Президент и исполнительная. Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует

1. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы.

2. Президент единолично решает вопрос об отставке Правительства .

3. Президент по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должности и освобождает от должностей заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров .

4. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства .

Таким образом, видно, что хотя Президент РФ официально не является главой исполнительной власти, но, по-существу, возглавляет ее.

Президент РФ и судебная власть.

В соответствии с принципом независимости суда Президент не вмешивается в деятельность судебных органов, однако он участвует в формировании органов судебной власти.

1. Только Президент РФ имеет право выдвигать кандидатуры на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда для последующего их назначения Советом Федерации.

2. Президент назначает судей других федеральных судов .

Взаимоотношения Президента с субъектами РФ.

1. Президент назначает и освобождает своих полномочных представителей в федеральных округах .

2. Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ.

3. Президент вправе при определенных обстоятельствах отрешать от должности высшее должностное лицо субъекта РФ , добиваться через Федеральное Собрание роспуска законодательного органа субъекта РФ .

Военные полномочия Президента РФ.

Военные полномочия Президента весьма широки.

1. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

2. Президент утверждает военную доктрину РФ .

3. Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.

4. В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее частях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию. Но объявлять войну Президент не вправе!

5. Президент определяет основные направления военной политики РФ, осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, утверждает программу вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, ведет переговоры и подписывает международные договоры в области обороны и т.д.

Полномочия Президента в сфере внешней политики.

1. Как глава государства Президент осуществляет высшее представительство в международных отношениях .

2. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры .

3. Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях, после консультации с соответствующими комитетами Государственной Думы и Совета Федерации.

Введение чрезвычайного положения.

Президент вправе вводить на всей территории РФ или в отдельных ее частях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию.

Чрезвычайное положение – это режим, вводимый в стране или регионе при особых обстоятельствах на срок действия этих обстоятельства, выраженный в ограничении прав и свобод граждан.

Помилование.

Президент осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления. Комиссии по рассмотрению просьб о помиловании действуют при главах администраций в субъектах РФ, их работа носит подготовительный характер для последующего решения Президентом.

Вопросы гражданства и награды.

Президент решает вопросы гражданства, предоставления политического убежища.

Президент награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звание.

Избрание Президента РФ.

Избрание Президента РФ осуществляется на основе Конституции РФ и федерального закона «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 г.

Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации, решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. В случае досрочного прекращения Президентом исполнения своих полномочий Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента. Днем голосования является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом.

Президентом РФ может стать гражданин РФ не моложе 35 лет, верхнего предельного возраста нет. Президент избирается сроком на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения .

Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата. Решение о выдвижении кандидата принимается на съезде партии.

Каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента РФ, при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей.

Подготовку и проведение выборов Президента РФ осуществляют: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ и территориальные избирательные комиссии - районные, городские и другие.

Финансирование выборов Президента РФ, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Кроме того, кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

Избирательные фонды кандидатов формируются за счет следующих денежных средств:

− собственные средства кандидата, которые не могут превышать 10 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата,

− средства, которые выделены кандидату выдвинувшей его политической партией и которые не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата,

добровольные пожертвования граждан и юридических лиц.

Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 400 миллионов рублей, а предельная сумма всех расходов кандидата при повторном голосовании, не может превышать 500 миллионов рублей.

Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов:

− иностранным государствам и иностранным организациям,

иностранным гражданам,

− лицам без гражданства,

− гражданам РФ, не достигшим 18 лет на день голосования,

− международным организациям и международным общественным движениям,

− органам государственной власти и органам местного самоуправления,

− государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям,

− военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам,

− благотворительным и религиозным организациям,

− анонимным жертвователям.

Для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидата, порядка сбора подписей, достоверности подписей Центральная избирательная комиссия может создавать рабочие группы из числа своих членов, членов нижестоящих избирательных комиссий, экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, специализированных организаций, осуществляющих учет населения РФ, а также иных государственных органов.

Проверке подлежит не менее 20 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей в поддержку выдвижения каждого кандидата. Если количество выявленных при выборочной проверке недостоверных и недействительных подписей избирателей составит 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, проводится дополнительная проверка еще не менее 10 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей.

Основаниями для отказа в регистрации кандидата являются:

− отсутствие у кандидата пассивного избирательного права,

− отсутствие необходимых для регистрации документов,

− недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей,

− сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости,

− не создание кандидатом избирательного фонда,

− неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

− установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом и другие.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не набрал необходимого числа голосов, то проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов избирателей.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

  1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
  2. Президент Российской Федерации и исполнительная власть
  3. Виды органов исполнительной власти
  4. Правительство Российской Федерации
  5. Федеральные органы исполнительной власти
  6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  7. Отметим, что территориальные органы исполнительной власти
  8. Органы местного самоуправления в системе публичной власти

Президент Российской Федерации и исполнительная власть

Конституция РФ определяет статус Президента РФ как главы государства. Президент РФ осуществляет государственную власть, «возвышаясь» над всеми тремя ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Президент, выполняя важнейшие государственные функции, не входит в систему какой-либо ветви государственной власти. Президент РФ имеет законодательно установленные полномочия, взаимодействует со всеми ветвями власти, принимает участие в организации деятельности федеральных органов государственной власти, но не будет главой ни одной из трех ветвей государственной власти.

Президент РФ, не будучи главой исполнительной власти, играет тем не менее весьма значительную роль в сфере ее организации (т. е. формирования системы органов исполнительной власти) и функционирования (т. е. практического осуществления функций, компетенции, полномочий)

Президент РФ как глава государства имеет множество важнейших полномочий, кᴏᴛᴏᴩые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти:

  1. гарантирует права и ϲʙᴏбоды человека и гражданина, кᴏᴛᴏᴩые реализуются чаще всего в области организации и функционирования государственного управления;
  2. формирует Правительство РФ;
  3. предлагает для одобрения Государственной Думе Федерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ (В конечном счете Президент РФ может назначить на эту должность ϲʙᴏю кандидатуру.);
  4. обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ;
  5. вправе принимать или отклонять отставку Правительства РФ;
  6. определяет внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации (тем самым он оказывает огромное влияние на содержание деятельности высшего органа исполнительной власти в стране);
  7. вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия данных актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина, но только до решения данного вопроса ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим судом. По϶ᴛᴏму такое право ограничивается во времени и контролируется по содержанию;
  8. вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ как по ϲʙᴏей инициативе, так и по инициативе органа исполнительной власти. В случае недостижения согласованного решения Президент РФ может передавать разрешение спора на рассмотрение ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего суда: так, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом РФ. Предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ может стать отказ одной из сторон вести переговоры по заключению соглашения, в то время как другая сторона выступила с инициативой несогласия с отдельными пунктами соглашения; отказ в подписании соглашения в целом и т. п.;
  9. представляет Государственной Думе Федерального Собрания кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об оϲʙᴏбождении его от должности;
  10. по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и оϲʙᴏбождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
  11. представляет Совету Федерации Федерального Собрания кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;
  12. формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
  13. формирует и осуществляет руководство Администрацией Президента РФ;
  14. утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  15. назначает и оϲʙᴏбождает от должности полномочных представителей Президента РФ в российских регионах;
  16. назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

По представлению Председателя Правительства РФ Президент РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения и дополнения. Стоит заметить, что он имеет право вносить изменения в состав Правительства РФ, упразднять, объединять или преобразовывать федеральные органы исполнительной власти.

Президент РФ может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент РФ вводит повсеместно либо в отдельных местностях России чрезвычайное положение.

Реализуя ϲʙᴏи полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. В сфере организации и функционирования государственных органов исполнительной власти действует множество указов и распоряжений Президента РФ.

Высшие должностные лица субъектов РФ - краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - подчиняются Президенту РФ по предметам ведения Российской Федерации и осуществления полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Не стоит забывать, что важные функции исполнительной власти и государственного управления реализует Администрация Президента РФ, кᴏᴛᴏᴩая будет государственным органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчиненных Президенту РФ. Правовое положение Администрации Президента РФ устанавливается Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490, кᴏᴛᴏᴩым было утверждено Стоит сказать - положение об Администрации Президента Российской Федерации, а также другими указами Президента РФ.

О каждом структурном подразделении Администрации Президента РФ указом Президента РФ утверждается ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее положение, кᴏᴛᴏᴩое содержит в себетрадиционно следующие основные части: общие положения; основные функции управления; основные задачи управления; обеспечение деятельности управления; руководство управления (например, Стоит сказать - положение о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 28 мая 2004 г. № 699; Стоит сказать - положение о Контрольном управлении Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729; Стоит сказать - положение об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан, утвержденное Указом Президента РФ от 22 мая 2004 г. № 662) Все самостоятельные подразделения Администрации Президента РФ руководствуются в ϲʙᴏей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Стоит сказать - положением об Администрации Президента РФ и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими положениями о конкретном подразделении Администрации Президента РФ, кᴏᴛᴏᴩые утверждаются Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента РФ.

Администрация Президента РФ в целях обеспечения его деятельности осуществляет следующие функции:

  • организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы;
  • подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой;
  • подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении;
  • подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту документов;
  • обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;
  • осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в т.ч. по обеспечению прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ;
  • подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
  • обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами;
  • обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;
  • обеспечение взаимодействия Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;
  • содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам;
  • сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;
  • учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих докладов Президенту РФ.

Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ. Президенту РФ в Администрации непосредственно подчиняются: Руководитель Администрации, Секретарь Совета Безопасности РФ, заместители Руководителя Администрации, помощники Президента РФ, пресс-секретарь, руководитель протокола Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советники Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, старшие референты и референты Президента РФ.

Начиная административную реформу, Президент РФ ϲʙᴏим Указом от 13 мая 2000 г. № 849 утвердил Стоит сказать - положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. В России образовано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Образование округов даст возможность более эффективно осуществлять федеральный контроль на уровне нескольких субъектов РФ, позволит ϲʙᴏевременно разрешать возникающие споры и конфликты между органами региональной государственной власти и территориальными органами федеральной исполнительной власти.

Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 было утверждено Стоит сказать - положение о Государственном совете Российской Федерации, кᴏᴛᴏᴩый будет совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Важно заметить, что одними из основных задач Государственного совета РФ, возглавляемого Президентом РФ, будут: обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов РФ, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ; обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ; обсуждение основных вопросов кадровой политики в стране. Государственный совет формируется в составе председателя Государственного совета (им будет Президент РФ) и его членов - высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ; все они участвуют в работе Государственного совета на общественных началах. Стоит сказать, для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе семи членов Государственного совета, кᴏᴛᴏᴩые не вправе делегировать ϲʙᴏи полномочия другим лицам. Заседания Государственного совета проводятся регулярнотрадиционно не реже одного раза в три месяца. Решения Государственного совета оформляются протоколом, кᴏᴛᴏᴩый подписывает секретарь Государственного совета. При необходимости решения Государственного совета оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ.

Указом Президента РФ от 21 октября 2005 г. № 1226 было утверждено Стоит сказать - положение о Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов. Этот Совет будет совещательным органом при Президенте РФ, способствующим взаимодействию между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов.

Новейший этап административной реформы в России был начат в сентябре 2004 г. В специальном обращении к народу Президента РФ В. В. Путина 4 сентября 2004 г. говорилось о подготовке комплекса мер, направленных на укрепление единства страны; были высказаны предложения главным образом по изменению порядка формирования исполнительной власти в субъектах РФ.

