Закон о захоронении в рф. Федеральный закон о погребении и похоронном деле

Для помощи и поддержки граждан в случае смерти родственника, супруга, друга или знакомого государством был принят Федеральный закон 8. Согласно настоящему закону погребение считается обрядовыми манипуляциями, проводимыми после смерти человека. Такие манипуляции могут быть проведены при помощи предания тела земле, огню или воде.

Общие положения

Федеральный закон о погребении был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года. Последние изменения в него были внесены 19 декабря 2016 года. ФЗ о захоронении содержит 5 глав и 33 статьи. Этот закон регулирует и контролирует правоотношения, возникающие при захоронении умерших, регламентирует процессы осуществления волеизъявлений погибших, написанных ими при жизни, регламентирует меры помощи и финансовой поддержки родственников при погребении умершего, условия и требования санитарных норм и экологические условия размещения и содержания кладбищ. Закон устанавливает основные принципы и условия осуществления похоронного дела в РФ.

Краткое содержание Федерального закона номер 8 «О погребении и похоронном деле»:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Перечислены цели и задачи, сфера, которую регламентирует настоящий Федеральный закон. Оформлены другие законы, акты и нормативы, регулирующие сферу похоронного дела. Описан процесс погребения и места, где погребение разрешено. Оформлены способы, условия оформления и требования к исполнению волеизъявления лиц о способах и условиях погребения тела после смерти. Перечислены лица, органы, учреждения, исполняющие волеизъявления умерших лиц;
  • В главе номер два даны и описаны гарантии осуществления прав граждан на погребение. Оформлены процессы и действия по осуществлению волеизъявления умершего, гарантии на право осуществления погребения. Дан список услуг, гарантии на которые предоставляет государство согласно настоящему закону. Описано социальное пособие. Перечислены гарантии на права граждан на погребение лиц, не имеющих супруга, одного из близких родственников, являющихся военнослужащими, сотрудниками государственных органов, участниками боевых или военных действий, сотрудниками противопожарной службы. Также оформлены гарантии на погребение лиц, отбывающих наказание, сотрудников уголовно-исполнительной системы, лиц, умерших в следствие исполнения исключительной меры наказания;
  • В главе третьей оформлена вся информация о местах, где разрешены захоронения. Описано как и куда можно подать документ с предложениями о местах захоронения. Дан список санитарных и экологических положений, условий и требований по размещению и содержанию таких мест. Даны списки и описания общественных, семейных, вероисповедальных и воинских кладбищ. Также даны списки и описания стен скорби, старых и недействующих захоронений и крематориев;
  • В г. четыре подробно оформлена информация о похоронном деле. Особенности и нюансы организации и осуществления похоронного дела. Экономическая сторона данной деятельности, финансирование и обеспечение. Полномочия и функции попечительских комитетов и наблюдательных советов в описываемой сфере. Описаны функции и полномочия специализированных служб и органов. Оформлена ответственность за нарушение положений закона, за содеянные в этой сфере преступления, способы несения ответственности гражданами, органами, учреждениями, организациями, должностными лицами и т. д.;
  • В пятой г. описаны заключительные и дополнительные условия, положения и требования закона.

Сферу похоронного дела и погребения умерших регламентирует настоящий Федеральный закон, другие ФЗ, принятые нормативы субъектами Российской Федерации и международные договоры.

Пособие на погребение

Согласно статье 10 закона о похоронном деле, если погребением умершего занимается родственник, супруг или супруга, близкий родственник, законное лицо или другой гражданин, ему выплачивается социальное пособие. Социальное пособие выплачивается лицу в размере, соответствующем стоимости похоронных услуг. Но пособие оплачивает только услуги, гарантированные государством, перечисленные в статье 9, пункте 1. Денежная сумма пособия не должна превышать 4000 рублей. Каждый год сумма индексируется, в соответствии с ростом цен потребителя.

Выплачивается социальное пособие, при предоставлении справки о смерти в ближайшие дни после смерти лица следующими учреждениями:

  • Орган, в котором умершее лицо получало пенсию;
  • Орган с местонахождением Фонда социального страхования РФ, где умерший был зарегистрирован как страхователь. В случае, если умерший являлся несовершеннолетним может быть выбран Фонд, где был зарегистрирован страхователем один из его родителей, родственников или официальных представителей;
  • Орган соц. защиты населения, но только если умерший не был застрахован в обязательном порядке в случаях временной нетрудоспособности или недееспособности, либо в связи с рождением ребенка в день смерти. Также если умерший не пенсионер и в случаях рождения мертвого младенца после 154 дней беременности;
  • Организация, являвшаяся страхователем умершего лица по случаю обязательного соц. страхования.

Социальное пособие может быть выплачено только в случае, если лицо обратилось в соответствующий орган со свидетельством о смерти в течение шести месяцев со дня смерти умершего.

Порядок получения пособия на погребение

Согласно Федеральному закону номер 8, социальное пособие на погребение человека может получить родственник умершего или его официальное лицо. Но собственно погребение со всеми услугами должно быть проконтролировано самостоятельно родственником или официальным лицом. Размер пособия на погребение определяется услугами, гарантированными государством, но денежная сумма не должна превышать 4000 рублей.

Где получить? Пособие лицо может получить в учреждении или организации, где работал умерший, в учреждении управления социальной защиты населения или в пенсионном фонде РФ.

Обязательно представить следующие документы:

  • Заявление на получение пособия на погребение;
  • Подробные банковские реквизиты вместе с номером счета;
  • Паспорт лица, подающего заявление;
  • Трудовая книжка или любые другие бумаги, подтверждающие, что умерший перед смертью не работал;
  • Свидетельство о смерти.

В случаях, определенных настоящим Федеральным законом пособие может быть оплачено сразу на банковскую карту родственника или в местном почтовом отделении.

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в ФЗ о похоронном деле были внесены 19 декабря 2016 года, при принятии ФЗ номер 444.

Изменения в законе произошли в статье девять , в пункте номер три, абзац шесть. Информация об индексации инфляции и определении индексации была изменена на фразу «с последующей индексацией один раз в год». Индексация раз в год проводилась государством начиная с первого февраля 2016 года. Индексация определялась в соответствии с ростом цен у потребителей. Фраза была дополнена предложением следующего содержания: «Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.»

