7 формы и методы осуществления функций государства. Формы осуществления функций государства. Унитарное государство: понятие, признаки. Автономия в составе унитарного государства

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА – это способы практической деятельности, направленной на претворение в жизнь целей государства и разрешение стоящих перед ним задач.

Различают правовые и неправовые формы реализации функций государства.

В правовых формах отражается связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении свих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Выделяются 5 правовых форм осуществления функций государства – правотворческая, правоприменительная, правообеспечительная (правоохранительная, контрольно-надзорная и судебная), договорная, распорядительная.

1. Правотворческая форма реализации государственных функций представляет собой процесс создания или санкционирования соответствующих нормативных актов, (в целях установления, изменения или отмены действующих юридических норм). Без данной формы реализация функций государства практически невозможна.

2. Правоприменительная форма реализации государственных функций - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания применительных актов.

От уровня такой деятельности зависит, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах исполнительной власти, возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой эти органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

3. Правообеспечительная форма осуществления функций государства. Государство обязано охранять нормы права от нарушений, обеспечивать режим законности и правопорядок. В этом находит выражение третья правовая форма осуществления функций государства – правоохранительная, или правообеспечительная.



В юридической литературе чаще всего речь идет о правоохранительной форме деятельности.

Правоохранительная форма реализации функций государства - это деятельность, осуществляемая посредством властной оперативной работы государственных органов по: охране норм права от нарушений, защите прав и свобод граждан и их объединений, обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, охране законности и правопорядка. Она включает в себя принятие мер: по предупреждению правонарушений, расследованию всех обстоятельств дела и выяснению истины в каждом случае правонарушения.

Судебная форма - включает в себя принятие мер: по разрешению в установленном законом порядке конкретных дел о нарушении правовых норм, а также возможных правовых коллизий и споров, применению правовых санкций в отношении правонарушителей и обеспечению реализации их юридической ответственности, а равно восстановлению нарушенного права.

В этой связи можно несколько видоизменить обычную классификацию правовых форм осуществления функций государства, выделив вместо правоохранительной – правообеспечительную форму, включив в нее правоохранительную, контрольно-надзорную и судебную (осуществление правосудия).

4. Договорная форма реализации функций государства. Такая форма ранее обычно не рассматривалась. Однако ее роль в последнее время заметно повышается.

Тенденция к повышению роли договора, характерная для всего современного права, стала проявляться в последние годы во всевозрастающем объеме в современной России. Эта тенденция, в первую очередь, связана с коренной перестройкой экономической системы страны. Применение договорной формы объясняется тем, что речь идет о гибкой правовой форме, в которую могут облекаться различные по характеру общественные отношения.

5. Распорядительная форма реализации функций государства. Это самостоятельная форма правовой деятельности государства, находящаяся как бы «на стыке» правотворчества и применения права. Правовая деятельность органов государства многообразна, и едва ли правильно сводить ее лишь к созданию права и его применению, которое представляет собой властную ин­дивидуализацию правовых норм, решение конкретных воп­росов жизни общества на основе общих нормативных уста­новлений. Между этими формами и лежит так называемая «промежуточная» форма, которая имеет важное и самостоятельное значение для оперативного руководства всеми государственными делами, особенно в сфере хозяйственного управления.

Характерной чертой распорядительных предписаний является то, что с их помощью обычно реализуются нормы компетенции издающего их органа.

Распорядительная форма была достаточно широко распространена в советский период. В условиях командно-административной системы любая бумага «сверху» рассматривалась как директива, хотя формально она и не была обязательной для исполнения.

В современных условиях значение такой формы, естественно, снижается. Однако в рамках государственного аппарата приобретают новое значение рекомендательные нормы права, которые исходят от вышестоящих органов и поэтому тоже воспринимаются как директивы.

От правовых форм функционирования государства отличаются неправовые формы - это такая деятельность, которая не связана с созданием, применением норм права и не порождает в результате юридических последствий.

В практическом функционировании механизма государства, в процессе осуществления его функций оба вида государственной деятельности органически взаимосвязаны. Правовые формы, немыслимы без известной чисто фактической, организационной деятельности, а в некоторых случаях неправовые формы даже являются основанием или предшествующим этапом для реализаций правовых форм деятельности.

Можно выделить такие неправовые формы реализации функций государства: 1) организационная, 2) экономическая, 3) политическая, 4) идеологическая, 5) информационная.

1. Организационная деятельность - это оперативная текущая работа по разрешению тех или иных конкретных политических, организационных и других задач в процессе выполнения различных функций государства и технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

В целом непосредственные организационные действия могут выражаться в: а) планировании;

б) проверках и инспектировании государственных органов, должностных лиц и негосударственных организаций;

в) инструктировании сотрудников;

г) привлечении негосударственных организаций и граждан к работе государственного аппарата;

д) организационном обеспечении управленческой деятельности (например, подготовка и проведение заседаний, совещаний, распределение функций и обязанностей между структурными подразделениями государственного органа, изучение, обобщение и распределение положительного опыта);

е) проверках исполнения.

2. Экономическая (хозяйственная) деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое стимулирование, кредитование, государственные заказы, экономическое обоснование, финансирование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения и сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.

3. Политическая деятельность заключается в определении основ внутренней и внешней политики; связи и воздействия на различные организации, входящие в политическую систему; организация вертикали власти; разделение властей и т.п.

4. Идеологическая деятельность - это повседневная оперативно-пропагандистская, разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение целей и содержания издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; взаимодействие со средствами массовой информации).

