Законные или уполномоченные представители налогоплательщика. Представление интересов налогоплательщика в налоговых органах. Основания прекращения действия доверенности

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

От имени юридического или физического лица во взаимоотношениях с контрагентами, налоговыми, таможенными и иными органами вправе действовать его законный или уполномоченный...

От имени юридического или физического лица во взаимоотношениях с контрагентами, налоговыми, таможенными и иными органами вправе действовать его законный или уполномоченный представитель. Например, в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщик (организация или физическое лицо) может участвовать лично либо через своего законного или уполномоченного представителя (подп. 6 п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 26 НК РФ). Аналогично в отношениях, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах во внебюджетные фонды, интересы плательщика страховых взносов вправе представлять он сам либо его законный или уполномоченный представитель. Это указано в части 1 статьи 5.1 и пункте 4 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ).

Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законный представитель без доверенности действует от имени организации, в том числе представляет ее интересы и совершает сделки. Как правило, таким представителем является руководитель организации (ее директор, генеральный директор). Полномочия законного представителя организации подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с нормами гражданского и семейного законодательства (родители, усыновители, опекуны, попечители). Так, законные представители имеются у несовершеннолетних, недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности. Остальные физические лица, как правило, представляют свои интересы лично или через уполномоченного представителя. Информация о том, кто является законным представителем физических, а также юридических лиц различных организационно-правовых форм, приведена в таблице.

Уполномоченным представителем организации (физического лица) может быть другое юридическое или физическое лицо, наделенное этой организацией (физическим лицом) соответствующими полномочиями. Основанием представительства является доверенность. Доверенность, выдаваемая уполномоченному представителю организации, должна быть подписана ее руководителем или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами, и заверена печатью данной организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Удостоверять такую доверенность у нотариуса не обязательно.

Доверенность уполномоченному представителю физического лица на представление его интересов в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах или законодательством РФ о страховых взносах во внебюджетные фонды, должна быть удостоверена нотариально. Это указано в пункте 3 статьи 29 НК РФ и части 9 статьи 5.1 Закона № 212-ФЗ. Вместо нотариально удостоверенной доверенности полномочия представителя физического лица могут подтверждаться доверенностью, приравниваемой к нотариально удостоверенной согласно пункту 3 статьи 185 ГК РФ. Любая организация или физическое лицо вправе одновременно иметь несколько уполномоченных представителей, которым предоставлены одинаковые или разные полномочия 1 .

Юридическое или физическое лицо, интересы которого представляются

Законный представитель

Основание представительства

З аконные представители юридических лиц

Общество с ограниченной ответственностью

Подпункт 1 пункта 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Общество с дополнительной ответственностью

Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.)

Подпункт 1 пункта 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14 ФЗ и пункт 3 статьи 95 ГК РФ

Закрытое акционерное общество

Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)

Пункт 2 статьи 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Открытое акционерное общество

Полное товарищество

Каждый участник полного товарищества (при условии, что учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно)

Пункт 1 статьи 72 ГК РФ

Участник полного товарищества, которому поручено ведение дел (если учредительным договором ведение дел поручено одному или некоторым из участников)

Пункт 1 статьи 72 ГК РФ

Товарищество на вере (коммандитное товарищество)

Каждый из полных товарищей2 (при условии, что учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно)

Полный товарищ, которому поручено ведение дел (если учредительным договором ведение дел поручено одному или некоторым из участников)

Пункт 2 статьи 82 и пункт 1 статьи 84 ГК РФ

Производственный кооператив (артель)

Председатель кооператива

Пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 08.05.96 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»

Государственное унитарное предприятие

Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор)

Пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Муниципальное унитарное предприятие

Кредитный потребительский кооператив

Единоличный исполнительный орган кредитного кооператива (председатель кредитного кооператива, председатель правления кредитного кооператива, директор, исполнительный директор)

Пункт 3 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»

Жилищный кооператив

Председатель правления жилищного кооператива

Подпункт 2 пункта 2 статьи 119 Жилищного кодекса

Жилищно-строительный кооператив

Жилищный накопительный кооператив

Единоличный исполнительный орган кооператива (директор)

Пункт 3 статьи 44 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»

Сельскохозяйственный кооператив

Председатель кооператива

Пункт 7 статьи 26 Федерального закона от 08.12.95 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»

Товарищество собственников жилья

Председатель правления товарищества

Пункт 2 статьи 149 Жилищного кодекса

Садоводческое некоммерческое объединение граждан (садоводческое некоммерческое товарищество, садоводческий потребительский кооператив, садоводческое некоммерческое партнерство)

