Правила постановки на очередь на улучшение жилищных условий. Как получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий Какие нужны документы для улучшения жилищных условий

(в ред. Законов г. Москвы от 17.12.2003 N 76,

от 08.12.2004 N 83)

Настоящий Закон устанавливает порядок и условия улучшения жилищных условий москвичей с помощью города.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан на улучшение жилищных условий

1. Граждане имеют право:

1) получить жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по договору:

социального найма;

найма (коммерческого найма);

безвозмездного пользования;

2) приобрести в собственность с помощью города жилые помещения:

используя безвозмездные субсидии;

с рассрочкой платежа;

используя ссуду на возвратной основе;

по другим законным основаниям.

2. Граждане, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы (далее - законодательство) нуждающимися в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет.

Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению в установленном порядке жилыми помещениями, а также имеют право на приобретение жилых помещений в собственность с помощью города.

3. Постановка граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений, а также обеспечение денежными средствами на их приобретение в собственность осуществляются бесплатно.

Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 2. Норма постановки на учет

1. Норма постановки на учет - размер общей площади жилых помещений, приходящийся на долю каждого проживающего, в пределах которого граждане и члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат постановке на учет.

При определении числа проживающих учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования жилыми помещениями на срок их временного отсутствия.

В число проживающих не включаются граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания.

2. При определении размера общей площади, приходящейся на долю каждого члена семьи, учитываются жилые помещения (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования в соответствии с законодательством.

Супруги и их несовершеннолетние дети являются членами одной семьи.

Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.

3. Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.

Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Право на внеочередное или первоочередное улучшение жилищных условий членов одной семьи не распространяется на членов другой семьи, проживающих в одном жилом помещении, за исключением случаев, когда отселение другой семьи позволяет снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семью, обладающую таким правом, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир.

5. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа.

Статья 3. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

1. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не установлено законодательством) и занимают независимо от формы собственности:

1) жилые помещения размером менее нормы постановки на учет;

2) жилые помещения, которые в соответствии с законодательством, нормативными правовыми актами, а также перечнем, приведенным в приложении 1, не подлежат коммунальному заселению при условии, что в жилом помещении, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

3) жилые помещения, которые на основании судебного решения об отказе гражданам в заключении отдельного договора социального найма на изолированное жилое помещение в соответствии с приходящейся на их долю площадью не подлежат коммунальному заселению при условии, что в квартире, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

4) жилые помещения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет за вычетом дополнительной площади, право на пользование которой учитывается для каждого больного в соответствии с приложением 3, другими правовыми актами Российской Федерации;

5) жилые помещения, состоящие из одной комнаты или смежных неизолированных комнат, при отсутствии у проживающих в них граждан родственных отношений независимо от нормы постановки на учет;

6) жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания, независимо от нормы постановки на учет;

7) жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающие стандартам благоустройства, установленным приложением 2, независимо от нормы постановки на учет;

8) жилые помещения в общежитиях, за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания, независимо от нормы постановки на учет;

9) жилые помещения в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно, независимо от нормы постановки на учет;

10) жилые помещения, планировка которых в соответствии с законодательством не позволяет выделить в пользование изолированное жилое помещение гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний и имеющим право пользования изолированным жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от нормы постановки на учет.

2. Граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 40 лет, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от нормы постановки на учет при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее:

1) последних 10 лет и при наличии полного общего трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) последних 5 лет при наличии инвалидности I или II группы.

Граждане, перечисленные в настоящей части, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по категории "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения" вместе с членами их семей при отсутствии у граждан и членов их семей отдельных квартир, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования.

3. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Глава 3. УЧЕТ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 4. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства

1. Граждане, желающие улучшить жилищные условия, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти города Москвы по месту жительства.

2. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, перечень которых утверждается правовыми актами города Москвы.

3. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится решением исполнительного органа государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

Общественная жилищная комиссия формируется при исполнительных органах государственной власти города Москвы в соответствии с правовыми актами города Москвы.

4. Граждане должны быть письменно уведомлены о принятом решении в месячный срок со дня подачи заявления.

5. В случае несогласия граждан с принятым решением граждане вправе обжаловать его в установленном порядке.

6. Территориальные органы исполнительной власти города Москвы предоставляют информацию о количестве граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивая свободный доступ к спискам очередников, а также спискам граждан, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями в соответствующих районах.

Статья 5. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

1. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения или приобретения отдельной квартиры, за исключением случаев:

1) выезда на место жительства за пределы территории города Москвы;

2) изменения жилищных условий, в результате которого отпали основания для улучшения жилищных условий;

3) использования в установленном порядке субсидий, ссуд на возвратной основе или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений;

4) выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет;

5) выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет;

6) подачи по месту учета личного заявления о снятии с учета.

2. Снятие с учета граждан осуществляется с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении в месячный срок со дня принятия решения.

3. Решение о снятии с учета может быть обжаловано в установленном порядке.

4. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане:

1) не обеспеченные жилыми помещениями по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилых помещений менее нормы предоставления;

2) проживающие в квартирах коммунального заселения, кроме граждан, получивших отдельную квартиру с учетом размера общей площади занимаемого жилого помещения, использовавших субсидии, ссуды на возвратной основе, иные виды государственной помощи на строительство или приобретение жилища, а также граждан и членов их семей, обладающих самостоятельным правом пользования отдельной квартирой.

Статья 6. Действия граждан, приведшие к необходимости улучшения жилищных условий

1. Граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении 5 лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых возникла необходимость в улучшении жилищных условий.

2. Ухудшением жилищных условий считаются следующие действия граждан:

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями;

2) обмен жилого помещения;

3) невыполнение условий договора социального найма, коммерческого найма, безвозмездного пользования жилым помещением, купли-продажи с рассрочкой платежа, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

4) изменение состава семьи в результате вселения иных лиц, расторжения брака;

5) определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений;

6) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.

3. Часть 1 настоящей статьи не подлежит применению в следующих случаях:

1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства или свойства, если до вселения они:

не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, но не были обеспечены по норме предоставления;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания;

безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления либо жилое помещение было изъято указанными органами для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке;

2) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;

3) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.

