Выдув из стекла. Мастерская стеклодува — делаем вазу своими руками. Инструменты, необходимые стеклодуву

Все обо всем. Том 3 Ликум Аркадий

Как выдувают стекло?

Как выдувают стекло?

Выдувание стекла - одно из древнейших умений. Но поскольку разработаны современные механизмы, им отдается предпочтение, а поскольку потребность в стекле возросла, ручное выдувание стекла становится редкостью. Когда стекло находится в расплавленном состоянии, оно может быть обработано различными способами. Оно может быть выдуто, спрессовано, разрисовано или прокатано.

В течение веков главный способ обработки стекла был выдувание. Стеклодув собирал шарик расплавленного стекла на конце трубочки и дул так же, как мы надуваем мыльные пузыри. Используя свои умения, он, выдувая, придавал стеклу форму и доводил его до нужной толщины. Он постоянно подогревал стекло, чтобы держать его в рабочем состоянии. Затем мастер заканчивал обработку специальными инструментами. Так было создано много видов стеклянных предметов. Стекло также может быть отлито в форму и таким образом приобрести свой вид. Достаточно удивительно, что оконное стекло, бывало, делали путем выдувания длинного цилиндра, который потом разрезали и прокатывали, чтобы получить стеклянные листы. Конечно, размер этих листов был ограничен силой легких стеклодува.

Сегодня подобный процесс получения стекла, который называется «ручная работа», все еще используется при производстве специальной научной аппаратуры или очень дорогих, великолепных произведений из стекла. Но потребность в стеклянной посуде, такой, как бутылки, стала настолько велика, что были приложены все усилия, чтобы создать стеклодувную машину, которая и была изобретена наконец в 1903 году. Машина использует вакуум, чтобы выдуть достаточное количество стекла для одной бутылки. Сначала формируется горлышко бутылки. Затем подается сжатый воздух, и выдувается вся бутылка полностью. После этого бутылка автоматически обжигается, закаляется, потом происходит ее медленное охлаждение, что делает ее прочной.

Такая машина способна произвести больше бутылок за час, чем 6 человек вручную за день! Позже была создана другая машина для автоматического выдувания лампочек, что позволило шире использовать электрический свет. Большинство всех бутылок, банок, кувшинов, стаканов и других стеклянных сосудов произведено машинным способом.

Из книги Мошенничество в России автора Романов Сергей Александрович

Стекло Существует несколько способов подделки настоящего барочного стекла. Чтобы получить легкую прибыль, некоторые художникирезчики барочного стекла наносят на штамповку не отличимые от оригинала рисунки. При этом сами антиквары могут снабдить таких резчиков

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭЛ) автора БСЭ

Из книги 100 знаменитых изобретений автора Пристинский Владислав Леонидович

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

Стекло Сейчас даже ребёнок знает, что солнечный луч, пропущенный сквозь увеличительное стекло, может вызвать воспламенение. Будучи мальчишкой, я тоже практиковал такое занятие, к ужасу своей бедной матери, собирая осколки стёкол и сухие листья. Тогда это делалось ради

Из книги Энциклопедия домоводства автора Поливалина Любовь Александровна

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Загородное строительство. Самые современные строительные и отделочные материалы автора Страшнов Виктор Григорьевич

Инструкция

Чтобы вручную выдуть какую-либо фигуру, нужно к концу трубки приставить заготовленную форму. В которую и необходимо вдувать стекло. Делать нужно это достаточно быстро, иначе стекло затвердеет, и ничего не получится. Поэтому многие при так называемом ручном выдувании пользуются агрегатами, которые постоянно поддерживают стекло в жидком состоянии, то есть нагревают его. Вообще именно такой способ выдувания используют, когда нужно получить тонкий материал, а не толстый. Потому что только человек может правильно отрегулировать силу выдоха так, чтобы изделие получилось тонким и идеально прозрачным.

Чтобы сделать фигурку из разных деталей, соединенных между собой, нужно выдуть все их по очереди. А затем, когда стекло уже слегка затвердеет спаять их между собой разогретой горелкой.

Если же вы хотите нанести узор на выдуваемое вами стекло, то нужно позаботиться о дополнительных инструментах. Это могут быть ножницы (обычные и ромбовидные), пинцет, щипцы и многое другое. При помощи ножниц вы можете нанести на стекло грани, вырезать определенный узор. Используя пинцет, можно перекрутить изделие так, чтобы оно стало оригинальным и необычным. Главное - успеть все это сделать, пока стекло еще расправленное и поддающееся переделкам. Теперь остается только раскрасить его, и оригинальные сувениры готовы.

