Закон О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации. Закон РФ О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации

Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах): значение и содержание Закона

Важное значение для возрождения потребительской кооперации имело обновление правовых основ ее деятельности. Закон СССР о кооперации в СССР 1988г. при своей относительной прогрессивности был несовершенен, а после 1991г. он частично устарел, и возникла надобность в специальном законе о потребительской кооперации.

Им стал Закон "О потребительской кооперации в Российской Федерации", принятый Верховным Советом Российской Федерации в июне 1992г. Он состоял из 4 глав и 9 статей. Закон признал необходимость потребительских обществ и их союзов для общества, юридически закрепил правовые, экономические и социальные основы их деятельности, заложил предпосылки возрождения потребительской кооперации на подлинно демократической основе и использования ее хозяйственного (предпринимательского) потенциала в интересах пайщиков и обслуживаемого населения.

В соответствии с указанным Законом были приняты новые уставы потребительских обществ и потребсоюзов. Имущество каждого потребительского общества стало принадлежать его пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности; работники кооперации тоже начали закреплять за собой выделяемую, согласно уставу, часть имущества. Закон предусматривал, что взаимоотношения между потребительскими обществами и союзами, а также между союзами впредь строятся на договорной основе. Уже к началу 1993г. почти все потребительские общества России тайным голосованием пайщиков на общих собраниях приняли решение о вступлении в местные союзы и Центросоюз, превратившийся теперь в союз кооперативов.

В целом же Закон "О потребительской кооперации в Российской Федерации", несмотря на свои существенные изъяны, спас старейшую кооперативную систему страны от распада, а ее собственность -- от полного и форсированного "раскооперирования".

С января 1995г. начала действовать первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 116 которого посвящена потребительским кооперативам. Возникло противоречие между статьями Закона "О потребительской кооперации в Российской Федерации" 1992г. и положениями нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Например, согласно пункту 1 статьи 5 указанного Закона имущество потребительского общества принадлежит пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности, а в пункте 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительские кооперативы отнесены к таким юридическим лицам, в отношении которых их участники (члены) имеют не вещные, а обязательственные права, в силу чего собственником имущества признается сам потребительский кооператив, но не его пайщики и не его работники.

Для устранения таких принципиальных противоречий в законодательстве и в связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации в июле 1997г. издан Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации".

В новой редакции это Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". Основной дух Закона -- признание пайщика самой важной фигурой не только в своем потребительском обществе, но и в системе потребительской кооперации. Правовые акты прежней, социалистической формации принуждали потребительскую кооперацию обеспечивать товарами "своих членов и обслуживаемое население". А в этом постсоветском Законе "обслуживаемое население" (или "остальное население") даже не упоминается. Зато через весь Закон красной нитью проходит одна основная идея: организации потребительской кооперации созданы пайщиками и должны верно служить интересам этих пайщиков.

Закон состоит из преамбулы, 9 глав, 40 статей.

В преамбуле определены основные задачи потребительской кооперации. Записано, что Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти общества и союзы, государственную поддержку.

В главе первой -- "Общие положения" -- раскрыты использованные в Законе основные понятия, определены взаимоотношения государства и системы потребительской кооперации, сформулированы важнейшие принципы создания и деятельности потребительского общества, его правомочия как юридического лица, особенности трудовых отношений в обществах и их союзах.

Глава вторая -- "Образование потребительского общества" -- определяет порядок учреждения потребительского общества, его государственной регистрации и круг сведений, которые должны содержаться в уставе общества.

Глава третья -- "Членство в потребительском обществе" -- содержит статьи о приеме в потребительское общество, о правах и обязанностях пайщиков, случаях прекращения членства в обществе, возврате паевого взноса пайщику, выходящему или исключенному из общества.

В главе четвертой -- "Органы управления потребительского общества" -- дана структура этих органов, определены полномочия общего собрания общества, собрания пайщиков кооперативного участка, общего собрания уполномоченных общества, совета общества и ревизионной комиссии общества. Устанавливается также порядок принятия решений на указанных собраниях.

