«Государственная кадастровая оценка» в Институте профессионального образования. В целях повышения эффективности реализации Минсельхозом России функций и полномочий учредителя подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных г

Налог оценка бережет

С прошлого года граждане РФ и юридические лица стали платить налог на недвижимость, рассчитанный исходя из ее кадастровой стоимости. С изменением законодательства для многих фискальные затраты стали непосильными, в то же время некоторые владельцы земель и помещений до сих пор не понимают, как формируется кадастровая стоимость объектов, можно ли ее оспорить и куда обращаться с этим намерением. Разъяснения по самым часто задаваемым вопросам о кадастровой оценке недвижимости читателям «МК» дает заместитель руководителя Росреестра Надежда Самойлова.

Самойлова Надежда Сергеевна, заместитель руководителя Росреестра

- Надежда Сергеевна, как в настоящее время функционирует система кадастровой оценки?

Система кадастровой оценки действует на основании двух федеральных законов. Первый - ФЗ №135 «Об оценочной деятельности», в соответствии с которым кадастровая оценка определяется частными оценщиками, которые выбираются в рамках конкурсных процедур. Заказчиком оценочных работ является регион, будучи основной заинтересованной структурой в получении доходов от налогов, которые формируются в зависимости от кадастровой стоимости. Однако в настоящее время процедура оценки в рамках ФЗ №135 приостановлена, на нее наложен мораторий. Второй закон был принят в прошлом году - это ФЗ №237 «О государственной кадастровой оценке». Одно из законодательных новшеств в системе кадастровой оценки связано с тем, что кадастровую оценку с 2020 года будут осуществлять исключительно государственные бюджетные учреждения РФ на постоянной основе, а проводиться она будет по общей для всей страны методике, которая утверждена Министерством экономического развития. Ответственность за работу оценочных органов возлагается на региональные органы власти. В свою очередь, Росреестр будет осуществлять надзор с целью корректировки деятельности бюджетных учреждений в целях недопущения ошибок. Такие надзорные полномочия ведомства тоже предусмотрены новым законом наравне с внутренним контролем качества оценки на региональном уровне. Это позволит повысить контроль над результатами кадастровой оценки и избежать излишней коммерциализации этих работ, он также призван защитить правообладателей, учесть интересы населения и бизнеса. Таким образом, в законе предусмотрены механизмы для предупреждения возникновения ошибок, а также устранения их последствий максимально безболезненно для граждан. Например, если выявляется техническая ошибка при оценке ряда объектов, то такая ошибка будет устраняться во всех таких объектах на этой территории. Вся информация о кадастровой стоимости объектов, полученная в результате государственной кадастровой оценки, будет, как и раньше, вноситься в Единый государственный реестр недвижимости. При этом Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» позволяет проводить кадастровую оценку по новым правилам уже начиная с 2018 года.

- Как узнать кадастровую стоимость объекта и для чего она может понадобиться?

Исходя из кадастровой стоимости может рассчитываться налог на недвижимость, налог на продажу недвижимости, арендная плата, если арендодатель - государство, штрафы, а также некоторые другие пошлины и платежи. Узнать кадастровую стоимость объекта можно онлайн на сайте Росреестра, на портале госуслуг, на публичной кадастровой карте, в территориальном органе кадастровой палаты, в МФЦ. Чтобы узнать кадастровую стоимость, достаточно знать кадастровый номер земельного участка или адрес объекта недвижимости.

- От каких факторов зависит кадастровая стоимость?

Факторы, которые влияют на величину кадастровой стоимости объекта недвижимости, определяются при проведении кадастровой оценки. Таких факторов, как правило, очень много: площадь, материал и год постройки, разрешенное использование, наличие коммуникаций, экономическая ситуация в регионе и т.д.

- Можно ли оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости и как это сделать?

Действующим законодательством предусмотрено право оспорить кадастровую стоимость в суде или в специальных комиссиях по оспариванию кадастровой стоимости, созданных при каждом управлении Росреестра. Комиссия принимает решение об оспаривании кадастровой стоимости в короткие сроки - не более 30 дней с момента подачи заявления. В работе комиссий принимают участие как эксперты со стороны управления Росреестра и филиала Федеральной кадастровой палаты, так и представители региональных органов власти и оценочного сообщества. Таким образом, решения о пересмотре стоимости принимается коллегиально несколькими экспертами. Комиссии по оспариванию по новому закону будут создаваться по решению региональных органов власти. До того как в регионах пройдет кадастровая оценка по новым правилам, также будут действовать досудебные комиссии, созданные при территориальных органах Росреестра. В них можно оспорить кадастровую стоимость, установленную по методике старого закона. Другой вариант - заинтересованное лицо может обратиться в суд общей юрисдикции.

- Какие издержки несут владельцы объектов при определении кадастровой стоимости?

При проведении массовой оценки кадастровой стоимости объектов издержки несут местные власти, они заказывают такую оценку у независимых оценочных компаний. Если вам необходимо оценить рыночную стоимость объекта недвижимости индивидуально, в том числе для целей оспаривания кадастровой стоимости, то необходимо обратиться к платным услугам частного оценщика.

Какой из вариантов оспаривания кадастровой оценки заявители используют чаще - комиссии или суды? Какова доля отклоненных и удовлетворенных заявлений?

В комиссии по пересмотру кадастровой стоимости заявители обращаются чаще, чем в суды. По нашей статистике, почти половина всех споров заканчиваются в пользу заявителя. За период 1 января 2017 года по 31 августа 2017 года в созданные при территориальных органах Росреестра комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости поступило 35 723 заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении 76 549 объектов недвижимости. Из них юридическими лицами подано 21 972 заявления, физлицами - 13 264 заявления, остальные - органами государственной власти, местного самоуправления или совместно юридическим и физическим лицами. По результатам работы комиссий решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости принято в отношении 13 974 заявлений, о невозможности изменения величины кадастровой стоимости - в отношении 12 203 заявлений, о пересмотре кадастровой стоимости - в отношении 552 заявлений. Статистика по обращениям в суд показывает, что в тот же период в судах инициировано 7085 споров о величине внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в отношении 12 875 объектов. Из них требования истцов удовлетворены в 3415 случаях, не удовлетворены - в отношении 487 исков, на конец периода на рассмотрении находится 3183 иска. Следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев заявления подаются в отношении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Споров относительно величины кадастровой стоимости объектов капитального строительства в рассматриваемом периоде значительно меньше.

С 24 по 27 октября 2017г. Институт профессионального образования (НОУ ДПО «ИПО»), специализирующийся на обучении специалистов в оценочной деятельности более 20 лет, провел программу повышения квалификации для руководителей и ведущих специалистов Государственных бюджетных учреждений (ГБУ), ответственных за проведение Государственной кадастровой оценки в различных регионах нашей страны.

Ключевой задачей для ГБУ является вопрос подготовки квалифицированных кадров в очень сжатые сроки. Для ее решения Институт профессионального образования разработал несколько программ по ГКО, рассчитанных на специалистов различного уровня подготовленности.

На мероприятие собрались представители 8 субъектов Российской Федерации, которые получили ответы на ключевые вопросы, связанные с осуществлением их практической деятельности в рамках вступившего в силу Федерального закона №237-ФЗ от 3 июля 2016г. "О государственной кадастровой оценке" и новых Методических указаний.

Были проработаны изменения в законодательстве, организационные моменты создания новых структур (ГБУ), методология и практика осуществления Государственной кадастровой оценки, освещены возможности различного программного обеспечения и специфика кадастровой оценки по видам объектов недвижимости.

В качестве приглашенных спикеров выступили создатели новых регламентирующих документов и практики с более чем 10-летним опытом в кадастровой оценке, а именно:

  • Бойко А.Ю . - Заместитель директора - начальник управления государственной кадастровой оценки ГБУ ЛО "ЛЕНКАДАСТР", Руководитель комиссии при МЭР по разработке Методических указаний по кадастровой оценке и актуализации ФСО№4;
  • Волович Н.В. - Д.э.н., профессор, член Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России, член Европейской академии по земельным отношениям, Вице-президент СМАО, Генеральный директор ООО «Института оценки собственности и финансовой деятельности»;
  • Ковалев Д.В. - заместитель Генерального директора ГБУ г. Москвы «Центр имущественных платежей и жилищного страхования»;
  • Пылаева А.В. - К.э.н., доцент, научный руководитель АНО «Институт развития территорий»;
  • Кизякин Е.С. - Заместитель директора ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки», член Комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости ТПП РФ.
  • Гольда Е.А. - Начальник отдела кадастровой оценки ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки».
  • Третьякова Г.Б. - Кадастровый оценщик ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки».

По окончании обучения слушателям была предоставлена уникальная возможность в неформальной обстановке напрямую пообщаться с представителями Министерств и ведомств в рамках Круглого стола для обсуждения рабочих вопросов.

Заместитель руководителя Росреестра Самойлова Надежда Сергеевна нашла возможность приехать на встречу с представителями ГБУ, чтобы обсудить наиболее острые моменты, связанные с исполнением требований законодательства в части передачи и обменом данными, организацией взаимодействия в процедуре ГКО и необходимыми изменениями и дополнениями существующей нормативно-правовой базы.

Заместитель руководителя отдела кадастровой оценки Минэкономразвития России Чупова Кема Владимировна разъяснила позицию регулятора по проведению Государственной кадастровой оценки и дала обратную связь руководителям ГБУ по их запросам.

Заместитель Министра Земельных и имущественных отношений Московской области Лавряков Юрий Юрьевич поделился своим видением и текущими наработками по проведению кадастровой оценки в Московской области, призвав ГБУ активно взаимодействовать с госорганами на местах, т.к. именно они в первую очередь заинтересованы в результатах ГКО.

Начальник Управления оценки объектов недвижимости Росреестра Берестянский Андрей Петрович подготовил ответы на вопросы участников, рассказал о направлениях и ближайших перспективах работы Росреестра.

Заместитель Генерального директора ГБУ г. Москвы «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» Ковалев Дмитрий Васильевич показал наиболее эффективные варианты решения текущих задач по ГКО на примере ГБУ г. Москвы.

По результатам обсуждения была достигнута договоренность о подготовке предложений по первоочередным мерам и вопросам, требующим разрешения, а также о дополнении норм законодательства и существующей нормативной базы, так как все понимают и осознают меру ответственности за предстоящую работу.

Большое спасибо, Михаил, все сделали оперативно а главное понятно для меня... Так как мы с вами нашли общий язык. хотелось бы в дальнейшем так же продолжить связь именно с вами. Надеюсь на плодотворное сотрудничество.

Олеся Михайловна - генеральный директор ООО "ВКС"

От имени предприятия ГУП "Севастопольское авиационное предприятие" выражаем благодарность за профессионализм и оперативность вашей компании! Желаем вашей компании дальнейшего процветания!

Гуськова Лилия Ивановна - менеджер. ГУП "САП"

Спасибо вам, Михаил, большое за помощь в оформлении. Очень квалифицированный сотрудник +5!

Надия Шамильевна - предприниматель ИП Аношкина

От лица компании "АКБ-Авто" и от себя лично выражаю Вам и всем сотрудникам вашей компании благодарность за продуктивную и качественную работу, чуткое отношение к требованиям клиента и оперативность в исполнении заказываемых работ.

Насибуллина Альфира - Старший менеджер "АКБ-Авто"

Хочу поблагодарить консультанта Михаила за отличную работу, своевременные и полные консультации. Очень внимателен к проблемам клиента и вопросам, оперативное решение самых казалось бы для меня сложных ситуаций. Очень приятно работать с Михаилом!!! Теперь своим клиентам и знакомым буду рекомендовать Вашу компанию. Да и консультанты в тех.поддержке тоже очень вежливы, внимательны, помогли справится со сложной установкой ключа. Спасибо!!!

Ольга Севостьянова.

Приобретение ключа оказалось очень лёгким и, даже, приятным. Огромная благодарность за содействие менеджеру Михаилу. Объясняет сложные и массивные для понимания вещи ёмко, но очень понятно. К тому же я позвонил на горячую бесплатную линию и в режиме он-лайн, вместе с Михаилом оставил заявку. Мне изготовили ключ через 2 рабочих дня. В общем, рекомендую если экономите своё время, но в тоже время хотите иметь понимание - что покупаете и за что платите. Спасибо.

Левицкий Александр Константинович г. Самара

Личная благодарность консультанту Михаилу Владимировичу за оперативную консультацию и работу по ускоренному получению сертификата ЭП. В ходе предварительной консультации подбирается оптимальный набор индивидуальных услуг. Конечный результат получен незамедлительно.

Стоянова Н.Л. - главный бухгалтер ООО "СИТЕКРИМ"

Спасибо за оперативную работу и компетентную помощь! Консультацией остался очень доволен!

Дмитрий Фомин

ООО "Эксперт Система" благодарит за оперативную работу консультанта Михаила! Желаем Вашей компании роста и процветания!

Суханова М.С. - Оценщик ООО "Эксперт Система", г. Волгоград

Спасибо консультанту, представившемуся Михаилом, за оперативность в работе с клиентами.

Пономарев Степан Геннадьевич

Большое спасибо консультанту Михаилу, за оказанную помощь в получении ЭЦП. За оперативную работу и консультирование по вопросам возникающим в процессе оформления.

Леонид Некрасов

Компания в лице консультанта Михаила делает невозможное! Ускорение аккредитации менее чем за 1 час! Оплата по факту оказания услуги. Думал, такого не бывает. С полной ответственностью могу советовать связываться с Центром выдачи электронных подписей.

В целях повышения эффективности реализации Минсельхозом России функций и полномочий учредителя подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий:

1. Создать Комиссию Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию имущественных вопросов подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий, и утвердить её состав согласно к настоящему распоряжению.

2. Утвердить порядок работы Комиссии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию имущественных вопросов подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий согласно к настоящему распоряжению.

Министр А.Н. Ткачев

Приложение N 1

Состав
комиссии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию имущественных вопросов подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий

Хатуов Джамбулат Хизирович Первый заместитель Министра, председатель Комиссии
Левин Сергей Львович Статс-секретарь - заместитель Министра, заместитель председателя Комиссии
Лебедев Иван Вячеславович заместитель Министра, заместитель председателя Комиссии
Кузин Игорь Робертович заместитель Министра
Непоклонов Евгений Анатольевич заместитель Министра
Самойлова Надежда Сергеевна директор Депземполитики, секретарь Комиссии
Амерханов Харон Адиевич директор Депживотноводства
Волощенко Виталий Сергеевич директор Депнаучтехполитики
Волик Владимир Олегович директор Деппродрынки
Герасимов Андрей Алексеевич и.о. директора Депправа
Дацковская Наталья Александровна директор Депфинансов
Жуков Валерий Алексеевич директор Депмелиорации
Кузовков Вадим Викторович директор Депадминистрации
Чекмарев Петр Александрович директор Депрастениеводства
Чернецова Наталия Анатольевна директор Депэкономики
Шевкопляс Владимир Николаевич директор Депветеринарии

______________________________

* Член Комиссии, действующий на непостоянной основе и имеющий право голоса при рассмотрении вопроса о согласовании имущественных вопросов организации, отнесенных к ведению соответствующего департамента Министерства.

Приложение N 2

Порядок
работы Комиссии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию имущественных вопросов подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий
(утв. Министерства сельского хозяйства РФ от 9 марта 2017 г. N 15-р)

1. Настоящий порядок работы Комиссии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию имущественных вопросов подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий (далее - организации) разработан в целях повышения эффективности реализации Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) функций и полномочий учредителя подведомственных Министерству организаций.

2. Обеспечение реализации функций и полномочий Министерства по согласованию имущественных вопросов подведомственных Министерству организаций и иных аналогичных вопросов возложено на Комиссию Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию имущественных вопросов подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий (далее - Комиссия).

3. Комиссия принимает решение по следующим имущественным вопросам:

3.1. согласование Министерством решения о передаче по договорам аренды и (или) безвозмездного пользования объектов недвижимости, закрепленных за подведомственными Министерству организациями;

3.2. согласование Министерством распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за подведомственными Министерству федеральными бюджетными учреждениями либо приобретенным подведомственными федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества;

3.3. согласование Министерством передачи объектов недвижимости, закрепленных на соответствующих вещных правах за подведомственными Министерству организациями, из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, а также принятия объектов недвижимости в федеральную собственность из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности соответственно.

3.4. согласование Министерством прекращения вещных прав подведомственных Министерству организаций на закрепленные земельные участки и объекты недвижимого имущества, а также закрепления на вещных правах за данными организациями земельных участков и объектов недвижимости соответственно.

3.5. согласование Министерством заключения соглашений об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в пользовании подведомственных Министерству организаций.

4. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже чем один раз в течение 30 календарных дней.

5. Заседания Комиссии могут проводиться в очной и заочной формах.

7. Деятельностью Комиссии руководит председатель Комиссии, который утверждает повестку дня и принимает решение о форме проведения заседания Комиссии (очного заседания или заочного голосования), а также определяет порядок организации работы и осуществляет контроль за исполнением принятых Комиссией решений. В отсутствие председателя Комиссии обязанности председателя исполняет заместитель председателя Комиссии.

8. Секретарь Комиссии осуществляет организацию заседаний Комиссии и заочного голосования, ведение делопроизводства Комиссии и протоколов Комиссии. Секретарь Комиссии входит в состав Комиссии без права голоса.

9. В случае проведения очного заседания Комиссии секретарь Комиссии уведомляет в установленном порядке ее членов о дате, месте, повестке дня и времени проведения заседания Комиссии с представлением материалов для заседания Комиссии.

9.1. По решению председателя Комиссии в заседаниях Комиссии могут принимать участие иные приглашенные лица.

9.2. Состав Комиссии формируется из членов Комиссии на постоянной основе, а также членов Комиссии, действующих на непостоянной основе. В случае отсутствия члена Комиссии, действующего на непостоянной основе, принятие участия в Комиссии осуществляется соответствующим директором департамента Министерства либо лицом, исполняющим обязанности соответствующего директора Министерства.

9.3. Очное заседание Комиссии является правомочным при участии в нем не менее половины от числа постоянных членов Комиссии, в том числе председателя Комиссии (в его отсутствие - заместителя председателя Комиссии).

9.4. Решение Комиссии принимается путем открытого голосования простым большинством голосов от числа членов Комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании Комиссии.

9.5. Председатель Комиссии (в отсутствие председателя Комиссии - заместитель председателя Комиссии) имеет право принять решение о переносе срока рассмотрения отдельных вопросов в случае, если в ходе заседания будет выявлена необходимость дополнительной проработки представленных материалов или необходимость присутствия уполномоченного представителя организации.

10. В случае проведения заочного голосования секретарь Комиссии направляет членам Комиссии информационное письмо с вопросами, вынесенными на голосование согласно повестке дня, с приложением проекта протокола Комиссии и проекта решения Министерства о согласовании имущественного вопроса.

10.1. Заочное голосование осуществляется посредством проставления подписи члена Комиссии на проекте протокола Комиссии и проекте решения Министерства о согласовании имущественного вопроса в сроки, указанные в информационном письме.

10.2. Члены Комиссии, которые воздержались или проголосовали против принятия решения по отдельным вопросам повестки дня, в обязательном порядке представляют в Комиссию письменное мотивированное мнение. Мотивированное мнение члена Комиссии направляется вместе с проектом протокола заседания Комиссии и проектом решения Министерства о согласовании имущественного вопроса председателю (в случае его отсутствия - заместителю председателя) Комиссии для принятия решения.

Обзор документа

Образована Комиссия Минсельхоза России по согласованию имущественных вопросов подведомственных ФГБУ, ФГУПов и федеральных казенных предприятий.

На комиссию возложено обеспечение реализации функций и полномочий Министерства по согласованию имущественных вопросов подведомственных организаций и иных аналогичных вопросов.

Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже чем 1 раз в течение 30 календарных дней. Они могут проходить в очной и заочной формах.

Деятельностью комиссии руководит председатель, который утверждает повестку дня и принимает решение о форме проведения заседания, а также определяет порядок организации работы и осуществляет контроль за исполнением принятых решений. Секретарь организует заседания и заочные голосования, ведет делопроизводство и протоколы. Он входит в состав комиссии без права голоса.