Фз об основах туристской деятельности в рф последняя редакция. Закон о туристской деятельности в новой редакции

Туристическая деятельность — понятие, которое трактуется с разных точек зрения. Население часто подразумевает под этим понятием занятие туризмом, экскурсией, отдыхом или досугом. В области хозяйственных взаимоотношений туристическая деятельность определяется как производственно-обслуживающая работа по предоставлению гражданам разных видов услуг. Деятельность включает в себя организацию путешествий, связанных с туристической отраслью.

Широкое понятие туристической деятельности является проявлением социальной политики профсоюзов, государства и предприятий. Основная цель — выполнение обязанностей по обеспечению отдыха и передвижению человека в иные страны.

Настоящий Федеральный закон перечисляет принципы государственной политики в отношении установленных правовых основ единого туристического рынка РФ. ФЗ контролирует возникающие отношения в процессе реализации прав гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Каждый человек имеет право на отдых и свободное путешествие. Закон также устанавливает правила использования туристических ресурсов РФ. Он был принят Государственной Думой 4 октября 1996 года, а одобрен спустя 10 дней того же года. Последние изменения были внесены 28 декабря 2016 года.

Краткое содержание Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» :

  • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — Перечисляет принципы государственного регулирования туристической деятельности;
  • Глава 3 — Определяет права и обязанности туриста;
  • Глава 4 — Перечисляет особенности формирования, продвижения и реализации туристических услуг;
  • Глава 5 — Формирует объединение туроператоров и турагентов;
  • Глава 6 — Описывает туристические ресурсы РФ;
  • Глава 7 — Определяет способы обеспечения безопасности туриста;
  • Глава 8 — Описывает способы международного сотрудничества;
  • Глава 9 — Перечисляет заключительные положения.

Ответственность туроператоров по закону о туристической деятельности

На основании заключенного договора, туроператор должен исполнять все свои обязательства.

Его несоблюдение гарантирует каждому туристу или заказчику финансовое обеспечение ответственности. Туристу:

  • Возвращаются денежные средства за оказанные по договору услуги, если туроператором были выполнены не все указанные в договоре обязательства;
  • Выплачиваются денежные средства в виде компенсации за моральный ущерб. Причина морального ущерба — понесенные расходы за преждевременный вылет из страны.

Денежные средства за понесенные расходы в процессе осуществления туристической деятельности в другой стране не возмещаются.

Денежные средства при туристической деятельности не возмещаются на понесенные расходы в другой стране по своему усмотрению. Иными словами, непрописанные в договоре с туроператором расходы не компенсируются.

Страховая организация может стать страховщиком по контракту страхования ответственности туроператора при туристической деятельности. Обязательные условия — должна быть зарегистрирована на территории РФ и осуществлять страхование гражданской ответственности в случае неисполнения договора.

Гарантирующей составляющей в банковской деятельности является банк, другая кредитная организация. Она должна быть зарегистрирована в соответствии с ФЗ №49.

Досрочное расторжение контракта страхования ответственности в туристической деятельности осуществляется в соответствии с ГК РФ. В течение 30 дней с момента досрочного расторжения договора туроператор должен предоставить подтверждающий документ о наличии финансового обеспечения ответственности.

Скачать закон РФ «О туризме»

Законодательство РФ «О туристической деятельности» включает в себя Федеральный закон и другие нормативно-правовые акты РФ. Законодательные положения и другие нормативные акты не должны противоречить положениям субъектов РФ. Они обязаны регулировать туристическую деятельность. Также нормы, содержащиеся в иных законодательных положениях, не должны противоречить действующему законодательству.

Хотите ознакомиться с последней редакцией закона? Перейдите по .

Последние изменения

Как уже говорилось выше, последние изменения были внесены 28 декабря 2016 года. Изменения коснулись следующих статей: 1, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 14, 17.

Статья 1

В ст 1 было дополнено понятие «экстренная помощь». Под экстренной помощью теперь понимается деятельность по перевозке туриста из иностранного государства, и другие действия в области объединения туристических операторов по выездному туризму. Туроператором могут быть выполнены не все обязательства по договору о предоставлении услуг. Сюда относится полное или частичное неоказание услуг туристу по его перевозке и размещению.

Также эта статья была дополнена следующими понятиями:

  • Электронная путевка — созданный на базе договора документ в виде электронной официальной бумаги. В нем учитываются особенности, которые определяются настоящим Федеральным законом;
  • Туризм детский — путешествие для организованной группы детей до 18 лет. Вместе с организованной группой путешествовать должен руководитель. Он берет на себя ответственность и обязанности законного представителя;
  • Система ориентирования и навигации в области туризма — информация для ориентирования туриста. Сюда входят сведения по:
    • Сооружению;
    • Конструкции;
    • Техническим приспособлениям;
    • Другим несущим в себе информацию объектов (Исключением являются рекламные конструкции).

