На какой первоначальный срок вводится внешнее управление. Внешнее управление как процедура банкротства

Внешнее управление применяется по отношению к юридическому лицу, которое находится в процессе банкротства и является необязательным и вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Введение такого управления приобретает смысл в том случае, если существует возможность избежать процедуры банкротства, для чего арбитражным судом и назначается внешний управляющий. При этом такое лицо получает широкий круг полномочий и в полной мере заменяет руководителя предприятия-банкрота на его должности.

Важным аспектом арбитражного управления является установление моратория на кредитные обязательства юридического лица, которому грозит банкротство.

Процедура назначения внешнего управляющего

Решение о введении внешнего управления входит в предприятия-должника. На этом же собрании должна быть утверждена и кандидатура управляющего. После этого арбитражный суд вводит внешнее управление, одновременно назначая вешнего управляющего. При отсутствии такой возможности суд должен утвердить арбитражного управляющего в течение месяца после начала внешнего управления.

Кандидаты на данную должность могут предлагаться собранию кредиторов налоговым органом, конкурсным кредитором, самим должником или собственником его имущества.

Если на первом заседании кредиторов не было принято решение об арбитражном управлении, то кандидатура управляющего может быть представлена для утверждения в арбитражном суде в течение двух недель со дня вынесенного им постановления о введении на предприятии-банкроте внешнего управления.

Кого могут назначить управляющим?

Срок действия арбитражного управления составляет 18 месяцев. Но он может быть, как продлён на 6 месяцев, так и сокращён на определённый период по ходатайству собрания директоров. Решение об этом выносится арбитражным судом.

Права внешнего управляющего

Сразу после назначения внешний управляющий принимает на себя всё управление делами предприятия-банкрота, а руководитель немедленно освобождает должность.

В трёхдневный срок руководящие органы должны передать всю бухгалтерскую и другую требуемую документацию, печати, штампы и материальные ценности в распоряжение арбитражному управляющему. При этом управляющий обязуется принять в своё ведение имеющееся у должника имущество, проведя его инвентаризацию.

Ему нужно также открыть для проведения финансовых операций специальный счёт в банке, вести все виды юридического учёта и предоставлять по ним отчётность.

Деятельность арбитражного управляющего можно разделить на два этапа:

  1. Определение причин, которые привели предприятие к банкротству , в том числе выяснение, не было ли оно преднамеренным.
  2. Деятельность, направленная на ликвидацию неплатёжеспособности юридического лица.

На первом этапе внешний управляющий сосредотачивается на возможности аннулирования некоторых невыгодных контрактов, которые были заключены должником в рамках гражданско-правовой деятельности. Для этого ему предоставляется 3 месяца.

Классификация таких сделок проводится по нескольким параметрам:

  • Отменяться могут только договоры , которые стороны не выполнили частично или полностью.
  • Если выполнение условий сделки повлечёт убытки , а заключенные при схожих обстоятельствах контракты ранее являлись успешными.
  • Выгода от договора рассчитана на долгосрочную перспективу , или он заключён на длительный срок (т. е. более 12 месяцев).
  • Учитываются другие условия , которые не позволяют без отмены договора возобновить платёжеспособность банкрота.

В случае аннулирования какой-либо сделки другая сторона может претендовать на взыскание нанесённого ущерба без учёта упущенной выгоды.

Арбитражный суд также может признать недействительным соглашение, которое согласно выводам арбитражного управляющего причинило убытки кредиторам. Могут быть отменены и сделки повлекшие удовлетворение материальных интересов определённых кредиторов в ущерб другим.

Второй этап своей деятельности внешний управляющий должен начать с составления плана управления. На выполнение этой задачи ему выделено 3 месяца со дня своего назначения.

Данный план должен иметь чёткие временные рамки и быть направлен на ликвидацию признаков банкротства. Понятие и признаки банкротства .

Иными словами юридическое лицо в результате арбитражного управления должно полностью избавиться от долгов и обладать хотя бы некоторым количеством финансов для продолжения хозяйственной деятельности. Именно на достижение таких результатов и направлены права и обязанности внешнего управляющего.

План арбитражного управляющего

План действий управляющего должен состоять из следующих пунктов:

  • Перечень мероприятий направленных на восстановление платёжеспособности предприятия-должника. Сюда могут включаться:
    • изменение профиля деятельности,
    • закрытие убыточных производств,
    • продажа некоторой части имущества,
    • выпуск дополнительных акций,
    • переквалификация персонала,
    • увеличение уставного капитала и др.;
  • Порядок воплощения в жизнь запланированных действий.
  • Как предусмотренные, так и непредвиденные расходы, связанные с реализацией плана.
  • Конкретные временные рамки, которые должны соответствовать сроку внешнего управления.

Члены собрания кредиторов могут утвердить или отклонить план, который предложил внешний управляющий. Они вправе ходатайствовать в арбитражный суд о смещении арбитражного управляющего с должности и о его замене другим лицом.

Утверждают или отклоняют план управляющего члены собрания кредиторов.

Кредиторы наделены правом предъявления требований должнику, которые в период арбитражного управления рассматривает внешний управляющий, определяя их как установленные в соответствии с законодательством. Такие требования вносятся в реестр в течение 14 дней. образец реестра требований кредиторов . По прошествии не более 1 месяца со дня получения требования арбитражный управляющий сообщает о результатах их рассмотрения кредитору.

Обязанности при управлении предприятием должника

Стоит подчеркнуть, что привлекательной для должника стороной внешнего управления является мораторий на погашение кредиторских требований. начала внешнего управления. В это время вместо выплаты долгов, имеющиеся средства могут использоваться для оздоровления финансового состояния предприятия.

Внешний управляющий имеет право на распоряжение имуществом предприятия-должника, а собственник не может влиять на его решения. Для избежания неблагоприятных последствий такого широкого полномочия в законодательстве установлены некоторые механизмы.

Наложены ограничения на проведение сделок, которые превышают 20% стоимости активов должника и на договора, где внешний управляющий может являться заинтересованной стороной. Такие соглашения арбитражный управляющий может заключить только при одобрении кредиторов.

За 15 дней до истечения своих полномочий внешний управляющий должен представить совету кредиторов полный отчёт о своей деятельности. Это может произойти и раньше при наличии на то оснований.

