Что такое общественная экологическая экспертиза

М.Хотулева, В.Виниченко, Е.Заика, Эколайн, Москва

В этом номере мы решили подробно рассказать об общественной экологической экспертизе, являющейся одним из существенных механизмов в принятии экологически значимых решений. Проиллюстрировать этот серьезный тескт взялся наш не совсем серьезный (и это, наверное, хорошо) художник - Стас Егин.
Российское законодательство определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как "установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы" . Это определение относится как к государственной, так и к общественной экспертизе.
Объектом экологической экспертизы, согласно закону, является проектная документация, относящаяся к намечаемой деятельности. Сама экологическая экспертиза представляет собой процесс анализа этой документации комиссией экспертов-профессионалов. Итогом ЭЭ является заключение, которое содержит обоснованный вывод о возможности или невозможности осуществления намечаемой деятельности. Положительное заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), которая организуется Госкомэкологией и ее территориальными подразделениями, является необходимым условием строительства или реконструкции практически любых хозяйственных объектов, а также осуществления многих других видов деятельности (полный перечень см. в ).
В настоящей статье обсуждаются вопросы, связанные с общественной экологической экспертизой, - законодательные требования к ее организации, проблемы, возникающие при ее проведении, их связь с недостатками действующего законодательства. Мы также рассматриваем условия, при которых целесообразно использование механизма ОЭЭ, а также порядок действий при ее проведении.
Общественная экологическая экспертиза в российском законодательстве
Общественная экологическая экспертиза начала развиваться в 1980-х годах и вскоре стала популярным механизмом участия общественности в принятии экологически значимых решений. На начальном этапе ОЭЭ развивалась стихийно, без каких-либо законодательных рамок.
Первым законодательным документом, содержащим упоминание о общественной экологической экспертизе, стал закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.) . Статья 39 закона полностью посвящена общественной экологической экспертизе и говорит о том, что (а) ОЭЭ могут проводить научные коллективы и общественные объединения; (б) ОЭЭ становится юридически обязательной после ее утверждения органами государственной экологической экспертизы; (в) председатель, члены общественных коллективов экспертов несут ответственность за правильность и обоснованность своих экспертных оценок. Кроме того, среди основных принципов государственной экологической экспертизы провозглашались гласность и участие общественности.
Эти положения, очень общие и неопределенные, были уточнены и развиты в Федеральном законе "Об экологической экспертизе" (1995) . Этот закон определяет организаторов и объекты ОЭЭ, порядок и условия ее проведения, условия отказа в регистрации экспертизы и ответственность экспертов. В соответствии с законом , общественную экологическую экспертизу могут проводить зарегистрированные общественные организации (объединения), для которых проведение ОЭЭ является уставным видом деятельности. Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении тех же объектов, что и государственная экологическая экспертиза. Она проводится до ГЭЭ или одновременно с ней.
Обязательным условием проведения общественной экологической экспертизы является ее государственная регистрация. Для этого в органы местного самоуправления подается заявление о регистрации, в которому указывается объект ОЭЭ, приводятся сведения о составе экспертной комиссии и сроках проведения ОЭЭ. Также прилагается выписка из устава организатора ОЭЭ.
В государственной регистрации ОЭЭ может быть отказано в следующих случаях (см. ):
· общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении этого объекта;
· общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
· порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;
· устав общественной организации, проводящей ОЭЭ, не содержит положения о возможности проведения ОЭЭ.
Этот перечень оснований для отказа является исчерпывающим. Закон оговаривает предельный срок, в течение которого орган местного самоуправления должен принять решение о регистрации ОЭЭ. Если в регистрации не отказано в течении семи дней, ОЭЭ считается зарегистрированной.
Итоговым документом общественной экспертизы является заключение, которое носит рекомендательный характер. Заключение ОЭЭ направляется специально уполномоченным государственным органам в области государственной экологической экспертизы, заказчику документации - объекта ОЭЭ, органам, принимающим решение о реализации намечаемой деятельности, органам местного самоуправления, может передаваться другим заинтересованным лицам и публиковаться в средствах массовой информации .
Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы . В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы руководитель и члены экспертной комиссии несут ту же ответственность за соблюдение законодательства в области экологической экспертизы, что и руководитель и члены государственной экспертной комиссии .
Кроме того, полезно помнить, что представители общественной организации (объединения), проводящего ОЭЭ, имеют право участвовать в заседаниях экспертной комиссии соответствующей ГЭЭ в качестве наблюдателей .

Основные проблемы, возникающие при проведении ОЭЭ
Таким образом, закон "Об экологической экспертизе" значительно уточняет порядок проведения ОЭЭ и разъясняет многие вопросы. В то же время при практической организации и проведении экспертизы возникает целый ряд проблем, многие из которых связаны с недостатками действующего законодательства или "пробелами" в нем. Перечислим лишь основные из этих проблем.

Регистрация ОЭЭ в органах местного самоуправления
Ряд возможных неоднозначностей связан с регистрацией ОЭЭ в органах местного самоуправления. В каких именно органах следует регистрировать ОЭЭ? Нужно ли делать это по месту регистрации общественной экологической организации или по месту реализации проекта? А если проект затрагивает территорию, подведомственную нескольким органам?
В большинстве случаев органы местного самоуправления узнают о том, что в их функции входит регистрация ОЭЭ, от представителей общественной организации в момент подачи заявления. Ни закон, ни подзаконные акты не устанавливают, какие действия должны предпринять органы местного самоуправления для регистрации заявления о проведении ОЭЭ. Следствием этого часто является промедление с регистрацией. Проблемы такого рода редко оказываются серьезным препятствием для проведения ОЭЭ, особенно с учетом положения об "автоматической регистрации" через семь дней. Однако при доработке нормативной базы было бы целесообразно уточнить эти детали.

