Эвакуационные мероприятия порядок их планирования и осуществления. Способы защиты населения. Сущность эвакуационных мероприятий. Организация и планирование эвакомероприятий. Организация приема эвакуируемого населения, его размещение, трудоустройство и обе

Эвакуационные мероприятия – комплекс мероприятий по осуществлению временного отселения населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей из зоны ЧС (в военное время – в том числе из зоны возможного поражения) и их размещению в безопасных районах, проводимых заблаговременно и отвечающих условиям жизнеобеспечения, а также сохранности материальных и историко-культурных ценностей.

Эвакуационные мероприятия проводятся в соответствии с планами временного отселения населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы (далее - планы эвакуации),

Основные эвакуационные мероприятия:

1. до начала эвакуации:

оповещение соответствующих руководителей и населения об угрозе возникновения ЧС;

приведение в готовность к развертыванию эвакуационных комиссий;

уточнение расчетов для вывоза временно отселяемого населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей всеми видами транспорта;

определение маршрутов эвакуации и их подготовка;

подготовка (оборудование) транспортных средств, защитных сооружений, мест размещения временно отселяемого населения.

2. С началом проведения эвакуационных мероприятий:

укрытие населения в защитных сооружениях в местах сбора (приема) отселяемого населения при возникновении ЧС;

временное отселение населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы, предусмотренных планами эвакуации с учетом сложившейся конкретной обстановки;

отправка необходимого транспорта в распоряжение групп транспортного обеспечения по указанию эвакуационных комиссий;

организация учета эвакуационными комиссиями временно отселяемых населения (призывников и военнообязанных запаса совместно с военными комиссариатами) и контроль за их размещением и др.



Критериями для принятия решения на проведение эвакуации населения являются:

при радиационных авариях – превышение установленных уровней мощности дозы (50 мкЗв/ч – укрытие в защитных убежищах, 200 мкЗв/ч и более - рассмотрение вопроса о временном переселении населения, 500 мкЗв/ч и более - проведение эвакуационных мероприятий);

при химическом заражении – превышение пороговых токсодоз СДЯВ;

нарушение систем жизнеобеспечения населения выше допустимого уровня;

непосредственная угроза жизни и здоровью населению при нахождении его в зоне ЧС (пожары, наводнения и др.);

в военное время – нахождения его приграничных районах, местах ведения (возможного ведения) боевых действий.

Проведение эвакуационных мероприятий включает в себя три понятия - это рассредоточение, частичная эвакуация и общая эвакуация.

Рассредоточение – когда рабочих и служащих объектов, находящихся в зоне ЧС, продолжают работать на них, но отдыхают в безопасной зоне.

При проведении частичной эвакуации предусматривается вывоз из населенных пунктов части населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания.

Принимают решение на проведение эвакуационных мероприятий в мирное и военное время и осуществляют общее руководство:

при локальных чрезвычайных ситуациях – руководители организаций – начальники гражданской обороны организаций;

при местных чрезвычайных ситуациях – председатели исполнительных комитетов (главы администраций городских районов) – начальники гражданской обороны городов (районов);

при региональных чрезвычайных ситуациях – председатели исполнительных комитетов – начальники гражданской обороны областей (г. Минска);

при республиканских и трансграничных чрезвычайных ситуациях – Премьер-министр Республики Беларусь – начальник гражданской обороны Республики Беларусь.

Эвакуация населения организуется комбинированным способом по производственно-территориальному принципу. При этом эвакуация рабочие, служащие и члены их семей осуществляется через предприятия (учреждения организации), остальное население эвакуируется через ЖЭС по месту жительства. Особое внимание уделяется наиболее уязвимым категориям: инвалиды, больные, беременные женщины, женщины с детьми до 10 лет.

При этом выбор безопасных районов для размещения временно отселяемого населения, эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей предусматривается соответствующими эвакуационными комиссиями по согласованию с исполнительными и распорядительными органами этих районов.

В целях создания условий жизнеобеспечения отселенного населения исполнительными и распорядительными органами предусматриваются имеющиеся общественные и административные здания большой вместимости (санатории, пансионаты, дома отдыха, школы и др.), а также жилые дома, отапливаемые дома дачных кооперативов и садоводческих товариществ с согласия их собственников (владельцев).

Для организации и проведения мероприятий по рассредоточению и эвакуации создаются эвакуационные органы.

1. Эвакуационные комиссии . Они создаются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, другими организациями.

Председателем эвакуационной комиссии назначается, как правило, заместитель руководителя данной организации. Численность персонала эвакуационной комиссии и её состав определяется соответствующим начальником гражданской обороны исходя из объемов планируемых эвакуационных мероприятий.

Главными обязанностями эвакуационной комиссии являются планирование, организация и проведение мероприятий, связанных с эвакуацией населения, а также решение вопросов видов обеспечения этих мероприятий (транспортное, материальное, медицинское и бытовое обслуживание, размещение и трудоустройство людей на новых местах и т.д.).

2. Для непосредственного проведения рассредоточения и эвакуации развертывают сборные эвакуационные пункты (СЭП), которые предназначены для сбора, регистрации и организованной отправки населения в безопасную зону. Под них обычно отводят школы, клубы и др. общественные здания близко расположенные к подъездным путям и площадкам для посадки людей на транспорт, или непосредственно на предприятиях, в организациях и учебных заведениях. Расположение СЭП на окраине города позволяет ускорить эвакуацию населения в загородную зону.

Каждому СЭП присваивается порядковый номер, за ним закрепляются определенные организации и территория. Общая численность СЭП может быть I5-20 человек, в составе могут быть мед. Работники.

З. Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) организовываются для эвакуируемого пешим порядком населения, районы размещения которого назначены на удалении более суточного перехода. Они располагаются за пределами опасных зон в населенных пунктах, находящихся вдоль эвакуационных маршрутов и вблизи дорог, чтобы облегчить вывоз с них людей транспортом в конечные пункты эвакуации. ППЭ предназначен для кратковременного отдыха прибывающего населения, обогрева, питания и мер обслуживания людей и отправки их к местам постоянного расселения.

4. Пункты погрузки предназначаются для отправки населения ж/д транспортом, автомобильным и водным транспортом в безопасную зону. Они организуются на ж/д вокзалах, станциях, в портах и на пристанях.

5. Пункты управления транспортными средствами .

6. Пункты высадки располагаются вблизи мест расселения эвакуируемого населения.

