44 фз требования выходят за рамки гостов. Формирование и описание объекта закупки. Что указать в техническом задании


Понятие национального стандарта. Соотношение национальных стандартов и ГОСТов

Заказчики по 223-ФЗ столкнулись с проблемой применения новой редакции пункта 1 части 1 статьи 4 закона 223-ФЗ, а заказчики по 44-ФЗ - применения пункта 2 части 1 статьи 33 закона о контрактной системе.

Эти нормы регламентируют порядок формирования технических заданий (описания объекта закупки), то есть - установления требований к закупаемой продукции, к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы.

Новая редакция этих норм обязывает заказчиков при формировании технических заданий (описании объекта закупки) использовать законодательство о техническом регулировании и документы национальной системы стандартизации.

Если для заказчиков по 44-ФЗ такая норма работает достаточно давно и часто является основанием для аннулирования закупок ФАС России, то заказчики по 223-ФЗ впервые столкнулись с ней 1 июля 2016 года.

Соответственно, в законе написано, что специалисты по закупкам должны хорошо знать:

1) законодательство о техническом регулировании (Федеральный закон от 27.12.2002 N184-ФЗ «О техническом регулировании»);

2) законодательство о стандартизации (Федеральный закон от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).

Чем отличается новая система стандартизации?

В рамках советской системы все производство было стандартизировано, все производилось по унифицированным технологиям или стандартам - ГОСТам. При переходе к рыночной системе жесткая унификация производства стала невозможной. Но регламентировать требования к производству той или иной продукции необходимо.

В связи с этим в 2002 году был принят Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании», который предусматривал вместо ГОСТов введение технического регламента. По сути технические регламенты предполагают установление стандартов в отношении только безопасности продукции для потребителей.

В соответствии с законом 184-ФЗ технические регламенты должны были утверждаться либо постановлениями Правительства РФ, либо указами Президента РФ, либо федеральными законами. В действующей редакции 184-ФЗ предусматривает также возможность утверждения технических регламентов международными договорами РФ.

Однако с 2002 годы было издано всего несколько десятков регламентов. Возникает вопрос: как регламентируется выпуск продукции, не попадающей в утвержденные технические регламенты?

Для выхода из этой ситуации было принято решение о том, что до ввода технических регламентов на конкретные виды продукции применяются старые ГОСТы в части обеспечения безопасности для потребителей.

Таким образом, возникла ситуация, когда действую одновременно и технические регламенты и ГОСТы. В настоящее время идет активный процесс разработки регламентов. Информация о принятых регламентах частично публикуется на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Статья 2 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании»

Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

Специалист по закупкам при подготовке документации о закупке ОБЯЗАН открывать официальный сайт Росстандарта (см. раздел «Техническое регулирование», подраздел «Технические регламенты») и проверять наличие или отсутствие действующего технического регламента на закупаемый им товар, работу или услугу.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»

Большинство специалистов по закупкам не понимают разницы между техническими регламентами и национальными стандартами. Это действительно было взаимосвязано до 1 июля 2016 года. Теперь национальные стандарты регламентируются отдельным специальным законом, и большинство положений, касающихся стандартизации, из закона о техническом регулировании исключены.

Закон о стандартизации состоит и 36 статей.

В соответствии с п. 4 ч. 2 статьи 3 при закупках ТРУ применяются документы по стандартизации.

Статья 2 Федерального закона от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»

Документ по стандартизации - документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом.

Ключевое слово в этом определении - «добровольность». Это означает, что документы по стандартизации - это в большинстве случаев добровольные стандарты.

Виды документов по стандартизации (статья 14):

  1. документы национальной системы стандартизации;
  2. общероссийские классификаторы (ОКПД 2 и ОКВЭД 2);
  3. стандарты организаций, в том числе технические условия;
  4. своды правил;
  5. документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 Федерального закона 162-ФЗ.
  1. Документы национальной системы стандартизации
  2. Общероссийские классификаторы.
  3. Стандарты организаций
  4. Свод правил
  5. Документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 Федерального закона 162-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 12 июля 2016 г. №669 "Об утверждении Положения о стандартизации в отношении продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией".

Общие правила применения национальных стандартов при формировании документации о закупке (44-ФЗ, 223-ФЗ)

Возникает вопрос: когда заказчики обязаны использовать национальные стандарты, если сам закон о стандартизации исходит из добровольности использования документов по стандартизации, кроме случаев, установленных в статье?

ПЕРВЫЙ СЛУЧАЙ

В рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам ТРУ, к размером, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы обязательны в силу действия самих этих законов.

Здесь нельзя забывать о том, что все ГОСТы, принятые до 03.07.2003, также приравниваются к национальным стандартам в части обеспечения безопасности.

ВТОРОЙ СЛУЧАЙ

В рамках 44-ФЗ не только требования, но и условные обозначения и терминология при описании этих требований к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы устанавливаются заказчиком в соответствии с требованиями документов национальной системы стандартизации, в том числе национальных стандартов (см. п.2 ч.1 ст.33 ФЗ-44).

ТРЕТИЙ СЛУЧАЙ

В рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ - документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

ЧЕТВЕРТЫЙ СЛУЧАЙ

В рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ -когда документы национальной системы стандартизации включены в своды правил во исполнение какого-либо действующего технического регламента.

Согласно п. 1 ст. 6 ФЗ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» некоторые своды правил, в том числе некоторые СНиПы, признаются обязательными к исполнению.

Конкретные нормативные акты, которые обязательны для исполнения, перечислены в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который утверждён Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1521.

Особенности применения национальных стандартов при закупке строительных работ. Примеры судебной и административной практики

Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений":

  1. Объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
  2. Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения

Технический регламент о безопасности зданий и сооружений устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:

  1. механической безопасности;
  2. пожарной безопасности;
  3. безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
  4. безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
  5. безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
  6. доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
  7. энергетической эффективности зданий и сооружений;
  8. безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Правительством РФ утвержден специальный Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (ПП РФ от 26.12.2014 № 1521).

При составлении технического задания специалисту по закупкам необходимо не только проверять наличие СНиПов, ГОСТов и сводов правил в Перечне, но и помнить, что они применяются не полностью, а только в части реализации безопасности потребителей.

Правовые последствия

Необходимо очень внимательно относиться к технической части закупочной документации, чтоб не нарушить требования законодательства. Если специалист по закупкам ссылается на устаревший ГОСТ, СНИП или национальный стандарт, участник закупки может направить запрос на разъяснение, в результате сдвинутся сроки проведения закупки, в противном случае участник мог обратиться в ФАС, и описание закупки могло быть признано необъективным. Апелляционные суды в таких случаях, как правило, принимают позицию ФАС.

Позиция арбитражных судов

Арбитражные суды отмечают, что если описание объекта закупки в документации о закупке противоречит законодательству РФ о техническом регулировании, в том числе национальным стандартам, а поданная участником заявка им соответствует, то такая заявка не подлежит отклонению закупочной комиссией.

