Лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Лицензирование деятельности: когда оно нужно и как проводится процедура. Отозвать лицензию могут и в таком случае

Лицензирование - это один из важных инструментов контроля качества различных видов деятельности со стороны государства. Эта грань взаимодействия органов власти с предпринимателями и различными компаниями очень важна, поскольку позволяет грамотно и безболезненно регулировать определенные экономические процессы.

Лицензирование деятельности

При использовании этих терминов имеется в виду процедура, необходимая для получения государственного разрешения на ведение конкретного вида деятельности. Есть определенный перечень услуг, для которых необходимо лицензирование, и все положения, касающиеся данного вопроса, регулируются действующим 99-м федеральным законом.

Чтобы узнать конкретные виды деятельности, которые без указанной выше процедуры не являются доступными, нужно изучить приложение к закону. Стоит понимать, что оказание услуг в рамках, обозначенных в таком приложении, не является законным, если предпринимателем не была получена соответствующая лицензия.

Следствием нарушения данного правила может стать административная ответственность. Так что лицензирование - это не то, к чему стоит относиться легкомысленно.

Ключевые понятия

Есть ряд терминов, помимо упомянутых выше, которые полезно знать для лучшего понимания ситуации с разрешительными документами.

Начать стоит с лицензирующих органов, поскольку именно они занимаются проверкой соответствия конкретной компании или физического лица требованиям закона. В данном случае речь идет о федеральных органах власти как субъектов РФ, так и исполнительной, которые занимаются выдачей разрешения на виды деятельности, упомянутые в ФЗ о лицензировании.

  • Соискатель разрешения. Это может быть ИП или юридическое лицо, обратившееся в вышеупомянутый орган с заявлением о предоставлении ему лицензии на ведение конкретного вида деятельности.
  • А вот тех, кто сумел получить положительное решение после проверки, определяют как лицензиатов.
  • Реестр лицензий. Под этим термином стоит понимать суммарные данные о выдаче разрешений, а также переоформлении той документации, которая подтверждает наличие лицензии.

Особенности государственного контроля

Изначально нужно понимать, что государство контролирует правильное и строгое соблюдение всех требований, касающихся использования лицензий. Это означает, что проверка в рамках различных направлений бизнеса неизбежна, поэтому пытаться как-то обойти закон не имеет смысла.

При этом не стоит путать контролирующие механизмы с тем соглашением на использование продукции, которое выдают правообладатели.

Для того чтобы не путать эти понятия, необходимо разобраться чем отличается лицензионный договор от государственной лицензии. При определенной схожести в названиях разница более чем ощутима.

Государственное лицензирование - это, как говорилось выше, документ, являющийся обязательным для оказания определенных услуг. Речь идет о таких сферах деятельности, как СМИ, образовательные проекты, организация азартных игр, фармакология, медицина, сыскная, охранная, а также любая опасная или стратегически важная деятельность.

Стоит отдельно отметить тот факт, что есть направления, в рамках которых лицензирование деятельности необходимо лишь при определенных условиях. В качестве примера можно привести СРО в строительной сфере. Тот факт, придется ли заниматься вопросом лицензии саморегулируемой организации, во многом зависит от ее профиля и видов выполняемых работ.

Договор

Это второе направление, где необходима лицензия. В этом случае имеется в виду соглашение, которое заключают между собой патентообладатель и автор.

Суть такого документа сводится к официальному предоставлению права на использование конкретной технологии или продукта, вплоть до копирования. Нетрудно сделать вывод, что подобная процедура не является обязательной и основана исключительной на взаимной выгоде сторон. За предоставленную возможность использовать запатентованный результат интеллектуальной деятельности автор получает определенное вознаграждение.

Другими словами, это процесс взаимодействия двух сторон в рамках конкретного соглашения, которые не имеют отношения к государству.

Актуальность ФЗ о лицензировании

Учитывая тот факт, что контроль за выполнением требований данного законодательства достаточно строгий, есть смысл выяснить, почему вопрос лицензии оказался так важен.

Если говорить в общем, то данная ветвь законодательства является одним из инструментов регулирования различных видов экономической деятельности. При более детальном изучении того, какую функцию выполняет лицензирование видов деятельности, стоит обратить внимание на следующие задачи:

  • создание определенного финансового барьера на входе;
  • защита потребителя от продукции низкого качества, а также от производителей, которые не прошли проверку;
  • повышение конкурентоспособности некоторых областей национальной экономики в масштабах международных рыночных отношений;
  • формирование высоких стандартов внутри различных отраслей;
  • ограничение допуска к деятельности неблагонадежных субъектов хозяйствования.

