Соотношение правового государства и гражданского общества. Вопрос_37. Соотношение и взаимодействие гражданского общества и правового государства Сущность соотношения гражданского общества и правового государства

Общество и государство ‒ понятия несовпадающие. Первое шире второго, так как в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство ‒ лишь политическая часть общества, его элемент.

Общество (в широком смысле) ‒ совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком) ‒ исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма общественных отношений.

Государство ‒ это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п. интересов в пределах определённой территории.

Государство занимает в обществе центральное положение. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности. Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивает порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса нередко как орудие подавления и насилия.

В настоящее время во многих европейских государствах и в Российской Федерации, в частности, сложилось устойчивое понимание того, что границы между государственной властью и обществом не могут проводиться в пользу государства. Новый период отношений характеризуется устранением барьеров между гражданским обществом и государством, поиском путей для взаимопонимания.

В демократических государствах постепенно исчезает существовавшее длительное время противостояние общества и государства. Государство осознает свою ответственность перед гражданским обществом и стремится обеспечить соблюдение правовых норм, эффективность управления и социальные нужды, усиливается контроль гражданского общества за государством.

Таким образом, гражданское общество находится в диалектической взаимосвязи с государством, которая проявляется в том, что чем сильнее гражданское общество, тем эффективнее роль государства. И наоборот ‒ неразвитое гражданское общество приводит к чрезмерному усилению государства, которое подчиняет себе общество. В то же время было бы ошибкой противопоставлять общество и государство, так как они не могут существовать отдельно. Общество порождает, выделяет из своих недр, государство ‒ его политическую организацию.

Следует подчеркнуть, что хотя гражданское общество представляет собой самоорганизующуюся систему, его движение вперёд протекает более успешно, если государство создаёт для этого благоприятные условия. Вот почему для формирования гражданского общества необходима сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и на других принципах, лежащих в основе правового государства.

Становление гражданского общества ‒ это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно развиваются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения. Гражданское общество оказывает влияние на государство.

Гражданское общество является определяющим по отношению к своему государству, ибо всякое государство ‒ это концентрированное выражение и воплощение общества. Отсюда: каково общество, таково и его государство. В свою очередь государство оказывает обратное влияние на гражданское общество, его структуры. Так, принимаемые государством правовые акты либо стимулируют его развитие, либо оказываются тормозом. В правовом государстве правотворческая деятельность находится под контролем общества, обеспечивает его поступательное развитие и демократизацию всех сторон его жизни.

Степень зрелости гражданского общества и всех его составляющих институтов является тем критерием, который характеризует стабильность и прочность конституционного строя. В связи с этим закрепление в конституционных ‒ правовых нормах основ гражданского общества позволяет юридически обеспечить независимость общества от государства, предусмотреть гарантии от незаконного вмешательства последнего в дела общества, установить границы и пределы государственного воздействия на общественные отношения.

Российская Федерация как главная властвующая и организующая сила общества содействует развитию институтов гражданского общества, обеспечивает нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействует их развитию и совершенствованию. Это выражается в следующем:

1. Государство предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации и создаёт необходимые условия для их успешной деятельности.Общественные организации пользуются широкими политическими свободами: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Государство оказывает им в необходимых случаях материальную помощь, закрепляет в законодательстве, наряду с другими формами собственности, собственность общественных организаций.



2. Государство определяет правовое положение общественных и иных организаций осуществляет регистрацию их уставов.Внутренние же отношения между членами организации регулируются нормами общественных организаций.

3. Деятельность общественных организаций находится под охраной государства. Охрану прав и интересов общественных организаций осуществляют суд, прокуратура и другие государственные органы. Они же содействуют в реализации некоторых решений общественных организаций, например, решений кооперативных или частных организаций, если они не исполняются в добровольном порядке. В то же время государство осуществляет надзор за соблюдением общественными организациями требований законов и обеспечивает их строгое исполнение и др.

