Намеренное ухудшение жилищных условий по жилищному кодексу рф. Как получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий Общий список учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий

Жилищный вопрос до сих пор является самым актуальным в России.

Многие россияне так и не имеют собственного жилья. Некоторым категориям населения государство даёт право получить новое, достойное жильё. Для этого нужно получить статус нуждающегося в новом жилплощади.

На каких основаниях могут признать нуждающимся и какие действия необходимо будет предпринять для этого? Об этом рассказывается в данной статье.

Законодательное регулирование вопроса

В Конституции РФ зафиксировано, что каждый гражданин нашей страны имеет право на собственную жилплощадь.

В Жилищном кодексе закреплено, что россияне имеют право купить жильё на выгодных условиях. Для этого желающему должен быть присвоен статус нуждающегося в новой жилплощади .

Так, в статье 49 отражено, что такие граждане должны быть поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении нынешних условий жительства (а также признанные малоимущими – процедура присвоения этого статуса определяется нормами, действующими в конкретном населённом пункте).

В статье 51 выделен категории населения, которые могут быть признаны нуждающимися в получении нового жилья. Так, были выделены определённые критерии, по которым присваивается данный статус. В основном – касающиеся условий проживания.

Итак, нуждающимся признают в следующих случаях :

Критерии определения

Нуждающимися в жилплощади признают :

Главным критерием , согласно которому принимают решение о присвоении статуса нуждающегося в новой жилой площади, является размер жилья , в котором в данный момент проживает претендент и его семья. В РФ на федеральном уровне не установлена минимальная норма квадратных метров в расчёте на одного человека. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

При этом учтите, что в регионах действуют свои нормы площади на число человек, проживающих в одной квартире. Обозначенная площадь установлена в качестве минимальной – она не может быть меньше на уровне субъекта, а решения о её увеличении принимаются решениями местных властей. Причём эта цифра может отличаться в разных населённых пунктах, расположенных в одном регионе.

Попадающие в данную категорию могут встать в очередь и самостоятельно выбрать подходящее жильё и госпрограмму. Таким гражданам даётся право купить соответствующую жилплощадь на льготных условиях, а затем его.

Они могут получить следующие виды помощи :

  • Оформить в банке на льготных условиях.
  • Погасить часть ипотеки за госсчёт.
  • Получить от государства материальные средства для приобретения жилья.

Всё это возможно в том случае, если вас и членов вашей семьи признали нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При присвоении данного статуса также учитывается доход обращающегося и членов его семьи. Государство в первую очередь помогает тем, кто не в состоянии на свои средства приобрести достойное жильё или оплачивать ипотечный кредит. Для этого рассчитывается общий доход семьи и сравнивается с прожиточным минимумом, действующим в конкретном населённом пункте (но не ниже того, что установлен федеральным законодательством).

Осуществление учета граждан

При определении уровня нуждаемости претендентов учитывают половозрастные особенности семейства. Таким образом:

Встречаются случаи, когда гражданин признаётся нуждающимся сразу по ряду причин (скажем, проживает в слишком маленькой квартире, расположенной в аварийном доме). В данном случае он может получить от государства финансовую поддержку только по одной программе, которую выберет самостоятельно.

Каждому гражданину, зарегистрированному в очереди на получение новой жилплощади, присваивается номер . После постановки в очередь нуждающийся должен будет ежегодно подавать ряд документов о своём финансовом положении и условиях проживания. Если его положение изменится в лучшую сторону, гражданин лишается права на получение госпомощи, и его исключают из очереди.

Список претендентов на получение жилья

Нуждающийся должен постоянно отслеживать, продвинулся ли он в очереди. Ожидание может длиться десятки лет (если льготник не двигается в очереди в ускоренном порядке).

Учётом всех нуждающихся занимаются в местном Департаменте жилищной политики .

Отследить свой номер в очереди можно несколькими путями:

  • Подав заявление в отдел, который занимается предоставлением жилья. Подготовьте два экземпляра заявления – один подаётся в органы, а на втором должны будут поставить отметку о получении письменного обращения.
  • Отправить заказным письмом запрос в тот же Жилищный отдел. Вам должны будут ответить в течение следующих 30 дней.
  • Самостоятельно обратиться в местную администрацию.
  • Зайти на онлайн сервис вашего населённого пункта, в котором содержатся все сведения о каждом гражданине, вставшем в очередь.

