Ответственность сторон в контрактах с единственным поставщиком. Государственный (муниципальный) контракт (общие требования). Прекращение действия контракта

44-ФЗ не содержит четкое описание такого термина, однако можно воспользоваться положениями ст. 432 Гражданского кодекса. Существенные условия контракта по 44-ФЗ — это условия, которые необходимо включить в договор по требованию закона. Без них договор можно признать недействительным.

Контракт заключается в соответствии с извещением, документацией, заявкой и окончательным предложением победителя (ч. 1 ст. 34 44-ФЗ). Таким образом, условия, которые указаны в этих документах, тоже можно считать существенными.

Виды существенных условий

Помимо сведений, которые указаны в извещении и документации (наименование и описание объекта закупки, количество, место, сроки доставки, выполнения работы или оказания услуги, источник финансирования, гарантийные обязательства, осуществление монтажа, наладки и другие) к существенным условиям относятся:

  1. Цена, как она определяется, формула расчета и максимальное значение (Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).
  2. Порядок и срок оплаты, приемки товара, работы или услуги.
  3. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
  4. Способ и размер обеспечения исполнения договора, а также срок возврата этих денег.
  5. При цене от 1 млрд. руб. для федеральных нужд и от 100 млн. руб. для нужд субъекта — обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех подрядчиках, которых он привлекает к исполнению контракта, если им отдается свыше 10% от общего объема работ. А также ответственность за нарушение этого требования.
  6. Банковское сопровождение только в банках, которые прошли предварительный отбор, применяется для госконтрактов стоимостью от 1 млрд. руб. для нужд субъекта, от 200 млн. руб. для муниципальных нужд (ПП от 20.09.2014 г. N 963).
  7. Сколько субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций можно привлечь. А также ответственность за непривлечение, если заказчик установил такое требование в документации.
  8. Возможность одностороннего отказа от исполнения.

Содержание отдельных видов договора определяются специальными актами. Например, Постановление от 18.08.2010 № 636 устанавливает требования к энергосервисному контракту, Постановление от 12.05.2017 № 563 — на работы по одновременному проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Заказчик вправе не применять эти требования при заключении договора .

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе позволяет внести изменения в существенные требования договора. Помните, что изменять их можно только на этапе исполнения, а не заключения договора. Случаи, когда можно внести изменения, определяет ст. 95. В контракте можно изменить:

  1. Снижение цены без изменения объемов.
  2. Увеличение или уменьшение количества товара, работ, услуг не более чем на 10%.
  3. Изменение регулируемых цен (тарифов) согласно актам РФ.
  4. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, которые связанны с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ.
  5. Улучшение качественных, технических и функциональных характеристик товара.

Уважительной причиной для корректировок будет считаться уменьшение ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств. Или ситуация, когда исполнение контракта без изменения невозможно по независящим от сторон обстоятельствам.

  • On 29.03.2017
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, Статьи, Условия госконтрактов, Электронный аукцион, ЭТП

Заключение государственного контракта регулируется законом о госзакупках и гражданским законодательством. Эти нормы требуют, чтобы определенные условия включались в госконтракт в обязательном порядке. Другие же условия заказчик может добавлять на свое усмотрение.

Обязательные условия контракта

К обязательным условиям контракта, которые вносятся в него на этапе формирования проекта, относятся следующие:

  1. Условия о неизменности цены, за исключением случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула ее расчета. Это предусмотрено для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию.
  2. Условия об ответственности сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей по контракту.
  3. Условия, которые касаются оплаты предмета закупки - порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе.
  4. Условия о приемке результатов исполнения контракта - порядок и срок ее проведения.
  5. Условия об обеспечении исполнения контракта - его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.

Обратите внимание! Если заказчик предусматривает в контракте возможность его одностороннего расторжения, то эти условия также должны быть отражены в контракте.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Ответственность заказчика и поставщика за нарушение положений госконтракта

За нарушение сроков исполнения содержащихся в контракте обязательств устанавливается ответственность в виде пени. Начисляются они с первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки, установленной Центральным Банком РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок. Например, если заказчик оплатил в установленный срок не всю сумму, то указанный коэффициент применяется к неоплаченной сумме.

Все прочие нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой, в том числе его неисполнение, наказываются штрафами. Суммы штрафов фиксированы и зависят от НМЦ контракта. Например, если заказчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по контракту, к нему применяется следующий штраф:

  • 2,5% при НМЦК менее 3 млн рублей,
  • 2% при НМЦК 3–50 млн рублей,
  • 1,5% при НМЦК 50–100 млн рублей,
  • 0,5% при НМЦК более 100 млн рублей.

Условия об оплате

Каждый контракт обязан включать информацию о том, каким образом будет осуществляться его оплата. В контракте должны быть определены момент исполнения заказчиком обязательств по оплате, срок, порядок оплаты, а также форма расчетов. Гражданский кодекс предусматривает четыре варианта оплаты: предварительная, частично предварительная, оплата по частям за каждый этап работы или партию товара, а также единовременная оплата после исполнения контракта.

