Уведомление о проведении независимой экспертизы. Особенности проведения независимой экспертизы товара ненадлежащего качества И в заключении

Проведение независимой экспертизы автомобиля после ДТП и ее стоимость интересует многих автовладельцев. Ведь от аварийных ситуаций на дорогах не страхован никто. Обычно, дорожно-транспортное происшествие происходит всегда неожиданно, а в состоянии стресса можно растеряться, забыв в какой очередности и какие действия необходимо совершать. Именно по этой причине следует заблаговременно ознакомиться с правилами проведения независимой оценки автомобиля после аварии.

Что представляет собой независимая экспертиза после аварии и зачем ее проводить?

Для того чтобы уменьшить убытки от ДТП и сберечь собственные нервы, важно ознакомиться с основными моментами осуществления независимой оценки после аварии. Такую процедуру называют независимой экспертизой. Она представляет собой исследование поврежденного ТС сторонними организациями, проводящими оценку, которая позволяет судить о реальном ущербе, причиненном авто в результате ДТП.

Независимая оценка авто после аварии нужна, если:

  • владелец машины желает уточнить правильность компенсационных выплат, осуществляемых страховой компанией при ДТП;
  • имеется подозрение, что при осуществлении оценки СК не учтены какие-либо скрытые недостатки;
  • собственник авто хочет узнать полную стоимость восстановительных ремонтных работ;
  • автовладелец планирует направить исковое заявление в судебную инстанцию.

Какие виды технических экспертиз после аварии бывают?

Технические оценки после аварийных случаев делятся на несколько разновидностей. Рассмотрим основные виды более подробно.

  1. Автотехническая оценка представляет собой экспертизу, которая позволяет выяснить все обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, а также установить причины, которые привели к аварии.

Задачи такой оценки заключаются в следующем:

  • выяснить, разгруппировать и провести качественный анализ факторов, которые сопутствуют ДТП;
  • отобрать факторы, вызвавшие аварию;
  • исследовать эти факторы;
  • оценить действия участников ДТП для предотвращения возникшей ситуации;
  • определить причины технического характера, повлекшие за собой возникновение аварийного случая.
  1. Трасологическая оценка представляет собой экспертизу, которая исследует повреждения на машинах, попавших в ДТП, а также следы на месте аварии, траекторию передвижения машин до и после аварии.
  1. Автотовароведческая оценка - экспертиза, позволяющая определить цену восстановительных ремонтных работ, уточнить остаточную стоимость машины после ДТП, провести расчет размера утраты его товарной стоимости. Такое исследование потребуется, если:
  • компенсационная выплата по автостраховке, по мнению автовладельца сильно занижена;
  • виновное в аварии лицо считает, что пострадавший завышает сумму убытка;
  • виновное лицо не застраховало свой автомобиль;
  • ущерб, причиненный авто, был нанесен третьими лицами или погодными условиями.
  1. Комплексная оценка представляет собой экспертизу, которая соединяет в себе все вышеперечисленные разновидности оценок. Это исследование дает возможность досконально оценить картину произошедшей аварийной ситуации в целом.

При каких обстоятельствах требуется проведение независимой оценки авто после аварии?

​Как известно, ни один страховщик не станет выплачивать в качестве компенсации ущерба максимальную сумму. СТО, имеющие аккредитацию и сотрудничающие со страховщиками, довольно часто осуществляют выдачу справок техэкспертизы с заниженными суммами. Они заведомо уменьшают размер возмещения ущерба страхователю.

Если вы не обладаете необходимыми знаниями в сфере ремонта машин, то не сможете самостоятельно подсчитать примерную стоимость работ. На это и рассчитывают такие нечестные на руку сотрудники. Для того чтобы предотвратить подобные инциденты и следует обращаться к независимым экспертам. Оценочным компаниям, которые продают подобного рода услуги, не выгодно терять репутацию, поэтому для них важно объективно оценить повреждения авто после ДТП. В такой экспертизе можно не сомневаться.

Помимо заниженной цены убытков, нечестные СК могут не обратить внимания на мелкие повреждения, которые сразу не бросаются в глаза, однако оказывают влияние на работу машины. Независимая оценка в этом случае проведет тщательный осмотр и укажет в отчете все скрытые недостатки, а также причины их образования.

Сроки проведения независимой оценки авто после аварии

Согласно действующему законодательству обязательная оценка повреждений осуществляется СК в течения пяти рабочих дней. Если страховщик проводит экспертизу дольше, то вы можете самостоятельно обратиться к независимым экспертам, передав им заключение страховой компании. Обычно независимая оценка длится не более 10 дней.

Если вы приняли решение осуществить независимую оценку, то необходимо пригласить для ее участия всех заинтересованных лиц, путем извещения по почте. Если все участники ДТП живут в одном населенном пункте, то вы должны уведомить их за 3 дня до проведения оценочных работ, а при проживании в разных городах уведомление им должно поступить не менее чем за 6 дней до начала экспертизы.

Как определяется стоимость независимой оценки после аварии?

