1. Что такое казначейское сопровождение
Казначейское сопровождение контрактов
- можно рассматривать также как и сопровождение
банком, различие составляет оплата договора от Заказчика происходит не на определенный банковский счет, а на ЛС, который открывает победить в казначействе
.
Сопровождение казначейством начало свою работу с 1 января в 2018 году в отношение заказчиков федерального уровня.
В 2018 году, работает с поставкой товара на нужды государства, суммарная стоимость которых составляет не более 100 млн.р.. Если быть более точными, то данный вид сопровождения
подлежит платежам с авансом от государственных контрактов
и прочим сделкам и закупкам, которые производятся в рамках исполнения таких контрактов
.
Впрочем, пока этот закон не стал обязательным для исполнения всеми организациями, Центра Поддержки Предпринимательства предлагает свои услуги по:
Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!
2. Как работает сопровождение казначейством
Несколько особенностей о работе казначейства
:
- Каждое казначейство имеет свой счет в Центробанке, на который заказчик переводит авансирование выигравшему конкурсанту в закупке.
- На счета, которые были открыты исполнителями, казначейством осуществляется перевод денежных средств для исполнения контракта .
- Все платежные документы имеют идентификатор, через который можно узнать, куда и на что были потрачены авансированные денежные средства.
А исполнители и подрядчики открывают счета в территориальном казначействе
.
Рассмотрим пошагово, как происходит работа с казначейством
:
Шаг 1. Открываем счет.
Распределители бюджетных средств за 21 день со дня подписания договора, издают нормативный законодательный документ о том, какое из казначейств
закреплено за данным договором и на что должен быть потрачен аванс.
Ключевыми документами для открытия ЛС в казначействе будут являться правительственные договора и обращение юрлиц. Согласно откликам участникам, это происходит в срок до 2 дней.
Шаг 2. Оплачиваем работу.
Согласно заявлению подрядчика, казначейство
переводит ему финансы с аванса. Финансы можно приобрести только в казначействе, на счет основного поставщика либо субподрядчика. В отдельных вариантах - на их ЛС в банке.
Заказчик оплачивает только главные расходы, которые прописаны в договоре, это может быть - выплата зп, закупка материалов или техники.
Главными расходами не являются:
- Переводы на депозиты
- Переводы на ЛС в банке поставщику (исключение тут составляет выплата зп), субподрядчика (исключением является коммунальные расходы, электричество, авиация и железнодорожные билеты)
- Перевод можно осуществить в случае выполнения работы по факту:
- Казначейство должно оплатить счет в случае, если поставщик предоставляет контракт с подрядчиками и выставляет счета.
- На ЛС в банке можно получить денежные средства, если поставщик предоставить документ, подтверждающий выполнения работы и доставку товара.
Взносами в фонды или перевод иным лица.
До возникновения таких потребностей, денежные средства хранятся на банковском счету казначейства. Сроки перевода денег указаны в постановление под номером 70 и составляют не более 2 дней. В 1552 постановление рамок для перевода денежных средств нет.
Испытываете сложности с участием в торгах?
Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!
3. Полномочия казначейства.
Перед тем, как начать сопровождение контрактов казначейство
может выполнить проверку:
- Соотношение размеров выполнения договора согласно бумагам и по факту.
- Выполнение предустановленных сроков.
- Факт доставки продукта.
- Соотношение стоимости продукта его себестоимости согласно структуре расходов.
- Объем дохода в соотношение ограниченному объему дохода, учрежденной договором
Выбор подрядчиков остается правом государственных заказчиков, казначейство
к этому отношения - не имеет.
4. Плюсы и минусы казначейского сопровождения.
Начнем с минусов:
Для того, чтобы получить доступ к финансам, необходимо оформлять вспомогательный комплект бумаг. Любую поставку, осуществление работы и услуга подрядчика необходимо заверять отдельно.Это может осложнить участие в закупке.