В заключительном отчёте внешний управляющий обязан указать последние финансовые показатели предприятия. В них нужно высветить баланс прибыли и убытка за отчётный период, сведения о возможности выплаты долговых обязательств кредиторам.

Исходя из отчёта, совет кредиторов может вынести следующие варианты решений об итогах работы внешнего управляющего:

  • окончание внешнего управления в результате восстановления платёжеспособности должника;
  • ходатайство о продлении периода внешнего управления;
  • ходатайство о признания предприятия банкротом;
  • заключение и .

Арбитражный суд соглашается с мнением совета кредиторов или выносит другое решение.

С передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему . Помимо внешнего управления имуществом должника, указанным законом предусматривалась процедура санации . Процедура санации предполагала оказание финансовой помощи предприятию-должнику.

С момента введения внешнего управления всегда отстраняется от должности руководитель должника - юридического лица . При этом управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.

Для обеспечения внешнему управляющему возможности приступить к реальному исполнению возложенных на него обязанностей по управлению делами должника, на органы управления должника возлагается обязанность в течение трех дней передать управляющему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности. Внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.

Процедура внешнего управления

Целью внешнего управления является финансовое оздоровление предприятия.

Внешнее управление вводится на основании решения собрания кредиторов.

Срок, на который вводится внешнее управление - 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев. (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Порядок введения внешнего управления

1. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом .

2. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено настоящим Федеральным законом .

Определение о введении или продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.

Последствия введения внешнего управления

Внешний управляющий

Права внешнего управляющего

  1. Распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления.
  2. Заявлять отказ от договорных обязательств должника.
  3. Предъявлять в суд требования о признании сделок должника недействительными, в случае если они были заключены в нарушении законодательства банкротства.

Обязанности внешнего управляющего

  1. Принять управление имуществом должника и провести его инвентаризацию.
  2. Разработать план внешнего управления и предоставить его собранию кредиторов.
  3. Ведение бухгалтерского, финансового и статистического учета и предоставление отчетности.
  4. Заявлять возражение против требований к должнику.
  5. Принимать меры к взысканию дебиторской задолженности.
  6. Вести реестр требований кредиторов.
  7. Адекватно реализовывать план, который он предоставил собранию кредиторов.
  8. Предоставлять промежуточный и окончательный отчет о выполнении плана.

Освобождение внешнего управляющего

1. Внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве: по заявлению внешнего управляющего;
по направленному на основании решения коллегиального органа управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих ходатайству саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является;

Если предприятие-должник оказывается несостоятельным своевременно и в полном объеме выполнять взятые на себя перед кредиторами обязательства, оно может объявлено банкротом. Признание этого юридического факта вовсе не влечет за собой обязательной ликвидации предприятия-должника. применяется в процедуре конкурсного производства. Но помимо нее существует и другие виды процедур, такие как , наблюдение и мировое соглашение. Окончательное решение за выбором конкретной процедуры банкротства будет за арбитражным судом, который на основании поданного заявления и всех фактических материалов выносит постановление.

Внешнее управление как процедура банкротства применяется к организации или предприятию-должнику для возобновления его возможности своевременно и в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства перед кредиторами, провести его финансовое оздоровление. Речь идет о восстановлении платежеспособности должника. В этом и заключается главная цель и задача, которая возлагается на , назначаемого на эту должность по решению арбитражного суда.

В ходе процедуры банкротства руководитель организации-должника отстраняется от управления предприятием. Для исполнения его обязанностей назначается внешний управляющий. Чтобы он мог приступить к исполнению своих обязанностей на этой должности, менеджмент организации-должника обязан в течение трех дней передать ему всю необходимую документацию. В первую очередь это касается бухгалтерской документации, материальных и других ценностей, а также печатей и штампов.

Для того чтобы в арбитражном суде инициировать внешнее управление, необходимо провести заседание или предприятия-должника, на котором кредиторы принимают решение о введении этой процедуры. В частных случаях это намного эффективнее и прибыльнее, чем подвергать банкрота конкурсному производству. Новые подходы в управлении несостоятельной организацией, внедрение новых технологий позволяет не только возобновить его платежеспособность, но и выйти на новый уровень доходов, в чем заинтересованы все стороны — как кредиторы, так и сам должник и его персонал.

Сроки, на которые вводится процедура

Внешнее управление не может длиться бесконечно, законодательство предусматривает для него временные рамки. В общих случаях срок этой процедуры не превышает 18 месяцев. При необходимости этот срок может быть увеличен еще на 6 месяцев. Но помимо общих, есть и частные случаи. Для них законодатель предусматривает более длительный срок. Например, на территории РФ имеются градообразующие предприятия, применение к которым конкурсного производства приведет к серьезным социально-экономическим потрясениям в этих населенных пунктах и районах.

Для таких предприятий, помимо срока процедуры внешнего управления в 18 месяцев, дополнительно предусмотрено продление этой процедуры еще на один год. Это возможно в случае, если имеется соответствующее ходатайство от органов местного управления. Кроме ходатайства требуется предоставить поручительство. Соблюдение этих двух условий обеспечит продление процедуры еще на один год, что в целом дает градообразующему предприятию срок 2,5 года для финансового оздоровления.

Отдельно необходимо отметить, что до выхода в 2002 г. в новой редакции Закона о банкротстве, его предыдущая редакция от 1998 г. предусматривала для градообразующих предприятий продление срока процедуры внешнего управления на 10 лет. Для этого требовалось ходатайство органов местного самоуправления или нужно было привлекать к участию в деле о несостоятельности представителя исполнительной власти в лице федерального органа. Помимо этого, по обязательствам предприятия-должника должно было быть предоставлено поручительство.Помимо градообразующих предприятий, сельскохозяйственные фирмы и фермерские хозяйства в случае своей несостоятельности имеют возможность продлевать процедуру внешнего управления в зависимости от сезонности их деятельности и с учетом природно-климатических условий региона, в которых осуществляют свою деятельность эти организации. Кредиторы таких должников заинтересованы в продлении внешнего управления, потому что их требования могут быть удовлетворены только по окончании выполнения сельскохозяйственных работ.

