Правовые отношения в сфере культурной деятельности регулируются. Нормативно-правовая база регулирования деятельности организаций культуры и искусства в рф. Федеральный уровень законодательства в области образования и культуры

Программа реализуется с целью формирования и развития управленческих компетенций руководящих работников организаций культуры и искусства.

Эта программа для вас, если вам нужно:

Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 6 недель (108 часов).

Вы узнаете и научитесь

Будущие руководящие кадры организаций культуры и искусства рассмотрят следующие вопросы:

  • Правовые основы деятельности учреждений культуры в городской местности.
  • Досуговая деятельность и ее виды.
  • Показатели рентабельности хозяйственной деятельности организаций культуры и искусства.
  • Факторы ценообразования в сфере культуры и искусства.
  • Политика в области оплаты труда и управления мотивацией работников.
  • Способы привлечения клиентов. Реферальный маркетинг в деятельности учреждений культуры и искусства.

Методы обучения

Изучение каждой дисциплины включает в себя знакомство с теорией, чтение электронных учебников и текстов лекций, участие в вебинарах. В системе дистанционного обучения (СДО) Слушатели выполняют задания, проходят тестирования, общаются с преподавателями. Доступ в СДО вы получите после зачисления. В процессе обучения можно консультироваться с педагогами, общаться во время вебинаров, на форуме или по «Skype» (при необходимости). Все вопросы, связанные организацией обучения, помогут решить сотрудники отдела по организации учебного процесса или администратор (куратор).

Подробнее о процессе дистанционного обучения вы можете узнать в этом разделе сайта.

Результаты и перспективы:

  • Вы готовы к работе руководителя учреждения культуры и искусства, способны управлять творческими, административными процессами, хозяйственно-экономической деятельностью организации.
  • Вы умеете применять менеджерские методы и технологии привлечения клиентов, формировать ценовую, тарифную политику учреждения.
  • Вы понимаете методы реферального маркетинга, современные технологии управления процессами в организации.

Применение результатов обучения

Курс рассчитан на руководящих работников сферы культуры, искусства и кинематографии. В условиях ведения хозрасчетной деятельности организация должна демонстрировать достаточный для эффективного развития уровень рентабельности. Для этого необходимо привлекать клиентов, заинтересовывать их интересными и содержательными досуговыми программами. В ходе курса на конкретных примерах будут рассмотрены современные методы организации работы трудового коллектива, нацеленного на достижение высоких экономических показателей. Приобретенные компетенции позволят эффективно управлять организацией культуры и искусства.

Требования к Слушателям:

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании * .
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся.

Правовые рамки поддержки и развития сферы культуры определяются действующим законодательством. В первую очередь стоит отметить, что в Конституции РФ от 12.12.1993 г. отражены основные права и свободы человека в сфере культуры. Так, статья 44 закрепляет право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, а также обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В ней же гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания. Статьей 29 гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации, а также запрещается цензура.

Самым важным актом специального законодательства являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре, принятые еще в 1992 году. По мнению некоторых Основы - это устаревший и по форме, и по содержанию акт, не имеющий прямого действия, сборник деклараций ненормативного характера. Это не так. Политическое и регулятивное значение Основ трудно переоценить. Это законодательный акт, в котором не только закрепляются ориентиры государственной политики в области культуры и искусства, но и заложены основы протекционистских мер, которые, по замыслу законодателя, должны получить развитие в иных законах и подзаконных актах разных уровней, выстроен костяк для всей системы специального законодательства в культурной сфере. Необходимость существования специальных норм в рамках актов общего характера для установления особенностей правового регулирования отношений в столь тонкой сфере, каковой является культура, ни у кого не вызывает сомнений. Основы призваны задать вектор развития специальной нормативной базы. Целый ряд статей этого закона ликвидирует монополию государства на управление культурной жизнью. Закон провозглашает обязанности и оговаривает ответственность государственных органов за обеспечение свободы и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, доступность культурных благ для социально-ослабленных групп населения. Государство берет на себя обязанности по ведению статистического учета, информационному и научно-методическому обеспечению культурной деятельности, развитию меценатства, благотворительности, спонсорства по отношению к культуре.

Нормативной базой для определения творческой личности в ее основном статусе является законодательство об авторстве. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", принятый в 1993 г., внес много нового по сравнению с советским периодом, но главные его завоевания состоят в признании изначальным обладателем прав самого автора - физического лица, чьим творческим трудом создано произведение, и в предоставлении автору возможности самостоятельно распоряжаться имущественной частью этих прав. Однако большинство авторов не сумели приспособиться к рыночным условиям в сфере авторско-правовых отношений, а появившиеся после принятия Закона общества по коллективному управлению имущественными авторскими правами не всегда в состоянии в полной мере защитить интересы своих членов.

Федеральный закон "О библиотечном деле" был одним из первых "отраслевых" законов и явился правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Закон установил принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. Закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права. Действие этого Федерального закона распространяется на библиотеки, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов как части культурного наследия народов РФ - на все библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Закон РФ "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации", принятый в 1996 г., определил основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и установил порядок государственной поддержки кинематографии.

Особенности правового положения музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение музеев в РФ определены в Федеральном законе "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации". В развитие этого закона Постановлением Правительства РФ 12 февраля 1998 года №179 были утверждены Положение о музейном фонде РФ, Положение о государственном каталоге Музейного фонда РФ, Положение о лицензировании деятельности музеев в РФ.

Указ Президента РФ "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в РФ" определил стратегические направления развития дальнейшей правовой базы культурной сферы. В соответствии с Указом образован Совет при Президенте РФ по культуре и искусству.