Офисов казначейства
в РФ порядком 2000, однако они имеются не во всех городах. В случае если не будет способа производить оборот документов в электронном формате, будет необходимо расходовать время и посещать данные учреждения.
Из-за не имения навыка и внутренних распорядков в казначействе , взаимодействие с работниками казначействе может оказаться недостаточно быстрой.
Посмотрим на плюсы казначейского сопровождений:
- Повысит доступность и ясность выполнения договоров. Данные условия важны в закупках, поскольку притягивают немало количество субподрядчиков.
Отпугнет бесчестных соперников.
Дает гарантию того, что денежные средства будут поступать без задержек и отговорок.
5. Видео-инструкция механизм казначейского сопровождения
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Финансовое сопровождение применяют в по 275-ФЗ. Победитель закупки и его подрядчики могут получить деньги только на счет, открытый в одном из уполномоченных банков. Заказчик и контролеры видят всю цепочку платежей из бюджета к исполнителю и его субподрядчикам.
На крупные контракты с авансами, заключенные в 2016 году, действуют правила казначейского сопровождения из постановления правительства от 04.02.2016 № 70 .
Казначейское сопровождение госконтрактов в 2017-2019 гг. регулируется постановлением от 30.12.2016 N 1552 . Кроме отдельных случаев, которые устанавливает правительство, казначейское сопровождение сейчас распространяется только на закупки с авансами:
- если НМЦ больше 100 млн. руб.,
- если на аванс нет обеспечения,
- на субконтракты с авансами в рамках контракта с генподрядчиком.
Если на закупку распространяется казначейское сопровождение, заказчик прописывает в контракте обязанность для победителя:
- Указать, кто станет его субподрядчиками.
- Открыть себе и субподрядчикам счета в казначействе, на которые будут перечислять деньги из бюджета. Получать деньги на текущие банковские счета юрлица можно только в отдельно оговоренных случаях.
- Предоставлять в казначейство документы, которые подтверждают целевые расходы (накладные, акты и т.д.).
- Указывать в платежных и расчетных документах по закупке .
Если законопроект примут, то заказчик будет вносить информацию о казначейском сопровождении в план-график, контракт и извещение о закупке.
Как работает казначейское сопровождение?
- У каждого территориального казначейства есть счет в Центробанке. На него заказчик перечисляет аванс победителю конкретной закупки.
- В свою очередь победитель закупки и его субподрядчики открывают счета в территориальных казначействах.
- На эти счета казначейство по запросу исполнителя переводит деньги, убедившись, что деньги расходуются на товары и работы в рамках контракта.
Во всех платежных документах от заказчика к конечному получателю денег указывают идентификатор госконтракта, по которому можно отследить, куда и на что потрачены деньги.
Открытие счета
Распорядители бюджета в течение 21 дня со дня заключения контракта выпускают нормативный правовой акт о том, какое казначейство будет сопровождать контракт и на что предназначен аванс.
Основные до-кументы- для открытия лицевого счета в казначействе — государственный контракт и заявление юридического лица. По отзывам участников, это занимает 1-2 рабочих дня.
Оплата работ
По заявлению исполнителя казначейство перечисляет ему деньги из аванса. Деньги можно получить на открытые в казначействе счета главного подрядчика или на счета его субподрядчиков. В некоторых случаях — на их банковские счета.
Заказчик оплатит только целевые расходы, которые предусмотрены в контракте, то есть на выплату заработной платы, закупку необходимых материалов и оборудования и т.д.
- Как взносы в уставной фонд или имущество другого юрлица (например, «дочке» подрядчика),
- На депозиты,
- На банковские счета поставщика (за исключением денег на зарплату или оплату фактически выполненных работ) на банковские счета субподрядчиков (за исключением оплаты субконтрактов на коммунальные услуги, электроэнергию, авиационных и железнодорожных билетов и др.)
