Упрощенная форма регистрации недвижимости действует до. Упрощенная регистрация объектов недвижимости. Упрощенный порядок регистрации. Стало ли проще

Информация Росреестра от 09.02.2018 "1 марта 2018 года заканчивается "дачная амнистия" для индивидуальных жилых домов"

В связи с этим Росреестр рекомендует правообладателям земельных участков для индивидуального жилищного строительства или расположенных в населенных пунктах для ведения личного подсобного хозяйства, на которых построены жилые дома, до 1 марта 2018 года обратиться с заявлением о регистрации на них права собственности.

Для проведения этой процедуры необходима оплата государственной пошлины, наличие разрешения на строительство, правоустанавливающих документов на земельный участок и подготовленного кадастровым инженером технического плана жилого дома. В случае если ранее права на земельный участок были зарегистрированы, то предоставлять правоустанавливающие документы на него не требуется.

Росреестр обращает внимание, что изготовить технический план жилого дома вправе только кадастровый инженер, который должен заключить с собственником дома договор подряда на выполнение кадастровых работ. Таким договором может быть установлена возможность оплаты работы только после проведения кадастрового учета и регистрации прав на жилой дом.

Заявления и документы на регистрацию прав можно подать в Росреестр при личном обращении в многофункциональные центры "Мои документы", в электронном виде с помощью специальных сервисов на сайте Росреестра (в том числе в "Личном кабинете правообладателя") или направить по почте.

Следует иметь в виду, что заявления, представленные в Росреестр до 1 марта 2018 года, будут рассматриваться по правилам, действовавшим до указанной даты. После 1 марта 2018 года для регистрации права собственности на жилой дом потребуется ввод жилого дома в эксплуатацию. Для этого необходимо обратиться в орган местного самоуправления по месту нахождения такого объекта.

Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 13.02.2018

Государственная регистрация прав на отдельные объекты недвижимого имущества в упрощенном порядке

Дачная амнистия: как оформить недвижимость в упрощенном порядке

С понятием «дачная амнистия» связано много путаницы. На деле–это возможность оформить в собственность некоторые объекты недвижимости в особом порядке. Разберемся, в чем он заключается, какие документы нужно иметь, и почему лучше зарегистрировать свои права на земельный участок и построенный дом как можно быстрее.

И так, кому облегчает жизнь дачная амнистия, что это такое с юридической точки зрения и что подразумевает срок ее «продления» до 2018 года? Судя по отзывам, не всем понятно, в чем ее суть и какие преимущества она предоставляет.

Прежде всего, не нужно путать ее с бесплатной приватизацией, это совершенно другая тема. Дачная амнистия – для тех, кто уже по факту владеет участком земли, приобретенным до 30 октября 2001 года (принятие Земельного кодекса), и может подтвердить это документами.

В чем суть?

По действующему законодательству, любая недвижимость подлежит государственному учету: земельные участки, жилые помещения, гаражи, бани, хозяйственные постройки. Сведения о них должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) и в государственный реестр регистрации прав на недвижимость (ЕГРП). Эти действия осуществляют органы Росреестра: кадастровая и регистрационная палаты. Данные кадастра и реестра являются открытыми. Любой заинтересованный пользователь, например потенциальный покупатель, может запросить выписку из них, чтобы убедиться в добросовестности продавца.

Согласно закону нельзя оформить право собственности на недвижимость, если сведения о ней отсутствуют в ГКН. Их наличие подтверждает кадастровый паспорт. Поставить объект на кадастровый учет можно только на основании технических документов:

  • для земельного участка – это межевой план;
  • для построенного дома– технический план.

Их получение – относительно длительная и дорогостоящая процедура. Суть «дачной амнистии» сводится к тому, что получить свидетельство на землю можно без межевания.Для построенных объектов – условия разные, об этом читайте ниже. Подробнее в теме также поможет разобраться предлагаемый видеоролик.

Какие объекты подпадают под «дачную амнистию»

Земельные наделы, которые получали наши граждане до 2001 года, условно делятся на две основные категории:

  • предоставленные под садоводство, огородничество, дачное хозяйство;
  • выделенные для ИЖС (строительство частного дома) или для ведения подсобного (приусадебного) хозяйства.

Именно такие участки,и построенные на них объекты, можно зарегистрировать в рамках «амнистии».В советское время они предоставлялись на праве пожизненного наследуемого владения либо постоянного бессрочного пользования.Сначала 90-х годов, при выделении земли, уже выдавали свидетельство о собственности. Это так называемые, документы старого образца, они вполне законны. Но сведений о таких собственниках в ЕГРП – нет. При необходимости подарить завещать, продать имущество – потребуется зарегистрировать переход права, а для этого оно быть зафиксировано в государственном реестре.

Требующиеся документы и порядок оформления

Каждый недвижимый объект оформляется отдельно. Начинать следует с получения свидетельства на землю, поскольку без него невозможно зарегистрировать дом.

Регистрация земельного участка

Нужно обратиться в отделение Росреестра с заявлением (заполняется там же), приложив к нему любые имеющиеся документы, это может быть:

  • свидетельство о собственности старого образца;
  • решение исполкома или другого органа о выделении участка;
  • выписка из похозяйственной книги местных органов власти.

