Роспотребнадзор находится в подчинении. Проверки Роспотребнадзора: причины, порядок, последствия

Роспотребнадзор был создан в марте 2004 года. Он объединил несколько существовавших ранее ведомств, в результате чего, к нему перешли основные их функции. Документами первостепенной важности, на которых строится деятельность данной службы, являются - Постановление под номером 154 от 6.04.2004 года и закон от 30.03.1999 года под номером 52-ФЗ. Работа ведется в разных направлениях. Деятельность в первую очередь связана с защитой прав потребителей, а также благополучием человека.

Основную информацию об актуальных на данный момент событиях, в которых принимает участие Федеральная служба, можно найти на официальном сайте (rospotrebnadzor.ru). На его страницах размещаются статистические отчеты, итоги прошедших выступлений, доклады, приказы и другая полезная информация. Воспользовавшись удобной картой РФ на главной странице (наведя курсор на нужную область), можно узнать наименование территориального управления и его сайт. В разделе «Государственные услуги» доступен для скачивания шаблон для Уведомления о начале некоторых видов деятельности, а также описан порядок оформления. Здесь же можно узнать, как получить заключение (санитарно-эпидемиологическое) или лицензию, зарегистрировать продукцию.

Какие функции у Роспотребнадзора?

Учитывая историю образования Службы, а точнее работу предшествовавших организаций, правопреемницей которых она стала, можно вкратце указать список основных ее функций. Основными выступают защита прав потребителей и контроль над эпидемиологической обстановкой. Остальные являются логическими продолжениями двух указанных. Перечислим некоторые из них:

Проведение аттестации работников, деятельность которых связана:

  • с производством, хранением, транспортировкой, а также реализацией пищевых продуктов и питьевой воды,
  • с детьми - их обучением и воспитанием,
  • с осуществлением социально-гигиенических проверок,
  • с коммунальным и бытовым обслуживанием населения,
  • с проведением экспертиз, исследований и обследований санитарно-эпидемиологического типа, в том числе гигиенических и токсикологических,
  • с проведением исследований и испытаний в лабораториях,

Координирование работы своих территориальных подразделений, анализ отчетов и статистических данных, контроль над соблюдением прав потребителей, проведение социально-гигиенического мониторинга, выдача заключений (санитарно-эпидемиологических).

Приоритетные направления деятельности

Федеральная служба оказывает большое влияние на разные сферы жизни населения. Деятельность Роспотребнадзора направлена на выявление нарушений прав человека. В настоящий момент она охватывает девять направлений. В каждом из них ведется активная работа по выявлению злоупотреблений. К главным направлениям деятельности относятся:

  • эпидемиологический надзор - мониторинг, эпидемиологической обстановки в стране, своевременное оповещение о ситуации, которая складывается относительно конкретных заболеваний (бешенство, тиф, туберкулез и т. п.),
  • санитарный надзор - подготовка мероприятий, направленных на оздоровление нации, а также их проведение, информирование населения о принципах рационального питания, проверка качества продуктов, оповещение о несоответствующей нормам РФ продукции и предотвращение ее распространения
  • госслужба и кадры - подбор сотрудников для территориальных представительств службы, рекомендации по применению определенных видов программного обеспечения при осуществлении должностных обязанностей, организация конкурсов на замещение вакантных должностей,
  • защита прав потребителей - организация мероприятий, направленных на просвещение населения в отношении законных прав; консультирование граждан по возникающим вопросам, связанных с правами потребителей,
  • научное обеспечение - проведение научно-практических конференций, работа Ученого совета,
  • международное сотрудничество - взаимодействие с другими странами для осуществления контроля над заболеваниями (санитарно-эпидемиологической обстановкой), качеством медпрепаратов, а также за соблюдением прав потребителей в других сферах,
  • организация деятельности - координация деятельности Федеральной службы защиты прав и ее территориальных органов,
  • деятельность в рамках ВТО - решение актуальных вопросов, возникающих в процессе международной торговли,
  • деятельность в рамках ТС (Таможенного союза) - контроль над соблюдением установленных требований Соглашения по санитарным мерам, которое действует с 1.07.2010 года (принято Решением № 28 от 11.12.2009 года), определение необходимости регистрации отдельных видов продукции и их регистрация.

Основные права и обязанности службы по защите прав потребителей

Роспотребнадзор - государственный орган. Важным направлением его деятельности является защита свобод граждан. В возникающих спорных ситуациях он берет на себя роль независимого лица, которое осуществляет контроль над соблюдением прав и интересов населения. По этой причине данная федеральная служба обладает обширными и исключительными правами. По ее требованию должны представляться необходимые документы.

Роспотребнадзор имеет право привлекать к процессу новых участников. По просьбе или требованию происходит рассмотрение дела на основе представленных доказательств. Данный госорган вправе заявлять ходатайства и обладает неограниченным доступом к материалам процесса. Федеральная служба наделена неограниченными правами, но, естественно, только в тех областях, которые непосредственно входят в ее компетенцию.

В статье 46 в части второй Гражданского процессуального кодекса содержится перечень возможных для федеральной службы процессуальных действий. При отстаивании (защите) законных интересов она обладает всеми правами и обязанностями, которыми наделяется истец. Исключение составляет подписание мирового соглашения и обязанность по уплате расходов (судебных). Если по какой-либо причине истец отказывается от иска или госорган перестает поддерживать выдвигаемые ранее от имени истца требования, то предусмотрены следующие процессуальные последствия:

  • при отказе от иска законного представителя, дело продолжается,
  • при отказе истца, производство по делу прекращается (при условии, что не нарушены права и интересы других лиц, нет противоречащих закону обстоятельств).