Статья 4

Ч 2 ст 4 закона «О туристической деятельности» была изложена в новой редакции.

Она описывает поддержку и развитие деятельности:

  • Въездного туризма;
  • Внутреннего туризма;
  • Социального туризма;
  • Самодельного и детского туризма.

Статья 5

Статья 5 текущего закона была дополнена следующими данными:

Аккредитация организаций, которые занимаются туристической деятельностью — теперь они могут работать в течение 36 месяцев. Порядок уведомления устанавливается соответствующими уполномоченными органами государственной власти определенного объекта Российской Федерации.

Орган государственной власти субъекта РФ направляет информацию об аккредитованных компаниях. В качестве информации может выступать прекращение действий по оказанию услуг в сфере туристической деятельности.

Статья 6

В статье 6 Федерального закона было заменено слово с «компенсационного» на «резервный». Иными словами, при оказании экстренной помощи вовлекаются денежные средства из резервного фонда.

Также статья была дополнена абзацем. В нем говорится, что есть возможность застраховать собственные риски, которые связаны с материальным возмещением ущерба при деятельности туристического оператора и с совершением путешествия. К этому относятся и исполненные туроператором обязательства.

Статья 9

Абзац 2 статьи 9 настоящего закона был изложен в новой редакции. Основная его суть заключается в том, что туроператор должен обеспечить клиента всеми услугами в соответствии с заключенным договором. Исполнение осуществляется с привлечением посторонних лиц или самостоятельно.

Статья 10

В ст 10 Федерального закона был изменен первый абзац. Предоставление туристических услуг в соответствии с заключенным в письменной форме договором. Договор должен соответствовать настоящему Федеральному закону по деятельности, а также общему законодательству о защите прав потребителей. Стандартные образцы договора утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Статья 11

В ст 11 настоящего закона слово «компенсационный» было заменено на слово «резервный». Суть статьи: членство в туристической деятельности прекращается в случае неуплаты взносов в установленные Федеральным законом сроки.

Статья 14

Ч 2 настоящей статьи закона была изменена. Суть изложена в новой редакции. Уполномоченный орган исполнительной власти обязан проинформировать турагентов, туроператоров и туристов об угрозе безопасности в туристической стране.

Чтобы скачать последнюю редакцию закона с изменениями и дополнениями, перейдите по .

Туристская деятельность - это особый вид предпринимательской деятельности, который связан с организацией всевозможных форм выезда людей на отдых с постоянного места жительства. Это делается в оздоровительных целях, а также для удовлетворения познавательных интересов. При этом стоит отметить еще одну важную особенность, в месте отдыха люди не занимаются при этом никакой оплачиваемой работой, иначе это нельзя официально считать туризмом.

Определение термина

Туристская деятельность регулируется российским законодательством. Особая роль при этом принадлежит турфирмам или турагентствам. Это специализированные организации, которые фактически становятся посредниками между потребителями (непосредственно туристами) и поставщиками туруслуг (к ним можно отнести рестораны, гостиницы, транспортные организации, организаторов экскурсий).

В туристской деятельности именно туристские предприятия считаются основными производственными единицами на этом рынке. Необходимость в них возникает, как только потребитель понимает, что не в состоянии самостоятельно обеспечить для себя определенные условия. Эти условия могут быть нескольких видов:

  • длительное пребывание в другом городе или государстве в комфортных условиях;
  • поездка в места с высоким уровнем посещаемости (в таком случае самостоятельный турист может не получить определенные услуги, доступные только группам);
  • поездка, которую в принципе может организовать только турфирма (например, международный отдых на непопулярных направлениях);
  • путешествие сразу в несколько точек с использованием разных видов транспорта.

Федеральный закон

Вся туристская деятельность регулируется Он был принят в 1996 году. Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" регламентирует все ситуации, которые могут произойти на этом рынке, устанавливает права и обязанности сторон. Всего в документе девять глав, с которыми должен подробно ознакомиться каждый, кто собирается заниматься бизнесом в этой сфере.

Закон 132 ФЗ "Об основах туристской деятельности" определяет существующие принципы государственной политики, которые направлены на установление единых правил игры для всех участников этого рынка без исключения. Все эти правила должны строго соответствовать российскому законодательству.

ФЗ "Об основах туристской деятельности" регулирует взаимоотношения, которые возникают при реализации гражданских прав россиянами на свободу передвижения, отдых и иных прав во время путешествий по России или за пределы страны. Это же относится к представителям зарубежных стран и лицам без гражданства.