Если из документов не видно, на каком праве была предоставлена земля, то считается, что она была в собственности. Выписка выдается из архива соответствующего государственного или муниципального образования по месту нахождения земли.

Если вы имеете в собственности подаренный или полученный по наследству дом, и хотите получить свидетельство на землю под ним, то нужно дополнительно приложить:

  1. договор дарения, купли-продажи, наследственные документы;
  2. один из вышеперечисленных документов о праве предыдущего владельца.

Если прежний хозяин земельного участка зарегистрировал свою собственность, то п.2 – выполнять не требуется.

Узнать об этом можно, запросив выписку из ЕГРП.

Земля будет поставлена на кадастровый учет одновременно с регистрацией права собственности, а сведения будут внесены на основании имеющихся документов. Когда межевого плана нет, ставится пометка, что границы участка и его площадь точно не определены. Если в первичных документах отсутствуют сведения о характерных индивидуальных признаках объекта – в постановке на кадастровый учет и регистрации будет отказано.

Регистрации домов, других построек

Для регистрации полностью построенного дома нужно представить документы, подтверждающие факт его создания с описанием основных характеристик (ст.25.3, № 122-ФЗ) и свидетельство на земельный участок.

Собирая документы для дачной амнистии обратите внимание на категорию и разрешенное использование земли. От этого зависит порядок последующих действий.

  1. Если земля относится к сельскохозяйственной, выделялась под садоводство, ведение дачного, подсобного хозяйства – то заявитель просто заполняет бланк декларации, в которой описывает строение.Этого достаточно, чтобы дом одновременно внесли в кадастр и зарегистрировали право собственности (письмо Росреестра от 10.04.2015 г).Аналогичный порядок действует в отношении нежилых объектов на землях иного назначения. Их объединяет то, что для строительства не требуется разрешение.
  2. Возведение жилого дома на участке, выделенном под ИЖС и ЛПХ в пределах населенного пункта, можно подтвердить только документом: разрешением на ввод дома в эксплуатацию, а его можно получить, если строительство было разрешено.

Акт ввода в эксплуатацию не требуется представлять до 1 марта 2018 года. Следовательно, для регистрации права на построенный жилой объект не обязательно иметь и разрешение на строительство.

Но кадастровый паспорт получить придется. И дело не столько в нем – регистрационная палата может и сама сведения запросить, важно поставить строение на учет. Во-первых, это единственный документ, которым вы можете подтвердить факт существования дома. Во-вторых, если сведения о нем отсутствуют в кадастре – последует отказ (ссылка на ст.20, п. 1.2, закона № 122-ФЗ), потому что не допускается регистрация права на неучтенный объект.

Что касается технического паспорта (составлялся в БТИ до 2013 года, сейчас составляется технический план) – это промежуточный документ, и требуется он не всегда. Из схемы видно, что для составления технического плана могут использоваться и другие основания.

Регистрация недостроенных объектов

Приобрести право собственности на недостроенный дом можно только при наличии разрешения на строительство (п.5, ст.25.3, №122-ФЗ),что создает много проблем собственникам таких объектов.

Поскольку сроки продлены, то проблема снята. Если разрешение имеется, то незавершенный объект все равно придется поставить на кадастровый учет, для чего потребуется технический план.

Резюме

Дачная амнистия не освобождает от необходимости ставить недвижимость на кадастровый учет. Если в ГКЗ имеются сведения, а проверить это можно, запросив кадастровую выписку или паспорт, то регистрация упрощается. Сведения о большинстве земельных участков были переданы в информационный банк из БТИ, а строительные объекты ставят на учет сами владельцы.

Свидетельство о праве собственности не спасает от обвинения в “самозахвате” земли – при отсутствии межевого плана, а дом – от признания самовольной постройкой, если были нарушены земельные или градостроительные нормы. Но при его наличии все возникающие проблемы решаются только через суд.

Вопросы и ответы по материалу

  • 11.12.2016, Дмитрий: Перевод из недостроя в жилой дом
  • 04.11.2016, Людмила: Категория дома, если проживаем только в летний период
  • 26.06.2016, Валерий: Оформить дополнительные сотки по дачной амнистии
  • 02.04.2016, Галина: Земельный участок в собственность
  • 11.02.2016, Ира: Пристройка к дому по упрощенному режиму
  • 18.01.2016, Юлия Водянова: Можно ли поставить объект на учет построенный на земельном участке 222 кв. м. по дачной амнистии
  • 18.01.2016, Светлана: Оформление дома
  • 30.11.2015, Ирина: Старый дом и новый на одном участке без сноса

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.06.2006 N 93-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСУ ОФОРМЛЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ
ПОРЯДКЕ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОТДЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА"

Принятие Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ (далее — Закон N 93-ФЗ) вызвано необходимостью упростить процедуру государственной регистрации сделок с принадлежащими гражданам объектами недвижимости, правоустанавливающие документы на значительную часть которых отсутствуют либо не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этих целях Закон вносит изменения в Земельный, Гражданский и Налоговый кодексы, Федеральные законы "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и некоторые другие законодательные акты.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2006 года, за исключением норм, устанавливающих размер пошлины за регистрацию некоторых сделок с объектами недвижимости, которые вступают в силу с 1 января 2007 года.