К несомненным достижениям следует отнести принятие в 2002 году Федерального Закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", который не только заменил очевидно устаревший акт 1978 года, но и реально установил основы правоотношении, связанных с сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной недвижимого наследия нашей страны. Закон в совокупности с более строгой ответственностью за нарушения в этой сфере, нашедшей отражение в Кодексе РФ об административных правонарушениях, введенном в действие в 2002 году, должен установить четкую систему охраны памятников страны, хотя предстоит еще большая работа по созданию подзаконной нормативной базы, обеспечивающей однозначное и неукоснительное применение норм.

Сегодня правовые отношения в сфере культуры регулируются большим количеством нормативных актов. Кроме вышеупомянутых, к ним относится Закон РФ "О ввозе и вывозе культурных ценностей", ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ", ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", ФЗ "О национально-культурных автономиях", ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ" , ФЗ "О народных художественных промыслах" , другие федеральные законы, а также подзаконные акты.

Культурный процесс регулируется не только специальным, но и общим законодательством. Зачастую нормы общего законодательства в гораздо большей степени отражаются на деятельности и организаций культуры, и творческих работников. . Необходимо, чтобы в общем законодательстве максимально учитывалась специфика культурной деятельности.

Проблемы культуры нашли отражение также во многих базисных законодательных актах, таких как:

Гражданский кодекс РФ: в части вопросов изъятия бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей у собственников, установления общих принципов деятельности учреждений и организаций, в том числе некоммерческих, общих принципов гражданского оборота недвижимого имущества, а также вопросов интеллектуальной собственности;

Трудовой кодекс РФ: по вопросам заключения трудовых договоров и особенностей условий труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и исполнении произведений;

Кодекс РФ об административных правонарушениях: в части административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав, требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), их территорий и зон их охраны.

Уголовный кодекс РФ: по вопросу ответственности за порчу и разрушение памятников истории и культуры, нарушения авторских и смежных прав, контрабанды культурных ценностей;

Земельный кодекс РФ: в части определения и порядка установления земель историко-культурного назначения;

Градостроительный кодекс РФ: по вопросу сохранения исторических населенных мест, памятников истории и культуры в процессе застройки и реконструкции градостроительной среды;

ФЗ "О некоммерческих организациях": по вопросам правового статуса учреждений и иных некоммерческих организаций культуры;

ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях": в части оказания финансовой и иной помощи религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры;

ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности": по вопросу лицензирования работ по проектированию и производству работ по реставрации памятников истории и культуры, кинопоказа, изготовления и распространения аудиовизуальных произведений и фонограмм;

Бюджетный кодекс РФ: в части установления принципа финансирования бюджетных учреждений, разработки долгосрочных федеральных целевых программ;

Налоговый кодекс РФ: в части налоговых льгот для организаций и учреждений культуры, осуществляющих определенные виды работ;

Таможенный кодекс РФ: в части льгот на ввозимое оборудование для нужд музеев и предметов искусства.

Распоряжением Правительства РФ от 3 июня 2000 г. №764 разработана федеральная целевая программа "Культура России (2001 - 2005 годы)" в целях создания условий для сохранения культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечения преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций; обеспечения единого культурного пространства страны, создания условий для диалога культур в многонациональном государстве, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных территорий России и представителей разных социальных групп; формирования ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.

Таким образом, Российское законодательство закрепляет широкий спектр обязанностей государства в области культуры: разработку и реализацию федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, воплощающих культурную политику государства, обеспечение условий для развития национальных культур РФ, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, создание условий для самореализации талантов, сохранение памятников истории и культуры, ведение статистики культуры, деятельность по преодолению монополии в области культуры.

Культурная деятельность на территории Хабаровского края осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, актами федеральных органов исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложено регулирование деятельности в отрасли культуры и искусства.

Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность учреждений и организаций сферы культуры Хабаровского края, кроме федеральной законодательной базы включают в себя: Законы Хабаровского края (принятые Законодательной Думой Хабаровского края), Постановления Правительства Хабаровского края, Постановления Губернатора Хабаровского края.

В целях сохранения и развития культурного потенциала Хабаровского края, а также повышения уровня материального благосостояния творческих работников края, Администрация Хабаровского края 5 декабря 1996 г. приняла Постановление №544 "Об учреждении пожизненных стипендий Губернатора Хабаровского края для творческих работников, внесших значительный вклад в дело развития культуры и искусства края". Этим постановлением было утверждено Положение о порядке присуждения пожизненных стипендий Губернатора Хабаровского края для творческих работников, внесших значительный вклад в дело развития культуры и искусства края, согласно которому в число соискателей пожизненных стипендий включаются деятели культуры и искусства - авторы художественных произведений, научных трудов, педагоги образовательных учреждений культуры и искусства, общественные деятели, имеющие государственные награды, ведомственные знаки отличия, награды Хабаровского края, принимающие активное участие в общественной и культурно-просветительской деятельности.

Законодательной Думой Хабаровского края 11 февраля 1998 г. было принято Постановление №46 "Об утверждении Списка памятников истории и культуры краевого значения, подлежащих государственной охране", в котором приведен полный перечень наиболее важных с точки зрения управления объектов, сохранность которых без помощи государства была бы под угрозой.

