Экономические санкции на предприятии. О санкциях, их влиянии на россию и нашей экономической политике. Международные резервы РФ полностью покрывают внешний долг компаний, уязвимый к расширению санкций

27.07.2014 г. в портовом городе Петропавловске-Камчатском праздновали день ВМФ, который я с некоторых пор называют Днем Дохляка. Ибо ВМФ России настоящий дохляк.

В связи с ремонтом площади Ленина парад и конкурс строевой песни проходил на ул.Ленина, возле Дома быта.
Над городом висела низкая облачность, местами вязкий туман и моросил дождь. Военные порядком вымокли, но когда уже все закончилось, и они разъехались, то влупил ливень. Так что мореманам еще повезло.
Мне показалось, что было скучновато и макароны по флотски были так себе.


1.

.
1-1. ул. Ленина


2. Новые амазонки


3. Шпарит дождик


3-1.


4. Линейные


5. Готовят чай и макароны по флотски


6. Обратил внимание, что у офицеров у одних тулья фуражки из чисто белой ткани, а у других ткань белая с желтизной. Белая смотрится лучше.


7.


8.


9. Губернатор Камчатки Владимир Илюхин говорит, что военные моряки всегда были элитой Вооруженных Сил


10. Типа салют. После залпов вояки пособирали гильзы. Пацанята это быстро заметили с прискорбными комментариями


11.


12.


13. Морская дивизия береговой охраны Федеральной погранслужбы ФСБ РФ. Какое они имеют отношение к ВМФ Минобороны?


14.


15. мальчишки мечтают о кораблях, подлодках, море, дальних походах...


16. Ряженые казачуры меня всегда раздражают и бесят. Казачество - бутафория 21 века


17. Виктор Маркиянович Денищенко. Фронтовик. Я когда то брал у него интервью. Он рассказал, как в 30-е годы умерла от тифа его мама. И ее похоронил мамин брат, приехавший через пару дней на лошади из другого поселения. Он бросил труп во дворе в колодец и присыпав землей, т.к. в селе люди боялись тифа и похоронить было некому.


18. Вице-губернатор Камчатки Алексей Войтов (в очках). Когда-то тоже начинал службу в ВМФ.


19. Маршировали вояки хреновато. Вот смотрите какие неровные шеренги. До прусской (немецкой) шагистики нашим очень далеко. наших не муштруют.


20. Вот этот лысоватый, поднесший руку к груди, мелкий городской депутатишко Анатолий Наумов, постоянно отирающийся на трибунах возе VIP персон. Поэтому часто похож на шныря. Дали бы ему в руки обувную щетку и он с радостью бы чистил ботинки VIP-ам. Но в целом Толик веселый, жизнерадостный, добродушный парень. Только мне не понятно зачем он всегда баллотируется в депутаты.


21. Вот этот хмырь с погонами подполковника единственный человек который не стесняясь в толпе стоял и курил. А потом потушил окурок ногой на тротуаре. Не успел сфотать.


22. Жены мореманов


24.


25. Бывший зам. градоначальника Александр Черняк был в гордом одиночестве


26. В центре главный гэбнюк Камчатки, начальник РУ ФСБ Андрей Вологдин. Жюри ыставляет оценки парадным коробкам за строевые песни. Победила 520-я ракетная бригада (Англичанка)


27. В коричневой кепочке главный судебный пристав Камчатки Валериан Жеребятьев. Пришел на парад с опозданием. раньше приставы главные не ошивались по трибунам на праздниках


28.


29.


30. Кашевар


31.
.


32.


33. Макароны по флотски


34.


35.


36.


37.


38.


39. Полил ливень и народ быстро разбежался


40."Силу" нашего славного ВМФ, а точнее камчаткой группировки хорошо видно на этом фото. Вот она - два малых ракетных корабля у пирсов. Третий МРК был в ремонте. Построенные еще в советское время, морально и физические устаревшие. Не могут, образно говоря, выйти дальше скал Три Брата. Нет ни одного боевого надводного корабля который способен совершать дальние походы, работать на стратегических океанских просторах Тихого, Индийского океанов. Зато у пирсов Завойко, Богородского озера и др. куча хлама в виде вспомогательного флота. Не лучшая картина ТОФ и во Владивостоке. По-прежнему мы гордимся ракетным крейсером, флагманом ТОФ "Червона Украина" переименованном предателями в 90-е в "Варяг". Построенным на верфях г. Николаева в Украине во времена СССР. Зато вот вчера геббельсовский пропагандистский сайт государственного РИА "Новости" сообщил радостную новость " До конца года ВМФ России получит 50 боевых кораблей ": http://ria.ru/forces/20140727/1017675524.html Многим имперцам такие новости очень приятны, типа Путин молодец, поднял нас с колен и наконец то вооружает армию. До конца года дорогие россияне конечно забудут про эту новость. Уверен, что Камчатка не получит ни одного нормального корабля который способен выполнять боевые задачи на океанских просторах. Пригонят опять какой нибудь МРК, или спасательный катер. Ну и с подводными лодками у нас полный швах. Всего 2 боеготовых ракетных подводных крейсера на весь ТОФ. И еще не факт, что ракеты вылетят из шахт... так что осталось нам только гордиться дедами и былыми победами, которых по большому счету у российского ВМФ было с гулькин нос потому что мы не были морской державой в военном понимании этого слова... Надводный флот ВМС Японии раз в 10 сильнее всего ВМФ России. И при желании может легко устроить нам Цусиму-2. Об этом поговорим в другой раз...

  • Западные санкции затронули 20-21% российского ВВП. В основном под ограничения попали крупные государственные банки (54% банковского сектора по объему активов), нефтегазовые компании (доля их выручки составляет 95% совокупной выручки нефтегазовой отрасли) и почти все предприятия ВПК.
  • Санкции оказали слабое влияние на финансовое состояние компаний и банков... С 2014 по 2016 год рентабельность по банковскому сектору в целом снизилась в среднем на 0,8 п. п. Снижение затронуло все банки, поскольку его причиной стал финансовый кризис, а не санкции. Снижение рентабельности в нефтегазовой отрасли составило в среднем 1,6 п. п., но также было обусловлено не санкциями. Причиной стала реализация налогового маневра. Санкции повлияли на структуру долга и географию заимствований компаний и банков, попавших в список. Компании увеличили долю рублевого долга и облигаций, а банки снизили долю облигаций в долларах и евро. Долг перед нерезидентами сократился, а из-за снижения доли западных инвесторов выросла доля Азии. Последние санкции вызвали самый большой всплеск нестабильности в российском финансовом секторе, но абсорбировались быстрее.
  • …но существенное — на экономическую политику России. Контрсанкции привели к росту цен и снижению доходов населения на 2-3 п. п. за 2014-2018 годы. Негативное влияние снижения доходов на экономический рост не было компенсировано положительным эффектом со стороны роста производства в АПК. Дополнительные расходы на выстраивание инфраструктуры хранения данных способны привести к росту долговой нагрузки телекоммуникационных компаний.
  • Санкции не являются ключевым сдерживающим фактором для роста экономики в среднесрочной перспективе. Темпы экономического роста в России ограничены из-за сокращения численности рабочей силы, а потому даже в случае отмены санкций рост экономики в среднесрочной перспективе вряд ли существенно превысил бы 1,5% (прогнозный показатель АКРА на 2017-2018 годы). Долгосрочный экономический эффект введения санкций более ощутим из-за ухудшения инвестиционного климата в стране и замедления освоения шельфовых проектов, которое негативно скажется на объемах добычи нефти в период после 2020 года.
  • Международные резервы РФ полностью покрывают внешний долг, уязвимый к расширению санкций. Это повышает устойчивость к потенциальным негативным последствиям возможного усиления финансовых санкций против российских компаний.

Западные санкции затронули 20-21% российского ВВП

Под санкции США в общей сложности попали свыше 400 российских компаний и банков. Большинство из них — это «дочки» крупных материнских структур (список последних мы приводим в таблице 1). По итогам 2017 года совокупная консолидированная выручка российских компаний и банков, попавших под санкции, составила 30 трлн руб., а вклад в ВВП оценивается в 20-21% 1 . Ограничения в основном затронули крупные госбанки (54% банковского сектора по объему активов), нефтегазовые компании (доля их выручки составляет 95% совокупной выручки нефтегазовой отрасли) и почти все предприятия ВПК. В отношении России санкции ввели также ЕС, Канада и Австралия; по своей сути они аналогичны санкциям США и введены в отношении тех же компаний 2 .