Также изменения произошли в статье десять , в пункте первом, абзаце первом. Согласно этим изменениям информация об индексации инфляции и определении индексации также была изменена на фразу «с последующей индексацией один раз в год». Также, как и в статье девять, в статье десять написано, что начиная с февраля 2016 года, индексация проводилась гос. органами раз в год и была определена исходя из информации о росте цен у потребителя. Фраза была дополнена предложением следующего содержания: «Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.»

Текст закона о погребении и похоронном деле

Федеральный закон номер 8 регулирует и контролирует процессы и меры помощи гражданам при проведении похорон. В случае, если у гражданина есть умерший родственник, друг или знакомый и он хочет провести похороны и получить социальное пособие, он может обратиться в определенные законом учреждения для получения необходимой денежной суммы. Чтобы определить собственные права в описываемой сфере, рекомендуется изучить настоящий закон.

1. В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.


Судебная практика по статье 10 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ

    Определение от 11 января 2019 г. по делу № А63-12878/2017

    Верховный Суд Российской Федерации

    Суда Ставропольского края от 27.04.2018, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03. 10 . 2018 по делу № А63-12878/2017 по иску муниципального унитарного предприятия ритуальных услуг «Обелиск» города Ставрополя (далее – предприятие) к министерству ЖКХ и Министерству труда и социальной защиты...

    Решение от 30 августа 2018 г. по делу № А32-8602/2018

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

    По всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора (пункт 1 статьи 9 Закона № 165-ФЗ). В силу подпунктов 7, 8, 10 , 11 пункта 2 статьи 8 Закона № 165-ФЗ пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских...

    Решение от 3 августа 2018 г. по делу № А17-5686/2018

    Арбитражный суд Ивановской области (АС Ивановской области) - Административное

    Суть спора: Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - Административные и иные публичные споры

    Предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Пунктом 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06. 10 . 2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» определено, что создание условий для развития малого и среднего предпринимательства относится к вопросам местного значения сельского поселения. Согласно...

    Решение № 2А-177/2018 2А-177/2018~М-153/2018 М-153/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2А-177/2018

    Решение № 2А-176/2018 2А-176/2018~М-152/2018 М-152/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2А-176/2018

    Рамешковский районный суд (Тверская область) - Гражданские и административные

    Искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В соответствии с п. 1 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06. 10 . 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и...

    Решение № 2А-175/2018 2А-175/2018~М-151/2018 М-151/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2А-175/2018

    Рамешковский районный суд (Тверская область) - Гражданские и административные

    Искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В соответствии с п. 1 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06. 10 . 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и...

    Решение № 2А-140/2018 2А-140/2018~М-128/2018 М-128/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 2А-140/2018

    Спировский районный суд (Тверская область) - Гражданские и административные

    8-ФЗ одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети «Интернет». Частью 1 ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной...

Настоящий Федеральный закон определяет понятие «Погребение». Погребение — это обрядовые манипуляции, предназначенные для захоронения тела человека после его смерти. Учитываются традиции и обычаи народа. В соответствии с законом, они не должны противоречить санитарным нормам.

Захоронение осуществляется при помощи :

  • Предания тела умершего земле (захоронение в склеп или могилу);
  • Огня (кремация с дальнейшем захоронением с прахом);
  • Воды (захоронение в воде в соответствии с нормативными правовыми актами, определенными законом Российской Федерации).

Федеральный закон был принят Государственной думой 8 декабря 1995 года. Последние изменения были внесены 3 июля 2016 года, которые вступили в силу 1 января 2017 года.

Основные задачи Федерального закона :

  • Обеспечивает гарантией погребения умершего человека с учетом его права, выраженного при жизни;
  • Учитывает пожелания родственников;
  • Закон обеспечивает гарантией предоставления материальной или иной помощи, предназначенной для погребения умершего человека;
  • Контролирует экологические и санитарные условия относительно выбранного места погребения;
  • Закон определяет основы организации похоронного дела в РФ в виде самостоятельного вида деятельности.

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» содержит 5 глав и 33 статьи:

  • Глава 1 описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 перечисляет гарантии, которые касаются осуществления погребения;
  • Глава 3 перечисляет аспекты в организации погребения;
  • Глава 4 перечисляет основные аспекты, связанные с похоронным делом;
  • Глава 5 содержит дополнительные положения.

Последние изменения

Как уже говорилось выше, последний раз закон редактировался 3 июля 2016 года. В ходе редакции изменениям подверглись несколько статей: ст 7, 11, 15, 20.

Статья 7

Был изменен пункт 3. П 3 ст 7 настоящего закона описывает право на самостоятельный выбор погребения умершего человека при жизни. Погребение может быть осуществлено в другом населенном пункте или на территории иностранного государства. Эта просьба гарантируется лицом, взявшем на себя такую ответственность. Он должен будет транспортировать тело и оплатить расходы захоронения. Дополнительно он получает в установленные сроки разрешение на перевозку тела, а также документы, необходимые для пересечения границы. Слова «органы исполнительной власти» были изменены на «федеральные органы власти». Именно они должны оказывать содействие по ускоренному осуществлению подобных услуг.

Статья 11

В статье 11 настоящего закона определяется размер оплаты на оформление документов, которые необходимы для погребения умершего.

Сюда также относятся следующие виды расходов :

  • Транспортировка умершего в морг;
  • Услуги в морге, оказанные сотрудниками;
  • Предоставление венка, урны или гроба;
  • Транспортировка к месту погребения или кремации.

Надгробие изготавливается за счет средств федеральных органов и федеральных государственных органов в месте, где погибший или умерший проходил военную службу по призыву.

В пункте 4 настоящей статьи было изменено предложение с «Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти» на «Федеральные органы исполнительной власти и федеральные органы государственной власти» . Пункт учитывает все заслуги умершего, которые были получены при жизни. Соответствующие структуры, в которых умерший работал или проходил военную службу, могут ходатайствовать при написании надгробия, если эта надпись не противоречит желанию родственников умершего.