На цену независимых оценочных работ влияют следующие моменты:

  • Уровень повреждений машины. Цена экспертизы определяется в зависимости от уровня полученного повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия. Чем больше повреждений, тем выше оценка независимого эксперта. Это значит, что специалист обязан не просто визуально оценить повреждения, но и сделать их фото со всех ракурсов, а также составить подробное письменное описание состояния. Помимо этого, он должен все замерить и рассчитать.
  • Трудность проведения оценки. Стоимость оценочных работ определяется в зависимости от трудности их осуществления. Например, более трудное исследование, которое требует множество расчетов, обойдется гораздо дороже обычной экспертизы.
  • Разновидность экспертизы. Этот момент влияет на стоимость исследования. Каждая разновидность экспертизы осуществляется конкретными способами, с применением спецоборудования. Здесь важно понимать, что если для одних видов требуются большие расчеты, то для других достаточно простого описания.
  • Срочность проведения оценки. Этот момент всегда предусматривает повышение оплаты услуг. Независимая оценка эксперта также не является исключением. Любая организация, проводящая независимую оценку, самостоятельно устанавливает размер наценки за скорость работы. Обычно, она составляет примерно от 10 до 15% от общей цены заказа.

Инструкция проведения независимой экспертизы после ДТП

Рассмотрим более подробно инструкцию проведения независимой экспертизы после аварии:

  1. На первом этапе следует выбрать оценочную организацию. К ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Для начала нужно собрать максимальное количество информации о ней. Эти данные можно поискать на автомобильных форумах, посмотреть в рейтинге, изучить отзывы в интернете, узнать мнение от знакомых, уточнить сведения при личном обращении в офис компании. После сбора и анализа всей полученной информации можно составлять договор, но только после ознакомления с его образцом.
  2. На втором этапе необходимо произвести оплату услуги. Если вы являетесь частным лицом, то экспертиза оплачивается наличными в организации или через банк с комиссией. Вам выдается квитанция, доказывающая внесение средств в кассу. Если вы являетесь ИП или представителем какой-либо фирмы, то вам направляется счет на оплату для перечисления средств со счета в банке.
  3. На третьем этапе следует определить место и время осуществления осмотра машины. Этот момент обсуждается напрямую между вами и экспертом. Как правило, оценочные работы осуществляют в автосалоне, где имеются все необходимые условия для их проведения.
  4. На четвертом этапе следует оповестить всех участников дорожно-транспортного происшествия и СК о проведении независимой оценки. Это нужно, если:
  • обнаружены скрытые недостатки, не выявленные при первом осмотре страховщиком;
  • компенсационные выплаты составляют меньше, чем цена ремонтных работ по факту;
  • виновное лицо не осталось на месте аварии;
  • на место ДТП не были вызваны инспекторы ГИБДД.

Вам не могут отказать в возмещении компенсационных выплат, даже если виновное лицо не получило уведомление о проведении независимой оценки.

  1. На пятом этапе оценщик должен ознакомиться с документами, составленными инспекторами ГИБДД при выезде на место аварии. После этого он обязан сделать фотографии аварийного ТС со всевозможных ракурсов, уделяя внимание участкам повреждения. Эксперт обязательно должен сфотографировать пробег и номер кузовной части машины. После проведения осмотра он обязан составить акт, который позволит в дальнейшем сделать все необходимые расчеты.
  2. На предпоследнем, шестом этапе следует дождаться расчетов, которые проводятся через специальные компьютерные программы. В них эксперты вносят сведения об авто, его комплектацию и дополнительные опции. Затем осуществляется расчет ремонтных работ и их цена. В некоторых случаях восстановительный ремонт по полису ОСАГО довольно сильно отличаются по цене ремонта по автостраховке КАСКО. Это объясняется тем, что при обязательном страховании стоимость запчастей и работ берется из РСА, а при расчетах по КАСКО — из прайс-листа официальных дилеров.
  3. На заключительном этапе принимаются результаты осмотра и расчетов. Расчеты предоставляются оценочной организацией в виде отчета, который представляет собой мнение эксперта. В нем содержится оценка уровня повреждений авто, причины их появления, техника и масштаб требуемого ремонта, процесс расчета цены работ, размер причиненных убытков, сумма возмещения за восстановление.

Как подобрать надежную компанию для проведения независимой оценки?

  • При выборе компании обязательно обращайте внимание на количество клиентов и рейтинг за конкретный период. Всю эту информацию можно посмотреть в интернете. В настоящее время существует множество сайтов, публикующих рейтинги компаний, занимающихся независимой оценкой. Кроме того, можно дополнительно изучить различные форумы автолюбителей, отзывы реальных клиентов и т. д. Это поможет вам определиться с выбором гораздо быстрее.
  • Тщательно изучите сведения, представленные на сайте оценочной компании. Большинство современных оценщиков имеют свои сайты, где выкладывают актуальную информацию об оказываемых услугах и их стоимости. Здесь также публикуются сканированные копии лицензий, сертификатов и других документов, подтверждающих профессионализм компании. Помимо этого, просчитайте на онлайн-калькуляторе предварительную цену независимой оценки. Это даст вам возможность выбрать для себя наиболее выгодное предложение.
  • При обнаружении скрытого или явного сотрудничества оценочной компании со страховой компанией лучше всего откажитесь от ее услуг. Это стоит сделать, поскольку некоторые оценщики могут неофициально подрабатывать в СК, в связи с чем, вы не сможете получить независимую оценку. Этот момент необходимо выяснить еще до заключения договора, на шаге выбора компании. Как правило, такие оценочные организации уговаривают своих клиентов провести экспертизу по документации, предоставленной страховщиком. Будьте бдительны!
  • Не стоит обращаться в оценочную организацию, оказывающую огромный перечень услуг. Такие компании не могут оказывать все услуги на высшем уровне. Как показывает практика, только узконаправленные организации обладают профессионализмом. Выбирайте компанию, специализирующуюся исключительно на проведении независимой экспертизы авто после аварии.

И в заключении

Как вы видите, выбрать правильно оценщика для грамотного проведения независимой оценки совсем несложно. Главное изучить всю информацию и действовать строго по ней. Ведь, как говорится, осведомлен — значит вооружен. Удачи вам на дорогах!