7. Приемные пункты временно отселяемого населения и эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей . Они предназначены для обеспечения приема, регистрации и непосредственного расселения прибывших людей. ПЭП размещаются в общественных зданиях и обслуживаются рабочим аппаратом численностью 30 40 чел.

Пешие колонны формируются в количествах от 500 до 1000 чел. по производственно территориальному принципу. Во главе колонн ставятся опытные руководители. Колону разбивают на группы 20-30 чел. (в каждой группе назначается старший группы). Скорость движения пешей колонны 3 - 5 км/час. Первый привал (10-15 минут) через 2 часа, затем через 1-1,5 часа движения. Большой привал продолжительностью 1-2 часа назначается в начале второй половины суточного перехода.

Для вывоза населения автомобильным транспортом формируются автоколонны по 20 машин. Движение колонны осуществляется по утвержденному графику и маршруту движения. Назначается начальник колонны.

Вывоз населения из городов ж/д транспортом производится по уплотненному графику пассажирскими или грузовыми поездами, при этом к ним цепляются дополнительные вагоны.

В населенных пунктах, расположенных на берегах рек и водохранилища, для перевозки населения может использоваться также водный транспорт.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

По дисциплине: Основы безопасности жизнедеятельности

Проведение эвакуационных мероприятий

1. Организация проведения эвакуационных мероприятий

чрезвычайный ситуация эвакуация

Проведение эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае определяется условиями возникновения и развития чрезвычайной ситуации, характером и пространственно-временными параметрами воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

При получении достоверного прогноза возникновения чрезвычайной ситуации организуются и проводятся мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода из зоны чрезвычайной ситуации населения.

Планирование, обеспечение и проведение эвакуационных мероприятий осуществляются во взаимодействии с органами военного управления по вопросам:

Выделения транспортных средств, для обеспечения перевозок эваконаселения;

Совместного использования транспортных коммуникаций (железнодорожных, автомобильных, воздушных и водных путей сообщения);

Выделения сил и средств, для совместного регулирования движения на маршрутах эвакуации и обеспечения охраны общественного порядка;

Обеспечения ведения всех видов разведки;

Выделения сил и средств, для целей инженерного обеспечения эвакуации, противорадиационной и противохимической защиты населения, санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий;

Возможности использования военных городков и оставляемого войсками имущества (оборудования) для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне;

Согласования районов размещения эваконаселения в загородной зоне.

Планы проведения эвакуационных мероприятий гражданской обороны согласовываются (увязываются) с планами (мероприятиями) по переводу экономики с мирного на военное положение, мобилизационного развертывания Вооруженных Сил в части использования транспорта и транспортных коммуникаций, материально-технических средств, обеспечения трудовыми (людскими) ресурсами, финансированием, а также решения вопросов размещения эваконаселения в загородной зоне и обеспечения его жизнедеятельности.

Для определения очередности вывода (вывоза) эвакуируемого населения и четкого планирования его размещения в загородной зоне всё эваконаселение распределяется по 3-м группам:

1-я группа (рассредоточиваемое население) - рабочие и служащие объектов, продолжающих свою производственную деятельность в военное время в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающих их жизнедеятельность;

2-я группа (эвакуируемое трудоспособное население) - рабочие и служащие объектов, прекращающих деятельность в военное время в категорированных городах или переносящих ее в загородную зону:

3-я группа - остальное эвакуируемое население. Основная часть населения, отнесенного к этой группе, составляет контингент, который может быть вывезен заблаговременно (до начала общих эвакомероприятий) по частичной эвакуации.

Подготовительные эвакуационные мероприятия при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации следующие:

1) приведение в готовность эвакуационных комиссий, администраций пунктов временного размещения и уточнение порядка их работы;

2) уточнение численности и категории населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;

3) распределение транспортных средств по приемным эвакуационным пунктам;

4) подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей;

5) подготовка к развертыванию пунктов временного размещения, пунктов длительного проживания;

6) проверка готовности систем оповещения и связи.

Мероприятия по эвакуации населения при получении сигнала на проведение эвакуации населения следующие:

1) оповещение председателей эвакуационных комиссий, предприятий и организаций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;

2) развертывание и приведение в готовность пунктов временного размещения;

3) сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации (отселению);

4) подача транспортных средств в соответствии с расчетами к пунктам посадки на транспорт эвакуируемого населения;

5) прием и размещение эвакуируемого населения в безопасных районах (пунктах временного размещения), заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.

2. Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения)

Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения) проводится при повышении уровня воды в период паводка в реках и других водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.

В результате катастрофического затопления (наводнение) остаются значительные разрушения жилого фонда и объектов жизнеобеспечения. Поэтому реэвакуация населения возможна только после проведения значительного объема восстановительных работ, которые могут быть достаточно продолжительными. Паводковое повышение уровня воды в реках и водоемах также может быть довольно продолжительным (до нескольких недель).

При возникновении массовых лесных и торфяных пожаров, угрожающих жизни и здоровью населения и сельскохозяйственным животным, эвакуационные мероприятия зависят от условий: скорости распространения пожара, метеоусловий и характера местности. В зависимости от пожарной обстановки эвакуационные мероприятия могут проводиться в два этапа.

На первом этапе население выводится из зоны пожара в безопасные места.

На втором этапе эвакуируемое население выводится (вывозится) к пунктам временного размещения (пунктам длительного проживания).

После ликвидации пожара принимается решение о проведении реэвакуации.

При возникновении чрезвычайных ситуаций на взрывопожароопасных объектах основные усилия направлены на спасение населения из зон чрезвычайных ситуаций. Эвакуационные мероприятия по спасению населения проводятся в два этапа. На первом этапе население выводится за зону разрушений. И при необходимости на втором этапе эвакуируемое население вывозится (выводится) на пункты временного размещения (пункты длительного проживания).

3. Проведение эвакуационных мероприятий

Одним из важных и надежных способов защиты от всех возможных поражающих факторов является эвакуация.

Как способ защиты эвакуация используется давно. Особенно больших масштабов она достигла в годы Великой Отечественной войны. Но и в настоящее время при стихийных бедствиях: землетрясениях, наводнениях, сходах снежных лавин, массовых лесных пожарах - почти всегда приходится прибегать к эвакуации.

Эвакуация - комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу населения или поражённых лиц из зон чрезвычайных ситуаций или зон вероятных чрезвычайных ситуаций, возникших (возникающих) в результате аварии, катастрофы, бедствия природного, техногенного или специального характера. К Эвакуационным мероприятиям относится также жизнеобеспечение эвакуированных в районе их размещения.