Подтверждение статуса

Согласно ЖК, для этого претендент должен быть признан :

  • Малоимущим.
  • Нуждающимся в новой жилплощади.

Для этого в местные органы подаётся заявление и необходимый перечень документов . Список может меняться в зависимости от ситуации (основания постановки в очередь и т.п.) и региона.

Но в большинстве случаев вам нужно будет подготовить :

Документы подаются в МФЦ или местную администрацию . На их рассмотрение отводится 30 дней. После того, как будет принято решение о присвоении или отказе, заявителя должны уведомить в письменной форме в следующие 3 дня. При отказе в получении статуса в извещении укажут причины, на основании которых было принято такое решение.

Пройдя все необходимые этапы и получив статус нуждающегося, льготнику должны предоставит соответствующую справку . Она является правоустанавливающим документом, на основе которого он сможет получить госпомощь в получении собственного жилья.

В ней будут указаны :

  • Паспортные данные нуждающегося и всех граждан, проживающих с ним.
  • Основные сведения о жилплощади, в которой он проживает в настоящее время (квадратура, технические характеристики, состояние, соответствие нормам санитарии и безопасности и пр.).

Возможные причины отказа

Чаще всего отказывают в следующих случаях :

Для мошенников государство ввело жесткие меры. Если в ходе проверки будет выявлено, что заявитель попытался подделать документы или предоставил неверные сведения, то он на следующие 5 лет лишается права на признание нуждающимся в новом жилье, а значит, лишится возможности стать участником любой госпрограммы предоставления помощи в улучшении жилищных условий.

Что делать в случае отказа

Если заявитель не согласен с принятым решением, он может отстоять свои права в судебном порядке , подав соответствующее исковое заявление. При этом все издержки, возникшие в процессе судебного разбирательства, будут покрыты за счёт того, кто проиграет дело.

В заявлении нужно будет указать :

  • ФИО пострадавшего, его подпись и адрес проживания.
  • Дата составления иска.
  • Полное название судебной инстанции, которая займётся рассмотрением дела.
  • Конкретное решение местных органов, которое должно быть признано недействительным.
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

О том, как встать на очередь для получения жилой недвижимости от государства, смотрите в следующем видеосюжете:

«Намеренное ухудшение жилищных условий » — этот термин впервые появился в правовой науке с введением и вступлением в силу нового ЖК РФ в 2005 году, в котором законодатель предусмотрел возможность осуществления гражданами действий, влекущих за собой ухудшение жилищных условий . Делается это нередко с целью дальнейшей постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье. Но что можно считать и какая ответственность предусмотрена за подобное деяние? Об этом поговорим ниже.

Что понимать под намеренным ухудшением жилищных условий?

Как мы уже сказали выше, о сознательном ухудшении жилищных условий стали говорить только после введения в действие нового ЖК РФ, собственно, тогда же появилось и само понятие намеренного ухудшения жилищных условий . Данное понятие фигурирует в ст. 53 Жилищного кодекса РФ, при этом ни сам кодекс, ни иные законы и подзаконные акты не раскрывают этого понятия. Мало того, непонятно даже, кто и каким образом может квалифицировать действия гражданина как .

Тут на помощь приходит определение Конституционного суда и работа юристов-правоведов, на основании которых можно выделить основные признаки, позволяющие отличить преднамеренное ухудшение жилищных условий от невиновных действий граждан. И главным признаком здесь служит умышленность действий — то есть гражданин на момент их совершения должен отдавать себе отчет в том, что данные действия влекут за собой именно ухудшение жилищных условий и соглашаться на наступление таких последствий. Кроме того:

Не знаете свои права?

  1. В результате совершения действий такого рода гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилья и поставлен на учет.
  2. У гражданина должно быть намерение встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Без этого квалифицировать его деяния как злоупотребление субъективным правом невозможно.
  3. На момент совершения деяния гражданин не должен состоять на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Этот признак также очень важен, т. к. если действия, повлекшие ухудшение жилищных условий , совершены гражданином, уже стоящим в очереди на получение жилья, они автоматически лишаются признака умышленности действий.