Также закон "Об основах туристской деятельности" подробно определяет порядок максимально рационального использования туристских ресурсов самой Российской Федерации.

Общие принципы и положения

В самой первой главе определяются общие положения, которые необходимы для однозначной трактовки всех понятий, связанных с этой сферой. Закон "Об основах туристской деятельности" формулирует ключевые понятия: что такое въездной, выездной, внутренний, международный и социальный туризм. А также как определить туриста, туристские ресурсы, индустрию, продукт, его реализацию. Под какие определения попадают экскурсанты и экскурсоводы, гиды, инструкторы и проводники. Какие у них есть права и обязанности, описано в законе 132 "Об основах туристской деятельности".

Также уделено внимание таким важным определениям, как экстренная помощь, электронная путевка, система навигации и ориентирования, туристский маршрут.

Во второй статье закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" приведены положения отечественного законодательства, связанные с этой сферой.

Вторая глава целиком посвящена государственному регулированию этой деятельности. В законе № 132 "Об основах туристской деятельности" сформулированы принципы государственного регулирования туристской сферы, полномочия государственных органов власти, а также полномочия субъектов. Описаны права органов местного самоуправления, которые обязаны делать все возможное для создания максимально благоприятных условий, способствующих развитию туризма. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности" описывает цели, способы и приоритетные направления в регулировании этой сферы, условия для осуществления своей работы туроператорами, приведен единый реестр турооператоров, составленный на федеральном уровне, а также классификация объектов туриндустрии.

Как закон защищает туриста

Отдельно прописаны права и обязанности туриста. В законе "О туристской деятельности" отмечается, что турист имеет права на личную безопасность, свободу перемещения, доступ к средствам связи, а также еще ряд основополагающих моментов. Именно они должны обеспечить комфортный и безопасный отдых.

При этом у туриста хватает и обязанностей. Согласно закону "Об основах туристской деятельности в РФ", к ним относится необходимость соблюдать законы и правила страны, в которую турист приезжает на отдых, уважать ее обычаи, социальное устройство и традиции. Внимательно и бережно относиться к истории, культуре, памятникам природы, соблюдать правила выезда в страну, а также пребывания в транзитных государствах.

Продвижение туристического продукта

Отдельная глава ФЗ № 132 "Об основах туристской деятельности" посвящена продвижению туристского продукта, его реализации и особенностям формирования. Важное внимание уделено особенностям его реализации туристическими агентами, сформулированы требования к договорам, которые необходимо заключать для организации перевозки туристов, а особенно к договору фрахтования.

В законе "О туристской деятельности в Российской Федерации" расписаны особенности обмена информацией между туристическими агентами, операторами и непосредственно самим туристом, причем этот обмен преимущественно осуществляется в электронной форме. Вводится такое понятие, как электронная путевка.

Глава номер пять закона "Об основах туристской деятельности в РФ" описывает возможные объединения, которые существуют в этой сфере. Это могут быть объединения турагентов, туроператоров или самих туристов, что тоже встречается нередко.

В законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" регламентируется объединение туристических операторов, которые специализируются на выездном туризме, их полномочия, разрешенное имущество, резервный фонд такого объединения. А также размеры и параметры возмещения расходов этого резервного фонда. Особое внимание в законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" уделено фонду персональной ответственности, который должен существовать при операторе выездного туризма.

Также существуют и объединения туристов, их деятельность регулируется этим законом и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Отдельная статья о туристских ресурсах.

Главное - безопасность

В законе "Об основах туристской деятельности" важная глава - безопасность туризма. Подробно описано, как туроператоры и турагенты должны обеспечивать безопасность непосредственных потребителей, какие существуют специализированные службы по обеспечению безопасности.

В статье о защите интересов отечественных туристов, которые находятся за пределами страны, описано, как должны вести себя организаторы туров при возникновении всевозможных чрезвычайных ситуаций. В законе "Об основах туристской деятельности" прописаны условия добровольного страхования имущественных интересов российских туристов, которые отправляются на отдых.

Важные положения определяют финансовое обеспечение ответственности туристских операторов на момент вероятного отмена тура и других форс-мажорных обстоятельств. Российское законодательство устанавливает размер финансового обеспечения, существующие основания для оформления страховых выплат, порядок осуществления этих выплат, положения договора страховой ответственности туроператоров, отчетность и учет, которую обязаны вести организации туристской деятельности.

Международное сотрудничество и государственный надзор

В правовой основе международных договоров в сфере туризма все организации должны основывать свою деятельность на законе, которому преимущественно посвящена наша статья.

