Органы финансового контроля осуществляют контроль за соответствием. Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ. Меры принуждения в финансовом контроле

7.1. Счетная палата Российской Федерации

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.

Счетная палата РФ - это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г.

В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату». Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются указанным выше Федеральным законом.

Счетная палата РФ - юридическое лицо, состоит из Предсе-дателя, назначаемого Государственной Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть - Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты - инспекторов.

Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:

1) все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;

2) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне за-висимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

3) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на деятельностью которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечисле-нием или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной собственностью.

В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность Счетной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:

Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд-жетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий;

Контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за:

Управлением и обслуживанием государственного долга;

Законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;

Эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

Представлением государственных кредитов, а также пред-ставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.

Инспектора Счетной палаты при проведении ревизий и проверок наделены необходимыми правами: беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу РФ. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность. Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемой организации, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта - заключения.

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. Счетная палата направляет представление органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяе-мых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в финансовой, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности предприятия, учреждения и организации, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

При проведении контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации. Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам и иные органы, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты. Деятельность Счетной палаты по закону является главной, результаты ее деятельности должны освещаться в средствах массовой информации.

Он представляет собой систему действий уполномоченных лиц по проверке соблюдения управляемым субъектом:

  • норм финансового права и решений, принятых управляющим субъектом;
  • интересов управляющего субъекта.

Что такое финансовый контроль?

(financial control) —

  1. Контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам.
  2. Контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок юридическими и физическими лицами.
  3. Контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Предметом финансового контроля являются хозяйственные операции, то есть любые действия, приводящие к изменению стоимости имущества любого вида или обязательств любого вида.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль – это:

  • неотъемлемый элемент управления и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций;
  • законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров, за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
  • совокупность целенаправленных мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах. Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:

  • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
  • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в их хозяйственном ведении или оперативном управлении (бюджетных и собственных средств, внебюджетных и других средств);
  • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
  • выявлении внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;
  • устранении и предупреждении нарушений . В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Финансовый контроль – функция государственного финансового управления. Финансовый контроль представляет собой систему методов, органов и мероприятий по проверке законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования денежных фондов государства и местного самоуправления. Финансовый контроль является формой государственного контроля, способствующей обеспечению законности и рациональности использования бюджетных средств, сохранности государственной и муниципальной собственности, вскрытию нарушений финансовой дисциплины.

Задачи финансового контроля

Задачи финансового контроля в целом соответствуют целям, заявленным выше. Таким образом, их можно разделить на две группы - задачи по обеспечению законности и задачи по защите интересов собственника хозяйствующего субъекта. При этом надо понимать, что под понятием «финансовый» здесь подразумевается относящийся не только к деньгам, но и к любому , а также .

Основная задача финансового контроля – обеспечение четкого соблюдения норм финансового права, предписывающих и устанавливающих порядок образования, распределения и использования средств государственного и местных бюджетов, внебюджетных фондов, средств государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня:

  • Проверка соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой.
  • Проверка пределов полномочий должностных лиц при принятии решений; выявление случаев превышения полномочий, в том числе злоупотребление ими в корыстных целях.
  • Проверка соответствия совершенных требованиям законодательства.
  • Контроль соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат.
  • Проверка правильности документального оформления хозяйственных операций.
  • Проверка правильности ведения ; причем не только , но и , если его ведение предусмотрено локальными нормативными актами.
  • Проверка правильности и своевременности расчетов с и государственными .
  • Проверка целевого использования целевых средств, в том числе заемных и бюджетных.
  • Контроль в областях, где оно регулируется государством.
  • Определение и (в ряде случаев) применение мер ответственности к лицам, допустивших нарушения финансово-экономического законодательства.

Задачи по обеспечению интересов собственника

Первый и основной интерес собственника - получение , то есть прирост вложенного капитала (рост , получение ). Однако, возможны и другие локальные задачи, например:

  • сокращение ;
  • наращивание ;
  • увеличение средней заработной платы.

Если подобные цели поставлены в виде локального нормативного акта, мы возвращаемся к задачам первой группы. Но в большинстве случаев, финансовый интерес собственника (выступающего одновременно субъектом контроля) принимается по умолчанию в виде наиболее эффективного управления капиталом. Названная цель финансового контроля достигается путем решения следующих задач:

  • Контроль сохранности имущества (в том числе, финансовых ресурсов), выявление случаев недостач, хищений, порчи; контроль мер по обеспечению сохранности.
  • Оценка эффективности использования материальных ресурсов (например, полноты загрузки оборудования, использования земельных участков, оптимальности материалов и т.д.); выявление .
  • Оценка использования трудового потенциала организации, анализ кадровой политики.
  • Оценка наличия и степени разработанности бюджетов, собственного контроля за их исполнением, анализ отклонений и принятых мер.
  • Анализ принятой процедуры и проверка ее соблюдения на практике.
  • Оценка ценовой политики, анализ системы ценообразования и маркетинговых мероприятий.
  • Анализ эффективности привлечения заемных средств.
  • Анализ мер по оптимизации (см. также ).