Председатель правления садоводческого некоммерческого объединения (товарищества, партнерства, потребительского кооператива)

Пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 15.04.98 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон № 66-ФЗ)

Огородническое некоммерческое объединение граждан (огородническое некоммерческое товарищество, огороднический потребительский кооператив, огородническое некоммерческое партнерство)

Председатель правления огороднического некоммерческого объединения (товарищества, партнерства, потребительского кооператива)

Дачное некоммерческое объединение граждан (дачное некоммерческое товарищество, дачный потребительский кооператив, дачное некоммерческое партнерство)

Председатель правления дачного некоммерческого объединения (товарищества, партнерства, потребительского кооператива)

Пункт 2 статьи 23 Закона № 66-ФЗ

Потребительское общество

Председатель совета потребительского общества, председатель правления потребительского общества

Пункты 2 и 12 статьи 19 Закона РФ от 19.06.92 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

Союз потребительских обществ

Председатель совета союза потребительских обществ, председатель правления союза потребительских обществ

Пункты 5 и 10 статьи 37 Закона РФ от 19.06.92 № 3085-1

Общество взаимного страхования

Директор общества

Пункт 6 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании»

Негосударственный пенсионный фонд

Единоличный исполнительный орган фонда (исполнительный директор, президент), а в случае приостановления полномочий исполнительных органов фонда — руководитель временной администрации

Статья 30 и пункт 10 статьи 34.1 Федерального закона от 07.05.98 № 75 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

Автономное учреждение

Руководитель автономного учреждения (директор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководитель, управляющий и др.)

Пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»

З аконные представители физических лиц

Несовершеннолетний гражданин, не достигший возраста 14 лет (малолетний гражданин)

Родители, усыновители, опекун (опекуны)

Статья 28 ГК РФ и статья 64 Семейного кодекса

Несовершеннолетний гражданин в возрасте от 14 до 18 лет

Родители, усыновители, попечитель (попечители)

Статья 26 ГК РФ и статья 64 Семейного кодекса

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, до момента передачи его в семью на воспитание (усыновление, удочерение, под опеку или попечительство, в приемную либо патронатную семью), а при отсутствии такой возможности — до устройства ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Органы опеки и попечительства3

Пункт 2 статьи 123 Семейного кодекса, подпункт 1 пункта 1 статьи 7 и подпункт 8 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Закон № 48-ФЗ)

Несовершеннолетний гражданин, находящийся под опекой или попечительством (если действия его опекуна или попечителя противоречат законодательству РФ, законодательству субъекта РФ или интересам подопечного либо если опекун или попечитель не осуществляет защиту законных интересов подопечного)

Органы опеки и попечительства

Гражданин, признанный судом недееспособным вследствие психического расстройства

Статья 32 ГК РФ

Гражданин, ограниченный судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами

Попечитель

Статья 33 ГК РФ

Недееспособный (ограниченный судом в дееспособности) гражданин, находящийся под опекой или попечительством (если действия его опекуна или попечителя противоречат законодательству РФ, законодательству субъекта РФ или интересам подопечного либо если опекун или попечитель не осуществляет защиту законных интересов подопечного)

Органы опеки и попечительства

Подпункт 1 пункта 1 статьи 7 и подпункт 8 пункта 1 статьи 8 Закона № 48-ФЗ

Гражданин, нуждающийся в установлении над ним опеки или попечительства

Органы опеки и попечительства

Подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 48-ФЗ

Недееспособный (ограниченный судом в дееспособности) гражданин, помещенный под надзор в организацию, оказывающую социальные услуги, образовательную, медицинскую или иную организацию, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Организация, в которую этот гражданин помещен под надзор

Пункт 4 статьи 35 ГК РФ

Пациент, находящийся на лечении или обследовании в психиатрическом стационаре и признанный недееспособным, но не имеющий законного представителя

Администрация и медицинский персонал психиатрического стационара

Статья 39 Закона РФ от 02.07.92 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Издатель, имя или наименование которого указано на произведении (при отсутствии доказательств иного)4

Пункт 2 статьи 1265 ГК РФ

1 Наличие у налогоплательщика (плательщика страховых взносов) одного или нескольких уполномоченных представителей не лишает его права на личное участие в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (законодательством РФ о страховых взносах во внебюджетные фонды). Вместе с тем личное участие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в соответствующих правоотношениях не лишает его права иметь одного или нескольких уполномоченных представителей (п. 2 ст. 26 НК РФ и ч. 2 ст. 5.1 Закона № 212-ФЗ).
2 Полными товарищами товарищества на вере (коммандитного товарищества) признаются участники такого товарищества, которые осуществляют от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечают по его обязательствам своим имуществом (п. 1 ст. 82 ГК РФ).
3 Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ (п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 1 ст. 6 Закона № 48-ФЗ).
4 Издатель считается законным представителем автора до тех пор, пока автор произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (п. 2 ст. 1265 ГК РФ).

