Административная правоспособность. Административные право- и дееспособность

1. Способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно настоящему Кодексу и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.

2. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит:

1) гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет и не признанным недееспособными;

2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, - по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан;

3) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим;

4) общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, - по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения и организации согласно законодательству могут участвовать.

3. Права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь этих граждан к участию в рассмотрении административного дела.

4. Права, свободы и законные интересы граждан, признанных недееспособными, защищают в судебном процессе их законные представители.

5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных и иных публичных правоотношениях. Личным законом иностранного гражданина считается право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет гражданство иностранного государства, его личным законом считается российское право. При наличии у иностранного гражданина гражданства нескольких иностранных государств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

6. Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории Российской Федерации обладающим административной процессуальной дееспособностью в соответствии с российским правом.

7. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных организаций (административная процессуальная правосубъектность) определяются правом страны, в которой соответствующая организация учреждена, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия таких организаций в спорных административных и иных публичных правоотношениях.

8. Иностранная организация, не обладающая процессуальной правосубъектностью в соответствии с правом страны, в которой организация учреждена, может быть признана на территории Российской Федерации обладающей административной процессуальной правосубъектностью в соответствии с российским правом.

9. Административная процессуальная правосубъектность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации.

Определение 1

Субъект административного права – это гражданин, участник общественных отношений, который выступает носителем конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права. Гражданин наделен правами и обязанностями для участия в управлении делами государства и общества.

В административном праве характер связи между гражданином, как участником правоотношений с одной стороны, и государственными структурами с другой, является непостоянным, краткосрочным и временным.

Административно-правовое положение гражданина может быть определено через объем и характер его административной правосубъектности. Правосубъектность состоит из право- и дееспособности.

Правоспособность

Административная правоспособностью - способность гражданина и закрепленная за ним законом фактическая возможность выступать субъектом административных правоотношений, владеть правами и нести обязанности, носящие административно-правовой характер. Правоспособность возникает после рождения гражданина, а прекращается только вместе с его смертью.

  • Административная правоспособность гражданина является неотчуждаемой и передаваемой. Ее объем может быть изменен только законом. Для отдельных категорий граждан правоспособность может быть времена ограничена в специально предусмотренных законом случаях (например, в случае совершения уголовного или административного правонарушения).
  • Административная правоспособность граждан может быть охарактеризована неразрывной связью между правами и обязанностями, сочетанием интересов каждого гражданина с интересами государства и других граждан.
  • У государственных органов управления правоспособность выражается в компетенции, которая им принадлежит. Административная правоспособность органов управления наступает с момента их образования.
  • Административная правоспособность гражданина составляет основу их административной дееспособности. Дееспособность является необходимым условием для приведения правоспособности в жизнь, а также реализации субъективных прав и обязанностей гражданина в административных правоотношениях.

Дееспособность

Определение 2

Административная дееспособность - это признанная за гражданином способность своими собственными действиями осуществить, приобрести или выполнить возложенные на него обязанности административно-правового характера.

По общему правилу все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью. Однако некоторые граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными по состоянию здоровья (психическая болезнь, слабоумие). Не являются субъектами административного права лица, совершившие проступок в состоянии невменяемости.

Дееспособность гражданина наступает с момента достижения им определенного возраста. В четырнадцать лет гражданин приобретает частичную дееспособность, а в восемнадцать лет становится полностью дееспособным.

Конкретный объем прав и обязанностей, входящих в дееспособность гражданина, определяется законом. Так, например, гражданин в возрасте шестнадцати лет вправе подавать в ЗАГС заявление о регистрации брака в случае, если данный гражданин эмансипирован.

В установленных законом случаях, субъективные права и обязанности, входящие в дееспособность гражданина, могут осуществляться другими лицам - законными представителями (к ним относятся родители, усыновители, опекуны и попечители и др.) или представителями.

В то же время существуют такие административные права и обязанности, которые приобретаются и реализовываться гражданами лично. К ним относятся:

  • право на участие в государственном управлении;
  • воинская обязанность.

Административная правоспособность - это способность иметь права

и обязанности, закрепленные нормами административного права.

Частично она возникает с момента рождения (право на постановку в

очередь на получение жилой площади, на имя, на медицинскую помощь,

на бесплатное обеспечение лекарствами). Будучи в принципе равной,

административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит

от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места

жительства, национальности и других демографических факторов. В

качестве примера можно назвать воинскую обязанность, способность

стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния

здоровья, гражданства и ряда иных факторов. О влиянии на

административную правоспособность даже такого признака, как

национальность лица, свидетельствуют нормы Федерального закона "О

гарантиях прав малочисленных народов в Российской Федерации",

принятого в апреле 1999 г. В частности, в нем закреплено право лиц,

относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы

альтернативной гражданской службой. Влияет на правоспособность

также рост лица. Лица, рост которых менее 150 см, не призываются на

военную службу, им не предоставляются права на управление

автобусами и т. д.

Сейчас, когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72

Конституции России активно осуществляют административное

правотворче-ство, административная правоспособность жителей разных

регионов имеет определенные различия.

пенсии в размере 100% минимальной пенсии по старости лилипутам,

получающим пенсию (независимо от ее вида) в органах социальной

защиты населения.

Таким образом, главные особенности административной

правоспособности следующие: она регулируется нормами

административного права, ее содержание состоит в регламентации

правовых способностей индивидов в отношениях с субъектами

государственной исполнительной власти, у конкретных лиц она

возникает с момента рождения, для разных лиц она неодинакова по

Административная дееспособность

Административная дееспособность - это способность лица своими

действиями осуществлять права, выполнять обязанности,

предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести

ответственность в соответствии с этими нормами.

Административная дееспособность граждан России возникает

позднее правоспособности, возраст ее наступления законом не

установлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у

гражданина возникает именно административная дееспособность. Ее

частичное появление и последующее увеличение связано с физическим и

интеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут

самостоятельно обратиться к врачу, реализовать право на жалобу, с

шести лет ребенок сам реализует право на образование. Комиссия по

делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому

исполнилось 11 лет, в специальную школу. С 16 лет наступает

административная деликтоспособность - способность нести

административную ответственность за свои действия.

В течение последнего десятилетия административная

правосубъектность индивидуальных субъектов непрерывно расширяется.

В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы

федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на

свободный выбор места жительства, выезда из России, учреждение

средств массовой информации и др. Значительно расширены права на

судебную защиту, на объединение, на свободу совести.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и

гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той

мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного

строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других

лиц, обороны страны и безопасности государства».

Федеральными законами предусмотрены четыре группы

обстоятельств, при наличии которых правовой статус, прежде всего

административно-правовой статус индивидуального субъекта, может

быть ограничен:

Чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные

бедствия и др.);

Если это несовместимо с его общественно полезной

деятельностью (запрещение совместной службы родственников,

совмещения государственной службы с предпринимательской

деятельностью и т. д.);

Если без этого невозможно обеспечить государственную

безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);

Совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей

водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. д.).

В первых трех случаях ограничения непосредственно

устанавливаются нормативными актами и касаются неопределенного

числа граждан, являются групповыми. А ограничения административно-

правового статуса в связи с неравномерными действиями носят

индивидуальный характер, персонифицированы, являются мерами

принуждения, их содержание определяется правоприменительным.и

Нередки случаи, когда ограничение прав правонарушителя не

является мерой принуждения, а представляет собой неблагоприятные

последствия правонарушения. Так, правонарушителю может быть

отказано в выдаче лицензии на оружие, заграничного паспорта.


Вернуться назад на ДееспособностьАдминистративная дееспособность гражданина — это признанная законом и иными правовыми актами способность гражданина лично своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. Законодательством точно не определен момент возникновения административной дееспособности. Ее появление связано с возрастом, интеллектуальным взрослением человека. Так, лица, достигшие 16 лет, являются субъектами ответственности за административные правонарушения. Однако в полном объеме согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет. На основе административной правоспособности граждане вступают в административно-правовые отношения.

6. административная правоспособность и административная дееспособность

Различаются административные правоотношения, складыва­ющиеся в связи с: а) реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище и др.) б) выполнением возложенных на граждан обязанностей (сохра­нять природу, защищать Отечество и др.); в) нарушением органами государственного управления, местного самоуправления и их должностными лицами прав и законных интере­сов граждан (например, отношение по жалобе); г) нарушением гражданами их административно-правовых обя­занностей (например, ответственность за административные правона­рушения). Вся система административно-правовых отношений, субъектами которых могут быть граждане, определяется их административной правоспособностью.

Административная дееспособность — это…

Однако момент возникновения административной дееспособности остается неопределенным. В различных сферах частичная дееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста.

Внимание

Так, в некоторые государственно-служебные отношения гражданин может вступать при достижении им частичной трудовой право-дееспособности, возникающей до достижения 18-летнего возраста; субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся образовательных учреждений, возраст которых не уточняется и не ограничивается. Не все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью.

Административная правоспособность

Административная правоспособность гражданина РФ наступает с рождения. А с какого возраста наступает административная дееспособность? Принимая во внимание отмеченную выше неоднородность АП и АД, становится очевидным, что возникают они не одновременно.
Даже административная деликтоспособность, которая по общему правилу наступает с 16 лет, имеет ряд исключений. Рассмотрим некоторые примеры наступления АП и АД:

  1. АП, связанная с такими правами, как право на жилище и медицинскую помощь, возникает с момента рождения.

    Эти права человек получает автоматически по факту рождения. Однако мы понимаем, что младенец самостоятельно обратиться за медицинской помощью не может.

    Только по достижении определенной физической и психической зрелости ребенок, в том числе малолетний, сможет обратиться к врачу. Это и будет моментом наступления его АД в данной сфере.

Российское административное право

По Конституции РФ гражданин вправе обратиться в государственные органы, органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями и жалобами, а также за получением информации, справок и других документов. Жалоба — это обращение в государственные и иные официальные органы к должностным лицам в связи с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Общее право жалобы имеют все граждане. Специальное право жалобы предоставлено законодательством лицам как участникам гражданского и уголовного процесса, административного производства, трудовых споров и т.д. Общее право жалобы можно подразделить на: 1) право на административное обжалование и 2) право на судебное обжалование.

Правоспособность и дееспособность граждан

Инфо

Например, правом на медицинскую помощь, жилище, образование и т.д. обладают все лица, закон не оговаривает возрастных или иных критериев возникновения этих прав. А право быть избранным депутатом Государственной Думы Федерального Собрания возникает только у граждан РФ по достижении ими 21 года.


Важно

Достаточно жесткие требования, причем и возрастного плана, предъявляются к лицам, претендующим на должности судей. Так, если судьей может быть назначен гражданин РФ, достигший 25 лет, с высшим юридическим образованием и стажем работы по юридической профессии не менее пяти лет, то судьей вышестоящего суда имеет право стать лишь гражданин, достигший 30 лет, Верховного Суда РФ - 35 лет с юридическим стажем не менее 10 лет, а Конституционного Суда РФ - 40 лет с соответствующим стажем работы не менее 15 лет.

В частности, совершение административного проступка несовершеннолетним всегда рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. При разрешении вопроса об ответственности несовершеннолетних должны учитываться субъективные особенности нарушителя, прежде всего те, что свидетельствуют о его оценке содеянного, в частности критичное отношение к совершенному проступку, раскаяние нарушителя и другие особенности, характеризующие гуманитарные качества гражданина либо определяющие его асоциальные наклонности. Выявление личностных особенностей несовершеннолетнего нарушителя в процессе административного производства не означает нарушения принципа равенства граждан перед законом, определенного ч. 1 ст. 19 Конституции РФ и ст. 1.4 КоАП: несовершеннолетний будет нести ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными ч.
Это во многом определяется осо­бенностями управленческих отношений, в которых приобретение и осуществление соответствующих прав и обязанностей своими лич­ными действиями предполагает наличие определенного уровня умст­венного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своих действий и т.д. В административном праве отсутствуют правовые нормы, кото­рые бы определяли возможность и основания ограничения дееспособ­ности граждан, а также каким органом и в какой форме мог бы решаться данный вопрос. Несомненно, однако, что общие основания ограничения дееспособности граждан служат таковыми и для ограничения их административной дееспособности. Так, некоторые из граждан по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие).

Соблюдение и исполнение всех этих норм является важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права. Административно-правовой статус личности определяется прежде всего объемом и характером ее административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность - это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения, но ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже.

В то же время некоторые права прекращаются еще до его смерти.
Равенство всех граждан перед законом означает неотвратимость административной ответственности: санкции, определенные законом, будут применены, при этом уполномоченный орган (должностное лицо) вправе избрать должную меру наказания с учетом субъективных (личностных) качеств нарушителя. 10. Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» судам необходимо не оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, учебных заведений и общественных организаций; выносить частные определения с указанием конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступления подростком, и лиц, по вине которых оно стало возможным.

Субъекты административных отношений должны отвечать формально-юридическим атрибутам, обусловленным наличием публичных право- и дееспособности.

Под административной правоспособностью лица понимается возможность физического, юридического лица быть носителем исполнительно-распорядительных полномочий (публичных прав и обязанностей). Возникновение, изменение и прекращение административной правоспособности обусловлено событиями юридического факта (совпадает с гражданской правоспособностью).

Административная дееспособность

Административная дееспособность означает возможность лица приобретать и осуществлять публичные полномочия (т.е. приобретать права в сфере исполнительно-распорядительной деятельности и нести обязанности). Различаются административная дееспособность лица (гражданина – физического лица), должностного лица, юридического лица и административная дееспособность публичного органа.

Наличие у физического лица административной дееспособности обусловлено различными публичными атрибутами, но всегда зависит от существа административного отношения. Публичные правомочия несовершеннолетних или малолетних граждан существенно ограничены, однако и такие лица являются полноправными участниками административных отношений в сферах образовательной, медицинской и иной социальной деятельности. Несовершеннолетние и малолетние граждане наделены неотчуждаемыми социальными правами, а публичные органы обязаны обеспечить реализацию таких прав.

Корреляция административной и гражданской дееспособности

Административную дееспособность следует отличать от гражданской дееспособности – возможности физического или юридического лица своими действиями осуществлять право и исполнять обязанности, установленные гражданским законодательством. Возникновение и прекращение административной и гражданской дееспособности зависит от различных юридических фактов.

Наделение лица административной дееспособностью всегда предшествует возникновению гражданской дееспособности, например, субъект предпринимательства вступает в административные отношения в момент возбуждения ходатайства перед органом государственного управления о государственной регистрации . С момента начала регистрационных отношений лицо осуществляет публичные правомочия, становится административно-дееспособным лицом. Гражданская дееспособность лица возникает в момент его государственной регистрации , т.е. в момент завершения регистрационных отношений .

Лицо сохраняет административную дееспособность даже в случае прекращения гражданской дееспособности. При ликвидации юридического лица его учредители (участники) несут публичные обязанности перед органами, осуществляющими государственную регистрацию, а при совершении правонарушения – перед правоохранительными органами.

  • Специально уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию субъектов предпринимательства, является ФНС, находящаяся в ведении Минфина.
  • Фактически возникновение гражданской дееспособности лица, осуществляющего коммерческую деятельность, обусловлено не только его государственной регистрацией, но и последующим лицензированием деятельности субъекта предпринимательства в определенных законом случаях.
  • По смыслу и. 2 ст. 51 ГК РФ применительно к юридическим лицам регистрационные отношения завершаются в день внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (см. также п. 2 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").