Глава пятая -- "Имущество потребительского общества" -- устанавливает источники формирования имущества, содержит перечень создаваемых в потребительском обществе фондов, определяет порядок распределения доходов, а также имущественную ответственность общества и его членов.

В главе шестой -- "Основы деятельности потребительского общества" -- речь идет о бухгалтерском учете и финансовой отчетности общества, порядке ведения документов и самих документах, которые должны храниться по месту нахождения совета потребительского общества.

Глава седьмая -- "Реорганизация и ликвидация потребительского общества" -- определяет порядок слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, ликвидации потребительского общества, а также порядок использования имущества ликвидируемого общества.

В главе восьмой -- "Союз потребительских обществ" -- рассматриваются основные принципы создания и деятельности союза, порядок вступления в союз, источники его имущества, полномочия органов управления и контроля союза и, наконец, порядок реорганизации и ликвидации союза.

Глава девятая -- "Переходные положения" -- содержит требование к потребительским обществам, союзам потребительских обществ, их организациям и учреждениям, созданным до вступления в силу настоящего Закона, привести свои уставы в соответствие с ним в течение 12 месяцев.

Данный Закон Российской Федерации был дважды обновлен и дополнен - в апреле 2000г. и в марте 2002г.. В результате в Законе расширен перечень задач потребительской кооперации; уточнены вопросы, относящиеся к компетенции советов и правлений потребительских обществ и их союзов; зафиксирована норма о праве союза осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении как потребительских обществ, которые являются членами данного союза, так и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов потребительских обществ, и т. д.

Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" является правовой базой возрождения потребительской кооперации, ее реформирования в соответствии с проводимыми в стране преобразованиями. Закон открыл новый этап в развитии кооперативного движения потребителей в России, расширил возможности для свободного развития потребительской кооперации Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - стр.400 с..

Вывод: Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» регулирует правовые отношения непосредственно потребительских обществ и их союзов, действующих в единой системе -- системе потребительской кооперации.

Федеральный закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзов) в Российской Федерации» в редакции 1997г. открыл простор для реформирования организационной структуры потребительской кооперации.

Потребительская кооперация предполагает добровольное объединение физических и юрлиц на основе членства. Ее целью выступает удовлетворение нужд субъектов в услугах и товарах. Первоначальное имущество таких объединений формируется из паевых взносов. Рассмотрим далее, как происходило развитие потребительской кооперации.

Зарождение

История потребительской кооперации началась в 19-м столетии. Родиной первых объединений была Великобритания. В то время предприятия потребительской кооперации открывались благотворителями. Они стремились улучшить условия труда и положение рабочих. С 1820-1830 гг. владельцами кооперативных магазинов, хлебопекарен, мельниц становились сами трудящиеся. Создававшиеся объединения позволяли приобретать продукцию по сниженным ценам. В 1844-м английскими ткачами был открыт кооператив, принципы формирования которого стали основными для последующих предприятий этой категории. К этим основам относят следующие положения:

  1. Небольшие паевые взносы.
  2. Равноправие среди всех кооператоров и наличие одного голоса у каждого.
  3. Ограниченное количество паев для каждого члена объединения.
  4. Реализация продукции осуществляется по умеренным рыночным ценам и за наличный расчет.
  5. Стоимость товара для всех одинакова (в том числе для тех, кто не входит в объединение).

Организации потребительской кооперации в СССР

В советское время распространение получили торгово-заготовительные объединения. Сельскохозяйственная потребительская кооперация, существовавшая в СССР, решала ряд актуальных задач. В их числе, в частности, были вопросы по:

  1. Реализации. Розничная торговля в сельской местности осуществлялась, преимущественно, за счет потребкооперации.
  2. Закупке. Сформированные объединения приобретали у совхозов, колхозов, населения материалы и сырье, дикорастущие грибы, ягоды и плоды, лекарственные травы.
  3. Производству. Система потребительской кооперации способствовала развитию пищевой промышленности (на базе местной с/х продукции) и выпуск непродовольственных товаров (из с/х и иного местного сырья).