13 сентября 2004 г. на расширенном заседании Правительства РФ Президент РФ изложил идею изменения порядка избрания высших должностных лиц субъектов РФ развернуто. Речь шла о вопросах обеспечения единства страны, укреплении государственных структур, повышении доверия к власти, создании эффективной системы внутренней безопасности. Был сделан вывод о том, что целесообразно совместное участие Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в регионах; высшие должностные лица субъектов РФ должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства. Вторым важнейшим политическим заявлением Президента РФ стало предложение о целесообразности введения пропорциональной системы выборов в Государственную Думу.

По предложению президента в стране создана Общественная палата, кᴏᴛᴏᴩая осуществляет общественный контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также обеспечивает общественную экспертизу важнейших законопроектов и подзаконных актов. Порядок формирования и деятельности Общественной палаты устанавливается Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации». Этот Закон определяет правовые возможности осуществления контроля гражданским обществом за деятельностью государства. Установлено, что Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и opганов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и ϲʙᴏбод граждан РФ, конституционного строя РФ и демократических принципов развития гражданского общества.

Логику президентских предложений по укреплению «вертикали власти» и единства правового пространства в системном виде можно представить следующим образом:

  1. 2000 г. - укрепление единства правового пространства Российской Федерации (реформирование порядка формирования Совета Федерации, создание Государственного совета, появление полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах; законодательное оформление мер, направленных на приведение законодательства субъектов РФ в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с Конституцией РФ и федеральными законами; установление правил федеративного управления и вмешательства в деятельность субъектов РФ; проведение органами юстиции (как на уровне Федерации, так и в ее субъектах) юридической экспертизы и регистрации нормативных правовых актов);
  2. 2001-2003 гг. - подготовка предложений по осуществлению административной реформы и ее практическое начало (нормативное закрепление плана административных преобразований; внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»);
  3. март - май 2004 г. - издание указов Президента РФ, устанавливающих систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;
  4. сентябрь - декабрь 2004 г. - обоснование предложений по изменению порядка формирования региональных органов исполнительной государственной власти (избрание высшего должностного лица субъекта РФ органом законодательной власти субъекта РФ по предложению Президента РФ), порядка избрания депутатов Государственной Думы, а также нормативное установление многих положений в Федеральном законе от 11 декабря 2004 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и конституцией (уставом) субъекта РФ. Решение о наделении гражданина РФ по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации.

Президент РФ имеет право в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих случаях распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. К примеру, если после представления в третий раз кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации принял решение о ее отклонении либо не принял решение об отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), Президент РФ вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации.

В случае если ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ приняты конституция (устав), закон субъекта РФ или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял мер по исполнению решения суда, в т.ч. не отменил нормативный правовой акт, признанный судом противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ от принятия в пределах ϲʙᴏих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации установленных Конституцией РФ, федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и ϲʙᴏбоды человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент РФ выносит ϲʙᴏим указом предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ.

Президент РФ вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ указанный орган не принял в пределах ϲʙᴏих полномочий мер по исполнению решения суда. В ϶ᴛᴏм случае его полномочия прекращаются со дня вступления в силу решения Президента РФ о роспуске указанного органа.

Срок, в течение кᴏᴛᴏᴩого Президент РФ вправе вынести предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

(ЧГУ им. И.Н. Ульянова)

Юридический факультет

Кафедра публичного права

Контрольная работа

по дисциплине « Административное право »

на тему:Президент Р оссийской Ф едерации и исполнительная власть

Выполнила: студентка

юридического факультета

группы ЮР-41-14

Сергеева Татьяна Сергеевна

Чебоксары, 2015

  • Введение
  • Глава 1. Президент РФ в системе органов государственной власти
  • Глава 2. Исполнительная власть в системе разделения государственной власти
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно, ни в одну из её ветвей. Однако данное положение не даёт никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от неё. Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент РФ является главой государства.

Конституционный статус Президента реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны.

Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти.

Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства, по вопросам, отнесённым к его компетенции. Государственное управление в Российской Федерации осуществляется от имени государства государственными органами, которые принято называть органами исполнительной власти, деятельность которых реализуется на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного функционирования государства и его аппарата.

На исполнительную власть, как ветвь государственной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами.

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлено Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Исходя из вышесказанного, данная тема является актуальной на сегодняшний день.

Цель контрольной работы - изучить сущность президентской и исполнительной власти, правовой статус и полномочия президента, а также исполнительную власть в системе разделения властей.

Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:

Рассмотреть правовой статус Президента РФ:

Раскрыть полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти;

Изучить исполнительную власть в системе разделения властей.

Глава 1. Президент РФ в системе органов государственной власти

Правовой статус Президента Российской Федерации .

В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: 6-е издание - М.: Норма, 2007.- С.451.

Статус Президента Российской Федерации многогранен, сложен и достаточно динамичен. В отличие от предыдущей Конституции России, в которой содержалось прямое упоминание о Президенте как о «главе исполнительной власти в Российской Федерации», действующая Конституция избежала прямого закрепления за Президентом этого статуса. Однако, сказанное не означает ослабления взаимодействия между институтом Президента и исполнительной властью страны.

Напротив, целый ряд новых норм, введенных в Конституцию Российской Федерации, значительно расширил возможности Президента по контролю над деятельностью органов исполнительной власти, а ряд наиболее ответственных из них напрямую подчинен главе государства (например, «силовые» министерства).

Отправными правовыми установлениями для анализа статуса Президента Российской Федерации являются ст. 80 Конституции и место в Конституции гл. 4, посвященной Президенту. Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В ред. Федеральных конституционных законов от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ. // Собрание законодательства РФ - 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445.

Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой, основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном - с исполнительной властью.

Действуя в рамках Конституции Российской Федерации в качестве главы государства, Президент, тем не менее, больше внимания уделяет вопросам, относящимся к компетенции органов исполнительной власти. Наглядна роль Президента России в качестве должностного лица, фактически управомоченного руководить исполнительной властью в сфере кадровой политики.

Так Президенту Российской Федерации принадлежит фактически решающее слово при формировании федерального Правительства, члены которого назначаются и освобождаются его указами: назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров производится по предложению Председателя Правительства Президентом Российской Федерации. Наконец, Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации.

Придание Президенту статуса главы государства вызвано объективными причинами. Прежде всего, этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и, по существу, умаляло бы прерогативы представительного органа государственной власти Российской Федерации, ставило бы исполнительную власть над законодательной.

Принципиально новая дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента.

В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством РФ.

В Конституции РФ содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента РФ достаточно коротким четырехлетним сроком (с 2012 года - шестилетним); в порядке его всенародных прямых выборов; в их альтернативном характере; в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд; в возможности отрешения его от должности; в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации. Он выполняет функцию «президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право. -- М.: Проспект, 2006.-438с.

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти .

Президент РФ по Конституции РФ 1993 г. не является главой исполнительной власти. Тем не менее, его роль, функции и полномочия в этой сфере весьма существенны.

Как глава государства он является гарантом прав и свобод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере государственного управления, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в осуществлении которой активно участвуют все субъекты исполнительной власти.

Конституция РФ наделяет Президента рядом полномочий, непосредственно связанных с организацией и функционированием исполнительной власти.

Так, с согласия Государственной Думы он назначает Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимает решение об отставке Правительства; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Правительства, федеральных министров; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, т.е. лиц, активно участвующих в обеспечении законности в сфере исполнительной власти; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; утверждает доктрину национальной безопасности и военную доктрину; формирует Администрацию Президента; назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента; назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83 Конституции).

Президент по представлению Председателя Правительства утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ Президент своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, непосредственно руководит деятельностью ряда таких органов. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023.

Положения о названных органах утверждаются Президентом. Их руководители назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке. Он вправе также отменять правовые акты федеральных органов исполнительной власти, непосредственно подведомственных ему.

Президент также вносит изменения в состав Правительства, упраздняет, объединяет или преобразует федеральные органы исполнительной власти.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент вводит повсеместно либо в отдельных местностях чрезвычайное положение.

Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации. Естественно, что такого рода разногласия могут возникать и между различными органами исполнительной власти. При недостижении согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

По вопросам своей компетенции Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Президентские правовые акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следует подчеркнуть, что большинство указов Президента посвящено различным сторонам организации и деятельности исполнительных органов государственной власти, т.е. имеет управленческую направленность и содержит преимущественно нормы административного права. Это, например, указы о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.

Как обладающий правом законодательной инициативы Президент является инициатором ряда принципиально важных федеральных законов, непосредственно относящихся к организации и деятельности органов исполнительной власти и представляющих их должностных лиц.

В этом отношении значительный интерес представляют нормы Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 4 октября 2010г.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Все изложенное свидетельствует о том, что происходит процесс сближения функций и полномочий главы государства с функциями и полномочиями главы исполнительной власти.

Таким образом, исполнительная власть в субъектах Федерации становится реальным объектом контроля со стороны Президента РФ. Об этом же свидетельствуют и некоторые иные президентские инициативы, в частности, нашедшие выражение в формировании федеральных округов и в усилении роли полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Президент РФ формирует систему федеральных органов исполнительной власти. Сейчас она представлена Правительством РФ, федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами.

президент полномочие исполнительный власть

Глава 2. Исполнительная власть в системе разделения государственной власти

Исполнительная власть - одна из трех ветвей единой государственной власти в Российской Федерации. Обладая определенной самостоятельностью в функциональном и компетенционном аспектах, эта ветвь государственной власти тесно взаимодействует с законодательной, то есть представительной, а также с судебной ветвями, создавая, таким образом, систему издержек и противовесов.

Исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности. Такого рода государственная деятельность является практической формой её реализации, а власть представляет собой сущностное выражение функциональной направленности и компетенционной определённости исполнительной деятельности.

Исполнительная власть реализуется в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. во внесудебном порядке.

Исполнительная власть характерна также и тем, что в непосредственном ведении и распоряжении реализующих её субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительные учреждения и т.п.

Согласно статье 110 Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Поскольку исполнительная власть, как мы уже отмечали, является одной из властей правового «трилистника, необходимо при ее характеристике выяснить место исполнительной власти в системе властей, то есть определить ее взаимоотношение с другими.

Законодательная власть разрабатывает и принимает законы, осуществляет контроль в отношении органов исполнительной власти (в пределах, установленных статьями 101, 103, 114 Конституции).

На исполнительную власть возложена задача организовать практическую реализацию этих законов (ст. 114 Конституции). Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти возложены на аппарат государственного управления во главе с Правительством, который, в свою очередь, включает в себя многочисленные органы в центре и на местах, такие как федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий (распорядительств). Именно это является основанием именовать исполнительную власть исполнительно-распорядительной.

Органы судебной власти, согласно ст. 118 Конституции Российской Федерации, призваны осуществлять правосудие. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводств. Есть у судебной власти и вторая функция - это контроль за законностью в деятельности органов исполнительной власти и ее должностных лиц.

Так же, как и у любой другой власти, у исполнительной есть свои признаки:

1) исполнительная власть носит универсальный характер, она существует непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы;

2) исполнительная власть обладает принудительным характером, она делает упор на силу - возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия;

3) предметность - наличие правовых, информационных, технических и организационных ресурсов;

4) исполнительная власть носит организующий характер. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2006. - 728 с.

Характерной чертой исполнительной власти является наличие четкой, иерархически выстроенной системы органов управления и корпуса профессиональных служащих, которыми они укомплектованы. В их распоряжении имеются материальные и денежные средства, людские и информационные ресурсы. Поэтому вопрос об устройстве исполнительной власти является одним из важнейших в формировании эффективной российской государственности. Первоочередное внимание при этом уделяется поиску оптимизированных структур исполнительной власти и их взаимоотношения, правильному определению компетенции каждого её органа и должностного лица, укреплению исполнительской дисциплины, повышению деловой квалификации и ответственности всех государственных служащих.

Основное назначение органов исполнительной власти - деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают также полномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д. Бахрах Д.Н. Административное право. - М.: БЕК, 2006.- С. 323.

Основная задача органов исполнительной власти - осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Специфику административно-правового статуса любого органа исполнительной власти определяют его функции и задачи, которые он реализует в процессе управления от имени государства в объеме и пределах своей компетенции.

В отличие от органов законодательной власти органы исполнительной власти РФ и ее субъектов образую единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это означает не только координацию деятельности этих органов, но и обязательность указаний и решений федеральных исполнительных органов для исполнительных органов субъектов Федерации.

В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.

Функции органов исполнительной власти - исполнять законы и следить за их исполнением, что и отражено в названии этих органов.

Заключение

Конституция РФ ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Российский Президент наделен большими реальными полномочиями, которые применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но взаимодействуя с ними. Он не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, получая свои полномочия от народа на основе Конституции РФ.

Президент РФ должен реализовывать государственную власть в соответствии с Конституцией РФ, не выходя за рамки своих полномочий, исполняя федеральные законы, в том числе и при определении им основных направлений внутренней и внешней политики государства.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Конституцией действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трёх властей - законодательной, исполнительной или cyдeбнoй. Функции главы государства coпpикacaютcя co всеми тремя властями, но все же его основные функции и пoлнoмoчия нельзя oтнecти к зaкoнoдaтeльнoй или cyдeбнoй.

Дpyгoe дело - взаимоотношения главы государства с исполнительной властью. Юридическая нayкa и практика признают eгo главой исполнительной власти - ибо никакому должностномv лицу нельзя иметь основные функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время при таком положении, не отрицающем принцип разделения трёх властей, oбpaзyeтcя особый статус главы государства, вытекающий из eгo coбcтвeнныx пoлнoмoчий, oбязaннocти выcтyпaть гapaнтoм Кoнcтитyции и осуществлять выcшee пpeдcтaвитeльcтвo.

Исполнительная власть - непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями. Она выражается в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, и представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В ред. Федеральных конституционных законов от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ. // Собрание законодательства РФ - 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445.

2. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023.

3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 4 октября 2010г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

4. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2006. - 728 с.

5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: 6-е издание - М.: Норма, 2007.- С.451.

6. Бахрах Д.Н. Административное право. - М.: БЕК, 2006.- С. 323.

7. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право. - М.: Проспект, 2006.-438с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Место президента в системе органов исполнительной власти, его административно-правовой статус и полномочия. Реализация принципа разделения властей между государственными федеральными органами. Регулирование процедуры выборов президента и импичмента.

    реферат , добавлен 23.12.2009

    Место исполнительной власти в современной системе разделения властей. Конституционные характеристики исполнительной власти. Основные принципы деятельности и построения системы органов исполнительной власти РФ. Федеральные министерства, службы и агентства.

    контрольная работа , добавлен 05.11.2014

    Понятие и классификация органов исполнительной власти. Формирование и полномочия Правительства Российской Федерации. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Место и роль исполнительной власти в системе разделения властей.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2014

    Правовой статус и полномочия Президента Российской Федерации. Состав и полномочия Правительства Российской Федерации, структура и система федеральных органов исполнительной власти. Взаимодействие Президента Российской Федерации и исполнительной власти.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Конституционный статус и полномочия Президента Российской Федерации. Координирующая и объединяющая роль Президента в системе государственной власти государства. Формы взаимодействия его с органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2015

    Исполнительная власть и правовой статус ее органов. Понятие правительства, его формирование, порядок работы, ответственность, состав и внутренняя структура; положение в системе органов государственной власти. Полномочия Президента Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Понятие, признаки, виды органов исполнительной власти, ее организационные основы. Правовое положение исполнительной власти в условиях разделения властей в Российской Федерации. Соотношение правового положения и функционирования Президента и Правительства.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2013

    Понятие органов исполнительной власти и их статус. Механизм исполнительной власти. Признаки исполнительной власти. Подразделение органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти. Полномочия Президента РФ.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2007

    Место и роль исполнительной власти в системе государственной власти на современном этапе. Особенности положения органов исполнительной власти субъектов РФ. Правовой статус органов местного самоуправления. Методы реализации исполнительной власти.

    курсовая работа , добавлен 07.09.2016

    Институт президентской власти, его истории в развитии российской государственности. Порядок выборов Президента Российской Федерации. Положение Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти, его основные функции и полномочия.

  • 5.Административное и судебное обжалование действий и решений публичной администрации, нарушающих права и свободы граждан (общая административная и судебная жалобы).
  • 6. Админ-пр. Статус иностр. Граждан и лиц без гражданства
  • 1 Из мер административного пресечения - депортация.
  • 7.Коллективные субъекты админ.Права (общая характеристика).
  • Вопрос 8. Административно-правовой статус общественных и религиозных объединений.
  • Вопрос 9. Коммерческие организации как субъект административного права.
  • Вопрос 10. Понятие и правовой статус административного органа.
  • 11.Система и виды органов исполнительной власти.
  • 12.Президент рф и исполнительная власть.
  • 13.Правительство рф как высший исполнительный орган государственной власти рф.
  • 14.Федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции.
  • 15.Административный регламент федерального органа исполнительной власти.
  • 16. Органы исполнительной власти субъектов рф.
  • 17.Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
  • 18.Правовые акты публичной администрации (общая характеристика).
  • 19.Правовые акты Президента рф и Правительства рф: виды, характер, порядок опубликования и введения в действие.
  • 20.Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции: виды, порядок принятия, государственная регистрация, опубликование и вступление в силу.
  • 21. Система государственной службы рф
  • 22.Основы организации государственной гражданской службы в рф
  • 23. Основы организации военной службы рф
  • 24. Основы организации правоохранительной службы рф
  • 25. Административная ответственность как вид административного принуждения и юридической ответственности. Законодательство рф об административных правонарушениях.
  • 26.Административное правонарушение: понятие, признаки, состав.
  • 27.Система и виды административных наказаний, правила их назначения.
  • 28.Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
  • 29.Стадии производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Возбуждение дела об административном правонарушении
  • 2. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  • 3. Пересмотр постановления и решения
  • 4. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении
  • 30.Правовые основы осуществления контроля за обеспечением законности действий и решений публичной администрации.
  • 32. Формы государственной легитимации предпринимательства в рф.
  • 33.Правовые основы осуществления государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью в рф.
  • 34.Правовые основы технического регулирования и обеспечения единства измерений в рф.
  • 35.Государственное регулирование монополистической деятельности.
  • 37.Правовые основы управления государственным сектором экономики. Государственная контрактная система.
  • 38. Правовые основы государственного управления в отраслях производственного и обслуживающего комплексов национальной экономики.(по лекции)
  • 39.Правовые основы построения и функционирования системы образования рф
  • 40. Организация и принципы регулирования научной и научно-технической деятельности в рф.
  • 41.Правовые основы государственного управления в области культуры
  • 42.Административно-правовые основы создания и деятельности средств массовой информации.
  • 43. Правовые основы государственного управления в области труда, занятости и социальной защиты населения.
  • 44.Организация охраны здоровья граждан в рф.
  • 45.Правовые и организационные основы обеспечения обороны рф.
  • 46.Режим военного положения.
  • 47. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности рф.
  • 48. Режим чрезвычайного положения
  • Вопрос 49. Защита государственной тайны
  • Вопрос 50. Охрана государственной границы рф.
  • Вопрос 51. Прав.Основы гос.Управления в сфере внутр.Дел. Полиция в сфере мвд Росии.
  • Вопрос 53. Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел
  • Вопрос 54. Правовые основы государственного управления миграционными процессами рф.
  • 60. Правовые основы государственного управления в области иностранных дел.
  • 12.Президент рф и исполнительная власть.

    Президент Российской Федерации является главой государства.

    Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент основные направления внутренней и внешней политики государства.Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается сроком на шесть лет гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

    Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

    Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

    Президент Российской Федерации, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных ор­ганов, что выражается в следующих формах:

    Непосредственно (исходя из прямой подчиненности федеральных органов исполнительной власти);

    Косвенно (через Правительство).

    Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.

    По Конституции РФ 1993 г. Президент не является главой исполнительной власти, каковым он был по ранее действовавшей Конституции. Являясь главой государства, он наделен существенными полномочиями, дающими ему возможность активно влиять на организацию и функционирование механизма исполнительной власти.

    Полномочия Президента в сфере исполнительной власти:

    1)Президент с согласия Гос Думы Фед-ого Собрания назначает Председателя Правительства.

    2)Председатель Правительства обязан систематически информировать Президента о работе правительства.

    3)Президент имеет право председательствовать на заседании Правительства.

    4)Президент в праве принять решение об отставке Правительства.

    5)Постановление и распоряжение Правительства могут быть отменены Президентом РФ.

    6)По предложению Председателя Правительства РФ Президент назначает и освобождает заместителей Председателя правительства.

    7)Определяет структуру федеральных органов исполнительной.

    8)Президент руководит работой некоторых из числа таких органов(ФСБ,МИД).

    9)Президент в праве отрешать от должности руководство высшего исполнительного органа субъекта федерации.

    10)Президент в праве приостановить действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ.

    13.Правительство рф как высший исполнительный орган государственной власти рф.

    Правительство Российской Федерации - высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации.

    Правительство обладает общей компетенцией.

    Полномочия Правительства:

    1)утверждение положения о фед органах исполнительной власти подчиненных только ему.

    2)установление предельной численности работников их аппаратов.

    3)утверждение размера ассигнований на содержание аппарата.

    4)установление порядка создания и деятельности их территориальных органов, устан. размера ассигнований.

    5)назначение и освобождение зам.фед.министров и руководителей их органов,подчиненных Правительству.

    6)отменять или приостанавливать действия актов фед.органов исполнительной власти.

    Правительство(статусные признаки)

    Орган гос власти

    Фед гос орган

    Осуществляет исполнительную власть

    Высший исполнительный орган гос власти

    Возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ

    Коллегиальный орган

    Постоянно действующий орган

    Задачи Правительства:

    1)организация исполнения Конституции РФ,Фед.конституционных законов,фед-ых законов,указов Президента,международных договоров.

    2)осуществление систематического контроля за их исполнением федер.-ыми органами исп. власти и органами исп. власти субъектов

    3)реализация мер по устранению нарушений законодательства.

    Функции:(общие полномочия)

    1)организовать реализацию внешней и внутренней политики

    2)осуществлять регулирование в соц-экономической сфере

    3)обеспечивать единство системы исполнительной власти в рф

    4)формировать фед. целевые программы и обеспечивать их реализацию

    5)реализовать предоставленное ему право законодательной инициативы

    СОСТАВ Правительства.

    Председатель правительства РФ

    Заместители Председателя правительства РФ

    Фед-ые министры

    Председатель

    Назначение и освобождение:

    1)ПРЕДСЕДАТЕЛЬ назначается Президентом с согласия Гос Думы Фед-ого Собрания

    Президент обязан внести кандидатуру Председателя в течение 2х недель недель после вступления в должность(после присяги) или не позднее 2х недельного срока после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

    Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня ее внесения

    В случае трёхкратного отклонения Государственной думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы.Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

    2)Основания освобождения:

    По заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставке;

    В случае невозможности исполнения Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий.

    Остальные члены Правительства

    Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства.

    Способы смены Правительства:

    Отставка

    Сложение полномочий

    Варианты отставки:

    Освобождение от должности Председателя Правительства РФ-отставка самого Правительства

    Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации

    Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

    Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации.Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы.Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

    Юр.последствия отставки:

    В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

    Варианты сложения полномочий:

    Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

    Полномочия Председателя:

    Возглавляет Правительство

    Определяет основные направления деятельности правительства;

    Организует работу правительства и ведёт его заседания, обладая правом решающего голоса;

    Представляет правительство внутри государства и за его пределами;

    Систематически проводит совещания с членами Правительства, руководителями федеральных служб и иных федеральных органов исполнительной власти, органов и организаций при Правительстве;

    Подписывает нормативные акты Правительства (постановления и распоряжения);

    Распределяет обязанности между членами Правительства;

    Систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства.

    Представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства (вице-премьеров) и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

    Основные формы внутриорганизационной работы Правительства РФ:

    1)заседание правительства

    2)заседание Президиума Правительства

    После распада СССР в начале девяностых годов прошлого века образовалось независимое государство - Российская Федерация. Появился новый флаг, гимн и, самое главное, новая Конституция. В статье 10-й Основного закона, который был принят на референдуме в 1993 году, государственная власть была разделена на три ветви.

    Отличия от прежней системы

    В Советском Союзе применялся термин «государственное управление», оно имело четкую структуру и иерархию. Изменилось то, что теперь исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет система, которая независима от законодательной и судебной. Причем это ясно прописано в Конституции РФ.

    Осуществление власти

    По Конституции, исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет двухуровневая система. На высшем уровне это федеральные субъекты, а на местах - региональные субъекты. Образована единая иерархическая структура.

    Но независимость - не значит оторванность, изоляция одной от другой. Все виды гос. власти тесно взаимодействуют друг с другом. Лишь в теории французских просветителей идеальна для демократии такая изоляция, даже, возможно, противостояние в интересах всего общества. На практике это утопия. Такое положение дел приводит к политическому тупику, коллапсу всей политической системы.

    Субъекты

    Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет единая система через функционирование специальных субъектов, наделенных соответствующей компетенцией. В качестве таковых выступают власти Российской Федерации. Основной закон организует всю власть в стране по принципу федерализма. Отличие федерации от унитарного государства - в том, что имеется двухуровневая система исполнительной власти в РФ с местными региональными законами. Правительство - это высший орган исполнительной власти РФ, которому подчиняются исполнительные субъекты на местах.

    Отличие исполнительной власти и административной

    Исполнительная и административная власть - это не одно и то же. Последняя служит лишь внесудебной мерой принуждения. Административная власть - лишь один из инструментов достижения целей исполнительной власти, и она не ограничивается лишь внесудебным принуждением.

    Юридически большинство распоряжений на всех уровнях осуществляется во внесудебном порядке. Это касается не только исполнительной, но и Но неправомерно утверждать, что они реализуют административную власть.

    Рычаги влияния

    Как же выполняются директивы и распоряжения? Для этого в подчинение переданы наиболее влиятельные службы и организации. Это финансовые, органы внутренних дел, армия, службы безопасности, исправительно-трудовые организации и т. д.

    Необходимо заметить, что государственное управление как понятие не отражено в Конституции РФ. Ошибочно полагать, что это и есть исполнительная власть. Управление государством намного шире, и как раз включает в себя как исполнительную власть, так и другие институты власти.

    Функции исполнительной власти

    Выделяют следующие ее функции:

    . Направление политики программ общефедерального значения. Примерами могут быть приватизация, национализация, разработка единой энергетической системы и т. д.

    . Правильное регулирование и обеспечение правового порядка в экономической сфере общества. Примерами являются деятельность антимонопольной службы, охрана частной собственности, поддержка предприятий или какой-либо отрасли производства и т. д.

    . Эффективное управление предприятий государственного сектора. Ошибочно полагать, что все в нашей стране приватизировано. Существует множество государственных корпораций, государственно-частное партнерство.

    . Контроль и надзор за работой различных сфер деятельности общества. Примерами может служить контроль за деятельностью Рособрнадзора в сфере образования, Росмеднадзора в сфере медицины, Роспотребнадзора в сфере питания и защиты потребителей и т. д.

    Признаки

    Первый признак - субординация, когда нижестоящая власть подчиняется вышестоящей. Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти РФ, главное учреждение в этой системе.

    Второй признак - организация. Существует целая система для реализации законов на всех уровнях государства.

    Третий признак - повсеместность. Везде, где есть человеческие коллективы, так или иначе присутствует исполнительная власть.

    Четвертый признак - огромные ресурсы. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет целая система с широкими возможностями: правовые, экономические, информационные, силовые, технические службы. Все они подчинены единому управленческому центру для поддержания всей полноты исполнительной власти.

    Пятый признак - силовое внесудебное воздействие. Для этого существует множество служб принудительного характера: армия, полиция, органы государственной безопасности, национальная гвардия и т. д.

    Шестой признак - контроль над исполнительной властью. Это обязательное условие правового государства. Несмотря на для эффективного исполнения всех законов необходим широкий контроль, который могут осуществлять парламент, счетная палата, прокуратура. Широкие полномочия по контролю имеет в Российской Федерации. Большое значение имеют демократические институты - свободные СМИ, гражданское общество, инициативные группы контроля и т. д.

    Система и структура исполнительной власти РФ

    Наибольшее затруднение вызывает иерархия. Исполнительную власть осуществляет система органов исполнительной власти, являющаяся частью общей структуры государственной власти. Они учреждены самим государством с целью претворения в жизнь всех законов и нормативно-правовых актов, принимаемых соответствующими компетентными субъектами.

    Власти РФ входят в единую управленческую систему. Однако их перечень не определен в Конституции РФ.

    Классификация

    От роли, масштаба деятельности, компетенции, способу образования различают:

    1. Россия - федеративное государство. Отсюда существует как федеральная исполнительная власть РФ, так и региональная. Президент и его администрация формально не входят в эту структуру, но активно ее контролируют. Глава государства - гарант конституционных норм, а также прав и свобод граждан, следовательно, он обязан следить и корректировать работу всех органов власти. Но юридически президент не входит в эту структуру. Высшим органом исполнительной власти РФ является правительство во главе с председателем.

    2. В зависимости от компетенции выделяют органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. К первым можно отнести региональные правительства и администрации краев и областей. В качестве примера органов отраслевой компетенции можно привести министерство сельского хозяйства, министерство по чрезвычайным ситуациям и т.д. К межотраслевым относится служба занятости населения, органы статистики.

    3. В зависимости от порядка разрешения вопросов структура исполнительной власти РФ подразделяется на коллегиальные органы и единоначальные. Первые обсуждают наиболее важные вопросы (правительство Российской Федерации как высший орган государственной власти РФ, правительства регионов, комитетские собрания и т. д.). Единоначальные органы - это обычно те, которые работают в штатном режиме для устранения бюрократической волокиты.

    Роль Главы государства в функционировании исполнительной власти

    Формально, как уже отмечалось выше, президент РФ не является частью системы исполнительной власти. Он стоит «над всеми ветвями», а его власть образует четвертую ветвь - президентскую. Отсюда возможно непонимание того, кто именно возглавляет правительство РФ, исполнительная власть кому именно должна подчиняться. Правильный ответ - председателю, которого непосредственно назначает глава государства.

    Конституционное подчинение президенту РФ

    Основной закон содержит ряд статей, которые «подчиняют» правительство президенту. В частности, ст. 83 Основного закона. Согласно данной статье, президент Следовательно, можно предположить, что если премьер-министр подчиняется главе государства, то все исполнительные органы государственной власти РФ также ему подчиняются.

    Роль в назначении Председателя

    Как бы то ни было, но президент должен назначить председателя правительства с одобрения Государственной думы. Возможно, это сделано с целью продуктивного взаимодействия между этими институтами власти. Таким образом, юридически может показаться, что Российская Федерация - парламентская республика. Государственная дума только утверждает кандидатуру главы исполнительной власти, предложенную президентом. Своих кандидатов парламент предложить не может, а также не участвует в формировании кабинета министров.

    Но и здесь не все так однозначно. Согласно Конституции РФ, президент предлагает лишь два раза. Если кандидатура отклоняется, то Государственная дума распускается. Назначаются новые выборы в нижнюю законодательную палату. Также президент имеет право оба раза предложить одного и того же человека. После роспуска он спокойно может утвердить неугодную Думе кандидатуру. Таким образом, видно, что больше «пострадает» законодательный орган, а нужный глава правительства все равно будет утвержден. Такая процедура превращает утверждение нижней законодательной палатой председателя правительства в простую формальность.

    Но после этого влияние президента на исполнительную власть не ограничивается. Согласно Конституции, он может освободить председателя правительства РФ. Кроме того, именно президент РФ утверждает на должность этих министров по предложению премьер-министра. И, судя по тому, что в Основном законе количество таких отклонений не установлено, оно бесконечно.

    Естественно, на практике подобное вряд ли произойдет. Но в теории юридически это вполне возможно. Из этого может показаться, что глава государства фактически формирует правительство и единолично назначает его главу. Но это не так, хотя по Конституции ему разрешается председательствовать на заседании правительства. А Федеральный закон «О правительстве РФ» дает ему это право и на президиуме.

    Но, несмотря на это, юридически главой является председатель правительства. Согласно Конституции, к его компетенции относится определение направления работы высшего исполнительного органа, организация его работы. Также он обладает решающим голосом. Председателю напрямую подчинены исполнительные органы государственной власти РФ.

    Подводя итоги, можно сделать вывод, что исполнительная власть направлена на практическую реализацию распоряжений и законов вышестоящих органов. К таковым относятся подзаконные акты главы государства, нормативно-правовые акты законодательной власти, Федеральные законы и другие правовые документы, регламентирующие ее деятельность. Кроме того, она обладает мощными инструментами для их реализации. Ей напрямую подчиняются целые системы экономического, информационного, силового и других видов воздействия. Поэтому она неразрывно связана с понятием государственного управления. Но нельзя ставить знак равенства между ними. Несмотря на то что исполнительная власть составляет огромный пласт государственной власти, последнее понятие намного шире и включает другие властные институты в стране, такие как институт президенства, законодательные субъекты власти и другие.

    От слаженной системы государственной власти зависит благополучие, мир и стабильность в стране. Одно дело - издавать законы, но если граждане видят, что их никто не выполняет, что власти не справляются со своей работой, наступает хаос, охлократия, политическая нестабильность. Это можно было наблюдать в конце прошлого века. После падения авторитарного по меркам правоведения государства в нашей стране появилось новое - правовое, демократическое. Базовые декларации Конституции остались прежними: права и свободы граждан, равноправие в суде, независимость судей, принцип презумпции невиновности и т. д. Но реально картина выглядела немного иначе. В отсутствие сильной и волевой власти, а именно исполнительной, все это свелось на нет. Беззаконие, насилие, уход от налогов, тотальная коррупция привели к таким потрясениям и разрухе, от которых не пострадали даже многие государства, ведущие военные действия.

    Российская исполнительная власть на современном этапе своего развития подвергается количественным и качественным изменениям. Ведь она не просто слепо исполняет законы и следит за их реализацией. Данная власть борется и со многими внешними угрозами. Например, осуществляет борьбу с терроризмом и экстремизмом как внутри страны, так и за ее пределами, техногенными катастрофами, лесными пожарами. В их подчинении для этой цели служат такие федеральные службы, как министерство по чрезвычайным ситуациям, службы государственной безопасности, недавно созданная национальная гвардия. Конечно, некоторые службы лично подчинены главе государства, но они выполняют те же цели и все вместе следят за спокойствием и конституционным порядком в стране.