"Налоговый вестник", 2014, N 7

Представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица <1>. По смыслу гл. 4 НК РФ, в том числе п. 1 ст. 26 НК РФ, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Следовательно, действия, выполненные представителем по поручению представляемого лица за счет денежных средств представляемого лица, являются действиями самого представляемого лица.

<1> См. напр. Определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 N 41-О.

Предусмотренные правила представительства в налоговых отношениях в силу п. 4 ст. 26 НК РФ помимо самих налогоплательщиков распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Особый порядок оформления представительства в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не распространяется на иных лиц, участвующих в налоговых отношениях. К примеру, этот порядок не распространяется на свидетелей (Письма ФНС России от 31.12.2013 N ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 N АС-3-2/3920@).

Нормы о представительстве в налоговых правоотношениях носят императивный характер и подлежат точному соблюдению.

На основании п. 1 ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Под упоминаемыми в данной норме "отношениями... регулируемыми законодательством о налогах и сборах", очевидно, понимаются, в том числе и отношения по взиманию налогов и сборов, а также по возврату излишне уплаченных налоговых платежей.

Нормы ст. 29 НК РФ применяются только к налоговым правоотношениям. По этой причине предусмотренный в ст. 29 НК РФ порядок не распространяется на случаи представления интересов налогоплательщика в судебных органах. Оформление полномочий представителя в этом случае производится с учетом специальных норм процессуального законодательства.

Не распространяются требования ст. 29 НК РФ и на получение почтовой корреспонденции, направленной налоговым органом. Такие правоотношения урегулированы гражданским законодательством с учетом норм о почтовой связи, поэтому доверенность на получение корреспонденции оформляется по общим правилам, установленным ГК РФ (см. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 по делу N А74-5298/2009).

Налогоплательщик вправе исполнять свои обязанности через уполномоченного представителя в тех случаях, когда законодательством о налогах и сборах не установлено требование исполнения этих обязанностей налогоплательщиком лично. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1380-О-О нормы НК РФ, дифференцирующие правила исполнения налоговой обязанности - лично налогоплательщиком, с участием представителя либо налогового агента, - сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.

На основании п. 2 ст. 29 НК РФ не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика:

  • должностные лица налоговых органов;
  • должностные лица таможенных органов;
  • должностные лица органов внутренних дел;
  • судьи;
  • следователи;
  • прокуроры.

Для передачи налогоплательщиком полномочий своему представителю Налоговый кодекс, как правило, прямо требует оформления определенной доверенности.

Таким образом, в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в качестве уполномоченных представителей налогоплательщика вправе участвовать только при наличии соответствующей доверенности, в том числе:

  • заместители директора общества, на которых приказом возложено исполнение обязанностей директора общества в период его отсутствия;
  • руководитель обособленного подразделения;
  • бухгалтер;
  • представители организации, выдавшей заемные средства (например, для участия в отношениях по уплате налога на доходы с материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами).

В случае отсутствия документов, подтверждающих полномочия по представлению интересов, налоговый орган вправе оставить поступившие от имени налогоплательщика обращения без рассмотрения (Письмо Минфина России от 19.01.2011 N 03-11-11/08, Письмо ФНС России от 24.06.2013 N ЕД-4-3/11404@).

Нормой п. 4 ст. 185 ГК РФ с 1 сентября 2013 г. предусмотрена возможность наделения лица представительскими полномочиями решением собрания или заключенным договором. В налоговых отношениях применение этого правила почти не встречается.

О невозможности представительства в налоговых отношениях на основании договора судами указывалось и до момента вступления в силу нормы п. 4 ст. 185 ГК РФ. Так, к примеру, признавалось, что не является достаточным правовым основанием для представления исполнителем интересов налогоплательщика в сфере налогообложения:

  • договор возмездного оказания услуг, в том числе юридических, на оказание услуг по передаче отчетности в налоговые органы;
  • договор поручения;
  • договор доверительного управления.

Таким образом, если исполнитель по договору, с одной стороны, и заказчик, с другой, достигли договоренности в отношении представительства в сфере налогообложения, соответствующие полномочия исполнителя должны быть оформлены доверенностью с учетом требований ст. 29 НК РФ.