Стеклодувное дело – это искусство создание изделий из стекла путем обработки расплавленной стекломассы. Стеклодувное дело зародилось на Ближнем Востоке около 300 г. до н. э. С тех пор изделия из выдувного стекла стали незаменимы как в повседневной жизни, так и для научных инноваций, а стеклодувное дело стало важной формой искусства. Существует два типа стеклодувного дела: лампворк и выдувание стекла с помощью полой трубки.

Шаги

Выдувание стекла с помощью трубки

    Наберите расплавленное стекло. Полой стальной трубой или стеклодувной трубкой наберите стекломассу из печи, в которой находится расплав стекла. Температура стекломассы в печи должна составлять от 1380 до 1435° Цельсия.

    • Простая, но точная аналогия – заворачивание яблока в карамель. Представьте, что стальной стержень – это яблоко, а печь – это банка карамели. Так же, как и в случае медленного вращения яблока в горячей карамели, стальной стержень в печи необходимо постоянно вращать для равномерного набора стекломассы.
  1. Отформуйте стекло. Как только стекломасса будет устойчиво держаться, перенесите ее на стальной катальный стол и начинайте формовать ее. Формовка стекла начинается с прокатки стекла на катальном столе. При этом важно получить симметричный цилиндр. Получив цилиндр, продолжайте вращать стеклодувную трубку, чтобы предотвратить стекание стекломассы.

    • Катальный стол отберет у расплавленной стекломассы много тепла, поскольку при раскатывании стекла по столу оба материала соприкасаются.
    • Если стенки стекломассы становятся слишком тонкими , охладите их, раскатав на катальном столе.
    • Если дно стекломассы стало слишком толстым , тогда снова поместите стекло через отверстие в печь для повторного нагрева стекла (предназначенную для того, чтобы поддерживать стекло в вязком состоянии), и сфокусируйтесь на нагреве дна стекломассы. Нагревая стекло, все время поворачивайте его.
  2. Сделайте заготовку. Подуйте в трубку и закройте ее большим пальцем. Тепло расширит попавший в трубку воздух и образуется пузырь. Эти первый набор и пузырь называются заготовкой.

    • Как только вы получите пузырек с равномерными стенками, вы снова можете воспользоваться катальным столом и набрать больше стекла. Помните, что нужно постоянно вращать стержень, перемещая его от катального стола к печи и печному отверстию.
  3. Еще раз наберите стекломассу. Соберите на каплю еще стекломассы. Необходимое количество наборов стекломассы зависит от желаемого размера изделия – чем больше изделие, тем больше их необходимо.

    • Если вы хотите добавить немного цвета, то сейчас – подходящий момент для того, чтобы нанести его на более холодный "постик" (цилиндрическую заготовку).
  4. Отформуйте пульку. Когда вы закончите набирать стекломассу, смочите газету и с ее помощью сформуйте вашу заготовку в пульку. Затем еще раз нагрейте ее в отверстии печи. Не забывайте все время вращать стержень!

    Определитесь с формой. Отформуйте изделие, прокатав его на катальном столе, в то время как помощник будет продувать воздух через трубку в стекломассу.

    • вниз по стеклу, раскатывайте стенки, а не дно. Если стороны будут холоднее, то при вдувании воздуха пузырь будет выталкивать дно.
    • Если вы хотите, чтобы пузырь двигался из стекла, то есть чтобы расширялись стенки, раскатывайте дно. Если дно будет холоднее, то при вдувании воздуха пузырь будет выталкивать стенки.
  5. Сделайте надрезы. Сформовав изделие, сделайте с помощью специальных щипцов линии надреза на горлышке. Диаметр горлышка должен быть равным или меньшим диаметру стеклодувной трубки. Продолжайте вращать трубку!

    Раскройте изделие и завершите его изготовление. Это требует переноса вашего изделия на другой стержень, который называется понтией. Это одна из самых сложных операций в стеклодувном деле. Однако знание небольшого профессионального секрета значительно облегчает ее. Найдите небольшой инструмент (лучший вариант – напильник) и окуните его в воду. Аккуратно прочертите линию вокруг горлышка. Это снизит прочность стекла и сделает его более хрупким. После этого его легко будет отделить от первой трубки.