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Независимая экспертиза – это процедура, в ходе которой устанавливаются имеющие значения для того или иного дела обстоятельства. Особенностью данной процедуры является то, что ее проводят люди, обладающие специальными знаниями, навыками в конкретной отрасли и, что немаловажно, являются незаинтересованными лицами в результатах самой экспертизы.

Кто проводит экспертизу?

Экспертиза может проводиться как государственными, так и негосударственными организациями, данное обстоятельство не противоречит закону, но существует ряд квалификационных требований к экспертам (образование, стаж работы и т.д.) и самим организациям (ранее, например данный вид деятельности был лицензируемым, а в настоящее время требуется лишь допуск к СРО – саморегулируемая организация).

Необходимость в проведении экспертизы, как правило, обусловлена наличием спора между двумя лицами .

Соответственно результаты данной процедуры могут стать весомым аргументом при подтверждении позиции стороны.

Инициатором проведения экспертизы, как правило, является гражданин либо юридическое лицо, поскольку в последующем вопрос о назначении экспертизы решается судом и носит она, соответственно название судебная.

Экспертизу назначают постановлением суда в рамках рассматриваемого гражданского, арбитражного или уголовного дела.

Проводим судебные экспертизы. Аккредитация в судах, опыт.
Стоимость от 25 тыс., срок от 2 дней

Основанием для проведения независимой экспертизы является соответствующий договор, который заключается между гражданином либо юридическим лицом с одной стороны и экспертным учреждением с другой и, соответственно, оплачивается за счет заказчика.

Существует множество видов экспертиз в различных отраслях науки и техники, всего их существует порядка 30.

Перечень экспертиз, проводимых, например, экспертными учреждениями, входящими в систему Министерства юстиции определен соответствующим приказом министра. В большинстве своем все эти виды экспертиз могут быть проведены и негосударственными организациями.

По результатам проведенной экспертизы эксперт во всех случаях составляет заключение, представляющее собой итог проделанной специалистом работы.

Что содержит заключение независимой экспертизы?

В заключении экспертом непременно указывается предмет проводимого исследования, способ и подход, который использовался, сама процедура исследования и, естественно, выводы. Вывод имеет ключевое значение, поскольку именно он и является целью самой экспертизы.

Вместе с тем, следует отметить, что проводимая независимая экспертиза по заказу физического или юридического, при последующем обращении в арбитражные суды, суды общей юрисдикции будет иметь статус доказательства - письменный документ. Данное обстоятельства связано с тем, что действующие процессуальные кодексы (ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ) предусматривают конкретный порядок и основания назначения соответствующей экспертизы.

Однако предварительно проведенная Вами независимая экспертиза, может в последующем, при правильно ее преподнесении в судебном процессе, побудить суд назначить судебную экспертизу, что окажет колоссальное влияние на последующее судебное решение.

Связано это во многом с тем, что при проведении судебной экспертизы эксперт предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, чего не делается при проведении независимой экспертизы, что, соответственно, может вызвать определенные сомнения в объективности проведенного исследования. Но данное обстоятельство ни в коем случае не умаляет значимость и необходимость независимых экспертиз.

Зачастую в практике возникают ситуации, при которых ожидание назначения соответствующей судебной экспертизы, а это поверьте не быстро, может привести к утрате самого предмета, который необходимо исследовать, например, когда речь идет о продуктах питания, ряде строительных материалов и т.д. И тогда проведенная независимая экспертиза будет единственным мнением специалиста, поскольку проведение судебной независимай экспертизы, при утрате предмета, исключается.

Независимая экспертиза (далее по тексту НЭ) - вынужденная процедура, к которой прибегают автовладельцы, недовольные суммой выплаты по ОСАГО. Учитывая, что страховые компании практически всегда занижают объем компенсации, НЭ, чаще всего, приводит выплату к стоимости ущерба. По данным РСА, правозащитники и независимые эксперты отсудили в 2016 году свыше 10 млрд руб.

Важно понимать: страховщики и рекомендованные ими техники-эксперты действуют в рамках договорных отношений, и их общая задача - снизить сумму выплаты. А поскольку сотрудники НЭ, действуя в интересах автовладельца, сумму стремятся повысить, возникает конфликт интересов. Дошло до того, что члены Российского союза автостраховщиков называют независимые структуры мошенниками!

Условия применения НЭ

Суть, цели и задачи независимой экспертизы указаны в ст. 12.1 Федерального закона № 40 от 25 апреля 2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В частности, НЭ ведется для объективного расчета стоимости полученных повреждений, и проводят ее незаинтересованные специалисты. В своей работе они исследуют:

  • стоимость материалов, работ и запчастей;
  • износ комплектующих и деталей;
  • среднегодовой пробег машин по региону;
  • повышающий или понижающий региональный коэффициент;
  • цену остатков при гибели ТС.

Подход к НЭ между сотрудниками, рекомендованными СК и сторонними, кардинально различается. В первом случае техники сознательно занижают сумму выплаты, поскольку экономят деньги СК, во втором - целенаправленно завышают, поскольку действуют в интересах автовладельца. Несмотря на большое количество нормативно-правовых актов, белых пятен в законодательстве много.

Какими законами регулируется НЭ?

Порядок и методика проведения независимой экспертизы после ДТП регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральным законом № 40 от 25 апреля 2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» («Об ОСАГО»);
  • Положением Банка России № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» от 19 сентября 2014 года;
  • Положением Банка России № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» от 19 сентября 2014 года;
  • Приказом Минтранса России № 277 «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования» от 22 сентября 2016 года.

Когда нужна НЭ после ДТП по ОСАГО

Считается, что независимая экспертиза применяется только для определения стоимости ущерба с целью рассчитать размер выплаты. Однако специалисты, в чьем распоряжении есть методика трасологических, динамических, баллистических исследований, нередко привлекаются для подготовки заключения в суд, Российский союз автостраховщиков, в рамках гражданского производства.

Если между участниками ДТП нет согласия об обстоятельствах аварии, и каждый озвучивает версию невиновности (стоял, двигался по правилам, не превышал скорость), специалист установит реального виновника. Во внимание примут размер повреждений, их глубину, остатки краски и грунта от другой машины, возможность получения ущерба при конкретной скорости и направлении движения. В этом случае эксперт даст заключение о:

  • динамике движения обоих транспортных средств;
  • направлении движения на момент ДТП;
  • степени вины каждого участника аварии;
  • возможности избежания аварии;
  • скрытых повреждениях и их тяжести.

В Екатеринбурге один из скандальных правозащитников, допустивший наезд на впереди идущее транспортное средство, подал в суд на его водителя. Невиновному вменили нарушение п. 8 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению БДД», касающегося знака «Шипы». Проведенная параллельно независимая экспертиза показала: если бы на передней машине стояла «липучка» (с более длинным тормозным путем), аварии удалось бы избежать.

Отметим, что осмотр поврежденного транспортного средства, фотографирование и видеосъемка – это лишь часть работы независимого эксперта. Его главная задача и цель – подготовить документы, которые объективно отразят стоимость ремонта и приведения автомобиля к первозданному виду. Для этих целей специалист обратится к открытой информации по:

  • стоимости автомобиля на момент ДТП;
  • цене деталей с учетом износа или без него;
  • объему и уровню работ по восстановлению авто;
  • стоимости среднестатистических деталей в вашем регионе.

Итогом экспертизы является конкретика в том, как много денег необходимо потратить на восстановление транспортного средства, либо, если оно конструктивно погибло, можно выручить за товарные остатки. Это особо важно, когда автомобиль очень редок в нынешних широтах, и заказ запчастей из-за границы сопряжен с серьезными временными и финансовыми затратами.

Если в ДТП попадет, скажем, очень редкий автомобиль, которых нет в России, СК попытается выплатить сумму, сопоставимую с другими моделями этой же марки. То, что цена запчастей эксклюзива в десятки раз превышает доступные модификации, СК вряд ли заинтересует. Независимый представитель может помочь хотя бы тем, что сумеет найти реальную стоимость элемента, где бы он ни продавался – в США, Японии или Европе.

Требования, предъявляемые к экспертам-техникам

Вот перечень основных требований, которые предъявляются к независимым экспертам:

  • прохождение регулярной аттестации МАК Министерства транспорта РФ;
  • знание методик, требований и иных законодательных актов;
  • проведение всех действий, связанных с экспертизой – осмотр, фиксация, составление отчетов;
  • профильное высшее образование и дополнительное профессиональное образование;
  • обязательное включение в государственный реестр.

Исходя из вышесказанного, специалист должен не только иметь профильное образование, но и пройти аттестацию. Этим подтверждается его профессионализм, актуальность и адекватность проводимых расчетов. Обращаясь в любую НЭ и познакомившись со «своим» мастером, обязательно следует проверить информацию о нем на сайте государственного реестра. В противном случае результаты его экспертизы могут быть признаны ничтожными.

Договор на проведение независимой экспертизы

Составляя договор на проведение НЭ, специалисту необходимо передать следующую информацию:

  • документы на транспортное средство;
  • документы, подтверждающие права на ТС;
  • материалы, относящиеся к ДТП;
  • акт калькуляции повреждений, выданный СК;
  • акт о страховом случае, выданный СК.

Обратите внимание! Вся процедура ведется в рамках Положения ЦБ РФ «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства», устанавливающего очень жесткие требования. В частности, и заявитель, и СК обязаны быть уведомлены письмом о проведении мероприятия с указанием даты и времени. Кроме того, лицо, проводящее НЭ, имеет право запрашивать у сторон объяснения и сведения.

При заказе независимой экспертизы чрезвычайно важно самому присутствовать на ней и постараться привлечь виновника аварии и представителя СК. Поскольку результаты скрепляются синей печатью, прошиваются и подписываются всеми сторонами, и присутствие, и отсутствие сотрудника СК является согласием с результатами исследования.

В договоре на оказание услуг указывается место и время проведения экспертизы, порядковый номер, основание к проведению (включая реквизиты актов калькуляции и о страховом случае), характеристики транспортного средства, описание ДТП и способствовавших ему условий, личности участников, компания, реализовавшая «автогражданку» и стоимость услуги.

Шаги независимой экспертизы по ОСАГО

Проведение независимой экспертизы техником состоит из следующих шагов:

  • осмотр поврежденных элементов;
  • проведение фото- и видеофиксации с описанием;
  • подготовка калькуляции восстановительного ремонта;
  • написание экспертного заключения по проведенной НЭ;
  • подготовка иных сопутствующих документов.

В приведенном перечне стоит обратить внимание на фразу «иные сопутствующие документы». Дело в том, что СК, пытаясь оспорить результаты, требуют акт независимой экспертизы и калькуляцию. Однако приведенное выше Положение ЦБ РФ четко оговаривает: по результатам НЭ готовится только экспертное заключение, полностью описывающее процесс в форме «вопрос-ответ»!

