Положение о проведении торгов при банкротстве. Проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле. Оспаривание торгов в конкурсном производстве

Торги представляют собой способ заключения сделки с юридическим или физическим лицом, предложившим наиболее выгодные условия. Данный способ тесно связан с основными законами свободного рынка и выражает их наиболее последовательно.

Основные положения о торгах закреплены в статьях 447-449 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК). Эти положения применяются в тех случаях, когда правила торгов не установлены специальными актами. В зависимости от способа определения победителя торги делятся на аукционы и конкурсы.

Аукцион, как следует из статьи 447 ГК, - это форма торгов, при которой выигравшим признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а при проведении конкурса выигравшим лицом является участник, предложивший наилучшие условия.

Статья. 447 ГК предусматривает, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на неё либо специализированная организация, которая действует на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на неё и может выступать от их имени или от своего имени.

Цель торгов состоит в выявлении их победителя, т. е. лица, предлагающего наилучшие для продавца (заказчика торгов) условия договора. Заключение договора с победителем торгов составляет обязанность продавца (заказчика торгов), неисполнение которой влечёт гражданско-правовую ответственность. В частности, победитель торгов вправе требовать понуждения уклоняющегося лица к заключению договора либо возмещения убытков, вызванных таким уклонением.

Заключение договоров путем проведения торгов сопряжено с определенными процедурами, необходимостью дополнительных финансовых затрат на их подготовку и проведение, но оно влечет для заказчиков и экономическую выгоду.

Извещение о торгах.

Извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором торгов не менее чем за тридцать дней до их проведения, если иное не предусмотрено законом. Согласно ч. 2 статьи 448 ГК извещение должно во всяком случае содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.

В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением установленных законом сроков, он обязан возместить участникам понесённый ими реальный ущерб.

Условие о задатке.

Организатор торгов вправе, а предусмотренных законом случаях обязан установить требование о внесении задатка физическими и юридическими лицами, намеревающимися принять участие в торгах. Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли в них.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесённого им задатка засчитывается в счёт исполнения обязательств по заключённому договору.

Заключение договора по итогам торгов.

Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесённый им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причинённые участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причинённых уклонением от его заключения.

Последствия нарушения правил проведения торгов.

В соответствии со статьёй 449 ГК торги, проведённые с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными.

Признание торгов недействительными влечёт недействительность договора, заключённого с лицом, выигравшим торги.

Торги как способ заключения договора по продаже имущества должника традиционно прово­дятся на стадиях внешнего управления и конкурсного производства. Продажа имущества должника с торгов в наибольшей степени соответствует достижению целей банкротства , по­скольку обеспечивает конкуренцию покупателей в целях получения наибольшей цены.

Внешний управляющий реализует имущество должника (после его инвентаризации и оцен­ки) на открытых торгах при условии, что это не приведет к остановке хозяйственной деятель­ности должника. Он может также продать предприятие должника целиком и за счет выручен­ных денег расплатиться с кредиторами. В этом случае реализация имущества направлена на восстановление платежеспособности должника. В период конкурсного производства продажа имущества должника на торгах преследует несколько иную цель - получение денежных средств для расчетов с кредиторами уже после признания должника банкротом.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» внес многочисленные поправки в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятель­ности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), в частности, регламентирую­щие принципиально иначе, нежели раньше, порядок продажи имущества должника на торгах. В настоящей статье проводится сравнительно-правовой анализ прежних и новых правил проведения торгов в ходе банкротства, выявляются отличительные особенности новых процедур.

Аукцион или конкурс? Как и прежде, законодательство о банкротстве отдает пред­почтение аукционным торгам, победитель которых определяется исключительно по цене. Ранее конкурсные торги проводились лишь в случаях, определенных Законом о банкротстве. Перечень таких случаев остался прежним: это реализация социально значимых объектов (п. 4 ст. 132); продажа предприятия градообразующей организа­ции (ст. 175); продажа предприятия, выполняющего работы по государственному оборонному заказу (п. 7 ст. 195); продажа имущества, используемого для производ­ства и реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии (п. 2 ст. 201).

Однако в настоящее время четко определено, что аукционная продажа имущест­ва осуществляется, если в отношении него покупатель не должен выполнять какие-либо условия, установленные решением собрания (или комитета) кредиторов (п. 5 ст. 110 Закона о банкротстве). Иными словами, приоритетной формой торгов остает­ся аукцион, а конкурсные торги теперь могут проводиться не только в случаях, уста­новленных Законом, но и по усмотрению собрания (или комитета) кредиторов.

Открытые и закрытые торги. Традиционно российское законодательство различает открытые и закрытые торги. В первую очередь, они отличаются по составу участни­ков. В открытых (публичных) торгах может участвовать любое лицо, в закрытых - принимают участие лишь специально приглашенные организатором торгов лица. Закон о банкротстве, как и раньше, отдает приоритет проведению именно открытых торгов.

Помимо этого торги могут быть открытыми или закрытыми еще и в зависимости от формы подачи ценовых предложений. Открытая форма подачи предложений выражается в устном соревновании между участниками торгов, для чего использует­ся пошаговый аукцион. Закрытая форма подачи предложений (или аукцион первой цены) означает их передачу организатору торгов в запечатанных конвертах в день подачи предложения или позднее, непосредственно в день проведения торгов. Торги могут быть открытыми по составу участников, но одновременно закрытыми по фор­ме подаче предложений и наоборот.

Для сравнения: земельный конкурс проводится только с открытой формой подачи ценового предложения, а земельный аукцион может быть и закрытым, и открытым по форме ценовых предложений [п. 2 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в го­сударственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правитель­ства РФ от 11 ноября 2002 года № 808 (далее - Правила организации и проведения земель­ных торгов)]. Приватизационный конкурс проводится исключительно с запечатанными конвер­тами, а соответствующий аукцион может быть любым по форме подачи ценовых заявок [пп. 2, 3 ст. 18, п. 3 ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N2178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации)].

Сейчас Закон о банкротстве впервые вводит правила о торгах с использованием запечатанных конвертов, ранее в нем была предусмотрена лишь процедура прове­дения устных торгов. Есть мнение, что закрытая форма подачи предложений о цене в какой-то мере препятствует состязательности участников торгов 1 . Как представляет­ся, такая позиция является спорной, ведь торги с закрытой формой подачи предло­жений, напротив, способствуют усилению соперничества.

Преимущества проведения торгов путем одновременного вскрытия запечатанных пакетов в свое время точно показал Г. Шершеневич. Он отмечал, что «расчет здесь основан на том психологическом соображении, что каждый, опасаясь более выгод­ных предложений со стороны других, поспешит с более выгодными условиями... есть опасения перед неизвестностью содержания запечатанных пакетов, вскрываемых в тот момент, когда торги признаются законченными» 2 . С одной стороны, проведение торгов с подачей ценовых предложений в запеча­танных конвертах можно приветствовать. Такая процедура позволяет претенденту на приобретение имущества должника прислать свое предложение почтой, не направ­ляя собственного представителя для непосредственного участия в аукционе или кон­курсе.

Нельзя не признать, что данный подход в значительной мере расширяет возмож­ности участия в торгах приобретателей из других регионов, то есть не по месту на­хождения имущества должника. Это в определенной степени способствует обеспече­нию массовости торгов.

С другой стороны, при проведении торгов, закрытых по форме подачи предло­жений о цене, нередко появляется проблема подачи одинаковых предложений, что обнаруживается лишь при вскрытии конвертов, а не в момент их приема организа­тором торгов. В такой ситуации выигравшим торги признается участник, заявка кото­рого была подана раньше других, что проверяется по журналу регистрации заявок участников торгов. Подобный способ определения победителя торгов при равенстве ценовых предложений предусмотрен сейчас практически во всех нормативных пра­вовых актах, регламентирующих проведение торгов (ч. 2 подп. «в» п. 24 Правил организации и проведения земельных торгов; п. 4.3 Порядка проведения аукцион­ных торгов по продаже кредитных историй, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 22 декабря 2005 года № 05-87/пз-н; п. 3 ст. 18 Закона о приватизации; ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и др.). Аналогичным образом может решаться проблема равнозначности не только аукционных, но и конкурсных предложений по совокупности всех установленных критериев (п. 4.2 Порядка прове­дения конкурса по безвозмездной передаче кредитных историй, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 22 декабря 2005 года № 05-88/пз-н).

Конечно, целесообразно оценивать заявки участников по степени выгодности всех содержащихся в них условий приобретения имущества должника. Такой подход в полной мере соответствует и правовой природе торгов, которые, будучи способом выявления наилучшего контрагента, должны продолжаться до окончательного и безоговорочного выявления победителя 3 . Использование альтернативных критериев для оценки заявок участников торгов в наибольшей степени отвечает интересам заказчика торгов и поэтому заслуживает поддержки.