Статья 7. Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве

Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве и имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений во внеочередном и первоочередном порядке, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен или переоборудован в нежилой после капитального ремонта, ранее занимаемые помещения заселены в установленном порядке на основании решения органа исполнительной власти) производится исполнительными органами государственной власти города Москвы по месту нахождения утраченного жилого помещения.

Статья 8. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы

1. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений по месту работы в бюджетных учреждениях, финансируемых за счет бюджетных средств города Москвы и местных бюджетов муниципальных образований в городе Москве, которым в установленном порядке выделяются жилые помещения из городского жилищного фонда, осуществляются по решению администрации совместно с профсоюзным комитетом (профсоюзными комитетами), действующим в учреждениях на основании коллективного, иных договоров работников с администрацией предприятий и учреждений.

Наравне с работниками вышеуказанных учреждений на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются граждане, оставившие работу в этих учреждениях в связи с уходом на пенсию.

2. Решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений по месту работы утверждается решением исполнительного органа государственной власти города Москвы.

3. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, могут состоять по их желанию на учете и по месту жительства при соблюдении правил, установленных настоящим Законом.

Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 9. Очередность обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди в соответствии с законодательством.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения", имеют право на обеспечение жилыми помещениями в первую очередь.

3. На общих основаниях обеспечиваются жилыми помещениями:

1) граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие права на внеочередное и первоочередное обеспечение в соответствии с законодательством;

Статья 10. Порядок обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Решение об улучшении жилищных условий принимается исполнительным органом государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

2. Обеспечение граждан жилыми помещениями на условиях договора социального найма, договора безвозмездного пользования осуществляется в пределах нормы предоставления (18 квадратных метров общей площади на одного человека), если законодательством не предусмотрено иное.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения размером до 33 квадратных метров общей площади одиноко проживающему человеку и до 42 квадратных метров общей площади семье, состоящей из двух человек.

3. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан проверка сведений о наличии у граждан и членов их семей жилых помещений (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также действий, совершенных гражданами и членами их семей, приведших к ухудшению жилищных условий, осуществляется жилищными органами, ответственными за обеспечение граждан жилыми помещениями.

Указанные действия учитываются за пятилетний период, предшествующий решению о постановке на учет, и до решения вопроса об улучшении жилищных условий.

При совершении гражданами либо членами их семей гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями либо действий, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений либо к их отчуждению, размер предоставляемого гражданам жилого помещения уменьшается на соответствующее количество квадратных метров общей площади.

При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма граждане подтверждают, что доход, приходящийся на каждого члена семьи, превышает уровень, установленный законом города Москвы.

4. В зависимости от результатов проверки принимаются следующие решения:

1) граждане снимаются с учета;

2) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане не подлежали постановке на учет;

3) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане подлежат обеспечению по соответствующему договору с учетом дохода семьи и требований федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан;

4) жилое помещение предоставляется гражданам в порядке, установленном настоящей статьей.

5. Граждане, страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, обеспечиваются по их заявлению жилыми помещениями на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

6. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, иным категориям граждан, предусмотренным федеральным законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не установлено федеральным законодательством.

7. Перечень заболеваний, дающих гражданам право на предоставление дополнительной площади по состоянию здоровья, устанавливается правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Не подлежат удовлетворению требования указанных граждан о предоставлении дополнительной площади, если они обеспечены изолированным жилым помещением в отдельной квартире в соответствии с нормой предоставления.

8. Граждане вправе приобрести либо получить жилое помещение менее нормы предоставления, но не менее 16 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.

9. Граждане, в отношении которых принято решение об улучшении жилищных условий, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти, осуществляющие предоставление жилых помещений, с заявлением о предоставлении жилого помещения свыше нормы предоставления.

При наличии у жилищных органов таких жилых помещений они предоставляются:

По договору социального найма в случае превышения нормы предоставления на семью до 9 квадратных метров общей площади;

По договору найма (коммерческого найма) в случае превышения нормы предоставления на семью свыше 9 квадратных метров общей площади при соблюдении общих требований к уровню дохода семьи;

По договору безвозмездного пользования независимо от размера превышения нормы предоставления.

10. По желанию граждан жилое помещение предоставляется с учетом размера общей площади занимаемого ими жилого помещения. При этом суммарная площадь всех жилых помещений, занимаемых по любым законным основаниям и предоставляемых по договору социального найма, договору безвозмездного пользования, не должна превышать норму предоставления, установленную для семьи данной численности.

11. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования граждане и члены их семей обязаны освободить и передать в установленном порядке занимаемое по договору социального найма или договору безвозмездного пользования жилое помещение, кроме случаев предоставления жилого помещения с учетом размера общей площади занимаемого и пригодного для проживания жилого помещения.

В случае вселения иных граждан в освобождаемое жилое помещение либо совершения действий, препятствующих его освобождению, решение о предоставлении жилого помещения подлежит отмене.

12. Гражданам и членам их семей, занимающим жилые помещения на праве собственности, жилые помещения предоставляются по договору мены, кроме случаев предоставления жилых помещений с учетом размера общей площади занимаемых жилых помещений.

13. Освободившиеся жилые помещения, в том числе в квартирах коммунального заселения, предоставляются гражданам в порядке улучшения жилищных условий в соответствии с законодательством.

Статья 11. Учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений

1. При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты или однокомнатной квартиры совершеннолетними гражданами, кроме супругов, а также лицами разного пола старше 9 лет.

2. Не допускается предоставление разным семьям жилых помещений в квартире, не подлежащей коммунальному заселению.

3. Жилые помещения предоставляются с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Сроки, предусмотренные законодательством города Москвы для обеспечения жилыми помещениями тяжелобольных граждан, сокращаются для граждан, ранее состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и впоследствии получивших право на первоочередное улучшение жилищных условий по состоянию здоровья.

Порядок сокращения сроков обеспечения вышеуказанных тяжелобольных граждан ежегодно устанавливается законом города Москвы.