Помимо отстаивания законных интересов граждан Роспотребнадзор обязан контролировать и координировать работу своих территориальных управлений. Они, в свою очередь, должны проводить проверки (санитарно-эпидемиологические) и оперативно реагировать на получаемые от населения заявки. Для них важна периодическая отчетность, которая обеспечивать главное Управление актуальными сведениями. Ведется постоянный мониторинг о нарушениях и злоупотреблениях законными правами граждан.

Какими полномочиями наделена данная федеральная служба?

Являясь госслужбой, Роспотребнадзор вправе проводить проверки организаций, предприятий и компаний на предмет нарушения законных интересов потребителей. Кроме этого осуществляется контроль над соблюдением санитарно-эпидемиологических норм. В обширный список полномочий федеральной службы входит:

  • проверка документов, напрямую связанных с трудовой деятельностью, таких как договоры, медкнижки сотрудников,
  • проверка наличия пожарного и санитарно-эпидемиологического заключения,
  • проверка на соответствие установленным нормам условий труда,
  • проверка журнала по учету мероприятий по контролю, предусмотренного законодательством (правильность ведения и наличие),
  • правовая оценка сертификатов, лицензий и акцизных марок на товарах,
  • проведение контрольной закупки товара,
  • проверка исправности ККТ (контрольно-кассовой техники),
  • право на выдачу предписаний об устранении обнаруженных нарушений,
  • право на составление протоколов и наложение взысканий (штрафов) за нарушения.

Необходимо ли уведомлять Роспотребнадзор о начале деятельности?

При решении заниматься некоторыми видами, в обязательном порядке нужно сообщить в Федеральную службу о данном факте. Виды деятельности, для которых необходимо уведомление, заносятся в список. С ним можно ознакомиться, посетив сайт территориального органа. Отсутствие указанных сведений ведет к административной ответственности.

Уведомление о начале некоторых видов деятельности, согласно требованиям Роспотребнадзора, должно быть предоставлено после госрегистрации и постановки на учет, но до начала фактического осуществления работ или услуг. Это сделать можно тремя способами. Первый - лично, распечатав и заполнив необходимые документы. Второй - отправить по почте заполненные и заверенные бумаги. Третий - воспользоваться порталом «Госуслуги» (www.gosuslugi.ru); для формирования электронных документов понадобится электронная подпись.

Основные виды проверок

В соответствии со статьями закона под номером 294-ФЗ от 26.12.2008 установлен порядок проверок - их организация и проведение. Их осуществляют для контроля над соблюдением установленных норм индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Первые проводят не чаще одного раза в три года (для некоторых сфер деятельности - здравоохранение, образование, социальная - возможно и более частое проведение). О них сообщают за три дня до предполагаемой даты проверки.

Внеплановые проводят для выявления нарушения установленных требований и других злоупотреблений законами. Сообщают о них, как минимум, за 24 часа до начала. Оба вида проверки могут проводиться как в документарной (анализ сведений, содержащихся в документах), так и в выездной (комплексный анализ деятельности предпринимателя, включая здания, производство, условия труда и т. п.) форме. Длятся они не более двадцати дней (рабочих).

Могут ли применяться штрафы?

За невыполнение требований Роспотребнадзора ответственность несут руководители организации. Наиболее частым проверкам подвержены предприятия, занимающиеся реализацией продуктов питания или предоставляющие услуги общепита. Несоблюдение установленных санитарно-эпидемиологических норм ведет к штрафам. При нарушениях, повлекших массовое заражение (заболевание) людей или животных, применяют как денежные взыскания, так и уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок до пяти лет (в зависимости от тяжести последствий эпидемии).

При мелких нарушениях (невыдача чека) могут потребовать написать объяснительную записку. За непредставление или представление недостоверных, заведомо ложных сведений в уведомлении грозит ответственность по статье 19.7.5-1 КоАП. Налагается штраф на должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) в размере до десяти тысяч рублей, минимально возможная сумма - пять тысяч рублей; на лица юридические - до тридцати тысяч рублей (минимум - двадцать тысяч рублей).

Роспотребнадзор выполняет важные функции для поддержания порядка и защиты прав граждан. Он контролирует несколько сфер деятельности, обеспечивая надзор и своевременную реакцию на возможные нарушения. Проверки и мониторинг - основные инструменты для анализа обстановки в стране. Ведение постоянной отчетности позволяет отслеживать динамику разных важных показателей.

Видео - «Роспотребнадзор подвёл итоги года»

Роспотребнадзор – государственный орган, название которого слышал практически каждый человек, проживающий в России. Однако чем занимается Роспотребнадзор, какие обязанности ему вменены вышестоящими законодательными органами, и, наоборот, что за полномочия ему предоставлены, знает далеко не каждый. В представленной ниже статье подробно рассмотрены все перечисленные вопросы.

Субъекты и Роспотребнадзор

Москва: в июне 2004 года высшим законодательным органом страны – Правительством было вынесено Постановление, которым фактически ратифицировало Положение, регулирующее деятельность Роспотребнадзора. Следует отметить, что это название органа является сокращенным, полное наименование этого учреждения – Федеральная служба по надзору в области защиты интересов потребителей и благополучия человека. Основным предназначением данной службы является контроль за соблюдением всеми субъектами бизнеса, к которым относятся индивидуальные предприниматели, организации и иные учреждения, закона о правах человека, а если быть точнее, о правах потребителя.

Кто такой потребитель, понять довольно несложно. Это любой человек, который решил воспользоваться или уже воспользовался услугами таких бизнесменов. Другими словами, под потребителем подразумевается человек, который приобрел какой-либо товар или заказал какую-нибудь услугу. Покупая в магазине продукты, человек автоматически становится потребителем. Более того, даже люди, не выходящие из дома, тоже считаются таковыми, ведь они пользуются услугами коммунальных служб. Те предоставляют им электроэнергию, воду, тепло, и тем самым являются исполнителями, а граждане, которые пользуются ими – потребителями.

Таким образом, в правоотношениях, возникающих между гражданами и предпринимателями по поводу продажи товаров или оказании услуг, всегда есть две стороны – покупатель и продавец (потребитель и исполнитель). Права и интересы первых при этом защищает закон о правах потребителей, а за соблюдением данного закона отвечает Роспотребнадзор, функции и полномочия которого этим, конечно, не ограничиваются.

Контроль над санитарией

Итак, Роспотребнадзор, функции которого определены в вышеуказанном Постановлении Правительства, занимается не только контролем за соблюдением закона о защите интересов потребителей. Среди других его основных функций можно отметить следующие.

Этот контролирующий орган уполномочен заниматься проверкой соблюдения всеми субъектами предпринимательства санитарного законодательства. И это вполне сочетается с функцией защиты потребителей. Ведь от того, насколько предприниматель соблюдает санитарно-эпидемиологические требования, напрямую зависят интересы конечного потребителя. Например, ресторан или иное заведение общественного питания обязано соблюдать всевозможные нормы в сфере санитарии, а если такого не происходит, если грубо нарушаются эти требования, то в результате может пострадать потребитель этих услуг или покупатель. Чтобы такого не произошло, Роспотребнадзор, функции которого в этом и состоят, предупреждает возможный вред гражданам, осуществляя проверки. Если в ходе такой проверки выявляются нарушения, то сотрудники этого контролирующего органа вправе наложить штраф и даже в особо тяжелых случаях прекратить деятельность бизнесменов.

Контроль над реализацией отдельных видов продукции

Следующей важной функцией упомянутого надзорного органа является осуществление контроля за правильной реализацией отдельных групп товаров. Если быть точнее, по некоторым товарам законодателем установлены определенные правила их продажи, которых должны придерживаться субъекты бизнеса. При нарушении таких правил виновному лицу грозит штраф, а контроль за их соблюдением как раз и реализует Роспотребнадзор. Функции этого уполномоченного органа предполагают необходимые в определенных случаях проверки для выявления подобных нарушений. К примеру, законодательным органом страны принято постановление о порядке и правилах реализации спиртосодержащей продукции. Как известно, продажа алкогольной продукции этим нормативным актом разрешена только в определенное время суток. Ночью такая продажа запрещена и грозит наказанием. Роспотребнадзор, адрес которого необходимо знать каждому гражданину, наделен полномочиями для проведения необходимых мероприятий по выявлению указанных нарушителей.

Ввоз продукции

Проверка Роспотребнадзора обязательна для ввозимых на территорию России грузов. Сотрудники этого ведомства должны проверять всю продукцию, которая поступает из-за рубежа, на соответствие установленным в государстве санитарно-эпидемиологическим требованиям. Для этого они и проводят карантинный контроль и другие мероприятия. Как известно, зачастую из зарубежья поступает продукция, которая, мягко говоря, не соответствует установленным в России нормам. К примеру, не так давно при проверке груза из Евросоюза служба Роспотребнадзора обнаружила, что ввозимое на территорию РФ мясо курицы не соответствует требованиям. Весь груз был задержан и не допущен на внутренний рынок. Эти требования могут быть различные, в зависимости от того, какой товар ввозится, тем ГОСТом или иным правовым актом руководствуются специалисты рассматриваемого ведомства.

Продовольственный резерв

Положением о Роспотребнадзоре последнему вменено в обязанности осуществлять контроль за качеством изделий из муки, макаронной продукции, хлеба и производных товаров, если те являются предметом государственных закупок. Но, кроме этого, управление Роспотребнадзора осуществляет проверку всех перечисленных товаров, если те подлежат ввозу или вывозу из страны. Данная функция государственного органа вполне объяснима. Хлеб и мучные изделия являются товаром первой необходимости, государство обеспечивает специальный резерв этих изделий на случай нестабильности на рынке. Поэтому качество таких изделий играет первостепенную роль, так как от него в определенный момент будет зависеть продовольственная обстановка в государстве. Проще говоря, государство должно быть уверено, что резервы хлебной продукции защищены, и эта продукция не сгниет в ближайшее время. Именно от качества это зависит напрямую. Осуществляет необходимые экспертизы по проверке такого качества Роспотребнадзор. Санкт-Петербург или любой другой город страны обладает соответствующим подразделением этого ведомства.

Энергоэффективность товаров

Функции рассматриваемого государственного органа многочисленны, большинство из них связано с защитой прав рядовых покупателей. Так, среди таких его обязанностей есть разработка соответствующих правил, на основании которых производители обязаны проставлять необходимую маркировку на своем товаре, если тот связан с электроэнергией. Организации, занимающиеся производством этих приборов должны уведомлять будущих покупателей о характеристиках таких изделий, в частности, об их энергетической эффективности. Эти сведения должны вноситься в техническую документацию товара, но помимо этого законодательством предусмотрено, что эта информация должна размещаться на этикетке, чтобы потенциальный покупатель мог свободно с ней ознакомиться.

Защита детей

В последнее время Российская Федерация огромную работу проводит в области защиты детей от неблагоприятных и негативных воздействий, которые могут принести всевозможные информационные источники. Одним из органов государственной власти, которые контролируют соблюдение всех требований к таким источникам информации и к размещаемым ими сведениям, является Роспотребнадзор по защите прав потребителей. Этот государственный исполнительный орган обязан производить все мероприятия, чтобы предотвратить отрицательное влияние информационных источников на подрастающее поколение.

К примеру, как многие заметили, в последние годы при показе всех кинофильмов установлена некая градация, определяющая, какие фильмы можно смотреть детям, какие нельзя. Конечно, это рекомендуемые показатели, однако устанавливаются они совместно со специалистами Роспотребнадзора. Его специалисты проводят различные экспертные изыскания новых кинопроектов, которые планируется выпустить на обозрение всех жителей страны. После таких экспертиз фильму устанавливается категорийность, если специалисты считают, что содержание может нанести вред психике ребенка или подростка, то ограничение проставляется на определенный возраст.

Примеров таких функций Роспотребнадзора, связанных с установлением классификации разной информационной продукции, достаточно много. Однако единственное, что их объединяет, это цель – защита детей, подростков от негативного влияния информационных источников, защита их здоровья, не только физиологического, но и психического. Как считает законодатель, информация, предназначенная для взрослых, не может быть показана и доступна несовершеннолетним. Поэтому Роспотребнадзор осуществляет контроль в этой сфере, требуя от работающих в области информации размещать на своих изделиях (например, DVD-диски, кассеты, журналы, газеты и т. п.) соответствующий идентификатор, указывающий, на какую категорию населения они рассчитаны и кому следует ограничить их реализацию.

Лицензирование

Законодательные акты России предусматривают, что определенные виды предпринимательской деятельности подлежат обязательному лицензированию. Без этой процедуры такая деятельность будет считаться незаконной, более того, будет преследоваться по закону. К примеру, лицензирование необходимо для некоторых видов строительной деятельности, для реализации и изготовления алкогольной продукции, для производства противопожарных средств и для многого другого. В зависимости от того, чем организация или частный предприниматель планирует заниматься, будет определяться и орган государства, который будет выдавать лицензию. Такие органы называют лицензиарами.

Роспотребнадзор также является лицензиаром. Он уполномочен выдавать лицензии бизнесменам на осуществление деятельности, которая связана с использованием и применением возбудителей инфекционных болезней как человека, так и животных. Другим направлением работы предпринимателей, которое подлежит лицензированию, а лицензиаром является Роспотребнадзор, считается деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения. Любой предприниматель, который желает заниматься перечисленными проектами и работами, должен собрать необходимый пакет документов и обратиться в Роспотребнадзор.

Как и у любого другого лицензиара, проверка Роспотребнадзора заключается в анализе всего пакета документов, представленного лицензиатом, а если имеются какие-нибудь недостатки, то в отказе в выдаче лицензии. Если же все документы в порядке, то в функции этого государственного органа входит выдача лицензии по установленному законодательством образцу.

Регистрационные функции

Роспотребназор осуществляет и некоторые регистрационные действия. Среди таковых можно назвать:

  1. Осуществление регистрации начала некоторых разновидностей работ и услуг, которые планируют начать организации и частные предприниматели.
  2. Регистрирует и определяет показатели ухудшения водоснабжения, в частности, питьевой и горячей воды.
  3. Регистрирует и устанавливает определенные характеристики для определения качества питьевой воды.
  4. Роспотребнадзор, телефон территориального органа которого можно найти на соответствующем официальном сайте, осуществляет, помимо перечисленного, регистрацию новых препаратов (биологических, химических), которые являются потенциально опасными для человека. Это не распространяется на лекарственные средства, лицензиаром по которым является совершенно другой государственный орган.
  5. Кроме препаратов, регистрирует и другие виды товаров, которые представляют опасность для людей, Роспотребнадзор. Санкт-Петербург, Москва, Волгоград – где бы ни появились новые средства, все должно пройти через этот исполнительный орган.
  6. В обязанности рассматриваемого государственного органа входит регистрация некоторых продуктов и товаров (в том числе и пищевых), каковые впервые ввозятся на территорию России.
  7. Одной из обязанностей этой организации является учет и регистрация людей, которые в результате своей работы подверглись радиационному облучению. К таковым относятся и лица, который устраняли последствия аварии в Чернобыле, а также люди, которые проживали в том районе. Регистрации в Роспотребнадзоре подлежат и другие люди, которые были облучены. Необходимость такой регистрации заключается в том, чтобы сотрудники этого ведомства могли оказать непосредственную помощь перечисленным лицам или, по крайней мере, проследить за тем, чтобы не нарушались их права.

Это не исчерпывающий список того, что регистрирует Роспотребназор. Существует довольно много и других действий, которые подлежат учету этим органом.

Функции в области санитарно-эпидемиологической обстановки

Как было указано выше, орган осуществляет контроль за соблюдением санитарных условий, санитарное заключение Роспотребнадзора является необходимым условием для осуществления многих видов деятельности. Однако есть и схожее с этим направление его деятельности, но в более глобальных условиях. Чем-то эти функции пересекаются с обязанностями органов здравоохранения. Так, Роспотребнадзор обязан проводить соответствующие мероприятия, которые направлены на выявление, установление причин, которые сопровождают возникновение инфекционных заболеваний и отравлений. В необходимых экстренных случаях на руководство этого органа возлагаются задачи по оповещению всех заинтересованных организаций о том, какая складывается в регионе санитарно-эпидемиологическая обстановка. К числу таких организаций относятся органы местного самоуправления, государственные органы, администрации субъектов России. Население региона, в котором расположено территориальное управление Роспотребнадзора, также должно уведомляться об этом. В случае, если в субъекте федерации складывается отрицательная обстановка, то специалисты Роспотребнадзора должны принимать соответствующие действия. Они обязаны подготовить необходимые рекомендации и план действий, а если нужно, установить карантинный контроль или другие ограничительные меры. Для этих целей также проводятся социально-гигиенические процедуры.

Как видно, организация имеет достаточно много полномочий в сфере санитарии, а потому в права Роспотребнадзора входит осуществление надзора за такой известной службой, как СЭС. Надзорный орган принимает соответствующие меры, которые позволят предотвратить кризис в санитарно-эпидемиологической обстановке. Этими мерами являются разработка всяческих нормативов и стандартов в этой области. Однако помимо того, что этот орган разрабатывает нормы, он еще и следит за тем, чтобы все организации и предприниматели их соблюдали. Поэтому, в случае нарушения последними этих правил, на государственную организацию возлагаются обязанности по привлечению к ответственности виновных лиц.

Другие функции

Помимо перечисленных, к функциям государственного ведомства относятся и такие, как прием заявлений от граждан, их рассмотрение и принятие мер. Физические лица, права и интересы которых в области потребления были нарушены, могут обратиться в территориальный Роспотребнадзор. Они вправе потребовать тщательно рассмотреть их жалобу и принять решение в соответствии с законодательством.

С целью надлежащего ведения своей деятельности Роспотребнадзор, телефон которого можно узнать в бесплатной справочной телефонной службе любого города, проводит координирование своих действий не только с организациями внутри страны, но и с компетентными органами иностранных государств. Наиболее ярко данное сотрудничество проявляется при осуществлении экспорта и импорта товаров.

Руководство

Роспотребнадзор (Москва) возглавляет начальник, которого назначает на должность высший исполнительный орган страны (Правительство). У этого руководителя имеется и другое наименование – Главный государственный санитарный врач России. Именно на него возложена обязанность следить за тем, чтобы все территориальные подразделения качественно выполняли возложенные на них функции. Как и во всех организациях, у руководителя имеются заместители, так же, как и он, назначаемые Правительством, но уже на основании его ходатайства.

Таким образом, Роспотребнадзор (адрес головного офиса в Москве - Вадковский переулок, дом 18, строение 5 и 7) является весьма важным государственным органом, который имеет определенные обязанности, объективно и субъективно связанные с правами людей в области потребления. Без этой организации существование государства было бы немыслимым, а права простых граждан уже не защищались бы с тем качеством. Значение того, чем занимается Роспотребнадзор, и функции, перечисленные в настоящей статье, не являются полным перечнем. Помимо них, имеется множество других актуальных и второстепенных вопросов, решить которые может только эта организация.

Официальная государственная организация, которая имеет право следить за выполнением требований контроля и обязательного надзора за выполнением прав потребителя (Роспотребнадзор) по функционалу является одной из старейших организаций страны. Служба с аналогичными функциями появилась фактически первой в новом советском государстве в 1922 году. Сегодня, изменяя названия, Роспотребнадзор сохранил свои официальные функциональные обязанности в области контролирования и надзора за эпидемиологическим благополучием всех, кто проживает в городах и населенных пунктах нашей страны. В задачи этой структуры также входит защита официальных прав покупателей и получателей услуг на потребительском рынке.

Управления (подразделения) Роспотребнадзора успешно действуют по всех населенных пунктах государства. Также часть функций дублируются и могут исполняться иными органами региональной власти. Например, в столице России контроль по жалобам в сфере, курируемой Роспотребнадзором, также вправе исполнять сотрудники Департамента потребительского рынка и услуг, входящего в состав Правительства города. Правда, такие структуры имеют право выполнять только добровольную вспомогательную функцию и не имеют права налагать штрафы за нарушения и взимать их.

Что же проверяет Роспотребнадзор? В сферу контроля этой Роспотребнадзора входят предприятия питания, магазины, санитарное состояние территорий и другое. Приоритетом при проведении проверок их работы становится контролирование и надзор областей и сфер деятельности предприятий, деятельность которых составляет максимальную потенциальную опасность для потребителей.

Любые работы инспекторов и сотрудников Роспотребнадзора основываются на пунктах федеральных законов, определяющих то, на что имеет право потребитель. В том числе ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителя». Подробный список таких документов обязательно расположен на официальных страницах проверяющих структур. Сотрудники Роспотребнадзора по долгу своей работы выполняют проверки организаций по установленному плану и внеплановые проверки. Первые осуществляются на основе утвержденного плана, дата их проведения может быть известна руководству и сотрудникам проверяемой в их рамках организации заранее. При проведении проверки вне плана ситуация складывается не столь спокойно для проверяемой структуры. Хотя и в этой ситуации пройти проверку достаточно просто.

Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора?

При проведении проверки по плану, государственный орган заранее направляет информационное подробное письмо. Как же пройти проверку Роспотребнадзора без печальных последствий? Внеплановая проверка менее предсказуема, но минимальный набор обязательной документации позволяет пройти её успешно. Подготовка к проверке начинается с документов. Для прохождения мероприятия важно иметь «под рукой» перечень документов для проверки:

  • обязательные документы учредительного характера организации, такие, как учредительный договор и Устав;
  • тексты санитарных правил, регулирующие направления деятельность проверяемой организации;
  • санитарно-эпидемиологическое разрешение на представляемую продукцию, как документ, который удостоверяет то, насколько продукция соответствует или несоответствует заявляемым нормам.

Все представляемые документы для проверки должны быть составлены в соответствии с действующими законодательными положениями. Так как нормативы меняются достаточно часто, рассматривая в постоянном режиме возможный визит инспекторов и проведение внеплановой проверки, список документов необходимо своевременно актуализировать. В соответствии с законодательством важно учитывать и потенциальные изменения в списке продукции и направлений деятельности, которые могут подлежать надзору и контролю.

Плановая проверка Роспотребнадзором и периодичность проверок

Предусмотренные в документах плановые проверки разнообразных организаций, в том числе плановые проверки ИП и ООО, проводятся не чаще одного раза в такой период, как три года. При этом проверяющая организация обязана предварительно направить информацию-«напоминание» о её проведении в виде копии Распоряжения или Приказа.

Информация о проведении такой деятельности направляется в адрес руководителя организации заказным письмом или официальной телеграммой. Срок проведения проверки по плану не может быть значительнее, чем три рабочих дня.

С полным списком проверяемых организаций и периодами выполнения процедур контроля и надзора можно ознакомиться на официальном сайте Роспотребнадзора или странице его территориального Управления. План утверждается и размещается в сети в конце заканчивающегося года на следующий год не позднее 31 декабря.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора

Внеплановые проверки проводятся с любой периодичностью. Для их начала достаточно жалоб граждан. Единственной причиной отказа в их проведении может стать только текущая проверка организации, внесенная в план. При проведении вне плана проверочных действий, руководитель проверяемой организации имеет право потребовать получении на руки акта проверки, составленного по её итогам. В акте должны быть зафиксированы результаты проверок Роспотребнадзора. Если акт отсутствует или не был предоставлен, проверка становится недействительной. Орган государственного контроля и надзора не имеет возможность следить, являются ли жалобы граждан реальными или они вызваны конкурентной борьбой на рынке.

В случае, если в рамках выполнения внеплановой проверки по жалобе проводится контрольная закупка, руководителю организации, в которую пришли представители проверяющего органа, важно следить, чтобы при её осуществлении присутствовали только сотрудники Роспотребнадзора. В мероприятии не имеют право принимать участие сторонние лица и представители органов полиции.

Штрафы Роспотребнадзора для ИП и ООО

Порядок и размер штрафов для ИП и ООО могут определяться только официальными документами. В зависимости от выявленного нарушения, размер штрафа может составлять от 5 МРОТ и более. Сумма налагаемого штрафа, информация о вариантах его оплаты включаются в протоколы и постановления, фиксирующие решения проверяющих инспекторов. При несогласии руководителей проверяемых организаций с решением государственной проверки, рассмотрение протокола передается в суд. Как правило, решение выносится мировым судом, но ситуации могут быть и более серьезными с передачей дела в арбитражный суд. В любом варианте в качестве санкций выносится решение о наложении административного наказания на физическое или юридическое лицо. В зависимости от нарушения, могут выноситься несколько решений о выявленных нарушениях.

Как избежать проверки Роспотребнадзора?

Самым простым вариантом избежать проверки становится официальный повод не получить документы о решении государственной структуры. Самым удобным поводом может стать отсутствие руководителя. Самым радикальным вариантом становится закрытие организации, в которой может проводиться проверка. В некоторых случаях такое решение удобно возможностью открыть организацию с новым названием. После этого она три года не подлежит плановым мероприятиям контроля и надзора. Хотя от внеплановой проверки так «уйти» не удастся.

При поступлении обращения гражданина с жалобой в любое отделение Роспотребнадзора контрольно-надзорные мероприятия могут быть проведены буквально в день создания новой структуры.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Положение
о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322)

С изменениями и дополнениями от:

23 мая, 14 декабря 2006 г., 29 сентября, 7 ноября 2008 г., 16 июля, 8 августа 2009 г., 20 февраля, 15 июня 2010 г., 24 марта, 17, 24 октября 2011 г., 19 июня 2012 г., 30 января, 21 мая, 5 июня, 2 ноября 2013 г., 27 декабря 2014 г., 23 июля 2015 г., 1 июля 2016 г., 24 января, 20 сентября 2017 г., 24 апреля 2018 г., 26 марта 2019 г.

I. Общие положения

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;

5.1.6. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

5.1.7. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 67 Положение дополнено подпунктом 5.1.8

5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 г. N 744 Положение дополнено пунктом 5.1.9

5.1.9. государственный надзор за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;

5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности , отнесенных к компетенции Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 Положение дополнено подпунктом 5.2.3

5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню , утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях , подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.2.5

5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.6 с 4 мая 2018 г. - Постановление Правительства России от 24 апреля 2018 г. N 501

5.2.6. устанавливает перечень тонизирующих веществ (компонентов), которые не могут содержаться в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции при ее производстве (за исключением производства в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта) и (или) обороте (за исключением закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта);

5.3. регистрирует:

5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.3.5

5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;

5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 января 2017 г. N 61 Положение дополнено подпунктом 5.7.1

5.7.1. осуществляет мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду - в пределах своей компетенции;

5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

5.8.1. осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 428 Положение дополнено подпунктом 5.8.2

5.8.2. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.8.3 с 30 сентября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2017 г. N 1129

5.8.3. устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений;

5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов , государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;

5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 438 Положение дополнено подпунктом 5.13.1

5.13.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, его территориальных органов и подведомственных Службе организаций;

5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 616 Положение дополнено подпунктом 6.9

6.9. учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждать ими работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выполняющие функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

9.2. вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей ее территориальных органов - главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации и их заместителей, главных государственных санитарных врачей на транспорте и их заместителей;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 Положение дополнено подпунктом 9.8

9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 Положение дополнено подпунктом 9.9

9.9. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 9.10 с 5 апреля 2019 г. - Постановление Правительства РФ от 26 марта 2019 г. N 313

9.10. представляет в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации.

10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

Организациям (предпринимателям) пройти проверку Роспотребнадзора без выявления каких-либо нарушений не просто. Однако при условии знания своих прав, порядка проведения проверок и их видов, а также полномочий и обязанностей проверяющих такое мероприятие может пройти с гораздо меньшим уроном.Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению эпидемиологического надзора и надзора в области защиты прав потребителей. Согласно Положению о Роспотребнадзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322) он наделен довольно обширными полномочиями. Так, Роспотребнадзор осуществляет профилактику инфекционных заболеваний, лицензирование отдельных видов деятельности, защиту прав потребителей, санитарный надзор и т.д.

Практически любая организация может быть проверена Роспотребнадзором, но особое внимание уделяется юрлицам и предпринимателям, которые занимаются реализацией товаров (работ, услуг) населению. Несмотря на то что по общеустановленному правилу Роспотребнадзор может проводить проверки только один раз в три года (плановая проверка), данные организации (предприниматели) проверяются гораздо чаще (внеплановая проверка). В большинстве случаев это связно с тем, что в Роспотребнадзор поступают обращения граждан с жалобами на нарушение их прав и законных интересов или санитарно-эпидемиологических правил.

При осуществлении контрольных мероприятий Роспотребнадзор может проверить практически все, поэтому организациям (предпринимателям) следует вести всю необходимую документацию и соблюдать соответствующие требования законодательства с момента открытия. Если оставлять это на потом, то в итоге будет очень сложно все привести в порядок и пройти проверку без замечаний или штрафов.

Итак, рассмотрим виды проверок, которые проводит Роспотребнадзор, права и обязанности его должностных лиц, а также допускаемые ими нарушения, на основании которых результаты проверки можно оспорить.

Виды проверок

Порядок проведения проверок Роспотребнадзором регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее — Закон N 294-ФЗ) и положениями Административного регламента, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 N 764.

Согласно ст. ст. 9 и 10 Закона N 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановая проверка проводится Роспотребнадзором не чаще чем один раз в три года в отношении одного юрлица или одного предпринимателя на основании утвержденного ежегодного плана проведения проверок. При этом план проведения проверок в отношении юрлица, ведущего свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу либо представительству, расположенному в соответствующем субъекте РФ.

Основанием для проведения у организации или коммерсанта плановой проверки является истечение трех лет со дня:

государственной регистрации;

— окончания проведения последней плановой проверки;

— начала ведения деятельности в соответствии с представленным уведомлением в Роспотребнадзор о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (уведомление должны представлять лица, которые намерены выполнять работы (оказывать услуги), указанные в Приложении N 1 к Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584).

Данный Перечень является закрытым, и Роспотребнадзор не вправе проводить плановые проверки по не указанным в нем основаниям.

Стоит отметить, что плановые проверки юрлиц (предпринимателей), осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, могут проводиться два раза и более в течение трех лет. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944. Например, организации (бизнесмены), согласно данному Перечню осуществляющие деятельность детских лагерей на время каникул, проверяются один раз перед началом каникул и далее не чаще одного раза в смену.

План проверок утверждается ежегодно. Данный план Роспотребнадзор должен доводить до сведения заинтересованных лиц путем размещения в сети Интернет либо иным доступным способом.

Так, с планом проверок на 2014 г. можно ознакомиться на сайте Роспотребнадзора http://inspect.rospotrebnadzor.ru/2014 либо на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Также, согласно пресс-релизу от 01.07.2014, размещенному на сайте Роспотребнадзора, план проверок на 2015 г. будет опубликован в сети Интернет в срок до 31 декабря 2014 г.

Роспотребнадзор обязан уведомить организацию (коммерсанта) о проведении плановой проверки не позднее чем за три рабочих дня до ее начала, даже несмотря на существование плана в открытом доступе. В качестве уведомления в адрес проверяемого направляется копия распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о начале проведения проверки (типовая форма утв. Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Нарушение данного срока признается грубым нарушением требований к организации и проведению проверок и может привести к отмене результатов проверки по заявлению проверяемого (ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

Внеплановая проверка чаще всего проводится из-за поступивших в Роспотребнадзор жалоб от граждан о нарушении их потребительских прав. Однако это не единственное основание для проведения такой проверки. Так, в п. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ указаны следующие причины:

— истечение срока исполнения организацией (предпринимателем) ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

— поступление в Роспотребнадзор информации о возникновении угрозы либо о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— Приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Если внеплановая проверка проводится на каких-либо других основаниях, то это является нарушением, которое влечет за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого. Помимо этого, за такое нарушение виновные сотрудники Роспотребнадзора могут быть привлечены к ответственности.

Роспотребнадзор обязан уведомить проверяемого о внеплановой проверке не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом, но только в том случае, если она обусловлена истечением срока исполнения ранее выданного предписания либо приказом руководителя органа Роспотребнадзора, изданным в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ. Если данное требование нарушено, то проверяемый может подать заявление, на основании которого результаты проверки будут отменены.

В остальных случаях (нарушения прав потребителей, причинения вреда жизни) внеплановая проверка может проводиться без предупреждения. Однако сотрудники Роспотребнадзора перед непосредственным началом проведения соответствующих мероприятий должны предъявить проверяемому копию распоряжения (приказа) о начале проведения проверки.

Поскольку сотрудники Роспотребнадзора должны предъявлять проверяемому распоряжение (приказ) о начале проверки, то следует знать, что в нем должно содержаться. В документе указывается:

— наименование органа госконтроля (надзора) или органа муниципального контроля;

— Ф.И.О. и должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

— наименование юрлица или Ф.И.О. предпринимателя, проверка которых проводится, место нахождения организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или место жительства предпринимателя, а также место фактического осуществления ими деятельности;

— цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

— сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;

— перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;

— список документов, представление которых фирмой (бизнесменом) необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

— даты начала и окончания проведения проверки.

Если в документе отсутствует хотя бы один из вышеуказанных пунктов, то проверяемый вправе отказаться выполнять требования контролеров до тех пор, пока в распоряжение не внесут все необходимые сведения. Проверяемый также может отказаться от выполнения требований в том случае, если сотрудники Роспотребнадзора не предъявили ему приказ о начале проведения проверки.

Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Помимо этого, в распоряжении указывается форма проводимой проверки. Решение о форме проверки принимает руководитель органа Роспотребнадзора. Она может быть как документарной, так и выездной.

Документарная

При документарном контроле инспекторы проверяют документы организации (предпринимателя). Такая проверка проводится по месту нахождения органа Роспотребнадзора.

Предметом документарной проверки являются:

— сведения, содержащиеся в документах фирмы (бизнесмена), устанавливающих ее организационно-правовую форму, права и обязанности;

— документы, используемые при осуществлении юрлицами (коммерсантами) деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, предписаний и постановлений органов контроля.

Роспотребнадзор сначала должен рассмотреть документы проверяемых, которые имеются у него в распоряжении. К ним, например, относятся уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и т.д. Если сведения в данных документах вызывают сомнения либо не позволяют оценить исполнение обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, то инспектор, проводящий проверку, вправе затребовать у проверяемого иные документы. Для этого в адрес организации (предпринимателя) направляется мотивированный запрос, к которому должна быть приложена копия распоряжения (приказа) о начале проведения проверки.

Проверяющие могут потребовать следующие документы:

— договор аренды или свидетельство о праве собственности помещения;

— медицинские книжки с отметками о прохождении медобследования;

— приказы о назначении ответственных должностных лиц;

— договоры с организациями, производящими дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию помещения, а также вывоз отходов, журнал учета санитарных проверок и т.п.

Обратите внимание, что требования к наличию тех или иных документов в разных регионах могут отличаться.

Документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя организации (иного уполномоченного должностного лица), индивидуального предпринимателя, должны быть направлены в орган Роспотребнадзора в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.

За непредставление документов может быть наложен штраф в размере от 100 до 300 руб. — для граждан; от 300 до 500 руб. — для должностных лиц; от трех до пяти тысяч рублей — для юрлиц (ст. 19.7 КоАП РФ).

Стоит отметить, что сотрудники Роспотребнадзора при проведении документарной проверки не имеют права:

— требовать у проверяемого сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки;

— требовать нотариального удостоверения копий документов, если это не предусмотрено законодательством РФ;

— требовать сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Если в ходе данной проверки инспекторы выявят ошибки (противоречия) в представленных документах либо несоответствие сведений, то они вправе направить в адрес проверяемого информацию об этом и потребовать представить необходимые пояснения в письменной форме. Пояснения необходимо направить в Роспотребнадзор в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. При этом проверяемый вместе с пояснениями вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Если после рассмотрения пояснений и документов либо при отсутствии пояснений контролеры выявят нарушения, то они имеют право провести выездную проверку.