Определенное исключение из общего правила предусмотрены в п. 6 ст. 169 НК РФ, согласно которому полномочия на подписание счета-фактуры могут быть переданы иным лицам, уполномоченным на это не только выданной доверенностью, но и приказом (иным распорядительным документом) по организации.

Согласно Письму Минфина России от 27.02.2012 N 03-07-09/11 счета-фактуры, выставляемые организацией-принципалом покупателям товаров (работ, услуг) в рамках агентского договора, предусматривающего продажу товаров (работ, услуг) от имени принципала, могут подписываться третьими лицами, в том числе сотрудниками организации-агента, уполномоченными на то доверенностью от имени организации-принципала, выданной в порядке, установленном ст. 185 ГК РФ.

Нормативные требования ст. 29 НК РФ не являются специальными по отношению к ст. 1044 ГК РФ (Письмо Минфина России от 30.07.2008 N 03-06-06-01/2). Соответственно, товарищ, ведущий общие дела товарищества, вправе подавать в налоговые органы налоговые декларации за остальных участников простого товарищества, а также уплачивать налог от имени и за счет остальных участников товарищества как на основании доверенности, выданной ему остальными товарищами, так и на основании договора простого товарищества, совершенного в письменной форме.

Статья 29 НК РФ не содержит ограничения в максимальном количестве лиц, которые могут уполномочить одного представителя на представление их интересов в налоговых правоотношениях, в том числе если эти лица создали простое товарищество.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица в соответствии с требованием абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ осуществляет свои полномочия на основании:

  • нотариально удостоверенной доверенности;
  • доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо особых требований к порядку оформления полномочий представителя налогоплательщика, обладающего статусом индивидуального предпринимателя.

До недавнего времени в правоприменительной практике можно было встретить мнение, что, исходя из ст. 11 НК РФ, предусматривающей отдельное легальное определение понятия "индивидуальный предприниматель", такие лица признаются отдельной категорией налогоплательщиков, не относящихся ни к юридическим лицам, ни к физическим лицам. При этом в силу ст. 23 ГК РФ, приравнивающей индивидуального предпринимателя в правах к юридическому лицу, оформление доверенности уполномоченного представителя такого налогоплательщика должно происходить по тем же правилам, что и для уполномоченных представителей организации. Соответственно, положения ГК РФ не требуют в рамках осуществления предпринимательской деятельности наличия нотариально удостоверенной доверенности.

Подобное толкование к настоящему времени признано ошибочным. Содержащее данные рекомендации Письмо ФНС России от 10.08.2009 N ШС-22-6/627@ признано утратившим силу Письмом ФНС России от 16.10.2013 N ЕД-4-3/18527@.

В связи с принятием Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 теперь признается, что исходя из существа регулируемых Налоговым кодексом правоотношений и системного толкования норм НК РФ понятие "индивидуальный предприниматель" охватывает понятие "физическое лицо". Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение правил о налогоплательщиках-организациях на налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей. Правовой статус индивидуального предпринимателя в правоотношениях с налоговыми органами в НК РФ приравнен к статусу физических лиц. Соответственно, полномочия представителей индивидуальных предпринимателей оформляются по тем же правилам, что и для уполномоченных представителей физических лиц (см. Письмо Минфина России от 09.12.2013 N 03-11-06/53558).

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации, как это указано в абз. 1 п. 3 ст. 29 НК РФ, вправе осуществлять свои полномочия на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ.

Исключение из общего правила введено для случаев представления интересов:

  • участников консолидированной группы их ответственным участником;
  • налогоплательщика, применяющего систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

На основании п. 4 ст. 29 НК РФ ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона.

При этом следует учитывать, что согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 доверительному управляющему не требуется доверенность только на выполнение обязанностей, прямо возложенных на него положениями части второй НК РФ (ст. ст. 174.1, 214.1, 214.4, 275 и др.).

На основании п. 4 ст. 29 НК РФ независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в правоотношениях:

  1. связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;
  2. связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;
  3. связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;
  4. в иных случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Моментом передачи ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков полномочий на представительство является момент подписания соответствующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим иных интересов учредителя управления в сфере налогообложения (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены с учетом требований п. 3 ст. 29 НК РФ. Данные положения распространяются также и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

Автор предполагает, что данные разъяснения не утратили своей актуальности и с момента вступления в силу нормы п. 4 ст. 185 ГК РФ, допускающей возможность фиксации полномочий представителя в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом. Данное правило применимо только в случаях, если иное не установлено законом. Налоговый кодекс РФ как раз и устанавливает такое исключение.

