Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и иные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования реабилитационных процедур. О внесении изменений в Федеральный закон "О нес

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по проекту федерального закона «О внесении изменений в

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные

законодательные акты Российской Федерации в части процедуры

реструктуризации в делах о банкротстве юридических лиц»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации в делах о банкротстве юридических лиц» (далее – Проект) направлен на экспертизу в Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации (письмо от 4 марта 2016 г.).

Проект разработан Министерством экономического развития Российской Федерации.

Предшествующая версия законопроекта (под названием «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов применения процедур наблюдения и финансового оздоровления») уже рассматривалась Советом, который в Экспертном заключении № 000-3/2015, принятом на заседании 21 сентября 2015 г., в целом поддержал концептуальное направление законопроекта - сделать российское законодательство о банкротстве принципиально более способным содействовать оздоровлению попавших в затруднительное положение коммерческих организаций, опираясь в этом отношении на модель главы 11 Кодекса о банкротстве США, известную своей эффективностью, но высказал по нему ряд замечаний, часть из которых в представленной новой редакции законопроекта учтена.

Предлагаемые Проектом механизмы финансового оздоровления предприятий, находящихся в стрессовой ситуации, отвечают общемировой тенденции, восходящей ко второй половине XX века и усилившейся после мирового финансового кризиса 2008 – 2009 годов. В этот период законодательства многих стран, касающиеся разрешения ситуации неплатежеспособности должника, начали интенсивно пересматриваться с целью качественного улучшения реабилитационных процедур. В настоящее время в некоторых из этих стран видны промежуточные итоги проведенных реформ (в Бельгии поправки к соответствующему закону вступили в силу в 2009 году, в Литве в 2011 году, в Испании в 2011 году, во Франции в 2011-2012 годах, в Швеции в 2011 году, в Италии в 2015 году и т. д.).

Действующее российское право предусматривает неэффективные механизмы реабилитационных процедур, которые редко применяются на практике. Неэффективность реабилитационных процедур приводит к тому, что в нашей стране большинство дел о банкротстве возбуждается по заявлениям кредиторов, а сами должники не рассматривают процедуры банкротства как способ решения своих финансовых проблем. Необходимость установить в российском законодательстве о банкротстве эффективные реабилитационные процедуры в настоящее время особенно актуальны в связи с трудным положением отечественной экономики.

Основные меры, предлагаемые Проектом, заключаются в отказе от проявившей себя как крайне неэффективной, долгой и необоснованно дорогой процедуры наблюдения и в установлении полноценной вариативной реабилитационной процедуры реструктуризации вместо плохо работающих и мало востребованных практикой процедур внешнего управления и финансового оздоровления. При этом должна быть допущена возможность утверждения плана реструктуризации без согласия кредиторов, когда это объективно отвечает интересам кредиторов. Эти предлагаемые Проектом меры также в целом соответствуют тем решениям, которые уже предусмотрены новыми положениями о банкротстве граждан, установленными Федеральным законом от 29 июня 2015 г. «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Тем не менее по Проекту должны быть высказаны следующие замечания.

1. В статье 4.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) в проектируемой редакции необходимо исключить слова «и соглашение кредиторов», которые позволяют установить субординацию требований кредиторов только по соглашению между ними, без участия должника. Принципиальные положения обязательственного права не позволяют сделать обязательным соглашение, заключенное кредиторами, для третьего лица, не участвовавшего в соглашении (в данном случае для должника). Об этом также говорится в пункте 3 статьи 309.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). «Соглашение кредиторов о порядке удовлетворения их требований к должнику не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон, в том числе для должника». Хотя Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает в этой статье возможность такого соглашения, когда кредиторы в отношениях между собой фиксируют порядок получения исполнения от должника (пункты 1 и 2 статьи 309.1), но оно не может распространяться на других лиц.

Для сравнения в Положении о несостоятельности Германии установлено следующее правило: «Требования, по которым между должником и кредиторами есть соглашение о субординации в процедуре банкротства, в случае сомнений удовлетворяются после требований, указанных в абзаце 1», то есть не принимая во внимание очередность, установленную соглашением кредиторов.

2. Пункт 1 статьи 78 Закона о банкротстве в редакции Проекта не предусматривает возможности сохранения за должником после утверждения плана реструктуризации права свободно самому определять порядок и органы управления организацией. Такое ухудшение по сравнению не только с предшествующей редакцией законопроекта, но даже и по сравнению с действующим законом представляется принципиально неверным, поскольку оно лишает должника стимула самому уже на самой ранней стадии инициировать реабилитационную процедуру. Без наличия же такого стимула дела, как и сейчас, продолжат возбуждаться на поздней стадии по заявлению кредиторов, когда чаще всего уже поздно спасать бизнес. Для обеспечения подлинно реабилитационной направленности Проекта необходимо оставить вариант сохранения за должником права продолжать самостоятельно управлять своим бизнесом.