Постановлением Администрации Хабаровского края от 01.11.99 №375 "О государственной поддержке театрального искусства в Хабаровском крае" определены меры государственной поддержки следующих приоритетных направлений в области театрального искусства: сохранение лучших традиций российского репертуарного театра, реализация инновационных проектов организации театрального дела на территории края; обеспечение стабильного финансово-экономического положения театров, создание условий для необходимого кадрового обновления творческих коллективов театров, а также создание системы социальной защиты их работников. Это Постановление было принято в целях обеспечения необходимых правовых, социально-экономических и организационных условий для дальнейшего развития театрального искусства в Хабаровском крае.

В целях сохранения и развития народных художественных промыслов на территории Хабаровского края Администрацией Хабаровского края 1 марта 1999 г. было принято Постановление №85 "О создании краевого художественно - экспертного совета по народным художественным промыслам". Задачами такого совета являются организация и проведение экспертизы художественных изделий, представляемых предприятиями, организациями, художниками и мастерами; а также принятие решений и выдача экспертных заключений об отнесении продукции и предприятий к народным художественным промыслам.

До недавнего времени основным документом, регулирующим деятельность учреждений и организаций сферы культуры Хабаровского края являлись "Основные направления культурной политики Хабаровского края на 2001 - 2005 годы", утвержденные Постановлением №46 Главы администрации края от 01.02.2001 года. Этот документ определяет культурную политику Хабаровского края в области сохранения культурного наследия, библиотечного обслуживания, народного творчества и культурно-досуговой деятельности, киновидеообслуживания, профессионального искусства и поддержки юных дарований, подготовки и переподготовки кадров, а также правового обеспечения отрасли культуры. . В настоящее время вступил в силу упомянутый выше "Комплекс мер по развитию культуры Хабаровского края в 2006-2008 годах" утвержденный Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.02.2006 г.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 27 марта 2002 г. № 186 "Об утверждении Положения о ежегодном краевом конкурсе в области театрального искусства" в целях активизации театральной жизни в крае, моральной и материальной заинтересованности деятелей театрального искусства в профессиональном росте утверждено "Положение о ежегодном краевом конкурсе в области театрального искусства". По мнению законодателя, конкурс должен способствовать творческому росту театральных деятелей, совершенствованию их театрального мастерства, повышению уровня культуры, художественного вкуса, выявлению новых талантов, широкой популяризации театрального искусства среди населения региона.

Законом Хабаровского края от 30.07.2003 № 126 "О специально уполномоченном органе государственной власти Хабаровского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)" установлено, что меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) осуществляет Правительство Хабаровского края в пределах своей компетенции.

В целях формирования полноценного Архивного фонда Хабаровского края как одного из информационных ресурсов края и составной части историко-культурного, информационного и интеллектуального достояния края, а также сохранения и пополнения в интересах настоящих и будущих поколений архивных и библиотечных фондов, являющихся одной из важнейших составляющих духовного и материального богатства, культурного и информационного потенциала нации Постановлением Губернатора Хабаровского края от 10.11.2004 №270 утверждена Краевая целевая программа "Сохранение культурно-исторической памяти нации. Библиотеки и архивы Хабаровского края (2005-2007 годы)". К основным задачам Программы относится проведение целенаправленной политики в сфере сохранения архивных и библиотечных фондов в процессе их использования; переход на современные технологии, обеспечивающие увеличение сроков сохранности и пользования информацией документов Архивного фонда Хабаровского края и библиотечных фондов; а также проведение комплекса работ по улучшению физического состояния документов, в первую очередь особо ценных, их страховому копированию и реставрации. Не менее важно обеспечение нормативных условий хранения архивных и библиотечных фондов; создание страхового фонда документов архивов и библиотек края. Также в Программе обращается внимание на создание краевого центра сохранения библиотечных фондов, создание единой распределенной системы - фонда книжных памятников, создание системы подготовки специалистов для работы с архивными и библиотечными фондами, обеспечение архивов и библиотек соответствующими штатными возможностями и квалифицированными специалистами, укрепление их материально-технической базы.

Несмотря на то, что сегодня правовые отношения в сфере культуры регулируются большим количеством нормативных актов, основная часть федерального (и соответственно, регионального) законодательства в сфере культуры принималась в тот период, когда речь шла не о регулировании отношений, а о "спасении" и "выживании" культуры. Меры, принятые в то время законодателем, имели бесспорный эффект, однако в настоящее время большинство из этих "экстренных" норм нуждаются в ревизии.

Так, 30 марта 2005 г. был принят Закон Хабаровского края №270 "О реализации полномочий Хабаровского края в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Хабаровского края". Этим Законом определены полномочия Правительства края в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия, порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия краевого или местного (муниципального) значения в реестр, порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия краевого значения, а также порядок установления информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия краевого значения. Кроме того, в Законе устанавливается порядок выдачи задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия краевого значения, порядок организации и режим содержания историко-культурного заповедника краевого значения.

Так же 26 июля 2005 г. был принят Закон Хабаровского края № 287 "О реализации полномочий органов государственной власти Хабаровского края в области культуры" и Постановление Правительства Хабаровского края от 26.09.2005 г. № 114-пр "О мерах по реализации закона Хабаровского края "О реализации полномочий органов государственной власти Хабаровского края в области культуры". В законе прописаны: основные принципы культурной политики края; полномочия органов государственной власти края в области культуры; меры краевой государственной поддержки культуры; охрана и сохранение объектов культурного наследия; организация библиотечного обслуживания населения края; создание и поддержка государственных музеев; организация и поддержка учреждений культуры и искусства; поддержка народных художественных промыслов; поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности; финансирование мероприятий по реализации полномочий органов государственной власти края в области культуры.

