Типовое положение о контрактной службе 44 фз. Положение о контрактной службе. Характеристика функций КС по Типовому положению

  • Подлежат ли исполнению банком обязательства должника-владельца счета по требованиям кредиторов 1-3 очереди?
  • Руководитель ООО был осужден по ст. 173.1. УК РФ. Какие последствия для сделок, заключенных данным руководителем?
  • Какие особенности приема на работу по совместительству иностранца, с патентом на работу по конкретной профессии?
  • Необходимо ли в учреждении утверждать положение о пропускном режиме?
  • Вправе ли ГБУ для оказания госуслуг закупать другие услуги, если их использование не предусмотрено техрегламентом?

Вопрос

Мы собираемся обновить все приказа "О контрактной службе, об утверждении состава комиссии по приемке товара. Состав единой комиссии по осуществлении закупок, о назначении ответственных лиц за работу с реестром контрактов на общероссийском официальном сайте, о назначении лиц, ответственных за осуществление обмена информацией, подписанной электронной цифровой подписью, определение начальной максимальной цены)". И сопутствующие положения и порядки работы по работе с 44 ФЗ.

Ответ

Положение о контрактной службе должно соответствовать Приказу Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 № 631. Для остальных документов типовые формы законодательство не устанавливает. Специальных требований к таким документам нет.

При разработке положения о приемке необходимо учитывать, что в состав комиссии могут входить также лица, которые не состоят в штате заказчика (Письмо Минэкономразвития РФ от 17.03.2016 г. №Д28и-634).

При разработке положения о НМЦК надо учитывать Приказ Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567, который носит рекомендательный характер.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Госфинансы» .

«Работают с закупками ответственные сотрудники. Крупные заказчики создают контрактную службу. Если закупок не много, назначают контрактного управляющего.

Как создать контрактную службу

Контрактную службу создают заказчики с (СГОЗ) больше 100 млн руб. Если СГОЗ меньше, заказчик сам выбирает: создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего. Об этом сказано в части 1 статьи 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Контрактную службу создавайте одним из двух способов.

1. Сформируйте новое структурное подразделение или возложите функции и полномочия на подразделение, которое выполняет функции снабжения. Руководителем контрактной службы будет начальник подразделения. Его назначает руководитель учреждения или предприятия своим приказом.

2. Создайте сводную, нештатную службу из сотрудников различных структурных подразделений. В этом случае возглавит контрактную службу руководитель заказчика либо один из его заместителей.

Важно: создавайте одну контрактную службу. Возможность создать несколько служб или дополнительно к службе назначить контрактного управляющего в Законе № 44-ФЗ не предусмотрена.

Для контрактной службы разработайте и утвердите положение (регламент) (ч. 3 ст. 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). В нем пропишите, каким способом создаете службу, количество сотрудников, функции. Руководствуйтесь типовым положением (регламентом), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631.

Членами контрактной службы назначьте сотрудников со специальным образованием. Включать в контрактную службу граждан со стороны нельзя.

Такие разъяснения приводит Минэкономразвития России в письмах от 13 июля 2016 г. № Д28и-1807, от 31 января 2014 г. № ОГ-Д28-834.

Как назначить контрактного управляющего

Контрактного управляющего назначайте, если не больше 100 млн руб.

Контрактного управляющего назначает руководитель заказчика своим приказом. А все функции подробно прописывают в должностной инструкции. Какую должность занимает сотрудник, значения не имеет. Выделять отдельную должность контрактного управляющего в штатном расписании заказчик не обязан.

Вы можете назначить нескольких контрактных управляющих. На каждого возложите определенные функции и полномочия. А вот назначить контрактного управляющего и создать контрактную службу одновременно нельзя.

Об этом сказано в части 2 статьи 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и письмах Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889, от 18 февраля 2015 г. № ОГ-Д28-2128, от 31 января 2014 г. № ОГ-Д28-834.

Какие требования к специалистам

В контрактную службу или контрактным управляющим назначайте сотрудников со специальным образованием и которые соответствуют профстандартам.

Чтобы работать с закупками, специалисты должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Назначайте на должность сотрудника контрактной службы или контрактного управляющего сотрудника:

  • с высшим образованием в сфере закупок;
  • с высшим образованием по любой специальности и дополнительной профпереподготовкой в сфере закупок не менее 250 часов;
  • с любым средним профобразованием и дополнительной профпереподготовкой в сфере закупок не менее 250 часов.

Для госслужащих достаточно любого высшего образования и 16-часовой программы повышения квалификации.

Об этом сказано в части 6 статьи 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 13 июля 2016 г. № Д28и-1807.

Эти требования действуют с 2017 года. А пока специалистам достаточно образования, которое они получили по Закону № 94-ФЗ. Для крымчан свой порядок. Их специалистам до 2017 года достаточно образования по украинскому законодательству о госзакупках.

Такой вывод следует из части 23 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснен в письмах Минэкономразвития России от 25 мая 2015 г. № Д28и-1327, от 2 марта 2015 г. № Д28и-438.

Кроме контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы, обучить закупкам нужно и других сотрудников. Тех, в чьи должностные обязанности входит работа в этой сфере. Например, членов комиссии по закупкам. Организуйте повышение квалификации для них своевременно и оперативно. В дальнейшем сотрудники проходят обучение по необходимости, но не реже чем каждые три года. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 23 сентября 2013 г. № Д28и-1070 и Методических рекомендациях по реализации программ дополнительного образования в сфере закупок к совместному письму от 12 марта 2015 г. Минэкономразвития России № 5594/ЕЕ/Д28и и Минобрнауки России № АК-55З/06. С 1 июля 2016 года обязательно используйте профстандарты в части требований к образованию, знаниям и умениям контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы. Закон о закупках требует проверять их квалификацию.