Однако Закон о банкротстве не предусматривает ни изменения правил проведе­ния торгов (переторжка, регулирование цены), ни применения альтернативных кри­териев для оценки одинаковых заявок. Поэтому при равенстве ценовых предложе­ний двух и более участников торгов предпочтение будет отдаваться не лучшему, а ранее поданному ценовому предложению. Таким образом, введение правил о воз­можности подачи ценовых предложений в запечатанных конвертах может иметь как положительные, так и отрицательные последствия в практике организации и прове­дения торгов в ходе банкротства.

Информационное обеспечение торгов. Успешность торгов, безусловно, во многом зависит от их информационного обеспечения. Арбитражный управляющий обязан сделать извещение о торгах по реализации имущества должника не менее чем за 30 дней до их проведения (п. 2 ст. 448 ГК РФ, п. 9 ст. 110 Закона о банкротстве). Важно подчеркнуть, что извещение о предстоящих торгах должно содержать кон­кретную дату их проведения, а не просто фразу о том, что «торги состоятся через 30 дней после опубликования настоящего объявления», поскольку из этой фразы неясно, в какой день проводятся торги: в последний день 30-дневного срока либо на следующий день после его истечения (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 июля 2008 года по делу № Абб-4990/2007).

Учитывая, что торги бывают первыми и повторными, публиковать извещение не­обходимо в обоих случаях. В извещении о проведении повторных торгов целесооб­разно указать причину, по которой первые торги были объявлены несостоявшимися. Именно путем включения информации о несостоявшихся торгах в извещение о про­ведении повторных торгов можно довести соответствующие сведения до широкого круга лиц.

Наряду с понятием «срок извещения» существует понятие «продолжительность приема заявок (предложений) для участия в торгах». На первый взгляд может пока­заться, что срок извещения и продолжительность приема заявок суть одно и то же. Однако это не так. Предположим, что заявки (предложения) на участие в торгах принимаются, как это обычно и бывает, с понедельника по пятницу в определенное время. Иными словами, фактически прием заявок осуществляется лишь по рабочим дням. При продолжительности приема заявок, равной 25 дням, общее время прие­ма заявок должно составить 5 календарных недель, что незначительно превышает минимальный срок для публикации сообщения о продаже имущества должника (30 календарных дней - 4 недели и 2 календарных дня). Практически на этот нюанс редко обращали внимание и в большинстве случаев фактическая продолжитель­ность приема заявок составляла 25 календарных дней, даже если в выходные дни прием заявок организатором торгов не осуществлялся 4 .

Сейчас же в п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве появилось необходимое уточнение о том, что срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не ме­нее чем 25 рабочих дней с даты опубликования сообщения о проведении торгов. Таким образом, претенденты на участие в торгах получают больше времени на под­готовку и представление своих заявок, что может привести к увеличению числа по­тенциальных участников торгов.

Арбитражный управляющий должен опубликовать сообщение о продаже имуще­ства с торгов не менее чем в двух изданиях: газете «Коммерсантъ» и местном печатном органе (ст. 28 Закона о банкротстве, постановление Правительства РФ от 12 ав­густа 2005 года № 510 «Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкрот­стве)», распоряжение Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 1049-р).

Если он отказывается добровольно проинформировать конкретного потенциального покупа­теля, то единственная возможность получить информацию о предстоящих торгах - это газеты. В газете «Коммерсантъ» сейчас публикуются сообщения о продаже иму­щества в процессах банкротства, проходящих по всей стране, поэтому нужную ин­формацию отследить весьма сложно. Что касается местного печатного органа, то нередко сообщения публикуются в таких мелких изданиях, которые невозможно даже приобрести в свободной продаже в киоске. Конечно, делается это злонамерен­но, чтобы не допустить на торги нежелательного покупателя.

Согласно новым правилам арбитражный управляющий не ограничивается публи­кацией сообщения в двух печатных изданиях. Он также обязан разместить сообще­ние о торгах на сайте газеты «Коммерсантъ» в сети «Интернет» (п. 9 ст. 110 Закона о банкротстве). Подобное дополнительное требование к информационному обеспече­нию торгов заслуживает всяческой поддержки, поскольку позволяет упростить поиск необходимой информации о торгах для потенциальных покупателей имущества должника. Нужно подчеркнуть, что сейчас Закон о банкротстве предусматривает обязательное информирование не только о предстоящих торгах, но и о результатах торгов, в том числе в случае, если они были признаны несостоявшимися (п. 15 ст. 110).

Первые и повторные торги. Ранее Закон о банкротстве допускал проведение торгов по продаже имущества должника трижды. Первые торги могли признаваться несо­стоявшимися, если: в установленные сроки не получено ни одной заявки (предложе­ния); получена только одна заявка (предложение). В этих случаях требовалось про­ведение повторных торгов. Что касается ситуации, когда победитель торгов не опла­тил имущество, то есть торги фактически состоялись, но имущество не было прода­но, то Закон о банкротстве не квалифицировал торги как несостоявшиеся. Хотя не­оплата победителем торгов цены продажи имущества все равно означала проведе­ние повторных торгов.

Отмечу, что покупатель был обязан оплатить имущество в срок, указанный в со­общении о проведении торгов, но не позднее чем через месяц, с даты подведения итогов торгов. Эта диспозитивная норма позволяла арбитражному управляющему сокращать сроки для полной оплаты имущества победителем торгов. В настоящее время данное правило сформулировано императивно: оплата должна быть осущест­влена покупателем в течение тридцати дней со дня подписания договора купли-продажи.

Повторные торги проводились по тем же правилам, что и первые торги, условия продажи имущества оставались прежними. Если повторные торги также признава­лись несостоявшимися, то в течение 14 дней, с даты подведения итогов повторных торгов арбитражный управляющий должен был опубликовать новое сообщение те­перь уже о проведении третьих торгов. Процедура подготовки к третьим торгам была такой же, как для первых и повторных торгов. Единственный параметр, кото­рый мог быть изменен, - это начальная цена продажи, установленная собранием (или комитетом) кредиторов. Она могла быть снижена на 10 процентов, но не могла устанавливаться ниже минимальной цены продажи, определенной органами управ­ления должника.

В целом продажа имущества должника на торгах в ходе банкротства предполага­ет три вида цены: начальную, минимальную и цену продажи. Начальная цена уста­навливается решением собрания (или комитета) кредиторов в соответствии с отче­том оценщика (п. б ст. 110 Закона о банкротстве), минимальную цену определяют органы управления должника (п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве), окончательная цена продажи устанавливается лишь по итогам торгов.

Как и раньше, нынешняя редакция Закона о банкротстве не уточняет, к чьей ком­петенции относится решение вопроса о необходимости снижения начальной цены продажи: обязательно соответствующее решение собрания кредиторов или же ар­битражный управляющий может снизить цену самостоятельно? Целесообразно, что­бы этот вопрос был регламентирован в правилах проведения торгов, утвержденных собранием или комитетом кредиторов (п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве).

Если имущество должника не продавалось на третьих торгах, порядок его после­дующей продажи устанавливался собранием (или комитетом) кредиторов. Новым способом продажи имущества могли быть четвертые (пятые, шестые и т. д.) торги или же продажа посредством публичного предложения. На практике четвертые торги нередко проводились «на понижение», то есть в форме обратного аукциона, когда начальная цена пошагово снижалась организатором торгов до ее первого акцепта кем-то из участников аукциона. Но поскольку обратный аукцион Законом о банкрот­стве не предусматривался, правомерность торгов «на понижение» некоторыми спе­циалистами обоснованно ставилась под сомнение 5 .

Безусловно, возникал вопрос о целесообразности многократного использования торгов, ибо в других сферах законодательство допускает проведение торгов лишь дважды (первые и повторные либо первые и вторичные) (ст. 58 Федерального зако­на от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», ст. 92 Фе­дерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном произ­водстве»). Очевидно, если торги дважды не достигли своей цели, значит, такой спо­соб реализации имущества в конкретной ситуации себя не оправдывает. В этой связи представляются оправданными поправки в Закон о банкротстве, устанавливающие двукратное проведение торгов (п. 18 ст. 110, п. 4 ст. 139).

Кстати сказать, нередко собрание (или комитет) кредиторов в рамках своих пол­номочий самостоятельно разрабатывало правила проведения торгов, позволявшие либо сократить количество возможных торгов в отношении одного и того же имуще­ства, либо продать имущество на первых же торгах, не допуская их повторного про­ведения. Причем подобные правила не раз становились предметом судебного обжа­лования, как со стороны проигравших участников торгов, так и со стороны уполно­моченного органа (ФНС России), но единого подхода к их оценке в практике так и не сложилось. Многие правила проведения открытых торгов по реализации имуще­ства должника предусматривали следующую норму: если участник, выигравший тор­ги, уклоняется от оплаты стоимости имущества, он утрачивает внесенный им задаток и не признается победителем торгов. Победителем будет признан участник, предло­живший сумму меньшую, чем победитель торгов, в соответствии с шаговым реест­ром ведения торгов.