Упомянутое выше Постановление Правительства № 114-пр утверждает прилагаемый Перечень краевых государственных учреждений культуры и искусства, которым оказываются меры краевой государственной поддержки; устанавливает, что порядок предоставления льгот при организации платных мероприятий учреждениями культуры утверждает министерство культуры края; утверждает следующие положения, прилагаемые к закону:

Положение о ежегодном краевом конкурсе "Культурно-досуговое учреждение года";

Положение о ежегодном краевом конкурсе "Лучший работник культурно-досугового учреждения Хабаровского края";

Положение о ежегодном краевом конкурсе на лучшее библиотечное обслуживание;

Положение о ежегодном краевом конкурсе "Лучший музей года";

Положение о ежегодном краевом конкурсе "Лучший кинотеатр года";

Положение о ежегодном краевом конкурсе "Лучший киномеханик года";

Положение о краевом конкурсе проектов организаций культуры Хабаровского края по поддержке и развитию культуры села;

Положение о ежегодном краевом конкурсе в области театрального искусства;

Положение о премиях Губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства.

Положение о порядке назначения ежемесячных стипендий Губернатора Хабаровского края для творческих работников, внесших значительный вклад в развитие культуры и искусства края, и талантливой молодой творческой интеллигенции;

Положение о порядке назначения пожизненных стипендий Губернатора Хабаровского края для творческих работников, внесших значительный вклад в развитие культуры и искусства края;

Положение о порядке назначения ежемесячных стипендий Правительства Хабаровского края лучшим специалистам учреждений культуры и искусства.

Из приведенного выше материала можно сделать вывод, что в настоящее время существует система законов и других нормативно-правовых актов, как на федеральном, так и на региональном уровнях, регламентирующих деятельность, определяющих нормы, права и обязанности субъектов сферы культуры.

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44), а закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" № 3612-1 от 09.10.1992 г. был первым "отраслевым" законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.

Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:

Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;

Создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;

Определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;

Определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы. Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" .

В настоящее время принято 15 федеральных законов прямого действия относящихся к сфере культуры, имеется 104 действующих постановления Правительства РФ по культуре и искусству, свыше 60 указов Президента Российской Федерации. Принято свыше 140 международных соглашений и договоров. Кроме того в субъектах Федерации принято 150 законов по различным отраслям культуры и искусства. Рассмотрим основные из них.

Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из следующих основных законов:

1. Конституция РФ принята 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 08.05.2010)

3. Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" (ред. от 09.02.2009, с изм. и доп., вступивший в силу с 24.02.2009)

4. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (ред. от 30.11.2011, с изм. и доп., вступивший в силу с 01.04.2012)

5. Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (ред. от 23.02.2011) и рядом других .

В случаях, предусмотренных Законом "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре, издаются нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере культуры. .

Конституция РФ закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы в области культуры и культурной деятельности.

Конституционно закреплены принципы гарантирующие свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно Конституции РФ, каждый может заниматься творческой деятельностью; и государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годы тоталитарного режима.

Статья 28 Конституции РФ гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Конституция РФ каждому гарантирует свободу мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Руководствуясь основным законом РФ - Конституцией, Федеративным договором, нормами международного права, признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства, отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации, выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру, был принял Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.

Согласно Закону "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", культурная деятельность - это "деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей" Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"

Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" регулирует культурную деятельность в следующих областях:

Выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

Художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

Художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

Самодеятельное (любительское) художественное творчество;

Музейное дело и коллекционирование;

Книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

Телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

Эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

Научные исследования культуры;

Международные культурные обмены;

Производство материалов, оборудования и других средств, необхо-димых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

Иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Федеральный закон "О национально-культурной автономии" определяет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации. Законодательная политика и правовое регулирование в сфере культуры.

Одна из задач современной России - обеспечение на всей ее территории единого культурного пространства, включающего в себя законодательные, институциональные и организационные гарантии устойчивого развития культурной среды. Свободный доступ ко всем культурным благам и освоение всех существующих творческих ресурсов - главные параметры этого развития.

С момента начала демократических преобразований в нашей стране прошло не так много времени. Между тем Россия быстро продвигается по пути реформ и механизмы работы, характерные для мировой практики, становятся актуальными и у нас.

Не секрет, что в настоящее время учреждениям культуры га­рантировано только минимальное финансирование из государственно­го бюджета. Других реальных экономических гарантий не существу­ет. Однако в условиях экономического кризиса, острого дефицита и расстроенной системы государственных финансов, государственный бюджет не способен обеспечить нужды культуры. Вся тяжесть соз­давшегося положения ложится на субъекты Федерации, органы мест­ного самоуправления, которые остались практически один на один со своими социальными, финансовыми и экономическими проблемами. Поэтому учреждениям культуры в современных экономических услови­ях приходится рассчитывать на себя, искать возможность дополнительного ресурсообеспечения.

Определенная часть учреждений культуры, такие как крупные музеи, библиотеки, картинные галереи, выставочные комплексы дос­таточно успешно решают вопросы по привлечению дополнительных средств для сохранения и развития своих фондов и материаль­но-технической базы. Однако, большая часть учреждений культуры - сельские клубы и библиотеки, музеи небольших городов, действуя поодиночке, не имеют возможности выхода на международную арену, привлечения спонсорских средств, оказания платных услуг и т.п..

В этой ситуации социальное регулирование становится одним из приоритетных направлений деятельности органов государственно­го управления. Именно здесь должна проявляться организующая, ре­гулирующая и координирующая функция регионального органа управ­ления, способного увидеть, проанализировать сложившуюся в регио­не ситуацию, предложить оптимальные пути решения, спрогнозиро­вать возможные результаты, учесть негативные последствия предла­гаемых действий.