Урожай не может вырасти по требованию кредиторов или по решению суда. Для этого нужно провести сельскохозяйственные работы по выращиванию, сбору, сохранению и сбыту сельскохозяйственной продукции. В таких случаях предприятиям-должникам к общему сроку процедуры в 18 месяцев может быть добавлено помимо 6 дополнительных месяцев еще 3. В исключительных случаях срок внешнего управления вместо дополнительных 3 месяцев может быть продлен на 1 год. Делается это только при условии, если на негативную деятельность фирмы-должника повлияли непреодолимые силы в виде стихийных бедствий.

Но если кредиторами будет получена информация, что в фермерском хозяйстве-должнике не выполняются запланированные внешним управлением мероприятия, они имеют право требовать сокращений сроков этой процедуры. Таким правом кредиторы могут воспользоваться и в тех случаях, если ими получены фактические данные, что должник не сможет восстановить свою платежеспособность. Если эта процедура прекращается досрочно, как следствие, фирма-должник объявляется банкротом и по нему открывается конкурсное производство.

Последствия назначения внешнего управляющего

Как только назначен внешний управляющий, это означает, что это вид введен на предприятии-должнике в действие. С этого момента прекращаются полномочия руководителя организации-должника и его менеджмента. Все его полномочия теперь возлагаются на назначенного управляющего.

Но самое основное заключается в том, что на удовлетворение требований кредиторов вводится мораторий.

Назначенный управляющий имеет возможность распоряжаться имуществом фирмы-должника, увольнять его руководителей, переводить их на другую работу. Он может заявить отказ о договорных обязательствах фирмы-должника. Если в ходе управления предприятием у управляющего будет достаточно фактических данных о заключенных на фирме сделках в нарушении Закона о банкротстве, он вправе обращаться в суд для признания их недействительными. Менеджмент предприятия в лице главного бухгалтера и заместителей руководителя предприятия передает свои дела, печати, штампы, материальные и иные ценности новому управляющему. Сделать они это обязаны, как указано выше, в трехдневный срок.

Что касается распоряжения имуществом должника, внешний управляющий может это делать только в рамках составленного плана внешнего управления, который он должен разработать и предоставить на собрание кредиторов. На этом собрании в предложенный план вносятся корректировки, дополнения, после чего он утверждается к исполнению. На управляющего возлагается обязанность по своевременному выполнению этого плана, в чем он отчитывается перед кредиторами, предоставляя на их собрания промежуточные и заключительные отчеты его выполнения.

При принятии имущества фирмы-должника внешний управляющий обязан провести его инвентаризацию. В дальнейшем он обязан вести все виды учета и отчетности: бухгалтерские, финансовые и статистические. Помимо этого, в его обязанности входит введение реестра требований кредиторов. Если у должника имеется дебиторская задолженность, обязанности по ее взысканию возлагаются на управляющего. В случае если к предприятию-должнику предъявляются необоснованные или незаконные требования, управляющий обязан заявлять против них возражения.

Мораторий на требования кредиторов

Как указано выше, при для предприятия-должника внедряется . Для должника это очень привлекательное явление, которое позволяет ему достаточно быстро провести финансовое оздоровление. Действие моратория распространяется на начисление неустоек в виде штрафов, процентов, подлежащих уплате, или пени, других финансовых и экономических санкций, которые имели место в связи с неисполнением руководством предприятия взятых на себя перед кредиторами обязательств. Это не означает, что проценты не начисляются. Начисление производится по ставке рефинансирования Центрального банка РФ в порядке, который предусмотрен положением статьи 395 ГК РФ.

Но данный мораторий не касается тех денежных обязательств, по которым срок исполнения наступил после введения процедуры внешнего управления. Помимо этого, мораторий не распространяется на требования по выплате задолженности по заработной плате, возмещении вреда здоровью, алиментам и выплате вознаграждений по авторским договорам.

Внешний управляющий имеет право отказаться от выполнения договоров, которые были заключены должником, если эти договора имеют долгосрочный характер и рассчитаны на позитивный эффект от их соблюдения в далекой перспективе. Помимо этого, управляющий вправе отказаться от выполнения условий договоров, которые направлены на причинение убытков для фирмы-должника. По невыполнению их может быть предъявлен иск по возмещению убытков, которые понесли кредиторы из-за невыполнения этих договоров. Но на такие требования кредиторов действует мораторий.

Окончание процедуры внешнего управления

До истечения срока действия процедуры внешнего управления управляющий готовит отчет по результатам своей деятельности, который предоставляется на собрание кредиторов не позже, чем за 15 дней до истечения срока этой процедуры. На основании этого отчета арбитражный суд выносит одно из решений, которое влечет за собой закрытие производства по делу о банкротстве или продление срока внешнего управления. Помимо этого, решением суда может быть отказ утверждения отчета внешнего управляющего в связи с его несостоятельностью и назначение нового управляющего. Арбитражный суд может прийти к решению о введении процедур конкурсного производства на предприятии-должнике. В этом случае назначается

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ, это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление. Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами. Рассмотрим, как законодательно регулируется

Процесс банкротства длителен и проводится поэтапно. Для открытия дела понадобится заявление о признании банкротства от должника, кредиторов или других уполномоченных органов.

Поскольку несостоятельность часто используется руководителями компаний с преступными целями, задача судебных инстанций – выяснить, каков на самом деле финансовый статус компании.

Специальные представители суда тщательно расследуют обстоятельства банкротства и фиксируют все признаки разорения.

После предварительной оценки назначается одна из процедур банкротства:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Процедуры (или этапы) не всегда идут в указанном порядке. Иногда после наблюдения и финансового оздоровления сразу переходят к конкурсному производству или уже на первой стадии стороны заключают мировое соглашение. В таких случаях другие этапы уже не нужны.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление при банкротстве – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  1. Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  2. Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  3. Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 ст. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юр. лица.

Внешнее управление может осуществляться при банкротстве определенных категорий должников. В остальных случаях эта процедура не осуществляется.

Юридического лица

внешнее управление при банкротстве юридического лица имеет место, если суду была доказана временная финансовая несостоятельность должника, которая может быть устранена после проведения мероприятий по оздоровлению. В рамках этого этапа могут быть проведены различные меры, в результате чего:

  • улучшится денежная ситуация;
  • потенциальный банкрот сможет не только вернуть долги, но и продолжить свою деятельность.

Физического лица

Физические лица, в отношении которых было возбуждено дело о банкротстве, не проходят процедуру внешнего управления. По отношению к ним применяется реструктуризация долгов, по окончании которой происходит:

  • реализация имущества;
  • погашение оставшихся долгов.