Исходя из п. 5 ст. 29 НК РФ, ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков наделяется статусом уполномоченного представителя бессрочно и сохраняет свой статус, в том числе по окончании срока действия, при расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе на основании п. 6 ст. 29 НК РФ делегировать предоставленные ему полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Представительство налогоплательщика, применяющего систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, возможно оператором соглашения исключительно на основании нотариально удостоверенной доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 346.36 НК РФ).

В компетенцию уполномоченного представителя налогоплательщиком могут быть переданы, в том числе и обязанности по определению налоговой базы, а также исчислению, удержанию и перечислению в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога.

Вопрос о необходимости включения в текст доверенности обязательного указания о наделении представителя полномочиями на представление интересов в налоговых правоотношениях до настоящего времени остается дискуссионным.

В правоприменительной практике можно встретить судебные решения, из которых следует вывод, что ст. 185 ГК РФ не содержит требования об обязательном указании в доверенности полномочий на представление интересов в налоговых правоотношениях. Не требуется и оформление отдельной доверенности, перечисляющей конкретные полномочия представителя, в частности право на подачу им жалобы от имени налогоплательщика (см. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.05.2008 по делу N А29-261/2008, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2008 N 17АП-3560/2008-АК по делу N А71-852/2008).

В доверенности, выданной уполномоченному представителю налогоплательщика, достаточно указания общего полномочия на представление интересов в отношениях с государственными органами (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.02.2012 по делу N А32-11198/2011, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N А33-1779/2011).

Данную позицию разделяли ранее и некоторые представители региональной налоговой службы. Например , в Письме УФНС России по г. Москве от 28.04.2008 N 09-17/041201 допускалась возможность оформления полномочий представителя налогоплательщика доверенностью со следующим содержанием: "...уполномочиваю... быть моим представителем во всех компетентных органах, учреждениях и организациях г. Москвы, в том числе в налоговых органах, в отделении Пенсионного фонда, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования, органах Госкомстата, в любых банках г. Москвы и в других, по всем вопросам, касающимся меня, для чего предоставляю ему (ей) право подавать от моего имени заявления, получать и представлять все необходимые справки и документы, в том числе декларации о доходах, а также расписываться за меня и совершать все необходимые действия, связанные с выполнением данного поручения".

Однако с таким толкованием многие судебные инстанции не согласны (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.04.2011 по делу N А42-1360/2010, Первого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 по делу N А43-16666/2010, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 по делу N А66-6566/2012). По их мнению, в доверенности должно быть оговорено полномочие представлять интересы налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами. Такого указания достаточно, и других требований в законодательстве по данному поводу не содержится. Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит перечня действий, совершение которых требует наличия специально оговоренного в доверенности права. Доверенность, оформляемая в порядке ст. 29 НК РФ, уже предусматривает право на участие во всем объеме налоговых отношений.

При наличии доверенности, предусматривающей полномочия представлять интересы налогоплательщика в инспекциях ФНС России по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, для чего представителю предоставлено право совершать все действия, связанные с выполнением этого поручения, полномочия представителя доверителем фактически не ограничены (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N А33-1779/2011).

В частности, не требуется обязательного специального указания в подобных доверенностях полномочий:

  • на подписание поверенным счета-фактуры;
  • на получение документов в налоговом органе;
  • на право знакомиться с документами, принятыми налоговым органом;
  • на подписание заявлений в порядке ст. 78 НК РФ;
  • на участие в рассмотрении материалов проверки.

Вместе с тем, можно встретить и мнения, что в доверенности целесообразно точно определить полномочия лица в части взаимодействия с конкретной налоговой инспекцией. Так, согласно Письму Минфина России от 16.11.2006 N 03-02-07/1-326 доверенность уполномоченного представителя налогоплательщика должна быть оформлена надлежащим образом, в ней должны быть четко указаны объем и содержание полномочий представителя налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В том числе в доверенности должны быть отдельно отражены полномочия:

  • по подписанию корреспонденции, подготовке и направлению различного рода запросов, актов, писем представителем в налоговый орган (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 N 07АП-2101/2012 по делу N А27-12766/2011);
  • на право подписи налоговой декларации (расчета) и иных документов (см. Письмо Минфина России от 31.01.2011 N 03-02-07/1-28);
  • на представление им налоговой декларации (расчета) и (или) подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Так, согласно Письму Минфина России от 31.01.2011 N 03-02-07/1-28 при представлении в налоговый орган налоговой декларации (расчета) организации-налогоплательщика к ней следует прикладывать как документ, подтверждающий полномочия руководителя организации, осуществляющей ведение налогового и бухгалтерского учета организации-налогоплательщика, на подписание налоговой декларации (расчета), так и документ, подтверждающий соответствующие полномочия конкретного физического лица, подписавшего декларацию, которому передоверено право подписи налоговой декларации (расчета) организации-налогоплательщика. Кроме того, рекомендуется руководствоваться установленным порядком заполнения формы налоговых деклараций по конкретному налогу, в том числе предусматривающим положения о подтверждении достоверности и полноты сведений в налоговой декларации уполномоченным представителем налогоплательщика.

