Штрафы за нарушение пожарной безопасности. Наиболее частые нарушения пожарной безопасности в образовательных учреждениях

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Ст. 38 Федерального закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасност и в соответствии с действующим законодательством несут:

  • собственники имущества;
  • руководители федеральных органов исполнительной власти;
  • руководители органов местного самоуправления;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные лица в пределах их компетенции.

В организациях и на предприятиях персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на руководителя организации (предприятия). Ответственность за обеспечение пожарной безопасности также возлагается на лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за пожарную безопасность, а также должностных лиц в пределах их компетенции и граждан. За нарушение правил пожарной безопасности должностные лица и граждане подвергаются дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и иной ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

К дисциплинарной ответственности работодателем могут быть привлечены работники за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных трудовых обязанностей в сфере пожарной безопасности. Дисциплинарная (материальная ответственность) предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации (статьями 1, 3, 6, 22, 37, 66, 81, 90, 192, 193-195, 220, 236-250, 277, 346, 357, 406, 409, 414, 419).

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности . Основной статьёй, устанавливающей ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, является ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушители могут быть привлечены к ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере:

  • для граждан — от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • для должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим . На период действия этого режима устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности , в том числе предусматривающие:

  • привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов;
  • запрет на посещение гражданами лесов;
  • принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Нарушение требований особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Кроме того, частями 3–8 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрены иные составы административных правонарушений в сфере пожарной безопасности :

  • нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения;
  • нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений;
  • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека;
  • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека;
  • неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно;
  • нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.

Кроме административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, повлекшие более тяжкие последствия, предусмотрена уголовная ответственность — ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, за которым закреплена обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека предусмотрен:

  • штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период до шести месяцев;
  • либо ограничение свободы на срок до трех лет;
  • либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности, или запрета на выполнение определенной деятельности на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, в случае нарушения требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека .

Если нарушение требований охраны труда повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц , виновное лицо наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В связи с изложенным, всем лицам следует помнить о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности, так как их нарушение может повлечь не только причинение крупного материального ущерба и смерть людей, но и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.

Документы, проверяемые государственным инспектором РОНД МЧС:

1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

2. Свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе

3. Учетная карточка юридического лица (банковские реквизиты, юридический и фактический адреса, телефон, факс, и.т.п.).

4. Устав юридического лица.

5. Документ, удостоверяющий личность законного представителя юридического лица.

6. Документы подтверждающие полномочия (протокол собрания учредителей, решение и т.п.), удостоверяющие служебное положение.

8.Техническая документация, проекты по системам водоснабжения, противопожарной защиты, копии договоров и лицензий на право оказания услуг и проведение работ по вопросам пожарной безопасности:

  • монтаж, ремонт и обслуживание систем противопожарной автоматики зданий;
  • работы по очистке систем вентиляции;
  • работы по огнезащитной пропитке конструкций здания;
  • монтаж и обслуживание систем предотвращения пожара и противопожарной защиты здания.

9. Технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами, иными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности.

10. Договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры с арендаторами (если таковые имеются) или свидетельство о собственности. План земельного участка (землеотвод).

11. Журнал учета проверки оборудования ВПВ – с отметками о проведенных включениях пожарных насосов 1р/мес. и задвижек с электроприводом установленных на магистрали ХВ вокруг водомерного узла – 1р/6 мес (при наличии).

12. Заключение по расчету результатов независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте – в здании, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией (при наличии).

13. Документы и удостоверения, подтверждающие прохождение обучения руководителей и специалистов по программе пожарно-технического минимума.

14. Сертификаты соответствия на установленные противопожарные двери, облицовочный материал, огнезащитную пропитку (ОЗП) конструкций здания.

15. Планировку и экспликацию помещений здания, заверенную в БТИ.

16. Копии последних, действующих приказов и распоряжений о:

  • назначении ответственных за обеспечение пожарной безопасности в организации.
  • противопожарном режиме в организации.
  • создании Пожарно-технической комиссии.
  • создании добровольной пожарной дружины (ДПД).

17. Копии актов (1р/мес) проверок противопожарного состояния здания ППК.