Предприятия

Внешний управляющий назначается на предприятия для проведения мероприятий по оздоровлению финансовой системы компании. В данном случае срок проведения этого этапа может составлять максимум два года, если кредиторы или управляющий подадут заявление об увеличении периода его реализации (первоначально он рассчитан на восемнадцать месяцев).

По отношению к градообразующим и другим значимым предприятиям процедура внешнего управления может быть назначена Арбитражным судом.

Банка

Согласно закону «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении кредитных организаций процедура внешнего управления не применяется. В данном случае допускаются другие мероприятия для оздоровления финансового положения должника, которые могут быть реализованы в досудебном порядке. После подачи заявления в Арбитражный суд может быть вынесено решение только о конкурсном производстве с последующим банкротством банка.

Застройщика

В отношении строительных компаний также может быть введено внешнее управление, в результате которого застройщик может:

  • завершить проект;
  • отдать долги всем кредиторам.

Если даже после реализации данного этапа это невозможно, то в отношении этой компании будет введено конкурсное производство и имеющаяся у нее собственность будет реализована (в том числе и недостроенные объекты).

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (ст. 96 № 127-ФЗ). Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Цель проведения процедуры внешнего управления

Внешнее управление проводится при подаче заявления в суд с целью признания юридического лица финансово несостоятельным. Эта стадия процедуры банкротства направлена на улучшение финансового положения компании. В результате предприятие не только сможет отдать все имеющиеся у него долги, но также продолжить свою работу, то есть избежать ликвидации.

Кто может быть назначен внешним управляющим

Кандидатура внешнего управляющего при банкротстве должника утверждается общим собранием кредиторов. Претендовать на эту временную должность могут следующие лица:

  • представленные одним из кредиторов фирмы-банкрота на общем собрании;
  • предложенные прочими участниками дела о банкротстве юридического лица;
  • уже зарегистрированные в Арбитражном суде в качестве управляющих;

Также кандидаты в временные управляющие могут быть назначены уполномоченными государственными органами.

Стать арбитражным управляющим может не каждый. К ним применяются весьма жесткие требования, которые закон периодически усложняет.

Лицам, желающим занять эту должность, необходимо иметь соответствующее образование: юриспруденция или экономика (антикризисное управление). Также потенциальный управленец должен пройти стажировку на базе СРО у действующего специалиста.

Обучение по специальности является важным условием. Длится оно 2-3 месяца, зависимо от опыта кандидата. Например, если потенциальный внешний управляющий ранее занимал руководящую должность год и более, срок теоретического обучения может быть сокращен.

Для обучения кандидату предстоит предоставить две справки: об отсутствии судимости и о том, что он не является дисквалифицированным специалистом (выдается в Налоговой).

За обучением следует стажировка – от 6 месяцев до 2 лет (срок также зависит от наличия у стажера руководящего опыта, подтверждаемого записью в трудовой книжке). Стажировка бесплатна. В отдельных случаях, по договоренности с организацией, принимающей стажера, заключается договор ГПХ, по которому исполнитель получает вознаграждение.

После стажировки будущий арбитражный управляющий должен вступить в СРО. Однако членские взносы необходимо уплачивать только в случае назначения на должность.

Последним этапом является оформление страховки. Делается это уже после назначения специалиста Арбитражным судом на должность внешнего управляющего. Закон отводит ему десять дней, чтобы оформить страхование, которое, в случае необходимости, покроет владельцам юридического лица убытки, являющиеся следствием ошибочной работы арбитражного управляющего.

Этапы процедуры внешнего управления

В рамках реализации процедуры можно выделить несколько этапов:

  • назначение внешнего управляющего;
  • подготовка плана оздоровления финансового положения компании;
  • реализация плана;
  • погашение задолженностей потенциального банкрота перед всеми кредиторами.

О сроках

Внешнее управление силами арбитражного исполнителя может осуществляться в течение не более 18 месяцев и продлеваться по решению собрания кредиторов на срок не более 6 месяцев. Спустя месяц после назначения процедуры внешнего управления управляющий должен предоставить собранию план действий на время своей работы. Учитывая, что после вступления в силу решения суда прошлое руководство компании отстраняется от своих обязательств, оповещение об этом должно прийти в тот же или на следующий день после назначения процедуры.

Определение о введении или продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

О плане

План внешнего управляющего – это один из основных документов, на основании которого собрание кредиторов принимает решение о целесообразности таких мер. Отметим, что собрание может как утвердить, так и отклонить предоставленный управляющим план. Во втором случае даётся 2 недели до следующего собрания, на котором исполнитель должен предоставить вторую версию. Если и эта попытка окажется неудачной, потерпевшая сторона имеет право сменить арбитражного управляющего, выбрав нового из числа утверждённых ранее кандидатур. План управляющего состоит из нескольких обязательных пунктов:

  1. Перечень мероприятий, направленных на восстановление платёжеспособности юридического лица с целью погашения задолженностей.
  2. Финансовое обоснование и подкрепление каждого из вышеуказанных мероприятий (перечисление источников финансирования).
  3. Сроки проведения каждого из мероприятий.
  4. Ожидаемые положительные итоги от проделанной работы, которые рассчитываются при помощи вычисления разницы предположительных доходов и расходов.

К оздоровительным мероприятиям относится целый ряд таковых, главным признаком которых является получение выгоды со стороны должника и постепенного прироста доходов. Это может быть перепрофилирование отдельных подразделений или всей организации, продажа или закрытие нерентабельных филиалов, центров реализации, производственных мощностей, увольнение работников и т.д. К дополнительным мерам можно отнести повышение уровня квалификации исполнителей, покупку новой недвижимости, открытие новых производственных мощностей, модернизацию оборудования в рамках бюджета и т.д.

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 ст. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 ст. 117 № 127-ФЗ . Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Положительные и отрицательные стороны для кредиторов

Деятельность внешнего кредитора направлена на восстановление платёжеспособности юридического лица (к физическим лицам процедура не применяется) путём проведения различных эффективных экономических мероприятий. Таким образом, положительная сторона для потерпевшей стороны заключается в создании условий, при которых им будут возвращены долги ответчика.

Причём они вправе утверждать разработанный управляющим план действий, если он их устраивает, либо отклонить его и дождаться следующего, если часть из пунктов вызывает сомнение. То есть во время внешнего управления на руководящем уровне именно собрание кредиторов является действующим временным органом.