зам. руководителя по развитию

Российского юридического клуба

Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 29 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4, вступающим в силу официального опубликования

4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 29 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 29 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

План

5.1. Представительство в налоговом праве

5.2. Законный представитель налогоплательщика

5.3. Уполномоченный представитель налогоплательщика

5.4. Официальный представитель налогоплательщика

5.1. Представительство в налоговом праве является специфическим правовым институтом, обеспечивающим наиболее полную реализацию прав и обязанностей налогоплательщиков. Становление этого института - перспективная задача, поэтому попытаемся обозначить основные составляющие, контуры проблемы.

Основу института представительства в налоговом праве составляют многие нормы гражданского и гражданско-процессуального законодательства. Однако налоговое представительство имеет существенное отличие от гражданско-правового представительства. Принципиальным отличием правовой природы налогового представительства от гражданско-процессуального является направленность метода регулирования отношений, возникающих в различных формах представительства. Налоговое представительство регулирует реализацию первоочередной обязанности налогоплательщика (уплату налогов и сборов), базирующейся на отношениях власти и подчинения, обеспечивающейся властными, императивными методами в отличие от гражданско-правового представительства, имеющего диспозитивный характер.

К особенностям налогового представительства можно отнести и специфический субъектный состав, который предполагает:

1) представляемого (налогоплательщика);

2) представителя (законного, уполномоченного или официального);

3)третье лицо (налоговые органы или иные, осуществляющие контроль за своевременным и полным поступлением налогов и сборов в соответствующие централизованные фонды).

Сущность представительства характеризуется сложностью, многопорядковостью. Отношения, регулируемые представительством, существуют на нескольких уровнях:

1) низший уровень (отношения между представителем и представляемым);

2) высший уровень (отношения между представителем и иными субъектами налоговых правоотношений, в первую очередь налоговыми органами).

На основании этого можно выделить внутренние отношения на (низшем уровне) и внешние отношения представительства (осуществляющие регулирование на высшем уровне).

Налоговое законодательство основывается на посылке, что главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налогов и сборов. При этом налогоплательщик может участвовать в подобных отношениях как непосредственно, так и через представителей. Второй путь используется в силу объективных причин, когда налогоплательщик не может исполнять налоговые обязанности (не достиг определенного возраста) либо выполнение обязанностей затруднительно (удаленность налогоплательщика и т.д.).

Система субъектов и отношения между ними связаны и проявляются в особенностях способов реализации правоотношений. Последние выступают как комплекс приемов и методов, при помощи которых субъекты правоотношений реализуют свои права и обязанности. Самостоятельное осуществление является путем реализации большинства налоговых правоотношений. В этом случае субъект правоотношений осуществляет свои права и обязанности самостоятельно. Определенное делегирование прав и обязанностей налогоплательщиков осуществляется при представительском способе, когда реализацию прав и обязанностей по уплате налогов осуществляют налоговые агенты. Чаще всего необходимость действий налогового агента зависит от сложности учета налогов и сборов, налоговой отчетности, сложности внутреннего налогового контроля.

Приобретение статуса налогового представителя может осуществляться в двух формах.

1. Пассивная форма - приобретение статуса представителя не связано ни с какими действиями представителя или представляемого, оно просто вытекает из закона.

2. Активная форма - приобретение статуса представителя связано с активными действиями субъектов. В качестве таких активных действий могут выступать действия налоговых органов (официальное представительство); представляемого и представителя - при заключении соответствующего договора (уполномоченное представительство).

Проектом Налогового кодекса Украины, который представлен Кабинетом Министров Украины, сделан определенный шаг вперед в законодательном регулировании этого вопроса. Так, в

ст. 1038 подчеркивается, что плательщики налогов используют права и исполняют обязанности, предусмотренные этим Кодексом, лично или через законного или уполномоченного на это представителя. Личное участие налогоплательщика в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя. При этом дается определение и законному представителю: законный представитель налогоплательщика - лицо (лица), которое ведет дела, исполняет обязанности и представляет интересы налогоплательщика в отношениях, связанных с налогообложением (ст. 1013).