5. Этот перечень, по нашему мнению, необходимо дополнить информационной деятельностью . Сбор, обработка, хранение, распределение, анализ, передача, использование информации приобретают в современных условиях особое значение, являясь непременным условием успешной деятельности всех государственных органов, эффективности реализации всех функций государства (экономических, политических, социальных и др.). Принятию любых управленческих решений, в т.ч. нормативных и правоприменительных, предшествуют сбор, обработка и анализ соответствующей информации.

Если формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. То методы осуществления функций государства представляют собой средства, используемые при функционировании государства.

Методы осуществления функций государства: понятие и виды.

Что касается методов, то надо отметить, что долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения . Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.

Можно назвать следующие группы методов, с помощью которых государство реализует свои функции:

1) Метод нормативного правового регулирования .

2) Метод принуждения , используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний.

3) Метод рекомендаций , т.е. ориентации на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения , побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно-полезную деятельность.

4) Метод договорного регулирования , приобретающий универсальное значение. В последнее время метод договорного регулирования получил широкое распространение не только в сфере частных, но и публичных интересов. Договоры применяются в отношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т.д.

5) Методы надзора и контроля . В частности, государство осуществляет лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности, а также деятельности некоммерческих организаций. Стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество и др. В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечении законности и правопорядка большую роль играет прокурорский надзор за исполнением действующих законов и других нормативных правовых актов гражданами, государственными органами, должностными лицами. В любом государстве действуют и специальные органы общественного контроля. В сфере финансового контроля за исполнением государственного бюджета наблюдает Счетная палата (в России, Австрии, Венгрии, Германии, Франции и др.). Другой орган государственного контроля в сфере соблюдения и защиты прав и свобод личности – уполномоченный по правам человека (в России).

6) Метод информационного влияния на общество . Государство через средства массовой информации оповещает население о принятых нормативных правовых актах, государственных решениях, формирует общественное мнение, целенаправленно регулирует информационные потоки и т.д.

ВЫВОДЫ

Категория «функция государства» является одной из основных как для общей теории государства и отраслевых наук, так и для юридической практики. Между тем, научная разработка проблем, связанных с понятием, главными признаками и классификацией всех функций государства и форм их реализации, велась разрозненно и ей не уделялось должного внимания. Тогда как, будучи категориями подвижными, функции развиваются и изменяются вместе с государственной жизнью, и от правильного их выбора может зависеть как стабилизация условий развития общества, так и его кризисное состояние.

При выработке соответствующего понятия, а также классификации не учитывались все виды, однако анализ и систематизация различных точек зрения по этим вопросам позволили:

во-первых, предложить определение этого явления, которое учитывает особенности всех видов и их проявлений в отечественной теории государства;

во-вторых, произвести соотношение между функциями государства и формами их реализации, а также между правовыми и неправовыми формами;

в-третьих, предложить классификацию форм реализации функций государства.

Формы реализации функций государства определяются как способы его практической деятельности, направленной на претворение в жизнь целей государства и разрешение стоящих перед государством задач.

Функциями государства являются основные направления деятельности в экономической, политической, социальной, культурной и экологической сферах. Формами осуществления этих функций являются различные способы деятельности государственных органов: правотворчество, правоприменение, организации и проч. Но для соответствующих органов эти способы становятся направлениями их деятельности, т.е. их функциями (например, правотворчество является основным направлением деятельности т.е. функцией законодательных органов). Следовательно, следует различать функции государства, функции его органов, причем вторые являются своеобразным «продолжением» первых и представляют собой формы (способы) их реализации. В результате ранжирования функций выделяются основные функции (функции-задачи) и функции-операции, являющиеся формами (средствами) достижения указанных целей.

Такой подход позволил установить, что граница между функциями и формами их реализации определяется уровнями управления, соподчинением государственных органов, осуществляющих соответствующую деятельность. При этом функции более низкого уровня являются формами реализации функций более высокого уровня.

Определено также, что правовые и неправовые формы взаимосвязаны и взаимопереходят друг в друга. Во-первых, неправовые формы являются предшествующим этапом в реализации правовых форм (например, подготовительные работы, проверки, сбор, анализ и обработка информации). Во-вторых, неправовые формы обеспечивают реализацию правовых форм (например, для реализации правоприменительных решений в определенных сферах деятельности необходимо финансирование). В-третьих, неправовые формы, хотя и называются неправовыми, тем не менее реализуются через право (например, такая неправовая форма как планирование может приобрести правовую форму, в виде закона о бюджете).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация различных функций государства происходит как в правовых, так и в неправовых формах, которые сочетаются между собой, взаимодействуют, взаимообеспечивают и дополняют друг друга. Отдельные функции государства обладают спецификой в отношении форм их осуществления: все функции осуществляются в одних и тех же формах, различие при реализации разных функций заключается в соотношении правовых и неправовых форм.

Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

6.6 Формы и методы реализации функций государства

Формы и методы реализации функций государства

Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов.

Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы представляют собой способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства.

В литературе различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства (проф. В. М. Сырых). Под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым располагает государство. К неправовым формам относят контрольную, идеологическую, воспитательную, информационно-техническую (вспомогательную), иные виды государственной деятельности. Данная классификация не отличается четкими критериями, поскольку, например, контрольная деятельность государства также регламентируется нормами права.

Более предпочтительной представляется классификация основных форм выполнения функций государства, согласно которой выделяются правовые и организационные формы (проф. М. И. Байтин). Среди правовых обычно называют законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную. Правовые формы связаны с изданием юридических актов; организационные - чаще всего реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие осуществлению принятых юридических актов. К организационным формам можно отнести создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор кадров - специалистов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство, статистику и др.

