Административная деятельность полиции. Понятие общественного порядка и общественной безопасности Статья нарушение общественного порядка в общественных местах

Сохраняй порядок, а порядок будет сохранять тебя. Именно этим латинским изречением можно обозначить глобальную идею этой статьи. Мы поговорим о порядке: порядке в голове, вокруг, в обществе. Совершенно ясно, что если у человека кавардак в голове и отсутствует понимание в необходимости соблюдать естественные правила приличия, нет сформированных моральных ценностей, внутреннего ориентира, то ожидать от данного субъекта можно всё что угодно. Он будет делать то, что взбредёт ему в голову. Зачастую это, как правило, отсутствие порядка в его жизни, который не может не коснуться общества в целом, поскольку данный индивид привносит это отсутствие в массы. Другими словами, он просто нарушает общественный порядок.

Что это такое?

Общественный порядок - это сложившиеся взаимоотношения в нашем обществе, которые изначально задуманы не только для гармоничного сосуществования разных людей рядом друг с другом, но и направлены на всеобщее развитие. В основе общественного порядка лежат сформированные юридические, то есть правовые, и неюридические нормы. К последним можно отнести нормы нравственности, существующие традиции и обычаи, плюс нормы общественных организаций и правила поведения.

Нарушение общественного порядка

В соответствии со сформулированным выше определением легко прийти к пониманию и осознанию того, что будет означать несоблюдение и неследование подобным взаимоотношениям и порядку.

Нарушение общественного порядка - это нарушение юридических или неюридических норм (перечислены в пункте выше), то есть какие-то социальные и правовые нормы общественных отношений игнорируются и не соблюдаются представителем данного общества. За подобные действия, в теории и по идее, такого человека можно привлечь к ответственности. Но на практике выходит, к сожалению, так, что привлечь к ответу данного индивида можно только за нарушение тех норм, которые зафиксированы в нормативно-правовых актах и влекут за собой . Она может быть разная: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная.

Пара слов об индивидуальных осознании и ответственности, или Утопическое отступление

Хочется также упомянуть высказывание одного американского писателя. Оно звучит примерно так: не нужно приводить окружающий мир в порядок, ведь изначально он уже был в порядке. Нам остаётся привести в согласие и гармонию себя с этим изначальным порядком мира. Очень глубоко и правильно, по сути. Если бы каждый член общества понимал и принимал ответственность за свои действия, бездействия и осознавал последствия своих принимаемых решений, то не нужно было бы создавать какие-либо наказания, но увы, современное общество далеко от идеала. Все стремятся изменить этот мир, не начиная при этом с самого себя, поэтому нарушение общественного порядка достаточно распространено в наши дни.

Наказание за нарушение

Уголовный кодекс и кодекс об административных правонарушениях закрепляет определённые возможные наказания за . Эти наказания напрямую зависят от тяжести и состава нарушения правовой нормы. Их определяют санкции статьи (статей): это могут быть денежные штрафы до двух с половиной тысяч рублей, административное лишение свободы на пятнадцать суток (нарушение общественного порядка, статья двадцатая, пункт первый, КоАП «мелкое хулиганство»), принудительные работы помимо штрафа, а также тюремное заключение до 5-7 лет). Повторимся, что всё зависит от состава правонарушения.

И в заключение хотелось бы напомнить, что это именно мы, люди, являемся строительной (или разрушительной) силой нашего общества, поэтому всё зависит исключительно от нас, соблюдение общественного порядка в том числе.

В российском правовом поле так установлено, что огромное количество различных действий подпадает под понятие административного правонарушения. Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) охватывает самый широкий круг сфер – от защиты прав потребителей до мелкой уголовщины.

При этом имеется отдельный блок правонарушений, который вызывает особое отношение. И это, в первую очередь, те проступки, которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность. Отношение государства к таким действиям своих граждан самое серьезное. А это грозит неприятностями тем, кто пренебрегает требованиями закона – осознанно либо по недоразумению, незнанию.

Что такое нарушение общественного порядка?

Такого рода административным правонарушениям в КоАП РФ посвящена отдельная глава под номером двадцать. В наши дни в нее входят 27 составов правонарушений. Следует отметить, что это более чем вдвое превышает тот перечень, который содержался в указанной главе в предшествующей версии кодекса.

Из этого следует логичный вывод: общественный порядок для нашего государства выводится в приоритеты, а покушение на него воспринимается как серьезное нарушение и требует адекватной реакции. Главное, что, по мнению законодателей, объединяет все перечисленные в этой главе составы, – это общий объект посягательства со стороны нарушителей.

Им является комплекс общественных отношений, которые подлежат административному регулированию. Также к общим объектам статьи 20 КоАП можно отнести посягательства не только на общественную нравственность или честь и достоинство граждан, но и на собственность (личную, коммерческую или общественную). Но определенный состав каждого пункта статьи 20 относится к определенным общественным отношениям со своей спецификой, а потому в зависимости от этого предусматривает индивидуальные особые санкции.

Эксперты разделяют также объективную часть правонарушения (его обстоятельства, поведение обычного человека либо должностного лица) и его дополнительные признаки (когда, где, каким образом совершено правонарушение, использованные при этом орудия).