Получается, что намеренным ухудшением жилищных условий можно считать любые умышленные действия, в результате которых гражданин приобретает основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и получения жилья от государства (органов местного самоуправления).

В качестве примера намеренного ухудшения жилищных условий можно привести обмен жилого помещения на другое — меньшей площади или в худшем состоянии, раздел жилой недвижимости или ее продажа. Разумеется, не каждая продажа или обмен влечет ухудшение жилищных условий , но если, например, семья из 3 человек обменивает 2-комнатную благоустроенную квартиру площадью 47 кв. м на 1-комнатную площадью 38 кв. м, чтобы потом встать на учет в качестве нуждающихся, то это является злоупотреблением субъективным правом.

Ответственность за нарушение жилищного законодательства

Несмотря на то что намеренное ухудшение жилищных условий расценивается, как недопустимое действие, ответственность за нарушение жилищного законодательства в этом случае в виде суровых санкций не предусмотрена.

Статья 53 ЖК РФ предусматривает лишь то, что граждане, совершившие действия, повлекшие за собой ухудшение жилищных условий , в течение 5 лет будут не вправе вставать на очередь как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Этот срок будет считаться с момента совершения действий.

08.12.2016

Намеренное ухудшение жилищных условий – одно из основных препятствий для реализации военнослужащими своих жилищных прав.

Что такое намеренное ухудшение жилищных условий?

В соответствии со статьёй 53 Жилищного кодекса, Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий обладает рядом обязательных признаков:

  • они (намеренные ухудшения) совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
  • данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
  • эти действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);
  • в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении* .

* (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 146 – 147).

Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке — родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:

  • не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
  • имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

б) расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;

в) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

При рассмотрении вопросов, связанных с действиями, указанными в настоящем пункте, военнослужащие представляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие данные факты и время их наступления.

Важно : действия, не указанные в данном пункте, не обязательно являются намеренным ухудшением жилищных условий.

Сам перечень, составленный по принципу «от обратного», весьма сомнительный.

Например, если военнослужащий вселил супругу, которая ранее имела в собственности или пользовалась квартирой (или её частью), то по данному Приказу это является намеренным ухудшением жилищных условий. Однако трудно себе представить супругу военнослужащего, которая возникла из безвоздушного пространства или была ранее БОМЖом.

На самом деле, для определения того, было ли намеренное ухудшение жилищных условий, без математики и без применения таких понятий, как «уровень обеспеченности» «учетная норма» не обойтись (подробно об этих понятиях смотрите ).

Военнослужащий А, состав семьи 4 человека, в собственности квартира общей площадью 39 кв. метров, уровень обеспеченности составляет 39: 4 = 9, 75 кв. метров на одного человека.

Учётная норма, установленная в городе Ростове-на-Дону – 10 кв. метров. Военнослужащий вселил в квартиру супругу своего сына, которая ранее проживала в квартире, принадлежащей на праве собственности своей матери.

После вселения уровень обеспеченности составил 39: 5 = 7,8 кв. метров. Как до вселения, так и после него уровень обеспеченности был ниже учётной нормы, то есть право на получение жилого помещения (улучшения жилищных условий) было и ранее, а вселение ничего не изменило. Вывод: намеренного ухудшение жилищных условий не было.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ

В случае возникновения споров по поводу того, имелось ли намеренное ухудшение жилищных условий, необходимо руководствоваться правовыми позициями Конституционного Суда РФ, в соответствии с которыми:

…По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем…

…При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются…

…В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции…

Чем отличается намеренное ухудшение от сделок и действий, которые привели к уменьшению размера занимаемых помещений?

Как уже было сказано выше, намеренное ухудшение совершаются с целью приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, оно может быть совершено, если данный гражданин ещё не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Внимание!

Поэтому, если после признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения, ему вдруг сообщают, что он намеренно ухудшил жилищные условия, да ещё и снимают с учёта нуждающихся, то такие действия являются незаконными и их необходимо в течение 3 месяцев обжаловать в суде.