Если учесть данные критерии использования ФЗ о лицензировании деятельности, то можно прийти к очевидному выводу, что подобная система контроля важна для российской экономики.

Действующие виды лицензирования

Помимо подробного перечня направлений деятельности, которые требуют выдачи лицензии, есть ключевые сферы, в рамках которых подобная система контроля неизбежно даст о себе знать.

Речь идет о следующих видах разрешающих документов:

Лицензия ФСБ;

Лицензия МЧС;

Лицензия на грузо- и пассажироперевозки.

Подобная документация понадобится также в рамках образовательной, фармакологической, медицинской, авиастроительной, сыскной деятельности и в случае оказания услуг связи.

Если рассматривать виды лицензирования более подробно, то стоит отметить, что их количество доходит до 51. Их перечисление будет очень долгим, поэтому лучше найти закон № 99 и внимательно прочитать в его второй главе статью 12. Именно в ней содержится исчерпывающая информация о том, кто же обязан получать лицензию на деятельность.

Если предприятие не смогло пройти лицензирование, то осуществлять деятельность в рамках указанных выше направлений оно не сможет. Но в случае удачного итога переживать о повторном получении разрешающих документов не придется, поскольку лицензия выдается бессрочно.

Более подробно о законе № 99

Выше неоднократно упоминался ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", поэтому есть смысл уделить ему больше внимания.

Этот федеральный закон содержит 3 главы, которые включают в сумме 24 статьи. Сами главы имеют следующие названия:

Общие положения.

Организация и осуществление лицензирования.

Заключительные положения и порядок вступления в силу настоящего федерального закона.

В первой части внимание уделяется сфере применения критериев контроля, основным принципам их осуществления и понятиям, которые при этом используются. Также здесь рассматриваются обязанности и права должностных лиц, равно как и условия действия лицензии.

Вторая глава посвящена перечню тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию, описанию порядка принятия решения относительно выдачи разрешения, обзору сведений, включаемых в приказ, а также процессу переоформления лицензии.

Что касается третьей части закона, то она нужна для того, чтобы определить заключительные положения, порядок вступления его в силу. Здесь также рассматриваются особенности факта утраты актуальности определенных законодательных актов.

Нужно понимать, что ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на самом деле содержит намного больше информации. Здесь были описаны лишь некоторые из статей. Поэтому для получения информации в полном объеме лучше работать с первоисточником.

Как получить лицензию

Для того чтобы стать обладателем разрешения на осуществление деятельности, отмеченной в упомянутом выше законе, нужно прежде всего подать заявление.

Желательно изначально все оформить правильно и собрать необходимый комплект документов грамотно, без ошибок и недочетов. Поэтому есть смысл обратиться к услугам опытных юристов. После того как заявление будет подано, соответствующие органы начнут проверку соответствия конкретного субъекта деятельности существующим требованиям, касающимся выдачи лицензии.

К слову, перед тем как подавать документы, нужно выяснить, какой именно лицензирующий орган является актуальным в конкретной ситуации. Это важно по той причине, что именно туда и нужно нести заявление.

После того как все будет сделано, сама документация также пройдет проверку на предмет правильного составления и достоверности указанных данных. Уже на этом этапе могут появиться причины для отказа в выдаче разрешения. Речь идет об искаженной, неверной, неполной или неточной информации. Если с бумагами все оказалось в порядке, и требования, которые включает ФЗ "О лицензировании видов деятельности", были соблюдены, то у заявителя есть все основания ожидать положительного итога проверки.

Итоги

На основе изложенной выше информации можно сделать следующий вывод: контроль деятельности посредством проверки хозяйствующих субъектов на предмет соответствия определенным критериям качества является очень эффективным способом контроля состояния рынка. Таким образом, лицензирование - это правильная инициатива со стороны государства, реализация которой полезна как стране в целом, так и конкретным группам потребителей в частности.

От 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю .

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.

Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций ; деятельность, связанная с защитой государственной тайны и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ . Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма и местонахождение - для юридического лица;
б) фамилия, имя, отчество, место жительства , данные документа, удостоверяющего личность , - для индивидуальных предпринимателей;
в) лицензируемая деятельность;
г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;
д) идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;
е) место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
ж) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.

При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

В-третьих, лицензия выдается на определенный срок - не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Порядок лицензирования

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии , в котором указываются:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица , место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
  • фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя , место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность , основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • лицензируемый вид деятельности в соответствии, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы :

  • копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами (п. 1 ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии . Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

3. Уведомление соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии , в котором указываются:

  1. наименование лицензирующего органа;
  2. полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
  3. фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  4. лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг);
  5. срок действия лицензии;
  6. идентификационный номер налогоплательщика;
  7. номер лицензии;
  8. дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Основания и порядок приостановления действия и аннулирования лицензии

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может превышать шести месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Аннулирование лицензии возможно:

а) во внесудебном порядке. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.
б) в судебном порядке, то есть решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам , законным интересам, здоровью граждан , обороне и безопасности государства , культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, в связи с которыми действие лицензии было приостановлено. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации.

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:

утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Например, Постановлением Правительства РФ от 06 июля 2006 года № 415 «Об утверждении положения о лицензировании производства лекарственных средств» утверждено Положение о лицензировании производства лекарственных средств 1 ;

определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности (перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование);

устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности).

Согласно статье 6 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

предоставление лицензий;

переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;

прекращение действия лицензий в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 13 настоящего Федерального закона;

ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующие органы формируют открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.

На каждый вид деятельности предоставляется лицензия.

Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Так, например, суд правомерно признал законным отказ лицензирующего органа в продлении действия срока лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности, так как материалами дела установлен факт нарушения заявителем лицензионных требований и условий. 1

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Федеральным законом.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Так, по одному из дел непредставление в лицензирующий орган документов, подтверждающих соответствующую установленным требованиям и условиям профессиональную квалификацию, повлекло отказ в выдаче лицензии 1 .Согласно статье 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны подлежит обязательному лицензированию. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом является, в том числе и соответствие индивидуального предпринимателя и работников юридического лица квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении соответствующих перевозок автомобильным транспортом. Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 июня 1998 года № 75. В пункте 1 названных требований установлено, что профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации». Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предприниматель Кучаев М.Н. документы, подтверждающие его профессиональную компетентность, в Транспортную инспекцию не представил.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение дубликата указанного документа, который предоставляется ему на основании заявления в письменной форме.

Лицензиат имеет право на получение заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии.

Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляется лицензиату за плату в размере десяти рублей.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

Лицензиат обязан сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения.

По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.

Порядок лицензирования (общий порядок лицензирования или упрощенный порядок лицензирования) или возврат к применяемому ранее порядку лицензирования выбирается соискателем лицензии или лицензиатом самостоятельно.

Соискатель лицензии, изъявивший желание осуществлять лицензируемый вид деятельности и выбравший упрощенный порядок лицензирования, представляет в соответствующий лицензирующий орган предусмотренные заявление и документы, за исключением документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, а также копию договора страхования гражданской ответственности (с представлением оригинала в случае, если верность копии не засвидетельствована в нотариальном порядке).

В случае применения упрощенного порядка лицензирования решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Лицензиат, изъявивший желание перейти на упрощенный порядок лицензирования, направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о переходе на упрощенный порядок лицензирования с приложением копии договора страхования гражданской ответственности или копии сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам (с представлением оригинала в случае, если верность копии не засвидетельствована в нотариальном порядке).

Плановые проверки соответствия деятельности лицензиата, выбравшего упрощенный порядок лицензирования, лицензионным требованиям и условиям не проводятся.

Срок действия договора страхования гражданской ответственности или срок действия сертификата соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам должен быть не меньше срока действия лицензии.

Лицензиат обязан уведомить лицензирующий орган о прекращении действия договора страхования гражданской ответственности или сертификата соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам либо о продлении срока действия указанного договора в течение пятнадцати дней со дня прекращения действия указанных документов или продления срока действия договора.

В случае прекращения действия договора страхования гражданской ответственности или сертификата соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам лицензиат имеет право осуществлять лицензируемый вид деятельности, к которому применяется общий порядок лицензирования, до истечения срока действия лицензии.