Пример 1

Результаты испытаний не могут являться показателями товаров при описании объекта закупки применительно к требованиям статьи ЗЗ Закона № 44-ФЗ, поскольку они не указывают на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. Вследствие этого установление заказчиком названных требований к характеристикам объекта закупки необъективно и свидетельствует о нарушении заказчиком пунктов 1 и 2 части 1 указанной статьи Закона.

Как следует из материалов дела, Приложение к Техническому заданию аукционной документации содержит требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ по государственному контракту. В указанном Приложении для смесей асфальтобетонных, щебней, песков заказчиком установлены, в том числе требования к частным остаткам на ситах. Однако антимонопольным органом и судебными инстанциями установлено, что согласно «ГОСТ Р 52129-2003. Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия», принятому Постановлением Госстроя РФ от 27.06.2003 № 119, «ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия», введенному в действие Постановлением Госстроя РФ от 17.06.1994 № 18-43, и «ГОСТ 8736-93. «Песок для строительных работ. Технические условия» частный остаток на сите не является показателем товара. Данный параметр является расчетной величиной и используется при испытаниях товара для определения его зернового состава. Требования же к зерновому составу товаров установлены заказчиком в Приложении к Техническому заданию отдельно.

Согласно пункту 7.2.3 названного выше ГОСТ Р 52129-2003 частные остатки на каждом сите вычисляют по результатам просеивания путем деления массы остатка на сите на массу навески и умножения результата деления на 100. Результат каждого испытания вычисляют с точностью до второго десятичного знака после запятой. Причем, зерновой состав вычисляют как среднеарифметическое значение результатов двух параллельных испытаний.

Таким образом, проведенные испытания и расчет частных остатков на ситах не свидетельствуют о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, они лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки. Сами ГОСТы по разделам определяют, что относится к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристиках объекта закупки. Кроме того, предусмотренные ГОСТами испытания по определению частных остатков на ситах осуществляются на определенные партии товара, в паспортах на качество товара эти сведения заводами-изготовителями не указываются.

Пример 2

В рассматриваемом случае заказчик включил в Техническое задание требование к товару по цвету, не указав при этом конкретные показатели и характеристики данного требования, позволяющие определить участнику закупки, имеется ли у него в наличии соответствующий указанным требованиям товар. Кроме того, в документации содержится условие о том, что каждая единица товара должна быть упакована в индивидуальную упаковку из листового гофрокартона, закрепленную с помощью скотча.

ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области» VS Мурманское УФАС России

Суды по материалам дела установили, что требование в документации по цвету поставляемого товара «цвет по согласованию с заказчиком» не позволяет однозначно определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, поскольку ни диапазон цвета, ни конкретные цвета поставляемого товара не определены. Кроме того, установив единое требование к упаковке приобретаемого товара, заказчик также объективно и документально его не обосновал, поскольку имеются иные способы упаковки товара, обеспечивающие безопасную транспортировку и хранение товара.

Ответы на вопросы

Что писать по части ГОСТов при закупке импортного оборудования? Нужно ли в этом случае писать обоснование?

Если речь идет об уникальном оборудовании и российских ГОСТов и национальных стандартов на него нет, то писать ничего не нужно. Но при этом есть другие требования, например, технический регламент на упаковку товара и другие, на которые все равно придется сослаться.

При закупке у единственного поставщика образовательная услуга должна соответствовать действующим НПА, ГОСТам?

Естественно, должна.

Masbi писал(а):что вот так сделаем и они у нас попляшут.. И поплясали …В пункте 55 Таблице № 2 Приложения А документации об Аукционе в том числе установлено: «Смесь горячая плотная песчаная. Наибольший размер зерен не менее 5 мм. Содержание фракции с размером зерен не более 10 мм должно быть 100 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 5 мм более 75 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 2,5 мм не более 90 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 1,25 мм менее 80 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 0,63 мм не более 70 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 0,315 мм не более 50 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 0,16 мм не более 30 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 0,071 мм не менее 9 % по массе.

Школа закупок

Вместе с тем, при составлении описания объекта закупки должно быть использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пример описания объекта закупки по 44-фз

Предел прочности при сжатии асфальтобетона из смеси, при температуре +50 °С не менее 1,1 МПа. Предел прочности при сжатии асфальтобетона из смеси, при температуре +20 °С не менее 2,1 МПа.

Предел прочности при сжатии асфальтобетона из смеси, при температуре 0 °С не менее 11 МПа. Водостойкость асфальтобетона из смеси не менее 0,8. Водостойкость при длительном водонасыщении асфальтобетона из смеси не менее 0,7.

Сдвигоустойчивость асфальтобетона из смеси по коэффициенту внутреннего трения не менее 0,65. Сдвигоустойчивость асфальтобетона из смеси по сцеплению при сдвиге, при температуре +50 °С не менее 0,35 МПа.

Трещиностойкость асфальтобетона из смеси по пределу прочности на растяжение, при расколе, при температуре 0 °С и скорости деформирования 50 мм/мин более 3 МПа. Значение водонасыщения для образцов, отформованных из смеси не менее 1 % по объему.

Требования к описанию объекта закупки по 44-фз

  • если необходимо соответствие ГОСТу, достаточно просто указать это – закон не обязывает переписывать тест ГОСТа, к тому же документы товара не содержат описания всех этих характеристик, в них указывается лишь соответствие тому или ному ГОСТу или стандарту;
  • следует знать и понимать, какие требования Вы устанавливаете и чем они обусловлены – ведь Вам придется каким-то образом проверять эти характеристики при приемке товара, а возможно и обосновывать их необходимость в суде.

Расписав какой-либо товар на несколько страниц, следует знать о том, что поставщик имеет право пожаловаться на наличие избыточных требований, а закупка может быть приостановлена или отменена в том случае, если заказчик не сможет объяснить, зачем он их установил.

Жалоба на избыточность требований заказчика в форме 2

Внимание

Закона о контрактной системе: 1) в документации об аукционе при описании материала установлены не стандартные показатели; 2) в приложении № 1 к техническому заданию при описании объекта закупки установлены очевидно избыточные требования для данного материала (например: массовая доля углерода в материале должна быть менее 3,05%, массовая доля марганца не должна быть более 0,5 %, массовая доля кремния должна быть менее 6,05%, массовая доля фосфора не должна быть более 0,04%).Решение комиссии:1. Признать жалобу ООО «Биоэкология» необоснованной.2. Признать в действиях аукционной комиссии заказчика нарушения п.


1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.4.
Аукционной комиссией Заказчика заявка была признана не соответствующей требованиям аукционной документации, ООО «Биоэкология» было отказано в допуске к участию в аукционе на основании: «Заявка не соответствует пункту 3.1.3 части 1 аукционной документации: в заявке участника предоставлены недостоверные сведения». Заявитель утверждает, что его заявка содержит все сведения о конкретных показателях материалов в полном соответствии с требованиями Закона и аукционной документации.Согласно п.2 ч.1 ст.
64

Важно

Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки и инструкцию по ее заполнению. Заказчиком в документации не прописаны необходимые для формирования заявки рекомендации.