18. План мероприятий по устранению нарушений мер пожарной безопасности, выявленных при проверке здания силами ППК.

19. Инструкции по пожарной безопасности.

20. Акты испытания с фактическим пуском воды из пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода (ПК ВПВ) 2 раза/год (весна, осень) и наличие схемы обвязки насосов в насосной станции (при наличии).

21. Акты перемотки пожарных рукавов в ПК (не реже чем 1 раз в год) (при наличии).

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 8

Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) значительно усилены меры административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. В статье будут рассмотрены виды административной ответственности и санкции за нарушение пожарной безопасности.

Что такое административное правонарушение?

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Каков срок давности привлечения к административной ответственности?

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Федеральным законом N 120-ФЗ указанный перечень случаев дополнен нарушением пожарной безопасности. Таким образом, начиная со дня вступления в силу Федерального закона N 120-ФЗ (17.06.2011) привлечь к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности возможно не в течение двух месяцев, а в течение года со дня совершения правонарушения. Заметим, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Кто имеет право привлекать к ответственности?

В соответствии с ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ рассматривать дела о нарушениях пожарной безопасности имеют право органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, к которым относятся органы Федеральной противопожарной службы МЧС и Ростехнадзор (в части нарушения требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ).

За что предусмотрена ответственность?

Нарушение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) бюджетные учреждения, как и любые другие организации, обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  • содействовать добровольным пожарным;
  • обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Требования к пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила). Кроме того, учреждению необходимо руководствоваться, в частности:

  • СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятыми и введенными в действие Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7;
  • НПБ 253-98 "Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость", утвержденными Приказом ГУГПС МВД России от 29.05.1998 N 39.

Несоблюдение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Отметим, что до внесения изменений Федеральным законом N 120-ФЗ максимальный размер санкций для должностных лиц составлял 2000 руб., а для юридических лиц - 20 000 руб.

Если же нарушение требований пожарной безопасности допущено в условиях особого противопожарного режима, предусмотренного ст. 30 Федерального закона N 69-ФЗ, то санкции составят: для должностных лиц - от 15 000 до 30 000 руб.; для юридических лиц - от 400 000 до 500 000 руб.

Несоблюдение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178;
  • "СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179;
  • НПБ 166-97 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 N 84.

Несоблюдение вышеуказанных нормативных актов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

Несоблюдение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175;
  • "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171;
  • "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173;
  • "НПБ 58-97. Нормы пожарной безопасности. Системы пожарной сигнализации адресные. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1996 N 64.

Несоблюдение вышеуказанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц - от 350 000 до 400 000 руб. (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).

Несоблюдение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. Требования пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям установлены в ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Несоблюдение указанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 7000 до 10 000 руб., а на юридических лиц - от 120 000 до 150 000 руб. (ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ).

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Значительно усилена ответственность за невыполнение в срок предписания органа госпожнадзора. Если ранее максимальный размер санкции за данное нарушение составлял для должностных лиц - 2000 руб., а для юридических лиц - 20 000 руб., то теперь штраф может составлять для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., а для юридических лиц - от 70 000 до 80 000 руб. (ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ).

В свою очередь, совершение указанного правонарушения на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 5000 до 6000 руб. (или дисквалификацию на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 90 000 до 100 000 руб. (ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ).

В случае же повторного совершения вышеуказанных правонарушений на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. (или они могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ).

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Казенное учреждение: переходный период
Выездные проверки ПФР

При проведении проверок органами государственного пожарного надзора (плановые проверки, подготовка к новому учебному году и т.д.) наиболее частыми являются нарушения, указанные ниже. Для удобства применения норм и правил пожарной безопасности указаны ссылки на документ, в котором данные нормы указаны.

(Без учета Правил противопожарного режима В РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390 )

1. Система наружного противопожарного водоснабжения (сеть противопожарного водопровода с пожарными гидрантами, насосная станция пожаротушения, пожарные резервуарами) находится в неработоспособном состоянии - в сети наружного водопровода отсутствует давление, не произведена пусконаладка пожарных насосов, не закончен монтаж КИП, пожарные насосы не обеспечены электроснабжением по первой категории надежности.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 89 ППБ 01-03; СНиП 2.04.02-84*; ПУЭ).

