Сокращение на госслужбе. Порядок сокращения государственного служащего Предоставление вакантной должности в ином государственном органе

Здравствуйте Виктория!

В соответствии со ст. 31 закона о гражданской службе

При сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

3. В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах впорядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

То есть, Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию...

Представитель нанимателя обязан предупреждать гражданского служащего об увольнении персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (1 уведомление).

Согласно ст. 29 закона

В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.

Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.

То есть, при изменении сущ. условий контракта, град. служ. уведомляется за 2 мес. до их введения.

Положением
о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации установлено, что

Конкурс может не проводиться:

а) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа;

б) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, по решению представителя нанимателя.

То есть, конкурс может не проводиться в вышеуказанных случаях.

Согласно п.п.8-9 ст. 58 закона

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1-3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

То есть, дисциплинарное взыскание может быть снято в вышеуказанных случаях.При этом наличие дисциплинарного взыскания не препятствует переводу на более высокую должность.

Таким образом, если у Вас сокращение, то Вы имеете право перейти на др. должность.

С уважением Ф. Тамара

Многие работники государственных организаций и предприятий думают, что работа на благо государства означает для них финансовую стабильность. Однако, за последние несколько лет государственным компаниям все чаще приходится прощаться со своими сотрудниками, в связи с уменьшением штата в организации и сокращением рабочих мест.

Процедура сокращения государственных служащих отличается от сокращения других работников только денежными компенсациями и способами их выплаты.

Приняв решение о сокращении штата государственной организации, ее руководитель выносит соответствующий приказ, который передает кадровому работнику. На специалиста по кадрам возлагается обязанность уведомить госслужащего о сокращении за два месяца до дня, когда он будет уволен.

Уведомляется сотрудник в письменной форме под роспись. В уведомлении обязательно должна содержаться дата, с которой сотрудник будет уволен. Данное требование установлено федеральным законом о государственной службе, который регламентирует процедуру сокращения. В трудовой кодекс заглядывать не стоит, поскольку он регулирует сокращение госслужащих только в части, не урегулированной ФЗ.

Работник уведомлен о сокращении должности, что делать?

Не стоит мгновенно бросаться в поиски новой работы, поскольку все же имеются шансы остаться в прежней организации и законодательство дает право работать еще два месяца. Закон обязывает работодателя предложить все свободные вакантные места сокращаемому, которые госслужащий способен замещать. Это могут быть и нижестоящие должности, но тут уже выбор за самим служащим.

Необходимо знать, что работник вправе написать заявление о сокращении до истечения двух месяцев. В таком случае работник получит денежную компенсацию в размере двух средних заработков, а также полученную компенсацию по сокращению, которая установлена в размере четырех месячных денежных содержаний.

Если госслужащий не использовал положенный трудовой отпуск, ему будет выплачена компенсация прямо пропорционально количеству дней отпуска, право на которые у работника возникло.

Компенсация

Государственному служащему, которого сократили, выходное пособие не выплачивается, которое регламентировано трудовым законодательством. Однако, госслужащий все же может рассчитывать на денежную компенсацию. Эта компенсация установлена постановлением Правительства РФ. В постановлении говориться о том, что сокращаемому госслужащему полагается выплата в размере четырех месячных денежных содержания.

В свою очередь, размер одного содержания рассчитывается из оклада служащего и положенных ему надбавок за выслугу, классный чин и так далее, а также из двенадцатой части всех дополнительных выплат, которые начислялись работнику в течение последних двенадцати месяцев работы. К дополнительным выплатам относятся премии, материальная помощь, единовременное поощрение к отпуску.

Если внутренними локальными актами организации установлена премия сотрудникам по итогам отработанного квартала или полугодия, госслужащий имеет право на ее часть, относительно периода времени, которое он отработал.

Если служащий не использовал право на оплачиваемый отпуск, вместо него также будет начислена компенсационная выплата.

Недобросовестный работодатель может предложить до истечения двух месяцев написать заявление государственному служащему об увольнении по собственной инициативе. Этого ни в коем случае не стоит делать потому, что работник не получит положенных ему денег.

Все положенные выплаты необходимо перечислить в последний день работы, тогда же госслужащему выдается его трудовую книжку.

При получении трудовой книжки проверьте наличие и правильность всех записей в ней. Обратите внимание на основание увольнения, которое указали в книжке.

После сокращения

Уволившись, не лишним будет встать на учет в службу занятости. При сокращении государственного служащего совсем не важно, чтобы это было сделано в двухнедельный срок, так как заработок на время трудоустройства служащим государственных организаций не положен. Центр занятости со дня обращения назначает пособие по безработице. Максимальная величина такого пособия почти пять тысяч. Зависит сумма от средней зарплаты сокращенного служащего за последние три месяца работы.

Для начисления пособия необходимо в службу предоставить справку от прежнего работодателя, в которой отделом бухгалтерии будет рассчитана средняя зарплата. Кроме того, в ЦЗН могут быстро предложить подходящую работу. Если же необходимые вакансии отсутствуют, три месяца с момента сокращения за госслужащим, стоящем на учете сохраняется непрерывный трудовой стаж.

Узнав новость о сокращении, постарайтесь не расстраиваться, поскольку работа – это не самое страшное, чего можно лишиться. Если считаете, что процедура сокращения нарушена, обращайтесь в суд для восстановления в должности. Успехов в трудоустройстве!

В момент массового сокращения и в процессе реорганизации, очень важно знать свои права как сотрудника.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Стоит помнить, что массовое увольнение госслужащих регулируется законом и должно выполняться согласно правовым нормам.

Уведомление

Уведомление о сокращении работника должно предоставляться в письменной форме. В документе должна указываться дата уведомления. Фактическое сокращение может произойти не раньше и не позднее истечения двух месяцев со дня получения уведомления сотрудником.

Если работник по собственному желанию захочет оформить увольнение раньше, ему необходимо написать заявление в письменном виде.

По законодательству работодатель обязуется проинформировать не только сотрудников, а и орган государственного профсоюза, который будет осуществлять контроль над законностью процесса увольнения.

Уведомление в профсоюз отправляется не позднее трех месяцев до даты фактического сокращения. При рассмотрении причин сокращения персонала, представители профсоюза могут вносить предложения или изменения, которые помогут минимизировать предполагаемый объем увольнений.

Профсоюзы представляют сторону работников и всячески корректируют работу работодателей, могут вносить изменения в сроках проведения сокращения.

Только после согласования порядка увольнения, работодатель имеет право вносить изменение в рабочий распорядок и информировать сотрудников о предстоящих переменах.

Необходимо учитывать факторы:

  • сотрудник не может быть уволен позднее даты назначенного увольнения, поскольку это нарушает его права. Работник должен знать день увольнения, для возможности трудоустройства;
  • в случае если сотрудник находится в отпуске или отсутствует по причине болезни, он может быть уволен на следующий день после выхода на работу;
  • работодатель не имеет оснований отодвигать дату увольнения, это нарушает права работников.

Важно: Работодатель не имеет права менять дату фактического увольнения на свое усмотрение.

Порядок сокращения госслужащих

Во время сокращения сотрудников или в процессе реорганизации государственной структуры работодатель обязуется:

  • проинформировать сотрудников о предстоящем сокращении, в письменной форме за два месяца;
  • руководство обязано предоставить список вакантных мест в организации иле в других государственных учреждениях. Сотруднику могут предложить должности с меньшим заработком, которые не будут соответствовать квалификации специалиста;
  • в момент увольнения сотруднику должны выплатить все полагающиеся средства;
  • в момент увольнения сотрудник получает трудовую книжку. При необходимости получить дополнительные документы, работник может написать письменное заявление, которое обязательно будет рассмотрено.

Важно: Работодатель вовремя сокращения или реорганизации предприятия не имеет права требовать двухнедельную отработку.

Во время сокращения сотрудник государственной организации имеет право:

  1. Написать заявление об увольнении раньше предусмотренного срока.
  2. Получить денежную компенсацию предусмотренную законодательством.
  3. Может получить необходимый пакет документов.
  4. Заниматься поисками работы во время отведенного двухмесячного срока.
  5. Отказаться от предложенных замещенных должностей.
  6. Отказаться от предложения пройти курсы повышения квалификации.
  7. Госслужащий может полагаемую материальную помощи.

Предложение вакансий

В случае сокращения с государственной должности или реорганизации представительства, руководство может сохранить трудовые отношения с работником, а именно:

  • работнику предложат несколько вакансий, которые могут отличаться от предыдущей должности, но во внимание всегда принимается опыт, профессиональные качества, уровень квалификации. Новая должность может предоставляться на старом месте работы, в другой государственной организации или в организации, которой были переданы полномочия реорганизованной структуры;
  • если сотрудник не соответствует профессиональным требованиям новой должности, то нередко предлагается пройти переподготовку или повысить уровень квалификации, что позволяет сохранить кадры.

После того как руководство проинформирует сотрудников о сокращении или реорганизации, в течение двух месяцев может быть проведена внеплановая аттестация с целью проверить профессиональные качества сотрудников.

По результатам тестирования будет приниматься решение, по предоставлению свободных вакансий в государственных организациях.

Основные факторы, которые влияют на предложение замещающей должности в государственных структурах:

  • уровень квалификации;
  • профессиональный опыт;
  • время работы в государственной структуре;
  • профессионализма;
  • возраст.

Порядок, в котором назначаются сотрудники на вакантные места:

  1. Сотрудники, у которых имеется два и более иждивенца (нетрудоспособных членов семьи).
  2. Работникам, которые самостоятельно обеспечивают семью, и у них нет дополнительного источника доходов.
  3. Лица, которые за время работы на организации, где производится сокращение, получили физическое увечье, инвалидность.
  4. Инвалиды боевых действий, которые были направлены на защиту родины. Инвалидов ВОВ.
  5. Сотрудников, которые согласились пройти повышение квалификации по просьбе работодателя.

Трудовые отношения, между государственной организацией и госслужащим, могут быть расторгнуты в результате сокращения, без предоставления замещающей должности, с учетом того, что права сотрудника не будут нарушены в ходе увольнения.

Уплачивается ли НДФЛ

Заработная плата, которая начисляется госслужащему за время до фактического увольнения, подлежит налогообложению. По нынешнему законодательству НДФЛ составляет 13%.

Организация обязуется уплатить налог в соответствующем размере, вычтенном из заработной платы. Что касается выплат предусмотренных в случае сокращения работников, согласно законодательству компенсационные средства не могут облагаться НДФЛ.

В отдельных случаях, когда госслужащий нанимался на работу по персональным условиям. То есть между организацией и работником составляется трудовой контракт, в котором рассматривается выходное пособие, если отступные выплаты согласно заключенному договору превышают сумму средней заработной платы, тогда госслужащий обязуется выплатить НДФЛ, что предусмотрено НК РФ.

Также налогообложению подлежат средства, которые выплачиваются сотрудникам за неиспользованные отпуска.

Из этого следует:

Что касается взносов в пенсионный фонд РФ во время сокращения, то они начисляются в обычном порядке за месяцы отработки перед увольнением.

Организации обязаны уплатить взнос на страховой счет в соответствующем законодательством размере за каждый отработанный месяц сотрудником.

Какие выплаты не облагаются отчислениями в ПФ РФ:

  • предусмотренные законодательством денежные компенсации;
  • выплата дополнительного среднего месячного заработка;
  • дополнительная компенсация за время, потраченное на поиски нового места работы.

Отпускные средства, которые сотрудник получает за неиспользованные дни отпуска, также облагаются сборами в пенсионный фонд.

Какие выплаты положены

В случае сокращения персонала или реорганизации государственной структуры, работник имеет право на материальную компенсацию, которая предусматривается действующим законодательством ТК РФ.

В расчет компенсации берется средняя заработная плата на момент составления уведомления о сокращении, также учитывается двенадцатая часть от премий, полученных за прошедший год службы и выплат за особо важные государственные миссии.

То есть начисления производятся по следующей формуле: Где:

Материальные выплаты, предусмотренные при сокращении или реорганизации структур:

  1. Сумма в размере четырех средних заработных плат.
  2. В случае если работник в течение пятого и шестого месяца после увольнения не может найти работу, ему полагается дополнительная выплата за эти месяцы в размере среднего месячного оклада.
  3. Если сотрудник увольняется без отработки предусмотренных двух месяцев, он все равно имеет право получить компенсацию.

Также законодательством предусматриваются отдельные выплаты для государственных служащих:

  • заработная плата за отработанное время в период сокращения;
  • компенсация за неиспользованный отпуск;
  • материальная помощь, предусмотренная для госслужащих.

Важно: Работодатель обязан выплатить компенсацию + невыплаченные деньги по заработной плате + отпускные + дополнительные выплаты, в момент увольнения.

Гарантии

Увольнение государственных служащих производится согласно действующему законодательству Российской Федерации, которое предусматривает возможность трудоустроить сотрудников на свободных вакансиях в других государственных учреждениях.

При увольнении государственный служащий гарантированно получает материальную, государственную компенсацию, которая включает в себя все выплаты предусмотренные при сокращении.

В том числе работник имеет право отказаться от предоставляемой вакансии в государственных учреждениях и самостоятельно трудоустроится, в этом случае за ним остается право на получение денежной компенсации.

Сотрудник государственной организации гарантированно получает компенсацию в размере шести средних месячных окладов в случае немедленного увольнения при получении уведомления о предстоящем сокращении.

Также сотрудник гарантированно получит заработную плату, предусмотренную трудовым договором за выполнение трудовых обязанностей в момент отработки двух месяцев.

Работник государственной службы имеет право в любой момент отказаться от продолжения выполнения обязанностей в период отработки двух месяцев, даже если изначально выявил согласие.

Сокращение довольно распространенная проблема нынешнего времени, такая ситуация может возникнуть в случае реорганизации, ликвидации, слияния, разъединения и прочих структурных изменений.

Особенности сокращения гражданских служащих

Увольнение в связи с сокращением штата государственного органа, как и сокращением численности или штата других организаций, существует довольно давно. Однако в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ (далее - Закон № 57-ФЗ) были внесены некоторые изменения и дополнения в положения, регулирующие процедуру сокращения должностей гражданской службы. О том, какие особенности нужно учесть при сокращении таких должностей, какие обязанности и права при этом возникают у работодателя, какие предусмотрены для служащих при увольнении по данному основанию, расскажем в статье.

До принятия Закона № 57-ФЗ освобождение гражданского служащего от занимаемой должности в связи с сокращением штата осуществлялось по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ): отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Данное основание относилось к общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее. Сокращение же численности или штата работников организации Трудовым кодексом отнесено к увольнению по инициативе работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 81).

Законом № 57-ФЗ в первую очередь данное основание увольнения было включено в перечень оснований расторжения служебного контракта по инициативе нанимателя. Существенные изменения претерпели и ст. 31 и 37 Закона № 79-ФЗ, регламентирующие сокращение должностей государственной службы. Кроме этого, Правительство РФ Постановлением от 19.09.2013 № 822 утвердило Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).

В каком порядке после принятия закона осуществляется сокращение должностей и увольнение служащих, рассмотрим далее.

Процедура, предшествующая увольнению

В отличие от Трудового кодекса, в котором названы два отдельных основания увольнения - сокращение численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) и ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81), - ст. 31 Закона № 79-ФЗ одновременно регламентирует отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы и упразднением государственного органа, а именно предусматривает правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущей сокращение или прекращение замещения должностей гражданской службы.

Напомним, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ). И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены.

Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащий, замещающий сокращаемую должность или должность в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить гражданскому служащему все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ, а именно Правилами.

До истечения двухмесячного срока и с письменного согласия служащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с ним служебный контракт (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

Обратите внимание, что Законом № 79-ФЗ предусмотрено поступление на гражданскую службу и замещение государственных должностей на конкурсной основе, но при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае сокращения штата конкурс не проводится (п. 4 ч. 2 ст. 22).

Предоставление вакантной должности в ином государственном органе

Итак, согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров». При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии - должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

Анкета составляется по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р.

Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

К сведению

Расходы, связанные с проведением собеседования (проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Обратите внимание

Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.

Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод.

Преимущественное право на замещение вакантной должности

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие:

Квалификацию;

Уровень профессионального образования;

Результаты профессиональной служебной деятельности, -

и с большей продолжительностью стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Обратите внимание, что на гражданских служащих не распространяется действие ст. 179 ТК РФ, согласно которой преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников с равной производительностью труда и квалификации отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Да, действительно, исходя из ст. 73 Закона № 79-ФЗ Трудовой кодекс может применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ. Однако в силу п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст. 31, 33 и 38 Закона № 79-ФЗ.

Поэтому можно сделать вывод, что к гражданским служащим применяются только критерии преимущественного права на замещения вакантной должности, установленные ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ. Это также подтверждается судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 07.11.2012 по делу № 2-3240-33-1819).

Аттестация служащих

Частью 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.

Согласно ч. 5 ст. 48 Закона № 79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:

О сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

Об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

Служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;

Соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

Не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

Подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Направляется для получения дополнительного профессионального образования;

Понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

Если служащий отказывается от замещения нижестоящей должности или от прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, служебный контракт с ним может быть расторгнут. При этом основанием будет не пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), а п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) или п. 8.3 ч. 1 ст. 37 (упразднение государственного органа).

Процедура прекращения служебного контракта

В случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ.

Увольнение служащего оформляется приказом по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1. Как основание приказа указываются нормативный акт государственного органа о сокращении штата или упразднении госоргана, уведомление о прекращении служебного контракта, предложение о переводе на другую должность или уведомление об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности, иные документы. Служащий должен быть ознакомлен с приказом под роспись.

В вносится запись со ссылкой на п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ. Служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по государственной службы и кадров.

Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания его в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Обратите внимание

Нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу (Постановление КС РФ от 06.12.2012 № 31-П), и лиц с семейными обязанностями (Постановление КС РФ от 22.11.2011 № 25-П, ст. 261 ТК РФ).

Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением штата или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

К сведению

В отличие от служащих, при сокращении работников согласно Трудовому кодексу увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). А в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Аналогично ст. 180 ТК РФ, если служебный контракт был прекращен до истечения двухмесячного срока, служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Как видно, гражданскому служащему не нужно вставать на учет в службе занятости, чтобы получить компенсацию за четыре месяца. Он ее получит в любом случае. Исключение установлено для гражданских служащих, увольняемых из государственных органов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, помимо указанной компенсации, служащему северных областей дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств данного органа (п. 3.2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).

«О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации». «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». «По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л. А. Пугиевой». «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В. Ю. Боровик».

Увольнение в связи с сокращением штата государственного органа, как и сокращением численности или штата других организаций, существует довольно давно. Однако в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ (далее - Закон № 57-ФЗ) были внесены некоторые изменения и дополнения в положения, регулирующие процедуру сокращения должностей гражданской службы. О том, какие особенности нужно учесть при сокращении таких должностей, какие обязанности и права при этом возникают у работодателя, какие гарантии предусмотрены для служащих при увольнении по данному основанию, расскажем в статье.

До принятия Закона № 57-ФЗ освобождение гражданского служащего от занимаемой должности в связи с сокращением штата осуществлялось по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ ): отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Данное основание относилось к общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее. Сокращение же численности или штата работников организации Трудовым кодексом отнесено к увольнению по инициативе работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 81 ).

Законом № 57-ФЗ в первую очередь данное основание увольнения было включено в перечень оснований расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Существенные изменения претерпели и ст. 31 и 37 Закона № 79-ФЗ , регламентирующие сокращение должностей государственной службы. Кроме этого, Правительство РФ Постановлением от 19.09.2013 № 822 утвердило Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила ).

В каком порядке после принятия закона осуществляется сокращение должностей и увольнение служащих, рассмотрим далее.

Процедура, предшествующая увольнению

В отличие от Трудового кодекса, в котором названы два отдельных основания увольнения - сокращение численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ) и ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ), - ст. 31 Закона № 79-ФЗ одновременно регламентирует отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы и упразднением государственного органа, а именно предусматривает правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущей сокращение или прекращение замещения должностей гражданской службы.

Напомним, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ ). И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены.

Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащий, замещающий сокращаемую должность или должность в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить гражданскому служащему все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ, а именно установленном Правилами .

До истечения двухмесячного срока и с письменного согласия служащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с ним служебный контракт (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

Обратите внимание, что Законом № 79-ФЗ предусмотрено поступление на гражданскую службу и замещение государственных должностей на конкурсной основе, но при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае сокращения штата конкурс не проводится (п. 4 ч. 2 ст. 22 ).

Предоставление вакантной должности в ином государственном органе

Итак, согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров». При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии - должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

Анкета составляется по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р .

Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

К сведению

Расходы, связанные с проведением собеседования (проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Обратите внимание

Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.

Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод.

Преимущественное право на замещение вакантной должности

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие:

Квалификацию;

Уровень профессионального образования;

Результаты профессиональной служебной деятельности, -

и с большей продолжительностью стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Обратите внимание, что на гражданских служащих не распространяется действие ст. 179 ТК РФ , согласно которой преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников с равной производительностью труда и квалификации отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Да, действительно, исходя из ст. 73 Закона № 79-ФЗ Трудовой кодекс может применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ . Однако в силу п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст. 31 , 33 и 38 Закона № 79-ФЗ .

Поэтому можно сделать вывод, что к гражданским служащим применяются только критерии преимущественного права на замещения вакантной должности, установленные ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ . Это также подтверждается судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 07.11.2012 по делу № 2-3240-33-1819 ).

Аттестация служащих

Частью 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.

Согласно ч. 5 ст. 48 Закона № 79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:

О сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

Об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

Служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;

Соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

Не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

Подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Направляется для получения дополнительного профессионального образования;

Понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

Если служащий отказывается от замещения нижестоящей должности или от прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, служебный контракт с ним может быть расторгнут. При этом основанием будет не пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), а п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) или п. 8.3 ч. 1 ст. 37 (упразднение государственного органа).

Процедура прекращения служебного контракта

В случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ .

Увольнение служащего оформляется приказом по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 . Как основание приказа указываются нормативный акт государственного органа о сокращении штата или упразднении госоргана, уведомление о прекращении служебного контракта, предложение о переводе на другую должность или уведомление об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности, иные документы. Служащий должен быть ознакомлен с приказом под роспись.

В трудовую книжку вносится запись со ссылкой на п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ . Служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания его в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Обратите внимание

Нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу (Постановление КС РФ от 06.12.2012 № 31-П ), и лиц с семейными обязанностями (Постановление КС РФ от 22.11.2011 № 25-П , ст. 261 ТК РФ ).

Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением штата или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

К сведению

В отличие от служащих, при сокращении работников согласно Трудовому кодексу увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). А в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Аналогично ст. 180 ТК РФ , если служебный контракт был прекращен до истечения двухмесячного срока, служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Как видно, гражданскому служащему не нужно вставать на учет в службе занятости, чтобы получить компенсацию за четыре месяца. Он ее получит в любом случае. Исключение установлено для гражданских служащих, увольняемых из государственных органов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, помимо указанной компенсации, служащему северных областей дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств данного органа (п. 3.2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ ).

  1. «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  2. «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации».
  3. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
  4. «По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л. А. Пугиевой».
  5. «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В. Ю. Боровик».