Придание "юридической силы" заключению ОЭЭ
Было бы естественным предположить, что в результате утверждения органами ГЭЭ заключение ОЭЭ, приобретая "юридическую силу", становится обязательным и фактически приобретает статус заключения ГЭЭ. Проведения же полномасштабной ГЭЭ в таком случае не требуется. Существуют и прецеденты "утверждения заключения ОЭЭ в качестве заключения ГЭЭ" (ОЭЭ проекта разработки золоторудного месторождения в Читинской области, проведенная местным Агентством общественной экологической экспертизы). Однако в разделах закона, регламентирующих проведение ГЭЭ, какие-либо положения о возможности такой процедуры отсутствуют; согласно нормам закона, проведение ГЭЭ является обязательным в любом случае. Поэтому на практике положение о придании "юридической силы" допускает различные толкования.

Статус наблюдателя в ГЭЭ
Источником проблем является и неопределенность нормы об "участии в качестве наблюдателей" в заседаниях экспертной комиссии ГЭЭ. Каковы права и обязанности наблюдателя? Естественно предположить, что наблюдатель может участвовать во всех заседаниях комиссии без права решающего голоса. Однако поскольку этот статус не уточнен ни законом, ни подзаконными актами, здесь также возможны неоднозначные трактовки. В одном из случаев, например, представители ГЭЭ настаивали на том, что наблюдатель имеет право присутствовать на заседании государственной экспертной комиссии лишь при обсуждении заключения ОЭЭ.

Ограничение доступа к проектной документации
Наконец, наиболее серьезная проблема связана с положением о том, что право ОЭЭ на получение документации не распространяется на объекты экспертизы, "сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну" .
Законодательная формулировка допускает возможность практически произвольного отказа в предоставлении документов на ОЭЭ со ссылкой, например, на наличие в проектных документах сведений, составляющих коммерческую тайну. Неопределенность понятия "коммерческая тайна", регулируемого лишь одной статьей Гражданского кодекса , оставляет широкие возможности для произвольной трактовки этого понятия.
Важно заметить, что это положение является не просто "недостатком" закона с точки зрения общественных организаций, но находится в противоречии с конституционным правом граждан на своевременное и полное получение достоверной информации о состоянии окружающей среды , а также с принципами гласности и участия общественности в принятии решений о намечаемой деятельности, провозглашаемыми целым рядом документов национального и международного уровней. Наличие в проектной документации отдельных сведений, составляющих коммерческую тайну, полностью закрывает возможность доступа к документированной информации об экологических аспектах намечаемой деятельности.
Если такая проблема возникает на практике, возможны несколько подходов к ее решению.
1. Обсудить с заказчиком возможность предоставления на ОЭЭ лишь части проектной документации, отражающей потенциальное воздействие на окружающую среду, но не содержащей сведений, составляющих коммерческую тайну. К сожалению, одних только "экологических" разделов проектной документации может оказаться недостаточно для полноценного проведения ОЭЭ. И раздел "Оценка воздействия на окружающую среду" , и раздел "Охрана природы" входят в состав проектной документации и рассматриваются как ее неотъемлемая часть. Поэтому они, как правило, не дублируют сведений, содержащихся в других разделах, но необходимых для самостоятельного анализа или проверки выводов, сделанных в "экологических" разделах. Тем не менее, некоторые существенные выводы могут быть сделаны и на основании этих разделов - например, о том, что их содержание не соответствует установленным требованиям.
2. Обратиться в государственные органы. Известны отдельные случаи, когда документация, необходимая для проведения ОЭЭ, была получена в государственных природоохранных органах, хотя это не предусмотрено действующим законодательством. В любом случае, получив отказ, следует сообщить об этом в органы, проводящие ГЭЭ соответствующего объекта - факт отказа может быть учтен ими при принятии решения.
3. В принципе, отказ в предоставлении документации на ОЭЭ может быть оспорен в суде. Подобные прецеденты авторам неизвестны. Можно, однако, предположить, что этот путь окажется не очень продуктивным с точки зрения действенности ОЭЭ - длительность судебного разбирательства нередко превосходит временные рамки проектного цикла, а наличие в документации даже отдельных сведений, составляющих коммерческую тайну, дает заказчику возможность не предоставлять документацию, ссылаясь на закон "Об экологической экспертизе".
Какой бы путь ни был избран, следует занимать активную позицию, исходя из того, что право на получение информации об экологических аспектах намечаемой деятельности следует из норм Конституции, закона "Об охране окружающей природной среды", других нормативных актов. Тем не менее, возможна ситуация, когда проведение ОЭЭ окажется невозможным и общественности придется прибегнуть к другим действиям для того, чтобы повлиять на принимаемые решения. В полной мере эта проблема может быть решена лишь путем развития и доработки нормативно-правовой базы в области ОЭЭ.

Методические основы проведения ОЭЭ
Наконец, действующие законы и подзаконные акты устанавливают лишь общие, формальные рамки проведения ОЭЭ, регулируя прежде всего ее взаимодействие с различными "внешними" сторонами, но практически не затрагивая "внутренние" вопросы проведения и организации ОЭЭ, которые неизбежно возникают перед ее инициаторами и экспертами. Здесь целесообразно ориентироваться на нормативные документы, относящиеся к государственной экологической экспертизе - как к ее содержанию, так и к организации. Такая "методическая совместимость" с ГЭЭ особенно важна для того, чтобы заключение ОЭЭ было принято во внимание государственной экспертной комиссией.
Перечень нормативных документов, рекомендованных к использованию при проведении ГЭЭ, утвержден приказом Госкомэкологии . В частности, стоит упомянуть следующие документы:
· Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности .
· СНиП 11-01-95. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений .
· СП 11-101-95. Порядок разработки, согласования, утверждения и состава обоснований инвестиций в строительстве предприятий, зданий и сооружений .
· СНиП 11-02-96. Инженерно-экологические изыскания. Основные положения .
· СП 11-102- 97. Инженерно-экологические изыскания для строительства .
Эти документы содержат требования к материалам, представляемым на ГЭЭ, к учету экологических факторов при разработке проектной документации и поэтому могут быть использованы "для установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности... экологическим требованиям" .
При организации процесса ОЭЭ в качестве ориентира могут использоваться документы, регламентирующие проведение ГЭЭ.
· Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы .
· Регламент проведения государственной экологической экспертизы .
· Единая форма заключения государственной экологической экспертизы, утвержденная приказом Госкомэкологии России .
В качестве методического руководства по организации и проведению общественной экологической экспертизы можно использовать книгу "Как организовать общественную экологическую экспертизу". Электронная версия этой книги доступна на сервере Ecoline (http://www.ecoline.ru/mc/books/expertiz/). Краткий план действий при проведении ОЭЭ приводится в следующем разделе.