1 Указанный процент — это доля выручки по МСФО всех находящихся под санкциями компаний в совокупной выручке (до консолидации, по РСБУ) по всей экономике. Доля тех компаний, в отношении которых санкции были введены 6 апреля, составляет около 1% (источник данных: Росстат, консолидированные счета в текущих ценах; отчетность по МСФО).

2 Если российская компания попадает под блокирующие санкции США (SDN list), то ее сотрудничество с компаниями из других стран может повлечь за собой введение в отношении данных компаний вторичных санкций со стороны США. В результате этого происходит заморозка активов компаний из других стран в США и вводится запрет на корреспондентские счета в США (для банков).

Таблица 1. Крупнейшие российские компании и банки, в отношении которых действуют секторальные (SSI list) или блокирующие (SDN list) санкции США

Источник: US Treasury department (OFAC Sanctions list)

3 В отношении ПАО «Газпром нефть» помимо запрета на экспорт и реэкспорт товаров, услуг или технологий (для поддержки разработки и добычи) также действует запрет на привлечение долгового финансирования. Некоторые дочерние компании ПАО «Газпром» находятся в SDN list (например, ООО «Газпром бурение»).

4 Некоторые дочерние компании находятся в SDN list, например, АО «Концерн Калашников», «НПО Базальт», АО «Концерн Радиоэлектронные технологии».

Последние санкции вызвали наибольший всплеск финансовой нестабильности, но абсорбировались быстрее остальных

Подробнее о принципах расчета индекса ACRA FSI см. « » . Значения индекса ACRA FSI регулярно публикуются на сайте .

Блокирующие санкции США (SDN list) запрещают любое взаимодействие компании с американскими агентами. Секторальные санкции (SSI list) делятся на 4 типа (директивы), которые запрещают только какие-то определенные взаимодействия с гражданами или компаниями США (таблица 1). Первая для финансовых компаний, вторая и четвертая для нефтегазовых компаний, третья для предприятий оборонного сектора.

В 2014 году введение санкций не привело к переходу российской финансовой системы в состояние кризиса, о чем свидетельствует динамика индекса финансового стресса ACRA FSI (рисунок 1). Однако инвестиционный климат в стране ухудшился, что на фоне снижения нефтяных цен вызвало рецессию в экономике.

В период после 2014 года резкого роста финансовой нестабильности в стране не наблюдалось. Однако апрельские санкции 2018-го стали своего рода проверкой на прочность для нашей экономики и финансовой системы, поскольку после их введения произошел ощутимый отток средств зарубежных инвесторов из финансовых инструментов не только тех компаний, которых коснулись новые ограничения, но и не затронутых санкциями. В совокупности с повышением ставки ФРС США 21 марта это привело к снижению курса рубля, даже несмотря на рост цен на нефть (индекс ACRA FSI в этот момент существенно вырос, как показано на рисунке 2).

Последние санкции вызвали больший всплеск нестабильности по сравнению с введенными в 2014 году: с 6 апреля ACRA FSI вырос за неделю почти на 1 п., что стало самым значительным недельным приростом индекса после введения санкций. На 14 апреля 2018 года ACRA FSI достиг максимума за период с середины мая 2017 года и составил 1,41 п. Вероятно, это связано с тем, что впервые на такие крупные российские компании были наложены блокирующие, а не секторальные санкции, как происходило ранее.

Рисунок 1. Введение санкций в 2014 году не привело к началу финансового кризиса (2,5 п. — граница перехода индекса ACRA FSI в зону финансовой нестабильности)


Источник: расчеты АКРА

Рисунок 2. Санкции, введенные 6 апреля 2018 года, вызвали наибольший всплеск финансовой нестабильности в России (на графике показана динамика индекса ACRA FSI)


Источник: расчеты АКРА

Russia CDS 5Y (пятилетний кредитно-дефолтный своп) — дериватив, страхующий от дефолта по долгам Российской Федерации.

По состоянию на конец июня ставки по Russia CDS 5Y на 0,3 п. п. выше, чем на начало 2018 года. Это может быть обусловлено тем, что риски, связанные с российской экономикой, по мнению инвесторов, выросли. Однако более высокие ставки по Russia CDS 5Y могли стать следствием не только лишь санкций: для многих развивающихся стран ставки по CDS с начала года выросли в среднем на 0,5-1 п. п. из-за повышений ключевой ставки ФРС США.
С учетом динамики ACRA FSI можно сделать вывод, что последствия санкций, введенных 6 апреля, уже абсорбировались: в июне 2018-го значение индекса оказалось даже ниже, чем было в среднем в начале года (динамика Russia CDS 5Y обычно запаздывает относительно ACRA FSI). Причиной того, что апрельские санкции были абсорбированы быстрее предыдущих, могла стать адаптация российской финансовой системы к санкционному режиму.

Санкции оказали слабое влияние на финансовое состояние компаний и банков…

Влияние на рентабельность

Налоговый маневр — повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и снижение ставок экспортной пошлины на нефть. Реализация маневра началась в 2015 году.

Санкции, введенные США и ЕС против российских компаний в 2014 году, не отразились на рентабельности последних. Несмотря на то что рентабельность нефинансовых компаний, попавших в список, снизилась на 1,6 п. п. после введения санкций, причиной этого стала реализация налогового маневра, а не введение ограничений.

Что касается банковского сектора РФ, то наблюдавшееся в 2015 году снижение рентабельности затронуло не только попавшие под санкции банки, поскольку его причиной стал общий финансовый кризис. В целом по сектору рентабельность снизилась в среднем на 0,8 п. п.

Рисунок 3. Влияние санкций 2014 года на динамику рентабельности банков и нефинансовых компаний

Источник: КУАП, отчетность компаний и банков, расчеты АКРА

Влияние на долг

Более подробная информация о причинах увеличения объемов облигаций, выпускаемых нефинансовыми компаниями и банками, представлена в исследованиях АКРА от 22 декабря 2017 года и от 13 декабря 2017 года.

Несмотря на то что введение санкций не оказало влияния на рентабельность, оно стало причиной изменения структуры долга попавших под санкции компаний и банков. Так, в период с 2014 по 2018 год все нефинансовые компании под санкциями увеличили долю рублевых заимствований (в среднем с 13 до 41%) или/и долю облигаций (в среднем с 40 до 66%) (рисунок 4). Что касается остальных российских нефинансовых компаний, то доля облигаций в их долге, напротив, снизилась с 5 до 4% за указанный период, а в долге банков вне санкционного списка — с 10,1 до 9,7%. Для компаний под санкциями выпуск облигаций имеет преимущество по сравнению с банковскими кредитами в связи с возможностью расширения списка кредиторов. Увеличение доли облигаций у компаний под санкциями также можно связать с общей тенденцией роста доступности рынка облигаций в России и с высоким спросом со стороны инвесторов. В первом квартале 2018 года 38% заимствований крупного корпоративного бизнеса было представлено облигациями, и эта доля выросла за последний год.
У банков под санкциями доля облигаций в обязательствах, напротив, снизилась с 6 до 4%. Это может быть связано со структурным профицитом ликвидности в банковской системе и со снижением на фоне санкций доли облигаций, номинированных в долларах и евро, с 38 до 31%.

В рамках исследования для нефинансовых компаний был проанализирован только долг в форме облигаций и банковских кредитов.

Рисунок 4. Изменение структуры заимствований компаний и банков под санкциями 5 с 2014 по 2018 год


Источник: Bloomberg, расчеты АКРА

5 К долговым обязательствам ПАО «ЛУКОЙЛ» санкции не применялись. Для ряда дочерних структур ПАО «Газпром» действуют блокирующие санкции.

