Комментарий к ст 156 ук. Теория всего. Общественная опасность деяния

Родители вправе и должны заниматься воспитанием своего малыша, а также заботиться о нем и обеспечивать всем необходимым, чтобы последний вырос здоровым и порядочным человеком. Если данные обязанности последними не выполняются, кроме того, они жестоко обращаются со своим чадом, лишают воды и еды, запугивают, закрывают одного дома, то в этом случае данные лица подлежат наказанию по ст. 156 УК РФ. К ответственности по данной статье могут быть привлечены и другие граждане, которые занимаются воспитанием ребенка на законных основаниях, а также педагоги образовательных учреждений, сотрудники медицинских организаций, если они не исполняют свои обязанности по надзору за малолетним и жестоко обращаются с ним.

Как проявляется

Ст. 156 УК РФ гласит об ответственности за ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию ребенка, но только в том случае, если это сопровождается грубым и жестоким обращением с ним. Потому что в результате таких неправомерных действий нарушается нормальное психическое и физическое развитие несовершеннолетнего. Здесь же стоит отметить, что наказание за данное деяние могут понести и другие лица, которые занимаются воспитанием малолетнего вместо законных представителей, а также педагогические и медицинские работники организаций, если они не осуществляют надзор за ребенком и жестоко с ним обращаются.

Злодеяние, указанное в ст. 156 УК РФ, считается умышленным. Тем не менее оно относится к преступлениям небольшой тяжести.

Когда виновный проявляет жестокость по отношению к ребенку, он всегда осознает противоправность своих действий. Кроме того, злоумышленника даже не останавливает тот факт, что несовершеннолетний в силу своей беспомощности не сможет оказывать ему сопротивление.

Состав

Для того чтобы привлечь человека за злодеяние, указанное в ст. 156 УК РФ, необходимо иметь два основных признака:

Неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка;

Жестокое обращение с ним.

Поэтому квалифицировать состав данного преступления можно только при наличии двух таких условий. Если виновный не исполняет надлежащим образом обязанности по уходу за ребенком, не воспитывает его и не проявляет должную заботу, то он подлежит административной ответственности.

Преступление, предусмотренное ст. 156 УК РФ, имеет следующий состав:

Субъектом здесь будет родитель или иное лицо, осуществляющее уход за малолетним, работник медицинского учреждения, педагог;

Объективная сторона проявляется здесь в виде неисполнения обязанности по воспитанию малолетнего и жестокости по отношению к нему (лишении одежды, еды, питья, психическом воздействии и унижении);

Субъективная сторона - всегда имеет только прямой умысел, потому что виновный желает наступления негативных последствий;

Объектом будет выступать нормальное развитие ребенка как психическое, физическое, так и духовное.

Санкции

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего его родителями или другими людьми, которые проживают с ребенком на законном основании, а также педагогами и работниками, если малолетний находится под их контролем, при условии жестокого обращения с ним, должно быть наказано в соответствии с кодексом о злодениях. Санкции, которые предусмотрены статьей 156 УК:

Штраф в сумме ста пятидесяти тысяч рублей или удержание из заработка на срок до года;

Обязательные (до 440 часов), исправительные до 2 лет работы;

Тюремное заключение до 3 лет и возможно дополнительное наказание (в виде запрета на занятие деятельностью, связанной с развитием детей, до 5 лет).

Данное злодеяние относится к категории небольшой тяжести. Тем не менее, если ребенок очень сильно пострадал от рук взрослых и его здоровью нанесен серьезный вред, то наказание должно быть назначено по совокупности преступлений.

Важное

В данном случае пострадавшим может быть только несовершеннолетний человек, который в силу возраста не может использовать все предоставленные ему права и не в состоянии сам позаботиться о себе. Именно интересы такого гражданина нарушаются взрослыми людьми, которые из-за личных побуждений проявляют к нему жестокость: лишают воды, еды, одежды, заботы, сна и отдыха, а также другими методами унижают его личность и человеческое достоинство, что мешает ему нормально расти и развиваться.

Такое понятие, как «жестокое обращение с детьми», вообще не должно существовать в нашей жизни, поскольку ни один ребенок ничего не может противопоставить силе и жестокости взрослых. Тем не менее, случаи физического и психологического насилия над детьми в наше время все же встречаются, поэтому каждый должен знать, какие правовые последствия могут наступить в результате совершения подобных действий.

В соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса РФ, под жестоким обращением с детьми понимается не только применение физической силы, но и невыполнение обязанностей по воспитанию детей, созданию для них комфортных условий проживания. Если ребенка лишают еды, самых необходимых вещей или если ребенок проживает в антисанитарных условиях – все это можно считать жестоким обращением.

Главные причины такого обращения имеют социальный характер.

Случаи жестокого обращения с детьми, как правило, происходят в неполных или в малообеспеченных семьях. Кроме того, на их возникновение влияют такие факторы, как отсутствие у родителей ребенка постоянного места работы, криминальное прошлое кого-либо из членов семьи, злоупотребление родителями ребенка алкоголем или наркотиками, низкий уровень культуры членов семьи и многое другое. Если в семье присутствует сразу несколько из перечисленных факторов, риск жестокого обращения с детьми значительно возрастает.

Что относится к жестокому обращению с детьми

Недопустимость жестокого обращения с детьми закреплена и на международном, и на общероссийском уровнях. Так, согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, все участники конвенции, к числу которым относится и Россия, должны принимать все возможные меры для защиты детей от применения любых форм насилия.

Что касается отечественного законодательства, ответственность за совершение подобных действий предусмотрена во многих отраслях: в уголовном праве, семейном, административном и других.

К жестокому обращению относятся такие действия:

  • побои и другое физическое воздействие;
  • лишение ребенка еды, воды, применение других форм издевательств;
  • применение угроз в адрес ребенка;
  • оскорбление ребенка и грубая критика в отношении него;
  • пренебрежение интересами ребенка, унижение его достоинства.

Это основные, но не все примеры жестокого обращения.

Последствия этих действий для детей могут быть самыми плачевными.

К примеру, они могут проявляться в формировании негативных жизненных установок, в задержках физического и умственного развития, в снижении способности к обучению, в утрате уважительного отношения к взрослым, а также в серьезных изменениях в психике, которые практически невозможно будет исправить в дальнейшем.

Ответственность за жестокое обращение с детьми по статье 156 УК РФ

Статья 156 УК РФ определяет уголовную ответственность за неисполнение (или ненадлежащее выполнение) обязанностей по воспитанию ребенка его родителем или другим лицом, на которое возложены соответствующие функции. Это может быть воспитатель, педагог или другой работник образовательной организации или любого другого медицинского, социального учреждения.

В соответствии с указанной статьей уголовная ответственность наступает в том случае, если жестокое обращение с детьми сочетается с неисполнением обязанностей по их воспитанию. При этом жестокое обращение должно выражаться в совершении преднамеренных действий в отношении ребенка.

Так, если ребенок подвергается побоям, которые не влекут за собой серьезного расстройства здоровья, действия виновных лиц должны квалифицироваться по 156-й статье УК РФ.

А вот если здоровью ребенка причинен тяжкий вред или вред средней степени тяжести, такие действия могут потребовать дополнительной квалификации.

Статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает наложение штрафа в сумме до 100 тысяч рублей, либо в размере зарплаты или другого дохода осужденного лица за период до одного года.

Кроме того, совершение действий, подпадающих под статью 156 УК РФ, может наказываться привлечением к обязательным работам до 440 часов или привлечением к исправительным работам сроком до двух лет. При этом виновное лицо может быть лишено права на занятие определенных должностей или выполнение определенных видов деятельности в течение трех-пяти лет.

Кайгородова Ольга Сергеевна,кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации расследования преступлений и судебных экспертиз ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Тюмень[email protected]

Использование специальных знаний при расследовании преступлений, предусмотренных ст.156 УК РФ