2. Непосредственный забор воды из пожарных резервуаров пожарными автомобилями не возможен, при этом не выполнено устройство приемных колодцев объемом 3-5 м3, соединенных с резервуарами трубопроводами диаметром не менее 200 мм., с устройством перед приемным колодцем на соединительном трубопроводе колодеца с задвижкой, штурвал которой должен быть выведен под крышку люка.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 9.32 СНиП 2.04.02-84*).

3. Пожарные гидранты находятся в неработоспособном состоянии-не возможно установить на них пожарный автомобиль из-за неправильного монтажа люков пожарных гидрантов.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 89 ППБ 01-03).

4. Противопожарные резервуары не оборудованы датчиками уровня.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 13.36 СНиП 2.04.02-84).

5. Не произведено испытание пожарных гидрантов на водоотдачу (испытание производится с установкой пожарного автомобиля и составлением соответствующего акта).

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 3.4, п. 3.5 СНиП 3.01.04-87).

6. Не произведены испытания противопожарных резервуаров (испытание производится с заполнением резервуаров и составлением соответствующего акта, с участием представителя УГПН).

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; СНиП 3.01.04-87).

7. У места расположения пожарных водоисточников (пожарные гидранты, пожарные резервуары), также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели, освещенные светильниками, присоединенными к сети аварийного освещения.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 90 ППБ 01-03; п. 4.8 СП 31-110-2003; НПБ 160-97; ГОСТ 12.4.026-2001).

8. Не закончен монтаж внутреннего противопожарного водопровода - не выполнен монтаж кнопок пуска пожарных насосов непосредственно у пожарных кранов, в сети внутреннего противопожарного водопровода отсутствует давление, а также не проведены пусконаладочные испытания.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3., п. 89 ППБ 01-03; п. 6.4 СНиП 21-01-97*).

9. На пожарных шкафах не нанесены буквенные обозначения (ПК), порядковые номера и номера телефонов ближайшей пожарной части. Необходимо нанести буквенные обозначения (ПК), порядковые номера и номера телефонов ближайшей пожарной части на пожарные шкафы в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.009.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 108, прил. 3 ППБ 01-03; НПБ 151-00).

10. Не опломбированы дверцы пожарных шкафов.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 4.7* НПБ 151-00).

11. Не разработана инструкция, определяющая порядок включения пожарных насосов в насосной станции.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 92 ППБ 01-03).

12. Распорядительным документом не определен срок проведения испытаний пожарных насосов.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 93 ППБ 01-03).

13. Наружная открытая лестница 3-го типа в нарушение требований рабочего проекта выполнена с наружными ограждающими конструкциями из светопрозрачных перегородок - то есть фактически выполнена закрытой, а не открытой.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 4.3, п. 5.15 СНиП 21-01-97*).

14. Наружная открытая лестница 3-го типа располагается на расстоянии не менее 1 м от оконных проемов здания.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 6.30 СНиП 21-01-97*).

15. Двери в коридорах между блоками А и Д выполнены не двухстороннего открывания, в связи с чем данные двери (при эвакуации людей из одного блока школы через лестничную клетку другого блока) открываются не по направлению выхода из здания.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 6.17 СНиП 21-01-97*).

16. В лестничной клетке в блоке Д между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей не выполнен зазор шириной в плане в свету не менее 75 мм.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 8.9 СНиП 21-01-97*).

17. Противопожарные двери не оборудованы устройствами для самозакрывания. (Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3. ППБ 01-03; п. 7.17 СНиП 21-01-97*).

18. У выходов на кровлю и на чердак из лестничных клеток не вывешена информация о месте нахождения ключа.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 44 ППБ 01-03).

19. В объеме лестничной клетки блока А на уровне выхода на кровлю допускается складирование горючих материалов.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 53 ППБ 01-03).

20. Устройства для самозакрывания дверей лестничных клеток находятся в неработоспособном состоянии.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 53 ППБ 01-03; п. 6.18* СНиП 21-01-97*).

21. Выход из лестничной клетки блока Д на чердак здания выполнен через люк с пределом огнестойкости менее EI 30, не имеющий сертификат пожарной безопасности, отсутствует закрепленная стальная стремянка для выхода на чердак.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 8.4* СНиП 21-01-97*; Приказ МЧС России от 8.07.2002 года №320).