К 1990 году объединения обслуживали около 40 % населения. Их членами было порядка 30 млн человек. На долю объединений приходилась 1/4 розничного товарного оборота, около 1/2 заготовок картофеля, 1/3 овощных закупок, больше трети хлебной продукции. На сегодняшний день в стране действует порядка 20-25 потребительских кооперативов.

Основы современных объединений

Российская потребительская кооперация сегодня представляет собой многоотраслевую социально-экономическую структуру. Целью ее функционирования выступает удовлетворение индивидуальных, общественных и прочих нужд членов-пайщиков в услугах и товарах. Кроме этого, потребительская кооперация в России обеспечивает обслуживание финансовых интересов производителей продукции, объединившихся в ней. Вместе с этим достигается определенная выгода остальных участников.

Особенности потребительской кооперации

Одной из отличительных черт рассматриваемой структуры выступает специфичное сочетание социальных и хозяйственных функций. Именно из этого комплекса исходят особенности формирования и совершенствования форм кооперации. Управленческая структура объединяет в себе два начала. Одно из них - организационно-правовая форма выступает как узаконенная основа объединения хозяйствующего субъекта, обладающего правами юрлица. Он осуществляет производство и реализацию услуг и товаров, используя имущество, закрепленное за ним. Второе начало формируется последовательно соподчиненных и работающих при этом параллельно управленческих органов. Деятельность структуры регулирует Закон "О потребительской кооперации".

Структурная специфика

Потребительская кооперация включает в себя следующие управленческие схемы:

  1. В структуре "союз-союз".
  2. Внутри общества.
  3. В системе "объединение-союз".

Организационная форма выступает в качестве конструктивного элемента, который:

Социальный статус

Характеризуясь перечисленными выше отличительными чертами, потребительская кооперация обладает в определенной степени самобытностью. Каждое объединение представляет собой некоммерческую структуру, которая выполняет общественные задачи. При этом свою хозяйственную деятельность предприятие планирует на базе кооперативной идеологии, ценностях и принципах, что определяет его потенциал и преимущества по отношению к прочим субъектам рынка.

Выступая в качестве некоммерческого, объединение закрепляет и фиксирует сферу экономических взаимодействий между администрацией и пайщиками по вопросам реализации объектов общей собственности. Вместе с этим потребительская кооперация устанавливает порядок осуществления взаимосвязи с внешней средой. К ней, в частности, относят муниципальные структуры власти и государство. Это взаимодействие обеспечивается через страховые и финансовые компании, налоговую службу и так далее. В этой связи потребительская кооперация рассматривается в качестве единственной структуры, тесно интегрирующей государственный интерес с социальными группами.

Элементы структуры

Нормативные акты о потребительской кооперации в РФ характеризуют ее как комплекс обществ и союзов, сформированных для удовлетворения материальных и прочих нужд их участников. В этой связи выделяют следующие ее элементы:


Самоорганизация

Системный характер, которым обладает потребительская кооперация, позволяет сформулировать ее основные свойства. Они, собственно, составляют содержание социальной и экономической функций структуры. Одним из таких свойств выступает самоорганизация. Она является основным способом формирования кооперативов любого вида. Самоорганизация базируется на инициативности и собственных средствах граждан, которые они объединяют добровольно для решения насущных вопросов. Именно этот механизм позволяет сконцентрировать и внедрить в экономический оборот неиспользуемые запасы на национальном, региональном и местном уровнях для скорейшего удовлетворения текущих нужд населения и самих пайщиков.

Структурность

Свойство системности предполагает, что те или иные формы потребительских объединений (общества и их союзы) определенным образом взаимодействуют друг с другом. Эта взаимосвязь обеспечивается сохранением вертикальных уровней управления и власти, коммуникационных каналов и механизма решения задач. Это позволяет проанализировать деятельность разных структурных элементов кооперации, например, относительно выпуска товаров, совокупных трудовых ресурсов, реализации единых стратегических планов и так далее.