Переводить деньги можно по предоплате и по факту выполненных работ:
- При предоплате поставщик приносит до-говор с подрядчиком и выставленный им счет. Казначейство его оплачивает.
- При постоплате поставщик предоставляет документы, которые подтверждают, что товар доставлен, а работы выполнены. Эти деньги можно получить на собственные счета в банках.
До того, как потребность возникла, деньги находятся на счетах казначейства. Срок перечисления денег был указан только в постановлении № 70 — 1-2 рабочих дня. В № 1552 сроки не оговорены.
Полномочия казначейства
При сопровождении контрактов казначейство имеет право проверить:
- Соответствие объемов исполнения контракта по документов и по факту,
- Соблюдение предусмотренных сроков,
- Факт поставки товара (приемку могут зафикисировать с помощью фото- и видеосъемки),
- Соответствие цены товара его себестоимости по структуре затрат,
- Размер прибыли на соответствие предельному размеру прибыли, установленной контрактом.
На выбор подрядчиков казначейство никак не влияет — это ответственность госзаказчиков.
Плюсы и минусы казначейского сопровождения
Сначала о рисках:
- Чтобы получить деньги, придется оформлять дополнительный пакет документов. Каждую поставку, выполнение работ и услуги подрядчиков нужно дополнительно подтверждать. Это усложнит участие в закупках.
- Представительств казначейства в России — около 2000, но все-таки они есть не в каждом городе. Если не будет возможности вести электронный документооборот, придется тратить время на визит в ведомство.
- Из-за отсутствия опыта и внутренних регламентов в казначействе, общение с сотрудниками казначейства может быть недостаточно оперативным.
Попробуем найти хорошее в сопровождении:
- Повысит открытость и прозрачность исполнения контрактов. Это актуально для закупок, на которые привлекают много субподрядчиков.
- Отпугнет недобросовестных конкурентов.
- Гарантирует, что деньги на целевые расходы можно будет получить без отговорок со стороны заказчика «из бюджета не перечислили», «уже потратили на другие закупки» и т.д.
Законопроект входит в дорожную карту мероприятий «по обеспечению поэтапного перехода к казначейскому сопровождению». Но пока в его тексте четко не сказано, на какие закупки будет распространяться сопровождение. Возможно, новые правила будут действовать только на крупные контракты с авансом, на стратегически важные закупки или на контракты с единственным поставщиком.
Казначейское сопровождение означает обязанность крупных получателей бюджетных денег открыть счета в Федеральном казначействе. Такой механизм предусмотрен для бюджетных средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями, для которых они предоставлены. Поэтому такие деньги называют «целевые средства».
Казначейское сопровождение контрактов в 2019 году осуществляется в отношении целевых денег, которые предоставляются на основании:
- госконтрактов на сумму более 100 млн рублей;
- соглашений о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций;
- договоров о предоставлении взносов в уставный (складочный) капитал или имущество юридических лиц, источником финансового обеспечения которых они являются;
- нормативных правовых актов, которые устанавливают порядок предоставления субсидий, но только если данными актами не предусмотрено заключение договора (соглашения) о предоставлении субсидии;
- госконтрактов, которые заключают федеральные бюджетные или автономные учреждения на сумму более 100 млн рублей, при этом обеспечением являются субсидии на иные цели или на капитальные вложения;
- контрактов, договоров и соглашений, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов, соглашений, контрактов учреждений.
Гособоронзаказ казначейское сопровождение тоже не предусматривает.
Исключения установлены в ч. 3 ст. 5 459-ФЗ о бюджете на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годы. К таким средствам относятся, например:
- авансовые платежи по госконтрактам (за исключением контрактов по гособоронзаказу) на сумму 100 млн руб. и более;
- расчеты по госконтрактам, которые заключаются п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, и по контрактам, которые подписываются в рамках их исполнения.