У большого количества компаний, попавших под санкции, произошло изменение географии заимствований: доля заимствований, привлекаемых от нерезидентов, сократилась. Эта тенденция характерна и для компаний, не попавших под ограничения (рисунок 5). Совокупный долг компаний, против которых были введены санкции в апреле 2018 года, составляет примерно 1,5 трлн руб., из которых 12% приходится на облигации, 30% — на рублевый долг. Поскольку против этих компаний действуют блокирующие санкции, запрещающие любое взаимодействие между ними и компаниями в США, структура долга первых может измениться. Эта тенденция может усугубиться на фоне опасений неамериканских контрагентов о введении против них вторичных санкций со стороны США в случае взаимодействия с российскими компаниями из санкционного списка. В настоящее время 57% долга всех российских компаний корпоративного сектора и 16% совокупного долга банковского сектора относится к компаниям из санкционного списка.

После 2014 года произошло снижение доли заимствований, предоставленных американскими и европейскими банками, в совокупном объеме банковского долга компаний из санкционного списка и соответствующее увеличение доли китайских контрагентов. Последнее не является следствием поиска новых инвесторов на Востоке, поскольку большая часть этих заимствований была еще до первой волны санкций. Стоит отметить, что продолжающийся экономический рост Китая создает потенциал для увеличения доли его инвестиций в российскую экономику. Традиционно Китай много инвестирует в российский нефтегазовый сектор: на него пришлось в среднем 57% всех крупных 6 китайских инвестиций в Россию (в денежном выражении — 10,1 млрд долл.) с 2006 года. Доля азиатских стран в прямых инвестициях в российскую экономику выросла с начала 2014 по начало 2018 года с 4,4 до 6,5%, однако это также стало результатом снижения объема западных инвестиций на фоне санкций (рисунок 6).

6 Более 100 млн долл.

Рисунок 5. Внешний долг как государственных, так и негосударственных компаний снизился после первой волны санкций в 2014-2015 годах


Рисунок 6. Объем входящих прямых инвестиций снизился; доля Запада упала, а Азии выросла


Источник: Банк России, расчеты АКРА

...но существенное — на экономическую политику России

Введенные санкции оказывают как прямое, так и косвенное влияние на российскую экономику (таблица 2).

Таблица 2. Влияние санкций на российскую экономику


Источник: АКРА

Санкции стали стимулом для ускорения разработки и внедрения мер, повышающих устойчивость российской экономики и, в частности, финансового сектора в случае возможной изоляции. Некоторые меры внедрялись бы и в отсутствие санкций, но, вероятно, более медленными темпами. Ценой адаптации к санкциям стали определенные потери в текущем благосостоянии населения.

Косвенное влияние санкционного режима оказалось более существенным, поскольку затронуло экономику в целом, а именно привело к изменению следующих компонентов экономической политики государства:

1) Торговые барьеры . Российские контрсанкции ограничили импорт некоторых категорий продовольственных товаров, что привело к росту цен на ряд товаров. Эффект на реальные доходы населения мы оцениваем в минус 2-3 п. п. на 2018 год 7 . За 2014-2018 годы ВВП России вырос на 1,1%, тогда как вклад фактора контрсанкций (через снижение потребления населением) составил лишь -0,2 п. п. Негативный вклад контрсанкций не был компенсирован положительным эффектом роста производства в секторе АПК и снижения импорта. Несмотря на то что вклад АПК в экономический рост в данный период составил 1 п. п., он был преимущественно обусловлен инвестициями, осуществленными в 2010-2013 годах. Рост производства в секторе АПК, непосредственно связанный с контрсанкциями, не превысил 0,1 п. п.

2) Инфраструктура финансового рынка. Угроза нарушения непрерывного денежного оборота ускорила разработку норм, стимулирующих использование внутренних аналогов глобальных финансовых сервисов в следующих областях: платежные системы, кредитные рейтинги и т. д.

3) Требования по хранению данных на территории России и локализации программного обеспечения госучреждений. Необходимость выполнения данных требований повысила издержки технологических и телекоммуникационных компаний.

4) Фискальная политика. Бюджетное планирование базируется на более консервативных предпосылках, чем это могло бы быть в отсутствие санкций. Внешние заимствования не рассматриваются в качестве надежного источника финансирования.

5) Размещение международных резервов. Необходимость сохранения ликвидности привела к изменению структуры инвестиций в сторону снижения (вероятно, долгосрочного) доли госбумаг инициаторов санкций.

7 Стоимость потребительской корзины выросла на 2-3 п. п.

Например, доля казначейских облигаций США в российских международных резервах снизилась с 20 до 11% с января 2014 по апрель 2018 года.

Санкции будут сдерживать долгосрочный рост экономики

Санкции нельзя назвать ключевым сдерживающим фактором экономического роста в России в среднесрочной перспективе. Потенциал роста экономики страны в период с 2017 по 2018 год АКРА оценивает в 1,5%, и фактический показатель уже близок к этому уровню. В основном рост сдерживается из-за сокращения численности рабочей силы (негативный эффект от данного фактора с точки зрения темпов экономического роста, по оценкам АКРА, составляет -0,4 п. п. в 2018-2020 годах), а потому даже в случае отмены санкций среднесрочный рост экономики вряд ли бы существенно усилился.

Влияние санкций на темпы роста может оказаться более ощутимым в долгосрочной перспективе как для компаний, так и для экономики в целом. Основные барьеры для более быстрого роста, который был бы возможен в отсутствие санкционного режима, — это отмена совместных технологических проектов, снижение экспорта алюминия и добычи нефти и газа.

Влияние на совместные технологические проекты с зарубежными партнерами

После введения санкций в 2014-2015 годах целый ряд долгосрочных проектов по освоению новых нефтяных месторождений был отменен. В том числе это затронуло девять крупных совместных проектов ПАО «Роснефть» и ExxonMobil, что для ExxonMobil означало потерю своих инвестиций, а для ПАО «Роснефть» — необходимость начать поиск новых партнеров и инвесторов.

Ограничения на нефтегазовые компании, введенные в 2014 году, скажутся на показателях добычи нефти в 2020-х. Месторождения, эксплуатация которых началась после 2013-го, должны способствовать увеличению общего объема добычи в период с 2019 по 2020 год, однако в 2020-х понадобятся новые технологические и инвестиционные стимулы как для зрелых, так и для новых месторождений. Этот процесс потребует существенных затрат, но будет сдерживаться из-за санкций.

В то же время запрет на экспорт в Россию различных видов оборудования дал положительный импульс развитию внутри страны энергетического машиностроения и производства нефтегазового оборудования.

Влияние на экспорт

В связи с санкциями, наложенными на компанию UC Rusal, объем экспорта алюминия из России в США за текущий год может снизиться на 5-10%. Темпы роста продаж данного металла на внутреннем рынке не так высоки (в 2018 году показатель вырастет на 3-4% благодаря изменению стандартов для продукции из алюминия) и не позволят нивелировать эффект от сокращения экспорта алюминия на Запад. Однако в 2019-м негативное влияние санкций может сойти на нет благодаря росту как экспорта алюминия в Китай, так
и потребления этого металла на внутреннем рынке.

Международные резервы РФ полностью покрывают внешний долг компаний, уязвимый к расширению санкций

Риск расширения антироссийских санкций остается одним из ключевых рисков, с которыми может столкнуться экономика РФ в текущем году. Потенциально возможные новые санкции могут включать в себя следующие меры:

  • ужесточение ограничений против компаний, уже находящихся в санкционном списке (например, запрет на привлечение более краткосрочного долга);
  • введение санкций против новых компаний;
  • расширение географии санкций: введение схожих ограничений другими странами или введение вторичных санкций в ответ на их сотрудничество с российскими гражданами/компаниями под санкциями;
  • ограничение операций с российскими гособлигациями;
  • применение прочих санкций (ограничение ликвидности резервов ЦБ, отключение от международной платежной системы SWIFT и т. д.).

В 2017 году объем международных резервов стал полностью покрывать все российские внешние долговые обязательства, уязвимые к вынужденному погашению (рисунок 7). Это может нивелировать риски ликвидности, поэтому прямого негативного эффекта на деятельность компаний под санкциями может не возникнуть, хотя и произойдет еще большее ухудшение инвестиционного климата. После введения санкций в апреле 2018 года доля нерезидентов, владеющих российскими гособлигациями, в период с апреля по июнь снизилась с 34,5 до 30% (за второе полугодие 2014 года данный показатель сократился с 25,6 до 18,7%).