Специфика обществ

Потребительское объединение представляет собой добровольную структуру. Оно формируется гражданами и юрлицами по территориальному признаку на основе членства. Общество объединяет имущественные паевые взносы для осуществления производственной, заготовительной, торговой и прочей деятельности для удовлетворения потребностей участников материального характера. Данное определение отражает следующие специфические черты объединений:


Классификация

Потребительские общества разделяются по:

1. Территориальному признаку на:

  • сельпо;
  • горпо;
  • райпо.

2. Профессиональному или социальному составу участников на:

  • рабочие кооперативы;
  • рыболовецкие объединения;
  • студенческие общества;
  • ученические объединения.

Потребительские общества считаются первичными структурными элементами. Они объединяют участников и формируют более крупные элементы. Проще говоря, если не будет потребительских обществ, не будет и союзов, а следовательно, и самой кооперации. Комплекс объединений разного уровня обеспечивает более устойчивое правовое положение в стране в целом и регионе в частности. Социально-экономическая деятельность обществ, состоящих в союзах, отличается лучшей организованностью и обеспечена защищенностью в рамках рынка.

Структурные уровни

Организационное построение потребительской кооперации основывается на принципе административно-территориального разделения в стране. Каждое объединение или их группа располагается на том или другом вертикальном уровне. Первый сформирован потребительскими обществами, выступающими в качестве добровольных объединений физических (реже юридических) лиц в одном либо нескольких населенных пунктах (горпо, сельпо). На следующей ступени находятся районные союзы. Они сформированы объединениями обществ на территории определенных районов.

На третьем уровне располагаются республиканские, краевые, областные союзы. На четвертой ступени находится добровольное объединение всех обществ страны. Оно представлено Центральным союзом. Переход с четырех- на трехуровневую структуру способствует уменьшению количества обществ, их укрупнению. Это, в свою очередь, упрощает управляемость всей системы. Большая часть районных союзов и объединений, присутствующих в них, преобразованы в райпо. Основным преимуществом создания районных обществ считается концентрация капитала. Это способствует упрочению положения объединений. Райпо сегодня выступают как крупные конкурентоспособные структуры, действующие на рынке.

Участники обществ

Потребительские объединения и их союзы как юрлица имеют специфические контрольные органы и управленческий аппарат. В зависимости от числа участников и территориального расположения выделяют:

  1. Общества без участков. Такие небольшие объединения формируются тогда, когда количество пайщиков небольшое и их всех можно привлечь для участия в общих собраниях.
  2. Общества с участками. Такие объединения создаются, если участники проживают в нескольких населенных пунктах, а общее число членов достаточно велико.

Следует отметить, что Закон "О потребительской кооперации" не устанавливает пределы по количеству пайщиков. Так, в обществе могут состоять как несколько сотен, так и тысяч участников. На сегодняшний день преобладают крупные объединения. В таких обществах созвать общее собрание невозможно. В этой связи для обеспечения участия всех членов в принятии решений формируются кооперативные участки. Высшим управленческим органом в таких объединениях выступает собрание пайщиков от каждой местности. В качестве кооперативного участка может выступать село, несколько (или один) населенных пункта, городская улица или иная территориальная структура, в которой состоит не более 300 человек.

Органы контроля и управления

Для потребительского общества без участков характерна следующая административная система:

  1. Высший управляющий орган представлен собранием пайщиков. Оно созывается не реже раза в год.
  2. Представительный орган - совет. Он избирается на общем собрании. Совет выполняет функцию управления в периоды между собраниями.
  3. Исполнительный орган - правление. Оно назначается советом и выступает в качестве структуры профессионального менеджмента. В его задачи входит руководство финансово-экономической деятельностью объединения.
  4. Контролирующий орган - ревизионная комиссия. Она избирается на общем собрании. В ее задачи входит обеспечение контроля над соблюдением уставных положений объединения, осуществлением хозяйственной и финансовой деятельности.