Что касается срока оплаты, то он должен быть четко прописан и не может зависеть от получения заказчиком финансирования.

Приемка результатов контракта

Кроме того, в соответствии с частью 13 статьи 34 закона 44-ФЗ, необходимо сформулировать в контракте условия приемки поставленного товара или результата выполненных работ, оказанных услуг. При этом в контракте необходимо указать форму основного и дополнительных документов о приемке, сроки их формирования и подписания. Также в контракт необходимо добавить критерии, по которым будет оцениваться, соответствуют ли товары (работы, услуги) установленным законом и контрактом требованиям.

Составляя условия о приемке результатов контракта, рекомендуем руководствоваться Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ГОСТами, СНиПами, инструкциями, стандартами и другими нормативными документами.

Прочие обязательные условия

Также в контракт должны быть включены условия о сроках исполнения, о предоставлении обеспечения и его возврате. Последнее условие формируется на основании положений части 1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ. Что касается сроков, то в соответствии со статьями 190-194 Гражданского кодекса, это может быть фиксированная дата, период (например, 1 год), интервал (например, 1–15 число каждого месяца) либо срок действия (например, в течение 2-х месяцев с момента оплаты).

Условие на усмотрение: односторонний отказ

Если заказчик желает включить в контракт возможность одностороннего отказа от исполнения контракта, то его условия необходимо включить в документацию и проект контракта. В противном случае сделать это будет невозможно. Более подробно об условиях одностороннего расторжения .

Прочие необязательные условия

Контракт содержит и иные условия, как существенные, так и нет. К существенным относится описание предмета контракта - его характеристики, параметры, свойства. Кроме того, в контракт могут быть включены:

  • условия о гарантии;
  • условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы;
  • условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием;
  • условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта;
  • иные условия, не противоречащие законодательству.

Неотъемлемые части контракта

Зачастую возможность исполнить обязательство зависит от информации, которая содержится в иных документах: спецификациях, актах, инструкциях, технических заданиях, лицензиях, специальных перечнях, документах, подтверждающих характеристики объектов и так далее. В таком случае эти документы становятся неотъемлемой частью контракта, и в его тексте необходимо сделать на них соответствующее указание.

Порядок заключения контракта

На первом этапе составляется проект контракта, который является частью закупочной документации. В него включаются все обязательные и дополнительные условия. Когда процедура закупки состоялась и победитель определен, контракт дополняется новыми условиями - наименованием и реквизитами исполнителя, ценой и предметом контракта. Затем он направляется поставщику, и тот, внеся обеспечение, подписывает его. В зависимости от типа закупки, этот процесс имеет свои особенности.

Конкурс

Конкурс дает заказчику определенные преимущества:

  • при выборе поставщика учитывать не только наилучшую цену, но и прочие условия;
  • всесторонне ознакомиться с предложениями и возможностями участников закупки;
  • закупать технологически сложную продукцию, специализированные и высококвалифицированные работы и услуги.

Контракт по результатам конкурса заключается не ранее чем через 10 дней и не позже чем через 20 дней от даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки.

Электронный аукцион

Закупка товаров, работ и услуг, определенных в перечне из распоряжения Правительства № 471-р, должна производиться строго в форме электронного аукциона. Основной особенностью аукциона является участие посредника - электронной площадки (ЭТП). Преимущества этого вида закупки для заказчика таковы:

  • возможность получить наилучшую цену;
  • отсутствие необходимости организовывать закупку, поскольку эта функция возложена на ЭТП
  • малое количество ограничений на проведение аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения итогового протокола заказчик размещает в ЕИС проект контракта. Победитель знакомится с ним, и в течение следующих 5 дней подписывает его электронной подписью и размещает в ЕИС вместе с подтверждением оплаты обеспечения контракта.

Запрос котировок

Это способ закупки выгодно отличается простотой документации, типовыми условиями проведения, а также коротким сроком подготовки. Существенный минус - цена контракта не должна превышать 500 тыс. рублей. Что касается срока подписания контракта, то он определяется заказчиком в извещении о закупке. Крайние сроки – не ранее 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позже 20 дней с даты его подписания.

Если поставщик отказался подписывать контракт

Участник процедуры, который признан победителем, должен заключить контракт в обязательном порядке, иначе будет признан уклонившимся от этого со всеми вытекающими последствиями. Но если такое все же происходит, то заказчик должен предложить заключить контракт поставщику, занявшему второе место.

Прежде всего следует составить протокол о том, что первый участник уклонился от заключения контракта. При этом не имеет значения, по какой причине он это сделал. В протоколе следует указать информацию о закупке, данные участника и ссылку на норму закона 44-ФЗ, в соответствии с которой он признан уклонившимся. В течение одного рабочего дня этот протокол следует разместить в ЕИС. Информацию об этом участнике также следует передать в реестр недобросовестных поставщиков.