Таким образом, личное участие налогоплательщика в отношениях, связанных с уплатой налогов и сборов, не лишает его права иметь представителя, так же как и участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в подобных правоотношениях. Следовательно, комплексное исполнение налоговых обязанностей может осуществляться в трех формах:

2) представительской;

3) смешанной (предполагающей сочетание двух первых форм).

Смешанный способ реализации прав и обязанностей имеет место в некоторых случаях, когда переплетаются действия плательщика (а может и налоговых агентов) и действия налоговых органов. Например, при реализации налогового обязательства по подоходному налогу с граждан можно выделить несколько этапов. На первом - налог уплачивается плательщиком самостоятельно (или через агента) ежемесячно и заполняется декларация в конце года. На втором - налоговая инспекция проверяет налоговую декларацию и детализирует сумму налога к оплате. На третьем этапе плательщик реализует детализированный долг (доплачивает сумму налога либо решает, как распорядиться излишком уплаченного налога: использовать в счет будущих платежей или требовать возврата).

Важно иметь в виду, что права и обязанности отдельных категорий налогоплательщиков могут осуществляться исключительно представителями, действующими от имени этих налогоплательщиков (например, действия законных представителей в отношении налоговых обязанностей малолетних или лиц, признанных судом недееспособными).

Представительство в широком смысле слова представляет собой отношение, в силу которого представитель совершает в интересах представляемого юридические действия. Выступление одного лица в интересах другого является родовым признаком, присущим всем видам представительства. Именно в рамках представительства возникает возможность осуществления прав и обязанностей представляемым как субъектом права.

Полномочия представителя фактически определяются обязанностями его совершать в интересах налогоплательщика юридические действия от его имени. Полномочие представителя в.широком смысле выступает как субъективная обязанность его перед налогоплательщиком совершать определенные юридические действия от имени налогоплательщика в установленной налоговым законодательством форме. В узком смысле полномочие налогового представителя выступает в определенных действиях, которые он совершает по отношению к налоговым органам в рамках возложенных на него обязанностей, связанных с уплатой налогов и сборов.

Налоговое представительство выступает в трех формах.

1. Законное налоговое представительство - основывается на положениях закона или иного нормативного акта.

2. Уполномоченное налоговое представительство - основывается на договорах (или поручениях) между налогоплательщиком и его представителем. Следует отметить, что термин «уполномоченное представительство», видимо, не совсем удачный, поскольку фактически любая форма представительства в налоговом праве основана на полномочии. Различаются же формы налогового представительства в зависимости от оснований возникновения этих полномочий (закон, учредительные документы, административный акт, договор).

3. Официальное налоговое представительство - представительство налогоплательщика, в основе которого лежит инициатива налоговых органов.

Таким образом, налоговое представительство - это правоотношение, в силу которого юридические действия, совершаемые налоговым представителем от имени налогоплательщика в пределах полномочий, определяющихся особенностью, связанной с уплатой налогов и сборов, создают, изменяют или прекращают права и обязанности налогоплательщика.

5.2. Законным представителем налогоплательщика является юридическое или физическое лицо, уполномоченное представлять интересы налогоплательщика по основаниям, непосредственно вытекающим из закона и не требующим дополнительных соглашений.

Законным представителем плательщика признается представитель налогоплательщика, который ведет его дела, связанные с выполнением его налоговой обязанности на основании закона." Законным представителем налогоплательщика являются:

1) родители, усыновитель, лицо, при наличии у него документов, свидетельствующих о брачных отношениях или родственных связях с физическим лицом, опекун, попечитель или лицо, назначенное органом опеки и попечительства при безвестном отсутствии физического лица или признании его недееспособным, или иное лицо, при наличии у него документов, удостоверяющих его соответствующие полномочия;

2) руководитель (его заместитель), главный бухгалтер (бухгалтер) и другое лицо предприятия, учреждения, организации, если последние имеют доверенность на ведение дел налогоплательщика;

3) законные представители головного предприятия консолидированной группы налогоплательщиков;

4) руководитель (его заместитель), главный бухгалтер (бухгалтер) и другие лица, если последние имеют доверенность или договора на ведение дел от налогоплательщика.

Законное представительство юридических лиц осуществляется в двух формах:

1) представительство на основании закона;

2) представительство на основании закрепления соответ ствующего статуса представителя в учредительных документах.

Основная масса юридических лиц действует на основании учредительных документов. Однако некоторые некоммерческие организации могут действовать на основании предусмотренного в соответствующем законодательном акте общего положения об организациях данного вида. Первая форма законного налогового представительства осуществляется в основном на предприятиях и учреждениях, собственником которых является государство. При этом необходимо, чтобы налоговый представитель был указан в качестве такового в акте соответствующего органа.