Необходимо подчеркнуть, что указанные дополнительные признаки прописаны и в КоАП РФ, и в других важных нормативных документах, которыми также следует руководствоваться при вынесении решения. Сюда можно отнести, скажем, комплекс федеральных законов – «О защите прав потребителей», «О чрезвычайном положении», «О собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях» и другие.

Состав правонарушений общественного порядка

Наказанию за подобные правонарушения, прописанные в главе 20, подлежат лишь дееспособные граждане в возрасте от 16-ти лет и старше. Также взыскания по этим статьям могут налагаться на должные и юридические лица.

Важно, чтобы при определении санкций по этим статьям присутствовал фактор умышленных действий. Как правило, отсутствие умысла при таких правонарушениях в практике встречается довольно редко.

При вынесении решений о санкциях по какому-либо из указанных составов правонарушения обычно принимают во внимание форму вины фигуранта дела, мог ли он предвидеть негативные последствие своих поступков, совершил ли он небрежность или легкомысленный проступок.

Часто такие правонарушения, которые представляют собой угрозу общественному порядку, совершаются гражданами из-за отсутствия правовой культуры. Они просто не видят в своих поступках нарушения закона и ущерба для общественных отношений.

Один из самых распространенных составов в этой главе – мелкое хулиганство (ст. 20.1). Закон трактует его как нарушение общественного порядка; при этом нарушитель в обязательном порядке проявляет неуважение к обществу. Выражается это и в нецензурной брани, и в оскорблениях и т.д. Это карается штрафом до 1 тыс. рублей либо административным арестом (до 15-ти суток).

Среди других достаточно распространенных составов, которые прописаны в 20-й главе, можно назвать нарушение требований пожарной безопасности, использование фашистской атрибутики либо символики, нарушения в организации митингов и шествий, нелегальная деятельность детективов и ЧОПов, потребление в общественных местах алкоголя и наркотических веществ. Целый перечень статей (20.8-20.14) связан с оборотом оружия.

  1. Нарушение общественного порядка: статья, штраф и меры борьбы

Сущность общественного порядка
Чтобы полностью раскрыть определение этих правонарушений, для начала нужно разобраться, что же такое общественный порядок, и почему он так важен в современном мире. Совокупность нравственных ценностей, традиций и обычаев, законодательно закреплённых и одобренных государством, — вот что такое общественный порядок. Он формируется с течением времени, вместе с развитием человеческих отношений, и служит для их регулирования, особенно если в общество входят лица с различными представлениями о нормах поведения.

Основа общественного порядка – мирное сосуществование всех лиц, формирующих общество при неусыпном контроле со стороны правоохранительных органов.

Прописанные на законодательном уровне нормы поведения очерчивают границы допустимого, унифицируя их для всех участников общества.

Охрана этих норм защищает одних лиц, соблюдающих правопорядок, от других, которые проявляют поведение, выражающее явное неуважение к обществу.
Ответственность за нарушение общественного порядка
Кодекс Российской Федерации об (сокращенно КоАП РФ) предусматривает ответственность за деяния, попадающие под нарушение общественного порядка. Несколько его статей посвящено именно тому, какой грозит за то или иное правонарушение.

  • Статья 20.1 сообщает, что за нецензурную брань в общественных местах, уничтожение или повреждение чужого имущества и оскорбительное приставание налагается административный штраф в размере от 500 до 1500 р. или длительностью до 15 суток.
  • Статья 20.20 раскрывает ответственность в подъездах, на детских площадках и прочих местах, где это запрещено федеральным законом, в виде административного штрафа того же размера: 500-1500 р.
  • Статья 20.21 устанавливает административный штраф в том же размере или административный арест до 15 суток за появление в нетрезвом виде в общественных местах, например, в парках, на улицах, на стадионах и прочих.
  • Статья 6.24 прописывает наказание , включая детские площадки, лифты и прочие помещения общего пользования в многоквартирных домах в виде административного штрафа, который варьируется в зависимости от точного места курения.

Во многих случаях КоАП РФ допускает, что власти каждого региона нашего государства имеют право на собственное законотворчество относительно нарушений общественного порядка. Так, например, не существует единого закона о , поскольку в каждом регионе есть свои установки касательно строгих рамок ночного времени, в течение которого запрещается шум и величина ответственности за нарушение этого запрета. Рассмотрим некоторые примеры.

В Москве ночным временем считается период с 23.00 по 07.00, как и в Орловской области, а в Омской области ночное время начинается в 22.00 и заканчивается в 8.00. Республика Татарстан разделяет ночное время в рабочие дни (22.00 – 06.00) и выходные (22.00 – 09.00).

Соответствующие законодательные акты некоторых регионов предоставляют подробный перечень видов запрещённого шума. Туда попадают и использование различных звуковоспроизводящих устройств (радиоприёмников, телевизоров и т.д.), и игра на всевозможных музыкальных инструментах, и пение, и звук охранной сигнализации, и взрывы пиротехнических средств, и производство различных строительных и ремонтных работ. При этом разные региональные законы о тишине предписывают свои наказания за шум в квартире в неположенное время. В Москве, например, предусмотрены предупреждение и наложение административного штрафа, чей размер зависит от позиции нарушителя:

  • на физических лиц налагается штраф в размере 1-2 тыс. р.;
  • штраф, наложенный на должностных лиц, увеличивается до 4-8 тыс. р.;
  • юридические лица понесут наказание в виде штрафа от 40 до 80 тыс. р.