Для контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы применяйте профстандарты:

  • специалист в сфере закупок, утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н;
  • эксперт в сфере закупок, утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 626н.

Чем занимаются контрактные управляющие и службы

Контрактная служба и контрактный управляющий организуют весь закупочный процесс, в том числе:

  • планируют закупки: составляют план закупок и план-график, вносят изменения;
  • размещают в ЕИС извещения и документацию, приглашают участников для закрытых закупок;
  • заключают контракты и т. д.

Перечень основных функций и полномочий приведен в части 4 статьи 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Перечень открытый, поэтому заказчик вправе определить дополнительные функции и полномочия исходя из Закона № 44-ФЗ*.

Специализированная организация

Для закупок заказчики вправе привлекать . Наличие контрактной службы или контрактного управляющего в этом случае значения не имеет. Но часть полномочий заказчика специализированной организации передать нельзя. Она не имеет права:

Такой вывод следует из части 1 статьи 40 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и его разъясняют специалисты Казначейства России в письме от 3 июня 2015 г. № 05-07-09/19.

А нужно ли органу власти создавать контрактную службу или назначать контрактного управляющего, если он передает свои полномочия заказчика другим лицам? Нет, не нужно. Ведь практически все функции передают. Уполномоченный орган или учреждение:

  • планирует и проводит закупки;
  • определяет поставщиков, подрядчиков и исполнителей;
  • заключает государственные и муниципальные контракты;
  • исполняет государственные и муниципальные контракты.

Это следует из части 5 статьи 26 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 11 апреля 2014 г. № Д28и-477.»

Проект

УТВЕРЖДЕН
приказом Минэкономразвития России
от "___" ___________ 20__ года N ___

I. Общие положения

1.1. Контрактная служба является структурным подразделением Заказчика, созданным в целях обеспечения осуществления закупок, совокупный годовой объем которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей.

1.2. Настоящее типовое положение (регламент) (далее - Положение) устанавливает порядок формирования и полномочия контрактной службы при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в том числе на этапе планирования закупок, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения и исполнения контрактов.

1.3. Контрактная служба в своей деятельности руководствуется:

Конституцией Российской Федерации ;

Гражданским кодексом Российской Федерации ;

Бюджетным кодексом Российской Федерации ;

;

иными нормативными правовыми актами;

настоящим типовым Положением.

1.4. Основными принципами деятельности контрактной службы при осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд являются:

профессионализм - привлечение квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, в целях осуществления своей деятельности на профессиональной основе;

открытость и прозрачность - свободный и безвозмездный доступ к информации о совершаемых контрактной службой действиях, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в том числе способах осуществления закупок и их результатах. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем размещения полной и достоверной информации в единой информационной системе в сфере закупок;

эффективность и результативность - заключение государственных контрактов на условиях, обеспечивающих наиболее эффективное достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

1.5. Понятия, термины и сокращения, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

1.6. Информация, указанная в настоящем Положении, размещается в единой информационной системе в сфере закупок.

II. Порядок формирования контрактной службы

2.1. Структура и численность контрактной службы определяется и утверждается Заказчиком.

Назначение на должность и освобождение от должности работника контрактной службы допускается только по решению Заказчика.

2.2. В состав контрактной службы входят не менее двух человек - работников (должностных лиц) контрактной службы из числа работников Заказчика. Контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Заказчиком.

2.3. Работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок*.

________________

* До 1 января 2016 года работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

2.4. Работниками контрактной службы не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также которые являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление такого контроля.

2.5. В случае выявления в составе контрактной службы указанных лиц Заказчик обязан незамедлительно освободить указанных должностных лиц контрактной службы от занимаемой должности и назначить на вакантную должность лицо, соответствующее требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и настоящего Положения.

III. Функции и полномочия контрактной службы

3.1. Контрактная служба осуществляет следующие функции и полномочия:

3.1.1. Разрабатывает план закупок;

3.1.2. Осуществляет подготовку изменений для внесения в план закупок;

3.1.3. Размещает в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

3.1.4. Разрабатывает план-график;

3.1.5. Осуществляет подготовку изменений для внесения в план-график;

3.1.6. Размещает в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3.1.7. Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

3.1.8. Осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок;

3.1.9. Осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе документации о закупках и проектов контрактов;

3.1.10. Осуществляет подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

3.1.11. Обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

3.1.12. Участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3.1.13. Осуществляет подготовку материалов для выполнения претензионной работы;

3.1.14. Организует в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

3.1.15. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

3.2. В целях реализации функций и полномочий, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, должностные лица контрактной службы обязаны:

3.2.1. Знать и руководствоваться в своей деятельности требованиями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящего Положения;

3.2.2. Не допускать разглашения сведений, ставших им известными в ходе проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3.2.3. Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей;

3.2.4. Не проводить переговоров с участниками закупок до выявления победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) процедур закупок, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3.2.5. Соблюдать иные обязательства и требования, установленные Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

3.2.6. При необходимости привлекать к своей работе экспертов, экспертных организаций в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и иными нормативными правовыми актами;

3.3. При централизации закупок, предусмотренной Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" , контрактная служба осуществляет функции и полномочия, предусмотренные пунктами 3.1-3.2 настоящего Положения и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

3.4. Руководитель контрактной службы:

3.4.1. Распределяет обязанности между работниками контрактной службы;

3.4.2. Представляет на рассмотрение Заказчика предложения о назначении на должность и освобождении от должности работников контрактной службы;

3.4.3. Решает в соответствии с настоящим Положением вопросы в пределах компетенции контрактной службы;

3.4.4. Координирует в пределах компетенции контрактной службы работу других структурных подразделений Заказчика;

3.4.5. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные внутренними документами Заказчика.