Происходящие в России преобразования способствуют тому, что центр тяжести управленческой деятельности в сфере культуры пере­носится в регионы.

Функции современного государства предполагают необходимость государственной политики в области культуры (культурной полити­ки). Средства выработки и реализации такой политики - разработка и принятие государственных программ, создание специализированных исполнительных органов (министерств, госкомитетов и т.п.), госу­дарственных организаций, учреждений, предприятий культуры.

В Российской Федерации такие функции исполняет Министерство культуры. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлени­ем Правительства РФ от 06.06.97г. N 679, Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную поли­тику в области культуры, искусства, охраны и использования исто­рико-культурного наследия (далее именуется сфера культуры), а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, ука­зами Президента Российской Федерации и постановлениями Прави­тельства Российской Федерации.

Существование полноценного и самостоятельного Министерства культуры представляется целесообразным в контексте национальных традиций государственного управления. Это обеспечивает отрасли лучшее финансирование, а также - определенное равенство с други­ми отраслями в государственном механизме и дает свободу инициа­тивы. Существование Министерства необходимо, поскольку го­сударственный сектор в культуре сохраняет свою важность, сущест­вует значительное число учреждений культуры, находящихся под го­сударственным управлением, а финансирование из внебюджетных ис­точников только формируется.

В этой ситуации одним из приоритетных направлений деятель­ности органов государственного управления становится социальное регулирование. Оно необходимо, прежде всего потому, что именно государство по Конституции приняло на себя роль гаранта в обес­печении принципа доступности для своих граждан источников удов­летворения культурных потребностей.

Право человека свободно участвовать в культурной жизни само по себе недостаточно - культурную деятельность необходимо еще и стимулировать. Мировое сообщество осознало, что "культурное раз­витие должно в возрастающей мере стать заботой и долгом совре­менного государства и всех других институтов, принимающих решения о стратегиях, программах, проектах общественного развития".

Существуют два способа государственного финансирования культуры - прямое выделение бюджетных ассигнований и косвенное финансирование посредством выделения кредитов, предоставления налоговых льгот и т.д. В соответствии со ст.45 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", государство гарантирует создание условий для сохранения и развития культуры посредством прямого финансирования.

В целях создания системы гарантированного государственного финансирования в законе закреплена минимальная доля (норматив) бюджетных ассигнований, направляемых на нужды культуры. Предус­мотрено, что на эти цели ежегодно направляется не менее 2% средств республиканского бюджета и не менее 6% средств местных бюджетов.

Однако данная норма не выполняется уже на стадии формирова­ния бюджетов.

Ситуация еще более усугубляется тем обстоятельством, что даже эти средства выделяются не полностью. Практика исполнения бюджета последних лет показала, что бюджет перестал быть законом, в соответствии с которым осуществляется реальное финансирование.

Кризисное состояние культуры в Российской Федерации очевид­но, хотя глубина духовной деградации и трудности ее преодоления, видимо, еще осознаны далеко не полностью. Достаточно оснований полагать, что не оценен в должной мере и громадный культурный потенциал России, который, вопреки всему, сохранился, а в неко­торых отношениях и возрос.

Современные тенденции развития отрасли культуры в России сопряжены с многочисленными проблемами, часть из которых вызвана несовершенством существующей нормативно-правовой базы. Между тем, сбалансированное законодательство, регулирующее правоотношения в сфере культуры, потенциально является гарантом создания необходимых условий для эффективного культурного развития общества.

В настоящее время проблема заключается в отсутствии целостного или единого правового механизма, в котором бы все нормативные элементы не противоречили друг другу, а были согласованными, способствующими более эффективной и плодотворной работе учреждений культуры, деятельности творческих людей. Таким правовым ядром в культурной среде является основной закон о культуре, координирующий цели, принципы и приоритеты государственной культурной политики. На сегодняшний день это Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Вместе с тем, явно его несоответствие современным социокультурным, правовым и экономико-политическим условиям.

Правоотношения в сфере культуры приходят в противоречие с многочисленными российскими законами, а периодически вносимые поправки в "Основы законодательства о культуре" сделали этот правовой акт совокупностью разрозненных статей.

Кроме того, стоит отметить и отсутствие некоторых правовых норм, которые бы закрепляли те или иные культурные процессы, практики и новые формы взаимодействий (в частности, касающиеся художественного образования, различного рода партнерств в сфере культуры), и неурегулированную ситуацию со статусом творческих профессий, и проблемы, связанные с разграничением полномочий федеральных и региональных органов власти.

Между тем, существует потребность в своевременном определении ведущих целей государственной культурной политики, в создании единого понятийного пространства, четко структурированной системы финансирования, сохранения и стратегического использования объектов культурного наследия, повышения эффективности института меценатства и благотворительности. В частности, одна из острых проблем в нормативно-правовом пространстве культуры связана с ведомственной разобщенностью: например, процесс образования в области культуры является местом пересечения интересов между министерствами культуры и образования.

Не менее острыми являются и противоречия в законодательстве, которое регламентирует процессы реализации авторских прав, которые во многом не согласуются с основными принципами библиотечной и музейной деятельности.

Разнообразие правовых проблем поражает. В частности, правовые нормы в индустрии культуры на современном этапе действуют таким образом, что, например, уменьшают степень государственной поддержки кинематографии, поскольку поступающие от государства бюджетные средства в соответствующие фонды облагаются налогом.

Важно также подчеркнуть и то, что создавая те или иные нормативно-правовые акты, законодатель не всегда учитывает специфику культурной деятельности. В итоге "пробел" в нормативно-правовой сфере культурной политики России становится причиной стагнации позитивных факторов в развитии российской культуры. Данный факт обуславливает необходимость

реформирования нормативно-правовой базы в отрасли культуры.

Курс будет интересен работникам сферы культуры и искусства, которые хотят развить навыки административно-управленческой работы.

Эта программа для вас, если вам нужно:

Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 6 недель (108 часов).

Вы узнаете и научитесь

Работникам культурно-досуговой сферы предстоит изучить вопросы:

  • Виды досуга в зависимости от организации и форм проведения.
  • Система государственного регулирования деятельности учреждений культуры и досуга.
  • Особенности функционирования коммерческих и некоммерческих организаций культуры и искусства.
  • Способы и источники финансирования деятельности культурно-досуговых организаций. Реализация принципов хозяйственного расчета и самофинансирования.
  • Нормативно-правовое регулирование порядка оплаты труда работников бюджетных учреждений культуры.
  • Методы и принципы формирования цены на досуговые продукты и услуги.
  • Подходы к управлению организациями культуры.
  • Управление продвижением услуг и продуктов культурно-досуговой деятельности.
  • Особенности маркетинговой политики досуговых организаций.

Методы обучения

После зачисления на курс вы получаете доступ к системе дистанционного обучения (СДО). Вы будете изучать текстовые лекции, участвовать в вебинарах, пользоваться учебниками и видео виртуальной библиотеки. Результаты обучения отображаются в электронной зачётке. Общаться с преподавателями можно на форуме, в чате во время вебинаров или по «Skype» (при необходимости). Завершает процесс итоговое тестирование.

Как проходит процесс дистанционного обучения, вы можете узнать в этом разделе сайта.

Результаты и перспективы

  • Вы знаете нормативно-правовые основы регулирования деятельности в сфере культуры и досуга.
  • Вы способны решать финансово-экономические вопросы функционирования организаций досуга и культуры.
  • Вы готовы участвовать в управлении культурно-досуговой организацией, создавать, совершенствовать и продвигать её продукты и услуги.

Применение результатов обучения

Деятельность культурно-досуговых организаций направлена на эстетическое и морально-нравственное воспитание, удовлетворение творческих потребностей. Это определяет особенности в управлении учреждениями культуры и искусства.

Сформированные в ходе обучения компетенции позволят вам успешно претендовать на занятие руководящих позиций. Вы сможете диагностировать проблемы в системе менеджмента и разработать стратегию развития культурно-досуговой организации.

Требования к Слушателям:

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании * .
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся.


Посмотреть удостоверение

Ознакомиться с учебным планом

Предлагаемая статья призвана помочь руководителю ориентироваться в нормативно-правовой базе, регулирующей культурную деятельность. Она открывает цикл статей, посвященных этой теме.

Значение вопросов правового регулирования на современном этапе трудно переоценить. На всех уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном) правовое регулирование является важнейшим инструментом реализации соответствующей культурной политики.

Право становится самостоятельным ресурсом культуры наряду с творческими, интеллектуальными, финансовыми, информационными и прочими ресурсами.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Потребность в правовых знаниях остается одной из самых насущных для руководителей.

Результаты исследований показывают, что руководители органов управления и учреждений культуры отмечают потребность в правовых знаниях как одну из самых насущных потребностей.

Нынешняя ситуация требует от руководителей знания существующего федерального и регионального законодательства, умения им пользоваться, а также способности разрабатывать локальные нормативные акты.

Владение нормативно-правовой базой является одним из требований, предъявляемых к современному менеджеру культуры. Правовая грамотность управленческого корпуса становится условием успешного развития учреждений культуры, помогает в решении стоящих перед ними проблем.

Понятие и классификации нормативных правовых актов

Нормативно-правовая база, регулирующая культурную деятельность, представляет собой совокупность нормативных правовых актов (далее - НПА), которые можно классифицировать по нескольким основаниям.

По предмету регулирования выделяют:

  • отраслевые акты;
  • межотраслевые акты.

Нормативно-правовая база в сфере культуры состоит из и актов, относящихся к другим отраслям права (трудовое, финансовое и т. д.).

В 1990-е гг. наблюдалось стремление разработать максимально возможное количество отраслевых законов, и многое в этом плане действительно удалось. Однако на рубеже веков ситуация коренным образом изменилась: государством был взят курс на принятие общеотраслевых законов, в определенной мере учитывающих отраслевую специфику, что далеко не всегда происходит в действительности.

Последние десять лет в уже действующие отраслевые законы, новые законодательные акты в области культуры не принимаются. Такая государственная политика проявилась, в частности, в отклонении Президентом РФ законопроекта «О творческих работниках и творческих союзах» (причем дважды), прошедшего слушания в Государственной Думе и одобренного в Совете Федерации, и «замораживании» законопроекта «О театре и театральной деятельности».

По действию нормативных правовых актов в пространстве выделяют:

  • международные акты;
  • национальные акты.

Правовая система нашей страны исходит из признания приоритета международных актов при условии, что Россия их ратифицировала. Если международным актом установлены иные нормы, чем предусмотренные законом Российской Федерации, то применяются нормы международного права. Национальные акты, в свою очередь, можно подразделить на федеральные, региональные, муниципальные акты и акты организаций.

Если Россия ратифицировала некий международный акт и в нем установлены иные нормы, чем в российском законе, то применяются нормы международного права.

Не должны противоречить федеральным актам, но могут их дополнять и конкретизировать. При этом более высокий уровень предусмотренных гарантий по сравнению с установленными федеральными актами обеспечивается за счет бюджета соответствующего публично-правового образования. Аналогичным образом соотносятся муниципальные и региональные акты.