В Омской области предполагаются те же санкции: и штраф, только его размер гораздо меньше для этих же трёх категорий населения.
Мелкое хулиганство или просто хулиганство?

Вышеуказанные нарушения общественного порядка считаются мелким хулиганством, поэтому они описаны в КоАП РФ, но есть правонарушения, превосходящие их по масштабам и последствиям, поэтому они являются не мелким, а обычным хулиганством, которым занимается уже УК РФ, то есть Уголовный кодекс, который и прописывает, какой размер штрафа выплатит правонарушитель, и сколько лет продлится его арест.

Определить, к какому виду хулиганства относится то или иное правонарушение, можно лишь после выяснения всех обстоятельств произошедшего, включая характер и масштаб ущерба, нанесённый правонарушителем общественному порядку.

Рассматриваются место и время совершения правонарушения, его длительность и тяжесть наступивших последствий. Например, если нанесены серьёзные телесные повреждения, причинён существенный вред здоровью или имуществу, включая его полное уничтожение, то это явно выходит за рамки мелкого хулиганства, поэтому и карается более жёстко.
Хотя хулиганство понимается как тотальное неуважение к обществу, существуют и другие виды нарушения общественного порядка, которые караются гораздо серьёзнее, например, проведение терактов или массовые беспорядки.
Что делать, если вы свидетель нарушения общественного порядка
Итак, на ваших глазах происходит нарушение общественного порядка. Что делать? Разумеется, способствовать наказанию правонарушителя. Для этого нужно выполнить следующие шаги.

1. Внимательно рассмотрите и запомните приметы злоумышленника. Здесь важно всё: рост, комплекция, одежда, характерные примеры, например, шрамы. При возможности снимите злоумышленника на видео или фото с помощью мобильного телефона или фотоаппарата.

2. Как можно скорее позвоните по номеру 102 (или 112) в органы полиции и сообщите о правонарушении, свидетелем которого вы оказались. Старайтесь описать как можно подробнее, не упуская время и место события, приметы правонарушителя и вид его преступления.

3. Если преступник скрылся, оставив после себя пострадавших, постарайтесь оказать им первую медицинскую помощь и вызовите скорую помощь.

4. Дождитесь наряда полиции, изложите ещё раз всё увиденное, продемонстрируйте фото или видео.

Также не стоит молчать, если вам известна информация о готовящемся нарушении общественного порядка. Своевременное сообщение этих сведений органам полиции может спасти жизни и предотвратить преступление.
Итак, сами граждане несут ответственность за поддержку общественного порядка, поскольку обязаны сообщать о правонарушениях, свидетелями которых они оказались. Сокрытие произошедших или готовящихся нарушений общественного порядка считается соучастием в них.

Общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны в деятельности органов внутренних дел.

Как социально-правовые категории, охватывающие специфическую сферу общественных отношений, они характеризуются рядом особенностей, определяющих содержание деятельности органов внутренних дел по охране (обеспечению) этих отношений.

Общественный порядок и безопасность касаются всех граждан без исключения, причем с момента рождения и до конца жизни человека.

2. Общественный порядок и общественная безопасность, как правило, касаются элементарных действий, поступков и правил поведения людей. Они происходят открыто, публично и обычно понятны для окружающих.

3. Общественный порядок и безопасность регулируются как нормами права, так и иными социальными и техническими нормами (морали, обычаями, традициями, даже модой).

4. В сфере общественного порядка и безопасности ежегодно совершается огромное количество правонарушений, исчисляемое десятками миллионов. И все правонарушители, а это значительная часть населения, так или иначе подвергаются принудительному воздействию со стороны сотрудников милиции.

5. В сфере общественного порядка и безопасности происходит оборот объектов и предметов повышенной опасности: приобретение, хранение, использование, перевозка гражданского и служебного огнестрельного оружия, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, радиоактивных изотопов и др. Поэтому лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел, осуществляющих государственный надзор и контроль в этой области, позволяет предупреждать и пресекать нарушение установленных правил и тем самым минимизировать наступление тяжких последствий, связанных, как правило, с нарушением соответствующих норм, стандартов и требований.

6. С рассматриваемой сферой тесно соприкасаются такие опасные антисоциальные явления, как наркомания, пьянство, проституция, бродяжничество, попрошайничество. Именно поэтому в ряде городов страны создаются специальные подразделения, так называемая милиция нравов.

7. В сфере общественного порядка и общественной безопасности постоянно проходят различные массовые публичные мероприятия с большой концентрацией людей в тех или иных помещениях или на ограниченной территории, что нередко создает угрозу для жизни и здоровья граждан, нормальному функционированию организаций. К ним можно отнести политические (митинги, шествия, демонстрации), экономические (пикетирование, голодовки), культурно-зрелищные (фестивали, концерты, дни городов), спортивные (олимпиады, футбольные и хоккейные соревнования), религиозные и другие массовые мероприятия.

8. В сфере общественного порядка и общественной безопасности происходят различные групповые нарушения порядка, массовые беспорядки, вооруженные и невооруженные конфликты, террористические акты. Нередко они сопровождаются убийствами, гибелью людей, погромами и поджогами государственных и общественных зданий, жилых домов граждан, разрушением железнодорожных путей, мостов, линий электропередач и связи.

