Понятие и виды обращения граждан. Этапы ведения делопроизводства по обращениям граждан. Социальная депривация детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения

  • 1.Политические (право на участие в государственном управлении):
  • 2.Социальные (право на получение гарантированной государством помощи и содействия):
  • 3.Права на защиту:
  • Административный и судебный порядок защиты прав граждан в сфере государственного управления.
  • Законодательство: федеральный закон от 02.05.2006 n 59-фз «о порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации». Право граждан на обращения в органы государства и муниципальных образований.
  • Право гражданина на административную жалобу.
  • Вопрос 15. Обращения граждан: понятия, виды, порядок рассмотрения. (2)
  • 17. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти - Костылева
  • Федеральное министерство: понятие, функции, структура.
  • 21. Федеральное агентство: понятие, функции, структура.
  • Вопрос 22:
  • Органы исполнительной власти субъектов рф.
  • Вопрос 24. Общественные объединения как субъекты административного права. (2)
  • 27. Лицензирование отдельных видов деятельности.
  • 29. Понятие и юридическое значение акта управления.
  • 30. Виды актов государственного управления. Требования, предъявляемые к актам управления.
  • Классификация актов государственного управления
  • Вопрос 31: Понятие и виды административного принуждения
  • Виды административного принуждения
  • Государственная служба: понятие, признаки, принципы.
  • Вопрос 33. Система и виды государственной службы (2)
  • 35. Понятие и виды государственных служащих - Костылева
  • 38. Дисциплинарная ответственность государственных служащих.
  • 39. Порядок прохождения государственной службы.
  • Вопрос 40: Военная служба как вид государственной службы (гс)
  • По призыву ст. 22 фз № 53-фз
  • По контракту ст. 32 фз № 53-фз:
  • Правоохранительная служба как вид государственной службы.
  • Вопрос 42. Способы обеспечения законности в государственном управлении. (2)
  • 44. Контроль органов законодательной власти. Финансовый контроль - Костылева
  • 47. Конституционный суд и его роль в обеспечении законности в сфере государственного управления.
  • 48. Роль судов общей юрисдикции и арбитражных судов в обеспечении законности в государственном управлении.
  • Вопрос 49: Прокурорский надзор в сфере государственного управления.
  • 3.Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • Понятие специальных административно-правовых режимов. Режим военного положения.
  • Военное и «особое» положение.
  • Вопрос 51. Понятие специальных административно- правовых режимов. Режим чрезвычайного положения. (Лозунова)
  • 53. Административная ответственность: понятие, характеристики, особенности - Костылева
  • Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
  • 57. Производство по делам об административных правонарушениях.
  • 3. Обжалование и пересмотр постановления по делу об административной ответственности.
  • Вопрос 58: Судьи (суды), органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, их компетенция.
  • Глава 3 КоАп рф называется «судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях»
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции:
  • Исполнение административных наказаний.
  • Административные взыскания и порядок их наложения.
  • Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания.
  • Вопрос 60. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. (Лозунова)
  • Глава 20 определяет виды административных правонару­шений, посягающих на общественный порядок и обществен­ную безопасность.
  • 62. Военная доктрина, ее содержание и значение в области управления обороной - Костылева
  • 65. Безопасность: понятие, виды, способы обеспечения.
  • 66. Концепция национальной безопасности рф, её содержание и значение.
  • Вопрос 67: Федеральная служба безопасности рф: задачи, функции, полномочия, структура.
  • Основы государственного управления в области безопасности. Организационно-правовая система управления.
  • Органы управления в области государственной безопасности.
  • Вопрос 69. Совет Безопасности рф: компетенция, структура, функции. (Лозунова)
  • 74. Милиция: виды, функции, организация деятельности.
  • 75. Внутренние войска Министерства внутренних дел: задачи, структура, функции.
  • Вопрос 76: Основы государственного управления в области иностранных дел.
  • Основы государственного управления в области юстиции. Организационно-правовая система управления.
  • Органы управления в области юстиции.
  • Вопрос 78. Федеральная служба судебных приставов: компетенция, структура, функции и полномочия. (Лозунова)
  • Вопрос 15. Обращения граждан: понятия, виды, порядок рассмотрения. (2)

    Обращения граждан в государственные и иные организации имеют определенные формы, давно выработанные, широко применяемые на практике и традиционно закрепляемые в законодательстве. В настоящее время, как граждане, так и органы, куда направляются обращения, руководствуются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Об отдельных формах обращения граждан - заявлениях и особенно жалобах - и порядке их рассмотрения установлены специальные, частные правила, которыми и руководствуются соответствующие органы и должностные лица, например, в КоАП РФ определен порядок подачи, рассмотрения жалоб и исполнения принятых по ним решений (ст. 30.1-30.11) КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.).

    Итак, обращения граждан - устное и письменное, индивидуальное и коллективное - имеют формы заявления, предложения и жалобы.

    Заявление - обращения граждан по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации. Заявление гражданина содержит обычно просьбы об удовлетворении его личных прав, законных интересов, оказания помощи материальными или иными способами, приеме на работу (службу), поступлении в профессиональное учебное заведение, вступлении в общественное объединение и т.д. Словом, реализация прав гражданина, которые являются только правами, а не обязанностями, осуществляются в основном через заявления.

    Предложение - обращения граждан, направленные на улучшение деятельности органов внутренних дел и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства. Предложение содержит мнения автора, которые могут быть и обоснованными: по борьбе с правонарушениями, совершенствованию и улучшению хозяйственных дел и социальной жизни деятельности государственного аппарата и т.д., короче говоря, по любому вопросу государственной и общественной жизни в плане ее улучшения.

    Жалобы - обращения граждан с требованием восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов или должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или иных законных интересов. Жалобы гражданина имеют иное содержание и особый правовой статус:

    а) основанием для обращения с жалобой служит только нарушение прав и законных интересов гражданина по его мнению, в заявлениях и предложениях, если и говорится о нарушениях закона, то для пояснения и обоснования просьб и предложений;

    б) право подачи жалобы законодательству принадлежит лишь тому лицу, чьи права или законные интересы нарушены или от его имени его законному представителю (родителям, усыновителям, опекунам, попечителям) и адвокату;

    в) для подачи жалобы обычно устанавливаются сроки, как правило, в 10 суток, например, по КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течении этого срока (ст. 30.3), а продлен срок может быть только по уважительным причинам;

    г) для жалобы установлена письменная форма.

    Также выделяется еще 3 формы обращений, но менее распространенные, чем вышеперечисленные:

    · ходатайства - письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод.

    · коллективные обращения граждан - обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях.

    · петиции - коллективные обращения граждан в органы города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.

    ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ЗАЯВЛЕНИЙ, ЖАЛОБ

    Общие правила рассмотрения заявлений, предложений и жалоб установлены таким образом, чтобы обеспечить уяснение обращения, проверку (если необходимо) и принятие решения в кратчайшие сроки компетентными органами и лицами, с целью удовлетворения просьб и предложений гражданина в рамках закона.

    Эти общие правила следующие:

    1. Государственные и иные органы и организации обязаны принимать заявления, предложения и жалобы, рассматривать их, принимать меры и давать ответы заявителям. Условием этой обязанности органа и организации является то, чтобы обращение гражданина по данному вопросу входило в компетенцию органа (организации), тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится рассмотрение данного вопроса.

    2. Граждане (в т.ч. - индивидуальные предприниматели) и организации вправе обращаться в суд (арбитражный суд) с заявлением по различным делам, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений. Это - дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) органов государственной власти, муниципальных органов, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и др. Порядок рассмотрения таких заявлений подробно регулируется новыми процессуальными кодексами - ГПК РФ, АПК РФ.

    3. Орган, получивший жалобу по вопросу, не относящемуся к его компетенции, вправе направить ее конкретному органу, но запрещено направлять жалобы граждан для разрешения тем органам и должностным лицам, действия которых обжалуются.

    4. При рассмотрении жалобы необходимо разобраться в ее существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса, своевременно сообщать гражданам о результатах.

    5. Определен срок рассмотрения и разрешения обращений граждан: заявлений и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в орган (организацию), которые обязаны разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней.

    Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех, где действуют уставы о дисциплине (транспорт, некоторые отрасли промышленности) может устанавливать дополнительные или иные особые, частные правила разрешения жалоб и заявлений - меньшие сроки, порядок вторичного обжалования и т.д.

    В отдельных ведомствах с учетом специфики их деятельности, но в пределах правил общего порядка рассмотрения обращений граждан, действуют свои подробные инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан, например, в органах МВД, ФСБ, Российского агентства по патентам и товарным знакам и некоторых других.

    Законодательство установило ответственность должностных лиц, вплоть до уголовной, за нарушение установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, бюрократическое отношение к ним, волокиту, а также преследование граждан в связи с подачей обращений.

    Порядок рассмотрения заявлений и жалоб военнослужащих и работников органов внутренних дел.

    Действующее законодательство различает обращения военнослужащих и работников внутренних дел в государственные (и иные) гражданские организации и к командованию Вооруженных Сил и в органы внутренних дел.

    В первом случае, т.е. при обращении военнослужащего и работника внутренних дел в гражданские организации, действует общий порядок рассмотрения заявлений, предложений и жалоб, изложенный выше. При этом, однако, законодательство установило иные правила рассмотрения обращений данной группы граждан, касающиеся сроков рассмотрения.

    Определено, что жалобы военнослужащих, работников органов внутренних дел и членов их семей разрешаются в более короткие сроки, а именно: в центральных органах в срок до 15 дней со дня их поступления, в местных органах, на предприятиях и в поступления в орган, обязательный разрешить вопрос по существу.

    В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятия других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, предприятия, учреждения, но не более чем на 15 дней с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.

    Никаких иных исключений из общих рассмотрения обращений граждан законодательство не устанавливает ни для военнослужащих, ни для работников органов внутренних дел.

    Порядок рассмотрения обращений военнослужащих и работников внутренних дел по службе в своих отраслях регулируются иным законодательством. В общем законодательстве есть отсылочная норма о том, что предложения, жалобы и заявления военнослужащих и работников органов внутренних дел, связанные с прохождением службы, подаются, рассматриваются и разрешаются в соответствии с Уставом внутренней службы и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, другими правовыми нормативными актами.

    Наше законодательство о статусе Вооруженных Сил, военнослужащих и работников органов внутренних дел, принятое в последние годы, сделало громадный шаг вперед по части социальной защиты военнослужащих и работников органов внутренних дел, в частности, закрепив за ним право обращаться в суд за защитой своих прав, притом эта норма закреплена в законе, т.е. акте, обязательном для всех.

    Положение о службе в органах внутренних дел еще более расширило основания для обращения сотрудника в суд за защитой своих прав и законных интересов.

    По вопросам службы в Вооруженных Силах и в органах внутренних дел военнослужащий и сотрудник органов внутренних дел также вправе обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями, рассматриваемыми и разрешаемыми в служебном порядке в соответствии с воинскими уставами и нормативными актами об органах внутренних дел и милиции. Это не означает, однако, что здесь имеется особый досудебный предварительный порядок рассмотрения, обязательный перед обращением в суд (военный суд).

    Рассмотрение обращений граждан в органы внутренних дел.

    Выполнение центральными и местными органами внутренних дел своих задач возможно при условии их тесной связи с населением, знания местного быта, национальных особенностей, материальных сторон жизни и т.д.

    Деятельность органов и сотрудников органов внутренних дел при охране порядка, административном надзоре, разрешительной системы, борьбе с преступностью и т.д. самым непосредственным образом связана с гражданами, их правами и обязанностями. Многие действия граждан возможны только с разрешения органов внутренних дел.

    Поэтому работа с обращениями граждан в системе органов внутренних дел - одни из самых важных участков их деятельности.

    Начало этой работы - прием граждан в органах внутренних дел.

    Ведомственными актами установлен определенный порядок приема: личный прием граждан обязаны проводить руководители и другие должностные лица органов внутренних дел, в определенные дни и часы, включая выходные дни, о чем должно быть известно населению. Руководители органов внутренних дел должны анализировать обращения граждан с тем, чтобы выявлять обстоятельства и причины, вызывающие нарушения их прав и законных интересов.

    Из всех форм обращений граждан - заявлений. Жалоб, предложений - в органы внутренних дел поступает наибольшее число заявлений. Это непосредственно связано с паспортной системой (получение паспорта, прописка, выписка), регистрационными полномочиями органов внутренних дел (транспортные средства, регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, дактилоскопическая регистрация и т.д.), выдачей лицензий и разрешений (по обороту оружия, на занятие частной детективной и охранной деятельностью, на некоторые виды работ, въезд в запретные зоны и т.д.), с поисками пропавших граждан и т.д.

    16. Понятие и виды органов исполнительной власти.

    Органы исполнительной власти – государственные органы, учреждённые в установленном порядке и наделённые компетенцией и государственно-властными полномочиями для исполнения и обеспечения исполнения законов и осуществления государственного управления общественной

    Орган исполнительной власти является: государственным органом, политическим учреждением, целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата, организованным коллективом людей. Он всегда действует от имени государства, в рамках закрепленной за ним компетенции в целях решения задач, стоящих перед государством и обществом. Этот орган, осуществляя функции исполнительной власти, наделен полномочиями государственно-властного характера.

    Административная правосубъектность органов исполнитель­ной власти возникает одновременно с их образованием, а пре­кращается в связи с их упразднением. Объем компетенции органов исполнительной власти (задачи, функции, права и обя­занности, формы и методы деятельности) находит свое выра­жение и закрепление в соответствующих законах, положени­ях, уставах и других нормативно-правовых актах.)

    Виды органов исполнительной власти.

    По территории действия (территориальному масштабу деятельности) органы исполнительной власти можно разделить на:

    1) федеральные органы исполнительной власти, которые распространяют свою деятельность на всю территорию Российской Федерации;

    2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые распространяют свое действие на территорию данного субъекта Федерации (республики в составе России, края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения – Москвы или Санкт-Петербурга). Это правительства республик, министерства республик, администрации краев и областей, структурные подразделения администраций и др.;

    3) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (включая территориальные органы Правительства РФ), которые создаются федеральными органами для осуществления своих полномочий как на территории одного субъекта Российской Федерации, так и на территории нескольких субъектов РФ.

    По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:

    1) органы общей компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории всеми отраслями экономики, социально-культурной и административно-политической сфер. Это Правительство РФ, правительства республик и некоторых других субъектов РФ, администрации краев, областей и др.;

    2) органы отраслевой компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории какой-либо одной отраслью экономики, социально-культурной либо административно-политической сфер (например, обороной, юстицией, образованием и наукой и т.д.). На федеральном уровне такими органами, как правило, являются министерства РФ. В субъектах Федерации – министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, главные управления, управления и др.;

    3) органы межотраслевой компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории вопросами, имеющими межотраслевое значение (например, техническим регулированием, государственной статистикой, тарифами и т.д.). На федеральном уровне такой компетенцией наделены либо федеральные службы, либо федеральные агентства, в субъектах Федерации – государственные комитеты, комитеты, управления и др.;

    4) органы специальной компетенции, осуществляющие надзорные, контрольные, разрешительные и некоторые иные специальные функции (например, по экологическому, технологическому и атомному надзору, по финансово-бюджетному надзору и т.д.). На федеральном уровне органами специальной компетенции могут быть федеральные службы или федеральные агентства, в субъектах Федерации – службы, палаты и др. К примеру, в структуре Московского правительства существуют такие органы специальной компетенции, как лицензионная и регистрационная палаты;

    5) органы внутриотраслевой (внутриведомственной) компетенции, права и обязанности которых распространяются на определенное направление работ внутри отрасли. На федеральном уровне такими органами являются департаменты, главные управления, управления и другие подразделения федеральных органов исполнительной власти, например, Департамент обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (бывшее ГУГИБДД МВД России). В субъектах Федерации органами внутриотраслевой компетенции являются управления, отделы и другие структурные подразделения органов исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции этих субъектов. Примерами здесь могут служить: Управление лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения администрации края, Отдел жилищно-коммунального хозяйства Управления жилищной политики администрации области и др.

    По организационно-правовым формам и названию различают следующие органы исполнительной власти: правительства, кабинеты министров (имеющие статус правительств), министерства, федеральные службы, федеральные агентства, ведомства, администрации, мэрии, департаменты, главные управления, управления, службы, отделы, инспекции, палаты, центры, комплексы и др.

    Конституционное право граждан на обращение является одним из ведущих социально-политических прав граждан России и закреплено в отечественном праве, начиная с 1977 года. Оно является важным инструментом охраны прав граждан, одной из организационно-правовых гарантий их защиты.

    Осуществление гражданами своих конституционных прав и свобод носит сложный, комплексный характер, зачастую одновременно реализуется не одно, а несколько прав граждан. Не вызывает сомнения тот факт, что право граждан на информацию и право граждан на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и к должностным лицам этих органов, организаций и объединений - тесно взаимосвязаны. Получение гражданами информации от указанных органов и должностных лиц возможно только путем подачи ими обращений, как письменных, так и устных. Таким образом, право на обращение является одной из конституционных гарантий и в то же время механизмом реализации права граждан на информацию. Вместе с тем, следует оговориться, что получение информации, с одной стороны, не является основной целью обращения граждан, а с другой - право граждан на информацию реализуется не только путем обращений, но и иными способами: в ходе межличностного общения, через средства массовой информации, путем изучения общедоступных информационных источников и т.п.

    Анализ действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, Союза ССР, а также законов субъектов Российской Федерации об обращениях граждан показывает, что данные акты не содержат норм, предусматривающих порядок получения информации гражданами, перечень информации, которую органы и должностные лица обязаны предоставить гражданам, а также гарантии предоставления информации. Также не закреплен в указанных актах порядок получения гражданами консультаций по вопросам содержания, форм реализации и защиты их конституционных прав и свобод.

    Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они разнятся по своей юридической характеристике и соответственно влекут неодинаковые правовые последствия. В этой связи возникают проблемы, связанные не только с правовой, но и с социальной сценкой обращений. Термин «обращение» носит собирательный характер. Действующее законодательство большинства стран включает в него предложение, заявление, жалобу и ходатайство. Однако, к сожалению, в нормативных актах не всегда дается четкое определение этих понятий. Вместе с тем вопрос об их разграничении имеет очень важное теоретическое и практическое значение. Точность терминологии, употребляемой в юридических документах, способствует правильному применению и исполнению правовых предписаний, делает правовой акт доступным и понятым, помогает гражданам лучше использовать свои права, выполнять обязанности. Проведение законодателем четкого разграничения между различными видами обращений играет положительную роль в упорядочении рассмотрения этих категорий дел, в осуществлении более глубокого анализа их в целях выявления тенденций общего состояния законности, степени удовлетворения потребностей граждан и т.д. Каждый из видов обращений имеет свою специфику, и, следовательно, свой статус, который должен быть нормативно определён. Анализ законодательства РФ и практики его применения позволил сделать теоретические выводы, на основе которых были сформулированы определения различных видов обращений людей.

    Предложение рассматривается как обращение человека, если оно направлено на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций и учреждений, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества.

    Заявление определено как обращение гражданина по поводу реализации принадлежащего ему права, закрепленного конституцией и действующим законодательством.

    Под ходатайством понимается письменное обращение с просьбой о признании за лицом определенного статуса, прав или свобод.

    В первую очередь необходимо расширить перечень видов обращений еще одним видом - запрос. Под запросом следует понимать обращение гражданина с требованием либо просьбой о предоставлении ему информации, обеспечении доступа к информации (ознакомления с информацией) либо предоставлении консультации

    Следующим шагом в правовом регулировании по данному вопросу, как представляется, должно быть, установления в законе обобщенного перечня информации, которую органы и должностные лица обязаны предоставлять гражданам. В этом случае, по-видимому, никак не обойтись без дублирования норм Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». Однако такое дублирование, на наш взгляд, вполне оправдано, в особенности, если речь идет о законе субъекта России. Ведь закон об обращениях граждан предназначен для использования всем населением, и очевидно, должен содержать как можно более подробные, точные и ясные нормы о правах граждан, пределах, процедурах и гарантиях их реализации.

    Из вышеизложенного следует вывод, что указанный перечень должен быть сформирован на основе пункта 3 статьи 10 и пункта 1 статьи 14 данного Федерального закона. Кроме того, необходимо особо подчеркнуть, что информация (доступ к информации) предоставляется гражданам в тех случаях, когда она не отнесена законом к категории документированной информации с ограниченным доступом.

    В федеральном и в региональных законах об обращениях граждан необходимо также закрепить норму, устанавливающую, что порядок получения гражданами информации по их запросам (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяют руководители государственных и муниципальных органов и организаций и, соответственно, собственники или владельцы организаций, основанных на частной форме собственности с соблюдением требований, установленных статьей 12 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации».

    Очевидно, в законах об обращениях граждан следует предусмотреть новеллу о том, что должностные лица, служащие государственных органов и органов местного самоуправления обязаны по устным запросам граждан консультировать их по вопросам, входящим в компетенцию должностного лица (служащего) и связанным с содержанием, реализацией и защитой прав и свобод указанных граждан.

    В соответствии с ФЗ РФ от 2.03.06 г. №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», государственные органы, органы местного самоуправления, депутаты всех уровней представительной власти имеют право рассматривать обращения граждан, вести их прием и обращаться к соответствующим должностным лицам с требованием принятия мер по пресечению нарушения прав граждан.

    Жалоба представляет собой обращение гражданина к соответствующему государственному органу или должностному лицу, предметом которого является сложившееся у гражданина мнение о том, что те или иные действия или правовые акты, адресованные ему со стороны официальных управленческих инстанций, ограничивают либо нарушают его права и законные интересы.

    В подобном понимании подача жалобы есть юридический факт, на основе которого возникает конкретное административное правоотношение, сторонами которого являются жалобщик и орган (должностное лицо), полномочный на вынесение соответствующего решения по жалобе.

    Очевидно, что сам факт обжалования не является средством защиты прав гражданина.

    Во-первых, далеко не все жалобы являются обоснованными; нередко они есть результат заблуждения их авторов.

    Во-вторых, юридически властное и обязательное решение по жалобе может вынести только уполномоченный на это орган (должностное лицо). В этом смысле жалоба является лишь сигналом о том, что в сфере государственно-управленческой деятельности возможно нарушение прав, свобод и законных интересов граждан. Установление подлинности такого сигнала и при положительном ответе - принятие необходимых мер по защите реально нарушенных прав является полномочием, которым гражданин обладать не может.

    Заявление также является сигналом, исходящим от гражданина и адресованным полномочному органу (должностному лицу). Его предмет отличается от предмета жалобы. Как правило, заявления подаются в связи с необходимостью в официальном порядке, установленном действующим законодательством, реализовать предоставленное гражданину субъективное право (например, заявление о назначении пособия или пенсии, о выдаче водительских прав и т.п.).

    Но есть и другой вариант заявлений. Это информация о том, что на определенном участке государственно-управленческой деятельности имеются, на взгляд заявителя, те или иные недостатки, упущения и т.п., что нередко влечет за собой и нарушения прав и законных интересов граждан. В подобных случаях, а также тогда, когда в заявлении сообщается о правонарушениях, совершаемых должностными лицами (например, о коррупции), его значение сходно со значением жалобы. Рассмотрение заявлений осуществляется в таком же порядке, что и рассмотрение жалоб.

    Правом жалобы обладают все граждане, причем жалобы могут быть индивидуальными и коллективными. Не подлежат рассмотрению анонимные жалобы и заявления.

    Заявитель и жалобщик несут ответственность за сообщение заведомо ложных, клеветнических измышлений (как правило, в судебном порядке).

    Жалобы подаются в орган (должностному лицу), вышестоящий по отношению к тому, чьи действия обжалуются. Это правило установлено для административного обжалования. У граждан имеются широкие возможности для судебного обжалования действий и решений исполнительных органов (должностных лиц), нарушающих или ограничивающих их административно-правовой статус, возлагающих на них не предусмотренные действующим законодательством обязанности.

    1. з 7. Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
      обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В этой статье речь идет о важнейшем элементе демократически организованного общества. Обращения граждан к субъектам публичной власти - главное средство реализации, зашиты прав, они позволяют укрепить законность, повысить эффектив ность работы органов власти, исправить их ошибки. Обраще ния можно рассматривать и как форму
    2. 1.2 Денежный оборот, денежное обращение
      обращение, постарайтесь высказать свою точку зрения. В вопросе о денежных агрегатах, необходимо понять, по какому признаку распределяются средства. Вопросы: характеристика денежного обращения и денежного оборота; безналичное денежное обращение, его виды; денежная масса, ее структура; законы денежного
    3. Юридические гарантии административно-правового статуса граждан
      обращения граждан. Существуют следующие виды обращений граждан. Предложение - обращение граждан в письменной или устной форме, направленное на привлечение внимания к несовершенству регулирования, организации или деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в той или иной сфере управленческой деятельности с указанием на пути их
    4. 5.4. Административная правосубъектность граждан: понятие и характеристика элементов
      граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права. Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан. Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и
    5. 5.1. Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина
      обращений граждан; ФЗ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления; ФЗ от 19 февраля 1997 г. № 4528-1 О беженцах; Закон РФ от 19 февраля 1993 г.
    6. Неизвестный. Деньги-Финансы-Бюджет-Страхование-Банки, 2009
      обращения. Наличное и безналичное обращение. Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег. 3. Денежная система и её элементы. 4. Сущность и функции финансов. 5. Финансовая система и характеристика её звеньев. 6. Управление финансами и финансовая политика РФ. 7. Сущность, виды, формы и методы проведения финансового контроля. 8. Сущность и функции финансов коммерческих
    7. 4.5. Сущность и типы денежных систем. Система обращения металлических денег. Система обращения бумажно-кредитных денег. Депозитные деньги. Кредитные карточки. Электронные деньги
      обращения, закрепляемая национальным законодательством. Важнейшим элементом денежной системы является денежное обращение. Под денежным обращением понимается непрерывное движение денег, их функционирование в качестве средства обращения и средства платежа, которое совершается в рамках денежной системы страны. Можно выделить два основных типа систем денежного обращения: Система обращения
    8. 5.5. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления
      обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно; на свободу передвижения; на неприкосновенность личности; на неприкосновенность жилища; на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований; на
    9. 9.3. Административный процесс и административные производства
      обращений граждан (предложений, заявлений и жалоб) существенно отличается от установленного порядка применения уполномоченными на то органами мер поощрения к гражданам за достигнутые успехи в служебной деятельности. Каждое административное производство представляет собой систему норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения тех или иных однородных групп управленческих дел.
    10. Вопросы для самоподготовки и контроля
      граждан РФ. Административная правоспособность граждан РФ. Административная дееспособность способность граждан РФ. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без
    11. Тема 14. Особое производство
      обращение в арбитражный суд. Судебное разбирательство. Решение арбитражного суда. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве). Законода тельство о несостоятельности (банкротстве). Право на обращение в ар битражный суд по делу о несостоятельности (банкротстве). Порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве). Примирение по делам о несостоятельности
    12. 1.Исполнение в отношении индивидуальных предпринимателей
      обращения взыскания на денежные средства, а также любое лично принадлежащее им имущество. При недостаточности этого имущества в соответствии со ст. 45 Семейного кодекса кредитор вправе требовать выдела доли супруга-должника, которая бы причиталась супругу-должнику при разделе общего имущества супругов, для обращения на нее взыскания. Если приговором суда установлено, что общее имущество супругов
    13. 8.3. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
      обращение граждан в органы местного самоуправления. Местный референдум - проводимое на всей или части территории муниципального образования голосование граждан (жителей муниципального образования) в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных
    14. Скорость обращения денег.
      обращения денег. Речь идет о скорости, с которой деньги переходят из рук в руки или обращаются в экономике. Если количество денег велико, в сравнении с потоком расходов скорость обращения мала; если деньги оборачиваются быстро, то скорость их обращения высока. Скорость обращения денег определяется по формуле где V - скорость обращения денег; Р - средний уровень цен; (I - реальный ВВП; М -
    15. 9. Представление иностранных лиц консулом
      обращения в суд иностранных лиц, как возможность их представления консулом, находящимся в России. Ряд консульских конвенций Российской Федерации, заключенных, в частности, с Болгарией, Вьетнамом, Польшей, Румынией, Китаем, КНДР, Австрией, ФРГ и др., предусматривают, что для признания полномочий консула в суде доверенности не требуется. Данные положения вытекают из ст. 5 Венской конвенции о
    16. 1. Создание денег и их изъятие из обращения
      обращение и уходят из него, т. е. как создаются деньги и как они изымаются из обращения? В рамках денежного агрегата М1 мы различали банкноты, монеты и вклады до востребования (в коммерческих банках и в ЦБ). Право чеканки монет - монетную регалию - в ФРГ имеет федерация. Так как номинальная стоимость монет в общем существенно выше издержек их производства, федерация, как правило, получает доход
    17. 1. Понятие защиты публичных интересов, защиты прав и законных интересов других лиц путем обращения в арбитражный суд государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций и граждан
      обращения в арбитражный суд (государственные органы вправе защищать как публичные интересы, так и интересы других лиц). При обращении в защиту публичных интересов государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы реализуют свою компетенцию и властные полномочия. При этом государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы не являются непосредственными
    18. Контрольные вопросы по главе 2
      обращения. Дайте характеристику понятия и сущности денежного обращения. Дайте характеристику наличного и безналичного оборота. В чем состоит сущность закона денежного обращения. Дайте характеристику структуры денежной массы. Дайте характеристику основным элементам денежной системы. Что такое биметаллизм? Что такое монометаллизм? Охарактеризуйте современную международную денежную систему. Дайте
    19. Способы обеспечения законности в государственном управлении: понятие и виды
      граждан и объединений: по недопущению в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах; своевременному и полному предупреждению правонарушений, причин и условий, их порождающих; привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности. Способы обеспечения законности - совокупность юридических, организационных
    20. Классификация по срокам обращения.
      обращения до одного года, и тогда их принято классифицировать как краткосрочные ценные бумаги. Ценные бумаги, имеющие срок обращения от одного года до пяти лет, называются среднесрочными, а бумаги, которые имеют срок обращения более пяти лет, - долгосрочными. Бессрочные долговые бумаги (облигации) именуют перпетуитетами. Срок обращения долевых ценных бумаг ограничен, как правило, сроком

    В деятельности любого органа государственной власти и органа местного самоуправления особое место занимает работа с обращениями граждан.

    Кроме Закона № 59 - ФЗ, порядку работы с обращениями граждан и их приему посвящен XII раздел Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (далее Типовой регламент). О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти: Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 г. № 452 (ред. от 27.12.2012г.) // СЗ РФ. - 2005. - № 31. - Ст. 3233. В этом разделе закреплена также новая форма представления обращений граждан: электронные обращения или интернет-обращения. До принятия этого документа обращения граждан принимались исключительно в письменной или устной формах.

    В соответствии со ст. 1 Закона № 59 - ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, и на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

    Основное предназначение Закона № 59 - ФЗ заключается в закреплении требований к составлению обращений и порядка их рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления. В первую очередь следует отметить, что граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Купреев, С.С. Административное право и защита прав и свобод человека и гражданина в современный период / С.С. Купреев // Административное право и процесс. - 2011. - № 9. - С.17.

    В соответствии со ст. 7 Закона № 59 гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

    К тексту обращений граждан предъявляются всего два требования:

    1. Обращение не должно содержать нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. Подобные обращения остаются без ответа, а получивший их орган или должностное лицо имеет право на ответное послание гражданину о недопустимости подобного поведения.

    2. Текст обращения должен поддаваться прочтению. В ином случае на него просто физически невозможно будет дать ответ. А если фамилия и почтовый адрес тоже окажутся неразборчивыми, то гражданину не смогут сообщить о возникших трудностях. Князев, С.Д. Институт обращений граждан в фокусе административных процедур / С.Д. Князев, О.В. Хабибулина // Академический юридический журнал. - 2008. - № 3. - С. 56.

    Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (ст. 8 Закона № 59 - ФЗ). Однако, согласно п. 3 ст. 8 Закона № 59 - ФЗ неправильно направленное обращение все равно в итоге будет переслано «правильному» адресату, при этом срок рассмотрения документа будет исчисляться с даты его получения в органе, уполномоченном на подготовку ответа.

    Кроме того, необходимо отметить, что если гражданин неоднократно обращался с одним и тем же обращением, на которое ему многократно давались письменные ответы, то на очередное послание, не содержащее новых сведений, доводов или обстоятельств, государственный орган или орган местного самоуправления имеет право прислать уведомление о полном прекращении переписки с ним по вопросу, содержащемуся в этих обращениях. Это означает, что по иным вопросам данный орган не имеет права игнорировать обращения настойчивого гражданина (ст. 11 Закона № 59 - ФЗ).

    Общий список прав гражданина при рассмотрении его обращения зафиксирован в ст. 5 Закона № 59 - ФЗ: представление дополнительных документов и материалов либо наоборот - обращение с просьбой об их истребовании; ознакомление с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну; получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов и уведомление о переадресации обращения; обращение с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке; направление заявления о прекращении рассмотрения обращения.

    К гарантиям безопасности гражданина относятся: запрещение его преследования в связи с направлением обращения, содержащего критику деятельности государственных органов или органов местного самоуправления, а также неразглашение сведений, содержащихся в обращении, без согласия гражданина. Лошкарев, А.В. Гарантии законности при рассмотрении обращений граждан в административном порядке / А.В. Лошкарев // Проблемы теории и юридической практики в России. - 2008. - № 4. - С. 107.

    К сожалению, в действующем Законе № 59 - ФЗ подробно не описываются правила ведения делопроизводства по обращениям граждан, а также не указывается орган, который должен утвердить такие правила. Указанный закон содержит только основные положения, регламентирующие порядок такой работы. Рассмотрим наиболее важные из них.

    Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (п. 2 ст. 8 Закона № 59 - ФЗ, п. 12.1.1 Типового регламента).

    Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (с возможностью его продления не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением гражданина о таком продлении) (ст. 12 Закона № 59 - ФЗ, ст. 12.2 Типового регламента).

    Рассмотрение обращений граждан, по мнению законодателя, должно производиться исключительно на безвозмездной основе, т.е. бесплатно (ст. 2 Закона № 59 - ФЗ). Исключение составляют обращения, содержащие заведомо ложные сведения. Расходы, понесенные в связи с их рассмотрением, могут быть взысканы с гражданина, но только по решению суда (ст. 16 Закона № 59 - ФЗ).

    Ответ на обращение гражданина, не зависимо от того, получено ли оно в письменном виде или по электронной почте, или же через интернет-приемную, всегда дается в письменном виде по существу поставленных в обращении вопросов, и отправляется по почтовому адресу, который указал заявитель (п. 4 ст. 10 и п. 3 ст. 7 Закона № 59 - ФЗ).

    В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений (ст. 11 Закона № 59 - ФЗ).

    Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения. Маслов, Б.В. Реализация материально-правового содержания института обращений граждан в нормах административного права / Б.В. Маслов // Вестник Московского университета МВД России. - 2007. - № 9. - С. 48.

    Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность (ст. 13 Закона № 59 - ФЗ).

    Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Попов, И.Е. Порядок рассмотрения обращений граждан в органы власти: особенности правового регулирования / И.Е. Попов // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2009. - № 1. - С. 69.

    В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

    Закон № 59-ФЗ предусматривает для субъектов РФ возможность детализации своих положений региональными законами и иными нормативными актами. Изменение норм федерального закона на региональном уровне допускается только в сторону увеличения прав и дополнения гарантий граждан и ни в коем случае не в сторону их ущемления.

    Лица, виновные в нарушении Закона № 59 - ФЗ, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. В частности, нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных ст.5.39, 5.63 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2012 г.) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

    Таким образом, граждане, обращаясь в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, вступают с ними в определённые отношения, и эти отношения со всей очевидностью являются ничем иным как административно-правовыми отношениями. Вместе с тем, при защите публично-правового интереса - восстановления законности, нельзя забывать и о частных интересах лица, обратившегося в полномочный орган. Поэтому главной целью процесса рассмотрения обращения гражданина по существу должно стать восстановление прежнего положения, нарушенного теми или иными неправомерными действиями или решениями органа государственной власти или местного самоуправления. К сожалению, эта задача не всегда решается на практике, поскольку законодательство, регла-ментирующее право граждан на обращения, не содержит такого требования.

    Законодательство еще советского периода уделяло зна­чительное внимание механизму реализации обращений граждан. Так, например, 12 апреля 18 г. был издан Указ Президиума Верховного СоветаСССР «О порядке рас­смотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», ко­торому была придана сила закона.

    Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивиду­альные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

    Различают три вида обращений граждан:

    1)предложение - это привлечение внимания к несовер­шенству организации, деятельности или регулирова­нию в той или иной области и указание на пути их уст­ранения;

    2)заявление - обращение гражданина по поводу реали­зации права или законного интереса, не связанного с его нарушением;

    3)жалоба - обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по по­воду нарушенного права или законного интереса гражданина.

    Законодательство позволяет также различать:

    а) общее право жалобы, которым обладают все гражда­не как таковые;

    б) специальное право жалобы, предоставленное лицам, как участникам гражданского и уголовного процесса, ад­министративного и дисциплинарного производства, тру­довых споров и т. п.

    Специальное право закрепляется законодательством, наделяющим граждан в дополнение к общей, еще и специ­альной правосубъектностью. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об администра­тивном правонарушении, именуется в законодательстве не гражданином, а лицом, в отношений которого оно выне­сено, а также потерпевшим. Так, в частности, постановле­ние может быть вынесено как в отношении гражданина, так и должностного лица, водителя автотранспортного средства, и т. д.

    Общее право жалобы, реализуемое в соответствии с за­конодательством Российской Федерации, может быть под­разделено на два вида: право на административное обжа­лование и право на судебное обжалование.



    В соответствии с положениями Закона Российской Фе­дерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд дей­ствий и решений, нарушающих права и свободы граждан», в суде могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица. Также не ограничен круг лиц, которые имеют право подать жалобу. При этом запреща­ется пересылка жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действия которых подана жалоба. По смыслу указанного нами закона жалоба подлежит раз­решению в срок до одного месяца. Жалоба подается в те органы или тем должностным ли­цам, которым непосредственно подчинены орган, пред­приятие, учреждение, организация или должностное лицо, действие которых обжалуется.

    Закон РФ от 27 апреля 1993 г. закрепляет право граждан обжаловать в суд коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного са­моуправления, предприятий, учреждений и их объедине­ний и должностных лиц, в результате которых:

    а) нарушены права и свободы граждан;

    б) созданы препятствия для осуществления граждани­ном его прав и свобод;

    в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обя­занность или он незаконно привлечен к какой-либо ответ­ственности.

    Однако необходимо помнить, что в порядке, который предусмотрен Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжа­ловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», не могут быть обжалованы действия или решения, проверка которых отнесена законодатель­ством к исключительной компетенции Конституционно­го Суда Российской Федерации, а также действия или ре­шения, в отношении которых законодательством предус­мотрен иной порядок судебного обжалования.

    При этом необходимо учитывать, что в данном случае речь идет не об ограничении судебного обжалования, а только лишь о пределах действия указанного закона и о различных правовых режимах обжалования в суд.

    Закон также устанавливает альтернативный порядок обжалования. Гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд либо к выше­стоящему в порядке подчиненности органу или должност­ному лицу.

    В свою очередь, орган или должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил отве­та в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратить­ся с жалобой в суд.

    Также жалоба может быть подана не самим граждани­ном, права которого нарушены, а уполномоченным в над­лежащем порядке его представителем.

    Жалоба может быть подана либо по месту жительства гражданина, чьи права нарушены, либо в суд по месту на­хождения органа или должностного лица, которые нару­шили права гражданина.

    С жалобой в суд гражданин может обращаться в уста­новленные законом сроки:

    а) в течение трех месяцев со дня, когда ему стало изве­стно о нарушении его прав;

    б) в течение одного месяца со дня отказа в удовлетво­рении жалобы вышестоящим органом (должностным ли­цом) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее пись­менный ответ.

    Жалоба рассматривается судом по правилам граждан­ского судопроизводства. Суд, признав обжалуемое дей­ствие или решение незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности либо иным путем вос­станавливает его нарушенные права и свободы. Признав обжалуемое действие или решение законным, суд отказы­вает в удовлетворении жалобы.

    Эффективность права жалобы как средства защиты прав и свобод граждан предполагает устранение из законо­дательства всех тех позиций, которые затрудняют ее реа­лизацию. При этом закон должен предусматривать ответ­ственность за подачу жалобы в клеветнических целях и специально установленную ответственность должностных лиц, которые виновны в нарушении законодательства о разрешении жалоб и заявлений граждан.