Конституция российской федерации в недвижимости. Конституционные гарантии защиты собственности. А. И. Василянская

В структуре гражданского общества традиционно выделяют следующие компоненты: признание и равная защита всех форм собственности; приоритет фундаментальных прав и свобод человека и гражданина; идеологическое и политическое многообразие, многопартийность; развитие всех форм самоуправления; свобода вероисповедания и формирование независимых СМИ .

Статья 8 Конституции РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Юридические гарантии обеспечения единства экономического пространства были установлены Указом Президента РФ от 12 декабря 1991 г. N 269 «О едином экономическом пространстве РСФСР», согласно которому должны признаваться недействительными акты органов власти и управления и решения должностных лиц, ограничивающих движение товаров, работ, услуг на внутреннем рынке страны. Принцип свободного передвижения товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России закреплен в п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, согласно которому ограничения могут вводиться только федеральным законом и только тогда, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств подтверждено ч. 1 ст. 74 Конституции РФ и означает, что их движение не должно наталкиваться на таможенные барьеры, ограничиваться введением каких-либо пропусков или разрешений на ввоз и вывоз, других препятствий. Речь идет о свободной торговле и банковской деятельности, без чего невозможна экономическая интеграция.

Большое влияние на изменения экономических отношений оказывают постановления Конституционного Суда РФ.

Так, в соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано в собственность граждан и юридических лиц, в порядке, предусмотренном законом о приватизации. В Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» законодатель посчитал возможным равным образом связать такое «преобразование отношений собственности» как с целями повышения эффективности экономики, так и ее социальной ориентации. Своеобразным подтверждением несостоятельности такого сочетания стал запрос Высшего Арбитражного Суда РФ в Конституционный Суд РФ. В принятом по делу постановлении от 25 июля 2001 г. N 12-П Конституционный Суд РФ отнес лиц, получающих имущество в процессе приватизации государственной или муниципальной собственности, к числу законных владельцев, осуществляющих свои права наряду с частными собственниками. Главное, по мнению Конституционного Суда РФ, чтобы на этапе подведения итогов выполнения инвестиционных и социальных условий конкурса соблюдался баланс интересов (публичных и частных) сторон по договору и исключена односторонняя оценка реальных результатов.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В данной статье раскрывается положение, характеризующее право собственности. Но в Гражданском кодексе, как и в другом ином законе не дается общее понятие права собственности. Между тем контуры данного права и его место в общей системе гражданских прав, предусмотренных гражданским законодательством, должны быть определены достаточно точно. Право собственности является основополагающим правом, оказывающим влияние непосредственно или опосредованно по существу на все другие гражданские права.

Право собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих состояние принадлежности (присвоенности) материальных благ конкретным лицам; один из центральных институтов гражданского права. По своему содержанию право собственности самое широкое из всех вещных прав: собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать, им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК) .

Право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии со ст. 56 (ч. 3) Конституции РФ не подлежат ограничению ни при каких условиях. Следовательно, по смыслу ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства .

Принципы нормативного опосредования пользования правом на предпринимательскую деятельность находятся в неразрывной связи с аналогичными положениями, выдвигаемыми применительно к праву частной собственности. Именно такого рода связь показана Конституционным Судом РФ при разрешении вопроса о конституционности норм трудового права . Правоприменительная практика, с учетом ее оценки Конституционным Судом, основывалась на представлении о невозможности увольнения работника акционерного общества за совершение хищения имущества, принадлежащего АО. Суд указал на неконституционность такого подхода. Основываясь на конституционных принципах равной защиты всех форм собственности и справедливости, Суд обосновал принцип недопустимости дискриминации прав предпринимателей как работодателей и собственников в сфере трудовых отношений.

Конституционное положение о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, касается частных собственников — физических и юридических лиц и принадлежащего им имущества, если оно не изъято из оборота. По смыслу приведенного положения ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, конфискация имущества может быть применена к указанным частным собственникам — физическим и юридическим лицам лишь после того, как суд вынесет соответствующее решение. Статья 35 Конституции Российской Федерации, закрепляя гарантии охраны частной собственности законом и возможности лишения имущества не иначе как по решению суда, распространяет их как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере.

Реализация имущественных прав осуществляется на основании общеправовых принципов неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Ограничения права собственности, имущественных прав, а также свободы договора в гражданско-правовом обороте должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно значимым целям защиты соответствующих прав и законных интересов и основываться на законе.

Арбитражно-процессуальное законодательство не всегда соответствует этим требованиям. Внешнее управление вводится определением арбитражного суда, если имеются достаточные основания полагать, что установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника.

Как следует из п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 65, п. 3 ст. 67, ст.ст. 68-96 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» , такое вмешательство государства в гражданско-правовые отношения, осуществляемое в целях защиты прав и законных интересов других лиц (кредиторов), как таковое влечет определенные ограничения права собственности, свободного использования имущества, а также прав владения, пользования и распоряжения имуществом, свободы договора .

Из положений ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст.ст. 8, 34, 35, 130, 132 и 133 о равной защите всех форм собственности следует, что не только право частной собственности, но право собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований может быть ограничено только лишь федеральным законом и лишь если это необходимо для защиты указанных конституционных ценностей и если такое ограничение является соразмерным, т.е. его характер соответствует тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится .

Согласно ст. 35 (ч. 3) Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Раскрывая конституционно-правовой смысл понятию «имущество», использованного в данной статье, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что им охватываются не только право собственности, но и вещные права (постановления от 16 мая 2000 года и от 3 июля 2001 года ). Следовательно, ст. 35 (ч. 3) Конституции РФ гарантируется защита не только права собственности, но и таких имущественных прав, как право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения земельным участком. Земельный участок является для землепользователя именно «своим имуществом» и как таковое не может быть изъят иначе как на основании судебного решения и лишь при условии предварительного и равноценного возмещения .

Данная конституционная гарантия, адресованная прежде всего собственникам, не может толковаться как отрицающая государственную защиту других признанных имущественных прав граждан и умаляющая в какой-либо мере возможности такой защиты для законных землепользователей .

С.А. Савченко,

кандидат юридических наук, доцент кафедры

гражданского права и процесса

Института государства и права

Тюменского государственного университета

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) «Гражданское общество» // Российская юридическая энциклопедия. М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 1999. С. 639.

*(2) Утратил силу.

*(3) СЗ РФ. 2001. N 32. Ст. 3411.

*(4) Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1998. 790 с.

*(5) Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» (абзац третий п. 2 мотивировочной части).

*(6) Определение Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2001 г. по жалобам ОАО «Дятьковский хрусталь», ОАО «Курский холодильник» и ОАО «Черепетская ГРЭС» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 8 части первой статьи 33 КзоТ Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. N 14. Ст. 1429.

*(7) Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (с послед. изм. и доп.).

*(8) Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июня 1999 г. N 9-П по делу о проверке конституционности положения абзаца третьего пункта 2 статьи 77 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) в связи с жалобой открытого акционерного общества «Тверская прядильная фабрика» (п. 2, абзац второй п. 3, абзац первый п. 4 мотивировочной части).

*(9) Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001 года N 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в связи с жалобами ряда граждан (абзацы третий и четвертый п. 3, второй и третий п. 4, первый п. 5, третий п. 6 мотивировочной части, п.п. 1 и 2 резолютивной части).

*(10) Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве). СЗ РФ. 2000. N 21. Ст. 2258.

*(11) Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001 года по делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в связи с жалобами ряда граждан. СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3058.

*(12) Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», «Формула права», 2003. 528 с.

*(13) Постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. N 16-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве», в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской (абзацы четвертый и пятый п. 3, абзац первый п. 6 мотивировочной части).


Нигаторный иск как способ защиты собственности
Конституционные основы социальной защиты прав инвалидов в РФ

В силу положений ст. 35 Конституции РФ право частной собственности неприкосновенно. Всякий субъект правомочен быть собственником имущества, реализовывать названное право как единолично, так и вместе с другими лицами. Никого нельзя лишить имущества иначе как по решению суда.

Также ст. 25 Конституции РФ устанавливает принцип неприкосновенности жилища: запрещено вторгаться в него против воли живущих в нем лиц (кроме случаев, регламентированных законом, или при наличии соответствующего судебного акта).

Вместе с тем ни Кодекс РФ об административных правонарушениях, ни Уголовный кодекс РФ не содержат специальных норм, предусматривающих наказание именно за нарушение частной собственности.

Отдельного з акона о неприкосновенности частной собственности в России на данный момент не существует. Вместе с тем Конституционный суд РФ признает неприкосновенность частной собственности как одно из начал гражданского законодательства (постановление КС РФ от 16.07.2008 № 9-П) и общеправовой принцип (постановление КС РФ от 06.06.2000 № 9-П).

Проникновение на частную собственность, незаконное проникновение в жилище и вторжение на территорию внутри границ частной собственности: какая ответственность предусмотрена УК РФ

Частным случаем защиты частной собственности со стороны действующего законодательства является закрепление в законе запрета проникать в жилище и находиться там, если это противоречит волеизъявлению проживающего в нем субъекта (ст. 139 УК РФ).

Как указал сам законодатель, противоправное проникновение в жилище и проникновение на частную собственность статья 139 УК РФ не обобщает как единое правонарушение, т. к. в жилище против воли проживающих в нем нельзя вторгаться вне зависимости от форм собственности на такое помещение.

Одновременно с этим проблема противозаконного проникновения на частные территории, не являющиеся по определению УК РФ жилищем, остается открытой. В действиях лица, находящегося или передвигающегося по территории частной собственности, из которых не усматривается умысел на совершение правонарушения (например, хулиганства или хищения имущества), нет состава правонарушения или преступления.

Формулировку «незаконное вторжение в частные владения» и подобные ей нередко используют истцы или податели жалоб в качестве описания отягчающего, по их мнению, обстоятельства совершения правонарушения. Однако в ситуациях, когда речь не идет о противоправном проникновении в жилище, суд обычно не дает оценку данному обстоятельству (например, решение Кумертауского горсуда Республики Башкортостан от 27.04.2015 по делу № 12-59/2015).

Указание на незаконное проникновение в жилище оценивается судом на относимость к предмету спора (например, решение Камышинского горсуда от 15.01.2016 по делу № 2-324/2016).

Частная собственность в России с гражданско-правовой точки зрения

Одной из основ гражданского законодательства является признание неприкосновенности собственности (п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ).

При этом в нормативное содержание данного принципа включены в т. ч. конституционные гарантии обеспечения частным собственникам возможности свободно использовать принадлежащее им имущество, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного лишения имущества или несоразмерного ограничения права собственности (см. постановление КС РФ от 24.02.2004 № 3-П).

Например, ст. 219 ГК РФ регламентирует недопустимость принудительного изъятия у собственника его имущества, кроме случаев, определенных законом. Кроме того, принцип недопустимости произвольного лишения имущества предполагает осуществление соответствующего судебного контроля.

ГК РФ защищает собственность доступными ему методами - имущественными. Например, ст. 1064 ГК РФ обязывает нарушителя возместить причиненный имуществу вред.

Итак, неприкосновенность частной собственности в РФ — это один из основных конституционных принципов нашей страны. Данный принцип заложен в т. ч. в основу гражданского законодательства, исключающего возможность принудительного изъятия имущества у его собственников, за исключением регламентированных законом случаев.

Вместе с этим специальной нормы, предусматривающей наказание именно за нарушение границ частной собственности, законодательство пока не содержит. Однако вторжение посторонних лиц в жилище против воли проживающих там граждан квалифицируется как преступление по ст. 139 УК РФ, за которое предусмотрено наказание.

В соответствии с российским законодательством, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на защиту своих прав, интересов, собственности, жизни и здоровья. Практически все перечисленные права человека обусловлены в Конституции России и в некоторых других ФЗ.

Понятие «частной собственности» подразумевает владение чем-либо определенным гражданином или юридическим лицом и означает распоряжение имуществом в любых целях на усмотрение владельца, но с соблюдением законодательных норм. Собственник чего-либо вправе:

  • продавать объекты владения;
  • сдавать в аренду;
  • обменивать;
  • проводить иные действия, в соответствии с российскими законами.

В качестве объектов частной собственности, включая интеллектуальную, выступают:

  • земля;
  • художественные произведения;
  • научные труды;
  • актерская деятельность;
  • создание и присвоение информации;
  • вода;
  • здания и сооружения;
  • оборудование;
  • растения;
  • животные;
  • деньги;
  • ценные бумаги.

В соответствии с российским законодательством, существует понятие о неприкосновенности частной собственности, что позволяет владельцам распоряжаться своим имуществом.

В 35 статье Конституции России содержатся положения, касающиеся частной собственности. Они гласят:

  • права человека на владение частным имуществом охраняются законами России;
  • граждане вправе распоряжаться, владеть и пользоваться частной собственностью лично и совестно с другими лицами;
  • согласно закону, лишение имущества возможно только по решению суда;
  • права наследования гарантируются.

Статья 36 настоящего закона обуславливает правила владения землей. Одно из важнейших правил заключается в должном пользовании земельным участком. Использовать свои владения гражданин вправе свободно единолично и совместно, при условии, что это:

  • не наносит вред, ущерб окружающей среде;
  • не нарушает законные права других граждан;
  • не нарушает интересы других лиц.

Законы о защите частной собственности

  • Конституция:
  • Гражданский Кодекс;
  • Уголовный Кодекс;
  • Земельный Кодекс.

Кстати тем, кто занимается частной детективной и охранной деятельностью следует изучить нормы

Конституция России представляет собой нормативный правовой акт. Рассматриваемый законодательный акт регламентирует:

  • государственное устройство;
  • деятельность исполнительных органов власти;
  • работу представительных органов;
  • деятельность судебных учреждений;
  • систему местного самоуправления;
  • права и свободу граждан.

Скачать последнюю редакцию Конституции России можно по

Гражданский Кодекс регламентирует права и обязанности населения нашей страны. ФЗ № 51 был принят членами Государственной Думы 21 октября 1994 года. В законную силу вступил документ 30 ноября того же года. Второй раздел законодательного акта, содержит положения, касающиеся прав частной собственности субъектов владения — граждан и юридических лиц. А именно:

  • риск потери или гибели имущества;
  • права владения государственной или муниципальной собственностью;
  • правила приватизации;
  • процедуру приобретения прав владения;
  • нюансы по прекращению прав владения частной собственностью;
  • условия общей собственности;
  • вещные права на землю;
  • права владения жилыми помещениями;
  • критерии по защите прав частной собственности.

Чтобы углубиться в нюансы вышеуказанных правил пользования частными владениями, следует ознакомиться с полной версией ФЗ № 51. Скачать последнюю редакцию Гражданского Кодекса можно

Уголовный Кодекс Российской Федерации содержит нормативы привлечения к ответственности за совершенные преступления. Основан настоящий Федеральный Закон № 63 на положениях Конституции и на международных нормах права. В 8 разделе содержатся меры наказания за преступления, совершенные простив частной собственности:

  • кража;
  • мелкое воровство;
  • мошенничество;
  • грабеж;
  • разбой;
  • хищение особо ценных предметов;
  • причинение ущерба имуществу;
  • уничтожение частной собственности;
  • вымогательство.

Чтобы узнать какие меры наказания предусмотрены за вышеуказанные деяния, совершенные с частной собственностью, необходимо изучить полный текст закона. Скачать последнюю редакцию закона можно

Земельный Кодекс был принят в Государственной Думе 28 сентября 2001 года. Законное вступление в силу считается со дня его официального публикования — 25 октября того же года. Настоящий Федеральный Закон № 136 описывает права владения и пользования земельными участками, содержит условия по охране земель и другие аспекты, касающиеся земельных участков.

В законодательном акте о землях указываются положения владения землей (в 3-ей главе):

  • правила владения землей юридическими лицами;
  • правила владения землей на правах частной собственности населения;
  • критерии владения государством.

Для ознакомления со всеми аспектами земельного закона, рекомендуется посмотреть полный текст документа со всеми изменениями и дополнениями. Скачать закон можно по

Описание закона о частной собственности

Конституция России вступила в действие 25 декабря 1993 года. Рассматриваемый Федеральный Закон был принят на основании решения народа. Регламентирует настоящий ФЗ права граждан.

Изменения в законе

Во все законодательные акты периодически вносятся дополнения и поправки. Изменения документов необходимы для придачи им актуальности и юридической значимости, не зависимо от изменения времени, политических, экономических факторов и так далее.

Изменения в Конституцию Российской Федерации последний раз были внесены 21 июля 2014 года. Изменения коснулись статей 83 и 95.

Статья 83

Положения настоящей статьи закона о частных владениях гласят о полномочиях Президента России:

  • назначает человека на пост главы Председателя Правительства, при этом назначает его с согласия членов Госдумы;
  • вправе присутствовать на заседаниях Правительства;
  • отправляет в отставку главу Правительства;
  • предлагает людей на пост судей Конституционного суда и Верховного;
  • назначает на различные должности работников Совета Федерации, а также освобождает их от занимаемых должностей (в последней редакции в этот пункт были внесены дополнения в виде слов «назначает» и «освобождает»).

Статья 95 настоящего закона

При внесении последних изменений в закон, в июле 2014, было принято решение полностью изменить текст 95 статьи. Текст рассматриваемой статьи в новой редакции гласит, что Федеральное Собрание состоит из двух палат:

  • Государственной Думы;
  • Совета Федерации.

В статье настоящего закона также описывается состав обеих палат.


1. Положения ст. 35 производны от нормы ч. 2 ст. 8 Конституции.
Признавая и защищая частную собственность, государство берет на себя обязанность обеспечить ее охрану путем принятия соответствующих законов.
Статья 35 основывается на общепризнанных принципах международного права, содержащихся в ст. 17 Всеобщей декларации прав человека и ст. 1 Протокола N 1 от 20 марта 1952 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).
Субъектами права частной собственности могут быть граждане (физические лица) и юридические лица, созданные гражданами (или с их участием) в качестве коммерческих организаций. Все субъекты права частной собственности равны перед законом и судом (см. комментарий к ст. 19).
Под охраной права частной собственности следует понимать обеспечение нормального, беспрепятственного развития отношений частной собственности. Эти положения ч. 1 комментируемой статьи получают развитие в гражданском, природоресурсном, административном, уголовном и ином законодательстве. Основные нормы, направленные на охрану права частной собственности, содержаться в гражданском законодательстве и, главным образом, в ГК, специальные статьи которого посвящены вопросам защиты права собственности (ст. 301-304, 306 ГК). В зависимости от вида нарушений могут применяться различные способы защиты интересов собственников. Гражданско-правовые способы защиты определены в ст. 12 ГК. Уголовно-правовые меры защиты предусмотрены в ст. 158-168 УК.
2. В ч. 2 ст. 35 Конституции ясно выражена позиция государства, нацеленная на всемерное поощрение и развитие частной собственности. Как основа развивающегося гражданского общества и материальная база рыночного хозяйства, собственность граждан создается и приумножается за счет их доходов от участия в производстве и иного распоряжения своими способностями к труду, от предпринимательской деятельности, ведения собственного хозяйства и доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, приобретения имущества по наследству и по иным основаниям, не противоречащим закону. В частной собственности может находиться любое имущество:
- земельные участки;
- жилые дома, квартиры, дачи, садовые дома, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления;
- денежные средства, акции, облигации и другие ценные бумаги;
- средства массовой информации;
- предприятия как имущественные комплексы, используемые для осуществления предпринимательской деятельности, а также здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция и пр.;
- любое другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Например, согласно ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Традиционно в отечественном законодательстве право собственности определялось через так называемую триаду правомочий: право владения (т.е. фактического обладания вещью), право пользования (т.е. извлечения пользы, выгоды) и право распоряжения (т.е. совершения юридически значимых действий в отношении принадлежащего имущества). Закрепляя данные правомочия, Конституция не ограничивает их никакими пределами. Таким образом, в комментируемой статье устанавливается конституционное правило, согласно которому собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия с целью извлечения из него пользы, выгоды, в том числе определять его юридическую судьбу: продавать, дарить, сдавать с аренду, отдавать в залог и т.п.
Эти правомочия собственник может осуществлять как единолично, так и совместно с другими лицами. Под "другими лицами" следует понимать физических и юридических лиц. На базе своего имущества собственники вправе создавать коммерческие и некоммерческие организации (см. комментарий к ст. 34).
Право собственности может быть ограничено лишь с соблюдением ч. 3 ст. 55 Конституции. Правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом регулируются нормами гражданского законодательства.
3. Лишение лица его имущества возможно только по решению суда. Под лишением следует понимать принудительное прекращение права собственности, т.е. лишение лица права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
Термин "решение" в ч. 3 ст. 35 Конституции имеет собирательное значение. Им обозначаются акты судебного органа, изданные как в форме решения по гражданскому делу, так и в форме приговора по уголовному делу.
Исчерпывающий перечень оснований принудительного изъятия у собственника имущества содержится в п. 2 ст. 235 ГК.
Принудительное лишение имущества может проводиться вследствие ненадлежащего поведения собственника. К таким случаям относятся обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника; отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу; выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей; конфискация (ст. 237, 238, 240, 243 ГК).
Лишение собственника имущества возможно и в силу причин, не зависящих от его поведения. С такими причинами законодатель связывает государственные или муниципальные нужды. Последние не называются в ч. 3 ст. 35. Однако представляется, что в данном случае под государственными нуждами следует понимать государственный или общественный интерес, поэтому понятием "государственные нужды" в ч. 3 ст. 35 охватываются и нужды муниципальные. Принудительное отчуждение имущества для этих нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. К таким случаям ГК относит: отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится (ст. 239 ГК); реквизицию (ст. 242 ГК); национализацию (п. 2 ст. 235 ГК). Изъятие имущества по этим основаниям производится возмездно с возмещением собственнику убытков в порядке, установленном ст. 239-243, 306 ГК.
Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества (п. 3 ст. 242 ГК).
Из смысла комментируемой статьи вытекает, что любое принудительное изъятие имущества, в том числе и для государственных нужд, может производиться только по решению суда. Это общее правило, на наш взгляд, не учитывает ситуации чрезвычайного характера, когда требуется оперативное принятие соответствующих мер, например, в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Не случайно в ст. 242 ГК предусмотрено, что в этих случаях принудительное изъятие у собственника имущества (реквизиция) производится по решению государственных органов.
4. Наследование теснейшим образом связано с институтом собственности, особенно частной собственности. Под наследованием понимается переход имущества умершего физического лица (наследодателя). Наследование осуществляется по закону и по завещанию. Это значит, что наследодатель вправе передать свое имущество по завещанию любым физическим или юридическим лицам, Российской Федерации, ее субъектам, муниципальным образованиям.
При отсутствии завещания наследование осуществляется по закону.
В целях охраны интересов малолетних и нетрудоспособных наследников умершего устанавливается обязательная доля наследственного имущества, ниже которой доля такого наследника не должна снижаться. Это условие должно соблюдаться независимо от содержания завещания.
С учетом сказанного можно сделать вывод о том, что в ч. 4 ст. 35 Конституции гарантируется:
- право наследодателя завещать любое принадлежащее ему на праве собственности имущество;
- право наследодателя свободно определять круг наследников;
- право наследников наследовать любое причитающееся им (по закону или по завещанию) наследственное имущество;
- право малолетних и нетрудоспособных наследников на обязательную долю наследственного имущества.
Законом могут устанавливаться некоторые ограничения в отношении наследования отдельных видов имущества, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота) либо допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные).
Например, в случае получения гражданином по наследству огнестрельного нарезного оружия, принадлежащего охотнику-промысловику, право собственности такого наследника может быть прекращено в силу ст. 238 ГК.