3. Статья 85 Закона о банкротстве в проектируемой редакции предусматривает деление требований кредиторов на классы. Между тем, как следует из предложенной группировки, в стороне от принятия решений по плану остаются акционеры (участники), которые по-прежнему сохраняют полномочия по принятию решений в рамках корпоративного права (пункт 8 статьи 83 Закона о банкротстве в редакции Проекта) и, соответственно, не вовлечены в процесс принятия решения о реструктуризации наряду с остальными классами кредиторов.

Тем самым в российском законе предлагается закрепить модель, плохо зарекомендовавшую себя в зарубежной практике. Так, одним из мотивов реформы банкротного права в ФРГ в 2012 году была неспособность плана реструктуризации (Insolvenzplan) ослабить права акционеров, что было причиной редкого использования этого юридического инструмента. Во время реформы (ESUG) законодатель установил, что план реструктуризации может содержать любое регулирование, которое допустимо с точки зрения корпоративного права (§ 225a Abs. 3 Положения о несостоятельности), в том числе конвертацию долга в акции, переуступку/передачу акций, слияние и преобразование. Кроме того, участники/акционеры должника выделены в отдельный класс и голосуют по вопросу утверждения плана. Таким образом, теперь согласие акционеров на распоряжение их правами обеспечивается не корпоративным правом, а правилом большинства в рамках банкротных процедур.

Правила, предназначенные для защиты миноритарных акционеров, заменены правилами защиты меньшинства при утверждении плана реструктуризации. Право на оспаривание решения акционеров заменено на возражение против утверждения плана и обжалование решения об утверждении плана. Такой подход позволяет осуществить реструктуризацию вне зависимости от позиции акционеров.

4. Представляется весьма спорным и, возможно, даже опасным исключение Проектом статей 171 – 173 Закона о банкротстве, устанавливающих особенности введения реабилитационных процедур в отношении градообразующих организаций, поскольку эти нормы эффективно использовались на практике.

5. С точки зрения принципов третейского разбирательства, оправданной традиции рассмотрения дел о банкротстве только государственными органами и частого участия в делах о банкротстве государственного органа (ФНС России), неприемлемым и чреватым правонарушением является предложение Проекта допустить рассмотрение третейским судом вопроса об утверждении плана реструктуризации (проектируемые пункт 3 статьи 33 и статья 91 Закона о банкротстве).

6. В статье 92.2 Закона о банкротстве (в редакции Проекта) не предусматривается важная возможность привлечения финансирования на условиях удовлетворения требований не после всех реестровых требований, а, напротив, - до них, хотя без такого нового финансирования часто эффективная реструктуризация невозможна.

II. Совет отмечает, что законодательство о банкротстве относится к наименее стабильным областям российского законодательства. Это подтверждается и представленным в Совет Проектом, в котором уже не впервые предлагаются массивные изменения (на 230 страницах законодательного текста!) в уже третий в истории Российской Федерации Закон о банкротстве.

С учетом этого обстоятельства Совет при подготовке рассмотрения Проекта обратился к члену Совета профессору с просьбой в максимальной степени пристально изучить Проект, чтобы помочь Совету сформировать по нему экспертное заключение. Профессор выполнил эту просьбу и на заседании Совета 16 мая 2016 года высказал свой взгляд на Проект и подробные замечания по нему. Заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в отставке, доктор юридических наук является ведущим специалистом в стране по вопросам правового регулирования банкротства. Поэтому, несмотря на то, что ряд его замечаний по Проекту отражен в настоящем Заключении, Совет, прилагая к Заключению стенограмму выступления, рекомендует Минэкономразвития России внимательным образом изучить эти замечания и учесть их при доработке Проекта.

Вывод : проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации в делах о банкротстве юридических лиц» может быть при условии учета высказанных замечаний рекомендован к внесению в Государственную Думу.

Приложение : стенограмма выступления члена Совета профессора

на заседании Совета на 7 л.

Председатель Совета

Законопроект должен усилить правовую защиту имущественных прав и ввести механизм обеспечения публичности сведений об обременениях имущества.

Так, например, предлагается установить правило, что ведению процедуры банкротства не должен препятствовать факт отсутствия у гражданина имущества, которое, после покрытия расходов на такую процедуру, могло бы быть направлено на удовлетворение требований кредиторов. «Необходимость введения этой нормы связана с тем, что процедура банкротства гражданина должна преследовать и социально-реабилитационную цель, а не только удовлетворение требований кредиторов», – считает автор законопроекта депутат Николай Николаев. «При отсутствии этой нормы право гражданина на использование установленного государством механизма банкротства неправомерно ограничено, и есть судебная практика такого ограничения, основанного только на том, что у гражданина нет имущества».