Особенности оформления прав граждан на принадлежащие им земельные участки

Закон N 93-ФЗ регулирует правоотношения, связанные с определением и оформлением статуса земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с Федеральными законами "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее — Закон о госрегистрации прав) и "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" правоустанавливающие документы на принадлежащие гражданам указанные земельные участки, так же, как и на другие объекты недвижимости, выданные до вступления в силу Закона о госрегистрации прав и Земельного кодекса РФ, считаются действительными, однако для совершения сделок с такими объектами недвижимости права на эти объекты необходимо зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по правилам Закона о госрегистрации прав.

Закон N 93-ФЗ установил, что гражданин может зарегистрировать право собственности на принадлежащий ему земельный участок, в т.ч. предоставленный ему ранее на праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного (постоянного) пользования, либо на праве, вид которого по имеющимся документам невозможно определить, причем принятия специального решения органа власти о предоставлении участка в собственность, в отличие от ранее действовавшего порядка, не требуется.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок является какой-либо из следующих документов:

акт о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства; форма выписки должна быть установлена Росрегистрацией);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на данный земельный участок.

Обязательным приложением к таким документам является кадастровый план соответствующего земельного участка, причем государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок осуществляется также в случае, если сведения о его площади, содержащиеся в предоставленном гражданином документе, не соответствуют данным кадастрового плана этого участка.

Гражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность выделенный ему земельный участок, входящий в состав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Закон N 93-ФЗ отделил предоставление такого земельного участка в собственность гражданина, осуществляемое по новым правилам только в индивидуальном порядке, от процедуры предоставления в собственность указанным некоммерческим объединениям земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования объединения. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления земельных участков, обязаны принять решение о предоставлении таких участков гражданину или, в упомянутых случаях, некоммерческому объединению в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов (ранее — в месячный срок).

Важным элементом порядка оформления прав граждан на земельные участки являются землеустроительные процедуры, предшествующие государственной регистрации прав на земельный участок, в т.ч. кадастровый учет земельного участка и предоставление правообладателю земельного участка кадастрового плана участка.

Закон N 93-ФЗ установил, что в случае несоответствия сведений о площади земельного участка, содержащихся в правоустанавливающем документе, представленном для государственного кадастрового учета участка, сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, кадастровый учет такого участка проводится на основании сведений, содержащихся в документах о межевании; проведение кадастрового учета в таких случаях не приостанавливается, в отличие от иных случаев противоречивости содержащихся в документах сведений. В то же время, если содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка превышает указанную в правоустанавливающем документе более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ или органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования, в проведении государственного кадастрового учета должно быть отказано.

В случае, если сведения государственного земельного кадастра о местоположении (об адресе), площади или местоположении границ определенного земельного участка нуждаются в уточнении, или отсутствуют сведения о его разрешенном использовании или принадлежности к категории земель, правообладателю кадастровый план выдается.

Одновременно ему выдается справка о составе документов, которые необходимо подать в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для уточнения указанных сведений. Последующее уточнение осуществляется в порядке, установленном для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.

Особенности оформления прав граждан на иное принадлежащее им недвижимое имущество

Закон N 93-ФЗ регламентировал порядок государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимости.

К таким объектам относятся:

объект недвижимого имущества, для строительства или реконструкции которого не требуется выдачи разрешения на строительство (в соответствии с Градостроительным кодексом РФ выдачи разрешения на строительство не требуется, в частности, в случаях строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства или дачного хозяйства, строительства киосков, навесов, строений и сооружений вспомогательного характера; Закон N 93-ФЗ распространил эти нормы Градостроительного кодекса на объекты, построенные, реконструированные или измененные до введения Кодекса в действие);

объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства;

объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).

Основаниями для государственной регистрации права собственности на эти объекты являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект. Предоставления документа на земельный участок не требуется, если право заявителя на этот участок ранее зарегистрировано в порядке, установленном Законом о госрегистрации прав.

Упрощенный порядок регистрации недвижимости 2017

Кроме того, требуется представить также кадастровый план участка, за исключением целого ряда установленных Законом N 93-ФЗ случаев (например, представления кадастрового плана не требуется в случае, если земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ этого участка).

Необходимо отметить, что до внесения в Закон о госрегистрации прав излагаемых изменений представление кадастрового плана земельного участка было обязательным в любом случае, кроме случаев, когда он уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

В декларацию включаются сведения об адресе или местоположении объекта, его виде, назначении, площади, количестве этажей, материалах наружных стен и некоторые другие сведения.

Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или — в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, — разрешение на строительство.

До 1 января 2010 года технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.

Соответствующее уточнение Закон N 93-ФЗ внес в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", установив, что до 1 января 2010 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта.

Формы декларации об объекте недвижимого имущества и технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства должны быть утверждены Минэкономразвития РФ.

Закон N 93-ФЗ внес изменение в Гражданский кодекс РФ, установив возможность признания права на самовольные постройки, к которым, в частности, относятся индивидуальные жилые дома, построенные или реконструированные без проверки на соответствие градостроительным и строительным нормам, не только в судебном, но и в административном порядке.

Помощь гражданам в оформлении прав на объекты недвижимого имущества

Закон N 93-ФЗ установил, что в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на объекты недвижимого имущества органы местного самоуправления на основании заявлений граждан или их доверенностей могут оказывать им содействие в подготовке необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, технического учета (инвентаризации) созданных на этих земельных участках объектов недвижимого имущества и государственной регистрации прав на них.