Любые действия (бездействия) законных представителей организаций-налогоплательщиков признаются в качестве действий (бездействия) представляемой организации так же, как если бы данная организация самостоятельно осуществляла определенные действия (бездействие). Данное положение имеет важное значение для порядка возложения ответственности за налоговые правонарушения. Поскольку одним из обязательных элементов состава правонарушения является наличие вины, то виновные действия (бездействие) законного представителя позволяют возлагать ответственность непосредственно на саму организацию, которую представляет законный представитель. Естественно, это не относится к законным представителям налогоплательщиков - физических лиц.

Законное представительство физических лиц осуществляется родителями и опекунами также в двух формах:

1) представительство на основании закона",

2) представительство на основании административного акта.

Особенностью законного налогового представительства физических лиц является осуществление ими своих функций без специальных полномочий. В этом случае им необходимо иметь только документы, подтверждающие статус законного представителя: для родителей - свидетельство о рождении ребенка (паспорт с отметкой о рождении ребенка), для опекунов (усыновителей) - решение об установлении опеки (об усыновлении, удочерении).

5.3. Уполномоченным представителем налогоплательщика является лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в налоговых органах, арбитражных или других судах согласно подведомственности дел на основании нотариально удостоверенных договоров или поручений.

В основе уполномоченного представительства лежит волеизъявление налогоплательщика, на основании которого определенное лицо и наделяется статусом уполномоченного представителя. Отношения уполномоченного представительства носят договорной характер. Предметом этого договора является предоставленное поручителю поручение осуществлять в интересах налогоплательщика юридические действия в отношениях с иными субъектами налоговых правоотношений.

В качестве уполномоченного представителя могут выступать:

1) юридические лица;

2) физические лица (к моменту осуществления уполномоченного налогового представительства должны быть полностью дееспособны).

Уполномоченное налоговое представительство может осуществляться в двух формах:

1) возмездной;

2) безвозмездной.

Выбор формы осуществляется на стадии заключения договора между налогоплательщиком и представителем и зависит от соглашения, к которому Придут стороны. Необходимо учитывать, что предприятия и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли, заключают договора с уполномоченными налоговыми представителями в основном на возмездной основе.

Ряд лиц является представителями органов государственной власти, контролирующих и правоохранительных органов и в налоговых отношениях представляют исключительно интересы государства (должностные лица налоговых и таможенных органов, налоговой милиции, судьи, следователи, прокуроры), именно поэтому устанавливаются запреты в законодательстве на возможность приобретения ими статуса уполномоченного налогового представителя.

Важно учитывать, что уполномоченные налоговые представители представляют интересы налогоплательщиков в отношениях не только с налоговыми органами, но и с иными участниками налоговых отношений (налоговыми агентами, сборщиками налогов). Уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет полномочия на основании доверенности, которая представляет собой письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. Доверенность может быть выдана одному или нескольким лицам. В последнем случае все лица, которым выдана доверенность, должны быть указаны в доверенности.

В зависимости от содержания полномочий доверенности делятся на:

1) специальные - доверенности, выданные уполномоченному налоговому представителю для осуществления однородных действий лицом, которому она выдана;

2) генеральные - доверенности, выданные для совершения налоговым представителем разнообразных действий от имени представляемого;

3))разовые- доверенности, выданные налоговому представителю для строго определенного действия от имени представляемого.

Доверенность, выдаваемая физическим лицом уполномоченному налоговому представителю, требует обязательного нотариального удостоверения либо удостоверения, приравниваемого к нотариальному.

В некоторых случаях представитель налогоплательщика может быть назначен по инициативе налогового органа. Возможно в дальнейшем подобная инициатива будет исходить и от налоговых судов.

5.4 .Официальным представителем признается представитель налогоплательщика, принимающий участие в рассмотрении дела в арбитражном или ином суде, который назначается арбитражным или иным судом при отсутствии законного или уполномоченного представителя и при условии, что лицо, которое принимает участие в деле, не может непосредственно принимать участие в его рассмотрении.

Официальный представитель налогоплательщика может быть назначен в следующих случаях:

1) если лицо, участвующее в деле, не может принять участие в его рассмотрении в силу объективных обстоятельств;

2) если имущество, являющее предметом рассмотрения спора, - бесхозное.

Официальному представителю выплачивается вознаграждение и компенсируются расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, за счет бюджета, в который уплачивается соответствующий налог, или соответствующие расходы возмещаются за счет лица, не принимающего участие в рассмотрении дела. Не могут быть официальными представителя налогоплательщика судьи, следователи, прокуроры, должностные лица налоговых органов.