    Выровняйте края. Нагрейте стекло в отверстии печи и выровняйте края щипцами.

    Охладите изделие. Закройте большим пальцем отверстие, через которое вы продували воздух, после чего аккуратно погрузите изделие в ведро с водой, все время удерживая палец на отверстии для дутья, чтобы не дать воде попасть в трубку и разрушить изделие.

    Отбейте изделие от трубки. С помощью деревянной доски с силой постучите по трубке – ваше изделие отпадет с ее конца.

    Произведите отжиг изделия. Аккуратно перенесите изделие в печь для отжига (печь, которая охлаждает стекло с контролируемой скоростью) и оставьте его охлаждаться на ночь.

    Лампворк

    1. Используйте метод лампворка для получения мелких изделий из стекла. Лампворк – это процесс обработки расплавленного стекла над небольшой горелкой. Лампворк используется для создания, например, бисера или других мелких изделий вроде пресс-папье. В этом разделе рассмотрено получение маленькой бусины с помощью лампворка.

      Включите горелку. Если у вас есть горелка с подачей кислорода и пропана, то можно использовать и ее.

      Нагрейте держатель в медленном пламени горелки. Попытайтесь достать держатель из нержавеющей стали с керамическим покрытием. Керамическое покрытие предотвратит прилипание расплавленного стекла к держателю, когда вы захотите снять его.

      Произведите обжиг стекла кончиком пламени, чтобы подготовить его. Если вы не обожжете стекло, оно может потрескаться в результате термического удара вместо того, чтобы расплавиться. Обжигайте в течение около 30 секунд.

    2. Начните подносить стекло ближе к основанию пламени. Держите его в пламени, пока не образуется красивый оранжевый шарик.

      • Продолжайте вращать стекло, чтобы оно сохраняло круглую форму.
    3. Прикрепите расплавленный кончик стекла к держателю.

      • Поместите стекло на держатель и начните оборачивать его вокруг держателя подальше от себя. Оборачивайте, пока у вас не получится сплошное покрытие держателя.
      • С помощью пламени горелки отделите стеклянный стержень от держателя. Легче всего отделить стекло от основы, когда и оно, и держатель находятся в пламени.
    • Не забывайте во время работы над изделием все время обжигать его в печи или печном отверстии; это предотвращает появление трещин.
    • Смачивайте руки перед набором стекла. Это снизит дискомфорт и предотвратит ожоги.
    • Вы можете получить окрашенное стекло, раскатав ваш набор стекла в цветном порошке. Также вы можете нагревать небольшие кусочки цветного стекла и прикреплять их к стеклодувной трубке.
    • Попросите напарника помогать вам переносить стекло от стеклодувной трубки к понтию (стержню), чтобы избежать появления трещин и изломов.
    • Стеклодувное дело – интерактивный процесс, шаги будут значительно отличаться в зависимости от формы изделия. Приведенные выше шаги представляют собой общие стеклодувные методики. Поищите в интернете ролики, демонстрирующие различные способы выдувания стекла, а также многочисленные формы и стили, которые вы можете воссоздать. Посмотрите эти онлайн демонстрации , представляющие собой отличный пример стеклодувного искусства.
    • Старайтесь получать как можно более симметричный набор стекломассы.

    Предупреждения

    • Стеклодувное дело – горячий процесс, ведь температуры здесь превышают 1350 градусов! Будьте предельно осторожны. Не пытайтесь работать дома. Найдите инструктора, особенно если вы только начинаете.
    • После набора никогда не поднимайте трубку выше уровня глаз; расплавленное стекло может попасть на руки, лицо и глаза.

В начале декабря стеклодув и владелец мастерской «Стеклоу» - Егор Комаровский, пригласил всех неравнодушных и интересующихся на свой мастер-класс. Мастерская располагается на цокольном этаже Дома Скульпторов Союза Художников по адресу: Санкт-Петербург, Заневский проспект 26, корпус 2. Егор рассказал, что художественное стеклодувное ремесло сейчас в России не так популярно и распространено как в странах Европы. Он освоил ремесло самостоятельно, изучая литературу на английском языке и смотря видеоуроки зарубежных мастеров, теперь он открыт к сотрудничеству, готов учить и удивлять.