Какие санкции против РФ были введены в связи с событиями в Крыму? Какие последствия они повлекли? Насколько вероятна скорая отмена всех ограничений и в чем истинная причина их применения в отношении России?

События в Крыму весной 2014 года, связанные с его выходом из состава Украины и присоединением к РФ, вызвали большой резонанс на мировой политической арене. Многие державы нашли в действиях России угрозу для существующего порядка и приняли прямо противоположную позицию, направленную на сдерживание и недопущение подобных прецедентов. Даже несмотря на предшествующий конфликт и гражданскую войну в Украине, в результате которой Республика Крым и была в какой-то мере вынуждена отделиться для сохранения своей политической и экономической стабильности, став частью России.

Хотя вопрос об исторической принадлежности Крымского полуострова остается достаточно спорным, большинство западных государств усматривает в действиях России фактически преступление. Санкции против РФ были направлены на вынуждение государства изменить свое решение относительно спорной территории. Какое влияние они оказали на отечественную экономику и политическую ситуацию во всем мире, мы рассмотрим в следующем материале.


Для начала определимся с терминами и их значением. Известно, что в общем смысле санкции представляют собой некие ограничительные меры в виде наказания за какие-либо проступки или действия. Их цель – создать неблагоприятные условия для объекта применения и вынудить его изменить выбранный курс. Также сам факт введения санкций показывает крайнее несогласие участников мирового сообщества с какими-либо политическими решениями отдельных его членов и направлен на принуждение государства изменить избранный политический курс мирным путем.

Мировая практика предусматривает следующие ограничительные меры воздействия в отношении государств:

  • экономические санкции;

Экономические меры воздействия подразумевают ослабление экономического положения, касающиеся внешней торговли. К примеру, государство может установить запрет экспорта своих товаров в страну, на которую было наложено ограничение. Также запрет распространяется и в обратном отношении – прекращается импорт продукции того же производства.

Поскольку для очень многих государств международные отношения строятся на торговле, поставщики теряют рынок сбыта, а потребители не могут приобрести ряд товаров, поскольку прекращен их ввоз. Приходится искать новые каналы, что сопряжено с определенными неудобствами и дополнительными расходами.

Политические меры воздействия оказывают влияние непосредственно на участников, которые имеют вес и авторитет на международной политической арене. Это могут быть видные государственные деятели, руководители крупных компаний и интернациональных холдингов, либо просто авторитетные люди, к чьим словам прислушиваются во всем мире.

В итоге, в результате введения санкций политического и экономического воздействия предполагается, что государство – объект наложенных ограничений будет в какой-то мере изолирована от остального мира. Насколько глобальным будет влияние на ситуацию внутри самой страны, зависит будущее экономики и общего уровня жизни граждан. Насколько быстро и эффективно правительство сможет переориентировать экономику с экспорта и импорта товаров на внутреннее потребление, настолько значительным или несущественным окажется ввод санкций по отношению к основной массе населения, экономическом развитии и стабильности политической обстановки.

Экономические санкции против РФ


Рассмотрим подробнее санкции против РФ, которые имеют конечной целью ослабление экономики путем ограничения международной торговли и прочих коммерческих взаимоотношений.

Экономические санкции против России:

  • Эмбарго – это запрет ввоза товаров в страну и соответственно, вывоза из нее. Довольно действенный способ воздействия, поскольку объемы внешней торговли могут формировать внушительную долю ВВП.
  • Мера не будет достаточно эффективной, только если государство вполне способно обеспечить сама себя, к примеру, тем же продовольствием или товарами повседневного спроса. К тому же, в противовес ожиданиям оппонентов, экономическая изоляция России может благотворно сказаться на общем состоянии экономики и даже поспособствовать ее усиленному росту благодаря развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса.
  • Запрет на оборот отдельных категорий товара со страной, подвергшейся санкциям. Данная мера подразумевает прекращение импорта и экспорта например, оружия или высокотехнологичной продукции. Здесь последствия аналогичны применению меры эмбарго, и будут иметь ощутимые результаты в случае тотальной зависимости опального государства от данной продукции и невозможности найти ей замену.
  • Третий способ экономически душить Россию – наложение ограничений со своей стороны на деятельность финансовых институтов, организаций, компаний и инвесторов из третьих стран, которые осмелятся продолжать отношения с организациями и фирмами государства-изгоя. Это касается, например, инвестиций в бизнес или строительство, оказание услуг технической поддержки сложного оборудования, вопросы и консультации по сопровождению производств и так далее. Тем самым они получают палки в колеса от инициатора санкций. Поскольку напрямую по закону третью сторону не обяжешь прекратить выгодное сотрудничество.
  • Финансовые ограничения по отношению к организациям, учреждениям либо отдельным гражданам провинившегося государства, которые подразумевают арест или заморозку их счетов в банках или иных активов и прочие действия аналогичного характера.

Экономические меры могут иметь глобальные последствия для оказавшегося в изолированном состоянии государства, и представляют серьезную угрозу для благосостояния и существующего уровня жизни граждан. В частности, экономический кризис в России многие эксперты связывают именно с негативными последствиями применения санкций со стороны западных стран, а другие утверждают, что кризис спровоцировало преимущественно понижение мировых цен на нефть.

Политические санкции против РФ


Мерами политического воздействия в отношении страны, чьи действия вызывают неприятие другого государства или мирового сообщества, являются следующие:

  • Разрыв дипломатических отношений, отзыв послов и консулов. К чему это приводит: значительно ухудшается уровень взаимодействия политических субъектов интернационального уровня, рушатся связи, контакты и международные отношения, затрудняется решение важных вопросов внешней политики обоих государств.
  • Меры общественно-спортивной направленности – ограничения для участников международных соревнований, олимпиад, конкурсов и так далее. Кто-то еще утверждает, что спорт свободен от политики! Это давно уже не так, и прошедшие Олимпийские игры тому прямое подтверждение! На фоне подобной политизации спорта невольно задаешься вопросом, как глубоко политика проникла во все сферы нашей жизни.
  • Ограничения, налагаемые на частных лиц – граждан проштрафившихся государств. Обычно это частичный или полный запрет въезда для граждан, подозревающихся в совершении антиобщественных или противоправных деяний. Либо просто тех, чья общественная или общественно-политическая деятельность по ряду причин не устраивает инициатора применения санкций.

Политические санкции – это прекращение всех видов международного сотрудничества и своего рода бойкот отношений с Россией, которые, однако, не способны нанести такого существенного урона по сравнению с действием экономических ограничений. Тем не менее, в и без того непростой политической ситуации искать пути для ее разрешения и оперативно решать возникающие вопросы становится особенно затруднительно, как одной, так и другой стороне.

Санкции США против РФ


Первыми, кто ввел санкции против РФ в связи с поддержкой Крыма, который провозгласил свою независимость и намерение стать частью РФ, были Соединенные Штаты Америки. Объяснение такому политическому решению – в действиях российской стороны было усмотрено недопустимое вмешательство во внутренние дела другого суверенного государства – Украины.

Причины, послужившие основанием для введения санкций против РФ

Нужно отметить, что США с самого начала дестабилизации обстановки в бывшей союзной республике поддерживали оппозицию. Целью являлось завладение украинским плацдармом при предполагаемой смене государственного строя и использование выгодной близостью Украины с РФ. Таким образом, ко времени начала аннексии Крыма сложилась такая обстановка, при которой оспаривать суверенитет Украины пришлось новоявленному правительству, легитимность власти которого российская сторона по понятным причинам признать не могла.

В связи с этим Россия не могла рассматривать и новых правителей, которые пришли к власти посредством военного государственного переворота, как полноправных субъектов международного права. А также принимать к рассмотрению их претензии по поводу неправомерности действий Крымской республики, которая приняла политически значимое решение о выходе из состава Украины путем всенародного голосования.