Это является одной из причин, по которой из почти 700 тысяч граждан, имеющих просроченные более чем на 3 месяца долги в размере более 500 тысяч рублей, за два года процедуры банкротства прошли лишь чуть более 40 тысяч, что составляет 5,7 процента. Вместе с тем Верховный Суд Российской Федерации в определении от 23 января 2017 года указал, что «право гражданина на использование установленного государством механизма потребительского банкротства не может быть ограничено только на том основании, что у него отсутствует имущество, составляющее конкурсную массу».

Сегодня, по статистике ЕФРСБ, примерно 70% граждан ничего не выплачивают кредиторам в ходе процедур банкротства, а значит потенциально попадают в зону риска, когда даже прохождение процедуры в текущем регулировании не гарантирует списания долгов.

«При этом предлагаемые поправки не противоречат ограничениям, установленным статьей 213.30 Закона о банкротстве, и мерам, направленным на борьбу с недобросовестными должниками, – считает автор законопроекта. Законодательство по-прежнему исключит возможность банкротства для испытывающего только временные трудности гражданина, а также в случаях преднамеренного или фиктивного банкротства».

Также законопроектом предлагается установить возможность опубликования в Едином федеральном реестре юридически значимых сообщений – сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (ЕФРС) (ранее не предполагаемых к опубликованию). Эта норма направлена на обеспечение принципа публичной достоверности таких сведений и принципа противопоставимости, при котором третьи лица, после опубликования в ЕФРС соответствующего сообщения, считаются извещенными об установленных правах и ограничениях.

В частности, предлагается установить возможность для опубликования одной из сторон договора сведений о продаже предприятия, об ограничениях из корпоративных договоров, об установлении поручительства, а также сведений о том, что право на какую-либо собственность передано юридическим лицом в обеспечительных целях, в качестве так называемого титульного обеспечения.

Публикация сведений позволит в этой связи применять презумпцию информированности третьих лиц, а также позволит экономическим агентам точнее оценивать риски совершения сделок. Данные положения направлены на укрепление позиций Российской Федерации в рейтинге Doing Business, о чем говорится в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 “О долгосрочной государственной экономической политике”. Нормы законопроекта подготовлены в соответствии с методологией Doing Business Всемирного банка «Получение кредитов» и прошли экспертное обсуждение.

Помимо этого, с целью обеспечения публичности деятельности по взысканию просроченной задолженности законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», целью которых является.

В частности, в целях обеспечения публичности деятельности профессиональных взыскателей и защите прав и законных интересов должников, предлагается установить возможность опубликования кредитором в ЕФРС официального уведомления должника о привлечении кредитором иного лица для возврата просроченной задолженности. Это позволит исключить ситуацию, при которой должник вплоть до начала процедуры взыскания не знает о передаче его кредитором права взыскания долга иному лицу.

По состоянию на середину 2017 года, по данным ФССП России, в число наиболее частых нарушений законодательства, регулирующего деятельность по взысканию просроченной задолженности, вошли ситуации, когда при взаимодействии с должником не называются данные кредитора или коллектора, или юридическое лицо, осуществляющее такое взаимодействие, не является кредитной организацией или не включено в государственный реестр.

Законопроектом также предлагается дополнительное обеспечение практического исполнения норм действующего законодательства. Так, в действующей редакции Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в пункте 1 статьи 7.1) содержится норма, согласно которой уведомления о реорганизации, ликвидации юридического лица вносятся в ЕФРС. Однако, практика показывает систематическое неисполнение этой нормы как со стороны юридических лиц, так и регистрирующего органа.

Так, в соответствии с данными ЕФРС за 2016 год юридическими лицами раскрыто только 240 уведомлений о реорганизации юридических лиц и 123 уведомления о ликвидации юридических лиц. При этом в соответствии с данными ЕГРЮЛ количество завершенных реорганизаций и ликвидаций составило свыше 48 тысяч и 67 тысяч случаев соответственно. Таким образом, доля раскрываемых в ЕФРС уведомлений о реорганизации и ликвидации ничтожно мала. Это происходит из-за подмены регистрирующим органом понятий при применении Закона «О государственной регистрации»: «уведомление о реорганизации и ликвидации» (пункт 1 статьи 7.1 Закона) и «запись о реорганизации и ликвидации» (пункт 7 статьи 7.1 Закона). По существу, «запись» лишь предоставляет данные о нахождении юридического лица в процессе реорганизации и ликвидации, но не является «уведомлением» о свершившемся факте. Эти понятия не являются взаимоисключающими.

В этой связи предлагается явным образом закрепить соответствующие типы уведомлений в пункте 7 статьи 7.1 Закона о регистрации с указанием на то, что соответствующая обязанность возлагается на юридическое лицо.

Предусматривается возможность подачи должником или кредитором в арбитражный суд не только заявления о признании должника банкротом, как это предусмотрено Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов, по результатам рассмотрения которого в отношении должника не может быть введено конкурсное производство. Если из представленного должником отзыва с приложением отчета о финансовом состоянии должника или иных доказательств очевидна невозможность восстановления его платежеспособности, по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в отношении должника может быть открыто конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения.