Аннотация.В статье рассматриваются аспекты использования специальных знаний при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, анализируются способы совершения данного преступления и средства его доказывания.Ключевые слова:несовершеннолетний, психическое насилие, физическое насилие, пренебрежение интересами и нуждами ребенка,жесткое обращение, способ совершения преступления, специалист, экспертиза.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Конституция Российской Федерации провозгласила Россию правовым государством, закрепив приоритет прав и свобод человека и гражданина.Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. При этом далеко не каждый может воспользоваться данными ему государством правами в силу физических и психологических особенностей. Речь идет о несовершеннолетних. «Государства ‬участники (Конвенции) обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все законодательные и административные меры» 1.Однако в современном обществе имеет место практика неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, связанная с жестоким с ними обращением в семье, в образовательных учреждениях, в учреждениях и организациях, на попечении которых находится несовершеннолетний. Проблема в расследовании рассматриваемых преступлений состоит в том, что, вопервых, потерпевший (несовершеннолетний либо малолетний ребенок) находится, как правило, в прямой зависимости от преступникародителя либо воспитателя и испытывает страх перед наказанием со стороны последних; вовторых, в случае родственных связей между потерпевшим и преступником ребенок зачастую прощает и ему «жаль» своих родителей; втретьих, в ряде случаев ребенок не желает менять своего воспитателя (педагога, врача и т. д.) из опасения, что его положение будет еще хуже; в четвертых, ребенок просто не понимает, что с ним жестоко обращаются, не выполняют в отношении него обязанностей по воспитанию и считает сложившиеся в семье отношения абсолютно нормальными. Данныеобстоятельства обуславливают также и высокую латентность рассматриваемых преступлений.

В связи с этим лица, наделенные законом обязанностями по воспитанию несовершеннолетних, а также лица, обязанные осуществлять надзор за несовершеннолетними, и уличенныев неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, часто остаются вне сферы уголовного преследования. Во многом это проблема доказывания факта преступления по рассматриваемой категории дел, так как основным лицом, дающим обвинительные показания, является сам несовершеннолетний, в отношении которого совершено преступление: запуганный, истерзанный, а возможно, и настолько маленький, что никаких показаний давать еще не может. Особую сложность при расследовании данных преступлений составляет установление и доказывание способа совершения преступления, предусмотренного ст. 156УК РФ, обусловленную несовершенством построения диспозиции рассматриваемой статьи. Диспозиция ст. 156 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Ст. 65 Семейного кодекса РФ гласит: при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Воспитание ‬это планомерное воздействие на личность, обеспечение правильного, то есть отвечающего собственным и общественным интересам развития нравственности, культуры, образования, знаний и навыков несовершеннолетнего, необходимых для социально ‬полезной деятельности и общения. Воспитание основывается на взаимодействии с воспитуемым, оно должно быть направлено на формирование и упрочение внутренней позиции и поведения личности в соответствии с нравственными и правовыми ценностями общества 2.Особенностью расследования преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, является сборматериала проверки по поступившему заявлению, сообщению или рапорту об обнаружении признаков преступления. Сбор материала проверки осуществляют, как правило, инспектора ПДН, на которых возлагается ответственность по качественному и быстрому закреплению информации по совершенному преступлению. Как показывает практика, чаще всего потерпевшими по делам данной категории являются дети из неблагополучных семей. Но имеются случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего во внешне благополучных семьях, которые, попав в поле зрения правоохранительных органов, начинают оказывать противодействие расследованию: проводить беседы со своими детьми, навязывая выгодную взрослым позицию; приводить жилье в порядок; обращаться заоказанием медицинской помощью несовершеннолетнему якобы по собственной инициативе и т. д.Поэтому промедление, халатность, некачественный сбор первоначального материала приведет к утрате многих следов преступления по объективным и субъективным причинам, что в последующем может негативно отразиться на судебной перспективе уголовного дела.Анализ эмпирического материала показал, что основную доказательственную базу по делам рассматриваемой категории составляют идеальные следы ‬показания, в первую очередь, самого несовершеннолетнего потерпевшего, показания свидетелей, в том числе, очевидцев ‬работников социальных служб, медицинских работников, соседей, учителей и т. д.И сбор показаний в ходе расследования особых сложностей не вызывает.При этом необоснованно мало внимания уделяется помощи специалистов и изъятию и использованию материальных следов преступления. Мнение дознавателей, инспекторов ПДН по многим фактам, установленным в ходе осмотра, носит оценочный и эмоциональный характер (например, «антисанитарные условия проживания», «холодное помещение», «оголенные провода», «недокормленный ребенок» и т. д.). В связи с этимнекоторые процессуальные документы могут быть подвергнуты сомнению в ходе расследования и судебного заседания. Избежать подобных негативныхпоследствий поможет участие специалиста в соответствующей области знаний при осмотре места происшествия,назначение экспертиз по установленным фактам в ходе расследования уголовного дела.В связи с этим предлагаются некоторые рекомендации по использованиюпомощи специалистов и изъятию и использованию материальных следов при расследовании преступлений, предусмотренных ст.156 УК РФ в зависимости от способа совершения преступления.

