Критерии оценок заявок по 44 фз. Как оценить конкурсные заявки по установленным критериям. Приложение. Методика по установлению критериев оценки и применения порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапн

Описывая нестоимостные критерии оценки заявок в конкурсной документации, заказчик должен проявить четкость и определенность. Между тем пока при установлении таких критериев достаточно много нарушений. Проанализируем самые распространенные их них.

В постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила), применяемые в отношении всех закупок.

Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используют 100-балльную шкалу оценки (п. 11 Правил). Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчик предусматривает показатели, то для каждого показателя устанавливают его значимость, в соответствии с которой его будут оценивать. Кроме того, для показателей должна быть формула расчета количества баллов или шкала предельных величин значимости показателей оценки, определяющая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Чтобы использовать для оценки заявок (предложений) шкалу оценки, заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки (п. 29 Правил). Разберем распространенные примеры нарушений при установлении нестоимостных критериев оценки заявок.

Механизм оценки заявок

Конкурсная комиссия оценивает принятые заявки на участие в конкурсе, чтобы выявить победителя конкурса на основе критериев, которые указаны в документации (ч. 5 ст. 53 Закона № 44-ФЗ).

Оценка — процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

На основании результатов оценки заявок комиссия присваивает каждой заявке номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер (ч. 7 ст. 53 Закона № 44-ФЗ).

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Нарушение № 1: не определены требуемые сведения

>Одно из типичных нарушений — то, когда заказчик, устанавливая порядок оценки заявок, не раскрывает сущность требуемых от участников сведений.

Так, в конкурсной документации заказчик по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (показатель — «Степень проработанности предложения на выполнение работ, качество и проработанность технического решения, наличие в технических предложениях дополнительного уникального функционала, влияющего на эффективность функционирования системы») указал, что оценка производится для каждой заявки отдельно:

  • 0 баллов — не представлены детализированные предложения по выполнению работ;
  • 50 баллов — представлено детализированное описание выполнения работ, но предложение не содержит технические предложения по применению дополнительного уникального функционала, влияющего на эффективность функционирования системы;
  • 100 баллов — представленное детализированное предложение по выполнению работ содержит технические предложения по применению дополнительного уникального функционала, влияющего на эффективность функционирования системы.

Однако в конкурсной документации не определено, что такое детализация описания работ в предложении участников как «дополнительный уникальный функционал». Значит, подобный порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта.

Кроме того, он не дает возможности определить, какие именно сведения участники закупки должны описать и представить для оценки конкурсной комиссией по данному показателю критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

Таким образом, нельзя установить зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми в заявках сведениями по данному показателю. Это нарушает положения п. 11 Правил и ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ.

Нарушение № 2: не установлен максимум оцениваемых показателей

В практике встречаются случаи, когда заказчик не устанавливает в документации максимальное количество оцениваемых показателей. В качестве таких показателей, к примеру, может быть число сотрудников, опыт работы и подобные.

Из этого следует, что, например, предложение с 10 специалистами и предложение со 100 специалистами нужно одинаково оценить, присвоив им по 100 баллов. Между тем очевидно, что предложение, содержащее информацию о 100 специалистах, будет лучше того, в котором фигурируют сведения о 10 специалистах.

Если не устанавливать максимальное количество оцениваемых показателей, то нельзя объективно определить лучшее предложение участников закупки по критерию оценки конкурсных заявок. Это нарушает законодательство.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Таким образом, конкурсная документация должна содержать пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по нестоимостным критериям.

Нарушение № 3: не прописаны параметры оценки качества работ

Еще одно типичное нарушение заключается в том, что по показателю «качество работ» заказчик не прописывает конкретно параметры, которые он будет оценивать. В связи с этим участники не смогут формулировать или корректировать предложения в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность своих заявок.

Вот пример этого. В соответствии с порядком оценки заявок, установленном в конкурсной документации, конкурсная комиссия заказчика по показателю «Качество работ» нестоимостного критерия присваивает участнику закупки по 20 баллов по каждому из пяти предложений:

  1. описание количества и видов выполняемых работ;
  2. предложение по обеспечению контроля качества выполняемых работ при разработке проектно-сметной документации;
  3. наличие описания процессов взаимодействия заказчика и проектировщика;
  4. описание последовательности выполнения работ;
  5. наличие описания технических решений разработки проектно-сметной документации.

