Метод экологического права. Метод экологизации. Административно-правовой и гражданско-правовой способ воздействия на субъектов экологических правоотношений

Метод правового регулирования - это способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. Он характеризует положение сторон в правоотношении; юридические факты, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений; определение прав и обязанностей субъектов; защиту их нрав и законных интересов; юридическую ответственность и т.д.

Методы выявляются с учетом особенностей режима правового регулирования общественных отношений, которые составляют предмет отрасли. Другими словами, методы правового регулирования обусловливаются характером регулируемых отношений. Однако структура методов нс является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений. В отдельных случаях к однородным общественным отношениям могут быть применены различные методы правового регулирования.

В экологическом праве основным методом является метод экологизации. Он имеет комплексный характер: в его состав входят административно-правовой и гражданско-правовой методы. Кроме того, выделяются другие способы регулирования экологических общественных отношений: метод общественного участия, историко-правовой, прогностический методы и т.д. Они играют вспомогательную роль.

Метод экологизации направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Его применение обусловлено спецификой предмета экологического права, заключающейся в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы и может быть успешно реализован только при условии подчинения данным законам. Например, пользователь земли, засеявший пахотный участок, может воздействовать на природнорастениеводческие экологические процессы (поливать, подкармливать растения, бороться с сорняками и т.п.), но не в состоянии изменить их естественный ход.

Этот метод сочетает в себе общеэкологический подход с дифференцированным, подобъектным: правовое регулирование осуществляется с позиций интересов сохранности экологической системы и с учетом особенностей природного объекта. Он имеет следующие составляющие:

  • - закрепление в законодательстве тех элементов экологической системы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (см., в частности, федеральные законы от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»). Преимущественно экономический (ириродоресурсовый) подход в правовом регулировании использования природных объектов оставляет за пределами нрава многие элементы экосистемы. Необходимо придать правовой статус экологическим связям природных объектов, имеющих большую значимость; закрепить ландшафтный подход к отводу земель и формированию регионов и т.п. Только при этом природоресурсовые нормы превратятся в экологические и будет реализована первая составляющая метода экологизации;
  • - закрепление в законодательстве структур органов, осуществляющих регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны (Минприроды России), межведомственные и ведомственные службы и т.д.;
  • - закрепление в законодательстве круга экологопользователей, а также физических и юридических лиц, которые в ходе осуществления своих жизнеобеспечивающих функций неизбежно влияют на экосистему страны. Законодателем определены пользователи земли, недропользователи, пользователи животного мира. Однако за пределами правового регулирования остаются попутные с ресурсовыми виды экологопользования (воздействие на окружающую среду, степень задействования экологических связей используемого объекта и т.п.), что не соответствует общему экологическому закону взаимосвязей. Статус природопользователя должен быть заменен статусом экологопользователя , поскольку каждое использование природного объекта неизбежно связано с воздействием на его экологические связи с другими природными объектами (гражданин, проезжающий на моторной лодке по водоему в период нереста рыбы, губит значительное число рыбной молоди; уничтожение браконьерами редких животных приносит невосполнимый вред фауне и т.п.). Представляется целесообразным использовать правила, установленные в отношении общих и специальных пользователей природных объектов в водном законодательстве, в отношении всех экологопользователей, поскольку статус общего и специального природопользования позволяет дифференцировать права и обязанности общих и специальных экологопользователей;
  • - четкая регламентация правил экологопользования, которые обусловливаются, с одной стороны, спецификой объекта экологопользования, а с другой - правовым статусом экологопользователя. Так, охота регламентирована с учетом видовых особенностей дикой фауны исходя из уставной правоспособности организации, которой выделены охотничьи угодья (промысловой, научно-исследовательской и т.п.);
  • - установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Законом предусмотрена дисциплинарная, административная (ст. 3.1-3.10, 8.1-8.10 КоАП РФ), уголовная (ст. 246-262 УК РФ), материальная и специальная (лишение права пользования теми или иными объектами, изъятие объектов и др.) ответственность.

Подход к установлению прав и обязанностей субъектов правоотношений может быть императивным или диспозитивным.

Императивный подход выражается в установлении обязательных предписаний и запретов. Интересы экологопользователей не всегда совпадают с общественными интересами, поэтому им вменяется строго целевое, рациональное, комплексное использование переданных им в пользование природных объектов. Установление запретов применяется в тех элементах экологопользования, где происходит столкновение личных (групповых) интересов с государственными (общенародными) и проблема не может быть решена без правового вмешательства. Соблюдение запретов обеспечивается применением мер ответственности за их нарушение. Так, запрещение выбросов в атмосферу вредных отходов, превышающих предельно допустимые нормы, обеспечено возможным привлечением к административной или уголовной ответственности (ст. 8.21 КоАП РФ, ст. 251 УК РФ).