Все печи, а их четыре, Егор в мастерской собрал самостоятельно. По центру фотографии можно увидеть индукционную тигельную печь. Своё название она получила от Тигеля — ёмкости для нагрева, высушивания, сжигания, обжига или плавления различных материалов, в данном случае в нём находилось распаленное стекло.

В России на рынке представлено около 8-ми цветов стекла, на рынках Америки — 120, разница в количестве весьма ощутима. Примеры стёкол и их цветов.

Начнём процесс изготовления вазы, нагреем выдувальную трубку. Это полая металлическая палка длинной 1 - 1,5 м с мундштуком на конце. Нам продемонстрировали технику свободного выдувания, она заключается в свободном формовании изделия. Стеклянные предметы, выполненные путём свободного выдувания, называют также гутным стеклом (от немецкого hutte - гута, стеклодувная мастерская).

Зачерпнём из тигельной печи расплавленного стекла и начнём его выдувать через трубку.

В процессе остывания мастер раскатывает остывающее стекло, подправляя его форму.

Добавим ещё стекла из печи.

Стеклянный шар становится всё больше и больше.

Последовательность на начальной стадии проста: макаешь, крутишь и формируешь, нагреваешь, дуешь…

Помимо свободного выдувания возможно применение других техник:Ручное выдувание в формы позволяет создавать изделия, схожие одно с другим. Например, лабораторные колбы. Стеклодув набирает на кончик стеклодувной трубки расплавленное стекло, выдувает пузырь и начинает формовать его, постоянно вращая трубочку и формует стекло в деревянных или металлических формах.

Прессовыдувание. Будущее изделие сначала формуют в пресс-форме, а затем в горячем виде - воздухом. Изделия получаются более толстостенными, менее прозрачными. Но этот способ позволяет создать на них рельефные украшения.

Для нагрева у Егора используется печь — «кукушка». Она нагрета до рабочих температур от +1100 до +1200 °C. Створки данной печи открываются при необходимости, позволяя помещать изделие в печь, вращать его в ней, помещать изделие частично и без соприкосновения со стенками.

Сила тяжести помогает придать форму стеклу.

Ещё немного времени и шар превращается в каплю.

Стекло нагревается, во время нагрева трубка постоянно вращается.

Возьмём стеклянные пластинки из нескольких цветов объединённых в один элемент, прикрепим его поверх изделия и нагреем.

После нагрева пластинка постепенно сгибается и оборачивается, при раскатывании образуя необходимую для нас форму.

Формируем изделие.

Вновь раскатываем.

И нагреваем заготовку.

На каждом этапе работ необходим постоянный контроль качества и размеров. Когда работа выполняется по составленному проекту, то изначально изготавливается первый вариант, который разбивается для точных замеров толщин стенок, после внесения корректировок и поправок изготавливается окончательный вариант изделия.

Опять нагреваем и понемногу выдуваем.

После выдувания раскатываем, придавая необходимую форму.

Создаём декоративный рисунок, обратите внимание на готовом изделии на него.

Формируем идеальную форму, постепенно вращая и охлаждая изделие. Охлаждение выполняется с применением мокрой газеты.

При остывании изменяется цвет заготовки.

Добавим объёма, выдуем ещё немного…

Добавим прозрачного стекла поверх цветного. Новый слой будет третьим, его получим из тигельной печи.

Постепенно нагревая и выдувая получаем довольно крупную фигуру будущей вазы.

Проверяем качество.

Формуем дно и закрепляем изделие за него.

Создаём форму горлышка вазы.

Последние шаги…

Отжигом называют нагревание до 530–580°С с последующим медленным охлаждением. При быстром и неравномерном охлаждении после формования в стекле возникают остаточные напряжения, которые со временем приведут к тому, что изделие разрушится само собой, без видимых причин. Отжиг позволяет уменьшить эти остаточные напряжения и сделать стекло долговечным.

После окончания отжига ваза шлифуется и её можно будет использовать по прямому назначению.Печь для отжига в мастерской электрическая и при отключении электроэнергии и быстром охлаждении стекла оно становится хрупким и недолговечным.

В мастерской много различных изделий из стекла, все они изготовлены вручную.

Если Вам захотелось сотворить что-нибудь самим, к примеру шарик на ёлку, стаканчик или вазу, или наоборот, хотите научиться работать со стеклом, то Егор Комаровский с удовольствием проводит индивидуальные занятия, экскурсии, мастер-классы для различных возрастных групп.

Все подробности и контакты в группе

Сегодня мы поговорим о том, как самому в домашних условиях изготовить стекло своими руками. Так же рассмотрим методики и технологии самостоятельного изготовления стекла и стеклянных изделий, а именно печи, приспособления и инструменты для плавки стекла

На заводах и в химических лабораториях стекла получают из шихты — тщательно перемешанной сухой смеси порошкообразных солей, оксидов и других соединений. При нагревании в печах до очень высокой температуры, нередко выше 1500°С, соли разлагаются до оксидов, которые, взаимодействуя между собой, образуют силикаты, бораты, фосфаты и другие устойчивые при высоких температурах соединения. Вместе они и составляют стекло.

Мы будем готовить так называемые легкоплавкие стекла, для которых достаточно лабораторной электрической печи с температурой нагрева до 1000°С. Еще понадобятся тигли, тигельные щипцы (чтобы не обжечься) и небольшая ровная плита, стальная или чугунная. Сначала мы сварим стекло, а потом найдем ему применение.

Перемешайте шпателем на листе бумаги 10 г тетрабората натрия (буры), 20 г оксида свинца и 1,5 г оксида кобальта, просеянных через сито. Это и есть наша шихта. Пересыпьте ее в небольшой тигель и уплотните шпателем так, чтобы получился конус с вершиной в центре тигля. Уплотненная шихта должна занять в тигле не более трех четвертей объема, тогда стекло не будет проливаться.

Щипцами поставьте тигель в электропечь (тигельную или муфельную), нагретую до 800—900 °С, и подождите, пока шихта не сплавится. Об этом судят по выделению пузырьков: как только оно прекратилось, стекло готово. Достаньте тигель щипцами из печи и сразу же вылейте расплавленное стекло на стальную или чугунную плиту с чистой поверхностью. Остывая на плите, стекло образует слиток сине-фиолетового цвета.

Чтобы получить стекла других цветов, замените оксид кобальта другими окрашивающими оксидами. Оксид железа(III) (1—1,5 г) окрасит стекло в коричневый, оксид меди(II) (0,5—1 г)—в зеленый, смесь 0,3 г оксида меди с 1 г оксида кобальта и 1 г оксида железа (III)—в черный цвет. Если же взять только борную кислоту и оксид свинца, то стекло останется бесцветным и прозрачным. Поэкспериментируйте сами с другими оксидами, например, хрома, марганца, никеля, олова.

Стекло измельчите пестиком в фарфоровой ступке, Чтобы не пораниться осколками, обязательно обмотайте руку полотенцем, а ступку с пестиком прикройте чистой тряпкой.

Ссыпьте мелкий стеклянный порошок на толстое стекло, добавьте немного воды и разотрите до сметанообразного состояния курантом — стеклянным или фарфоровым диском с ручкой. Вместо куранта можно взять маленькую плоскодонную ступку или полированный кусок гранита — так поступали старые мастера, когда растирали краски. Полученную массу называют шликером. Его мы будем наносить на поверхность алюминия примерно так же, как это делают, изготовляя украшения.

Очистите поверхность алюминия наждачной бумагой и обезжирьте кипячением в содовом растворе. На чистой поверхности прочертите скальпелем или иглой контур рисунка. Поверхность с помощью обычной кисточки покройте шликером, просушите над пламенем, а потом нагревайте в том же пламени до тех пор, пока стекло не наплавится на металл. У вас получится эмаль.

Если значок невелик, его можно покрывать слоем стекла и нагревать в пламени целиком. Если же изделие более крупное (скажем, табличка с надписью), то надо разбить его на участки и наносить стекло на них поочередно. Чтобы цвет эмали был более интенсивным, нанесите стекло повторно. Таким способом можно получать не только украшения, но и надежные эмалевые покрытия для защиты алюминиевых деталей во всевозможных приборах и моделях. Так как в этом случае эмаль несет дополнительную нагрузку, металлическую поверхность после обезжиривания и промывки желательно покрыть плотной оксидной пленкой; для этого достаточно подержать деталь 5—10 мин в печи с температурой чуть ниже 600°С.

Разумеется, на большую деталь шликер удобнее наносить не кисточкой, а из пульверизатора или просто поливом (но слой должен быть тонким). Подсушите деталь в сушильном шкафу при 50—60°С, а затем перенесите в электропечь, нагретую до 700—800°С.