Предложение заключить контракт участнику, занявшему второе место, заказчик направляет в срок, непревышающий срок направления контракта победителю в зависимости от типа закупки. Поставщик имеет возможность выбрать, заключить контракт или отказаться от этого. Если он согласен, то в установленный для данного типа закупки срок он передает заказчику подписанный экземпляр и подтверждение обеспечения контракта. В случае отказа поставщик не признается уклонившимся от заключения контракта и, соответственно, негативных последствий для него этот факт не имеет.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК

КОНТРАКТ

См. образец проекта контракта.

1. Общие требования к контракту >>>

2. Ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту >>>

3. Обеспечение исполнения контракта >>>

4. Образцы документов. Контракт >>>

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основании государственных и муниципальных контрактов.

Государственный (муниципальный) контракт представляет собой договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРАКТУ

Требования к контракту на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд отражены в ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Форма: произвольная.

Контракт заключается:

По результатам электронного аукциона - в форме электронного документа;

По результатам остальных закупок - в письменной форме.

Часть 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусматривает утверждение уполномоченными органами исполнительной власти типовых контрактов, типовых условий контрактов, которые впоследствии должны быть размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС). После утверждения типовых контрактов форма контракта должна будет соответствовать утвержденной форме.

Обязательно указать:

1) условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Из данного правила существует единственное исключение: в ряде случаев в контракте могут быть определены ориентировочное значение цены или формула цены и максимальное значение цены контракта, предусмотренные в документации о закупке. Перечень случаев, в которых при заключении контракта указывается формула цены и ее максимальное значение, установлен Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19. К ним отнесено заключение контракта на предоставление услуг обязательного страхования, агентских услуг и услуг по оценке недвижимого имущества;

2) условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя; далее - поставщик) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

3) условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

В контракте необходимо указать, в какой форме будет осуществляться оплата (наличный или безналичный расчет), предусмотрена ли выплата аванса, а также отразить размер аванса, срок и порядок его выплаты, срок и порядок оплаты поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг) - поэтапная оплата, оплата в один этап и т.д.;

4) условие о порядке и сроках приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Контракт должен содержать порядок определения заказчиком соответствия поставляемого товара (выполненной работы, оказанной услуги) условиям контракта по количеству (объему), комплектности и иным показателям, предусмотренным условиями контракта. Также необходимо отразить в контракте порядок оформления результатов приемки товара (работ, услуг). Эти результаты могут оформляться товарными накладными, актами сдачи-приемки поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг) и иными документами;

5) условие о предоставлении обеспечения исполнения контракта (способ, сумма, срок обеспечения, реквизиты документов, подтверждающих его внесение) (ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). При закупке у единственного поставщика на сумму не более 100 тыс. руб. и в ряде других перечисленных в ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ случаев заказчик вправе не требовать предоставления обеспечения.

Кроме того, есть условия, которые должны быть отражены в контракте в определенных случаях.

Таблица. Условия контракта, которые обязательно указывать в определенных случаях

┌───────────────────────┬────────────────────────┬────────────────────────┐

│ Случай │ Сведения (условия) │ Пояснение │

│Контракт заключается с │Условие об уменьшении │Необходимость включения │

│физическим лицом (кроме│суммы, подлежащей │данного условия в │

│индивидуального │уплате, на размер │контракт обусловлена │

│предпринимателя или │налоговых платежей │особенностями │

│иного занимающегося │(ч. 13 ст. 34 Закона │налогообложения │

частной практикой лица)│N 44-ФЗ) │физических лиц, не │

│ │ │являющихся │

│ │ │индивидуальными │

│ │ │предпринимателями и не │

│ │ │занимающихся частной │

│ │ │практикой. Такие лица не│

│ │ │являются плательщиками │

│ │ │НДС, который, как │

│ │ │правило, включается в │

│ │ │цену контракта │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

Контракт заключается на│График исполнения (ч. 12│ │

│срок более трех лет и │ст. 34 Закона N 44-ФЗ) │ │

│его цена составляет │ │ │

│более 100 млн руб. │ │ │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Правительством РФ │Дополнительные условия │Правительство РФ вправе │

│принято решение о │исполнения контракта │определить особенности │

│необходимости включения│(ч. 17 ст. 34 Закона │осуществления конкретной│

│в контракт │N 44-ФЗ) │закупки, в том числе │

│дополнительных условий │ │дополнительные условия │

│его исполнения │ │исполнения контракта, не│

│ │ │связанные с его │

│ │ │предметом (ч. 1 ст. 111 │

│ │ │Закона N 44-ФЗ) │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Начальная │Условие об обязанности │Данная информация должна│

│(максимальная) цена │поставщика предоставлять│предоставляться в │

│контракта превышает: │информацию обо всех │течение 10 календарных │

│- 1 млрд руб. - при │привлекаемых к │дней с момента │

│закупках для │исполнению контракта │заключения договора с │

│федеральных нужд; │субподрядчиках, если │субподрядчиком. В │

│- 100 млн руб. - при │цена договоров с ними │контракте необходимо │

│закупках для нужд │составляет более чем 10%│предусмотреть │

│субъекта РФ, │цены контракта (ч. 23 │ответственность │

│муниципальных нужд │ст. 34 Закона N 44-ФЗ) │поставщика за ее │

│(п. 2 Постановления │ │непредоставление │

│Правительства РФ от │ │ │

│04.09.2013 N 775) │ │ │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Поставщиком в │Условие о сроках │Случай, в котором │