Потребительское общество с участками включает в себя:

Отличие между этими структурами в том, что в административные и надзорные подразделения в первом случае входят непосредственно все пайщики одного общества, а во втором - представители от каждого участка этого объединения. Управление в организациях потребкооперации осуществляется органами самоуправления (советами, собраниями, ревизионными комиссиями) и профессионального управления (правлением). Такая структура обеспечивает качественное администрирование обществами и позволяет реализовывать право каждого пайщика участвовать в принятии решений и контроле над их исполнением.

Создание потребительских обществ и кооперативов в России регулируется Законом 3085-1. Он предписывает правовые нормы в деятельности таких формирований и определяет следующие задачи :

  • формирование и функционирование торговых организаций для обеспечения потребительских сообществ необходимыми товарами и услугами;
  • проведение закупки у физических и юридических лиц сельскохозяйственной продукции для ее дальнейшей обработки;
  • производство пищевой и непродовольственной продукции и ее реализация через организации розничной торговли;
  • производственные и бытовые услуги членам кооперативов;
  • информирование и пропаганда идей и принципов кооперации.

Данный правовой акт гарантирует государственную поддержку потребительских организаций и обеспечивает правовую базу для их функционирования наряду с другими законодательными актами РФ.

Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» утвержден 19 июня 1992 . С момента вступления в силу документ дорабатывался и оптимизировался в соответствии с актуальными нормами законодательства. Последние изменения в редакцию Закона о кооперации были внесены 2 июля 2013.

Документ по своей структуре подразделяется на следующие главы :

  • общие положения;
  • порядок формирования потребительского общества;
  • членство в кооперативе;
  • органы управления организации;
  • имущество потребительского общества;
  • основы деятельности и функционирования;
  • процедура реорганизации и ликвидации;
  • союз потребительских обществ.

В общих положениях Закона о кооперации даются основные понятия и определения законодательства в данной сфере. Предписывается взаимодействие государства и системы потребительских сообществ, а также особенности их деятельности. Для создания такой кооперации закон определяет следующие принципы :

  • добровольность вступления и выхода из организации;
  • обязательность в уплате вступительных и паевых взносов;
  • демократичное управление и взаимопомощь пайщиков;
  • ограниченность выплат в обществе;
  • свободный доступ к информации о функционировании организации для всех ее членов;
  • акцентирование внимания на повышении культурного уровня пайщиков.

Порядок создания данной организации основывается на определенных предписаниях:

  • учредителями такого общества могут быть граждане от 16 лет, для создания требуется от 5 физических или от трех юридических лиц;
  • принятие решение о создании кооперации основывается на предписаниях данного закона;
  • формируется учредительное собрание, которое определяет устав общества, список пайщиков, организует органы управления и органы контроля, все решения оформляются протоколом;
  • организация проходит государственную регистрацию.

Глава 3 Закона 3085-1 регулирует членство в кооперации . Предписывается порядок принятия новых пайщиков, их права и обязанности. Определяется процедура выхода из кооператива и возврат паевого взноса.

Закон о кооперации регулирует функционирование органов управления и их структуру. Учитываются полномочия общего собрания пайщиков, а также порядок принятия решений. Регламентируется деятельность совета и правления кооперации, полномочия и ответственность ревизионной комиссии.

Глава 5 Закона 3085-1 определяет имущество кооператива и его источники. Регулируются размеры паевого взноса и формирование фонда потребительского общества. Учитывается получение доходов и их распределение, а также имущественная ответственность членов организации.

Союз потребительских коопераций согласно положениям закона формируется по следующим предписаниям:

  • основные принципы создания и функционирование союза;
  • порядок формирования, документы;
  • имущество, органы управления и контроля объединения;
  • полномочия общего собрания представителей кооперации, порядок принятия решений;
  • совет и правление объединения, ревизионная комиссия;
  • реорганизация и упразднение союза, прекращение членства.

В переходные положения данного правового акта включены предписания о порядке приведения документации действующих обществ. Она должна быть надлежащим образом оформлена не позднее 12 месяцев с момента утверждения данного правового акта.