В одних случаях суды не усматривали в подобной формулировке нарушения За­кона о банкротстве, поскольку участники гражданских правоотношений вправе сами определять правила осуществления взаимных прав и обязанностей. В других прихо­дили к обоснованному выводу о том, что определение победителя в соответствии с пошаговым реестром торгов противоречит императивным положениям п. 4 ст. 447 ГК РФ, согласно которым победителем торгов признается лицо, предложившее наи­большую цену ((постановление ФАС Московского округа от 20 февраля 2007 года по делу № КГ-А40/12511-06-1.2).

Продемонстрировать ошибочность повсеместного использования процедуры поша­гового определения победителя торгов можно на конкретном примере.

Так, при проведении торгов по реализации нежилого помещения, принадлежав­шего должнику, победителем был признан предприниматель О, с которым подписа­ны протокол по итогам торгов и договор купли-продажи . Однако впоследствии предприниматель С. отказался от покупки имущества должника. Следующим согласно шаговому реестру торгов был предприниматель Н., но он тоже отказался от приобре­тения имущества. За ним согласно реестру следовала предприниматель М., которая согласилась приобрести имущество, и с нею был подписан соответствующий дого­вор купли-продажи. Первоначальный победитель торгов предлагал приобрести иму­щество за 13 430 тыс. руб., а в итоге имущество было продано лишь за 187 тыс. руб. При этом иск предпринимателя С. о признании данных торгов был отклонен судом, поскольку процедура определения победителя соответствовала правилам, установленным собранием кредиторов (постановление ФАС Северо-За­падного округа от 21 июля 2006 года по делу № А29-491/2006-2э). По поводу такого судебного решения можно высказать ряд возражений. Во-первых, «пошаговое» определение победителя Законом о банкротстве никогда не предусматривалось. Во-вторых, кредиторы вправе определить лишь порядок и уело-" вия проведения торгов, но последствия отказа победителя торгов от приобретения имущества регламентированы Законом императивно. Не по усмотрению кредиторов, а в соответствии с требованиями Закона о банкротстве в этом случае должны были проводиться повторные торги. Представляется, что «пошаговое» определение побе­дителя было допустимо лишь на четвертых торгах, потому как изменить условия продажи имущества кредиторы были вправе лишь после того, как торги трижды не состоялись.

В-третьих, можно с большой долей уверенности предположить, что на повторных торгах цена продажи имущества должника могла бы быть выше. Ведь первоначаль­ный победитель предлагал цену продажи, в 72 раза (!) превышающую цену, по ко­торой имущество окончательно было продано. Это никак не согласуется с основной целью проведения открытых аукционных торгов - выявление наиболее высокой цены продажи имущества. В конечном итоге проведение повторных торгов обеспе­чило бы соблюдение интересов самих кредиторов, так как выручка наибольшей цены за имущество должника находится в прямой причинно-следственной связи с удовлетворением требований всех или максимально возможного числа кредиторов должника.

В-четвертых, нетрудно предположить, что в торгах могут участвовать «подстав­ные» лица, которые не имеют интереса в фактическом приобретении имущества должника, а присутствуют на торгах лишь для искусственного завышения цены про­дажи имущества. Что касается угрозы утраты задатка (не более 20 процентов от на­чальной цены продажи имущества), то лица, принимающие формальное участие в торгах, как правило, этих денег вообще не вносят. Уже давно отработана схема, по которой претендент на участие в торгах направляет в банк платежное поручение на уплату суммы задатка, чуть позже, но в течение того же банковского дня его отзыва­ет, а организатору торгов подает платежное поручение, на котором не стоит отметка банка о его отзыве.

Надо сказать, что и эта многолетняя проблема учтена в новой редакции ст. 110 Закона о банкротстве. Так, в случае уклонения или отказа победителя торгов от за­ключения договора купли-продажи задаток ему не возвращается, а арбитражный управляющий вправе предложить заключить договор купли-продажи участнику тор­гов, занявшему вторую позицию в ранжировке заявок. Важно подчеркнуть, что вто­рой участник, в отличие от победителя торгов, вправе, но не обязан заключить дого­вор купли-продажи, поэтому для него отказ от приобретения имущества не влечет утрату задатка. При этом обращаться к третьему, четвертому и т. д. шагу арбитраж­ный управляющий не вправе. Если по результатам первых торгов договор купли-продажи так и не будет заключен, управляющий должен объявить о проведении повторных торгов (пп. 16-18 ст. 110 Закона о банкротстве).

На первый взгляд подобные нормы расходятся с положениями ГК РФ о том, что победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, за имущество, выставленное на торги. В действительности же обращение арбитражного

управляющего ко второму участнику с предложением заключить договор купли-про­дажи не приравнивается к признанию этого участника победителем торгов. Это лишь новый механизм заключения договора в ситуации, когда победитель торгов уклоня­ется от исполнения своих обязанностей.

Еще одна заслуживающая одобрения новелла - право арбитражного управляю­щего признать несостоявшимися торги, на которые была подана только одна заявка, и одновременно заключить договор с единственным участником торгов. Несомненно, такая процедура позволит управляющему существенно сэкономить время, а также деньги должника, которые не придется расходовать на организацию и проведение повторных торгов.

Торт не увенчались успехом. Что дальше? Итак, для продажи имущества должника на стадии внешнего управления предусмотрено проведение первых и повторных торгов (п. 18 ст. 110 Закона о банкротстве). Ранее был дан анализ ситуации, когда торги проводились с несколькими участниками либо параллельно с признанием торгов несостоявшимися арбитражный управляющий мог заключить договор купли-продажи с их единственным участником. О том, что делать арбитражному управ­ляющему, если и первые, и повторные торги не состоятся ввиду отсутствия заявок как таковых, Закон умалчивает. Согласно прежней редакции абз. 5 п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве собрание кредиторов могло установить иные правила продажи иму­щества на торгах, в том числе путем продажи посредством публичного предложения. Однако в нынешней редакции Закона подобной нормы нет, а продажа имущества должника посредством публичного предложения предусмотрена лишь на стадии конкурсного производства (п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве). Можно предположить, что признание несостоявшимися повторных торгов в период внешнего управления должно означать принципиальный отказ собрания (или комитета) кредиторов от реализации имущества должника как таковой.

В то же время отказаться от реализации имущества должника в период конкурс­ного производства невозможно, поскольку в любом случае управляющему необхо­димо собрать денежные средства на осуществление расчетов с кредиторами. Поэто­му если торги в ходе конкурсного производства дважды не состоятся (ни победитель торгов, ни второй участник, ни единственный участник не заключат договор купли-продажи либо на торги не будет подано ни одной заявки), конкурсный управляю­щий должен продавать имущество посредством публичного предложения.

Продажа посредством публичного предложения упоминается в российском зако­нодательстве дважды. Таким способом может продаваться не только имущество должника на стадии конкурсного производства, но также государственное (муници­пальное) имущество после того, как не состоялись первые (и единственные согласно приватизационному законодательству) торги по его реализации. Хотя сфера приме­нения продажи посредством публичного предложения названными случаями не ог­раничивается и активно используется хозяйствующими субъектами в частных эконо­мических отношениях.

Продажа посредством публичного предложения представляет собой не просто публичную оферту (ст. 437 ГК РФ), она имеет целью состязательность между потен­циальными контрагентами. Дословно формулировка п. 4 ст. 139 Закона о банкротст­ве звучит так: «торги по продаже имущества должника. посредством публичного предложения». Как представляется, это неверный термин, ибо продажа посредством публичного предложения к разновидности торгов не относится, более того,- по мно­гим характеристикам она отличается от механизма выявления контрагента путем проведения торгов. Хотя правовое регулирование данной процедуры в Законе о банкротстве является отсылочным, к ней должны применяться практически все по­ложения ст. 110, регламентирующей именно порядок проведения торгов.

Арбитражный управляющий, публикуя извещение о продаже имущества посред­ством публичного предложения, обязан сообщить о начальной цене продажи, вели-

чине и периодах ее последовательного снижения. Если заявок о приобретении иму­щества не поступает, цена снижается в порядке, установленном в сообщении, и на­чинается новый период ожидания заявок от заинтересованных лиц. Покупателем признается тот, кто первым подаст заявку о приобретении имущества по цене, кото­рая выше начальной в данном периоде. Правда, в отличие от приватизационного законодательства в Законе о банкротстве не предусмотрена так называемая «цена отсечения» (минимальная цена, по которой может быть продано приватизируемое имущество). Но допустимо предположить, что ценой отсечения станет минимальная цена продажи, определенная органами управления должника.

Продажа посредством публичного предложения весьма схожа с аукционом, по­скольку приоритетное право на заключение договора купли-продажи имущества отдается лицу, предложившему за него наиболее высокую цену 6 . Тем не менее, речь идет о разных механизмах заключения договора (определения контрагента), поэтому здесь неуместна даже аналогия закона. Предположим, в текущем периоде начальная цена продажи составляет 1 млн. руб. Конкурсный управляющий получил заявку о приобретении имущества на сумму 1,1 млн. руб. Следовательно, продажа посредст­вом публичного предложения должна быть остановлена. Где гарантия того, что на следующий день управляющий не получит заявку на сумму 1,5 млн. руб. или боль­ше? Если бы управляющий проводил аукцион, заявки состязались бы друг с другом (пошагово или одновременно при вскрытии конвертов).