Правда, у такой процедуры могут быть и отрицательные последствия. Учитывая, что срок внешнего управления довольно длительный, времени на взыскание долгов потребует много. И далеко не всегда даже утверждённый кредиторами план управляющего гарантирует финансовое оздоровление компании-должника. Таким образом, спустя 2 года они могут остаться ни с чем и вновь подавать заявку на банкротство юридического лица-ответчика.

Последствия введения внешнего управления

  1. Прекращение полномочий руководителя должника. Эти полномочия возлагаются на внешнего управляющего.
  2. Прекращение полномочий органов управления должника.
  3. Введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Права внешнего управляющего

Внешний управляющий при банкротстве - арбитражный управляющий, утверждённый арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.

Статья 2. Основные понятия, используемые в законе о банкротстве (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) :

  1. Распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления.
  2. Заявлять отказ от договорных обязательств должника.
  3. Предъявлять в суд требования о признании сделок должника недействительными, в случае если они были заключены в нарушении законодательства банкротства.

Обязанности внешнего управляющего

Закон определяет конкретные обязанности внешних управляющих:

  1. Принять управление имуществом должника и провести его инвентаризацию.
  2. Разработать план внешнего управления и предоставить его собранию кредиторов.
  3. Ведение бухгалтерского, финансового и статистического учета и предоставление отчетности.
  4. Заявлять возражение против требований к должнику.
  5. Принимать меры к взысканию дебиторской задолженности.
  6. Вести реестр требований кредиторов.
  7. Адекватно реализовывать план, который он предоставил собранию кредиторов.
  8. Предоставлять промежуточный и окончательный отчет о выполнении плана.

Освобождение внешнего управляющего

Согласно ст. 97 закона о банкротстве внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве:

  • по заявлению внешнего управляющего;
  • по направленному на основании решения коллегиального органа управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих ходатайству саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является;
  • в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

Результаты внешнего управления

По результатам отчета внешнего управляющего арбитражный суд выносит одно из следующих решений:

  1. Прекращение производства по делу о несостоятельности.
  2. Мировое соглашение.
  3. Продление срока внешнего управления.
  4. Отказ утверждения отчета внешнего управляющего. Назначается новый внешний управляющий.
  5. Введение процедуры конкурсного производства.

Окончание внешнего управления

Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа – конкурсного производства. Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юридического лица осуществляются с учетом специфики деятельности организации. Если компания входит в категории юридических лиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.

На видео о работе внешнего управляющего:

Жалоба на внешнего управляющего

Результативность работы внешнего управляющего не всегда высокая. Это может быть обусловлено самыми разнообразными причинами. Так, неэффективность может обуславливаться внешними факторами: политической обстановкой в стране, инфляционными процессами, стихийными бедствиями. Иногда она связана с воздействием на процесс кредиторов, которые стремятся как можно быстрее перейти к процедуре конкурсного производства и установить контроль над финансами.

Но часто негативные результаты внешнего управления связаны с низким профессионализмом управляющего, непониманием им основных методов решения поставленной задачи.

Для защиты своих законных интересов кредиторы могут обратиться в суд с жалобой управляющего.

Согласно законодательству о несостоятельности жалобы от кредиторов должны быть рассмотрены арбитражом не позднее чем через месяц после их поступления.

Возможность обжаловать действия управляющего есть не только у кредиторов, но и у других участников процесса по признанию должника неплатежеспособным. Это граждане, которым был причинен ущерб здоровью (имеющие на руках соответствующее постановление суда), представители работников (кроме ходатайств об устранении управляющего) и собственника имущества. Представители работников наделены правом только подавать жалобы по возникшим между ними и управляющим разногласиями относительно размера и периодичности выплаты зарплаты и других положенных выплат.

Жалоба имеет письменную форму и является процессуальным документом. Она обязана содержать перечень необходимых сведений и реквизитов. В частности, указание на то, какие именно правовые нормы были нарушены управляющим и что именно требует заявитель (например, компенсировать ему нанесенный непрофессионализмом ущерб). Здесь прописываются точные реквизиты Арбитражного суда, истца/ответчика, номер дела о несостоятельности.

ФЗ «

Данная процедура вводится на срок до 18 месяцев с возможнымпродлением еще на 6 месяцев . С моментом введения внешнего управления связан ряд важных правовых последствий. Руководитель должника отстраняется от занимаемой должности, и внешний управляющий, в отличие от временного и административного, полностью его заменяет, получая достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом организации, оказавшейся в ситуации неплатежеспособности. Ему передаются также вся документация и печати.

Снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, причем аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника снимаются в силу прямого указания Закона. Иными словами, специального определения арбитражного суда, к примеру о снятии ареста, не требуется. Аресты на имущество и иные ограничения по распоряжению должником принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

К внешнему управляющему переходят полномочия по распоряжению имуществом, за исключением возможности заключать крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления. Помимо этого в случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника (за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления), также могут совершаться только с согласия собрания (комитета) кредиторов.

Следует заметить, что предварительное согласование с собранием (комитетом) кредиторов необходимо для сделок, влекущих за собой получение или выдачу займов, поручительств или гарантий, уступку прав требований и т.д. (за исключением тех сделок, которые предусмотрены планом внешнего управления).

Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, срок исполнения которых наступил до введения этой процедуры.

Одним из наиболее привлекательных для должника последствий внешнего управления является мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий касается начисления неустоек (штрафов, пени), иных финансовых (экономических) санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также процентов, подлежащих уплате. Вместо этого начисляются проценты в порядке и размерах, которые предусмотрены ст. 395 ГК РФ, т.е. по ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

Мораторий не распространяется на:

а) денежные обязательства, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения по которым наступил после введения внешнего управления;

б) требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.

Закон о банкротстве закрепляет основания, по которым внешний управляющий может заявить отказ от исполнения договоров и иных сделок должника. К ним относятся полное или частичное неисполнение договора сторонами, тот факт, что исполнение договора повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах, или что договор препятствует восстановлению платежеспособности должника. Причем вышеназванный мораторий распространяется на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника.

Управляющий составляет план внешнего управления, в котором содержатся меры по восстановлению платежеспособности должника. Среди них может быть перепрофилирование производства, замещение активов (создание на базе ликвидного имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ), увеличение уставного капитала должника за счет дополнительной эмиссии акций, продажа предприятия на открытых торгах.