IV. Ответственность работников контрактной службы

4.1. Действия (бездействие) работников контрактной службы, в том числе руководителя контрактной службы, могут быть обжалованы в судебном порядке или в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" , в контрольный орган в сфере закупок, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

4.2. Работники контрактной службы, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а также положений настоящего Положения, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.3. Работник контрактной службы, допустивший нарушение законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд может быть отстранен от занимаемой должности по решению Заказчика.

Пояснительная записка к проекту приказа Минэкономразвития России "Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе"


Проект приказа разработан в соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст.1652).

Настоящее типовое положение (регламент) устанавливает порядок формирования и полномочия контрактной службы при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в том числе на этапе планирования закупок, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения и исполнения контрактов.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Единый портал раскрытия информации
о подготовке федеральными органами
исполнительной власти проектов
нормативных правовых актов
и результатах их общественного обсуждения
http://regulation.gov.ru
по состоянию на 29.10.2013

Положения Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, касающиеся контрактной службы и контрактного управляющего вступили в силу с 01.01.2014 года, отдельные положения по правам и обязанностям контрактной службы, касающиеся стадий планирования закупок и размещения информации о них в Единой информационной системе (пункты 1 и 2 части 4 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ), вступят в силу с 2015 года.

Приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 №631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» устанавливает правила организации деятельности контрактной службы.

История проблемы принципа профессионализации сферы закупок

Основная новация в кадровых изменениях системы госзакупок связана с установлением принципа профессионализации сферы закупок. Государственные закупки в нашей стране стали осуществляться с 1991 года после упразднения Госснаба. Новая система госзакупок была создана в 1997 году указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина «Об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд». Однако требования к профессиональным знаниям государственного заказчика и членов закупочных комиссий в тот период не были установлены. В 2006 году были приняты Требования к минимуму знаний к специальности в сфере закупок, но они не были установлены как обязательные.

В 2009 году появилось требование в 94-ФЗ о том, что хотя бы один член закупочной комиссии должен быть обучен. Проект закона о ФКС содержал требования к опыту работы, и положение о необходимости установления минимума знаний, которые не вошли в действующий в настоящее время Закон № 44-ФЗ.

Федеральный закон от 05.04.2013г. № 44-ФЗ впервые вводит принцип профессионализации сферы закупок и устанавливает обязательное требование для членов контрактной службы заказчика и контрактных управляющих – высшее образование или дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в сфере закупок.

Причины создания контрактной службы

Госзакупки осуществляет заказчик. Кто такой заказчик? Заказчиком является государственный или муниципальный орган либо бюджетное учреждение, осуществляющие закупки. Закупки нужны для выполнения государственных и муниципальных программ, для организации текущей деятельности государственных, муниципальных и бюджетных организаций.

С 01.01.2014 осуществить закупку можно только по Закону №44-ФЗ . Для проведения закупки Заказчик должен создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.

Для чего нужна контрактная служба? Цель этого нововведения состоит в том, чтобы профессионально и ответственно обеспечить реализацию всего цикла закупок: от планирования до получения конкретного результата и оценки эффективности осуществления государственным или муниципальным заказчиком либо бюджетным учреждением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Вводится принцип персональной ответственности сотрудников контрактной службы за соблюдение требований, предусмотренных законом, и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта.

Чем будут заниматься контрактная служба или контрактный управляющий?

Контрактная служба будет осуществлять закупку со стадии планирования и определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершать стадией анализа эффективности исполнения обязательств сторонами контракта.

Контрактная служба будет осуществлять полный цикл закупки , включающий в себя следующие стадии:

  • Планирование закупок;
  • Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • Заключение контрактов;
  • Исполнение контрактов:
  • Претензионно-исковая работа.

Этапы создания КС

Подготовка заказчика к созданию контрактной службы включает в себя несколько этапов:

  1. изучить правовые акты по ФКС;
  2. создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего (в зависимости от совокупного объема) к 01.01.2014 году. Действовать они могут лишь в части тех прав и обязанностей, которые вступят в силу с 2014 года;
  3. направить сотрудников на обучение до 01.01.2014г. или переобучение до 01.01.2016г.;
  4. разработать и утвердить новые положения о комиссиях.

Структура КС

44-ФЗ предлагает 3 модели контрактной службы :

  1. контрактная служба со специальным структурным подразделением,
  2. контрактная служба без специального структурного подразделения,
  3. назначение контрактного управляющего.

Законом предусмотрено, что определяющим моментом для заказчика при решении вопроса о создании контрактной службы или назначении контрактного управляющего будет являться совокупный годовой объем закупок по плану - графику.

Согласно 44-ФЗ, контрактная служба создается теми заказчиками, у которых совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн. рублей . В этом случае создание контрактной службы является обязанностью заказчика (ч.1, ст.38). При этом заказчик сам решает создавать ему специальное структурное подразделение или не создавать. Поскольку создание специального структурного подразделения не является обязательным, то контрактная служба может создаваться без изменений организационной структуры заказчика.