В настоящем Законе к тяжелобольным гражданам отнесены лица, перечень заболеваний которых установлен правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 12. Права граждан, ранее принятых на учет

1. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие настоящего Закона:

1) сохраняют свою очередность и право на предоставление жилого помещения по договору социального найма;

2) имеют преимущественное право на улучшение жилищных условий по договору коммерческого найма, договору безвозмездного пользования при соблюдении общих положений (уровень дохода, положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан);

3) имеют преимущественное право на приобретение жилого помещения в собственность с использованием безвозмездных субсидий, ссуды на возвратной основе, рассрочки платежа.

2. Граждане, принятые на учет для приобретения жилого помещения в доме ЖСК до 1 февраля 1998 года, при соблюдении общих положений (норма постановки на учет, уровень дохода, а также положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан) имеют право на предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма. При этом учитывается период пребывания в очереди для приобретения жилого помещения в доме ЖСК.

При предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования период пребывания в очереди на приобретение жилого помещения в доме ЖСК не учитывается.

Глава 5. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

С ПОМОЩЬЮ ГОРОДА

Статья 13. Приобретение гражданами жилых помещений с использованием безвозмездных субсидий и ссуд на возвратной основе

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, вправе получить безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вправе получить ссуду на возвратной основе на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы.

Статья 14. Приобретение гражданами жилых помещений с рассрочкой платежа

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на приобретение жилых помещений по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа, в соответствии с законодательством города Москвы.

2. После государственной регистрации договора купли-продажи с рассрочкой платежа граждане подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3. Граждане, которым предоставлены жилые помещения по договору коммерческого найма, имеют право на выкуп (в том числе с рассрочкой платежа) занимаемого ими жилого помещения по соглашению с собственником или управомоченным им лицом, предоставившим это жилое помещение, в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

НЕ ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 15. Право граждан на замену жилого помещения на жилое помещение меньшего размера

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны в установленном порядке по обращению граждан о замене благоустроенного и отвечающего санитарным, техническим нормам и требованиям жилого помещения предоставить взамен занимаемого жилого помещения жилое помещение меньшего размера в пределах социальной нормы.

2. Замена производится гражданам, занимающим жилое помещение:

1) на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на праве собственности, по договору мены.

3. Замена жилого помещения не допускается, если в результате ее граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 16. Право граждан на замену жилого помещения по состоянию здоровья

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны по обращению граждан, страдающих заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, заменить занимаемое жилое помещение на жилое помещение на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

2. При наличии согласия граждан замена производится:

1) на равнозначное по общей площади жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на равноценное по рыночной стоимости жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на праве собственности, по договору мены.

3. Граждане, в отношении которых решение о необходимости замены жилого помещения было принято до введения в действие настоящего Закона, сохраняют это право.

4. Решение о необходимости замены гражданам жилого помещения не является основанием для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 17. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться в случаях:

1) ликвидации коммунального заселения квартир в порядке и на условиях, установленных законодательством;

2) отселения граждан, проживающих в квартире коммунального заселения, с целью улучшения жилищных условий граждан, проживающих в той же квартире и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления в пользование (собственность) жилого помещения (субсидии либо ссуды на возвратной основе на его приобретение) при наличии согласия всех проживающих в квартире.

Выкуп жилого помещения в квартире коммунального заселения осуществляется в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы;

3) отказа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, от получения жилых помещений по договору коммерческого найма.

В этом случае жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены гражданам, проживающим в условиях коммунального заселения либо занимающим жилые помещения размером менее социальной нормы на каждого проживающего.

При отсутствии граждан, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящей части, жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены иным гражданам в порядке, установленном законодательством города Москвы;

4) в иных случаях, установленных законодательством.

Статья 18. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не являющихся жителями города Москвы

Лица, не являющиеся москвичами, подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 19. Заключение договора, дающего право пользования жилым помещением

1. Договор, дающий право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, заключается собственником этого жилого помещения либо управомоченным им лицом с гражданами, которым предоставлено жилое помещение, на основании решения исполнительного органа государственной власти города Москвы.

2. Порядок и условия заключения договора, дающего гражданам право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, устанавливаются правовыми актами города Москвы.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении порядка и условий постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления гражданам жилых помещений, предоставления гражданам денежных средств на строительство или приобретение жилых помещений с помощью города, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу постановление Московской городской Думы от 31 января 2001 года N 12 "О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве".

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

Приложение 1

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕЛЕНИЮ

НЕСКОЛЬКИМИ СЕМЬЯМИ (КОММУНАЛЬНОМУ ЗАСЕЛЕНИЮ)

1. Однокомнатные квартиры.

2. Квартиры со смежными комнатами, не имеющими отдельного входа.

3. Квартиры из двух изолированных комнат, одна из которых имеет жилую площадь менее 9 квадратных метров, при условии, что доля общей площади квартиры, приходящаяся на эту комнату, составляет менее 16 квадратных метров общей площади.

4. Квартиры из двух и более изолированных комнат, из которых только одна пригодна для проживания в соответствии с правовыми актами по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания.

Приложение 2

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

СТАНДАРТОВ, КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ БЛАГОУСТРОЕННЫЕ

ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Благоустроенные жилые помещения в городе Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен.

Приложение 3

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДАЮЩИХ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ ГРАЖДАНАМ,

СТРАДАЮЩИМ ТЯЖЕЛЫМИ ФОРМАМИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ,

ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Право на дополнительную площадь по состоянию здоровья имеют граждане, заболевания которых перечислены в следующих правовых актах:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 214 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты";

циркуляр НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и НКЗдрава РСФСР от 19 января 1928 года N 15 "Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью".

Гражданину, желающему получить помощь от государства в отношении своего места проживания, необходимо собрать документы для постановки на очередь на улучшение жилищных условий.

Помощь в данном направлении оказывается государственными органами только тем гражданам, которые действительно нуждаются в этом.

Основания и обращение

Чтобы встать в очередь на улучшение условий жилья, необходимо признать гражданина нуждающимся. По Жилищному кодексу основанием является заключенный договор найма социального характера. Нуждающимися в улучшении жилищных условий могут быть:

  • лица, которые не имеют статус хозяев объекта недвижимости;
  • граждане, наниматели площади и члены их семьи, подававшие письменное требование в орган с просьбой признать их нуждающимися в то время, когда их жилую территорию признали непригодной для проживания;
  • лица, являющиеся нанимателями объекта недвижимости, не обеспеченные установленной площадью на каждого из членов семьи;
  • граждане, обосновавшиеся на одной территории с людьми, болеющими хроническими заболеваниями, когда проживание рядом невозможно по нормам санитарии;
  • несколько семей, которые проживают на одной жилплощади и не имеют между собой родственных связей.