│качестве способа │возврата денежных │контракт должен │

│обеспечения исполнения │средств, внесенных в │содержать условие о │

│контракта избрано │качестве обеспечения │сроках возврата │

│перечисление денежных │исполнения контракта │поставщику обеспечения │

│средств на счет │ │исполнения контракта, │

│заказчика │ │определен ч. 27 ст. 34 │

│ │ │Закона N 44-ФЗ │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Правительством РФ, │Условие о банковском │При банковском │

│высшим исполнительным │сопровождении контракта │сопровождении контракта │

│органом государственной│(ч. 26 ст. 34 Закона │осуществление расчетов в│

│власти субъекта РФ, │N 44-ФЗ). │ходе исполнения │

местной администрацией │ │контракта отражается на │

│установлена │Примечание │счетах, которые │

│необходимость │Данное условие заказчик │открываются в │

│банковского │должен включать в │соответствующем банке. │

│сопровождения контракта│контракт с 01.07.2014 │Порядок осуществления │

│ │(ч. 1.1 ст. 114 Закона │банковского │

│ │N 44-ФЗ) │сопровождения контрактов│

│ │ │устанавливает │

│ │ │Правительство РФ │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Контракт заключается: │Условия о последующем │Обязанность заказчиков │

│1) на проектирование и │обслуживании, │заключать контракты │

│строительство │эксплуатации в течение │жизненного цикла, │

автомобильных дорог, │срока службы, ремонте, │предусматривающие помимо│

│дорожных сооружений, │утилизации поставленного│поставки (создания) │

│инфраструктуры морских │товара или созданного в │товара обязанности │

│и речных портов, │результате выполнения │поставщика по его │

│аэродромов, объектов │работы объекта │последующему │

│коммунального │ │обслуживанию, │

│хозяйства, объектов │ │эксплуатации, ремонту, │

│инфраструктуры │ │утилизации, │

│метрополитена, │ │предусмотрена │

│внеуличного транспорта │ │Постановлением │

│и городского наземного │ │Правительства РФ от │

│электрического │ │28.11.2013 N 1087 "Об │

│транспорта, объектов │ │определении случаев │

│инфраструктуры │ │заключения контракта │

│железнодорожного │ │жизненного цикла" на │

│транспорта общего │ │основании ч. 16 ст. 34 │

│пользования, уникальных│ │Закона N 44-ФЗ │

│объектов капитального │ │ │

│строительства; │ │ │

│2) закупку │ │ │

│железнодорожного │ │ │

│подвижного состава, │ │ │

транспортных средств │ │ │

│метрополитена, │ │ │

│внеуличного транспорта │ │ │

│и городского наземного │ │ │

│электрического │ │ │

│транспорта, воздушных │ │ │

│судов, морских и речных│ │ │

│судов │ │ │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Заказчик в дальнейшем │Условие о возможности │Заказчик вправе принять │

│хочет воспользоваться │одностороннего отказа от│решение об одностороннем│

│правом одностороннего │исполнения контракта │отказе от исполнения │

│отказа от исполнения │(ч. 14 ст. 34 Закона │контракта при условии, │

│контракта │N 44-ФЗ) │что это было │

│ │ │(ч. 9 ст. 95 Закона │

│ │ │N 44-ФЗ). Если в │

│ │ │контракт включено такое │

│ │ │условие, то и поставщик │

│ │ │вправе принять решение │

│ │ │об одностороннем отказе │

│ │ │от исполнения контракта │

│ │ │по основаниям, │

│ │ │предусмотренным для │

│ │ │одностороннего отказа от│

│ │ │исполнения отдельных │

│ │ │видов обязательств, в │

│ │ │соответствии с │

│ │ │Гражданским кодексом РФ │

│ │ │(ч. 19 ст. 95 Закона │

│ │ │N 44-ФЗ) │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Заказчик в дальнейшем │Информация о возможности│В ряде случаев условия │

│хочет воспользоваться │изменения существенных │контракта могут быть │

│правом изменить условия│условий контракта │изменены по соглашению │

│контракта │ │сторон, если это было │

│ │ │предусмотрено контрактом│

│ │ │(п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона│

│ │ │N 44-ФЗ). К таким │

│ │ │случаям относятся: │

│ │ │- снижение цены │

│ │ │контракта без изменения │

│ │ │количества товара │

│ │ │(объема работ, услуг); │

│ │ │- увеличение количества │

│ │ │товара (объема работ, │

│ │ │услуг) не более чем на │

│ │ │10% │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Контракт заключается на│Дополнительное условие о│Органы государственной │