В зависимости от причин, ее вызвавших, эвакуация может быть общая, частная и местная (экстренная).

Общая эвакуация проводится по решению Правительства на всей территории страны или в отдельных ее регионах - всего населения категорированных городов за исключением лиц, имеющих мобилизационное предписание, нетранспортабельных больных и обслуживающего их персонала.

Частная эвакуация может проводиться до начала общей (за 8-10 суток) также по решению Правительства. В этот период могут эвакуироваться категории населения, не занятые в производстве (учащиеся, студенты, пенсионеры и т.д.). Такого рода эвакуация проводится без привлечения лишних рейсов транспорта в рамках действующих графиков его движения с целью облегчения условий проведения общей эвакуации.

Местная (экстренная) эвакуация проводится по решению начальников ГОЧС республик, краев, областей, городов для всех или отдельных категорий населения, оказавшегося в зоне заражения, или при опасности его возникновения, вследствие техногенных аварий на опасных объектах, гидроузлах, а также при стихийных бедствиях.

Эвакуация производственного персонала и членов их семей организуется и проводится по производственному принципу, а эвакуация населения, не связанного с производством - по территориальному принципу (по месту жительства).

Эвакуация может осуществляться с помощью всех видов транспорта, пешим порядком и комбинированным способом. При осуществлении эвакуации комбинированным способом появляется возможность использовать предельно допустимую пропускную способность дорог для задействованных видов транспорта. Таким образом, обеспечивается достижение безопасности эвакуации в заданную зону в короткие сроки.

Транспортом, как правило, вывозятся следующие категории людей:

* рабочие смен предприятий, продолжающих производственную деятельность в зоне заражения;

* формирования ГОЧС повышенной готовности, усиленные формированиями служб;

* население, которое не может передвигаться пешим порядком (престарелые, больные, женщины с детьми до десятилетнего возраста).

Пешим порядком выводятся:

* рабочие и служащие предприятий, организаций и учреждений, переводящих свою деятельность в загородную зону или прекращающих ее на опасный период;

* население, не занятое в сфере производства.

За каждым предприятием в загородной зоне закрепляется район размещения с таким расчетом, чтобы обеспечить жильем прибывших людей из расчета 2-3 м 2 на каждого. При этом для размещения эвакуированных могут быть использованы школы, служебные, складские помещения, клубы, пансионаты, дома отдыха и др.

Для практического осуществления мероприятий по эвакуации создаются эвакуационные органы.

При районных и городских исполнительных органах власти, на объектах народного хозяйства организуются эвакуационные комиссии, в функции которых входит:

* учет количества людей, подлежащих эвакуации;

* подготовка района эвакуации, пунктов посадки и высадки;

* организация связи и взаимодействия с районной эвакуационной комиссией и сборными эвакуационными пунктами.

Районные (городские) эвакуационные комиссии создают сборные эвакуационные пункты (СЭП). За каждым СЭП закрепляется определенное число объектов. При вывозе людей железнодорожным или водным транспортом СЭП размещаются вблизи станций, портов (пристаней) и на предприятиях, имеющих свои подъездные пути. При вывозе людей автотранспортом СЭП размещаются на территории или вблизи тех объектов, рабочие и служащие которых следуют этим транспортом.

Основными задачами СЭП являются:

* оповещение вывозимого (выводимого) населения;

* регистрация;

* посадка на транспорт;

* построение пеших колонн и отправка их в загородную зону.

Районные (городские) эвакуационные комиссии создают промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), которые размещаются вдоль основных маршрутов движения пеших колонн, в районе больших привалов и предназначаются для приема, организации отдыха и питания людей, а также уточнения порядка их дальнейшего движения.

В загородной зоне создаются приемные эвакуационные комиссии для приема и размещения эвакуированных. Сельская приемная эвакуационная комиссия производит учет, регистрацию и размещение прибывших. Для этого она создает необходимое количество приемных эвакуационных пунктов (ПЭП).

Эвакуация должна осуществляться по спискам рабочих, служащих, членов их семей, подлежащих эвакуации. Указанные списки составляются в трех экземплярах, один из которых хранится в отделе кадров, а два других - в эвакуационной комиссии. При проведении эвакуации один из них передается на СЭП, другой - начальнику колонны.

Получив объявление (сигнал) о начале эвакуации, производственный персонал (население) должен быстро подготовиться к выезду (выходу) в безопасную зону. При этом каждый взрослый должен иметь при себе паспорт (необходимые документы), деньги, продукты питания на 2-3 дня, СИЗ и личные вещи. Общий вес их не должен превышать 50 кг для вывозимых транспортом и 10 кг - для выводимых пешком.

Вещи упаковываются так, чтобы было удобно их переносить. К каждому чемодану (узлу) прикрепляется бирка с фамилией и адресом владельца.

Детям в карман одежды вкладывается (зашивается) записка, в которой указываются фамилия, имя, адрес и место работы его родителей.

После посадки в транспорт без разрешения старшего никто не имеет права выходить или пересаживаться из вагона в вагон (из машины в машину) или переходить из одной колонны в другую.

Литература

1. Никифоров Л.Л., Персиянов В.В. «Безопасность жизнедеятельности» - учебное пособие, 2013 год издания.

2. http://rud.exdat.com/docs/index-676838.html.

3. http://gochs.info/p566.htm.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация чрезвычайных ситуаций. Защита населения путём эвакуации. Организация радиационной и химической защиты населения. Организация медико-биологической защиты населения. Инженерная защита населения. Оповещение населения при чрезвычайной ситуации.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Оценка индивидуального и социального риска при чрезвычайных ситуациях природного характера и организация мероприятий по защите населения при землетрясениях. Определение вероятности формирования источника чрезвычайной ситуации природного характера.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2012

    Понятие и сущность эвакуации, ее роль и значение. Организация эвакуации населения, эвакуационные органы, их структура и задачи. Проведение эвакуации населения, его организация и особенности. Комплекс мероприятий для обеспечения безопасности для населения.

    реферат , добавлен 08.02.2009

    Порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Исследование структуры и задач эвакуационных органов. Особенности планирования, организации и обеспечения эвакуационных мероприятий. Виды эвакуации в военное время.

    презентация , добавлен 11.03.2015

    Характеристика сущности и правил проведения эвакуации населения - организованного вывода (вывоза) населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций и размещение в безопасных районах. Группы населения при планировании эвакуации.