В этих целях органы местного самоуправления организуют прием заявлений или доверенностей граждан на совершение необходимых действий и подготовку необходимых документов, выступают заказчиками работ по проведению территориального землеустройства земельных участков и технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, проводят разъяснительную работу по порядку оформления документов, а также подают в интересах граждан заявки о проведении государственного кадастрового учета земельных участков и заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, получают документы о проведении кадастрового учета и свидетельства о государственной регистрации, и передают их гражданам.

Аналогичное право предоставлено и нотариусам. Нотариус вправе представлять заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в орган госрегистрации в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки, а также вправе получать свидетельства о государственной регистрации прав для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась регистрация.

Финансирование мероприятий по оформлению прав граждан на объекты недвижимого имущества

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки вправе осуществлять организацию и финансирование мероприятий по проведению территориального землеустройства таких земельных участков.

Субъекты РФ могут устанавливать на период до 1 января 2010 года предельные цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) работ по проведению территориального землеустройства в отношении принадлежащих гражданам земельных участков.

Налоговый кодекс РФ дополнен подпунктом, устанавливающим размер государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельные участки, о которых идет речь в Законе N 93-ФЗ (т.е. земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства), либо на создаваемые или созданные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества — этот размер составляет 100 рублей. Упомянутая новая норма Налогового кодекса РФ вступает в силу с 1 января 2007 года; в настоящее время за совершение указанных действий физические лица должны уплачивать пошлину в размере 500 рублей.

Приватизация жилищного фонда

Кроме вышеизложенного, Закон N 93-ФЗ перенес с 1 января 2007 года на 1 марта 2010 года срок, с наступлением которого признаются утратившими силу действующие нормы ряда законодательных актов, в т.ч. Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", и таким образом продлил срок приватизации гражданами жилых помещений, а также действие законодательной нормы, допускающей "расприватизацию", т.е. возможность передачи гражданами принадлежащих им на праве собственности жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, и заключения договора социального найма этих помещений.

Кроме этого признана утратившей силу законодательная норма, устанавливавшая обязанность преобразования в срок до 1 января 2007 года жилищных и жилищно-строительных кооперативов, в которых все их члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные этими кооперативами жилые помещения, в товарищества собственников жилья, или ликвидации этих кооперативов.

КонсультантПлюс

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (далее по тексту — ГрК РФ) разрешение на строительство (реконструкцию) представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Согласно ч. 1 ст. 55 ГрК РФ, п.

Упрощенный порядок регистрации жилого дома

2.1. Постановления администрации города Оренбурга от 16 марта 2012 года № 491-п «Об утверждении Положений о выдаче разрешения на строительство и о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» (далее по тексту — Постановление № 491-п) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

По смыслу ч.

2 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (на территории города Оренбурга выдается департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (ДГиЗО).

Согласно ч. 10 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

В соответствии с действующим законодательством, после строительства (реконструкции) индивидуального жилого дома его необходимо ввести в эксплуатацию (получить разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию) и поставить на государственный кадастровый учет.

28 февраля 2015 года был принят Федеральный закон от № 20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 20-ФЗ).

Согласно статьям 1-2 Закона № 20-ФЗ в пункте 4 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и части 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» слова «1 марта 2015 года» заменены словами «1 марта 2018 года».

В настоящее время (вплоть до 01.03.2018г.) в рамках «дачной амнистии» застройщик может производить застройку (реконструкцию) в пределах земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, даже при отсутствии разрешения на строительство (ввод объекта в эксплуатацию).

В дальнейшем, для того, что бы зарегистрировать право собственности на объект индивидуального жилищного строительства достаточно предоставить документ, подтверждающий факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащий его описание (например, технический план, кадастровый паспорт), и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Для подготовки технического плана необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

Таким образом, в настоящее время (вплоть до 1 марта 2018 года) собственник земельного участка может в упрощенном порядке оформить реконструированный индивидуальный жилой дом без получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Оформление жилого дома в собственность по упрощенной схеме

Действующий до 1 марта 2018 года упрощенный порядок регистрации возведенных гражданами индивидуальных жилых домов заключается в следующем.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также предоставление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

В соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:

— документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

— правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

При этом до 1 марта 2018 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта на указанном земельном участке и содержащим его описание.

Таким образом, для государственной регистрации возведенного гражданами индивидуального жилого дома необходимо обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Абинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ул. Интернациональная, 56а, т. 4-12-35) и предоставить вышеуказанные документы.

Администрация Абинского городского поселения рекомендует гражданам воспользоваться данной возможностью и до 1 марта 2018 года зарегистрировать возведенные индивидуальные жилые дома в упрощенном порядке.

А. Сапрунов, начальник отдела градостроительства администрации Абинского городского поселения

Амнистия дачная - это термин, который определяет упрощенную систему оформления в собственность имущества, которым гражданин уже фактически пользуется. Процедура регулируется Федеральными законами №47 (от 28.02.15) и №93 (от 30.06.06).

Ссылки на все законы с изменениями:

Первоначально предполагалось, что он будет действовать только 5 лет, но конечная дата регистрации уже трижды переносилась. По данным Росреестра, с 2009 года амнистия дачных участков помогла 10,5 млн. граждан , что подтверждает востребованность программы.