При продаже посредством публичного предложения состязательность минимизи­рована: договор заключается с первым, кто отзовется на опубликованную информа­цию о продаже и предложит цену, превышающую начальную. Понятно, что этот спо­соб продажи используется лишь тогда, когда торги дважды не состоялись, и по этой причине процедура реализации имущества должна быть максимально упрощена. Тем не менее, это обстоятельство не дает оснований отождествлять продажу посред­ством публичного предложения с торгами.

О. БЕЛЯЕВА,

ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук

* Даже суды нередко рассматривают споры, связанные с продажей посредством публичного предложения, по правилам, установленным для оспаривания торгов (см. постановление ФАС Волго-Вятсхого округа от 20 октября 2008 года по делу № А82-11517/2007-56).

Торги в конкурсном производстве - ключевая процедура дела о финансовой несостоятельности. Целью мероприятия является удовлетворение требований истцов. Деньги, вырученные в ходе торгов, идут на оплату долгов всех категорий заимодателей. Именно поэтому за ходом процедуры реализации имущества недобросовестного заемщика внимательно следят все стороны, заинтересованные в соразмерном и максимальном распределении полученных средств: должник, кредиторы, управляющие.

Этапы заключающей стадии банкротства

Смысл конкурсного производства заключается в том, чтобы пропорционально среди кредиторов.

  1. Признание недобросовестного . Решение считается принятым с дня публикации в государственных изданиях. С этого момента все сроки долгов «обнуляются». равноправными независимо от даты появления задолженности.
  2. Заимодатели не могут больше предъявлять требования к заемщику иначе как в границах конкурсного производства. Штрафные санкции, неустойки снимаются, проценты перестают начисляться.
  3. . В обязанности управляющего входит анализ материального положения заемщика, формирование конкурсной массы.
  4. Удовлетворение требований заимодавцев.

Этапы торгов в конкурсном производстве

Формированием конкурсной массы занимается арбитражный управляющий. С этой целью он может привлекать специалистов: аудиторов, бухгалтеров. За участниками процесса остается право на обжалование данной управляющим оценки. Реализация имущества заемщика осуществляется на специальных электронных площадках.


Этапы торгов в конкурсном производстве:

  1. Продажа «на повышение». Проводится по типу обычного аукциона: побеждает лицо, заплатившее наибольшую цену. Стартовая цена исчисляется по рыночной стоимости, шаг составляет 5-10%.
  2. Снижение рыночной цены на 20-30% на нереализованное на первом этапе имущество.
  3. Продажа низколиквидной собственности «на понижение»: побеждает тот, кто первым заявит о своем желании совершить покупку.

Нереализованное имущество могут забрать заимодатели. В случае их отказа собственность возвращается банкроту.

Приостановление торгов

Торги в конкурсном производстве могут быть приостановлены антимонопольным комитетом на основании жалобы, поступившей от должника или от кредитора на действия организаторов процесса. Комиссия ФАС принимает решение об обоснованности или необоснованности жалобы. Если жалоба обоснована, аукцион не начинается до рассмотрения.

До окончания рассмотрения жалобы на приостановление торгов антимонопольным комитетом договора не должны заключаться. Все заключенные в период приостановки договора считаются недействительными . По рассмотрении жалобы ФАС выдает организаторам аукциона обязательные к исполнению предписания.

Положение

Положение о торгах в конкурсном производстве разрабатывается арбитражным управляющим и утверждается на собрании в рамках Закона о банкротстве и ГК. В положении определяются сроки, условия, порядок проведения мероприятия.

Положение о торгах в конкурсном производстве может включать следующие пункты:

  • Общие положения. Информация о должнике, законах, на основании которых составлен регламент, терминах, используемых в документе.
  • Продажа имущества. Описание лотов с указанием цены, срок проведения аукциона.
  • Подготовительные мероприятия. Указание на необходимость информационного сообщения о дате, порядке проведения мероприятия. Описание функций организатора.
  • Условия участия в торгах. Указываются участники, размер задатка, сроки подачи заявок и другие нюансы.
  • Порядок ведения. Особенности допуска заявителей. Условия, при которых участник аукциона может получить отказ.
  • Проведение. Этапы проведения: «на повышение», «на понижение», «шаг аукциона».
  • Условия, при которых процедура может быть признана недействительной.

Правила проведения торгов в конкурсном производстве

В последних редакциях закона предпочтение отдается аукционным торгам в конкурсном производстве. Исключением являются случаи, когда процесс приобретения связан с выполнением определенных условий (например, покупка культурных ценностей).

В приоритете остаются открытые торги с традиционным пошаговым аукционом. В настоящее время процедура реализуется на электронных площадках. Портал выбирается арбитражным управляющим.

После регистрации организатор подает заявку. В заявке указываются сведения о дате проведения каждого этапа аукциона, величине снижения цены на втором и третьем этапах и другая информация.

В период продажи предложения участников о цене размещаются на сайте в открытой форме. Доступ к информации имеют лишь зарегистрированные на площадке пользователи. Если в течение часа с момента продажи лота предложений от покупателей не поступает, процесс завершается автоматически. Каждое предложение продлевает срок на 30 минут. По окончании последних 30 минут оператор направляет все предложения организатору аукциона.

Составляется протокол, который заверяется электронной подписью организатора. В течение трех рабочих дней организатор торгов в конкурсном производстве присылает оператору площадки договора по сделкам или сведения об отказах победителей. Соответствующая информация размещается на портале в доступной форме.

Организатор

Организатором аукциона в может быть как арбитражный управляющий, так и привлеченная со стороны компания. Поскольку реализация имущества проводится на электронных порталах, общение между участниками мероприятия и управляющим сводится к минимуму. Применение электронных порталов значительно снижает риск коррупции.

Основания для отказа:

  • Несоответствие документов установленным нормам или их недостоверность.
  • Несоответствие заявления установленным нормам.
  • Отсутствие задатка на момент составления протокола с перечнем участников.

Основанием для организации торгов в является электронное соглашение с соответствующей площадкой. Программное обеспечение гарантирует соблюдение организатором всех условий: соблюдение сроков этапов мероприятия и публикацию необходимых отчетов. Предложения и заявки поступают к оператору, организатор получает сформированные специальной программой протоколы.

Оспаривание торгов в конкурсном производстве

Оспаривать процедуру торгов и результаты в конкурсном производстве может любое заинтересованное лицо: покупатель, должник, . Решение находится в компетенции арбитража.

Закон определяет перечень оснований для признания процедуры недействительной:

  • Неверная оценка имущества.
  • Нарушение порядка проведения продажи.
  • Необоснованное отстранение кандидата в участники аукциона.
  • Проведение процедуры ранее указанного срока.

Заинтересованное лицо может обратиться в арбитраж или в ФАС. Согласно решению Президиума ВАС, соответствующая служба может рассматривать жалобы в рамках антимонопольного закона. Антимонопольный комитет может приостановить процесс до окончания рассмотрения жалобы, а в случае обнаружения существенных нарушений аннулировать результаты процедуры.

Срок оспаривания

Завершающим этапом процедуры банкротства является соответствующее решение арбитражного суда. Это решение в срок от 30 до 60 дней вносится в государственную организацию, регистрирующую юридических лиц. Сведения о ликвидации несостоятельного должника вносятся в ЕГРЮЛ.

По закону обжалование торгов в конкурсном производстве может быть произведено до появления записи в ЕГРЮЛ . Это правомерно, поскольку с появлением записи прекращается правоспособность должника как юридического лица. С этого момента договора, заключенные ранее с этим лицом, не могут быть оспорены.

Закон оставляет за заинтересованным лицом право подачи заявления в суд. Иск может содержать требование возместить убытки, последовавшие вследствие неправомерных действий организатора торгов. Подавать заявление можно до окончания срока исковой давности.

Признание торгов недействительными

В ГК указано, что при наличии достаточных оснований аукцион может быть признан недействительным. Все договора, заключенными в рамках прошедшего мероприятия, также признаются нелегитимными.

Последствия признания торгов в конкурсном производстве недействительными:

  • Все средства, полученные от должника в рамках заключенных сделок, .
  • Если вернуть деньги или имущество невозможно, покупатель возмещает стоимость имущества и убытки.
  • Возвращенная в конкурсную массу собственность подлежит последующей продаже в рамках текущей процедуры банкротства.

Имущество собственнику не может быть возвращено в том случае, если оно было передано муниципальной организации. Вложенное в уставные капиталы ОАО имущество может быть изъято только после того, как учредительные документы указанного ОАО будут признаны недействительными. Поскольку это невозможно, собственность не возвращается.