Если совокупный годовой объем закупок заказчика меньше или равен 100 млн. рублей, то заказчик имеет право создать контрактную службу (ч.2, ст.38).

Если не создана контрактная служба, то заказчик обязан (ч.2, ст.38) назначить контрактного управляющего - должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Таким образом, в зависимости от совокупного годового объема закупок (ориентир здесь сумма: меньше или равно, или больше 100 млн. рублей) у заказчика есть право или обязанность создавать контрактную службу. Но, если заказчик, совокупный годовой объем закупок, которого меньше или равен 100 млн. рублей, не реализовал свое право, то у него появляется обязанность назначить контрактного управляющего.

Способы создания контрактной службы

  1. создание отдельного структурного подразделения;
  2. утверждение заказчиком постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Структура и численность контрактной службы определяется и утверждается заказчиком. В состав контрактной службы должны входить не менее двух человек – должностных лиц контрактной службы из числа работников заказчика.

Назначение на должность и освобождение от должности работника контрактной службы допускается только по решению руководителя заказчика или лица, исполняющего его обязанности.

Контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы . Контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет один из заместителей руководителя заказчика.

Требования к квалификации сотрудников контрактной службы

Статья 9 Закона №44-ФЗ вводит принцип профессионализма заказчика.

Требования к квалификации сотрудников контрактной службы установлены частью 6, статьи 38 Закона №44-ФЗ. Все работники контрактной службы, контрактный управляющий с 2016 года должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в сфере закупок.

До 01.01.2016 работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов (ч. 2 ст.112).

Приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Нехватку методической поддержки в регионах предполагается решить за счет образовательных семинаров, подготовки кадров в вузах, реализации пилотных проектов.

Согласно статье 39 Закона 44-ФЗ, решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик определяет состав комиссии и порядок ее работы, назначает председателя комиссии.

Состав комиссии должен включать не менее 5 человек: при проведении конкурсов (конкурсная комиссия) и при проведении аукционов (аукционная комиссия), при проведении всех способов закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений (единая комиссия).

Состав комиссии должен включать не менее 3 человек: при проведении котировок (котировочная), при проведении запроса предложений (комиссия по рассмотрению заявок и окончательных предложений в запросе предложений).

В случае выявления в составе комиссии лично заинтересованных в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах закупок и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок (часть 6 статьи 39).

Комиссия по осуществлению закупок правомочна осуществлять свои функции, если на заседании присутствует не менее 50 % общего числа ее членов.

Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается (часть 8 статьи 39).

Требования к квалификации членам комиссии по осуществлению закупок:

В Письме Минэкономразвития России от 23 сентября 2013 года № Д28и-1070 дано разъяснение требований к членам комиссии по осуществлению закупок: если все работники контрактной службы к 1 января 2016 г. для осуществления их полномочий в соответствии с Законом должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, то в состав комиссии заказчик может включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющими высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок.

Функциональные обязанности контрактной службы (контрактного управляющего)

Функции контрактной службы и контрактного управляющего аналогичны. Разница в масштабе и объеме работ. Статья38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе» не предусматривает обязанности по разработке и утверждению положения для контрактного управляющего. Для контрактного управляющего достаточно разработки и утверждения должностной инструкции, согласно его профессиональным обязанностям.

Контрактная служба заказчика

Руководитель контрактной службы

Работники контрактной службы

Требования: высшее профессиональное образование или прохождение профессиональной подготовки или повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок до 1 января 2016 г. , специальные знания и навыки в сфере закупок. В соответствии с частью 23 статьи 112 Закона, до 1 января 2016 г. работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Контрактный управляющий

Должностное лицо из числа сотрудников контрактной службы заказчика, назначенное заказчиком на данную должность, если при этом совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба. Требования: высшее профессиональное образование или прохождение профессиональной подготовки или повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок до 1 января 2016 г. , специальные знания и навыки в сфере закупок. В соответствии с частью 23 статьи 112 Закона, до 1 января 2016 г. контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Комиссии по осуществлению закупок

Требования: профессиональная переподготовка или повышение квалификации в сфере закупок, специальные знания, относящиеся к объекту закупки. В состав комиссии заказчик может включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющими высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок. М инимум 50 % членов комиссии должны быть

обучены по правилам работы по закону 44-ФЗ. Обучить их всех, заказчик обязан был еще в 2013 году.

Функции и полномочия контрактной службы по закону 44-ФЗ

  • подготавливает План и План-график закупок ;
  • размещает документацию о закупке в ЕИС;
  • заключает контракт;
  • принимает результаты контракта;
  • ведет претензионную работу;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.

Ответственность

Устанавливается персональная ответственность руководителя и других работников контрактной службы за выполнение своих функций и полномочий. Работники контрактной службы, виновные в нарушении законодательства РФ, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  1. каждый заказчик, осуществляющий закупки, должен создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего;
  2. в КС входят работники заказчика: это может быть один контрактный управляющий, а при совокупном годовом объеме закупок более 100 млн. рублей – не менее 2 лиц;
  3. необходимо обучить сотрудников контрактной службы к 01.01.2014г. или переобучить до 01.01.2016г.;
  4. все работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. До 01.01.2016г. работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов;
  5. контрактная служба будет осуществлять полный цикл закупки, ее функциональные обязанности утверждены в Типовом положении (регламенте) Минэкономразвития России.

