Увольнение в связи с лишением допуска к гостайне. Допуск военнослужащего к государственной тайне (формы допуска, порядок оформления и ознакомления, срок действия) Прекращается ли допуск к гостайне в декрете

В конце прошлого года наша организация получила лицензию на допуск к проведению работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Сотрудники начали работать с режимными сведениями. Сейчас появилась необходимость прекратить допуск к гостайне одного работника. Нормативными актами предусмотрено, что допуск к таким сведениям обязательно отражается в трудовом договоре и в приказе. А вот об оформлении прекращения допуска ничего не сказано. Возник вопрос: всегда ли прекращение допуска к гостайне должно отменяться приказом? Нужно ли при этом вносить изменения в трудовой договор?

Порядок допуска работника к государственной тайне в общих чертах установлен в Законе РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о гостайне ) и (далее - Инструкция о допуске к гостайне ), а также в Разъяснениях о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 19.05.2011 № 408н (далее - Разъяснение о выплате надбавок ).

Однако, действительно, ни в одном нормативном правовом акте не установлен порядок оформления прекращения допуска к гостайне. Представляется, что в зависимости от причин прекращения допуска к гостайне порядок его оформления может быть разным.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Прекращение допуска к гостайне может происходить и по инициативе работника

Разбирая причины прекращения допуска к гостайне, приходим к выводу, что такое прекращение может быть как по инициативе работодателя, так и по инициативе самого работника, допущенного к работе со сведениями, составляющими гостайну. Имейте в виду, что в нормативных правовых актах отсутствуют условия прекращения допуска к гостайне по инициативе работника, но, учитывая то, что допуск к гостайне граждан РФ осуществляется в добровольном порядке, прекращение допуска также может осуществляться в добровольном порядке, т. е. по инициативе работника (ст. 21 Закона о гостайне) . Давайте рассмотрим варианты прекращения допуска к государственной тайне в зависимости от того, кто является его инициатором.

Прекращение допуска по инициативе работодателя

Допуск работника к государственной тайне может быть прекращен на основании решения работодателя (ст. 23 Закона о гостайне) .

Это происходит в следующих случаях.

Случай 1. Однократное нарушение обязательств, связанных с защитой государственной тайны, которые отражаются в трудовом договоре.

Наша справка

Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан (работников) на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица (работника) со сведениями, составляющими государственную тайну.

Допуск к гостайне завершается оформлением трудового договора и приказа о доступе работника на постоянной основе к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

Содержание таких обязательств разрабатывается режимно-секретным подразделением и включает, как правило, обязанность соблюдать требования законодательства РФ о государственной тайне, согласие на временное ограничение прав, обязанность информировать кадровое подразделение организации об изменениях в анкетных и автобиографических данных и о возникновении оснований для отказа в допуске к государственной тайне, в том числе оформление работником и (или) его близкими родственниками документов для выезда на постоянное жительство в другие государства, и т. д.

Случай 2. Признание судом работника недееспособным, ограниченно дееспособным, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления.

Получение работодателем решения суда, в котором работник ограничен в дееспособности или признан недееспособным (ст. 284, 285 Гражданского процессуального кодекса РФ) является основанием для принятия руководителем организации или органами безопасности решения о прекращении допуска к государственной тайне.

Случай 3. Сообщение работником заведомо ложных анкетных данных, которые были представлены во время оформления допуска к гостайне, а их ложность была установлена после допуска работника к сведениям, составляющим гостайну.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает работника от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну

Во всех перечисленных случаях решение о прекращении допуска работника к государственной тайне оформляется записью в учетной карточке (форма 1), а также изданием приказа о прекращении допуска работника к государственной тайне. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому он издается в произвольной текстовой форме (пример 1 ). В таком приказе следует указать причину прекращения допуска со ссылкой на источник информации, дату прекращения допуска, дату прекращения выплаты процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и т. д.