Детально регламентируется процедура реструктуризации долгов. В частности, в течение четырех месяцев с даты введения процедуры реструктуризации долгов должник обязан предложить план реструктуризации долгов. Конкурсным кредиторам или уполномоченным органам, антикризисному управляющему, учредителю (участнику должника), представителю работников должника и третьим лицам (в том числе органам государственной власти и местного самоуправления) предоставляется право предложить свой план в течение указанного срока.

Планом могут быть предусмотрены различные варианты управления должником в ходе процедуры реструктуризации долгов, в том числе:

сохранение полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника за учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия с условием их обязательного предварительного согласования с собранием кредиторов или комитетом кредиторов;

возложение полномочий руководителя и иных органов управления должника на антикризисного управляющего;

переход полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника к собранию кредиторов или комитету кредиторов.

Также предусматриваются специальные правила для кредиторов, интересы которых не затрагиваются планом. При этом условия удовлетворения требований кредиторов, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, не могут быть лучше условий любых других конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, интересы которых затрагиваются планом, за исключением кредиторов, одобривших соответствующий план. Условия плана для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против его одобрения, за исключением лиц, заинтересованных по отношению к должнику, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его одобрение, кроме кредиторов, чьи требования обеспечены залогом.

Инициаторами законопроекта являются Депутаты Государственной Думы В.Ф. Рашкин, С.Е. Савицкая, Д.А. Парфенов, Н.Н. Иванов, В.А. Ганзя, С.Н. Решульский, Н.В. Коломейцев, Н.И. Осадчий, А.В. Корниенко, А.А. Кравец, В.Г. Поздняков, Н.Н. Езерский, С.И. Казанков, В.С. Шурчанов, С.М. Пантелеев, А.В. Куринный, М.В. Щапов.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту начиная с 1962 года на территорию Российской Федерации распространяется действие Конвенции Международной организации труда № 95 "Относительно защиты заработной платы", напрямую установившей, что в случае банкротства предприятия (или ликвидации его в судебном порядке) трудящиеся, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных кредиторов в отношении заработной платы, которую они должны получить за услуги, оказанные как в предшествующий банкротству, так и непосредственно в сам ликвидационный периоды. При этом нормами статьи 11 указанной Конвенции МОТ четко определено, что заработная плата, составляющая этот привилегированный кредит, должна быть выплачена полностью до того, как обычные кредиторы смогут требовать свою долю.

Кроме того, Федеральным законом от 01.05.2012 № 39-Ф3 Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя (Конвенция № 173, принятая на 79-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в городе Женеве 23 июня 1992 года) с заявлением о том, что Российская Федерация принимает на себя обязательства, вытекающие из раздела II указанной Конвенции, предусматривающего защиту требований трудящихся посредством привилегии, то есть таким образом, чтобы они удовлетворялись из активов неплатежеспособного предпринимателя до того, как будут удовлетворены требования непривилегированных кредиторов. Согласно статье 9 Конвенции МОТ № 173 удовлетворение вытекающих из трудовых отношений требований трудящихся, предъявляемых предпринимателю, обеспечивается при помощи гарантийных учреждений, если оплата не может быть произведена предпринимателем ввиду его неплатежеспособности.

При банкротстве юридического лица в Российской Федерации требования по оплате труда удовлетворяются во вторую очередь преимущественно перед другими кредиторами. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.01.2013 года отмечено, что устанавливаемая законодательством о банкротстве очередность требований кредиторов является одной из государственных гарантий оплаты труда, закрепленных статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации и предписывающих обеспечить получение работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя, его неплатежеспособности и проявлением природы социального государства.

Вместе с тем анализ правоприменительной практики действующих правовых норм законодательства о банкротстве показывает необходимость принятия дополнительных мер по защите прав работников и бывших работников организаций, находящихся в процессе банкротства, на получение в возможно полном объеме задолженности по оплате труда.

Гарантировать права работников удается далеко не всегда. Привилегия практически не действует в случае банкротства работодателя, актив которого отсутствует или незначителен. Процедура банкротства в некоторых случаях допускает погашение требований работников к работодателю, когда в связи с недостаточностью денежных средств на покрытие текущих расходов задолженность по заработной плате остается неоплаченной.

Такое положение нарушает права не только работников, но и членов их семей, так как зачастую заработная плата работника является единственным источником дохода его семьи.

Особенно острой эта проблема является для граждан, проживающих на территориях с ограниченными возможностями для трудоустройства.

Например, резонансной стала ситуация с ГК "КИНГКОУЛ" (г. Гуково 3 Ростовской области), предприятия которой находятся в состоянии банкротства. Перед более 2 тыс. работников ГК "КИНГКОУЛ" образовалась задолженность по заработной плате общей суммой порядка 340 млн. рублей. Шахтеры, которые на протяжении почти двух лет пытаются добиться возвращения задолженности по заработной плате, и их семьи оказались в крайне тяжелой ситуации: Гуково является моногородом, и возможности поиска работы весьма ограничены.