Избыточные требования к товарам по 44 ap

    Намеренное нарушение законодательства. Недобросовестные заказчики таким способом пытаются завуалировано ограничить конкуренцию и тем самым помогают победить в тендере конкретной аффилированной компании.

    Если у потенциального поставщика возникают основания полагать, что заказчик предъявляет излишние требования к товару, он может попросить их исключить отправив запрос на разъяснение документации или же обратиться с жалобой ФАС. В случае выявления факта попытки ограничения конкуренции, заказчик будет привлечен к ответственности.

    При этом сама закупка приостанавливается или полностью отменяется. Пример из практики В последнее время все большее количество жалоб на установление заказчиками избыточных требований стали решаться в пользу заявителя. Одним из показательных стало дело, рассматриваемое 2 марта 2017 года в Курском отделении УФАС.

Избыточные требования к товарам по 44 фз

Иными словами, составляя техническое задание, следует понимать реальное значение каждого устанавливаемого критерия и быть готовым объяснить, зачем он был установлен. Действия заказчика при описании объекта закупки К сожалению, мало кто из заказчиков знает о том, что такое избыточные требования к характеристикам товара – это и неудивительно, ведь в законе о контрактной системе об этом нет ни слова.

Вместе с тем, суды активно используют данное понятие при рассмотрении дел. Составляя техническое задание, представителю заказчика следует помнить:

  • описание не должно вводить потенциального участника в заблуждение – из него должно быть понятно, какой товар необходимо поставить;
  • под описание должны попадать как минимум несколько товаров – иными словами, описываемый предмет должен существовать.

Избыточные требования к товарам по 44 фз пример

Закона о контрактной системе; 3) по мнению Заявителя, требования к поковкам, брускам обрезных хвойных пород являются излишними, т.к. они относятся к технологическому ресурсу закупки, и неотъемлемой частью результата работ не становятся. Также Заявитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указал что в нарушение Закона о контрактной системе к данным материалам Заказчиком установлены излишние требования: например для поковок допустимая величина заусенца при максимальном размере поперечного сечения поковки по поверхности разъёма штампа; 4) в нарушение Закона о контрактной системе наряду с аукционной документацией и ее технической частью Заказчиком на официальном сайте размещен документ: «Техническая часть.

Избыточные требования к товарам по 44 фз практика фас

Таким образом, заявка содержит недостоверные сведения.Комиссия установила:По п. 1 «Туалетный модуль-павильон» приложения № 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено требование: «Материал должен быть сталь марки ст3пс по ГОСТ 380-2005. Массовая доля углерода должна быть не более 1,22%, массовая доля марганца должна быть менее 10,40 %, массовая доля кремния должна быть менее 0,85%».

Инфо

В заявке ООО «Биоэкология» по п. 1 значится: «Материал: сталь марки ст3пс по ГОСТ 380-2005. Массовая доля углерода 1,22%, массовая доля марганца 10,30 %, массовая доля кремния 0,81%».


Однако в соответствии с ГОСТ 380-2005 стали марки ст3пс соответствуют следующие характеристики: «Массовая доля углерода 0,14-0,22%, массовая доля марганца 0,40-0,65%, массовая доля кремния 0,05-0,15%», следовательно, заявка ООО «Биоэкология» содержит недостоверные сведения.Таким образом, аукционной комиссией на основании п.

Избыточные требования к товарам по 44 фз в 2018 году

Заказчику — администрации Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области (РФ, 155150, Ивановская обл., Комсомольский р-н, г. Комсомольск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 2) устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, для чего в срок до 26 мая 2015 года аннулировать электронный аукцион на ямочный ремонт и ремонт картами асфальтобетонного покрытия дорог Комсомольского городского поселения (извещение № 0133300009715000019), отменить все составленные в ходе проведения электронного аукциона протоколы. 2. Специализированной организации — ЗАО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» (153000, РФ, Ивановская обл., г. Иваново, ул. Степанова, д. 17) разместить соответствующую информацию на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru в срок до 26 мая 2015 года. 3.

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Как сформировать описание флажной ленты?

Заказчик может сформировать описание флажной ленты на основании данных производителей такого товара, качественных показателей товара, которые необходимы заказчику, а также подготовить обоснование необходимости использования указанных характеристик товара вместо установленных в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показателей, требований, условных обозначений и терминологии в документации о закупке по причине отсутствия установленных ГОСТов, стандартов и технических регламентов для данного объекта закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены:

  • техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании (Закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»);
  • документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации (Закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»);
  • иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В том случае, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, положения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ не обязывают заказчика абсолютно во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами.

Если заказчику необходимо осуществить закупку объекта с определенными качественными характеристиками, то заказчик вправе не применять ГОСТы, стандарты или технические регламенты, а описать объект закупки на основании характеристик и их показателей, которые установлены его официальными производителями.

Однако в последнем случае заказчик должен будет подготовить обоснование невозможности применения ГОСТов, стандартов, технических регламентов и необходимости применения установленных заказчиком показателей.

Краткий анализ действующих стандартов и технических регламентов показал, что в отношении такого объекта закупки, как флажная лента, указанные документы не принимались.

Таким образом, заказчик в данном случае может сформировать описание флажной ленты на основании данных производителей такого товара, качественных показателей товара, которые необходимы заказчику, а также подготовить обоснование необходимости использования указанных характеристик товара вместо установленных в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показателей, требований, условных обозначений и терминологии в документации о закупке по причине отсутствия установленных ГОСТов, стандартов и технических регламентов для данного объекта закупки.

Екатерина Кравцова, заместитель начальника отдела закупок организации государственного сектора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Заказчик подробно описывает товары, работы, услуги, когда составляет закупочную документацию, и кратко - когда готовит план-график, извещение и проект контракта. Когда описываете объект закупки, руководствуйтесь статьей 33 Закона № 44-ФЗ.

Чтобы описать объект закупки максимально подробно, включите в техзадание:

  • функции и свойства товаров, работ, услуг;
  • количество, периодичность, срок и место поставки;
  • комплектацию;
  • требования к обслуживанию товара;
  • эксплуатационные характеристики;
  • качество;
  • требования к шефмонтажу;
  • требования к обучению персонала;
  • документацию и расходные материалы, которые поставщик передает вместе с товаром;
  • остаточный срок годности, срок хранения;
  • гарантийный срок товара, работы, услуги, гарантийное обслуживание.

Внимание: нельзя устанавливать требования к товарам, информации, работам, услугам, которые ограничивают конкуренцию (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Указывать ли товарный знак

Когда описываете объект закупки, не указывайте его товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, место происхождения товара, наименование производителя. Такое правило установлено в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик вправе указать товарный знак только со словами «или эквивалент». При этом установите параметры эквивалентности - максимальные и минимальные значения, а также какие показатели менять нельзя.

Участник предлагает эквивалентный товар? Проверьте заявку. Какие конкретные показатели товара указаны - отвечают ли значениям эквивалентности из документации (подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 66, ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Контрактный управляющий описал товар в техническом задании в виде таблицы.