Очевидно, что если прекращение допуска к гостайне повлекло увольнение работника, то вносить изменения в трудовой договор не требуется.

Наша справка

Тяжкими преступлениями считаются преступления, наказание за которые установлены свыше 5 и не более 10 лет.

«Нахождение под следствием» означает вынесение следователем постановления о привлечении работника в качестве обвиняемого по возбужденному уголовному делу, а «нахождение под судом» начинается с момента вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания до вынесения приговора.

В случае, когда прекращение допуска повлекло необходимость перевода его на должность, не предусматривающую наличие допуска к государственной тайне, то одновременно с изданием приказа о прекращении допуска к гостайне оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором, кроме изменений, вызванных переводом на новую должность, указываются изменения, связанные с прекращением допуска к гостайне (пример 2 ).

Случай 4. Расторжение с работником трудового договора или перевод на другую работу, когда увольнение или перевод не вызваны прекращением допуска к гостайне.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Решение о прекращении допуска к гостайне может быть обжаловано работником в вышестоящей организации и (или) в суде

И здесь необходимо одно уточнение. Действие допуска таких работников прекращается, если на них в течение шести месяцев не затребованы учетные карточки (форма 1) другими организациями (п. 44 Инструкции о допуске к гостайне) .

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ…

Несколько иной порядок оформления прекращения допуска к гостайне будет в случае, если информация о возникновении обстоятельств, которые в соответствии с Инструкцией о допуске к гостайне могут послужить основанием для прекращения допуска к государственной тайне, обнаружена не работодателем (режимно-секрет- ным подразделением), а получена в виде уведомления из органа безопасности. В таком случае руководитель организации должен принять решение о возможности или невозможности дальнейшей работы сотрудника со сведениями, составляющими государственную тайну, и проинформировать о принятом решении орган безопасности.

До принятия такого решения приказом руководителя организации работник временно отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну (п. 48 Инструкции о допуске к гостайне) . Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому он также издается в произвольной текстовой форме (пример 3 ).

При решении вопроса о выплате временно отстраненному работнику процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, необходимо учитывать, что ни один нормативный правовой акт не предусматривает прекращение выплаты такой надбавки при временном отстранении от работы со сведениями, составляющими гостайну. Поэтому в приказе необходимо указать, что на весь период временного отстранения работника от работы выплата процентной надбавки ему сохраняется.

Если после анализа возникших обстоятельств, которые могли служить основанием для прекращения допуска к гостайне, принимается решение о возможности дальнейшей работы сотрудника со сведениями, составляющими гостайну, то временное отстранение от работы прекращается, и руководитель организации издает приказ о допуске работника к сведениям, составляющим государственную тайну, в произвольной текстовой форме (пример 4 ).

Если же принимается решение о невозможности дальнейшей работы со сведениями, составляющими государственную тайну, то в произвольной текстовой форме издается приказ о прекращении допуска работника к государственной тайне (пример 5 ).

Поэтому при увольнении или переводе этого работника на должность, не включенную в номенклатуру должностей, подлежащих оформлению на допуск к гостайне, работодатель не принимает решение о прекращении допуска к гостайне, а издает приказ о прекращении доступа работника на постоянной основе к работе со сведениями, составляющими гостайну , и выплаты соответствующей надбавки к заработной плате. Решение же о прекращении допуска работника к гостайне принимается по истечении установленных шести месяцев с проставлением соответствующей отметки в учетной карточке (форма 1) и направлением уведомления в орган безопасности.

Как видим, прекращение допуска работника к государственной тайне по инициативе работодателя может быть обусловлено как виновными действиями работника, так и иными причинами, не связанными с исполнением им должностных обязанностей. Поэтому ТК РФ предусматривает несколько оснований прекращения (расторжения) трудового договора с работником, если последнему прекращен допуск к гостайне. Подробнее о порядке оформления такого прекращения (расторжения) трудового договора с работником мы поговорим в следующих номерах журнала.

Прекращение допуска по инициативе работника

Причины, по которым работник выражает свое желание прекратить допуск к гостайне, связаны, как правило, с необходимостью (или желанием) восстановить свои права, которые были временно ограничены в связи с оформлением допуска к гостайне.

Так, работник может планировать через какое-то время выехать с семьей на постоянное место жительства за границу в другое государство. С учетом того, что срок ограничения выезда за границу, оговоренный в трудовом договоре, начинается со дня последнего ознакомления работника со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, работник захочет установить этот день как можно раньше (ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию») .

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Работодатель не вправе отказать работнику, пожелавшему прекратить допуск к гостайне

Для этого работник должен написать заявление на имя руководителя организации с просьбой прекратить его допуск к гостайне с указанием причины такого решения, даты прекращения и т. д. В этом заявлении работник может изложить предполагаемые варианты продолжения трудовых отношений.

Если должность работника предполагает обязательное наличие допуска к гостайне, у сторон есть только два варианта разрешения ситуации:

Вариант 1. Перевод работника на должность, не включенную в номенклатуру должностей, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.

Резюме

Прекращение допуска к государственной тайне во всех случаях оформляется приказом руководителя организации и, при необходимости, изменением трудового договора и должностной инструкции.

Вариант 2. Увольнение работника по п. 10. ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Если же выполнение должностных обязанностей возможно без оформления допуска к гостайне, работник может продолжить работу на своей должности после издания работодателем приказа о прекращении его допуска к гостайне и внесения изменений в номенклатуру должностей, должностную инструкцию и трудовой договор.

Наша справка

Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения подп. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и ст. 24 Закона о гостайне не противоречащими Конституции РФ. Эти положения предполагают, что принятие решения о временном ограничении права гражданина на выезд из РФ ставится в зависимость не только от непосредственно предусмотренных ими формальных оснований. Такое решение не может основываться на установлении одного лишь факта допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, и во всяком случае требует выяснения характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности, и степени ее секретности, в том числе на момент обращения в уполномоченные органы в связи с предполагаемым выездом за пределы страны, а также целей выезда и других обстоятельств, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения указанного ограничения (см. постановление Конституционного суда РФ от 07.06.2012 № 14-П)

ПРИМЕР 4

Приказ о доступе работника к сведениям, составляющим государственную тайну

ПРИМЕР 5

Приказ о прекращении допуска работника к государственной тайне

Основаниями для отказа должностному лицу или граждани­ну в допуске к государственной тайне могут являться:

    признание его судом недееспособным, ограниченно дееспо­собным или рецидивистом, нахождение его под судом или след­ствием за государственные и иные тяжкие преступления; нали­чие у него неснятой судимости за эти преступления;

    наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным орга­ном исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

    постоянное проживание его самого и (или) его близких род­ственников за границей и (или) оформление указанными лица­ми документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

    выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Россий­ской Федерации;

    уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сооб­щение им заведомо ложных анкетных данных.

18. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

Допуск должностного лица или гражданина к государствен­ной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

    расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприя­тий;

    однократного нарушения им взятых на себя предусмотрен­ных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

    возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 Закона «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основани­ем для расторжения с ним трудового договора (контракта), ес­ли такие условия предусмотрены в трудовом договоре (кон­тракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобож­дает должностное лицо или гражданина от взятых ими обяза­тельств по неразглашению сведений, составляющих государст­венную тайну.

19. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

    права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

    права на распространение сведений, составляющих государ­ственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

    права на неприкосновенность частной жизни при проведе­нии проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

1 Все законодательные акты – по состоянию на 2011 год

2Правоведение: учебник для неюридических вузов /под ред. О.Е. Кутафина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 480 с. - стр. 49

.
Из формулировки данного основания для прекращения трудового договора следует, что уволить по п. 10 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ можно только сотрудника, который допущен к государственной тайне. Этот факт должен подтверждаться специальным документом. Допуск к государственной тайне оформляется в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63).
Кроме того, прекращение допуска к государственной тайне должно быть оформлено в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне". Согласно положениям данного Закона прекращение допуска производится по решению руководителя органа государственной власти либо организации в случаях:
- признания работника судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождения его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличия у него неснятой судимости за эти преступления;
- наличия у работника медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, который утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
- постоянного проживания работника и (или) его близких родственников за границей и (или) оформления указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
- выявления в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
- уклонения работника от проверочных мероприятий и (или) сообщения им заведомо ложных анкетных данных;
- однократного нарушения работником взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны.
Если указанные условия соблюдены, то уволить работника можно по данному основанию только в том случае, если невозможно перевести его на другую работу (вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу). На перевод сотрудник должен дать свое согласие в письменном виде.
Если подходящей работы нет или сотрудник отказался от перевода, то оформляется приказ по форме N Т-8. Основанием будет документ, в соответствии с которым прекращен допуск к государственной тайне. Последним днем работы является день прекращения допуска к государственной тайне.
В трудовой книжке, приказе об увольнении и личной карточке следует указать, что трудовой договор расторгнут в связи с прекращением допуска к государственной тайне по основаниям п. 10 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ.

Еще по теме 10. Прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска:

  1. Статья 9.5.1. Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ
  2. 2. Восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда

Может вот это поможет? Правда решения КС РФ я не нашел.

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положения абзаца четвертого статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне"

Руководствуясь статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положения абзаца четвертого статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне".

2. Поручить представлять интересы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации в связи с настоящим запросом заместителю Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Андреевой Т.К.

Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.А.Иванов

Секретарь Пленума,
судья Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.С.Козлова

ЗАПРОС
о проверке конституционности положения абзаца четвертого статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне"

Закон Российской Федерации "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне, Закон) подписан Президентом Российской Федерации 21 июля 1993 года (N 5485-1) и опубликован в "Российской газете" от 21 сентября 1993 года, N 182.

Согласно положению абзаца четвертого статьи 22 Закона о государственной тайне одним из оснований для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне может являться постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.

Исходя из буквального смысла этого положения должностному лицу или гражданину может быть отказано в допуске к государственной тайне на том основании, что его близкие родственники постоянно проживают за границей или оформляют документы для выезда на постоянное жительство в другие государства.

Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемое положение абзаца четвертого статьи 22 Закона о государственной тайне пункту 3 статьи 55 и статье 119 Конституции Российской Федерации.

Допустимость запроса обусловлена в силу части 1 статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" тем, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации считает положение абзаца четвертого статьи 22 Закона о государственной тайне не подлежащим действию из-за его неконституционности в части, касающейся деятельности судей, поскольку установленные в Законе ограничения не учитывают особенностей деятельности и статуса судьи, создают не соответствующие Конституции Российской Федерации чрезмерные препятствия в осуществлении правосудия, а также при назначении на должность судьи (эти ограничения могут являться основанием для отказа в получении кандидатом на должность судьи положительных рекомендаций, тем самым нарушаются и умаляются права граждан). Данное положение не согласуется также с общеправовым принципом соразмерности, так как не обеспечивает достижения целей Закона о государственной тайне, а именно: предупреждения распространения сведений, составляющих государственную тайну.

Позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации состоит в следующем.

1. Согласно статье 119 Конституции Российской Федерации судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической проф

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

Опишите ситуацию подробнее

Вопрос должен быть на русском языке

Выберите Ваш регион Москва Московская область Санкт-Петербург Ленинградская область Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Калининградская область Калужская область Камчатский край Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Липецкая область Магаданская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Кабардино-Балкария Республика Калмыкия Республика Карачаево-Черкессия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия (Алания) Республика Татарстан Республика Тыва (Тува) Республика Удмуртия Республика Хакасия Республика Чечня Республика Чувашия Ростовская область Рязанская область Самарская область Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чукотский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область Другой регион

Задать вопрос

Лишение допуска к гостайне

Здравствуйте!

Помогите, пожалуйста, разобраться с ситуацией.

Мичман. Плавсостав. НК. Выслуга 13,5 . в льготах чуть меньше 20. Уволили « в связи с лишением допуска к государственной тайне (подпункта «г» пункта 2 статьи 51 ) приказом КомТОФ от 22.04.13г.

Числа 28.04.13 (предположительно) состоялся приказ об исключении из списков части.

С приказами не ознакомлен, по настоящее время. Информация от «одна бабка сказала».

25.04.13г. мной был написан рапорт, с просьбой на «прохождение ВВК, в связи с увольнением в запас». Рапорт успешно подписан, получаю направление на ВВК «в связи с увольнением в запас, по несоблюдению условий контракта», начинаю проходить.

30.04.13г. Выявляется заболевание (в платной не военной поликлинике).

06.05.13 (после первомайских праздников) обращаюсь в военную, с жалобами. Отправляют в госпиталь, в госпитале отказывают в стационаре. Прохожу лечение амбулаторно, при военной поликлинике, ВВК приостановлено, в связи с выявленным заболеванием. С 08.05.13 г. по 18.07.13 г. нахожусь на лечении. В это время 17.05.13г. пишу рапорт, на имя командира, с просьбой не исключать из списков части, до прохождения ВВК. Рапорт подписан 23.05.13, с резолюцией «ИО Нач.кадров. Документы на увольнение предоставить после прохождения ВВК. На такого-то такого-то.» Т.е на меня. То, что приказы на увольнение на меня состоялись, всё ещё не знали ни я, ни командование, части касающиеся. (Были крупнее кадровые перестановки, почти всё командование, в это время менялось). Во время лечения прошу командира «предоставить ВВК, в связи с выявленным заболеванием». Прохожу ВВК. На основании ст. 59 в, 57 г, 60 в графы III признан не годен к службе в плавсоставе, «А»-годен к военной службе, от 25.07.13.

Собственно, вопрос, с учётом вышеизложенного.

Есть ли вероятность восстановиться в списках части, в связи с нарушением порядка увольнения, (отпуск за 13-й год не предоставлялся, приказы не доводились, выплаты проверяю). И изменения основания для увольнения.

Я изучаю «53-й ФЗ и статью 34 Положения о порядке прохождения Военной службы от 16.09.99 № 1237» которые фигурируют в приказе на увольнение и выясняю что:

« 4. Военнослужащий, проходящий военную , может быть досрочно уволен с военной службы:

А) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:»

«… при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);»

«г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) - при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;»

То есть, если меня увольняют по ОШМ, … при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности, это является основанием для увольнения, а в связи с отказом в допуске к государственной тайне, это не является основанием? Помогите, пожалуйста.

Ответы юристов

Лучший ответ

Березуцкий Владимир Николаевич (12.08.2013 в 17:26:00)

Александр, в соответствии со ст.11 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы», в случае если военнослужащему отказано в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или он лишен указанного допуска, он назначается в установленном порядке на воинскую должность, не связанную с допуском к сведениям, составляющим государственную тайну, или увольняется с военной службы. Согласно ст.34 данного Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска - при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения.

Таким образом, увольнение с военной службы будет правомерным, если Вас невозможно назначить на другую должность, и при этом отсутствуют иные основания для увольнения.

В Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 №53-ФЗ содержатся общие основания увольнения военнослужащих с военной службы. Как следует их ч.2 ст.51 данного Закона, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, МОЖЕТ БЫТЬ досрочно уволен с военной службы, в частности, в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. "а"), в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подп. "г"). Согласно подп."б" ч.3 данной статьи военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, ИМЕЕТ ПРАВО на досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящей статьи).

Таким образом, увольнение военнослужащего по контракту с военной службы по состоянию здоровья зависит от его волеизъявления. Соответственно, если Вас невозможно назначить на другую должность, а Вы изъявляете желание уволиться со службы по состоянию здоровья, Вас должны уволить по данному основанию.

Для увольнения же Вас в связи с ОШМ в Вашей части такие мероприятия должны проводиться. В своём вопросе Вы не указываете о проведении ОШМ.

Те основания для восстановления в списке части, которые Вы указали в вопросе (отпуск за 13-й год не предоставлялся, приказы не доводились, выплаты проверяю), на мой взгляд, вряд ли повлекут за собой Ваше восстановление. Поэтому не рассчитывайте на них сильно.

Я полагаю, единственно возможное основание для Вашего восстановления - наличие в части другой должности, на которую Вы могли быть переведены, но (после инициирования Вами обследования ВВК) с учётом ограничений по состоянию здоровья.

Что касается изменения формулировки причины увольнения, то, как я уже указал, Вы можете настаивать на увольнении Вас по состоянию здоровья.

Николай Николаевич (12.08.2013 в 16:31:12)

Здравствуйте Александр! Восстановиться на службу вы имеете право, как Вы сами заметили, в связи с нарушением порядка увольнения, (отпуск за 13-й год не предоставлялся, приказы не доводились). Если Вас увольняют по ОШМ, при признании военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности, это является основанием для увольнения, но только в том случае, если Вы откажитесь от назначения на другую воинскую должность. А вы от такого назначения не отказывались так ведь? Вам ведь никто не предложил другую должность, хотя до момента увольнения это обязаны были сделать, поэтому здесь явное нарушение военного права. ОСОБЕННОСТИ УВОЛЬНЕНИЯ ИЗЛОЖЕНЫ НИЖЕ. Раздел VII. Увольнение с военной службы ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Статья 50. Общие положения увольнения с военной службы 1. Увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется Президентом Российской Федерации, а военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы. Информация об изменениях: Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 2 статьи 50 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г. 2. Военнослужащие увольняются с военной службы в запас (за исключением военнослужащих, указанных в подпунктах "б" - "д" пункта 3 настоящей статьи, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку. 3. Военнослужащие увольняются с военной службы с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих: а) уволенных с военной службы в отставку; Информация об изменениях: Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт "б" пункта 3 статьи 50 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г. См. текст подпункта в будущей редакции б) женского пола, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования и не имеющих военно-учетной специальности; в) избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации; г) в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы; д) являющихся иностранными гражданами. Федеральным законом от 6 июля 2006 г. N 105-ФЗ в статью 51 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г. См. текст статьи в предыдущей редакции Статья 51. Основания увольнения с военной службы 1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы: а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта; в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе; г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву; д) в связи с лишением его воинского звания; Информация об изменениях: Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ в подпункт "д.1" пункта 1 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения См. текст подпункта в предыдущей редакции д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае: непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом; осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности; вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами; Информация об изменениях: Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ пункт 1 статьи 51 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом "д.2" д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов; е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы; Информация об изменениях: Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 286-ФЗ пункт 1 статьи 51 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом "е.1" е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно; Информация об изменениях: Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт "ж" пункта 1 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г. См. текст подпункта в будущей редакции ж) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования; з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока; и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе; к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления; Информация об изменениях: Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ пункт 1 статьи 51 настоящего Федерального дополнен подпунктом "л" л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву; Информация об изменениях: Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ пункт 1 статьи 51 настоящего Федерального дополнен подпунктом "м" м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства. 2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы: а) в связи с организационно-штатными мероприятиями; б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений; Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 21 марта 2013 г. N 6-П подпункт "в" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, допуская досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы военнослужащего, осужденного за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, а также военнослужащего, не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, что подтверждается в том числе наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, не устанавливает срок, в течение которого, начиная с момента возникновения соответствующего юридически значимого обстоятельства, а именно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего из дисциплинарных взысканий, такое увольнение может быть произведено О конституционно-правовом смысле положений подпункта "в" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 2013 г. N 6-П в) в связи с невыполнением им условий контракта; г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска; Информация об изменениях: Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 286-ФЗ подпункт "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции См. текст подпункта в предыдущей редакции д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности; е) как не выдержавший испытание; Информация об изменениях: Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции См. текст подпункта в предыдущей редакции е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; Информация об изменениях: Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ в подпункт "e.2" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения См. текст подпункта в предыдущей редакции е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны; О применении подпункта "ж" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона см. Федеральный закон от 6 июля 2006 г. N 105-ФЗ ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу; Информация об изменениях: Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ пункт 2 статьи 51 настоящего Федерального дополнен подпунктом "з" з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно; Информация об изменениях: Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ пункт 2 статьи 51 настоящего Федерального дополнен подпунктом "и" и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства. Информация об изменениях: Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 286-ФЗ в пункт 2.1 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения См. текст пункта в предыдущей редакции 2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 1, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. Информация об изменениях: Федеральным законом от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ в пункт 3 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г. См. текст пункта в предыдущей редакции 3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы: Об оспаривании конституционности подпункта "а" пункта 3 статьи 51 настоящего Федерального закона см. Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2000 г. N 66-О а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта; б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящей статьи); См. Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2008 г. N 187-О-О Информация об изменениях: Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ в подпункт "в" пункта 3 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г. См. текст подпункта в предыдущей редакции в) по семейным обстоятельствам: в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи; в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность; в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка; в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; Информация об изменениях: Федеральным законом от 28 июня 2009 г. N 126-ФЗ в подпункт "г" пункта 3 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения См. текст подпункта в предыдущей редакции г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Российской Федерации; д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе. 3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию. Информация об изменениях: Федеральным законом от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ в пункт 4 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г. См. текст пункта в предыдущей редакции 4. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1", "в", "г" и "д" пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона. 5. Утратил силу с 1 января 2010 г. Информация об изменениях: 6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно при наличии у него уважительных причин. 7. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - после дня вступления в законную силу соответствующего .

Жвакина Вероника Алексеевна (12.08.2013 в 16:59:15)

Здравствуйте, присоединяюсь к предыдущему ответу. Вы можете заявить иск о восстановлении на службе в связи с нарушением порядка увольнения. Если Вы подлежите увольнению по состоянию здоровья Вам должны были предложить другие варианты службы.Также я посоветовала бы Вам обратиться с жалобой в военную прокуратуру, пусть они проведут проверку. И после я порекомендовала бы Вам подать рапорт о переводе на другое место службы. В ряде случаев я встречала ситуации, когда работать после этого просто не давали (правда речь идет о гражданских специальностях). Но это скорее морально психологический аспект Вашей ситуации. В любом случае удачи Вам и обязательно боритесь за свои права.

Прокуратура обязана рассмотреть Ваше обращение о правомерности Вашего увольнения. Если порядок нарушен, Вы будете восстановлены. Но поскольку имеются иные основания для увольнения, то возможно Вы будете уволены вновь. Однако, в этом случае, с учетом Вашего состояния здоровья Вам обязаны предложить другую должность, и в только в случае Вашего отказа либо отсутствия подходящей для Вас должности, увольнение будет правомерным. приказ об увольнении

Здравствуйте!

По основанию «Увольнение с военной службы в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска» могут быть досрочно уволены военнослужащие, которым приказом соответствующего командира (начальника) отказано в допуске к государственной тайне или они лишены указанного допуска, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения.

В соответствии со статьей 22 «О государственной тайне» одним из оснований для отказа в допуске к государственной тайне может являться наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с исполь-зованием сведений, составляющих государственную тайну. Перечень таких заболеваний устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Решение командира воинской части о прекращении допуска лица к го-сударственной тайне и расторжении на основании этого контракта с ним может быть обжаловано в вышестоящую воинскую часть или в суд.