Для признания нуждающимися лица должны подать заявление с установленным перечнем документов в отдел жилищной политики того региона, в котором проживает семья. После подачи бумаг у органа есть один месяц для рассмотрения заявления.

Важно! После того как поданные документы будут рассмотрены специалистами жилищного отдела, заявитель получит ответ, будет ли он поставлен в очередь или нет. Если он получит отказ в своей просьбе, то он обязательно должен быть обоснован. У заявителя есть возможность обжаловать такое решение в суде.

Помимо жилищного отдела, у лиц есть право подать документы в МФЦ. Многофункциональный центр выполняет посредническую функцию между органом и заявителем. В таком случае проверкой на правильность заполнения бумаг будет заниматься также работник центра, он и передаст весь пакет в жилищный отдел.

Существенным минусом такой подачи заявления будет только немного длительный срок рассмотрения, так как передача бумаг непосредственно в отдел займет несколько дней.

При подаче в жилищный отдел документов гражданин всегда получает расписку о том, что бумаги были приняты на рассмотрение. В ней указываются сведения о лице, которое приняло их, время, когда можно будет прийти за результатом, а также полный список поданных бумаг. Если заявителя поставят на учет, то он получит об этом соответствующее уведомление.

Необходимые документы

Какие нужны документы для того, чтобы встать на очередь на улучшение жилищных условий? В орган обязательно должно быть подано заявление с просьбой встать на очередь на улучшение жилищных условий. В нем нужно указать:

  • какие условия на жилом объекте имеются у лица;
  • кто конкретно обращается – семья, имеющая более двух детей, недавно зарегистрировавшая свой союз пара т.д.;
  • сколько лет семья обратившегося гражданина проживает на территории жилого помещения;
  • какие льготы имеются у семьи гражданина, и имеются ли они вообще.

Кроме письменного заявления, необходимо подготовить:

  • документ, который удостоверяет личность обратившегося с заявлением гражданина;
  • бумага о неимении долгов по коммунальным услугам;
  • выписка о составе семьи обратившегося лица;
  • договор о социальном найме;
  • план недвижимого объекта;
  • бумага, указывающая на доход работающих членов семьи за последние два года;
  • документ, который содержит сведения о том, что у всех проживающих в квартире отсутствует право собственности на какой-либо объект недвижимого имущества;
  • документ о постановке на учет в налоговый орган;
  • свидетельство о появлении на свет ребенка;
  • бумага о регистрации брачного союза – когда обратившийся с требованием гражданин состоит в официальном браке.

Чтобы понять, какие нормы площади установлены в конкретном регионе на одного человека, необходимо обратиться с заявлением в жилищный отдел, находящийся на территории расположения недвижимости. Также следует представить паспорт, сведения из домовой книги и документ о появлении на свет малыша.

Возможные варианты улучшений

Для улучшения жилищных условий государство использует совокупность действий, которые помогут обеспечить поддержку нуждающимся слоям населения. Такая помощь может быть представлена в виде:

  • получения сертификата, с помощью которого можно на льготных условиях получить жилое помещение;
  • помощь с получением ипотечного кредитования на особых условиях;
  • получение субсидий, которые, по закону, положены определенному слою населения;
  • право на постановку в очередь на квартиру или иной объект недвижимости.

Очередность в каждом регионе контролируют соответствующие органы. По статистике, средний срок очереди на получение гражданином нового жилого помещения составляет около 20-30 лет. Это связано непосредственно с тем, что государство вынуждено помогать огромному количеству нуждающихся. Оказать поддержку сразу всем у органов просто нет возможности.

Чтобы встать на очередь на улучшение жилищных условий, нужно соответствовать определенным требованиям, которые установило государство. О возможности получить именно такую помощь можно узнать, обратившись в местные органы в регионе проживания нуждающегося лица.

Гражданин, который обращается за помощью, должен помнить, что он вступает в правовые отношения с государственными органами и должен быть готовым к соблюдению определенных обязательств.

Документы для лиц, проживающих в непригодном помещении и инвалидов

Какие документы нужны лицам, проживающим в жилых помещениях, которые непригодны для нормального проживания? Им необходимо подготовить:

  • требование, выраженное в письменном виде;
  • документ, удостоверяющий личность обратившегося;
  • бумага, содержащая информацию из домовой книги;
  • документ об отсутствии долгов по коммуналке;
  • план БТИ;
  • справка, указывающая на проведенную проверку условий на объекте;
  • бумаги, которые будут подтверждать наличие родственных связей.

Что нужно подготовить инвалидам и тяжелобольным лицам, чтобы встать на учет:

  • письменное требование;
  • документы, подтверждающие личность обратившегося гражданина;
  • бумага об отсутствии долгов по платежам за коммунальные услуги;
  • справка о проверке условий жилья;
  • сведения из домовой книги;
  • план БТИ;
  • документы, которые подтверждают наличие кровных и родственных связей между лицами, проживающими в квартире;
  • бумаги, подтверждающие наличие льготы.

Такие документы могут подготовить также участники ВОВ, герои России или СССР, семьи погибших или умерших участников событий на ЧАЭС.Какие необходимы документы для постановки военнослужащих на очередь на улучшение жилищных условий?

При предъявлении ходатайства из военкомата не более чем через три года с момента увольнения, по достижению предельного возраста, а также в год увольнения, из-за ухудшения состояния здоровья или сокращения штата, понадобится:

  • заявление;
  • сведения из домовой книги;
  • выписка из личных документов о составе семьи бывшего военного;
  • ксерокопия документа, указывающего на денежный счет;
  • информация из личного дела о месте и времени призыва.