Финансовый контроль должен содействовать целевому расходованию средств, соответствующему реализации , эффективному использованию финансовых ресурсов и получению наибольшей отдачи.

Финансовый контроль выступает важнейшей составляющей и важным звеном контрольных органов управления в государстве. Особое место в финансовом контроле занимает анализ обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в кредитно-финансовых организациях.

Финансовый контроль способствует пресечению расточительства и финансовых злоупотреблений. Он служит основой для объективного предоставления государственных дотаций и субсидий конкретным территориям и хозяйствующим субъектам, а также для предоставления . С помощью финансового контроля оценивается соблюдение законов и нормативных актов при выполнении финансовых операций и сделок между юридическими и физическими лицами.

Объекты финансового контроля

Объекты финансового контроля — это:

  • различные стороны хозяйственной деятельности предприятий, организаций и других участников финансовых процессов;
  • процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей.

Субъекты финансового контроля

Субъекты финансового контроля — это специально уполномоченные органы, а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права.

В развитых странах финансовый контроль осуществляют счетные палаты (аппарат главного аудитора страны), налоговые ведомства, контрольно-ревизионные подразделения министерств и ведомств, уполномоченные аудиторские фирмы и отделы внутреннего контроля государственных, муниципальных организаций, внебюджетных фондов.

Основные понятия финансового контроля

Процесс финансового контроля – это процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, осуществляемой с использованием определенных методов.

Методы финансового контроля – это конкретные способы осуществления контрольных действий и операций.

Форма контроля – это внешнее выражение контрольных действий и операций.

Процедура контроля – это установленный порядок осуществления контрольных действий и операций.

Механизм финансового контроля — это определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами.

Виды финансового контроля

Глобально финансовый контроль подразделяется на 2 вида:

  1. государственный;
  2. негосударственный.

Государственный финансовый контроль — это финансовый контроль за своевременностью полнотой мобилизации государственных ресурсов, законностью расходов и доходов всех звеньев государственной , за соблюдением правил учета и отчетности.

Цель государственного контроля – максимизировать поступления ресурсов в казну государства и минимизировать государственные издержки управления.

Негосударственный финансовый контроль – это внутрифирменный финансовый контроль.

Цель негосударственного контроля – минимизировать благодаря механизму оптимизации налогооблагаемый базы свои отчисления в пользу государственной казны и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.

Финансовый контроль подразделяется также на:

  1. Стратегический контроль – это контроль за всеми направлениями развития хозяйственной системы через контроль за движением ее денежных средств.
  2. Оперативный контроль – это контроль за конкретными качественными и количественными параметрами развития финансовой системы.

Финансовый контроль также подразделяется на государственный финансовый контроль, аудит и внутриведомственный контроль. Органы финансового контроля проводят ревизии и проверки, в т.ч. .

Виды финансового контроля

Существуют и прочие виды классификаций финансового контроля. В частности, в зависимости от субъектов контроля выделяют такие виды финансового контроля:

  1. инициативный;
  2. обязательный;
  3. ведомственный.

Инициативный финансовый контроль — финансовый контроль, который осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов. В зависимости от органов (субъектов) его осуществляющих выделяется финансовый контроль:

  1. представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
  2. президента;
  3. исполнительных органов власти обшей компетенции;
  4. финансово-кредитных органов;
  5. ведомственный и внутрихозяйственный;
  6. общественный;
  7. аудиторский.

Обязательный финансовый контроль — финансовый контроль, который проводится:

  1. в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год;
  2. по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны органов государственной налоговой службы; контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).

Ведомственный финансовый контроль — финансовый контроль министерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов, финансовых органов. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству.

К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств. Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа.

По времени проведения выделяют:

  • Предварительный финансовый контроль — финансовый контроль, который проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.
  • Текущий финансовый контроль — финансовый контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).
  • Последующий финансовый контроль — финансовый контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Принципы организации финансового контроля

Принципами организации финансового контроля являются:

  1. независимость;
  2. законность;
  3. объективность;
  4. ответственность;
  5. компетентность;
  6. гласность;
  7. результативность контроля;
  8. разграничение функций и полномочий;
  9. системность;
  10. четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
  11. неподкупность субъектов контроля;
  12. обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;
  13. превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;
  14. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
  15. согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Меры принуждения в финансовом контроле

Меры принуждения при неисполнении или ненадлежащем исполнении участниками процесса контроля своих прав и обязанностей:

  • предупреждение;
  • наложение штрафа;
  • начисление ;
  • запрет или ограничение деятельности;
  • запрет на осуществление тех или иных операций;
  • конфискация материальных и денежных средств.

Методы финансового контроля

Методами финансового контроля являются:

  • документальные и камеральные проверки на основе отчетной документации и расходных документов для рассмотрения отдельных вопросов финансовой деятельности и разработки мер для устранения выявленных нарушений;
  • обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его и возможных перспектив развития;
  • надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов (например, надзор за коммерческими банками со стороны и т.п.);
  • анализ финансового состояния – детальное изучение поквартальной или годовой финансово-бухгалтерской отчетности (см. , ) в целях общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования;
  • наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента;
  • ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля; виды ревизии: плановые и внезапные, документальные и фактологические.

Результат финансового контроля

Результатом мероприятий финансового контроля (ревизий, проверок и т.п.) является документ (акт, отчет, справка, заключение), который отражает:

  • достоверную информацию о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля (проверяемой организации);
  • вскрытые в процессе контроля нарушения норм и правил, отклонения от принятых стандартов;
  • факты неэффективного или неэкономного хозяйствования.

В Российской Федерации на федеральном уровне органы государственного финансового контроля:

Счетная палата (обладает организационной и функциональной независимостью; деятельность направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов; осуществляет контроль за стоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов; осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.)

Главное контрольное управление Президента РФ (1) контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ; 2) контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; 3) рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц)

Министерство финансов Российской Федерации (обеспечивает финансовый контроль за соблюдением всеми участниками бюджетного процесса общих и специальных принципов сметно-бюджетного финансирования.; осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.)

Министерство РФ по налогам и сборам (координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов и осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды)

Центральный Банк России (ЦБ РФ) (организует и координирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков)

Государственный таможенный комитет (обеспечивает экономической безопасности и защита экономических интересов РФ;обеспечивает единства таможенной территории РФ;осуществляет организацию, применение и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности)

15. Аудиторский контроль.

Аудиторский контроль (аудит) - это независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Основная задача аудита - установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности, а также соблюдение финансового законодательства.

Аудиторский контроль (аудит) может быть обязательным и добровольным (инициативным). Так, обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных законодательством Российской Федерации, или по поручениям государственных органов. Обязательной проверке подлежат: все акционерные общества; банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные и иные фонды; экономические субъекты, имеющие в уставном капитале долю иностранного капитала; и т.п.

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законом;

2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации, индивидуального аудитора;

3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передавать аудиторское заключение аудируемому лицу и/или лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и/или лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Аудитор обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения отношений с ними. Аудитор не должен использовать конфиденциальную информацию клиента, ставшую ему известной при выполнении услуг, для своей выгоды или для выгоды третьей стороны, или в ущерб интересам клиента.

Аудиторская проверка - это основное направление деятельности аудиторов и аудиторских фирм и основное средство аудиторского контроля

К основным методам аудиторской проверки относятся: осмотр; обследование; инвентаризация; контрольный запуск сырья и материалов в производство; лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции; экспертная оценка; опрос; проверка объемов выполненных работ.

Результатом аудита (аудиторского контроля) является аудиторское заключение.

Основными элементами аудиторского заключения являются:

Наименование;

Сведения об аудиторе (организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора - фамилия, имя, отчество и указание на осуществление деятельности без образования юридического лица; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, срок действия лицензии; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении);

Сведения об аудируемом лице (организационно-правовая форма и наименование; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; сведения о лицензиях на осуществляемую деятельность);

Вводная часть;

Часть, описывающая объем аудита;

Дата заключения;

Подпись аудитора.

Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора и лицом, проводившим аудит, с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью.


Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Он включает в себя бюджетный, налоговый, денежно-кредитный, валютный, страховой, инвестиционный и таможенный виды контроля.
Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».
Субъектами государственного финансового контроля являются: Счетная палата Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Главное управление Федерального казначейства, Департамент страхового надзора. Департамент государственного финансового контроля и аудита, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ» была создана Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.
Основные задачи Счетной палаты РФ:
- определение целесообразности расходов осударственных средств и использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета;
- осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ и так далее.
Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет. Заместитель председателя назначается на должность Советом Федерации на тот же срок. При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет.
Для реализации возложенных на нее задач. Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспортно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов
Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе водить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного исполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежей и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.
Контроль за финансами со стороны Президента Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, министра РФ по налогам и сборам, директора Федеральной службы налоговой полиции, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка. В соответствии с Конституцией РФ Президент страны обращается с ежегодным бюджетным посланием к Федеральному Собранию.
Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, образованное в соответствии с Указом Президента РФ от 24 мая 1994г. № 1015. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений.
Министерство финансов РФ является одним из основных субъектов государственного финансового контроля.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о нем осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых и федерального бюджета предприятиям, учреждениям, организациям, а также средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов. В составе Министерства финансов РФ был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита (бывшее Контрольно-ревизионное управление - КРУ), осуществляющий в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.
В связи с передачей Министерству финансов Российской Федерации функций Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью сфера его деятельности как субъекта государственного финансового контроля значительно расширилась и получила новые черты.
В 2000 г. в структуре Министерства был образован Департамент валютного контроля.
Министерство финансов Российской Федерации:
- проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;
- контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов других федеральных средств;
- проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;
- организует ревизии и финансовые проверки в организациях обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Осуществляя государственный финансовый контроль, Министерство финансов Российской федерации имеет право:
- ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях прекращать в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;
- взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством Российской Федерации и т.д.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 888 были созданы территориальные контрольно-ревизионные органы (управления) Министерства финансов РФ в субъектах Российской Федерации. Основной задачей названных органов является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта РФ или региона РФ. Для реализации поставленной задачи органы наделены следующими функциями: а) осуществлять последующий контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов других федеральных средств; б) проводить в пределах своей компетенции ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности; в) проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов и другие функции.
Для осуществления исполнения бюджета в структуре Министерства финансов было образовано Федеральное казначейство РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992г. № 1556. Единую централизованную систему органов Федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства - начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.
Органы Казначейства взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работ по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.
Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти РФ о результатах исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы РФ.
Положением о Федеральном казначействе определены функции Главного правления Федерального казначейства Министерства финансов РФ, функции органов казначейства по субъектам РФ, городам с районным делением, имеющим и своем подчинении нижестоящие органы казначейств, а также функции органов казначейства по городам, районам в городах. Для реализации возложенных на систему органов Федерального казначейства задач и выполнения и своих функций эти органы имеют определенные права и исполняют соответствующие обязанности. Правомочия органов Казначейства в сфере финансовых отношений достаточно широки. Их роль значительно повышается в связи с передачей им из банковской системы функций по кассовому исполнению бюджета. В соответствии со ст. 215 Бюджетного кодекса РФ установлено казначейское исполнение бюджетов.
В соответствии с Кодексом руководители органов Федерального казначейства и их заместители могут применять следующие меры принуждения:
1) списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, пользуемых не по целевому назначению; подлежащие возврату 5юджет, срок возврата которых истек;
2) списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
3) взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
4) выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
5) составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;
6) взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
7) приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.
Одной из мер принуждения, применяемых органами Федерального казначейства, является бесспорное списание бюджетных средств.
В соответствии с Федеральным законом 7 августа 2001 г. № 121-ФЗ «Об организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. № 1263 об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» в структуре Министерства финансов РФ был образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 211, КФМ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным снимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
КФМ России ежегодно представляет в Минфин РФ отчет, а в Правительство РФ доклад о своей деятельности в названной сфере.
КФМ России возглавляет председатель, обязанности которого выполняет первый заместитель министра финансов

Основными задачами Комитета являются:
1) сбор, обработка и анализ в установленном порядке информации, документов, сведений и иных материалов об операциях, сделках: с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) полученных преступным путем
2) создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в названной сфере;
3) направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;
4) осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
5) представление в установленном порядке РФ в международных организациях при рассмотрении вопросов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Для реализации названных задач КФМ России выполняет следующие основные функции:
1) осуществляет сбор и обработку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством;
2) выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;
3) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в данной сфере;
4) направляет информацию по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией преступных доходов;
5) участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;
6) осуществляет контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с законодательством о противодействии легализации преступных доходов;
7) осуществляет взаимодействие с Банком России в данной сфере;
8) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства о противодействии легализации преступных доходов в части соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля;
9) разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства в данной сфере;
10) обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, а также осуществляет иные функции в сфере финансового мониторинга.
Для выполнения своих задач и функций КФМ России наделен следующими полномочиями:
1) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и ЦБ РФ информацию по вопросам, относящимся к ведению Комитета;
2) запрашивать информацию у организаций, осуществляющих рации (сделки) с денежными средствами или иным имуществом;
3) получать необходимые разъяснения по предоставленной информации;
4) направлять информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что рация с денежными средствами или имуществом связана с легализацией преступных доходов, а также по запросам этих органов;
5) обращаться в соответствующие органы государственной власти с предложением о привлечении к ответственности виновных лиц;
6) запрашивать у компетентных органов иностранных государств и представлять им в соответствии с международными договорами соответствующую информацию, а также иные полномочия. Финансовые органы субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, логичными предоставляемым Министерству финансов РФ.
В соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991г. №943-1 налоговых органах в Российской Федерации» при Министерстве финансов РСФСР была создана единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством - Государственная налоговая служба. Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340 утверждено Положение о Государственной налоговой службе Российской Федерации, которым предусмотрено, что органы Государственной налоговой службы РФ составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства.
Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сбора, сегодня это Федеральная налоговая служба.
Главной задачей данного Министерства является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Налоговые инспекции на территории субъектов Российской Федерации и городов с районным делением осуществляют функции, предусмотренные законодательством для налоговых органов налоговой инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах.
Налоговая инспекция имеет право применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам определенные законодательством финансовые санкции.
Относительно новыми органами исполнительной власти, осуществляющими государственный финансовый контроль, являются также федеральные органы налоговой полиции. В марте 1992 г. при Государственной налоговой службе РФ было создано Главное управление налоговых расследований. Законом РФ от 24 июня 1993г. №5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции»" (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 17 декабря 1995 г.) организованы федеральные органы налоговой полиции (правопреемники ГУНР), которые являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ. Среди правоохранительных органов, осуществляющих финансовый контроль, следует назвать Прокуратуру РФ, МВД России (в частности Управление по борьбе с экономическими преступлениями), Государственный таможенный комитет РФ.
Внутренний финансовый контроль осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации.
Основными задачами данного контроля являются:
- выявление случаев хищения и недостач денежных средств материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
- разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;
- принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.


распределяются между высшими органами государственного управления и органами управления финансовой и кредитно- денежной системой.
Высший уровень государственного финансового контроля - это Парламент или соответствующие ему органы, в составе которого создаются специальные комитеты или комиссии по финансовым вопросам, бюджету, налогам и другим направлениям финансовой политики. На них возлагаются обязанности контроля за соблюдением норм финансового законодательства, реализации финансовой политики государства и государственного бюджета органами исполнительной власти.
Парламент осуществляет финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения проекта государственного бюджета на планируемый год и отчета правительства о его исполнении.
В Российской Федерации государственный финансовый контроль осуществляют высшие органы государственной власти и управления- Федеральное Собрание и его две палаты Государственная Дума и Совет Федерации. Высшим специальным органом государственного финансового контроля выступает Счетная палата, которая в своей деятельности подотчетна Федеральному Собранию. Она проводит экспертизу федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и законодательных актов, контролирует исполнение федерального бюджета.
Важная роль в проведении финансового контроля отводится Министерству по налогам и сборам Российской Федерации и государственным налоговым инспекциям, которые уполномочены осуществлять контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет всеми юридическими и физическими лицами, подлежащими налогообложению.
Государственные налоговые инспекции осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг и иных документов, связанных с исчислением и уплатой в бюджет налоговых и других обязательных платежей. Они могут требовать необхо7 димые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при этих проверках, производить обследования любых производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых для извлечения доходов.
В случае отказа предъявить (или непредставления) бухгалтерские отчеты, балансы, расчеты, декларации и др. необходимые ддя проверки документы, государственные налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и др. счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях. Им предоставлено право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения. При выявлении нарушения финансового законодательства начальники налоговых инспекций и их заместители могут применять к предприятиям, учреждениям, организациям и отдельным гражданам финансовые санкции: взыскание сокрытых сумм налога и штрафа за соответствующее нарушение, передачу в арбитражные или судебные органы требований о взыскании в доход государства незаконно полученных средств.
В России, как и во многих странах с развитой рыночной экономикой действует Федеральное Казначейство, функциями которого являются организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского, региональных и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов.
Федеральное казначейство занимается сбором и анализом информации о состоянии финансов страны, прогнозированием объемов государственных финансовых ресурсов, оперативным управлением ими. Совместно с ЦБ РФ органы Казначейства осуществляют обслуживание внешнего долга России.
Органы Казначейства наделяются большими правами при контроле за использованием государственных бюджетных и внебюджетных средств: они осуществляют проверки денежных документов на предприятиях любой формы собственности, включая совместные предприятия, применяют к нарушителям штрафные
санкции, приостанавливают операции по счетам, принудительно

взыскивают используемые не по назначению средства.
Контрольные функции Банка России заключаются:

  • в установлении правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • в осуществлении государственной регистрации кредитных организаций;
  • в выдаче и отзыве лицензий кредитным организациям и организациям, занимающимся их аудитом;
  • в осуществлении надзора за деятельностью кредитных организаций;
  • в регистрации эмиссии ценных бумаг кредитными организациями;
  • в осуществлении валютного регулирования;
  • в определении порядка осуществления расчетов с иностранными государствами;
  • в организации и осуществлении валютного контроля;
  • в принятии участия в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации его составления;
  • в проведении анализа и прогнозировании состояния денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых соотношений.
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю состоит из центрального аппарата и региональных органов по валютному и экспортному контролю в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге.
По согласованию с ЦБ РФ Федеральная служба по валютному и экспортному контролю может иметь своих представителей в уполномоченных банках, которые подотчетны ЦБ РФ. По согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами указанная служба может иметь своих представителей в заграничных учреждениях России для координации деятельности с органами валютного и экспортного контроля других государств и подготовки предложений об использовании зарубежного опыта в этой области.
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю обеспечивает:
  • координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций;
  • организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции;
  • выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;
  • обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу;
  • осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте и др. операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности.
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей осуществляет Министерство по налогам и сборам РФ и его органы на местах - налоговые инспекции.
Налоговые инспекции обязаны:
  • действовать в строгом соответствии с законодательством;
  • осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства;
  • вести учет налогоплательщиков;
  • проводить проверки налогоплательщиков;
  • ежемесячно представлять финансовым органам федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и др. платежей в бюджет;
  • информировать Министерство финансов обо всех случаях неуплаты налогов;
  • осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых у налогоплательщиков штрафов и пеней.
За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ, который обязан:
  • проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
  • проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемым таможенными органами;
  • приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
  • проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

При этом возрастает роль и значение разработки и принятия нормативов наполняемости классов в школах в городах и сельской местности, нормативов выделения средств на строительство автомобильных дорог, детских ДОШКОЛЬНЫХ учреждений и т.п. При этом на уровне государственных органов власти необходимо разработать методику расчета таких нормативов и определить их пределы.

Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики как конкретного региона, так и страны в целом. Целесообразно восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных финансовых органов от Министерства финансов РФ, одновременно в рамках субъектов РФ создать единый механизм тесного взаимодействия всех управлений и правительств Министерства финансов РФ, работающих в республиках, краях и областях для повышения эффективности проведения единой финансовой политики государства на территории конкретного

уровне местного самоуправления и учитывать увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.
При этом возрастает роль и значение разработки и принятия нормативов наполняемости классов в школах в городах и сельской местности, нормативов выделения средств на строительство автомобильных дорог, детских дошкольных учреждений и т.п. При этом на уровне государственных органов власти необходимо разработать методику расчета таких нормативов и определить их пределы.
Для реализации финансовой политики важно ресурсное обеспечение, связанное с развитием производительных сил, т.е. населения в трудоспособном возрасте, обладающего определенными профессиональными знаниями и пригодного по состоянию здоровья к участию в производственном процессе, основных фондов предприятий всех отраслей экономики, расположенных на данной территории, природных ресурсов, величина собственного капитала и степень развития финансовой инфраструктуры. В настоящее время плановое регулирование всех составляющих ресурсов финансовой политики государства практически отсутствует. Ослаблено государственное регулирование рыночной экономики.
Необходимо структурирование, функциональное, общее управление по всем направлениям единой финансовой политики при укреплении роли и ответственности федерального центра и каждого субъекта Федерации за вопросы, входящие в их компетенцию. Необходимо усилить роль Министерства финансов РФ в координации деятельности всех ведомств, причастных к проведению единой финансовой политики государства.
Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики как конкретного региона, так и страны в целом. Целесообразно восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных финансовых органов от Министерства финансов РФ, одновременно в рамках субъектов РФ создать единый механизм тесного взаимодействия всех управлений и правительств Министерства финансов РФ, работающих в республиках, краях и областях для повышения эффективности проведения единой финансовой политики государства на территории конкретного субъекта РФ.