Конфликт интересов в госзакупках – взгляд ВС РФ. Родственные связи в комиссии по закупкам Могут ли супруги участвовать в аукционе

Публикации, 10:00 10.10.2016

Госзакупки и родственники: ВС объяснил правила аукционов

Контекст

Верховный суд (ВС) РФ разъяснил в каких случаях возникает конфликт интересов при наличии родственных связей между заказчиками и претендентами на исполнение госзакупок.

Высшая инстанция указала, что из конкурса должны исключаться компании, в которой работают родственники заказчика, даже если они не являются руководителями этой фирмы. Между тем, компания выбывает из круга претендентов, в случаях, когда полномочия главы компании и его заместителя являются тождественными. Таким образом, судьба конкурса при участии родственников заказчика во многом зависит от штатного расписания компаний.

Круг лиц, одновременное участие которых при осуществлении закупок свидетельствует о конфликте интересов, определяется в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. В обзоре судебной практики ВС указал, как российским судам следует трактовать его нормы.

Заместители тоже вылетают

Конфликт интересов возникает не только в отношении руководителей, но и в отношении должностных лиц, которые непосредственно участвуют в осуществлении закупки, указал суд. Правда, согласно его разъяснениям, ситуацию так нужно трактовать только в случаях, когда полномочия заместителей позволяют им влиять на процедуру закупки и результат её проведения.

Суд привел в пример спор хозяйственного общества, участвовавшего в открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта на поставку товара. Компания задекларировала отсутствие конфликта интересов, посчитав, что близкое родство заместителя руководителя контрактной службы заказчика с одним из членов совета директоров общества, являющегося его внуком, не препятствует участию в открытом конкурсе.

По результатам рассмотрения заявки конкурсная комиссия заказчика признала её соответствующей требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Однако антимонопольный орган пришел к выводу о наличии конфликта интересов и выдал предписание заказчику об отстранении хозяйственного общества от участия в определении поставщика.

Заказчик оспорил решение антимонопольного органа в арбитражном суде, однако проиграл процесс.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции напомнил круг лиц, участие которых в процедуре закупки предполагает наличие конфликта интересов: руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий.

Указанную норму необходимо применять с учётом закреплённых в статье 6 Закона № 44-ФЗ принципов контрактной системы в сфере закупок, обеспечивающих гласность и прозрачность осуществления государственных и муниципальных закупок и направленных на предотвращение коррупции и недопущение ограничения конкуренции, что корреспондирует требованиям пунктов 1 и 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», напомнил суд.

«В рассматриваемом деле, несмотря на то, что должность заместителя руководителя контрактной службы заказчика не включена в перечень, судом установлен конфликт интересов ввиду того, что полномочия руководителя контрактной службы заказчика и его заместителя являются тождественными по функциональным обязанностям, позволяют влиять на процедуру закупки и результат её проведения», - указал арбитраж.

Он пояснил, что и руководитель контрактной службы, и его заместитель несут ответственность за принятие решений при осуществлении закупок заказчиком.

Кроме того, суд установил, что в соответствии с должностной инструкцией заместитель руководителя контрактной службы имеет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ).

«При названных обстоятельствах допуск к участию в открытом конкурсе хозяйственного общества приведёт или может привести к ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию преимущественных условий участия в закупке, к координации деятельности участника закупки и заказчика, нарушению порядка определения победителя закупки», - отмечает ВС РФ.

Таким образом, комиссия по осуществлению закупок или заказчик в данном случае были обязаны отстранить хозяйственное общество от участия в определении поставщика.

Но наоборот можно

В другом деле произошла ровно обратная ситуация: компанию отстранили от конкурса, так как ее генеральный директор является братом заместителя руководителя контрактной службы заказчика.

На этом основании антимонопольный орган принял решение об отмене протокола рассмотрения заявок и выдал предписание заказчику об отстранении хозяйственного общества от участия в определении поставщика. Заказчик не согласился с решением и пошел с жалобой в арбитраж.

«Признавая оспариваемые акты незаконными, суд указал, что в рассматриваемом деле полномочия заместителя руководителя контрактной службы заказчика по функциональным обязанностям не тождественны полномочиям руководителя. Так, заместитель руководителя контрактной службы заказчика не обладает правом принятия фактических решений, влекущих за собой правовые последствия при разработке плана закупок, плана-графика и осуществлении иных функций и полномочий, которые отнесены к ведению контрактной службы (часть 4 статьи 38 Закона № 44-ФЗ)», - говорится в обзоре.

Таким образом, посчитал суд, в таких случаях у антимонопольного органа отсутствовали основания для отстранения хозяйственного общества от участия в определении поставщика.

Алиса Фокс

Добавить в блог

Код для публикации.

Управлением по имуществу и земельным отношениям Кизильского муниципального района объявлен аукцион. ООО "К" намерен принять в нем участие. Руководитель Управления и директор ООО "К" являются близкими родственниками. Вопрос: 1. Можем ли мы принять участие в этом аукционе не нарушая требований ч.9 п.1 ст.31 Федерального Закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" (имеет ли место конфликт интересов)? 2. Можем ли мы принимать участие в аукционах, если руководители (или учредители) ООО "К" являются близкими родственникам представителей Заказчика?

ООО не может принять участие в закупке, поскольку, как следует из условий вопроса, имеет место конфликт интересов: руководитель поставщика является родственником руководителя заказчика. Если участником закупки не соблюдается это требование, то в любой момент до заключения госконтракта он должен быть отстранен от закупки или ему должно быть отказано в заключении контракта. Это требование .

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» версия для бюджетных учреждений.