│выполнение работ по │продаже лесных │власти, местного │

│охране, защите, │насаждений для заготовки│самоуправления при │

воспроизводству лесов │древесины │проведении мероприятий │

│в соответствии со │ │по охране, защите, │

│ст. 19 ЛК РФ │ │воспроизводству лесов, │

│ │ │которые расположены на │

│ │ │землях, находящихся в │

│ │ │государственной или │

│ │ │муниципальной │

│ │ │собственности (если │

│ │ │проведение этих │

│ │ │мероприятий не возложено│

│ │ │на лиц, использующих │

│ │ │леса), должны │

│ │ │осуществлять закупки в │

│ │ │соответствии с Законом │

│ │ │N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 19 │

│ │ │ЛК РФ) │

└───────────────────────┴────────────────────────┴────────────────────────┘

Кто составляет: юрист, работник контрактной службы (контрактный управляющий) по согласованию с юристом.

Кто подписывает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо, руководитель поставщика или иное уполномоченное лицо.

Регистрация: в реестре контрактов. Такая регистрация осуществляется посредством направления сведений о контракте в Казначейство России (ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). Не требуют регистрации контракты, заключенные с единственными поставщиками на суммы не более 100 тыс. руб. и 400 тыс. руб. на основании п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).

Срок регистрации: три рабочих дня с даты заключения контракта.


Похожая информация.


Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», государственный (муниципальный) контракт представляет собой гражданско-правовой договор, к которому применяются нормы ГК РФ.

Государственный контракт представляет собой гражданско-правовой , заключаемый от имени РФ, субъекта РФ для обеспечения государственных нужд.

Муниципальный контракт заключается от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд.

При заключении контракта сторонам необходимо учитывать требования:

  • к форме контракта;
  • составлению и изменению проекта контракта;
  • согласованию условий;
  • порядку изменения и прекращения контракта;
  • содержанию отдельных видов контрактов.

Форма контракта произвольная.

Основанием для заключения контракта являются:

  • результат (в форме электронного документа);
  • результат остальных закупок (в письменной форме).

Обязательно указываются следующие условия:

  1. что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Из вышеназванного правила существует единственное исключение: в ряде случаев в контракте могут быть определены ориентировочное значение цены или формула цены и максимальное значение цены контракта, предусмотренные в документации о закупке;
  2. условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту;
  3. условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги;
  4. условие о порядке и сроках приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов). Контракт должен содержать порядок определения заказчиком соответствия поставляемого товара (выполненной работы, оказанной услуги) условиям контракта по количеству (объему), комплектности и иным показателям, предусмотренным условиями контракта;
  5. условие о предоставлении обеспечения исполнения контракта (способ, сумма, срок обеспечения, реквизиты документов, подтверждающих его внесение) (ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). При закупке у на сумму не более 100 тыс. руб. и в ряде других перечисленных в ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ случаев заказчик вправе не требовать предоставления обеспечения.

Муниципальный контракт: Видео

В Федеральном законе №44 понятие существенные условия контракта используется неоднократно. Однако его четкого, да и не четкого тоже, определения не дано. В связи с этим у заказчиков и поставщиков/исполнителей/подрядчиков возникает немало вопросов: что же это за условия, что именно непременно должно оставаться постоянным в тексте контракта. Ведь по закону существенные условия изменяются, в соответствии с частью 3 статьи 34, только в исключительных случаях, определенных статьей 95 44-ФЗ.

Что является существенными условиями

В Федеральном законе №44 и других правовых актах, связанных с государственными закупками, как таковое понятие существенных условия контракта отсутствует. Однако оно есть в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГКРФ).

Согласно пункту 2 статьи 432 указанного выше кодекса, существенными условиями может считаться та информация, которая должна быть включена в контракт в обязательном порядке (в рамках Федерального закона №44 она определена в статье 34). Кроме того, сюда же можно отнести те моменты, относительно которых по инициативе одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Для того чтобы между заказчиком и победителем закупки не возникало споров по поводу существенных условий, некоторые заранее вносят информацию о том, что к ним относить, в проект контракта. Такое решение является, по сути дела, оптимальным для обеих сторон и поможет в непредвиденных ситуациях избежать судебных урегулирований разногласий.

Какие условия контракта относятся к существенным

Тем не менее, что бы не было прописано в контракте, с существенными условиями все же стоит быть осторожнее. Логично было бы отнести к ним все, что определено как необходимое содержание, в соответствии со статьей 34 44-ФЗ. В общем случае, основываясь на нормах ГКРФ и Федерального закона №44 это будет следующая информация:

  • предмет контракта (наименование товара/услуги/работы) и его характеристики (описание, сметы на выполнение работ и так далее);
  • количество поставляемого товара/объем оказываемых услуг/объем выполняемых работ;
  • срок поставки товара/оказания услуг/выполнения работ, в случае если контракт предусматривает этапы - начало/окончание каждого из них;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты поставленного товара/оказанных услуг/выполненных работ;
  • ответственность каждой из сторон за нарушение условий контракта, в том числе размер штрафных санкций для заказчика и поставщика/исполнителя/подрядчика.