Общественная экологическая экспертиза проекта: план действий

Итак, вы решили провести общественную экологическую экспертизу. Каков же оптимальный порядок действий? Ниже мы предлагаем примерную схему процесса ОЭЭ, основанную как на требованиях законодательства, так и на опыте работы Центра общественной экологической экспертизы при организации "Эколайн".
1. Предварительный этап
1.1. Определите организацию - заказчика проектной документации. Именно заказчик обязан представлять документацию на государственную экологическую экспертизу. Он же отвечает и за предоставление материалов для общественной экологической экспертизы. Не пытайтесь получить эти документы в органах ГЭЭ (по крайней мере до того, как получен отказ от заказчика); их предоставление не является обязанностью этих органов.
1.2. Определите объект ОЭЭ. Объектом любой экологической экспертизы является не "хозяйственный объект", а документ (или комплект документов), относящийся к намечаемой деятельности. Полезно иметь в виду, что объектом экологической экспертизы, как правило, является технико-экономическое обоснование (ТЭО) или обоснование инвестиций (ТЭО инвестиций). Если документация уже представлена на государственную экспертизу, целесообразно ориентироваться на объект ГЭЭ.
1.3. Определите общественную организацию, ответственную за проведение ОЭЭ. Эта организация должна быть зарегистрирована; одним из видов деятельности, перечисленных в ее уставе, должно быть проведение общественной экологической экспертизы. Если ваша организация или инициативная группа не соответствует этим требованиям, следует найти организацию, которая удовлетворяет нормам закона. Вся официальная переписка по ходу ОЭЭ ведется от имени этой организации. Взаимоотношения между такой организацией и инициаторами ОЭЭ могут быть различными: иногда организация лишь предоставляет "юридическое лицо" для экспертизы и подписывает официальные письма, в других случаях оказывает методическую поддержку, участвует в проведении экспертизы, предоставляет необходимые ресурсы. В любом случае, эта организация должна пользоваться вашим доверием.
2. Планирование ОЭЭ
2.1. Оцените необходимые и имеющиеся ресурсы - человеческие, материальные, в т.ч. финансовые. Эффективное проведение ОЭЭ требует участия множества людей. В первую очередь - это привлеченные эксперты, обладающие достаточной квалификацией. Возможно, некоторые из них согласятся работать бесплатно, другие же захотят получить плату за свой труд. Организация ОЭЭ подразумевает решение и многих других задач, среди них - ведение официальной переписки, организация взаимодействия с общественностью. Вам также понадобится, например, помещение для заседаний экспертной комиссии, средства на размножение проектной документации (или доступ к копировальной технике). Недостаток ресурсов для проведения ОЭЭ может резко снизить качество итогового документа и экспертизы в целом. Возможно, на этом этапе вы посвятите некоторое время целенаправленному поиску требуемых ресурсов.
2.2. Еще одна важная задача - планирование формирования экспертной комиссии. На этом этапе речь идет, прежде всего, не о приглашении конкретных экспертов. Сначала надо решить, хотя бы предварительно, какие специальности, "роли" должны быть представлены в комиссии. Задача экспертизы - адекватно оценить все значимые аспекты проекта, и состав экспертной комиссии должен соответствовать этой задаче. Группа экспертов, каждый из которых обладает профессиональными навыками в узкой технической области, вряд ли сможет дать адекватную оценку крупному проекту, затрагивающему разнообразные аспекты жизни природы и общества. В задачи ЭЭ входит и рассмотрение "социальных, экономических и иных последствий" намечаемой деятельности в той мере, в какой они являются результатом воздействия на окружающую среду. Поэтому в ряде случаев может потребоваться привлечение экспертов "нетехнических" специальностей - экономистов, социологов, психологов, демографов, врачей и проч. Практически всегда оправдано участие в комиссии юриста, поскольку ОЭЭ не может обойти вопрос о соответствии намечаемой деятельности многочисленным нормативным актам. В любом случае, планируя состав комиссии, следует иметь в виду, что на заключительном этапе ОЭЭ задачей одного или нескольких членов будет собрать результаты работы отдельных специалистов в цельную картину и связно отразить ее в заключении экспертизы.
2.3. Решите, кто будет председателем экспертной комиссии. Это - ключевая фигура в организации и проведении ЭЭ, поэтому к кандидатуре председателя следует отнестись особенно тщательно. В дальнейшем председатель руководит работой экспертной комиссии, организует взаимодействие между экспертами. Помимо высоких профессиональных качеств, он должен обладать и организаторскими навыками. На этом этапе можно начать и подбор конкретных экспертов. Целесообразно, чтобы в этом процессе участвовал председатель комиссии вместе с руководством общественной организации или лидерами инициативной группы, проводящей ОЭЭ. Однако окончательный состав комиссии целесообразно определять уже после того, как получена проектная документация.
3. Подайте заявление в органы местного самоуправления о регистрации общественной экологической экспертизы
Заявление подается на бланке организации в произвольной форме. В заявлении должно быть указано, что является объектом ОЭЭ, приведены основные сведения об организации и составе экспертной комиссии. К заявлению прилагается копия устава общественной организации, проводящей ОЭЭ. При подготовке заявления целесообразно придерживаться делового, официального стиля изложения, избегая излишних подробностей, например, детального изложения предыстории вашей экспертизы. Если в течение семи дней органы местного самоуправления не отвечают на заявление отказом, ОЭЭ считается зарегистрированной.
4. Сразу после регистрации
4.1.Направьте заказчику официальный запрос о предоставлении объекта общественной экологической экспертизы. Запрос должен быть оформлен в соответствии с правилами делопроизводства, иметь входящий и исходящий номера. В противном случае вы не сможете оспаривать действия заказчика, если он просто проигнорирует запрос. Как правило, объект общественной экологической экспертизы - документ или документы, которые вы запрашиваете - должен быть четко определен. Однако если есть основания предполагать, что заказчик откажет вам со ссылкой на соображения коммерческой тайны, может быть оправдано употребление гибких формулировок (например, просьба предоставить "материалы оценки воздействия на окружающую среду, а также другую документацию, входящую в состав ТЭО, и не содержащую сведений, содержащих охраняемую законом тайну"). Дождитесь получения запрошенных документов. Возможные варианты действий в случае отказа заказчика предоставить документацию обсуждались выше, в разделе "Ограничение доступа к проектной документации".