Описанная ситуация является ярким примером необходимости обеспечения прав работников, пострадавших от банкротства работодателя, однако она далеко не уникальна: случаи, когда работники годами не могут получить задолженность по заработной плате от работодателя-банкрота, широко распространены.

Масштабы проблемы очень велики. По данным Росстата на 1 марта 2017 года, суммарная задолженность по заработной плате в стране составляет 3613 млн. рублей, причем в первые месяцы 2017 года наблюдается рост задолженности. Задолженность организаций, находящихся в стадии банкротства, также выросла за первые месяцы 2017 года и к 1 марта превысила сумму в 1 млрд. рублей (1047 млн. рублей, т.е. 29% от общей суммы просроченной задолженности по заработной плате).

Данное обстоятельство обусловливает необходимость разработки механизмов гарантирования соответствующих прав работников.

В этой связи проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Трудовой кодекс Российской Федерации" разработан в целях повышения эффективности защиты трудовых прав работников в случае банкротства работодателя.

Законопроектом предлагается обеспечивать погашение требования об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, работников должника вне очереди за счет денежных средств, накопленных должником и размещенных на специальном счете эскроу (статья 860.7 Гражданского кодекса Российской Федерации), открытом в соответствии с проектируемой законопроектом статьей 130.1 Трудового кодекса Российской Федерации ("Гарантия прав работников на вознаграждение за труд в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности").

Проектом федерального закона предлагается также пропорциональное удовлетворение требований об оплате труда работников в следующем порядке:

в первую очередь - требования об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, задолженность перед которыми образовалось до даты принятия заявления о признании должника банкротом в размере не менее чем десять тысяч рублей на каждого человека;

во вторую очередь - требования об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, задолженность перед которыми образовалось после даты принятия заявления о признании должника банкротом в размере не менее чем десять тысяч рублей на каждого человека;

Оставшиеся не удовлетворенными требования кредиторов об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, подлежат удовлетворению в порядке, установленном статьей 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Принятие предлагаемых законопроектом мер позволит создать механизм удовлетворения вытекающих из трудовых отношений требований трудящихся и исключить случаи полного отказа в выплате задолженности по заработной плате в случае если оплата труда не может быть произведена в связи с недостаточностью денежных средств на текущие расходы и погашение требований кредитов первой очереди при банкротстве работодателя.

2315

Вносится Правительством

Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 43, ст. 4190; 2006, № 52, ст. 5497; 2009, № 1, ст. 4; № 18, ст. 2153; 2011, № 49, ст. 7015; 2013, № 52, ст. 6984; 2015, № 27, ст. 3945, 3977; 2016, № 1, ст. 11; № 26, ст. 3891; № 27, ст. 4293) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 213.6 настоящего Федерального закона дополнить абзацем следующего содержания:

«Отсутствие у гражданина имущества, которое могло бы быть после покрытия расходов на процедуру, применяемую в деле о банкротстве гражданина, направлено на удовлетворение требований кредиторов, не препятствует введению процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина.»;

2) главу X дополнить параграфом 5 следующего содержания:

«§ 5. Упрощенная процедура банкротства гражданина

Статья 223.2. Условия применения упрощенной процедуры банкротства гражданина

Упрощенная процедура банкротства гражданина может применяться в отношении гражданина, отвечающего на дату подачи заявления о признании гражданина банкротом совокупности следующих условий:

общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, имеющихся у гражданина (без учета предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона) составляет не менее пятидесяти тысяч и не более девятисот тысяч рублей и в течение шести месяцев, предшествующих дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, возникло не более четверти суммы таких обязательств и обязанностей;

число кредиторов гражданина не превышает десяти;

ежемесячный доход гражданина в течение шести предшествующих месяцев не превышал более чем в три раза установленную величину прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;

гражданин не зарегистрирован и не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя течение одного года, предшествующего дате подачи заявления о признании гражданина банкротом;

средний остаток по всем банковским счетам и вкладам гражданина за шесть месяцев, предшествующих дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, не превышал пятидесяти тысяч рублей (за вычетом сумм полученных кредитов);

у гражданина нет в собственности недвижимого имущества, за исключением имущества, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством;

гражданин в течение одного года, предшествующего дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, не совершал безвозмездных сделок по отчуждению имущества, стоимость которого превышает двести тысяч рублей;

гражданин не является и в течение одного года, предшествующего дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, не являлся учредителем (участником) коммерческой организации (за исключением публичного либо открытого акционерного общества) либо членом органа управления такой организации;

гражданин в течение четырех месяцев, предшествующих дате подачи заявления о признании гражданина банкротом не изменял место жительства (место пребывания) на другой субъект Российской Федерации;

гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;

на дату принятия заявления о признании гражданина банкротом прошло не менее десяти лет с даты завершения процедуры реализации имущества по упрощенной процедуре, в случае если такая процедура применялась, и не менее пяти лет с даты завершения процедуры реструктуризации долгов гражданина, реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве гражданина в связи с заключением мирового соглашения.