По неясной причине Штаты в вопросе правомерности притязаний новой украинской власти в отношении Крыма всячески ее поддерживали. Как раз в этом и прослеживается интерес сверхдержавы, которую, в отличии от российской стороны, почему-то не смущал факт совершенного госпереворота. США признали новое правительство Украины законным.

Таким образом действия РФ автоматически попали в разряд противоречащих нормам международного права, со всеми вытекающими последствиями. А США фактически подтвердила свою причастность и содействие в дестабилизации обстановки в Украине с целью добиться смены правящего режима.

Какие санкции были применены против РФ


Соединенные Штаты Америки совместно с Канадой ввели ограничительные санкции против РФ 17 марта 2014 года, в разгар «Крымской весны». Увидев, что события в Украине развиваются не по разработанному сценарию (сам факт участия и спонсировании переворота Западом уже не подлежит сомнениям), было принято решение использовать дополнительные рычаги воздействия на РФ. Истинной целью применения санкций было вынудить Россию не вмешиваться в процесс смены власти в бывшей союзной республике, что позволило бы его в полной мере контролировать.

Введение ограничительных мер происходило в условиях начавшегося возрождения экономики России, тем самым представляло собой достаточно ощутимый удар по ее развитию. Соединенные Штаты также в тот момент имели устойчивые экономические связи с российскими компаниями, которые были принесены в жертву чисто по политическим соображениям руководства.

Первыми под санкции против РФ попали влиятельные российские политические и общественные деятели, причастные, по мнению спецслужб США, к происходящему в Украине. Всего – 11 человек, и в их число попал и законный президент Украины Виктор Янукович! И хотя эта причастность не была даже в малой мере обоснована или подтверждена фактами, это никак не повлияло на принятие решений. Для данного круга лиц был обозначен запрет въезда в США, а также произведена блокировка активов и банковских счетов в финансовых и других учреждениях, подпадающих под юрисдикцию Штатов.

Попавшие в черный список граждане России не имели никакого имущества и активов на территории США, а также не планировали посещений в обозримом будущем. О чем и было сделано официальное заявление в ответ на принятые в их отношении ограничения. США в свою очередь ответили тем, что в случае невыполнения предписаний круг лиц может быть значительно расширен.

Где взять деньги для начала собственного бизнеса? Именно с этой проблемой сталкивается 95% начинающих предпринимателей! В статье мы раскрыли самые актуальные способы получения стартового капитала для предпринимателя. Так же рекомендуем внимательно изучить результаты нашего эксперимента в биржевом заработке:

Это и было сделано после проведения референдума в Крыму, по результатам которого и было принято решение о выходе из состава Украины. США пополнили санкционный портфель еще 19-ю гражданами РФ и Крыма. В их числе оказались не только политики, но и крупные бизнесмены, не имеющие к политическим делам вообще никакого отношения. Однако они были близки к Президенту В.В. Путину, и таким образом планировалось оказать на него давление. В июле 2014 года санкции против РФ коснулись глав и руководителей крупнейших российских предприятий оборонного и сырьевого секторов.

Санкционные списки Соединенных Штатов в отношении граждан и организаций России регулярно пополнялись вплоть до сентября 2016 года, да и это скорее всего не конец, поскольку срок действия санкций не определен. Некоторые санкции США против РФ, касающиеся военного и космического сотрудничества, а также некоторых важнейших направлений совместной деятельности были сняты, или смягчены. Всего на сентябрь черный список включает сотни физических и юридических лиц России, Украины и Крыма.

В настоящее время правительство США рассматривает варианты ввести новые санкции против РФ в связи с военными действиями на территории Сирии. Официальные лица утверждают, что подобная политика в отношении воздействия на РФ является достаточно эффективной. С другой стороны, ими же признается неоспоримый факт, что каких-либо существенных изменений в политике РФ по отношению к происходящему в Украине в результате применения подобных мер добиться не удалось. Это лишний раз подтверждает важность для Штатов самого факта применения ограничений в отношении России с целью демонстрации своего превосходства.

Санкции ЕС против РФ и участие других стран


Государства Евросоюза, фактически, в полном составе поддержали ограничительные меры против РФ под давлением со стороны США. Экономика многих из них при этом сильно пострадала, как результат ответных мер России. Однако по их мнению, более серьезный урон они могли бы понести, прими они противоположную сторону. В свою очередь, Европа по аналогии со Штатами, ограничила въезд для ряда лиц, список которых пополняется и по сей день.

Также их счета подлежат заморозке и активы блокируются в случае нахождения на территории европейских стран, принявших санкции против РФ. Чуть позже к ограничительным мерам в отношении России присоединились Австралия, Япония и ряд других государств, чье сотрудничество с Штатами носит глобальное значение для экономики и политического веса в мире.

США и ЕС в попытках максимально изолировать РФ от остального мира продвигало свою политику санкций и среди всех других стран. Они подключили ООН, которая неоднократно делала обращения с антироссийскими призывами. В итоге ввод санкций против РФ приняла даже Швейцария, не являющаяся членов ЕС и всегда предпочитающая соблюдающая нейтралитет! Однако у большинства участников мирового сообщества так и не удалось заручиться поддержкой – это Южная Америка, вся Азия (исключая Японию), африканский континент и Аравийский полуостров.

Ответные действия РФ и последствия


Первым ответным действием на санкции против РФ со стороны США и Запада стало продовольственное эмбарго, касающееся их всех, вступившее в силу в августе 2014 года. Продуктовое эмбарго России действует до конца 2018 года, и возможно будет еще продлено.

Данная мера сильно ударила по экономике ряда государств, изрядная доля ВВП которых складывалась именно благодаря экспорту продовольствия: например, Польша, основным потребителем сельхозпродукции которой была именно Россия. По этой причине некоторые государства Европы не поддерживают новые санкции против РФ и выступают за отмену или смягчение уже существующих.

Турция, излюбленное место отдыха россиян, потеряла львиную долю доходов, получаемых ежегодно благодаря многомиллионному потоку российских туристов. Также Турция снабжала РФ огромным количеством продуктов питания и товаров повседневного спроса.

Далее последовало создание своего списка иностранных лиц, способствующих продвижению антироссийской политики и настроений. По аналогии, к ним применены аналогичные ограничения, как в случае и с санкциями США и ЕС против РФ. В сентябре 2016 года одним из результатов санкционных действий стало приостановление выполнения обязательств российской стороной договора с США об утилизации оружейного плутония.

Отказавшись от импорта из Европы, РФ восполнила этот недостаток, расширив сферы торговли со регионами Юго-Восточной Азии, Латинской и Южной Америки. Примечательно, что объем импорта продуктов питания их тех же Аргентины и Бразилии увеличился наполовину еще за год до ввода в действие антироссийских санкций.

Другой положительный момент – импортозамещение в РФ благоприятно отразилось и на подъеме отечественной сельскохозяйственной отрасли. Хотя отрасль и до этого развивалась достаточно динамично, недорогая и качественная продукция зарубежных конкурентов лишала российских фермеров изрядной доли прибыли.

На фоне введения санкций против России, страна еще больше укрепила отношения с дружественными торговыми партнерами Востока, в частности, с Китаем. Очень многие азиатские государства отказались от введения санкций против РФ, ссылаясь на тесное сотрудничество в экономическом и политическом плане.

Санкции ЕС против РФ повлекли крайне неблагоприятные экономические последствия и множество разногласий среди стран Европейского союза. Ущерб, нанесенный экономике, несоизмерим ни с какими положительными моментами данной политике, коих вообще не представляется возможным выделить. В связи с этим государства Европы всерьез задумались о проблеме, вызвавшей первоначальное введение ограничений со стороны США против РФ.

В частности, активную позицию за отмену или ограничение санкционных мер против России приняли государства, менее зависящие от влияния Соединенных Штатов. К примеру, Кипр, сильно пострадавший от отсутствия российских туристов, призывает пересмотреть решения для скорейшей возврата к прежним отношениям и стабилизации своей экономики.

Чехия, с самого начала применения санкций против РФ была на стороне США в части оценки происходящего в Украине, однако позже изменила свою позицию на прямо противоположную. Многие страны призывают начать с российским правительством конструктивный диалог, в целях найти совместными усилиями выход из назревающего в Европе нового кризиса.