Тщательный государственный надзор осуществляется в этой сфере, заключительные положения посвящены ответственности за нарушения существующего российского законодательства, а также предусмотрена ответственность.

Основные направления

К основным направлениям деятельности туристских предприятий относят регулирование, развитие и поддержка деятельности в этой сфере в области въездного, детского, социального и других видов туризма.

В нашей стране к основным направлениям государственной политики в этой области относится целый перечень факторов, которые мы разберем отдельно.

  1. Привлечение россиян к максимально рачительному и рациональному использованию своего свободного времени на отдыхе, проведение содержательного досуга, знакомство с культурным и историческим наследием своей и зарубежных стран, а также их природной и животной средой.
  2. Важное направление - обеспечение сохранения и использования туристских ресурсов, превращение туризма в максимально рентабельную и прибыльную отрасль современной экономики, формирование эффективной системы для обеспечения потребностей как во внутреннем, так и во внешнем туризме.
  3. Совершенствование существующей нормативно-правовой базы в отрасли туризма, чтобы она соответствовала современному и международному законодательству, всем нормам и правилам.
  4. Охрана государственных интересов в этой сфере.
  5. Формирование благоприятного валютного, налогового, пограничного, таможенного, а также иных видов контроля, которые могли бы способствовать благоприятному развитию туристической отрасли.
  6. Создание благоприятных экономических условий, которые способствовали бы развитию туризма в стране.
  7. Появление дополнительных льготных условий для развития экскурсионной и туристской работы среди не только взрослых, но и молодежи, подростков, инвалидов, а также представителей малообеспеченных слоев населения.
  8. Привлечение иностранных и национальных инвестиций в развитие туристской индустрии.
  9. Формирование порядка для сертификации, стандартизации и лицензирования в области туризма.
  10. Внедрение системы статистической отчетности всех субъектов туристской деятельности.
  11. Создание равных возможностей для всех участников этого рынка, независимо от формы и вида собственности предприятия, содействие равноправной конкуренции, обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства, жесткое пресечения любого вида нарушений.
  12. Обеспечение безопасности туристов, отдыхающих как внутри страны, так и за ее пределами, а также защита их имущества, прав и интересов.
  13. Развитие и поддержка регионального туризма, формирование туристских центров, которые имели бы выгодные условия для приоритетного и успешного развития данной индустрии.
  14. Планомерное развитие и организация системы научного обеспечения данной отрасли, решение вопросов подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации кадров, работающих в данной сфере.
  15. Развитие сотрудничества с международными и зарубежными организациями, работающими в этой же отрасли, также заключение двухсторонних соглашений в отрасли туризма, определение механизма их реализации.

Для осуществления реализации данной политики в области туризма ведется стимулирование дальнейшего развития международного и внутреннего туризма, также власти работают над максимально эффективным использованием историко-культурного и природного потенциалов, которые помогут создавать единый и, что важно, конкурентоспособный туристский комплекс.

Функции отрасли

Туристская деятельность в РФ в наше время является одной из перспективных и динамично развивающихся отраслей. Заниматься этим бизнесом не только выгодно, но и важно для развития всего государства, обеспечения его граждан возможностью полноценно отдыхать и развиваться.

Ведь именно туристская отрасль выполняет функции, которые важны для решения государственных задач в области социальной политики. Подробно расскажем об основных функциях этой отрасли.

  1. Познавательно-образовательная функция позволяет пополнять собственные знания, пополнять имеющийся у вас запас представлений об окружающем мире и природной среде. Именно благодаря туризму происходит одно из самых эффективных в образовательном плане знакомств с историей и культурой своего региона, страны, а также зарубежных государств, малых и средних народов других стран.
  2. Воспитательная функция помогает планомерному формированию нравственных, моральных и эстетических качеств современного гражданина, прививание ему любви к окружающему миру.
  3. Культурная функция помогает значительно повышать культурный уровень граждан страны, что отражается на общем уровне образования населения.
  4. Оздоровительно-релаксационная функция. Благотворное воздействие природы на человека помогает ему восстанавливаться умственно, физически и эмоционально. Из правильно организованного отпуска человек возвращается качественно отдохнувшим, с новыми силами для того, чтобы продуктивно включиться в рабочий процесс, трудиться более эффективно, демонстрируя высокую производительность в отличие от того, кто в отпуске не бывал.
  5. Спортивная функция. Большое количество туристических программ связаны с укреплением состояния здоровья человека и его физической подготовкой. Например, к такому виду отдыха относятся туристические походы, сплавы на байдарках, покорение горных вершин.
  6. Социально-экономическая функция способствует рациональному использованию свободного времени гражданина, а также способствует занятости населения, ликвидации безработицы, повышению уровня жизни в стране. Все это служит важными факторами в развитии и стабилизации национальной экономики.

