. 15, из чего вполне может быть сделан не вполне логичный вывод, что повторное голосование по вопросу о переходе к внешнему управлению проводиться не может. Подробное рассмотрение вопроса перехода ко внешнему управлению от конкурсного производства не является целью настоящей статьи.

Распределение конкурсной массы, т.е. денежных средств, между кредиторами влечет погашение оставшихся неудовлетворенными требований. Важнейшей новеллой Закона 2002 г. являются нормы ст. 148, в соответствии с которыми кредиторы имеют право получить в счет неудовлетворенных требований неликвидное имущество должника. Недостатком Закона является отсутствие порядка регламентации передачи этого имущества, особенно в ситуациях, когда на него претендуют несколько кредиторов, в том числе относящихся к разным очередям.

Соответственно только при отказе кредиторов от принятия неликвидного имущества оно передается учредителям (участникам). Заметим, что обязанности их уведомлять у конкурсного управляющего нет, поэтому учредители (участники) должны сами позаботиться о том, чтобы получить информацию о наличии неликвидного имущества и написать заявление о его приобретении. В противном случае (при отсутствии заявлений) конкурсный управляющий совершенно правомерно передаст имущество органам местного самоуправления по месту нахождения имущества (обратим внимание - речь не идет о месте государственной регистрации должника).

После распределения конкурсной массы конкурсное производство завершается утверждением судом отчета конкурсного управляющего и исключением должника - юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

Для начала - нормативное обоснование:

судебные акты об исключении из конкурсной массы:

Основное требование для включения в состав конкурсной массы - имущество должно принадлежать должнику на праве собственности. По сути, споры об исключении из конкурсной массы сводятся к доказыванию того обстоятельства, что имущество должнику не принадлежит.

Отдельный случай - исключение из конкурсной массы части денег на личные нужды (как в последнем приведенном примере из судебной практики).

Тут доказывание чуть иное. Как правило, принимается во внимание размер прожиточного минимума, утвержденный в соответствующем регионе. Прожиточный минимум - должнику, если есть ребенок - то еще на ребенка. Если жена на законном иждивении (например, до 3-летия ребенка) - то и на нее. Эту сумму можно увеличить, если есть дополнительные траты, которые суд признает обоснованными (например, расходы на лечение, подтвержденные меддокументацией и чеками, в некоторых случаях - расходы на найм квартиры, и т.д.).

О возможности сохранить часть заработка на личные нужды высказывались высшие суды: Постановление Пленума ВС РФ №45 от 13.10.2015 г. (пункт 39), Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от12 июля 2007 года N 10-П.

Споры о формировании конкурсной массы, о включении какого-либо имущества в ее состав либо об исключении из него решаются в судебном порядке.

Полномочия по распоряжению конкурсной массой принадлежат конкурсному управляющему (в отношении граждан, находящихся в процедуре банкротства – ).