9. С рассматриваемой сферой неразрывно связаны чрезвычайные ситуации, наступающие при возникновении стихийных бедствий, пожаров, крупных техногенных аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотий, создающие угрозу жизни и здоровью граждан и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Названные особенности общественного порядка и общественной безопасности наглядно демонстрируют важность и актуальность этой сферы в деятельности органов внутренних дел, а главное – определяют содержание их правоохранительных функций и полномочий.

Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении безопасности личности, общественной безопасности, в создании благоприятных условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Основу общественного порядка составляют отношения, складывающиеся в общественных местах, т. е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха.

  1. общественные места постоянного пользования – улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т. п.;
  2. общественные места временного пользования – магазины, театры, стадионы и т. д.;
  3. эпизодические общественные места – лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные мероприятия, и т. д.

Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера (нормы морали, обычаи, правила поведения).

Посредством правовых норм устанавливаются общеобязательные правила поведения, вводятся запреты на совершение ряда определенных действий, устанавливается ответственность за правонарушения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного порядка.

Общественный порядок – это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся, главным образом, в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Состояние угрозы общественной безопасности может возникать, когда допускаются нарушения правил эксплуатации автомобильного, железнодорожного, авиационного и других видов транспорта, осуществления строительства, дорожных, ремонтных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, сильнодействующими ядами, радиоактивными изотопами, средствами цветного копирования, компьютерными системами и другими предметами и веществами.

Вконтакте

Одноклассники

Рассмотрим соотношение понятий общественный порядок и государственный порядок .

Конституционные термины и понятия «общественный порядок » (п. «е» ст. 114 Конституции РФ) и «общественная безопасность » (п. «б» ст.

72 Конституции РФ) не имеют единого конкретного легального определения.

В научном же, доктринальном истолковании этих терминов и понятий отмечается два принципиальных момента:

во-первых, различается понятие общественного порядка в широком социально-политическом смысле и в более узком, собственно административно-организационном этого слова;

во-вторых, понятие общественного порядка неразрывно связывается с более широкими категориями установленного государственного порядка и порядка управления .

В широком социально-политическом смысле под общественным порядком можно понимать всю систему общественных отношений, фактически сложившуюся в обществе на основе действующей в нем Конституции и другого законодательства в данный момент исторического развития, независимо от конкретных форм государственного устройства и политического режима (капитализм, социализм, тоталитаризм, демократия и т.д.).

В этом плане общественный порядок государственно-организованного общества включает в себя последовательно такие категории, как: установленные государственный порядок, порядок управления и общественный порядок в узком административно-организационном смысле.

Государственный порядок включает в себя установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другим федеральным законодательством правовые нормы и правила, регламентирующие политические, экономические, правовые основы организации и деятельности государства:

Федеративное государственное территориальное устройство, организация избирательной системы, правила денежной эмиссии, защиты и обеспечение устойчивости рубля;

Установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирования федеральных органов государственной власти;

Порядок установления и использования символов государства (герба, флага, гимна) и другие основы жизнедеятельности государственно-организованного общества.

Все нормы и правила соблюдения государственного порядка устанавливаются только высшими федеральными органами государственной власти, действуют в общегосударственном масштабе, а обязанность соблюдать государственный порядок возлагается на все государственные органы любого иерархического уровня всех ветвей власти и их должностных лиц, а также на всех российских и иностранных физических и юридических лиц, действующих на территории нашего государства.

Органами защиты и охраны государственного порядка выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ.

В случаях возникновения угроз национальной государственной безопасности от нарушений правил и норм государственного порядка к его защите по указанию Президента РФ могут привлекаться необходимые силы и средства соответствующих спецслужб Российской Федерации.

Порядок управления , являясь продолжением государственного порядка и составной частью общественного порядка в широком смысле этого слова, включает в себя совокупность правил и правовых норм, регламентирующих деятельность только государственных органов исполнительной власти и их должностных лиц во взаимоотношениях с различными звеньями государственного аппарата, а также с физическими и юридическими лицами в различных областях, отраслях и сферах реализации исполнительной власти (государственного управления).

Сюда можно отнести, например, правила государственного учета и отчетности физических и юридических лиц о результатах своей деятельности, правила работы кадровых служб государственного аппарата, правила пользования печатями и штампами, правила досмотра ручной клади и багажа пассажиров аэрофлота, многочисленные таможенные правила и т.д. и т. п.

Защита и охрана порядка управления, установленного в различных областях, отраслях и сферах государственного управления , осуществляется силами и средствами действующих там многочисленных контрольных и надзорных органов различных министерств и ведомств. За административные правонарушения против порядка управления предусмотрена административная ответственность (ст. 19.1-19.25 КоАП РФ).

Общественный порядок в узком значении и в собственном административно-организационном смысле (юридическом, а не социально-политическом) представляет собой комплексную совокупность установленных государством правил (норм) жизни и деятельности (поведения) граждан за пределами сферы трудовой (служебной) деятельности: в общественных местах (улицы, площади, парки, общественный транспорт и все другие места массового скопления людей), по месту жительства (дом, квартира, гостиница), по месту пребывания в семье, у родственников, знакомых.

Правила общественного порядка распространяются и на рабочие (служебные) помещения, если там совершаются противоправные действия, не связанные с трудовой и служебной деятельностью, но нарушающие общественный порядок (пьянство на работе, драки, личные оскорбления и т.д.).