Разъяснения, касающиеся вопросов, связанных с существенными условиями контракта, даны Минэкономразвития России в письме №Д28и-2286 от 3 августа 2015 года.

Можно ли изменять существенные условия контракта и в каких случаях

Многие заказчики и поставщики/исполнители/подрядчики считают, что существенные условия контракта - это что-то незыблемое и изменять их нельзя ни при каких обстоятельствах после того, как аукцион прошел. На самом деле это не так. Есть ситуации, в которых можно вносить изменения в текст контракта, ели достигнуто соглашение между сторонами. Главное, чтобы такая возможность была прописана в документации и самом контракте, а все "правки" оформлены официально, с заключением дополнительного соглашения.

В 2015 и 2016 году, согласно части 1.1 статьи 95 44-ФЗ было позволено изменять практически все перечисленные выше условия. С 1 января 2017 года, если не будет внесено дополнительных изменений в закон, ситуация несколько ужесточается, придется ориентироваться только на случаи, описанные в части 1 статьи 95 Федерального закона №44. Их не так много и некоторые моменты, действительно, не будут подлежать изменению ни при каких условиях, даже если достигнуто соглашение сторон.

Часто возникает еще один вопрос - а можно ли изменить условия контракта при его подписании? Здесь ответ однозначный - нет. Проект должен в точности соответствовать тому, который был предложен в документации. Если стороны пришли к какому-то соглашению, то изменения вносить можно будет только после того, как контракт подписан.

Проще всего внести изменения в условия контракта еще до начала торгов - когда идет подача заявок. Здесь можно менять все. Главное - уложиться в соответствующие сроки, позволяющие вносить изменения в извещения и документацию о закупке.

Чем грозит нарушение существенных условий контракта

Нарушение сторонами существенных условий контракта грозит, в первую очередь, прописанными в нем штрафными санкциями. В некоторых случаях это может стать поводом для одностороннего расторжения или расторжения в судебном порядке.

Поставщики/исполнители/подрядчики, нарушившие существенные условия контракта (если этот факт официально зафиксирован) наверняка попадут в реестр недобросовестных поставщиков.

Может возникнуть еще одна ситуация. Вроде бы, условия изменены по соглашению сторон. Однако сделано это без законных оснований, в случае, не предусмотренных законом. В этом случае, если факт "всплывет" при проверке контролирующим органом, ответственность понесут обе стороны. Чаще всего это штраф, но может быть и более суровое наказание.

Существенные условия контракта по 44-ФЗ

Существенные условия госконтракта


44-ФЗ не содержит четкое описание такого термина, однако можно воспользоваться положениями ст. 432 Гражданского кодекса. Существенные условия контракта по 44-ФЗ — это условия, которые необходимо включить в договор по требованию закона. Без них договор можно признать недействительным.

Контракт заключается в соответствии с извещением, документацией, заявкой и окончательным предложением победителя (ч. 1 ст. 34 44-ФЗ). Таким образом, условия, которые указаны в этих документах, тоже можно считать существенными.

Виды существенных условий


Помимо сведений, которые указаны в извещении и документации (наименование и описание объекта закупки, количество, место, сроки доставки, выполнения работы или оказания услуги, источник финансирования, гарантийные обязательства, осуществление монтажа, наладки и другие) к существенным условиям относятся:

  1. Цена, как она определяется, формула расчета и максимальное значение (Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).
  2. Порядок и срок оплаты, приемки товара, работы или услуги.
  3. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
  4. Способ и размер обеспечения исполнения договора, а также срок возврата этих денег.
  5. При цене от 1 млрд. руб. для федеральных нужд и от 100 млн. руб. для нужд субъекта — обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех подрядчиках, которых он привлекает к исполнению контракта, если им отдается свыше 10% от общего объема работ. А также ответственность за нарушение этого требования.
  6. Банковское сопровождение только в банках, которые прошли предварительный отбор, применяется для госконтрактов стоимостью от 1 млрд. руб. для нужд субъекта, от 200 млн. руб. для муниципальных нужд (ПП от 20.09.2014 г. N 963).
  7. Сколько субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций можно привлечь. А также ответственность за непривлечение, если заказчик установил такое требование в документации.
  8. Возможность одностороннего отказа от исполнения.

Содержание отдельных видов договора определяются специальными актами. Например, Постановление от 18.08.2010 № 636 устанавливает требования к энергосервисному контракту, Постановление от 12 мая 2017 г. № 563 — на работы по одновременному проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Заказчик вправе не применять эти требования при заключении договора с единственным поставщиком.

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ


Закон о контрактной системе позволяет внести изменения в существенные требования договора. Помните, что изменять их можно только на этапе исполнения, а не заключения договора. Случаи, когда можно внести изменения, определяет ст. 95. В контракте можно изменить:

  1. Снижение цены без изменения объемов.
  2. Увеличение или уменьшение количества товара, работ, услуг не более чем на 10%.
  3. Изменение регулируемых цен (тарифов) согласно актам РФ.
  4. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, которые связанны с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ.
  5. Улучшение качественных, технических и функциональных характеристик товара.