Окончание процедуры внешнего управления - это либо переход к расчетам с кредиторами (после накопления достаточных денежных средств или получения их от учредителей либо третьих лиц), либо признание должника банкротом и открытие конкурсного производства.

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Ситуации, когда может быть назначена процедура внешнего управления:

1) На стадии завершения наблюдения на основании решения первого собрания кредиторов (им не принято решение о применении одной из процедур банкротства и нет возможности отложить рассмотрение дела в пределах 7-месячного срока, а также при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, если у арбитражного суда есть основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена).

2) По итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления (арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления; если с момента введения финансового оздоровления до рассмотрения вопроса о введении внешнего управления прошло более 18 месяцев – внешнее управление не вводится).

3) Если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управления, а в ходе конкурсного управления появились основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (конкурсный управляющий созывает собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению).

Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев (может быть продлен не более чем на 6 месяцев).

С даты введения внешнего управления:

      прекращаются полномочия руководителя и органов управления должника (управление делами возлагается на внешнего управляющего, к нему переходят полномочия руководителя и органов управления);

      отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

      аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены только в рамках процесса о банкротстве;

      вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, морального вреда):

    в течение срока внешнего управления должник не должен направлять все имеющиеся у него денежные средства на расчеты с кредиторами;

    не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции, за исключением обязательств, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом;

    на сумму замороженных требований начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ на дату введения внешнего управления.

Процедурой внешнего управления руководит внешний управляющий (вправе в течение 3 месяцев с даты введения внешнего управления отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника, если они препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если их исполнение влечет за собой убытки по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах).

Деятельность внешнего управляющего должна соответствовать плану внешнего управления (разрабатывается им не позднее месяца с даты назначения; утверждается собранием кредиторов; может быть изменен; предусматривает меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок их реализации, расходы должника).

План внешнего управления может предусматривать (перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажу части имущества; уступку права требования должника; исполнение обязательства должника собственником имущества должника – унитарного предприятия, его учредителями или третьими лицами; размещение дополнительных обыкновенных акций должника; замещение его активов; продажу предприятия-должника).

Продажа предприятия-должника (отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления ПрД – земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, права на обозначение, другие исключительные права, за исключением тех, которые не могут быть переданы другим лицам) (денежные средства и обязательные платежи не включаются в состав предприятия; ТрД сохраняют силу).

Продажа осуществляется путем открытых торгов в форме аукциона (их проводит внешний управляющий; получение денежных средств от продажи не позднее чем за месяц до истечения срока внешнего управления) (если нет заявок – первые торги несостоявшиеся – проводятся повторные; если повторные несостоявшиеся, через 14 дней новое сообщение о продаже при снижении цены на 10%; последующий порядок продажи устанавливается собранием кредиторов; победитель торгов и внешний управляющий подписывают договор купли-продажи предприятия).

Размещение дополнительных обыкновенных акций должника (только по закрытой подписке; срок размещения не более 3 месяцев; государственная регистрация отчета об итогах размещения не позднее чем за месяц до даты окончания внешнего управления; преимущественное право покупки у акционеров (45 дней); проспект эмиссии должен предусматривать оплату акций только денежными средствами).

Внешний управляющий обязан подготовить отчет, в котором содержится одно из предложений (подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом; к отчету прилагаются протокол собрания кредиторов и реестр их требований):

    о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

    о продлении установленного срока внешнего управления;

    о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром;

    о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Определение арбитражного суда по результатам рассмотрения отчета:

    о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром или в случае утверждения судом мирового соглашения;

    о переходе к расчетам с кредиторами (основание для начала расчетов с кредиторами согласно реестру; срок окончания расчетов не более 6 месяцев с даты вынесения определения; после окончания расчетов арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета внешнего управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве; если в указанный срок расчеты не произведены, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства);

    о продлении срока внешнего управления.

Суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (при наличии соответствующего ходатайства собрания кредиторов, а также в случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета или непредставления отчета в течение месяца со дня окончания внешнего управления).

22. Конкурсное производство как процедура банкротства

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) » от 26.10.2002 №127-ФЗ (в редакции от 18.12.2006 №231-ФЗ).

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или ПД гражданина. Эта процедура открывается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Она вводится на год с возможным продлением еще на 6 месяцев.

С момента открытия конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей, т.е. кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам (даже если срок их исполнения еще не наступил) вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее 2 месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом. После открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника. Это относится ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право на получение указанных санкций при обычных условиях.

Сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории конфиденциальных либо являющихся коммерческой тайной.

Конкурсный управляющий приглашает оценщика и проводит инвентаризацию имущества должника, чтобы сформировать конкурсную массу, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущества (за исключением вещей, изъятых из оборота, и прав, связанных с личностью должника). Конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся у него на момент открытия и выявленное в ходе конкурсного производства. Таким образом, конкурсная масса состоит из двух относительно обособленных частей: в первую включается имущество, имеющееся в наличии во владении, пользовании и распоряжении должника на момент открытия конкурсного производства; вторую часть составляет имущество, выявленное в ходе конкурсного производства. Еще раз подчеркнем, что в конкурсную массу включается только то имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Кредиторы, желающие принять участие в конкурсе и получить удовлетворение своих требований, должны предъявить претензии к должнику в 2-месячный срок со дня публикации объявления о признании должника несостоятельным; по истечении указанного срока реестр требований кредиторов закрывается. После закрытия реестра конкурсный управляющий начинает производить расчеты с кредиторами в порядке очередности.

Очередность удовлетворения требований кредиторов в соответствии с Законом о банкротстве отличается от очередности, предусмотренной в Гражданском кодексе РФ.

Внеочередными требованиями считаются оплата судебных расходов, выплата вознаграждения арбитражному управляющему, погашение коммунальных и эксплуатационных расходов, текущих требований и текущей заработной платы. Текущими требованиями являются те обязательства, которые возникли у должника уже после того, как начался процесс банкротства. Включение их в состав нулевой очереди вполне оправданно: если бы текущая задолженность удовлетворялась в порядке обычной очередности, никакие контрагенты не захотели бы иметь дело с организацией, против которой идет процесс банкротства. Но тогда не было бы и возможности восстановить платежеспособность должника.

