Имущество муниципальной казны образуется из имущества. Учет имущества казны. Основные понятия в учете имущества казны

Имущество государственной (муниципальной) казны - это средства соответствующего бюджета и иное государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Имущество, находящееся в госсобственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса РФ).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, республики в составе РФ, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Аналогично средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ). Основания отнесения имущества к государственной (муниципальной) казне:

  • отсутствие закрепления за государственными или муниципальными организациями и учреждениями в хозяйственном ведении или в оперативном управлении государственного или муниципального имущества, построенного или приобретенного за счет средств соответствующего бюджета;
  • отсутствие собственника имущества, его отказ или утрата им права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, приобретено право государственной или муниципальной собственности;
  • изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления;
  • иные основания, которые предусмотрены действующим законодательством РФ.

Следовательно, имущество казны субъекта РФ (муниципального образования) учитывается на балансе исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения госимуществом.

При этом необходимо помнить, что переданное уполномоченным органом госучреждению в оперативное управление имущество учитывается у последнего на балансе как объект нефинансовых активов и имуществом казны не является.

К имущественной казне относятся.

1. Недвижимое имущество:

2. Движимое имущество:

Аналитический учет активов

Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны устанавливается на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования финансовым органом соответствующего бюджета. Аналитический учет объектов в составе имущества казны осуществляется в структуре, определенной для ведения реестра государственного (муниципального) имущества соответствующего публично-правового образования.

На практике пообъектный учет имущества казны ведут структурные подразделения уполномоченного органа по ведению реестра государственной (муниципальной) собственности. В этой связи уполномоченный орган разрабатывает и утверждает учетной политикой схему документооборота в части представления выписки из реестра для целей бюджетного учета.

Таким образом, выписка из реестра подтверждает постановку объекта на реестровый учет и сведения о выбытии объекта из состава казны. У данного документа нет унифицированной формы, поэтому при разработке формы этого документа должны быть соблюдены требования пункта 7 Инструкции № 157н.

Кроме того, в содержательной части документа должны найти отражение:

  • наименование объекта;
  • реестровый номер;
  • дата поступления (выбытия) объекта;
  • номер документа-основания принятия к учету (выбытию);
  • дата документа-основания принятия к учету (выбытию);
  • наименование документа-основания принятия к учету (выбытию);
  • первоначальная стоимость объекта;
  • сумма ранее начисленной амортизации.

Отражение в бухучете

Объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества. При этом финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы РФ имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования согласно порядку бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленному Инструкцией № 157н.

В качестве примера приведем порядок аналитического учета имущества казны, определенный приказом Минфина Нижегородской области от 6 июля 2011 г. № 82, на основании которого:

  • аналитический учет недвижимого имущества ведется по инвентарным номерам, за исключением недвижимого имущества, построенного в рамках целевых программ, предназначенного для безвозмездной передачи в муниципальную собственность (в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета) (п. 2.4, 2.5 приказа);
  • бюджетный учет движимого имущества, составляющего казну, осуществляется министерством на счете 0 108 52 000 в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 3.1 приказа);
  • бюджетный учет нематериальных активов в составе имущества казны осуществляется министерством на счете 0 108 54 000.

Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект. В целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту нематериальных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах учета. Аналитический учет объектов нематериальных активов ведется в инвентарной карточке учета основных средств (п. 58, 59, 68 Инструкции № 157н).

Единицей бухгалтерского учета непроизведенных активов является также инвентарный объект.

В целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту непроизведенных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах учета.

Аналитический учет объектов непроизведенных активов ведется в инвентарной карточке учета основных средств (п. 6.2 приказа).

Учет операций по выбытию, перемещению имущества (нефинансовых активов), составляющего государственную (муниципальную) казну, осуществляется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Учет операций по поступлению имущества (нефинансовых активов), составляющего государственную (муниципальную) казну, ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов, в журнале по прочим операциям.

Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами устанавливается на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.

При передаче имущества казны управляющим компаниям в доверительное управление операция отражается по дебету счета 0 215 51 550 «Увеличение вложений в управляющие компании» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

Вложения имущества казны в уставный капитал (фонд) организаций отражаются в размере их остаточной стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 215 30 000 «Вложения в акции и иные формы участия в капитале» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны» (0 108 51 410-0 108 53 410, 0 108 54 420, 0 108 55 430, 0 108 56 440).

Переоценка активов в драгоценных металлах и драгоценных камнях осуществляется в порядке, установленном Минфином России на дату совершения операций, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. Она отражается по дебету счета 0 101 53 310 «Увеличение стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней» и кредиту счета 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» (положительная переоценка) или по дебету счета 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» и кредиту счета 010153410 «Уменьшение стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней» (отрицательная переоценка). Бухгалтерские записи по списанию сумм начисленной амортизации при их выбытии, списании, реализации, вложении в уставный капитал (фонд) организаций, безвозмездной передаче иным организациям приведены в пункте 38 Инструкции № 162н.

При этом если имущество казны реализуется, передается в доверительное управление или вкладывается в уставный капитал (фонд), то сумма начисленной амортизации имущества казны отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

Как амортизировать имущество казны

Объекты материальных и нематериальных основных фондов, составляющие государственную (муниципальную) казну публично-правового образования, принимаются к учету по стоимости с учетом сумм амортизации, начисленных последним правообладателем на дату включения в состав имущества казны по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения). Как и организация аналитического учета имущества казны, так и вопросы начисления амортизации на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны устанавливаются нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество (п. 94 Инструкции № 157н). Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны осуществляются (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.

При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации происходят на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны, и срока нахождения в составе имущества казны в общем порядке начисления амортизационных отчислений.

Финансовый орган имеет право распространить общий порядок начисления амортизации как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и на отдельные объекты, вовлеченные в хозяйственный оборот и (или) приносящие учреждению экономические выгоды (переданные в безвозмездное пользование, аренду и т. д.).

А.Л. Опальская,

эксперт по бухгалтерскому учету

В 2016 году в целях последующего включения в состав имущества муниципальной казны администрацией сельского поселения было приобретено недвижимое имущество - сеть уличного освещения. Учет имущества казны осуществляет администрация. На данный момент право собственности уже зарегистрировано.
Как следует отразить в учете операции по приобретению данного объекта и дальнейшее включение его в состав казны?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Детальный порядок организации учета в случае приобретения имущества, подлежащего включению в состав имущества казны, необходимо утвердить в рамках учетной политики.
Произведенные администрацией, как казенным учреждением, вложения должны быть переданы администрации, выступающей уже в качестве органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, в целях последующего включения имущества в состав казны.