По юридической силе выделяют:

  • законодательные акты (Конституция РФ,
  • федеральные законы, законы субъектов РФ);
  • иные (подзаконные) НПА (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.).

Таким образом, понятие нормативных правовых актов шире понятия законодательных актов, занимающих ключевое место в рассматриваемой иерархии.

Структура и состав нормативно-правовой базы

Комбинируя все вышеизложенные классификационные признаки, получаем следующую , регулирующей культурную деятельность:

  1. Международные акты.
  2. Национальные акты.

2.1. Конституция Российской Федерации.

2.2. Федеральные конституционные законы.

2.3. Федеральные законы:

межотраслевые законы:

  • кодексы;
  • некодифицированные федеральные законы; отраслевые законы.

2.4. Указы и распоряжения Президента РФ.

2.5. Постановления и распоряжения Правительства РФ.

2.6. Акты федеральных органов исполнительной власти.

2.7. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

2.8. Акты органов местного самоуправления.

2.9. Акты организаций.

В рамках данной статьи не ставится задача охарактеризовать в области культуры. Отметим лишь, что они в общем виде определяют правовые условия поддержки и развития сферы культуры.

Обратимся к действующему законодательству, регулирующему культурную деятельность

  1. Конституция Российской Федерации

Основным законом нашей страны, имеющим наивысшую юридическую силу, является Конституция РФ (далее - Конституция), принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция применяется на территории всей страны. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

В Конституции определен круг вопросов, которые относятся к ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, самостоятельному ведению субъектов РФ; а также предметы ведения органов местного самоуправления. Как видно из соответствующих статей Конституции (71-73, 132), решение многих вопросов культурного развития находится в компетенции субъектов РФ и муниципальных образований.

В ст. 44 закреплены права и обязанности человека в области культуры. С экономической точки зрения наибольший интерес представляет норма о праве каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Сопоставим ее содержание с нормой, закрепленной п. 2 ст. 43 Конституции, согласно которой гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных организациях. Очевидно, что государственные гарантии по отношению к учреждениям культуры носят более размытый (расплывчатый), декларативный характер.

Среди всех видов учреждений культуры наиболее защищенными являются библиотеки, поскольку в своей деятельности они руководствуются не только ст. 44, но и ст. 29 Конституции, закрепляющей право каждого на свободный доступ к информации. Именно в этой связи до 2014 г. из федерального бюджета предоставлялись субсидии бюджетам субъектов РФ на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований, в настоящее время выделяются средства на подключение к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны.

  1. Федеральные конституционные законы

Особая юридическая сила федеральных конституционных законов состоит в том, что им не должны противоречить федеральные законы. В Конституции дан четкий, исчерпывающий перечень вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы. Часть из них - о государственном гербе, флаге, гимне России (ст. 70 Конституции) - имеет непосредственное отношение к культурной атрибутике страны. Однако реальное влияние на деятельность учреждений культуры, в т. ч.финансово-хозяйственную, оказывают федеральные законы.
  1. Общеотраслевые федеральные законы

Федеральные законы напрямую влияют на деятельность учреждений культуры.

Перечень общеотраслевых федеральных законов, в наибольшей степени влияющих на культурную деятельность, с указанием их реквизитов приведен в приложении 1. В нем выделены законы, относящиеся к таким областям права как гражданское, финансовое, трудовое, земельное, таможенное, административное, уголовное. Как правило, основой каждой из выделенных областей права является соответствующий кодекс (Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Трудовой и т. д.).

Отдельно вынесен блок законов, связанных с государственным и муниципальным управлением, ввиду его исключительной важности для сферы культуры.

  1. Отраслевые федеральные законы

Краеугольным камнем законодательства в сфере культуры является Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее - Основы), где определены принципы государственной поддержки культуры, взаимоотношений субъектов культурной деятельности. Этот документ стал базой для свода частных законов, регулирующих основные направления культурной деятельности. Перечень федеральных законов, входящих в «культурный» блок, приведен в приложении 2.

Деятельность в различных областях исполнительских искусств, а также культурно-досуговая деятельность, осуществляемая клубными учреждениями, парками культуры и отдыха и др., не имеют «своих» законов. Культурно-досуговые учреждения в массе своей являются муниципальными, соответственно создание условий для их деятельности относится к предметам ведения органов местного самоуправления.

Культурно-досуговые учреждения в основном являются муниципальными. А значит, создание условий для их деятельности относится к предметам ведения органов местного самоуправления.

Прежде всего именно по этой причине не может быть принят федеральный закон о клубных учреждениях или закон о парках культуры и отдыха. «Замораживание» же законопроекта «О театре и театральной деятельности» нужно рассматривать в контексте переориентации государства на принятие общеотраслевых законов, учитывающих отраслевую специфику. Ситуация с правовым регулированием театральной сферы в значительной мере компенсирована принятием подзаконных актов: постановления Правительства РФ от 25.03.1999 № 329 (в ред. от 23.12.2002) «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» и распоряжения Правительства РФ от 10.06.2011 № 1019-р «О Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года».

На сегодняшний день не сформирована нормативная база, регулирующая деятельность концертных организаций. Хотя следует отметить, что подготовлен и направлен на согласование в другие министерства проект Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки. Принятие этого документа Правительством РФ повысит шансы на разработку и утверждение положений о концертных коллективах различных составов и других актов.

Подчеркнем более мягкий характер действия Основ по сравнению с другими отраслевыми законами, в частности, законом «Об образовании». Это обусловлено тем, что к ведению Российской Федерации относится лишь установление основ государственной политики в области культуры.