Кредиторами первой очереди являются граждане, которые предъявляют требования, связанные с причинением вреда жизни и здоровью; кредиторами второй очереди - граждане, перед которыми существуют обязательства по выплате выходных пособий, заработной платы, авторских вознаграждений. Наконец, к третьей очереди относятся все остальные кредиторы, среди которых - залогодержатели, удовлетворяющие свои требования за счет стоимости предмета залога. По сравнению с предыдущим Законом о банкротстве 1998 г., а также ГК РФ государство уравнено в правах с другими кредиторами должника и лишено каких-либо привилегий. На наш взгляд, такая позиция действующего законодательства является не совсем верной, так как взыскание налоговых и иных обязательных платежей направлено на обеспечение интересов всего общества и государства, а не конкретного кредитора.

В процессе конкурсного производства есть возможность введения внешнего управления при условии, что этой процедуры, а также финансового оздоровления не было, а у должника появились достаточные денежные средства для ведения самостоятельной хозяйственной деятельности.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства – вводится сроком на год; может быть продлен не более чем на 6 месяцев).

Правовые последствия открытия конкурсного производства:

1) срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

2) прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

3) сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну;

4) совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается только в порядке, установленном ФЗ о банкротстве;

5) снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника (наложение новых арестов и иных ограничений не допускается);

6) прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления, собственника имущества должника – унитарного предприятия (исключение – полномочия органов управления принимать решения о заключении крупных сделок, соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Конкурсный управляющий утверждается арбитражным судом (действует до даты завершения конкурсного производства; публикует сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в «Российской газете»).

Конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе данной процедуры (конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника; в конкурсную массу не включается имущество, изъятое из оборота; имущественные права, связанные с личностью должника; социально значимые объекты).

Социально значимые объекты в первую очередь выставляются на торги в форме конкурса (первые торги; повторные торги в случае признания первых несостоявшимися; снижение начальной цены на 10%; определение порядка продажи имущества собранием кредиторов, в том числе посредством публичного предложения; по результатам конкурса орган МСУ заключает с покупателем договор купли-продажи и соглашение об исполнении условий конкурса; покупателю за счет местного бюджета возвращаются уплаченные деньги; социально значимые объекты передаются в муниципальную собственность).

В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

В течение месяца с о дня проведения инвентаризации конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов на утверждение положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника (должны предусматривать получение денежных средств не позднее чем через месяц с даты заключения договора купли-продажи или 7 дней с момента возникновения права собственности у покупателя) (имущество реализуется на открытых торгах)

В конкурсном производстве у должника может быть только один расчетный счет (другие расчетные счета закрываются; при наличии у третьих лиц задолженности перед должником в иностранной валюте, конкурсный управляющий вправе открыть счет должника в иностранной валюте).

Параллельно процессу формирования конкурсной массы идет процесс выявления кредиторов (расчеты производятся в соответствии с реестром, который подлежит закрытию в течение 2 месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; после закрытия реестра конкурсный управляющий начинает расчеты с кредиторами).

Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются текущие обязательства:

1) судебные расходы должника (в том числе расходы на опубликование сообщений в ходе процедур банкротства);

2) расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;

3) текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;

4) требования кредиторов, возникшие после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;

5) задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;

6) иные расходы, связанные с проведением конкурсного производства.

Вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения техногенных или экологических катастроф (если прекращение деятельности должника может их повлечь).

Очередность удовлетворения требований кредиторов определяется в соответствии со ст.855 ГК РФ:

1) 1-я очередь (расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации повременных платежей, а также компенсация морального вреда);

2) 2-я очередь (расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по ТрД, и по выплате вознаграждений по авторским договорам);

3) 3-я очередь (расчеты с другими кредиторами) (в рамках данной очереди учитываются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов).

Требования кредиторов 3-й очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций учитываются в реестре отдельно (подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов).

Требования кредиторов-залогодержателей учитываются в составе требований кредиторов 3-й очереди (удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед другими кредиторами после продажи предмета залога на открытых торгах, за исключением обязательств перед кредиторами 1-й и 2-й очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога).

Принципы погашения требований:

1) требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди (исключение – удовлетворение требований кредиторов-залогодержателей);

2) при невозможности перечисления денежных средств на счет кредитора они вносятся конкурсным управляющим в депозит нотариуса по месту нахождения должника, о чем сообщается кредитору (при невостребовании в течение 3 лет перечисляются в федеральный бюджет);

3) при недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр;

4) требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр, имущества должника;

5) требований кредиторов 1-й очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, но после завершения расчетов с кредиторами 1-й очереди, подлежат удовлетворению до удовлетворения требований кредиторов последующих очередей (аналогично для 2-й очереди);

6) при наличии на момент начала расчетов с кредиторами соответствующей очереди разногласий между конкурсным управляющим и кредитором по заявленному требованию кредитора конкурсный управляющий обязан зарезервировать денежные средства в размере, достаточном для пропорционального удовлетворения требований соответствующего кредитора.

Погашенными считаются удовлетворенные требования, а также требования, в связи с которыми достигнуто соглашение об отступном, или конкурсным управляющим заявлено о зачете требований, или имеются иные основания для прекращения обязательств (отступное – только имущество должника, не обремененное залогом; зачет требования или погашение предоставлением отступного допускается только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов).

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными (погашенными также считаются требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд или арбитражный суд признал их необоснованными).

Кредиторы, требования которых не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства , имеют право обращения взыскания на имущество должника, незаконно полученное третьими лицами (при отсутствии такого имущества или по заявлению третьего лица суд вправе удовлетворить требования кредиторов путем взыскания соответствующей суммы без обращения взыскания на имущество должника).

Имущество, не реализованное в ходе конкурсного производства , предлагается конкурсным управляющим сначала кредиторам в счет погашения неудовлетворенной части требований, затем оно передается органам МСУ (при отсутствии заявлений собственника имущества должника – унитарного предприятия, участников (учредителей) на указанное имущество).

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представит в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства (к нему прилагаются – документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов).

После рассмотрения отчета арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства (основание для внесения в Единый государственный реестр ю/л записи о ликвидации должника) (определение может быть обжаловано до внесения записи в реестр; с даты внесения записи в реестр конкурсное производство считается завершенным).

23. Субъекты банкротства, их права и обязанности

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) » от 26.10.2002 №127-ФЗ (в редакции от 18.12.2006 №231-ФЗ).

Должник – гражданин (в том числе ИП) или ю/л, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного ФЗ о банкротстве.

ФЗ о банкротстве распространяется на все ю/л (исключение – казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации) (помимо общего фигурирует специальный должник – ю/л (градообразующие, с/х, финансовые (кредитные, страховые, участники РЦБ) организации, стратегические предприятия и организации, субъекты естественных монополий)).

Должник входит в число лиц, которых ФЗ о банкротстве наделил правом обращаться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве (может возбудить дело в суде в связи с невыполнением денежных обязательств, а также в случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей).

Ситуации, когда должник обязан направить в суд соответствующее заявление:

1) когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

2) когда органом должника, уполномоченным на принятие решения о ликвидации, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

3) когда обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

4) в иных случаях (при ликвидации должника установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме).

Кредиторы – лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по ТрД (участниками конкурсного производства могут стать только кредиторы с денежными требованиями).

Классификация кредиторов в зависимости от статуса субъекта и характера требования:

1) Конкурсные (активные) (кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).

2) Неконкурсные (пассивные) (статус кредиторов по денежным обязательства, не включаемым в число конкурсных различен – учредители (участники) ю/л лишены права предъявлять требования к должнику в процессе его банкротства; требования граждан по обязательства вследствие причинения вреда жизни или здоровью подлежат удовлетворению в первую очередь и не подпадают под действие моратория в ходе внешнего управления).

Кредитор может являться или не являться инициатором процесса банкротства (кредитор-заявитель и не заявитель имеют в конкурсном процессе одинаковые права).

Кредиторы различаются в зависимости от порядка удовлетворения требований (очередные (их требования удовлетворяются в порядке очередности, установленной ФЗ о банкротстве) и неочередные (их требования удовлетворяются не по соразмерности, а по возможности должника)).

Неочередные требования подразделяются на внеочередные (судебные расходы, выплаты арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи) и послеочередные (удовлетворяются после погашения всех очередных требований (убытки в виде упущенной выгоды)).

Для представления и защиты всех кредиторов после принятия арбитражным судом к своему производству заявления о банкротстве должника создаются собрание и комитет кредиторов.

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные государственные органы (без права голоса вправе участвовать представитель работников должника, представитель учредителей должника, представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия).

Исключительная компетенция собрания кредиторов:

1) принятие решения о введении и об изменении срока проведения финансового оздоровления, внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

2) утверждение и изменение плана внешнего управления;

3) утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

4) утверждение требований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсного управляющего;

5) выбор саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур арбитражных управляющих;

6) выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией;

7) принятие решения о заключении мирового соглашения;

8) принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

9) принятие решений об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава, избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении его полномочий.

Комитет кредиторов осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего и реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия.

Арбитражный управляющий – гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства, осуществления иных установленных ФЗ о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

Арбитражный суд не может утвердить в качестве арбитражного управляющего лицо (заинтересованное по отношению к должнику, кредиторам; в отношении которого введена процедура банкротства; не возместившее убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; дисквалифицированное или лишенное права занимать руководящие должности и (или) осуществлять ПрД по управлению ю/л; не имеющее заключенных договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в банкротстве).

Арбитражный управляющий имеет право (созывать собрание и комитет кредиторов; обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами; получать вознаграждение; привлекать на договорной основе других лиц; подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей).

Арбитражный управляющий обязан (принимать меры по защите имущества должника; анализировать финансовое состояние должника; анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках; вести реестр требований кредиторов, предоставлять его лицам, требующим проведение общего собрания кредиторов в течение 3 дней с момента требования; возмещать в силу судебного решения убытки, причиненные им; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства).

Саморегулируемые организации – некоммерческие организации, основанные на членстве, созданные гражданами РФ, включенные в единый реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, целями деятельности которых являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Основание для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр СРО (соответствие не менее 100 ее членов требованиям, предъявляемым к кандидатам в арбитражные управляющие; участие ее членов не менее чем в 100 процедурах банкротства; наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, формируемых исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого члена).

Функции СРО (обеспечение соблюдения своими членами законодательства РФ, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего; защита прав и законных интересов своих членов; обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства; содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов).

Обязанности СРО (разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения своими членами правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего; контролировать профессиональную деятельность своих членов; рассматривать жалобы на действия своего члена; осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих, являющихся ее членами; обеспечивать формирование компенсационного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего).

24. Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Такие особенности установлены Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Кре­дитная организация не может объявить о своем банкротстве. Ее неспособ­ность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей должна быть признана арбитражным судом. Сокращен до одного месяца формальный признак несостоятельности (банкротства).

В качестве мер по предупреждению банкротства применяются:

1) финансовое оздоровление кредитной организации;

назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

реорганизация кредитной организации.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банков­ских операций. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением по­мимо лиц, перечисленных в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», наделен Банк России . Предусмотрены также случаи, когда обращение в суд является не правом его, а обязанностью.

Арбитражный суд может возбудить производство по делу, если требова­ния к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1000 МРОТ и если эти требования не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения. При рассмотрении арбитраж­ным судом дела о банкротстве кредитной организации применяются такие процедуры, как наблюдение и конкурсное производство. Внешнее управле­ние и мировое соглашение в отношении кредитных организаций не приме­няются.

Арбитражный управляющий должен иметь лицензию, а также соот­ветствовать квалификационным требованиям Банка России и иметь выдан­ный им квалификационный аттестат. В ходе конкурсного производства управ­ляющий может использовать только корреспондентский счет кредитной организации, открытый в учрежденииБанка России . При распределении кон­курсной массы в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц по заключенным с ними договорамбанковского вклада и договорам банковского счета, а также требования граждан, перед которыми кредит­ная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здо­ровью.

Банк России осуществляет контроль за ходом конкурсного производства. Он же осуществляет запись о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства в Книге государственной регистрации кредитных организаций. С момента внесения такой записи ликвидация кредитной организации считается завершенной, а организация прекратившей свое существование.

Публикуются сведения о банкротстве помимо «Вестника Высшего Арбит­ражного Суда РФ» в «Вестнике Банка России» и в местной печати по месту рас­положения кредитной организации.