Поставщик (исполнитель, подрядчик)

Участвовать в определении поставщика (исполнителя, подрядчика) могут организации и граждане, включая индивидуальных предпринимателей и иностранные компании.

Обязательно нужно проверять следующие требования:

1) наличие прав у участника на ведение деятельности по реализации предмета закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);

2) отсутствие участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков, если такое требование установлено (ч. 1.1 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Комиссия вправе проверять соответствие участника закупки другим единым требованиям, предусмотренным законодательством, таким как отсутствие:

  • решения о признании участника закупки банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • решения о приостановлении деятельности участника;
  • недоимки по налогам;
  • судимости за преступления в сфере экономики у руководителя или главного бухгалтера участника закупки;
  • конфликта интересов.

Полный перечень требований приведен в части 8 статьи 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Требования к участникам закупки (как единые, так и дополнительные) заказчик обязан указывать в извещении и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Если участник закупки не соответствует этим требованиям или предоставил недостоверную информацию о себе, то заказчик (закупочная комиссия) имеет право в любой момент отстранить его от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик может даже отказаться от заключения контракта, если такой участник станет победителем (ч. 9 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Если все же контракт будет заключен, то заказчик обязан будет принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 15 ст. 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Максим Чемерисов , директор департамента

развития контрактной системы Минэкономразвития России

2. Статья : Новое в контрактной системе

3. Статья :Закон о контрактной системе скорректирован

Также установлено требование об отсутствии конфликта интересов между участником закупки и заказчиком. Оно предъявляется ко всем участникам закупки независимо от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Под конфликтом интересов понимается одна из ситуаций, когда руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий:

  • состоят в браке с выгодоприобретателями, руководителями либо членами органов управления участников закупки;
  • являются родственниками выгодоприобретателей, руководителей либо членов органов управления участников закупки по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, бабушкой, дедушкой и внуками), усыновителями или усыновленными, полнородными и неполнородными братьями или сестрами.

Если участником закупки не соблюдается это требование, то в любой момент до заключения госконтракта он должен быть отстранен от закупки или ему должно быть отказано в заключении контракта (ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе).

С уважением, Виктория Рыбалкина,

ведущий эксперт Горячей линии «Системы Юрист»

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

ведущим экспертом Горячей линии «Системы Главбух»

Наличие родственников среди руководителей госзаказчика может привести к тому, что компания вообще не получит возможность участвовать в закупках у этого заказчика. По закону о контрактной системе между заказчиком и участником закупки не должно быть конфликта интересов. То есть представитель участника закупки (например, директор, учредитель) не должен быть супругом или близким родственником директора либо другого сотрудника, ответственного за закупки. Иначе участник закупки отстраняется от участия в торгах. Если же этого не произошло, то контракт в любом случае будет являться недействительным. Верховный суд проанализировал судебную практику по делам, связанным с конфликтом интересов в госзакупках, и подготовил подробный обзор. Главные выводы из него представили специалисты адвокатского бюро "Титов, Кузьмин и партнеры" , которое является экспертом pro bono Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области.

1. При участии в закупках компания обязана подать декларацию об отсутствии конфликта интересов (по сути об отсутствии родственных связей с сотрудниками госзаказчика, ответственными за закупки) или проставить отметку в соответствующей графе электронной документации. Верховный суд подтвердил, что «галочки» в электронной документации приравнены к подаче письменной декларации. То есть при установке «галочки» в электронном виде предоставлять письменную декларацию не нужно. Заявить об отсутствии конфликта интересов (с помощью декларации или проставления «галочки» в электронном виде) нужно обязательно. Иначе заявку могут отклонить, даже если фактически конфликта интересов на самом деле не было.

2. По закону о контрактной системе конфликт интересов возможен при наличии родственных связей с руководителем заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы заказчика, контрактным управляющим. Но это не значит, что с другими сотрудниками, отвечающими за закупки, конфликт интересов невозможен. Если должностное лицо заказчика участвует в осуществлении закупки и его полномочия позволяют влиять на процедуру проведения и результат закупки, то наличие родственных отношений с ним также говорит о конфликте интересов.

Так в одном деле суд установил, что в должностной инструкции заместителя руководителя контрактной службы были предусмотрены полномочия на определение поставщиков. То есть полномочия оказались тождественны полномочиям руководителя контрактной службы. Поэтому суд посчитал, что заказчик должен был отклонить заявку поставщика. Член совета директоров поставщика являлся внуком заместителя руководителя контрактной службы. При этом поставщик не подал декларацию о конфликте интересов. А вот в другом деле суд, наоборот, отказался признать конфликт интересов с заместителем, поскольку полномочия заместителя руководителя контрактной службы заказчика по функциональным обязанностям были не тождественны полномочиям руководителя.

3. Если руководитель заказчика одновременно является представителем учредителя некоммерческой организации (участника закупки), это свидетельствует о наличии конфликта интересов.

4. Чтобы контракт был заключен, конфликта интересов не должно быть ни на момент подачи заявки, ни в период до выявления победителя. Например, если на время подачи заявок директор участника закупки являлся супругом контрактного управляющего, но на момент выявления победителя брак был расторгнут, все равно контракт будет признан недействительным.

5. Если после рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и подписания протокола обнаружен конфликт интересов, комиссия по осуществлению закупок обязана отстранить участника закупки без повторного рассмотрения вторых частей заявок.

6. Госконтракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным. Если выявится такой факт, то сторонам придется вернуть все полученное по сделке, а если это невозможно, то возместить стоимость в деньгах. Также участник закупки не сможет требовать от заказчика исполнения условий контракта.