Последние изменения, внесенные в закон 3085-1

Последние изменения Закона о кооперации были введены 2 июля 2013 года . Поправки внесли коррективы в редакцию следующих положений:

  • в пункте 1 статьи 11 в восьмом абзаце формулировка «образованием, профессиональной подготовкой » сокращена до «квалификацией », в 9 абзаце слова «на учебу в образовательные учреждения » заменены формулировкой «на обучение в образовательные организации »;
  • в п 4 ст 21 и в п 3 ст 33 «учреждения » заменены на «организации ».

Текст закона о потребительской кооперации

Скачать Закон 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» можно по . Документ представлен в последней редакции с изменениями, актуальными на 2017 год. Текст будет востребован гражданами и юридическими лицами, заинтересованными в вопросах создания или функционирования данных организаций.

В настоящей статье речь пойдет о такой экономической модели бизнеса, как потребительская кооперация. Потребительское общество по сути своей является объединением граждан, которые приняли решение вести хозяйственную деятельность совместно. Все производственные цепочки максимально освобождены от налогов. Продукция на выходе имеет меньшую себестоимость, из чего вытекает возможность увеличения товарооборота. В коммерческом же варианте реализации услуг и товаров на каждом этапе предусматривается налогообложение (на добавленную стоимость, на прибыль и др.) — даже в холдингах и группах компаний.

Закон, который мы рассмотрим, защищает пайщиков от притязаний кредиторов, приставов, поскольку на паевые взносы не может быть обращено взыскание. Имущество каждого участника защищено законодательством от рэкета, недобросовестных конкурентов или партнеров.

Описание закона № 3085-1

Закон РФ N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» был принят 19 июня 1992 года. Также в этом году был издан ФЗ 442. Читайте подробнее

Преамбула гласит, что нормы настоящего закона направлены на определение правовых, экономических и социальных основ образования и работы потреб. обществ и их объединений, которые в общей своей массе представляют потребительскую кооперацию в России.

Читайте также о последних изменениях в ФЗ 416 О водоснабжении и водоотведении в последней редакции по

Закон представлен 9-ю главами, поделенными на 40 статей.

Рассмотрим структуру нормативного акта тезисно:

  • Общие положения : терминология, государство и система потребительской кооперации, главные принципы образования и работы обществ, правомочия, особенности трудовых взаимоотношений в их рамках;
  • Образование потреб. общества : порядок процедуры, гос. регистрация, устав;
  • Членство : принятие пайщиков в состав сообщества, их права и обязанности, завершение членства и возврат внесенных средств вышедшему или исключенному пайщику;
  • Управление : структура руководящих органов, функции общего собрания пайщиков и собрания уполномоченных потреб. общества, собрание пайщиков кооперативного участка, совет правления, функции контрольной комиссии и ответственность ее представителей;
  • Имущество : источники формирования имущества потребительского общества, величина вступительного взноса и пая, фонды, доходы и их распределение, имущественная ответственность организации и пайщиков;
  • Основы деятельности : бухучет и финансовая отчетность, правила документооборота;
  • Порядок реструктуризации и ликвидирование организации;
  • Союзы : принципы и правила создания, работы и вступления в союзы, учредительная документация, имущество, выход из союза, реструктуризация и ликвидирование объединения, структура руководящих и контрольных органов, функции общего собрания, совет правления, контрольная комиссия, функции союзов в рамках защиты интересов обществ и прав дольщиков.

Читайте также об основных положениях закона №61

К числу основных задач потребительской кооперации относятся:

  • Образование и развитие торговых организаций в целях обеспечения участников сообщества продукцией;
  • Покупка у физических и юр. лиц сельхоз продукции и сырья, товаров частных подсобных и промысловых хозяйств, закупка плодов, ягод, грибов и лекарственных растений, растущих в дикой природе, с дальнейшей их обработкой и реализацией;
  • Изготовление непродовольственных товаров и производство пищевых продуктов с дальнейшей их продажей через розничные магазины;
  • Предоставление членам сообщества услуг бытового и производственного характера;
  • Популяризация идей и принципов кооперации, вытекающих из международной практики, ознакомление с ними каждого пайщика всех обществ, в т.ч. посредством СМИ.