(в ред. приказов ОАО "РЖД" от 18.06.2013 № 57, от 16.06.2014 № 31, от 30.03.2015 № 22, от 11.12.2017 № 119)

В целях совершенствования процедуры осуществления на торгах сделок с объектами недвижимого имущества и в соответствии с приказами ОАО "РЖД" от 7 ноября 2008 г. № 150 "О порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД", от 14 сентября 2009 г. № 186 "О проведении аукционов по продаже имущества ОАО "РЖД" с возможным понижением начальной цены продажи", от 8 февраля 2012 г. № 10 "О проведении открытых аукционов по передаче в аренду недвижимого имущества ОАО "РЖД" с возможным понижением начального размера годовой арендной платы" и распоряжением ОАО "РЖД" от 14 апреля 2005 г. № 506р "Об утверждении Порядка организации работы по передаче в субаренду земельных участков (частей земельных участков), находящихся у ОАО "РЖД" на праве аренды":
(в ред. приказа ОАО "РЖД" от 16.06.2014 № 31)

1. Утвердить прилагаемые:

  • Положение о порядке организации и проведения торгов при распоряжении объектами недвижимого имущества;
  • Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при совершении на торгах сделок с объектами недвижимого имущества.

2. Руководителям подразделений аппарата управления ОАО "РЖД", его филиалов и других структурных подразделений обеспечить в установленном порядке при организации и проведении торгов взаимодействие с Департаментом корпоративного имущества, Центром организации закупочной деятельности ОАО "РЖД" - структурным подразделением ОАО "РЖД" и его региональными подразделениями.

3. Установить, что утвержденный настоящим приказом Регламент не распространяется на совершение на торгах, проводимых по заказу ОАО "РЖД" сторонними организациями (специализированными организаторами торгов), сделок с объектами недвижимого имущества.

4. Руководителям филиалов ОАО "РЖД" осуществить в месячный срок материально - техническое обеспечение региональных подразделений Центра организации закупочной деятельности ОАО "РЖД" - структурного подразделения ОАО "РЖД" в объеме, необходимом для организации и проведения торгов.

5. Старшему вице-президенту Решетникову В.И. утвердить типовую документацию для проведения аукционов.

6. Признать утратившими силу распоряжения ОАО "РЖД" от 14 апреля 2005 г. № 505р "Об утверждении Положения о порядке организации и проведения торгов при распоряжении недвижимым имуществом открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и от 7 мая 2007 г. № 821р "О внесении изменений в Положение о порядке организации и проведения торгов при распоряжении недвижимым имуществом открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на старшего вице-президента Решетникова В.И.

Президент ОАО "РЖД"
В.И.Якунин

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения торгов при распоряжении объектами недвижимого имущества (далее - торги) путем:

а) продажи;

б) передачи в аренду, субаренду;

в) передачи в аренду, субаренду на инвестиционных условиях;

г) передачи по инвестиционному договору.

2. При организации и проведении торгов взаимодействуют следующие подразделения и рабочие органы ОАО "РЖД":

а) Департамент корпоративного имущества, другие подразделения аппарата управления и филиалы ОАО "РЖД" (далее - заказчик);
(в ред. приказа ОАО "РЖД" от 11.12.2017 № 119)

б) Центр организации закупочной деятельности ОАО "РЖД" - структурное подразделение ОАО "РЖД" и его региональные подразделения (далее - организатор);
(в ред. приказа ОАО "РЖД" от 30.03.2015 № 22)

в) Конкурсная комиссия ОАО "РЖД" либо конкурсные комиссии филиалов ОАО "РЖД" (далее при совместном упоминании - конкурсная комиссия).

3. Торги могут проводиться в форме аукциона или конкурса.

По решению заказчика торги, открытые по форме подачи предложений о цене (в том числе с возможным понижением начальной цены продажи, с возможным понижением начального размера годовой арендной платы), могут проводиться в электронной форме.
(в ред. приказа ОАО "РЖД" от 11.12.2017 № 119)

Не допускается проведение в электронной форме открытых аукционов по передаче в субаренду земельных участков (частей земельных участков), являющихся государственной и муниципальной собственностью и находящихся у ОАО "РЖД" на праве аренды.

Объекты недвижимого имущества, являющиеся предметом аукциона, проводимого в электронной форме, должны быть сформированы в один лот. Проведение открытых аукционов в электронной форме по двум и более лотам не допускается.

Открытые аукционы в электронной форме проводятся с использованием автоматизированной информационной системы "Электронная торгово-закупочная площадка ОАО "РЖД" (далее - ЭТЗП, сайт ЭТЗП размещен в сети Интернет по адресу http://etzp.rzd.ru).

Организация и проведение открытого аукциона в электронной форме осуществляется в соответствии с разделом V настоящего Положения. К организации и проведению открытого аукциона в электронной форме применяются положения разделов I - III в части, не противоречащей разделу V настоящего Положения.

Торги признаются несостоявшимися в случае отсутствия заявок либо допуска к участию в них одного претендента.

Если торги признаны несостоявшимися по причине допуска к участию одного претендента, то решение о заключении сделки с единственным участником может быть принято:

  • руководителем филиала ОАО "РЖД" в случае проведения торгов по передаче в аренду недвижимого имущества ОАО "РЖД", которые проводились по его решению (без проведения повторных торгов);
  • начальником железной дороги в случае проведения повторных торгов по продаже недвижимого имущества ОАО "РЖД", которым наделена соответствующая железная дорога, а также недвижимого имущества, расположенного в границах соответствующей железной дороги, которым наделены иные филиалы ОАО "РЖД". При этом цена сделки устанавливается не ниже начальной цены торгов.

Во всех иных случаях решение о заключении сделки с единственным участником может быть принято только Центральной комиссией ОАО "РЖД" по вопросам совершения сделок с недвижимым имуществом ОАО "РЖД", которая может делегировать данное полномочие начальникам железных дорог.

4. Для рассмотрения вопроса о заключении сделки с единственным участником торгов в Департамент корпоративного имущества представляются ходатайство, подписанное руководителем филиала ОАО "РЖД", а также следующие документы:

а) гарантийное письмо единственного участника о согласии заключить договор на условиях, указанных в документации для проведения торгов, или подписанный единственным участником торгов договор по форме, утвержденной в составе документации для проведения торгов;

б) копии учредительных документов единственного участника;

в) копии протоколов (выписки из протоколов) о допуске претендентов к участию в торгах и о результатах торгов, заверенные в установленном порядке;

г) копии документов, подтверждающих размещение извещения о торгах на профильных разделах сайта ОАО "РЖД" (http://property.rzd.ru и http://tender.rzd.ru) и иные действия по информационному обеспечению торгов;
(в ред. приказа ОАО "РЖД" от 11.12.2017 № 119)

д) копия решения ОАО "РЖД" о совершении сделки с объектами недвижимого имущества на торгах (далее - решение о совершении сделки на торгах).

Указанные документы представляются в сканированном виде через систему управления имущественным комплексом (далее - СУИК). При этом в Департамент корпоративного имущества сообщается системный номер объекта недвижимого имущества (БЕ/группировка/ОН) и системный номер предложения о совершении сделки (БЕ/номер).
(в ред. приказа ОАО "РЖД" от 18.06.2013 № 57)

Департамент корпоративного имущества может затребовать и иные документы.

5. В случае принятия руководителем филиала ОАО "РЖД" решения о совершении сделки с единственным участником в СУИК должно быть обеспечено прикрепление сканированных документов, указанных в пункте 4 настоящего Положения.
(в ред. приказа ОАО "РЖД" от 11.12.2017 № 119)

6. Заказчик по результатам проведения торгов не вправе заключать договор на условиях, отличных от условий, определенных в документации для проведения торгов.

7. Основанием для проведения торгов является решение о совершении сделки на торгах.

Решение о совершении сделки на торгах принимается уполномоченным органом или должностным лицом ОАО "РЖД" в соответствии с его компетенцией и в порядке, установленном нормативными документами ОАО "РЖД".

Решение о совершении сделки на торгах должно содержать следующие сведения:

а) наименование объекта недвижимого имущества и данные, позволяющие его индивидуализировать (характеристика имущества);

б) способ совершения сделки;

в) вид совершаемой сделки;

г) иные необходимые для проведения торгов сведения, соответствующие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО "РЖД" и настоящим Положением.

Запрещается организация и проведение торгов в отношении объектов недвижимого имущества, сведения о которых не содержатся в СУИК.

8. Лица, желающие принять участие в торгах, признаются претендентами.

По итогам рассмотрения документов, поданных претендентами на участие в торгах, на их соответствие предъявляемым требованиям конкурсная комиссия принимает решение о допуске претендента к участию в торгах и признании претендента участником торгов или об отказе в допуске к участию в торгах с обоснованием такого решения.

9. Претенденты для участия в торгах вносят задаток. Размер задатка составляет 10 процентов суммы начальной цены продажи, начального размера арендной платы, вклада или начальной стоимости права на заключение договора, если иное не установлено в решении о совершении сделки на торгах.