22. Не выполнена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли, предусмотренная проектом.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 36 ППБ 01-03; п. 4.3, п. 7.12, п. 7.13 СНиП 21-01-97*).

23. Двери эвакуационных выходов не открываются изнутри без ключа.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 6.18* СНиП 21-01-97*).

24. Помещение пожарного поста не обеспечено круглосуточным дежурством обслуживающего персонала.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 12.48* НПБ 88-2001*).

25. Помещение пожарного поста не обеспечено тремя ручными переносными электрическими фонарями.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 97 ППБ 01-03).

26. В здании школы не выполнено устройство аварийного (эвакуационного) освещения.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 7.61 СНиП 23-05-95; СП 31-110-2003).

27. На видных местах здания школы не вывешены планы эвакуации людей в случае пожара, выполненные в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009.

28. В дополнение к планам эвакуации не разработаны инструкции, определяющие порядок действия персонала для безопасной и быстрой эвакуации.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 16 ППБ 01-03).

29. Объект укомплектован первичными средствами пожаротушения не в полном объеме - не выполнена установка пожарных щитов на территории хозяйственной зоны, в том числе у резервной дизельной электростанции.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 108, приложение 3 к ППБ 01-03).

30. Места установки огнетушителей не обозначены соответствующими указательными знаками.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; ГОСТ 12.4.026-2001; п. 108 ППБ 01-03; НПБ 160-97).

31. Не определено приказом лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, не заведен журнал учёта проверок наличия и состояния первичных средств пожаротушения.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 108, приложение № 3 ППБ 01-03).

32. Имеющиеся огнетушители не пронумерованы белой краской по порядку на огнетушители не заведены технические паспорта установленной формы.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; приложение 3 п.16 ППБ 01-03).

33. Не определены категории и класс зоны по правилам устройства электроустановок технических помещений, производственных помещений, кладовых, электрощитовых вентиляционных и других пожароопасных помещений, не установлены соответствующие указатели на дверях данных помещений.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 4.33 ППБ 01-03).

34. В производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 13 ППБ 01-03).

35. На объекте не вывешены знаки пожарной безопасности в соответствии с требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 27 ППБ 01-03).

36. Отсутствуют (не представлены) сертификаты пожарной безопасности на кабельную продукцию противопожарные двери, люки, огнезадерживающие клапана системы вентиляции и другую продукцию подлежащую обязательной сертификации в области пожарной безопасности, в связи с чем не представляется возможным определить их соответствие противопожарным требованиям.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03, Приказ МЧС России от 8.07.2002 года №320).

37. Отсутствует (не представлен технический отчет по испытанию и наладке электрооборудования, молниезащиты, заземления, в связи с чем не представляется возможным определить их соответствие противопожарным требованиям.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п.57 ППБ 01-03; ПУЭ; п. 3.5 СНиП 3.01.04-87; п. 1.13 РД. 34.21.122-87).

38. На лицевой стороне электрощитов и сборок сети освещения не выполнены надписи (маркировка) с указанием значения тока плавкой вставки на предохранителях или номинального тока автоматических выключателей и наименование электроприемников.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 57 ППБ 01-03; п. 2.12.5 ПТЭЭП; ПУЭ).

39. Не проведен инструктаж по пожарной безопасности с работниками организации. (Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 7 ППБ 01-03).

40. Не проведено обучение работников мерам пожарной безопасности с выдачей квалификационных удостоверений по программам пожарно-технического минимума.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 7 ППБ 01-03).

41. По организации распорядительным документом не установлен соответствующий его пожарной опасности противопожарный режим, в том числе не определены и не регламентированы приказом:

Места для курения;

Порядок уборки горючих отходов и пыли;

Порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

Порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

Порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

Правила пожарной безопасности (ППБ) – это свод требований и комплекс мероприятий для предотвращения возгораний и пожаров или для минимизации их последствий. Итогом пожара является имущественный ущерб различной степени и урон, причиненный физическому состоянию или жизни человека. Именно поэтому пренебрежение правилами пожаробезопасности влечет за собой наступление административной или уголовной ответственности. Рассмотрим, какие меры уголовной или административной ответственности предусмотрены за нарушение требований пожарной безопасности.

Виды нарушений ППБ

Законодательством установлено, что нарушение ППБ – это действия или бездействие лица или группы лиц, ненамеренно повлекшие возникновение пожара или ставшие препятствием для его ликвидации.

Классификация нарушений

Лица, несущие ответственность

Правила пожарной безопасности обязательны для исполнения всеми гражданами без исключения. Тем не менее, ответственность за их соблюдение возлагается только на граждан от 16 лет, круг которых определен на законодательном уровне:

  • руководители федеральных исполнительных органов;
  • руководители органов самоуправления;
  • руководитель организации, предприятия, иной структуры, имеющей на своем балансе какое-либо имущество;
  • лица, официально назначенные ответственными за соблюдение ППБ;
  • собственники недвижимости.

Меры наказания

Степень наказания за несоблюдение ППБ напрямую зависит от тяжести последствий, наступивших вследствие пожара. Если налицо только факт несоблюдения мер безопасности, то это наказуемо в рамках административного производства. Если же между фактом нарушения ППБ и пожаром обнаруживается причинно-следственная связь, то такие нарушения уже находятся под юрисдикцией Уголовного Кодекса (УК) РФ.

Административные

Ответственность за правонарушения, касающиеся несоблюдения ППБ, прописаны в ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, а за игнорирование указаний органов пожарного надзора – в ст. 19.5.

Уголовные

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности зафиксирована в ст. 219 УК РФ и дифференцируется в зависимости от тяжести наступивших последствий.

Статья УК Суть правонарушения Меры ответственности
219, ч. 1 несоблюдение ППБ, в результате которого был нанесен тяжкий ущерб физическому состоянию гражданина
  1. штраф до 80 тыс. рублей или заработок виновного за полгода;
  2. ограничение свободы до 3 лет;
  3. принудительные работы или лишение свободы до 3 лет с возможным запретом заниматься определенной деятельностью до 3 лет
219, ч. 2 несоблюдение ППБ, итогом которого стала смерть человека принудит. работы или лишение свободы до 5 лет с возможным запретом на занятия определ. деятельностью до 3 лет
219, ч. 3 нарушение ППБ, повлекшее смерть 2 и более человек
  1. принудит. работы до 5 лет с возможным запретом заниматься определ. деятельностью до 3 лет;
  2. лишение свободы до 7 лет с возможным запретом на занятия определ. видом деятельности до 3 лет

Примеры из судебной практики

Тяжелые последствия после пожаров, возникших в результате пренебрежения правилами пожарной безопасности – очень распространенное явление. Приведем два примера.

Знаете ли Вы

По официальной статистике, только за период январь-июнь 2017 года, в России прошло более 64 тысяч пожаров. Среди главных причин — неосторожное обращение с огнем и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов.

Пример первый

Гр. Петрова использовала неисправный бытовой электрический удлинитель. Подключив к нему электрообогреватель, она вышла из дома в магазин. Вернувшись, обнаружила в квартире возгорание и сильный едкий запах горящего пластика. Пожар только начинался, электрические пробки выбило, поэтому ей удалось самостоятельно потушить возгорание до приезда пожарных. Дым через вентиляционные отверстия проник в квартиру, расположенную выше. Результатом стало отравление угарным газом гр. Сидоровой, проживающей в ней. Урон состоянию здоровья был признан судебной экспертизой средней степени тяжести. К гр. Петровой, в соответствии со ст. 20.4 КоАП РФ, было применено наказание в форме штрафа на сумму 5000 рублей.

Пример второй

ИП Иванов, проводя ремонтные работы в купленной для обустройства магазина квартире, находящейся на нижнем этаже жилого дома, пренебрег ПББ. Он проводил сварочные работы вблизи лакокрасочных средств, приобретенных для продажи. Результатом стало возгорание, стремительно переросшее в сильный пожар. Вследствие данного пожара был причинен тяжкий вред жильцу квартиры, расположенной над магазином. Суд присудил гр. Иванову наказание по ст. 219, ч. 1 УК в виде лишения свободы на 2 года.

Хотите получить больше информации? Задавайте вопросы в комментариях