Органы осуществляющие финансовый контроль в рф. Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень) Органы осуществляющие финансовую деятельность и финансовый контроль

Органы финансового контроля в РФ — это государственные структуры, ответственные за соблюдение требований законодательства в определенных сферах финансовой деятельности. Рассмотрим специфику главных российских органов финансового контроля подробнее.

Органы финансового контроля в РФ

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:

  • Счетная палата РФ;
  • Центральный банк РФ;
  • Министерство финансов;
  • Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
  • Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).

Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.

В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.

Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.

Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.

Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.

Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой

Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.

Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.

Так, согласно п. 7 разд. II приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.

В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Росфиннадзора по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Росфиннадзора и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.

Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.

Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Росфиннадзор. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.

В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.

Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.

Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах

Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.

Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.

Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.

Банк России как контрольный финансовый орган

ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:

  • защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
  • повышение эффективности работы российских банков;
  • обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
  • выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
  • регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
  • внедрение регламентов осуществления банковских операций.

Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:

  • разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
  • обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
  • выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
  • разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
  • моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.

Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.

Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.

О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк» .

Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений

Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.

Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:

  • страховой бизнес;
  • рынок ценных бумаг;
  • рынок паевых инвестиционных фондов;
  • рынок негосударственных пенсионных фондов;
  • товарные биржи;
  • рынок услуг кредитных бюро;
  • рынок жилищных кооперативов;
  • рынок электронных платежных систем;
  • рынок микрокредитования.

Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля, такими как ФНС России.

Итоги

За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур - каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.

Государственный финансовый контроль проводят органы законодательной и исполнительной власти. Законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие формы финансового контроля:

  • предварительный контроль в процессе рассмотрения и утверждения законов (решений) о бюджете и по другим финансовым вопросам;
  • текущий контроль при рассмотрении вопросов исполнения бюджетов, налогового законодательства и других финансовых вопросов на заседаниях комитетов, комиссий, во время парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
  • последующий контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Для осуществления финансового контроля со стороны представительных органов власти созданы специальные структуры. Например, парламентский контроль на федеральном уровне осуществляют комитеты и комиссии Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ, Счетная палата РФ.

Особое место в проведении парламентского контроля отводится Счетной палате РФ , которая функционирует в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Контролю по линии Счетной палаты РФ подлежат все государственные органы и учреждения (включая ЦБ РФ), а также все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности, муниципальные органы, общественные организации, использующие средства федерального бюджета.

В субъектах РФ имеются контрольно-счетные палаты, выполняющие функции, схожие с функциями Счетной палаты РФ.

Счетная палата РФ проводит глубокие проверки достоверности отчетов об использовании средств федерального бюджета. О результатах проверок она информирует Федеральное Собрание РФ, а по выявленным фактам разворовывания или нецелевого использования бюджетных средств направляет представления соответствующим следственным органам (Генеральной прокуратуре РФ, Следственному комитету РФ) для привлечения виновных к ответственности по закону.

Начиная с 2005 г. Счетная палата РФ перешла от обычных контрольных проверок и ревизий к так называемому аудиту эффективности — новому для России направлению финансового контроля, в процессе которого главное внимание уделяется не только и не столько выявлению законности совершаемых финансовых операций (что само по себе очень важно), но и эффективности произведенных расходов и их оправданности. Понятно, что переход к аудиту эффективности требует высокого профессионализма аудиторов Счетной палаты РФ, всех ее специалистов.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе РФ кандидатуры для назначения на должность председателя ЦБ РФ. Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ как структурное подразделение Администрации Президента РФ.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им структур, в том числе и финансовых.

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, подведомственных ему финансовых органов, вопросы бюджетного федерализма, межбюджетных отношений, единой политики в области финансов, денег, кредита.

Основным органом правительственного финансового контроля является Министерство финансов РФ, осуществляющее не только разработку финансовой политики, но и непосредственный контроль за ее реализацией. Минфин России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, контролирует организацию денежного обращения, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, использование кредитных и валютных ресурсов, а также государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ, другие вопросы функционирования государственной системы.

По результатам контроля Министерство финансов РФ вправе: требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета организаций и учреждений, допустивших незаконное расходование средств; взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением штрафов.

Контрольные полномочия Минфина России распространяются только на средства федерального уровня, так как бюджетное законодательство Российской Федерации предусматривает финансовую самостоятельность субъектов РФ и муниципальных образований.

Для усиления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также валютного контроля при Министерстве финансов РФ создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора она осуществляет контроль:

  • за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  • за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;
  • за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федератьного бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций;
  • за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее органы на местах имеют право:

  • проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильное использование денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;
  • проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, встречные проверки (сличение записей, документов);
  • направлять в проверенные организации, в их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения предстаапения или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Федеральная налоговая служба и налоговые инспекции на местах осуществляют функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех налогов и других платежей. Эта служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивающим представление в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ. Свою деятельность она осуществляет через территориальные органы — налоговые инспекции, которые выполняют следующие основные функции:

  • обеспечивают собираемость налогов и поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ;
  • осуществляют возврат излишне взысканных и уплаченных налогов в бюджет;
  • проводят проверки налогоплательщиков;
  • ведут учет плательщиков в бюджет, контролируют правильность начисления платежей организациями и гражданами, а также поступление платежей в соответствующий бюджет;
  • контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов, деклараций, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет;
  • ежемесячно представляют финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о суммах фактически поступивших налогов и других платежей в бюджет.

Несет ответственность за поступление таможенных пошлин и обязана:

  • проводить проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
  • проверять документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;
  • приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
  • проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границ Российской Федерации, правильностью исчислений и уплатой таможенных пошлин.

Ответственные контрольные функции возложены на Федеральную службу по финансовому мониторингу, которая является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эта служба собирает, обрабатывает и анализирует информацию об операциях с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю (в настоящее время это операции на сумму свыше 600 тыс. руб. каждая). Такую информацию обязаны предоставлять этой службе все банки и другие кредитные организации, страховые компании, ломбарды, почтовые отделения. При наличии оснований, свидетельствующих о том, что операции связаны с отмыванием доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, Федеральная служба по финансовому мониторингу направляет информацию соответствующим правоохранительным органам.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации, деятельности товарных бирж, биржевых посредников. Эта служба обеспечивает государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банку РФ. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

Органы исполнительной государственной власти общей компетенции

Это Правительство РФ, правительства, администрации субъектов РФ, направляющие и организующие деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также осуществляющие сами. Деятельность Правительства РФ в сфере финансов представлена большим числом направлений, охватывающих вопросы внутренного характера с учетом их международного значения.

В пределах своих полномочий Правительство РФ на основании Конституции РФ (ст. 114) и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. на 28 декабря 2010 г., № 8-ФКЗ) разрабатывает и реализует политику в сфере международного финансового сотрудничества; обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Вместе с тем к его компетенции отнесено принятие мер но регулированию рынка ценных бумаг; осуществление валютного регулирования и валютного контроля; руководство валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами. Одновременно в полномочия Правительства РФ входит руководство и контроль за деятельностью в области финансов федеральных министерств и других государственных ведомств, включая органы федеральной службы финансовой сферы, которые подотчетны ему.

Помимо этого, Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, и полномочиям совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному законодательству и международным обязательствам РФ Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия этих актов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство РФ принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок данной деятельности. Это относится к отраслевым органам государственного управления, включая органы, действующие в сфере финансов. Так, Правительством РФ утверждены положения о Министерстве финансов РФ, о ФНС России, о Федеральном казначействе и о других органах, закрепляющие функции по финансовому контролю.

Правительство РФ вправе образовывать свои комиссии, другие органы при нем с контрольными функциями, включая финансовые (например, Комиссия по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот; Комиссия по обеспечению доходов федерального бюджета; Федеральная комиссия по обеспечению формирования доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации). Соответственно возникающим задачам виды и перечень этих комиссий могут изменяться.

Создание комиссий может быть предписано Правительству РФ законодательным актом, в частности законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, основной сферой деятельности которых являются финансы. Финансовый контроль, проводимый государственными органами, специально предназначенными для осуществления финансовой деятельности, неотъемлемой частью которой являются соответствующие контрольные функции, имеет исключительно важное значение в силу своей регулярности и систематичности. К таким органам относятся органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ: федеральные службы — ФНС России, Росфиннадзор, Росфинмониторинг, Федеральное казначейство (федеральная служба), а также ФТС России и ФСФР России, находящиеся в ведении Правительства РФ.

В рамках своей компетенции они проводят контроль целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов; расходов, связанных с государственным внутренним и внешним долгом; формирования и сохранности Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; частично валютный и экспортный контроль; контроль использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней организациями и совершения сделок с ними, а также надзор и контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков, контроль за качеством аудиторских проверок и др. Эти функции соответственно их содержанию распределены между названными службами. Кроме того, в сфере своей компетенции финансовый контроль осуществляют ФТС России и ФСФР России.

В связи с выполнением контрольных функций все они взаимодействуют с правоохранительными органами.

Среди названных федеральных служб своей значимостью выделяется Федеральное казначейство (Казначейство России), что обусловлено его деятельностью в сфере бюджетной системы, которая является основным звеном финансового механизма государства (ст. 267 БК РФ). Казначейство России и его территориальные органы осуществляют финансовый контроль в процессе выполнения функций по исполнению федерального бюджета, кассового обслуживания бюджетов всех уровней, проводят предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Деятельность этих органов распространяется на бюджеты всех уровней.

Федеральное казначейство вправе применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований, а также меры по ликвидации последствий данных нарушений.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. В ее компетенцию входит контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами исполнительной власти всех уровней. Кроме того, она организует ведение единой информационной системы контроля и надзора в данной сфере. Соответственно этому Служба проводит ревизии и проверки, мероприятия по предупреждению, выявлению и устранению нарушений финансового законодательства.

В связи с образованием Росфиннадзора утратило силу постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации», а названные органы переданы в ведение данной Службы в качестве ее территориальных органов. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее органы вправе контролировать исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты, субвенции, субсидии и бюджетные кредиты из федерального бюджета в части данных средств (ст. 268 Б К РФ).

Служба и ее органы компетентны направлять в проверяемые организации и их вышестоящие органы представления или обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений.

Федеральная налоговая служба с подведомственными ей территориальными органами обеспечивает единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в соответствующие бюджеты. Кроме того, она осуществляет контроль над производством и оборотом табачной продукции, а также контроль за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов.

Налоговые органы наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ (гл. 15, 16, 18) закрепил эти полномочия и санкции, уточнив и конкретизировав их содержание, порядок применения, а также формы контроля.

Федеральная служба по финансовому мониторингу заменила собой Комитет РФ по финансовому мониторингу, который был создан в связи с ростом правонарушений в сфере финансов и денежного обращения, в особенности с использованием официально действующих организаций (банков, страховых компаний, ломбардов и др.) для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Эта мера была предпринята на основании Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. на 27 июня 2011 г., № 162-ФЗ) в целях создания правового механизма и специально уполномоченного государственного органа, призванных противодействовать данному явлению, негативно влияющему на экономику страны, на реализацию прав и законных интересов граждан, общества и государства. Данный Закон требует: усиления внутреннего контроля , проводимого самими организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом; обязательного контроля со стороны уполномоченного органа за этими операциями в установленных случаях (ст. 4, 6 Закона).

Федеральная служба по финансовому мониторингу выступает и как орган, координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, взаимодействует с Центральным банком РФ, а также компетентными органами иностранных государств.

К ее полномочиям отнесены: контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства; сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ; создание единой информационной системы в установленной сфере деятельности; участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества поданным вопросам и др. Служба наделена полномочиями по предупреждению и приостановлению незаконной деятельности: она вправе издавать постановления о приостановлении операций с денежными средствами и иным имуществом, разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению нарушений и т. д. В соответствующих случаях она обязана направлять информацию в правоохранительные органы.

Федеральная таможенная служба осуществляет контроль и надзор в области таможенного дела, в частности контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов и других таможенных платежей с принятием мер по их принудительному взысканию.

Кроме того, Служба выполняет функции агента валютного контроля в рамках своей компетенции, контролируя валютные операции резидентов и нерезидентов. В ее компетенцию также входит осуществление производства по делам об административных правонарушениях в названных сферах и рассмотрение таких дел в соответствии с КоАП РФ (см. Положение о Федеральной таможенной службе).

Федеральная служба по финансовым рынкам уполномочена проводить контроль и надзор в сфере финансовых рынков, в том числе контроль и надзор в сферах страховой и другой деятельности, за исключением банковской и аудиторской деятельности. Как непосредственно, так и через свои территориальные органы Служба контролирует порядок проведения операций с денежными средствами и иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В се компетенцию входит организация проверок эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, субъектов отношений по формированию и инвестированию названных фондов (см. Положение о Федеральной службе но финансовым рынкам).

Служба имеет право пресекать нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением физическими и юридическими лицами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции данной Службы.

Все упомянутые федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

Функции контроля возложены и на финансовые органы субъектов РФ - в отношении соответствующих бюджетов и иных денежных фондов, а также финансовые органы системы местного самоуправления - относительно местных бюджетов, других денежных фондов согласно их компетенции.

Понятие финансового контроля, его принципы и задачи. Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:
  • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
  • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
  • выявлении внутренних резервов производства;
  • устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.

Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

  • в силу требований законодательства;
  • по решению компетентных государственных органов.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его . В этом случае выделяется финансовый контроль:

  • представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
  • президента;
  • исполнительных органов власти общей компетенции;
  • ведомственный и внутрихозяйственный;
  • общественный;
  • аудиторский.

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.

Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль . Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Основные задачи данного контроля:

  • выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
  • разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;
  • принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль . В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита, Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Основная цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может также производиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции суда или арбитражного суда. Федеральный закон об аудиторской деятельности в РФ подробно регламентирует вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т. д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

  • понесенные убытки в полном объеме;
  • расходы на проведение перепроверки;
  • штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль). Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.

Сущность и задачи финансового контроля

Финансовый контроль является одним из важнейших звеньев финансовой системы. Он обеспечивает правильность, своевременность и полноту формирования доходов; обоснованность и точность осуществления расходов. Эффективность финансового контроля обязательное условие успешного проведения экономической и социальной политики, четкого функционирования управленческого аппарата.

Финансовый контроль — механизм обеспечения законности финансовой деятельности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований.

В соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" от 25 июля 1996 г. сферами финансового контроля являются: исполнение федерального бюджета и бюджетов социальных внебюджетных фондов, организация денежного обращения, использование кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, предоставление налоговых льгот.

Счетная палата РФ в соответствии с законом РФ "О счетной политике Российской Федерации" от 11 января 1995 г. выступает ведущим органом финансового контроля.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено осуществление Счетной палатой контроля за исполнением федерального бюджета, социальными внебюджетными фондами, состоянием внутреннего и внешнего долга государства.

См.далее:

Наряду со Счетной палатой правом финансового контроля в РФ обладают еще ряд учреждений: Главное контрольное управление Президента РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (в частности, Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также Главное управление Федерального казначейства), Министерство РФ по налогам и сборам, Комитет финансового мониторинга, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Помимо федерального уровня, финансовый контроль осуществляется на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований (см. схему 1). Такая многозвенность финансового контроля снижает его эффективность.

Министерство финансов РФ как субъект финансового контроля

В соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждений постановлением Правительства РФ № 329 от 30 июня 2004 г.) Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Финансовые органы субъектов РФ при осуществлении государственного контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля

См.далее:

Схема 1 Структура органов государственного финансового контроля в РФ*

Субъекты контроля в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления

Субъекты контроля в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления

  1. I. На федеральном уровне

Государственная дума РФ

Совет Федерации РФ

Счетная палата РФ

I . На федеральном уровне

Главное контрольное управление Президента РФ

Минфин РФ

Главное управление Федерального казначейства

Департамент государственного финансового контроля и аудита

Министерства и ведомства главные распорядители, распорядители бюджетных средств федерального бюджета

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонд обязательного медицинского страхования

  1. II. На уровне субъекта РФ

Законодательный орган власти

Счетная палата субъекта РФ

II . На уровне субъекта РФ

Финансовые органы субъекта РФ

Казначейство субъекта РФ

Территориальные органы федеральных министерств и ведомств

Управление Федерального казначейства (УФК)

Управление МНС РФ России (УМНС РФ)

Таможенные органы

Отраслевые органы управления главные распорядители, распорядители средств бюджета субъекта РФ

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

III. На муниципальном уровне

Представительный орган муниципального образования

Счетная палата муниципального образования

III. На муниципальном уровне

Финансовое управление администрации муниципального образования

Органы управления распорядители средств местного бюджета

Местные отделения территориальных органов федеральных министерств и ведомств (УФК, УМНС РФ)

Местные отделения территориальных органов социальных внебюджетных фондов

7.1. Счетная палата Российской Федерации

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.

Счетная палата РФ - это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г.

В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату». Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются указанным выше Федеральным законом.

Счетная палата РФ - юридическое лицо, состоит из Предсе-дателя, назначаемого Государственной Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть - Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты - инспекторов.

Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:

1) все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;

2) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне за-висимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

3) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на деятельностью которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечисле-нием или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной собственностью.

В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность Счетной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:

Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд-жетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий;

Контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за:

Управлением и обслуживанием государственного долга;

Законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;

Эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

Представлением государственных кредитов, а также пред-ставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.

Инспектора Счетной палаты при проведении ревизий и проверок наделены необходимыми правами: беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу РФ. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность. Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемой организации, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта - заключения.

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. Счетная палата направляет представление органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяе-мых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в финансовой, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности предприятия, учреждения и организации, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

При проведении контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации. Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам и иные органы, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты. Деятельность Счетной палаты по закону является главной, результаты ее деятельности должны освещаться в средствах массовой информации.


распределяются между высшими органами государственного управления и органами управления финансовой и кредитно- денежной системой.
Высший уровень государственного финансового контроля - это Парламент или соответствующие ему органы, в составе которого создаются специальные комитеты или комиссии по финансовым вопросам, бюджету, налогам и другим направлениям финансовой политики. На них возлагаются обязанности контроля за соблюдением норм финансового законодательства, реализации финансовой политики государства и государственного бюджета органами исполнительной власти.
Парламент осуществляет финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения проекта государственного бюджета на планируемый год и отчета правительства о его исполнении.
В Российской Федерации государственный финансовый контроль осуществляют высшие органы государственной власти и управления- Федеральное Собрание и его две палаты Государственная Дума и Совет Федерации. Высшим специальным органом государственного финансового контроля выступает Счетная палата, которая в своей деятельности подотчетна Федеральному Собранию. Она проводит экспертизу федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и законодательных актов, контролирует исполнение федерального бюджета.
Важная роль в проведении финансового контроля отводится Министерству по налогам и сборам Российской Федерации и государственным налоговым инспекциям, которые уполномочены осуществлять контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет всеми юридическими и физическими лицами, подлежащими налогообложению.
Государственные налоговые инспекции осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг и иных документов, связанных с исчислением и уплатой в бюджет налоговых и других обязательных платежей. Они могут требовать необхо7 димые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при этих проверках, производить обследования любых производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых для извлечения доходов.
В случае отказа предъявить (или непредставления) бухгалтерские отчеты, балансы, расчеты, декларации и др. необходимые ддя проверки документы, государственные налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и др. счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях. Им предоставлено право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения. При выявлении нарушения финансового законодательства начальники налоговых инспекций и их заместители могут применять к предприятиям, учреждениям, организациям и отдельным гражданам финансовые санкции: взыскание сокрытых сумм налога и штрафа за соответствующее нарушение, передачу в арбитражные или судебные органы требований о взыскании в доход государства незаконно полученных средств.
В России, как и во многих странах с развитой рыночной экономикой действует Федеральное Казначейство, функциями которого являются организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского, региональных и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов.
Федеральное казначейство занимается сбором и анализом информации о состоянии финансов страны, прогнозированием объемов государственных финансовых ресурсов, оперативным управлением ими. Совместно с ЦБ РФ органы Казначейства осуществляют обслуживание внешнего долга России.
Органы Казначейства наделяются большими правами при контроле за использованием государственных бюджетных и внебюджетных средств: они осуществляют проверки денежных документов на предприятиях любой формы собственности, включая совместные предприятия, применяют к нарушителям штрафные
санкции, приостанавливают операции по счетам, принудительно

взыскивают используемые не по назначению средства.
Контрольные функции Банка России заключаются:

  • в установлении правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • в осуществлении государственной регистрации кредитных организаций;
  • в выдаче и отзыве лицензий кредитным организациям и организациям, занимающимся их аудитом;
  • в осуществлении надзора за деятельностью кредитных организаций;
  • в регистрации эмиссии ценных бумаг кредитными организациями;
  • в осуществлении валютного регулирования;
  • в определении порядка осуществления расчетов с иностранными государствами;
  • в организации и осуществлении валютного контроля;
  • в принятии участия в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации его составления;
  • в проведении анализа и прогнозировании состояния денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых соотношений.
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю состоит из центрального аппарата и региональных органов по валютному и экспортному контролю в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге.
По согласованию с ЦБ РФ Федеральная служба по валютному и экспортному контролю может иметь своих представителей в уполномоченных банках, которые подотчетны ЦБ РФ. По согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами указанная служба может иметь своих представителей в заграничных учреждениях России для координации деятельности с органами валютного и экспортного контроля других государств и подготовки предложений об использовании зарубежного опыта в этой области.
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю обеспечивает:
  • координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций;
  • организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции;
  • выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;
  • обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу;
  • осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте и др. операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности.
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей осуществляет Министерство по налогам и сборам РФ и его органы на местах - налоговые инспекции.
Налоговые инспекции обязаны:
  • действовать в строгом соответствии с законодательством;
  • осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства;
  • вести учет налогоплательщиков;
  • проводить проверки налогоплательщиков;
  • ежемесячно представлять финансовым органам федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и др. платежей в бюджет;
  • информировать Министерство финансов обо всех случаях неуплаты налогов;
  • осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых у налогоплательщиков штрафов и пеней.
За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ, который обязан:
  • проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
  • проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемым таможенными органами;
  • приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
  • проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

При этом возрастает роль и значение разработки и принятия нормативов наполняемости классов в школах в городах и сельской местности, нормативов выделения средств на строительство автомобильных дорог, детских ДОШКОЛЬНЫХ учреждений и т.п. При этом на уровне государственных органов власти необходимо разработать методику расчета таких нормативов и определить их пределы.

Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики как конкретного региона, так и страны в целом. Целесообразно восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных финансовых органов от Министерства финансов РФ, одновременно в рамках субъектов РФ создать единый механизм тесного взаимодействия всех управлений и правительств Министерства финансов РФ, работающих в республиках, краях и областях для повышения эффективности проведения единой финансовой политики государства на территории конкретного

уровне местного самоуправления и учитывать увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.
При этом возрастает роль и значение разработки и принятия нормативов наполняемости классов в школах в городах и сельской местности, нормативов выделения средств на строительство автомобильных дорог, детских дошкольных учреждений и т.п. При этом на уровне государственных органов власти необходимо разработать методику расчета таких нормативов и определить их пределы.
Для реализации финансовой политики важно ресурсное обеспечение, связанное с развитием производительных сил, т.е. населения в трудоспособном возрасте, обладающего определенными профессиональными знаниями и пригодного по состоянию здоровья к участию в производственном процессе, основных фондов предприятий всех отраслей экономики, расположенных на данной территории, природных ресурсов, величина собственного капитала и степень развития финансовой инфраструктуры. В настоящее время плановое регулирование всех составляющих ресурсов финансовой политики государства практически отсутствует. Ослаблено государственное регулирование рыночной экономики.
Необходимо структурирование, функциональное, общее управление по всем направлениям единой финансовой политики при укреплении роли и ответственности федерального центра и каждого субъекта Федерации за вопросы, входящие в их компетенцию. Необходимо усилить роль Министерства финансов РФ в координации деятельности всех ведомств, причастных к проведению единой финансовой политики государства.
Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики как конкретного региона, так и страны в целом. Целесообразно восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных финансовых органов от Министерства финансов РФ, одновременно в рамках субъектов РФ создать единый механизм тесного взаимодействия всех управлений и правительств Министерства финансов РФ, работающих в республиках, краях и областях для повышения эффективности проведения единой финансовой политики государства на территории конкретного субъекта РФ.