Эти предложения складываются в сумме исходя из 5 баллов за соответствие каждого из пяти предложений одному из установленных четырех требований:

  • предложение представлено в отношении всех работ;
  • предложение содержит сведения о способах (методике) его выполнения;
  • предложение соответствует действующим нормативным документам, методикам и стандартам, использующимся в предметной области;
  • в предложении не содержится ошибок и противоречий, которые могут повлиять на качество или сроки выполнения работ).

При этом количество баллов, присуждаемое заявке по показателям, рассчитывается как суммарное количество баллов по всем представленным предложениям.

В случае если требования по предложению в рамках данного показателя «Качество работ» не соответствуют или отсутствуют в заявке участника закупки, то указанные предложения оцениваются нулевым количеством баллов.

Вместе с тем здесь нет сведений относительно того, какие конкретно параметры заказчик оценивает в данном показателе.

Это не позволяют участникам закупки формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность этих заявок.

Таким образом, подобная конкурсная документация заказчика содержит нарушение положений п. 11 Правил оценки и положений ч. 8 ст. 32, п.9 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ. Ведь такие требования к предложению участникам закупки, как № 1, 3, 4, не позволяют им определить, какие документы и сведения необходимо предложить в составе заявки для получения максимальной оценки по показателю «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок».

Отсутствие описанных в статье сведений при установлении нестоимостных критериев заявки оставляет оценку заявок и выбор победителя закупки на субъективное усмотрение заказчика. Это влечет за собой ограничение количества участников закупки в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

3. В случаях, предусмотренных в соответствии с частью 16 статьи 34 настоящего Федерального закона, а также в иных установленных Правительством Российской Федерации случаях для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке вместо критериев, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, вправе устанавливать в качестве критерия стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций, предусмотренных частью 20 статьи 22 настоящего Федерального закона.

4. В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

5. Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Сумма величин значимости критериев, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения контрактов на исполнения (как результат интеллектуальной деятельности), а также на финансирование проката или показа национального фильма, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев (за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 37 настоящего Федерального закона). В случае, если при заключении таких контрактов критерий, указанный в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не используется, величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев (за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 37 настоящего Федерального закона). Величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до нуля процентов суммы величин значимости всех критериев.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся произведений литературы и искусства, применяются в отношении:

1) литературных произведений;

2) драматических и музыкально-драматических произведений, сценарных произведений;

3) хореографических произведений и пантомимы;

4) музыкальных произведений с текстом или без текста;

5) аудиовизуальных произведений;

6) произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;

7) произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;

8) произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации);

9) фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии;

    Настоящий порядок применяется для проведения оценки заявок на участие в конкурсе и оценки заявок на участие в запросе предложений.

    Для применения настоящего порядка Заказчику необходимо включить в конкурсную документацию, документацию о запросе предложений конкретные критерии из числа нижеперечисленных, конкретизировать предмет оценки по каждому критерию, установить требования о предоставлении документов и сведений соответственно предмету оценки по каждому критерию, установить значимость критериев.

    Совокупная значимость всех критериев должна быть равна 100%.

    Оценка и сопоставление заявок в целях определения победителя (победителей) процедуры осуществляется закупочной комиссией с привлечением при необходимости экспертов в соответствующей области предмета закупки.

    Для оценки заявок могут использоваться следующие критерии с соответствующими предельным значимостями:

Номер критерия

Критерии оценки заявок

Для проведения оценки в документации необходимо установить:

Значимость критериев в процентах.

Точная значимость критерия должна быть установлена заказчиком в документации

Цена договора

Начальную цену договора

Не менее 20%

Квалификация участника (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация)

    Конкретный предмет оценки по критерию (например, оценивается опыт по стоимости выполненных ранее аналогичных работ)

    Формы для заполнения участником по соответствующему предмету оценки (например, таблица, отражающая опыт участника)

    Требования о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки (например, копии ранее заключенных договоров и актов сдачи-приемки)

Не более 70%

Качество товара

Не более 70%

Наличие производственных мощностей

Не более 70%

Срок поставки (выполнения работ, оказания услуг)

Максимальный приемлемый срок и минимальный приемлемый срок.

Минимальный срок можно не устанавливать и тогда считать его равным 0 для расчета по формуле оценки

Не более 50 %

Срок гарантии на товар (результат работ, результат услуг)

Минимальный приемлемый срок

Не более 30%

    Оценка заявок осуществляется в следующем порядке.

    1. Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, умноженных на их значимость.

      Рейтинг заявки по каждому критерию представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100.

      Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени привлекательности предложения участника производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер. Первый номер может быть присвоен нескольким заявкам, набравшим наибольший итоговый рейтинг. Дальнейшее распределение порядковых номеров заявок осуществляется в порядке убывания итогового рейтинга.

Amax - начальная цена договора;

Ai - цена договора, предложенная i-м участником.

      Для получения рейтинга заявок по критериям «Квалификация участника», «Качество товара», «Наличие производственных мощностей» каждой заявке по каждому из критериев закупочной комиссией выставляется значение от 0 до 100 баллов.

Вmax - максимальный срок поставки (выполнения работ, оказания услуг), установленный заказчиком в документации, в единицах измерения срока (периода) поставки (количество лет, кварталов, месяцев, недель, дней, часов) с даты заключения договора;

Вmin - минимальный срок поставки (выполнения работ, оказания услуг), установленный заказчиком в документации, в единицах измерения срока (периода) поставки (количество лет, кварталов, месяцев, недель, дней, часов) с даты заключения договора;

Вi - предложение, содержащееся в i-й заявке по сроку поставки (выполнения работ, оказания услуг), в единицах измерения срока (периода) поставки (количество лет, кварталов, месяцев, недель, дней, часов) с даты заключения договора.

R с i

- рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Cmin- минимальный срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, установленный заказчиком в документации о закупке;

Ci- предложение i-го участника по сроку гарантии качества товара, работ, услуг.

В целях оценки и сопоставления предложений в заявках со сроком предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, превышающим более чем на половину минимальный срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, установленный в закупочной документации, таким заявкам присваивается рейтинг по указанному критерию, равный 50.

При этом договор заключается на условиях по данному критерию, указанных в заявке. Исполнение гарантийного обязательства осуществляется участником, с которым заключается договор, без взимания дополнительной платы, кроме цены договора.

    Закупочная комиссия вправе не определять победителя, в случае, если по результатам оценки заявок ни одна из заявок не получит в сумме более 25 баллов.

1Положение о закупке утверждается:

1) высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания;

2) руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;

3) наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение;

4) советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, или коллегиальным исполнительным органом такого акционерного общества в случае, если уставом хозяйственного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров хозяйственного общества;

5) общим собранием участников общества в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью.

2Квалификационные требованиядолжны быть выражены в измеряемых единицах , например,

Наличие опыта оказания аналогичных услуг не менее пяти лет,

Наличие опыта выполнения аналогичных работ на сумму не менее 15 млн.руб.,

Наличие в собственности или на праве аренды производственных мощностей, а именно: не менее двух башенных кранов, складских помещений площадью не менее 2 тыс.кв.м.,

Наличие ведомственных и/или государственных наград (не менее трех) и т.д.

3Перечень сведений, содержащийся в извещении о закупке, может быть расширен по усмотрению Заказчика, в том числе в зависимости от проводимого способа закупки.

4Перечень сведений, содержащийся в документации о закупке, может быть расширен по усмотрению Заказчика, в том числе в зависимости от проводимого способа закупки.

Критерии оценки по 44-ФЗ— это правила, по которым предложения участников закупки оцениваются на соответствие требованиям, которые установил заказчик. Выделяют стоимостные и нестоимостные.

Стоимостные критерии оценки:

  1. Цена.
  2. Расходы на эксплуатацию и ремонт.
  3. Стоимость : закупка, последующие обслуживание, эксплуатация, ремонт, утилизация.
  4. Предложение о сумме расходов заказчика по

Нестоимостные критерии оценки:

  1. Предлагаемое качество поставляемых товаров, работ, услуг.
  2. Квалификация участника.

Рассмотрим подробнее расчет критериев оценки конкурса по 44-ФЗ в электронной форме каждой группы.

Цена договора и стоимость жизненного цикла

По общему правилу, наименьшая цена — наивысший балл. В исключительных случаях поставщик готов заплатить за право заключить договор и указывает в предложении отрицательную цену. В этом случае, чем больше он «уходит в минус», тем больший балл получает.

Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров

К примеру, заказчику необходимо закупить оборудование. От предлагаемой поставщиком торговой марки зависит стоимость дальнейшего ремонта и приобретения расходных материалов. Поэтому, в целях экономии бюджетных средств, заказчик изначально указывает в конкурсной документации, что значительные траты на последующее использование товара негативно отразятся на рейтинге заявки поставщика. И лучшим условием исполнения контракта признается предложение с наименьшей стоимостью расходов на эксплуатацию.