Упрощенный порядок лицензирования может применяться при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношении лицензирования следующих видов деятельности:

эксплуатация пожароопасных производственных объектов;

деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

перевозки морским транспортом грузов;

перевозки внутренним водным транспортом грузов;

перевозки воздушным транспортом грузов;

перевозки железнодорожным транспортом грузов;

перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа;

транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;

погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;

погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах;

погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Перечень сертификатов соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам, а также существенные условия договора страхования гражданской ответственности соискателя лицензии или лицензиата, при наличии которых может применяться упрощенный порядок лицензирования, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При упрощенном порядке лицензирования проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий лицензирующим органом не проводится.

Лицензирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии при получении сведений о вступлении в законную силу решения суда об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении или прекращении действия лицензии, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения (месту жительства) соискателя лицензии или лицензиата.

В решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются:

наименование лицензирующего органа;

полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности);

срок действия лицензии;

идентификационный номер налогоплательщика;

номер лицензии;

дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Документ, подтверждающий наличие лицензии, оформляется на бланке соответствующего лицензирующего органа - федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в двух экземплярах, один из которых направляется (вручается) соискателю лицензии, другой хранится в лицензионном деле лицензиата.

Заявление соискателя лицензии или лицензиата и прилагаемые к нему документы, акты лицензирующего органа о предоставлении лицензии, об отказе в предоставлении лицензии, о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, о приостановлении действия лицензии в случае административного приостановления деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении или прекращении действия лицензии, один экземпляр документа, подтверждающего наличие лицензии, копии актов проведенных лицензирующим органом проверок соискателя лицензии или лицензиата и другие документы составляют лицензионное дело соискателя лицензии или лицензиата и подлежат хранению в лицензирующем органе в порядке, установленном лицензирующим органом.

Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Так, например, суд удовлетворил заявление управления МЧС РФ о привлечении ООО к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, поскольку в ходе проверки, проведенной управлением, установлен факт осуществления обществом деятельности по эксплуатации пожароопасного производственного объекта (цеха деревообработки), на котором используются твердые горючие вещества и материалы без соответствующей лицензии 1 .

Проверка лицензирующим органом сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

К отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Так, например, суд установив, что факт грубого и неоднократного нарушения требований законодательства подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, и свидетельствуют о невыполнении обществом существенных условий лицензирования при осуществлении перевозок населения автотранспортом ООО «АТП-Магадан», суд сделал вывод о правомерности издания Управлением государственного автодорожного надзора по Магаданской области приказа, которым приостановлено действие лицензии ООО «АТП-Магадан», в связи с неоднократным нарушением условий лицензирования, выразившимся в отсутствии обеспечения надлежащих условий безопасности перевозок пассажиров автотранспортом 1 .

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.

В реестре лицензий помимо сведений, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, должны быть указаны:

сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

основание и срок приостановления и возобновления действия лицензии;

основание и дата аннулирования лицензии;

основание и срок применения упрощенного порядка лицензирования;

сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности;

сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии;

основание и дата прекращения действия лицензии;

иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган вносит записи в реестр лицензий в течение трех дней со дня принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии в случае административного приостановления деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении или прекращении действия лицензии либо со дня получения от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности), о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Федеральными органами исполнительной власти, разрабатывающими положения о лицензировании конкретных видов деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведутся сводные реестры лицензий в порядке, установленном положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующие органы обязаны предоставить бесплатно соискателям лицензии или лицензиатам возможность ознакомиться любым доступным способом с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, перечнем технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, формами заявлений и документами, которые представляются для получения, переоформления лицензий, порядком проведения лицензирования, в том числе лицензионного контроля, а также с правами и обязанностями соискателей лицензий, лицензиатов и лицензирующих органов.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату. Размер платы за предоставление указанной информации составляет 10 рублей.

Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, зачисляется в соответствующий бюджет.

Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.

Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.

За рассмотрение лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензий и за предоставление лицензий уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Финансирование лицензирования осуществляется в пределах средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержание лицензирующих органов.

Каждый ИП и ООО на начальных этапах своего становления задавали вопрос о необходимости получения лицензий.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Выясним, какие виды деятельности, что подлежат лицензированию, включены в перечень, установленный законодательством России в 2019 году.