Статья 223.3. Рассмотрение обоснованности заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре

  1. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре обладает гражданин. Форма такого заявления, порядок ее заполнения и перечень документов, которые должны к нему прилагаться (в том числе подтверждающих соответствие гражданина требованиям, предусмотренным статьей 223.2 настоящего Федерального закона), утверждаются регулирующим органом.

Кредитор, уполномоченный орган не вправе подавать заявление о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре.

  1. С даты принятия заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество и о взыскании алиментов.

Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, о принятии заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре.

  1. Реструктуризация долгов гражданина при упрощенной процедуре банкротства гражданина не применяется.
  2. Определение о принятии заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре направляется арбитражным судом в течение пяти рабочих дней всем кредиторам должника, указанным в списке кредиторов, приложенном к его заявлению, уполномоченному органу, главному судебному приставу по месту жительства должника.

Должник в течение пятнадцати рабочих дней со дня вынесения указанного определения обязан обратиться к нотариусу или арбитражному управляющему для включения сведений о вынесении такого определения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Указанные лица обязаны включить такие сведения в течение пяти рабочих дней со дня обращения к ним должника. Размер оплаты услуг указанных лиц за такое включение не должен более чем в три раза превышать плату за включение таких сведений, предусмотренную абзацем вторым пункта 4 статьи 213.7 настоящего Федерального закона.

  1. В течение шестидесяти календарных дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о принятии заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре кредитором гражданина может быть подано заявление о признании гражданина банкротом по общей процедуре, предусмотренной параграфом 1.1 настоящей главы, вне зависимости от размера требований кредитора. Если требования кредитора указаны в списке кредиторов, приложенном к заявлению гражданина, то такой кредитор вправе подать заявление о признании гражданина банкротом независимо от того, подтверждены ли его требования вступившим в законную силу судебным актом.
  2. По истечении шестидесяти календарных дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о принятии заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд проводит судебное заседание по рассмотрению обоснованности поступивших заявлений о признании гражданина банкротом. Заявление гражданина о признании его банкротом по упрощенной процедуре рассматривается после заявлений кредиторов.

Дополнительным условием для признания обоснованным заявления кредитора и введения общей процедуры является представление саморегулируемой организацией кандидатуры финансового управляющего.

  1. Если в установленный срок ни одного заявления кредитора о признании гражданина банкротом не поступило либо ни одно из поступивших заявлений кредиторов не было признано обоснованным, суд рассматривает обоснованность заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре. В рассмотрении такого заявления вправе участвовать кредиторы гражданина, сведения о которых указаны в списке кредиторов, приложенном к заявлению гражданина, а также другие его кредиторы, предусмотренные пунктом 2 статьи 213.5 настоящего Федерального закона либо требования которых подтверждены вступившим в законную силу судебным актом. Такие кредиторы вправе заявлять возражения против признания гражданина банкротом по упрощенной процедуре в связи с обстоятельствами, предусмотренными абзацем вторым пункта 8 настоящей статьи.
  2. В случае признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре суд принимает решение о признании его банкротом и введении упрощенной процедуры реализации имущества гражданина.

Суд вправе отказать в признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре помимо случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 213.6 настоящего Федерального закона, также если он не соответствует требованиям, предусмотренным статьей 223.2 настоящего Федерального закона или если он указал в своем заявлении и приложенных к нему документах заведомо недостоверные сведения.

Статья 223.4. Особенности упрощенной процедуры реализации имущества гражданина

  1. Финансовый управляющий при банкротстве гражданина по упрощенной процедуре не утверждается.

Пункты 5 — 9 статьи 213.25 настоящего Федерального закона при банкротстве гражданина по упрощенной процедуре не применяются.

Гражданин обязан в ходе упрощенной процедуры банкротства осуществлять свои права в отношении имущества, входящего в конкурсную массу, добросовестно и разумно в интересах кредиторов.

В случае поступления в ходе упрощенной процедуры банкротства (в том числе в результате оспаривания сделки или открытия наследства в пользу гражданина) в собственность гражданина имущества, он обязан в течение пяти рабочих дней уведомить об этом арбитражный суд и участвующих в деле лиц.

Анализ финансового состояния гражданина и выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства гражданин не осуществляет.