В пункте 5 в предложении про перечисление учреждений было добавлено . В пункте говорится о погребении умерших участников Великой Отечественной войны. Умерший при жизни вправе самостоятельно изъявить желание о том, где он хочет быть погребен и каким методом. Все расходы, связанные с захоронением, оплачивает Министерство обороны РФ и другие федеральные органы.

Статья 15

В подпункте 2 настоящего закона было изменено предложение на «и федеральными государственными органами». Далее перечислен список учреждений, кем проводится погребение на специальных кладбищах, в зависимости от занимаемой в прошлом должности умершего:

  • Воинская часть;
  • Служба в органах внутренних дел;
  • Государственная противопожарная служба;
  • Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

Статья 20

Были добавлены слова в предложение «и федеральных государственных органов» .

Умерший может быть погребен на мемориальном кладбище, если он проходил службу :

  • В органах внутренних дел;
  • В воинской части;
  • Государственной противопожарной службе;
  • Органах уголовно-исполнительной системы и аналогичных учреждениях.

Какие предусмотрены пособия на погребение?

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» контролирует порядок и выплату пособия на похороны. В 2017 году размер пособия на захоронение составляет 5 562 рубля. Если в соответствующих районах при расчете заработной платы дополнительно применяется коэффициент, то при выплате пособия на похороны он также учитывается.

Стоит отметить, что размер пособия в новом году был проиндексирован, в отличие от прошлого года.

В некоторых районах назначается дополнительное пособие (дополнительная выплата к социальному обеспечению на погребение). Например, общая сумма для жителей Москвы составляет 11 тысяч рублей .

Если умер участник Великой Отечественной войны или инвалид, то дополнительно вводится городская мера поддержки. Максимальный размер компенсации составляет 38 тысяч рублей .

Как получить пособие на погребение?

Согласно закону, пособие выплачивается одному из близких родственников. Этот человек должен взять на себя ответственность осуществить погребение. Размер пособия, как говорилось выше, 5 562 рубля. Степень родства роли не играет. Если таковые родственники отсутствуют, заняться этой процедурой могут коллеги или знакомые люди.

Для оформления пособия следует обратиться :

  • По месту работы умершего;
  • В пенсионный фонд Российской Федерации;
  • В управление социальной защиты.

Срок обращения за получением пособия — не позднее чем через полгода со дня смерти.

Предоставьте следующие документы для получения пособия :

  • Заявление;
  • Удостоверение личности или документ, который удостоверяет личность заявителя;
  • Информация о смерти;
  • Трудовая книжка и другие документы, которые подтверждают факт отсутствия работы у умершего гражданина;
  • Банковские реквизиты кредитной организации, полные банковские реквизиты и номер счета.

Образец заявления на получение пособия на погребение скачайте по .

Иногда пособие может быть выплачено в отделениях почтовой связи или автоматически перечислено на банковский счет.

Скачать ФЗ о погребении и похоронном деле

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» определяет погребение в виде обрядовых действий по захоронению тела после его смерти, основываясь на обычаях и традициях русского народа. Как уже говорилось выше, закон «О похоронном деле» предоставляет гарантии по осуществлению захоронения.

Чтобы скачать последнюю редакцию ФЗ «О захоронении» с внесенными изменениями, дополнениями и поправками, скачайте его по .

О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

(в ред. законов г. Москвы от 13.01.1999 N 1,

от 21.02.2001 N 6, от 05.09.2001 N 41,

от 25.02.2004 N 8, от 15.06.2005 N 22,

от 06.06.2007 N 16, от 19.01.2011 N 2, от 27.06.2012 N 28,

от 24.10.2012 N 52, от 27.02.2013 N 10, от 03.04.2013 N 13)

Настоящий Закон устанавливает на территории города Москвы принципы правового регулирования отношений, связанных с погребением умерших (погибших), гарантирует погребение с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожеланий лица, взявшего на себя обязанности по организации погребения, предоставление материальной и иной помощи для погребения, определяет систему организации похоронного дела и мест погребения в городе Москве.

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство города Москвы о погребении и похоронном деле

Законодательство города Москвы о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Закона и иных принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов города Москвы и является частью законодательства Российской Федерации о погребении и похоронном деле.

Статья 2. Понятия, используемые в целях настоящего Закона

Специализированная служба по вопросам похоронного дела - хозяйствующий субъект, созданный на конкурсной основе Правительством Москвы (городская специализированная служба по вопросам похоронного дела) либо органами местного самоуправления (муниципальная специализированная служба по вопросам похоронного дела) в целях оказания ритуальных, обрядовых, юридических, а также иных видов услуг, связанных с погребением умерших.

Захоронение - предание земле (помещение в склеп) тела (останков) человека после его смерти или урны с прахом после кремации, помещение урны с прахом в нишу стены скорби.

Место захоронения - могила, ниша стены скорби, склеп либо иное вместилище погребенного тела (останков) человека или урны с прахом.

Обряд - символическая церемония, выполняемая в строго определенном порядке.

Похороны - обряд погребения тела (останков) человека после его смерти или урны с прахом после кремации.

Похоронные принадлежности - гробы, в том числе цинковые, урны для праха, траурные венки, гирлянды, траурные ленты (в том числе с надписями), тапочки, покрывала и другие предметы похоронного ритуала.

Ритуал - порядок проведения похоронного обряда.

Родственный участок - участок, на котором имеется могила, в которой захоронен супруг или родственник умершего.

Городское кладбище - общественное кладбище, находящееся в ведении Правительства Москвы, содержание и эксплуатацию которого обеспечивает Правительство Москвы за счет средств бюджета города Москвы.

Муниципальное кладбище - общественное кладбище, находящееся в ведении органов местного самоуправления, содержание и эксплуатацию которого обеспечивают органы местного самоуправления за счет средств бюджетов муниципальных образований.

Статья 3. Погребение

Настоящий Закон города Москвы определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти (в соответствии с обычаями и традициями, существующими на территории города Москвы), не противоречащие санитарным, экологическим и иным нормам и правилам. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) земле (захоронение в могилу на кладбище), огню (кремация в крематории с последующим захоронением урны с прахом в стенах скорби, могилах), помещения тела (останков) в склеп (саркофаг).