Основными органами защиты и охраны общественного порядка выступают многочисленные органы, подразделения и службы системы МВД России.

Примеры употребления слова правопорядок в литературе.

Это широко распространенное недружелюбие могло даже дать повод к заключению, что русский народ — народ аполитический, безгосударственный, неспособный к организации, дисциплине и правопорядку .

Гай Гисборн сбился с ног и издергался еще за неделю до торжества, поскольку на него возлагалась нелегкая задача обеспечения правопорядка во время праздника.

Гай Гисборн был на высоте, и правопорядок во время турнира царил образцовый.

Он наносил мазь на тело девушки, тщательно следя за тем, чтобы не пропустить ни единой точки, когда вдруг появились чины гуджаратских сил охраны правопорядка , в мундирах и при оружии.

На что ему тоже мягко и тоже доходчиво было сказано, что преступность в стране поднимает голову, и органы правопорядка не могут, забросив все остальные дела, заниматься лишь убийством его беспутного двоюродного братца.

Правопорядок и общественный порядок

Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления - общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т. д. Следовательно, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства. С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой - состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Так, ст. 213 У К предусматривает ответственность за хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка.

Таким образом, правопорядок и законность - цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому не случайно основным направлением деятельности профессионалов-юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению).

Основные пути укрепления законности и правопорядка

Законность и правопорядок - величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан.

Поэтому их укрепление - одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них - преступлений. Достаточно сказать, что в 1995 г. в России зарегистрировано 2 млн 755,7 тыс. преступлений, почти 60% которых тяжкие. Поэтому укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью - жизненно важные задачи нашего сегодня.

Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны прежде всего юристы, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителями законности. Практика показывает ошибочность подобных взглядов. Только в последние годы преодолено представление, что корни преступности в нашей стране - это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практика доказала, что причины правонарушений нужно искать не в «пережитках», не в прошлом, а в действительности. Они порождены теми объективными условиями (экономическими, политическими, социальными), в которых находится общество на конкретном этапе развития.

Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения прежде всего должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии - необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.

Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.

Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц. Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении. Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами. Еще Р. Иеринг писал, что сопротивление личности неправу, т. е. нарушению права, есть обязанность (долг) управомоченных граждан по отношению к самим себе и к обществу.

С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.

Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанные на принципе «Моя хата с краю». Полагаем, что процесс становления и развития местного самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в том числе укрепления законности.

Важнейшая же роль здесь безусловно принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, сооственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменитель-ных и правоохранительных органов.

Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Маркс в свое время писал, что «даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона» И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.

Глава 29

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Понятие и структура правовой системы

Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, ооусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

Это понятие выражает очень важную идею, а именно: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему. В правовой системе воедино слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации.

При изучении данной темы целесообразно использовать системный подход, который позволяет различать пять уровней правовой системы: субъектно-сущностный; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный.

Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.

На интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание (индивидуальное и общественное). Совокупность таких, казалось бы, разнокачественных явлений, как знания, эмоции, чувства, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позво- ляет человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней и мотивы правового поведения.

Исследование нормативно-регулятивного уровня правовой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормы- права. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым так или иначе сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.

Правовые нормы выступают одновременно в качестве аккумуляторов и проводников государственной воли народа, возведенной в закон, т.е. в качестве источников той политико-правовой энергии, которой заряжена вся масса нормативного ядра системы. Выступая носителем подобной энергии, они, будучи элементами правовой системы, притягивают к себе и заставляют работать все иные компоненты, в результате чего образуются структурно-функциональные блоки уже иного порядка. Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы.

Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Нормативный срез высвечивает основную социальную функцию правовой системы - регулирование общественных отношений, а также основные цели и направления правового воздействия на развитие общества.

Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.

Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права освоил правовую действительность, как он «живет» в ней, а с другой - то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния, позволяющие представить себе определенные результаты действия юридических норм (правовая культура, законность, правопорядок). На этом уровне заложенные в праве свободы, возможности и требования органично вплетаются в социальную и политическую материю. Здесь наиболее четко проявляются сущностные качества правовой системы, имеющие важное значение для формирования и функционирования политической системы и граяеданского общества.

Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе употребляются близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельное значение термины «правовая надстройка», «механизм правового регулирования», «система права», «право».

Категория «правовая надстройка» раскрывает местоположение всех правовых явлений в общественной системе относительно экономического базиса, а понятие «правовая система» отражает внутренние (структурные) функциональные и системные связи правовых явлений. Категория «механизм правового регулирования» призвана обратить внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тогда как «правовая система» показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов, единство состояний статики и динамики права. Термин «система права» характеризует институциональное внутреннее строение нормативной основы правовой системы - права как такового, «правовая же система» охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества.

Читайте также:

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» первым назначением полиции законодатель назвал защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. В связи с наличием такого назначения полиция должна разрабатывать и осуществлять предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами меры, направленные на приведение общественных отношений, связанных с жизнью, здоровьем, честью, достоинством, правами и свободами людей, в состояние защищенности от общественно вредных, общественно опасных деяний и последствий таковых.

Также в Законе отдельными назначением полиции является охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности. Это одни из важнейших функций полиции.