А еще из легкоплавких стекол можно приготовить окрашенные пластинки для мозаичных работ. Куски битой фарфоровой посуды (их вам всегда дадут в посудном магазине) облейте тонким слоем шликера, просушите при комнатной температуре или в сушильном шкафу и наплавьте стекло на пластинки, выдерживая их в электропечи при температуре не ниже 700°С.

Освоив работу со стеклом, вы можете помочь своим коллегам из биологического кружка: там нередко изготовляют чучела животных, а для чучел нужны разноцветные глаза...

В стальной плите толщиной около 1,5 см высверлите несколько углублений разных размеров с коническим или сферическим дном. Тем же способом, что и прежде, сплавьте разноцветные стекла. Гаммы, пожалуй, хватит, а чтобы изменить интенсивность, чуть увеличьте или уменьшите содержание окрашивающей добавки.

Небольшую каплю яркого расплавленного стекла поместите в углубление стальной плиты, затем налейте стекло цвета радужной оболочки. Капля войдет в основную массу, но не смешается с ней, — так будут воспроизведены и зрачок, и радужная оболочка. Охлаждайте изделия медленно, не допуская резких перепадов температур. Для этого затвердевшие, но еще горячие «глаза» достаньте из формы подогретым пинцетом, положите в рыхлый асбест и уже в нем охладите до комнатной температуры. .

Конечно, легкоплавким стеклам можно найти и другие применения. Но не лучше ли будет, если вы поищете их сами?

И в завершение опытов со стеклом, пользуясь все той же электропечью, попытаемся превратить обыкновенное стекло в цветное. Естественный вопрос: нельзя ли таким способом сделать солнечные очки? Можно, но вряд ли это удастся вам с первого раза, потому что процесс капризен и требует некоторых навыков. Поэтому беритесь за очки только после того, как потренируетесь на кусочках стекла и убедитесь, что результат соответствует ожиданиям.

Основой краски для стекла будет канифоль. Из резинатов, солей кислот, входящих в состав канифоли, вы ранее готовили сиккативы для масляных красок. Вновь обратимся к резинатам, потому что они способны образовывать на стекле тонкую ровную пленку и служить носителями красящего вещества,

В растворе едкого натра концентрацией около 20% растворяйте при помешивании и помня, конечно, об осторожности, кусочки канифоли до тех пор, пока жидкость не станет темно-желтой. Отфильтровав, добавьте немного раствора хлорида железа FeCl3 или другой соли трехвалентного железа. Имейте в виду, что концентрация раствора должна быть небольшой, соль нельзя брать в избытке — осадок гидроксида железа, который в этом случае образуется, нам помешает. Если же концентрация соли невелика, то образуется красный осадок резината железа — он-то там и нужен.

Отфильтруйте красный осадок и высушите его па воздухе, а затем растворите до насыщения в чистом бензине (не автомобильном, а бензине-растворителе) еще лучше было бы взять гексан или петролейный эфир. Кисточкой или пульверизатором окрасьте поверхность стекла тонким слоем, дайте подсохнуть и положите на 5—10 мин в печь, нагретую примерно до 600°С.

Но канифоль относится к органическим веществам, а им такую температуру не выдержать! Правильно, но именно это и нужно — пусть органическая основа выгорит. Тогда на стекле останется тончайшая пленка оксида железа, хорошо сцепленная с поверхностью. И хотя оксид в общем-то непрозрачен, в столь тонком слое он пропускает часть световых лучей, т. е. может служить светофильтром.
Возможно, светозащитный слой покажется вам слишком темным или, напротив, излишне светлым. В таком случае поварьируйте условия опыта — чуть увеличьте или уменьшите концентрацию раствора канифоли, измените время и температуру обжига. Если же вас не устраивает цвет, в который скрашено стекло, замените хлорид железа хлоридом другого металла, но непременно такого, оксид которого ярко окрашен, например хлоридом меди или кобальта.