Согласно закону, облегченное оформление распространяется на:

  • Земельные участки.
  • Построенные на них капитальные и хозяйственные постройки.

Дачная амнистия после 1 марта 2018

Закон с 2006 года неоднократно менялся. Внесенные правки требуют:

  • Одновременно с регистрацией ставить участок или постройку на кадастровый учет .
  • С 1 января 2017 года оформление документов ведется на основе технического плана - документа, сделанного кадастровым инженером.
  • Дополнительно нужны документы на владение землей и разрешение на строительство . До 2017 года здания регистрировали на основе одной декларации.

Дачная амнистия продлена до 2020 года

2 февраля 2018 года Госдума РФ в 3 чтении приняла проект о внесении изменений в 93 ФЗ о дачной амнистии. В силу они вступают с 28 февраля 2018 года. Продление дачной амнистии поддержал и президент РФ, программа действительна до 1 марта 2020 года. Легализовать права на недвижимость можно с минимумом документов. На временные постройки и сооружения, которые для постоянного проживания не подходят, разрешение на строительство оформлять не нужно.

После окончании программы для регистрации недвижимости процедура существенно усложнится . Кадастровым учетом же будет заниматься регистрационная палата.

За и против регистрации

Аргументы «За»:

  • Процедура регистрации максимально упрощена: нет необходимости проводить дополнительные экспертизы. Достаточно собранного пакета документов и инициативы собственника. За оформление документов платится только фиксированная пошлина - 350 руб.
  • От земельного налога собственник в любом случае не освобождается. Проще зарегистрировать имущество и спать спокойно.
  • Возможность свободно распоряжаться своим имуществом.

Аргументы «Против»:

  • Уклонение от налогов - это мнимая экономия. Если объект выявят - придется платить штраф, а то и двойной земельный налог.
  • С незарегистрированными объектами нельзя совершать никаких сделок: подарить, продать, оформить страховку. Возникнут трудности и при вступлении в наследство.
  • После 2020 года усложнится процедура легализации «самостроев» на участках.

Как оформить дом по дачной амнистии

Для оформления собственности можно отправить документы онлайн, зарегистрировавшись на сайте Росреестра . Удобно взаимодействовать и с МФЦ - многофункциональными центрами, куда документы можно принести лично.

Найдите ближайший Многофункциональный центр на карте:

Или можно отправить почтой письмо, приложив список бумаг и заказав уведомление. Оформление по дачной амнистии много времени не займет. Свидетельство будет направлено в архив Росреестра, а собственнику на руки выдается упрощенная выписка.

Проверить, состоит ли объект на кадастровом учете , можно на сайте Росреестра в разделе «Справочная информация» , введя адрес объекта. Если информации нет - придется собирать документы, чтобы поставить на учет.

Документы для дачной амнистии

Юридическая процедура проводится органами Росреестра.

Необходимый пакет документов:

  • Заявление.
  • Кадастровые сведения о наделе и постройках.
  • Правоустанавливающие документы (документ о пожизненном пользовании, наследовании, договор купли-продажи, решение местного совета и прочие).
  • Чек, подтверждающий оплату госпошлины (350 руб).
  • Паспорт, ИНН.

Примеры всех этих документов мы приводим ниже.

Бланк заявления на дачную амнистию: Декларация об объекте недвижимого имущества

Образец заполнения декларации:

Кадастровый паспорт земельного участка (как выглядит документ, пример)

Свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок (как выглядит документ, пример)

Реквизиты ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА РОСРЕЕСТРА для уплаты государственной пошлины

ИНН 7706560536 / КПП 770901001;

Межрегиональное операционное УФК (Росреестр);

Наименование банка: Операционный департамент Банка России г. Москва 701;

БИК 044501002;

сч. № 40101810500000001901;

ОКТМО 45381000;

КБК 321 1 08 07020 01 1000 110

Перед оплатой госпошлины сверяйте данные на сайте Росреестра

Важно! С января 2017 года владелец земельного надела должен предоставить технический план. Это компетенция кадастровых инженеров. У специалиста должно быть разрешение СРО на составление технического плана - проверить эту информацию можно на сайте Росреестра.

Порядок оформление дома в СНТ

Оформить дом в садоводстве, если он принадлежит товариществу или кооперативу, проще в органах местного самоуправления. Как оформить садовый домик по дачной амнистии:

  1. Получить разрешение на строительство. Сначала проводится топографическая съемка и подается заявка на оформление градостроительного плана земельного надела - процедура займет до 30 дней. Если все в порядке, выполняется СПОЗУ (схема земельного участка) - ее нужно подать в МФЦ и написать заявление на выдачу разрешения.
  2. Второй этап - подготовка технического плана. Это делает кадастровый инженер в БТИ или частной фирме - не принципиально. Главное, чтобы у специалиста было разрешение СРО на этот вид деятельности.
  3. Собрать правоустанавливающие документы на участок.
  4. Заполнить заявление о регистрации и постановке на кадастровый учет. Документы подаются в МФЦ (лично или по почте). Ждать 10-12 рабочих дней.
  5. Приложить чек об уплате госпошлины (350 руб).

В среднем оформление занимает 2-3 месяца.