Физическое насилиеПроизводство осмотра места происшествияПри осмотре места происшествия необходимо особое внимание уделить орудию преступления: принять меры к его обнаружению, подробно описать его в протоколе, изъятьИспользование помощи специалистовНазначение судебномедицинской экспертизы несовершеннолетнемупотерпевшему с целью установления тяжести причиненного ему вреда здоровью

Назначение экспертиз по орудию преступления (например, биологической или экспертизы геномной ДНК (более дорогостоящей, но и дающей ответ большей достоверности, позволяющей идентифицировать лицо) с целью обнаружения на нем биологических следов потерпевшего: крови, волос, частичек кожи и т. д.)Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства совершения преступления. Несовершеннолетний пострадавший подробно опрашивается, какой вред ему причинен, каким способом, кем именно, когда, при каких обстоятельствах, кто присутствовал при этом и т.д.

Психическое насилиеПроизводство осмотра места происшествияПри осмотре места происшествия изымаются детские рисунки,поделки (ребенку свойственно выражать себя в окружающем его мире. Один из самых доступных ему способов ‬рисунки. Они могут быть выполнены на отдельных листах бумаги, стенах, предметах мебели ит.д.). В том случае, если рисунки нельзя изъять вместе с носителем, то они должны быть тщательно описаны в протоколе и обязательно сфотографированы.О насилии в семье будут свидетельствовать рисунки, выполненные темными красителями, нарисованные сцены насилия, фигуры нарисованные или изготовленные без какихлибо частей тела и т.д.Таким образом ребенок выражает то, что ему приходится переживать в своей семьеИспользование помощи специалистовКонсультации специалистов различных детских центров, специализированных приютов и т.д.В этом случае специалистпсихолог проводит обследование несовершеннолетнего пострадавшего. В это обследование входит беседа с несовершеннолетним, проведение различных тестов, изучение ранее изъятых рисунков, поделок.По результатам этого обследования составляется документ (например, справка, акт обследования и т.д.), в котором указываются все данные, характеризующие психическое состояние несовершеннолетнего: запуган, боится когото из родителей, подвергается в семье психическому насилию, страдает различными внушенными ему родителями комплексами (при предъявлении ребенку завышенных требований, соответствовать которым он не может в силу психического и физического развития); не хочет возвращаться домой и т.д.Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства совершения преступленияНазначение экспертизНазначение психологопсихиатрической экспертизы с целью установить, подвергался ли ребенок в семье, школе и т.д. психическому насилию (например, у ребенка может развиться психопатия, если у него на глазах избивается мать)

Пренебрежение интересами и нуждами ребенкаНепредоставление необходимой одежды, еды, питья Производство осмотра места происшествияПодробно осматривается и описывается в протоколе осмотре места происшествия имеющаяся в наличии детская одежда, ее состояние. Осматриваются и описываются имеющиеся продукты питания и их состояние. В этих случаях недопустимы оценочные понятия «мало одежды», «мало еды» и т.д. Необходимо точно указывать их количество и качественное состояние. При этом в данном случае неоценивается невозможность предоставить одежду, еду, питье одномоментно, то есть «здесь и сейчас» (например, если у родителей или лиц, их заменяющих на момент осмотра,отсутствуют средства для приобретения определенной вещи или какихлибо продуктов. При этом имеющиеся в наличии одежда и питание в принципе достаточны для ребенка).Непредоставление одежды, еды, питья должно быть длящимсяНазначение экспертизНазначение судебномедицинской экспертизы с целью установления вреда здоровью как следствия непредоставления необходимой одежды в холодное время года (признаки обморожения)

Назначение экспертизы физического состояния несовершеннолетнего с целью установления признаков постоянного переохлаждения, недоедании, обезвоживания (в случае непредоставления еды, питья)

Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства произошедшего, почему не предостваляются одежда, еда, питье.Выясняются материальное положение родителей, наличие места работы и т.д. Непредоставление необходимого лечения, медицинского обслуживанияНазначение экспертизНазначение экспертизы физического состояния ребенка с целью установления его физического состояния (развитие хронических заболеваний, педикулез, опрелости, кожные заболевания и т.д. как следствие запущенности ребенка)Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства произошедшего. Важен и допрос участкового и школьного врачейтерапевтов ‬педиатров. Врачпедиатр может быть допрошен в качестве специалиста, а может дать и свидетельские показания. Проведение допроса педиатра того участка, где проживает несовершеннолетний, по амбулаторной карте на ребенка (если таковая имеется, но ее наличие по законодательству обязательно на каждого несовершеннолетнего) выясняется соответствие физического и психического развития несовершеннолетнего его возрасту, сделаны ли ему все необходимые профилактические прививки, были ли посещения врачом несовершеннолетнего по месту его наблюдения (жительства), известны ли ему факты обращения родителей по поводу заболеваний ребенка, проявляют ли они заботу за его здоровьем. Если ребенок болен, осуществляется ли забота о его лечении со стороны родителей и лиц, их заменяющих и т.п. 3Антисанитарные условия проживания несовершеннолетнего, обследование условий проживания несовершеннолетнегоПроизводство осмотра места происшествия с участием специалистов

Антисанитарные условия ‬понятие оценочное, такое же,как и «беспорядок в комнате». В связи с этим осмотр жилья по данному факту необходимо проводить с участием соответствующего специалиста, например, работника Роспотребнадзора, который вывод об антисанитарных условиях сделает на основании действующих нормативных актов, специальных обследований; врачапедиатра, который может пояснить, что предоставленные ребенку условия не пригодны для проживания; другого специалиста, способного оказать квалифицированную помощь при установлении санитарного состояния жилья.Если в протоколе осмотра указывается низкий температурный режим, то недопустимо использование выражений «в квартире холодно» и т.д. Такой вывод должен быть сделан только на основании замеров температуры с указанием конкретных параметров.Участие специалистаэлектрика целесообразно для осмотра нагревательных приборов, в том числе самодельного изготовления или нагревательных приборов с признаками повреждения, эксплуатация которых, особенно оставление несовершеннолетних одних дома с включенными нагревательными приборами, может привести к травмированию детей или пожару.Данные нагревательные приборы или другие предметы обстановки, несущие угрозу ребенку, должны быть изъяты в ходе осмотра и в дальнейшем по ним должны быть назначены соответствующие экспертизы

В зависимости от ситуации может быть целесообразным привлечение других специалистов. Закрепление материальных следов преступления (орудий преступления; предметов, несущих угрозу ребенку и т. д.) будет способствовать установлению истины по уголовному делу и, в ряде случаев, поможет опровергнуть ложные показания подозреваемых.Отметим, что часто в одном и том же случае будут присутствовать несколько разновидностей способа совершения преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ. Так, например, если ребенок подвергается физическому насилию, то его психика также страдает. И здесь нужно проводить весь комплекс следственных действий и иных мероприятий, направленных на закрепление следовой информации. К материалам проверки должен быть приобщен акт обследования материальножилищных условий несовершеннолетнего.Из всех рассмотренных нами способов самый распространенный и наиболее легко доказываемый‬физическое насилие. Однако на практике уже имеют место случаи доказывания и других способов совершения преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ. Так, по материалам уголовных дел рассматриваемой категории в Волгоградской области установлено следующее 4:1.Уголовное дело № 14038/2004 (суд. участок № 40): обвиняются Б. и С. ‬несвоевременное предоставление ребенку 2003 г. р. пищи, антисанитарные условия, результатом чего стали истощение, акроцианоз, дефицитная анемия тяжелой степени, гипотрофия 3й степени (отметим, что причинноследственную связь между несвоевременным предоставлением ребенку пищи и имеющимися заболеваниями и состоянием ребенка, в отличие от судебномедицинской экспертизы, устанавливающей только тяжесть телесных повреждений, время причинения и локализацию, поможет установить экспертиза физического состояния несовершеннолетнего, проводимая в Бюро судебномедицинских экспертиз. Может быть также проведена комиссионная экспертиза, например, с участием врачапедиатра).Жестокое обращение выразилось в непредоставлении питания.2.Уголовное дело № 18625/2004 (суд. участок № 25): обвиняется Е. в запирании в помещении ребенка 2003 г.р. одного на длительное время, длительное оставление его без присмотра. Жестокое обращение выразилось в запирании в помещении одного ребенка на длительное время.В таких случаях подозреваемые полностью или частично отрицают факты неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, а особенно факты жестокого обращения с последними. Также подозреваемые могут ссылаться на объективные обстоятельства, которыми вызваны их действия, например, непослушание ребенка, либо пытаются убедить окружающих в правоте избранных ими методов воспитания. Так, грка Г. оставила свою новорожденную дочь с сожителем ‬инвалидом, уйдя из дома на 17 дней, чем подвергла жизнь и здоровье ребенка опасности. Свою позицию грка Г. обосновала тем, что оставила грудного ребенка с родным отцом, который вполне может о ней позаботиться 5, что, естественно, не может оправдывать ее действия.3.Уголовное дело № 15931/04 (суд. участок № 59): обвиняется К. в унижении достоинства дочери 1991 г.р. нецензурными выражениями, против ее воли обрезала дочери волосы, обезобразив внешний вид, систематически указывала на неуклюжесть в движениях дочери, в связи с чем несовершеннолетняя испытывала комплекс неполноценности в отношении своего внешнего вида и физических данных.Жестокое обращение выразилось в систематическом унижении достоинства несовершеннолетнего.4.Уголовное дело № 11617/2004: обвиняется Б. в запрещении дочери пользоваться обогревательными приборами в холодное время года, связывании веревкой рук и ног, в сентябре и ноябре 2003 г. запирала дочь в погребе и сарае в легкой одежде.Жестокое обращение выразилось в издевательствах над несовершеннолетней.Сложность для дознавателя в установлении жесткого обращения с несовершеннолетним также состоит в том, что свою точку зрения нужно обосновать и доказать перед широким кругом лиц ‬начальником органа дознания, прокурором, судьей (при их абсолютно разном субъективном подходе к воспитанию, взглядах на моральные и этические ценности и т. д.). Основной упор должен быть сделан на доказывание умысла и, соответственно, на установление и доказывания способа совершения преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, в зависимости от умысла.

Ссылки на источники1.Конвенция о правах ребенка. Принята 20.11.1989 г. резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи ООН (НьюЙорк). Ст. 3. Ч.2 //Ведомости СНД СССР ВС СССР. ‬1990. ‬7 ноября. ‬Ст. 955.2.Шкурихина Н.В. Расследование преступлений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего: автореф. дис. … канд. юрид. наук. ‬Барнаул, 2007. ‬С.14.3.Лапин И.Б., АлександроваО.Ю.Особенностирасследования преступлений, предусмотренных ст.156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»: метод.рек./Сибирский юридический институт МВД России. ‬Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2007. ‬С. 27.4.Свиридов Ю.В. Защита детей// Вопросы ювенальной юстиции. ‬2006.‬№1(6). ‬С. 30‬32.5.Уголовное дело № 1562005/4м. Хранится в архиве судебного участка № 4 Тюменского района.

OlgaKaygorodova,Candidate of Legal Sciences, Professor of the Department of crime investigation and forensic examinations of the Federal stateowned educational establishment of additional vocational education ‮Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation 

[email protected]

The use of special knowledge in the investigation of crimes under Art. 156 of the criminal code of the RussianFederation

Abstract. The article discusses aspects of the useof special knowledge in the investigation of crimes under Art. 156 of the criminal code, analyzes the ways this crime and the means of its proof.

Keywords:juvenile, mental abuse, physical abuse, neglect of the interests and needs of the child, harsh treatment, the method of the crime, specialist expertise.

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Комментарий к статье 156 УК РФ:

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что ребенок не может в полной мере воспользоваться всем комплексом прав воспитательного, образовательного, материального свойства, принадлежащих ему по закону.
Гарантии прав детей имеют конституционную основу. Так, в п. 1 ст. 39 Конституции РФ закреплено положение об охране их прав в области социального обеспечения, п. 4 ст. 43 закрепляет обязанность иных лиц, заменяющих родителей, по обеспечению получения детьми основного общего образования.

2. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления выступают интересы несовершеннолетнего в получении нормального физического развития и нравственного воспитания. Потерпевшим признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста, чьи интересы были нарушены.

3. Объективная сторона заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении виновным лицом обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего или осуществлению надзора за ним, если это деяние сопряжено с жестоким обращением.
Для привлечения к уголовной ответственности должно быть установлено: 1) какие конкретно обязанности были возложены в установленном порядке на данное лицо; 2) что именно из их числа не выполнено или выполнено ненадлежащим образом; 3) имело ли данное лицо реальную возможность (объективно или субъективно) для надлежащего исполнения возложенных обязанностей. К объективным факторам относятся, в первую очередь, внешние условия, создание которых не зависит от данного лица. К субъективным относятся личные особенности данного лица: опыт и квалификация, уровень образования, возможность обеспечить полный объем обязанностей и их должное качество и т.п.; 4) сопровождаются ли действия (бездействие) лица жестоким обращением с несовершеннолетним.

Выявление любого из объективных или субъективных факторов, свидетельствующих о фактической невозможности выполнения либо ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию или осуществлению надзора за несовершеннолетним, и отсутствие признаков жестокого обращения с ним исключают уголовную ответственность по ст. 156 УК РФ.
Неисполнение представляет собой несовершение действий по воспитанию несовершеннолетнего, непринятие мер, которые виновное лицо должно было принимать в силу своих обязанностей. Нельзя вменять в вину неосуществление тех действий, которые не входили в обязанности привлекаемого к ответственности лица.

Ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего считается нечеткое, нерадивое, формальное, несвоевременное, неправильное, неполное их осуществление.
Неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может быть однократным и систематическим, т.е. характеризовать определенную линию поведения виновного.

Под жестоким обращением понимается определенная линия поведения виновного, выражающаяся как в его активных действиях в отношении несовершеннолетнего (лишение свободы, нанесение побоев, издевательства, избиение, истязание и т.п.), так и в бездействии (непредоставление пищи, одежды и т.п.), приносящих физическое или душевное страдание потерпевшему.
Если в результате жестокого обращения был причинен вред здоровью (умышленный легкий, средней тяжести или тяжкий), а также истязание, действия виновного подлежат дополнительной квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 156 УК и соответствующими статьями УК.

Любое неосторожное причинение вреда здоровью несовершеннолетнего охватываются признаком "жестокое обращение" и дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК не требуют.

4. Субъект преступления - специальный. Речь идет о вменяемом лице, достигшем 16-летнего возраста и являющемся родителем или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним.
Под надзором понимается как непосредственный надзор за действиями несовершеннолетнего в данном конкретном случае, так и его воспитание вообще.

5. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего - умышленное преступление: виновный осознает, что путем жестокого обращения грубо нарушает обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, и желает эти действия совершить.

6. Должностные лица образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения при превышении должностных полномочий подлежат ответственности по ст. 286 УК.

7. Деяние, предусмотренное ст. 156 УК, следует отличать от подобного, предусмотренного административным законодательством (ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях), где возможность привлечения к административной ответственности не связывается с жестоким обращением.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, -
наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Комментарий к статье 156 УК РФ

1. Объективная сторона преступления выражается в форме бездействия, так как указанные в комментируемой статье лица либо не исполняют совсем (чистое бездействие), либо не исполняют должным образом (смешанное бездействие) свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию должно быть соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, которое может выражаться как в физическом и психическом насилии, так и в применении иных недопустимых способов воспитания, не связанных с насилием.

3. Физическое насилие может быть выражено в нанесении побоев, ограничении свободы, истязании, причинении вреда здоровью несовершеннолетнего. Надо иметь в виду, что умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, а также истязание ребенка образуют совокупность преступлений и требуют дополнительной квалификации по ст. ст. 111, 112 и 117 УК.

Психическое насилие - это воздействие непосредственно на психику. Оно способно вызвать либо психическую травму, либо подавить (ограничить) свободу волеизъявления. Данное насилие может выражаться в унижении, оскорблении, осмеянии, высказывании угроз, запугивании, травле и др.

Применение иных недопустимых способов воспитания может проявляться в лишении питания, одежды, сна и отдыха, неоказании медицинской и иной помощи и т.п.

4. Преступление признается оконченным с момента неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенного с жестоким с ним обращением.

5. Субъективная сторона предполагает вину в виде прямого умысла.

6. Субъект преступления специальный. Круг специальных субъектов состоит из двух категорий лиц, на которых лежит обязанность по воспитанию несовершеннолетнего:

1) родители, усыновители, приемные родители, опекуны и попечители;

2) лица, обязанные воспитывать несовершеннолетнего в процессе осуществления надзора за последними в силу профессиональных (служебных) обязанностей.

Не могут привлекаться к ответственности по ст. 156 лица, лишенные родительских прав. Случаи совершения ими насильственных действий в отношении своих несовершеннолетних детей должны расцениваться как преступления против жизни и здоровья (гл. 16 УК), свободы, чести и достоинства личности (гл. 17 УК).

Другой комментарий к статье 156 Уголовного Кодекса РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что ребенок не может в полной мере воспользоваться всем комплексом прав воспитательного, образовательного, материального свойства, принадлежащих ему по закону.

Гарантии прав детей имеют конституционную основу. Так, в п. 1 ст. 39 Конституции РФ закреплено положение об охране их прав в области социального обеспечения, п. 4 ст. 43 закрепляет обязанность иных лиц, заменяющих родителей, по обеспечению получения детьми основного общего образования.

2. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления выступают интересы несовершеннолетнего в получении нормального физического развития и нравственного воспитания. Потерпевшим признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста, чьи интересы были нарушены.

3. Объективная сторона заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении виновным лицом обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего или осуществлению надзора за ним, если это деяние сопряжено с жестоким обращением.

Для привлечения к уголовной ответственности должно быть установлено: 1) какие конкретно обязанности были возложены в установленном порядке на данное лицо; 2) что именно из их числа не выполнено или выполнено ненадлежащим образом; 3) имело ли данное лицо реальную возможность (объективно или субъективно) для надлежащего исполнения возложенных обязанностей. К объективным факторам относятся, в первую очередь, внешние условия, создание которых не зависит от данного лица. К субъективным относятся личные особенности данного лица: опыт и квалификация, уровень образования, возможность обеспечить полный объем обязанностей и их должное качество и т.п.; 4) сопровождаются ли действия (бездействие) лица жестоким обращением с несовершеннолетним.

Выявление любого из объективных или субъективных факторов, свидетельствующих о фактической невозможности выполнения либо ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию или осуществлению надзора за несовершеннолетним, и отсутствие признаков жестокого обращения с ним исключают уголовную ответственность по ст. 156 УК РФ.

Неисполнение представляет собой несовершение действий по воспитанию несовершеннолетнего, непринятие мер, которые виновное лицо должно было принимать в силу своих обязанностей. Нельзя вменять в вину неосуществление тех действий, которые не входили в обязанности привлекаемого к ответственности лица.

Ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего считается нечеткое, нерадивое, формальное, несвоевременное, неправильное, неполное их осуществление.

Неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может быть однократным и систематическим, т.е. характеризовать определенную линию поведения виновного.

Под жестоким обращением понимается определенная линия поведения виновного, выражающаяся как в его активных действиях в отношении несовершеннолетнего (лишение свободы, нанесение побоев, издевательства, избиение, истязание и т.п.), так и в бездействии (непредоставление пищи, одежды и т.п.), приносящих физическое или душевное страдание потерпевшему.

Если в результате жестокого обращения был причинен вред здоровью (умышленный легкий, средней тяжести или тяжкий), а также истязание, действия виновного подлежат дополнительной квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 156 УК и соответствующими статьями УК.

Побои, любое неосторожное причинение вреда здоровью несовершеннолетнего охватываются признаком "жестокое обращение" и дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК не требуют.

4. Субъект преступления - специальный. Речь идет о вменяемом лице, достигшем 16-летнего возраста и являющемся родителем или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним.

Под надзором понимается как непосредственный надзор за действиями несовершеннолетнего в данном конкретном случае, так и его воспитание вообще.

5. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего - умышленное преступление: виновный осознает, что путем жестокого обращения грубо нарушает обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, и желает эти действия совершить.

6. Должностные лица образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения при превышении должностных полномочий подлежат ответственности по ст. 286 УК.

7. Деяние, предусмотренное ст. 156 УК, следует отличать от подобного, предусмотренного административным законодательством (ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях), где возможность привлечения к административной ответственности не связывается с жестоким обращением.