А когда технология тщательно отработана на кусочках стекла, можно без особого риска совершить превращение обычных очков в солнечные. Не забудьте только вынуть стекла из оправы — пластмассовая оправа не выдержит нагревания в печи точно так же, как канифольная основа...
.
Чтобы получить стекло, песок необходимо расплавить. Вам наверняка приходилось ходить по раскаленному песку в солнечный день, поэтому вы догадываетесь, что для этого его нужно нагреть до очень высоких температур. Кубик льда тает при температуре около 0 С. Песок начинает плавиться при температуре не менее 1710 С, что превышает максимальную температуру нашей привычной духовки почти в семь раз.
Нагревание любого вещества до такой температуры требует больших затрат энергии, а следовательно, и денег. По этой причине при производстве стекла для повседневных нужд стекловары добавляют в песок вещество, помогающее песку плавиться при более низких температурах — примерно 815 С. Обычно этим веществом является кальцинированная сода.
Однако, если при расплаве использовать смесь только песка с кальцинированной содой, можно получить удивительный сорт стекла — стекло, растворяющееся в воде (прямо скажем, не самый лучший выбор для стаканов).


Чтобы стекло не растворялось, нужно добавлять третье вещество. Стекловары прибавляют к песку и соде измельченный известняк (вы наверняка видели этот красивый белый камень).

Стекло, из которого обычно делают окна, зеркала, стаканы, бутылки и лампочки, называется натриево-кальциево-силикатным. Такое стекло очень прочное, а в расплавленном виде ему легко придать нужную форму. Кроме песка, кальцинированной соды и известняка в эту смесь (специалисты говорят «шихту») входит немного окиси магния, окиси алюминия, борной кислоты, а также вещества, предотвращающие образование пузырьков воздуха в этой смеси.

Все эти ингредиенты соединяют и смесь (шихту помещают в гигантскую печь (самые большие из этих печей могут вмещать почти 1110000 кг жидкого стекла). .

Сильный огонь печи нагревает смесь, пока она не начнет плавиться и не превратится из твердого вещества в тягучую жидкость. Жидкое стекло продолжают прогревать при высоких температурах, пока из него не исчезнут все пузырьки и прожилки поскольку сделанная из него вещь должна быть абсолютно прозрачной. Когда масса стекла становится однородной и чистой, огонь уменьшают и ждут пока стекло превратится в вязкую тягучую массу — как горячий ирис. Затем стекло выливают из печи в отливную машину, где оно разливается по отливным формам и формуется.
Однако при производстве полых вещей, например бутылок, стекло приходится выдувать, как воздушный шарик. Раньше выдувание стекла можно было увидеть во время ярмарок и карнавалов, ныне этот процесс частенько показывают по телевизору. Вы, вероятно, видели, как стеклодувы дуют в кусок горячего стекла, висящего на конце трубки, и создают удивительные фигурки. Но выдувать стекло можно и с помощью машин. Основной принцип стеклодувов — дуть в стеклянную каплю, пока в середине не образуется воздушный пузырь, который станет полостью в готовой вещи.

После того как стеклу придана необходимая форма, его подстерегает новая опасность — оно может треснуть при охлаждении до комнатной температуры. Во избежание этого мастера стараются контролировать процесс охлаждения, подвергая застывающее стекло термообработке. Последний этап обработки — снятие лишних капелек стекла с ручек чашек или полировка тарелок с помощью специальных химикатов, делающих их идеально гладкими.

Ученые до сих пор спорят, чем следует считать стекло — твердым веществом или очень вязкой (сиропообразной) жидкостью. Поскольку стекла окон старых домов внизу толще, а вверху тоньше, некоторые заявляют, что стекло со временем стекает. Однако на это можно возразить, что раньше оконные стекла делали не идеально ровными и люди просто вставляли их в рамы более толстым краем вниз. Даже изделия из стекла времен Древнего Рима не демонстрируют никаких признаков «текучести». Таким образом, пример со старым оконным стеклом не поможет разрешить вопрос, является ли стекло в действительности жидкостью высокой вязкости.

Состав (сырье) для получения стекла в домашних условиях:
Кварцевый песок;
Кальцинированная сода;
Таламит;
Известняк;
Нефелиновый сиенит;
Сульфат натрия.

Как изготавливают стекло в домашних условиях (процесс производства)

Обычно используют в качестве ингредиентов стеклянный лом (битое стекло) плюс вышеперечисленные компоненты.

1) Составные элементы будущего стекла поступают в печь, где все это плавится при температуре 1500 градусов, образуя однородную жидкую массу.

2) Жидкое стекло поступает в гомогенизатор (аппарат для создания стабильных смесей), где оно перемешивается до массы с единой температурой.

3) Горячей массе дают отстояться несколько часов.

Вот так и делают стекло!