Ряд государств Евросоюза прямо утверждает, что поспешно принятые решения не были обоснованы реальной необходимостью применения подобных мер, либо их последствия попросту оказались катастрофическими. Ожидаемого наступления каких-либо положительных изменений так и не происходит.

Также, несмотря на принятые санкции США против РФ или в их обход, но иностранные инвестиции в запущенные ранее проекты на территории России не прекращаются. Подавляющее большинство зарубежных компаний, связанных с российскими предприятиями партнерскими отношениями, продолжают взаимовыгодное сотрудничество, невзирая на политические разногласия между правительствами их стран.

Экономические санкции против России – экскурс в историю


РФ далеко не первый раз подвергается не силовому воздействию со стороны запада с целью ослабления экономики или создания помех для ее роста, подрыва государственного устройства либо попытки принудительного изменения внешнеполитического курса. Первые экономические санкции против России вводились еще в 1925 году, во времена СССР, когда США и Европа отказались принимать в качестве оплаты золото, требуя нефть, древесину или зерно. Россия в то время, после революции и развала экономики, сильно нуждалась в импортном оборудовании, технологиях и ряде товаров. А также стояла задача перестать быть сырьевым придатком для Запада.

В 1929 году было введено эмбарго на вывоз вообще любых товаров, кроме зерна! Таким образов, страны запада всячески пытались препятствовать индустриальному росту молодой тогда еще советской державы. Естественно, развитый капиталистический мир не мог примириться с появлением коммунистического строя в одной из крупнейших мировых держав. Санкции против СССР продолжали действовать вплоть до 1934 года.

После окончания Второй мировой войны, Штаты также стремились ослабить СССР, введя политику недопущения в страну экспорта технологий, чтобы искусственно тормозить индустриализацию СССР и утвердить свое превосходство. Как мы знаем из истории, холодная война породила невиданную до той поры напряженность между двумя мировыми державами. Америка увидела тогда в лице СССР крайне сильного соперника. Тем не менее, политика сдерживания не принесла в итоге сколько-нибудь существенных результатов. Хотя в технологиях Советский Союз, конечно, несколько отстал от прогрессивного запада.

Примечательным событием, которое сопровождало ввод советских войск в Афганистан, стало бойкотирование Штатами проводимых тогда в Москве Олимпийских Игр. В результате американские спортсмены в них не участвовали. Попытки США подговорить европейские страны игнорировать игры привели лишь к отказу от участия некоторых спортсменов. Страны Европы предложили принимать решения своим собственным олимпийским комитетам и по большей части поддержали игры. В ответ СССР бойкотировал следующие игры в Лос-Анджелесе.

Будут ли введены новые санкции против РФ?


Сегодняшние меры против России – это повторение уже опробованных десятилетиями методик. До сегодняшнего дня вопрос, кто больше потерял от ввода санкций, остается достаточно спорным. Возможно, Штаты и не рассчитывали изначально на результат, а им важен сам факт демонстрации своей силы и решительности, что они показывают уже на протяжении полувека в различных регионах планеты. В случае с РФ военные действия вести крайне невыгодно и опасно, поэтому были избраны меры «принуждения» путем различных махинаций.

Последние санкции против РФ в связи с Крымом стали наиболее масштабными по количеству привлеченных стран. Здесь дело объясняется тем, что Соединенные Штаты фактически уже навязывают свою волю многим государствам мира, захватив глобальную экономику путем повсеместного внедрения своей валюты и вообще, пользуясь своим влиянием. Государства, боясь нанести ущерб своей экономической стабильности, вынуждены действовать под диктовку США и принимать их сторону. Иначе они рискуют и сами стать политическими изгоями.

На сегодняшний день очевидно следующее: санкции ЕС против РФ, имеющие целью нанести стране экономический ущерб, не увенчались успехом. В условиях изоляции от Запада, Россия укрепила отношения с Востоком. Также отказ от доли экспорта товаров, и в частности, продовольственных, позволил России переориентировать экономику на внутреннее потребление и поддержать сельское хозяйство и отечественное производство.

Санкции против РФ не приведут к смене ее политического курса. Это было заявлено главой российского государства еще в ответ на первые ограничения. К тому же, политика США не подтверждается никакими реальными фактами и доказательствами, которые моли бы обосновать правомерность примененных по отношению к России ограничений. Как и оказание давление в отношении других стран с целью объединения усилий в деле глобального ущемления геополитических и экономических интересов РФ.

На фоне массовой истерии вокруг ситуации на Украине и спекуляции в отношении сложившейся проблеме редко кто может объективно взглянуть на реальное положение дел.

И, в частности, на единовременное влияние санкций на экономику России.

Вносить неразбериху помогают и сами средства массовой информации, выполняющие социальный заказ. Данное утверждение верно, как в отношении России, так США, Украины и стран Евросоюза. Но это – политика, где каждый хвалит своих и очерняет «врагов». Попробуем отойти в сторону от политических дрязг и посмотреть, исключительно, на влияние санкций на экономику России. В данном материале не будут рассмотрены черные списки политических и прочих деятелей, так как их создание напрямую связано с политическими разборками глав государств.

Ключевые санкции, оказавшие влияние на экономику РФ

  1. Ограничение доступа ряду российских банковских организаций к дешевым кредитным продуктам. Последствия санкций для России: рост ставок по кредитам (в частности, на фоне повышения ставки ЦБ РФ с целью снижения скорости падения национальной валюты).
  2. Запрет в отношении ряда российских компаний, связанный с ограничением доступа к финансированию со стороны иностранных банков и ограничения на приобретение их продукции. Например, «Роснефть» и «Газпромнефть». Последствия: поддержка компаний из федерального бюджета, что способствовало ускорению инфляционных процессов и росту цен.
  3. Запрет большинством стран Евросоюза инвестирования в российские компании и приобретение долей в них. Последствия: рост цен на продукцию компаний, функционировавших с привлечением иностранных капиталов. Примерами могут выступать следующие организации: компания «Сириус», концерн «Алмаз-Антей», автомобильные заводы «ГАЗ» И «АвтоВАЗ» и другие.
  4. Отток иностранных капиталов, начавшийся в марте 2014 года и продолжающийся по сей день. Рост налогов (на недвижимость, на добычу полезных ископаемых, акцизы на алкогольную продукцию и табак и так далее), тенденции к повышению пенсионного возраста и т.д. По мнению большинства экспертов-аналитиков, именно отток капиталов из страны стал основной причиной роста инфляции, снижения стоимости рубля и, как следствие, начала финансового кризиса в России.
  5. Ограничения на оборот ценных бумаг российских компаний и приобретение ценных бумаг иностранных компаний юридическими и частными лицами Российской Федерации. Последствия: снижение рейтинга ряда российских компаний на мировом рынке. Однако, важно отметить о повышении стоимости акций российских компаний на отечественных фондовых биржах.

Продовольственное эмбарго

Закономерным ответом на санкции со стороны стран Еврозоны и США стало российское эмбарго, выражающееся в первую очередь в запрете на импорт широкого перечня продовольственной продукции. В связи с этим, рассматривая вопрос о том, как повлияли санкции на экономику России, важно осветить и влияние контрмер. Был ограничен ввоз молочных и мясных продуктов, овощей и фруктов, морепродуктов и других товаров продовольственной группы.

По предварительным расчетам, объем импорта за год суммарно сократился примерно на 10 млрд. долларов. Однако, учитывая, что страны ЕвроСоюза и США имеют общий показатель мирового ВВП примерно 40%, ответные меры со стороны Российской Федерации на них практически не сказались. В наибольшей степени пострадали Польша, Латвия и Финляндия. Продовольственной эмбарго возымело негативные последствия для экономики Российской Федерации и рядовых потребителей:

  • сложности с импортозамещением в связи с недостаточной развитостью аграрного сектора России. Это привело к росту оптовых и розничных цен на продукты питания, подпавшие под продовольственное эмбарго. Стоит отметить, также снижение качества ряда товаров в связи с уменьшением конкуренции на рынке.
  • Необходимость вложений в аграрный сектор на федеральном и региональном уровне, что также негативным образом сказалось на единовременных экономических показателях по стране.