Договор о задатке заключается с претендентами в порядке, предусмотренном настоящим Положением.

10. В решении о совершении сделки на торгах может быть предусмотрен иной способ обеспечения исполнения обязательств.

II. Порядок организации торгов

11. При проведении торгов организатор по согласованию с заказчиком осуществляет следующие функции:

а) определяет место, дату начала и окончания приема заявок на участие в торгах (далее - заявки), место и срок подведения результатов торгов;

б) подготавливает на основании типовой документации документацию для проведения аукциона, согласовывает ее с заказчиком и представляет на утверждение председателя конкурсной комиссии.
В случае необходимости использования для проведения торгов нетиповой документации заказчик самостоятельно разрабатывает такую документацию, согласовывает ее с организатором и причастными подразделениями и представляет на утверждение председателя конкурсной комиссии;

в) организует подготовку и публикацию извещения о проведении торгов на официальном сайте ОАО "РЖД" (http://tender.rzd.ru) (далее - сайт ОАО "РЖД") и ЭТЗП в случае проведения открытого аукциона в электронной форме;
(в ред. приказа ОАО "РЖД" от 11.12.2017 № 119)

г) принимает от претендентов заявки и прилагаемые к ним по описи документы, предусмотренные пунктами 16 и 17 настоящего Положения;

д) ведет учет заявок по мере их поступления в реестре приема заявок;

е) оформляет протокол заседания конкурсной комиссии о допуске претендентов к участию в торгах;

ж) оформляет протокол о результатах торгов;

з) уведомляет победителя торгов о результатах проведения торгов и размещает информацию о победителе торгов на сайте ОАО "РЖД" и ЭТЗП в случае проведения открытого аукциона в электронной форме.
(подпункт дан в ред. приказа ОАО "РЖД" от 16.06.2014 № 31)

12. Победитель торгов определяется по результатам их проведения на основании решения конкурсной комиссии.

13. Извещение о проведении торгов публикуется на профильных разделах сайта ОАО "РЖД" (http://property.rzd.ru и http://tender.rzd.ru) и на других сайтах информационно-телекоммуникационной сети Интернет не менее чем за 30 календарных дней до даты окончания приема заявок. Размещение извещения на сайте ЭТЗП в случае проведения открытого аукциона в электронной форме является обязательным.

Извещение должно содержать следующую информацию:

а) дата публикации (размещения) извещения и документации;

б) предмет торгов, а именно вид сделки, наименование недвижимого имущества, его адрес, кадастровый (условный) номер, площадь (протяженность) и описание;

в) существующие обременения недвижимого имущества (указывается в случае продажи недвижимого имущества);

г) начальная цена;

д) наименование, адрес, номера телефонов и местонахождение организатора торгов и заказчика;

е) время, место и форма торгов, в том числе вид торгов по составу участников и по форме подачи предложений о цене;

ж) дата начала и окончания приема заявок и документов;

з) адрес места приема заявок и документов, а в случае проведения открытого аукциона в электронной форме - адрес сайта ЭТЗП;

и) требования, предъявляемые к претендентам (участникам) торгов;

к) размер, сроки и порядок внесения задатка;

л) способ получения документации для проведения торгов;

м) порядок проведения торгов, в том числе информация об оформлении участия в торгах;

н) порядок определения лица, выигравшего торги;

о) сведения о порядке заключения договора с победителем торгов и условия договора, заключаемого по результатам торгов;

п) право отказа от проведения торгов;

р) право дополнения и изменения извещения о проведении торгов и документации;

т) иные сведения, которые должно содержать извещение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и настоящего Положения.

Кроме того, Департамент корпоративного имущества может устанавливать требования к содержанию и порядку размещения извещений, в том числе определять перечень дополнительных сайтов для их размещения
(пункт дан в ред. приказа ОАО "РЖД" от 11.12.2017 № 119)

14. По запросу претендентов организатор представляет бесплатно документацию для проведения торгов. Документация для проведения торгов также может быть получена на сайтах ОАО "РЖД", филиала ОАО "РЖД" и на ЭТЗП в случае проведения открытого аукциона в электронной форме.
(абзац дан в ред. приказа ОАО "РЖД" от 16.06.2014 № 31)

Документация для проведения торгов должна содержать:

а) перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах, и требования к их оформлению;

б) форму заявки претендента на участие в торгах;

в) требования, предъявляемые к претендентам (участникам);

г) сведения о порядке проведения торгов;

д) сведения о порядке определения победителя торгов;

е) проект договора, заключаемый с победителем торгов;

ж) сведения о порядке уведомления участников торгов о результатах проведения торгов;

з) проект договора о задатке, за исключением случаев применения иного способа обеспечения исполнения обязательств.

15. Требования к претендентам указываются в документации для проведения торгов и должны соответствовать решению о совершении сделки на торгах.

Требования к претендентам, определенные на основании решения филиала ОАО "РЖД", должны соответствовать требованиям, определенным в типовой документации для проведения аукционов.

Отступление от типовой документации для проведения аукционов в части установления требований к претендентам допускается только по согласованию с Департаментом корпоративного имущества, за исключением случаев, относящихся к компетенции генерального директора - председателя правления ОАО "РЖД", Центральной комиссией ОАО "РЖД" по вопросам совершения сделок с недвижимым имуществом ОАО "РЖД".
(в ред. приказа ОАО "РЖД" от 11.12.2017 № 119)

16. Для участия в торгах претендент должен лично внести задаток.

Извещение о проведении торгов должно в том числе содержать сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, назначении платежа, реквизитах счета для уплаты задатка, порядке его возвращения, а также указание на то, что данное извещение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, а подача претендентом документов, перечисленных в подпунктах "а" - "д" пункта 17 настоящего Положения, и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме на условиях проекта договора о задатке, содержащегося в документации для проведения торгов.
(в ред. приказа ОАО "РЖД" от 11.12.2017 № 119)

В документации для проведения торгов указываются требования к заполнению в платежном документе графы "Назначение платежа".

Настоящий пункт не применяется в случае принятия решения об ином способе обеспечения исполнения обязательств.
(пункт 16. дан в ред. приказа ОАО "РЖД" от 18.06.2013 № 57)

17. Претенденты (лично или через своего уполномоченного представителя) представляют организатору следующие документы:

а) заявка на участие в торгах по форме, предусмотренной документацией для проведения торгов;

б) выданная в установленном порядке не ранее чем за тридцать календарных дней до даты начала приема заявок на участие в торгах выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), полученная не ранее того же срока, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);

д) документ, подтверждающий полномочия лица на участие в торгах, в том числе на осуществление необходимых действий от имени претендента (участника), - для уполномоченного лица;

Документы, указанные в подпунктах "б", "в" и "е", представляются в виде копий, заверенных претендентом.

В документации для проведения торгов может быть предусмотрено представление дополнительно иных документов.

Организатор при необходимости вправе запросить у претендента на основании письменного обращения заказчика дополнительные сведения и документы в рамках требований, определенных документацией для проведения торгов.
(пункт 17. дан в ред. приказа ОАО "РЖД" от 16.06.2014 № 31)

18. Документы, предусмотренные пунктом 17 настоящего Положения, представляются организатору в одном экземпляре на русском языке согласно прилагаемой к ним описи. К документам на иностранном языке прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык.

Правила оформления и приема документов, предусмотренных пунктом 17 настоящего Положения, устанавливаются документацией для проведения торгов.
(пункт 18. дан в ред. приказа ОАО "РЖД" от 18.06.2013 № 57)

19. Не допускаются к участию в торгах:

а) претенденты, не представившие все необходимые документы в соответствии с пунктами 16 и 17 настоящего Положения;

б) претенденты, представившие недостоверную информацию, которая может существенно повлиять на решение о допуске претендента к участию в торгах;

в) претенденты, не внесшие (не перечислившие) задаток в установленный срок, за исключением случаев применения иного способа обеспечения исполнения обязательств.

г) претенденты, представившие в составе заявки документы, не подписанные электронной подписью, либо использовавшие для подписания электронную подпись с просроченным или отозванным сертификатом ключа проверки электронной подписи, с истекшим сроком действия ключа электронной подписи, или проверка подлинности которой дала отрицательный результат (в случае проведения аукциона в электронной форме).

20. Конкурсной комиссией на основании ходатайства организатора и (или) заказчика может быть принято решение о внесении изменений в документацию для проведения торгов или прекращении процедуры торгов в установленные документацией для проведения торгов сроки.

Изменения в документацию для проведения торгов или уведомление о прекращении процедуры торгов размещаются на сайте ОАО "РЖД" и ЭТЗП в случае проведения открытого аукциона в электронной форме.
(абзац добавлен приказом ОАО "РЖД" от 16.06.2014 № 31)

21. Конкурсная комиссия до дня проведения торгов, но не ранее даты окончания приема заявок рассматривает поступившие заявки и принимает решение о допуске претендентов к участию в торгах. Решение о допуске претендентов к участию в торгах оформляется протоколом заседания конкурсной комиссии. О принятом конкурсной комиссией решении организатор заблаговременно информирует претендентов.