  1. В ходе упрощенной процедуры банкротства гражданина иные сведения, помимо предусмотренных пунктом 4 статьи 223.3 настоящего Федерального закона, обязательному опубликованию не подлежат.
  2. При банкротстве гражданина по упрощенной процедуре:

1) участвующими в деле лицами являются кредиторы, сведения о которых указаны в списке кредиторов, приложенном к заявлению гражданина;

2) реестр требований кредиторов не ведется;

3) требования кредиторов, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, в порядке, предусмотренном статьей 71 настоящего Федерального закона, не устанавливаются;

4) собрания кредиторов не проводятся.

Требования кредиторов, не указанные в списке кредиторов, приложенном к заявлению гражданина, которые не имеют права заявлять возражения против признания гражданина банкротом по упрощенной процедуре в соответствии с пунктом 7 статьи 223.3 настоящего Федерального закона, могут быть заявлены в течение тридцати календарных дней с даты признания гражданина банкротом в порядке, предусмотренном статьей 71 настоящего Федерального закона. В случае признания такого требования судом обоснованным невключение сведений о нем в список кредиторов, приложенный к заявлению гражданина, может также являться основанием для неприменения в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств в соответствии со статьей 213.28 настоящего Федерального закона.

  1. Имущество гражданина реализуется им самостоятельно.

В течение пятнадцати рабочих дней с даты признания гражданина банкротом по упрощенной процедуре гражданин обязан представить в арбитражный суд предложения о порядке продажи имущества гражданина.

При отсутствии спора о порядке продажи имущества к его продаже не применяются требования о продаже на торгах.

Участвующее в деле о банкротстве лицо вправе заявить ходатайство о продаже имущества гражданина на торгах. В случае удовлетворения такого ходатайства расходы на продажу имущества на торгах несет заявившее его лицо и торги проводятся организатором торгов.

Участвующие в деле о банкротстве лица вправе заявить возражения против предложенного гражданином порядка продажи, в том числе в части минимальной цены продажи имущества.

Об утверждении порядка продажи имущества выносится определение. Указанное определение может быть обжаловано.

Если порядок продажи предусматривает прямую продажу имущества без проведения торгов, в нем должна быть указана минимальная цена его продажи.

  1. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется гражданином за счет денежных средств, поступивших в конкурсную массу, в соответствии с очередностью, предусмотренной статьей 213.27 настоящего Федерального закона.
  2. Заявление об оспаривании сделки должника-гражданина по основаниям, предусмотренным статьей 61.2 или 61.3 настоящего Федерального закона, может быть подано кредитором должника независимо от размера его требований.
  3. Отчет о результатах реализации имущества гражданина по упрощенной процедуре, предусмотренный пунктом 1 статьи 213.28 настоящего Федерального закона, представляется гражданином. Форма указанного отчета, порядок его заполнения и перечень прилагаемых к нему документов утверждаются регулирующим органом.
  4. Судебное заседание по рассмотрению вопроса о завершении реализации имущества гражданина по упрощенной процедуре проводится не ранее чем через шестьдесят календарных дней после признания гражданина банкротом.

Статья 223.5. Переход к общей процедуре банкротства гражданина

  1. На основании ходатайства участвующего в деле лица арбитражный суд вправе в ходе упрощенной процедуры банкротства гражданина вынести определение о переходе к общей процедуре банкротства гражданина при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) обнаружения несоответствия гражданина требованиям, предусмотренным статьей 223.2 настоящего Федерального закона, которое не было и не должно было быть известно заявителю ходатайства ко дню признания гражданина банкротом по упрощенной процедуре;

2) поступления в ходе упрощенной процедуры банкротства (в том числе в результате оспаривания сделки или открытия наследства в пользу гражданина) в собственность гражданина имущества, стоимость которого превышает двести тысяч рублей.

  1. Заявляющее указанное в пункте 1 настоящей статьи ходатайство лицо обязано внести в депозит арбитражного суда денежные средства на выплату вознаграждения финансовому управляющему в размере, равном фиксированной сумме вознаграждения финансового управляющего за одну процедуру, применяемую в деле о банкротстве гражданина, а также на иные расходы, минимально необходимые для проведения общей процедуры банкротства гражданина.

В указанном ходатайстве должны быть указаны наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий.

Если указанная саморегулируемая организация не представит кандидатуру финансового управляющего, суд отказывает в удовлетворении указанного ходатайства.

  1. В случае удовлетворения ходатайства о переходе к общей процедуре банкротства гражданина арбитражный суд выносит определение о таком переходе и введении общей процедуры реализации имущества гражданина, предусмотренной параграфом 1.1 нестоящей главы, и об утверждении финансового управляющего. С момента вынесения такого определения дело о банкротстве рассматривается по правилам указанного параграфа без учета правил настоящего параграфа.
  2. Определение о переходе к общей процедуре банкротства гражданина или об отказе в таком переходе может быть обжаловано.