п/п
Наименование товара (наименование страны происхождения товара)
(ОКПД)
Характеристики товара, требуемые показатели
(бумага «Снегурочка»)
Параметры эквивалентности Ед. изм. Кол-во
1 Офисная бумага «Снегурочка» (или эквивалент)

Формат: А4.

Цвет: белый.

Плотность: 80 г/кв. м.

Белизна: 96% (ISO 2470).

Непрозрачность: 87%.

Единица измерения - 1 штука = 1 пачка (количество листов в пачке - 500).

Класс «С»

Бумага листовая с возможностью использования для копировальных работ и печати на лазерном принтере; чисто целлюлозная, стандартной гладкости.

Формат: А4.

Цвет: белый.

Плотность: не менее 80 г/кв. м.

Белизна: не менее 96% (ISO 2470).

Непрозрачность: не менее 87%.

Количество листов в пачке: не менее 500.

Класс: не ниже класса «С»

Шт. 1750

Указать в документации производителя товара без слов «или эквивалент» разрешено в двух ситуациях.

Ситуация 1. Заказчик закупает запасные части, расходные материалы к машинам и оборудованию, которые уже использует.

Ситуация 2. Товары с другими товарными знаками невозможно совместить с продукцией, которую заказчик уже использует.

В перечисленных выше обстоятельствах перечислять функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки не обязательно. Это подтвердило Минэкономразвития России в письмах от 21 августа 2015 г. № Д28и-2516, от 17 марта 2015 г. № Д28и-730.

Допустим, предмет контракта - выполнение работ или оказание услуг. При этом в рамках такого контракта подрядчик или исполнитель поставит вам товары. Тогда вы вправе включить товарные знаки со словами «или эквивалент» в документацию о закупке. Исключения - ситуации и выше. Например, заказчик закупает строительные работы, и смета содержит товарные знаки стройматериалов. В проектно-сметной документации заказчик пропишет: «клей Henkel или эквивалент с характеристиками…».

Пример: заказчик закупал строительные работы

В проектно-сметной документации заказчик указал товарные знаки без слов «или эквивалент». ФАС России посчитала, что заказчик нарушил требование статьи 33 Закона № 44-ФЗ (решение от 13 мая 2014 г. по делу № К-759/14).

Внимание: нельзя включать в документацию о закупке требования к квалификации, опыту и деловой репутации участника закупки

Нельзя требовать от участника наличия производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов. Об этом сказано в части 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Исключение - когда Закон № 44-ФЗ предусматривает такие требования. Например, если заказчик закупает товары, работы, услуги из постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99.

Ситуация: заказчик закупает картриджи. Можно ли включить в описание объекта закупки товарный знак

ФАС России считает такой подход нарушением, а судьи - нет. Пример - постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2015 г. № 05АП-6479/2015. Заказчик закупал картриджи и указал в аукционной документации товарный знак без слов «или эквивалент». УФАС России признало такие действия нарушением. Доводы контролеров: заказчик не указал в документации, что приобретает расходные материалы к оборудованию, которым пользуется. Также заказчик не доказал, что гарантийный срок на технику, для которой закупает картриджи, не истек. Однако судья пояснил, что статья 33 Закона № 44-ФЗ не обязывает заказчика прописывать в документации такую информацию. Подобное дело рассмотрел и Верховный суд РФ. Судья посчитал, что заказчик правомерно указал производителя картриджей в документации, поскольку закупал расходные материалы к оборудованию, которым пользуется (определение от 25 мая 2015 г. № 306-КГ15-5401 по делу № А65-14066/2014).

Как применять ГОСТы

Когда описываете объект закупки, используйте стандартные показатели из ГОСТов, СНиПов, технических регламентов. Если товары с характеристиками из стандартов вам не подходят, будьте готовы это обосновать. Также придется обосновать показатели, которых нет в ГОСТе (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 мая 2015 г. № Ф08-2757/2015).

В техническом задании вы вправе указать ГОСТ либо использовать характеристики и значения, которые установлены таким стандартом. Однако будьте внимательны, когда просто ссылаетесь на ГОСТ. Воспользуйтесь тремя советами.

Совет 1. Откройте ГОСТ и посмотрите, что там написано. Часто заказчики просто указывают наименование товара и ссылку на ГОСТ. Но из этой информации участнику трудно понять, какой товар закупает заказчик. Пример - постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 г. по делу № А38-6610/2014. Заказчик включил в аукционную документацию требование, что материалы для ремонта дорог должны отвечать определенным ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры посчитали это нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ, и суд их поддержал. Материалы по госстандартам из документации разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации. Поэтому участники закупки не могли понять, какой именно товар поставить.

Совет 2 . Проверьте, не отменили ли ГОСТ. Иначе участник вправе обратиться с жалобой в контрольный орган. Пример - решение ФАС России от 30 марта 2015 г. по делу № К-253/15. Заказчик указал в аукционной документации госстандарт, который устарел. На момент закупки актуальный ГОСТ по данному товару не существовал. Следовательно, заказчик установил неисполнимое требование.

Совет 3. Если указываете в документации и ГОСТ, и показатели товара, следите, чтобы они соответствовали друг другу. Пример - постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2015 г. № 15АП-1562/2015. Заказчик закупал краску. В описании он указал ГОСТ и характеристики: «Эмаль ПФ-115 высшего или первого сорта. Цвет - черный». Однако, если открыть ГОСТ, который указан в документации, видно, что эта краска черного цвета может быть исключительно первого сорта.

Ситуация: как описать объект закупки, когда нет ГОСТов, технических регламентов, технических условий

Используйте показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые установил производитель.

Заказчик не обязан во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами. Если нужно провести закупку объекта с определенными качественными характеристиками, то используйте характеристики и показатели, которые установил официальный производитель. Обоснуйте, почему не применяете ГОСТы, стандарты, технические регламенты.

Такой вывод следует из положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ и подтверждается в письме Минэкономразвития России от 3 августа 2016 г. № ОГ-Д28-9745 .

Ситуация: нужно ли в контрактах до 100 000 руб. отражать ГОСТы

Не обязательно. Заказчик вправе в спецификации указать товар с товарным знаком и конкретными характеристиками. Также вправе указать и на соответствие ГОСТ. Показатели, которые предусмотрены стандартами и техническими регламентами, указывают в извещении и документации о закупке. Однако при закупке до 100 тыс. руб. с едпоставщиком извещение и документацию о закупке не разрабатывают. А значит, если хотите сослаться на ГОСТы, то их необходимо вписать в проект контракта (ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Как описать характеристики

Когда описываете характеристики объекта закупки, используйте максимальные и минимальные значения, а также данные, которые не могут меняться. Старайтесь не применять точные значения показателей. Например, если закупаете системный блок, правильнее указать в техническом задании «Объем жесткого диска - не менее 500 Гб» вместо «Объем жесткого диска - 500 Гб». Если ФАС России проверит вашу закупку, придется доказать, что вам нужны именно такие габариты и размеры. Такие правила установлены в пункте 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ и разъяснены в письме Минэкономразвития России от 10 декабря 2014 г. № Д28и-2796.