Обоснование вывода:
Администрация сельского поселения как орган местного самоуправления может одновременно выполнять функции организации:
- уполномоченной на приобретение (создание) имущества, подлежащего включению в состав казны;
- осуществляющей ведение бюджетного учета имущества казны.
Соответственно, такому органу приходится формировать первоначальную стоимость создаваемого объекта имущества, а затем включать его в состав казны.
При таких обстоятельствах бюджетный учет желательно организовать с учетом норм гражданского законодательства.
Напомним, что в силу Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования ( , ГК РФ).
Таким образом, орган местного самоуправления может приобретать (создавать) объекты нефинансовых активов:
1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа местного самоуправления;
2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях.
В первом случае имущество поступает в собственность соответствующего публично-правового образования и может быть учтено в составе имущества казны или закреплено за какой-либо организацией госсектора на праве оперативного управления.
Если же имущество приобретается органом местного самоуправления от собственного имени, то по общему правилу оно сразу же "автоматически" поступает не только в собственность публично-правового образования, но и в оперативное управление данного органа (смотрите, в частности, ГК РФ).
В соответствии с ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности сельским поселениям, является муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со , ГК РФ ( ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования ( ГК РФ).
Отметим, что детальный порядок бюджетного учета операций по приобретению (созданию) имущества с целью его включения в состав казны, "Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н), не определен. Учитывая положения п.п. 6, Инструкции N 157н и п. 2 Инструкции, утвержденной Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - N 162н), такой порядок может быть установлен финансовым органом публично-правового образования и детализирован в учетной политике организации госсектора, осуществляющей полномочия по ведению бюджетного учета имущества казны.
В соответствии с п.п. 38, 127, Инструкции N 157н формирование первоначальной стоимости любых нефинансовых активов (в том числе имущества казны) отражается в регистрах бухгалтерского учета с использованием счета 106 00 "Вложения в нефинансовые активы".
В рассматриваемой ситуации объект недвижимости (сеть уличного освещения), приобретение которого осуществлялось администрацией, как казенным учреждением, подлежат учету в составе муниципальной казны. Соответственно, вложения, произведенные администрацией как юридическим лицом (казенным учреждением), должны быть переданы администрации, выступающей уже в качестве органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, в целях последующего включения имущества в состав казны.
Для отражения передачи осуществленных администрацией вложений в состав имущества казны в рассматриваемой ситуации может быть использован счет 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты".
Обратите внимание: согласно положениям п.п. 20, 38, 109, Инструкции N 162н данный счет используется в случае, если передающая сторона и орган, уполномоченный на ведение бюджетного учета имущества казны, подведомственны одному главному распорядителю бюджетных средств, в иных случаях должен применяться соответствующий аналитический счет счета 1 401 20 200.
Таким образом, принимая во внимание положения п.п. 30, 33, 34, 38 и приложения N 2 N 162н, в бюджетном учете администрации сельского поселения операции по приобретению объекта имущества, подлежащего учету в составе имущества муниципальной казны, могут быть отражены в следующем порядке:
1) Дебет КРБ 1 106 11 310 Кредит КРБ 1 302 31 730;
- сформирована первоначальная стоимость объекта, подлежащего включению в состав имущества казны;
2) Дебет КРБ 1 304 04 310 Кредит КРБ 1 106 11 410;
- переданы администрацией (как казенным учреждением) вложения в приобретение объекта недвижимости, подлежащего включению в состав имущества казны;
3) Дебет КРБ 1 108 51 310 Кредит КРБ 1 304 04 310;
- принята администрацией (в качестве органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества) в состав имущества казны приобретенная сеть уличного освещения.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- . Учет операций по приобретению (созданию) имущества казны;
- . Учет имущества, приобретаемого (создаваемого) для включения в казну органом, ведущим бюджетный учет имущества казны;
- . Нефинансовые активы имущества казны. Счет 108 00;
- Энциклопедия решений. События после отчетной даты в учете и отчетности госучреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДА ПЕНЗЫ

ПРИКАЗ

Об утверждении Порядка ведения инвентарного и аналитического учета объектов образования города Пензы


Утратил силу на основании Приказа Финансового управления г. Пензы от 09.11.2017 N 147 о/д, вступающего в силу на следующий день после его официального опубликования.
____________________________________________________________________

Руководствуясь Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" и (с последующими изменениями), Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний об инвентаризации имущества и финансовых обязательств" , решением Пензенской городской Думы от 26.06.2009 г. N 81-7/5 "Об утверждении Положения "О муниципальной казне города Пензы" , приказываю:

1. Признать утратившим силу: Приказ Финансового управления города Пензы от 01.07.2010 г. N 51 о/д "Об утверждении Порядка отражения в бюджетном учете операций с объектами нефинансовых активов имущества казны муниципального образования города Пензы"

2. Утвердить прилагаемый Порядок ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны муниципального образования города Пензы.

4. Настоящий приказ вступает в силу с момента опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника управления И.И. Юрлову.

Начальник Управления
О.В.ЗАВЬЯЛКИНА

Порядок ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны муниципального образования города Пензы

Утвержден
приказом
Финансового управления
города Пензы
от 19 декабря 2014 г. N 137 о/д

(в ред. Приказа Финансового управления г. Пензы от 16.09.2015 N 102 о/д)

1. Общие положения

Настоящий Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации , Гражданским кодексом Российской Федерации , Бюджетным кодексом Российской Федерации , Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , Федеральным законом от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" , Уставом города Пензы , Положением "О муниципальной казне города Пензы", утвержденным решением Пензенской городской Думы от 26.06.2009 г. N 81-7/5 , Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" и Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" , регулирует порядок ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества, составляющего казну города Пензы.

2. Ведение бюджетного учета муниципальной казны

2.1. Бюджетный учет объектов муниципальной казны города Пензы ведется в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" .

Организация бюджетного учета муниципальной казны, обеспечивающая полноту и достоверность учета имущества, находящегося в муниципальной казне города Пензы, должна быть отражена в приказе об учетной политике, изданном руководителем Управления муниципального имущества администрации города Пензы.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Управление муниципального имущества администрации города Пензы проводит оценку рыночной стоимости имущества муниципальной казны с привлечением независимых специализированных организаций оценщиков, аудиторов, консультантов и иных организаций, осуществляющих данную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Расходы по оценке имущества казны ежегодно предусматриваются в расходной части бюджета города Пензы.

2.2. Переоценка объектов нефинансовых активов имущества казны муниципального образования г. Пензы осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2.3. Объекты учета, принятые к бюджетному учету, подлежат инвентаризации в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний об инвентаризации имущества и финансовых обязательств" .

2.4. На объекты инженерной инфраструктуры (объекты электроснабжения, объекты водоснабжения и водоотведения, объекты теплоснабжения, объекты газоснабжения), а также здания и сооружения, непосредственно используемые в процессе работы инженерной инфраструктуры, находящиеся в составе муниципальной казны и переданные в аренду, начисление амортизации производится в соответствии с пунктами 84 - 93 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" .

На другие объекты материальных основных фондов и нематериальных основных фондов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется.

Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны на основании данных о его первоначальной (балансовой) стоимости, остаточной стоимости и срока нахождения в составе имущества казны осуществляет учреждение, получившее объект на праве оперативного управления.

2.5. Корреспонденция счетов бюджетного учета по операциям с объектами нефинансовых активов имущества казны муниципального образования города Пензы представлена в приложении 3 к настоящему Порядку.

С целью формирования номера счета плана счетов бюджетного учета в 1-м - 3-м разрядах указывается код главы Управления муниципального имущества администрации города Пензы.