4.2. Направьте письмо в соответствующие органы ГЭЭ с просьбой оказать содействие в проведении ОЭЭ, а также включить в состав экспертной комиссии представителей ОЭЭ в качестве наблюдателей. В некоторых случаях представители общественности, обладающие необходимой профессиональной квалификацией, могут быть включены в состав государственной экспертной комиссии в качестве полноправных членов - соответствующую просьбу также можно включить в это письмо.
4.3. Закон требует известить население о начале ОЭЭ . Это можно сделать через СМИ. Целесообразно указать при этом адрес или телефон, по которому население сможет взаимодействовать с организаторами экспертизы, передавать и получать от них информацию.
5. Собственно экспертиза
С учетом состава и содержания полученной документации следует окончательно спланировать ход ОЭЭ, сформировать экспертную комиссию и заключить соглашения с экспертами. Целесообразно проведение нескольких заседаний экспертной комиссии. На первом, "установочном" заседании, как правило, ставятся задачи перед отдельными экспертами. В ходе работы комиссии полезно пригласить представителей заказчика для ответа на вопросы экспертов. Также необходимо выслушать на заседаниях общественной экологической экспертизы представителей заинтересованной общественности. Не следует, однако, злоупотреблять этим и превращать заседания общественной экологической экспертизы в постоянные общественные обсуждения. Принцип независимости подразумевает независимость экспертов от всех заинтересованных сторон, включая общественность и организацию, проводящую экспертизу. Поэтому работа экспертной комиссии должна быть организована таким образом, чтобы максимально исключить возможность давления на экспертов с любой из заинтересованных сторон. Следует также соблюдать баланс между общими заседаниями и работой каждого из экспертов над частным заключением. Наконец, на заключительном заседании должно быть утверждено сводное заключение. Более подробно вопросы планирования общественной экологической экспертизы и другие методические аспекты описаны в книге "Как организовать общественную экологическую экспертизу" .
6. Подготовка сводного заключения
Это центральный этап в процессе общественной экологической экспертизы. Добротное заключение может оказаться эффективным не только в рамках последующей государственной экспертизы. Известны случаи, когда, изучив заключение ОЭЭ, государственные органы отзывали ранее выданные разрешения или согласования, отменяли ранее принятые решения о землеотводе. Однако для этого заключение должно быть убедительным не только для ваших сторонников, но и для любого непредвзятого читателя. Постарайтесь выдержать сводное заключение в объективном стиле, избегая резких, эмоциональных оценок, неоднозначных аргументов. Помните, что спорный аргумент - это аргумент против вас. Желательно достичь консенсуса и отразить в сводном заключении мнение всех членов экспертной комиссии. Лишь при наличии полярных, взаимоисключающих мнений следует прибегать к голосованию. В этом случае часть экспертов может сформулировать особое мнение, которое следует приложить к сводному заключению.
7. Обсудите сводное заключение в организации, проводящей общественную экологическую экспертизу
Помните, что сводное заключение общественной экологической экспертизы не обязательно должно отражать официальную точку зрения вашей организации или инициативной группы. Этот аспект следует учитывать на всех стадиях общественной экологической экспертизы. В частности, можно подготовить сопроводительное письмо, в котором будет выражено отношение вашей организации к содержанию заключения, а при необходимости - указаны разногласия между позицией экспертной комиссии и официальной точкой зрения организации.
8. Сводное заключение,
подписанное членами экспертной комиссии, с приложением особых мнений, следует направить:
· в органы государственной экологической экспертизы (при этом можно просить утвердить заключение ОЭЭ);
· заказчику;
· в органы местного самоуправления;
· другим лицам, принимающим решение о реализации данного проекта (органам, выдающим необходимые разрешения и согласования; инвестору, если он не совпадает с заказчиком и т.д.);
· другим заинтересованным лицам и организациям .
Необходимо также известить население о результатах проведения ОЭЭ . Для достижения максимального эффекта целесообразно широко опубликовать изложение основных выводов ОЭЭ или полный текст заключения, например, прибегнув к услугам местных СМИ или специализированных экологических изданий.
9. Участие наблюдателей в заседаниях комиссии ГЭЭ
может осуществляться параллельно с проведением ОЭЭ, или по завершении последней. Как уже отмечалось, общественная организация, проводящая ОЭЭ, имеет право делегировать своих представителей для участия в экспертной комиссии в качестве наблюдателей. Права и обязанности наблюдателей официально не определены. Поэтому постарайтесь не пропускать заседаний государственной экологической экспертизы и не давайте повода упрекнуть себя в нарушении ее регламента. При обсуждении заключения ОЭЭ на заседании государственной экспертной комиссии наблюдатели должны быть готовы обосновать выводы ОЭЭ, дать необходимые пояснения к заключению.
И, наконец, отметим, что общественная экологическая экспертиза - не самоцель, а лишь средство для достижения определенной цели. Поэтому тщательно продумайте все возможности использования заключения ОЭЭ в системе принятия решений. Окончание общественной экологической экспертизы - это лишь переход к новому этапу ваших действий. И даже заключение государственной экологической экспертизы, идущее вразрез с выводами общественной экологической экспертизы - это еще не конец пути. Вы, например, можете апеллировать к заключению ОЭЭ при взаимодействии с представителями других государственных органов, от которых зависит осуществление намечаемой деятельности. Возможно, на выводы заключения отреагируют органы госсанэпиднадзора или местная администрация. Результаты ОЭЭ могут использоваться и в других действиях общественности, при подготовке информационных материалов, работе с населением и т.п.