Каждое лицо, которое открывает юридическое лицо или индивидуальное предприятие, должно ознакомиться со списком видов деятельности, которые подлежат лицензированию.

Пересмотрев такой перечень, вы точно будете знать, нужно ли получить разрешение, чтобы заниматься бизнесом, или можно спокойно вести деятельность, просто зарегистрировав предприятие.

Рассмотрим, на что именно нужно получить лицензию в 2019 году.

Что нужно знать?

Сначала разберемся в основных понятиях, с которыми компании и индивидуальные предприниматели сталкиваются при получении разрешений на осуществление определенного вида деятельности.

Основные понятия

Лицензия представляет собой разрешение или право на осуществления ряда действий, которые могут удостоверяться соответствующими документами.

В России же порядок выдачи лицензий для определенных видов деятельности прописан в , что был утвержден правительством 08.08.2001.

Список видов работ (точнее бизнеса), для ведения которых нужно получить специальное разрешение, содержится в .

Есть отдельные нормативно-правовые акты, которыми регламентируются права и ответственность сторон. Например:

Какие виды деятельности подлежат лицензированию в России

Лицензированию подлежит около ста видов деятельности согласно Закону о лицензировании. Действие закона не распространяется на еще 19 видов деятельности.

Их лицензирование осуществляется по особым правилам. Это касается:

  • банковского дела;
  • нотариального бизнеса;
  • внешнеэкономического вида деятельности и др.

Рассмотрим более подробно, какие виды деятельности должны быть лицензированы. Ведь такие сведения являются просто необходимыми, если вы не хотите слыть у государственных органов нарушителем законодательства.

Перечень направлений

Классифицируем виды деятельности, которые подлежат лицензированию:

  1. Все работы, которые связаны с разработками, выпуском и реализацией защитных средств, шифровки сведений. Сюда же относится изготовление шифровального устройства, их обслуживание.
  2. Деятельность в отрасли авиации – создание, проектирование, ремонтные работы, утилизация.
  3. Деятельность, что связана с оружием.
  4. Лицензия нужна при разработке и использовании взрывных или химических устройств, что были установлены на производстве.
  5. Чтобы тушить пожары в лесу, жилье, также нужно иметь разрешение. Сюда не стоит относить добровольную помощь.
  6. Монтирование и обслуживание устройств, что обеспечат пожарную безопасность. Сюда стоит отнести защиту от пожара легковоспламеняющихся материалов.
  7. Изготовление лекарств, все виды деятельности, что связаны с психотропными и наркотическими веществами, обслуживание медтехники.
  8. Генная инженерия, применение вирусов, которые воздействуют на людей и животных.
  9. Транспортировка пассажиров и груза, выполнение разгрузочно-погрузочных работ с опасными грузами, оказание услуг по буксировке.
  10. Оказание услуг по перевозке более 8 человек.
  11. Утилизационные услуги, хранение отходов, которые относятся к категории опасных.
  12. Деятельность, которая связана с азартными играми, тотализаторами.
  13. Охранные услуги, сыск.
  14. Работы с черным и цветным металлом (переработка, хранение, продажа).
  15. Оказание услуг по поиску работы за пределами России.
  16. Оказание услуг связи.
  17. Деятельность, что связана с программным обеспечением, видеопродукцией.
  18. Просветительская деятельность.
  19. Исследование космоса.
  20. Гидрометеорологические работы.
  21. Поиск полезных ископаемых, измерительные работы территории.
  22. Медицинские услуги.
  23. Деятельность, направлена на сохранность культурного наследия.
  24. Проведение экспертиз безопасности производственного процесса.
  25. Работа с взрывоопасными веществами.

Остальные виды деятельности, при осуществлении которых необходима лицензия, являются смежными с вышеперечисленными.

В обязательном порядке

Перечислим виды деятельности, подлежащие лицензированию, что устанавливаются законодательством России (согласно ).