Для подготовки статьи использованы материалы:

  1. Закон №44-ФЗ от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  2. Типовое положение (регламент) о контрактной службе (утверждено приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631).
  3. Письмо Минэкономразвития России от 23 сентября 2013 г. N Д28и-1070 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  4. Типовое положение (регламент) о контрактной службе (утверждено приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631)

УТВЕРЖДЕН
приказом ___________
от __.__.20__ № ____

Регламент работы контрактной службы
___________________________________________

1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент работы контрактной службы _______________ (далее – Регламент) определяет порядок действий контрактной службы для осуществления своих полномочий, а также порядок взаимодействия контрактной службы с подразделениями – администраторами расходов бюджетных средств, комиссиями по осуществлению закупок в целях обеспечения планирования и осуществления _______________ закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 04.05.2013 № 44-ФЗ).

2. Планирование закупок

2.1. Планирование закупок осуществляется исходя из Планов на соответствующий период, содержащих перечень мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), утвержденных Руководителем организации, соответствующих предложений научно-технических (экспертных) советов по отраслям промышленности, а также потребностей в товарах, работах услугах, необходимых для выполнения функций _______________ посредством формирования, утверждения и ведения:
– планов закупок;
– планов-графиков.
2.2. При планировании закупок должны обеспечиваться:
– своевременное удовлетворение нужд _______________ в товарах, работах, услугах;
– достижение заданных результатов обеспечения государственных нужд.

3. Формирование Плана закупок

3.1. План закупок формируется в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации на срок, соответствующий сроку действия закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и утверждается Руководителем организации.
3.2. Руководитель контрактной службы обеспечивает утверждение Плана закупок в течение 10 рабочих дней после доведения до _______________ объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
3.3. Контрактная служба _______________ осуществляет формирование, утверждение и ведение Плана закупок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе, обеспечивает подготовку подразделениями-администраторами расходов бюджетных средств (далее - Администраторы расходов) обоснования закупок при формировании Плана закупок.

4. Формирование Плана-графика закупок

4.1. План-график закупок формируется ежегодно на один год и утверждается Руководителем организации.
4.2. Контрактная служба в срок до __ _________ текущего года предоставляет Администраторам расходов форму Перечня закупок на плановый период и инструкции по его подготовке.
4.3. В Перечень закупок на плановый период Администратором расходов включаются сведения о закупках Администратора расходов, предусмотренных Планом закупок на плановый период, сформированным в соответствии с разделом 2 настоящего Регламента. До __ _________ 20__ года в План-график закупок включаются сведения о закупках Администратора расходов, предусмотренных утвержденными Руководителем организации Планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, Планом по прикладным научным исследованиям и разработкам (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) на соответствующий финансовый год в _______________.
4.4. В отношении каждой закупки, предусмотренной Перечнем закупок на плановый период, Администратор расходов, в том числе, приводит следующую информацию:
– наименование и описание объекта закупки с указанием минимально необходимых требований, предъявляемых к объекту закупки, которые могут включать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика и позволяющие идентифицировать предмет контракта. Описание объекта закупки должно формироваться на основании положений соответствующих предложений научно-технических (экспертных) советов по отраслям промышленности и быть составлено с учетом требований статьи 33 Федерального закона от 04.05.2013 № 44-ФЗ;
– копии источников информации необходимых и достаточных Контрактной службе _______________ для подготовки обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 22 Федерального закона от 04.05.2013 № 44-ФЗ;
– количество, планируемые сроки, периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);
– размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
предусмотренные частью 2 статьи 31 Федерального закона от 04.05.2013 № 44-ФЗ дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
– предполагаемая дата начала закупки;
– информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
– информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
– информация о запретах на допуск товаров (работ, услуг), а также ограничения и условия допуска товаров (работ, услуг) для целей осуществления закупок в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 04.05.2013 № 44-ФЗ;
– предоставляемые участникам закупки преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона от 04.05.2013 № 44-ФЗ (при наличии таких преимуществ).
4.5. Информация, предусмотренная пунктом 4.4. настоящего Регламента, должна соответствовать положениям Организационно-управленческого плана на плановый период, утвержденного курирующим Администратора расходов заместителем Руководителя организации.
4.6. Перечень закупок на плановый период, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4.7. настоящего Регламента, формируется Администратором расходов, в установленном порядке согласовывается курирующим заместителем Руководителя организации после согласования с соответствующими подразделениями _______________:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
4.7. Перечень закупок на плановый период, осуществляемых Административным подразделением и подразделением реализаций конвенционных обязательств, формируется Администратором расходов, в установленном порядке согласовывается курирующим заместителем Руководителя организации после согласования с подразделением бюджетной политики и финансов в части лимитов бюджетных обязательств и соответствия кодов бюджетной классификации утвержденной бюджетной росписи, а также с Контрактной службой в части соответствия Плану закупок, Организационно-управленческому плану, а также наличия информации, необходимой для формирования Плана-графика закупок.
4.8. Перечень закупок на плановый период, согласованный в порядке, установленном пунктом 4.6. настоящего Регламента, предоставляется Администратором расходов на утверждение Руководителю организации не позднее __________ с момента утверждения закона о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период.
4.9. Не позднее _________________ со дня утверждения Руководителем организации Перечня закупок на плановый период Администратор расходов в срок до _____________________________ представляет указанный документ в Контрактую службу _____________ и копию в бюджетное подразделение.
4.10. Контрактная служба на основании Перечней закупок на плановый период, предоставленных в соответствии с пунктом 4.8. настоящего Регламента, формирует План-график закупок, в том числе, в отношении каждой закупки, предусмотренной соответствующим Перечнем закупок на плановый период:
– определяет способ определения поставщика (подрядчика) исполнителя;
– формирует обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
– указывает информацию о банковском или казначейском сопровождении контракта;
– указывает информацию об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги (номер и дата протокола);
– указывает информацию об ограничениях, связанных с участием в закупке только субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 04.05.2013 № 44-ФЗ.
4.11. План-график закупок, сформированный в соответствии с пунктом 3.8 настоящего Регламента, утверждается Руководителем организации после согласования Руководителем Контрактной службы _____________ в течение 10 рабочих дней после получения _____________ объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств.
4.12. План-график закупок размещается в единой информационной в течение 3 рабочих дней после его утверждения.
4.13. При необходимости внесения изменений в План-график закупок, Администратор расходов формирует изменения в Перечень закупок на плановый период и согласовывает изменения в порядке, установленном пунктом 4.6 настоящего Регламента, и, после утверждения изменений Руководителем организации, представляет указанный документ в Контрактую службу _____________, а копию в подразделение бюджетной политики и финансов.
4.14. Контрактная служба на основании изменений в Перечень закупок на плановый период, предоставленных в соответствии с пунктом 4.10. настоящего Регламента, формирует изменения Плана-графика закупок и после утверждения Руководителем Контрактной службы _____________ в течение 3 рабочих дней размещает такие изменения в единой информационной системе.

