Понятие и особенности оценочной деятельности. Оценочная деятельность: понятие, сфера применения, объекты, субъекты

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рубрика (тематическая категория) Строительство

1. Понятие оценочной деятельности, субъекты и объекты оценочной деятельности

2. Понятие ʼʼстоимостьʼʼ, ʼʼценаʼʼ, ʼʼзатратыʼʼ.

3. Понятие рыночной стоимости. Виды стоимости.

4. Принципы оценки.

5. Процесс оценки.

§ 1. Понятие оценочной деятельности. Субъекты и объекты оценки. Оценка во всœем мире воспринимается как один из механизмов эффективного управления собственностью. Постепенно и в России с формированием класса собственников встает проблема ее эффективного использования и соответственно возникает потребность в услугах оценщика.

Основные проблемы, которые обычно призваны решать оценщики, связаны с оценкой стоимости. Она имеет большое значение для потенциального покупателя или продавца при определœении обоснованной цены сделки, для кредитора – при принятии решения о предоставлении ипотечного кредита͵ для страховой компании - при возмещении ущерба. В случае если правительство отчуждает собственность, собственнику может потребоваться ее оценка, чтобы оспорить предложение правительства о "справедливой компенсации".

Цели оценки тесно связаны с ее методами. Оптимальность выбора того или иного метода оценки объекта в большой степени зависит от квалификации и практического опыта оценщика.

В соответствие со ст. 3 ФЗ ʼʼОб оценочной деятельностиʼʼ от 29.07.1998 ᴦ. № 135-ФЗ.ʼʼОценочная деятельность профессиональная деятельность субъектов оценки, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимостиʼʼ.

^ Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона ʼʼОб оценочной деятельностиʼʼ (далее - оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ соответствует условиям, установленным статьей 15 ФЗ ʼʼОб оценочной деятельностиʼʼ (ст. 4 ФЗ).

Объекты оценки (ст. 5 ФЗ):

1. Отдельные материальные объекты (вещи).

2. Совокупность вещей, составляющих имущество лица, в т.ч. имущество определœенного вида (движимое, недвижимое, предприятие).

3. Право собственности и иные вещественные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества.

4. Права требования, обязательства (долги)

5. Работы, услуги, информация

6. Иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Существует 4 базовых вида оценки:

· оценка недвижимости;

· оценка машин, оборудования и транспортных средств;

· оценка нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности;

· оценка стоимости предприятий (бизнеса).

§ 2. Понятие ʼʼстоимостьʼʼ (общеэкономическая категория), ʼʼценаʼʼ, ʼʼзатратыʼʼ.

1. Выступает как мера полезности вещи.

2. Мера умственных и физических усилий человека, связанных с созданием вещи.

3. Мера относительной редкости вещей.

4. Вещь должна обладать способностью к обмену (быть товаром), чтобы обладать стоимостью.

5. Денежный эквивалент собственности.

Цена – денежная сумма, передаваемая покупателœем продавцу в обмен на вещь в реальной сделке. Цена – деньги, фактически уплаченные за собственность. Затраты – мера издержек, необходимых для того, чтобы создать объект собственности сходный с оцениваемым. Затраты – деньги, необходимые для воспроизводства собственности.

§ 3 Понятие рыночной стоимости. Виды стоимости. Существует риск путаницы между терминами "стоимость" и "ценность". В отчетах по оценке стоимости объектов во избежание введения в заблуждение клиента принята практика использования только термина "стоимость" для выражения объективно установленной стоимости в обмене на данную дату и использования только термина "ценность" в контексте субъективного понятия стоимости в использовании.

1. Стоимость обмена – стоимость, рассматриваемая в связи с отчуждением вещи и проявляющаяся в форме цены при обмене этой вещи на другие вещи или деньги.

Данный вид стоимости устанавливается при продаже, значит, основан на суждении хотя бы двух людей. Следовательно, это объективная стоимость.

2. Стоимость использования – стоимость вещи с точки зрения конкретного человека, использующего или собирающегося использовать эту вещь определœенным образом для удовлетворения собственных потребностей. Устанавливается одним пользователœем, следовательно, это субъективная стоимость.

Виды стоимости При использовании понятия стоимости при осуществлении оценочной деятельности указывается конкретный вид стоимости, который определяется предполагаемым использованием результата оценки (ФСО № 2).

При осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки:

· рыночная стоимость;

· инвестиционная стоимость;

· ликвидационная стоимость;

· кадастровая стоимость.

При определœении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки должна быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всœей крайне важно й информацией, а на величинœе цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

· одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

· стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

· объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

· цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

· платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Возможность отчуждения на открытом рынке означает, что объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов, при этом срок экспозиции объекта на рынке должен быть достаточным для привлечения внимания достаточного числа потенциальных покупателœей.

Разумность действий сторон сделки означает, что цена сделки - наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.

Полнота располагаемой информации означает, что стороны сделки в достаточной степени информированы о предмете сделки, действуют, стремясь достичь условий сделки, наилучших с точки зрения каждой из сторон, в соответствии с полным объёмом информации о состоянии рынка и объекте оценки, доступным на дату оценки.

Отсутствие чрезвычайных обстоятельств означает, что у каждой из сторон сделки имеются мотивы для совершения сделки, при этом в отношении сторон нет принуждения совершить сделку.

Рыночная стоимость определяется оценщиком, в частности, в следующих случаях:

· при изъятии имущества для государственных нужд;

· при определœении стоимости размещенных акций общества, приобретаемых обществом по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества;

· при определœении стоимости объекта залога, в т.ч. при ипотеке;

· при определœении стоимости неденежных вкладов в уставный (складочный) капитал;

· при определœении стоимости имущества должника в ходе процедур банкротства;

· при определœении стоимости безвозмездно полученного имущества.

При определœении инвестиционной стоимости объекта оценки определяется стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки. При определœении инвестиционной стоимости, в отличие от определœения рыночной стоимости, учет возможности отчуждения по инвестиционной стоимости на открытом рынке не обязателœен.

При определœении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки должна быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. При определœении ликвидационной стоимости, в отличие от определœения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным.

При определœении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целœей налогообложения.

Кроме этого, в процессе оценки различают следующие виды стоимости, не отраженные в Федеральных стандартах оценки.

^ Учитывая зависимость отхарактера аналога различают стоимость воспроизводства и стоимость замещения. Стоимость воспроизводства объекта оценки – сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта͵ идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки. ^ Стоимость замещения объекта оценки – сумма затрат на создание объекта͵ аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки. ^ В бухгалтерском учете различают балансовую и восстановительную стоимости. Балансовая стоимость – затраты на строительство или приобретение объекта собственности. Балансовая стоимость бывает полной (первоначальная стоимость на момент ввода в эксплуатацию) и остаточной (с учетом амортизации).

^ Восстановительная стоимость – стоимость воспроизводства ранее созданных базовых средств в современных условиях, определяется в процессе переоценки базовых фондов. Также должна быть полной и остаточной.

Основными факторами, определяющими оценочную стоимость, являются:

· спрос на объект собственности;

· доход от объекта в результате его эксплуатации;

· время получения дохода;

· риск, связанный с получением дохода;

· степень контроля над объектами;

· степень ликвидности собственности;

· ограничения, наложенные государством или другими лицами на объект;

· затраты на создание аналогичных объектов;

· соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты;

· наличие и развитость инфраструктуры;

· законодательство в области оценки, собственности, налогообложения;

· экономическая и политическая ситуация в стране;

· географический фактор.

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" 2017, 2018.

1. Понятие оценочной деятельности, субъекты и объекты оценочной деятельности

2. Понятие «стоимость», «цена», «затраты».

3. Понятие рыночной стоимости. Виды стоимости.

4. Принципы оценки.

5. Процесс оценки.

§ 1. Понятие оценочной деятельности. Субъекты и объекты оценки.
Оценка во всем мире рассматривается как один из механизмов эффективного управления собственностью. Постепенно и в России с формированием класса собственников встает проблема ее эффективного использования и соответственно возникает потребность в услугах оценщика.

Основные проблемы, которые обычно призваны решать оценщики, связаны с оценкой стоимости. Она имеет большое значение для потенциального покупателя или продавца при определении обоснованной цены сделки, для кредитора – при принятии решения о предоставлении ипотечного кредита, для страховой компании - при возмещении ущерба. Если правительство отчуждает собственность, собственнику может потребоваться ее оценка, чтобы оспорить предложение правительства о "справедливой компенсации".

Цели оценки тесно связаны с ее методами. Оптимальность выбора того или иного метода оценки объекта в большой степени зависит от квалификации и практического опыта оценщика.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об оценочной деятельности» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ.«Оценочная деятельность – профессиональная деятельность субъектов оценки, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости».

^ Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности» (далее - оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15 ФЗ «Об оценочной деятельности» (ст. 4 ФЗ).

Объекты оценки (ст. 5 ФЗ):

1. Отдельные материальные объекты (вещи).

2. Совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое, недвижимое, предприятие).

3. Право собственности и иные вещественные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества.

4. Права требования, обязательства (долги)

5. Работы, услуги, информация

6. Иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Существует 4 основных вида оценки:

· оценка недвижимости;

· оценка машин, оборудования и транспортных средств;


· оценка нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности;

· оценка стоимости предприятий (бизнеса).

§ 2. Понятие «стоимость» (общеэкономическая категория), «цена», «затраты».

1. Выступает как мера полезности вещи.

2. Мера умственных и физических усилий человека, связанных с созданием вещи.

3. Мера относительной редкости вещей.

4. Вещь должна обладать способностью к обмену (быть товаром), чтобы обладать стоимостью.

5. Денежный эквивалент собственности.

Цена – денежная сумма, передаваемая покупателем продавцу в обмен на вещь в реальной сделке.
Цена – деньги, фактически уплаченные за собственность.
Затраты – мера издержек, необходимых для того, чтобы создать объект собственности сходный с оцениваемым.
Затраты – деньги, необходимые для воспроизводства собственности.

§ 3 Понятие рыночной стоимости. Виды стоимости.
Существует риск путаницы между терминами "стоимость" и "ценность". В отчетах по оценке стоимости объектов во избежание введения в заблуждение клиента принята практика использования только термина "стоимость" для выражения объективно установленной стоимости в обмене на данную дату и использования только термина "ценность" в контексте субъективного понятия стоимости в использовании.

1. Стоимость обмена – стоимость, рассматриваемая в связи с отчуждением вещи и проявляющаяся в форме цены при обмене этой вещи на другие вещи или деньги.

Данный вид стоимости устанавливается при продаже, значит, основан на суждении хотя бы двух людей. Следовательно, это объективная стоимость.

2. Стоимость использования – стоимость вещи с точки зрения конкретного человека, использующего или собирающегося использовать эту вещь определенным образом для удовлетворения собственных потребностей. Устанавливается одним пользователем, следовательно, это субъективная стоимость.

Виды стоимости
При использовании понятия стоимости при осуществлении оценочной деятельности указывается конкретный вид стоимости, который определяется предполагаемым использованием результата оценки (ФСО № 2).

При осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки:

· рыночная стоимость;

· инвестиционная стоимость;

· ликвидационная стоимость;

· кадастровая стоимость.

При определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

· одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

· стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

· объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

· цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

· платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Возможность отчуждения на открытом рынке означает, что объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов, при этом срок экспозиции объекта на рынке должен быть достаточным для привлечения внимания достаточного числа потенциальных покупателей.

Разумность действий сторон сделки означает, что цена сделки - наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.

Полнота располагаемой информации означает, что стороны сделки в достаточной степени информированы о предмете сделки, действуют, стремясь достичь условий сделки, наилучших с точки зрения каждой из сторон, в соответствии с полным объемом информации о состоянии рынка и объекте оценки, доступным на дату оценки.

Отсутствие чрезвычайных обстоятельств означает, что у каждой из сторон сделки имеются мотивы для совершения сделки, при этом в отношении сторон нет принуждения совершить сделку.

Рыночная стоимость определяется оценщиком, в частности, в следующих случаях:

· при изъятии имущества для государственных нужд;

· при определении стоимости размещенных акций общества, приобретаемых обществом по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества;

· при определении стоимости объекта залога, в том числе при ипотеке;

· при определении стоимости неденежных вкладов в уставный (складочный) капитал;

· при определении стоимости имущества должника в ходе процедур банкротства;

· при определении стоимости безвозмездно полученного имущества.

При определении инвестиционной стоимости объекта оценки определяется стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки. При определении инвестиционной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учет возможности отчуждения по инвестиционной стоимости на открытом рынке не обязателен.

При определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным.

При определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.

Кроме этого, в процессе оценки различают следующие виды стоимости, не отраженные в Федеральных стандартах оценки.

^ В зависимости от характера аналога различают стоимость воспроизводства и стоимость замещения.
Стоимость воспроизводства объекта оценки – сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки.
^ Стоимость замещения объекта оценки – сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки.
^ В бухгалтерском учете различают балансовую и восстановительную стоимости.
Балансовая стоимость
– затраты на строительство или приобретение объекта собственности. Балансовая стоимость бывает полной (первоначальная стоимость на момент ввода в эксплуатацию) и остаточной (с учетом амортизации).

^ Восстановительная стоимость – стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств в современных условиях, определяется в процессе переоценки основных фондов. Также может быть полной и остаточной.

Основными факторами, определяющими оценочную стоимость, являются:

· спрос на объект собственности;

· доход от объекта в результате его эксплуатации;

· время получения дохода;

· риск, связанный с получением дохода;

· степень контроля над объектами;

· степень ликвидности собственности;

· ограничения, наложенные государством или другими лицами на объект;

· затраты на создание аналогичных объектов;

· соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты;

· наличие и развитость инфраструктуры;

· законодательство в области оценки, собственности, налогообложения;

· экономическая и политическая ситуация в стране;

· географический фактор.

Контрольно-оценочная деятельность представляет собой профессиональную работу, направленную на установление инвестиционной, ликвидационной, рыночной, кадастровой и прочей стоимости, предусмотренной нормами. Ее могут выполнять компетентные физлица, застраховавшие ответственность. Гражданин может работать самостоятельно как частнопрактикующий субъект, а также в соответствии с трудовым договором.

135-ФЗ "Об оценочной деятельности"

Нормативный акт устанавливает правовые основы работы с объектами, принадлежащими государству, регионам, МО, организациям и гражданам. Оценочная деятельность в Российской Федерации регламентируется также иными документами, в том числе международными договорами. Рассмотрим подробнее основные положения 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".

Объекты

Оценочная деятельность в Российской Федерации осуществляется в отношении:

  1. обязательств (задолженности).
  2. Отдельных материальных объектов (вещей).
  3. Права собственности и прочих юридических возможностей на имущество либо отдельные его компоненты.
  4. Совокупности вещей (движимых и недвижимых).
  5. Работ, информации, услуг.
  6. Прочих участвующих в соответствии с нормами в обороте.

Право на проведение процедуры

РФ, ее субъекты или МО, а также организации и физлица могут обращаться к компетентным лицам для выполнения ими оценки любых объектов, принадлежащих им, на условиях и по основаниям, установленным в рассматриваемом Законе. Данное право считается безусловным. Оно не зависит от порядка выполнения статистического, бухгалтерского учета и составления отчетности, определенного в нормах. Право распространяется и на осуществление повторной оценки. Результаты процедуры могут использоваться при корректировке сведений бухгалтерской отчетности. В случае несогласия заинтересованные субъекты могут обжаловать заключение в установленном нормами порядке.

Обязательность выполнения

Нормативный акт "Об оценочной деятельности в РФ" определяет условия, при которых процедура проводится в принудительном порядке. В частности, она обязательна, если в оборот вовлекаются объекты, полностью или частично принадлежащие государству, МО или регионам. Оценочная деятельность осуществляется при:

  1. Использовании имущества в качестве предмета залогового договора.
  2. Продаже либо другом отчуждении объектов.
  3. Переуступке обязательств по задолженности.
  4. Передаче имущества в качестве вклада в капиталы, фонды организаций.

Данная работа является обязательной при возникновении споров о стоимости объекта, в том числе:

  1. В ходе национализации.
  2. При ипотечном кредитовании организаций и граждан при наличии разногласий о размере стоимости предмета договора.
  3. При составлении брачного контракта и разделе имущества в процессе развода.
  4. При изъятии объекта из муниципального или государственного пользования.
  5. Для обеспечения контроля правильности отчисления налогов при наличии разногласий о начислении базы.

Информационная открытость работы

В целях исполнения положений ФЗ "Об оценочной деятельности" заказчик должен включить сведения об отчете проведенной процедуры в Единый реестр в десятидневный срок с даты его принятия. В базу вносятся сведения о:

  1. Дате составления и порядковом номере отчета.
  2. Основаниях для выполнения процедуры.
  3. Оценщике (ФИО, ИНН (при наличии), страховой номер в системе ОПС).
  4. Членстве специалиста в саморегулируемой организации.
  5. Объекте оценки в соответствии с выполненным отчетом.
  6. Дате установления стоимости имущества.
  7. Рыночной цене объекта.
  8. Экспертном заключении по отчету (дата составления, номер).
  9. Реквизитах юрлица и балансовой стоимости объекта - для имущества, принадлежащего организации.
  10. Экспертах (ФИО, ИНН, страховой номер).

В соответствии с ФЗ "Об оценочной деятельности" заказчик, кроме приведенных выше данных, должен включать в Единый реестр отчет, если процедура являлась обязательной (в случаях, указанных выше). Внесение информации федеральными исполнительными органами, региональными и местными структурами власти осуществляется бесплатно. При наличии в отчете и сведениях о нем данных, относящихся к гостайне, публикации подлежат только части, не содержащие их.

Основания для проведения процедуры

Оценочная деятельность выполняется в соответствии с договором. Он заключается заказчиком со специалистом либо с организацией, в которой работает компетентное лицо по трудовому контракту. В предусмотренных нормами случаях оценочная деятельность, повторная в том числе, может осуществляться на основании решения суда (арбитражного, третейского, общей юрисдикции) или иного уполномоченного органа. Инстанции, осуществляющие разбирательство гражданских, экономических и иных споров, самостоятельны в выборе специалиста. Затраты, понесенные в связи с выполнением процедуры, а также вознаграждение исполнителю возмещаются в порядке, определенном нормами.

Особенности оформления договора

Закон "Об оценочной деятельности" устанавливает требования к содержанию соглашения между заказчиком и исполнителем. Договор составляется в письменном виде. В нем должны присутствовать:

  1. Цель выполнения процедуры.
  2. Описание объекта (одного или нескольких). Информация должна приводиться таким образом, чтобы можно было однозначно идентифицировать имущество.
  3. Вид стоимости, который будет определяться.
  4. Величина вознаграждения исполнителю.
  5. Данные об обязательном страховании ответственности исполнителя.
  6. Название саморегулирующей организации, в которой состоит оценщик.
  7. Указание на стандарты, подлежащие применению при выполнении процедуры.
  8. Размер, основания и порядок возникновения дополнительной ответственности исполнителя, с которым заключено соглашение.
  9. Сведения о независимости организации, в которой оценщик работает на основании трудового контракта.
  10. Данные о соглашении страхования ответственности за нарушение условий сделки, причинение ущерба имуществу сторонних субъектов при невыполнении требований рассматриваемого нормативного акта, стандартов и прочих норм права.

Закон "Об оценочной деятельности" предписывает также включать в договор информацию об исполнителе, в том числе ФИО.

Нюансы

В отношении объектов, которые принадлежат государству, регионам или МО, договор на выполнение процедуры от имени заказчика должен заключаться лицом, уполномоченным владельцем имущества на совершение сделок с ним, если иное не предусматривается нормативными актами. В качестве даты определения стоимости выступает день, в который установлена цена.

Отчет

Закон "Об оценочной деятельности" устанавливает требования к итоговому документу, оформляемому по результатам выполненной процедуры. Отчет должен формироваться на бумажном носителе или в электронной форме. Составление документа осуществляется в соответствии со стандартами, положениями нормативных актов федерального органа, уполномоченного на регулирование оценочной деятельности. В отчете не должно присутствовать сведений, допускающих неоднозначного толкования или вводящих в заблуждение. В документе указывают дату выполнения процедуры, стандарты, которые были использованы, задачи и цели, прочие сведения, необходимые для полного и недвусмысленного отражения результатов. В отчете также должны присутствовать:

  1. Дата составления и номер акта.
  2. Основания для выполнения процедуры.
  3. Данные об исполнителе, в том числе ФИО, контактная информация, сведения о его членстве в саморегулируемой организации.
  4. Цель процедуры.
  5. Сведения о независимости юрлица.
  6. Точное описание имущества. В отношении объекта, который принадлежит юрлицу, - реквизиты организации и балансовая стоимость (при наличии).
  7. список использованных данных с указанием на их источники, допущения, принятые при выполнении процедуры.
  8. Последовательность установления стоимости имущества, итоговая ее сумма, пределы и ограничения использования полученных результатов.
  9. Дата определения цены объекта.
  10. Список документов, использованных исполнителем и устанавливающих качественные и количественные характеристики имущества.

Федеральный Закон "Об оценочной деятельности" допускает включение в отчет и иных сведений, если они, по мнению специалиста, являются существенными и способствуют более полному отражению метода расчета, примененного им.

Дополнительные правила

Если отчет составляется в электронной форме, он должен подписываться усиленной цифровой подписью в порядке, установленном действующими нормативными актами. В случаях, установленных рассматриваемым ФЗ, правовыми документами уполномоченного органа фед. власти, заключение подлежит опубликованию. Порядок издания определяется указанной федеральной структурой.

Достоверность информации

Оценка и оценочная деятельность являются достаточно трудоемкими и требуют большого внимания и высокого профессионализма исполнителя. Определенный по результатам процедуры итоговый размер рыночной либо иной стоимости объекта, указанный в отчете, сформированном в порядке и на основании, предусмотренными в действующих нормах, считается рекомендуемым для использования при совершении сделок и достоверным, если судом или иным уполномоченным органом не установлено иное. В законодательстве устанавливается срок, в течение которого информация заключительного документа может применяться заинтересованными субъектами. Итоговый размер рыночной либо другой стоимости, определенный в отчете, кроме кадастровой, считается рекомендуемым для использования при совершении гражданско-правовых сделок, установления начальной цены объекта конкурса или аукциона в течение полугода. Исчисление срока осуществляется с даты формирования заключительного документа. В законодательстве может предусматриваться и иной период.

Определения

Оценочная деятельность осуществляется для установления рыночной, ликвидационной или иной стоимости имущества. Под первой следует понимать наиболее вероятную цену объекта, по которой он может отчуждаться в конкурентных условиях при разумных действиях сторон сделки, когда имеется вся необходимая информация, а на ее размере не отражаются никакие чрезвычайные обстоятельства. Рыночная стоимость определяется в случаях, когда:

  1. Один из участников отношений не обязан отчуждать, а другой - принимать объект.
  2. Стороны осведомлены о предмете сделки и совершают действия в собственных интересах.
  3. Объект представлен на рынке через публичную оферту, типичную для аналогичного имущества.
  4. Цена сделки является разумным вознаграждением, отсутствует принуждение к ее совершению.
  5. Платеж за объект выражается в денежной форме.

Другие категории

Ликвидационная стоимость - расчетная величина, которой отражается наиболее вероятная цена, по которой имущество может отчуждаться в течение срока экспозиции. При этом существуют обстоятельства, при которых владелец вынужден осуществить сделку. устанавливается в результате выполнения государственной оценки либо при рассмотрении споров о ее величине, либо определяется в случаях, предусмотренных ст. 24_19 ФЗ №135. Целью процедуры может выступать формирование инвестиционной цены объекта. Под ней следует понимать стоимость объекта для конкретного субъекта либо группы лиц, при установленных ими целях использования данного имущества.

Заключение

В нормативном акте, включающем требование об обязательном выполнении оценки, или в договоре может быть не установлен вид цены, подлежащий определению. В таком случае по общему правилу устанавливается рыночная стоимость имущества. Данное положение действует и в ситуациях, когда в нормативном акте содержатся термины и определения, не предусмотренные в ФЗ №135. К ним, в частности, относят такие понятия, как эквивалентная, действительная, разумная, реальная стоимость и проч.

К числу нормативно-правовых актов, регулирующих оценочную деятельность, относятся:

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 и др.

Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Выделяют следующие виды стоимости объекта оценки:

1) рыночная стоимость объекта оценки – наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

Одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

Стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

Объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

Цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

Платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

2) стоимость объекта оценки с ограниченным рынком – стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;

3) стоимость замещения объекта оценки – сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки;

4) стоимость воспроизводства объекта оценки – сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;

5) стоимость объекта оценки при существующем использовании – стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования;

6) инвестиционная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;

7) стоимость объекта оценки для целей налогообложения – стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость);

8) ликвидационная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов;

9) утилизационная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки;

10) специальная стоимость объекта оценки – стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в настоящих стандартах оценки.

Под объектами оценки понимаются любые объекты гражданских прав, участвующие в гражданском обороте.

К объектам оценки относятся:

Отдельные материальные объекты (вещи);

Совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

Право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

Права требования, обязательства (долги);

Работы, услуги, информация;

Иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Выделяют два вида оценки :

1) обязательная оценка;

2) инициативная (добровольная) оценка.

Обязательная оценка осуществляется в случаях, прямо предусмотренных законодательством. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

При определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

При использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

При продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

При переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

При передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

При национализации имущества;

При ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

При составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

При выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

При проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Инициативная (добровольная) оценка осуществляется в случаях, не предусмотренных законодательством.

21.2. Субъекты оценочной деятельности

К числу субъектов оценочной деятельности относятся ниже перечисленные лица.

1. Оценщики – физические и юридические лица, имеющие право осуществлять оценочную деятельность.

К оценочной деятельности физических лиц предъявляются следующие требования:

Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

Наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.

К оценочной деятельности юридических лиц предъявляются следующие требования:

Соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;

Государственная регистрация в качестве юридического лица;

Наличие в штате юридического лица не менее одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы и который имеет документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.

Оценщики обязаны повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года, а также заключить договор страхования гражданской ответственности в случае причинения убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности (ст. 24 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

2. Потребители услуг оценщиков (заказчики) – любые физические и юридические лица, заключившие договор об оказании услуг по оценке определенного объекта оценки.

3. Государственный орган, осуществляющий регулирование оценочной деятельности (Министерство экономического развития и торговли РФ).

Функциями уполномоченных в данной сфере органов являются:

Контроль за осуществлением оценочной деятельности;

Регулирование оценочной деятельности;

Взаимодействие с органами государственной власти по вопросам оценочной деятельности и координация их деятельности;

Согласование проектов стандартов оценки;

Согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Саморегулируемые организации оценщиков. В целях саморегулирования оценочной деятельности оценщики вправе объединяться в ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации.

Саморегулируемые организации оценщиков могут выполнять следующие функции:

Защищать интересы оценщиков;

Содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков;

Содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению оценщиков;

Разрабатывать собственные стандарты оценки;

Разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной деятельности.

21.3. Правовое положение оценщика

Правовое положение оценщика определено Федеральным законом «Об оценочной деятельности».

Оценщик имеет право :

1) применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;

2) требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;

3) получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;

4) запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;

5) привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;

6) отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;

7) требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда (ст. 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Оценщик обязан :

1) соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования законодательства об оценочной деятельности;

2) сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта оценки;

3) обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки;

4) предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете;

5) предоставлять по требованию заказчика лицензию на осуществление оценочной деятельности, страховой полис и документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

6) не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

7) хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;

8) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию (ст. 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).

Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:

1) в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;

2) оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.

Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.

Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки (ст. 16 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Обязательным условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг оценщиков, является страхование гражданской ответственности оценщиков . Страховым случаем является причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности, установленное вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда.

Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования. Наличие страхового полиса является обязательным условием для заключения договора об оценке объекта оценки.

Страхование гражданской ответственности оценщиков может осуществляться в форме заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки (ст. 17 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

21.4. Порядок проведения оценки

Проведение оценки включает в себя ряд этапов.

1. Заключение с заказчиком договора об оценке . Оценка объекта оценки может проводиться оценщиком только при соблюдении требования к независимости оценщика, предусмотренного законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае если он не отвечает указанному требованию, оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оценке.

Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

Договор должен содержать:

Основания заключения договора;

Вид объекта оценки;

Вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;

Денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;

Сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.

В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана.

Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.

В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При заключении договора об оценке оценщик обязан предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе о порядке лицензирования оценочной деятельности, обязанностях оценщика, требованиях к договору об оценке и отчету об оценке, а также о стандартах оценки. Факт предоставления такой информации фиксируется в договоре об оценке.

2. Установление количественных и качественных характеристик объекта оценки . При этом оценщик осуществляет сбор и обработку:

Правоустанавливающих документов, сведений об обременении объекта оценки правами иных лиц;

Данных бухгалтерского учета и отчетности, относящихся к объекту оценки;

Информации о технических и эксплуатационных характеристиках объекта оценки;

Информации, необходимой для установления количественных и качественных характеристик объекта оценки с целью определения его стоимости, а также другой информации, связанной с объектом оценки;

3. Анализ рынка, к которому относится объект оценки. Оценщик определяет и анализирует рынок, к которому относится объект оценки, его историю, текущую конъюнктуру и тенденции, а также аналоги объекта оценки и обосновывает их выбор;

4. Выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществление необходимых расчетов . При этом оценщик использует следующие подходы к оценке:

Затратный подход– совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа;

Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними;

Доходный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

На данном этапе оценщик осуществляет также необходимые расчеты того или иного вида стоимости объекта оценки с учетом полученных количественных и качественных характеристик объекта оценки, результатов анализа рынка, к которому относится объект оценки, а также обстоятельств, уменьшающих вероятность получения доходов от объекта оценки в будущем (рисков), и другой информации.

5. Обобщение результатов , полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки .

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное.

Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, составленном в порядке и на основании требований, установленных Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», стандартами оценки и нормативными актами по оценочной деятельности уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

6. Составление и передача заказчику отчета об оценке .

Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.

В отчете должны быть указаны:

Дата составления и порядковый номер отчета;

Основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

Место нахождения оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;

Точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, – реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

Стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

Последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;

Дата определения стоимости объекта оценки;

Перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит, скреплен печатью, а также подписан оценщиком – индивидуальным предпринимателем или работником юридического лица.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте оценочную деятельность как один из видов предпринимательской деятельности.

2. В каких случаях проводится обязательная оценка?

3. Каково правовое положение оценщика?

4. Перечислите полномочия государственного органа, осуществляющего государственное регулирование оценочной деятельности.

5. Охарактеризуйте порядок проведения оценки.

Введение

В современных условиях эффективное управление имуществом невозможно без применения специальных методов анализа и расчета стоимости объекта, участвующего в определенной сделке. Приватизация, оформление арендных отношений, залог, осуществление взаиморасчетов с инвесторами и другие сделки подразумевают проведение денежной оценки объекта. При этом эффективность управления объектом зависит от того, насколько адекватно и достоверно определена его стоимость. Именно поэтому оценка как профессиональная деятельность становится все более востребованной.

Оценка представляет собой одно из важнейших направлений рыночной инфраструктуры. Основой развития явилась потребность в разрешении имущественных споров, поскольку в них требовалось выяснение объективной стоимости того или иного имущественного блага .

В настоящее время остро стоит вопрос профессионального определения стоимости, например, предприятий, правильного исчисления налогооблагаемой базы, кредитных организаций и др. Введение налога на недвижимость по рыночной стоимости приведет к тому, что деятельность оценщиков коснется каждого собственника жилья.

Объект курсовой работы - оценочная деятельность.

Предмет курсовой работы - правовое регулирование оценочной деятельность.

Цель курсовой работы - провести анализ правового регулирования оценочной деятельность.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Изучить развитие института оценки

2. Исследовать развитие законодательства об оценочной деятельность

3. Рассмотреть взаимосвязь института несостоятельности в российском праве и оценочной деятельности

4. Проанализировать государственное регулирование ответственности оценочной деятельности.

Теоретическую основу работы составили труды Копьева А.В., Гущина В.В., Пратт Ш., Преснякова И.В., Камаев Р.А.

В работе использованы такие методы как анализ, синтез, метод сравнения.

Понятие и особенности оценочной деятельности

Развитие института оценки

Оценочная деятельность продолжает развиваться. Развитие идет по двум направлениям. Во-первых, расширяется поле обязательной оценки. Так, например, в июле этого года были приняты поправки в Закон "Об оценочной деятельности", расширяющие новое, очень важное поле деятельности оценщиков - кадастровую оценку. Во-вторых, оценочная деятельность "растет вширь" и начинает затрагивать не только обязательную оценку, но и консалтинг. Такой путь развития отрасли кажется не менее перспективным.

Решение задач по совершенствованию корпоративного управления, развитию финансового рынка, защите прав собственника, эмитента и кредиторов невозможно без качественных услуг оценщика.

Например, интеграция России в международное пространство предполагает более широкое привлечение оценщиков, знакомых с принципами оценки активов, предусмотренными международными стандартами финансовой отчетности. С учетом положений принятого летом Закона "О консолидированной финансовой отчетности" на рынке консалтинга появляются новые поводы для сотрудничества оценщиков и аудиторов.

Кроме того, экономический кризис, ударивший по платежеспособности спроса, откорректировал портфели коллекторов. В структуре активов, перепродаваемых банками в пользу коллекторских агентств, стало появляться все больше "сложного" обеспечения - земельных участков, нереализованных инвестиционных проектов, бизнес-центров, коттеджных поселков и жилых комплексов. А это хороший повод для их сотрудничества с оценщиками .

Многое меняется в сметном нормировании и ценообразовании в строительстве - сфере деятельности, не чуждой оценщикам. Высокие задачи, стоящие перед российской оценкой, требуют кардинального повышения ответственности оценщиков за свою работу и роста уровня их профессионализма.

Официально профессия "оценщик" (эксперт по оценке) введена Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 ноября 1996 г. № 11 "Об утверждении квалификационной характеристики по должности "Оценщик (эксперт по оценке имущества)", где были указаны должностные обязанности и перечень документов, которые должен знать специалист в области оценочной деятельности. В частности, в обязанности оценщику вменялось: установление рыночной или иной стоимости объектов гражданских прав, установление деловых контактов с заказчиками, заключение и оформление договоров на оценку, составление отчета об оценке, формирование информационной базы, необходимой для оценочной деятельности. Этим же постановлением утверждены квалификационные характеристики к вышеуказанной должности: высшее профессиональное образование, дополнительное образование и стаж работы по профилю не менее одного года. 24 декабря 1998 г. Министерство труда и социального развития РФ постановлением № 52 установило квалификационную характеристику "Оценщик интеллектуальной собственности". В этом постановлении прописаны основные должностные обязанности оценщика, а также ужесточены квалификационные требования к этой должности: для того чтобы получить квалификацию оценщика интеллектуальной собственности I категории, необходим стаж работы в области оценки интеллектуальной собственности 5 лет.

Однако в секторе гражданско-правовых отношений несовершенный федеральный механизм принятия законов послужил серьезным препятствием к развитию института оценки. Поэтому ряд администраций субъектов РФ на период до принятия соответствующих нормативных правовых актов РФ приняли свои нормативные акты с целью регулирования оценочной деятельности в отдельно взятом субъекте РФ.

Наметить основные направления в законотворческом процессе по вопросам оценочной деятельности наиболее точно удалось московским законодателям. В 1997 г. в столице уже была создана система официальной аттестации и аккредитации оценщиков, введено лицензирование деятельности по оценке недвижимости на территории Москвы, работали программы подготовки и аттестации оценщиков, образован и активно действовал консультативный орган - Московский совет по оценке.

29 июля 1998 г. был принят Федеральный закон № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", который определяет оценочную деятельность как деятельность субъектов оценочной деятельности, направленную на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости .

Закон устанавливает обязательное привлечение независимого профессионального оценщика при оценке имущества Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в целях разрешения имущественных споров в случае, когда одной из сторон спора выступает орган государственной власти РФ, орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления; при определении стоимости имущества РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в целях его приватизации либо передачи в доверительное управление; при установлении стартовой цены для аукционов и конкурсов по продаже и сдаче в аренду имущества РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, размера арендной платы при заключении договоров аренды государственного имущества, а также стоимости государственного имущества в целях его приватизации либо передачи в доверительное управление и т.д.

Таким образом, произвольное назначение стоимости государственного имущества в перечисленных случаях, а также в ряде иных, оговоренных в законе, законом исключается.

В перечне случаев, в которых необходима обязательная оценка имущества, отсутствуют сделки, осуществляемые между гражданами. В то же время федеральный закон не препятствует проведению независимой оценки имущества граждан по их желанию, в том числе в случае несогласия с установленным налогообложением.

Исключением является оценка имущества при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости их имущества. Включение этого положения в федеральный закон крайне важно, поскольку дает легальный выход из конфликтных ситуаций.

В законе практически детально описана технология оценочной деятельности, определены методы оценки, введен институт независимых профессиональных оценщиков. Участники рыночных отношений получили право оспаривать правильность оценки в судебном порядке. Все это имеет непосредственное отношение к сложившейся в настоящее время системе налогообложения и, в частности, к определению размера налогооблагаемой базы.

Один из недостатков системы оценки имущества, который преодолевает Закон об оценочной деятельности, - наличие различных организаций, ведомств и служб, наделенных правом определения стоимости объектов собственности.

Оценкой имущества с целью его приватизации или продажи до марта 2004 г. занималось Министерство имущественных отношений РФ, используя собственную методику и исходя из балансовой стоимости подлежащих приватизации или продаже объектов. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Минимущество России было упразднено и образовано Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом РФ, которому были переданы правоприменительные функции, а также функции по оказанию государственных услуг и услуг по управлению имуществом упраздненного Министерства имущественных отношений РФ. В Москве такую деятельность осуществляет Комитет Правительства Москвы по управлению имуществом (Москомимущество). Прежде эти организации часто упрекали в субъективности в связи с занижением стоимости приватизируемого имущества. Теперь же, когда речь идет о быстром пополнении государственного и муниципального бюджетов, они заинтересованы в продаже государственной и муниципальной собственности как можно дороже .

С целью записи в бюджетные доходы возможно большего числа поступлений разработаны определенные комбинации с государственным имуществом - от его залога в обмен на кредиты до передачи регионам взамен государственных субсидий. Причем, чем выше оценка стоимости государственного имущества при передаче его регионам, тем более значительную часть задолженности федерального бюджета этим регионам сможет погасить Правительство.

Кредитование под залог, практикуемое банками, с принятием Закона об оценочной деятельности стало более унифицированным и цивилизованным, т.к. раньше стоимость имущества определяли собственные специалисты-оценщики, сотрудники банков, исходя из сложившейся в данном банке практики и имеющихся у него на данный момент кредитных ресурсов. Согласно банковской оценке, стоимость объекта собственности, становящейся залогом, как правило, гораздо ниже его рыночной стоимости. В этой связи в случае невозврата кредита и отчуждения залога возникают остроконфликтные ситуации, поскольку оказывается, что банку переходит имущество, которое в действительности стоит в несколько раз дороже, чем согласно оценке, сделанной банковским оценщиком и зафиксированной в договоре о залоге.

В настоящее время оценкой стоимости имущества с целью установления размеров налогов занимаются и государственные налоговые органы. Оцениваются стоимость находящихся в собственности граждан жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений, моторных лодок, вертолетов, самолетов и т.д., а также денежные доходы граждан. С этой же целью оценивается имущество предприятий.

Отсутствие независимой оценки зачастую наносит ущерб и государству, и предприятиям, и гражданам.