Статья 223.6. Особенности пересмотра определения о завершении реализации имущества гражданина по упрощенной процедуре

  1. Правила статьи 213.29 настоящего Федерального закона применяются также в случае обнаружения несоответствия гражданина требованиям, предусмотренным статьей 223.2 настоящего Федерального закона, которое не было и не должно было быть известно лицу, обратившемуся с соответствующим заявлением, ко дню принятия определения о завершении процедуры реализации имущества гражданина по упрощенной процедуре.
  2. При возобновлении производства по делу о банкротстве гражданина, в отношении которого была введена упрощенная процедура банкротства гражданина, в соответствии с пунктом 4 статьи 213.29 настоящего Федерального закона вводится реализация имущества гражданина по общим правилам, предусмотренным параграфом 1.1 настоящей главы.

Статья 2

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2004, № 34, ст. 3533; 2006, № 52, ст. 5574; 2007, № 16, ст. 1825; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; 2010, № 21, ст. 2530; 2011, № 17, ст. 2310; № 27, ст. 3873; № 30, ст. 4585, 4598, 4600, 4605; № 49, ст. 7061; № 50, ст. 7345, 7355, 7362, 7366; 2012, № 10, ст. 1166; № 24, ст. 3082; № 29, ст. 3996; № 31, ст. 4320, 4330; № 47, ст. 6402, 6403; № 53, ст. 7577, 7602; 2013, № 14, ст. 1666; № 19, ст. 2323, 2325; № 26, ст. 3207, 3208; № 27, ст. 3454; № 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4034, 4036, 4040, 4082; № 48, ст. 6161, 6165; № 49, ст. 6327; № 51, ст. 6683, 6685, 6695; № 52, ст. 6980, 6986, 7002; 2014, № 6, ст. 566; № 14, ст. 1562; № 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2326, 2327, 2335; № 26, ст. 3366, 3379; № 30, ст. 4211, 4228, 4256, 4259, 4264; № 42, ст. 5615; № 48, ст. 6636, 6638; № 52, ст. 7541; 2015, № 1, ст. 35, 37, 67, 74, 85; № 10, ст. 1405, 1416; № 13, ст. 1811; № 21, ст. 2981; № 27, ст. 3945, 3950; № 29, ст. 4354, 4374, 4376, 4391; № 41, ст. 5629; № 45, ст. 6208; № 48, ст. 6706, 6710, 6716; № 51, ст. 7249, 7250; 2016, № 1, ст. 11, 59, 63, 84; № 10, ст. 1323; №11, ст. 1481; № 23, ст. 3285; № 26, ст. 3871, 3877, 3884, 3887; № 27, ст. 4160, 4164, 4183, 4197, 4206, 4223, 4238, 4251, 4259, 4305; №28, ст. 4558) следующие изменения:

1) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 слова «предусмотренных статьей 6.1.1 настоящего Кодекса» заменить словами «предусмотренных статьей 6.1.1 либо частью 9 статьи 14.13 настоящего Кодекса»;

2) дополнить статью 14.13 новой частью 9:

«9. Предоставление гражданином, обратившимся в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом по упрощенной процедуре, заведомо недостоверных сведений в таком заявлении и приложенных к нему документах, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до тридцати тысяч рублей.»;

3) в статье 23.1:

а) в части 1 слова «5.1 — 8 статьи 14.13» заменить словами «5.1 — 9 статьи 14.13»;

б) в абзаце пятом части 3 слова «5.1 — 8 статьи 14.13» заменить словами «5.1 — 9 статьи 14.13»;

4) в пункте 5 части 2 статьи 28.3 слова «частями 5.1 и 8 статьи 14.13» заменить словами «частями 5.1, 8 и 9 статьи 14.13».

Статья 3

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2017 года, если иное не установлено настоящей статьей для отдельных положений настоящего Федерального закона.
  2. Если до даты вступления в силу настоящего Федерального закона гражданин подал заявление о признании его банкротом, но арбитражный суд не ввел на основании такого заявления процедуру, применяемую в деле о банкротстве гражданина, и отсутствуют заявления кредиторов о признании гражданина банкротом, то на основании ходатайства гражданина арбитражный суд может применить при рассмотрении его заявления правила об упрощенной процедуре банкротства гражданина, предусмотренной Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции настоящего Федерального закона.
  3. Если до даты вступления в силу настоящего Федерального закона суд ввел в отношении гражданина процедуру, применяемую в деле о банкротстве гражданина, то при отсутствии возражений кредиторов арбитражный суд может вынести на основании ходатайства гражданина определение о введении в отношении него упрощенной процедуры банкротства гражданина, предусмотренной Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции настоящего Федерального закона.
  4. Правила абзаца первого пункта 2 статьи 213.30 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не применяются к заявлению гражданина о признании его банкротом по упрощенной процедуре, если до вступления в силу настоящего Федерального закона производство по делу о его банкротстве было прекращено на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  5. Пункт 2 статьи 213.6 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и применяется в том числе в делах о банкротстве, возбужденных до указанного дня.
Президент Российской Федерации