5. Формирование Графика проведения процедур закупок

5.1. В течение _____________ дней со дня утверждения Плана-графика закупок Администраторы расходов формируют Графики закупок подразделений, которые после утверждения курирующим Администратора расходов заместителем Руководителя организации передаются в Контрактную службу _____________.
5.2. Контрактная служба _____________ составляет График проведения процедур закупок на основании Графиков закупок подразделений с учетом временных, кадровых и материально-технических ресурсов, необходимых для осуществления закупок и передает составленный документ на утверждение Руководителю Контрактной службы _____________.
5.3. Организация работы в _____________ по осуществлению закупок за счет средств федерального бюджета осуществляется в строгом соответствии с Графиком определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

6. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

6.1. Основанием для начала процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) за счет средств федерального бюджета (далее – определение поставщика) является утвержденный _____________ приказ об осуществлении закупки.
6.2. Проект приказа подготавливается ответственным работником контрактной службы в соответствии с разделением обязанностей на основании Плана-графика не менее чем за _____________ до планируемой даты размещения в единой информационной системе извещения о закупке с использованием информационной системы организации, кроме случаев осуществления закупок путем проведения закрытых способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В указанном приказе отражается способ определения поставщика, определенный контрактной службой в соответствии с Планом-графиком, должностное лицо, уполномоченное на утверждение извещения о закупке, документации о закупке, на подписание контракта от имени _____________ по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), утверждается состав и порядок работы комиссии по осуществлению закупок, срок представления Администратором расходов в контрактную службу утвержденных в установленном порядке технических (функциональных) требований к объекту закупки.
6.3. Проект приказа, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящего Регламента, согласовывается следующими подразделениями:

– _____________________________________;
– _____________________________________;
– _____________________________________;
– _____________________________________;
6.4. Проект приказа об осуществлении закупки по направлениям расходов Административного подразделения и подразделения реализаций конвенционных обязательств, сформированный в порядке, установленном в пункте 6.3. настоящего Регламента, согласовывается с подразделением бюджетной политики и финансов в части лимитов бюджетных обязательств и соответствия кодов бюджетной классификации утвержденной бюджетной росписи, а также с Контрактной службой _____________ в части соответствия плану-графику закупок, Организационно-управленческому плану.
6.5. Проекты приказов, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, подготавливаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны, при наличии согласования решения об осуществления закупок путем проведения закрытых способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
6.6. После издания приказа контрактная служба:
– на основании представленных Администратором расходов в контрактную службу утвержденных в установленном порядке технических (функциональных) требований к объекту закупки, а также примерных форм, размещенных в информационной системе организации, подготавливает извещение об осуществлении закупок, документацию о закупке и проект контракта, подготавливает приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
– согласовывает указанные документы в порядке, указанном в пунктах 6.4, 6.5 настоящего Регламента;
– утверждает извещение о закупке, документацию о закупке.
6.7. Контрактная служба несет ответственность за соответствие проектов государственных контрактов, включаемых в документацию о закупке, требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности.
6.8. После утверждения документации о закупке контрактная служба размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупок, документацию о закупках и проект контрактов, направляет приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами, обеспечивает в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, осуществление закупок, в том числе заключение контрактов.
6.9. До истечения сроков, установленных Федеральным законом от 04.05.2013 № 44-ФЗ, в извещение о закупке, документацию о закупке могут быть внесены изменения. Изменения могут быть внесены по инициативе Администратора расходов, контрактной службы. Изменения утверждаются приказом _____________, сформированным и согласованным в порядке, установленном пунктами 8, 9, 10 настоящего Регламента.
В случае принятия решения о внесении изменений в извещение о закупке, документацию о закупке, срок подачи заявок должен быть продлен в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2013 № 44-ФЗ.
Размещение изменений в извещение о закупке, документацию о закупке осуществляется контрактной службой.
6.10. В случае получения запросов на разъяснение положений документации о закупке в контрактная служба регистрирует запрос в журнале регистрации запросов о разъяснении документации о закупке и направляет ответ участнику закупки в письменной форме или в форме электронного документа в срок, установленный Федеральным законом от 04.05.2013 № 44-ФЗ, если такой запрос поступил в _____________ до истечения срока, установленного Федеральным законом от 04.05.2013 № 44-ФЗ.
В течение одного рабочего дня со дня направления разъяснений положений документации о закупке контрактная служба размещение разъяснения на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос.
6.11. До истечения сроков, установленных Федеральным законом от 04.05.2013 № 44-ФЗ, _____________ может быть принято решение об отмене определения поставщика (исполнителя, подрядчика). Такое решение может быть принято по инициативе Администратора расходов, контрактной службы. Контрактная служба размещает на официальном сайте извещение об отказе от определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
6.12. В случае поступления заявления от участника закупки о предоставлении документации о закупке такое заявление регистрируется контрактной службой. Контрактная служба предоставляет документацию о закупке заинтересованному лицу в сроки, установленные Федеральным законом от 04.05.2013 № 44-ФЗ, и вносит сведения о лице, которому выдана документация, в журнал выдачи конкурсной документации.
6.13. Каждый конверт с заявкой, поступивший в срок, указанный в извещении о закупке, документации о закупке, подлежит регистрации контрактной службой в журнале регистрации заявок. По требованию участника закупки контрактная служба выдает расписку в получении конверта с такой заявкой с указанием даты и времени его получения.
Контрактная служба обеспечивает сохранность конвертов с заявками на участие в закупках и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в закупках только после вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках.
6.14. Прием заявок прекращается в срок, указанный в извещении о закупке, документации о закупке.
Полученные после окончания приема заявок конверты с заявками регистрируются контрактной службой в журнале регистрации заявок и вскрываются (в случае, если на конверте не указаны почтовый адрес (для юридического лица) или сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа).
В день поступления такого конверта с заявкой контрактная служба составляет акт возврата заявки, подписываемый руководителем контрактной службы. Контрактная служба возвращает опоздавшую заявку в день ее поступления.
6.15. Все заявки, поступившие до окончания срока подачи заявок, контрактная служба представляет на заседание комиссии по осуществлению закупок.
6.16. Контрактная служба осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок, в том числе по письменному требованию Председателя комиссии по осуществлению закупок обеспечивает проверку:
– соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
– непроведения ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствия решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
– неприостановления деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
– отсутствия у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
– отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки;
– отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
– участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
– обладания участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности;
– отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов;
– участник закупки не является офшорной компанией;
– отсутствия у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации;
– соответствия дополнительным требованиям, устанавливаемым в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона.
Контрактная служба обязана незамедлительно сообщать комиссии по осуществлению закупок о результатах проведенной проверки.
6.17. Контрактная служба предоставляет возможность всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в закупке, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в закупке, обеспечивает осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках.
6.18. На заседаниях комиссии по осуществлению закупок должен присутствовать работник контрактной службы, который осуществляет подготовку протоколов заседаний комиссий по осуществлению закупок на оснований решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок.
6.19. Комиссия по осуществлению закупок после подписания соответствующего протокола обязана незамедлительно передать его контрактной службе для размещения на официальном сайте.
Контрактная служба обеспечивает хранение в сроки, установленные законодательством, протоколов, составленных в ходе проведения закупок, заявок на участие в закупках, документации о закупках, изменений, внесенных в документацию о закупках, разъяснений положений документации о закупках и аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках.
6.20. На основании решения комиссии по осуществлению закупок контрактная служба обеспечивает заключение контракта путем уведомления Администратора расходов о результатах проведенной закупки и представления сведений об участнике, с которым заключается контракт.
В случае необходимости, контрактная служба обеспечивает направление необходимых документов для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам несостоявшихся процедур определения поставщика в установленных Федеральным законом случаях в соответствующие органы, определенные пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 04.05.2013 № 44-ФЗ.
6.21. В случае, когда участник закупки, с которым заключается контракт, признан уклонившимся от заключения контракта, контрактная служба организует включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участниках закупок, путем направления необходимых сведений и документов в контрольный орган в сфере закупок.
6.22. Контрактная служба осуществляет иные полномочия, которые могут быть определены Руководителем организации.

Это группа должностных лиц заказчика, которые работают в сфере госзаказа и выполняют на постоянной основе функции по осуществлению всех госзакупок (ч. 1 и 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ). У такой службы обязательно должен быть руководитель.

Контрактная служба создается в случае, если совокупный годовой объем заказов, в соответствии с , превышает 100 миллионов рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ). Заказчики с небольшим годовым объемом госзакупок не обязаны формировать у себя целую службу. Если она отсутствует и совокупный годовой объем заказов не превышает 100 миллионов рублей, необходимо назначить лишь одного специалиста, управляющего государственными закупками.

Что делает контрактный управляющий

На одного работника службы может быть возложена только часть обязанностей по закупкам, например, планирование. А обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ нельзя распределить между несколькими специалистами в зависимости от этапа закупки, все они исполняются одним специалистом с начала планирования заказа и до исполнения контракта по нему.

Функции закупщиков могут быть возложены только на сотрудников, которые состоят в трудовых или служебных отношениях с заказчиком, а также имеют профессиональное образование в данной сфере.

Документы, которые регулируют деятельность

В своей деятельности контрактные управляющие руководствуются Конституцией Российской Федерацией, гражданским и бюджетным законодательством, нормативными правовыми актами, положением (регламентом) о контрактной службе заказчика-работодателя. Общие требования определены законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом), который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Форма принятия решения о создании службы законом № 44-ФЗ не установлена. На практике оно оформляется приказом руководства организации-заказчика. Также руководитель заказчика обязан разработать на основании Типового положения и утвердить собственное положение (регламент).