Казначейское обеспечение обязательств (КОО) при казначейском сопровождении нужно в случаях, которые предусмотрены в ч. 8 ст. 5 459-ФЗ, п. 9 правил казначейского сопровождения. Например, оно предусмотрено в отношении целевых средств, которые предоставляются юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госсобственности, а также контрактам, которые заключаются в рамках их исполнения.
Такая собственность должна быть включена в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2019 год.
При КОО средства для оплаты обязательств юрлиц перечисляются только после получения такого обеспечения. Обеспечение осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров.
Правила контроля госконтрактов
Казначейское сопровождение госконтрактов в 2019 году осуществляется по правилам, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 1765 от 30.12.2018. Этот документ поясняет, что такое казначейское сопровождение контрактов.
Для осуществления операций с целевыми средствами территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) должны открыть счет в учреждениях Центрального банка РФ для учета денег юридических лиц, которые не являются участниками бюджетного процесса.
Получатели целевых денег (подрядчики и поставщики), в свою очередь, обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. На них будут зачисляться и с них будут списываться деньги.
Чтобы израсходовать их со своего лицевого счета, организация вместе с платежным поручением на оплату предоставляет в ТОФК заключенный госконтракт, а также иные документы, подтверждающие обязательства по расходованию целевых средств. Это могут быть накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура.
Перечисление целевых денег не на лицевые счета в Казначействе, а на банковские счета допускается только в определенных случаях. Например, для выполнения обязательств юридического лица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.
При казначейском контроле в госконтракты должны быть включены определенные условия, в том числе обязанность поставщика (подрядчика):
- открыть лицевой счет в ТОФК для осуществления операций;
- предоставить в орган Казначейства и государственному заказчику сведения об исполнителях (соисполнителях);
- предоставить в ТОФК документы, предусмотренные правилами расходования целевых средств (накладных, актов и т. д.).
В платежных и расчетных документах и документах, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, должен быть указан , казначейское сопровождение которого осуществляется по изложенным правилам.
Идентификатор госконтрактов
Идентификатор используется для определения контрактов и расчетов по ним. Он представляет собой 20-значный цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи в реестре и сохраняется на протяжении действия договора.
Компании, которые реализуют товары в рамках контрактной системы закупок, должны указывать этот идентификатор в счетах-фактурах.
Казначейский контроль в гособоронзаказе
Казначейское сопровождение государственного оборонного заказа 2018 год сделал обязательным. Правила казначейского сопровождения в гособоронзаказе на 2019 год утверждены Постановлением Правительства № 1702 от 28.12.2018.
Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по оборонному заказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по госконтрактам, которые заключены
4 февраля текущего года Правительством России было принято постановление № 70. Документ ввел систему казначейского сопровождения контрактов, заключаемых в рамках закона . Непосредственным участникам процедуры следует изучить нормативный акт предельно внимательно. Основанием для внесения корректировок в существующую систему стали положения 359-ФЗ (закон о бюджете РФ).
Краткий обзор нововведения
С 16 февраля 2016 года казначейское сопровождение признано обязательным в отношении договоров одной из указанных категорий:
1) Субсидии
Поднадзорными признаны сделки, совершенные организациями с использованием любых субсидий. Исключение составляют закупки, осуществляемые автономными, либо федеральными бюджетными учреждениями. В категорию подконтрольных лиц включены государственные корпорации, а также компании, привлекшие инвестиции в рамках БК РФ.
2) Цена контракта свыше 100 миллионов
Казначейское сопровождение стало неотъемлемой частью закупок на суммы, превышающие установленный лимит. Условием реализации механизма является включение в текст соглашения оговорки об авансовых платежах. Исключение составляют сделки, подписанные в целях реализации оборонного заказа, а также договоры, курируемые банковскими структурами.
3) Особый перечень
Принимая постановление, Правительство РФ сохранило место для маневра. В числе подконтрольных были указаны договоры по приобретению товаров, услуг или работ, перечисленных в специальных нормативных актах. При необходимости сфера надзора будет оперативно расширена.
Закупочная процедура с казначейским сопровождением
Внедрение новой системы повлияло не только на закупочную процедуру. В перечисленные выше договоры необходимо включать особые оговорки и формулировки. Так, например, все операции, направленные на выполнение обязательств, теперь осуществляются через лицевые счета. Открыть их можно лишь в территориальных представительствах Казначейства РФ.
В отдельных соглашениях могут прописываться требования к видео- или фотосъемке. Материалы послужат свидетельством фактической передачи товаров, результатов работ или услуг.
В завершение отметим, что выявление нарушений в процессе казначейского сопровождения является основанием возврата документов недобросовестному контрагенту. Последствием такого решения становится отказ в оплате.
- Попенченко Ольга Владимировна , студент
- Санкт-Петербургский государственный экономический университет
- ПРОБЛЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ КОНТРАКТОВ
- СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
- БАНКОВСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ
- КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ
В статье рассмотрены основные характеристики Казначейского и Банковского сопровождения государственных контрактов на основе нормативно-правовых актов. Проведен сравнительный анализ особенностей Казначейского и Банковского сопровождения государственных контрактов, выявлены основные проблемы и предложены пути их решения.
- Оценка конкурентоспособности торговых центров г. Якутск
- Совершенствование формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах
- Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России
На сегодняшний день эффективный контроль за расходованием бюджетных средств становится особенно актуальным. В связи с этим, появляется новая тенденция - сопровождение контрактов федерального, регионального и муниципального уровней.
Договорные отношения в РФ регулируются гражданским кодексом (глава 27 ГК РФ) в части примерного содержания договора, понятия договора, видов, цены, порядка действия, условий, случаев недействительности договора и т.д. (статьи 420-431 ГК РФ).
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд подробно описывается в параграфе №4 главы 30 ГК РФ. В данном параграфе рассматриваются статьи 525-534 :
- основания поставки товаров;
- основания заключения контракта;
- порядок заключения контракта;
- исполнение контракта;
- оплата товаров по договору;
- возмещение убытков, причиненных при выполнении или расторжении контракта
- отказ от поставленных товаров.
Особенность государственных и муниципальных контрактов заключается в том, что одной из сторон является государство или местное самоуправление в лице уполномоченных органов.
Сопровождение государственных и муниципальных контрактов создается в целях снижения рисков потерь бюджетных средств. В соответствии с законодательством сопровождение разделяют на банковское и казначейское.
Банковское сопровождение
В 2014 г. было подписано Постановление Правительства РФ № 963(далее постановление). В соответствии с этим постановлением: "сопровождаемый контракт" - контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, заключенный между заказчиком и поставщиком в порядке, установленном Федеральным законом. Однако данный документ содержит условия только о банковском сопровождении. ссылка
"Банковское сопровождение контракта" - обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных настоящими Правилами.
В постановлении устанавливаются случаи включения условия банковского сопровождения для государственных контрактов, а также рекомендации субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям для включения данного условия, в контракты, которые они заключают. К сожалению, на сегодняшний день услуга ещё не имеет должной известности и понимания её содержания.
Суть слуги банковского сопровождения заключается в следующем: при заключении контракта, банк должен обеспечить открытие отдельных счетов для всех участников исполнения контракта, контроль за целевым расходованием денежных средств, мониторинг расчетов и предоставить отчеты заказчику. Результатом служит оперативное получение информации о ходе расчетов по реализуемым проектам и наличие возможности своевременно принять решения управленческого характера.
Банковское сопровождение предоставляет ряд возможностей, таких как:
- Обеспечение целевого использования средств;
- Обособление инвестиционного потока от текущей хозяйственной деятельности;
- Оценка и анализ хода реализации проекта;
- Осуществление контроля за расходованием средств всех уровней кооперации;
- Формирование отчетности по расходованию средств на отдельных счетах участников проекта;
- Снижение рисков неплатежей.
На данный момент выделяют 2 вида банковского сопровождения простое и расширенное. При простом банковском сопровождении информация об обособленных счетах участников предоставляется заказчику банком, чтобы осуществлять контроль за исполнением контрактов. В случае расширенного сопровождения помимо мониторинга расчетов, банком осуществляется функция контроля за целевым расходованием денежных средств по всем отдельным счетам участников проекта. Сначала банк проводит экспертизу обосновывающих документов и только после этого акцептирует платежи.
Нормативная база банковского сопровождения контрактов состоит из:
- Федерального закона от 22 марта 2014 №44-ФЗ статья 35;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 №963.
Помимо основных терминов в постановлении представлены требования, предъявляемые к банкам, имеющим право на сопровождение контрактов. На самом деле требование всего одно – банк, должен быть включен в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Однако на практике доказывается, что помимо основного законодательного критерия существует и дополнительный – опыт.
Также в постановлении перечислены требования к контрактам и рекомендации, попадающим под процедуру обязательного банковского сопровождения. Само сопровождение делится на два вида, соответственно и требования к разным видам контрактов – разные.
В случае мониторинга расчетов (простого сопровождения) он применяется, если контракт, заключаемый в соответствии с частью 16 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который предусматривает закупку товара или работы, должен иметь начальную (максимальную.) цена контракта превышающую 10 млрд. рублей.
Банковское сопровождение осуществляется в случае, если цена контракта, заключенного с единственным поставщиком на основании актов, превысит 10 млрд. рублей и акт предусматривает привлечение заказчиком банка для осуществления процедуры банковского сопровождения, а также не устанавливается обязанность заказчика включить в контракт условие об обеспечении его исполнения.
В том случае, когда банковское сопровождение контракта (расширенное), предусматривает оказание банком услуг, позволяющих обеспечивать соответствие принимаемых товаров, работ, услуг условиям контракта, сопровождению подлежат:
- контракт, заключенный в целях строительства на основании акта, которым не устанавливает обязанность заказчика включать в данный контракт условие его обеспечения, если его цена превышает 10 млрд. руб;
- контракты, относительно которых предусмотрена обязанность привлекать банки для осуществления банковского сопровождения и начальная цена контракта превышает 15 млрд. руб.
В соответствии с пунктом 4 уже упомянутого постановления рекомендации имеют различия, как и требования к контрактам в зависимости от вида сопровождения.
Рекомендации написаны для исполнительных органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления. В случае, если они осуществляют закупки для обеспечения нужд субъектов РФ или муниципальных нужд им рекомендуется включать в контракт условие о банковском сопровождении контракта, при условии, что цена данного контракта составит:
- более 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), более 200 млн. рублей (для муниципального образования), - условия для включения простого банковского сопровождения;
- более 5 млрд. рублей, - условие, предусматривающее расширенное сопровождение.
Казначейское сопровождение
Помимо банковского сопровождения, существует ещё и казначейское.
По мнению государственных и муниципальных органов основная проблема – это растрата целевых денежных средств. Данная проблема, в первую очередь связана с фрагментарностью государственного финансового контроля целевого расходования бюджетных средств. Для решения данной проблемы в качестве «эксперимента» в ФЗ № 384-ФЗ от 01.12.14 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017» и Постановлении Правительства РФ № 1563 от 27.12.14 было предусмотрено введение нового механизма финансового контроля, осуществляемого Федеральным Казначейством Российской Федерации. Не смотря на то, что казначейское сопровождение осуществляется уже в течение 2-х лет, законодательно закрепленное определение у данного термина до сих пор отсутствует. Поэтому для лучшего понимания его сути, целесообразно будет рассказать о целях казначейского сопровождения:
- Обеспечить прозрачное движение целевых бюджетных средств;
- Непрерывно осуществлять финансовый контроль за расходованием бюджетных средств;
- Развить экономику через доведение средств бюджета до намеченного сектора экономики;
- Своевременно исполнять договорные обязательства;
- Повысить дисциплину исполнителей и заказчиков.