Общественный порядок – это урегулированные нормами права и морали общественные отношения, в своей совокупности обеспечивающие общественное спокойствие, общепринятые нормы поведения, нормальную деятельность предприятий, учреждений и организаций, транспорта, сохранность всех видов собственности, а также уважение общественной нравственности, чести и достоинства граждан.

К понятию «общественный порядок» тесно примыкает понятие «общественная безопасность», которая рассматривается как система общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами природного, социального или техногенного характера.

Состояние угрозы общественной безопасности может возникать, когда допускаются нарушения правил эксплуатации автомобильного, железнодорожного, авиационного и других видов транспорта, осуществления строительства, дорожных, ремонтных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, сильнодействующими ядами, радиоактивными изотопами, компьютерными системами и другими предметами и веществами.

Угроза общественной безопасности и личной безопасности граждан может возникать при нарушениях установленного порядка проведения массовых мероприятий, неподготовленности мест для их проведения, несвоевременности принятия мер к упорядочению движения больших групп людей и т.п. Признаки угрозы общественной безопасности и личной безопасности граждан неизбежно возникают при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах.

Поэтому, общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны подразделений полиции по охране общественного порядка.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению общественного порядка и безопасности в системе исполнительной власти создаются разнообразные государственные органы. Среди них можно выделить те, которые специально созданы для обеспечения общественного порядка и безопасности. К ним относятся органы внутренних дел, которые входят в систему государственных органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью. Эти органы находятся в непосредственном подчинении Президента Российской Федерации, ему подотчетны и подконтрольны.

Органы внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с Положением о МВД России в круг его задач входит обеспечение в пределах установленных полномочий защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, организация предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений, обеспечение охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения, а также организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия. Решение этих задач самым непосредственным образом влияет на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Министр внутренних дел несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на МВД России. Составной частью системы Министерства внутренних дел Российской Федерации является полиция, призванная защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенная правом применения мер принуждения.

Исходя из вышеизложенных задач, для эффективного обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, сотрудники полиции обязаны:

— прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

— оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

— выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний;

— обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

— обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее — публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее — массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

— принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

— осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения и др.

В целях приведения структур территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» , указами Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» , от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» , от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» и на основании подпункта 7 пункта 21 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» утвержден перечень подразделений полиции в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с Приказом МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 исполнительными звеньями в организации и непосредственном практическом обеспечении общественного порядка и общественной безопасности являются:

подразделения участковых уполномоченных полиции;

подразделения патрульно-постовой службы;

подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения;

подразделения по исполнению административного законодательства;

подразделения по содержанию лиц, арестованных в административном порядке;

подразделения по делам несовершеннолетних, в том числе подразделения для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;

подразделения вневедомственной охраны;

подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;

подразделения по содержанию подозреваемых и обвиняемых;

подразделения лицензионно-разрешительной работы.

Функции подразделений полиции по охране общественного порядка (ООП) представляют собой комплекс организационных и правоохранительных действий, направленных на организацию и непосредственное осуществление административно-правовой охраны общественного порядка, борьбу с преступлениями и другими правонарушениями, а также на выполнение других задач, стоящих перед данными подразделениями.

Аппараты и подразделения полиции ООП реализуют свои функции, осуществляя два неразрывно связанных вида деятельности: организационную и административно-исполнительскую. Организационная деятельность (организаторская работа) состоит в реализации комплекса функций управленческого характера, к числу которых относятся: определение объективно необходимых и научно обоснованных целей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью; разработка структуры аппаратов и подразделений полиции ООП, функциональных обязанностей их сотрудников; управление деятельностью подчиненных аппаратов и подразделений по выполнению поставленных задач; их кадровое и материально-техническое обеспечение и т.д. При этом в организаторской деятельности выделяются два взаимосвязанных направления: внешнеорганизационное , заключающееся в осуществлении взаимодействия и координации деятельности рассматриваемых подразделений с другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами в охране общественного порядка и борьбе с преступностью; внутриорганизационное, объектом взаимодействия которого является административно-исполнительская деятельность аппаратов и подразделений полиции ООП. Это воздействие осуществляется путем: обеспечения выполнения личным составом функциональных обязанностей; управления его служебной деятельностью; подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров; планирования работы; выработки и принятия решений по расстановке сил и средств; контроля и проверки исполнения; обобщения и распространения передового опыта и т.д.

Сущность административно-исполнительской деятельности подразделений полиции ООП состоит в реализации функций по непосредственному практическому обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, осуществлению профилактических и административно-правовых мер борьбы с правонарушениями, а также в выполнении других возложенных на нее функций.

Выполняя задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, подразделения полиции ООП принимают действенные меры по поддержанию надлежащего состояния общественного порядка на улицах, площадях, транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах, а также при проведении массовых мероприятий.

Они осуществляют надзор за соблюдением должностными лицами и гражданами решений органов государственной власти и управления по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; обеспечивают административно-правовую защиту от преступных посягательств и иных антиобщественных действий прав и законных интересов граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений; принимают меры к оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии, а также в состоянии опьянения, если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могут причинить вред окружающим или себе; обеспечивают охрану имущества от повреждений и хищений, совершаемых в общественных местах, а также принимают меры к обеспечению сохранности найденных и сданных в полицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, к возврату их законным владельцам. В условиях стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств сотрудники подразделений полиции ООП принимают самое непосредственное участие в спасении людей и имущества; привлекают население, а также транспортные и иные средства проведения спасательных и не терпящих отлагательства аварийно-восстановительных работ; организуют охрану государственного, общественного и личного имущества граждан, оказавшегося без присмотра.