При предъявлении ходатайства из военкомата в отношении уволенного с военной службы понадобятся:

  • заявление;
  • удостоверение уволенного военного на право воспользоваться определенной льготой;
  • выписка из личного дела гражданина о составе семьи;
  • бумага, содержащая информацию из приказа об увольнении;
  • данные из книги объекта недвижимости;
  • документ, подтверждавший отсутствие брони на жилье;

Во все времена жилищный вопрос остро стоял в нашей стране. Существовали огромные очереди на получение жилплощади, люди годами их выстаивали и, наконец, приобретали вожделенное долгожданное жилье. Потом наступило время массовой приватизации и миллионы людей стали собственниками квартир.

Однако, квартирный вопрос так и остался насущным по сей день. И как-то так незаметно, спустя годы, в наши умы вселилась мысль, что сейчас жилплощадь можно только купить. А ведь это не так! Российское законодательство предусматривает возможность получения жилья за счет государства для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Основания для постановки на учет

Итак, задаваясь вопросом: как встать в очередь на жилье, необходимо знать, что согласно ст.49 ЖК РФ, социальное жилье могут получить только малообеспеченные граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (т.е. увеличении жилплощади или ее первичном предоставлении).

Право на предоставление жилплощади по договору социального найма возникает при условии признания лица не только нуждающимся, но и малоимущим, что и надо будет подтвердить в органах местного самоуправления.

Малоимущими считаются граждане, доход которых приходящийся на каждого члена семьи, не превышает МРОТ, установленный в данном субъекте РФ.

  • граждане, которые не являются собственниками (нанимателями) жилья и члены семьи такого гражданина не имеют в наличии (найме) жилплощади;
  • граждане, члены семьи которых обеспечены жилплощадью менее учетной нормы на каждого человека;
  • граждане, проживающие в домах, которые признаны аварийными и не отвечают установленным требованиям и нормам;
  • граждане, которые проживают в одной квартире по несколько семей с больными, страдающими тяжкой формой заболевания, и совместное проживание невозможно по санитарным критериям;
  • граждане, проживающие в одной квартире по несколько семей, и не имеют родственных связей (т.е. коммунальная квартира).

При этом существуют некоторые требования к лицам, нуждающимся в жилье:

  • они должны иметь гражданство РФ;
  • получить статус малоимущих в органах соцзащиты по месту жительства;
  • учитывается степень оседлости на одном месте от пяти до десяти лет;
  • отсутствие действий, ухудшающих жилищные условия (таких как, обмен жилья с большей площадью на меньшую, регистрация в квартире чужих людей и тому подобное).

В любой очереди существуют льготники

И эта очередь не является исключением. При формировании очереди на жилье существует льготная категория граждан, которые имеют первоочередное право на получение жилплощади. К ним относятся:

  • жильцы аварийных, ветхих строений;
  • дети-сироты и инвалиды детства;
  • дети, лишившиеся опеки родителей;
  • участники боевых действий, ветераны ВОВ;
  • семьи, которые проживают с больным человеком, нуждающемся в отдельном жилье;
  • граждане, пострадавшие в результате ЧС и стихийных бедствий.

Документы, необходимые для постановки на учет

Для того, чтобы встать в очередь на улучшение жилищных условий следует обратиться в муниципальный орган городского поселения с заявлением и определенным пакетом документов.

Отметим, что жилищный кодекс не регламентирует перечень документов, необходимых для постановки на учет. Их список определяется региональным законодательством. Поэтому, представляем примерный перечень документов:

  • заявление о постановке на учет на бланке, установленного образца;
  • паспорт заявителя и документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;
  • ИНН заявителя и каждого члена семьи;
  • свидетельство о заключении (расторжении) брака;
  • выписка из ЕГРП;
  • справка из ФНС о доходах, выписки из банковских лицевых счетов;
  • решение органа местной власти о признании лица, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  • акт исследования условий проживания;
  • документы, свидетельствующие о несоответствии жилого помещения установленным нормам (ветхое или аварийное жилье);
  • медицинское заключение о наличие тяжелого заболевания, из-за которого невозможно совместное проживание;
  • документы, подтверждающие льготы, при наличии таковых.

Если гражданин проживает в общежитии или служебной квартире, то могут дополнительно запросить копию трудовой книжки и ходатайство предприятия о предоставлении жилья.

Приняв все необходимые документы, орган местной власти в течение 30 дней рассматривает заявление и в течение 3 дней присылает заявителю решение о постановке (отказе) на учет.

Что делать, если отказали в постановке на учет

Иногда причины отказа бывают крайне банальны: при оформлении документов были допущены технические ошибки (описки) или собран не полный пакет документов, необходимый для постановки на учет. В таких случаях следует устранить нарушения и повторно обратиться в жилищный отдел администрации (или отделы МФЦ) с заявлением о постановке в очередь на получение жилья по договору социального найма.

Также решение об отказе можно обжаловать в судебном порядке, подав исковое заявление в суд. В любом случае нужно добиваться постановки на учет, потому как сам факт пребывания на жилищном учете может быть полезен.

В настоящий момент существует множество федеральных и региональных программ для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это целевые программы для учителей, ученых, военнослужащих, госслужащих, молодых семей, многодетных семей, чернобыльцев, инвалидов, вынужденных переселенцев, которые предоставляют:

  • государственное субсидирование на покупку недвижимости (от 30% до 35%);
  • социальные ипотеки по льготным ставкам и с длительным периодом выплат;
  • рассрочки и другие выгодные варианты.

Для участия в этих программах справка о постановке на жилищный учет, конечно, не нужна. Но такая справка будет являться весомым доказательством нуждаемости в улучшении жилищных условий, что гораздо сократит время рассмотрения заявки на участие в выбранной Вами программе.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.

Российская Федерация – правовое государство, в котором каждый гражданин имеет полное право на имущество. С целью организации нормальных жилищных условий всем жителям России правительство приняло большое количество законов, которые регламентируют многие вопросы, касающиеся улучшения и приобретения жилья со стороны нуждающихся в этом людей.

Большинство законодательных положений по данной теме представлены в Жилищном Кодексе (ЖК) РФ. Чтобы в полной мере понять, кто имеет право на улучшение жилищный условий, рекомендуем подробно ознакомиться с представленным ниже материалом.

Государство предоставляет жилье только остро нуждающимся в улучшении условий проживания гражданам. Фото № 1

Как было отмечено ранее, главный законодательный регулятор на улучшение жилищных условий в России – Жилищный Кодекс РФ. В данном законодательном акте содержится весь перечень тех категорий лиц, которые могут претендовать на получение или улучшение жилья от государства. При наличии вопросов по данной теме необходимо обращаться именно к статьям ЖК РФ.

Наиболее важные законодательные положения из ЖК РФ по рассматриваемому нами вопросу содержаться в 7-ой главе, которая регулирует основания и порядок предоставление жилья по договорам социального найма (то есть от государства). В частности, 51-ая статья кодекса определяет все категории граждан, которые могут претендовать на улучшение жилищных условий. Точнее, положения данной статьи гласят, что получить или улучшить жилье могут:

  • граждане, которые не являются нанимателями или собственниками жилья, предоставленного по договорам социального и прочим договорам;
  • граждане, которые являются нанимателями или собственниками жилья, предоставленного по договорам социального найма и прочим договорам, но с тем условием, что жилищные условия не соответствуют нормальным требованиям;
  • все граждане, которые на данный момент времени проживают в , несоответствующих нормальным требованиям жилищных условий;
  • граждане, которые проживают в одном помещении с больным тяжелым хроническим заболеванием и не имеют возможность съехать или пересилить больного (список недугов также определяется статьями ЖК РФ).

Стоит понимать, что данные положения носят обобщающий характер, поэтому использовать их необходимо в зависимости от индивидуальных особенностей каждого случая. На практике иметь право на улучшение жилищных условий может совершенно любое лицо, подходящее под описанные выше условия.

Определяя наличия подобного права в конкретном случае, также важно учитывать другие статьи ЖК РФ, к которым напрямую ссылается 51-ая статья (57, 58, 73 и 76 – основные из них).

Какая жилищная норма в РФ?

Какие факторы влияют на отнесение граждан к той или иной категории нуждающихся? Фото № 2

Жилищная норма в РФ – гибкое понятие, которое определяется исходя из контекста его рассмотрения. Если рассматривать норму жилья, исходя из порядка постановки гражданина в очередь на улучшение жилищных условий, то стоит учитывать такие как:

  • метраж на одного человека (полный законодательный недостаток — ниже 6 кв.м.);
  • факт аварийного состояния дома;
  • наличие в жильцах помещения тяжелобольных лиц, ветеранов ВОВ и прочих.

Именно 6 квадратных метров на одного человека считается минимальной нормой жилья с учётом того, что остальных из указанных выше факторов нет.

Принцип предоставления или улучшения жилищных условий заключается в том, чтобы жилье ни по какому пункту не стало хуже. Таким образом, при переселении, например, из аварийного гражданин не может получить жилье меньшего метража, чем было ранее.

Если рассматривать жилищную норму в том контексте, что жилье уже выдается нуждающемуся гражданину, то здесь она иная. Последние годы федеральной нормой жилья для выдачи нуждающимся считается метраж, равный:

  • 18-32 кв.м. – на одного человека;
  • 32-44 кв.м. – для двух человек;
  • 44-52 кв.м – для трех и более человек.

Как было оговорено ранее, жилищная норма – достаточно гибкое понятие. Не редко оно определяется в каждом регионе индивидуально, исходя из среднего уровня жизни его жителей. Помимо этого, стоит учитывать формат жилья: общежитие, коммуналка и так далее. Поэтому прежде чем определять наличие у вас права на улучшение жилья, важно обратиться в местные административные органы с целью уточнить норму в вашем регионе.

Кто может претендовать на улучшение жилищных условий?

Ранее упомянутая 51-ая статья ЖК РФ в полной мере регламентирует категории граждан, которые могут претендовать на улучшение жилищных условий. Однако представленные понятия достаточно обобщены, вследствие чего не каждый гражданин сможет полностью понять – имеет ли он право улучшить свое жилье с помощью государства или нет?

Упрощая понятия из 51-ой статьи ЖК РФ можно констатировать, что основными категориями , имеющими право на улучшение жилья, являются следующие:

  • лица, имеющие/не имеющие собственного жилья и проживающие в жилище, которое не соответствует жилищным нормам;
  • семьи, проживающие в одном помещении и являющиеся не кровными родственниками;
  • граждане, проживающие совместно с тяжелобольными членами семьи или прочими лицами;
  • любая малоимущая семья;
  • прочие лица, не имеющие собственного жилья по весовым причинам (потеря опекуна, совершеннолетние детдомовцы и т.д.).

Стоит понимать, что программы на федеральном и региональном уровне по улучшению/предоставлению жилья могут различаться. Поэтому об их важно узнавать в местных, профилирующих по данным вопросам госорганах.

Среди нуждающихся в улучшении жилищных условий также имеются льготники, рассмотрение дел которых будет происходить в ускоренном порядке. Льготная категория граждан представлена:

  • сиротами и детьми, потерявшими опекуна;
  • все граждане, проживающие в помещениях, которые признаны аварийными;
  • ветераны и инвалиды ВОВ/других боевых действий;
  • лица, проживающие совместно с человеком, который имеет одну из определенных болезней.

Попадание хотя бы в одну из указанных выше групп граждан дает жителю России право получить некоторую помощь от государства, направленную на улучшение жилищных условий (социальные ипотеки, субсидии, получение нового жилья и т.д.).

Как воспользоваться правом на улучшение жилья по законодательству РФ и программам господдержки?

Что нужно для того, чтобы воспользоваться своим правом на улучшение условий проживания? Фото № 4

Если гражданин имеет полное право на улучшение жилищных условий или попадает под действие прочих программ господдержки, то ему необходимо добиться получения помощи от . Процесс в данном мероприятии можно разделить на три основных этапа:

  • Подтверждение необходимости в улучшении жилища.
  • Постановка гражданина в очередь на улучшении жилищных условий.
  • Улучшение жилья.

Все три этапа очень важны, однако первый является наиболее важным. Стоит понимать, что, только подтвердив необходимость в улучшении жилья, можно сделать большую часть дела.

Чтобы встать в очередь необходимо обратиться в жилищный отдел администрации по месту с соответствующим заявлением, которое составляется в свободной форме или по предоставленному бланку, и со следующим перечнем документов:

  • оригинал/копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи (паспорт, свидетельство о рождении);
  • выписка о наличии и регистрации жилья от местной администрации на каждого члена семьи;
  • правоустанавливающие на имеющиеся жилище (свидетельство о госрегистрации, выписка из ЕГРП, договор аренды и т.д.);
  • выписка с мест работы или обучения каждого из членов семьи;
  • при наличии — оригинал/копия СНИЛСов, пенсионных книжек, свидетельства о браке, домовой книги, справки о признании аварийности жилья или малоимущего состояния семьи и подобные бумаги.

Будут рассмотрены специализироваными госорганами на протяжении 30 суток, после чего заявителю придет письмо о том, одобрено ли улучшение жилья или нет. В случае, когда заявление одобрили, гражданин ставится в очередь на улучшение жилищных условий (получение новой квартиры, ремонт, ипотека и т.д.). В зависимости от степени необходимости для заявителя, его статуса и других факторов улучшение происходит в период от 6 месяцев до 20 лет после подачи заявления.

Как видите, категорий граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, достаточно много в нашей стране. Однако стоит понимать, что рассчитывать на быстрое улучшение жилья, можно только в том случае, если потребность в этом очень высока. В остальных ситуациях ожидание может затянуться на долгие годы, что важно учитывать при возможности выбора альтернативной помощи от государства ( по сниженной ставке, разовое улучшение жилья и т.п.).

Об улучшении жилищных условий вы можете также узнать из видео:

Напишите вопрос жилищному юристу в форму ниже Смотрите также Телефоны для консультации

07 Янв 2017 202

В России на правительственном уровне принята программа улучшения жилищных условий. Она направлена на поддержку незащищенных категорий населения. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий должны пройти определенную процедуру регистрации. Основные правила, касающиеся ее, а также порядок снятия с учета и основания для этого определены в статьях 52-56 ЖК.

Учет

Порядок, в соответствии с которым осуществляется постановка на улучшение жилищных условий, регламентирован в ст. 52 ЖК. Правила, зафиксированные в этой статье, направлены на малоимущих и прочие категории. Регистрацию их осуществляет территориальный орган местного самоуправления. В ч. 2 ст. 52 ЖК определено, что лицо, имеющее несколько оснований для регистрации на улучшение жилищных условий, может пройти процедуру по любому из них или по всем одновременно.

Место регистрации

По месту своей прописки лицо подает заявление на улучшение жилищных условий. Москва, как известно, разделена на административные округа. В каждом из них действует УДЖПиЖФ. В Управлении осуществляется прием и рассмотрение документов, принимаются решения. Улучшение жилищных условий (Москва стала первым городом, где началась процедура регистрации) осуществляется путем:

  • Предоставления помещений по договору найма.
  • Принятия участия в городских накопительных системах.
  • Предоставления субсидии на улучшение жилищных условий.
  • Приобретения помещений в собственность с рассрочкой либо с помощью заемных средств.

Чтобы воспользоваться одним из этих способов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий обращаются по месту своей прописки. Однако достаточно много людей ее не имеют. Для таких лиц в ЖК введена отсылочная норма, по которой лица подают заявление не по месту их жительства/прописки. Это, например, касается людей, чья трудовая деятельность связана с постоянными переездами.

Процедура регистрации

Чтобы встать на улучшение жилищных условий, необходимо к заявлению приложить документы, которые подтверждают данное право. После принятия бумаг заявитель получает расписку. Законодательство устанавливает императивные правила, по которым в течение месяца орган самоуправления рассматривает документы и выносит решение. Лицо может быть включено в очередь на улучшение жилищных условий или ему может быть в этом отказано.

Законодательная база

Признание в улучшении жилищных условий подтверждается соответствующим решением. Оно в трехдневный срок направляется заявителю с курьером либо выдается на руки. По ст. 52 ЖК, порядок учета лиц, включенных в очередь на улучшение жилищных условий, регламентируется законодательством соответствующего субъекта РФ. Кроме этого, он регулируется и подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными актами. К ним, например, относят инструкции по учету для:

  • Сотрудников центрального управления Госгортехнадзора.
  • Работников подразделений, непосредственно подчиняющихся МВД РФ.
  • Федеральных госслужащих.
  • Работников служб контроля оборота психотропных веществ и наркотиков и так далее.

Местные органы власти должны предоставить сведения о количестве лиц, принятых на учет на улучшение жилищных условий, обеспечить к спискам свободный доступ.

Отказ

Основания, по которым может быть принято отрицательное решения по заявлению, установлены статьей 54 ЖК. Перечень причин, приведенных в п. 1-3, части 1 считается исчерпывающим. Лицу может быть отказано по следующим основаниям:

  1. К заявлению не были приложены документы, доказывающие соответствующее право.
  2. Были предоставлены бумаги, которые не доказывают, что лицо является нуждающимся.
  3. Было установлено, что заявитель намеренно ухудшил состояние помещения, чтобы быть принятым на учет.

В последнем случае лицо может рассчитывать на улучшение жилищных условий не ранее, чем через 5 лет после совершения соответствующих действий. Если заявление подано до того, как истек этот срок, лицу будет отказано. Законодательство не допускает других оснований для отказа. Иные причины не могут быть установлены нормативными актами субъектов.

Важный момент

При вынесении отрицательного решения уполномоченный орган в обязательном порядке должен обосновать его, ссылаясь на конкретное нарушение из перечня, приведенного выше. Другие требования федеральным законодательством не установлены. Дополнительные правила могут определяться в соответствии с муниципальными и региональными нормами. Решение об отказе составляется в письменном виде в соответствии с правилами, предусмотренными для оформления такого рода документов. Гражданин имеет право обжаловать отказ в судебном порядке.

Сохранение права на улучшение жилищных условий граждан

Правила в отношении этого формулируются в ст. 55 ЖК. Программа улучшения жилищных условий предусматривает определенные гарантии для лиц, находящихся на учете. В частности, они не могут лишиться своего права в произвольном порядке. Снятие с учета осуществляется в том случае, если им предоставляется соответствующее помещение по решению компетентного органа. Это может производиться и в случае, если имеют место основания, сформулированные в ст. 56, ч. 1 ЖК.

Снятие с учета

Правила для проведения этой процедуры установлены статьей 56. Лица снимаются с учета при:

  1. Подаче соответствующего заявления в уполномоченный орган.
  2. Утрате оснований, дающих право на улучшение жилищных условий.
  3. Выезде в другое МО, кроме случаев переезда в пределах городов фед. значения.
  4. Получении субсидии на улучшение жилищных условий от органа государственной либо местной власти на приобретение помещения.
  5. Предоставлении земельного участка для строительства дома.
  6. Выявлении в переданных в уполномоченный орган документах данных, не соответствующих действительности и послуживших основаниями для постановки на учет в качестве нуждающихся, а также незаконные действия должностных лиц компетентной структуры при принятии решения.

Указанный перечень считается исчерпывающим. Изменение приведенных оснований или дополнение их допустимо только при внесении корректировок непосредственно в Кодекс.

Особенности принятия решения о снятии с учета

Императивная норма части 2 ст. 56 ЖК устанавливает, что акт о снятии с регистрации в качестве лица, которому необходимо улучшение жилья, может приниматься только тем органом, который принимал решение о внесении этих лиц в списки. Документ должен быть утвержден не позже месяца с даты выявления соответствующих обстоятельств. В решении о снятии лиц с учета на улучшение условий жилья должна в обязательном порядке присутствовать ссылка на соответствующие причины. Они предусмотрены в ст. 56, ч. 1. Решение о снятии с учета выдается гражданам на руки либо направляется по почте в трехдневный срок с даты принятия. Этот акт может быть оспорен в судебном порядке. Требования к содержанию решений о снятии лиц с учета, правила, в соответствии с которыми осуществляется уведомление лиц об этом, аналогичны тем, которые действуют для отказа от регистрации людей в качестве нуждающихся.

Исключения

В законодательстве Москвы указаны категории, которые не подлежат снятию с учета в качестве лиц, которым необходимо улучшение условий проживания. К ним относят:

  1. Не обеспеченных помещениями в соответствии с нормами предоставления, кроме лиц, подавших письменное согласие на получение площадей меньше нормы.
  2. Лица, живущие в квартирах коммунального типа, кроме тех, кто:

Ухудшение состояния помещения

Как выше было сказано, граждане, совершившие действия, вследствие которых условия их проживания стали хуже, имеют право на постановку на учет для их улучшения по истечении 5-ти лет после этого. К таким мероприятиям относят:

  1. Изменение порядка, согласно которому осуществляется пользование помещением.
  2. Обмен жилплощади.
  3. Неисполнение договора социального, коммерческого найма, купли-продажи с рассрочкой, безвозмездного пользования, вследствие которого лица были выселены в судебном порядке.
  4. Изменение в составе семьи (расторжение брака, выселение лиц).
  5. Установление долей, их выделение или изменение собственниками помещений.
  6. Отчуждение жилья или его части у законных владельцев.

Утрата помещений

Учет граждан, потерявших жилплощадь и имеющих по законодательству право на получение помещений в первоочередном и внеочередном порядке, заселение производится исполнительными органами власти по месту расположения утраченного жилья. Такой порядок действует в случае, если ранее занимаемые квартиры не могут быть возвращены вследствие сноса или переоборудования в нежилое сооружение.

Молодые семьи

Для этой категории предусматриваются федеральные и региональные проекты. Кроме них, разработаны специальные банковские предложения, в рамках которых предоставляются кредиты на улучшение жилищных условий. Молодым семьям для получения помощи следует соблюсти определенные требования:


Компенсационные выплаты

При соблюдении указанных выше требований супруги имеют право на субсидию безвозмездного характера. Она выделяется им из госбюджета. Использование средств допускается только на цели, установленные в рамках государственной поддержки. К ним относят:

  1. Выплату ипотечного кредита.
  2. Оплату последнего либо первого взноса для лиц, которые являются участниками кооператива.
  3. Приобретение помещения для проживания.
  4. Проведение строительства собственного дома.

Размер государственных дотаций

В зависимости от количества субъектов устанавливается конкретная величина суммы на улучшение жилищных условий. Молодым семьям, состоящим только из двух супругов, выделяется 35% от стоимости помещения. Если кроме них есть дети, то размер бюджетных средств - 40% от цены квартиры. Сумма субсидий в денежном исчислении устанавливается по стоимости 1 кв. м. жилья в конкретном регионе в соответствии с нормативами по метражу (от 18 до 21 м 2 /человека).

Банковские предложения

Что касается финансовых программ, направленных на улучшение условий, в которых проживают граждане, то, в связи со сложившимся кризисом на современных рынках, их предоставляют только крупные кредитные институты. К примеру, Сбербанк предлагает определенные льготы при оформлении ипотеки. Первоначальный минимальный взнос для молодых семей с детьми может быть 10-20%, для бездетных супругов - 15%. При этом для обычных заемщиков он начинается с 20%. При появлении детей после взятия ипотечного кредита банк может предоставить отсрочку выплат. В процессе непосредственного оформления займа учитываются и доходы созаемщиков, и дополнительные поступления. Это позволяет взять в кредит более крупные суммы. Молодые семьи, таким образом, могут воспользоваться и государственной поддержкой, и специальными предложениями от крупных банковских организаций для улучшения своих жилищных условий.

Заключение

Учитывая сложную ситуацию на рынке недвижимости и положение отдельных категорий лиц, государство разработало и утвердило ряд программ, ориентированных на помощь в приобретении жилья и улучшение условий жизни. В России достаточно много людей, которым необходима такая поддержка. В первую очередь к ним относятся молодые семьи, малоимущие, лица, проживающие в ветхом жилье. На правительственном уровне разработан и внедрен порядок постановки таких лиц на учет. В ЖК действуют статьи, регламентирующие особенности процедуры регистрации, принятия решения об удовлетворении в заявлении или отказе в этом. В Кодексе установлены основания, по которым нуждающиеся включаются в списки, снимаются с учета. Приведенные в законодательстве перечни считаются исчерпывающими. Граждане, не согласные с теми или иными решениями, имеют право на их обжалование в суде. Особое значение в реализации правительственных проектов имеют предложения банков. Крупные кредитные институты разрабатывают льготные проекты, в рамках которых люди могут приобрести новые квартиры. Различные программы позволяют в достаточно непростых современных условиях улучшить положение незащищенных категорий людей.