Однако Российская Федерация, способствуя формированию гражданского общества, должна учитывать, что в России имеется ряд специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на весь этот процесс, во-первых, в социальной психологии гражданРоссии сформировалась привычка подчинения сильной авторитетной государственной власти, которая всегда брала на себя решение всех важнейших вопросов общественной жизни; во-вторых, в сознании россиян традиционно сильны коллективистские начала, привычки вести совместную жизнедеятельность; в-третьих, основная часть населения России никогда не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства.

С учётом этих особенностей для формирования гражданского общества в России необходимо:

1) создание экономической основы гражданского общества, которая базировалась бы на эффективном товарном производстве и развитой экономике. Она должна быть многоукладной, сочетающей возможности, государственных, кооперативных, коллективных и частных товаропроизводителей-собственников.

2) достижение экономической свободы и самостоятельности граждан. Это возможно в том случае, если сами граждане являются хозяевами произведённого ими общественного продукта;

3) изменение социально-экономической системы общества, которая состояла бы из квалифицированных, инициативных и предприимчивых работников с достаточно высоким уровнем доходов;

4) осуществление демократических преобразований политической системы, которое связано с повышением роли политических партий и общественных движений, средств массовой информации в жизни государства, развитием политического многообразия. Это позволит оказать стабилизирующее воздействие на общество, будет способствовать широкому привлечению граждан к участию в политической жизни и общественном управлении;

5) повышение роли граждан в социально-политической жизни общества и деятельности различных общественных формирований, развитием общего уровня гражданской культуры, чтобы граждане России почувствовали себя субъектами государственной и местной власти.

Исходя из перечисленных задач определяются и функции государства в формировании гражданского общества в России. К основным направлениям формирования влиятельных институтов гражданского общества современной России ряд учёных относят:

1) формирование трудовых коллективов, семьи и среднего класса ‒ основы гражданского общества и стабильности конституционного строя;

2) становление гражданского финансового контроля ‒ своеобразного и наиболее действенного общественного мониторинга расходования государственных средств;

3) создание условий для развития политических партий и движений, являющихся связующим мостом между гражданским обществом и властью;

4) формирование средств массовой информации, обслуживающих интересы гражданского общества и государства;

5) осуществление государственной поддержки научных, просветительских, экологических, потребительских, иных общественных объединений; использование потенциала общественных организаций для практической защиты прав граждан;

6) законодательное оформление статуса общественной экспертизы, что позволит каждое социально значимое решение органа государственной власти пропускать через механизмы общественного согласия;

7) формирование информационной открытости как важнейшего условия полноценного взаимодействия власти с институтами гражданского общества. Решение этой проблемы связано с сужением ведомственных и коммерческих тайн;

8) обучение государственных и муниципальных служащих практической работе в условиях информационной открытости и др.».

Конституция РФ и законодательство в целом создают благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества, однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного периода, постоянного внимания и помощи со стороны государства.

Закрепление идей гражданского общества в действующей Конституции РФ играет важную положительную роль, так как реализация их на практике способствует Российской Федерации стать подлинно конституционным государством.

За гражданами признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37, ч. 4).

В современном обществе существует и такой важный духовно-культурный институт, как религия. Свои религиозные потребности верующие удовлетворяют через церковь.

Гражданское общество -- система негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе. В идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот. В России сегодня насчитывается свыше 300 тыс. различных самодеятельных, относительно автономных организаций, объединяющих 2,5 млн. наиболее активных граждан. Плюс многочисленные коммерческие образования, корпорации собственников, предпринимателей, субъектов рынка. Между властью и бизнес-сообществом налаживается конструктивный диалог -- они не антиподы.

Россия провозгласила цель построения гражданского общества и правового государства. Следовательно, их пока еще нет. Однако общие контуры возводимого здания ясны, известны основные элементы (узлы, блоки, несущие конструкции). Но одно дело -- проект, другое -- его реальное воплощение в жизнь. Сложился пока только некий идеальный образ гражданского общества, требующий глубокого научного осмысления. К тому же реализация замысла осуществляется в труднейших условиях российской действительности.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции, многопартийности;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество -- не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Государство должно выполнять в основном функции «по ведению общих дел» (К. Маркс). Его задача -- не мешать нормальному течению экономической жизни.

Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание «гражданин» в свое время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности. Оно противопоставлялось всевозможным сословным чинам, привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызов угнетенному положению людей, неравенству и ограничению в правах. Статус «подданных», крепостных был унизительным или по крайней мере ущемленным, не говоря уже о положении рабов.

Гражданское общество -- открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личностьСоставными элементами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.

В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:

1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

2) ограничение правом государственной власти.

В философском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное законом дозволено».

Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в России принят пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином жизни.

Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле «права человека», которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного существования и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности.

Права человека как главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними -- истинно правовыми.

Именно в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.

В условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством -- утверждается верховенство первого и право возвышается над государством.

Итак, правовое государство -- это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Из определения правового государства можно выделить два главных принципа (две стороны сущности) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);

2) наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).

Принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются:

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;

разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

федерализм;

верховенство закона;

взаимная ответственность государства и личности;

высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.

Исторически государство и право (как система исходящих от публичной власти норм) возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние. Одновременно -- не значит одномоментно и адекватно. Речь идет о сравнительно длительном периоде, в рамках которого генезис права и государства имеет свои особенности. Но в принципе «родословная» у названных явлений одинакова, их типология, социальные и гносеологические корни совпадают.

В науке широко известно классическое и достаточно обоснованное положение о том, что «на определенной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня вдень акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение, -- публичная власть, государство» (Ф. Энгельс).

Таким образом, право вырастает из обычаев и экономической необходимости. Как заметил Ф. Энгельс, «люди забывают о происхождении права из экономических условий, подобному тому, как они забыли о своем собственном происхождении из животного царства». Право возникло как реакция общества на объективную необходимость иметь более жесткий и властный (императивный) регулятор социальных отношений, снабженный принудительной силой, ибо моральные и им подобные нормы с этой задачей уже не справлялись.

Есть и другие теории, школы, концепции, объясняющие так или иначе происхождение и сущность права, -- естественная, историческая, социологическая, нормативистская. Бесспорно, что на формирование права, помимо экономических причин, оказывают свое влияние также культурные, национальные, религиозные, этнические, геополитические и другие факторы.

Тем не менее государство и право -- относительно самостоятельные явления и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется. По образному выражению М.А. Аржанова, «государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз. У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы. Они взаимодействуют, но не сливаются, не поглощают друг друга».

Н.А. Бердяев различал два типа учений об отношениях права и государства, Первый тип он называл государственным позитивизмом, который видит в государстве источник права (теория и практика самодержавия, абсолютизма). Противоположный тип признает абсолютность права и относительность государства: право имеет своим источником не то или иное положительное государство, а трансцендентную природу личности. Не право нуждается в санкции государства, а государство должно быть санкционировано правом, судимо правом, подчинено праву, растворено в праве.

Здесь выражен, с одной стороны, этатистский подход к взаимосвязи государства и права, который безраздельно господствовал в советской политико-идеологической практике, а с другой -- естественно-правовой, который основывается на признании прав чело века как изначальной и непреложной ценности. Он только сейчас взят на вооружение и законодательно закреплен в российской Конституции.

Идея правового государства предполагает связанность власти правом, законами, которые она обязана уважать и соблюдать. Согласно этой идее право -- не просто «спутник» государства или его «приложение», «придаток»; в нетоталитарной системе оно способно играть существенную ограничительную роль. Это один из фундаментальных принципов всякого демократического общества, гарантия от авторитаризма и произвола. Однако конкретные формы проявления этого принципа могут быть различными.

В современной литературе указывается натри возможные модели во взаимоотношениях государства и права: 1) тоталитарная (государство выше права и им не связано); 2) либеральная (право выше государства); 3) прагматическая (государство создает право, но связано им). Первая -- для России не подходит; вторая -- выражает, скорее, желаемое; третья, также по своей сути либеральная, но она ближе к нынешним реальностям. Именно эта модель сегодня практически осуществима.

Наиболее рациональное решение вопроса может быть найдено не на путях противопоставления государства и права, а на путях их «взаимовыгодного сотрудничества», что при нормальном ходе вещей обычно и происходит. Словосочетания «государственное право» и «правовое государство» уже одним своим звучанием и смыслом подчеркивают неразрывную связь этих явлений. Е.Н. Трубецкой писал, что «само государство есть правовая организация». Отсюда следует, что государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Они взаимозависимы.

Право выступает государственным регулятором общественных отношений -- таков его социальный статус. С другой стороны, деятельность государства носит по преимуществу правовой характер. Поэтому был бы неуместен чисто риторический спор о том, что важнее и нужнее -- государство или право, ибо здесь заведомо нет никакой дилеммы. Представляется некорректным исходить из принципа, что первично и что вторично, или рассматривать их с позиций цели и средства.

Важны и нужны оба эти института: один -- как организация силы, другой -- как форма выражения воли. В их логической связке объективную ценность имеет не только право (о чем в последнее время чаще всего говорят и пишут), но и государство. Более того, на определенных этапах именно твердая государственность оказывается более всего необходимой. Не переживаем ли мы сегодня как раз такой период?

Между государством и правом могут быть противоречия, коллизии, расхождения (в целях, методах, устремлениях), их отношения не всегда складываются гладко. Помимо прочих причин это объясняется тем, что государство и право, будучи тесно связанными, в то же время в некотором роде -- «антиподы», их позиции не во всем совпадают. Власть имеет тенденцию к неограниченности, выходу из-под контроля, она тяготится всякой внешней зависимостью, а право стремится «поставить ее на место», ввести в юридические рамки. «Право существует и развивается в известном противоборстве с государством... оно -- мощный антитоталитарный фактор» (С.С. Алексеев).

В свое время концепция правового государства критиковалась у нас за то, что она поднимала право над государством, проповедовала «господство», «примат», «первенство» права. Считалось, что право не может на равных конкурировать с властью, так как выступает ее инструментом, средством, орудием и т.д. Особенно когда речь шла о «диктатуре пролетариата», которая представляла собой «ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на силу опирающуюся власть» (В.И. Ленин).

В этих условиях праву не придавалось сколько-нибудь самостоятельного значения, его всячески принижали, отодвигали на второй план. В лучшем случае в нем видели политико-идеологическую силу, орудие в руках господствующего класса. На этой почве укоренился и расцвел правовой нигилизм.

Лишь в середине 80-х гг. минувшего столетия с выдвижением идеи правового государства и признанием таких его принципов, как верховенство закона, уважение к праву, положение стало меняться. Но скорее в теории, а не на практике. В праве начали усматривать не только один из рычагов политики, но и общепризнанную историческую, социальную и культурную ценность.

Соотношение государства и права включает в себя три главных аспекта: единство, различие и взаимодействие.

Единство, как уже показано, выражается в их происхождении, типологии, детерминированности экономическими, культурными и иными условиями, общности исторической судьбы; в том, что они выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности.

О родственности указанных понятий говорит и то, что они традиционно изучаются одной наукой -- общей теорией государства и права. Ведь государственное и правовое развитие -- единый процесс. Поэтому его искусственный разрыв неизбежно сказался бы на глубине научного осмысления двух сложнейших феноменов общественной жизни.

Сказанное не означает, что все, свойственное государству, свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. Именно поэтому познание сущности государства и права предполагает необходимость выявления как их общих, так и специфических черт.

Различия вытекают уже из определений этих понятий, их онтологического статуса и общественной природы. Если государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, то право -- система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное социальное назначение, различные роли. Государство олицетворяет силу, а право -- волю. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию.

Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. «Право формируется при непременном участии государства, оно есть непосредственный продукт, результат государственной деятельности».

Разумеется, первопричины права лежат не в государстве как таковом, а в социальной необходимости, общественных потребностях. Но после того как эти потребности осознаются государством, оно переводит их на язык законов, юридических норм, т.е. создает, учреждает право. Правотворчество -- исключительная прерогатива государства. При этом имеется в виду как аутентичное (авторское) правотворчество, так и делегированное.

Государство либо само устанавливает правовые нормы, либо санкционирует уже действующие. Оно может также делегировать возможность принимать отдельные юридические акты общественным и иным негосударственным организациям, придавать силу закона судебным и административным прецедентам, нормативным договорам и соглашениям.

Это значит, что процесс формирования права может идти как сверху вниз, так и снизу вверх, вырастая из народных корней, обычаев, традиций, индивидуальной саморегуляции, и государству остается лишь согласиться с этим, закрепить сложившиеся правила в законах. Словом, власть не является единственной правотворящей силой. В известном смысле право создается всем обществом.

Но в конечном счете право исходит все же от государства как официального представителя общества. Так что без его ведома или вопреки его воле «свое» право никто создавать не может. В противном случае нельзя говорить о суверенности власти. Разумеется, если под правом наряду с юридическими нормами также понимать естественные и неотчуждаемые права человека, то источником его, конечно, будет уже не только государство.

Однако и прирожденные, естественные права личности государство обязано признавать/уважать, защищать, способствовать их осуществлению (см. ст. 2 Конституции РФ). Правовое государство потому и называется правовым, что оно действует на основе и в соответствии с этими правами. Правоохранительная и правообеспечительная его миссия неоспорима.

Не менее существенно и многообразно обратное влияние права на государство. Право прежде всего легализует и конституирует государственную деятельность, определяет ее общие границы (пределы), дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью (законностью) этой деятельности, ее соответствие международным стандартам.

С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статус и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей, оформляются необходимые институты. Государство создает право и для регламентации собственной деятельности.

Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе. Собственно, вся основная государственная «работа» должна протекать и протекает в правовом режиме, в юридических формах, процедурах.

Таким образом, между государством и правом существуют сложные и многосторонние диалектические взаимосвязи и взаимопроникновения, которые необходимо учитывать как при теоретическом осмыслении данных институтов, так и в реальном процессе проводимых в стране демократических преобразований, в том числе в государственно-правовой сфере. Без такого учета вряд ли можно построить в

России полноценное гражданское общество, обеспечить в нем стабильность, порядок, законность.

Соотношение гражданского общества и правового государства

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Соотношение гражданского общества и правового государства
Рубрика (тематическая категория) Государство

Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не было застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в социальных структурах. Этот подход, в частности, предполагает глубокое осмысление принципиальных позиций по отношению к правовому государству, его влияния в сфере гражданских прав и свобод человека. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной политической и идеологической конфронтации.

Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), правовое государство вносит определœенный порядок в общество, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности, создает тесную взаимосвязь с гражданским обществом в процессе социального, экономического, духовного и политико–правового развития.

Гражданское общество – система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство – лишь форма гражданского общества. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. 1)

Правовое государство - ϶ᴛᴏ государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека. 2)

Государство является одновременно и аппаратом насилия, принуждения граждан, и механизмом обеспечения общего блага. Соответственно, современное государство - механизм согласования различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага. Одной из основополагающих целœей власти является защита и соблюдение прав человека и базовых его свобод. Современное правовое государство призвано обеспечивать не просто формальную законность, но и справедливость. При этом к элементам справедливости относятся:

– свободные периодические выборы;

– представительная по своему характеру форма правления, при которой исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органом или избирателям;

– обязанность органов государственной власти соблюдать конституцию и действовать совместимым с законом образом;

– четкое разделœение между государством и политическими партиями;

– деятельность исполнительных и судебных органов осуществляется в соответствии с системой, установленной законом;

– вооруженные силы и полиция находятся под контролем гражданских властей и подотчетны им;

– права человека и основные свободы гарантируются законом и соответствуют обязательству по международному праву и др. 1)

Личность, кроме этого, должна быть социально защищена, и первое место в социальной защите личности должно принадлежать государству. Именно государство должно обеспечивать личности пенсионное пособие по старости или по инвалидности, право на труд и на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание и образование. При этом не отрицается, что всœе то же самое могут осуществлять и коммерческие или иные структуры.2)

Элементом механизма гос. власти является человек - субъект государственной власти, которые различным образом объединяются, формируя институты. Развитое гражданское общество и правовое государство ориентируются на социальную справедливость. Господство права измеряется степенью развитости и гарантированности свобод личности, юридическим характером ее взаимосвязей с обществом и государством. Основным гарантом свобод личности является государство, но так как государство понятие абстрактное, то оно находит свое выражение в чиновничьем аппарате. Важно заметить, что для сдерживания аппетитов чиновников и для более эффективной защиты прав человека крайне важно привлекать суды, которые должны состоять из представителœей самого народа. Тогда будет исключаться сама возможность договориться между разными ветвями бюрократического аппарата. Только суд, основанный на представительстве в нем народных выборных, может защитить граждан от чиновничьего произвола и сохранить их права и свободы.

Соотношение гражданского общества и правового государства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Соотношение гражданского общества и правового государства" 2017, 2018.

Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, и т.д. Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, пре­доставление широкой деловой инициативы гражданам.

Концепция правового государства имеет глубокие исторические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказывалась еще в древности. Так, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил в V в. до н. э. древнегреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон.

Концепция правового государства сложилась в XVII -XIX вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоретиков либерализма. Сам термин «правовое государство» окончательно утвердился в XIX веке в трудах не­мецких юристов - Т. К. Велькера, Р. фон Моля и других. Правовое государство - государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Теория и практика правового государства позволяют выделить следующие общие признаки:

Наличие развитого гражданского общества;

Верховенство закона во всех сферах жизни общества;

Гарантии прав личности;

Взаимная ответственность государства и личности;

Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;

Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан.

БИЛЕТ 16

31. Учение Конфуция, Мо Цзы, ЛаоЦзы и легистов в Китае .

Конфуций выдвинул идею социальной гармонии, опирающуюся на авторитет мудрецов и правителей глубокой древности. Он создал программу совершенствования человека с целью достижения духовно развитой личности в ладу с Космосом. Для Конфуция важны пять "постоянств": ритуал, гуманность, долг-справедливость, знание, доверие. В ритуале он видит средство, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию живого космического сообщества. При этом правила семейной этики Конфуций перенес на сферу государства. В основу иерархии им были положены принцип знания, совершенства, степень приобщения к культуре. Чувство меры, заложенное во внутренней сути ритуала через внешнее - церемонии и обряды, доносило ценности гармонического общения на доступном уровне до каждого, приобщая их к добродетелям. Так, взаимность в общении правителя и чиновника, основанная на долге-справедливости, предусматривает верность чиновника, реагирующего на гуманность правителя, на его снисходительную и добрую волю. Политические отношения подчинял нравственным ценностям. Основной принцип его социальной этики - человек живет не для себя, а для общества. Основополагающей политической установкой является порядок. Он возможен при наличии четырех добродетелей - вежливости, точности, человечности и справедливости. Полагал, что аналогом социальной жизни является семья. Правитель должен относиться к подчиненным, как отец к сыну. Управлять страной должны люди благородные. Отличие благородного человека в том, что он руководствуется принципом правды.Мо Цзы. специалист в области социальной этики; ярый противник Конфуция. Основной тезис учения о "всеобщей любви и взаимной выгоде" - попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства людей. Мо-цзы был "недоволен учением Конфуция, так как конфуцианцы требовали трехгодичного траура и пышных похорон, это приводило к разорению земледельцев, уничтожало созданные руками ремесленников и землепашцев богатства и делало их нищими". Другой способ убеждения, применявшийся Мо-цзы, состоял в том, чтобы на конкретных примерах показать недостижимость цели, с которой он не был согласен, опасность и вред ее для того, кто выдвинул ее. Данный способ мы наблюдаем, в частности, в главе "Гун Шу". Мо-цзы часто использует оба метода. Наконец, третий метод убеждения - фактически разновидность второго - состоял в том, чтобы показать практическую пользу от осуществления той или иной идеи или предложения. Как считал Мо-цзы, для того чтобы покончить со свалившимися на Поднебесную бедствиями, нужно "изменить положение с помощью всеобщей взаимной любви и взаимной выгоды". Под так называемой "всеобщей взаимной любовью" имеется в виду требование "смотреть на чужие владения как на свои, смотреть на чужие дома как на свои, смотреть на других как на себя", сделать так, чтобы взаимные интересы были объединены и составляли одно целое. В этом случае "взгляд на других как на самого себя" должен вызвать взаимную любовь, что в результате приведет к "взаимной выгоде". ЛаоЦзы Главная добродетель - воздержание. «Для того чтобы служить небу и управлять людьми, всего лучше соблюдать воздержание. Воздержание - это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства». В этой идеологии квиетизма и застоя отразилось умонастроение одного определенного общественного слоя китайского общества Чжоуской эпохи: старого патриархального жречества (бу, ши, у, чжу), стремившегося к сохранению существующего.

Понятие «гражданское общество». В одном из современных учебников по политологии справедливо замечается: «Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная категория политологии. Оно существует, не имея единого организационного центра». Что же представляет собой это загадочное общество?

Распространено мнение, что гражданское общество представляет совокупность (или сеть) добровольно образованных негосударственных структур (объединений, организаций, ассоциаций, союзов, центров, клубов, фондов и пр.). Гражданское общество, таким образом, являет собой некий союз, где на началах невмешательства существуют государство и добровольные общественные организации. В таком случае неясна связь государства и гражданского общества, какое из этих социальных образований является базисным, или же они – параллельные структуры. На такой вопрос наводит и высказывание Л.П. Борисова: «В гражданское общество государство не входит, хотя, конечно, все потребности гражданского общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение». О той же зависимости гражданского общества от государства говорится и в учебном пособии под редакцией проф. Г.В. Полуниной: «Гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими государственной поддержки (прежде всего материальной), интересами, требованиями, просьбами и т.д. Государство идет навстречу гражданскому обществу в разных формах: это изучение гражданских инициатив (их поддержка или неодобрение), выделение материальных средств для развития активности многих общественных объединений, организаций, фондов». Как видим, налицо явная асимметрия зависимости. Общественные организации, составляющие гражданское общество, предполагают, государство решает. Как тогда понять определяющий идеал гражданского общества, благодаря которому оно и появилось, – идеал свободы? Если государство находится вне рамок гражданского общества, значит для него недействителен и несущественен идеал свободы? Кроме того, выходит, что в обществе могут существовать, по крайней мере, две параллельные структуры: государство и сеть организаций гражданского общества.

Или взять другой пример определения гражданского общества. «Гражданское общество есть та среда, в которой современный человек законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акций и общественной солидарности». В этом определении ударение сделано на индивидуальной стороне человеческих потребностей, а также на групповых или корпоративных интересах. Такое история уже видела на примере корпоративизма фашистских групп и партий.

Таким образом, после знакомства с некоторыми распространенными представлениями о гражданском обществе возникает масса новых вопросов. Несомненными являются только некоторые характерные особенности гражданского общества, такие, как разделение властей, развитие демократии, многообразие форм собственности, политический плюрализм, свобода совести и др.

Дать определение гражданскому обществу сложно главным образом потому, что его существенным признаком является свобода личности. Н. Бердяев называл свободу «таинственной, изначальной, исходной, бездонной, безосновной, иррациональной».

Спорным, как показывает практика изучения этой темы, является еще один вопрос. Являются ли формальные ограничения свободы, устанавливаемые в любом обществе, в том числе и гражданском, ограничением ее по существу ? Этот вопрос всегда появляется, когда речь заходит о свободе гражданина. Ведь логично заключить, что гражданское общество есть сообщество граждан. Кто же такой гражданин? Античного метека, египетского жреца, свободного земледельца, представителя господствующего сословия феодального общества нельзя назвать гражданами. Они только представители определенных социальных групп, гражданин же – представитель общества в целом, это во-первых. Во-вторых, гражданин – это человек, который не может быть лишен права проявить свое личное участие в жизни общества как собирательного целого. Права некоторых граждан могут быть ограничены по закону (например, у людей, отбывающих сроки наказания), но они не могут быть у них изъяты в объеме, представляющем уг-розу для самого существования личности. Иначе говоря, гражданин суть индивид, имеющий право участвовать в жизни целого, реализовывать себя для целого как личность , и который не может быть лишен этого права. Условиями для такой реализации служат демократия, свобода слова, свобода совести, идейный плюрализм, защита прав меньшинства и пр. Иными словами, все, что зачастую определяют как основания гражданского общества, на самом деле является всего лишь условиями его существо-вания.

Понятие гражданского общества в итоге может быть сформулировано так: это есть сфера реализации повседневных интересов индивида; совокупность межличностных отношений, которые развиваются без вмешательства государства и вне его рамок.

Структура гражданского общества:

– негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

– совокупность не зависимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

– общественные объединения и организации;

– политические партии и движения;

– сфера воспитания и негосударственного образования;

– система негосударственных средств массовой информации;

– церковь и т.п.

Признаки гражданского общества:

– наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

– самоуправляемость;

– конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

– свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

– всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

– жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);

– многоукладность экономики;

– легитимность и демократический характер власти;

– правовое государство.

Соотношение общества и государства. Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определение понятиям «общество» и «государство».

Общество в широком понимании – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в узком смысле слова – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. Общество и государство – понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе, кроме государства, есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент. Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности. Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса – нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологически рамки общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

Правовое государство: понятие и принципы. Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного «связывания» государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Для правового государства характерны два основных принципа (две стороны сущности):

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное «связывание» государственной власти правом, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.

Второй основной принцип правового государства воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов:

– разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотреблений ею;

– федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

– верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

– взаимной ответственности государства и личности и т.д.

Можно выделить и другие принципы правового государства, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (фор-мально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.

Теперь обратимся к следующему вопросу. Каким образом гражданское общество связано с правовым государством? Государство есть один из элементов гражданского общества, такой же важный и значимый, как и в любом другом обществе, например, в деспотическом обществе восточного типа. Только его организационная функция здесь иная. В гражданском обществе государство призвано охранять и совершенствовать формы, в которых проявляется свобода личности . Совершенствовать такое государство, значит, давать простор проявлению свободы личности, но в то же время и определять ей «коридор», или разумно «ограничивать» ее. В гражданском, или иначе правовом, обществе существует масса таких «ограничений» свободы, но они не наносят урон свободе личности, как таковой. Гражданское общество вообще не ставит задачу вторгаться в эту сферу.

Развитые институты гражданского общества являются неотъемлемой частью социального государства. Под социальным государством понимается такое, которое не только обеспечивает индивидуальную свободу, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества, но стремится обеспечить каждому гражданину достойные условия существования. Социальное государство возникает на базе достаточно высокого уровня экономического развития общества, позволяющего перераспределять национальный доход в пользу менее обеспеченных слоев, проводить активную политику занятости населения, реализовывать социальные программы поддержки населения.