Уважительной причиной для корректировок будет считаться уменьшение ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств. Или ситуация, когда исполнение контракта без изменения невозможно по независящим от сторон обстоятельствам.

Энциклопедия решений. Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ


Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ

Из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ прямо следует, что контракты, заключаемые в соответствии с этим Законом, в том числе государственные и муниципальные (см. п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), являются гражданско-правовыми договорами. Поэтому ко всем договорам (контрактам), заключаемым заказчиками, руководствующимися Законом N 44-ФЗ, применяются нормы Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем нормы Закона N 44-ФЗ являются специальными, а потому имеют приоритет над общими (см. определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 N 199-О). Соответственно, нормы Гражданского кодекса РФ применяются к контрактам, заключаемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ, поскольку иное не предусмотрено нормами этого Закона. Аналогичные разъяснения даны в ответе на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889.

Как следует из п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ, стороны договора свободны в определении его условий, за исключением случаев противоречия закону и случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При этом в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными же условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Как видно из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, предметом контрактов является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества). Также Закон N 44-ФЗ содержит требования к содержанию контракта, как сведенные в единую ст. 34 Закона N 44-ФЗ, так и вытекающие из иных общих норм этого Закона.

Следует учитывать, что ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ введено единое требование: контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (далее - извещение) или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент), документацией о закупке (далее - документация), заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, когда в соответствии с этим Законом извещение или приглашение принять участие в определении контрагента, документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Фактически это исключение касается только заключения контракта с единственным контрагентом. Это видно и из того, что указанное общее требование продублировано в нормах, касающихся заключения контрактов по итогам конкурентных способов закупки (процедур определения контрагента) (см. ч.ч. 1, 5 ст. 54, ч.ч. 2, 6 ст. 70, ч.ч. 11, 14 ст. 78, ч. 17 ст. 83, ч. 4 ст. 91 Закона N 44-ФЗ).

Заключение контракта с нарушением объявленных условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 1, 2 ст. 7.32 КоАП РФ.

Из п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, требующего обязательного включения в извещение (а в силу ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 6 ст. 83, ч. 2 ст. 85, ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ - и в документацию) краткого изложения условий контракта, следует, что к существенным, в силу указания в законе, условиям любого контракта относятся:

Наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона N 44-ФЗ, которые предусматривают указание характеристик и идентифицирующих признаков объекта закупки;

Количество товара, являющегося предметом контракта, либо, как мы полагаем, объем работ или услуг, подлежащих выполнению или оказанию по контракту (подробнее аргументация изложена в отдельном материале);

Место доставки товара, являющегося предметом контракта, место выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта;

Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг;

Цена контракта (в норме указывается на начальную (максимальную) цену контракта, далее - НМЦК).

При этом положения ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ о заключении контракта на условиях, предусмотренных как извещением или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией, так и заявкой, окончательным предложением участника закупки, по нашему мнению, касаются наименования и описания объекта закупки и цены контракта - положений, которые в принципе могут изменяться по сравнению с указанными в извещении и документации при любых конкурентных способах закупки (см. п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 3 ст. 66 и ч. 4 ст. 68, п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 73, п. 2 ч. 2 ст. 88 и ч. 3 ст. 90 Закона N 44-ФЗ). (Подробнее вопросы об определении объекта закупки и цены контракта рассмотрены в отдельных материалах).

Вышеуказанным п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ к условиям контракта отнесены также сведения об источнике финансирования. Однако, по нашему мнению, это является ошибкой юридической техники, поскольку таковые сведения не могут быть отнесены к условиям контракта. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Не относится к условиям контракта, но в силу ч. 1 ст. 23 Закона N 44-ФЗ обязательно включается в любой контракт, в том числе заключаемый с единственным контрагентом (см. письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 N Д28и-623), информация об идентификационном коде закупке.

Кроме того, ст. 34 Закона N 44-ФЗ указывает на необходимость включения в любой контракт (за исключением указанных ниже) следующих обязательных условий:

О порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (ч.ч. 13, 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

О порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

Об ответственности заказчика и контрагента (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), фактически здесь речь идет о ряде условий - об ответственности заказчика и об ответственности контрагента, причем за разные нарушения условий контракта.

Внимание

Исключение установлено ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, согласно которой к контрактам с единственным контрагентом, заключаемым на основании п.п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 и 52 ч. 1 ст. 93 этого Закона, заказчиком могут не применяться требования ч.ч. 4 - 9, 11 - 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Также согласно ст. 34 Закона N 44-ФЗ некоторые условия обязательно включаются в отдельные категории контрактов:

Условие об обязанности контрагента предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших с ним договор или договоры, цена которого или общая цена которых превышает 10% цены контракта, включается в контракт НМЦК которого превышает размер, установленный Правительством РФ (ч. 23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

Условие о банковском сопровождении контракта включается в контракт в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 Закона N 44-ФЗ (ч. 26 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

Условие о сроках возврата заказчиком контрагенту денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется контрагентом (ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта, однако из этого правила ч.ч. 2, 2.1 и 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ установлены исключения, в том числе случаи, когда требование об обеспечении контракта само по себе является условием договора, включаемым по усмотрению заказчика;

Дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки включается в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями ст. 19 Лесного кодекса РФ (ч. 28 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

По усмотрению заказчика в контракт включаются условия:

О гарантиях качества товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);

О возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Требования к содержанию этого условия вытекают из ч.ч. 8 - 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (ч. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Следует также иметь в виду существование типовых контрактов, типовых условий контрактов, которые на основании ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией "Росатом", Госкорпорацией "Роскосмос", размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством РФ (см. Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606).