Рассматриваемый нами закон является гарантией оказания государством поддержки каждому такому кооперативу, их объединению и отдельным гражданам и компаниям, продвигающим принципы и идеи кооперации, а также реализующим их на практике в размере, зависящем от общественной значимости каждой отдельной организации.

Вам будет интересно: ФЗ о банкротстве. Подробности

Помимо настоящего закона, вопросы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов регулируются также иными нормативно-правовыми актами российского законодательства, в их числе — Гражданский кодекс РФ (в частности, ст. 123.2).

Актуальную информацию о ФЗ 144 в новой редакции читайте

В статье 2 во избежание путаницы дано разъяснение о том, что положения закона не касаются потребительских кооперативов, действующих на основании ФЗ о сельскохозяйственной кооперации и имеющих узкую специализацию, к примеру, гаражные, жилищные, строительные и др. Для таких кооперативов использование формулировки «потребительское общество» (либо их союз) в наименовании организации законодательством запрещено!

Читайте ФЗ 214 в новой редакции

Последние изменения

Актуальная редакция закона датируется июлем 2013 года. Изменения, внесенные тогда федеральным законом N 185-ФЗ, коснулись отдельных формулировок в статьях 11-ой, 21-ой и 33-ей закона о потребительской кооперации.

  • В п. 1 ст. 11 о правах членов потребительского общества были изменены:
    • Абзац 8. Пайщики вправе быть принятыми вне очереди на работу в потребительское общество согласно с их квалификацией (вместо «образованием, профессиональной подготовкой» ) и учетом потребности в кадрах;
    • Абзац 9. Пайщики вправе получать направления на обучение в образовательные организации (вместо «на учебу в образовательные учреждения») потребительской кооперации.
  • В пункте 4 статьи 21 и пункте 3 статьи 33 слово «учреждения» также было заменено на организации (образовательные и иные).

Скачать закон о потребительской кооперации в последней редакции

В настоящей статье нами был рассмотрен закон, регулирующий аспекты деятельности организаций-участников системы потребительской кооперации в России. Законодательством для таких организаций предусмотрен ряд льгот в различных сферах помимо налоговой. Исключены отдельные виды дорогостоящих лицензий. В такой структуре удобно объединять различные виды и формы предпринимательства, в частности, кооперативные участки, которые не являются юридическими лицами. Процедура регистрации общества не сложнее, чем для обычного ИП — производится в налоговой инспекции в качестве некоммерческой организации.

Кроме преимуществ данной модели в плане непосредственно производства, существуют плюсы для отдельных ее участников. Возможно создание внутренних фондов, в т.ч. страховых и пенсионных. Организация может кредитовать своих пайщиков, минуя высокие проценты коммерческих банков. Отличительной особенностью системы кооперации является нацеленность не на прибыль компании, а на выгоду каждого отдельного пайщика. В отличие от стандартного инвестиционного бизнеса, существующего по принципу «чем больше вложил, тем больше получишь», в рамках системы кооперации права и возможности пайщиков максимально уравнены.

Чтобы ознакомиться с нормами законодательства, регулирующими аспекты деятельности рассмотренной нами модели, предлагаем (ред. от 02.07.2013) «О потребительской кооперации (обществах, их союзах) в РФ».

Нам до сих пор продолжают поступать вопросы в связи с изменениями в Гражданский Кодекс РФ, которые затронули потребительские общества, поэтому принято решение рассказать об этом ещё раз.

Тем более, что подобная статья от января 2014 г. () в части своей устарела. Вот эту «устаревшую часть» и рассмотрим.

Поэтому, будем обсуждать «первоисточники» (цитаты выделены коричневым цветом, курсивом) заново.

Первое.