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

Статья 4. Похоронное дело

Похоронное дело в городе Москве - отрасль городского хозяйства, включающая в себя деятельность по оказанию ритуальных, обрядовых, юридических, а также иных видов услуг, связанных с погребением умерших, созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения (кладбищ, крематориев, стен скорби, салонов-магазинов (бюро) ритуального обслуживания, мастерских по изготовлению надмогильных сооружений и так далее).

Статья 5. Ритуальные услуги, предоставляемые в городе Москве

1. В перечень ритуальных услуг, предоставляемых в городе Москве, входят следующие виды деятельности:

1) прием заказа и заключение договора на организацию похорон;

2) оказание услуг по захоронению и перезахоронению;

3) оказание услуг по кремации;

4) оформление прав пользования участками для создания семейных (родовых) захоронений;

5) транспортировка тел (останков) умерших (погибших);

6) изготовление и опайка цинковых гробов;

7) санитарная и косметическая обработка тел;

8) бальзамирование;

9) изготовление гробов (кроме цинковых) и урн для захоронения праха;

10) изготовление и установка надмогильных сооружений и склепов;

11) производство иных похоронных принадлежностей;

12) оформление надписей на памятниках и мемориальных досках;

13) изготовление и крепление фотокерамических изделий на памятниках;

14) уход за местами погребения и захоронения.

2. Услуги, указанные в пунктах 1-6 части 1 настоящей статьи, осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела.

3. На оказание ритуальных услуг, за исключением услуг, предусмотренных пунктом 6 части 1 настоящей статьи, может заключаться прижизненный договор.

Статья 6. Места погребения

1. Погребение умерших в городе Москве осуществляется на специально отведенных для этих целей в соответствии с санитарными, экологическими и иными требованиями участках земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков), стенами скорби для захоронения урн с прахом, крематориями для предания тел (останков) огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления деятельности по погребению.

1.1. Места погребения по принадлежности могут быть государственными и муниципальными. Перечень городских и муниципальных кладбищ устанавливается Правительством Москвы.

2. Создаваемые, а также существующие государственные места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только в соответствии с правовым актом органов исполнительной власти города Москвы, а муниципальные места погребения - в соответствии с муниципальным правовым актом в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясения и других стихийных бедствий.

Раздел 2. ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОГРЕБЕНИЯ Статья 7. Право лица на достойное отношение к его телу после смерти

1. Каждый имеет право на достойное отношение к его телу после смерти. Город Москва как субъект Российской Федерации гарантирует исполнение законного волеизъявления лица об отношении к его телу после смерти.

2. Каждый вправе в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме заявить:

О согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела после смерти;

О согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию.

В случае отсутствия волеизъявления лица право на разрешение вышеуказанных действий имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего (погибшего), а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего).

3. Каждый вправе в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме заявить:

О желании быть погребенным тем или иным способом, по тем или иным обычаям и традициям;

О желании быть погребенным в определенном месте и в определенное время;

О доверии конкретному лицу организовать погребение и исполнить волеизъявление.

В случае отсутствия волеизъявления лица право на разрешение вышеуказанных действий имеют супруг, дети, родители, усыновленные, усыновители, полнородные и неполнородные братья и сестры, внуки, дедушка, бабушка, иные родственники либо законный представитель умершего (погибшего), а при отсутствии таковых - иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего).

4. Действия по достойному отношению к телу умершего (погибшего) должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего (погибшего), если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего (погибшего) невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Лицо, осуществляющее организацию погребения

В случае, если лицо при жизни не поручило (в письменной форме либо в присутствии свидетелей) осуществить его погребение какому-либо конкретному лицу либо если лицо, получившее прижизненное поручение, отказалось от исполнения данных функций, осуществить организацию погребения умершего имеют право в первую очередь: супруг, дети, родители, внуки. В случае отсутствия родственников первой очереди либо их отказа от осуществления организации погребения во вторую очередь имеют право на совершение данных действий: бабушка, дедушка, полнородные и неполнородные братья и сестры умершего. В случае отсутствия родственников первой и второй очереди и законного представителя осуществить организацию погребения умершего имеет право иное лицо, личность которого удостоверена в установленном порядке.

Лицо, взявшее на себя обязанность по организации похорон, должно осуществить весь процесс организации погребения, в том числе: оформление документов, необходимых для погребения, получение гербового свидетельства о смерти, справки о смерти, пособия на погребение, включая принятие на себя ответственности за место захоронения.

В случае отсутствия лиц, взявших на себя обязанности по организации похорон, она осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела.

Статья 9. Исполнение волеизъявления о погребении

1. На территории города Москвы каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления.

2. Для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Москвы, гарантируется бесплатное предоставление участка земли на новых кладбищах либо на прирезанных участках старых кладбищ с учетом места жительства и волеизъявления. На свободном месте родственного участка гарантируется захоронение умершего (погибшего) при наличии соответствующего волеизъявления с учетом санитарных и иных требований.

3. Для граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно на территории города Москвы, гарантируется погребение в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Правительства Москвы.

4. Исключена. - Закон г. Москвы от 05.09.2001 N 41.

Статья 10. Гарантии при осуществлении погребения

Лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется:

Бесплатное оформление и выдача документов, необходимых для погребения, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела в морг, выдача тела умершего по требованию лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;

Предоставление возможности нахождения тела в морге до семи суток с момента установления причины смерти, в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего либо иные лица, могущие взять на себя обязанность осуществить погребение, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае, если поиск данных лиц затруднен, срок может быть увеличен до 14 дней.

Исполнение прижизненного волеизъявления в соответствии со статьями 7 и 9 настоящего Закона.

В случаях, установленных федеральным законодательством, выдача тел умерших (погибших) не производится и о месте их погребения не сообщается.

Статья 11. Социальное пособие на погребение

1. В случае, если погребение осуществлялось на возмездной основе для лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, ему выплачивается социальное пособие на погребение в соответствии с федеральным законодательством.

Правительство Москвы вправе своим решением установить дополнительную выплату к размеру социального пособия на погребение, установленному федеральным законодательством.