Что касается методов выполнения функций государства, то долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.

Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:

1) метод нормативного правового регулирования, т. е. издание законов, других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность и общественные отношения;

2) метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний, и метод убеждения;

3) метод рекомендаций, т. е. ориентация на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно полезную деятельность;

4) метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и публичных интересов. Например, договорный метод применяется для распределения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т. д. Так, в части 4 ст. 66 Конституции РФ установлено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться не только федеральным законом, но и договором между органами государственной власти округа и органами государственной власти края или области;

5) методы надзора и контроля. Государство, в частности, лицензирует отдельные виды предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество.

В юридической литературе разграничиваются контроль и надзор. Основные различия между ними состоят в следующем:

а) контролю подлежат главным образом подчиненные (подведомственные) органы, в то время как надзор осуществляется при отсутствии такой подчиненности. Например, санэпиднадзор осуществляется за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил всеми организациями, учреждениями, предприятиями и их должностными лицами;

б) контролирующие органы вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную или управленческую деятельность контролируемых объектов. При осуществлении надзора такое вмешательство исключается;

в) контроль призван оценивать деятельность контролирующего объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности. При надзоре проверяется деятельность объекта исключительно с позиций законности;

г) органы контроля вправе привлекать к юридической ответственности правонарушителей, а органы надзора лишены полномочий непосредственно применять санкции за допущенные нарушения законности, но они могут возбудить производство по поводу административного правонарушения. В обеспечении законности и правопорядка, соблюдении прав и свобод личности большую роль играет прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих законов гражданами, государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и всеми субъектами права. Прокуратура ведет надзор от имени государства и подчинена только закону;

6) метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков и т. д. Информационное влияние относится к косвенным методам воздействия на сознание и поступки людей, формируя информационное поле вокруг отдельных политических процессов, мероприятий, событий, институтов, политических и государственных деятелей. Посредством информационного влияния можно ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, а также локализовать, смягчить их.

Возможно выделение и иных, кроме названных, методов осуществления функций государства, но перечисленные являются основными, определяющим образом воздействуют на функционирование государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Раздел III. Формы и методы управленческой деятельности (реализации компетенции субъектов исполнительной

Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий Анатольевич

Тема 13. Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти 1. Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления Метод управления - это подход, способ решения управленческих вопросов,

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Вопрос 2 Виды, формы и методы контроля Важным условием создания эффективно функционирующей системы бюджетного контроля является разработка ее методологической составляющей, включающей в себя определение видов, форм и методов проведения контрольных мероприятий.Виды

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

6.1 Понятие функций государства. Факторы воздействия на них Функции государства - это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается целенаправленное

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

6.2 Классификация функций государства Разнообразные по содержанию функции государства классифицированы. Нередко основаниями для классификации избираются: объекты воздействия и сферы государственной деятельности, территориальный ее масштаб; способы государственного

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

6.6 Формы и методы реализации функций государства Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов.Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства Как уже отмечалось, отличительным признаком государственного аппарата является то, что в его составе работают специалисты на профессиональной основе. Их обычно называют государственными

Из книги автора

§ 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. В данной главе государство и рассматривается с его

Из книги автора

§ 2. Классификация и эволюция функций государства Проблема классификации функций государства осложняется тем, что у различных исторических типов государств функции существенно различаются. И все же их можно классифицировать по некоторым общим для них признакам.Как уже

Из книги автора

§ 3. Формы и методы осуществления функций государства Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются

Из книги автора

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики Функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы. Он охватывает основные направления деятельности государства по

Из книги автора

Из книги автора

§ 5.1. Понятие функций государства Назначение государства, его роль в жизни общества выражается в его функциях. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности,

Из книги автора

§ 5.2. Эволюция функций государства Функции государства подвергаются не только влиянию как собственно государственных изменений, так и изменений условий существования самого государства, т.е. изменений внешних условий, внешней среды, в которой живет и действует

Из книги автора

§ 5.3. Метод классификации функций государства Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические

Это носящие объективный, системный и взаимообсловленный характер основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение.

Формы функций государства показывают роль механизма государства в осуществлении функций государства и использование в этом процессе.

Формы осуществления функций государства:

1) правовые:

    • правотворческая;
    • правоисполнительная;
    • правоохранительная.

2) организационные (некоторые ученые) :

    • статистика,
    • бухгалтерский учет,
    • деятельность счетных комиссий,
    • организация заседания органов государства (парламента, правительства и др.).

Правотворческая (правоустановительная) форма - властно установленные законы, регулирующие ту или иную область деятельности (полномочия государства, его обязанности, возможности, пределы его вмешательства).

Правоисполнительная форма - организация исполнения законов, принятие конкретных решений.

Правоохранительная форма - привлечение к ответственности лиц, нарушающих установленные правила.

Организационные формы осуществления функций носят вспомогательный характер, они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осущесвления функций.

Нужно подчеркнуть, что каждая государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы провести в жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правоустановительная форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.), в чем и выражаются организационные формы деятельности государства.

Методы осуществления функций государства

Методы осуществления функций государства (способы воздействия на поведение людей) достаточно многообразны.

В соответствии с одной из классификаций методов осуществления функций государства выделяют:

    1. централизованный метод (означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);
    2. децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);
    3. рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей; особенность рекомендаций государства - они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);
    4. поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает

Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуют­ся его функции.

Выделяют правовые и организационные формы. Первые в отли­чие от последних есть однородная деятельность органов государст­ва, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия.