Внимание

Согласно самой ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусмотренные ею типовые контракты, типовые условия контрактов не применяются в случаях, указанных в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

По нашему мнению, все вышеперечисленные требования должны применяться не только к контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но и к иным контрактам, на заключение которых распространяется действие Закона N 44-ФЗ по общему правилу: на аренду имущества, приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности и т.п. (см. отдельный материал по данному вопросу). Безусловно, что при этом ряд требований могут быть применены только с поправками, вытекающими из существа предмета соответствующего контракта.

Кроме того, в любом случае должны учитываться нормы Гражданского кодекса РФ, определяющие существенные условия отдельных видов договоров (например, применительно к договору лизинга (финансовой аренды) на это указывается в письме ФАС России от 14.07.2014 N АД/28082/14) и устанавливающие содержание тех или иных условий таких видов договоров. Напомним, что условия контракта не могут противоречить закону.

Информационный блок " Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.

При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Что является существенными условиями контракта (договора)?


Институт госзакупок

1.Учитывая, что понятие «существенные условия договора» в нормативной базе отсутствует, и принимая во внимание, что существенными условиями являются условия, которые названы, как необходимые (п.1.ст.432), существенными условиями договора возможно признать:

Предмет договора (в т.ч. виды и объемы работ) (п.1.ст.432 ГК РФ)

Начальный и конечный сроки выполнения работы (этапов работы) (п.1.ст.708 ГК РФ)

Цена работы или способы ее определения (п.1.ст.709 ГК РФ). В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. (п.3.ст.709 ГК РФ).

Срок и порядок оплаты (п.1.ст.711 ГК РФ)

Ответственность заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п.1 ст.432 ГК РФ).

Предмет договора (в т.ч. виды и объемы услуг) (п.1.ст.432, п.1.ст.779 ГК РФ).

Срок и порядок оплаты оказанных услуг (п.1.ст.781 ГК РФ)

Цена услуги или способы ее определения (п.1.ст.709, ст.783 ГК РФ). В случае, когда услуга оказывается в соответствии со сметой, составленной исполнителем, смета приобретает силу и становится частью договора оказания услуг с момента подтверждения ее заказчиком. (п.3.ст.709, ст.783 ГК РФ).

Начальный и конечный сроки оказания услуги (этапов оказания услуги) (п.1.ст.708, ст.783 ГК РФ).

Ответственность заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п.1 ст.432 ГК РФ).

Предмет договора (в т.ч. наименование и количество товара) (п.1.ст.432, п 3.ст.455, ст.465 ГК РФ)

Срок поставки (п.п.1.и.2.ст.457 ГК РФ)

Цена товара (п.1.ст.485 ГК РФ)

Порядок и срок оплаты (п.1 ст.486 ГК РФ)

Ответственность заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п.1 ст.432 ГК РФ).

Госзаказ: спрашивали - отвечаем: существенные условия контракта, установление конкретных ставок по пени, штрафам и другое


Уважаемые заказчики, вы помните, как наше управление штрафовало Вас за то, что на пени, штрафы в контрактах вы ссылались только на Постановление Правительства и искренне не понимали за что мы вас штрафуем.

В случае, когда величина штрафа не определена, условие о неустойке за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту признается несогласованным.

К данному выводу пришел суд кассационной инстанции, отказав заказчику во взыскании штрафа с исполнителя, который нарушил условия контракта.

Согласно заключенному контракту стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение его условий. При этом конкретный размер штрафа, исчисляемый в том числе с учетом законодательства о контрактной системе, в контракте предусмотрен не был.

Суд также учел, что заказчик не доказал факт ненадлежащего исполнения контрагентом условий контракта.

Еще один актуальный вопрос: можно ли применить к контрактам по 44-ФЗ 425- ГК

В соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона N 44-ФЗ закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ определение поставщика начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом N 44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается заключением контракта.

Таким образом, применение положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ не представляется возможным к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, в связи с тем что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.

Вопрос: что такое «существенные условия контракта по 44-ФЗ» и указание на источник финансирования - это существенное условие?

Закон N 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия "существенные условия контракта". Вместе с тем в статье 34 Закона N 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.

Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона N 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона N 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки содержит в том числе информацию об источнике финансирования.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона N 44-ФЗ и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, изменение источника финансирования в ходе исполнения контракта является существенным изменением.