    презентация , добавлен 26.11.2010

    Основные задачи, направления, формы, методы и порядок подготовки всех категорий населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Организация обучения работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    реферат , добавлен 23.01.2017

    Предотвращение, предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Использование средств коллективной защиты от оружия массового поражения. Построение убежищ и противорадиационных укрытий.

    презентация , добавлен 14.10.2014

    Характеристика объекта и оценка риска возможных чрезвычайных ситуаций, анализ известных аварий на линейных газопроводах. Прогнозирование параметров основных поражающих факторов и оценка устойчивости зданий, сооружений и технологического оборудования.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2010

    Комплекс мероприятий защиты населения и объектов хозяйствования от последствий чрезвычайных ситуаций. Выявление, оценка обстановки и принятие мер по ликвидации этих последствий чрезвычайных ситуаций. Определение размеров зон заражения и очагов поражения.

    контрольная работа , добавлен 23.04.2014

    Особенности техногенных чрезвычайных ситуаций на современном этапе, их источники и классификация. Комплекс мероприятий по защите населения и территорий. Структура и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Способ защиты населения - прием, применяемый для сокращения или предотвращения потерь населения от воздействия современных средств поражения в военное время, а также поражающих факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС), вызванных техногенными авариями и стихийными бедствиями.

Эвакуация населения считается одним из основных способов защиты населения и заключается в перемещении населения из городов и районов, по которым наиболее вероятно применение в условиях военного времени современных средств поражения, в загородную зону.

Загородная зона - это территория в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, а также вне зон возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) и подготовленная для обеспечения жизнедеятельности местного и эвакуируемого населения.

Общие положения по организации эвакомероприятий в военное время

Эвакомероприятия в военное время планируются и осуществляются в целях:

Снижения вероятных потерь населения категорированных городов и сохранения квалифицированных кадров специалистов;

Обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики, продолжающих свою производственную деятельность в военное время,

Обеспечения условий создания группировок сил и средств гражданской обороны в загородной зоне для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения при ликвидации последствий применения потенциальным противником современных средств поражения.

В современных условиях в целях обеспечения защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения было бы желательно эвакуировать в загородную зону всех жителей крупных городов. Однако часть городского населения должна будет остаться в городах для продолжения производственной деятельности. Для их защиты предусматривается строительство защитных сооружений в непосредственной близости от рабочих мест. При этом свободная от работы смена будет рассредоточена в загородной зоне для отдыха. Организуется подвоз рабочих смен на объекты.

Рассредоточение гражданского персонала - это Комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и размещению в загородной зоне гражданского персонала организаций, продолжающих работу в этих городах и населенных пунктах в военное время.

Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:

Уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;

Организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

Рассредоточиваемые рабочие и служащие размещаются в ближайших к границам категорированных городов районах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения.

В целях обеспечения организованной доставки рабочих смен в категорированный город на работу и обратно в загородную зону на отдых в срок, не превышающий суммарно 4-х часов, в исключительных случаях по решению Начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации разрешается размещать их в зонах возможных слабых разрушений.

Районы размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих в загородной зоне оборудуются противорадиационными и простейшими укрытиями.

Одновременно с рассредоточением рабочих и служащих в те же населенные пункты загородной зоны эвакуируются неработающие и не занятые в производстве в военное время члены их семей.

При невозможности их совместного размещения из-за ограниченной емкости жилого фонда и фонда общественных и административных зданий соответствующих населенных пунктов члены семей рассредоточиваемых рабочих и служащих размещаются в других населенных пактах загородной зоны на том же эвакуационном направлении.

Кроме объектов, продолжающих производственную деятельность в военное время в городах, в них располагаются органы управления, научно-исследовательские учреждения, конструкторские бюро, учебные заведения, учреждения культуры, быта, торговли, здравоохранения, а также другие предприятия, производственная деятельность которых может быть перенесена из города в загородную зону.

Большую группу представляют предприятия и учреждения, прекращающие производственную деятельность в категорированных городах. Рабочие и служащие этих объектов после проведения эвакуации переходят для продолжения трудовой деятельности на другие предприятия или в сельское хозяйство.

Эвакуация населения по планам ГО - это Комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, гражданского персонала организаций переносящих свою деятельность в загородную зону или прекращающих ее в военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения, а также населения проживающего в зоне катастрофического затопления.

Как для условий мирного, так и для условий военного времени выделяются общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения, подлежащих данной мере защиты.

В военное время до начала общей эвакуации возможно проведение, по специальному распоряжению правительства, заблаговременной или частичной эвакуации нетрудоспособного и не занятого в производстве населения, к которому относятся:

Студенты общеобразовательных учреждений, учащиеся ПТУ и школ-интернатов;

Воспитанники детских домов, ведомственных детских садов и специальных детских учреждений;

Пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и престарелых;

Преподаватели, воспитатели и обслуживающий персонал вышеперечисленных учреждений, отправляемые вместе с указанными категориями населения.

Срок проведения данных мероприятий не более 5 суток.

При планировании эвакомероприятий в военное время необходимо учитывать, что в расчет численности населения, подлежащего эвакуации, не включаются :

Военнообязанные, имеющие мобпредписания;

Нетранспортабельные больные и обслуживающий их персонал.

На всей территории страны принят территориально-производственный принцип организации и проведения эвакомероприятий.

Вывод в загородную зону рабочих и служащих (как рассредоточиваемых, так и эвакуируемых), членов их семей организуется по предприятиям, учреждениям и учебным заведениям, т.е. по производственному принципу .

Население, не занятое в производстве и сфере обслуживания, эвакуируется через ЖЭК и домоуправления по месту жительства, т.е. потерриториальному принципу .

Современный уровень развития средств нападения, возможность их внезапного применения требует искать такие способы проведения эвакомероприятий, которые позволили бы завершить их в минимальные сроки.

Основными способами являются:

Эвакуация пешим порядком;

Вывоз населения всеми видами транспорта;

Комбинированный.

Наиболее полно отвечает современным условиям комбинированный способ, сущность которого состоит в том, что вывод пешим порядком части населения сочетается с одновременным выводом остального населения всеми видами транспорта, свободного от воинских и срочных хозяйственных перевозок.

Транспортом в первую очередь вывозятся:

Медицинские учреждения;

Население, которое не может передвигаться пешим порядком (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет);

Рабочие и служащие свободных смен объектов, продолжающих работу в военное время в категорированных городах;

Сотрудники органов государственного управления, важнейших научно-исследовательских учреждений (НИУ) и конструкторских бюро (КБ).