Диспозитивный подход реализуется в трех основных формах: рекомендаций, санкционирования принятых экологопользователями решений и разрешений.

Рекомендации представляют собой примерные правила, в ходе применения которых экологопользователи вправе применять местное правотворчество. При санкционировании субъект правоотношений наделяется правом принимать решения по установленному кругу общественных отношений, но его решения вступают в юридическую силу только с момента утверждения компетентным органом. Разрешение - это предоставление неограниченного права принимать решения по определенному круг}" вопросов.

Метод общественного участия обусловлен тем, что экологическое право имеет своим источником совокупный общественный интерес в сохранении и воспроизводстве объектов окружающей среды, рассматриваемых в качестве необходимого условия существования социума.

Институт общественного участия в решении экологических проблем в Российской Федерации находится в процессе развития. Основой его реализации является широкое участие граждан в нормотворчестве (путем выражения своего мнения по вопросам экологии на референдумах, слушаниях, при проведении общественной экологической экспертизы, избрании депутатов, лоббировании законопроектов и др.). В частности, права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы, а также их право на проведение общественной экологической экспертизы закреплены в ст. 19, 20 Закона об экологической экспертизе.

Метод общественного участия основывается на следующих принципах:

  • - взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления;
  • - обязательный учет экологических общественных интересов;
  • - информирование общественности и доступность нормотворческих процедур для участия в них граждан.

Метод правового регулирования экологического права есть способ правового воздействия на экологические общественные отношения посредством законодательного закрепления всех элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования структуры органов управления и круга экологопользователей. Из этого следует необходимость установления четкой регламентации правил экологопользования с активным привлечением общественности к решению всех экологических проблем.

Правомочия субъектов экологических правоотношений устанавливаются с помощью императивного или диспозитивного подхода.

Различия в предмете и методе правового регулирования отличают экологическое право от природоресурсового права.

Предметом экологического права являются общественные отношения, которые касаются не столько самих природных объектов, сколько их внутренних и внешних связей, свойств, состояний, процессов, происходящих в них. Экологическое право регулирует общественные экологические отношения, в то время как природоресурсовое право сужает их круг до экономически значимых. Предметом природоресурсового права выступают только общественные отношения, складывающиеся по поводу отдельных природных компонентов: земли, ее недр, лесов, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха и др.

Такое различие обусловлено тем, что человек поделил природные объекты на выгодные и невыгодные для него, не принимая во внимание то обстоятельство, что порой «невыгодные» элементы природного объекта являются условиями существования «выгодных». В этом смысле природоресурсовое право более эгоистично по отношению к природе, чем экологическое право, которое также регулирует потребительские отношения в обществе, стремясь при этом не причинить ущерба природе как системе, объединяющей экологические системы.

По методу правового регулирования экологическое право также отличается от природоресурсового. Если для природоресурсового права характерен волевой подход (делать так, как этого требуют экономические интересы общества), то экологическое право предполагает прежде всего соблюдение экологического принципа сохранения природы как системы, совокупности экологических систем и лишь при выполнении этого условия позволяет поступить так, как этого требуют экономические интересы. Эколого-правовое регулирование взаимоотношений общества и природы качественно отличается от природоресурсового еще и тем, что оно осуществляется в соответствии с основными экологическими законами. Иначе говоря, метод экологического права предполагает приоритет действия основных законов экологии , в частности, следующих:

  • - «все связано со всем» (закон всеобщей взаимосвязи);
  • - «все видоизменяется» (закон неисчезаемости материи);
  • - «природа знает лучше» (приоритет законов экологии над другими законами, предостерегает человечество от самоуверенности);
  • - «ничто не дается даром» (без последствий не остается ни одно действие).

За последние годы в законодательстве ужесточаются требования, обязывающие экологопользователей действовать с учетом сохранности всей окружающей среды. Например, действия объектов хозяйственной и иной деятельности, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды (ст. 15 Закона об охране атмосферного воздуха); в соответствии со ст. 54 Закона об охране окружающей среды в целях охраны озонового слоя атмосферы от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности введены запреты на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и др.). Тем самым предмет природоресурсового права стал расширяться до рамок экологического права.


Метод правового регулирования - это способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Соответственно, - это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений. В свою очередь, именно методы правового регулирования лежат в основе деления права на частное и публичное, которое уходит своими корнями к римскому праву.

Как известно, частному праву характерен диспозитивный метод - это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет им самим решать вопрос о формировании своих взаимоотношений, урегулированных нормами права экологического права . Этот метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

Дозволение совершить определенные действия, имеющие правовой характер;

Предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;

Предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.

Публичному праву характерен императивный метод - это способ властного воздействия на участников общественных отношений, урегулированных нормами права. В таких общественных отношениях одной из сторон всегда выступает государственный орган или его должностное лицо, что предопределяет его властный характер.

На наш взгляд, особенность экологического права заключается в том, что оно стоит на стыке частного и публичного права. Следует отметить, что по этому поводу ученые-правоведы ведут дискуссии. Одни относят экологическое право к частному праву, другие - к публичному праву.

Диспозитивный метод правового регулирования в экологических правоотношениях используется при применении гражданско-правовых норм: при возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением; при заключении гражданско-правовых договоров по владению, использованию и (или) распоряжению земель и других природных ресурсов в рамках, предусмотренных действующим законодательством. Но даже при решении этих и других вопросов неизбежно одновременное применение императивных методов правового регулирования, поскольку, например, направлять требования о возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением, вправе лишь специально уполномоченный орган исполнительной власти. В свою очередь, с того момента, когда государственный орган или его представитель вступает в отношения, такие правоотношения автоматически начинают строятся по принципу "власть-подчинение", а также принципы экологического права . Также, зачастую заключению того или иного гражданско-правового договора предшествует определенная процедура предоставления земель или других природных ресурсов. С этих позиций считаем, что экологическому праву на равных условиях характерны как методы гражданско-правового регулирования, так и методы административно-правового регулирования. В этой статье не рассматриваются объекты экологических правоотношений , однако вопрос их регулирование будет изучен в последующей статье.

Учитывая вышеизложенное, принято выделять следующие методы экологического права :

Метод "экологизации", характеризуется проникновением экологических требований во все сферы жизнедеятельности общества. Так, законодательством РФ требования в области охраны окружающей среды и природопользования устанавливаются не только в отношении конкретных компонентов природной среды, но и в отношении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В действующем законодательстве прослеживается интеграционный подход в принятии органами государственной власти управленческих решений и осуществлении контрольных мероприятий. Характерный пример тому - изменения в градостроительном законодательстве, внесенные в конце 2006 г.

Метод административно-правового регулирования, характеризуется юридическим неравенством сторон и властной сущностью публичного управления, осуществляется, как правило, императивными нормами (обязательными), а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях. Так, взаимоотношения органов государственной власти и юридических лиц при осуществлении государственного контроля и надзора регулируются именно императивными нормами.

Метод гражданско-правового регулирования основан на равенстве сторон, свободе волеизъявления, осуществляется, как правило, диспозитивными нормами. Так, законодательством предусмотрена возможность заключения Соглашения между органами государственной власти разного уровня, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды как одна из правовых и наиболее действенных форм взаимодействия.

Методологический арсенал науки экологического права весьма разнообразен и включает методы различных областей человеческого знания - философский, исторический, прогностический, анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретного и другие общие методы.

Принято считать, что из названных методов первостепенное значение имеет исторический метод. Информация об исторических аспектах взаимодействия общества и природы имеет большое значение, ибо весь накопленный цивилизацией опыт необходим не только для анализа и оценки происхождения экологических проблем современного этапа, но и для выработки стратегии по устойчивому, экологически безопасному пути развития общества.

Не менее значимым в области общественных экологических отношений является и прогностический метод, задача которого заключается в предсказании, прогнозировании будущего в технике, науке, в окружающей среде, наконец, в праве на основе научных данных, полученных различными отраслями человеческого знания.

Таким образом, в области науки метод есть путь познания, который исследователь прикладывает к своему предмету. Следовательно, предмет и метод обладают определенным единством. Отрыв друг от друга отрицательно скажется и на эффективности и на самостоятельности отрасли, в частности, экологического права.

Говоря о методах правового регулирования, применяемых в экологическом праве, подчеркнем, что метод это способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. Другими словами, это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. В науке права признается два основных метода правового регулирования: административно- правовой (императивный) и гражданско-правовой (диспозитивный).

Доминирующее положение в экологическом праве занимает административно-правовой метод. Его суть заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства, соответственно стороны находятся в неравном положении: между ними отношения власти и подчинения. В экологическом праве императивный метод опосредуется в специфических формах - нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др.

Гражданско-правовой (диспозитивный) метод основывается на равенстве сторон правоотношения. Юридически равные субъекты самостоятельно определяют свои права и обязанности, которые должны соответствовать закону, находиться в его рамках.

В условиях перехода к рынку, а также с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства, гражданско-правовой метод стал применяться более широко. В соответствии с законодательством право пользования природными ресурсами представляется на основе лицензии и заключаемого в соответствии с ней договора. Несмотря на то, что договор заключается природопользователем с органом исполнительной власти субъекта РФ, по своей природе такой договор является гражданско-правовым.

К одним и тем же отношениям по природопользованию и охране ОС может быть применен, при определенных условиях, и тот и другой методы. Так, заключение договора на природопользование представляет собой результат применения гражданско-правового метода регулирования. Однако если в процессе природопользования нарушаются договорные условия, и причиняется существенный экологический вред, может быть применен административно-правовой метод регулирования отношений по природопользованию. Следовательно, можно говорить о сочетании указанных методов. Такое сочетание реализуется через установленную законом систему нормативов качества ОС, в которых устанавливаются пределы допустимых воздействий хозяйственной деятельности на природу, превышение которых влечет применение мер ответственности.

Б.В.Ерофеев предлагает универсальный, по его мнению, метод - экологизации, который представляется им как сочетание общеэкологического подхода к общественным экологическим отношениям, с дифференцированным по объектам. Его элементы:

определение и закрепление в законодательстве тех элементов экосистемы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых, либо воздействие на которые, нуждается в правовом регулировании;

закрепление в законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное управление использованием природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

закрепление в действующем законодательстве круга экологопользователей (юридических и физических лиц), которые в процессе своей деятельности неизбежно влияют на экосистему страны;

регламентация правил экологопользования, которые, с одной стороны обусловлены спецификой объекта использования, а с другой - правовым статусом экологопользователя;

установление мер юридической ответственности за нарушение правил эколого пользования.

Однако, в философии, как основополагающей науке дающей исследователю возможность проверить, подходит ли вообще избранный метод для достижения поставленной цели, сформировалось прочное убеждение, что универсального метода не существует. Более того, каждая проблема, точнее, предмет, требует собственного метода.

С учетом изложенного, целью правового регулирования экологических отношений следует считать гармонизацию отношений между обществом и природой. Поставленная цель может быть достигнута системой существующих методов правового регулирования - императивного и диспозитивного, и выделение дополнительного (универсального) метода не только не целесообразно, но и научно не обоснованно.

Понимается строго определенная область общественных отношений, качественно отличающихся от иных общественных отношений, образующих предмет другой отрасли права. Так как в качестве объекта правового регулирования в рассматриваемой нами сфере выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные элементы - земля, недра, воды и др. и связанные с ними интересы человека, можно сказать, что предметом являются общественные отношения по поводу природы или окружающей среды.
За категорией "общественное отношение по поводу природы" стоят разнообразные экологические интересы человека, его потребности, удовлетворяемые за счет ресурсов природы. Основные из них - экологические, экономические, эстетические, рекреационные, научные, культурные. Реализуются эти потребности в постоянном и активном взаимодействии человека с внешним миром - природой и обществом.

В научной и учебной литературе по экологическому праву в качестве его предмета традиционно выделяется две группы общественных отношений - по использованию природных ресурсов и по охране окружающей среды (охране природных ресурсов).

Но формируемое экологическое право России регулирует и некоторые иные отношения, выходящие за рамки традиционных. Это - отношения собственности на природные объекты и ресурсы и отношения по защите экологических прав и законных интересов человека и .

Таким образом, предмет современного российского экологического права образуют отношения:

  1. собственности на природные объекты и ресурсы;
  2. по природопользованию;
  3. по охране окружающей среды от разных форм деградации;
  4. по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В доктрине экологического права отношения, регулируемыми им, называются экологическими.

Целесообразность приведенной выше классификации заключается во взаимосвязанном, одновременном решении в праве комплекса проблем, касающихся принадлежности природных ресурсов, распоряжения ими, обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны природы от разных форм деградации, защиты экологических прав и законных интересов человека.
При таком подходе к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы обеспечивается учет интересов как природы, так и человека, в чем проявляется биосоциальная сущность человека.

Права собственности

При регулировании прав собственности учитывается особенный, общественный характер объекта собственности, и потому в экологическом праве доминирует государственная, а не частная собственность на природные ресурсы. Владея ими, государство распоряжается природными ресурсами в общественных интересах путем предоставления их в пользование юридическим и физическим лицам.

Природопользование

Применительно к отношениям по природопользованию и охране окружающей среды в литературе высказываются разные суждения. Природопользование и охрана природы некоторыми учеными рассматривается как единая сложноподчиненная, взаимообусловленная задача управления природопользованием в процессе производственной деятельности. Действительно, в определенной, но небольшой мере отношения по природопользованию и охране окружающей среды совпадают. Так, правовое регулирование сброса сточных вод в водоем есть регулирование водопользования. В то же время правовое регулирование сброса сточных вод есть ни что иное, как охрана водного объекта от загрязнения.
Однако экологическое право регулирует множество отношений по охране окружающей среды вне отношений по природопользованию. Это - отношения по нормированию вредных воздействий на природу, по экотоксикологическому испытанию агрохимических и иных экологически опасных химических веществ, по их регистрации, транспортированию, по экологической сертификации и т.п.
Конечной целью и одновременно задачей регулирования всех этих видов общественных отношений является сохранение благоприятного состояния окружающей среды или его восстановление.
Отношения по природопользованию регулируются главным образом применительно к отдельным природным ресурсам - земле, водам, атмосферному воздуху, недрам, лесам, растительному миру вне лесов, объектам животного мира. Соответственно речь идет о регулировании землепользования, водопользования, пользования недрами и т.д. Основной принцип осуществления природопользования - принцип рационального, то есть экологически обоснованного использования природных ресурсов.

Охрана окружающей среды

Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды осуществляется с целью сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, и касается трех видов вредных воздействий на нее:
1. химических;
2. физических;
3. биологических.

Примером регулирования охраны окружающей среды от химических воздействий служит регулирование сброса предприятиями в водоемы сточных вод, выбросов загрязняющих веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, применения агрохимических средств, использования хладоагентов и иных химических веществ, влияющих на состояние озонового слоя Земли. Многообразны регулируемые экологическим правом отношения по охране окружающей среды от физических воздействий на нее. Это - регулирование охраны окружающей среды от:

  • шума;
  • вибрации;
  • электромагнитных полей;
  • радиоактивных воздействий;
  • чрезмерного давления на землю в процессе использования тяжелой сельскохозяйственной техники;
  • сброса теплых сточных вод в водоемы.

Охрана окружающей среды от биологических воздействий включает правовое регулирование:

  • переселения и гибридизации объектов животного и растительного мира;
  • биотехнологий;
  • поступления в окружающую среду микроорганизмов (вирусов, грибков, бактерий, в том числе возбудителей инфекционных заболеваний человека);
  • предупреждения эпизоотий и борьбы с ними.

Правовое регулирование отношений собственности на природные богатства, природопользования, а также отношений по охране окружающей среды от вредных воздействий служит одновременно средством, обеспечивающим поддержание экологического равновесия в природе и соблюдение экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Охрана экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц

Что касается оснований для выделения отношений по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве самостоятельной группы общественных отношений в составе предмета права окружающей среды, то они связаны, с одной стороны, с невозможностью регулирования таких специфических отношений в рамках иных отношений, а с другой - с тем, что человек, его здоровье и имущественные интересы являются самостоятельным объектом права окружающей среды, наряду с объектами и ресурсами природы. Урегулированные правовыми нормами, такие отношения формируются и реализуются в сфере деятельности правоохранительных органов - прокуратуры, судов и некоторых других государственных органов.

Экологическая безопасность

В отдельных научных работах последних лет в предмет экологического права наряду с отношениями по природопользованию и охране окружающей среды включаются отношения по обеспечению экологической безопасности. Здесь важно и уместно отметить также, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации. Ранее эти направления деятельности, образующие предмет совместного ведения, были закреплены в таком виде Федеративными договорами, подписанными 31 марта 1992 г.

Обратим внимание, что в России понятия "экологическая безопасность" и "обеспечение экологической безопасности", введенные в понятийный аппарат природоохранительной практики, экологического законодательства и права без какого-либо научного обоснования, стали достаточно обиходными, широко употребляемыми. Неоднократно понятие "экологическая безопасность" употребляется в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", в других более чем 40 федеральных законах, более чем в 300 указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, более чем в 500 ведомственных . В стране созданы подразделения по экологической безопасности (к примеру, в составе Совета безопасности при Президенте РФ). Полномасштабная государственная научно-техническая программа "Экология России", начатая в 1991 г., была свернута, и с 1992 г. началась реализация Федеральной программы "Экологическая безопасность России". Наконец, Государственной Думой РФ 17 ноября 1995 г. принят Федеральный закон "Об экологической безопасности", не подписанный Президентом РФ. В настоящее время в Государственной Думе РФ обсуждается новая редакция проекта Федерального закона по вопросам экологической безопасности.
В какой степени обосновано выделение обеспечения экологической безопасности в качестве самостоятельного направления деятельности общества и государства?

Под экологической безопасностью в этом Законе понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Юридическими средствами защиты перечисленных в определении экологической безопасности интересов являются нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, сертификация, контроль, применение мер юридической ответственности, а также правовые средства защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина. Другими словами, речь идет, по существу, об охране окружающей среды, об охране и защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Анализ принятого ранее Государственной Думы РФ Закона "Об экологической безопасности" убеждает, во-первых, в том, что он не определяет и не регулирует собственные четкие, конкретно выраженные отношения, которые не охватывались бы Законом "Об охране окружающей среды". Во-вторых, он не предлагает какие-либо особые инструменты обеспечения экологической безопасности, отличные от инструментов регулирования охраны окружающей среды в целом. В основном, он воспроизводит применяемые правовые природоохранительные меры. Представляется, что ни особых общественных отношений, ни особых мер обеспечения экологической безопасности просто не существует. Соответственно отсутствуют основания для выделения обеспечения экологической безопасности в самостоятельное направление деятельности в сфере взаимодействия общества и природы. Отсутствует и потребность в самостоятельном Законе об экологической безопасности.

Современная концепция правовой охраны окружающей среды основана на идее необходимости обеспечить предупреждение и возмещение вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству, который может быть причинен загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Реализация этой концепции направлена на защиту экологических интересов человека, общества, государства и окружающей среды, т.е. именно на обеспечение экологической безопасности.

В контексте охраны окружающей среды обеспечение экологической безопасности видится в ряде аспектов. Оно может рассматриваться как основной принцип охраны окружающей среды, в соответствии с которым любая деятельность, связанная с вредным воздействием на окружающую среду, а также предусматриваемые в законодательстве и осуществляемые на практике правовые и иные природоохранительные меры должны оцениваться с позиций экологической безопасности.
В известной мере в научном и практическом плане понятие "обеспечение экологической безопасности" может употребляться как синоним охраны окружающей среды, имея в виду, что соответствующая деятельность направлена на сохранение или восстановление благоприятного состояния окружающей среды.

Обеспечение экологической безопасности может рассматриваться также как важнейшая перспективная цель и задача деятельности по восстановлению и сохранению благоприятного состояния окружающей среды, прежде всего с точки зрения ее чистоты (незагрязненности) и ресурсоемкости.

Насколько автору известно, ни в национальном природоохранительном законодательстве зарубежных государств, ни в международных соглашениях в области охраны окружающей среды понятие "экологическая безопасность" не употребляется. Нет его и в таких новейших международных документах, как Декларация Рио и Повестка дня ХХI века, принятых Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, которая проводилась в июне 1992 в Бразилии. Предмет и законодательства, и практической деятельности составляет охрана окружающей среды и регулирование использования природных ресурсов.

Полагаем, что экологическая безопасность в России может быть обеспечена путем последовательного осуществления системы научно обоснованных правовых, организационных, экономических, технических, воспитательных и иных мер по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Для того чтобы научно обосновать выделение обеспечения экологической безопасности в качестве самостоятельного направления деятельности по охране окружающей среды и соответственно отношения по обеспечению экологической безопасности, необходимо, очевидно, пересмотреть концепцию охраны окружающей среды и выделить из группы отношений по охране окружающей среды специфические отношения по обеспечению экологической безопасности. (Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник для высших учебных заведений. - Система , 2010 г.)

Предмет экологического права складывается объективно, помимо и человека. Объективность обусловлена тем, что природа удовлетворяет разнообразные интересы и потребности человека и общества. Последнее заинтересовано в адекватном регулировании своего взаимодействия с природой, как минимум, по двум соображениям. Первое касается собственного интереса, связанного с удовлетворением своих потребностей. Второе обусловлено знанием законов развития природы. В силу их действия человек должен охранять не только собственные интересы, но и интересы иных видов. В качестве одного из принципов проекта Международного пакта по окружающей среде и развитию сформулирован принцип уважения всех форм жизни. В российском праве этот принцип реализуется посредством регулирования охраны объектов растительного и животного мира в специальном законодательстве.

а) Под методом права в юриспруденции понимают способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства.

Применительно к экологическому праву можно сказать, что метод - это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В правовой науке признается два метода - административно-правовой и гражданско-правовой, хотя в системе российского права выделено примерно несколько десятков отраслей права. Это означает, что большинство отраслей не имеют собственного метода правового регулирования, который был бы вполне адекватен их предмету. Как правило, используются комбинации названных методов правового регулирования. Причем административно-правовой метод применяется преимущественно в отраслях публичного права, к числу которых относится в основном и экологическое право. Применение гражданско-правового метода преобладает в отраслях частного права.

Суть административно-правового метода регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравном положении - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах: нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он выражается в установлении допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду предприятиями природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, дозволении на принятие решения о строительстве, к примеру, высокоскоростной магистрали С. Петербург – Москва (лишь при положительном заключении государственной экологической экспертизы), запрете ввоза в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, и применении мер юридической ответственности и др.

Гражданско-правовой метод регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними соглашения они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках.


В современном экологическом праве применяются оба метода правового регулирования. Причем в условиях перехода к рыночной экономике, гражданско-правовой метод применяется в данной отрасли права все более широко. Согласно новому экологическому законодательству, право пользования природными ресурсами предоставляется на основе лицензии и заключаемого в соответствии с ней договора. Хотя договор заключается природопользователем с органом исполнительной власти субъекта РФ, по своей природе такой договор является гражданско-правовым.

Необходимо отметить, что к одним и тем же отношениям по природопользованию и охране окружающей среды, регулируемым правом, может быть при определенных условиях применены оба названных метода. Например, заключение договора на природопользование представляет собой пример гражданско-правового метода регулирования. Но если в процессе природопользования нарушаются условия, предусмотренные договором, и причиняется существенный экологический вред, может быть применен административно-правовой метод регулирования этих отношений.

Для экологического права характерно преобладание административно-правового метода воздействия на регулируемые отношения, характерными чертами которого являются не отношения юридического равенства сторон, присущего гражданско-правовому методу, а отношения власти и подчинения. Именно такими, властными, полномочиями обладают природоохранительные органы, стоящие на страже интересов общества и гражданина.

Говоря об особенностях правового регулирования экологических отношений, следует отметить, что в современных условиях значительно возросло значение экономических методов воздействия на экологические отношения, что находит выражение в установлении платы за использование природных ресурсов, чего ранее не было, а бесплатность природопользования квалифицировалась как одно из «достижений и преимуществ социалистического строя». Усиление экономических методов воздействия на экологические отношения проявляется и в создании особых экологических фондов, учреждении определенных льгот и преимуществ за рациональное использование природных ресурсов и др.

Вместе с тем следует констатировать, что в сфере экологических отношений не наблюдается так называемая «замена» административных методов экономическими, здесь по-прежнему преобладают административно-правовые методы воздействия на регулируемые отношения, что обусловлено спецификой последних, их особой социальной значимостью для общества в целом и для каждого гражданина в отдельности.

В экологическом праве ведущим методом является метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и природы. Этот метод вводится как сочетание обще экологического подхода с дифференцированным, по объектным, когда в правовом регулировании интересов каждого природного объекта осуществляется с позиции интересов сохранности данной системы, но в то же время учитываются особенности данного объекта.

Метод экологизации включает следующие элементы:

закрепление в действующем законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное управление использованием природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

Закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей;

регламентацию правил природопользования, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой объекта природопользования, а с другого - правовым статусом природопользователя;

Установление юридической ответственности за нарушение прав природопользования.

Эколого-правовой метод регулирования проявляется, как и других отраслях российского права, через императивный и диспозитивный подход к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.

б) Нормы экологического права

Нормами экологического права считают правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды. Они подразделяются на три группы: отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов т.д.), комплексные (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом). Экологизированные (нормы других отраслей права - административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды).

Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды (ст. 3 Закона об охране окружающей среды).

Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.

Различают эколого-правовые нормы-приоритеты трех уровней:

Отраслевого;

Межотраслевого и общего экологического уровня.

Отраслевые приоритеты содержатся в природоресурсовых отраслях законодательства. Так, в земельном законодательстве закреплены правовые приоритеты охраны земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего, пахотных угодий. В законодательстве о недрах преимущественное право на охрану имеют месторождения полезных ископаемых, подземных вод, памятники истории и культуры. В водном законодательстве устанавливается приоритет пресной воды для питьевых и коммунально-бытовых, лечебно-оздоровительных целей. В лесном законодательстве приоритетное значение имеет охрана лесов первой группы, имеющих природоохранное, почвозащитное, водоохранное, полезащитное и иное экологическое назначение.

Межотраслевые приоритеты отражены в нормах отраслевого законодательства, но устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими. Они включаются в "работу", когда происходит столкновение отраслевых приоритетов. Например, земельное законодательство разрешает предоставление земельного участка на площадях залегания полезных ископаемых только по согласованию с органами геологии и использования недр. Здесь явное предпочтение отдается полезным ископаемым, т.е. элементам недр. Однако при сопоставлении хозяйственного и экологического значений территории, недра которой содержат полезные ископаемые, вопрос может быть решен и в пользу сохранения земельных угодий. Такой вопрос окончательно решают органы исполнительной власти субъектов РФ с участием, в случае необходимости, федеральных органов власти, или только федеральные органы Федерации, если рассматриваемая территория относится к федеральным ресурсам.

Общие экологические приоритеты закрепляют преимущество высшей цели охраны окружающей природной среды – обеспечение качества окружающей человека природной среды.

Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйственного или иного содержания подлежат прекращению, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека. Общие экологические приоритеты вытекают из ст. 3 Закона об охране окружающей

природной среды и действуют повсеместно. Особенно велико их значение в тех сферах, где еще недостаточно разработаны экологические нормы. Например, в сельском цели охраны окружающей природной среды - обеспечение качества окружающей человека природной хозяйстве, где часто использование минеральных удобрений, ядохимикатов, различного рода стимуляторов роста происходит с нарушением установленных нормативов.

Нормы-правила - третья категория эколого-правовых норм. Они содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. По содержанию экологические императивы подразделяются: на предупредительные, запретительные, восстановительные (компенсационные), карательные, поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обязывающие.

Предупредительные императивы наряду с запретительными нормами образуют основную массу эколого-правовых норм. Предупредительные императивы призваны предотвратить наступление вредных последствий в результате неправомерного действия. Так, предупредительное значение в земельном законодательстве имеют нормы, регламентирующие порядок предоставления земель для осуществления промышленной или сельскохозяйственной деятельности с целью не допустить размещение экологически вредных производств. Предупредительное значение имеют также все нормы, регулирующие порядок экологического контроля, экологической экспертизы и т.п.

Запретительные императивы направлены на недопущение действий, причиняющих вред окружающей природной среде. Эти нормы занимают центральное место в природоохранительных правовых актах. В частности, по Закону РФ об охране окружающей природной среды, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных системой очистки и обезвреживания отходов, применительно указанного закона запрещается ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств.

Восстановительные , или компенсационные, нормы права содержат требование, обращенное к правонарушителю, о восстановлении нарушенного" состояния природной среды, а также компенсации расходов и затрат, понесенных в процессе восстановления природной среды. Подобные меры принимаются в рамках гражданских или административных правоотношений по возмещению причиненного вреда природной среде либо имущественным интересам природопользователей.

Карательные императивы проявляются в случаях привлечения к административной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса. В зависимости от предусмотренных санкций и степени общественной опасности они подразделяются на административные экологические правонарушения и уголовные экологические преступления (Закон РФ об охране окружающей среды).

Поощрительные эколого-правовые нормы , как правило, относятся к правовым нормам, регулирующим функционирование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Это может быть материальное стимулирование за выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. К числу указанных норм относятся нормы, устанавливающие порядок внесения платежей за выбросы, сбросы вредных веществ. В наиболее полном объеме такие нормы содержатся в разделе III Закона РФ об охране окружающей природной среды ("Экономический механизм охраны окружающей природной среды").

Названные группы норм права входят в категорию эколого-правовых норм

охранительного назначения. Определенное место в правовом регулировании природоохранительной деятельности занимают нормы так называемого регулятивного направления. К их числу может быть отнесена компетенция представительных и исполнительных органов в области охраны окружающей природной среды, где преобладают управомочивающие нормы.

Разрешительные и обязывающие нормы обращены, прежде всего, к природопользователю. В одном случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право на определенное воздействие на природную среду, в другом к нему предъявляются соответствующие требования как к участнику экологического

правоотношения.

Управомачивающие нормы, устанавливающие компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства, излагаются в ст. 6-10 Закона РФ об охране окружающей природной среды.

Обязывающие нормы представлены в ст. 40-57 Закона РФ об охране окружающей природной среды, где провозглашаются экологические требования в различных сферах хозяйственной деятельности. Они определяют правила поведения хозяйствующих субъектов при осуществлении ими своей деятельности. Общей обязанностью всех субъектов, какими бы видами деятельности они ни занимались, является выполнение требований по охране природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, планов и мероприятий по оздоровлению окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов, восстановлению потерь в природной среде.

Разрешающие нормы регулируют порядок выдачи лицензий (разрешений) на использование природных ресурсов, включая выбросы, сбросы, захоронения вредных веществ. Субъектами этих отношений выступают хозяйствующие субъекты, включая граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, и специально уполномоченные для этого органы по охране окружающей природной среды. В разрешительных нормах в единое целое соединяются полномочия на выдачу разрешения со стороны органа государства и обязанность его получения и выполнения - со стороны хозяйствующего субъекта.

Все перечисленные выше нормы экологического права являются "первокирпичиками" отрасли экологического права. В тоже время, среди них выделяют совокупности эколого-правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений и получивших название институтов экологического права. Так, существуют такие важнейшие институты как институт государственной и других форм собственности, институт права природопользования и др.