3. Инвентарный учет муниципальной казны

3.1. Объекты нефинансовых активов в составе имущества казны муниципального образования г. Пензы (далее - объекты учета) отражаются в бюджетном учете в количественном и стоимостном выражении. Каждому объекту учета, составляющему казну, кроме объектов стоимостью до 3000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который должен быть обозначен на объекте в соответствии с требованиями п. 46 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" . При невозможности обозначения инвентарного номера на объекте имущества муниципальной казны в случаях, определенных требованиями его эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер применяется в целях бюджетного учета с отражением в соответствующих регистрах бюджетного учета без нанесения на объект имущества казны.

4. Аналитический учет объектов муниципальной казны

4.1. Для учета нефинансовых активов имущества казны муниципального образования г. Пензы при ведении бюджетного учета применяются следующие аналитические счета:

На счете 0 108 51 000 "Недвижимое имущество, составляющее казну" учитываются объекты основных средств, относящиеся к недвижимому имуществу, а также объекты незавершенного строительства, которые в дальнейшем могут быть приняты к бюджетному учету в составе основных средств и вложений в основные средства.

На счете 0 108 52 000 "Движимое имущество, составляющее казну" отражается движимое имущество, относящееся к объектам основных средств, а также вложения (инвестиции) в указанные объекты нефинансовых активов при их приобретении (создании), модернизации (реконструкции, дооборудовании), изготовлении, которые в дальнейшем могут быть приняты к бюджетному учету в составе основных средств и капитальных вложений в основные средства как объекты движимого имущества.

На счете 0 108 53 000 "Драгоценные металлы и драгоценные камни" учитываются ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой РФ, находящиеся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, и операции с ними.

Счет 0 108 54 000 "Нематериальные активы, составляющие казну" предназначен для учета объектов нематериальных активов в составе имущества казны.

На счете 0 108 55 000 "Непроизведенные активы, составляющие казну" отражаются непроизведенные активы, не являющиеся продуктами производства, права собственности на которые установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.). При этом земельные участки, входящие в состав имущества казны, учитываются в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета.

Счет 0 108 56 000 "Материальные запасы, составляющие казну" используется для учета объектов материальных запасов в составе имущества казны.

4.2. Аналитический учет объектов нефинансовых активов в составе имущества казны муниципального образования города Пензы ведется на инвентарных карточках, открываемых на соответствующие объекты (группу объектов) нефинансовых активов, за исключением объектов библиотечного фонда и движимого имущества стоимостью до 3000 рублей включительно, в разрезе видов имущества.

Операции с объектами в составе имущества казны отражаются ежемесячно в бюджетном учете согласно информации из реестра муниципальной собственности города Пензы на основании "Отчета по движению имущества муниципальной казны", предоставляемого отделом муниципальной собственности и отделом контроля за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений Управления муниципального имущества администрации города Пензы (приложение N 1, N 2 к порядку).

4.3. На основании отчетов по движению имущества муниципальной казны Управление муниципального имущества администрации города Пензы в последний рабочий день месяца формирует Справку (ф. 0504833) для отражения в регистрах бюджетного учета.

Учет операций по поступлению имущества казны ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни: в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов или в Журнале по прочим операциям.

Учет операций по выбытию, перемещению имущества казны ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Объекты нефинансовых активов могут быть включены и исключены из состава имущества казны при наличии следующих документов:

Ситуация

Документы-основания

Включение объектов нефинансовых активов в состав имущества казны

Изготовление объектов, включаемых в состав имущества казны, за счет средств бюджета

Договор

Акт выполненных работ

Приобретение объектов, включаемых в состав имущества казны, за счет средств бюджета

Постановление (распоряжение) администрации города Пензы

Договор

Товарная накладная

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001)

Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) (ф. 0306031)

Безвозмездное получение имущества в состав имущества казны по договорам дарения (пожертвования)

Договор дарения (пожертвования)

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001)

Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) (ф. 0306031)

Получение имущества в государственную или муниципальную собственность в результате разграничения полномочий между органами власти разных уровней бюджетов или в случае изъятия имущества из хозяйственного ведения или оперативного управления

Постановление (распоряжение) администрации города Пензы

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001)

Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) (ф. 0306031)

Получение в государственную или муниципальную собственность бесхозяйного имущества

Судебный акт

Постановление (распоряжение) администрации города Пензы

Экспертное заключение оценки бесхозяйного имущества

Исключение объектов нефинансовых активов из состава имущества казны

Передача имущества казны в хозяйственное ведение или оперативное управление или в результате разграничения полномочий между органами власти разных уровней бюджетов

Постановление (распоряжение) администрации города Пензы

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001)

Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) (ф. 0306031)

Отчуждение имущества по гражданско-правовым сделкам (в том числе в порядке приватизации)

Постановление (распоряжение) администрации города Пензы

Договор

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001)

Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) (ф. 0306031)

Списание имущества казны, пришедшего в негодность

Постановление (распоряжение) администрации города Пензы

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003)

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033)

Акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004)

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)

4.4. Принятие к бюджетному учету объектов нефинансовых активов имущества казны муниципального образования города Пензы осуществляется по балансовой стоимости, указанной в Реестре муниципальной собственности г. Пензы (далее - Реестр).

Балансовая стоимость объектов для целей бюджетного учета не может равняться нулю. Объекты нефинансовых активов имущества казны муниципального образования г. Пензы, балансовая стоимость которых в Реестре равняется нулю, подлежат обязательной оценке по текущей рыночной стоимости.

4.5. Передача имущества казны в аренду и безвозмездное пользование отражается на основании первичного учетного документа (акта) на счете 0 108 00 000 путем внутреннего перемещения объекта нефинансовых активов. Одновременно балансовая стоимость переданного в безвозмездное пользование имущества отражается на забалансовом счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование". При такой передаче имущество не выбывает из состава имущества казны.

Абзац исключен. - Приказ Финансового управления г. Пензы от 16.09.2015 N 102 о/д.

4.6. При реконструкции, дооборудовании, достройке объектов нефинансовых активов имущества казны муниципального образования города Пензы объекты передаются в безвозмездное пользование организации для проведения строительно-монтажных работ.

Приемка выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного и других назначений осуществляется путем подписания заказчиком и подрядчиком Акта о приемке выполненных работ (ф.КС-2). На основании данного акта составляется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (ф.КС-3). На основании этой справки организация-заказчик включает стоимость выполненных работ в состав вложений в нефинансовые активы. Зачисление объекта в состав объектов основных средств подтверждается актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (ф.КС-14) с последующей передачей в казну муниципального образования города Пензы.

5. Бюджетная отчетность по объектам в составе имущества казны

Бухгалтерские операции с объектами в составе имущества казны города Пензы отражаются Управлением муниципального имущества администрации города Пензы в бюджетной отчетности в объеме и в сроки, установленные Инструкцией о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 28.12.2010 г. N 191Н .

Приложение N 1. Отчет по движению имущества муниципальной казны

Приложение N 1
к Порядку
ведения инвентарного и
аналитического учета объектов
имущества казны муниципального
образования г. Пензы

За 2014 г.