К правовым формам относят:

1) правотворческую (деятельность по подготовке и изданию нор­мативных актов);

2) правоприменительную (деятельность по реализации норма­тивных актов путем принятия актов применения права, это повсе­дневная работа по выполнению законов и по разрешению разнооб­разных вопросов управленческого характера);

3) правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.).

К организационным формам относят:

1) организационно-регламентирующую (текущая работа опреде­ленных структур по обеспечению функционирования органов госу­дарства, связанная с подготовкой проектов документов, организа­цией выборов и т.п.);

2) организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабже­нием и т.д.);

3) организационно-идеологическую (повседневная воспитатель­ная работа по идеологическому обеспечению выполнения различ­ных функций государства, связанная с разъяснением вновь издан­ных нормативных актов, формированием общественного мнения и пр.).

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуж­дение, поощрение и наказание и т.д.

Еще по теме 1. Формы и методы осуществления функций государства:

  1. § 4. Проблема соотношения понятий уголовная политика и налоговая политика Российской Федерации. 4.1. Налоговая политика государства. Понятие налоговой политики и методы ее осуществления.
  2. § 1. Правовые формы и методы деятельности органов внутренних дел по обеспечению реализации политических прав и свобод граждан в России
2008 г.

Введение

1. Функции государства: понятие и основные признаки

Заключение

Наиболее полный вариант приводит В.М. Корельский: «Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами» .

Таким образом, функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. В этом плане следует акцентировать внимание на том, что функции государства и его органов не могут произвольно изменяться, они объективно обусловлены. Конечно же, функции государства не являются раз и навсегда застывшими, они возникают и развиваются сообразно историческому развитию государства. Вместе с тем функции обладают достаточно устойчивыми характеристиками, позволяющими говорить о том, что функции государства должны быть реализованы его органами, в противном случае государство либо меняет свое социальное предназначение, либо тормозится прогрессивное развитие самого государства.

Функции государства представляют собой прочно сложившуюся предметную деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной, правовой, с одной стороны. С другой стороны функции отражают непосредственную связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным предназначением, которое и реализуется в деятельности государства. И, наконец, функции — это направления деятельности государства на решение крупных социально-экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества. Дадим обобщенное определение.

Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение.

Независимо от форм правления или формы государственного устройства, государство решает ряд общих проблем по управлению внутренней и внешней политикой для блага общества, которые могут носить социально-экономический, организационный, правоохранительный и др. характер.

Эти функции осуществляются всем государственным аппаратом, следовательно, каждым государственным органом, в той части, которой касается деятельности конкретного органа, у которого, конечно, есть и свои задачи в рамках реализации определенных функций.

Объем, содержание и конкретное выражение функций государства зависит от этапа исторического развития, от экономического и социально-культурного состояния общества, от того, какие тенденции в нем преобладают: антагонистические или объединяющие. В зависимости от этих и некоторых других факторов одни функции отмирают, другие возникают, третьи остаются, но утрачивают характер основных.

Классификация основных функций государства может проводиться по разным критериям. Наиболее распространенный критерий связан с тем, какую сторону деятельности государства (внешнюю или внутреннюю) затрагивает та или иная функция. Поэтому в большинстве учебников по теории государства и права функции государства делятся, прежде всего, на внутренние и внешние .

В.Н. Протасов отмечает, что существование глобальных проблем человечества обусловливает и возникновение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств. Наличие глобальных функций практически стирает различия между внутренними и внешними функциями государства .

Многие внутренние функции приобретают внешний характер, в частности экологическое направление в деятельности государства (например. Чернобыльская катастрофа затронула экологическую безопасность целого ряда стран). Учитывая соответствие между глобальными проблемами человечества и глобальными функциями государств, в ряду этих функций можно назвать такие, как:

Защита прав и свобод человека, в том числе «права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» ;

Предотвращение экологических катастроф и ликвидации их последствий;

Решение демографических, сырьевых и энергетических проблем;

Борьба с международной преступностью, обеспечение мирового правопорядка;

Сотрудничество в области освоения космоса;

Объединение усилий в создании общепланетарного информационного пространства и др.

Используется и классификация функций государства по их связи с конкретной стороной жизни общества, например, внутренние функции, делятся на экономические, социальные, финансового контроля, охраны правопорядка и природоохранительную (экологическую) .

2. Формы и методы осуществления функций государства

Функции государства отличаются формами и методами их осуществления. Под формами осуществления функций понимается их внешнее выражение, основные контуры и параметры их проявления . Вопрос о формах, как издавна подмечалось в литературе, является прежде всего вопросом о специфике видов государственной деятельности.

Согласно сложившемуся и довольно широко распространенному в отечественной литературе представлению о формах реализации функций они подразделяются на правовые и неправовые.

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается «однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических, актов» .

В правовых формах отражаются неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость государства и права, подчеркивается необходимость государства действовать при реализации своих функций строго в рамках закона. В правовых формах — в самом факте их существования и уровне развития отражается степень стремления государства к использованию или, наоборот, к неиспользованию правовых средств в своей повседневной деятельности. В них проявляется также уровень приемлемости или, наоборот, неприемлемости стоящих у власти социальных слоев и групп в силу различных причин, создаваемой с помощью права в стране социально-экономической и политической определенности, а следовательно, и приверженности к осуществлению своих властных полномочий только в рамках законности и конституционности.

В научной и учебной юридической литературе обычно выделяют три правовые формы реализации функций государства — правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную. Однако в последние годы, в связи с повсеместным развитием рыночных отношений, с распространением их не только на западные, но и на бывшие социалистические страны, некоторыми авторами стала выделяться и четвертая — договорная форма осуществления государственных функций.

Правотворческая форма реализации функций государства выражается в подготовке и издании его соответствующими органами нормативно-правовых актов, имеющих своей целью законодательное обеспечение основных направлений его деятельности. Законодательное обеспечение в данном случае означает принятие целого комплекса нормативно-правовых актов, который обслуживал бы каждое из основных направлений государственной деятельности. А именно — регулировал и тем самым закреплял сложившиеся в пределах того или иного направления деятельности государства общественные отношения, упорядочивал их, создавал бы благоприятные условия для возникновения и развития новых, прогрессивных общественных отношений.

Разумеется, что создание такого комплекса нормативно-правовых актов невозможно лишь на одном каком-либо уровне государственной деятельности (например, только в центре или «на местах») или же с помощью только каких-либо одних (например, законодательных) государственных органов. Здесь требуются нормотворческая активность государственных органов всех уровней и создание благодаря этому такой целенаправленной системы нормативно-правовых актов, которая включала бы в себя не только законы, но и принимаемые на их основе подзаконные акты.

Например, для реализации такой функции современного Российского государства, как функция внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвестиций, требуется принятие целого ряда нормативно-правовых актов на уровне законов Российской Федерации и отдельных субъектов Федерации, постановлений Правительства России, решений глав администраций краев, областей и других государственных образований — субъектов Российской Федерации.

Необходимость в создании такого рода комплексов нормативно-правовых актов обусловливается самим предметом их регулятивного воздействия. А именно — природой и характером общественных отношений, регулируемых при помощи содержащихся в данных актах правовых норм, их сложностью, противоречивостью и разным их уровнем.

Так, для успешной реализации рассматриваемой функции требуется в законодательном порядке разрешение круга вопросов, касающихся принципов и условий внешнеэкономического сотрудничества и иностранного инвестирования, проблем таможенного контроля и налогового обложения, гарантий иностранных инвестиций, связанных с экономическим и политическим риском, изменением законодательства, ведущего к ущемлению интересов инвесторов, и т. д.

Правоисполнительная деятельность как форма реализации функций государства заключается в принятии соответствующими государственными органами мер по проведению содержащихся в различных нормативно-правовых актах требований или велений в жизнь. Необходимость данной формы обусловливается тем, что от нее в решающей мере зависит не только степень реализации правовых требований или велений, но вместе с тем и уровень осуществления самих функций государства.

От того, насколько полно и эффективно выполняются правовые требования или веления, настолько же успешно или, наоборот, безуспешно осуществляются и государственные функции.

Правоисполнительной деятельностью, направленной на осуществление функций государства, занимаются различные государственные органы и организации. Однако основная нагрузка при этом ложится на органы управления. Согласно конституциям и текущему законодательству различных стран именно им предписываются осуществление всей исполнительно-распорядительной деятельности, повседневное управление государственной экономикой, военным строительством (оборонной), системой социального обеспечения, образования, медицинского обслуживания. Именно им вменяются в обязанность выполнение контрольных функций за повседневной деятельностью государственных предприятий и учреждений, определение основных направлений их развития и функционирования.

Правоохранительная деятельность как форма реализации функций государства заключается в принятии соответствующими государственными органами мер по соблюдению законности и охране правопорядка в процессе осуществления основных направлений деятельности государства.

Разумеется, что основная тяжесть при выполнении всей этой работы ложится на систему правоохранительных органов, суды, прокуратуру. Действуя в пределах своей компетенции и используя установленные законом методы деятельности, каждый из этих органов вносит свою лепту в создание оптимальных условий для реализации функций государства,

Правоохранительная форма реализации функций имеет не менее важное значение для нормальной жизнедеятельности общества и государства, чем правотворческая и правоисполнительная формы осуществления государственных функций. Ее значимость вместе с другими формами особенно резко возрастает в переходный период, в период трансформации государства и права из одного типа в другой, из одного их качественного состояния в другое.

Именно в этот период разрушаются многие традиционные для данного общества и государства связи, подрываются их прежние экономические, социальные и политические основы. Нередко, как это имело место в России и ряде других бывших социалистических государств, подменяются устоявшиеся в течение длительного времени социальные ценности, значительно ослабляются среди широких слоев населения моральные устои.

Все это неизбежно ведет к созданию самых благоприятных условий для нарушения существующего правопорядка, законности и конституционности, ослабления гарантий прав и свобод граждан, к усилению среди значительной части населения иллюзии вседозволенности.

Для полного предотвращения или хотя бы частичного снижения негативных последствий переходного периода особо важное значение имеет целенаправленная, динамичная деятельность не только правоохранительных, но вместе с тем законодательных и исполнительно-распорядительных органов государства.

Договорная форма реализации функций государства представляет собой деятельность государственных и негосударственных органов и организаций на договорной основе. По мере становления и развития рыночных отношений в той или иной стране договорная форма играет все более активную и значительную роль. Она органически сочетается с другими формами реализации функций государства, дополняет их и вместе с ними создает необходимые условия для более эффективной деятельности государства.

Договорная форма распространяется не только на экономическую сферу реализации функций государства, как это иногда утверждается в литературе, но и на другие сферы жизни общества. На договорных началах нередко строятся отношения, возникающие в сфере образования, медицинского обслуживания, оказания юридических и иных услуг и др. Использование договорной формы дает возможность широкого привлечения к государственной деятельности не только многочисленных государственных органов и организаций, но и частных, коммерческих фирм и общественных организаций. Достигается это прежде всего благодаря тому, что договорная форма отношений предполагает в своей основе не принудительность, а добровольность. Договорные отношения возникают на основе управомочивающих (дозволяющих или разрешающих те или иные действия), а не обязывающих (императивных, предписывающих совершение тех или иных действий) или запрещающих совершение определенных действий норм. Договорные отношения всегда базируются на принципе свободы заключения, изменения и прекращения договора.

Согласно, например, гражданскому законодательству России все граждане и юридические лица имеют полное право заключать или, наоборот, воздержаться от заключения договоров. «Принуждение к заключению договора не допускается»,— говорится в связи с этим в ст. 42 Гражданского кодекса РФ . Исключение составляют лишь случаи, особо предусмотренные в законодательстве.

Кроме того, сторонам предоставляется полная возможность заключения договоров, как предусмотренных, так и не предусмотренных законами или иными правовыми актами. Стороны могут также заключать смешанные договоры (содержащие элементы различных договоров) и по своему усмотрению определить, равно как и во всех других случаях, условия их заключения и их содержание.

Непременным требованием при этом неизменно остается то, что договор должен строго соответствовать «обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения» .

Говоря о правовых формах реализации функций государства, их не следует смешивать, как это иногда допускается в научных исследованиях, с одной стороны, с самими функциями, а с другой — с конкретными видами государственной деятельности или с «отдельными областями управления». Неправомерное, как представляется, смешение такого рода периодически прослеживалось в юридической литературе как в дореволюционный период, так и в настоящее время.

Так, еще в работах Ф. Кистяковского в начале XX в. утверждалось, что «формы осуществления государственной власти» есть не что иное, как функции государства. При этом автор исходил из того, что «каждая функция государственной власти, взятая как отвлеченное понятие, отдельно от других функций (например, законодательная функция), обладает точно так же, как вся государственная власть в ее целом, признаками субъективного права, и притом — именно того специфического вида субъективного права, который называется властью» .

В данном случае явно допускалось смешение внешней формы осуществления функций государства, точнее — государственной власти, с их внутренним, предметно-политическим содержанием. Такого рода смешение не может быть оправдано ни в теоретическом, ни в практическом плане. В юридической литературе оно вполне справедливо подвергалось обстоятельной критике.

Вполне оправданной критике подвергались также попытки отождествления правовых форм осуществления функций государства не только с самими функциями, но и с различными «областями правления».

Разделением государственных функций, писал по этому поводу Г. Еллинек, «не может быть признано разложение их по отдельным областям управления. Различение пяти великих отраслей управления - дел иностранных, военных, внутренних, финансовых и юстиции - означает лишь те задачи, которые поставило себе государство, а не особые функции» .

И далее: «Отрасли управления не суть самостоятельные функции». Деятельность государства «в осуществлении промышленной полиции, понуждения к посещению школ, платежу налогов, отбыванию воинской повинности и т. д. существенно едина». Как и условия и принципы его деятельности в этих областях. Они «означают поэтому объекты управления. А не само управление».

Наряду с правовыми формами функции государства осуществляются также в неправовых формах. Они представляют собой фактическую — организационную и иную деятельность государственных и негосударственных органов и организаций, направленную на реализацию функций государства и проводимую вне правовых форм.

Разумеется, что такого рода деятельность осуществляется лишь в рамках закона, в строгом соответствии с требованиями принципа законности и конституционности, является жизненно необходимой и правомерной.

Функции государства характеризуются не только своими особыми формами, но и методами реализации. Под методами осуществления государственных функций понимаются способы или средства деятельности государственных и негосударственных органов и организаций, направленные на решение стоящих перед государством на том или ином этапе его развития задач.

Методы деятельности государственных органов, а следовательно, и реализации функций государства довольно многочисленны и разнообразны. Так, в процессе осуществления правоохранительной деятельности Государственных органов широко используются методы убеждения и принуждения. Они касаются прежде всего таких государственных функций, как установление и охрана правопорядка в обществе, охрана права собственности, прав и свобод граждан и др.

При осуществлении функций государства, непосредственно затрагивающих сферы экономки и финансов, широко применяются методы материального и финансового стимулирования, планирования, прогнозирования и др.

3. Методы и формы реализации внутренних функций государства

Внутренние функции касаются непосредственно жизни данного общества и осуществляются на территории данного государства. Характеризуя эти функции, следует еще раз подчеркнуть, что мы рассматриваем наиболее общие, типичные функции, на практике в зависимости от различных объективных и субъективных обстоятельств у конкретных государств они могут проявлять по-особому, а иногда и вообще отсутствовать.

1. Среди внутренних функций важное значение имеет экономическая (организационно-хозяйственная), направленная на организацию или способствование развитию производства, внутренней торговли. Ни одно государство не может быть безучастным к решению экономических задач, оно должно вырабатывать свои особые методы допустимого воздействия на развитие экономики. Поскольку в современных обществах признаются различные формы собственности, эта функция государства проявляется по-разному. Государственная собственность, ее объекты требуют прямого управления (т.е. и создание предприятий в государственном секторе, и обеспечение их сырьем, кадрами, и оплата труда и т.д.). Почти во всех существующих сейчас государствах этот сектор занимает по количеству предприятий и организаций и числу работающих в нем, незначительное место, но по значению отраслей, входящих в этот сектор — одно из главных для всего общества.

Гораздо более сложно проявляется эта функция государства при контактах с другими формами хозяйствования, основанными на частной, кооперативной и др. формах собственности. В этой области государство использует именно организационно-правовые и экономические способы воздействия: кредитование и финансирование из средств госбюджета не столь прибыльных, но необходимых сфер производства, налоговые льготы и др. Государство может стимулировать развитие определенных областей хозяйства, осуществляя меры по притоку капитала в эти отрасли, выступая важным гарантом перед кредиторами, поддерживая предпринимательство. Осуществляя правовыми методами борьбу с нарушителями антимонопольной политики, государство стимулирует конкуренцию, поощряя производителей, заботящихся о благе общества, жертвующих определенные материально-финансовые средства на общественные нужды. В осуществлении этой функции государство, как видно, использует весьма широкий арсенал средств и способов воздействия на экономику — от мягкого, косвенного воздействия путем экономических рычагов (налоги, пошлины, субсидии и т.п.) до более жестких способов путем прямых предписаний.

Формы и методы осуществления функций могут меняться, главное же направление деятельности государства остается устойчивым. Например, экономическая функция российского государства остается главным направлением его деятельности, однако формы и методы ее осуществления существенно изменились, на смену командно-административным методам прямого жесткого управления экономикой пришли экономические методы косвенного мягкого воздействия на экономику. Если содержание основной функции меняется, то незначительно.

2. Фискальная функция проявляется, прежде всего, в сборе налогов и иных платежей в бюджет, контроле за правильным расходованием бюджетных средств. Государство проявляет заботу об укреплении финансовой стабильности, осуществляет контроль за денежными и валютными операциями и обеспечивает своевременное пресечение нарушений в этой области.

В новых условиях развития России в силу возрастания роли, значительного объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета как федерального, так и субъектов Федерации, а также муниципального бюджета, за счет всех видов налогов. Сюда относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акцизы, а также предусмотренные законом финансовые сборы и платежи. С целью реализации фискальной функции в Российской Федерации, например, приняты Налоговый и Бюджетный кодексы.

3. Социальная функция связана с заботой государства об обеспечении достойного образа жизни всех членов общества, распределением социальных благ. Государство заботится, в том числе и путем финансирования, о развитии здравоохранения, просвещения, общественного транспорта, связи, учреждений культуры. Немаловажный стороной проявления этой функции государства является контроль за своевременной выплатой пенсий и индексацией ее. Эта функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности и проведение справедливой социальной политики, и имеет своей целью предотвращать социальные взрывы и конфликты, путем поддержки социально-незащищенных слоев населения.

4. Культурная функция тесно связана с предыдущей, ибо только в социально защищенном обществе можно говорить о реализации данной функции государства, куда входит управление образованием, наукой, культурой. Именно на государстве лежит обязанность сохранять объекты культуры, развивать сеть общеобразовательных и научных учреждений, стимулировать и поощрять работников этой сферы, отчислять средства для поддержания учреждений культуры из государственной казны, стимулировать вложение средств по линии частных инициатив (спонсорства и меценатства).

5. Функция охраны правопорядка как главное направление в деятельности государству проявляется в законодательной, исполнительной, контрольно-надзорной, следственной, юрисдикциолной и иных формах деятельности . Правоохранительная функция включает в себя: обеспечение всеми средствами и методами, находящимися в руках государства точного и неуклонного исполнения предписаний закона; охрану законных интересов как личности, так и всего общества; заботу о соблюдении правопорядка всеми членами данного общества, государственными органами, должностными лицами, общественными организациями. Поскольку основу правопорядка, его содержание составляет полное осуществление требований правовых норм, государство отвечает и за то, чтобы эти юридические нормы в наибольшей степени соответствовали объективным интересам общества и вносили в жизнь всех и каждого стабильность и справедливость требований. В содержание правопорядка включается и борьба с правонарушениями, неотвратимость наказания за противоправные действия или бездействия. При этом государство не должно ограничиваться только принудительными мерами, оно обязано использовать и другие методы (политические, экономические, воспитательные) внедрения в сознание индивидов и их объединений осознанную необходимость соблюдать установленные государством правила поведения, т.е. предписания норм права.

Осуществляя эту функцию, государство путем издания законов устанавливает в обществе определенный порядок (правопорядок), устанавливает перечень нарушений правопорядка (правонарушений), определяет меры ответственности за правонарушения, с помощью процессуального законодательства определяет процедуру (порядок) расследования, рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями (органы дознания, следствия, суда, надзора за законностью и т.д.), определяет их компетенцию и т.д.

6. Тесно связана с данной функцией деятельность государства по защите и обеспечению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. То, что основные права и свободы граждан закрепляются в Конституции и других источниках права, делает реализацию этой функции одной из составляющих проявлений, правопорядка и одним из важнейших объектов правоохранительной функции. Однако в гражданском обществе и в правовом государстве человек, его права, свободы и законные интересы должны постоянно становиться главной заботой государства, которое не только устанавливает перечень прав и свобод, но и стремится расширить их число и углубить их содержание. Кроме того, государство обязано гарантировать их осуществление не только мерами принуждения и воспитания. Громадное значение для реализации прав и свобод граждан имеют наряду с экономическими средствами организационно-политические методы. Создавать специальные органы государства или возлагать на имеющиеся обязательство рассматривать заявления и жалобы граждан на нарушения их прав и свобод и принимать меры по установленным фактам, добиваясь восстановления справедливости, — это важнейшая задача государства в рамках указанной функции.

7. Природоохранительная (экологическая) функция носит в первую очередь внутренний характер, хотя в связи с глобальными последствиями вмешательства людей в развитие природы она может выходить за рамки одного государства и становиться внешней функцией. Государство, прежде всего, обязано разработать внутреннее законодательство, которое бы регулировало отношения людей по поводу использования природной среды, охраны флоры и фауны, земли, вод, воздуха, природных ресурсов. Именно государство должно заботиться о всестороннем выполнении этого законодательства, и применять к нарушителям предписаний правовых норм предусмотренные законом меры наказания. На государстве лежит обязанность принимать превентивные меры по предупреждению противоправных действий в отношении природы (загрязнение воздуха и почвы отходами производства, бесконтрольная вырубка леса и нарушение естественного ландшафта и т.д.). В этой среде особенно важна гласность и информированность населения, ибо ошибка в отношениях с природой может стоить жизни всего человечества.

Государство разрабатывает программы по оздоровлению окружающей среды, ликвидации вредных последствий воздействия на природу и финансирует эти программы. Важное место отводится правовому регулированию природопользования. С этой целью в Российской Федерации приняты законы «Об охране окружающей среды», «Основы лесного законодательства», «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения» и др. Государство устанавливает нормы ПДК (предельно допустимой концентрации) вредных выбросов в атмосферу, воды, устанавливает меры юридической ответственности за их нарушение, учреждает органы, осуществляющие контроль за соблюдением экологических законов, и т.д.

4. Внешние функции государства: методы и формы их реализации

Внешние функции касаются взаимоотношений государства с другими государствами; положения страны в международном сообществе, и осуществляются, в основном, вне пределов государства. Эта деятельность регулируется как внутренним законодательством государств, так и международно-правовыми нормами, разработанными международными организациями в виде уставов, договоров и деклараций (например, Устав ООН, Декларация прав и свобод человека и гражданина и т.д.).

1. Самая древняя внешняя функция государства — это защита государственных границ от нападения агрессоров и решение других вопросов национальной безопасности. Эта функция существует столько, сколько существует государство, хотя конечно содержание ее совершенствовалось вместе с совершенствованием самого государства, с ростом его военной мощи и обороноспособности. Современные государства, как правило, имеют доктрину обороны страны, которая предусматривает целую систему мероприятий по укреплению обороноспособности страны, совершенствованию вооруженных сил, обучению навыкам обороны гражданского населения.

2. Функция поддержания дипломатических и торгово-экономических отношений с другими государствами. Она включает основанное на добровольных двух- или многосторонних договорах сотрудничество в различных областях политики, экономики, культуры и т.д. Предполагает установление равноправных дипломатических отношений, обмен дипломатическими и консульскими представителями. Сюда же относятся и многоплановые отношения в торгово-экономической сфере. Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Изменение внешнеэкономической политики потребовало соответствующего правового обеспечения и деятельности государственных органов по регулированию этих отношений.

3. Участие в деятельности международных организаций, прежде всего Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждениях (например, ЮНЕСКО, МОТ), а также в региональных организациях (например, СНГ, НАТО).

4. Обеспечение мира и поддержка мирового порядка. Приоритеты в деятельности государства в современных условиях переносятся на недопущение новой глобальной войны. Именно перенос главного внимания государств в области внешних функций на ослабление конфронтации значительно оздоровил международные отношения, увеличилось стремление государств к мирному решению договорным путем острых внешних вопросов. Однако угроза войны полностью не миновала и задача обуздания агрессоров еще не стала коллективной целью всех государств, в связи с чем функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка продолжает оставаться актуальной.

5. В последние годы вышла на мировую арену и постепенно складывается как внешняя функция (и внутренняя, конечно) борьба с терроризмом. Международный терроризм создает межгосударственные объединения, объектом посягательства которых являются государственная безопасность, целостность государства.

Заключение

Функции государства — основные направления дея-тельности государства по реализации стоящих перед ним задач, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью. Каждая функция государства имеет предметную характеристику и направлена на достижение какого-либо конкретного блага. Функции государства классифицируются по разным основаниям: 1) по сферам деятельности, 2) по времени действия, 3) по со-циальной значимости, 4) по правовым формам реализации.

Все функции государство осуществляет в правовых формах: путем правотворчества, издания законов, исполнительно-распорядительной деятельности, применения права, контрольно-надзорной деятельности за исполнением законов. Так, осуществляя функцию охраны правопорядка, государство путем принятия законов определяет перечень правонарушений (преступлений, проступков и т.п.), устанавливает за них меры юридической ответственности, учреждает систему правоохранительных органов (суды, полиция, надзорные и контрольные органы), определяет их компетенцию (полномочия), устанавливает порядок рассмотрения различных дел в судах и иных органах (процессуальное законодательство, порядок исполнения приговоров и решений судов и т.д.).

Осуществляя экономическую функцию, государство путем законов закрепляет основные формы собственности, порядок ее перехода от субъекта к субъекту, определяет круг хозяйствующих субъектов, их правоспособность, регламентирует предпринимательскую деятельность (осуществляет регистрацию юридических лиц, лицензирует некоторые виды предпринимательской деятельности), осуществляет в той или иной мере контроль за тарифами и ценами естественных (железные дороги, электроэнергетика и др.) и других монополий. Государство регулирует отношения между работодателями и работниками с помощью трудового законодательства, государственные органы, и прежде всего суды, разрешают споры в сфере предпринимательства, защищая законные права и интересы хозяйствующих субъектов.

Библиография

    Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета", N 237, 25.12.1993.

    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

    Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М: МЮИ МВД РФ, 1996. Гл. 19. С. 193-195.

    Иванов А.А. Справочник по теории государства и права. Основные категории и понятия. - М.: АСТ, 2007. - 510 с.

    Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М.: Норма, 2004. - 496 с.

    Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: "Проспект", 2005. - 637 с.

    Проблемы теории государства и права / под ред. М.Н. Марченко, ред. - М.: "Юристъ", 2005. - 655 с.

    Протасов В.Н. Теория государства и права. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 218 с.

    Теория государства и права: Курс лекций / Отв. ред. Н. И. Матузов, А. В. Малько. - М.: "Юристъ", 2007. - 767 с.

    Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник - 3 изд. - М.: Омега-Л, Интерстиль, 2008. - 384 с.