ГК РФ. Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации.
Пункт 1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Пункт 3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
1) потребительских кооперативов …

далее рассматриваем Статью 5 «нашего любимого» Закона №3085-1 от 19 июня 1992г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах их союзах) в Российской Федерации» , в которой сказано:

Потребительское общество созданное в форме потребительского кооператива…

Т.е. организационно-правовая форма , установленная с 01.09.2014г. для вновь создаваемых организаций по Закону 3085-1 — потребительский кооператив. По действующему ОКОПФ (Общероссийский классификатор организационно-правовых форм) вновь создаваемому юридическому лицу по Закону 3085-1 органы гос.статистики должны присвоить код 2 01 00 (Потребительские кооперативы).

Как будет сказано дальше, наименование «потребительское общество» для вновь создаваемых юр. лиц, действующих по Закону 3085-1, лучше уже не применять, чтобы не получить отказ в гос.регистрации. Статья по этому поводу была опубликована на нашем сайте в сентябре 2014 г, там же были размещены сканкопии ответов налоговых органов. В наименовании есть и другие нюансы, которые обозначили налоговики в своих ответах в 2014 году и о которых тоже расскажем.

Второе.

ГК РФ. Статья 48. Понятие юридического лица.
Пункт 2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пункт 3. …
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации.

Про интересующую нас организационно-правовую форму вопрос уже разобрали. О корпоративных организациях, к которым теперь относятся потребительские кооперативы, поговорим как-нибудь в другой раз.

Здесь хочется обратить внимание на следующее:

До 01.09.2014 г. данная статья ГК РФ существовала в другой редакции и самое ценное для нас там было то, что пайщики, уже по Гражданскому Кодексу, имели обязательственные права в отношении потребительского общества (потребительского кооператива), членами которого они являлись.

Почему законодатели «выкинули» эту формулировку из ГК РФ, трудно сказать. Может, консультанты у них были «троечниками». Или мы не поняли «гениальность» такого «маневра».

Но, в любом случае, мы рекомендуем про обязательственные права пайщиков прописать в Уставе или хотя бы в «Положении об имуществе и фондах», которое принимается общим собранием и имеет фактически «продолжение» Устава, которое не регистрируется в налоговой.

Кто заказывал у нас документооборот после 01.09.2014 г., мы это предусмотрели и такие формулировки внесли в Устав. Кто заказывал ранее этого срока, тому высылали (по требованию) обновления образцов документов, в том числе новую редакцию «Положения об имуществе и фондах».

Кто не является нашим заказчиком, делал документы сам или с привлечением сторонних лиц, очень рекомендуем найти старую редакцию Статьи 48 ГК РФ и вставить формулировку про обязательственные права пайщиков в свой Устав или другой документ, принимаемый общим собранием.

Третье.

Статью 116. Потребительский кооператив — аннулировали с 01.09.2014 г.

Теперь вместо неё введены в ГК РФ две статьи, цитаты из которых:

ГК РФ Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях.
Пункт 1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.
Пункт 2. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов…
Пункт 4. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

ГК РФ Статья 123.2. Основные положения о потребительском кооперативе
Пункт 1. Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Пункт 2. Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова «потребительское общество».

Кроме того, в Законе 99-ФЗ (которым и введены изменения в ГК РФ, касающиеся потребительской кооперации), есть Статья 3. , а в ней Пункты 7 и 8 , в которых сказано следующее:

Пункт 7. Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции настоящего ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции настоящего ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции настоящего ФЗ) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

8. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 ГК РФ (в редакции настоящего ФЗ):
3) к потребительским обществам… — о потребительских кооперативах (статьи 123 дробь 2 и 123 дробь 3);

Основные моменты, на которые обращаем внимание:

а). Наименование «Потребительское общество» отдали обществам взаимного страхования. Хочется спросить наших законодателей (а вернее тех, кто документы законодателям готовит): «с какого перепуга»? Но «наше дело маленькое», придётся подчиняться и называть наши организации «Потребительский кооператив …» или просто «Кооператив …»