Подводя итог, необходимо отметить, что во всех государствах на планете туризм играет важную роль, занимая одно из лидирующих мест в экономике всего мира. В некотором количестве стран именно эта отрасль официально является основой формирования и пополнения местного бюджета, основной статьей национального дохода, например, это Египет, Куба, Таиланд.

Если верить прогнозам экономических аналитиков, в ближайшем будущем значение и важность туристической отрасли в мировой экономике будет только повышаться, у этой сферы весьма высокие, устойчивые и стабильные темпы развития.

Туризм во все времена был важным источником для создания рабочих мест по самым разным специальностям - экономическим, гуманитарным, рекламным. В отдельных государствах в данной сфере задействованы до 10 процентов жителей.

Россия к таким странам, конечно, не относится, в нашем государстве есть отрасли экономики, которые приносят бюджету значительно большую прибыль, чем туризм. Но при этом развитию этой сферы уделяется повышенное внимание. В некоторых регионах, в основном на юге страны, туризм считается основной региональной экономики.

Задачи отрасли

В современной России туризм решает ряд важнейших задач. Основная из них - это создание конкурентоспособного рынка, на котором было бы комфортно всем его участникам.

В данный момент на международном рынке туристских услуг сохраняется жесточайшая конкуренция. Многие страны ведут агрессивные рекламные кампании, привлекая как можно больше число туристов. В России есть свои особенности, которые могут заинтересовать определенных потенциальных туристов, но с государствами, которые расположены южнее, конкурировать непросто. К тому же свою роль в этом играют экономическая ситуация и социально-экономическое положение в государстве.

Для того чтобы создать в России конкурентоспособный рынок туристских услуг, делается немало. В первую очередь для этого необходимо решить задачу по продвижению туристского продукта как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для этого используется реклама и другие информационные ресурсы.

При этом стоит, естественно, отличать рекламу туристических фирм от рекламы туристического потенциала страны в целом. Это две разные вещи, федеральные органы власти в первую очередь нацелены на создание благоприятного имиджа страны, рекламируя ее как государство, благоприятное для развития туризма и ожидающее большое количество новых туристов, - как самостоятельных, так и в составе организованных групп.

Бюджетные средства на продвижение на территории России выделяются достаточные, с каждым годом их стремятся увеличивать, реклама дается на крупных международных выставках, в которых участвуют крупнейшие турфирмы планеты, в зарубежных и отечественных средствах массовой информации. В последнее время активно стала использоваться наружная реклама на билбордах, Федеральное агентство по туризму призывает отдыхать исключительно в России.

Еще одна задача, которую необходимо решить в этой сфере, это развития инфраструктуры: строительство и ремонт гостиниц, хостелов, создание комфортных условий для привлечения инвестиций в эти сферы. Помимо мест размещения, необходимо уделять пристальное внимание развлечениям, объектам показа, ресторанам и всему, что может быть связано с досугом туристов. Ведь это крупный в котором многое зависит от планомерного развития разных сфер деятельности. Поэтому и работа Федерального агентства по развитию туризма в России направлена на создание условий для развития этой инфраструктуры, это одна из главных задач отрасли.

В последние годы во многих регионах России наблюдается настоящий строительный бум в сфере гостиничного бизнеса. Это связано с развивающимися в туристском направлении южными областями и республиками и, конечно, с чемпионатом мира по футболу в России. Как следствие, развитие ресторанного бизнеса, эти процессы сильно взаимосвязаны между собой.

Наконец третьей важной задачей является повышение качества предоставляемых услуг. Как отмечают эксперты, сейчас оно находится на весьма низком уровне, основная проблема остается в нехватке квалифицированных кадров, их подготовка - важная задача, которую Федеральное агентство по туризму стремится решать вместе с министерством образования.

Основные проблемы в сфере туризма связаны в первую очередь с развитием внутреннего туризма в российских регионах. В большинстве областей, республик развивать не представляется возможным из-за ряда вполне конкретных препятствий в бытовом плане. Это нехватка гостиниц и хостелов высокого уровня, слишком высокая стоимость предоставляемых услуг, которая к тому же не соответствует их качеству. Эти факторы приводят к тому, что жители России часто выбирают курорты Турции вместо отдыха на отечественном Черноморском побережье, потому что там дешевле, интереснее и комфортней.

В целом отрасль в стране страдает из-за низкого уровня туристической культуры, часто неудовлетворительного уровня обслуживания. Туристической инфраструктуре России предстоит еще долго совершенствоваться, чтобы стать конкурентоспособной и тягаться со многими зарубежными курортами. Например, проблемы заключается в том, что большое количестве гостиниц и отелей были построены и оборудованы в советские годы, когда требования к обслуживанию и комфорту обычных постояльцев были в разы ниже. Сегодня многие гостиницы требуют капитального ремонта и качественного улучшения. Их внешний вид и качество предоставляемых услуг совершенно не соответствуют общепризнанным параметрам. К тому же необходимо не только реконструировать старые гостиничные комплексы, но и строить новые.

Хватает нерешенных проблем и в других областях. Это неблагоприятный образ России в глазах иностранцев, который только в последнее время удается менять в лучшую сторону благодаря Олимпиаде и чемпионату мира по футболу. К тому же в стране сохраняется сложный визовый режим, попасть сюда для большинства иностранцев оказывается проблематичным.

Еще один фактор заключается в том, что в отечественном туризме немного денег закладывают на проведение рекламных кампаний, дефицит наблюдается даже в количестве современных и комфортабельных автобусов, которые должны перевозить туристов. Для иностранных гостей не хватает информационных ресурсов на зарубежных языках, в первую очередь речь идет о картах, справочниках, уличных указателях, буклетах. Недостаточно развита индустрия развлечений, к иностранным гражданам нередко наблюдается неадекватное отношение со стороны таможенников, сотрудников правоохранительных органов, а в российских гостиницах слишком низкое качество обслуживания, что нередко шокирует иностранных гостей.

Только решив все эти проблемы, российский туристический бизнес, наконец, сможет рассчитывать на развитие, повышение потока иностранных гостей, интерес со стороны соотечественников к отдыху в российских регионах вместо того, чтобы уезжать на зарубежные курорты, вкладываясь в развитие экономики других государств.

Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности
Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности
Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности
Статья 3.1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма
Статья 3.2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации
Статья 3.3. Права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма
Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности
Статья 4.1. Условия осуществления туроператорской деятельности
Статья 4.2. Единый федеральный реестр туроператоров
Статья 5. Классификация объектов туристской индустрии
Глава III. Права и обязанности туриста
Статья 6. Права туриста
Статья 7. Обязанности туриста
Статья 8. Предоставление льгот отдельным категориям туристов. (Утратила силу)
Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта
Статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта
Статья 10. Особенности реализации туристского продукта
Статья 10.1. Особенности реализации туристского продукта турагентом
Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов
Статья 10.3. Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Электронная путевка
Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов
Статья 11. Объединения туроператоров и турагентов
Статья 11.1. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.2. Полномочия объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.3. Имущество объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.4. Резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.5. Возмещение расходов резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.6. Фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма
Статья 11.7. Срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продления
Статья 12. Объединения туристов
Глава VI. Туристские ресурсы Российской Федерации
Статья 13. Туристские ресурсы Российской Федерации
Глава VII. Безопасность туризма
Статья 14. Обеспечение безопасности туризма
Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов
Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций
Статья 17. Добровольное страхование имущественных интересов туристов
Глава VII.1. Финансовое обеспечение ответственности туроператора
Статья 17.1. Требования к предоставляемому финансовому обеспечению ответственности туроператора
Статья 17.2. Размер финансового обеспечения ответственности туроператора
Статья 17.3. Срок действия финансового обеспечения ответственности туроператора
Статья 17.4. Основание для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии
Статья 17.5. Порядок выплаты страхового возмещения по договору или договорам страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии или банковским гарантиям
Статья 17.6. Договор страхования ответственности туроператора
Статья 17.7. Учет и отчетность
Глава VIII. Международное сотрудничество
Статья 18. Международные договоры Российской Федерации в сфере туризма
Статья 19. Представительство федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, за пределами Российской Федерации
Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности
Статья 19.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности
Глава IX. Заключительные положения
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности
Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Принят Государственной Думой 4 октября 1996 года
Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 года

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Cтатья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;
- туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
- туризм внутренний - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
- туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
- туризм въездной - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
- туризм социальный - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;
- туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;
- турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;
- туристские ресурсы - природные, исторические, социально - культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил; туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов - переводчиков;
- тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов - переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия; туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу;
- продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и другое);
- туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - туроператор);
- турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
- услуги гида - переводчика - деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания;
- туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта;
- туристский ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие туристскую деятельность, не могут противоречить настоящему Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. Содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах нормы, регулирующие туристскую деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности

Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности.

Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности.

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

Обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
- охрана окружающей природной среды;
- создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
- развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий,
- создание новых рабочих мест,
- увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации,
- развитие международных контактов,
- сохранение объектов туристского показа,
- рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

Создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
- содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
- лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;
- установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;
- прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
- создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
- налогового и таможенного регулирования;
- предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;
- содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;
- развития научных исследований в сфере туристской индустрии;
- содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;
- обеспечения картографической продукцией;
- иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Координацию туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.

Статья 5. Лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта.

В целях защиты прав и интересов туристов осуществляются лицензирование, стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии, сертификация туристского продукта.

примечание. Постановлением Правительства РФ от 12.12.95 N 1222 утверждено Положение о лицензировании международной туристической деятельности.

Порядок выдачи, условия действия, порядок приостановления и прекращения действия лицензии на осуществление туристской деятельности устанавливаются законодательством Российской Федерации. Данные о туроператорах и турагентах, получившх лицензии на осуществление туристской деятельности, вносятся в федеральный реестр туроператоров и турагентов. Отказ туроператора или турагента от обязательной сертификации туристского продукта, отрицательный результат сертификации туристского продукта, а также аннулирование действия сертификата соответствия влекут за собой приостановление или прекращение действия лицензии на осуществление туристской деятельности.

Глава III. Права и обязанности туриста

Статья 6. Права туриста

При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на: необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды; свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер; обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи; возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора розничной купли - продажи туристского продукта (далее - договор) туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи; беспрепятственный доступ к средствам связи.

Статья 7. Обязанности туриста

Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан: соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования; сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания; соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда; соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

Статья 8. Предоставление льгот отдельным категориям туристов

Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта

Статья 9. Формирование и продвижение туристского продукта

Туристский продукт формируется исходя из конъюнктуры туристского рынка или по конкретному заказу туриста. Туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур. Конкретный заказ туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, на формирование туристского продукта туроператору оформляется в письменной форме как соглашение, имеющее характер предварительного договора. При продвижении туристского продукта туроператор и турагент несут ответственность за достоверность информации о туристском продукте в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Если письменная информация о туристском продукте содержит все существенные условия договора, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, а также настоящим Федеральным законом, и оформлена как предложение, из которого усматривается воля туроператора или турагента заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, такое предложение признается офертой (публичная оферта).

Статья 10. Особенности реализации туристского продукта

Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора. Договор заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей. К существенным условиям договора относятся: информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты; сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; информация о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты; достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта; дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность; порядок встречи, проводов и сопровождения туристов; права, обязанности и ответственность сторон; розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты; минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы; условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон; порядок и сроки предъявления претензий туристом. Иные условие договора определяются по соглашению сторон. Турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются. Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения путешествия; недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось; непредвиденный рост транспортных тарифов; введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов; резкое изменение курса национальных валют. Туроператор или турагент не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. При этом сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать два размера стоимости туристского продукта. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии. Конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта указываются в туристской путевке, выдаваемой туристу туроператором или турагентом. Туристская путевка является письменным акцептом оферты туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента. Урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги, входящие в тур, осуществляется на основании туристского ваучера. Дополнительные требования к организации путешествий лиц с ограниченной дееспособностью устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов

Статья 11. Объединения туроператоров и турагентов

Туроператоры и турагенты в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать объединения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Объединения туристов

Туристы в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать общественные объединения в порядке установленном законодательством Российской Федерации. Деятельность объединения туристов может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение иных задач.

Глава VI. Туристские ресурсы Российской Федерации

Статья 13. Туристские ресурсы Российской Федерации

Классификация и оценка туристских ресурсов Российской Федерации, режим их охраны, порядок сохранения целостности туристских ресурсов Российской Федерации и меры по их восстановлению, порядок использования туристских ресурсов Российской Федерации с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VII. Безопасность туризма

Статья 14. Обеспечение безопасности туристов

Под безопасностью туризма понимаются личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий. Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, незамедлительно и безвозмездно предоставляют федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма возможность публиковать информацию об угрозе безопасности туристов. Туроператоры и турагенты обязаны предоставить туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, и осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов. Туроператоры и турагенты обязаны незамедлительно информировать органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также о не возвратившихся из путешествия туристах. Туристы, предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов

Оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации, осуществляется специализированными службами, определяемыми Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций

В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания.

Статья 17. Страхование при осуществлении туристской деятельности

В случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий. Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания. Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. По требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествия.

Глава VIII. Международное сотрудничество

Статья 18. Международные договоры Российской Федерации в сфере туризма

Правовую основу международного сотрудничества в сфере туризма составляют международные договоры Российской Федерации, заключаемые в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".

Статья 19. Представительство федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации

В целях продвижения туристского продукта на мировом туристском рынке федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма создает представительства за пределами Российской Федерации. Порядок создания, деятельности и ликвидации указанных представительств определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Глава IX. Заключительные положения

Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности

Нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль.
24 ноября 1996 года.
N 132-ФЗ

В настоящее время туризм является одной из важнейших отраслей современной экономики, которая направлена на удовлетворение потребностей людей и повышение уровня и качества жизни. При этом, стремительно развивающийся бизнес требует особого контроля от государства. В 1996 году правительством РФ был принят Федеральный закон № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который описывает существующие классификации видов туризма, а также характеристику тур-продуктов, как основы всей туристской деятельности. В действующем законе уделяется особое внимание защите прав и интересов туристов на территории РФ и гражданских лиц, временно пребывающих за пределами России.

Что представляет собой закон?

Туристическая деятельность стремительно развивается с каждым годом. Граждане зачастую подразумевают под этим понятием выезд заграницу, посещение новых стран, достопримечательностей, проведение экскурсий, а также полноценный отдых и развлечения. В области хозяйственных взаимоотношений туристическая деятельность определяется как производственно-обслуживающий процесс по предоставлению гражданам различных видов услуг. Туризм включает в себя организацию путешествий на территории РФ и за ее пределами. Помимо этого, туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг, которые предоставляются операторами.

Последние изменения в ФЗ оч астной детективной деятельности в РФ подробнее

Широкое понятие туристической деятельности является проявлением социальной политики мировых организаций, государства РФ и отдельных предприятий. Основная цель — выполнение обязанностей по обеспечению отдыха и перевозке человека заграницу.

Организация заграничного отдыха граждан РФ, а также оплата туристических услуг регламентируется ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Настоящий закон был принят госдумой 4 октября 1996 и одобрен советом федерации. Законодательный акт описывает принципы государственной политики в отношении установленных правовых основ единого туристического рынка РФ. Федеральный Закон №132 контролирует возникающие отношения в процессе реализации туризма, а также регламентирует права граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства.

Согласно ФЗ, каждый человек имеет право на отдых и путешествие заграницу. Данный законопроект также устанавливает правила использования туристических ресурсов на территории РФ и за ее пределами.

Федеральный закон «Об основах туристической деятельности» состоит из 9 глав, а именно:

  • гл. 1 — разъясняет понятие туристической деятельности;
  • гл. 2 — описывает принципы создания благоприятных условий для развития туризма, а также регулирования деятельности на территории РФ;
  • гл.3 — регламентирует права и обязанности граждан;
  • гл. 4 — диктует нормы по формированию, продвижению и реализации туристических услуг на рынке;
  • гл. 5 — регламентирует правила объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
  • гл. 6 — описывает туристические ресурсы на территории РФ;
  • гл. 7 — разъясняет правовые основы обеспечения безопасности туристов и финансовой ответственности туроператоров;
  • гл. 8 — регламентирует международное сотрудничество туроператоров;
  • гл. 9 — регулирует вступление в силу приведенных нормативно-правовых актов.

Последняя редакция закона проведена 28.12.16.

Ответственность туроператоров по 132 ФЗ

Согласно ФЗ №132 , туроператор несет ответственность за предоставленные услуги, а именно:

  • прибытие граждан РФ в страну или местность, согласно договору оказания возмездных услуг;
  • размещение туристов и предоставление необходимых условий для проживания;
  • качество питания;
  • перевозку туристов в стране временного пребывания (обеспечение трансфером, билетом на авиа перелет);
  • предоставление экскурсий, гида, переводчика;
  • составление маршрута путешествия согласно требованиям;
  • иные услуги по договору.

Согласно статье №17 ФЗ-132, туроператор обеспечивает оказание всех услуг, входящих в турпродукт, и несет ответственность перед туристом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору. В случае причинения морального или физического ущерба, гражданам возвращается полная стоимость услуги, а также компенсируется размер нанесенного вреда.

По закону, положения договора о реализации турпродукта, заключаемого с туристом, или договора между турагентом и туроператором, не способны ограничить право туриста на предъявление требований к турфирмам. Таким образом, организаторы путешествия в полном объеме несут ответственность по всем требованиям туристов согласно договору о реализации туристского продукта. Страховая компания и банк не гарантируют исполнение обязательств со стороны оператора.

Последние изменения, внесенные в закон о туризме

По прошествии 20 лет, ФЗ №123 претерпел ряд важнейших изменений. Согласно последней редакции, правки были внесены в статьи №1 и №6. Рассмотрим подробнее.