Когда эффективна ОЭЭ?
Общественная экологическая экспертиза - распространенный механизм участия общественности в принятии экологически значимых решений. Но всегда ли она эффективна? Исходя из опыта работы Центра общественной экологической экспертизы, других организаций, проводивших ОЭЭ, можно утверждать, что общественная экологическая экспертиза достаточно эффективна как инструмент остановки заведомо неприемлемых проектов, но существенно менее пригодна в качестве инструмента существенного улучшения проектных решений. Это связано с местом ОЭЭ (как и экологической экспертизы вообще) в проектном цикле - по завершении разработки проектной документации.
В том случае, если предложенный проект не подлежит улучшению и должен быть непременно остановлен, проведение общественной экологической экспертизы может внести существенный вклад в решение этой задачи (разумеется, при условии достаточно квалифицированных, активных и последовательных действий со стороны ее инициаторов). При этом важно помнить, что общественная экологическая экспертиза оказывается более действенной в комплексе мероприятий, в сочетании с другими действиями общественности.
Однако возможны ситуации, когда основная цель данного проекта не вызывает протестов общественности, когда предлагаемое принципиальное решение представляется в целом приемлемым (в ряду других возможных альтернатив), но отдельные аспекты проекта требуют существенной доработки. И здесь общественная экологическая экспертиза, проводимая уже после того, как основные проектные решения приняты и отражены в документации, представляется не лучшим инструментом. В этом случае гораздо больший смысл имели бы совместные действия общественности и заказчика на более ранних стадиях проектного цикла, когда еще возможен поиск компромиссов и "замечания от общественности" не обязательно приведут к коренной переработке всей проектной документации, а следовательно, могут быть разумным образом учтены заказчиком. Конечно, возможность этого зависит и от того, насколько заказчик готов к диалогу с общественностью. И здесь следует отметить, что законодательные требования в этой области весьма неопределенны, и практически не регламентируют процедурных вопросов. Практически единственным законодательным документом федерального уровня, регулирующим участие общественности на стадии подготовки документов к экологической экспертизе, является "Положение об оценке воздействия на окружающую среду в РФ" (1994 г.) . Слишком общий, "рамочный" характер этого документа не позволяет говорить о четкой регламентации процедур, а также прав и обязанностей участников процесса ОВОС. Такое положение дел часто провоцирует конфликты между заинтересованными сторонами, не давая возможности эффективно разрешать их, часто провоцируя судебные разбирательства.
На региональном уровне делаются попытки регулировать ситуации, наиболее часто вызывающие конфликты, через создание региональной нормативно-правовой базы. Так, в некоторых регионах созданы подзаконные акты, регулирующие порядок согласования с гражданами градостроительной документации (Москва, Кировская область).
В Амурской же области даже принят закон "Об общественной экологической экспертизе" . К сожалению, последний документ мало что добавляет к положениям федерального законодательства, и поэтому вряд ли сможет способствовать устранению тех недостатков, о которых речь шла выше.

Заключение
Завершая разговор об общественной экологической экспертизе, уместно сказать несколько слов о развитии нормативно-правовой базы участия общественности в обсуждении и принятии решений по экологически значимым проектам. Как уже отмечалось, действующая нормативно-правовая база имеет ряд недостатков. Для того, чтобы отчасти исправить существующее положение, в настоящее время в Госкомэкологии готовится новый нормативный документ - "Об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации. Основные положения". Подготовка документа еще продолжается, и настоящее время сохраняется возможность принять участие в его обсуждении. Более подробную информацию можно получить, обратившись в "Эколайн" .
Весьма продуктивными представляются и попытки восполнить пробелы и недостатки действующего законодательства путем развития нормативной базы на региональном уровне. Для тех, кто хотел бы вести работу в этом направлении, мы подготовили типовой законопроект по общественной экологической экспертизе, а также проект регионального положения об общественных слушаниях. Эти документы можно получить через Интернет на сервере Ecoline (http://www.ecoline.ru/mc/expertiza/legis/). Там же доступны полные тексты большинства нормативных документов, упомянутых в этой статье. Все эти документы доступны также в библиотеке "Эколайн".

Литература
1. Об экологической экспертизе. Федеральный закон № 174-ФЗ от 23.11.1995.
2. Об охране окружающей природной среды. Закон РСФСР № 2060-1 от 19.12.1991 (в ред. от 02.06.1993).
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. № 52-ФЗ от 30.11.1994.
4. Конституция РФ. Принята 12.12.1993.
5. Строительные нормы и правила. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и состава проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. СНиП 11-01-95 // Госстрой России. - М., 1998.
6. Свод правил. Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснования инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. СП 11-101-95 // Госстрой России. - М., 1998.
7. Об утверждении "Перечня нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении государственной экологической экспертизы, а также при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности". Приказ Госкомэкологии России № 397 от 25.09.1997.
8. Об утверждении "Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности". Приказ Минприроды России № 539 от 29.12.1995.
9. Строительные нормы и правила. Инженерно-экологические изыскания. Основные положения. СНиП 11-02-96 // Госстрой России. - М., 1997.
10. Свод правил по инженерным изысканиям для строительства. Инженерно-экологические изыскания для строительства. СП 11-102-97 // Госстрой России. - М., 1997.
11. Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы. Постановление Правительства РФ № 698 от 11.06.1996.
12. Об утверждении "Регламента проведения государственной экологической экспертизы". Приказ Госкомэкологии России № 280 от 17.06.1997.
13. Об утверждении единой формы заключения государственной экологической экспертизы. Приказ Минприроды РФ № 392 от 28.09.95.
14. Хотулева. М.В., Черп О.М., Виниченко В.Н., Заика Е.А. Как организовать общественную экологическую экспертизу. Рекомендации для общественных организаций. Исправленное и дополненное издание. - М.: Социально-экологический союз, 1998. - 72 с.
15. Об утверждении Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации. Приказ Минприроды РФ № 222 от 18.07.94.
16. Об общественной экологической экспертизе. Закон Амурской области № 28-ОЗ от 01.09.97.

Общественная экологическая экспертиза. Что это такое?

Общественная экологическая экспертиза.

Что это такое?

Понятие возникло в конце 80-х и быстро получило широкое распространение. Первоначальная трактовка этого термина была весьма широкой. Однако в настоящее время понятие общественная экологическая экспертиза определено законодательно:

«Общественная экологическая экспертиза – организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». (ФЗ «Об экологической экспертизе»)

Любая экологическая экспертиза, в том числе общественная, предполагает работу с предпроектной и проектной документацией, проектами планов, программ, договоров и другой обосновывающей документацией, причем на завершающей стадии ее подготовки. Объекты общественной экологической экспертизы строго определены и перечислены в ФЗ «Об экологической экспертизе», Глава 2, Статьи 11,12, 21.

Цель экологической экспертизы – предупреждение возможных неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социально-экономических и иных последствий. Эта цель достигается путем оценки соблюдения требований к порядку разработки проектной документации и путем оценки качества прогноза воздействий на окружающую среду . Следует отметить, что оценка воздействия на окружающую среду в России выполняется за счет средств заказчика проектной документации, поэтому независимая проверка этого документа является сугубой необходимостью.

Согласно Статье 19 Федерального закона «Об экологической экспертизе» граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право :

· выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы,

· получать информацию о результатах ее проведения,

· осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству РФ.

Кроме того, организации, осуществляющие общественную экспертизу, имеют право :

· получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе,

· знакомиться с нормативно-технической документацией,

· участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы

· участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы (Статья 22).

Общественная организация, которая проводит экологическую экспертизу, утверждает регламент ее проведения, формирует экспертную комиссию и получает объект экспертизы. Экспертная комиссия работает самостоятельно, причем эксперты несут ответственность за качество заключений в соответствии с действующим законодательством. Затем организация-инициатор утверждает сводное заключение и направляет его для ознакомления всем заинтересованным лицам.

В связи с тенденцией сокращения функций государственного аппарата роль и значимость общественной экологической экспертизы будут постепенно возрастать.

Общественная экспертиза является тем инструментом, который позволяет установить диалог между интересами населения, общественным мнением и формальными процедурами проектно-инвестиционного цикла.

Примеры общественной экологической экспертизы:

Инициативная группа жителей п. Коренево, используя материалы общественной экологической экспертизы, добилась судебной отмены решения о землеотводе под проект «рекультивации» отработанного карьера. Служивший местом отдыха затопленный карьер предполагалось превратить в место захоронения отходов. (1996)

Благодаря ряду общественных мероприятий было отменено решение о строительстве в г. Сергиевом Посаде завода по переработке высокотоксичного ракетного топлива. Помимо общественной экологической экспертизы здесь проводился массовый сбор подписей против осуществления проекта, организовывались публикации в СМИ. Материалы общественной экспертизы были направлены в Совет безопасности РФ. (1996)

Дума г. Троицка, учитывая мнение общественности и представленное заключение общественной экологической экспертизы, отменила ряд прежних решений, сделавших возможным строительство мусороперерабатывающего завода (высокотемпературная переработка ТБО). В ходе этой экспертизы для городских депутатов были организованы слушания, в которых приняли участие члены экспертной комиссии. Параллельно с этим Минздрав РФ, куда также было направлено заключение, образовал собственную экспертную комиссию, которая отклонила проект строительства завода. (1997)

В Читинской области общественность организовала общественную экологическую экспертизу проекта золоторудного месторождения Алханай. Геологоразведка была начата в месте, представлявшем религиозную ценность. Общественная экологическая экспертиза показала экологическую и социально-культурную недопустимость реализации проекта в этом месте, а также ее экономическую нецелесообразность. Государственная экологическая экспертиза, рассмотрев материалы общественной экологической экспертизы, утвердила ее заключение и признала выводы полностью обоснованными. (1998)

В Кемеровской области прошла общественная экологическая экспертиза законопроектов «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Во всех трех случаях законы были написаны чиновниками по их собственной инициативе, ввиду возникшей необходимости и при этом «на голом энтузиазме». Сводные заключения ОЭЭ по каждому из законопроектов были представлены в Законодательное собрание Кемеровской области, в Администрацию области и разработчикам. Безусловно, можно говорить о том, что конструктивный диалог между государственными органами, промышленными предприятиями и общественностью состоялся. Областной Госкомэкологии принял активное участие в обсуждении вносимых замечаний и предложений и, более того, проявил заинтересованность в них. (1999)

Проект Генерального плана г. Перми, разработанный фирмой «Энко» (г. С.-Петербург) вызывал острые дискуссии специалистов вокруг различных спорных экологических, социально-географических, транспортных и прочих аспектов. Государственная экологическая экспертиза проекта Ген.плана была организована Комитетом природных ресурсов по Пермской области. Одновременно прошла общественная экологическая экспертиза, организованная Пермским отделением Русского географического общества. В заключении ОЭЭ были сформулированы претензии к проекту, которые не нашли отражения в заключении официального органа. Заключение ОЭЭ было опубликовано в интернет и широко цитировалось в прессе (2002)

Руководство Всеволожского завода прокатных изделий проводило широкую кампанию по убеждению населения и депутатов местного самоуправления в безопасности планируемого производства (выплавки первичного алюминия). Согласно разработанной документации завод был практически безопасен для дачного Всеволожского района. Общественная экологическая экспертиза, организованная Межрегиональным общественным движением «Экологическая безопасность» вскрыла многочисленные нарушения и подтасовки в подготовленной документации. Заключение ОЭЭ было направлено в федеральную госэкспртизу, которая обязала заказчика ответить на все замечания. По итогам рассмотрения переработанной документации проект был отклонен. (2003)

Государственная и общественная экологические экспертизы регулируются одними и теми же законами, однако функции этих процедур, а также их место в системе принятия решений существенным образом различаются. При этом процедура ОЭЭ пока практически не регламентирована.