Поскольку в законодательство введена норма досудебного порядка урегулирования спора, сразу после получения на руки всех документов из экспертной организации необходимо обратиться в компанию с требованием доплаты. Если в течение 20 дней с момента получения заявления она отказывается от возмещения, можно подавать в суд в порядке гражданского производства.

Независимая негосударственная строительно-техническая экспертиза - один из самых достоверных видов определения качества строительных работ. Она основана на инструментальном анализе и сопоставлении его данных с существующей нормативной и правовой документацией.

Что такое строительно-техническая экспертиза и зачем она нужна

Проведение экспертизы позволяет получить фактические данные о качестве выполненных строительно-монтажных работ, установить полноту, достоверность и правильность представленных материалов, оценить принятые технические решения с точки зрения их соответствия требованиям действующих стандартов. Именно поэтому строительная экспертиза зданий является одним из надежных инструментов урегулирования споров между застройщиками и заказчиками.

При проведении экспертизы используются различные нормативные документы - ГОСТы, своды правил по строительству, методики, среди которых можно выделить:

  1. СП 13-102-2003. Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений.
  2. ГОСТ 31937-2011. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния.
  3. МДС 13-20.2004. Комплексная методика по обследованию и энергоаудиту реконструируемых зданий. Пособие по проектированию.
  4. МРР 2.2.07-98. Методика обследования зданий и сооружений при их реконструкции и перепланировке и др.

Строительно-техническая экспертиза может быть проведена в отношении практически любого строительного сооружения. При этом в перечень входят не только сами здания (жилые или промышленные), сооружения и конструкции (мосты, эстакады, дороги и пр.), но и следующие объекты:

  • документация строительного проекта, в которую включена смета со списком применяемых в строительстве материалов;
  • данные инженерно-геодезических изысканий;
  • земельные участки;
  • системы коммуникаций;
  • незавершенные строительные объекты.

Основная цель проведения строительно-технической экспертизы - определение технического состояния здания или иной конструкции. В рамках этой цели обычно решается целый список задач. Их количество зависит от того, какой именно объект подвергается экспертизе:

  • определение качества проведенных работ - выявление брака, дефектов и нарушений, прогнозирование их возможных последствий;
  • определение рыночной стоимости здания или помещения (с учетом проведенных работ);
  • проверка на соответствие ГОСТам, пожарным, экологическим, санитарно-эпидемиологическим нормам, пунктам заключенного между сторонами договора;
  • определение степени износа здания;
  • описание величины ущерба, нанесенного заливом, пожаром, фиксация его объемов и расчет стоимости восстановления;
  • контроль качества и/или испытания строительных конструкций и материалов;
  • проведение обследования при перепланировке здания, включая надстройку и углубление подвальной части;
  • разработка проектно-сметной документации;
  • геодезический мониторинг деформаций;
  • контрольный обмер помещений;
  • определение причин протечки крыши;
  • определение причин образования плесни на конструкциях;
  • установление причин аварий в инженерных коммуникациях;
  • экспертиза несущих конструкций и др.

Важно!
В некоторых случаях возникает необходимость и в экспертной оценке заключения самой независимой экспертизы для выявления сознательных ошибок, допущенных экспертами в интересах подрядчиков.

Как и любая деятельность, строительно-техническая экспертиза имеет свои собственные методы. Они позволяют быстро и эффективно получать необходимые данные независимо от объекта экспертизы и сложности проводимых работ. Среди этих методов - проведение замеров, ультразвуковая дефектоскопия, телевизионная оценка, исследования в лаборатории образцов, забираемых непосредственно на объектах, механическое воздействие на определенные участки зданий, выставление маяков на проблемных участках для выявления трещин.

Обычно строительная экспертиза проводится в тех случаях, если обнаружено наличие дефектов в здании, возобновлены работы на объекте незавершенного строительства, планируется ремонт или реконструкция объекта, изменяется его функциональное назначение, производится узаконивание и ввод в эксплуатацию здания, построенного без проектной документации, проводится подготовка сооружения к продаже.

Этапы проведения экспертизы

Документальным основанием для проведения строительно-технической экспертизы является пакет следующих документов:

  • заявление на строительно-техническую экспертизу;
  • свидетельство о государственной регистрации права;
  • проект строительства, реконструкции или ремонта здания (сооружения);
  • техпаспорт БТИ;
  • схемы и планы земельного участка.

Сама экспертиза проводится в два этапа:

  • Этап 1. Подготовка к экспертизе и изучение документации . Перед началом работ и заключением договора с экспертной организацией необходимо четко определить цели и задачи экспертизы. Сделать это инициатор исследования может самостоятельно, но целесообразнее обратиться за помощью к специалисту, так как сформулировать достаточно сложные задачи, не обладая необходимым опытом, без ошибок очень трудно.
    После этого эксперт или экспертная организация начинают подготовку к самой экспертизе. Прежде всего, определяются нормативные акты и государственные стандарты, которые потребуются в процессе работы. Затем эксперт изучает всю имеющуюся документацию, предоставленную заказчиком, на предмет ее достаточности для проведения экспертизы. На этом же этапе формируется стратегия и тактика будущего исследования, порядок измерений.
  • Этап 2. Проведение измерений . Все измерения при экспертизе должны проводиться в той последовательности, которая определена каждым конкретным случаем. Например, исследование здания снаружи может быть проведено только при дневном свете и оптимальных для приборов погодных условиях. Внутренние же работы практически ничем не ограничены - для них достаточно искусственного освещения, а при наличии отопления экспертиза может проводиться в любое время года и при любой погоде.

Перед началом инструментальных измерений необходимо провести визуальное обследование здания:

  • осмотр и выявление видимых дефектов и повреждений здания;
  • фотофиксацию выявленных дефектов.

Это делается для того, чтобы составить схему вскрытий, отметить места шурфов и забора проб грунта для проведения лабораторных исследований. Кроме того, фотографии дефектов понадобятся для составления отчета о результатах экспертизы.

Детальные инструментальные измерения при проведении строительной экспертизы обычно включают следующие мероприятия:

  1. Обмерные работы с составлением поэтажных планов, фасадов, разрезов и узлов. Сложность измерений зависит от функционального назначения, особенностей конструкции и размеров обследуемого строения.
  2. Проведение выборочного вскрытия железобетонных конструкций для определения диаметра и качества арматуры, толщины защитного бетонного слоя и глубины карбонизации бетона.
  3. Отбор стружки из металлических деталей конструкции для лабораторного определения химического состава.
  4. Проведение согласно утвержденным методикам ультразвукового обследования, отбора образцов, испытаний на взрыв для определения прочности конструктивных элементов здания.
  5. Сооружение контрольных шурфов для обследования фундамента и грунта в основании здания. Пробы грунта для определения его физико-механических характеристик исследуются в аккредитованной лаборатории.
  6. Проверочные расчеты конструкций здания , наиболее подверженных нагрузкам.

На основе всех проведенных измерений и исследований составляется заключение, содержащее подробное описание объекта, его дефектов и рекомендаций по проведению работ, необходимых для их устранения.

Важно!
Эксперт обязан хранить в тайне все сведения, ставшие ему известными по роду служебной деятельности.

Сроки проведения независимой строительно-технической экспертизы, в отличие от государственной, законодательно не определены. Если государственная экспертиза не может проводиться дольше двух месяцев, то срок проведения независимой полностью определяется объемом исследуемого объекта. Если экспертиза проводится по требованию суда, то у последнего есть право уточнить сроки проведения, а в случае умышленного затягивания - поставить вопрос о наказании эксперта. В случае с несудебной экспертизой вопрос о сроках решается сторонами по договоренности.

Результаты строительной экспертизы

На основании проведенных исследований эксперты дают письменное заключение о результатах проведения экспертизы, заверенное их подписями и печатью экспертного учреждения. Во вступлении должны содержаться сведения о времени и месте производства экспертизы, об основании для ее производства, сведения об экспертном учреждении или об эксперте, вопросы, поставленные в начале процедур, и сведения об участниках экспертизы.

В основной части заключения излагается следующее:

  • детальное описание объекта и примененных методов экспертизы;
  • техническая часть: все проделанные расчеты, результаты поверочных и обмерных работ, протоколы испытаний;
  • графическая часть, иллюстрирующая заключение эксперта: материалы фотофиксации и рабочие чертежи, с нанесенными на них отметками;
  • дефектная ведомость, содержащая список всех повреждений здания или сооружения и объем ремонтных работ по их устранению;
  • выводы эксперта и рекомендации по устранению дефектов.

Обычно заключение отвечает на вопрос о том, возможна ли эксплуатация здания в будущем, может ли быть проведена его реконструкция. Если экспертиза проводилась для разрешения спорной ситуации, то в заключении будут определены причины дефектов и повреждений, а также виновное лицо.

Основная цель независимой экспертизы автомобиля заключается в полнейшем восстановлении механизма и обстоятельств, при которых произошло дорожно-транспортное происшествие, а также определении причин, способствующих его возникновению. Зачастую независимая экспертиза проводится, когда рассматриваются административные, гражданские и уголовные дела, связанные с . Ещё её проведение возможно в несудебном порядке по факту заявления как физических, так и юридических лиц.

Независимая автомобильная экспертиза может детально восстановить ситуацию дорожно-транспортного происшествия и определить причины, способствующие ему. При этом сам его механизм устанавливается до мелочей, учитываются все исходные данные, которые исследуются экспертами, и делаются корректные выводы.

В каких случаях нужна независимая экспертиза

Итак, процедура независимой экспертизы проводится в следующих случаях:

1. У водителя возникли сомнения касательно ранее проведённой оценки происшествия.

2. Необходимо проверить финансовую часть вопроса.

3. Приобретается битый автомобиль или сильно реставрированный.

Кстати, определить добросовестность оценщика, предоставленного страховой компанией, можно очень просто: официальный дилер расскажет вам всё о стоимости тех или иных элементов, которым необходим ремонт или замена. Чтобы действовать в правильном направлении и получить со всего этого максимальную выгоду, необходимо сделать следующее:

1. Обратиться в страховую компанию сразу после зафиксированного факта ДТП и попросить оценить состояние транспортного средства.

2. Провести мониторинг экспертизы, сверяясь с оценочным листом, который можно взять у страховщика.

3. Обратиться за предоставлением услуг в независимую экспертную контору, если выявились признаки обмана и умышленное занижение стоимости. Конечно, данная услуга не бесплатна, и решение в вашу пользу в процентном соотношении будет пропорционально стоимости самого автомобиля, которому необходим ремонт.

Важно знать! Стоимость восстановительных работ, которую рассчитает незаинтересованный эксперт, как правило, на 20, а то и 30 процентов выше той, что указывают представители страховой компании.

4. Если имеется факт выявления существенной оценочной разницы, тогда следующим этапом будет подача искового заявления в суд на страховую компанию, которая проводила оценку ранее.

Полезно знать! Вы можете прибегнуть к услугам штатных юристов, которые сотрудничают с компанией по проведению независимых экспертиз. Да, эти услуги тоже оплачиваются, но их можно компенсировать в судебном порядке.

Знайте, что как минимум 90 подобных дел из 100 выигрываются, следовательно, если водителями движут исключительно честные умыслы, тогда им не о чем переживать. Независимая экспертиза автомобиля позволяет получить все денежные средства, которые вам положены по закону, а они действительно необходимы для ремонта автомобиля, получившего повреждения в дорожно-транспортном происшествии.

Виды экспертизы

Само понятие «автомобильная независимая экспертиза» включает в себя разные подвиды:

Автотехническая экспертиза дорожно-транспортного происшествия.

Независимая экспертиза после произошедшего ДТП.

Судебная экспертиза автомобиля.

Оценка рыночной стоимости машины.

Экспертиза лакокрасочного покрытия.

Трасологическая экспертиза.

Просчёт потери стоимости товара.

Нотариальная оценка.

Бесплатное юридическое консультирование.

Представительство при судебном процессе.

Необходимость проведения данной экспертизы возникает с фактом дорожно-транспортного происшествия, а также в случаях, когда произошла поломка транспортного средства. Для выяснения обстоятельств и виновника аварии необходимо чётко и ясно представить факт произошедшего события. Очень часто на месте случившейся аварии информация трактуется необъективно, а виновный субъект ДТП может и вовсе ошибочно определиться, как и уровень материального ущерба, нанесённого в результате этого ДТП.

Как правило, виновная и пострадавшая стороны расходятся в своих показаниях, трактуя их в наиболее выгодном для себя свете. Чтобы разобраться в такой ситуации, прибегают к услугам эксперта, который обладает узкоспециализированными знаниями в этой области. Третье независимое лицо даст объективную оценку произошедшему, поможет правильно установить виновного, ответит на ряд вопросов и допущений и воссоздаст то, что в действительности происходило на момент дорожно-транспортного происшествия. А далее степень виновности и размер нанесённого материального ущерба будут определяться в судебном порядке.

Независимые автомобильные эксперты занимаются решением широкого спектра вопросов. Они не только разрешают все спорные моменты, которые возникли во время ДТП, но к их помощи прибегают также в случаях, когда требуется проявление специализированных автотехнических знаний. Проведение такого рода экспертизы разумно в случаях, когда существуют определённые, неразрешимые между пострадавшими, принципиальные разногласия касательно определения размера материального ущерба и других спорных вопросов.


Независимая автотехническая экспертиза носит несколько названий: экспертиза ДТП, автоэкспертиза, просто транспортная, но, по мнению экспертов, наиболее соответствующим для неё названием является дорожно-транспортная экспертиза. Так как предметом расследования здесь выступает не только непосредственно само транспортное средство, но и другие элементы дорожного потока, дороги, тротуары, разного рода близлежащие конструкции, состояние водителей, попавших в ДТП, их действия и действия других лиц, на тот момент находившихся в области происшествия аварии.

Трасологическая экспертиза

Данный вид независимой автотехнической экспертизы направлен на проведение исследований следов и объектов, которые являются следообразующими и следовоспринимающими, с целью определения механизма следообразования, идентификации всех объектов, которые оставили эти следы и определения их принадлежности к определённой группе. Таковыми могут являться многие материальные объекты с отображающими свойствами.

В зависимости от исследуемых объектов, трасологическая экспертиза подразделяется на следующие виды:

Экспертиза человеческих следов.

Экспертиза инструментов и механизмов.

Транспортно-трасологическая экспертиза.

Экспертиза следов, оставленных животными.

Трасологическая экспертиза призвана решать диагностические и идентификационные задачи. Идентификационные подразумевают под собой установление как групповой принадлежности, так и индивидуального тождества. Диагностические задачи включают в себя решение вопросов по обнаружению и фиксации следов, их определению пригодности к идентифицированию, установлению механизмов следообразования и прочее.

Автотовароведческая

Здесь проведение исследований на себя берёт эксперт-товаровед, который обладает специальными познаниями, необходимой квалификацией и большим опытом в подобных делах. Цель данной экспертизы – определить стоимость того или иного транспортного средства. К таковым относятся разного рода устройства, предназначенные для транспортировки людей и перевозки грузов или оборудования. С помощью автотовароведческой экспертизы определяется стоимость транспортного средства с учётом его амортизационного износа в момент ДТП, а также оценивание целых или рабочих частей ТС.

Данная независимая экспертиза является наиболее часто заказываемой, а это напрямую связано с популяризацией разного рода транспортных средств на дорогах нашей страны. Страховые выплаты, возмещающие полученный ущерб после ДТП, как правило, становятся предметом споров, которые разрешаются исключительно в судебном порядке при помощи независимой автотовароведческой экспертизы. Она может проводиться и по инициативе лишь одной стороны, если не получается найти консенсус относительно стоимости транспортного средства или размера нанесённого (полученного) ущерба.

Кто проводит экспертизу

Независимая автомобильно-техническая экспертиза проводится специалистами, которые являются знатоками в области автомобильной техники со специальными знаниями и навыками для проведения таких исследований. Бывают случаи, когда на проведение экспертизы отводится определённый временной отрезок. Данная экспертиза проводится, когда необходимо оценить ущерб, причинённый в результате дорожно-транспортного происшествия, оценить транспортное средство при разделе имущества, чтобы получить выплаты по страховке.

Экспертиза потребуется в случае , для определения его балансовой стоимости, когда необходимо оформить дарственную, если возникли разногласия относительно стоимости машины, для её ремонта, и если транспортное средство, по мнению владельца, поддалось необъективной оценке.

Порядок проведения автоэкспертизы

Если независимая автотехническая экспертиза необходима для определения ущерба, нанесённого при дорожно-транспортном происшествии или стихийном бедствии, тогда существует определённый порядок в её проведении. Оценка проводится до того, как начали проводиться разного рода и степени ремонтные работы. То есть автомобиль должен оставаться в таком ущербном состоянии, пока не проведётся оценка экспертов по всем пунктам, которые указаны ниже.

1. Нужно обратиться в независимую оценочную компанию. В штате организации должны находиться специалисты, которые имеют регистрацию в саморегулируемой организации оценщиков.

3. Если имеются третьи заинтересованные лица, нужно проводить осмотр также и в их присутствии.

4. Сообщить виновнику, причинившему ущерб, и страховой компании все данные касательно проведения осмотра и оценки автомобиля. Делается это путём телеграфирования с уведомлением о вручении. Это очень важный пункт! Он необходим для того, чтобы официально вызвать на место проведения оценки лиц, которые заинтересованы в осмотре автомобиля после дорожно-транспортного происшествия.

5. Заказчику независимой автомобильной экспертизы необходимо своевременно отослать телеграмму с уведомлением о том, что она получена, а также собрать все копии отправленных телеграмм и проверить, заверены ли они печатью телеграфного узла.

6. Если вторая сторона дорожно-транспортного происшествия проживает в одном городе с вами, тогда нельзя затягивать с отправкой телеграммы более чем на три рабочих дня перед проведением осмотра. Дни отправки уведомления и проведения экспертной оценки не учитываются. Если же он проживает в другом городе, тогда срок увеличивается ровно вдвое – даётся шесть рабочих дней.

Приведём детальный наглядный пример для закрепления вышесказанного. Вы запланировали проведение оценки ущерба вашего автомобиля после ДТП в среду грядущей недели, ответчик проживает в том же городе, что и вы, а значит, отправлять телеграмму нужно не позднее четверга этой недели. Другие участники имеют полное право не присутствовать при проведении экспертизы, но ваша обязанность уведомления их о данных проведения оценки остаётся в силе. Если же вы не уведомите своих оппонентов, тогда такую оценку можно считать недействительной.

Если вторая сторона по прошествии тридцати минут после времени, указанного в телеграмме, не явилась, тогда можно начинать проводить осмотр автомобиля, если заказчик предоставит копию телеграммы о вызове второй стороны и уведомление о её получении.

7. Подготовка транспортного средства к проведению экспертизы:

Машина должна быть вымыта, чтобы можно было детальнее выявить имеющиеся дефекты.

К подкапотному пространству и багажнику должен открываться доступ. Если же это не получается сделать в силу разного рода повреждений, тогда обговорите этот вопрос с экспертом-оценщиком, когда будете согласовывать дату, время и место проведения независимой экспертизы.

Багажник должен быть пустым, если он попал в зону нанесённых повреждений. Данное условие необходимо для того, чтобы обеспечивался лёгкий доступ к элементам в зоне удара, и чтобы выявить возможные повреждения.

Следует предоставить машину, документы на неё, а также бумаги по факту повреждения в оговорённое с оценщиком время осмотра.

Изучить результаты проведённой оценки, которые занесены в акт осмотра. Если не имеется каких-либо замечаний, подписать его.

Компания-оценщик просчитает причинённый ущерб на основании составленного акта, подготовит всю необходимую документацию и выдаст заказчику.

Возмещение расходов на проведение экспертизы

Согласно действующему украинскому законодательству, государство не обязуется возмещать расходы на проведение независимой автотехнической экспертизы. Все возможные затраты на проведение экспертизы возлагают на себя участники процесса. Но зачастую случается, что одна из сторон начинает отлынивать от оплачивания экспертизы. Тогда нужно обращаться к специалистам, чтобы те прояснили ситуацию и разрешили проблему.

Согласно Гражданско-процессуальному кодексу Украины, если экспертиза проводится только по инициативе одной стороны, тогда и все финансовые вопросы касательно оплаты услуг оценочной компании будут ложится на его плечи. Если же проведение экспертизы обговорено и решено двумя сторонами, тогда сумма оплаты разделяется между ними ровно пополам. В аналогичном порядке экспертные услуги оплачиваются, если экспертиза назначена по судебной инициативе. Оплата производится заблаговременно.

Дальнейшее перераспределение расходных средств назначается после окончания судебного процесса. Если исковое заявление было удовлетворено, и в судебном порядке вина будет возложена на ответчика, он и будет должен оплатить все расходы по проведению автотехнической экспертизы. Если в удовлетворении иска отказано, тогда всё оплачивает истец, он же заказчик экспертизы.

Часто между сторонами возникают споры касательно того, кто и сколько будет оплачивать работу независимого эксперта, хотя весь процесс чётко урегулирован законодательством. Иногда независимый эксперт так и не получает оплату своего труда, и поэтому дело снова возвращается «на круги своя» – в суд, а экспертиза заканчивается, так и не начавшись.

Как правило, такие дела не имеют дальнейшего продолжения в судебном порядке, простаивают по несколько лет, оказывая негативное влияние на весь процесс, пока полностью не утратят свою актуальность. Чтобы избежать подобных неурядиц, суд назначает принудительную оплату услуг независимого специалиста автотехнической экспертизы.

Оплата автомобильной экспертизы – больное место для заказчиков, как показывает практика, поэтому и применяются жёсткие меры по принудительному взысканию. За консультацией касательно возмещения расходов на проведённую экспертизу можно обратиться к любому более-менее «подкованному» юристу вашего города или воспользоваться консультацией онлайн, которая будет бесплатной. Здесь может возникать огромное количество всевозможных нюансов, а всё рассказать и показать вам смогут только специалисты этого дела.