Участвуя в деятельности по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, сотрудники подразделений полиции ООП выявляют лиц, представляющих интерес для оперативно-розыскных аппаратов; принимают меры к пресечению совершаемых преступлений, активно участвуют в их раскрытии и задержании преступников; осуществляют раскрытие преступлений, по делам которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания; обеспечивают охрану и конвоирование задержанных и заключенных под стражу лиц; охраняют места происшествия и принимают меры к задержанию преступников по «горячим следам»; выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимают необходимые меры к их устранению.

Сотрудники подразделений полиции ООП, кроме того, осуществляют административно-правовую борьбу с нарушениями антиалкогольного законодательства, организуют работу по профилактике пьянства; выявляют лиц, занимающихся хищениями; предупреждают и пресекают иные правонарушения; принимают к нарушителям установленные законом меры; совместно с другими службами ОВД и во взаимодействии с государственными органами и общественными объединениями, проводят комплексные мероприятия по борьбе с пьянством, наркоманией, проституцией, нарушениями паспортных правил, правил пребывания в России иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, правил лицензионно-разрешительной системы и другими правонарушениями.

Каждый человек, существуя в социальном обществе, обязан в своем поведении считаться с интересами окружающих его людей.

В социуме действуют установленные правила поведения, взаимоуважения и ответственности за нарушение порядка.

Кто-то желает выспаться после тяжелого трудового дня дома, кто-то хочет доехать до дома на автобусе в полной тишине и спокойствии. Он имеет на это право, и его право гарантируется нормативно-правовыми актами.

Нарушение общественного порядка в стране является не только административным проступком, но и уголовно наказуемым деянием.

Что ждет нарушителей порядка и хулиганов, и какие правила действуют в безопасном обществе, расскажет материал данной статьи.

Общественный порядок – это правила поведения граждан в обществе, установленные законодательными актами, общепринятыми нормами морали, традициями и обычаями.

Все, что является из ряда вон выходящим поведением, может быть признано нарушением общественного порядка. Например, нельзя ходить голым по улице, нельзя громко шуметь, нельзя ходить в туалет в неположенных местах и т.д.

Такие действия в обществе могут быть представлены двумя видами:

  • Правовыми – это такое поведение, которое прописано в законах как недопустимое. Как правило, подобные нарушения серьезно угрожают общественной безопасности, жизни и здоровью людей, их имуществу.
  • Не правовыми – это нормы, которые сложились в обществе, но законодательно не закреплены. Как правило, в этом случае злоумышленникам может грозить лишь замечание со стороны окружающих.

К не правовым действиям могут относится толкание людей в общественном транспорте, не желание уступать место в автобусе, использование нецензурной лексики в местах скопления людей.

В действующем законодательстве представлено около сотни нарушений общественного порядка.

Для многих действия, противоречащие установленным в обществе традициям и порядкам, ассоциируются с таким преступлением как хулиганство. Однако, хулиганские действия – это лишь малая часть деяний против общественного порядка.

Под хулиганством понимаются грубые нарушения порядка, в то время как негрубое нарушение общественного порядка не является хулиганством.

КоАП оценивает нарушения, которые относятся к категории мелкого хулиганства. Они не столь опасны для общества, и наказания по ним чаще всего – это штраф за нарушение общественного порядка.

Статья КоАП, которая регулирует нарушения общественного порядка, — это ст. 20.1. В ней указано, что нарушение общественного порядка должно быть выражено в явном неуважении к обществу.

Это могут быть действия следующего характера:

  • Нецензурная брань в общественном месте. К сожалению, у нас в стране большая часть граждан употребляют в повседневной речи подобные выражения. Всех их привлечь к административной ответственности просто невозможно. Поэтому чаще всего фигурантами таких дел выступают либо пьяные дебоширы, либо те, кто использовал ненормативную лексику в особых местах, к примеру, в суде при даче показаний под протокол.
  • Оскорбительное приставание к людям. Оскорбительный контекст здесь обязательно должен присутствовать. Обычные приставания гадалок или попрошаек не могут расцениваться как оскорбительное приставание. Другое дело, если Вам не дает проходу грубый и пьяный человек, который отпускает в Ваш адрес оскорбительные шутки.
  • Повреждение или уничтожение чужого имущества. Это может быть, как повреждение общественного имущества (деревья или лавочки в парках), так и чужого имущества (обливание человека краской или его автомобиля).

Состав мелкого хулиганства не образуют ссоры и драки в отношении родственников или знакомых, совершенные внутри частного помещения.

В семейных конфликтах, как правило, отсутствует умысел на нарушение общественного порядка или демонстрацию неуважения к обществу.

Точного определения понятия общественного места не существует в законодательстве страны. Оно является собирательным из положений норм многих законодательных актов.

Помимо тех мест, где собирается большое количество людей (улицы, парки, вокзалы и транспорт) к ним относятся места, которые свободны для доступа неопределенного круга лиц (подъезды, лестничные площадки, подземные или наземные переходы).

Состав нарушения выглядит следующим образом:

  • Объект представлен основным – общественная безопасность и дополнительным – физическое и моральное состояние людей, чужое имущество.
  • Объективная сторона содеянного характеризуется наличием двух признаков – явной демонстрации неуважения к обществу и одного из трех видов проявления такого не уважения, которые утверждены ст. 20.1 КоАП РФ.
  • Субъектом преступления могут быть люди в возрасте от 16 лет, признанные вменяемыми.
  • Субъективная сторона должна иметь прямой умысел на проявление неуважения к существующим в обществе порядкам.

Протоколы по ст. 20.1 КоАП РФ вправе составлять сотрудники органов внутренних дел.

Дела должны передаваться в суд для дальнейшего рассмотрения и вынесения решения по ним, ведь кроме штрафа по данной статье предусмотрено и иное наказание.

За обычное мелкое хулиганство без квалифицирующих признаков предусмотрена ответственность в виде:

  • Штрафа от 500 рублей до 1 тысячи рублей;
  • Ареста до 15 суток.

В ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ указано, что квалифицирующим обстоятельством может признаваться неповиновение органу власти или иному лицу, которое осуществляет контроль за общественным порядком или пытается пресечь незаконное поведение.

Это могут быть представители внутренних войск МВД или охранники. Первые из них могут самостоятельно составлять административные протоколы, вторые не могут и обязаны для этого вызывать полицию.

Куда звонить при нарушении общественного порядка? Если конфликт происходит дома, лучше сразу вызвать наряд полиции. Они на месте составят протокол нарушения, который все участники происшествия должны будут подписать.

За такое поведение виновному лицу грозит:

  • Штраф от 1 до 2,5 тысяч рублей;
  • Арест до 15 суток.

Многоквартирные дома – это те самые места, в которых чаще всего возникают конфликты между соседями на почве нарушения общественного порядка. Стены в домах достаточно тонкие для того, чтобы можно было с легкостью слышать музыку или ремонт соседей.

В квартирах нельзя шуметь в четко установленное законодательством время. Нарушение общественного порядка в ночное время регулирует статья 6.3 КоАП РФ. В ней указаны наказания за нарушение санитарно-эпидемиологических норм.

По СанПин в Москве запрещено шуметь с 23.00 вечера до 07.00 утра.

В отдельных регионах данные показатели могут разниться. После 23 часов любые шумы административно наказуемы. Кроме того, в данных нормах прописаны максимально допустимые значения шума. Ночью шумы не должны превышать 30 децибел, днем – 40 децибел.

Если они будут превышены более чем на 5 децибел, можно вызывать сотрудников полиции для составления административного материала в отношении соседей, затеявших ремонт.

Уголовное хулиганство имеет большие масштабы в сравнении с мелким административным проступком. Как правило, оно осуществляется в более агрессивной форме и представляет опасность для жизни и здоровья людей, их быта и уклада жизни.

Чтобы деяние было квалифицировано по уголовной статье, необходимо, чтобы явное пренебрежение к обществу выражалось при помощи следующих действий:

  • Применение оружия или иных предметов, которые используются в качестве оружия;
  • Наличие политических, идеологических, расовых, национальных, социальных мотивов или попыток разжигания вражды и ненависти на их почве;
  • Совершение на общественном транспорте.

Если ни одно из данных условий не выполняется, деяние не может квалифицироваться по статье 213 УК РФ.

Оружие или предметы, его заменяющие, могут применяться в качестве физического или морального воздействия на потерпевшего.

Предметами, используемыми в качестве оружия, могут признаваться, как различные биты, молотки, арматуры, так и неисправное или сувенирное оружие.

Обязательно хулиганство должно совершаться из неуважения к обществу, а не из-за личных неприязненных отношений к кому-либо из окружающих. Осуществляться хулиганство может не только в местах большого скопления людей, но и в безлюдных или малопосещаемых местах.

Состав хулиганства отсутствует, если не установлен умысел нарушения общественного порядка.

Хулиганство с нарушением общественного порядка имеет формальный состав и считается оконченным деянием с момента совершения какого-либо действия, направленного против общественной безопасности.

Состав содеянного включает в себя следующие существенные для дела элементы:

Действия, совершенные из личных неприязненных отношений, могут быть признаны хулиганством только тогда, когда они совершаются в общественном месте и несут угрозу для общества.

За явное и грубое нарушение общественного порядка преступнику грозит одно из следующих уголовных наказаний:

В качестве квалифицирующих признаков в статье 213 УК РФ указаны:

  • Совершение группой лиц по предварительному сговору;
  • Совершение ОПГ;
  • Оказание сопротивления представителю власти или иному лицу, осуществляющему контроль за общественным порядком;
  • Применение взрывчатых устройств и веществ.

До 7 лет тюрьмы грозит виновному лицу при наличии первых трех обстоятельств, и до 8 лет тюрьмы – при наличии последнего обстоятельства.

Виды нарушений общественного порядка разнообразны и относятся, как к категории административных правонарушений, так и к уголовным преступлениям.

Люди должны осознавать, что, находясь в обществе, им требуется действовать не только в рамках собственных убеждений, настроений и желаний, но в пределах установленных норм и порядков жизни в обществе с учетом мнений окружающих.

Отдых в парке — как избежать нарушение общественного порядка?