Однако, если уже после признания нуждающимися в получении жилья, военнослужащий сделал отчуждение жилого помещения (или его части), то это будет совершение сделок и действий, которые привели к уменьшению размера занимаемых помещений. Правовые последствия — значительно отличаются. Однако этот вопрос подробно рассмотрен в специальной статье, которая посвящена теме предоставления жилого помещения.

В российской юриспруденции понятие «намеренного ухудшения жилищных условий» впервые было озвучено новым Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу в 2005 году. Именно тогда законодательство России усмотрело возможность совершения гражданами определенных действий, впоследствии которых происходит ухудшение жилищных условий.

Намеренное ухудшение жилищных условий - определенный вид действий граждан, желающих получить право состоять на учете как нуждающиеся в жилом помещении, который характеризуются умышленным созданием предпосылок выдать им данное помещение.

Главный признак намеренного ухудшения жилищных условий - это умысел. Определение таких действий зависит от выяснения того, отдавал ли гражданин во время их совершения себе отчет в том, что они повлекут за собой плохое состояние жилья, и согласен ли был он на наступление подобных последствий.

Исходя из вышесказанного, к намеренному ухудшению жилищных условий можно отнести любые умышленные действия, по итогам которых у гражданина появляется основание признать его нуждающимся в улучшении состояния своего жилья и соответственно получить его от государства.

В целях намеренного ухудшения жилищных условий гражданин может сделать следующее:

  • Разделить лицевой счет;
  • Уменьшить метраж жилья в результате обмена;
  • Не соблюдать положения , в результате чего государственным органам придется выселить жильцов через суд. К примеру, это может быть неоплата необходимой суммы за квартиру на протяжении 6 месяцев, влекущая за собой выселение в другое помещение с более худшими условиями;
  • Осуществить еще одних жильцов при заключении либо расторжении брака, что является фактическим основанием для умышленных действий по ухудшению жилищных условий;
  • Осуществить различные операции с частями жилого помещения, например, выделить, определить кому-либо, изменить;
  • Продать или передать все жилое помещение или какие-либо его в соответствии со сделкой;
  • Отказаться использовать имеющееся жилое помещение в соответствии с договором социального найма.

Таким образом, нужно осуществить действия, по которым возникнет необходимость госорганов обеспечить гражданина другим жилым помещением.

Какие последствия по закону за совершение данных действий?

Вне зависимости от того, что намеренно ухудшать жилищные условия является по законодательству недопустимым действием, серьезная санкция за данное правонарушение не предусмотрена.

В соответствии со статьей 53-ей Жилищного кодекса закреплено только то, что граждане, если совершат действия, ухудшающие жилищные условия, на протяжении 5 лет не смогут становиться в очередь в качестве нуждающихся в улучшении условий жилья. Данный срок будет отсчитываться с момента совершения действий.

Какие действия не относятся к намеренному ухудшению жилищных условий?

Существуют определенные действия, которые нельзя отнести к намеренному ухудшению жилищных условий. Это ситуации, при которых:

  • Вселяются несовершеннолетние дети по месту жительства любого из родителей;
  • Вселяется супруга или супруг, родители, иные категории граждан, которые находятся в определенной родственной связи, если при этом соблюдаются установленные законодательством нормы права;
  • Осуществляются операции, расторгающие по желанию получателя;
  • Отказываются от получения дара одаряемым или отказываются дарители от исполнения ;
  • Случаи, при которых суд признает сделку с жилым помещением недействительной.

Вам необходимо узнать год постройки своего дома? О доступных способах читайте в .

Что может относится к ухудшению жилищных условий

Военнослужащих

Достаточно много непонятных моментов появляется при толковании норм права и законодательных положений, касающихся жилищных правоотношений. В частности, говоря о статусе военнослужащих в отношении намеренного ухудшения жилищных условий.

Инструкция «О предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений» закрепляет следующее: военнослужащий теряет право стать на учет как нуждающийся в жилищном помещении , если осуществит действия определенного характера.