Юридические лица и физические лица со статусом ИП обязательно получают лицензию, если занимаются следующими видами деятельности:

  1. Ведут деятельность в отрасли связи.
  2. Реализуют внешнеэкономические операции хоздеятельности.
  3. Производят и продают алкогольную продукцию.
  4. Ведут деятельность в качестве кредитной фирмы.
  5. Имеют бизнес по обеспечению защиты государственных тайн.
  6. Работают с ценными бумагами.
  7. Работают в качестве инвестиционного фонда.
  8. Оказывают услуги по таможенным делам.
  9. Работают в сфере образования.
  10. Ведут биржевую деятельность.
  11. Продают оружие и патроны.
  12. Используют природные ресурсы.
  13. Ведут деятельность по депозитным операциям.
  14. Оказывают страховые услуги.
  15. Оказывают услуги нотариуса.
  16. Работают в отрасли атомной энергетики.
  17. Выступают в роли негосударственного пенсионного фонда.

В ст. 17 указано, что за лицензией должны обратиться компании, которые:

  1. Разрабатывают, ремонтируют и испытывают авиационные модели.
  2. Распространяют, обслуживают, предоставляют услуги по шифрованию.
  3. Защищают, разрабатывают, производят средства защиты информации.
  4. Изготавливают подлинные полиграфические материалы.
  5. Разрабатывают, ремонтируют, утилизируют военные технические объекты.
  6. Эксплуатируют химически опасные объекты.
  7. Работают с взрывчатыми средствами.
  8. Тушат пожары.
  9. Обеспечивают пожарную безопасность.
  10. Организуют и проводят азартные игры.
  11. Реставрируют объекты культурного наследия.
  12. Перевозят пассажиров и грузы по железной дороге.
  13. Ведут геодезическую деятельность.
  14. Работают в гидрометеорологической отрасли.
  15. Ведут фармацевтическую деятельность.
  16. Осуществляют перевозки водными, воздушными, сухопутными видами транспортных средств.
  17. Производят и обслуживают медицинскую технику.
  18. Ведут картографическую деятельность.
  19. Собирают и хранят опасные вещества.
  20. Производят и продают игровое оборудование и т. д.

Видео: лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

Подлежащие лицензированию медицинской деятельности

Фармацевтика лицензируется в соответствии с . Она включает продажу оптом и в розницу лекарств, производство.

Разрешение выдает федеральный орган по надзору в отрасли здравоохранения и соцразвития, о чем говорится в .

При получении лицензии предприятиями, которые изготовляют лекарства, стоит опираться на .

Разрешение на создание медицинской техники выдается в соответствии с .

А при обслуживании такой техники актуален другой документ – , что утверждено в тот же день.

Вопросы лицензирования протезно-ортопедических материалов по заказу физлиц рассмотрены в .

Но стоит учесть, что разрешение стоит получать только при изготовлении таких изделий. При оказании иного вида протезно-ортопедической деятельности оно не потребуется.

О праве культивирования растений для изготовления наркотического и психотропного вещества сказано в .

Лицензирующий орган – Минсельхоз Российской Федерации. При обороте наркотических средств лицензию получают в соответствии с Федеральным законом, что был принят .

Лица, что связаны с возбудителями инфекционных заболеваний, должны опираться на нормы .

В области промышленной безопасности

Ростехнадзор выдает разрешение на такие виды деятельности в отрасли промышленной безопасности:

  1. Использование взрывоопасных объектов производства.
  2. Использование опасных химических объектов производства.
  3. Проведение экспертиз безопасности.
  4. Осуществление маркшейдерской работы.
  5. Изготовление взрывоопасных средств, которые имеют производственное назначение.
  6. Хранение таких веществ.
  7. Использование таких средств.
  8. Их перераспределение.

Многие интересуются, как получить лицензию на ту или иную деятельность. На самом деле процесс не такой уж и простой. Особенно если заранее не побеспокоиться о нюансах лицензирования деятельности. Далеко не все типы работы требуют получения лицензии. И этот факт требуется учитывать. Сегодня предстоит выяснить все, что только касается получения упомянутого документа. Порядок оформления бумаги будет рассмотрен на примере лицензирования деятельности охранника, а также на примере получения лицензии на оружие. Эти 2 процесса серьезно отличаются друг от друга. Так что о лицензиях должен знать каждый гражданин? На что обратить внимание? Каков порядок получения документа?

Описание

Все чаще и чаще граждане думают над тем, как получить лицензию. Но что это за документ такой? Не понимая этот нюанс, нельзя в полной мере утверждать о том, что человек знает, что делает.

Лицензия - своеобразное разрешение на что-либо. Например, на ведение какой-либо деятельности в пределах России. Или на ношение конкретного оружия. Крайне важный документ.