2. Справка о смерти для получения пособия выдается органами ЗАГС.

3. Выплата производится в день обращения на основании справки о смерти:

Органом, в котором умерший получал пенсию;

Органом социальной защиты населения по месту жительства умершего в случае, если он не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

Организацией, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего.

4. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.

Статья 12. Гарантированный перечень услуг по погребению

1. Лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение, гарантируется безвозмездное предоставление единого на территории города Москвы гарантированного перечня услуг по погребению, включающего:

Предоставление и доставку гроба, урны для захоронения праха и других предметов, необходимых для погребения;

Перевозку тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

Погребение (кремацию с последующей выдачей урны с прахом).

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, определяется органами исполнительной власти города Москвы по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

2. Порядок предоставления городскими специализированными службами по вопросам похоронного дела гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе определяется Правительством Москвы.

3. Услуги по погребению, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, оказываются специализированными службами по вопросам похоронного дела. Стоимость указанных услуг возмещается специализированным службам по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств, предусмотренных федеральным законодательством, и средств бюджета города Москвы - в случаях если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

4. Гражданам, получившим предусмотренные п. 1 настоящей статьи услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное федеральным законодательством, не выплачивается.

5. Супругу, родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего пенсионера, являющегося инвалидом I или II группы, инвалидом с детства или реабилитированным лицом, предоставляется дополнительная услуга на безвозмездной основе - предоставление мемориального надгробия (включая установку и гравировку).

Расходы, связанные с предоставлением данной услуги, определяются Правительством Москвы и производятся за счет средств бюджета города Москвы.

6. Учреждения и организации, осуществляющие первичную регистрацию факта смерти и выдачу справок о смерти, обязаны обеспечить информирование лиц, взявших на себя организацию погребения, о порядке и стоимости предоставления гарантируемого перечня услуг по погребению.

Статья 13. Гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих, лиц, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войн и ветеранов

Погребение умерших (погибших) военнослужащих, лиц, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территориях других государств, ветеранов военной службы, а также ветеранов, исполнявших обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 14. Гарантии погребения иных категорий умерших (погибших)

Законодательством города Москвы могут определяться иные категории умерших (погибших), помимо указанных в статье 13 настоящего Закона, погребение которых может осуществляться в особом порядке, установленном органами исполнительной власти города Москвы. Погребение осуществляется за счет средств бюджета города Москвы. Стоимость услуг по погребению в соответствии с настоящей статьей устанавливается Правительством Москвы.

Статья 15. Гарантии погребения умерших в случае отсутствия лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение

При отсутствии лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, или при невозможности осуществить им погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте, далее по после установления органами внутренних дел личности умершего погребение осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела путем предания тела (останков) земле по истечении не менее десяти суток с момента наступления смерти. С этой целью в городе Москве создается специализированное кладбище для погребения невостребованных тел (останков), а также для погребения умерших, личность которых не установлена. Стоимость услуг по погребению данной категории лиц в объеме, определяемом законодательством Российской Федерации, и порядок их оплаты устанавливаются органами исполнительной власти города Москвы.

Статья 16. Гарантии погребения умерших, личность которых не установлена

Погребение умершего, личность которого не установлена органами внутренних дел в течение десяти дней с момента обнаружения тела (останков), производится специализированными службами по вопросам похоронного дела по истечении двадцати суток с момента обнаружения тела, после проведения всех необходимых мероприятий органами внутренних дел для возможной последующей идентификации личности умершего, путем предания тела (останков) земле на специально созданных кладбищах. Размер, стоимость и порядок оплаты услуг по погребению неопознанных тел (останков) устанавливаются органами исполнительной власти города Москвы.

Услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в статье 15, части 1 статьи 16, включают:

Оформление документов, необходимых для погребения;

Облачение тела;

Предоставление гроба;

Перевозку умершего на кладбище (в крематорий);

Погребение.

Раздел 3. ПОХОРОННОЕ ДЕЛО В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Статья 17. Организация похоронного дела

1. Гарантии осуществления погребения в соответствии с настоящим Законом реализуются путем организации в городе Москве похоронного дела как самостоятельной отрасли городского хозяйства.

2. Организация похоронного дела в городе Москве осуществляется Правительством Москвы. Правовыми актами Правительства Москвы определяются порядок организации похоронного дела в городе Москве, правила содержания кладбищ и крематориев.

3. Имущество, находящееся в собственности города Москвы и используемое в целях погребения и похоронного дела, не подлежит приватизации, не может быть внесено в качестве долей в уставный капитал любого вновь создаваемого юридического лица.

Указанное имущество может передаваться в оперативное управление, хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям, безвозмездное пользование, аренду юридическим лицам иных организационно-правовых форм в соответствии с действующим законодательством.

Статья 18. Экспертный совет по вопросам похоронного дела

С целью определения и реализации основных направлений развития похоронного дела, а также осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органе, ответственном за данное направление деятельности исполнительной власти, создается постоянно действующий Экспертный совет по вопросам похоронного дела (далее - Экспертный совет). Порядок формирования и полномочия Экспертного совета определяются Правительством Москвы.

(в ред. законов г. Москвы от 05.09.2001 N 41, от 25.02.2004 N 8)

(см. текст в предыдущей редакции)

Экспертный совет осуществляет полномочия Попечительского совета в соответствии с федеральным законодательством о погребении и похоронном деле.

Статья 19. Исключена. - Закон г. Москвы от 25.02.2004 N 8.

Статья 20. Городские специализированные службы по вопросам похоронного дела

1. Городские специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Законом возлагается обязанность по оказанию ритуальных, обрядовых, юридических, а также иных видов услуг, связанных с погребением умерших, создаются и осуществляют свою деятельность в предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации организационно-правовых формах. В целях создания городских специализированных служб по вопросам похоронного дела проводится конкурс, порядок которого устанавливается Правительством Москвы.

2. Абзац исключен. - Закон г. Москвы от 06.06.2007 N 16.

Порядок деятельности городских специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется Правительством Москвы с учетом особенностей города Москвы как мегаполиса, социальной значимости данной отрасли городского хозяйства и в соответствии с настоящим Законом.

3. Городские специализированные службы по вопросам похоронного дела обеспечивают в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы формирование и сохранность архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению.

Статья 21. Источники финансирования похоронного дела

Источниками финансирования похоронного дела являются:

Средства бюджета города Москвы;

Абзац исключен. - Закон г. Москвы от 21.02.2001 N 6;

Средства бюджетов муниципальных образований - на осуществление органами местного самоуправления полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию муниципальных мест погребения, предоставленных им настоящим Законом;

Иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТ ПОГРЕБЕНИЯ

Статья 22. Создание мест погребения

1. Предложения по созданию мест погребения в городе Москве вносятся:

1.1. Министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, служба в органах внутренних дел, для создания воинских кладбищ, воинских участков на общественных кладбищах.

1.2. Органы исполнительной власти города Москвы.

1.3. Религиозными объединениями, уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов, для создания вероисповедальных кладбищ или вероисповедальных участков общественных кладбищ.

1.4. Органами местного самоуправления.

2. Решение о создании мест погребения принимается Правительством Москвы.

Статья 23. Требования к размещению и содержанию мест погребения

1. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с генеральным планом развития города Москвы (Московского региона) при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

2. Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется Правительством Москвы (в случае, если место погребения находится на территории Московской области, - по согласованию с Администрацией Московской области) на неопределенный срок в соответствии с действующим законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и города Москвы.

3. Размер предоставляемого участка земли на территории кладбища для погребения умершего устанавливается органами исполнительной власти города Москвы. Размер участка должен обеспечивать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

4. Порядок размещения и содержания мест погребения устанавливается Правительством Москвы.

Захоронение родственника или свойственника в одну и ту же могилу разрешается по прошествии пятнадцати лет с момента предыдущего захоронения. Уменьшение или увеличение этого срока по конкретным местам погребения допускается по решению органов исполнительной власти города Москвы.

5. Хозяйственная деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов по похоронному делу.

6. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 03.04.2013 N 13.

7. Для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду и здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. При нарушении обязательных требований к содержанию мест погребения Правительство Москвы обязано приостановить или прекратить действия на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений или по созданию нового места погребения (переносу существующего места погребения).

9. В случае необходимости переноса места погребения использование его территории разрешается по истечении двадцати лет. Бывшая территория места погребения может быть использована только под зеленые насаждения. Восстановление зданий и сооружений культового и мемориального назначения разрешается только на участках, ранее использовавшихся в тех же целях.

10. Осквернение и уничтожение мест погребения влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

11. Мемориальные объекты, в том числе надмогильные сооружения, саркофаги и склепы, являются собственностью лиц, на которых оформлено место захоронения. Установка таких объектов допускается лицами, на которых оформлено место захоронения, или их представителями при условии уведомления специализированной службы по вопросам похоронного дела. Срок нахождения таких объектов на местах захоронений не ограничивается, за исключением случаев признания объекта в установленном порядке ветхим, представляющим угрозу здоровью людей, сохранности соседних объектов или признания объекта в установленном порядке бесхозяйным.

12. Предметы и вещества, используемые при погребении (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества), допускаются к использованию при их соответствии техническим условиям и стандартам, установленным уполномоченным органом по стандартизации и техническому регулированию, а также требованиям санитарно-гигиенической и экологической безопасности.

Статья 24. Общественные кладбища

1. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированных служб по вопросам похоронного дела.

(в ред. законов г. Москвы от 25.02.2004 N 8, от 27.06.2012 N 28)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. На общественных кладбищах погребение может осуществляться с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций.

3. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п. 3 статьи 23 настоящего Закона. На общественных кладбищах для погребения умерших (погибших), указанных в статье 13 настоящего Закона, могут создаваться воинские участки, а по представлению религиозных объединений - вероисповедальные участки для погребения умерших одной веры.

Статья 25. Крематории

1. Крематории предназначены для предания тел (останков) умерших (погибших) огню (кремации) с учетом их прижизненного волеизъявления и на основании положений настоящего Закона, с последующим предоставлением места захоронения. Московские крематории находятся в собственности города Москвы и ведении органов исполнительной власти города Москвы.

2. Порядок деятельности крематориев определяется правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы.

Статья 26. Семейные (родовые) захоронения

Гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в городе Москве, могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений. Порядок предоставления участков земли для создания семейных (родовых) захоронений на городских кладбищах определяется Правительством Москвы. Порядок предоставления участков земли для создания семейных (родовых) захоронений на муниципальных кладбищах определяется органами местного самоуправления, в ведении которых находятся муниципальные кладбища.

Статья 27. Военные, в том числе старые, стихийно возникшие и ранее неизвестные захоронения

1. Военными, в том числе старыми, стихийно возникшими и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, захоронения жертв массовых репрессий на территории города Москвы, а также бывшие кладбища при храмах и монастырях.

2. Перед проведением любых работ на территориях возможных захоронений уполномоченные органы органов исполнительной власти города Москвы обязаны провести обследование местности с целью выявления возможных неизвестных захоронений. При обнаружении таковых захоронений необходимо обозначить и зарегистрировать места захоронений, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков.

3. Запрещается поиск и вскрытие указанных захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность.

Раздел 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 28. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Положения настоящего Закона распространяются на правоотношения, возникшие после его вступления в силу.

Статья 29. О приведении нормативных правовых актов города Москвы в соответствие с настоящим Законом

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти города Москвы подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в трехмесячный срок со дня его вступления в силу. Нормативные правовые акты города Москвы по вопросам похоронного дела, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 30. О правовых актах органов исполнительной власти города Москвы, подлежащих принятию (изданию) в соответствии с настоящим Законом

Правовые акты органов исполнительной власти города Москвы, определяющие условия, порядок и сроки наделения организаций, ведущих деятельность в области похоронного дела, полномочиями городских специализированных служб по вопросам похоронного дела, подлежат принятию (изданию) в трехмесячный срок со дня вступления настоящего Закона в силу.

Статья 31. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, признанные виновными в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

По мнению экспертов, в сфере ритуальных услуг назрело множество проблем. Они связаны как с пробелами в законе о погребении и похоронном деле, так и с другими аспектами — например, такими как рост населения, миграция, изменение других взаимосвязанных законов, развитие бизнеса в сфере ритуальных услуг и многое другое.

Закон о погребении и похоронном деле определяет основные термины и понятия, связанные с похоронным делом, а также содержит информацию о ведомствах и министерствах, несущих ответственность за те или иные мероприятия.

Данный закон гарантирует, что любой умерший человек будет погребен, его волеизъявление (если таковое имеется) будет соблюдено, родственникам будет оказана положенная материальная поддержка со стороны государства. Закон есть, но практически для каждой его статьи можно найти конфликтующие параграфы и спорные вопросы. Например, говоря о материальной поддержке, мы понимаем, что речь идет лишь о небольшой сумме, определяемой по каким-то коэффициентам минимальных заработных плат. Все знают, что львиная доля затрат ложится на плечи родственников умершего. И государству пока сложно регулировать рост цен на похоронные услуги и бороться с бюрократией и коррупцией на местах. Сказывается отсутствие единой системы управления похоронным делом.

Ну а одна из наиболее острых проблем в похоронном деле на сегодняшний день, по мнению экспертов, — нехватка мест для захоронений. Закон обязует хоронить всех, но ответственные за этот процесс органы не в состоянии обеспечить города (в особенности крупные) необходимым числом участков на кладбищах. Увеличение численности населения в крупных городах также не способствует решению проблемы.

Некоторые специалисты предлагают развивать сеть крематориев и пропагандировать этот способ погребения. Это дешевле и способствует экономии места на кладбищах. Сегодня в России насчитывается 16 крематориев. Сторонники развития такого способа погребения считают это количество недостаточным и настаивают на увеличении их числа. Но как же быть с православным обычаем предавать тело земле? Мы не можем отрицать того, что большая часть нашего населения предпочитает придерживаться именно этой традиции. Поэтому находится и множество ярых противников кремации, которые считают идею создания крематориев несостоятельной.


Еще одна проблема, связанная с наличием свободных мест для захоронений, - заброшенные могилы. Некоторые эксперты поднимают вопрос о том, чтобы ограничить захоронение некоренных жителей, т. е. приезжих, которые проживают в данной местности не на постоянной основе. По словам специалистов, рано или поздно родственники этих умерших граждан уезжают в свои города, в свою страну и перестают навещать могилу и ухаживать за ней. Такое захоронение оказывается никому не нужным, а ведь на его месте можно было похоронить коренного жителя, который имеет полное право на свой участок земли на кладбище. Не говоря уже о том, что внешний вид заросших могил и накренившихся памятников нарушает установленный на кладбище порядок. В таких высказываниях есть своя доля правды, но нельзя забывать о законе, который, повторимся, гарантирует погребение всех умерших в соответствии с их волеизъявлением. И, если нет объективных причин для отказа хоронить человека на конкретном кладбище, это придется сделать для соблюдения буквы закона.

Эти и многие другие вопросы до сих пор находятся на стадии активного обсуждения с целью внесения поправок в текущий закон о погребении и похоронном деле. В обсуждение включены и такие актуальные темы, как создание единой системы управления похоронным делом и необходимость «на федеральном уровне узаконить то, что уже работает на рынке ритуальных услуг» (подразумеваются коммерческие организации) — цитата Павла Кодыша, президента Союза похоронных организаций и крематориев России. Пока же закон о погребении и похоронном деле существует в последней редакции от 28 июля 2012 года.

Основные положения закона о погребении и похоронном деле

Погребение и волеизъявление

Согласно статье «Погребение» (статья №3) Закона о погребении и похоронном деле, умерший может быть похоронен в соответствии с обычаями и традициями, которых придерживался он или его семья. Это значит, что допускается как предание тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), так и сожжение (кремация с последующим захоронением урны с прахом) и предание тела воде (захоронение в воду согласно нормативным правовым актам Российской Федерации). Семье могут запретить использовать какой-либо из этих способов погребения, если это приводит к нарушению санитарных или других установленных норм. Однако основной ориентир для выбора места и способа погребения умершего — это его волеизъявление, и об этом есть отдельная статья №5 «Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти» (смотри также статьи №6 «Исполнители волеизъявления умершего», №7 «Исполнение волеизъявления умершего о погребении»).

Под волеизъявлением (статья №5) понимается пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме. В волеизъявлении может быть указан способ захоронения (погребение, кремация и т. п.), определенное место захоронения, информация о согласии или несогласии на патолого-анатомическое вскрытие, изъятие органов и/или тканей из тела. Волеизъявление умершего не исполняется только в случаях, когда условия физически не выполнимы или запрещены законодательством РФ.

Если волеизъявление отсутствует, решение может быть принято родственниками, супругом или законным представителем умершего. Если и такие лица отсутствуют (или отказываются от своего права), все решения может принимать любое лицо, взявшее на себя обязанности по погребению умершего (статья №6).

Согласно закону, каждому умершему предоставляется бесплатно участок земли для погребения тела (останков) или праха. Если умерший в своем волеизъявлении пожелал быть захороненным рядом с могилой ранее умершего близкого, его воля будет исполнена, если на указанном месте есть свободный участок земли. Когда возникают сомнения или спорные моменты, ими занимается специальная служба для решения вопросов, связанных с похоронным делом. Её сотрудники принимают окончательное решение с учетом места смерти, наличия свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

Если человек умер в другом населенном пункте или в другой стране, закон гласит, что органы исполнительной власти обязаны оказать помощь в своевременном получении справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего и других проездных документов (статья №7).

Места погребения

Местами погребения (статья №4) могут быть кладбища (для предания земле), стены скорби (для захоронения урн с прахом), крематории и другие места.

Законом утверждено, что места погребения нельзя сносить. Их можно только перенести в крайних случаях. Например, если есть угроза постоянных затоплений или оползней, а также если место погребения было сильно повреждено после землетрясения или другого природного катаклизма.

Гарантированные услуги и социальное пособие

Закон о погребении и похоронном деле также определяет ряд гарантий и обязательств со стороны органов исполнительной власти. Об этом говорится в статьях №8, №9 и №10.

Гарантии при осуществлении погребения умершего (статья №8)

Лицу, взявшему на себя обязанность по захоронению, гарантируются:

  • Выдача документов для погребения умершего в течение суток с момента установления причины смерти;
  • Если тело было направлено в морг для установления причины смерти, его обязаны вернуть родственникам не позднее чем через двое суток с момента установления этой причины;
  • Если родственники осведомлены о смерти, но по какой-то причине не могут своевременно похоронить покойного, тело по закону может бесплатно находиться в морге до семи суток с момента установления причины смерти. Если ведется поиск родственников или законного представителя умершего, срок бесплатного пребывания тела в морге может быть увеличен до четырнадцати дней.

Гарантированный перечень услуг по погребению (статья №9)

Родственники, супруг(а) или законный представитель умершего имеют право на бесплатное получение следующих услуг:

  • Оформление документов, необходимых для погребения;
  • Предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
  • Перевозка тела (останков) умершего к месту захоронения;
  • Погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Данные услуги должны оказываться специализированной службой по вопросам похоронного дела.

При этом общая стоимость таких бесплатных услуг не может превышать определенный лимит, который рассчитывается в соответствии с районным коэффициентом заработной платы.

Все услуги, стоимость которых выходит за рамки бесплатного лимита, должны оплачиваться родственниками или законным представителем умершего.

Еще одним видом государственной поддержки лиц, которые взяли на себя ответственность за погребение, является выдача пособия на погребение. Пособие не выплачивается, если граждане уже воспользовались бесплатными услугами, описанными в статье №9. Подробно о социальном пособии на погребение говорится в статье №10 «Социальное пособие на погребение».

Социальное пособие на погребение (статья №10)

Родственники или официальный представитель могут получить пособие на погребение (при условии, что они не пользовались бесплатными услугами согласно статье №9). Размер пособия соответствует стоимости бесплатных гарантированных услуг, перечисленных выше.

Данное пособие может быть выплачено в день обращения. Чтобы получить пособие, нужно подать обращение не позднее чем через 6 месяцев со дня смерти и предъявить справку о смерти.

За пособием можно обратиться:

  • В орган, где умерший получал пенсию;
  • В организацию, в которой работал умерший / работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего;
  • В орган социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Погребение военных

В законе о погребении и похоронном деле отдельно говорится о правилах погребения военных, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, пожарных, служащих органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны (статья №11). Далее для краткости эти категории граждан мы будем называть военными и сотрудниками органов.

Все расходы, связанные с погребением таких граждан, ложатся на министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, где служил умерший. К таким расходам относятся:

  • Оформление документов;
  • Перевозка в морг, услуги морга;
  • Гроб, урна, венки;
  • Перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации);
  • Погребение (кремация);
  • Изготовление и установка надгробия.

Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти могут обратиться в специализированную службу по похоронному делу с просьбой о погребении умершего на поименованном месте погребения с учетом его заслуг, если в волеизъявлении умершего не указано определенное место погребения и если родственники не возражают.

Эти правила по погребению военных и сотрудников органов касаются, в том числе, граждан, которые умерли после увольнения по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имели общую продолжительность военной службы двадцать и более лет. Также они относятся к ветеранам военной службы и гражданам, умершим вследствие ранения, контузии, заболевания, вызванных службой.

Погребение иных категорий граждан (неидентифицированные, без родственников, заключенные)

В случае смерти человека, у которого нет родственников, супруга или законного представителя, погребением тела занимается специализированная служба по вопросам похоронного дела (статья №12 «Гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего»). Эта служба обязана похоронить тело в течение трех суток с момента установления причины смерти. Если установить личность умершего не удалось, тело хоронят на особом участке кладбища, отведенном специально для безымянных могил. Все затраты, связанные с погребением таких лиц, берет на себя специализированная служба по вопросам похоронного дела.

Если человек, умерший в местах лишения свободы, не имеет супруга и близких родственников или если родственники отказываются заниматься погребением, тело хоронится в соответствии с правилами, установленными министерством юстиции Российской Федерации (статья №13 «Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы»).

Естественно, государственные органы занимаются и погребением лиц, к которым была применена смертная казнь (статьи №№14 «Погребение умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни)» и 14.1 «Погребение лиц, смерть которых наступила в результате пресечения их террористической акции»).

Под смертной казнью в данных статьях подразумевается смерть лица, представлявшего террористическую угрозу, наступившая вследствие пресечения совершенного им террористического акта. Тела таких лиц хоронятся в порядке, установленном правительством Российской Федерации. Тела никому не выдаются. Места захоронения не разглашаются.

Предложения по созданию мест погребения

Закон о погребении также содержит информацию о том, кто и как может вносить предложения по созданию мест погребения (статья №15 «Предложения по созданию мест погребения»).

Например, предложения по созданию военных кладбищ или военных участков на общественных кладбищах могут вноситься министерствами и другими федеральными органами, связанными с военной службой. Предложения по созданию вероисповедальных кладбищ вносятся религиозными объединениями.

Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения

Если кратко описать статью №16 («Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения»), в ней перечисляются основные факторы, на которые нужно обращать внимание при определении мест для погребения. Ключевым можно назвать пункт статьи о запрете создавать кладбища на берегах озер, рек и других водоемов, используемых жителями для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей, а также на затапливаемых территориях и территориях, где грунтовые воды проходят близко от поверхности земли. Главные требования при создании места погребения — обеспечить долговечность кладбищ и безопасность для жителей окружающих населенных пунктов.

Существуют и санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения (статья № 17). По закону надзором за состоянием мест погребения занимается государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Если санитарные и экологические нормы нарушаются, органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений.

Также закон дает определение общественным (статья №18) и вероисповедальным (статья №19) кладбищам, воинским кладбищам и военным мемориальным кладбищам (статья №20), семейным (родовым) захоронениям (статья №21), старым военным и ранее неизвестным захоронениям (статья №22), стенам скорби (статья № 23) и крематориям (статья №24).

Полный текст статей можно прочесть в (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 30.07.2012) «О погребении и похоронном деле».