К таковым действиям относятся:

  • Преднамеренно изменить порядок использования жилого помещения;
  • Обменять;
  • Не соблюсти оговоренные условия договора о социальном найме жилья;
  • Развестись и при этом выделить определенную долю жилого помещения;
  • Отчудить часть или все жилое помещение, в результате чего нарушается учетная норма в сторону уменьшения, в соответствии с которой меняется количество метража, приходящегося на каждого из членов семьи военнослужащего.

Подобные ситуации влекут за собой лишение права улучшить свои жилищные условия в течение 5 лет. Только по истечении данного срока у военнослужащего появится право еще раз обратиться за улучшением жилищных условий.

Несовершеннолетних

Данная сфера жилищных правоотношений также представляется весьма важной, так как обеспечение прав - одна из важнейших задач государства.

Статья 31 Жилищного кодекса Российской Федерации гласит, что в случае развода с супругом, являющимся собственником жилого помещения, бывший супруг собственника утрачивает право использовать данное помещение при отсутствии других договоренностей между бывшими супругами.

Тем не менее, российский Семейный кодекс гарантирует ребенку право защищать свои права и законные интересы, за что в ответе его родители. Данное право не теряется у ребенка и после расторжения брака между родителями.

Таким образом, добровольно лишить ребенка права на использование жилого помещения супруга-собственника влечет за собой нарушение прав ребенка. Даже после расторжения супругами своего брака ребенок должен сохранить право использовать жилое помещение по семейному законодательству Российской Федерации.

В связи с ростом цен на недвижимость, снижением дохода населения, многие российские граждане пытаются получить недвижимое имущество на условиях социального найма с последующей приватизации или без нее.

Как известно, постановка на учет нуждающихся в жилье возможна при необеспеченности семьи учетной нормой жилья на человека с условием, что семья является малоимущей. Также отдельные жилые помещения полагаются гражданам с некоторыми тяжелыми хроническими заболеваниями.

Стоит отметить, что совершение действий, свидетельствующих об ухудшении жилищных условий влечет отсрочку в постановке на учет на 5 лет.

Что является ухудшением жилищных условий?

В федеральном законодательстве четко не определены действия, которые считаются ухудшением условий жизни.

Однако, жилищным законодательством установлено, что это действия, которые могут повлечь признание лица и членов его семьи претендующими на получение жилья.

Каждый регион принимает собственный закон об улучшении условий жизни, где указываются и действия, которые ухудшают жилищные условия, а также действия которые таковыми не являются.

Для примера рассмотрим законодательство Москвы относительно ухудшающих условия жизни действий.

Так в настоящее время действует Закон города Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Действиями ухудшающими жилищные условия по законодательству Москвы являются:

  1. изменение порядка использования жилых помещений путем заключения сделок;
  2. обмен жилым недвижимым имуществом;
  3. невыполнение условий сделок об использовании жилого недвижимого имущества, повлекшее выселение граждан через суд;
  4. изменение состава семьи, в том числе вследствие развода;
  5. вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
  6. выдел доли собственниками жилого недвижимого имущества;
  7. продажа или дарение имеющегося в собственности лиц и членов их семей жилого недвижимого имущества или частей помещения.

Однако, существуют действия, которые не влекут ухудшение жилых условий по законодательству Москвы:

  1. вселение несовершеннолетних детей по месту проживания отца или матери;
  2. вселение мужа или жены, нетрудоспособных родителей, иных лиц в недвижимое имущество в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилой учет в г.Москве;
  3. прекращение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения её получателю;
  4. признание сделки с недвижимым имуществом жилого назначения недействительной через суд;
  5. вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:
    1. имели по предыдущему месту жительства в г.Москве самостоятельным правом пользования недвижимым имуществом, признанным непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
    2. безвозмездно передали жилое недвижимое имущество по прежнему месту жительства в г.Москве органам государственной власти г.Москвы;
  6. отказ дарителя от исполнения договора дарения, отказ от принятия дара одаряемым.

Конечно, с некоторыми условиями можно было поспорить, например, с условием об изменении состава семьи, в том числе с разводом. Получается, что пока лицо состоит на учете на улучшение жилых условий жизни, оно не имеет права расторгнуть брак.

Однако, по российскому законодательству никто не может быть ограничен в личных неимущественных правах. Выходит, что данная норма противоречит федеральному законодательству. Однако, сведений о признании указанной нормы таковой не имеется.