Перечень типов деятельности, которые подразумевают оформление указанного документа для работы, можно увидеть в ФЗ №99 "О лицензировании отдельных типов деятельности" от 4.05.2011 г. Например, если человек планирует заниматься охранной или детективной работой, он должен получить на это разрешение. Сейчас активно ведутся обсуждения лицензирования психологов. Но пока что подобное нововведение - это лишь слухи. Как получить лицензию? Что должен знать каждый гражданин о данном процессе? Например, уже стало понятно, что та или иная работа требует оформления указанной бумаги. Что дальше?

Куда обращаться за помощью

Далее необходимо разобраться, куда обращаться за помощью. Все чаще и чаще граждане начинают спрашивать, где получить лицензию. Вопрос интересный. Ответить на него однозначно не получится. Ведь современному населению предлагается небольшой выбор мест для реализации поставленной задачи.

Среди наиболее распространенных организаций, которые занимаются выдачей лицензий, стоит выделить:

  • многофункциональные центры (не всегда и не во всех городах);
  • портал "Госуслуги";
  • частные лицензирующие фирмы;
  • лицензирующий орган (например, МВД или МЧС).

Довольно часто последний вариант развития событий имеет место. Основная проблема - точно понять, при какой деятельности и куда обращаться. Например, Росздравнадзор ведет лицензирование фармацевтической деятельности, а МЧС - пожарной. Данные особенности стоит уточнять, например, в МФЦ. Там окажут консультацию относительно того, где получить лицензию на ту или иную работу. Во многофункциональные центры тоже очень часто обращаются ради реализации поставленной задачи.

Могут ли отказать

Стоит обратить внимание на то, что если человек задумался, как получить лицензию, придется подготовиться заранее. Почему? Это далеко не самый простой процесс. И лицензирующая организация имеет право отказать в выдаче документа.

Обычно после подачи заявления установленного образца с определенным пакетом бумаг придется подождать некоторое время. Приблизительно 3-5 дней ожидания решения, следующего после проверки бумаг. В конечном итоге или гражданин приходит и получает свидетельство, или ему отказывают с обоснованием решения. Это обязательный нюанс.

При всем этом у гражданина будет 30 дней на исправление ситуации. Если ошибки устранены, то лицензия будет выдана. Разумеется, как только причина отказа будет исчерпана, необходимо обратиться с доказательствами в лицензирующий орган. Доказательства рассматриваются на протяжении 45 дней. Но этот срок может увеличиваться. Касается первичного рассмотрения заявления. Поэтому не стоит думать, что получение указанного документа - быстрый процесс. Придется набраться терпения. Но как получить лицензию? О каких еще особенностях должен знать каждый гражданин?

Контроль

Например, если человек все-таки получил лицензию (или организация сделала это), то придется смириться с тем, что деятельность будет контролироваться. Что это значит? Владельцев организаций ждут разнообразные проверки лицензирующих органов. О требованиях, которые выдвигаются в основном к организациям для ведения той или иной деятельности. немного позже. Но стоит отметить, что соответствие выставленным запросам регулируется тщательно. И указанный документ могут аннулировать в ходе плановой или внеплановой проверки.

Например, управляющие компании, получившие лицензию, в обязательном порядке подвергаются контролю. Для каждого типа деятельности существует свой специальный график плановых проверок. Обычно он составляет от 1 до 3 лет. Иными словами, за указанные периоды проводится 1 проверка на соответствие требованиям.

Управляющие компании, получившие лицензию, должны проходить планово через указанный процесс раз в 3 года. Но есть ситуации, при которых соответствующие комиссии способны приехать раньше.

О внеплановых проверках

Перед тем как задумываться над получением лицензии, каждый человек должен понимать - вести свою работу придется с соблюдением всех установленных правил. Ведь плановые проверки - это не единственный способ контроля. Иногда соответствующие службы способны выезжать на внеплановые мероприятия.

Когда такое возможно? Среди наиболее распространенных вариантов развития событий выделяют:

  • истечение срока, отведенного на устранение тех или иных нарушений;
  • при заявлениях в лицензирующие органы на наличие нарушений;
  • конец срока действия лицензии или приостановление действительности документа;
  • самостоятельная просьба организации или гражданина;
  • если есть приказ лицензирующего органа.