Нормативно правовая базой для казначейского сопровождения служат:
- Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год". Статья 5. Особенности использования в 2016 году средств, получаемых отдельными юридическими лицами из федерального бюджета;
- Постановление Правительства РФ от 04.02.2016 N 70 (ред. от 04.07.2016) "О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения".
В соответствии со ст. 5 ФЗ № 359-ФЗ устанавливаются требования к контрактам, подлежащим казначейскому сопровождению:
- договор или соглашение на предоставление субсидий юридическим лицам или государственным корпорациям, исключая субсидии федеральным бюджетам и автономных учреждениям;
- договор о взносах в уставный капитал юридического лица, при условии, что источник их финансового обеспечения – субсидии из пункта 1;
- контракт или договор на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, заключаемый юридическим лицом, попадающим под условия из пунктов 1 или 2;
- контракты/ договоры заключенный в целях исполнения контрактов/договоров из пункта 3, при наличии условия об авансовых платежах;
- государственный контракт для обеспечения государственных муниципальных нужд, имеющих сумму, превышающую 100 тысяч рублей, при условии, предусмотренных авансовых платежей, кроме контрактов в рамках оборонного заказа или подлежащих банковскому сопровождению;
- государственные контракты/контракты/договоры на осуществление отдельных работ или услуг, закупки товаров в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Информация, изложенная в законах и постановлениях, не редко может быть слишком обширной и сложной для понимания и восприятия. На основе всего вышеизложенного можно привести упрощенную краткую сравнительную характеристику по основным пунктам банковского и казначейского сопровождения.
Банковское сопровождение |
Казначейское сопровождение |
||
расширенное |
|||
условия сопровождения контракта |
цена превышает 10 млрд. руб. |
цена превышает 15 млрд. руб. |
|
|
цена более 5 млрд. руб. |
||
открытие отдельных счетов |
в банке, исполняющем сопровождение |
в Центральном банке |
|
взимание комиссии (в процентах от цены) |
|
Таким образом, банковское и казначейское сопровождение снижает риски потерь бюджетов разных уровней при организации исполнения государственных и муниципальных контрактов, однако есть ряд вопросов, которые требуют дальнейшего урегулирования.
В первую очередь, это слабая законодательная база, так например, в законодательстве отсутствует термин «казначейское сопровождение». Также усовершенствований требует и законодательство банковского сопровождения, а именно нормы в части требований к субъектам и объектам сопровождения. Стоит прислушаться к мнениям многих авторов и вернуть нормативные требования к собственному капиталу банка. Практика показывает, что к дополнительным критериям можно отнести опыт банка. При отсутствии экспертизы могут начать происходить задержки платежей и повлечь за собой срыв сроков, вплоть до остановки проекта.
Сопровождение контрактов можно назвать относительно новым механизмом финансового контроля. Хоть данный метод и является достаточно действенным и эффективным, но на его пути уже имеется ряд проблем, связанных с его недолгим применением. Наиболее важной является недостаточный уровень развитости информационной базы, а также неудобства, вызванные необходимостью открывать подрядчикам и субподрядчикам счета в других банках.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст.3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 26.01.1994 №14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст.410.
- Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2014 №963.
- Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" от 14.12.2015 N 359-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ "О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения" от 04.02.2016 N 70. (ред. от 04.07.2016).
- Федерального закона от 22 марта 2014 №44-Ф.
- Практикум по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации» / М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. экон. ун-т, Каф. гос. и муниципал. финансов; [сост. Н.Г.Иванова и др.]; под ред. Н.Г. Ивановой и М.И. Канкуловой.- Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2014 .- 83 с.