22. В день проведения торгов члены конкурсной комиссии подписывают протокол о результатах торгов. В случае проведения торгов с подачей предложений о цене (конкурсных предложений) в открытой форме, а также аукциона с комбинированной подачей предложений о цене в протоколе о результатах торгов должна содержаться информация о ходе торгов.

Протокол о результатах торгов подписывается также всеми участниками торгов. При этом отказ участника от подписания протокола не влечет его недействительности. В этом случае в протоколе делается отметка об отказе участника от его подписания.
(пункт дан в ред. приказа ОАО "РЖД" от 18.06.2013 № 57)

III. Сделки с объектами недвижимого имущества, совершаемые на торгах, проводимых в форме аукциона

23. При совершении сделки с объектами недвижимого имущества на торгах, проводимых в форме аукциона (далее - аукцион), победителем торгов признается лицо, предложившее наиболее высокую цену объекта недвижимого имущества, плату за право на заключение договора в отношении этого объекта либо плату за его использование (далее - предложение о цене).

24. Аукцион является открытым по составу участников.

По решению генерального директора - председателя правления ОАО "РЖД", Центральной комиссии ОАО "РЖД" по вопросам совершения сделок с недвижимым имуществом ОАО "РЖД", может проводиться аукцион, закрытый по составу участников.

25. Предложения о цене заявляются участниками аукциона открыто в ходе проведения торгов (открытая форма предложений о цене) в порядке, определяемом документацией для проведения торгов.

По решению генерального директора - председателя правления ОАО "РЖД", Центральной комиссии ОАО "РЖД" по вопросам совершения сделок с недвижимым имуществом ОАО "РЖД", предложения о цене могут подаваться участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) в порядке, определяемом документацией для проведения торгов.

26. При равенстве двух и более предложений о цене на аукционе, закрытом по форме подачи предложений о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других.

27. В случае проведения аукциона с подачей предложений о цене (конкурсных предложений) в открытой форме, а также аукциона с комбинированной подачей предложений о цене в извещении помимо информации, указанной в пункте 13 настоящего Положения, указывается величина повышения (понижения) начальной цены ("шаг аукциона").
(в ред. приказа ОАО "РЖД" от 11.12.2017 № 119)

27(1) Аукцион с комбинированной подачей предложений о цене представляет собой аукцион, участникам которого предоставлено право выбрать форму подачи предложений о цене. Каждый участник вправе использовать только одну форму подачи предложения о цене. При этом участник, подавший предложение о цене в закрытой форме, вправе изменить свое решение и принять участие в аукционе путем подачи предложений о цене в открытой форме. В этом случае с момента регистрации участника и получения им карточки поданное им ранее в закрытой форме предложение о цене считается отозванным, конверт с предложением не вскрывается и предложенная в закрытой форме цена не оглашается в ходе проведения аукциона.
Порядок подачи предложений о цене на аукционе с комбинированной подачей предложений определяется документацией для проведения торгов.

27(2). Цена, предложенная участником в закрытой форме, должна быть равна начальной цене или превышать ее на сумму, кратную "шагу аукциона". В случае если предложенная цена ниже начальной, то предложение о цене считается неподанным, что подлежит внесению в протокол о результатах аукциона. В случае если предложенная цена превышает начальную цену на сумму, не кратную "шагу аукциона", то сумма превышения округляется до ближайшей (в сторону увеличения) суммы, кратной "шагу аукциона", и признается, что участник предложил увеличенную указанным образом цену. Это положение включается в заявку на участие в аукционе, форма которой утверждается в составе документации для проведения торгов.
(подпункт добавлен приказом ОАО "РЖД" от 18.06.2013 № 57)

27(3). При проведении аукциона с комбинированной подачей предложений о цене применяются следующие правила:

а) аукционист объявляет о начале проведения аукциона, после чего оглашает правила его проведения, наименование и основные характеристики объектов недвижимого имущества, начальную цену, "шаг аукциона".
После оглашения начальной цены участникам аукциона предлагается подтвердить готовность приобрести объекты недвижимого имущества по начальной цене путем поднятия карточки.
При наличии предложений о цене, поданных в закрытой форме, аукционист вскрывает конверты и оглашает каждое предложение. Цена устанавливается на уровне наиболее высокой цены, указанной в предложениях, поданных в закрытой форме. Далее аукционист предлагает приобрести объект недвижимого имущества по этой наиболее высокой цене, увеличенной на "шаг аукциона".
Затем аукцион проводится по правилам аукциона с подачей предложений о цене в открытой форме, то есть посредством повышения цены на "шаг аукциона";

б) победителем аукциона признается участник, предложивший в закрытой форме наиболее высокую цену объекта недвижимого имущества (с учетом пункта 26 настоящего Положения), в случае отсутствия предложений с более высокой ценой, поданных в открытой форме.
В случае если наиболее высокая цена в предложении, поданном в закрытой форме (с учетом пункта 26 настоящего Положения), равна начальной цене, победителем аукциона признается участник, первым подтвердивший готовность приобрести объект недвижимого имущества по начальной цене путем поднятия карточки (в случае отсутствия предложений с более высокой ценой, поданных в открытой форме);

в) в случае отсутствия предложений о цене в закрытой форме аукцион проводится по правилам аукциона с подачей предложений о цене в открытой форме.
(подпункт добавлен приказом ОАО "РЖД" от 18.06.2013 № 57)

27(4). Решение о проведении аукциона с комбинированной подачей предложений о цене принимают должностные лица и органы в пределах их компетенции, указанной в пункте 15 Положения о порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД", утвержденного приказом ОАО "РЖД" от 7 ноября 2008 г. № 150.
(в ред. приказа ОАО "РЖД" от 11.12.2017 № 119)

28. В течение десяти рабочих дней с даты подведения результатов аукциона с победителем аукциона заключается договор, предусмотренный решением о совершении сделки на торгах.

28(1). При заключении договора победитель аукциона обязан представить документы, требование о представлении которых содержится в документации для проведения торгов.
(подпункт добавлен приказом ОАО "РЖД" от 16.06.2014 № 31)

28(2). Заказчик вправе отказаться от заключения договора в случае если победитель аукциона в установленный срок:

  • не представил документы, требование о представлении которых содержится в документации для проведения торгов.


(подпункт добавлен приказом ОАО "РЖД" от 16.06.2014 № 31)

28(3). В случае если победитель аукциона по продаже объектов недвижимого имущества уклоняется от исполнения условий заключенного договора, в том числе касающихся внесения платы в установленный договором срок, заказчик (продавец) вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения договора полностью (при этом задаток, если исполнение договора было обеспечено задатком, не возвращается). Заказчик вправе заключить договор с участником, который сделал предпоследнее предложение по цене.
(подпункт добавлен приказом ОАО "РЖД" от 16.06.2014 № 31)

IV. Сделки с объектами недвижимого имущества, совершаемые на торгах, проводимых в форме конкурса

29. При совершении сделки с объектами недвижимого имущества на торгах, проводимых в форме конкурса (далее - конкурс), победителем торгов признается участник, который по заключению конкурсной комиссии предложил лучшее выполнение конкурсных условий, определенных решением о совершении сделки на торгах и документацией для проведения торгов.

Условие о цене не может являться единственным конкурсным условием.

30. Конкурс проводится открытым по составу участников. По решению генерального директора - председателя правления ОАО "РЖД", Центральной комиссии ОАО "РЖД" по вопросам совершения сделок с недвижимым имуществом ОАО "РЖД", может проводиться конкурс, закрытый по составу участников.

31. Конкурсные предложения (документы, описывающие предлагаемое участником выполнение конкурсных условий, определенных решением о совершении сделки на торгах и конкурсной документацией) подаются участниками конкурса открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи конкурсных предложений) в порядке, определяемом конкурсной документацией.

По решению генерального директора - председателя правления ОАО "РЖД", Центральной комиссии ОАО "РЖД" по вопросам совершения сделок с недвижимым имуществом ОАО "РЖД", конкурсные предложения могут подаваться участниками конкурса в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи конкурсных предложений) в порядке, определяемом документацией для проведения торгов.

32. При равенстве по заключению конкурсной комиссии двух и более конкурсных предложений победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других.

33. В течение десяти рабочих дней с даты подведения результатов конкурса с победителем конкурса заключается договор, предусмотренный решением о совершении сделки на торгах.

34. При заключении договора победитель конкурса обязан представить документы, требование о представлении которых содержится в конкурсной документации.

35. Заказчик вправе отказаться от заключения договора в случае если победитель конкурса в установленный срок:

  • уклоняется от заключения договора;
  • не представил документы, требование о представлении которых содержится в конкурсной документации.

Заказчик и организатор не несут ответственности за любые убытки, вызванные отказом от заключения договора по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом.

В случае отказа от заключения договора по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, задаток, внесенный победителем конкурса, не возвращается.