Остальное население планируется выводить пешим порядком. Работающие смены объектов, продолжающих производственную деятельность в категорированных городах, с момента начала эвакомероприятий остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в защитных сооружениях. Рассредоточение их в загородную зону осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных (отдыхающих) рабочих смен из загородной зоны.

Категории и численность населения, рассредоточиваемого и эвакуируемого транспортом и пешим порядком могут уточняться в областях и городах в зависимости от наличия транспорта, состояния дорожной сети, времени года и других условий.

Проведение рассредоточения и эвакуации населения может осуществляться в особый период только по специальному распоряжению Президента РФ или по его поручению распоряжением НГО РФ Председателем Совета Министров Правительства РФ. Оно должно быть начато не позднее 4 часов после получения распоряжения и завершено в сроки, не превышающие:

из городов с населением до 500 тыс.чел. до 12 часов;

из городов с населением до 1 млн.чел. до 20 часов;

из городов с населением свыше 1 млн.чел., а также для других городов в которых по местным условиям нельзя провести эвакуацию в указанные сроки время на проведение эвакуации уточняется начальниками ГО республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, на территории которых они находятся, а для городов федерального значения НГО РФ.

Начало эвакуации время отправки первых поездов, судов, автоколонн и пеших колонн, окончание эвакуации время вывода (вывоза) из зон возможных сильных разрушений (за границу проектной застройки городов, отнесенных к группам по ГО) и зон затопления (зоны ЧС в мирное время) всего населения (за исключением работающей смены объектов, продолжающих работу в городах в военное время).

Эвакуацию населения по планам ГО предусматривается проводить:

Из городов, отнесенных к группам по ГО (категорированных городов);

Из населенных пунктов с объектами особой важности;

Из населенных пунктов с железнодорожными станциями первой категории по ГО;

Из населенных пунктов, расположенных в зонах возможных сильных разрушений вокруг объектов особой важности;

Из населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления (при этом эвакуация производится с получением распоряжения на эвакуацию из НП, для которых время добегания волны прорыва составляет 4 часа и менее, а из остальных пунктов при непосредственной угрозе затопления).

Для определения порядка и очередности вывода (вывоза) людей из городов, назначения районов их размещения в загородной зоне все население городов распределяется на три группы:

1-я группа (рассредоточиваемое население) - рабочие и служащие объектов, продолжающих свои производственную деятельность в военное время в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающих их жизнедеятельность;

2-я группа (эвакуируемое трудоспособное население) - рабочие и служащие объектов, прекращающих деятельность в военное время в категорированных городах или переносящих ее в загородную зону;

3-я группа остальное эвакуируемое население. Основная часть населения, отнесенного к этой группе, составляет контингент, который может быть вывезен заблаговременно (до начала общих эвакомероприятий) по частичной эвакуации.

Необходимо стремиться к максимальному сокращению числа работающих в категорированных городах в военное время, создавая условия для переноса их деятельности на подготовленных производственных базах в загородной зоне.

На объектах, в ЖЭК и домоуправлениях составляются эвакуационные списки в трех экземплярах. С возникновением угрозы нападения противника списки уточняются, а при проведении эвакомероприятий один экземпляр остается на предприятии (в ЖЭК), второй на СЭП, третий в районной (городской) эвакуационной комиссии.

На основании данных о численности населения по группам определяют:

o состав и численность населения для вывода пешим порядком;

o состав и численность населения для вывоза различными видами транспорта; потребность в транспорте для эвакуационных перевозок населения и материальных ценностей;

o возможность размещения населения в загородной зоне, обеспечения его защитными сооружениями, продовольствием, медицинским и бытовым обслуживанием.

Важным условием в подготовке к эвакуации населения является заблаговременный выбор районов размещения эвакуируемого населения в загородной зоне.

Выбранный район для размещения в загородной зоне должен обеспечить:

o условия защиты эвакуированного населения от поражающих факторов ядерного оружия (поражающих факторов ЧС);

o благоприятные возможности для подвоза на работу рабочих и служащих предприятий, продолжающих производственную деятельность в городе;

o необходимые условия для функционирования эвакуированных предприятий, учреждений и организаций и для жизни населения;

o благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Эвакуируемое население целесообразно размещать, как правило, на территории своей области (края, республики). Исключение могут составить крупные города, население которых частично может размещаться на территории нескольких областей.

Каждому предприятию и учреждению определяется район размещения, в зависимости от его численности, этот район может включать несколько близко расположенных населенных пунктов. Эвакуируемое население будет размещаться по квартирам и домам местных жителей (как правило планируется подселение 2 -3 человек на одного проживающего). Кроме того, в этих целях используются различные учреждения соцкультбыта: санатории, пансионаты, дома отдыха, турбазы, лагеря отдыха школьников и др.

При выборе районов размещения в загородной зоне (безопасном районе) нельзя упускать из виду, что на базе предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений создаются невоенизированные формирования. Интересы готовности сил ГО к проведению работ в возможных очагах поражения после нападения противника требуют, чтобы между населенными пунктами, где размещаются невоенизированные формирования, были постоянная надежная связь и удобные дороги с выходом на основные маршруты выдвижения к городу.

Районы размещения городского населения и порядок его вывоза в загородную зону определяются решением администраций субъектов федераций с учетом создания условий для продолжения производственной деятельности предприятий в городе, транспортных возможностей, наличия жилого фонда и обеспечения создания группировки сил ГО, предназначенных для ведения АСДНР в очагах массового поражения (заражения).

Районы размещения рассредоточиваемого населения должны выбираться, как правило, по производственно-территориальному принципу и располагаться вдоль железных и шоссейных дорог на удалении 3 5 км от пунктов выгрузки (время пешего перехода до места размещения не должно превышать 1 час) и обеспечивать минимальную затрату времени на подвоз рабочих смен в город и обратно не более, чем за 4 часа. В целях безопасности районы размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения должны располагаться за зоной возможных разрушений. Дальняя граница районов размещения определяется с учетом емкости загородной зоны и транспортных возможностей.

Члены семей рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих во время войны производственную деятельность в категорированных городах, подлежат размещению, как правило, совместно с главами семей. Однако при недостаточной емкости районов рассредоточения они могут размещаться в более отдаленных пунктах, но на тех же эвакуационных направлениях, на которых размещаются главы семей. Этот вопрос решают органы ГО соответствующих административно-территориальных единиц, исходя их конкретных условий и реальных возможностей.

Рабочие и служащие объектов экономики, переносящих свою деятельность в загородную зону, размещаются вблизи имеющихся или создаваемых производственных баз, как правило, за районами размещения рабочих и служащих предприятий, продолжающих работу в категорированных городах.