Поступление имущества в казну

Наименование учреждения

Перечень имущества

Балансовая стоимость

(руб., коп.)

Остаточная стоимость

(руб., коп.)

Приложение N 2. Отчет по движению имущества муниципальной казны

Приложение N 2
к Порядку
ведения инвентарного и
аналитического учета объектов
имущества казны муниципального
образования г. Пензы

За 2014 г.

Выбытие имущества из казны

Подтверждающий документ (наименование, N, дата)

Наименование учреждения

Перечень имущества

Балансовая стоимость

(руб., коп.)

Остаточная стоимость

(руб., коп.)

Начальник отдела (подпись) (расшифровка подписи)

Исполнитель: (подпись) (расшифровка подписи)

Приложение 3. Корреспонденция счетов бюджетного учета по операциям с объектами нефинансовых активов имущества казны города Пензы

Приложение 3
к Порядку
ведения инвентарного и
аналитического учета объектов
имущества казны муниципального
образования города Пензы

Поступление нефинансовых активов имущества казны от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю

гКБК 1 108 51 310

гКБК 1 108 52 310

гКБК 1 108 53 310

гКБК 1 108 54 320

гКБК 1 108 55 330

гКБК 1 108 56 340

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 320

КРБ 1 304 04 330

КРБ 1 304 04 340

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 320

гКБК 1 104 58 410

гКБК 1 104 51 410

гКБК 1 104 59 420

Поступление нефинансовых активов имущества казны от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств

На балансовую стоимость объекта

гКБК 1 108 51 310

гКБК 1 108 52 310

гКБК 1 108 53 310

гКБК 1 108 54 320

гКБК 1 108 55 330

гКБК 1 108 56 340

КДБ 401 10 180

На сумму начисленной ранее амортизации

КДБ 401 10 180

гКБК 1 104 58 410

гКБК 1 104 51 410

гКБК 1 104 59 420

Безвозмездное получение нефинансовых активов имущества казны от учреждений разных уровней бюджетов

На балансовую стоимость объекта

гКБК 1 108 51 310

гКБК 1 108 52 310

гКБК 1 108 53 310

гКБК 1 108 54 320

гКБК 1 108 55 330

гКБК 1 108 56 340

КДБ 401 10 151

На сумму начисленной ранее амортизации

КДБ 401 10 151

гКБК 1 104 58 410

гКБК 1 104 51 410

гКБК 1 104 59 420

Безвозмездное получение нефинансовых активов имущества казны от иных организаций, за исключением государственных и муниципальных

На балансовую стоимость объекта

гКБК 1 108 51 310

гКБК 1 108 52 310

гКБК 1 108 53 310

гКБК 1 108 54 320

гКБК 1 108 55 330

гКБК 1 108 56 340

КДБ 401 10 180

На сумму начисленной ранее амортизации

КБК 401 10 180

гКБК 1 104 58 410

гКБК 1 104 51 410

гКБК 1 104 59 420

Передача нефинансовых активов имущества казны учреждениям, подведомственным одному главному распорядителю

На балансовую стоимость объекта

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 320

КРБ 1 304 04 330

КРБ 1 304 04 340

гКБК 1 108 51 410

гКБК 1 108 52 410

гКБК 1 108 53 410

гКБК 1 108 54 420

гКБК 1 108 55 430

гКБК 1 108 56 440

На сумму начисленной ранее амортизации

гКБК 1 104 58 410

гКБК 1 104 51 410

гКБК 1 104 59 420

КРБ 1 304 04 410

КРБ 1 304 04 420

Передача нефинансовых активов имущества казны учреждениям, подведомственным разным главным распорядителям одного уровня бюджета, а также их передача государственным и муниципальным организациям

На балансовую стоимость объекта

КРБ 1 401 20 241

гКБК 1 108 51 410

гКБК 1 108 52 410

гКБК 1 108 53 410

гКБК 1 108 54 420

гКБК 1 108 55 430

гКБК 1 108 56 440

На сумму начисленной ранее амортизации

гКБК 1 104 58 410

гКБК 1 104 51 410

гКБК 1 104 59 420

КРБ 1 401 20 241

Безвозмездная передача нефинансовых активов имущества казны учреждениям разных уровней бюджетов

На балансовую стоимость объекта

КРБ 1 401 20 251

гКБК 1 108 51 410

гКБК 1 108 52 410

гКБК 1 108 53 410

гКБК 1 108 54 420

гКБК 1 108 55 430

гКБК 1 108 56 440

На сумму начисленной ранее амортизации

гКБК 1 104 58 410

гКБК 1 104 51 410

гКБК 1 104 59 420

КРБ 1 401 20 251

Списание нефинансовых активов имущества казны на основании Отчета по движению имущества муниципальной казны при реализации, приватизации, порче, недостаче, хищении

На сумму начисленной ранее амортизации

гКБК 1 104 58 410

гКБК 1 104 51 410

гКБК 1 104 59 420

гКБК 1 108 51 410

гКБК 1 108 52 410

гКБК 1 108 53 410

гКБК 1 108 54 420

гКБК 1 108 55 430

гКБК 1 108 56 440

КБК 1 401 10 172

гКБК 1 108 51 410

гКБК 1 108 52 410

гКБК 1 108 53 410

гКБК 1 108 54 420

гКБК 1 108 55 430

гКБК 1 108 56 440

Списание нефинансовых активов имущества казны на основании Отчета по движению имущества муниципальной казны, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе недостач (потерь), образовавшихся по указанным причинам)

На сумму начисленной ранее амортизации

гКБК 1 104 58 410

гКБК 1 104 51 410

гКБК 1 104 59 420

гКБК 1 108 51 410

гКБК 1 108 52 410

гКБК 1 108 53 410

гКБК 1 108 54 420

гКБК 1 108 55 430

гКБК 1 108 56 440

На сумму остаточной стоимости (балансовой стоимости - на объекты, амортизация на которые не начислялась)

КБК 1 401 20 273

гКБК 1 108 51 410

гКБК 1 108 52 410

гКБК 1 108 53 410

гКБК 1 108 54 420

гКБК 1 108 55 430

гКБК 1 108 56 440

Начисление амортизации на объекты нефинансовых активов, составляющих муниципальную казну

На объекты недвижимого имущества

На объекты движимого имущества

гКБК 1 108 51 310

гКБК 1 104 51 410

гКБК 1 108 52 310

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 6

Согласно гражданскому законодательству имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, закрепляется за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. То есть оно находится в учреждении либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления (ст. ст. 217, 294, 296 ГК РФ). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Таким образом, имущество казны - это имущество, не переданное в оперативное управление либо в хозяйственное ведение государственным учреждениям. О правилах бюджетного учета такого имущества пойдет речь в данной статье.

Порядок учета имущества казны

Согласно разъяснениям главного финансового ведомства имущество казны субъекта РФ (муниципального образования) следует учитывать на балансе исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом, в том числе имуществом казны субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (Письмо Минфина России от 22.02.2006 N 03-06-01-04/39).

С 1 января 2009 г. имущество казны согласно Инструкции N 148н <1> учитывается по новым правилам: в План счетов бюджетного учета введен счет 0 108 00 000 "Нефинансовые активы имущества казны".

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Инструкция N 25н <2> также предписывала учитывать имущество казны, однако учет указанного имущества велся на счете 0 101 00 000 "Основные средства". То есть согласно прежним правилам бюджетного учета имуществом казны могли быть только основные средства. Однако практика показала, что к объектам казны могут быть отнесены не только основные средства, но и непроизведенные и нематериальные активы, а также материальные запасы.

<2> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Кроме того, учет объектов имущества казны как основных средств обязывал органы, на балансе которых они отражались, платить налог на имущество организаций. Эта обязанность вытекает из положений гл. 30 НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Подобные разъяснения даны и в указанном выше Письме Минфина. Однако стоит помнить: разъяснения Минфина основаны на том, что по действовавшим тогда правилам бюджетного учета имущество казны подлежало отражению на счете 0 101 00 000 "Основные средства".

Однако вернемся к правилам учета объектов имущества казны с 2009 г. Согласно п. 89 Инструкции N 148н имущество казны учитывается в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов на счетах второго порядка.

Объекты учета и критерии отнесения их к определенному виду имущества казны приведены ниже в табличной форме.

наименование

Объекты учета

Критерии отнесения (учета)

объектов на данном счете

"Недвижимое

имущество в

имущества казны"

а) произведенные

материальные основные

б) объекты, не завершенные

строительством

  1. Возможность неоднократного

или постоянного использования

в течение длительного времени

(не менее одного года).

  1. Возможность в дальнейшем

принятия к учету в составе

основных средств и

капитальных вложений в

основные средства как

объектов недвижимого

имущества

"Движимое

имущество казны"

Объекты произведенных

материальных основных

  1. Возможность неоднократного

или постоянного использования

в течение длительного времени

(не менее одного года).

  1. Возможность в дальнейшем

принятия к учете в составе

основных средств и

капитальных вложений в

основные средства как

объектов движимого имущества

"Нематериальные

активы в составе

имущества казны"

Объекты произведенных

нематериальных основных

Возможность в дальнейшем

принятия к учету в составе

нематериальных активов

"Непроизведенные

активы в составе

имущества казны"

Активы, не являющиеся

продуктами производства,

права собственности на

которые установлены и

законодательно закреплены:

земля, ресурсы, недра и

Возможность в дальнейшем

принятия к учету в составе

непроизведенных активов

"Материальные

запасы в составе

имущества казны"

Произведенные материальные

запасы: сырье, материалы,

продукция

Возможность в дальнейшем

принятия к учету в составе

материальных запасов

Примечание. В целях бюджетного учета среди критериев отнесения объектов к имуществу казны нет критерия стоимости. Определяющим является условие принятия их в дальнейшем в состав соответствующих нефинансовых активов (п. п. 89 - 96 Инструкции N 148н).

Как указывалось выше, до 2009 г. имущество казны учитывалось в составе основных средств. Поэтому согласно Методическим указаниям по переходу на новые положения Инструкции N 148н <3> учреждения, которые учитывали объекты имущества казны на счетах второго порядка счета 1 101 00 000 "Основные средства", должны перевести указанные объекты на счета второго порядка счета 1 108 00 000 "Нефинансовые активы имущества казны". Перенос остатков осуществляется по каждому счету отдельно по стоимости, по которой они числились по состоянию на 1 января 2009 г. Переносить остатки следует в межотчетный период. Перевод исходящих остатков 2008 г. и формирование входящих остатков 2009 г. осуществляются на 1 января 2009 г. посредством счета 1 401 03 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов". То есть при переводе исходящих остатков счет 1 401 03 000 дебетуется в корреспонденции со счетами второго порядка счета 1 101 00 000, при формировании входящих остатков кредитуется в корреспонденции со счетами второго порядка счета 1 108 00 000 <4>.

<3> Письмо Минфина России от 10.04.2009 N 02-06-07/1505.
<4> Подробнее о выделении имущества из состава основных средств читайте в статье Л. Максимовой "Переход на новые положения Инструкции N 148н" в N 5 за 2009 г.

Принятие к учету имущества, не числящегося в учете по состоянию на 1 января 2009 г., отражается с применением счета 1 401 01 180 "Прочие доходы".

Правилами Инструкции N 148н не предусмотрен инвентарный учет объектов казны. Так, если аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках (п. 23 Инструкции N 148н), то для объектов имущества казны правила аналитического учета соответствуют правилам аналитического учета, установленным для ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования. Однако финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (далее - финансовый орган) имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны в соответствии с порядком бюджетного учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией N 148н.

Объекты казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении (последний абзац п. 89 Инструкции N 148н).

Бухгалтерский учет операций с имуществом казны осуществляется в порядке, предписанном Инструкцией N 148н для отражения операций с нефинансовыми активами. В то же время порядок и периодичность отражения операций с объектами в составе имущества казны в бюджетном учете устанавливаются финансовым органом на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования.

Учет операций по выбытию и перемещению объектов имущества казны ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Порядок амортизации имущества казны

Учет амортизации, начисленной на объекты имущества казны, осуществляется на счетах:

  • 0 104 10 000 "Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны";
  • 0 104 11 000 "Амортизация движимого имущества в составе имущества казны";
  • 0 104 12 000 "Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны".

Аналитический учет по указанным счетам не ведется. Операции по амортизации активов в составе имущества казны отражаются в общей сумме в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. п. 45, 48 Инструкции N 148н).

За период нахождения объектов имущества казны в составе основных средств (до 1 января 2009 г.) в учете учреждения на аналитических счетах счета 1 104 00 000 "Амортизация" (1 104 01 000, 1 104 02 000, 1 104 03 000, 1 104 04 000, 1 104 05 000, 1 104 06 000, 1 104 07 000) отражалось начисление амортизации по правилам Инструкции N 25н. Накопленные на указанных счетах суммы амортизации в части имущества казны необходимо перевести на счета учета амортизации объектов имущества казны: 1 104 10 000, 1 104 11 000,1 104 12 000.

Перевод остатков осуществляется также с применением счета 1 401 03 000 по состоянию на 1 января 2009 г.:

а) перевод исходящих остатков 2008 г.:

Дебет счетов 1 104 01 000 - 1 104 07 000

Кредит счета 1 401 03 000;

б) формирование входящих остатков 2009 г.:

Дебет счета 1 401 03 000

Кредит счетов 1 104 10 000, 1 104 11 000.

Амортизация по объектам материальных основных фондов и нематериальных основных фондов в составе имущества казны в целях бюджетного учета отражается в особом порядке.

Первое правило, которое нужно запомнить: на объекты активов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется. Это означает, что с 1 января 2009 г. (дата, на которую объекты имущества казны должны быть переведены из состава основных средств в состав имущества казны) суммы начисленной амортизации "замораживаются" (остаются без движения) до момента, когда указанное имущество будет передано в учреждение с правом оперативного управления (абз. 2 п. 44 Инструкции N 148н). При этом объекты имущества казны передаются по балансовой стоимости с одновременной передачей суммы начисленной ранее амортизации (п. 13 Инструкции N 148н).

Второе правило: расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны осуществляет учреждение, получившее объект в оперативное управление. Указанный расчет производится на основании данных о первоначальной (балансовой) стоимости объекта, остаточной стоимости и срока нахождения в составе имущества казны в порядке, установленном п. п. 39 - 43 Инструкции N 148н, то есть к такому имуществу с момента выбытия его из состава имущества казны применяются общие правила начисления амортизации. При этом Инструкция N 148н не содержит прямых указаний, на какой счет учреждение, получившее в оперативное управление основное средство из состава имущества казны, должно относить суммы такой амортизации. Однако, следуя логике порядка начисления амортизации, нужно применять счет 0 401 01 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов".

Примечание. Финансовый орган имеет право установить порядок начисления амортизации на амортизируемые объекты в составе имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком начисления амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов, установленным п. п. 39 - 43 Инструкции N 148н, то есть общепринятым способом (п. 46 Инструкции N 148н).

Пример. До 1 января 2009 г. учреждение А учитывало здание, относящееся к имуществу казны, в составе основных средств. Балансовая стоимость здания - 2 000 000 руб. Здание относится к 7-й амортизационной группе со сроком полезного использования 20 лет. По состоянию на 1 января 2009 г. за период нахождения имущества казны в составе основных средств на указанный объект начислена амортизация в размере 60% - 1 200 000 руб. В августе 2009 г. учреждение А передает здание в оперативное управление учреждению Б, подведомственному другому главному распорядителю одного уровня бюджета.

Корреспонденция счетов по переводу здания из состава основных средств имущества казны и передаче здания в оперативное управление в учете учреждения А будет следующей:

Перевод исходящих

остатков 2008 г.

балансовой стоимости

гКБК 1 401 03 00

КРБ 1 101 02 000

Формирование входящих

остатков 2009 г.

балансовой стоимости

гКБК 1 108 01 000

гКБК 1 401 03 000

Перевод исходящих

остатков 2008 г. сумм

амортизации, начисленных

на здание

КРБ 1 104 02 000

гКБК 1 401 03 000

Формирование входящих

остатков 2009 г. сумм

амортизации, начисленных

на здание

гКБК 1 401 03 000

гКБК 1 104 11 000

Август 2009 г.

Передача здания

учреждению Б

КРБ 1 401 01 241

гКБК 1 108 01 410

Передача сумм

амортизации по зданию

гКБК 1 104 11 410

КРБ 1 401 01 241

Прежде чем отразить операции в учете учреждения Б, рассчитаем сумму амортизации по зданию за период нахождения его в составе имущества казны:

  • годовая сумма амортизации составит 100 000 руб. (2 000 000 x 1/20);
  • ежемесячная сумма амортизации равна 8333,33 руб. (100 000 / 12);
  • сумма амортизации за период нахождения здания в составе имущества казны составит 66 666 67 руб. (8333,33 x 8 мес.).

Корреспонденция счетов по получению здания в оперативное управление в учете учреждения Б будет следующей:

Поступление и выбытие имущества казны

Порядок применения Плана счетов бюджетного учета в части нефинансовых активов имущества казны не содержит подробных рекомендаций по отражению операций по поступлению и выбытию имущества казны. Как указывалось выше, п. 90 Инструкции N 148н отсылает к общему порядку отражения операций с нефинансовыми активами. Между тем, проанализировав п. 47 Инструкции N 148н, который посвящен учету начисленной амортизации по объектам имущества казны в различных ситуациях, можно говорить об операциях:

а) поступления (выбытия) нефинансовых активов имущества казны:

  • от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
  • от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, а также от государственных и муниципальных организаций;

б) безвозмездного получения (безвозмездной передачи) нефинансовых активов имущества казны:

  • от учреждений разных уровней бюджета;
  • от иных организаций, за исключением государственных и муниципальных;

в) списания имущества казны;

г) реализации имущества казны.

Здесь применение терминов "поступление" или "безвозмездное получение" зависит от уровня (уровней) бюджета, в рамках которого (которых) происходит движение имущества казны. Так, движение имущества казны между учреждениями одного уровня бюджета, а также государственными и муниципальными учреждениями считается поступлением (выбытием), а движение имущества между различными уровнями бюджета, а также его поступление (выбытие) от коммерческих организаций и физических лиц - безвозмездным получением (безвозмездной передачей).

При поступлении и безвозмездном получении нефинансовых активов в состав имущества казны суммы ранее начисленной амортизации отражаются в учете принимающей стороны. При этом операции сопровождаются следующей корреспонденцией счетов:

Примечание

подведомственных одному главному распорядителю

На балансовую

стоимость объекта

гКБК 1 108 01 310

гКБК 1 108 02 310

гКБК 1 108 03 320

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 320

По аналогии

получения

нефинансовых

Инструкции N

На сумму начисленной

ранее амортизации

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 320

гКБК 1 104 10 410

гКБК 1 104 11 410

гКБК 1 104 12 410

Инструкции N

Поступление нефинансовых активов имущества казны от учреждений,

подведомственных разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных

На балансовую

стоимость объекта

гКБК 1 108 01 310

гКБК 1 108 02 310

гКБК 1 108 03 320

КДБ 401 01 180

По аналогии

получения

нефинансовых

Инструкции N

На сумму начисленной

ранее амортизации

КДБ 401 01 180

гКБК 1 104 10 410

гКБК 1 104 11 410

гКБК 1 104 12 420

Инструкции N

Безвозмездное получение нефинансовых активов имущества казны от

учреждений разных уровней бюджетов

На балансовую

стоимость объекта

гКБК 1 108 01 310

гКБК 1 108 02 310

гКБК 1 108 03 320

КДБ 401 01 151

По аналогии

получения

нефинансовых

Инструкции N

На сумму начисленной

ранее амортизации

КДБ 401 01 151

гКБК 1 104 10 410

гКБК 1 104 11 410

гКБК 1 104 12 420

Инструкции N

Безвозмездное получение нефинансовых активов имущества казны от иных

организаций, за исключением государственных и муниципальных

На балансовую

стоимость объекта

гКБК 1 108 01 310

гКБК 1 108 02 310

гКБК 1 108 03 320

КДБ 401 01 180

По аналогии

получения

нефинансовых

Инструкции N

На сумму начисленной

ранее амортизации

КБК 401 01 180

гКБК 1 104 10 410

гКБК 1 104 11 410

гКБК 1 104 12 420

Инструкции

При выбытии объектов имущества казны и их безвозмездной передаче суммы ранее начисленной амортизации списываются с баланса передающей стороны и учитываются на балансе принимающей стороны, то есть передаются с одновременной передачей сумм начисленной амортизации.

При отражении операций в бюджетном учете используется следующая схема проводок:

Примечание

подведомственным одному главному распорядителю

На балансовую

стоимость объекта

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 320

гКБК 1 108 01 310

гКБК 1 108 02 310

гКБК 1 108 03 320

По аналогии

нефинансовых

Инструкции N

На сумму начисленной

ранее амортизации

гКБК 1 104 10 410

гКБК 1 104 11 410

гКБК 1 104 12 420

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 320

Инструкции N

Передача нефинансовых активов имущества казны учреждениям,

подведомственным разным главным распорядителям одного уровня бюджета, а

также их передача государственным и муниципальным организациям

На балансовую

стоимость объекта

КРБ 1 401 01 241

гКБК 1 108 01 310

гКБК 1 108 02 310

гКБК 1 108 03 320

По аналогии

нефинансовых

Инструкции N

На сумму начисленной

ранее амортизации

гКБК 1 104 10 410

гКБК 1 104 11 410

гКБК 1 104 12 420

КРБ 1 401 01 241

Инструкции N

Безвозмездная передача нефинансовых активов имущества казны учреждениям

разных уровней бюджетов

На балансовую

стоимость объекта

КРБ 1 401 01 251

гКБК 1 108 01 310

гКБК 1 108 02 310

гКБК 1 108 03 320

По аналогии

нефинансовых

Инструкции N

На сумму начисленной

ранее амортизации

гКБК 1 104 10 410

гКБК 1 104 11 410

гКБК 1 104 12 420

КРБ 1 401 01 251

Инструкции N

Правило, по которому начисленная в размере 100% амортизация не является основанием для списания объекта с учета, действует в отношении объектов имущества казны. Объекты имущества казны списываются с учета только в случае их ликвидации, реализации, безвозмездной передачи иным организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций, физическим лицам, национальным организациям и правительствам иностранных государств, международным финансовым организациям. При этом делаются проводки (п. 47 Инструкции N 148н):

Дебет счетов 1 104 10 410 - 1 104 12 410

Кредит счетов 1 108 01 410, 1 108 02 410, 1 108 03 420.

Л.Максимова

Главный редактор журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Что такое казна?

Лучшего определения, чем дает Гражданский кодекс РФ, нам не найти.

Статья 215 ГК РФ «Право муниципальной собственности» дает четкое понятие казны муниципальных образований:

«Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.»

Для понимания сути казны необходимо знать статью 216 ГК РФ: «Вещные права лиц, не являющихся собственниками»:

«… Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).»

Таким образом поселение может закрепить (передать на баланс) муниципальное имущество только своим юридическим лицам: МУПам, МУ, а также муниципальным казенным предприятиям. Слово «своим» в последней фразе означает следующее:

Поселение само учредило муниципальное предприятие или учреждение;

Юридическое лицо передано поселению в порядке разграничения собственности, т.е. от района, от края или от Российской Федерации.

В силу имеющегося практического опыта я сделала несколько любопытных наблюдений.

Первое наблюдение

Многие сотрудники администраций районов (поселений) говорят так:

«Этот объект находится в собственности администрации района (поселения)».

Я должна вас разочаровать: такая собственность в природе (и в гражданском законодательстве)отсутствует.

Если мы говорим о муниципальной собственности, то имеем в виду следующие формы собственности:

Муниципальная собственность поселения,

Муниципальная собственность городского округа,

Муниципальная собственность района.



Собственности администраций этих муниципальных образований нет и не может быть.

Администрации района (поселения) имущество принадлежит на вещном праве – праве оперативного управления (ст. 216 ГК РФ). То есть – это: столы, стулья, компьютеры, здания и другое имущество, используемое в процессе своей работы сотрудниками администрации района (поселения).

Некоторые муниципальные служащие не понимают сути муниципальной собственности, вещных прав и самой казны.

Объекты (имущество), включенные в реестр муниципальной собственности, принадлежат народу всего муниципального образования, а не администрации этого муниципального образования, т.е. собственник муниципальных предприятий, организаций и имущества казны – муниципальное образование.

Чтобы лучше понять данное утверждение, нужно обратиться к статье 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и
статьям 124, 125, 126 ГК РФ.

Перечисленные нормы законодательства говорят о том, что администрация поселения лишь выступает от имени муниципального образования, т.е. от жителей поселения.

Второе наблюдение

Сотрудники некоторых органов (финансовых, контролирующих и т.д.) смешивают понятие: «имущество закреплено за организацией на праве оперативного управления» с понятием: «органы, наделенные полномочиями по управлению имуществом».

Разница двух этих понятий в том, что создаются названные организации и органы для выполнения разных целей и полномочий.

Муниципальное образование в лице органов, наделенных полномочиями по управлению имуществом, может создать только три вида юридических лиц и закрепить за ними имущество на вещном праве:

Учреждение (право оперативного управления);

Казенное предприятие (право оперативного управления);

Муниципальное унитарное предприятие (право хозяйственного ведения).

Фраза «оперативное управление имуществом» означает следующее: учреждение (школа, больница, ДК и т.д.) и казенное предприятие управляют только имуществом, находящимся на балансе этого учреждения (т.е. тем имуществом, которое за ним закреплено решениями главы поселения, района).

Тогда как органы, наделенные полномочиями от имени поселения по управлению имуществом (администрация поселения, отдел, комитет и т.д.), управляют всем
имуществом муниципального образования, в т.ч. МУПами, МУ, казенными предприятиями, объектами казны.

На основании ст.209,215,216,294,296 ГК РФ органы, наделенные полномочиями по управлению имуществом, закрепляют муниципальное имущество за юридическими лицами, созданными данным поселением.

Говоря бухгалтерским языком: «закрепленное имущество – это имущество, переданное юридическому лицу на баланс на основании решения учредителя о закреплении имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения».

Учитывая тот факт, что создать собственные предприятия и учреждения для решения абсолютно всех вопросов местного значения не представляется возможным, так как в экономике района и края уже представлены различные хозяйствующие субъекты (государственные предприятия, хозяйственные общества, индивидуальные предприниматели), то у поселения остается имущество, которое невозможно закрепить за какой-либо муниципальной организацией.

Как раз это имущество и будет учитываться как казенное.

Учет такого имущества осуществляется администрацией поселения, а сохранность обеспечивается тем хозяйствующим субъектом, который эксплуатирует данное имущество.

Казна – это имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, т.е. имущество, которое не состоит ни у какого юридического лица на балансе. При этом понятно, что термин «баланс» мы можем применять только к юридическим лицам.

Задача поселения не только в том, чтобы отчетливо увидеть в реестре муниципальной собственности то имущество, которое не закреплено за созданными администрацией поселения юридическими лицами (МУПами, МУ и казенными предприятиями), но и правильно учесть это имущество.

В процессе решения задач по управлению и распоряжению имуществом муниципальной казны у органов местного самоуправления возникают вопросы по порядку учета этого имущества.

Как отмечено в п.1 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н, бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В свою очередь, Федеральный закон № 129-ФЗ распространяется только
на организации . Исходя из требований названной инструкции, бюджетный учет устанавливает единый порядок бухгалтерского учета в органах государственной власти, в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.

Понятие бухгалтерского учета казны здесь отсутствует. Указание на учет
имущества казны есть только в п.10 названной инструкции. Подчеркиваю, речь идет об учете имущества казны, а не о балансе казны, т.к. казна – это не организация, не юридическое лицо.

Необходимо отметить, что учет имущества казны в реестрах муниципальной собственности городов и районов ведется с 1992 года. Именно с этого времени в казне учитывается имущество, переданное от федеральных и государственных организаций, полученное муниципальными организациями от юридических и физических лиц на безвозмездной основе, полученное в порядке наследования, а также имущество, построенное или приобретенное за счет местного бюджета.

Если мы будем учитывать имущество казны на чьем-либо балансе, мы нарушим Гражданский кодекс РФ (ст.215).

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций. Поскольку имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 209, 212, 215, 216, 294 и 296 Гражданского кодекса РФ, то, соответственно, после передачи на баланс органа местного самоуправления (на который возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом) имущества муниципальной казны, указанное имущество потеряет свой статус казенного .

Потери такого статуса нельзя допустить по ряду причин:

Органы местного самоуправления будут лишены возможности использования банковских кредитов, так как в залог оформляется именно казенное имущество. Закрепленное за МУПами и МУ имущество для этих целей использоваться не может;

Органы местного самоуправления (в условиях недостаточности средств местного бюджета) будут лишены возможности погашения кредитов банков за счет реализации имущества казны;

Органы местного самоуправления (при невозможности исполнения решения суда за счет средств местного бюджета) будут лишены возможности оплаты исков о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также исков, предъявляемых в порядке субсидиарной ответственности к публично – правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, за счет реализации судебными приставами имущества казны.

Правильность этих выводов подтверждается Бюджетным кодексом РФ (статьи 100, 102) и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22 июня 2006 года № 23.

Кроме того, органы местного самоуправления станут плательщиками налогов и сборов, которые они платить не должны в силу своей властной природы и существующих в Российской Федерации межбюджетных отношений.

Так, согласно ст.11 Налогового кодекса РФ плательщиками налогов являются российские или иностранные организации. Вместе с тем казна - не организация. Казна- это информация (база данных) об имуществе, собственником которого является муниципальное образование (район, городской округ, поселение).

Казна – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, которые, в свою очередь, также не являются организациями. По данному вопросу есть многочисленная судебная практика: Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 19 октября 2006 г. № А65-7565/2006-СА2-22, Постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2006 г. № А42-3067/2006-29, Решение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. № 12358/03.

Кроме того определение предпринимательской деятельности (п.1 статьи 2 ГК РФ) и положения статей 1-23 Налогового кодекса РФ свидетельствуют о том, что казна муниципального образования не является плательщиком налогов и сборов.

Требования об обязательном учете имущества казны на балансе администраций (органов по управлению имуществом) финансовые органы обосновывают письмами Департамента налоговой и таможенно - тарифной политики Минфина РФ от 22.02.2006 № 03-06-01-04/39 и от 03.03.2006 № 03-06-01-04/56.

Между тем, в специальном информационном письме от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138, подписанном заместителем Минфина РФ С.Д.Шаталовым, подчеркивается, что Минфин РФ издает нормативные акты в виде приказов; письма Минфина РФ, в которых разъясняется применение отдельных норм, нельзя считать нормативными актами , обязательными к исполнению налогоплательщиками и налоговыми органами.

На балансе органа местного самоуправления учитывается только то имущество, которое закреплено за ним на праве оперативного управления и используется им для осуществления властных управленческих функций некоммерческого характера. Имеется в виду то имущество, которое поименовано в решениях глав поселений «О закреплении имущества на праве оперативного управления за администрацией поселения». Надеюсь такие решения есть во всех поселениях. Если их нет, необходимо, не откладывая, подготовить такие документы.

Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что на балансе юридического лица имущество, не принадлежащее данному юридическому лицу, должно учитываться обособленно от имущества, ему принадлежащего. Эту норму можно применить и для учета имущества казны.

Считаю, что было бы целесообразным применение следующих возможных способов учета имущества казны:

Отдельный учет имущества казны путем включения в реестр муниципальной собственности раздела «Казна» (учет можно поручить бухгалтерии или отделу по управлению имуществом);

Учет имущества казны на забалансовом учете администраций поселений или комитетов (отделов) по управлению имуществом муниципальных образований.

Заместитель руководителя

департамента имущественных

отношений Краснодарского края



КУЛЬТУРА

Теофраст вклад в биологию

Теофраст вклад в биологию

Теофраст вклад в биологию совершил довольно значимый, ведь его даже называют отцом ботаники. Ниже вы узнаете о достижениях древнегреческого философа, теоретика музыки и естествоиспытателя в области...
Как на английском написать время письменно 03

Как на английском написать время письменно 03

1 Озвученные выражения по теме Дополнительные слова и выражения time – время; clock – часы; hour – час; second – секунда; minute – минутаWhat time is it? (What is the time?; What o"clock is...
Простить своих родителей: шесть этапов

Простить своих родителей: шесть этапов

Одного желания даровать прощение недостаточно. Чтобы по-настоящему простить родителей, нужно освободиться от чувства вины и давления окружающих. Наша культура одобряет прощение, возможно, поэтому...
Произношения гласных английского языка

Произношения гласных английского языка

Первое, с чем сталкивается человек, начинающий изучение английского, - сложность в чтении большинства слов. На этот счёт много шуток среди даже самих носителей этого языка, что уж говорить о тех,...
О чем говорить с мужчиной, чтобы завоевать его интерес?

О чем говорить с мужчиной, чтобы завоевать его интерес?

Как заинтересовать мужчину по телефону? В наше время многие молодые люди знакомятся по телефону или в социальных сетях интернета. Но даже после общения в интернете обмениваются номерами телефонов....
«Вечное возвращение…» Вы расстались с мужчиной, но он периодически напоминает о себе

«Вечное возвращение…» Вы расстались с мужчиной, но он периодически напоминает о себе

Чувство влюбленности - это прекрасно, а осознание того, что у женщины есть надежная поддержка и защита в виде ее мужчины, дает дополнительные силы и ощущение покоя. Житейские невзгоды переносятся...
Чем опасны сыры-аристократы?

Чем опасны сыры-аристократы?

Плесень спасает французов от инфарктов. Но многие до сих пор задаются вопросом: «Сыр с плесенью: на пользу или во вред?». Мы разберем различные сорта сыра и прольем свет на темную сторону этой...
Блюда из цветной капусты в различных клярах

Блюда из цветной капусты в различных клярах

Список рецептов Цветная капуста в кляре проходит двойную тепловую обработку. Сначала свежий овощ отваривают, потом его соцветия окунают в густой соус и запекают их или обжаривают. Такой способ...
Сколько калорий в хлебцах ржаных и пшеничных

Сколько калорий в хлебцах ржаных и пшеничных

С каждым годом все быстрее нарастает популярность правильного питания и здорового образа жизни. Все больше людей интересуется, во время диеты можно ли есть хлебцы при похудении, ведь эти изделия...
Курица с консервированной фасолью

Курица с консервированной фасолью

Курица с консервированной фасолью – это очень красивое и аппетитное блюдо на скорую руку. Сочные кусочки куриного филе отлично сочетаются с нежной консервированной фасолью. Фасоль можно брать как в...