Организовывать участие общественности в процессе экологической оценки может инициатор деятельности или государственные органы. По российскому законодательству мероприятия по участию общественности могут проводиться по инициативе самой общественности и организовываться в форме ОЭЭ.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Рассматривая общие принципы проведения экологической экспертизы, установленные законодательством, можно определить, что к ОЭЭ применимо большинство из них. Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов ГЭЭ за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Общественная экологическая экспертиза проводится до прове-дения государственной или одновременно с ней. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций о ее проведении.

В заявлении общественной организации о проведении ОЭЭ должны быть приведены наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, сведения об объекте экспертизы, сроки ее проведения. Регистрацию осуществляет орган местного самоуправления, который в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении ОЭЭ обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации.

В государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ может быть отказано в случае, если:

  • · она ранее была дважды проведена в отношении объекта;
  • · она проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
  • · порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;
  • · устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей ОЭЭ, не соответствует требованиям ст. 20 Федерального закона;
  • · требования к содержанию заявления о проведении ОЭЭ, предусмотренные ст. 23 Федерального закона, не выполнены.

Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ.

Общественные организации, организующие ОЭЭ, должны известить население о начале и результатах ее проведения.

Общественные организации (объединения), осуществляющие ОЭЭ в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:

  • · получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе»;
  • · получать от структурных подразделений МПР России, специализированных в области экологической экспертизы, для ознакомления нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению ГЭЭ;
  • · участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений ОЭЭ.

Получив обращение граждан или общественных организаций, муниципальное образование создает временную комиссию по проведению общественного обсуждения объекта ОЭЭ и организует собрание представителей заинтересованных сторон, на котором утверждаются сроки и регламент общественных слушаний.

Эксперты, принимающие участие в ОЭЭ, получают от заказчика техническое задание, во многом, естественно, сходное с заданием на ГЭЭ. Эксперт обязан выполнить следующее.

  • 1. Ознакомиться с материалами обоснования инвестиций и ОВОС проекта.
  • 2. Определить достоверность и достаточность представленной информации. В случае невыполнения этих условий в дальнейшем не использовать такие данные, а перейти к данным по объектам-аналогам.
  • 3. Рассмотреть качество проведения ОВОС и достоверность этих оценок.
  • 4. Проанализировать соответствие технических решений современным требованиям.
  • 5. Оценить экономическую эффективность предложенных природоохранных решений.
  • 6. Определить соответствие намечаемой деятельности и ее последствий нормативным правовым актам РФ и международным обязательствам России.
  • 7. Сделать обоснованные выводы о допустимости реализации намечаемой деятельности по экологическим требованиям.

Заключение ОЭЭ направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим ГЭЭ, заказчику документации, подлежащей ОЭЭ, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

Заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом. Заключения могут публиковаться в СМИ, передаваться органам местного самоуправления, органам ГЭЭ, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

Финансирование ОЭЭ осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.

Это установление соответствия документов экологическая и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и экспертиза иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Основным законодательным документом, регулирующим организацию и проведение общественной экологической экспертизы, является Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы» .

Общественная экологическая экспертиза (далее ОЭЭ) организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы.

ОЭЭ может проводиться в отношении объектов государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней (проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, проекты целевых программ, проекты соглашений о разделе продукции, материалы обоснования лицензий на отдельные виды деятельности, объекты, расположенные на континентальном шельфе, особо охраняемых территориях), за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

ОЭЭ проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней, а также может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы.

Проведение общественной экологической экспертизы основывается на принципах:

Презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

Обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

Комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

Обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

Достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

Независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

Научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

Гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

Ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Процедура проведения ОЭЭ в соответствии с требования законодательства:

1. Заявление о проведении ОЭЭ регистрируется в органах местного самоуправления. При наличии заявлений на один объект от двух и более общественных организаций допускается создание единой экспертной комиссии.

2. Организатор ОЭЭ обращается к заказчику проекта с письменным обращением о представлении объекта ОЭЭ, сопровождаемым подтверждением регистрации ОЭЭ в установленном порядке (в случае получения отказа обращается в суд).

3. Формируется экспертная комиссия, членами которой не могут быть сотрудники или представители заказчика и разработчика экспертиру- емой проектной документации, истребованной на ОЭЭ, граждане или представители юридического лица, состоящие в трудовых или иных договорных отношениях с указанными заказчиком или разработчиком документации.

4. Инициаторы и организатор ОЭЭ публикуют в СМИ объявления о начале и этапах проведения ОЭЭ.

5. Организатор ОЭЭ обеспечивает работу экспертной комиссии и подготовку сводного заключения ОЭЭ.

6. Заключение ОЭЭ направляется федеральному или региональному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

7. Заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным или региональным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.

2.3.3. Публичные слушания по обсуждению проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения

Согласно ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания:

По инициативе населения (ПС назначаются представительным органом муниципального образования);

По инициативе представительного органа муниципального образования (ПС назначаются представительным органом муниципального образования);

По инициативе главы муниципального образования (ПС назначаются главой муниципального образования).

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Примерная схема по обсуждению проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения:

1. Органы местного самоуправления информируют о начале обсуждения и предоставляют проект муниципального правового акта на общественный доступ для ознакомления заинтересованными лицами.