Для этого в конкурсной документации заказчик вправе установить следующие параметры, которые будут влиять на оценку:

  • исчерпывающий перечень эксплуатационных расходов (ремонт, поставка и др.);
  • единица измерения расходов на эксплуатацию;
  • срок службы товара.

Если все заявки содержат одинаковые предложения по данному параметру, заявки по нему не оцениваются. При этом величина значимости критерия «цена контракта» увеличивается на величину значимости показателя «расходы на эксплуатацию».

Качественные характеристики

Этот показатель является условием исполнения проводимой закупки. Предложения оцениваются по степени детализации и содержательности предложения о качестве услуг. Учитываются:

  • полнота учета требований,
  • обоснованность сроков,
  • технологии оказания услуг,
  • обоснованность необходимых для этого ресурсов,
  • указание системы контроля качества,
  • перечень мероприятий по охране труда и технике безопасности,
  • экологические мероприятия.

Показатель является наиболее субъективным и определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах), которые присудили заявке все члены комиссии по закупкам.

Квалификация участника

В этом случае показателями могут быть:

  • число сотрудников, обладающих нужной квалификацией (имеют соответствующее образование, степень доктора, кандидата наук, с наличием определенных дипломов или аттестатов и др.);
  • количество успешно выполненных контрактов на аналогичные работы;
  • количество оборудования, необходимого для выполнения работ;
  • количество положительных отзывов об участнике закупки, грамот, благодарственных писем, подтверждающих деловую репутацию. Применению подлежат и ряд национальных стандартов к примеру, Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56002-2014 «Деловая репутация строительных организаций» и пр).

Согласно Постановлению № 1085 от 28.11.2013 используется 4 вида формул или шкала.

1. Формула расчета, учитывающая наибольшее или наименьшее количество предоставляемых документов.

2. Предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение квалификационных характеристик.

3. Шкала. Это наиболее простой способ оценки, он заключается в определении диапазонов необходимого показателя и присуждении баллов.


Победителем при всех способах признается участник, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг.

Не допускается при проведении электронного конкурса использовать не предусмотренные Постановлением № 1085 от 28.11.2013 критерии или величины значимости. При этом все критерии оценки открытого конкурса по 44-ФЗ в электронной форме, которыеиспользует заказчик, должны быть обязательно отражены в документации.

Методика оценки заявок по критериям оценки заявокПорядок оценки участника Запроса предложений


Таблица определения итогового рейтинга участников запроса предложений.

Вывод:__________________________________________________________________________________________

Оценка заявок по критерию "цена договора"
("цена договора за единицу работы")

A max - начальная (максимальная) цена договора, установленная в документации запроса предложений в руб;

A i - предложение i-го участника запроса предложений по цене договора.

2. При оценке заявок по критерию "цена договора" "цена договора за единицу работы" лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника запроса предложений с наименьшей ценой договора.

Оценка заявок по критерию

«сроки выполнения работ»


  1. В рамках указанного критерия оценивается срок выполнения работ либо несколько сроков, в течение которых Участник запроса предложении должен выполнить работу.

  2. Для оценки в Документации о Запросе предложений устанавливаются единицы измерений срока: раб. днях
3. В рамках указанного критерия оценивается срок выполнения работ, на который Участник в случае заключения с ним договора принимает на себя обязательство по сроку выполнения работ. При этом такой срок не должен превышать максимальный срок выполнения работ, установленный в Документации о Запросе предложений (Техническом задании).

F max – максимальный срок выполнения работ (в раб. днях).

F i – предложение i-го участника запроса предложений по сроку выполнения работ.

5.При оценке заявок по критерию «сроки выполнения работ» лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника запроса предложений с наименьшим сроком выполнения работ. В целях оценки и сопоставления предложений в заявках со сроком выполнения работ, меньше чем на половину максимального срока выполнения работ, установленный в документации запроса предложений, таким заявкам присваивается рейтинг по указанному критерию, равный 5.

Итоговый балл, присуждаемый текущей Заявке на участие в запрос предложений, определяется по формуле:

R i = R ai + R fi

– итоговый балл, присваиваемый текущей заявке;

- балл, присуждаемый текущей заявке по критерию цена договора ;

R fi - количество баллов, присваиваемых текущей заявке по критерию срок выполнения работ.

Оценка производится на основании Заявки на участие в запросе предложений, документов и сведений являющихся неотъемлемой частью заявки.

Заявке участника, набравшей максимальный итоговый балл, присваивается первый номер.

Победителем запроса предложений признается участник запроса предложений, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в запросе предложений которого присвоен первый номер.