Как оформить участок по дачной амнистии

Как оформить землю по дачной амнистии:

  1. Собрать пакет документов: кадастровые сведения об участке, правоустанавливающие документы на землю, оплатить госпошлину.
  2. Кадастровые справки не требуются если: надел уже зарегистрирован, участок выделен товариществом и прилагается справка из правления организации (с указанием целевого назначения земли).
  3. Предоставить документы в МФЦ, написать заявление на регистрацию.
  4. Оформление займет 10-15 дней. За этот период специалисты должны проверить достоверность информации, внести данные в базу данных, выявить возможных собственников.

Оформить участок в первый раз можно бесплатно. Потом регистрация будет происходить на платной основе.

Иногда собственники получают отказ , наиболее распространенные причины следующие:

  • Ложная информация о границах участка.
  • Неправильно указанный размер участка.
  • Изменившееся назначение земельного надела.

Большинство споров решается переоформлением документов. Необходимо посетить муниципалитет и сделать выписку из хозяйственной книги. Если в ней нет данных о наделе, собственность зарегистрирована не будет. Придется покупать свою же землю.

Как оформить баню

Оформить баню по амнистии можно, если сооружение капитальное. Если у здания есть фундамент, его будет сложно перевезти, лучше зарегистрировать. При расширении или перестройке сооружения изменения нужно вносить и в документы - чтобы не возникало вопросов по законности объекта. Сараи и бани без фундамента регистрировать не обязательно. По закону владелец участка имеет полное право соорудить временные постройки. Если вы решили оформить баню, нужно:

  1. Оформить у кадастрового инженера технический план.
  2. Обратиться в МФЦ.
  3. Оплатить госпошлину, заполнить форму заявления на регистрацию.
  4. Взять с собой паспорт.
  5. Оформление займет 10 рабочих дней.

Что будет, если дом не оформить в собственность?

Процедура регистрации после окончания амнистии будет сложнее и дороже. Придется получать разрешение на ввод здания в эксплуатацию. Для этого формируется комиссия специалистов. Документ будет выдан только в случае соблюдения всех норм строительства объекта. Затем - посещение регистрационной палаты для постановки на кадастровый учет. И только потом оформление технического плана и посещение МФЦ. Минимум на 2 месяца дольше и явно затратнее!

Важно! Без оформления недвижимости человек не сможет распоряжаться своей же собственностью: обменять, продать или передать в наследство.

Третье продление закона обещает быть последним , поэтому лицам, которые не успели воспользоваться дачной амнистией, стоит поторопиться.

Решением депутатов Госдумы «дачная амнистия» продлена до 2020 года – документ, позволяющий приватизировать жилые дома по упрощенной схеме, принят 22 февраля 2018 года. Данный вопрос законодателям пришлось рассмотреть в спешном порядке: до завершения льготного периода регистрации загородных домов и дач оставалось менее недели.

Расскажем подробнее, какие поправки содержит новый закон и кого затронет «дачная амнистия» после 1 марта 2018 года.

Последние новости

Законопроект, продлевающий льготный период, депутаты рассмотрели в сжатые сроки: процесс регистрации в нижней палате состоялся 16 февраля, спустя четыре дня документ был принят в первом чтении, а спустя еще два дня – в третьем.

Авторы инициативы пояснили, что для оформления прав собственности в общем порядке требуется разрешительная документация на ввод объекта. В ряде случаев получить ее затруднительно либо попросту невозможно. Следовательно, такие дома будут признаны самовольной постройкой, а их хозяевам придется отстаивать свое право в суде.

«Дачная амнистия» – что это такое?

Это словосочетание вошло в повседневный обиход в 2006 году, когда власти разрешили хозяевам незарегистрированных в Росреестре участков и строений с минимальными временными и денежными затратами узаконить имущество. Необходимость запуска программы возникла из-за большого числа не состоящих на учете объектов недвижимости, право на владение которыми предоставлялось по ранее действовавшим правилам.

Федеральный закон №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» от 30.06.2006, более известный как закон о «дачной амнистии», заработал с 1 сентября 2006 года.

Документ предусматривает облегченный вариант оформления:

  • участков под дачи, для садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства;
  • возведенных на них строений и индивидуальных жилых домов.

Только за первые 8 лет, по данным Росреестра, по упрощенной системе зарегистрировано более 10,5 млн прав, из них 3,5 млн – на дома. Статистика за последующие годы, хоть и менее впечатляющая, показала: в целом программа востребована. Поэтому к окончанию ее действия закономерно назрел вопрос: будет ли продлена «дачная амнистия» после 1 марта 2018 года?

Осенью 2017 года в Госдуму поступил правительственный законопроект (зарегистрирован под номером 302153-7), предполагающий облегченный процесс приватизации загородных домов. В частности, документ предлагает освободить граждан от необходимости получать разрешение на возведение и ввод домов. Достаточно будет сообщить местным властям о завершении строительства. Депутаты одобрили документ в первом чтении 21 декабря 2017 года, однако на второе и окончательное к требуемому сроку он не вышел.

Как менялся закон?

Закон о «дачной амнистии» неоднократно изменялся и дополнялся: часть статей (изначально их было 13) уже утратила силу, поменялись и первоначально утвержденные правила. Так, вступивший в силу с 1 января 2017 года Федеральный закон №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 требует:

  • одновременно с госрегистрацией ставить объект на кадастровый учет;
  • оформлять жилые дома на основании технического плана (для его составления обязательно разрешение на строительство) и правоустанавливающего документа, если право на землю не зафиксировано в ЕГРН.

Осложнена процедура регистрации дач и садовых домиков – в список обязательных документов включен подготовленный кадастровым инженером технический план. Составляется он, опираясь на сведения в декларации, внесенные хозяином имущества. Разрешительной документации на строительство не требуется. До 2017 года регистрация таких строений производилась по одной декларации.

Максимальные цены на кадастровые работы

Законодательство разрешает субъектам определять предельные цены на кадастровые работы, но только относительно земельных участков. Законом Московской области №156/2015-ОЗ от 08.10.2015, максимальная цена за кадастровые работы в регионе составляет 450 рублей за 100 кв. м, но не выше 7 000 рублей.

Власти Ленинградской области еще в 2007 году утвердили методику расчета максимальной цены на землеустроительные работы. Факторы, влияющие на ее величину, перечислены в постановлении областного правительства №197 от 03.08.2007:

  • базовая цена на работы (устанавливается на участок в 5 соток, стоимость зависит от количества смежных участков, на которых проводятся измерения);
  • районный коэффициент (чем ближе к Санкт-Петербургу, тем выше);
  • коэффициент-дефлятор на календарный год.

В среднем работы занимают от семи дней.


Возникновение права собственности или иного вещного права на созданный объект недвижимости является первоначальным способом приобретения права. В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности на новую вещь, созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 ГК РФ).

Федеральный закон от 30.06.2006г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объектынедвижимого имущества» получил широкую известность как Закон «О дачной амнистии». Хотя термин «Дачная амнистия» не совсем верно отражает смысл данного закона. Во-первых, положения данного закона применяются не только к дачным участкам и садовым домикам, сфера его действия намного шире. Во-вторых, амнистия применяется там, где существуют правонарушения, а данный закон регулирует права садоводов, владельцев жилых домов и гаражей, получивших свои земельные участки на законных основаниях, в соответствии с нормами действовавшего на тот момент законодательства, но в связи с рядом объективных обстоятельств, в том числе и в связи с изменением законодательства, не смогли оформить свои земельные участки и строения на них в собственность.

Законом установлен упрощенный порядок проведения государственной регистрации прав граждан на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества. Так, например, для некоторых объектов недвижимости Закон о дачной амнистии исключил необходимость получения застройщиком разрешений на строительство . К таким объектам относятся гаражи, дачные и садовые домики, хозяйственные постройки и т.п. Согласно пункту 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство перестала быть обязательной в случаях:

Строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

Строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

Строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

Изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, установленных градостроительным регламентом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25.3 Закона о регистрации документом, подтверждающим факт создание объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства такого объекта недвижимого имущества не требуется, в соответствии с пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса, выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта, является декларация о таком объекте недвижимого имущества. Форма декларации утверждена приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 03 ноября 2009г. №447 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества».

Кроме того, существует упрощенный порядок регистрации объектов индивидуального жилищного строительства. По общему правилу основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, являются:

Документы подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

Правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

До 1 марта 2018 года правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства (пункт 4 статьи 25.3 Закона о регистрации).

Таким образом, упрощенный порядок регистрации можно разделить на два случая:

Первый, в отношении созданных объектов недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества. В данном случае, заявителю необходимо заполнить в двух экземплярах декларацию об объекте недвижимого имущества и предоставить правоустанавливающий документ на земельный участок;

Второй, в отношении созданных объектов индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства. Кроме правоустанавливающего документа на земельный участок ничего предъявлять не нужно. Но такой объект, в отличии от дачных домиков и гаражей, должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости. Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру для изготовления технического плана объекта индивидуального жилищного строительства.

Государственная пошлина для физического лица за государственную регистрацию права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке предназначенном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, уплачивается в соответствии с пп. 24 п.1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 350 рублей.

Подать заявления о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации прав можно, обратившись в государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополь»

Основной смысл упрощенного порядка регистрации прав на недвижимое имущество заключается в систематизации и формировании необходимых инструментов для определённого влияния на рынок в данной сфере. А также охрана прав, закреплённых Конституцией РФ, которые распространяются на владельцев объектов недвижимости, в том числе, если речь идёт об оформления земельных участков в собственность. Поскольку область частного владения является частью таких гражданских взаимоотношений, которые напрямую влияют на гарантированные имущественные интересы, а также духовное развитие российского общества.

Например, не у всех владельцев, ранее ставших хозяевами земельных наделов и дачных построек имелись требуемые документы. Поэтому Федеральным Законом РФ, вступившим в силу в сентябре две тысячи шестого года, была проведена «дачная амнистия». Он сделал возможным упрощенный порядок оформления частной собственности. Проявившиеся изменения во всех основных законах, касающихся этой сферы, позволили значительно упростить и облегчить получение правоустанавливающих документов. Простая процедура предусматривает возможность и необходимость гарантировать соблюдение прав на недвижимость, а также обеспечить полноценные условия регистрации права собственности, защитив при этом владельцев от постоянно изменяющегося законодательства.

Основные назначения закона

Благодаря тщательно проработанным нормам теперь стало возможным оформить в упрощенном порядке:

  • осуществить приватизацию земли в организациях без коммерческой направленности (садовые товарищества и т.п.);
  • регистрировать права на личное (для частного проживания) строительство;
  • оформление права собственности на дом, участок земли;
  • возможность ускоренной замены старого образца правоустанавливающих документов на обновлённые.

Основные изменения пришли на такие области государственных служб, как:

  • кадастровые палаты, земельные комитеты (учёт, в который входит как самовольные постройки, так и земля);
  • налоговая служба (порядок оплаты государственной пошлины);
  • отделения Росреестра (включая взаимодействие с функциями, выполняемыми нотариусами);
  • муниципальные орган, городские и районные администрации (подготовка заключений и разрешений).

Если вопрос касается получения свидетельства нового образца на участок земли, то имеющими силу признаются формы бланков государственных служб, независимо, кем и когда они были выданы. Более того, считается достаточным, в случае, когда нет больше никаких документов, предъявление одной выписки из хозяйственной книги.

Важно! Вид предыдущего право обладания, будь то: наследуемое или бессрочное владение, в том числе, если нет возможности его точно установить, будет признаваться как участок, выданный на праве собственности. Происходит это на основании введенной презумпции права на землю.

Порадовала отмена обязательного межевания земельного участка, поскольку такое разграничение обходилось собственнику серьезными финансовыми затратами. Теперь, при условии отсутствия претензий между соседями, все операции (продажа, наследование, дарение и т.п.) с землёй можно проводить без процедуры межевания, исходя из фактически сложившихся границ. Следует отметить, что отсутствие споров между соседями освобождает собственника участка земли от обращения в судебные инстанции даже если за несколько десятилетий эти границы претерпели изменения.

Кроме этого, закон позволил не только оформить приватизацию земли по специальной (более лёгкой) процедуре в индивидуальном порядке, но и получить в дальнейшем такой участок в собственность. В том числе без определения четких границ, руководствуясь при этом фактически сложившимися со временем. Никаких крайних сроков, а также взимания платежей при проведении вышеуказанной процедуры (“переоформление права”) Законодателем не предусмотрено.

Порядок получения правоустанавливающих документов по унифицированной процедуре

Дачные постройки (ангары, бани, гаражи, помещения хозяйственного назначения), находящиеся на участке земли на данный момент регистрируются в декларативном порядке. Регистрация производится на основании заполненной декларации. Когда же речь идёт об оформлении права на жилой дом, – то после изготовления технического паспорта. Такие изменения способствуют легализации самовольно возведенного жилья, поскольку в таких случаях был исключён обязательный порядок получения соответствующего разрешения на строительство, а также проведение процедуры ввода объекта в эксплуатацию.

По унифицированной форме упрощенного порядка регистрации прав на недвижимое имущество, регистрацию объектов позволяется проводить “задним числом” до 1 марта 2019 года. Для оформления свидетельства на право собственности достаточно подать заявление и получить разрешение на строительство в местном муниципальном органе. Новое законодательство предусматривает создание единого реестра, в который заносятся все сведения об объектах недвижимого имущества, а также осуществляется контроль за собственниками.

Важно! Градостроительный Кодекс РФ, Жилищный Кодекс РФ, а также ряд Федеральных Законов РФ призваны регулировать порядок получения прав собственности, который предполагает сбор и подачу объёмного пакета документов. Таким образом, упрощенный порядок затрагивает конкретную категорию право обладателей, у которых право собственности возникло до принятия соответствующих законов, регламентирующих новую процедуру оформления.

Для регистрации дачной постройки необходимо подать правоустанавливающие документы на землю. Если сведения по земельному участку уже внесены в единый реестр, то производить такие действия не потребуется. Также, это касается гаражных построек, если соответствующей организацией, либо органом местного управления уже выдано специальное заключение о том, что данная постройка действительно не нарушает определённых для собственника границ.

Незначительные расхождения в границах самого участка земли с той информацией, которая внесена в единый реестр, не является основанием для отказа в регистрации дачной постройки, в том числе недостроенного сооружения.

Особенности и основные нюансы нового законодательства

По новым правилам не представляется возможным оформить любое строение, если участок земли официально предполагает назначение – “под огородничество”. Для изменения назначения земли необходимо подготовить довольно большой пакет документов, а также потратить немало времени. Кроме того, не все земельные участки разрешается переводить в другое целевое назначение, так что нюансов здесь возникает достаточно.

Также важным аспектом будет являться возможность зарегистрировать ” недострой”, поскольку такие постройки попадают под действия нового закона. Здесь возникает необходимость подготовки пакета документов и получения специального разрешения на строительство от местных органов самоуправления. При этом, если закончить строительство объекта, то указанное разрешение уже будет ненужным. Глобальная реконструкция здания, которое уже было зарегистрировано сюда не входит, потому как попадает под общие основания оформления.

В любом случае возведение капитальных строений предполагает соблюдение жилищных и градостроительных норм. Поэтому нужно всегда помнить, что наличие технического (кадастрового) паспорта, это прежде всего возможность избежать неприятных юридических последствий. Тем более, что судебные органы, в случае, если возникнет спор, будут относиться к декларации критически, поскольку данный документ заполняется заинтересованным лицом, а кадастровый паспорт нет.