2. Органы местного самоуправления ведут прием и регистрацию предложений и замечаний по обсуждаемому проекту муниципального правового акта в письменном виде.

3. Возможно проведение встречи (собрания) представителей органов местного самоуправления с общественностью для публичного обсуждения проекта муниципального правового акта, где озвучиваются уже поступившие предложения.

4. Органы местного самоуправления анализируют поступившие в ходе публичных слушаний комментарии, замечания и предложения, часть из которых может быть принята во внимание и использована для внесения соответствующих корректировок в проект муниципального правового акта.

5. Органы местного самоуправления информируют всех участников публичных слушаний о принятом муниципальном правовом акте (итоговом варианте).

Хотелось бы обратить особое внимание на то, что, несмотря на прямое право населения проявлять инициативу в проведении ПС, порядок обращения населения с инициативой о проведении ПС в законодательстве федерального уровня не закреплен и нет даже ссылок на необходимость определения такого порядка на региональном или местном уровнях. Таким образом, на сегодняшний день нет никаких четких регламентаций относительно того, как население должно оформить свою инициативу. Согласно декларациям законодательства население должно каким-либо образом донести свою инициативу до представительного органа муниципального образования (то есть до депутатов) и потребовать назначить проведение публичных слушаний. Видимо, этот пробел в законодательной регламентации просуществует еще некоторое время, пока не наберется достаточное количество практического опыта, демонстрирующего необходимость такой регламентации.

Также на сегодняшний день для реализации общественной инициативы можно руководствоваться ст. 32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» об обращении граждан в органы местного самоуправления, где закреплено право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Еще по теме 2.3.2. Общественная Экологическая экспертиза:

  1. Экологическая экспертиза проектной документации в системе экологоправовых требований по обеспечению охраны окружающей среды
  2. Понятие участия общественности в принятии экологически значимых решений
  3. Правовые формы участия общественности в принятии экологически значимых решений
  4. 4.2.1. Нормативно-правовая основа участия общественности в принятии экологически значимых решений
  5. Правовое обеспечение участия общественности в принятии экологически значимых решений
  6. Экологический аудит и экологическая отчетность в системе маркетинга
  7. §1.3. Экологическая безопасность и экологическое качество как природоохранные категории
  8. 35. Заключения экспертов. Процессуальные права и обязанностиэкспертов. Дополнительная и повторная экспертизы. Комиссионная и комплексная экспертизы.
  9. Концепция экологической ответственности за экологические правонарушения
  10. § 1. Экологическая безопасность России и ее экологическая доктрина
  11. Заключения экспертов. Процессуальные права и обязанности экспертов. Дополнительная и повторная экспертизы. Комиссионная и комплексная экспертизы.
  12. Глава 24. Экспертная деятельность и современные возможности судебных экспертиз. Общая теория судебной экспертизы, ее концептуальные основы и ключевые понятия
  13. ЗОНА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ - см. "Экологически опасные вещества и отходы".
  14. 8.4. Классификация видов криминалистической экспертизы. Проблема новых видов криминалистической экспертизы
  15. 4.1.4 Содержание экспертизы нормативного акта. Правовая экспертиза нормативного акта. Результаты экспертизы нормативного акта.
  16. ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ - см. "Экологически опасные вещества и отходы".
  17. § 1. Роль информационных технологий в обеспечении защиты общественных интересов в процедурах общественного контроля
  18. 7. Основы общественного производства: простые моменты процесса труда, общественный продукт и его движение.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право -

Поскольку процедуры ОВОС и экологической экспертизы в соответствии с российским законодательством являются самостоятельными, граждане и общественные формирования имеют возможность проявить активность в каждой из них. Правда, при объединении их в одну процедуру (как это сделано в законодательстве многих зарубежных государств), адекватно урегулированную, достаточно было бы участия заинтересованной общественности в процедуре оценки воздействия на окружающую среду для выражения своей позиции по планируемой деятельности. С точки зрения участия населения в подготовке экологически значимых решений через общественные слушания, эффективность таких слушаний может быть выше, чем общественной экологической экспертизы, так как слушания должны быть организованы заказчиком в обязательном порядке.

В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных Законом. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта такой экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.

Проводится общественная экспертиза общественными организациями (объединениями). Закон устанавливает определенные требования к таким организациям: основным направлением их деятельности в соответствии с их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы; они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.



Принципиальным является положение Закона о том, что общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, по которым проводится и государственная экологическая экспертиза. Исключение составляют объекты экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну (ст. 21).

Общественная экологическая экспертиза может проводиться или до проведения государственной экологической экспертизы, или одновременно с ней. Предложения общественности по объекту экспертизы важно иметь на стадии, предшествующей подписанию и утверждению заключения государственной экологической экспертизы.

Чтобы обеспечить проведение общественной экспертизы на должном уровне, для выражения и защиты своих позиций по объекту экспертизы общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, наделяются специальными правами:

Получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в Федеральном законе;

Знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

Участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может быть осуществлена при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении органом местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

Закон устанавливает также требования по содержанию заявления общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы. Оно должно содержать наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, об объекте общественной экологической экспертизы, сроки ее проведения.

В законодательстве предусматривается исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы. В регистрации может быть отказано в случае, если:

Общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

Общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

Порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;

Устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям Федерального закона;

Требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные Федеральным законом, не выполнены. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Между государственной и общественной экологической экспертизой имеется два существенных различия. Первое касается того, что общественная экспертиза является инициативной, добровольной, а государственная - обязательной. Второе различие связано с юридической силой экспертного заключения. О заключении государственной экологической экспертизы мы говорили выше. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Оно может быть также опубликовано в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, другим заинтересованным лицам. Заключение общественной экологической экспертизы учитывается комиссией государственной экологической экспертизы при подготовке своего заключения.

В случае несогласия общественных формирований или местного населения с выводами государственной экологической экспертизы, если при этом нарушены или не учтены их экологические права и законные интересы, они вправе обратиться в суд.