В августе 2004 г. Основы и другие отраслевые законы, регулирующие культурную деятельность, претерпели серьезные изменения. В общем суть изменений сводится к переходу государства от мер социальной защиты, социальных гарантий и льгот организациям и деятелям культуры к гораздо менее обязывающим мерам их поддержки. Это касается финансирования, налогообложения и многих других вопросов. Так, изъяты формулировки о нормативах финансирования сферы культуры из бюджетов разных уровней, о предоставлении налоговых льгот. В целом, к сожалению, можно констатировать, что Российская Федерация перестала позиционировать себя как социальное государство, выступающее гарантом сохранения и развития культуры, а оставила за собой лишь субсидиарную (дополнительную) ответственность в этой области.

  1. Указы Президента РФ

Президент РФ издает указы, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Они не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Указы Президента РФ (далее - Указы) подразделяются на нормативные (содержащие общеобязательные нормы) и ненормативные. Нормативные Указы принимаются по тем вопросам культуры или в тех областях, которые не урегулированы федеральными законами. В ряде случаев за принятием таких Указов следует принятие соответствующих федеральных законов. Зачастую реализация Указов или их отдельных положений требует разработки и принятия нормативных актов Правительства РФ. В частности, учреждение грантов Президента РФ в области культуры и искусства предполагает принятие специальных положений, утверждаемых постановлениями Правительства РФ. Ненормативные Указы принимаются по конкретным обстоятельствам индивидуального характера, например, награждения, назначения на должность, присвоение почетных званий и т. п. В приложении 3 приведен перечень действующих нормативных Указов в области культуры, начиная с 1992 г., т. е. с момента формирования законодательства о культуре.

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию не являются нормативными актами, но определяют ориентиры внешней и внутренней политики.

Нельзя не отметить ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию, которые, не являясь нормативными актами, определяют основные ориентиры внешней и внутренней политики страны, в т. ч. и культурной политики.

  1. Постановления и распоряжения Правительства РФ

Постановления Правительства РФ издаются на основании и во исполнение федеральных законов и Указов Президента РФ и определяют механизмы их реализации на практике. Перечень основных постановлений Правительства РФ в области культуры с начала 1990-х гг. приведен в приложении 4. В нем сохранен хронологический принцип перечисления документов, положенный в основу формирования перечней отраслевых законов и Указов Президента РФ. Однако могут быть выделены и логические блоки: общие вопросы культуры; исполнительское искусство; кинематография; музейное дело; народные художественные промыслы; особо ценные объекты культурного наследия; авторское право и др.

Часть решений Правительства РФ принимается в виде распоряжений. В последние годы распоряжениями Правительства РФ приняты такие важные документы как Концепции развития театрального и циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 г.

Помимо актов Правительства РФ в области культуры большое влияние на регулирование культурной деятельности оказывают правительственные постановления и распоряжения общего характера. Наиболее востребованы сегодня на практике акты, регламентирующие внедрение контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; «совершенствование» системы оплаты труда, перевод работников на эффективный контракт.

  1. Акты федеральных органов исполнительной власти

Министерства и ведомства по вопросам, относящимся к сфере переданных им полномочий, принимают нормативные акты, уступающие по юридической силе актам Президента РФ и Правительства РФ. Вместе с тем, не являясь субъектами законодательной инициативы, они могут готовить проекты федеральных законов, Указов и распоряжений Президента РФ, актов Правительства РФ, участвовать в их разработке либо осуществлять правовую экспертизу этих документов.

Акты Министерства культуры РФ отличаются большим разнообразием: приказы, распоряжения, решения коллегий, инструкции, правила, положения и др. Основной формой ведомственного акта является приказ, который имеет нормотворческое значение в том случае, если он направлен на реализацию постановления Правительства РФ, например, на утверждение порядка предоставления грантов Президента РФ в области культуры и искусства. Посредством утверждения приказа придается соответствующая юридическая сила другим актам, исходящим от Минкультуры России (инструкциям, правилам, положениям, уставам и т. д.). Министерство в рамках своих полномочий также вправе издавать методические рекомендации, направлять разъяснительные и информационные письма и т. п. На характер и содержание принимаемых актов, безусловно, оказывают влияние процессы, происходящие в стране.

Акты Минкультуры России регулярно печатаются в соответствующей рубрике журнала «Справочник руководителя учреждения культуры».

Деятельность в сфере культуры регламентируют не только документы, принимаемые Минкультуры России, но и акты многих других министерств и ведомств. Особо следует подчеркнуть значение для органов управления и организаций культуры актов Минфина, Минэкономразвития и Минтруда России.

Акты по вопросам лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, в т. ч. культуры и искусств, принимает Минобрнауки России. Актами Минтранса России регламентируется состояние дорог, которое является важнейшим инфраструктурным ресурсом культуры, особенно на селе. В современных условиях возрастает роль актов МЧС России, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации и антитеррористической защищенности зданий, включая объекты культуры. Федеральная таможенная служба России в пределах своей компетенции издает акты, регулирующие режим перемещения через границу культурных ценностей и товаров, необходимых для осуществления культурной деятельности. Формы государственной статистической отчетности, заполняемые организациями культуры и образования в сфере культуры, утверждаются Росстатом. Эти примеры можно продолжить и дальше.

По отдельным вопросам принимаются совместные акты Минкультуры России с другими министерствами, способствующие координации их деятельности.

Некоторые нормативные акты или их отдельные положения могут быть признаны несоответствующими федеральному законодательству и недействительными в судебном порядке. В этой связи очень полезно изучение решений, постановлений, определений, писем Верховного Суда РФ и арбитражных судов.