Внимание: опишите объект закупки подробно

Данные об объекте закупки, которые вы не отразили в техническом задании, участник вправе не учитывать и не выполнять. Допустим, победитель предложил товар, работу, услугу, которые не устраивают вас, но отвечают техническому заданию. Отказаться заключать контракт с участником нельзя.

Совет: когда описываете характеристики объекта закупки, используйте исполненные контракты, каталоги, прайсы, рекламные буклеты, коммерческие предложения, информацию из Интернета. Это поможет отразить в техническом задании именно те характеристики, которые вам необходимы.

Ситуация: какой класс энергоэффективности прописать в техзадании: не ниже «А+» или не ниже «А», если заказчик закупает компьютерные мониторы

Установите требование: энергоэффективность не ниже класса «А».

Если закупаете продукцию из перечня категорий товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергоэффективности в техдокументации, маркировке и на этикетке, то установите требование к классу энергоэффективности не ниже класса «A». Такое правило установлено в приказе Минэкономразвития России от 9 марта 2011 г. № 88 и действует с 1 января 2012 года.

Ситуация: вправе ли заказчик при закупке лекарств устанавливать в техническом задании требования к дозировке, показаниям и противопоказаниям к применению

Да, заказчик вправе в техническом задании устанавливать требования к дозировке, показаниям и противопоказаниям к применению, при условии что такие требования не ограничивают количество участников закупки. Вывод следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Позиция подтверждена решением Архангельского УФАС России от 17 марта 2017 г. № 45оз-17, решением Вологодского УФАС России от 4 октября 2016 г. № 5-2/220-16.

Какие дополнительные условия включить в описание

В техзадании установите требование к упаковке. Например, пропишите: «Упаковка товара должна обеспечивать сохранность товара при его транспортировке и хранении». Тогда вероятность того, что товар испортят во время транспортировки, сократится.

В документации о закупке сообщите место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги. При этом можно указать:

  • конкретный адрес доставки;
  • несколько мест поставки, куда возможно поставить объект закупки. Тогда участник в заявке должен указать конкретный адрес в рамках диапазона, который установил заказчик.

Это поможет участникам понять, куда нужно поставить товар. Кроме того, адрес доставки может отразиться на цене.

Укажите, что товар должен быть новым и свободным от прав третьих лиц. То есть никто не использовал и не ремонтировал товар ранее. Иначе вы рискуете получить товар, бывший в употреблении. Об этом сказано в пункте 7 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Когда описываете объект закупки, укажите информацию о гарантийном сроке и гарантийном обслуживании. Гарантийный срок установите в днях, месяцах и годах. Затем пропишите условия гарантийного обслуживания. Например, если закупаете кондиционеры, установите срок гарантии не менее двух лет. Поставщик обязан бесплатно осматривать и ремонтировать оборудование в течение трех дней с момента, когда заказчик выявил поломку.

Совет: всегда устанавливайте гарантию качества товара и гарантийный срок

Если продавец предоставляет гарантию качества, он отвечает за недостатки товара. Такое правило не работает, только если продавец докажет, что товар испортил покупатель или третьи лица. Например, заказчик неправильно использовал товар или нарушил правила хранения (ст. 476 ГК РФ).

Внимание: когда закупаете новые машины и оборудование, установите в документации о закупке, что участник обязан предоставить гарантию производителя или поставщика товара и указать срок действия такой гарантии. Участник предоставляет гарантию вместе с товаром.
Об этом сказано в части 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик вправе включить в описание объекта закупки спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии. Допустим, вы хотите, чтобы товар соответствовал образцу или макету. Тогда в техзадании установите место, где участники вправе осмотреть образец или макет. Также уточните дату, время, порядок и график осмотра.

Пример: об описании объекта закупки

Заказчик закупает бумагу для офисной техники.

Контрактный управляющий описал товар в техническом задании:

«3. Описание объекта закупки.

Наименование объекта закупки Описание объекта закупки Требования к упаковке товара Кол-во товара, ед. изм.
Бумага для офисной техники

Класс бумаги - «А», формат листов - А4,

цвет бумаги - белый,

270 шт.
Бумага для офисной техники

Класс бумаги - «А», формат листов - А3,

цвет бумаги - белый,

плотность - не менее 80 г/кв. м, белизна - не менее 168% по СIЕ,

единица измерения - 1 штука = 1 пачка (1 пачка - не менее 500 листов)

Упаковка, обеспечивающая сохранность товара при его транспортировке и хранении 15 шт.

3.1. Предлагаемый к поставке товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, ремонте, в т. ч. который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства).

3.2. Место поставки товара: г. Москва, ул. Бердяева, д. 3.

3.3. Сроки поставки товара: единой партией в течение двух недель с момента заключения контракта.

3.4. Товар должен отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т. п.), лицензирования, если такие требования предъявляются действующим законодательством России или контрактом».

Ситуация: вправе ли заказчик указать в техническом задании цвет товара

Закон не запрещает прописать требование к цвету товара. Однако вы рискуете, что участник пожалуется в ФАС России.

Если цвет товара - принципиальная характеристика, контролеры примут вашу сторону. Пример - решение Новосибирского УФАС России от 12 мая 2015 г. по делу № 08-01-171. Заказчик в описании объекта закупки указал, что ему нужны хирургические нити синего цвета. Один из претендентов подал в контрольный орган жалобу. ФАС России признала жалобу необоснованной, а потребность учреждения - объективной. Синий цвет - наиболее контрастный по отношению к внутренним органам, тканям, крови и другим естественным цветам организма. Поэтому именно синие нити удобно использовать, когда врачи проводят операции.

Кроме того, в подобных ситуациях судьи также поддерживают заказчиков. Пример - постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 мая 2015 г. № Ф04-18610/2015. Исполнительный орган власти закупил кресла-коляски с цветом рамы «серебристый металлик». Судьи решили, что такие действия не ограничивают конкуренцию. Судья пояснил, что заказчик вправе самостоятельно определить параметры и характеристики товара, которые отвечают его потребностям.

Ситуация: заказчик описал объект закупки так, что под него подошел только один товар. Нарушил ли он требования Закона № 44-ФЗ

Описывая объект закупки, вы вправе указать характеристики, которые отвечают товару одного производителя, только если это не ограничивает конкуренцию. Такое мнение выразило Минэкономразвития России в письме от 31 августа 2015 г. № Д28и-2467.

Контролеры также не видят в этом нарушения, если предмет закупки - поставка товара, а не изготовление. Пример - решение Курганского УФАС России от 2 сентября 2015 г. по жалобе № 05-02/158-15. Участник был недоволен, что заказчик в аукционной документации описал характеристики конкретного прибора американского производства. Однако контролеры посчитали, что заказчик не ограничил конкуренцию. Ведь участвовать в закупке могло любое физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе компании, которые не производят товар, а просто его поставляют. Более того, контролеры установили, что один из участников в своей заявке предложил пульсоксиметр российского производства и заказчик допустил его к торгам.

Похожую жалобу рассмотрело и Иркутское УФАС России. Заказчик представил антимонопольной службе письмо от производителя товара, где говорилось, что у компании нет эксклюзивных дистрибьюторов, которые распространяют продукцию на территории России. Товар продают любым лицам. Комиссия сделала вывод, что заказчик не ограничил конкуренцию (решение Иркутского УФАС России от 4 сентября 2015 г. № 468).

Обратите внимание: в обеих ситуациях, которые рассмотрели контролеры УФАС России, заказчик объяснил, что конкретный товар необходим из-за специфики деятельности организации. А вот если, например, учреждение захочет закупить автомобили конкретной марки, под которую и составит техническое задание, его накажут. Так было с одним из заказчиков Воронежской области. Под описание объекта его закупки подходил только автомобиль товарного знака Volkswagen. А когда заказчик обосновывал НМЦК, он использовал только сведения о цене автомобиля Volkswagen Touareg (решение Воронежского УФАС России от 30 октября 2014 г. по делу № 501-з). Претензии у контролеров возникают не только тогда, когда объект закупки - автомобиль (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 мая 2015 г. № Ф05-5141/2015).

Ситуация: можно ли в техническом задании указывать наименование издательства и подписной индекс

Нет, нельзя. Подписной индекс изданию присваивает конкретный распространитель или издатель подписных каталогов, например Почта России или Роспечать. Если вы укажете в техническом задании наименование издательства и подписной индекс, то создадите преимущества конкретным участникам и ограничите конкуренцию другим (ч. 1 ст. 17 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ).

Ситуация: вправе ли заказчик в документации о закупке установить требование к товару - год выпуска не ранее 2016 года

Вправе, если закупка отвечает целям из статьи 13 Закона № 44-ФЗ. Вывод следует из части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Позицию подтверждает и Минэкономразвития России в письме от 10 августа 2015 года № Д28и-2287.

Ситуация: правомерно ли требование: исполнитель предоставляет контейнеры для сбора ТБО. Заказчик закупает услуги по вывозу и захоронению ТБО

Требование правомерно и не ограничивает конкуренцию. Если у заказчика нет контейнеров для сбора ТБО, то он вправе установить требование о том, что контейнеры предоставляет исполнитель. Учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами предоставляют сборники и инвентарь для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета. Об этом сказано в пункте 6.3 СанПиН 42-128-4690-88.

В данном случае, в техническом задании при описании объекта закупки вам не нужно описывать причину отсутствия ГОСТа, а просто описать объект закупки на основании характеристик и показателей, которые установлены его официальными производителями, в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, которое не обязывают заказчика абсолютно во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами.

Ассистент заказчика - онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

Одним из ярких нововведений Закона о КС стали унифицированные правила описания объекта закупки. Анализируя первые итоги сложившейся практики описания закупок, в статье делается вывод о том, что не все участники контрактной системы правомерно применяют установленные в ст. 33 Закона №44-ФЗ правила описания объекта закупки.

Из этой статьи вы узнаете:

  • правила описания объекта закупки;
  • ответственность за нарушения при описании закупки;
  • требования к показателям качества и соответствия товаров при закупке;
  • требований к техническим характеристикам объектов закупки;
  • штраф за неуказание в описании объекта закупки вместе с товарным знаком слов «или эквивалент».

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Правила описания объекта закупки по 44-ФЗ

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

  • описание объекта закупки должно носить объективный характер;
  • в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
  • в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
  • документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
    При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент

Елена Лукоянова ,
специалист в сфере госзакупок»

С нового года поменяли правила описания объекта закупки. Из закона убрали спорную формулировку о том, что описание должно быть объективным. Но это не значит, что ошибок в документации стало меньше. Смотрите на живых примерах из документации разных заказчиков, какие ошибки в работе со стандартами станут поводом для предписания.

Из статьи

Рассмотрим пять основных нарушений заказчиков при описании объектов закупки, выявленные ФАС России.

Нарушение № 1.

Показатели качества товаров не установлены

Как было сказано выше, в силу положений ст. 33 Закона о КС описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Тем не менее не все заказчики выполняют это требование.

Пример

В п. 2.1.1 технических требований к системному блоку документации об аукционе в отношении процессора указано - «не слабее Intel Core i3-4130»;
В п. 2.4 технических требований к серверу типа 1 документации об аукционе в отношении процессора указано «не менее двух процессоров типа не хуже E5-2690v2»;
В п. 2.5 технических требований к серверу типа 2 документации об аукционе в отношении процессора указано «не менее одного процессора типа не ниже Intel Xeon E3-1240v3».

Таким образом, из указанных положений невозможно определить показатели товаров , соответствующих потребностям заказчика. При этом с позиции ФАС России действия заказчика, не установившего надлежащим образом функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС (решение и предписание ФАС России от 22.04.2014 по делу № К-657/14).

Нельзя не учитывать, что согласно ч. 2 ст. 33 Закона о КС документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о КС, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара , работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Что говорит ФАС России

В настоящее время некоторые заказчики допускают нарушения вышеуказанного правила. Например, в соответствии документации об аукционе заказчиком установлены следующие минимальные и максимальные значения: «общая длина крепления не менее 150,1 мм и не более 114,4 мм», «длина не менее 0,57 м и не 0,71 м».

Как следует из решения и предписания ФАС России от 28.03.2014 по делу № К-381/14, при рассмотрении жалобы представитель заказчика пояснил, что в указанном пункте документации об аукционе допущена техническая ошибка. Вместе с тем ФАС России сделала вывод о том, что в документации об аукционе заказчиком в нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о КС не установлены показатели, позволяющие определить потребности заказчика.

Аналогичный вывод об отсутствии в закупочной документации показателей, позволяющих определить соответствие товара (стройматериала), используемого при проведении работ, был сделан в решении ФАС России от 22.04.2014 по делу № К-657/14. Так, в соответствии с п. 17 технического задания документации об аукционе заказчиком установлено, в т. ч. следующее требование к бетону, используемому при проведении работ по контракту: «Минимальный предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток должен быть более 27,3 и менее 33,6 (более 270 и менее 340)».

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о КС в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, заказчиком не определены показатели, позволяющие определить соответствие бетона, используемого при проведении работ, требованиям заказчика, а также не установлена единица измерения показателя «предел прочности при сжатии», что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о КС.

Как описать объект закупки, когда нет ГОСТов, технических регламентов, технических условий?

Нарушение № 2.

Установление требований к показателям товаров ненадлежащим образом

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о КС при составлении описания объекта закупки допускается использование, если это возможно, стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Однако, одним из заказчиков в инструкции по заполнению первой части заявки документации об аукционе представлен список часто встречающихся нормативных документов, которые стоит учесть при подготовке заявки к данным торгам: ГОСТ 1709–75, 22245–90, 16442–80, 9548–74, 7399–97, 14791–79, 6465–76, 3262–75, 10503–71, 30108–94, 23732–2011, 25328–82, 28013–98, 7931–76, 26869–86, 9128–2013, 23558–94, 8267–93, 52128–2003, 24909–81, 53299–2009, 26602.5–2001, 24699–2002, 7827-74,9.014-78, 2228–81, 53301–2009, 30674–99, 18599–2001, 190–78, 10178–85, 9179–77, 125–79, 12820–80, 22266–94, 22266–94, 30884–2003, 30108–94, 8420–74, 20259–80, 18477–79, 52605–2006, 14918–80, 52325–2005, 6527–68, 28196–89, 50597–93, 12.4.026–2001, 52875–2007, 17608–91, 51728–01, 5583–78, 3134–78, 15860–84, 949–73, 17811–78, 23567.10–93, 9410–78, 10036–75, 9467–75, 20448–90, 10923–93, 9097–82, 7805–70, 6631–74,..., ГОСТ 23683–89, а так же иные ГОСТы, которые регламентируют материалы, представленные в приложении к техническому заданию, если данные ГОСТы связаны с проводимыми работами. В случае если ГОСТы, представленные в этом списке, являются устаревшими, то следует применять данный номер ГОСТа, но в действующей редакции (с иным индексом после номера)».

Вышеуказанный пример положений документации об аукционе указывает на то, что заказчиком не установлены надлежащим образом требования к показателям соответствия товаров , используемых при выполнении работ, потребностям заказчика. Кроме того, с позиции ФАС России, заказчиком не установлено, какой именно ГОСТ соответствует товару, в связи с чем участникам закупки не представляется возможным сопоставлять ГОСТ с товаром при заполнении заявки на участие в аукционе.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России посчитала, что установленная заказчиком инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в аукционе надлежащим образом.

Нередкими являются обоснованные жалобы участников закупки, свидетельствующие об указании в техническом задании требований к показателям закупаемых товаров, которые противоречат ГОСТу, указанному в документации.

Пример

П. 4 «Пленка полиэтиленовая» технического задания установлена следующая характеристика товара: «Статический коэффициент трения должен быть в пределах до 0,5». Вместе с тем, согласно ГОСТ 10354–82, требование о соответствии которому указано в документации об аукционе, статический коэффициент трения установлен в пределах 0,1–0,5. При этом с позиции ФАС России требование к показателю «Статический коэффициент трения», установленное в п. 4 «Пленка полиэтиленовая» технического задания, не соответствует требованиям ГОСТ 10354–82, что не позволяет заполнить заявку на участие в аукционе (решение и предписание ФАС России от 04.06.2014 по делу № К-893/14).

В результате внеплановой проверки, проведенной ФАС России, выявлено, что в приложении № 2 к документации об аукционе на закупку готовых металлических изделий к товару «Стеллаж для хранения аккумуляторов трехъярусный», в т. ч. установлены следующие требования:

  • Стеллаж должен быть выполнен в виде металлоконструкции и соответствовать ГОСТ 16140–77.
  • Материал сталь листовая, сталь 3 ГОСТ 19903–74, марки Ст3пс обыкновенного качества, в соответствии с ГОСТ 14637–89, уголок равнополочный: на полки 32×32, на стойки 45×45 ГОСТ 8509–93».

Также заказчиком установлено следующее требование: «Для защиты полов и обеспечения устойчивости стеллажей на нижнюю часть ножек должны быть приварены квадраты не менее 60×60 мм из стали марки Ст3пс обыкновенного качества, толщиной не менее 2 мм».

В соответствии с ГОСТ 14637–89 стандарт распространяется на толстолистовой горячекатаный прокат из углеродистой стали обыкновенного качества, изготовляемый шириной 500 мм и более, толщиной от 4 до 160 мм включительно.

Таким образом, указание заказчиком в документации об аукционе требования к толщине стали, из которой должны быть выполнены квадраты размером не менее 60×60 мм, «не менее 2 мм», не соответствует ГОСТ 14637–89, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет заполнить заявку на участие в аукционе надлежащим образом.

Указанные действия заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о КС и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение и предписание ФАС России от 03.12.2014 по делу № К-1779/14).

Нарушение № 3.

Установление противоречивых требований в описании объекта закупки

Как следует из решения ФАС России от 26.05.2014 по делу № К-831/14, действия заказчика, установившего в конкурсной документации противоречивые требования к оказанию услуг, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Так, согласно пп. 1.1.2 и 1.2. таблицы 2 раздела IV «Описание объекта закупки работ (услуг)» (далее - Таблица 2) конкурсной документации в редакции от 07.05.2014 исполнителю необходимо согласовать с заказчиком не позднее чем за три рабочих дня до проведения семинаров-совещаний информационные письма, программу, раздаточные материалы и документы и (или) материалы для обсуждения каждого семинара-совещания.

Вместе с тем, по данным видам услуг в таблице 5 раздела IV «Описание объекта закупки работ (услуг)» (далее - Таблица 5) конкурсной документации в редакции от 07.05.2014 заказчик должен согласовать в течение пяти рабочих дней программу каждого семинара-совещания. Также согласно п. 2.1.1 Таблицы 2 исполнителю необходимо согласовать с заказчиком описание системы тактических целевых установок на 2015 г., в Таблице 5 по данным видам услуг согласование не требуется. В соответствии с пп. 1.4.1 и 2.4.1 Таблицы 2 исполнителю необходимо согласовать с заказчиком формы экспертных заключений и сводных экспертных заключений, в Таблице 5 по данным видам услуг согласование не требуется.

Следовательно, требования, установленные к оказываемым услугам в Таблице 2, противоречат требованиям, установленным в Таблице 5.

Аналогичным образом, рассматривая жалобу заявителя на неправомерные действия заказчика при описании тренажеров M/FTD B737NG с полноразмерной имитацией кабины экипажа самолетов B737NG, ФАС России сделала вывод о наличии в описании объекта закупки противоречивых требований.

По мнению заявителя, т. к. объектом закупки является поставка тренажеров M/FTD B737NG с полноразмерной имитацией кабины экипажа самолетов B737NG, то объективным описанием данного объекта закупки будет являться указание соответствия элементов тренажеров реальной конструкции кабины экипажа самолетов B737NG.

При этом, согласно требованиям конкурсной документации, тренажер должен включать следующие аппаратные средства, в т. ч. «для B737NG FCU, MCDU (левый и правый), ECAM Control Panel, Switching Panel (коммутационная панель)», что относится к составным частям кабины экипажа самолета Airbus320.

В соответствии с техническим заданием конкурсной документации тренажер должен включать следующие аппаратные средства: «для B737NG FCU, MCDU (левый и правый), РУД, ECAM Control Panel, Switching Panel (коммутационная панель), штурвалы и педали управления».

На заседании Комиссии ФАС России заявителем представлены документы и сведения о том, что FCU (flight control unit) - блок контроля управления - технический компонент конструкции самолета, в данном обозначении (наименовании) является составной частью кабины экипажа самолета Airbus320. В кабине экипажа самолета и на тренажере B737NG на месте FCU размещен элемент MPC (Model Control Panel) - пульт управления режимами самолета. MCDU (левый и правый) (Multipurpose Control Display Unit) - многоцелевой управляющий дисплей, также относится к кабине экипажа самолета Airbus320, в кабине экипажа самолета и на тренажере B737NG на месте CDU (Control Display Unit) - блок управления и индикации и т. д.

Таким образом, действия заказчика, указавшего в техническом задании конкурсной документации противоречивые требования к объекту закупки, не соответствуют п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и нарушают п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение ФАС России от 28.10.2014 по делу № К-1545/14).

Нарушение № 4.

Неуказание конкретных требований к техническим характеристикам объектов закупки

Нельзя не отметить, что яркими примерами неуказания конкретных требований к техническим характеристикам закупаемых товаров является практика .

Например, в гл. 5 § 5.1 «Требования к поставляемому оборудованию» Таблицы 2 «Параметры технического обеспечения» в подп. 1.1 п. 1 документации об аукционе установлено: «разрешение экрана - не менее 1920×1080» без указания единицы измерения; п. 2 установлено: «Габариты (ДxШxВ) не более 870×770×1050» без указания единицы измерения. Таким образом, действия заказчика, установившего описание объекта закупки без указания единиц измерения, не соответствуют требованиям Закона о КС и нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о КС (решение ФАС России от 29.10.2014 по делу № К-1558/14).

В другом случае п. 16.1 технического задания документации об аукционе установлено: «Вентиляционная решетка 600×300 алюминиевая - 4 шт.» без указания единиц измерения. Пунктом 1087 технического задания документации об аукционе установлено «Воздушный клапан размер 821×440 - 1 шт.» без указания единиц измерения.

На заседании Комиссии ФАС России представитель заказчика сообщил, что в соответствии с п. 1.8 ГОСТ 2.307–68 (СТ СЭВ 1976–79, СТ СЭВ 2180–80) «Единая система конструкторской документации. Нанесение размеров и предельных отклонений» линейные размеры и их предельные отклонения на чертежах и в спецификациях называют в миллиметрах, без обозначения единицы измерения.

Вместе с тем, документация об аукционе не содержит указание на соответствующий нормативный документ. Соответственно, действия заказчика, не установившего конкретные требования к техническим характеристикам товаров, не соответствуют п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение ФАС России от 09.06.2014 по делу № К-915/14).

Нарушение № 5.

Неуказание в описании объекта закупки слов «или эквивалент»

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов « или эквивалент », за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Так, рассматривая жалобу заявителя на неправомерные действия заказчика в части неуказания слов «или эквивалент» к товарному знаку , ФАС России признала действия заказчика противоречащими законодательству о контрактной системе.

Согласно п. 3 технического задания документации об аукционе заказчиком установлено требование к поставке «Самоспасателя „Шанс“-Е» без указания слов «или эквивалент». На заседании Комиссии ФАС России заявителем было представлено свидетельство на товарный знак «Шанс», правообладателем которого является ООО «НПК Пожхимзащита». При этом заказчиком на заседании Комиссии не представлено доказательств того, что обозначение «Самоспасателя „Шанс“-Е» не является товарным знаком.

Таким образом, согласно решению и предписанию ФАС России от 29.08.2014 по делу № К-1279/14 в документации об аукционе содержится указание на товарный знак «Самоспасателя „Шанс“-Е» без использования слов «или эквивалент», что не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, нарушает п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Аналогичная практика сложилась в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС и в подрядных закупках. Например, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что в приложении № 2 к информационной карте конкурса перечень оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по контракту, содержит указание на товарный знак без сопровождения словами «или эквивалент» :

  • Автокран Grove GBT 35 или аналог;
  • Кран башенный Mitsuber MCT 8FR или аналог;
  • Бульдозер KOMATSU D275AX- 5 или аналог

При этом с позиции ФАС России действия заказчика, указавшего в конкурсной документации товарный знак без сопровождения слов «или эквивалент», не соответствуют п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС и нарушают ч. 3 ст. 56 Закона о КС (решение ФАС России от 13.05.2014 по делу № К-759/14).

С учетом сложившейся административной практики можно сделать следующий вывод: подготавливая закупочную документацию заказчикам, уполномоченным органам следует обратить особое внимание на описание объекта закупки с учетом обозначенных Законом о КС правил. При этом, объективно описывая объект закупок, не следует устанавливать противоречивые требования при условии установления надлежащим образом показателей качества закупаемых товаров, работ, услуг, позволяющих определить потребность заказчика.

Объект закупки — это, по 44-ФЗ, товары, работы, услуги (ТРУ), поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта.

Описание объекта закупки — это фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), позволяющая идентифицировать то, что нужно госзаказчику.

Как описывать

Одно из основных правил, установленных ст 33 ФЗ 44: описание объекта закупки должно носить объективный характер. Закупочная документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых ТРУ установленным требованиям. При этом указываются как фиксированные показатели, так и допустимый диапазон.

При описании объекта закупки заказчик обязан использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, предусмотренные действующими техническими регламентами и стандартами, либо обосновать в документации необходимость использования других показателей и терминологии.

Нельзя описывать, используя:

  • указание на конкретные товарные знаки, фирменные наименования, патенты, полезные модели, знаки обслуживания, промышленные образцы;
  • наименование места происхождения или наименование производителя;
  • требования, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников.

Запрещено устанавливать требования к производителю, к деловой репутации участника, к наличию у него производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для производства, выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта (за исключением случаев, предусмотренных 44-ФЗ).

Пример описания объекта закупки

Описание объекта закупки по 44-ФЗ, пример для заказа компьютерного стола, составлено в соответствии с правилами ст. 33 44-ФЗ:

Исключения из правил

Документация о госзакупке может содержать указание на товарные знаки в следующих случаях:

  • нет другого способа более точно описать характеристики объекта закупки;
  • при выполнении закупаемых работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в документацию слов «или эквивалент», кроме случаев:

  • когда товары, на которых размещаются другие товарные знаки, не совместимы с тем, что уже использует госзаказчик, при этом необходимо обеспечить взаимодействие уже имеющихся и вновь закупаемых объектов;
  • когда закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, уже используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пример описания с исключением из правил

Допустим, необходимо заказать расходные материалы для принтера — картридж. В этом случае следует указать:

  1. Товар — Картридж Canon PGI - 450XL (6434B001) для принтера Canon PIXMA MG-6640 черный пигмент.
  2. Ресурс печати — не менее 500 страниц.
  3. Гарантийный срок — не менее 12 мес.

При такой закупке можно не сопровождать указание на товарные знаки словами «или эквивалент», поскольку недопустима поставка других расходных материалов: поставляться могут только оригинальные расходные материалы (картриджи, контейнеры с тонером), которые изготовлены производителем оборудования, для которых они предназначены (принтеры находятся на гарантийном обслуживании).