Ухудшение жилищных условий ребенка

Чаще всего данное понятие используется, когда несовершеннолетний является хозяином квартиры или доли в ней и родители намереваются продать долю ребенка, выделив ему меньшую по площади долю.

Важно! Однако, для того, чтобы продать недвижимое имущество ребенка, необходимо разрешение органов опеки и попечительства.

Естественно, что при таких условиях разрешение на продажу органы опеки не дадут. Необходимо выделение аналогичной по площади доли в ином недвижимом имуществе или внесение денежных средств соразмерно стоимости его доли на счет, который будет открыт на имя ребенка.

Также указанное понятие может быть использовано при семейных спорах об определении места проживания ребенка с иным родителем, когда фактически ребенок попадает в условия менее пригодные для его проживания и которые бы удовлетворяли все его потребности.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Действия, которые могут повлечь ухудшение жилых условий жизни военнослужащих устанавливаются Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280

"О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".

Данные действия почти идентичны действиям, которые влекут ухудшение условий жизни по законодательству Москвы.

Так, военнослужащие не могут быть признаны претендующими на улучшение жилых условий жизни ранее прошествия пяти лет после произведения ими действий по намеренному ухудшению жилых условий жизни, вследствие которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее учетной нормы площади жилого недвижимого имущества, в том числе связанных с изменением порядка использования жилых помещений, обменом недвижимого имущества, неисполнением условий сделки социального найма жилого недвижимого имущества, развода, выделением доли жилых помещений собственниками, продажа, дарение недвижимого жилого имущества или их частей.

Действия, не влекущие ухудшение жилищных условий, также во многом совпадают с действиями установленными законодательством Москвы.

Так, не относятся к действиям по намеренному ухудшению жилых условий жизни:

  1. вселение военнослужащими в недвижимое жилое имущество супругов, детей и через суд - родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их прописка по адресу воинской части, в которой военнослужащие осуществляют военную службу, если до вселения или прописки по адресу воинской части перечисленные лица:
    1. не владели недвижимым жилым имуществом на праве пользования или на праве собственности;
    2. имели право использования недвижимым жилым имуществом или являлись собственниками жилой недвижимости, которые в у были объявлены непригодными для жительства;
    3. произвели действия по прекращению права использования жилой недвижимостью в связи с выездом к месту осуществления военнослужащими военной службы при регистрации с ними брака;
    4. осуществили действия по прекращению права использования жилой недвижимостью в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их матерью или отцом (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
  2. прекращение по инициативе получателя ренты договора ренты недвижимого жилого имущества, совершенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этой недвижимости;
  3. объявление сделки с недвижимым жилым имуществом недействительной через суд, в результате чего военнослужащие и (или) члены их семей прекратили право использования жилой недвижимостью или собственности на помещение жилого назначения.

Таким образом, видно, что положения законодательства во многом схожи, но имеются и различия и нюансы.

Является ли приватизация ухудшением жилищных условий?

Напомним, что действиями по ухудшению жилых условий жизни являются действия, которые могут привести к постановке на учет в качестве претендующих на получение жилья.

Вследствие приватизации, вы получаете дополнительную жилую площадь и чаще всего уже не можете быть поставлены на учет в качестве указанных лиц. Поэтому приватизация не является действием, ухудшающим жилые условия жизни.

Однако, получая дополнительные метры, вы утрачиваете право состоять на учете.

Является ли прописка мужа ухудшением жилищных условий?

В каждом регионе устанавливаются действия, которые влекут и не влекут ухудшение жилых условий жизни. По законодательству Москвы регистрация супруга не относится к действиям, ухудшающим жилые условия.

Могу предположить, что в регионах приблизительно схожее законодательство и в вашем регионе данные действия также не будут считаться ухудшением условий жизни.

Важно! Однако, нужно удостоверится в этом и посмотреть региональное жилищное законодательство.

Итак, в настоящей публикации мы разобрали что считается ухудшением жилых условий и какие действия к этому относятся по законодательству Москвы и наоборот, изучили вопросы ухудшения жилищных условий ребенка и военнослужащих, попытались понять является ли приватизация и регистрация супруга ухудшением условий жизни.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.