Утверждать какие-либо документы, которые будут регламентировать деятельность управляющего закупками, законодательство не обязывает. Не существует пока и рекомендованных к применению форм. Например, не разработана типовая должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения.

При приеме на работу сотрудника, на которого на постоянной основе будут возложены обязанности управляющего, или при вменении таких обязанностей сотруднику, ранее их не выполнявшему, заказчику необходимо определить функции и полномочия работника в трудовом договоре, должностной инструкции или регламенте.

Образец положения о создании контрактной службы

Образец приказа о назначении управляющего

Должностные обязанности

И служба, и контрактный управляющий по госзакупкам осуществляют организацию всего цикла госзакупок: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

Разберем основные должностные обязанности, которые устанавливают закон о федеральной контрактной системе (ч. 4 ст. 38 44-ФЗ) и Типовое положение № 631 (п. 11, 13).

При планировании закупок ответственные специалисты контрактной сферы заказчика:

  • разрабатывают плановую документацию (план закупок и план-график), и готовят изменения к ним (при необходимости);
  • размещают в ЕИС план закупок, план-график и внесенные изменения;
  • подготавливают документальное обоснование закупок;
  • проводят и принимают участие в консультациях с поставщиками для дальнейшего определения состояния конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг, выбора наилучших технологий и оптимальных решений для обеспечения нужд заказчика.

При организации закупок контрактные специалисты ответственны за:

  • разработку и размещение в ЕИС извещения, закупочной документации и проекта контракта;
  • формирование и рассылку приглашений для принятия участия в определении поставщиков закрытыми способами;
  • расчет и обоснование НМЦК;
  • организацию обязательного общественного обсуждения закупок;
  • обеспечение работы закупочной комиссии;
  • привлечение экспертных организаций и индивидуальных экспертов.

При проведении закупок ответственные за закупки лица:

  • непосредственно осуществляют закупки и дальнейшее заключение контрактов;
  • изучают банковские гарантии;
  • принимают участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупочных процедур.

В процессе заключении и исполнения контрактов специалисты контрактной сферы заказчика обязаны:

  • обеспечить заключение контракта;
  • организовать приемку товаров или результатов выполненных работ, оказанных услуг, в том числе отдельных этапов;
  • санкционировать проведение экспертизы;
  • создать приемочную комиссию;
  • обеспечить оплату поставщику.

В случае изменения и расторжения контракта управляющий или работники контрактной службы:

Как видим, перечень не является закрытым и может быть расширен и дополнен исходя из потребностей заказчика. Более подробно функции при подготовке и осуществлении закупок перечислены в Типовом положении.

В случае если в организации назначен контрактный управляющий, должностные обязанности на такого работника возлагаются как в соответствии с занимаемой им должностью, так и в соответствии с его назначением на эту должность.

Пример должностной инструкции

Ответственность

Ответственность контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы прописана в ч. 1 ст. 107 № 44-ФЗ. Все задействованные в закупочном процессе организации-заказчика работники несут за совершенные правонарушения следующие виды ответственности:

  • административную;
  • дисциплинарную;
  • гражданско-правовую;
  • уголовную.

В том случае, если контролирующие органы в ходе проверок или работы над жалобой выявят значительные нарушения законодательства, регулирующего госзакупки, то в отношении ответственных работников могут открыть дело об административном правонарушении (п. 1 ч. 22 ст. 99 закона № 44). На таких работников будут выписаны штрафы как на должностных лиц (ст. 7.29-7.32, 7.32.5, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ).

При этом заказчик может получить:

  • представление об устранении причин и условий совершения административных правонарушений (п. 1 ч. 22 ст. 99 44-ФЗ, ст. 29.13 КоАП РФ);
  • предписание об устранении нарушений, обязательное к исполнению (п. 2 ч. 22 ст. 99).

Дисциплинарную ответственность ответственные за закупки лица несут в случае нарушения действующего законодательства РФ и ненадлежащего исполнения своих обязанностей. При этом в законе № 44 нет прямых указаний о порядке привлечения данной группы лиц к дисциплинарному взысканию. Следовательно, при возникновении необходимости наказания заказчику надлежит руководствоваться действующим трудовым законодательством.

Также в законе о федеральной контрактной службе не указан регламент о привлечении работников закупочных служб к гражданско-правовой ответственности. Порядок правоприменения норм такой ответственности наступает согласно общим основаниям.

Существует следующее правило: если организация-заказчик компенсировала третьим лицам вред, причиненный неправомерными действиями работниками закупочных служб (ст. 1068 ГК РФ), то такой заказчик вправе предъявить обратное требование к нарушителям (п. 1 ст. 1081 ГК РФ).

Уголовная ответственность наступает в случае совершения таким работником опасных и противоправных деяний, а также злоупотреблений своими полномочиями в области госзакупок (ст. 200.4 УК РФ).

Что изменилось с 01.01.2019

Необходимость разрабатывать положение о контрактном управляющем 2019 год не принес. Для назначения по-прежнему достаточно решения заказчика: приказа или распоряжения о назначении работника управляющим с возложением на него функций, которые установлены требованиями ч. 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ.

Контрактный управляющий с 1 января 2019 года больше не может быть абсолютно любым лицом, работающим в организации-заказчике. Работники службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования.