Что является ухудшением жилищных условий закону. Ухудшение жилищных условий. Последствия намеренного ухудшения жилищных условий

«Намеренное ухудшение жилищных условий » — этот термин впервые появился в правовой науке с введением и вступлением в силу нового ЖК РФ в 2005 году, в котором законодатель предусмотрел возможность осуществления гражданами действий, влекущих за собой ухудшение жилищных условий . Делается это нередко с целью дальнейшей постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье. Но что можно считать и какая ответственность предусмотрена за подобное деяние? Об этом поговорим ниже.

Что понимать под намеренным ухудшением жилищных условий?

Как мы уже сказали выше, о сознательном ухудшении жилищных условий стали говорить только после введения в действие нового ЖК РФ, собственно, тогда же появилось и само понятие намеренного ухудшения жилищных условий . Данное понятие фигурирует в ст. 53 Жилищного кодекса РФ, при этом ни сам кодекс, ни иные законы и подзаконные акты не раскрывают этого понятия. Мало того, непонятно даже, кто и каким образом может квалифицировать действия гражданина как .

Тут на помощь приходит определение Конституционного суда и работа юристов-правоведов, на основании которых можно выделить основные признаки, позволяющие отличить преднамеренное ухудшение жилищных условий от невиновных действий граждан. И главным признаком здесь служит умышленность действий — то есть гражданин на момент их совершения должен отдавать себе отчет в том, что данные действия влекут за собой именно ухудшение жилищных условий и соглашаться на наступление таких последствий. Кроме того:

Не знаете свои права?

  1. В результате совершения действий такого рода гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилья и поставлен на учет.
  2. У гражданина должно быть намерение встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Без этого квалифицировать его деяния как злоупотребление субъективным правом невозможно.
  3. На момент совершения деяния гражданин не должен состоять на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Этот признак также очень важен, т. к. если действия, повлекшие ухудшение жилищных условий , совершены гражданином, уже стоящим в очереди на получение жилья, они автоматически лишаются признака умышленности действий.

Получается, что намеренным ухудшением жилищных условий можно считать любые умышленные действия, в результате которых гражданин приобретает основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и получения жилья от государства (органов местного самоуправления).

В качестве примера намеренного ухудшения жилищных условий можно привести обмен жилого помещения на другое — меньшей площади или в худшем состоянии, раздел жилой недвижимости или ее продажа. Разумеется, не каждая продажа или обмен влечет ухудшение жилищных условий , но если, например, семья из 3 человек обменивает 2-комнатную благоустроенную квартиру площадью 47 кв. м на 1-комнатную площадью 38 кв. м, чтобы потом встать на учет в качестве нуждающихся, то это является злоупотреблением субъективным правом.

Ответственность за нарушение жилищного законодательства

Несмотря на то что намеренное ухудшение жилищных условий расценивается, как недопустимое действие, ответственность за нарушение жилищного законодательства в этом случае в виде суровых санкций не предусмотрена.

Статья 53 ЖК РФ предусматривает лишь то, что граждане, совершившие действия, повлекшие за собой ухудшение жилищных условий , в течение 5 лет будут не вправе вставать на очередь как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Этот срок будет считаться с момента совершения действий.

Проблема жилья в России стоит очень остро. На это влияет постоянное увеличение населения, преобладающее над появлением новостроек. Большинство людей не имеют источника доходов, позволяющего купить новую квартиру даже раз в жизни. Поэтому некоторые граждане намеренно используют ухудшение жилищных условий. Целью такого маневра является постановка на учёт в государственном органе.

Предпринимаются незаконные методы, чтобы встать на может рассчитывать только население определённой категории граждан. Формирование списка людей производится согласно критериям, вписанным в Жилищный кодекс РФ. В основу расчёта результатов берётся минимально допустимая площадь проживания на человека.

Как получить квартиру от государства

Государство установило жёсткие рамки, в которых происходит постановка на улучшение жилищных условий. С целью получить желаемые квадраты нужно документально подтверждать свои права. Предстоит доскональная процедура проверки со стороны госслужащих.

Законодательно подсчитана фиксированная норма площади на человека. Если реальные квадраты ниже, чем устанавливает Жилищный кодекс, то государство принимает заявки на расширение площади. По задумке создателей программы по улучшению площади проживания, граждане отдельных групп не могут другим образом обзавестись нормальными условиями жизни.

Однако следует учитывать тот факт, что ст. 53 ЖКРФ предусматривает ограничения для лиц, играющим не по правилам. Так, предусмотрено продление срока постановки в очередь. Это возможно, если было намеренное ухудшение жилищных условий. В этом деле существуют некоторые нюансы, которые возникают, исходя из одного вопроса о том, что является ухудшением жилищных условий. При умышленном снижении жилплощади можно действовать несколькими путями:

  • переезд в более тесную квартиру через купле-продажу или обмен;
  • подселение в дом, где уже живет много народу;
  • полное избавление от недвижимости (имеются в виду граждане без определенного места жительства);
  • отписывание квартиры родственникам или знакомым.

Если стечение обстоятельств указывает на то, что были совершены противоправные действия, то нарушитель может быть привлечен к ответственности. На практике действует отсрочка на 5 лет с момента, определяемого как ухудшение жилищных условий. ЖК РФ не имеет четких определений и критериев, однозначно указывающих на умысел. Судебная практика насчитывает более 80% выигрышных дел в сфере муниципального жилья.

Кто может претендовать на получение квартиры

Неумышленное ухудшение жилищных условий не снимает права встать в очередь. К таким людям относятся лица в следующих случаях:

  • оправданное документально подселение родственника, лишившегося своей жилплощади;
  • прибавление семейства снижает количество квадратов на каждого члена;
  • судебные решения по изъятию доли в доме;
  • утрата жилья вследствие стихийных бедствий позволяет встать на очередь на улучшение жилищных условий незамедлительно и претендовать на новую квартиру в числе первых.

Размытые определения ст. 53 ЖК РФ позволяют повернуть ситуацию в интересах граждан. Желаемые квадратные метры обязательно достаются человеку, грамотно строившему свою доказательную базу. Только ленивый не продолжает борьбу за своё пространство, теряя терпение. Муниципальное жилье могут получать:

  • малоимущие граждане;
  • военнослужащие;
  • сотрудники полиции;
  • государственные служащие.

Для пользования жильем заполняется договор социального найма. Дальнейшее пользование осуществляется безвозмездно. Человеку, не посвященному в правила подсчета граждан на приобретение дополнительных квадратных метров, сложно будет определить свои права на очередность.

В состав математических вычислений входит большое количество параметров. Четко определены несколько подгрупп лиц, имеющих право на дополнительное жилье. К ним относят многодетные семьи, к таковым относят родителей, имеющих более 3 детей. Кроме количества членов семьи в расчет закладывается норма жилой площади на одного человека.

Чтобы претендовать на улучшение жилищных условий, потребуется собрать кипу бумаг. Документы должны быть заверены во всех необходимых инстанциях. К таким относят:

  • справки о доходах с места работы, об отсутствии задолженностей перед налоговой, о составе семьи;
  • бумаги, подтверждающие квадратные метры в квартире и число проживающих.

Каждый административный округ может затребовать пакет дополнительных документов, на то ему дано законное право.

Процедура постановки на учет

Вся процедура постановки на учет содержится в Жилищном кодексе РФ. Почерпнув полную информацию, можно окончательно уяснить все тонкости законодательства. Документ был принят в 2005 году датой 1 марта. Особый интерес вызывает пункт номер 7 ЖК РФ. В нем указано все, что содержится в понятии «ухудшение жилищных условий».

Каждый регион вправе определять свою норму жилого помещения. Последние данные в области законотворчества определены 2005 годом от 1 марта. На одного члена семьи установлена нижняя граница комфортного проживания в квартире в пределах 11 метров квадратных. Все граждане, имеющие более низкие результаты подсчета, входят в группу претендентов на новое жильё.

Приватизированные квартиры в подсчете не участвуют, речь идет только о социальном жилье, состоящем на учете государства. Последняя редакция Жилищного кодекса изменила структуру подсчета нормы жилья на человека. Ранее учитывалась жилая площадь, которая гораздо меньше полной. ЖК от 2005 года установил нормативы, регистрирующие граждан по количеству общей квадратуры помещения.

Поясним, квартира имеет 52 квадратных метра жилой площади и 72 общей. На одного члена семьи из пяти человек приходятся 14,4 единиц, что гораздо больше нормы. Однако, если в количество прописанных прибавится родственник с ребенком, то при расчетах получится уже 10,28. Эти данные позволяют претендовать на постановку в очередь.

Однако процедура регистрации жильцов не всегда позволяет прописывать людей в квартирах выше нормы. Исключение составляют несовершеннолетние дети, переезжающие к отцу или матери.

Какими правилами руководствуются госслужащие

Выводы строятся на законодательной базе, уточняющей обязательства госслужащих проводить оценку в пределах разумности и добросовестности. Злоупотребление недоработкой законодательной сферы приводит к выводу, что гражданин является нарушителем. Частный случай судебного права основывается на фактах применения субъективного права в ущерб социальному назначению. Так, проводя ухудшение жилищных условий, подменяется конечная цель законотворчества.

Умышленные действия могут быть квалифицированы как сознательное причинение ущерба государству. Следуя комментариям к Жилищному кодексу РФ, можно выделить пункты в отношении действий лица, что считается ухудшением жилищных условий:


Наличие положительных результатов при анализе всех четырех пунктов приведет к полной уверенности, что совершено ухудшение жилищных условий. Судебная практика, в свою очередь, показывает противоположные моменты в недоказательности вины гражданина.

Что не является нарушением

По статье 49 ЖК РФ гражданин имеет право перейти в категорию нуждающихся и встать в очередь на жилье. Обязанность государства - соблюсти законные требования людей. До проведения действий не появилось претензий на расширение жилплощади, в результате которых норма на человека стала ниже. Тут возникают противоречия: считать действия человека преднамеренными нельзя, потому что он на момент деяния не состоял на учете и не являлся претендентом на жильё.

Невозможность признать действия гражданина преднамеренными исходит из одного момента: на момент заявления о претензии на расширение жилплощади семья не имела заниженных квадратов на одного человека, а значит, не имела умысла на противоправный поступок. Согласно статье 53 ЖК РФ, преднамеренность действий заключается в юридически значимых поступках, конечной целью которых должно быть снижение нормы территории проживания. Существует важное условие - на момент деяния один человек обладал жилплощадью больше нормы.

Существуют некоторые нюансы законодательства, при которых вина гражданина не может быть доказана, хотя она и очевидна. Бездействие человека не классифицируется как ухудшение жилищных условий. Манипулируя стечением обстоятельств, можно искусственно создать благоприятные условия для вступления в очередь на жильё. Защитный механизм против такого рода пассивного владения ситуацией не разработан. К таким моментам можно отнести невступление в наследство. Часть квадратных метров квартиры отойдет государству, оно будет вынужденно создать возможность для переселения семьи в более просторную жилплощадь.

Какие существуют методы по снижению жилплощади на одного члена семьи

Законодательство РФ включает в себя полный перечень ситуаций, результатом которых становится намеренное ухудшение жилищных условий. Военнослужащих и членов их семей Жилищный кодекс РФ не обходит стороной, применительно к ним действуют те же правила, что и у обычных граждан. По Жилищному кодексу без внимания остаются реальные аспекты, из которых гражданин может получать выгоду. Среди таких выделяют отсутствие учета стоимости квартиры, районной местности, внутренних предметов и качества ремонта.

Под статью ухудшения попадут люди, обменявшие жилье на более дорогое, но имеющее меньшую жилплощадь. Основой обвинений будет снижение нормы на человека. Преднамеренными действиями являются следующие моменты, сопровождающиеся уменьшением квадратных метров на одного члена семьи:


Вселить законно можно только:

  • несовершеннолетних детей;
  • родителей недееспособных;
  • мужа или жену;
  • неродных детей состоявшейся жены или мужа.

ЖК РФ накладывает ответственность за поступки, приводящие к потере помещением условий для нормального проживания. Отсутствие санитарных и гигиенических мероприятий во время пользования жилплощадью.

Что ещё может быть воспринято как нарушение

Процедура дарения в адрес государства целой квартиры либо её части не может восприниматься как ухудшение жилищных условий, только если она не предшествовала заявлению на улучшение жилплощади. В оценку противоправности действий берутся также временные рамки осуществляемых действий. Так, супруга имеет право прописаться на жилплощадь к мужу, а дети безоговорочно вселяются к родителям.

Но если такое действие совершается через несколько лет после регистрации с целью снижения количества жилья на одного человека, то это будет являться преднамеренным ухудшением жилищных условий. Не подпадают под оценку все акты бездействия: отказ от наследства, принятия в дар жилплощади. Также в учет нормы жилья не берутся временные жильцы.

Чтобы сделать выводы о намеренном ухудшении жилищных условий, нужно провести глубокий анализ всех обстоятельств каждого конкретного случая. Непростые гражданско-правовые взаимоотношения граждан и государственных структур вносят сложности в оценку действий нанимателей. Зачастую решение о постановке в очередь принимается из соображений разумности и добросовестности, отодвигая прямые свидетельства нарушения.

Обязанности нанимателя

Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий заключаются в отказе в предоставлении новой квартиры. Следующая дата получения улучшений следует через 5 лет. Это решение можно обжаловать через суд, если имеется уверенность и документальное подтверждение обстоятельств, приведших к этому.

У военнослужащих не заключается договор социального найма на следующую квартиру, пока не будет сдана предыдущая. Причинами для отказа могут быть:

  • Прописанные жена или дети, оставшиеся в документах после развода.
  • Жильё более не пригодно к проживанию.
  • Квартира является объектом спора в суде.

На квартиросъёмщике лежит ответственность за состояние жилья. Он должен содержать его в чистоте, своевременно проводить ремонт. Не допускать ущерба от действия третьих лиц. Бездействие в этом вопросе может квалифицироваться как намеренное ухудшение жилья.

Как происходит подсчет квадратных метров

В законодательстве учет площади квартиры производится, исходя из общей квадратуры. В учет берется не жилое пространство, а подсчитываются коридоры, ванные, туалет, кладовые. Основное внимание уделяется именно размерам жилья для постановки на очередь нуждающихся.

По федеральным документам приводится ссылка на Инструкцию 2008 года, которой нужно руководствоваться при определении новой жилплощади. В ней указаны нормативы, исключающие неразумное распределение квадратуры, когда спальня может занимать 5 метров из пятидесяти.

Местным властям дано преимущество для создания собственных законодательных актов. Таким методом некоторые регионы подсчитывают общую жилплощадь вопреки разумным действиям. В нормативы закладываются даже балконы и лоджии.

Учетная норма может быть изменена только местным органом управления. В каждом регионе она может отличаться. Так для Москвы цифра составляет 10 метров, ниже этой планки присваивается критерий "нуждающийся". Существует понятие "норма предоставления" - это площадь, на которую ориентируются госслужащие по определению следующего жилья. Она больше учетной, и для текущего региона составляет 18 метров.

Как государство определяет состоятельность граждан

Результат признания малоимущим происходит в каждом регионе страны по-своему. В учет берется средний заработок в этой местности, среднерыночная стоимость квартир. Для этого введено понятие "имущественная обеспеченность". Этот критерий сравнивают со стоимостью квартиры, которая требуется гражданам для соответствия нормативам. Если обеспеченность меньше последней, то семья признается нуждающейся.

Для подсчета имущественной состоятельности введено более 10 пунктов. Существует ряд показателей, при нарушении которых решение меняется не в пользу граждан. Лицевой счет у семьи должен быть один, если же он будет разбит, то и подсчет будет отдельным для каждого.

Для количественной оценки в расчет принимается совокупный доход семьи и собственность, подпадающая под налогообложение. Нормативный акт для определения уровня обеспеченности берется того месяца, когда было подано заявление. Законодательство в регионах обновляется каждый квартал. Доход подсчитывают по справкам НДФЛ за предыдущие 2 года.

В подсчет имущественной обеспеченности вкладывается стоимость имущества. В него входит вся недвижимость: гаражи, помещения складские, дачи. Оценка производится по кадастровой стоимости. Также рассматривается владение движимыми средствами: автомобили, катера и другой транспорт, находящийся на учете. Учитываются накопления: на счету в банке, наличие паевой собственности, средства в виде акций и ценных бумаг.

Какие нужны документы для постановки на учёт

Для постановки на учет потребуется собрать необходимые документы. Первым делом в органы местного управления подается заявление согласно установленному образцу. Нужно предъявить документы, удостоверяющие личность, с заверенными копиями для каждого члена семьи. К ним прикладывается идентификационный номер налогоплательщика.

Нужны также все бумаги, подтверждающие родственные связи. К ним относят: свидетельство о браке, рождении, документы на текущую жилплощадь. Учитывается общий доход семьи, включающий все виды совокупных поступлений за 2 последних года.

Предоставить потребуется трудовые книжки, срочные договора и другие формы, подтверждающие занятость. Также проводится анализ всего недвижимого имущества, находящегося в собственности заявителей. Указываются все виды объектов, подлежащих налогообложению. Если было обжаловано ранее признанное ухудшение жилищных условий, то прилагается решение суда по этому вопросу.

№ 356-ПП О порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 13 мая 1997 г. N 356-ПП О порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве На основании Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года, Указа Президента Российской Федерации от 9 апреля 1993 года N 442 "О мерах по обеспечению права граждан на жилище", в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и в целях расширения жилищной реформы в г.Москве, направленной на обеспечение конституционных прав граждан на жилище, и упорядочения системы предоставления жилых помещений Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Положение о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве (приложение) и ввести его в действие с 10 июля 1997 года. 2. Префектам административных округов, Комитету муниципального жилья провести необходимую организационную и разъяснительную работу в связи с введением в действие Положения (п.1) и в дальнейшем процессе реализации жилья руководствоваться настоящим постановлением. 3. Установить, что за гражданами, принятыми на учет по улучшению жилищных условий до 10 июля 1997 года в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве, утвержденными решением исполкома Моссовета и президиума МГСПС от 30 ноября 1984 года N 3365 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве" и последующими изменениями и дополнениями, сохраняется право улучшения жилищных условий в соответствии с существующей очередностью, а также с учетом установленных данными Правилами льгот по предоставлению жилых помещений. Жилые помещения этим гражданам предоставляются в соответствии с ежегодно утверждаемыми Правительством Москвы направлениями реализации жилой площади, по нормам и в порядке, установленным настоящим постановлением. 4. Комитету муниципального жилья совместно с префектами административных округов до 1 октября 1997 года провести перерегистрацию граждан, принятых на учет по улучшению жилищных условий по месту жительства до 10 июля 1997 года. 5. С 10 июля 1997 года считать утратившими силу решения исполкома Моссовета и президиума МГСПС от 30 ноября 1984 года N 3365 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве", от 4 августа 1986 года N 1809 "О некоторых дополнениях и изменениях "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в г.Москве", решения исполкома Моссовета, президиума МГСПС и МГК ВЛКСМ от 17 декабря 1986 года N 2986 "Об утверждении Правил учета граждан, желающих стать жителями молодежных жилых комплексов, и предоставления жилых помещений в домах молодежных жилых комплексов в г.Москве", решения исполкома Моссовета и президиума МГСПС от 7 июля 1987 года N 1601 "О дополнении "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в г.Москве" и постановление Правительства Москвы от 8 января 1992 года N 4 "О некоторых дополнениях и изменениях Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве". 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы, руководителя Комплекса социальной сферы Шанцева В.П. и членов Правительства Москвы - префектов административных округов. П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 13 мая 1997 г. N 356-ПП ПОЛОЖЕНИЕ о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве Настоящее Положение устанавливает порядок учета граждан, желающих приобрести в собственность или получить на условиях социального либо коммерческого найма жилые помещения из государственного и муниципального жилищных фондов г. Москвы, а также общий порядок приобретения и предоставления жилых помещений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Граждане, желающие улучшить свои жилищные условия, имеют право: а) на предоставление в установленном порядке жилого помещения: - по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов г.Москвы в пределах социальной нормы жилья, - по договору коммерческого найма; б) на приобретение жилого помещения: - у собственников недвижимости в жилищной сфере, - путем участия в строительстве жилья жилищными товариществами, жилищно-строительными кооперативами, - путем участия в финансировании жилищного строительства, - путем покупки и погашения жилищных ценных бумаг, - по другим законным основаниям. 2. Предоставление жилых помещений осуществляется по норме предоставления жилья. Норма предоставления жилья - размер общей площади, приходящейся на каждого члена семьи, в пределах которого осуществляется предоставление жилья в зависимости от способа улучшения жилищных условий: а) по договору социального найма - норма предоставления составляет 18 кв.м общей площади на одного человека (социальная норма); б) путем вступления в ЖСК - из расчета: не менее социальной нормы жилья и не более одной комнаты на каждого члена семьи независимо от ее площади; в) по договору коммерческого найма или приобретения жилья в собственность - размер жилья не ограничивается; г) путем вступления в строительные или иные товарищества и объединения, а также финансирования строительства за счет собственных или привлеченных средств - размер жилья не ограничивается. Жилое помещение может быть предоставлено с превышением указанной в подпункте "а" настоящего пункта нормы, если оно составляет одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для заселения лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов, а также при наличии льгот, дающих право на дополнительную жилую площадь. Дополнительная жилая площадь предоставляется отдельным категориям граждан по договору социального найма сверх установленной настоящим Положением социальной нормы в пределах, установленных действующим законодательством. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение дополнительной площади, устанавливается Правительством Российской Федерации, законами и иными нормативными актами города Москвы. 3. На условиях договора социального найма жилое помещение предоставляется гражданам в домах жилищного фонда социального использования, формируемого из государственного и муниципального жилищных фондов города Москвы, объемы которого утверждаются Правительством Москвы. 4. По договору социального найма жилого помещения наймодатель передает нанимателю жилое помещение в пользование в пределах нормы на срок, установленный законодательством, а наниматель обязуется использовать его для проживания, своевременно вносить плату за пользование им и оплачивать коммунальные услуги. 5. Органы исполнительной власти обязаны по обращению граждан о замене занимаемого по договору социального найма жилого помещения площадью, превышающей норму, установленную в пункте 2 "а" настоящего Положения, на жилое помещение в пределах социальной нормы, предоставить им соответствующие жилые помещения также по договору социального найма. 6. Жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов города Москвы предоставляются по договорам коммерческого найма гражданам пригодными для постоянного проживания, в виде отдельных квартир (или комнат), благоустроенные применительно к условиям г.Москвы и отвечающие санитарным и техническим нормам. 7. По договору коммерческого найма жилого помещения наймодатель передает нанимателю жилое помещение без ограничения размеров за договорную плату во временное владение и пользование, а наниматель обязуется использовать его в соответствии с назначением и своевременно выполнять обязательства по договору. 8. Условия и порядок предоставления жилых помещений по договорам коммерческого и социального найма регулируются законодательством Российской Федерации и города Москвы. 9. Доли жилой площади во вновь вводимом в эксплуатацию государственном и муниципальном жилищных фондах города Москвы, предоставляемой по договорам социального или коммерческого найма, а также подлежащей продаже, утверждаются ежегодно Правительством Москвы. 10. Доли жилой площади, освобождающейся за выбытием граждан в муниципальном жилищном фонде города Москвы, предоставляемой по договорам социального или коммерческого найма, определяются ежегодно префектурами административных округов. 11. Граждане, проживающие в жилых помещениях по договорам социального и коммерческого найма, а также члены жилищных товариществ и жилищно-строительных кооперативов, граждане и члены их семей, имеющие жилые помещения на праве собственности, принимаются на учет по улучшению жилищных условий в общем порядке в соответствии с настоящим Положением. Предоставление жилых помещений этим гражданам по договорам социального найма производится в общем порядке и с учетом имеющегося у них жилья, как занимаемого по месту регистрации, так и принадлежащего им на праве собственности. Проверка данных о наличии у граждан жилой площади, а также о сделках по ее отчуждению при предоставлении жилья является обязательной для органов, осуществляющих учет граждан и предоставление им жилой площади. 12. Жилые помещения в коммунальных квартирах предоставляются гражданам в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными актами города Москвы. 13. Приобретение жилой площади в собственность в соответствии с настоящим Положением распространяется на все случаи приобретения жилья с использованием льгот и государственной помощи, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы (дотации, кредиты, субсидии, займы и т.д.). Приобретение жилой площади на рынке жилья регулируется гражданским законодательством Российской Федерации и нормативными актами города Москвы. 14. Лица, виновные в нарушении порядка постановки на учет граждан, желающих улучшить свои жилищные условия, снятия с учета, предоставления и приобретения жилых помещений, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. II. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ И ПОСТАНОВКИ ИХ НА УЧЕТ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЛИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛЬЯ. 15. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) в городе Москве не менее 10 лет и: а) занимающие жилые помещения менее установленной нормы жилья на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет. Нормой постановки на учет является размер приходящейся на каждого постоянно проживающего и зарегистрированного в жилом помещении члена семьи площади, в том числе с учетом отсутствующих в связи с призывом в Вооруженные Силы, командированных на работу за границу, выехавших на учебу в другие населенные пункты и иных лиц, за которыми сохраняется право на жилую площадь на период их временного отсутствия, составляющий менее 10 кв.м общей площади для отдельных квартир и 18 кв.м общей площади для коммунальных квартир, который дает право постановки на учет по улучшению жилищных условий путем получения жилья по договору социального или коммерческого найма либо приобретения его на возмездной или частично возмездной основе с использованием льгот, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы; б) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых утверждается постановлением Правительства Российской Федерации, при которых совместное проживание с больными (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно; в) проживающие в смежных неизолированных комнатах, а также в однокомнатных квартирах по две и более семьи независимо от размеров занимаемого жилья, в т.ч. семьи, которые состоят из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке; г) проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке не пригодными для постоянного проживания, независимо от размеров занимаемого жилого помещения. 16. Граждане, прожившие в г.Москве не менее 40 лет и имеющие трудовой стаж на предприятиях и в учреждениях Москвы не менее 25 лет, подлежат постановке на учет из коммунальных квартир независимо от размеров занимаемой площади при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее 20 лет. 17. Ветераны, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, герои и ветераны труда, иные категории граждан, которые в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и города Москвы имеют право на первоочередное или внеочередное предоставление жилой площади, подлежат постановке на учет и предоставлению жилой площади в соответствии с имеющимися у них льготами. 18. Граждане, принятые и состоящие на учете по улучшению жилищных условий по правилам, действовавшим до введения в действие настоящего Положения, сохраняют свою очередность и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Положением и другими нормативными актами города Москвы. 19. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в территориальных жилищных органах по месту жительства. 20. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, необходимых для решения данного вопроса, перечень которых утверждается городскими нормативными актами. В случае наличия у граждан и членов их семей нескольких квартир или комнат, занимаемых по договорам социального (коммерческого) найма или на праве собственности, расчет площади при принятии на учет производится исходя из суммарного размера всех занимаемых и принадлежащих им на праве собственности жилых помещений. 21. Очередность принятых на учет по месту жительства граждан устанавливается распоряжением префекта административного округа и ведется в муниципальных жилищных органах по годам постановки на учет. 22. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилья по месту работы на предприятиях и в учреждениях, созданных на базе государственной и муниципальной собственности и финансируемых за счет бюджетных средств, которым выделяется жилая площадь из государственного и муниципального жилищного фондов, осуществляется по решению администрации и профсоюзного комитета в соответствии с настоящим Положением. Решение администрации и профсоюзного комитета о постановке на учет и предоставлении жилой площади утверждается распоряжением префекта административного округа. 23. Постановка на учет и предоставление жилой площади в организациях и на предприятиях, созданных на базе иных форм собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, осуществляется на основании заключаемых трудовых, коллективных или иных соглашений работников с администрацией этих организаций и предприятий под контролем профсоюзных органов. По соглашению трудовых коллективов, профсоюзных органов и администрации этих предприятий и организаций допускается осуществление контроля и утверждение решений о постановке на учет и предоставлении жилой площади со стороны исполнительных органов власти г.Москвы. 24. Заявления граждан об улучшении жилищных условий и прилагаемые документы, в том числе подтверждающие наличие установленных жилищным законодательством льгот, сведения о доходах, должны быть рассмотрены общественной жилищной комиссией при префекте административного округа. В результате рассмотрения заявлений граждан комиссия должна рекомендовать способ улучшения жилищных условий (социальный наем, коммерческий наем, приобретение жилья в собственность с учетом соответствующих льгот). 25. В случае принятия комиссией рекомендации о невозможности улучшения жилищных условий гражданину путем предоставления жилой площади по договору социального найма, он имеет право сам выбрать вариант улучшения жилищных условий путем коммерческого найма или приобретения жилья в собственность, в том числе с использованием субсидий и иных льгот, установленных действующим законодательством. При ухудшении жилищных условий (путем обмена, мены, раздела жилой площади, отчуждения имеющегося в собственности жилья), в результате чего на каждого проживающего стало приходиться менее нормы, установленной пунктом 15 "а" настоящего Положения, граждане подлежат постановке на учет для получения жилья по договору социального найма по истечении 5 лет после ухудшения жилищных условий. 26. Рекомендация комиссии с учетом выбранного гражданином варианта улучшения жилищных условий утверждается распоряжением префекта административного округа. 27. По результатам рассмотрения документов граждан формируются: а) список граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма; б) список граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам коммерческого найма; в) список граждан, желающих приобрести в собственность жилые помещения из жилищного фонда г.Москвы с использованием субсидий и иных льгот, установленных действующим законодательством. 28. Граждане должны быть в месячный срок со дня подачи заявления письменно уведомлены о принятом решении, а в случае постановки на учет - с указанием способа улучшения жилищных условий. 29. Право состоять на учете сохраняется за гражданином до получения или приобретения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в п.30 настоящего Положения. 30. Граждане снимаются с учета: - по личному заявлению граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, подаваемому в письменном виде по месту учета; - в случае изменения жилищных условий, а также увеличения уровня доходов на каждого члена семьи, если отпали основания для постановки на учет по улучшению жилищных условий; - в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства; - в случае получения в установленном законом порядке субсидий, кредитов или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений; - в случае выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на соответствующий учет; - в случае погашения облигаций Московского жилищного облигационного займа в форме квартиры. 31. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в получении или приобретении жилых помещений семьи, не обеспеченные жильем по социальным нормам и имеющие доход на каждого члена семьи ниже уровня, установленного Правительством Москвы, а также граждане, являющиеся очередниками по улучшению жилищных условий и проживающие в коммунальных квартирах. 32. Ежегодно, в установленные Правительством Москвы сроки, муниципальные жилищные органы проводят проверку данных учета граждан, принятых на учет по улучшению жилищных условий. В случае изменения оснований, по которым граждане были приняты на учет, они подлежат переводу в списки на получение жилья в соответствии с изменившимися условиями, либо снятию с учета, если данные проверки отвечают требованиям п.30 настоящего Положения. 33. Снятие с учета осуществляется органом, по решению которого граждане были приняты на учет, с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении. III. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ. 34. По договору социального найма жилая площадь предоставляется гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий, имеющим на каждого члена семьи доходы ниже уровня, установленного Правительством Москвы, и относящимся к категории лиц, перечисленных в п.35 настоящего Положения. 35. Жилые помещения по договору социального найма предоставляются: а) семьям, имеющим в своем составе инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов труда I и II групп; б) семьям погибших или пропавших без вести воинов, лиц, погибших при исполнении государственных обязанностей; в) семьям, имеющим в своем составе лиц с тяжелыми формами заболеваний или инвалидов по заболеванию (по заключениям лечебных учреждений, органов социального обеспечения или ВТЭК); г) не имеющим жилой площади военнослужащим сверхсрочной службы, прапорщикам, мичманам и лицам офицерского состава Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск и органов безопасности, уволенным в запас и/или отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, имевшим до призыва в Вооруженные Силы жилую площадь в г.Москве и призванным на военную службу из г.Москвы; д) детям-сиротам, достигшим совершеннолетия и проживающим в интернатах, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании; е) детям-инвалидам, пребывающим в стационарных учреждениях, являющимся сиротами, по достижении совершеннолетия, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность вести самостоятельный образ жизни; ж) гражданам, утратившим право пользования жилым помещением в г.Москве вследствие незаконного осуждения, при невозможности возврата ранее занимаемого ими жилого помещения; з) гражданам, возвратившимся из мест лишения свободы, в случае предоставления жилищными органами их прежней жилой площади другим лицам; и) семьям, проживающим на жилой площади, не пригодной к постоянному проживанию (по заключению МВК), если они занимают ее по договору социального найма; к) государственным служащим, судьям, работникам прокуратуры и иным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и г.Москвы; л) гражданам, указанным в п.16 настоящего Положения; м) иным категориям граждан, установленным действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы. Граждане, перечисленные в подпунктах "а","в","е" настоящего пункта и страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы, обеспечиваются жилой площадью в специально построенных домах либо на первых этажах жилых домов. 36. Вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, перечисленным в подпунктах "д","е","ж" пункта 35 настоящего Положения, состоящим на учете по улучшению жилищных условий по правилам, действовавшим до введения в действие настоящего Положения и имеющим право на внеочередное получение жилой площади, а также проживающим в жилых помещениях (жилых домах), признанных в установленном порядке аварийными или грозящих обвалом. 37. В первую очередь жилые помещения по договору социального найма предоставляются: а) инвалидам I и II групп, а также лицам, получившим инвалидность в связи с выполнением служебных обязанностей; б) гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий до введения в действие настоящего Положения и имеющим право на первоочередное получение жилой площади; в) гражданам, перечисленным в подпунктах "б","в" п.35 настоящего Положения; г) другим категориям граждан в соответствии с законодательством г.Москвы. Остальным гражданам жилые помещения в государственном и муниципальном жилищных фондах предоставляются на возмездной или частично возмездной основе в порядке очередности на условиях коммерческого найма или приобретаются ими в установленном законодательством Российской Федерации и г.Москвы порядке. Граждане, перечисленные в п.35 настоящего Положения, могут по их желанию получить жилые помещения по договорам коммерческого найма либо приобрести их в собственность с использованием субсидий и иных льгот, установленных действующим законодательством в первоочередном порядке. 38. Льготы по первоочередному или внеочередному предоставлению жилой площади при получении жилья из социального фонда могут быть использованы гражданином только один раз. Последующее улучшение жилищных условий производится в порядке и на условиях настоящего Положения с учетом реализованного права на жилищные льготы. 39. Жилищные вопросы граждан, расторгнувших брак, постоянно проживающих в Москве, решаются путем предоставления жилых помещений на условиях коммерческого найма, приобретения жилья в собственность или путем обмена жилой площади. 40. Не допускается предоставление жилых помещений социального использования гражданам, не состоящим на учете, за исключением: неотложного расселения граждан (в связи со стихийным бедствием, из домов (помещений), признанных в установленном порядке аварийными, грозящих обвалом, подлежащих сносу или освобождению и т.п.), решения народного суда, а также в других случаях, установленных действующим законодательством. 41. Освобождающиеся изолированные жилые помещения в коммунальных квартирах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам г.Москвы, в которых проживают несколько нанимателей, должны предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (с учетом права на дополнительную площадь), а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека. Предоставление жилой площади сверх установленных социальных норм осуществляется на возмездной основе. Оплата за образующиеся излишки жилья производится в соответствии с нормативно-правовыми актами г.Москвы при условии оформления квартиры в собственность. 42. При отсутствии в квартире указанных в п.41 граждан освободившееся жилое помещение передается иным нанимателям этой квартиры по договору коммерческого найма или купли-продажи. 43. При согласии всех проживающих один из них может приобрести иные жилые помещения и передать их для переселения другим нанимателям коммунальной квартиры в частную собственность, занять освободившиеся в квартире жилые помещения и оформить их в собственность в установленном порядке без дополнительной платы. 44. При отсутствии в квартире граждан, желающих заселить освободившееся жилое помещение, оно предоставляется другим гражданам в установленном законом порядке. 45. Вопросы заселения жилых помещений, освобождающихся в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности г.Москвы, и в домах муниципального жилищного фонда, рассматриваются жилищными органами в административных округах. 46. Лицо, которому предоставлено жилое помещение, обязано в течение 15 дней заключить договор социального или коммерческого найма с собственником этого жилого помещения либо уполномоченным им органом. 47. В случае пропуска указанного срока свыше одного месяца по неуважительным причинам орган, принявший решение о предоставлении жилой площади, может его аннулировать и выделить жилую площадь другому лицу с обязательным письменным уведомлением гражданина о принятом решении. 48. В случае пропуска срока, указанного в п.46 настоящего Положения, по уважительным причинам (болезнь, командировка и др.) и их документального подтверждения он может быть продлен органом, принявшим решение о предоставлении жилой площади. 49. В случае невозможности заключения договора найма по вине органа, предоставившего жилое помещение, срок, указанный в п.46 настоящего Положения продлевается на время, необходимое для устранения причин, препятствующих заключению вышеуказанного договора, либо ранее предоставленное помещение подлежит замене на равнозначное или равноценное.

Документ опубликован в соответствии с Законом № 63 от 28.11.2012 О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» и статью 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы»

Жилищный вопрос до сих пор является самым актуальным в России.

Многие россияне так и не имеют собственного жилья. Некоторым категориям населения государство даёт право получить новое, достойное жильё. Для этого нужно получить статус нуждающегося в новом жилплощади.

На каких основаниях могут признать нуждающимся и какие действия необходимо будет предпринять для этого? Об этом рассказывается в данной статье.

Законодательное регулирование вопроса

В Конституции РФ зафиксировано, что каждый гражданин нашей страны имеет право на собственную жилплощадь.

В Жилищном кодексе закреплено, что россияне имеют право купить жильё на выгодных условиях. Для этого желающему должен быть присвоен статус нуждающегося в новой жилплощади .

Так, в статье 49 отражено, что такие граждане должны быть поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении нынешних условий жительства (а также признанные малоимущими – процедура присвоения этого статуса определяется нормами, действующими в конкретном населённом пункте).

В статье 51 выделен категории населения, которые могут быть признаны нуждающимися в получении нового жилья. Так, были выделены определённые критерии, по которым присваивается данный статус. В основном – касающиеся условий проживания.

Итак, нуждающимся признают в следующих случаях :

Критерии определения

Нуждающимися в жилплощади признают :

Главным критерием , согласно которому принимают решение о присвоении статуса нуждающегося в новой жилой площади, является размер жилья , в котором в данный момент проживает претендент и его семья. В РФ на федеральном уровне не установлена минимальная норма квадратных метров в расчёте на одного человека. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

При этом учтите, что в регионах действуют свои нормы площади на число человек, проживающих в одной квартире. Обозначенная площадь установлена в качестве минимальной – она не может быть меньше на уровне субъекта, а решения о её увеличении принимаются решениями местных властей. Причём эта цифра может отличаться в разных населённых пунктах, расположенных в одном регионе.

Попадающие в данную категорию могут встать в очередь и самостоятельно выбрать подходящее жильё и госпрограмму. Таким гражданам даётся право купить соответствующую жилплощадь на льготных условиях, а затем его.

Они могут получить следующие виды помощи :

  • Оформить в банке на льготных условиях.
  • Погасить часть ипотеки за госсчёт.
  • Получить от государства материальные средства для приобретения жилья.

Всё это возможно в том случае, если вас и членов вашей семьи признали нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При присвоении данного статуса также учитывается доход обращающегося и членов его семьи. Государство в первую очередь помогает тем, кто не в состоянии на свои средства приобрести достойное жильё или оплачивать ипотечный кредит. Для этого рассчитывается общий доход семьи и сравнивается с прожиточным минимумом, действующим в конкретном населённом пункте (но не ниже того, что установлен федеральным законодательством).

Осуществление учета граждан

При определении уровня нуждаемости претендентов учитывают половозрастные особенности семейства. Таким образом:

Встречаются случаи, когда гражданин признаётся нуждающимся сразу по ряду причин (скажем, проживает в слишком маленькой квартире, расположенной в аварийном доме). В данном случае он может получить от государства финансовую поддержку только по одной программе, которую выберет самостоятельно.

Каждому гражданину, зарегистрированному в очереди на получение новой жилплощади, присваивается номер . После постановки в очередь нуждающийся должен будет ежегодно подавать ряд документов о своём финансовом положении и условиях проживания. Если его положение изменится в лучшую сторону, гражданин лишается права на получение госпомощи, и его исключают из очереди.

Список претендентов на получение жилья

Нуждающийся должен постоянно отслеживать, продвинулся ли он в очереди. Ожидание может длиться десятки лет (если льготник не двигается в очереди в ускоренном порядке).

Учётом всех нуждающихся занимаются в местном Департаменте жилищной политики .

Отследить свой номер в очереди можно несколькими путями:

  • Подав заявление в отдел, который занимается предоставлением жилья. Подготовьте два экземпляра заявления – один подаётся в органы, а на втором должны будут поставить отметку о получении письменного обращения.
  • Отправить заказным письмом запрос в тот же Жилищный отдел. Вам должны будут ответить в течение следующих 30 дней.
  • Самостоятельно обратиться в местную администрацию.
  • Зайти на онлайн сервис вашего населённого пункта, в котором содержатся все сведения о каждом гражданине, вставшем в очередь.

Подтверждение статуса

Согласно ЖК, для этого претендент должен быть признан :

  • Малоимущим.
  • Нуждающимся в новой жилплощади.

Для этого в местные органы подаётся заявление и необходимый перечень документов . Список может меняться в зависимости от ситуации (основания постановки в очередь и т.п.) и региона.

Но в большинстве случаев вам нужно будет подготовить :

Документы подаются в МФЦ или местную администрацию . На их рассмотрение отводится 30 дней. После того, как будет принято решение о присвоении или отказе, заявителя должны уведомить в письменной форме в следующие 3 дня. При отказе в получении статуса в извещении укажут причины, на основании которых было принято такое решение.

Пройдя все необходимые этапы и получив статус нуждающегося, льготнику должны предоставит соответствующую справку . Она является правоустанавливающим документом, на основе которого он сможет получить госпомощь в получении собственного жилья.

В ней будут указаны :

  • Паспортные данные нуждающегося и всех граждан, проживающих с ним.
  • Основные сведения о жилплощади, в которой он проживает в настоящее время (квадратура, технические характеристики, состояние, соответствие нормам санитарии и безопасности и пр.).

Возможные причины отказа

Чаще всего отказывают в следующих случаях :

Для мошенников государство ввело жесткие меры. Если в ходе проверки будет выявлено, что заявитель попытался подделать документы или предоставил неверные сведения, то он на следующие 5 лет лишается права на признание нуждающимся в новом жилье, а значит, лишится возможности стать участником любой госпрограммы предоставления помощи в улучшении жилищных условий.

Что делать в случае отказа

Если заявитель не согласен с принятым решением, он может отстоять свои права в судебном порядке , подав соответствующее исковое заявление. При этом все издержки, возникшие в процессе судебного разбирательства, будут покрыты за счёт того, кто проиграет дело.

В заявлении нужно будет указать :

  • ФИО пострадавшего, его подпись и адрес проживания.
  • Дата составления иска.
  • Полное название судебной инстанции, которая займётся рассмотрением дела.
  • Конкретное решение местных органов, которое должно быть признано недействительным.
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

О том, как встать на очередь для получения жилой недвижимости от государства, смотрите в следующем видеосюжете:


ВВЕДЕНИЕ

Вы - намеренно ухудшили свои жилищные условия!!!
Это - любимая фраза чиновника, распределяющего социальное жильё. Эти слова греют его душу, ласкают его слух, мажут мёдом его уста. Это - как глоток выдохшегося шампанского 1 января, как запах травы после противогаза… И огромное поле для коррупции.

Поучаствовал в приватизации? - Ухудшил! Намеренно!!
Продал - подарил? - Еще худшее, ещё намереннее!!!
Выкидываем из очереди! Через пять лет - поставим снова, но в самый конец!
Что делать? Нести пухлый конверт … или всё-таки заглянуть в Жилищный кодекс?

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

«Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».

КОММЕНТАРИИ
Если вы попытаетесь расширить свои знания в области намеренного ухудшения жилищных условий, используя опубликованные комментарии к жилищному законодательству, то будете неприятно удивлены. В худшем случае это будет «пересказ своими словами» (лохотронистый, но, видимо, коммерчески очень успешный вид издания дорогостоящих комментариев), а в лучшем случае – кочуемая из комментария к комментарию цитата (как правило, без ссылок) из Грудцыной Л.Ю.

1) они (намеренные ухудшения) совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

2) данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

3) эти действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);

4) в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении.

Особое внимание обратим на тезис № 2: какие-либо действия можно признать намеренным ухудшением только тогда, когда гражданин не состоит на учёте . Это совершенно справедливо, так как если гражданин уже состоит на учёте нуждающихся, то любые его действия необходимо оценивать не по ст. 53, а уже по части 8 ст. 57 ЖК РФ (подробнее об этом – чуть ниже).

И, наконец, наиболее «продвинутые» комментарии всё-таки дают ссылку на правовую позицию, изложенную в Постановление Конституционного суда РФ:

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий , могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются .
В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции .
Надо сказать, что данная правовая позиция имеет необыкновенно важное значение . Дело в том, субъекты РФ, а также министерства, вправе принимать нормативные правовые акты, в которых устанавливаются условия, признаваемые (или не признаваемые) намеренным ухудшением жилищных условий. И хотя, в целом, они во многом похожи, всё-таки тенденция «кто в лес, кто – по дрова» - явно прослеживается. Но главное заключается в том, что в большинстве случаев эти самые условия никак не соответствуют правовой позиции, изложенной КС РФ , а значит, для нас, для адвокатов, есть непаханое поле для работы .

Для примера возьмём закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», где в статье 10 установлено, в частности, что:
«Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:
… - вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве»
Давайте построим эту тяжёлую для восприятия фразу попроще:
Если супруг(а) ранее не была принята на жилищный учёт, то его/её вселение является намеренным ухудшением жилищных условий.

Абсурдность этого правила очевидна. Возьмём весьма распространённую ситуацию: гражданин проживает в квартире своих родителей, собственности не имеет, но является членом семьи собственника, на каждого приходится более учётной нормы – он не может быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения и принят на учёт. Далее вступление в брак, где супруг имеет в собственности жильё, также не имеет права быть принятым на учёт, но после вселения супруга приходящаяся на каждого площадь становится меньше учётной. Можно ли вселение одного супруга к другому считать «умышленными действиями с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий»?

Но выход есть. Ниже приводится интересная позиция Верховного Суда РФ:

«Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также учитывает следующее.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О (далее следуют вышеприведённые цитаты)…

Из содержания искового заявления следует, что после заключения брака Рыбкина В.П. и Рыбкин В.И. пришли к выводу о том, что проживание и ведение совместного хозяйства целесообразно в квартире, в которой проживает Рыбкина В.П., площадью 56.1 кв. метров). При этом они исходили из того, что данная квартира является трехкомнатной, то есть позволяет семье Рыбкиных, семье Хорошавиных, а также совершеннолетней Хорошавиной Е.П. проживать в изолированных жилых помещениях, в то время как квартира, в которой проживал Рыбкин В.И. (площадью 51,6 кв. метров), является двухкомнатной, что исключает возможность истцам, Рыбкину И.Я. и Рыбкину М.И. проживать в изолированных жилых помещениях.

Таким образом, следует признать разумными, добросовестными, совершенными в рамках и во исполнение действующего законодательства действия Рыбкина В.И. по вселению в квартиру N и регистрации в ней.

(Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 146 – 147).
Определение Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О
Определение Верховного Суда РФ от 15 марта 2011 г. N 5-В10-102

Продолжение следует.


АНОНС
! (публикация – 23 января) будут рассмотрены вопросы:
1. Почему при определении намеренного ухудшения жилищных условий не обойтись без математики .
2. Методика определения намеренного ухудшения жилищных условий.
3. Разграничение правовых последствий статьи 53 и части 8 статьи 57 ЖК РФ - наглядная таблица.