Итоги: негативные последствия для российской экономической системы

  • Падение цен на нефть и снижение котировок национальной валюты.
  • Необходимость увеличения отчислений из федерального бюджета с целью поддержки отраслей, попавших под санкции.
  • Существенные потери на перспективу для бюджета в связи с расторжением договоров с иностранными компании (демонтаж «Южного потока», отказ «BMW» от строительства завода на территории России и т.д.).
  • Снижение покупательной способности населения при росте цен на большинство товаров (электроника, автомобили, продукты питания и т.д.).

По официальному заявления президента Российской Федерации В. В. Путина, по состоянию на март 2015 года экономика страны потеряла порядка 150 млрд. долларов.

Гавриленко Алёна Евгеньевна,студент ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск[email protected]

Влияние санкций на отдельные отраслироссийской экономики

Аннотация. В данной статье проанализированы зарубежные антироссийские санкции, а также ответные санкции России,а именно описано влияние антироссийскихсанкций на нефтегазовую отрасль российской экономики, влияние санкций на финансовый сектор, атакже влияние ответных санкций на продовольственную отрасль российской экономики.Ключевые слова:санкции, экономика, нефтегазовая отрасль, банки, эмбарго, импортзамещение

В настоящее время экономика России находится в сложном положении. Этому способствует, как затянувшийся экономический кризис, так и политические разногласия между государствами. Санкции являются ведущим инструментом, способным разрешить возникшие международные конфликты, но влияние санкций весьма не однозначно и далеко не всегда дает положительный эффект.Санкции –это меры воздействия одних участников международной торговли надругих с целью изменения сложившейся политической ситуации.Началом послужил политический кризис вУкраине в 2014 г.и введенные санкцииСША иЕвросоюза против России. В настоящее время список санкций значительно расширился и мировая политическая обстановка значительно ухудшилась.Далеепо даннымстатьии указапрезидента ,в таблице 1 кратко описанысанкции, примененныек России в период с 2014г. по настоящее время, а также ответныесанкции России. Таблица 1Санкции в период с 2014 г. по настоящее время

СтраныСодержание санкцийСША, Канада, Евросоюз,Швейцария, Черногория, Исландия, Албания, Лихтенштей, Норвегия,Украина, Австралия, Грузия, Япония, ТурцияСанкции в отношении высокопоставленных российских политиков и компаний (банковский, нефтяной,оборонный, сырьевой сектор), санкции против авиакомпаний и т.д.Изза санкций США две международные платежные системы -Visa и MasterCard -приняли решение приостановить обслуживание карт российских банков,работающих на территории Крыма.РоссияОтветные санкции в отношении политиков зарубежных стран –закрытие въезда в Россию, санкции государственного совета Крыма в отношении украинских политиков и депутатов Верховной Рады, санкции Чеченской республики против политиков США и Евросоюза, эмбарго –ограничениеимпортаряда товаров из стран, которые ввели против Россиисанкции.Последние санкции –это запреты в отношении Турции –запрет на ввоз товаров, на чартерные перевозки, ограничение деятельности турецких организаций, введение визового режима и т.д.

Как мы видим, на данный момент, большое количество странстроит свою внешнеэкономическую политику с использованием санкций, которые в свою очередь оказывают прямое влияние на внутреннюю экономику подверженных санкциям стран, а также косвенное влияние на другие государства.России также пришлось в этом участвовать, не смотря на то, что такие ответные санкции наносят урон не только странам, на которые эти санкции направлены, но и самой России.Санкции охватили множество отраслей российской экономики –нефтяной, оборонный, сырьевой сектора, повлияли на авиакомпании, изменили уровень, как мировых, так и внутренних цен.

Далее описановлияние зарубежных санкций на нефтянуюи финансовуюотрасли,а также влияние ответных санкций России на продовольственный сектор, так как эти области играют ключевую роль во внутренней экономики России.

Санкции были направлены на наиболее конкурентоспособные отрасли, такие как –газовая и нефтяная, военная промышленность и банковский сектор.Общий уровень,как экспорта, так и импорта,России упал, что логично, так как большая часть санкций от других стран направленна на ограничение экспорта, а ответные санкции России направлены на ограничение импорта. Динамика экспорта и импорта России представлена на рис. 1.Используется информация Федеральной службы государственной статистки .

Рис. 1. Динамика экспорта и импорта Российской федерации

Сильноевлияние санкции оказали на нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую отрасли. На территории России много нефти, но большая часть оборудования для ее добычи и переработки обычно импортируется. На момент введения санкций доля импорта в некоторых областях промышленности доходила до отметки в 80%. Санкции Евросоюзаи СШАпреимущественно направлены на запретпоставоктехнологий для российскихарктических, шельфовых и сланцевых проектов, но не исключено, что они также скажутся на отрасли в целом. Решением проблем в этом направлении занимается Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг). Людмила Подобедова, Тимофей Дзядко и Андрей Лемешко в своей статье проанализировали данные Минпромторга. На рис. 2. показана доля импорта в нефтедобывающей промышленности в целом, а также по различным секторам. Данные диаграмм объясняют выбор предмета воздействия зарубежных санкций, так как доля импорта пересекает границу в 50%.

Рис. 2. Доля импорта в нефтедобывающей отрасли России

Так как под воздействием санкций импорт ограничивается, необходимо либо искать новых поставщиков, либо заниматься импортзамещением. По расчетам Минпромторга заменить зарубежные технологии западными аналогами получится не раньше 20182020 гг., соответственно не обойтись без помощи других стран, в особенности стран Юговосточной Азии. По большинствупозиций идеальнымальтернативным поставщиком выступает Китай, но эксперты с опаской относятся к нему, так как боятся, что Россия вновь станет импортозависимой, просто от другого государства. Параллельно с новым импортом необходимо также развивать отечественную нефтегазовую промышленность, так это стратегически важно для экономики России .22 сентября 2015 года врамках форума «Нефтегазовый диалог» ИМЭМО РАН состоялся семинар «Международные санкции и российский нефтегазовый сектор».Руководитель семинара академик Наталья Ивановаобобщила мнение экспертов, выступавших на семинаре.Первостепенной задачей является продолжение развития отрасли. Специалисты считают, что у государства имеются научные, технологическиеи геополитическиевозможностей для постепенного размеренного роста.Второе –это смена направления международного сотрудничестваот стран Евросоюза и США к Востоку.И третье –последствие не столько санкций, сколько«невидимой руки рынка» падение спроса и цен в нефтегазовой отрасли.Это значительно снижает доходы России от экспортируемой нефти.Также влияние на цену нефти оказало одно только известие о снятии санкций Ирана. Падение цен на нефть продолжается, а снятие санкций с Ирана возможно только ускорит темпы.Таким образом, можно сделать вывод, что антироссийские санкции в нефтегазовой отрасли усложняют осуществление арктических, сланцевых и шельфовых проектов, так как не возможен импорт ранее используемого оборудования, но при этомсанкции стимулируют импортзамещение технологий для работына шельфе, что подтверждается данными Минпромторга. Министерство считает, что именно нефтегазовые компании должны относиться кнаиболее востребованным для поддержки со стороны государства проектам. Для решения вопросов импортзамещения создана государственная программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2016–2030 гг. ».Далее перейдем кфинансовомусекторуРоссийской экономики.Начиная с 2014 г. ряд российских банков подвергся наложению санкций со стороны США и Евросоюза. В Обзоре финансовой стабильности, опубликованным Центральным банком Российской Федерации,говоритсяо том, что прямым эффектом санкций является потеря доступа компанийк внешнему рынку, то есть источнику относительно дешевых и долгосрочных средствфинансирования, а также о том чтокосвенный эффектсанкций связан с тем, что иностранные контрагенты стараются минимизировать свои риски, а именноони:–ограничивают рефинансирование внешних заимствований–не только компаний, попавших под санкции, но и других российских компанийзаемщиков;–снижают лимиты на российские банки по различным операциям;–увеличивают цикл проведения платежей в иностранной валюте.В таблице 2 представленыданные Центрального банка по прямыминвестициямРоссийской Федерации в 20122014 гг., IIII кварталах 2015 г.Таблица2Прямые инвестиции в Россию, (млн. долл. США)

Прямые инвестиции в Россию, (млн. долл. США)Года201220132014I квартал2015 г.II квартал 2015 г.III квартал 2015 г.Банковский сектор7 7869 1584 394736360516Сектор нефинансовых предприятий42 8016006118 4962 591924568Всего в Россию50 58869 21922 8911 85556452

Из приведённых в таблице данных видно, что начиная с 2014 г. (года введения санкций) наблюдается отток иностранных инвестиций в Россию, что подтверждает влияниесанкций на финансовый сектор.