Чаще всего имеют место жалобы. Именно поэтому рекомендуется тщательно следить за деятельностью и выполнением работы. Иначе комиссия с проверкой может появиться довольно неожиданно.

Требования к организациям и ИП

Теперь понятно, где можно получить лицензию, а также к чему стоит заранее подготовиться. Ведь некоторые полагают, что на оформлении соответствующего пакета документов все проблемы заканчиваются.

Как оформляется лицензия? Дело все в том, что многое зависит от типа деятельности. К каждому труду выдвигаются свои требования. Чему должен соответствовать предприниматель, если, к примеру, он хочет открыть оргнизацию, которая занимается врачебной деятельностью?

В данном случае придется учитывать следующие особенности:

  1. В собственности или в аренде должно находиться помещение, пригодное для осуществления деятельности.
  2. У предпринимателя должно быть установлено все необходимое медицинское оборудование для оказания тех или иных услуг.
  3. Руководители и ответственные лица в обязательном порядке должны иметь высшее образование, причем медицинское. Квалификация при этом - соответствовать направлению работы. И общий стаж в медицинской области - 5 лет.
  4. При наличии работников со всеми заключаются трудовые договоры.
  5. Контроль качества и безопасности. Это наиболее важный пункт, которому предприниматель должен уделить отдельное внимание. Очень часто проверки именно к этой составляющей проявляют интерес.

Похожие требования выдвигаются к любому типу деятельности. Поэтому, если человек задумался над тем, чтобы получить лицензию в Москве или любом другом городе, придется сначала:

  • получить необходимое образование;
  • обеспечить помещение и оборудование для деятельности;
  • удостовериться в обеспечении безопасности работникам и клиентам;
  • заключить договоры с подчиненными.

Документы для ИП или организаций

Среди бумаг выделяют:

  • заявление установленного образца;
  • учредительные документы, копии (заверяются нотариусом);
  • бумаги, которые необходимы для конкретного типа деятельности (их перечень узнают в лицензирующем органе);
  • опись документов, приложенных к заявлению.

Основной принцип получения документа понятен. Теперь стоит разобраться, как получить лицензию охранника или на оружие. Что предстоит сделать? На самом деле все не так трудно.

Для охранников

Где получить лицензию охранника? Требуется обратиться в ЛРО с определенным пакетом бумаг. Кроме того, следует обратить внимание, что охранная деятельность - это куда большие проблемы для гражданина. Почему? Придется заблаговременно подумать над тем, какую категорию гражданин хочет получить. У охранников имеется несколько разрядов. В зависимости от них придется проходить через те или иные процедуры.

Как получить лицензию охранника? Если не задумываться над разрядом, то можно выделить следующий алгоритм действий:

  1. Прохождение медицинской комиссии. Стоит сообщить, что планируется получение лицензии охранника.
  2. Обучение в академии. Обычно длится несколько месяцев.
  3. Сдача экзаменов в зависимости от того или иного разряда охранника.
  4. Сбор документов: удостоверение личности, заключение комиссии в академии, справки о состоянии здоровья, фотографии.
  5. Подача заявления в ЛРО с пакетом бумаг.
  6. Получение документа установленного образца при положительном решении.

Теперь понятно, где можно получить лицензию на ведение охранной деятельности. А что делать с оружием? Каким образом гражданин имеет право на законных основаниях носить с собой, к примеру, пистолет?

Оружие

Данный вопрос требует довольно серьезного подхода. Если человек задумался над тем, как получить лицензию на оружие, стоит руководствоваться следующим алгоритмом:

  1. Определиться с типом оружия, который хочется носить. Лучше всего делать это в оружейном магазине. Работник сможет помочь в определении типа лицензии, которую требуется получить.
  2. Для хранения оружия придется установить сейф. Такое требование очень часто выдвигается.
  3. Человек должен пройти медицинскую комиссию. Обязательно прохождение психиатра.
  4. Сбор документов: удостоверение личности, мед.заключение, справки о наличии сейфа, документы об отсутствии судимости, фотографии, заявление, охотничий билет (если речь идет об охотничьем оружии).
  5. Подача заявления в ЛРО и ожидание решения.
  6. Получение лицензирующего сертификата.

На самом деле ничего трудного или особенного нет. Отныне понятно, как получить лицензию на оружие или на какую-то деятельность. Рекомендуется более точную информацию по каждому типу работ уточнять в соответствующих органах.