При наличии оснований для отказа от заключения договора, предусмотренных настоящим пунктом, заказчик вправе заключить договор с участником, конкурсному предложению которого присвоен второй номер.
(пункт добавлен приказом ОАО "РЖД" от 16.06.2014 № 31)

V. Особенности проведения открытого аукциона в электронной форме

(раздел добавлен приказом ОАО "РЖД" от 16.06.2014 № 31)

36. Для участия в открытом аукционе, проводимом в электронной форме, претендент должен:

  • получить сертификат ключа проверки электронной подписи для доступа к площадке по сделкам с недвижимым имуществом ОАО "РЖД";
  • зарегистрироваться на ЭТЗП, заполнив регистрационную форму и направив ее организатору на ЭТЗП.

Сертификат ключа проверки электронной подписи, полученный претендентом для участия в проводимых на ЭТЗП электронных конкурсных процедурах, не связанных со сделками с объектами недвижимого имущества ОАО "РЖД", может использоваться для доступа к площадке по сделкам с недвижимым имуществом ОАО "РЖД" и участия в проводимых аукционах по распоряжению объектами недвижимого имущества ОАО "РЖД".

37. Организатор размещает на ЭТЗП информацию о порядке регистрации на ЭТЗП, порядке получения сертификата ключа проверки электронной подписи, ключа электронной подписи и иные документы, определяющие порядок работы по процедуре открытого аукциона, проводимого в электронной форме, включая регламент организации и проведения электронных конкурсных процедур.

Удаленный порядок регистрации и возможность участия в открытом аукционе, проводимом в электронной форме, обеспечиваются средствами ЭТЗП.

38. Для обеспечения юридической силы электронных документов, используемых при работе на ЭТЗП, необходимо использовать ключи электронной подписи, которые предоставляются претенденту удостоверяющим центром, аккредитованным ОАО "РЖД". Под удостоверяющим центром понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также иные функции, предусмотренные Федеральным законом "Об электронной подписи".

39. Все действия, выполненные на ЭТЗП лицом, указавшим правильные имя и пароль лица, зарегистрированного на ЭТЗП, по которым ЭТЗП его идентифицирует, считаются произведенными от имени того лица, которому (или представителю которого) были предоставлены эти имя и пароль. За свои действия или действия своего представителя, а также документы, подписанные электронной подписью, ответственность перед организатором несет лицо, зарегистрированное на ЭТЗП.

40. Организатор вправе не рассматривать электронные документы, подписанные электронной подписью, если нарушены правила использования электронной подписи, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе если сертификат ключа проверки электронной подписи утратил силу, электронная подпись используется с превышением полномочий и/или устарели данные, представленные для выдачи сертификата ключа подписи (изменены реквизиты юридического/физического лица, полномочия должностного лица, которому выдан сертификат ключа подписи).

Организатор вправе требовать подтверждения по полученным электронным документам в случае сомнения в подлинности электронной подписи и правомерности ее использования.

41. Для участия в открытом аукционе в электронной форме претендент из личного кабинета на ЭТЗП создает заявку на участие в аукционе, подписывает ее электронной подписью и отправляет организатору. Вместе с заявкой претендент направляет следующие документы:

а) заявка на участие в аукционе по форме, предусмотренной документацией для проведения аукциона;

б) выданная в установленном порядке не ранее чем за тридцать календарных дней до даты начала приема заявок на участие в аукционе выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), полученная не ранее того же срока, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);

в) зарегистрированные в установленном порядке учредительные документы - для юридического лица, копия паспорта - для физического лица;

г) платежный документ, подтверждающий внесение (перечисление) задатка, с отметкой об исполнении банка, осуществившего платеж;

д) документ, подтверждающий полномочия лица на участие в аукционе, в том числе на осуществление необходимых действий от имени претендента (участника), - для уполномоченного лица;

е) протокол/решение или другой документ о назначении должностных лиц, имеющих право действовать от имени претендента, в том числе совершать в установленном порядке сделки от имени претендента, без доверенности.

Под личным кабинетом в настоящем Положении понимается часть ЭТЗП, доступная только зарегистрированным на ЭТЗП пользователям.

Правила оформления и приема документов устанавливаются документацией для проведения аукциона.
В документации для проведения аукциона может быть предусмотрено представление дополнительно иных документов.

Организатор при необходимости через личный кабинет вправе запросить у претендента на основании письменного обращения заказчика дополнительные сведения и документы в рамках требований, определенных документацией для проведения аукциона.

42. Документы, предусмотренные пунктом 41 настоящего Положения, представляются на русском языке (с приложением описи). К документам на иностранном языке прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык.

43. Лица, зарегистрированные на ЭТЗП, могут до окончания срока подачи заявок изменить уже направленную заявку. В этом случае необходимо отозвать заявку путем ее удаления или перевода в состояние редактирования, внести в нее изменения, подписать электронной подписью и вновь направить организатору. Без отзыва заявки изменить ее невозможно.
Заявки претендентов на участие в процедурах сохраняются на ЭТЗП.

44. Претенденты вправе направить через ЭТЗП запрос на разъяснение положений документации для проведения аукциона. Организатор обязан разместить разъяснения на ЭТЗП (без указания автора запроса).

Лица, зарегистрированные на ЭТЗП, обращаются к организатору с запросами в электронной форме через личный кабинет.

Вся переписка, связанная с проведением открытого аукциона в электронной форме, ведется преимущественно в электронной форме на ЭТЗП.

45. Информация об участниках не разглашается до подведения итогов аукциона.

46. Открытый аукцион проводится на ЭТЗП путем повышения (понижения) начальной цены на "шаг аукциона". Порядок проведения аукциона и порядок подачи предложений о цене определяются документацией для проведения аукциона.

47. Информация о ходе аукциона, предложениях участников, в том числе последнем и предпоследнем предложениях о цене, отображается на странице аукциона на сайте ЭТЗП.

48. По завершении торгов при помощи программных средств ЭТЗП формируется протокол проведения аукциона. Протокол проведения аукциона подписывается организатором в двух экземплярах, один из которых направляется заказчику. Организатор вместе с протоколом направляет заказчику заверенную на бумажном носителе информацию, содержащуюся в сертификате ключа проверки электронной подписи, зарегистрированном на ЭТЗП победителем аукциона и участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене.

49. В течение десяти рабочих дней с даты проведения аукциона победитель аукциона обязан прибыть для заключения договора. При заключении договора победитель аукциона обязан представить заказчику или уполномоченному на заключение договора представителю заказчика документы, подтверждающие сведения, представленные им в удостоверяющий центр (под сведениями, представляемыми в удостоверяющий центр, в настоящем Положении понимаются представляемые юридическими или физическими лицами сведения при получении сертификата ключа проверки электронной подписи и ключа электронной подписи для доступа к площадке по сделкам с недвижимым имуществом ОАО "РЖД" в соответствии с регламентом удостоверяющего центра), а именно:

а) для юридических лиц:

  • оригиналы документов, подтверждающих назначение уполномоченного физического лица - владельца сертификата ключа проверки электронной подписи (протокол о назначении, доверенность и т.п.);
  • заверенную победителем копию паспорта уполномоченного физического лица - владельца сертификата ключа проверки электронной подписи;
  • заверенную победителем копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования физического лица - владельца сертификата ключа проверки электронной подписи (не представляется лицами, использовавшими для участия в аукционе сертификат ключа проверки электронной подписи, полученный в установленном порядке для участия в проводимых на ЭТЗП электронных конкурсных процедурах, не связанных со сделками с объектами недвижимого имущества ОАО "РЖД");
  • оригинал выданной в установленном порядке не ранее чем за тридцать календарных дней до даты начала приема заявок на участие в аукционе выписки из единого государственного реестра юридических лиц;

б) для физических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • оригинал выданной в установленном порядке не ранее чем за тридцать календарных дней до даты начала приема заявок на участие в аукционе выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);
  • копию паспорта (оригинал представить для сверки);
  • копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (оригинал представить для сверки) (не представляется лицами, использовавшими для участия в аукционе сертификат ключа проверки электронной подписи, полученный для участия в проводимых на ЭТЗП электронных конкурсных процедурах, не связанных со сделками с объектами недвижимого имущества ОАО "РЖД").

50. Заказчик вправе отказаться от заключения договора в случае если победитель аукциона, проводимого в электронной форме, в установленный срок:

  • уклоняется от заключения договора;
  • не представил документы, подтверждающие сведения, представленные в удостоверяющий центр, а также иные документы, требование о представлении которых содержится в документации для проведения аукциона;
  • представил документы, содержащие сведения, не соответствующие представленным в удостоверяющий центр, либо недействительные документы.

Заказчик и организатор не несут ответственности за любые убытки, вызванные отказом от заключения договора по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом.

В случае отказа от заключения договора по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, задаток, внесенный победителем аукциона, не возвращается.

При наличии оснований для отказа от заключения договора, предусмотренных настоящим пунктом, заказчик вправе заключить договор с участником, который сделал предпоследнее предложение по цене.