В России создается дефицит иностранной валюты и это вызывает особый рост их курса к рублю. На рис. 3 и рис.4отображеныкурсы доллараи евро за период с начала 2014 г. по начало 2016 г.

Рис.3Средневзвешенный курс доллара за 20142016 гг.

Рис. 4 Средневзвешенный курс евро за 20142016 гг.

Для того чтобы компенсировать дефицит денежных средств банкам пришлось изменить свою политику в отношении кредитования. Об этом говорится в ежеквартальныхинформационноаналитическихматериалах обизмененияхусловий банковского кредитования, опубликованныхЦентральным банком.Антироссийские санкции привели к снижению доступности внешних источников фондирования для банков, что сказалось на их политике. Повышение ключевой ставки Банка России в IV квартале 2014 года способствовало стабилизации динамики внутренних цен и ситуации на валютном рынке, но с другой стороны спрос на кредиты упал. В связи с этим, начиная с Iквартала 2015 г., началось смягчение условий кредитования, что повлекло за собой увеличение спроса на

новые кредиты во

всех основных сегментах кредитного рынка. Изменение условий кредитования отображенона рис. 5.

Рис. 5 Индексы изменения условий кредитования отдельных категорий должников (поквартально, процентных пунктов)

Таким образом, можно сделать вывод, что основным эффектом от зарубежных санкций в отношении финансового сектора российской экономики стало снижение доступности внешних источников фондирования для банков, а вследствие этого вырос курс иностранной валюты к рублю, а также изменились процентные ставки по кредитам.Помимо зарубежных санкций на экономике сказались также российские ответные санкции. Первым ответом на зарубежные санкции стало введение продовольственного эмбарго, подтвержденное указами президента , .Продовольственное эмбарго –это запрет на ввоз на территорию отдельных видов товаров и услуг от стран, которые применили санкции в2014 г.Под эмбарго попали отдельные виды таких товаров, как мясо, рыба,молоко, готовые продукты из молочной продукции, фрукты, орехи . На момент введения эмбарго специалисты давали различные прогнозы его влияния на внутреннюю экономику, но все былиедины во мнении, что цены на продукцию повысятся.Этого мнения придерживались Министерство экономического развития Российской Федерации(Минэкономразвития), Аналитики «Сбербанк КИБ», а также другие эксперты. Минэкономразвитияутверждало, что ситуация приведет к сокращению производства и потребления (в мясной и молочной промышленности), а также к росту цен на другие продукты за счет переключения спроса и перераспределения торговой наценки во избежание всплеска цен .Прогнозы подтвердились. В 20142015 гг. наблюдалсярезкий скачок потребительских цен на товары и услуги, что подтверждается Федеральной службой государственной статистики.График роста цен за период с 2008 по 2016 г. представлен на рис.6. Также из графика видно, что динамика роста цен с августа 2014 г. соизмерима с темпами роста цен 2008 г., что говорит о проблемной экономической ситуации и новой волне кризиса.

Рис.6.Индекс потребительских цен на все товары и услуги в 20082016 годах на конец период, в % к декабрю предыдущего года

Также изданныхФедеральной службы государственной статистки видно, что возросла стоимость минимального набора продуктов питания .Если на конец 2013 г. она составляла 2871,48руб., на сентябрь 2014 г. 2996,05руб., то на начало 2016 г. уже 3627,07руб.На это также повлияли изменения в объеме импорта.Для предотвращения последствий эмбарго, правительство проводитполитику импортзамещения.Данная политика соответствуетГосударственнойпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствияна 2013 2020 гг., в которой говорится о необходимости быстрого импортзамещениямяса (крупного рогатого скота, мяса, птицы), молока, овощей,открытого и закрытого грунта, картофеля и различной плодовоягодной продукции, о

повышенииконкурентоспособности отечественнойсельскохозяйственной продукции как на внутреннем, таки на внешнемрынках и т.д. В статье Марата Рамазанова описаны первые успехи импортзамещения, полученные за 2015 г. Всего по Россииза 2015 г.производство картофеля и говядины увеличилось в среднемна 25%, производство свинины на 18%, творога, сыра и изделий из них

на 15%, мяса птицы на 11%, масла на 6%, овощей на 3%.

Таким образом, можно сделать вывод, что ответные российские санкции имеют как положительные, так и отрицательные моменты. К отрицательным моментам относится рост цен на продовольственные товары, к положительным –успехи в импортзамещении

увеличение производства в сельском хозяйстве.

Ссылки на источники1 Хронология введения санкций против российских граждан и компаний: [Электронный ресурс] // РИА Новости.URL: http://ria.ru/spravka/20150216/1046144422.html [Дата обращения 14.02.2016]2 Омерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции: Указ Президента Российской Федерации от 28.11.2015 г. № 583 3 Внешняя торговля Российской Федерации (по данным таможенной статистики): [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистки.URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/

[Дата обращения 14.02.2016]4Подобедова Л., Дзядко Т. Лемешко А. Поставщики из Китая спасут российских нефтяников от санкций: [Электронный ресурс] // РБК.URL:http://www.rbc.ru/business/17/10/2014/543fd78ecbb20fdf82389822#xtor=AL- [Датаобращения 20.02.2016]5Хайтун А. Влияние санкций на нефтегазовый сектор РФ: [Электронный ресурс] // Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/ng_energiya/20151013/13_sanktsii.html[Дата обращения 20.02.2016]6Глеб Никитин: Минпромторгподдержит внедрение импортозамещающих технологий для работы на шельфе:[Электронный ресурс] // Минпромторг России. URL:http://minpromtorg.gov.ru/presscentre/news/#!gleb_nikitin_minpromtorg_podderzhit_vnedrenie_importozameshhayushhih_tehnologiy_dlya_raboty_na_shelfe[Дата обращения 20.02.2016]7Обзор финансовой стабильности. Октябрь 2014: [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской федерации. URL: http://www.cbr.ru/publ/Stability/finstab2014_23r.pdf[Дата обращения 20.02.2016]8Статистика внешнего сектора: [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской федерации. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtID=svs[Дата обращения 20.02.2016]9Динамика курсов доллара США и евро к рублю и показатели биржевых торгов: [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской федерации. URL: http://www.cbr.ru/hd_base/?PrtID=micex_doc[Дата обращения 20.02.2016]10Изменения условий банковского кредитования в IV квартале 2014 года: [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской федерации. URL:http://www.cbr.ru/DKP/iubk/iubk_144.pdf[Дата обращения 20.02.2016]11 Изменение условий банковского кредитования. III квартал 2015: [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской федерации. URL: http://www.cbr.ru/DKP/iubk/iubk_153.pdf [Дата обращения 20.02.2016]12О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 г. № 56013О мерах по реализации Указа Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ:Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 N 77814Калиновский И. Эмбарго подстегивает цены:[Электронный ресурс] // Эксперт Online. URL: http://expert.ru/2014/09/26/embargozastavlyaetraskoshelitsya/

[Дата обращения 15.02.2016]15Индексы потребительских цен на товары и услуги: [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистки.

[Дата обращения 15.02.2016]16Изменение стоимости условного (минимального) набора продуктов питания: [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистки.

URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/#

[Дата обращения 15.02.2016]17Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 2020 годы: [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской федерации –Официальный интернет портал.

URL: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm

[Дата обращения 15.02.2016]18Рамазанов М. Итоги 2015 года: Успехи импортозамещения делают Россию самостоятельной: [Электронный ресурс] // Политическая Россия –Общественнополитический интернет журнал. URL: http://politrussia.com/ekonomika/importozameshchenieisanktsii237/ [Дата обращения 16.02.2016]