Рабочие и служащие объектов, прекращающих работу в военное время, а также население не занятое в сфере производства и обслуживания размещаются в более отдаленных районах загородной зоны, а население, эвакуируемое из зон возможного катастрофического затопления в населенных пунктах вблизи этих зон.

В целях создания необходимых условий для размещения, обеспечения и защиты эвакуируемого населения начальники гражданской обороны областей, их органы управления ГОЧС и службы ГО в мирное время проводят мероприятия по развитию загородной зоны:

расширение предприятий питания;

строительство санаториев, домов отдыха, пансионатов, пионерлагерей, оздоровительных детских учреждений;

накопление фонда защитных сооружений;

оборудование водоисточников, дорог, станций выгрузки и др.

Вся подготовительная работа организуется и проводится начальниками ГО областей и соответствующими органами управления ГО ЧС, совместно с подчиненными органами управления и эвакоорганами и включает:

определение городов и других населенных пунктов, откуда необходимо проводить эвакуацию, а также численности эвакуируемого населения;

выбор и подготовку районов размещения населения в загородной зоне;

определение транспортных возможностей по вывозу населения и материальных ценностей, а также распределение населения по видам транспортных средств;

планирование вывода населения пешим порядком и эвакоперевозок;

планирование приема, размещения и обеспечения населения в загородной зоне;

подготовку эвакуационных органов и населения;

определение порядка подвоза рабочих смен на объекты, продолжающие производственную деятельность в городе.

Руководство рассредоточением и эвакуацией населения осуществляют начальники гражданской обороны областей через органы управления ГОЧС и эвакуационные органы. Непосредственную ответственность за рассредоточение и эвакуацию несут начальники ГО городов, городских районов и объектов.

Начальники гражданской обороны некатегорированных городов и сельских районов, их штабы, службы и эвакоприемные комиссии организуют прием прибывающего населения, его размещение, трудоустройство, обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости, медицинской помощью, бытовым обслуживанием и защитными сооружениями.

Командующие войсками военных округов и флотами организуют взаимодействие по вопросам планирования и проведения эвакуационных мероприятий между органами управления ГО, военкоматами и начальниками гарнизонов, оказывают помощь начальникам гражданской обороны соответствующих административно-территориальных единиц в организации и проведении рассредоточения и эвакуации населения.

Особенности эвакуации населения при угрозе и возникновении ЧС в мирное время

Эвакуация населения (в мирное время по планам предупреждения и ликвидации ЧС) комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации (ЧС) природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

Эвакуация считается законченной, когда все подлежащее эвакуации население, будет вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий. Указанные признаки могут быть положены в основу классификации вариантов проведения эвакуации.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).

При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. Необходимость принятия решения на эвакуацию населения и сроки ее осуществления в условиях, когда организация первоочередного жизнеобеспечения технически невозможна или экономически нецелесообразна, определяются в соответствии с Критериями принятия решения на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.

Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не пострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС.

Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ.

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям.

Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям (начальникам ГО) органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

В зависимости от масштабов ЧС и требований к срочности проведения эвакуации экстренная (безотлагательная) или упреждающая (заблаговременная) эвакуация, носящая местный или региональный характер, осуществляется по указанию (распоряжению) соответствующих начальников гражданской обороны.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.

Общее руководство эвакуацией населения осуществляется начальниками гражданской обороны (комиссиями по ЧС) территориальных, ведомственных, объектовых органов управления, а непосредственная организация и проведение эвакуационных мероприятий эвакуационными органами, создаваемыми главами администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органами управления объектов экономики через эвакуационные органы и органы управления ГОЧС соответствующего уровня.

Проведение эвакуации населения требует тщательно продуманного планирования эвакомероприятий и заблаговременной всесторонней подготовки: транспорта, дорог, районов размещения эвакуированного населения в безопасных местах эвакуационных органов, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.

Эта подготовительная работа организуется и проводится начальниками гражданской обороны руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления объектов экономики через эвакуационные органы и органы управления ГОЧС.

В мирное время задачи МЧС ограничиваются первоочередным жизнеобеспечением эваконаселения на период до 7 суток, поскольку по истечении этого срока, если не произойдет реэвакуация эвакуированных должны зарегистрироваться в органах Федеральной миграционной службы (ФМС) в качестве переселенцев. После этого обеспечение жизнедеятельности данного контингента целиком возлагается на ФМС.

В мирное время из зоны ЧС планируется к эвакуации все население.

В мирное время планируется вывоз всего эваконаселения транспортом (за исключением аварии на химически опасных объектах, когда часть населения может выводиться пешим порядком за пределы зоны химического заражения).

План лекции:

1.Цель, виды, принципы, способы эвакуации и рассредоточения персонала объектов экономики и населения. Эвакуация, рассредоточение, загородная зона.

2.Порядок эвакуации населения (транспортом, пешим порядком, комбинированный способ).

3.Планирование эвакуации и рассредоточения, принцип необходимой достаточности и максимально возможного использования сил и средств.

4.Особенности проведения эвакуации и рассредоточения.

Эвакуация (от латинского evacuation – опорожнять, удалять) – это комплекс мероприятий по организованному выводу (вывозу) персонала объектов экономики, населения и материальных ценностей из зон ЧС (или прогнозируемой ЧС), а также жизнеобеспечение эвакуируемых в районах размещения.

Сущность эвакуации заключается в организованном и управляемом перемещении населения, культурных и материальных ценностей из зон бедствия в безопасные районы.

Рассредоточение – это комплекс мероприятий по организованному выводу (вывозу) и размещению в загородной зоне свободного от работы персонала объектов народного хозяйства, продолжающих свою деятельность в особых условиях, в том числе – и в условиях ЧС, а также персонала работающих на объектах жизнедеятельности городов и населенных пунктов (например – объектах коммунального хозяйства и др.).

Таким образом сущность рассредоточения – это доставка персонала на рабочие места, а по завершении смены – вывоз в безопасное место, загородную зону.

Загородная зона – это территория, находящаяся вне пределов зоны прогнозируемой ЧС, установленной для населённых пунктов, имеющих потенциально опасные объекты, подготовленная для размещения и жизнеобеспечения эвакуируемого населения.

Виды и варианты эвакуации

Виды и варианты эвакуации зависят от множества факторов, к основным из них можно отнести:

а) располагаемое время и сроки проведения эвакуации;

б) степень и масштабы опасности, вызванные ЧС;

в) ожидаемые масштабы поражения населения, оказавшегося в зоне ЧС.

Раскроем эти понятия более подробно.



а) Располагаемое время, определяемое моментом возникновения ЧС (или ее прогнозом), предполагает два основных варианта эвакуации:

Упреждающая (или заблаговременная);

Экстренная (или безотлагательная).

Упреждающая эвакуация проводится при угрозе возникновения ЧС. Основанием для ее введения является получение достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или разрушительного стихийного бедствия.

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (или безотлагательная) эвакуация. Ее особенностями является следующее: все эвакуационные мероприятия по выводу населения и материальных ценностей из зон бедствия осуществляются при жестком дефиците времени; как правило, оно исчисляется минутами, или, в лучшем варианте – несколькими часами.

Не исключено воздействие поражающих факторов источника ЧС, что будет негативно влиять на все эвакуационные процессы.

Экстренная эвакуация проводится также в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей.

б) Степень и масштабы опасности, вызванные ЧС, являются определяющими в численности населения, выводимого из зоны бедствия, а также удаленности районов их перемещения. В зависимости от них могут быть определены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.

Локальная эвакуация проводится в том случае, когда зона поражающего воздействия источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов. Численность эвакуируемого населения при этом определяется несколькими тысячами человек. Люди выводятся (или вывозятся) в пункты временного размещения, как правило, расположенные в приграничных с зоной бедствия районах.

Местная эвакуация осуществляется, когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. Численность выводимого при этом населения может достигать десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в более удаленных безопасных районах.

Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения поражающего воздействия источника ЧС на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении этого варианта эвакуации выводимое из зоны бедствия население может быть перемещено на значительные расстояния от постоянного места проживания.

в) Охват эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, зависит от достоверности прогноза возникновения опасности, ожидаемых масштабов поражения, природно-климатических особенностей района бедствия, технологических режимов работы размещенных там предприятий и других факторов.

В этих условиях предполагаются два варианта эвакуации: частная и общая.

Частная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и училищ.

Общая эвакуация предполагает вывод (вывоз) всех категорий населения из зоны бедствия.

Продолжительность опасности, сохранения поражающего воздействия, вызванного ЧС, определяет длительность пребывания эвакуируемых в пунктах временного размещения.

Независимо от перечисленных выше вариантов эвакуации, в зависимости от располагаемого времени после получения сигнала оповещения, степени и скорости распространения поражающего воздействия ЧС, проводятся упреждающие эвакуационные мероприятия:

Перемещение персонала в здания с повышенными защитными свойствами или укрытие в защитных сооружениях (так называемая внутренняя эвакуация );

Вывод персонала за пределы объекта (внешняя эвакуация );

Укрытие персонала на этажах с повышенной защищенностью с последующим его выводом за пределы объекта (комбинированный метод ).

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется масштабами распространения и характером опасности ЧС, достоверностью прогноза ее реализации, а также перспективами использования производственных объектов, размещенных в зоне бедствия.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностей критериям.

Эвакуационные мероприятия — комплекс мероприятий по временному отселению населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей из зоны ЧС (в военное время в том числе из зоны возможного поражения) и их размещению в безопасных районах, проводимых заблаговременно и отвечающих условиям жизнеобеспечения, а также сохранности материальных и историко-культурных ценностей.

Эвакуационные мероприятия проводятся в соответствии с планами временного отселения населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы (планы эвакуации).

Основные эвакуационные мероприятия :

1. До начала эвакуации:

Оповещение соответствующих руководителей и населения об угрозе возникновения ЧС;

Приведение в готовность к развертыванию эвакуационных комиссий;

Уточнение расчетов для вывоза временно отселяемого населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей всеми видами транспорта;

Определение маршрутов эвакуации и их подготовка;

Подготовка (оборудование) транспортных средств, защитных сооружений, мест размещения временно отселяемого населения.

2. С началом проведения эвакуационных мероприятий:

Укрытие населения в защитных сооружениях в местах сбора (приема) отселяемого населения при возникновении ЧС;

Временное отселение населения, эвакуация материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы, предусмотренные планами эвакуации с учетом сложившейся конкретной обстановки;

Отправка необходимого транспорта в распоряжение групп транспортного обеспечения по указанию эвакуационных комиссий;

Организация учета эвакуационными комиссиями временно отселяемого населения (призывников и военнообязанных запаса совместно с военными комиссариатами) и контроль за их размещением и др.

Критерии для принятия решения по проведению эвакуации населения:

При радиационных авариях — превышение установленных уровней мощности дозы (50 мкЗв/ч — укрытие в защитных убежищах, 200 мкЗв/ч и более — рассмотрение вопроса о временном переселении населения, 500 мкЗв/ч и более — проведение эвакуационных мероприятий);

При химическом заражении — превышение пороговых токсодоз СДЯВ ;

Нарушение систем жизнеобеспечения населения выше допустимого уровня;

Непосредственная угроза жизни и здоровью населению при нахождении в зоне ЧС (пожары, наводнения и др.);

В военное время — нахождения населения в приграничных районах, местах ведения (возможного ведения) боевых действий.

Проведение эвакуационных мероприятий включает рассредоточение, частичную эвакуацию и общую эвакуацию. Рассредоточение — рабочие и служащие объекты, находящиеся в зоне ЧС, продолжают работать на них, но отдыхают в безопасной зоне. При проведении частичной эвакуации предусматривается вывоз из населенных пунктов части населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания.


Принимают решение на проведение эвакуационных мероприятий в мирное и военное время и осуществляют общее руководство :

При локальных чрезвычайных ситуациях — руководители организаций: начальники ГО организаций;

Местных чрезвычайных ситуациях — председатели исполнительных комитетов (главы администраций городских районов): начальники ГО городов (районов);

Региональных чрезвычайных ситуациях — председатели исполнительных комитетов: начальники ГО областей (г. Минск);

Республиканских и трансграничных ЧС — Премьер-министр Республики Беларусь: начальник ГО Республики Беларусь.

Эвакуация населения организуется комбинированным способом по производственно-территориальному принципу. При этом эвакуация рабочих, служащих и членов их семей осуществляется через предприятия (учреждения организации), остальное население эвакуируется через ЖЭС по месту жительства. Особое внимание уделяется наиболее уязвимым категориям: инвалиды, больные, беременные женщины, женщины с детьми до 10 лет.

При этом выбор безопасных районов для размещения временно отселяемого населения, эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей предусматривается соответствующими эвакуационными комиссиями по согласованию с исполнительными и распорядительными органами этих районов.

В целях создания условий жизнеобеспечения отселенного населения исполнительными и распорядительными органами предусматриваются имеющиеся общественные и административные здания большой вместимости (санатории, пансионаты, дома отдыха, школы и др.), а также жилые дома, отапливаемые дома дачных кооперативов и садоводческих товариществ с согласия их собственников (владельцев).

Для организации и проведения мероприятий по рассредоточению и эвакуации создаются следующие эвакуационные органы:

Трудностями оперативного прогнозирования развития аварийной ситуации;

Зачастую неизвестностью путей поступления вещества (веществ) в организм;

Неопределенностью знаний до идентификации вещества о его стойкости в объектах окружающей среды, приводящей к затруднению принятия решений о необходимости (или ее отсутствии) обработки загрязненных поверхностей;

Необходимостью срочной расшифровки вещества, явившегося причиной инцидента, и экспрессного определения уровней и масштабов загрязнений, что затруднено в связи с низким техническим уровнем по индикации веществ и недостаточной подготовкой специалистов;

Возникновением паники.

Масштабы медико-санитарных последствий террористических актов могут быть весьма различными и зависят не только от степени токсичности и количества использованного химического вещества, но и от места, времени, метеорологических (микроклиматических) и других условий, а также от количества людей, оказавшихся в зоне поражения, оперативности и полноты мероприятий по их защите, эвакуации и других факторов.

Ни население, ни государственные службы не ждут применения отравляющих веществ. Население в мирное время абсолютно не защищено от ОВ и может не сразу обнаружить их действие. При этом количество пораженных в толпе, например, находящейся в замкнутом пространстве, может измеряться тысячами, как показал террористический акт в японском метрополитене. Следует отметить, что вентиляционные системы могут способствовать распространению ОВ по помещениям.

Действие различных типов ОВ на человека сопровождается крайне тяжелыми клиническими проявлениями: тяжелейшие судороги, рвота, выраженные болевые эффекты, психозы, галлюцинации и др. Таким образом, спецслужбам и медикам следует ожидать таких симптомов поражения, которые потребуют особых приемов, навыков, технических средств и просто огромных физических усилий даже при оказании первой помощи и госпитализации пострадавших. Специальные группы, оказывающие помощь пострадавшим, будут в средствах защиты, а пострадавшие — нет. Это будет оказывать крайне тяжелое психическое воздействие на людей, которые могли и не получить тяжелых поражений.

Прогнозировать количество пораженных при террористических актах с применением химических веществ практически невозможно, но предполагается, что они будут бóльшими, чем при выбросе промышленных СДЯВ .

Необходимо помнить, что организации здравоохранения, медицинские формирования и аварийно-спасательные команды, как правило, не имеют в достаточном количестве средств экспресс-индикации отравляющих веществ.

Наиболее вероятными зонами проведения террористических актов в условиях города могут являться замкнутые пространства, в которых возможно создание высоких (смертельных) концентраций ОХВ (OB): залы, здания, метро, туннели и др.

Оказание медицинской помощи. В режиме повышенной готовности (при угрозе террористической акции с применением ОВ) служба скорой (неотложной) медицинской помощи, медицинские формирования создают резервные бригады, пополняют антидоты, медикаменты. При необходимости выдвигают в район вероятного совершения террористического акта оперативные группы, необходимые силы и средства.

В режиме чрезвычайной ситуации:

Отправление специалистов в район террористического акта;

Идентификация химических агентов террористического акта;

Определение уровней загрязнения окружающей среды и степени опасности произошедшего инцидента;

Прогноз развития ситуации (масштаб инцидента, структура потерь);

Санитарно-токсикологическая оценка мест расположения медицинских формирований;

Оказание экстренной медицинской помощи пораженным в очаге (специфическая антидотная терапия, оказание помощи по неотложным показаниям);

Оказание специализированной медицинской помощи;

Проведение обследования людей, находящихся в зоне аварии с помощью экспрессных методов и диагностических тестов в соответствии со специфическими особенностями действия вещества, явившегося причиной террористического акта;

Установление степени воздействия вещества на людей по клиническим проявлениям основного симптомокомплекса интоксикации, а также по результатам диагностического тестирования;

Установление вещества, послужившего причиной террористического акта, по данным клинико-лабораторных исследований в случае неидентифицированного химического агента;

Оценка степени загрязнения пораженных и целесообразность проведения санитарной обработки;

Проведение санитарной обработки кожных покровов, слизистых оболочек глаз, полости рта и оценка ее эффективности;

Первыми признаками применения террористами ОВ в местах массового скопления людей являются:

Разлив неизвестной жидкости по поверхности;

Появление капель, дымов и туманов неизвестного происхождения;

Специфические посторонние запахи;

Крики о помощи, возникшая паника, начальные симптомы пора-жения;

Показания приборов химической разведки и контроля (при их наличии).

Обеззараживание (дегазация) закрытых помещений и открытой местности, зараженных парами аммиака, бромацетона, бромметана, бромциана, метилмеркаптана, сероуглерода, синильной кислоты, фосгена, хлора, хлорацетона, хлорпикрина и хлорциана не требуется. Помещения проветриваются. Решение о дегазации закрытых помещений и участков местности, загрязненных парами, аэрозолями и каплями азотистых ипритов, зарина, иприта, люизита, CR, CS и хлорацетофенона принимается в зависимости от показаний приборов химической разведки и контроля.

В случае совершения террористического акта с применением ОВ задачами первоочередной важности будут являться незамедлительное и эффективное проведение экстренных мер по защите населения:

Своевременная эвакуация из зон возможного загрязнения;

Использование средств индивидуальной и коллективной защиты;

Своевременный розыск, сбор, вывоз пораженных и оказание им первой помощи;

Постоянное информирование населения об обстановке и разъяснение им правил поведения.

Принципы проведения лечебно-эвакуационных мероприятий (в том числе и медицинской сортировки) такие же, как при химических авариях.

Таким образом, защита населения в ЧС — это большой и сложный комплекс мероприятий. Для его успешного проведения необходимо заблаговременно спланировать мероприятия с учетом имеющихся угроз, подготовить персонал для участия в ликвидации последствий ЧС, создать необходимый запас сил и средств, в том числе коллективных и индивидуальных средств защиты.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом степени реальной опасности возникновения ЧС и экономических возможностей и иных характеристик.

Важно, чтобы личный состав ГСЧС был обучен выполнению своих обязанностей в условиях различных ЧС в мирное и военное время, а население умело пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты.