Органы государственной власт. Понятие и признаки органа государственной власти

РФ как государство осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государственной власти являются одним из каналов, через который народ согласно Конституции (ст.3) осуществляет свою власть (кроме того, существуют органы самоуправления не входящие в систему государственной власти).

Органы государственной власти имеют следующие характерные черты:

1. Каждый из этих органов наделен определенными государственно-властными полномочиями, которые выражаются в компетенции государственных органов (под компетентностью понимают совокупность предметов их ведения и полномочий ). Компетенция органов государственной власти определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, законами РФ и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и др. нормативно-правовыми актами.

2. Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции и федеральных законов происходят выборы Государственной Думы.

3. Каждый государственный орган уполномочивается государством выполнять определенные задачи и функции. Так Президент РФ согласно Конституции является гарантом К, прав и свобод человека , суверенитета страны (ст.80). Правительство РФ осуществляет исполнительную власть (ст.110).

4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Так, порядок деятельности правительства РФ установлен федеральным конституционным законом.

5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти РФ (ст.5)

В единую систему государственных органов согласно К входят органы гос власти РФ и ее субъектов. Единство системы гос власти РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органами власти ее субъектов. Единство проявляется в тесной взаимосвязи всех органов гос власти и тесная организационно-правовая связь.

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть:

1. Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов федерации) — это Федеральное Собрание РФ, законодательные органы субъектов (народные собрания, государственные собрания, верховные советы и т.д.). Основной особенностью их является то, что они избираются непосредственно народом (т.е. являются представительными органами). Решения законодательных органов являются обязательными к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также нижестоящими органами государственной власти и местного самоуправления. Их функции, прежде всего — правотворчество, создание правовой базы.


2. Органы исполнительной власти — это, прежде всего высший орган исполнительной власти — правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти — министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов — президенты и главы администрации субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов государственной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо назначаются соответствующими руководителями исполнительных органов, либо избираются. Например, глава Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы, Глава Республики Мордовия избирается народом и назначает Председателя правительства Мордовии с согласия Государственного Собрания Республики Мордовии. Органы исполнительной власти делятся на федеральные и субъектов федерации . По характеру полномочий они подразделяются на органы общей компетенции (ведающие многими отраслями исполнительной деятельности), и органы специальной компетенции (ведающими отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности).

К первым относятся правительство РФ и правительства субъектов, ко вторым — министерства, государственные комитеты и другие ведомства федерации и ее субъектов (например, министерство финансов РФ, министерство финансов Мордовии). Органы исполнительной власти специальной компетенции могут подразделяться на органы отраслевые (руководящие отраслями, например — министерство культуры) и органы межотраслевого управления (например, государственные комитеты).

3. Органы судебной власти — Конституционный Суд РФ , Верховный Суд РФ , Высший арбитражный Суд РФ , другие федеральные суды и суды субъектов федерации. Органы правосудия образуют единую судебную систему РФ.

Особую группу государственных органов, не относящихся к вышеперечисленным, составляют органы прокуратуры . Они осуществляют надзор за исполнением законов в сфере государственного управления, экономической деятельности и охраны прав и свобод граждан и т.д. Генеральный Прокурор согласно К назначается Президентом с согласия Совета Федерации.

Теперь подробнее об органах всех ветвей власти:

1. Конституция РФ устанавливает принципы организации законодательной власти на федеральном уровне. Законодательным органом на этом уровне является Федеральное Собрание — парламент РФ. Структура его состоит из двух палаты. Хотя Конституция не оперирует понятиями "верхняя" и "нижняя" палаты, но можно заключить, что верхней палатой является Совет Федерации, а нижняя — Государственная Дума. Совет Федерации представляет интересы субъектов Федерации и состоит из глав исполнительной и законодательной власти субъектов.

Государственная Дума является — основной законодательный орган страны (но не единственный, в субъектах действуют свои законодательные органы). Законы, принятые Думой предаются на одобрение в Совет Федерации и на подпись Президента. Хотя Конституция провозгласила формальное равноправие органов государственной власти субъектов Федерации, но их законодательные полномочия различаются. Это проявляется в наличие различных по правовому статусу субъектов: статус республик определяется Конституцией РФ и Конституцией самих республик; а статус иных субъектов — Конституцией РФ и уставами, принимаемыми субъектами самостоятельно.

Кроме того, имеются не равнозначные договоры федерального Центра с различными субъектами Федерации. Анализ конституций, например, Башкортостана, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Татарстан, Степного уложения Республики Калмыкия, уставов Иркутской области и Краснодарского края, показывают, что эти акты отличаются в части регламентации правового статуса законодательных органов, их компетенции и взаимоотношений с другими органами власти субъектов. Различаются и названия законодательных органов: Народный хурал (Бурятия, Калмыкия), Народное Собрание (Ингушетия), Государственное Собрание (Башкортостан), Законодательное Собрание (Карелия), Верховный Совет (Татарстан).

2. Действия исполнительной власти многоплановы, они направлены и на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности граждан, коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства. Но не предполагают непосредственное вмешательство государственных органов в производственную или финансовую деятельность, протекающую в рамках закона.

Реализуется исполнительная власть через:

Нормативное регулирование путем установления общих правил (например, налогового законодательства),

Путем его оперативной корректировки в соответствие с реальными задачами (например, ставки налогов могут корректироваться путем изменения законов),

Контроль за исполнением правовых норм, регулирующих отношения в этой сфере (например, контроль за деятельностью коммерческих банков осуществляет ЦБ РФ),

Государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений,

Координацию и общее направление их деятельности,

Содействие ее успешному осуществлению,

Определение приоритетов (например, в сфере производства на каком-то этапе становится приоритетным производство продуктов питания или средств производства),

Государственные контракты (например, аэрокосмическая промышленность развивается через государственные контракты),

Регистрацию (все коммерческие и производственные организации, как и остальные, подлежат регистрации в органах исполнительной власти на уровне РФ или ее субъектов или органов местного самоуправления),

Лицензирование (для осуществления многих видов деятельности необходимо иметь лицензию, например на производство или торговлю медикаментами).

Являясь органами, обшей компетенции Президент, Правительство РФ и исполнительные органы субъектов, выполняют задачи, функции и полномочия по руководству экономикой, социально-культурной и иной деятельности в территориальном, межотраслевом и отраслевом аспектах. Президент РФ, соблюдая Конституцию и федеральные законы вправе решать различные вопросы по организации и управлению в различных сферах деятельности. И хотя его полномочия неконкретизированы в этой области, на практике он издает правовые акты по самым разнообразным вопросам.

В отличие от законодательной и судебной власти, органы которых работают в автономном режиме, подчиняясь только закону, исполнительная власть на разных уровнях работает "в системе". То есть с определенной административной субординацией и последовательностью принятия решений, что позволяет осуществлять управленческие функции и проводить в жизнь принимаемые решения.

3. Если законодательная и исполнительная власти возлагаются Конституцией на определенные органы власти, то судебная власть возложена на всю совокупность судебных органов от самых низовых (районных судов) до верховных. Роль судебной власти заключается в обеспечении господства права. Судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Существует конституционное, гражданское, уголовное и административное судопроизводство. Органы судебной власти — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды и суды субъектов федерации.

Органы правосудия образуют единую судебную систему РФ. Все судебные органы в регионах подчиняются соответствующим федеральным органам. Даже финансирование судов всех уровней осуществляется только из федерального бюджета. Но в отличие от исполнительной власти, органы судебной власти в сфере осуществления правосудия работают в автономном режиме, подчиняясь только закону. В соответствии с Конституцией судьи несменяемы.

По своему статусу к федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно ст.5 Конституции РФ свое законодательство имеют: республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа. На этом уровне возможно образование так называемых местных судов, которые руководствуются не только федеральными законами, но и региональными. Возможны мировые и окружные суды, действующие в качестве судов первой инстанции.

В переходный период пока сохраняется ныне действующая судебная система: Верховный Суд РФ, Верховные суды республик в составе Федерации, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей и автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды. Все они, кроме военных судов относятся к судам общей юрисдикции. Конституцией запрещено образование чрезвычайных судов, т.е. никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде, в ведение которого оно отнесено законом.

Государственное устройство России имеет три уровня пуб­личной (народной) власти: федеральный центр, субъекты РФ, местное самоуправление. Каждый уровень обладает собственной исключительной компетенцией, вторгаться в которую органы иного уровня власти не вправе. Кроме того, государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и су­дебную. Органы каждого вида власти самостоятельны*.

* Основоположники теории разделения властей Дж. Локк (Англия) и Ш. Мон­тескье (Франция) исходят из того, что абсолютная власть портит человека и необходимо ограничение любой власти. Законодательная власть должна принад­лежать народу и аккумулировать его волю, а исполнительная - монарху.

Принцип разделения властей широко распространен в мире, хотя и проявля­ется в каждом случае специфически.

Так, в Англии с 30-х годов XIX в. парламент (палата общин) и исполнитель­ная власть функционируют в единстве: парламентское большинство формирует правительство, министры назначаются из числа депутатов и остаются ими в министерской должности.

В СССР существовали все ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная), действовавшие под руководством КПСС. Но советская власть была единой, исполнительная власть формировалась представительной властью, т.е. эти ветви власти не были самостоятельными.

Государственную власть осуществляют Президент РФ, Феде­ральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, органы государственной власти субъектов РФ (рис. 2.1).

Президент Российской Федерации является главой государст­ва, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражда­нина. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет ос­новные направления внутренней и внешней политики государст­ва, представляет Россию внутри страны и в международных от­ношениях, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.

Рис. 2.1. Структура федеральных органов власти

Президент РФ юридически не входит в систему ни одной ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной), он как бы возвышается над властными институтами, осуществляет взаимодействие между ними и при принятии решений руковод­ствуется общей волей, т.е. волей большинства избирателей.

Президент РФ назначает высших должностных лиц государ­ства, в том числе председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы), заместителей председателя Правитель­ства РФ и федеральных министров; назначает выборы Государ­ственной Думы, референдум; подписывает и обнародует феде­ральные законы; издает указы и распоряжения; является Вер­ховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и вы­полняет другие общегосударственные функции.

Президент РФ применяет согласительные процедуры в случае разногласий между органами власти, он вправе приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции, федеральным законам, междуна­родным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека до решения этого вопроса соответствующим судом.

При Президенте РФ функционируют органы, обеспечи­вающие проведение им внутренней и внешней государственной политики. Аппаратом для осуществления функций главы госу­дарства являетсяАдминистрация Президента РФ. Она действу­ет на правах государственного органа управления. В составе Администрации - самостоятельные подразделения, должност­ные лица. Образованы советы по направлениям деятельности. Основными обязанностями Администрации Президента РФ являются непосредственное обслуживание, курирование феде­рального уровня, работа с регионами, международная полити­ка. Администрация контролирует исполнение указов, проводит политику Президента РФ.

Советы в Администрации Президента РФ являются посто­янно действующими консультативными органами. Они инфор­мируют Президента РФ о процессах, происходящих в той или иной сфере, и обеспечивают взаимодействие Президента РФ с организациями и деятелями данной сферы. Организационное обеспечение деятельности каждого Совета осуществляет Главное управление внутренней политики Президента РФ. Решения Сове­та носят рекомендательный характер и направляются Президен­ту РФ, соответствующим органам государственной власти Рос­сийской федерации и субъектов РФ.

Федеральное Собра­ние

Представительным и законодательным органом Российской Федерации является постоянно действующееФедеральное Собра­ние - парламент Российской Федерации, состоящий из двух па­лат - Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федера­ции образуют по два представителя от каждого субъекта РФ (по одному от представительного и исполнительного органов власти). Государственная Дума избирается на четыре года в составе 450 депутатов, которые работают на профессиональной основе.

Совет Федерации и Государственная Дума формируют коми­теты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парла­ментские слушания. Для осуществления контроля за исполнени­ем федерального бюджета парламент образует Счетную палату.

Парламент призван выражать мнение народа, обеспечивать реализацию требований Конституции и создавать юридическую базу правового государства. Главным критерием эффективности работы парламента служат качество и. своевременность принимаемых законов.

В практике западных демократий парламент контролирует пра­вительство, ограничивает рамки его деятельности. В парламенте деятельность правящей партии находится под постоянным на­блюдением оппозиции, которая хотя в целом лояльна и ответст­венна, но всегда готова бросить вызов правительственной пар­тии на выборах. Правящая партия в свою очередь осознает воз­можность перехода в оппозицию.

Члены парламента обязаны вести себя в соответствии с при­нятым кодексом поведения. Им запрещено активное лоббиро­вание интересов непарламентских структур в расчете на возна­граждение.

Парламент формируется на основе избирательного права. Различают два вида избирательной системы.

1. Мажоритарная - депутаты избираются по одному от каж­дого округа, на которые разбита страна (США, Великобритания).

2. Пропорциональная - выборы проводятся по партийным спискам и места делятся в соответствии с поданными за каждый из них голосами избирателей (континентальная Европа).

Первую называют англосаксонской, она присуща классиче­ской демократии; для нее характерна 2-3-партийная система. Партия-победительница управляет страной, проигравшая со­ставляет оппозицию, извлекая уроки из поражения. Страны с мажоритарной системой наиболее устойчивы к авторитаризму. При пропорциональной системе избиратели голосуют за спи­сок без конкретных имен. Будущие депутаты зависят больше не от избирателей, а от руководства своей партии. Устойчи­вость в парламенте поддерживается, пока не нарушаются инте­ресы какой-либо партии.

Первые шаги к новому парламентаризму были сделаны в марте 1989 г. выборами на съезд народных депутатов СССР.

После принятия Декларации о государственном суверенитете России, новой Конституции, в результате работы Госдумы со­зывов 1993, 1995 гг. утвердился порядок альтернативных избира­тельных кампаний.

Съезды народных депутатов СССР и РСФСР сочетали в себе законодательные, распорядительные и контрольные функции. Полномочия современного парламента четко отделены от пол­номочий других государственных органов. Парламент наделен следующими видами компетенции:

Законодательная;

Формирование государственных органов;

Финансовая;

Контрольная;

Ратификация и денонсация международных договоров.

Совет Федерации

Совет Федерации выражает интересы регионов, выступает инструментом стабильности, служит посредником между Прези­дентом РФ и Государственной Думой при принятии законов, нейтрализует при этом потенциальные конфликты, применяя согласительные процедуры.

К ведению Совета Федерации относятся:

Утверждение изменения границ между субъектами РФ, указов Президента РФ о введении военного или чрезвы­чайного положения;

Решение вопроса об использовании Вооруженных Сил за пределами территории России;

Назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности;

Назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Гене­рального прокурора РФ, заместителя Председателя Счет­ной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению на Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов;

Финансового, валютного, кредитного, таможенного регу­лирования, денежной эмиссии;

Ратификации и денонсации международных договоров России;

Статуса и защиты государственной границы России;

Войны и мира.

Совет Федерации принимает постановления большинством голосов от общего числа его членов.

Проводится реформа Совета Федерации, направленная на совершенствование порядка его формирования в целях более последовательной реализации принципа разделения властей. Членство в Совете Федерации глав исполнительной власти Про­тиворечит этому принципу. Совет Федерации не может работать на постоянной основе. Главы исполнительной власти получают депутатский иммунитет, хотя распоряжаются материальными и финансовыми ресурсами.

Согласно новому положению прекращается представительст­во исполнительной власти в законодательном органе, деятель­ность палаты осуществляется на постоянной основе. Это позво­ляет главам исполнительной власти субъектов РФ сосредото­читься на работе в своих регионах.

К ведениюГосударственной Думы относятся:

Решение вопроса о доверии Правительству РФ, согласие на назначение председателя Правительства РФ;

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка России, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Упол­номоченного по правам человека;

Объявление амнистии;

Выдвижение обвинения против Президента РФ для отре­шения его от должности;

Принятие федеральных законов.

Государственная Дума образует комитеты, фракции, депутат­ские группы, сочетает законотворческую и законодательную дея­тельность. Механизм взаимодействия структур Госдумы при про­хождении законопроектов отвечает классическим парламентским требованиям. Вся текущая работа над проектами законов прово­дится в 27 комитетах. Если проект одобряется большинством го­лосов комитета и не встречает серьезных возражений со стороны фракции, то он с большой вероятностью Думой принимается.

У законотворчества есть концептуальная и техническая сто­роны. Сначала законопроект должен получить согласие заинте­ресованных сторон по концепции, а потом начинается техниче­ская сторона разработки закона.

Нередко Госдуму критикуют, что она мало принимает зако­нов, да и не те законы принимает. Но, например, земельный кодекс не принят не потому, что не готов (он давно готов), а потому, что у ветвей власти разные взгляды на его концепцию, В мировой практике основная часть законопроектов готовится и вносится правительством. И это правильно, ведь у депутата один штатный помощник, а у правительства огромный аппарат, кроме министерств (в России на его долю приходится не более 20% внесенных проектов). Поэтому наивны призывы посылать в парламент больше профессионалов-юристов.

За годы работы Государственной Думы было рассмотрено более тысячи законопроектов, из них принято 690, подписаны Президентом РФ лишь 487.

Несмотря на разделение властей, провозглашение правового государства, законодательная власть является нелюбимым дети­щем в значительной части общества, особенно в СМИ. Одна из причин заключается в том, что узки ее конституционные рамки, урезаны полномочия, к минимуму сведены контрольно-надзор­ные функции.

Действующая Конституция РФ предоставляет парламенту Право выражать недоверие только правительству в целом. В то же время он не может оперативно реагировать на вызы­вающие недовольство граждан решения и действия конкрет­ных членов правительства. Предоставление такого права по­зволило бы производить кадровые изменения, не прибегая к полной отставке правительства.

Федеральная исполнительная власть

В систему федеральных органов исполнительной власти входят:

1. Правительство РФ, состоящее из:

Председателя Правительства РФ;

Заместителей Председателя Правительства РФ;

Федеральных министров;

2. Министерства РФ;

3. Другие федеральные органы исполнительной власти.

Председатель Правительства РФ, первые заместители и за­местители председателя ПравительстваРФ, министры финансов, иностранных дел, внутренних дел, обороны, юстиции, экономического развития и торговли, руководитель аппарата Правительства РФ образуют президиум Правительства РФ. В работе Прави­тельства РФ наравне с членами президиума принимают участие глава Центрального банка РФ, спецпредставитель Президента РФ по связям с международными финансовыми организациями, гла­ва Российской академии наук.

Структура федеральных органов исполнительной власти включает министерства и ведомства, обеспечивающие реализа­цию Правительством РФ возложенных на него полномочий, и утверждается указом Президента РФ.

Федеральные органы исполнительной власть подразделяют­ся на:

Подведомственные Правительству РФ;

Подведомственные Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, либо в соответствии с законодательством.

В отраслевых ведомствах выделяются прогнозно-аналитичес­кие и оперативно управляющие структуры; первые координи­руют работу с Министерством экономического развития и тор­говли РФ и другими ведомствами экономического блока, вто­рые - с предприятиями и учреждениями.

Правительство Российской Федерации:

Разрабатывает и представляет Государственной Думе фе­деральный бюджет, обеспечивает его исполнение, о чем отчитывается перед Государственной Думой;

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, политики в области культуры, нау­ки, образования, здравоохранения, социального обеспе­чения, экологии;

Осуществляет управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики России, за­конности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

Координирует деятельность федеральных органов испол­нительной власти по экономической реформе; реформе социального сектора, жилищной и строительной поли­тике; реформе научной сферы и отраслей инфраструкту­ры; национальной, региональной политике, сотрудниче­ству с государствами - участниками СНГ; правоохрани­тельной деятельности;

Осуществляет иные полномочия, возложенные на него федеральными законами, указами Президента РФ;

Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции РФ, фе­деральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ.

Председатель Правительства РФ определяет основные на­правления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Согласно Указу Президента РФ от 17 марта 1997 г. № 249, ; Председатель Правительства РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере внешнеэкономических связей, обороны и безопасности страны.

Систему федеральных органов исполнительной власти обра­зуют министерства (федеральные министерства), государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

Министерство как федеральный орган исполнительной власти проводит государственную политику и осуществляет управление соответствующей сфере деятельности, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Функции координации оно выполняет в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ постановлениями Правительства РФ, Министерство возглавляет министр РФ (федеральный министр), который входит в состав правительства РФ. Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются и освобождаются Правительством РФ, если иное не установлено федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Государственный комитет РФ, Федеральная комиссия России являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет РФ, Федеральную комиссию России возглавляют соответственно Председатель Госкомитета РФ, Председатель Федеральной комиссии России.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России осуществляют специальные (исполнительные, кон­трольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы, российское агент­ство - генеральный директор российского агентства, федераль­ный надзор - начальник федерального надзора России.

Назначение на должность и освобождение от должности ру­ководителей государственных комитетов, федеральных комис­сий, федеральных служб, российских агентств и федеральных надзоров России, кроме руководителей федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федераль­ными конституционными законами и федеральными законами, осуществляются Правительством РФ. Руководители федераль­ных органов исполнительной власти, подведомственных Прези­денту РФ, назначаются на должность и освобождаются от долж­ности в особо устанавливаемом порядке.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ. Наименования федеральных органов ис­полнительной власти определяются в соответствии с их структу­рой, утверждаемой Указом Президента РФ (приложение 1).

Постановлениями Правительства РФ устанавливаются пре­дельная численность аппарата министерств в центре и по терри­ториям, фонд оплаты труда, количественный состав коллегии, число заместителей министра, в том числе первых. Финансиро­вание расходов на содержание центрального аппарата и терри­ториальных органов осуществляется за счет федерального бюд­жета по статье «Государственное управление».

В министерствах образуются департаменты. Департамент координирует и регулирует одно из крупных направлений экономической или социально-экономической деятельности государства, решает проблемы федерального или отраслевого значения при высоком уровне автономности в пределах функций соответ­ствующего федерального органа исполнительной власти.

Определяется количество высших и главных должностей государственных служащих в федеральных органах исполнительной власти. Количество ведущих должностей государственных служащих не должно превышать 10%, а старших - 40% общей численности работников этих органов. Штатная численность департамента не может быть менее 35 единиц, управления - менее 20, отдела - менее 10, отдела в составе департамента (управления) - менее 5 единиц. В департаменте и управлении не может быть менее трех отделов.

При Правительстве РФ функционирует широкая сеть коор­динационных, консультативных и других органов: правительст­венные комиссии, федеральные комиссии при Правительстве РФ, оперативные комиссии, экспертные советы, рабочие группы, организационные комитеты; число таких структур составляет около 50 (комиссии по обеспечению доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации; по вопросам СНГ; по таможенным и тарифным вопросам; по защитным мерам во внешней торговле; по аудиторской деятельности и т.д.).

Так, основными задачами Продовольственной Комиссии являются решение вопросов по обеспечению населения продовольствием путем формирования федеральных продовольственных фондов и резервов, обеспечение поставки селу материально-технических ресурсов, координация деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ по проведению сева, уборки урожая, контролю за использованием земельных угодий и внедрением промышленных технологий.

Комиссия заслушивает на своих заседаниях руководителей органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ о ходе выполнения соответствующих решений Президента РФ и Правительства РФ. Решения комиссии оформляются протоколом и подлежат обязательному рассмотрению в срок нe более одного месяца органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, предприятиями и объеди­нениями, к которым решения относятся. При необходимости решения комиссии оформляются в виде постановления или распоряжения Правительства РФ. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал по планам, согласованным с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В заседаниях участвуют руководители и ответственные работники органов исполнительной власти, руководители предприятий и объединений.

В целях повышения эффективности взаимодействия с палатами Федерального Собрания, усиления роли Правительства и федеральных органов исполнительной власти в законодательном процессе Правительство РФ образовало свое полномочное пред­ставительство в Федеральном Собрании. В его состав входят полномочный представитель Правительства РФ в Госдуме, пол­номочный представитель в Совете Федерации, статс-секретари - заместители министров и других руководителей федеральных Органов исполнительной власти. Они участвуют в заседаниях палат, в работе комитетов и комиссий парламента.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществ­ления полномочий могут создавать свои территориальные орга­ны и назначать соответствующих должностных лиц. Они могут также передавать органам исполнительной власти субъектов РФ осуществление части своих полномочий, если это не противоре­чит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут переда­вать им осуществление части своих полномочий. В пределах ве­дения и полномочий Российской Федерации по предметам со­вместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ фе­деральные органы исполнительной власти и органы исполни­тельной власти субъектов РФ образуют единую систему испол­нительной власти Российской Федерации.

В целях усиления координации деятельности органов испол­нительной власти Российской Федерации и субъектов РФ при ведущих министерствах и ведомствах образованы советы, дейст­вующие в качестве совещательных органов. Они включают ру­ководящих работников министерств и ведомств и представите­лей органов исполнительной власти субъектов РФ.

Работе органов исполнительной власти мешают частые реорга­низации, в том числе и Правительства РФ. После реорганизации ведомству нужно несколько месяцев, чтобы начать нормальное функционирование, до этого неотложные дела остаются на втором плане. Нередко новации исчерпываются сменой названия, хотя расходов такие затеи требуют немалых (бланки, печати и т.д.).

Так, за 13 месяцев 1998-1999 гг. три раза менялась структу­ра федеральных органов исполнительной власти. Министерство общего и специального образования переименовано в Мини­стерство образования. Государственный Земельный комитет - Государственный комитет по земельной политике. Федеральный Орган по строительству с 1992 г. менял название 6 раз*.

* Бюро цензов США (аналог Госкомстату) не меняет название 200 лет, статслужбы Великобритании, Франции - 100 лет.

Несмотря на то, что управление строится в основном по западным образцам с акцентом на либеральную демократию, в обществе пропа­гандируются также в качестве образца монархические принципы Рос­сийской империи.

Во главе России стоял царь, император, правивший единолично. Высший законодательный орган - Государственный Совет, его члены назначались царем. Законопроекты приобретали силу после утвержде­ния их царем. Состав Комитета Министров также утверждался царем;

Правительствующий Сенат во главе с обер-прокурором включал руко­водителей департаментов, сенаторов, назначаемых также царем, действовала вертикаль: Император - губернатор с прямым подчинением.

В основу административно-территориального деления было поло­жено удобство управления. Различалось общее административно-территориальное деление и специальное: общее - для целей общего­сударственного управления, специальное - управления отдельными ведомствами, группами территориальных единиц. Страна делилась на генерал-губернаторства, губернии, области, градоначальства, округа, уезды, волости, станы. В начале XX в. в России было:

Генерал-губернаторств - 8

Губерний - 78

Областей - 18

Градоначальств - 4

Военных губернаторств - 2 (г. Кронштадт, Николаев). Губернии делились на две группы:

В губерниях первой группы действовали новые земские и город­ские органы самоуправления, при этом традиционные админист­рации уступали им часть своих функций;

В губерниях второй группы в руках губернаторов по-прежнему сосредоточивались все полицейские, административно-хозяйствен­ные и финансовые рычаги управления.

Все должностные лица от генерал-губернатора до станового при­става назначались.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. – это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды. Принципы системы органов государственной власти: единство системы; разделение властей; демократизм.

Виды органов государственной власти

1. По месту в системе разделения власти: законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

2. По месту органов в иерархии власти: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

3. По способу формирования состава: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

4. По первичной нормативной основе деятельности: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

5. По кадровому составу: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

6. По способу волеизъявления: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

7. В зависимости от формы государственного устройства: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

8. По объему компетенции – делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).

Система органов государственной власти

1. Федеративная форма территориального устройства России обусловливает разделение всей совокупности ее органов государственной власти на две системы и существование относительно независимых друг от друга федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

* Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ.

* К числу федеральных органов относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации.

2. В демократических государствах органы государственной власти строятся на основе принципа разделения власти.

* Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации), состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы.

* Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства). В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

* Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

3. Организационно-правовая связь между органами государственной власти, относящимися к различным государственно-территориальным уровням и ветвям власти, строится на началах: децентрализованных (функциональная взаимосвязь); централизованных (выделяются инстанции, выстроенные по иерархическому принципу); органы, возглавляющие такие системы, характеризуются как высшие, например: в Конституции РФ высшими органами названы Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ рассматриваются как судебные органы, высшие по отношению к другим судебным инстанциям, осуществляющим судопроизводство соответственно по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. В системах этих судебных органов помимо первой имеются апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, которые по основаниям, указанным в ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ, могут пересматривать принятые судебные акты в целях исправления судебных ошибок.

Органы законодательной власти – представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача – правотворчество; контролируют деятельность исполнительной власти. Органы исполнительной власти – как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти – выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов; действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью. Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов.

Президент Российской Федерации – глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти, он обеспечивает необходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Федеральное Собрание РФ (парламент Российской Федерации) является представительным и законодательным органом Российской Федерации, соединяет в себе функции общенационального представительного и законодательного органа. Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.


В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом. В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ.

Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют:

  1. законодательный (представительный) орган государственной власти;
  2. высший исполнительный орган государственной власти;
  3. иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ).

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется при соблюдении следующих принципов:

  • государственная и территориальная целостность России;
  • распространение суверенитета России на всю ее территорию;
  • верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России;
  • единство системы государственной власти;
  • разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ;
  • самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями от 11 и 29 декабря 2004 г.).

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом. Наименование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Так, Московская городская Дума состоит из 35 депутатов, а Верховный хурал Республики Тува - из 160. Срок полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно. Всего избрано около 4 тыс. региональных депутатов, из них одна тысяча работает на постоянной основе.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

  • принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ней;
  • утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, а также программы социально-экономического развития субъекта РФ;
  • устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания, порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
  • устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ;
  • регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Постановлением законодательного органа назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ; оформляется решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых законодательный орган принимал участие. Законодательный орган осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ.

Принятые законодательным органом законы направляются высшему должностному лицу субъекта РФ для обнародования в срок, не превышающий 14 календарных дней. В случае отклонения закона он может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Одобренный таким образом закон не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит опубликованию в установленный срок.

Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случаях:

  • принятия решения о самороспуске;
  • роспуска высшим должностным лицом субъекта РФ;
  • вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе досрочно прекратить полномочия законодательного органа в случае принятия им нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом и не устранены законодательным органом. Президент РФ вправе предупредить законодательный (представительный) орган, а при повторном нарушении внести в Государственную Думу проект закона о его роспуске и прекращении полномочий.

В большинстве законодательных органов отсутствуют депутатские фракции, и политические страсти не мешают работе. В соответствии с новым законом о выборах 50% депутатов региональных парламентов избираются по партийным спискам. Сейчас в регионах партии мелкие. Лишь две-три партии могут преодолевать барьер, устанавливаемый для прохождения в региональный представительный орган. Это повышает роль таких партий и политизацию власти.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ

В субъекте РФ формируется система органов исполнительной власти во главе с руководителем высшего исполнительного органа государственной власти.

Часть высших должностных лиц (руководителей высшего исполнительного органа государственной власти) субъектов РФ избрана населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более пять лет и не может избираться более двух сроков подряд 1 В соответствии с новым законодательством глав субъектов РФ утверждает представительный орган субъекта РФ. Кандидатуру предлагает Президент РФ. . В случае признания выборов несостоявшимися, недействительными, неизбрания ни одного из баллотировавшихся кандидатов повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев.

Высшее должностное лицо субъекта РФ:

  • представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при внешнеэкономических связях, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ;
  • обнародует или отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта РФ;
  • формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;
  • вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта РФ и участвовать в его работе с правом совещательного голоса;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством России и субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (распоряжения), обязательные к исполнению в субъекте РФ.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в определенных случаях прекращаются досрочно, в том числе в связи с выражением недоверия ему законодательного органа государственной власти субъекта РФ. признания судом недееспособным, утраты гражданства России и др.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу в случаях издания им актов, противоречащих законодательству России и субъектов РФ, если противоречия установлены судом и не устранены в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения, иного грубого нарушения законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, если это повлекло массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение законодательного органа о недоверии влечет немедленную отставку высшего должностного лица и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти. Президент РФ может применить к высшему должностному лицу субъекта РФ меры воздействия: предупреждение, отрешение от должности. В случае отрешения от должности, а также временного отстранения Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов России и субъекта РФ. Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

В республиках органом исполнительной власти общей компетенции чаще всего является правительство (совет министров) во главе с президентом республики или председателем правительства. В других субъектах органом исполнительной власти общей компетенции является администрация субъекта РФ во главе с губернатором, возможны и другие формы.

Законодательный орган по представлению исполнительного органа (администрации) утверждает схему управления субъектом РФ и структуру исполнительных органов. Глава администрации устанавливает штаты, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений, т.е. комитетов, департаментов, управлений, отделов и т.п. Полномочия их определяются уставами субъектов РФ и положениями, утверждаемыми главой администрации.

Организация исполнительной власти в городах федерального значения имеет особенности. В систему органов исполнительной власти Москвы входят: мэрия. Правительство Москвы, отраслевые, межотраслевые и территориальные органы.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ:

  • разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ;
  • участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;
  • разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ;
  • обеспечивает исполнение бюджета и программ социально-экономического развития;
  • управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ;
  • заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий;
  • формирует иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития и в интересах населения. Правовые акты исполнительной власти направляются в законодательный орган, который вправе предложить внести в них изменения или дополнения или отменить их, а также обжаловать указанные акты в судебном порядке. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный орган с предложением о внесении изменений и дополнений в постановление законодательного органа либо об их отмене, а также обжаловать указанные постановления в судебном порядке. Законодательный орган направляет высшему должностному лицу планы законопроектных работ и проекты законов субъекта РФ. На заседаниях законодательного органа могут присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти или уполномоченные ими лица. На заседаниях органов исполнительной власти могут присутствовать депутаты или работники аппарата законодательного органа.

Законодательный орган может участвовать в формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ, согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа. Он вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти, в назначении которых принимал участие, что влечет их немедленное освобождение от должности.

Возможные споры между законодательными и высшими исполнительными органами по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами либо в судебном порядке.

Разграничение полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется на основе принимаемых в субъектах РФ законов об органах государственной власти. Границы независимости каждой ветви власти определяются в уставах, принимаемых в области, крае. В каждом субъекте РФ эти и другие вопросы полномочий решаются по-разному.

По Уставу Московской области законодательная власть формирует правовое пространство, в котором действует и администрация области. Власти самостоятельны, но в пределах компетенции, установленной законом, который принимает областная Дума.

В структуру администрации входят:

  • правительство, наделенное общей компетенцией;
  • органы специальной компетенции по отраслям и сферам государственного управления (осуществляют исполнительно-распорядительные функции);
  • территориальные органы специальной компетенции, действующие на территориях районов и городов.

Глава администрации имеет право законодательной инициативы, полписания и опубликования законов, отлагательного вето на законы, исключительное право внесения законопроектов по бюджету, планам социально-экономического развития, структуре администрации и т.д. Наделив администрацию властными рычагами. Дума оставила за собой право утверждения заместителя главы администрации, структуры администрации, расходов на ее содержание.

В Воронежской области приняты Закон «Об органах государственной власти» и Устав области. Областная Дума определяет структуру управления областью, утверждает бюджет, назначает руководителей на ключевые посты. Глава администрации ежегодно представляет Думе доклад о деятельности областной администрации. Определены случаи постановки вопроса о досрочном прекращении полномочий главой администрации: отзыв избирателями, болезнь, не позволяющая полноценно работать, выезд на жительство за пределы области, совершение преступления. Глава администрации может предложить Думе приостановить, отменить, изменить, а также обжаловать в судебном порядке правовые акты, принятые Думой. Дума может любому лицу администрации выразить недоверие и 2/3 голосов освободить от занимаемой должности.

Для выполнения функций исполнительной власти создаются структурные подразделения администрации . В каждом субъекте РФ их состав определяется с учетом местных конкретных условий. Рекомендована следующая примерная структура, разработанная специально созданной для этого комиссией.

Исполнительная власть региона по определенным направлениям деятельности контролируется законодательной властью, что обусловлено ее сущностью как власти, призванной исполнять законы. Формами контроля могут быть доклады администрации по итогам работы на заседаниях законодательного органа, обязательное присутствие главы администрации на сессиях, назначение и освобождение ключевых руководителей администрации по согласованию с законодательным органом. Законодательный орган утверждает отчеты администрации об исполнении бюджета, использовании бюджетных средств и внебюджетных фондов, реализации программ социально-экономического развития. Руководители администрации отвечают на запросы и обращения депутатов.

При Правительстве РФ открываются представительства субъектов РФ, в задачи которых входят осуществление связи и координация исполнительной и законодательной власти федерального уровня с аналогичными ветвями власти региона, согласование по вопросам разработки регионального бюджета, выполнения целевых программ и т.д. Эффективность решения перечисленных задач во многом зависит от руководителя представительства - он должен обладать необходимыми качествами: быть дипломатом, проявлять настойчивость, уметь поддерживать отношения и контакты и т.д. В представительстве образуются отделы.

Федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства) образуют в регионах свои подразделения - территориальные органы.

Территориальные органы министерств и ведомств России выполняют как общегосударственные, так и региональные функции. Они представляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов РФ. Создание территориального органа производится соответствующим органом федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями субъектов РФ. Руководитель территориального органа назначается и освобождается соответствующим министерством или ведомством по согласованию с субъектом РФ.

Свою деятельность территориальные органы осуществляют под руководством федерального органа, а по вопросам, входящим в компетенцию субъекта РФ, - во взаимодействии с их соответствующими исполнительными органами. Для предотвращения зависимости территориальных органов от администраций субъектов РФ, сращивания центральных и региональных элит в целях удовлетворения корыстных интересов 2 Возможен альянс капитала с региональной властью. Собственники капитала получают квоты, льготы, а чиновники - дивиденды. В США и ФРГ существуют подразделения, контролирующие и расследующие деятельность местных руководителей. В России до 1917 г. территориальные органы обслуживали по несколько регионов, при этом персонал управления отдельными структурами находился в ратных губерниях. создаются межрегиональные, общие для нескольких субъектов РФ представительства.

Основными принципами деятельности территориальных органов являются: разделение властей, разграничение предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, персональная ответственность, соблюдение законности. Функции территориальных органов определяются исходя из специфики деятельности соответствующих министерств и ведомств России с учетом конкретных особенностей регионов. Они участвуют в государственном регулировании экономического и социального развития субъектов РФ, разработке вариантов межрегиональной кооперации, реализации мер, направленных на углубление экономических реформ, и т.д.

Информацию для осуществления деятельности территориальные органы получают от министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов статистики, предприятий и организаций независимо от форм собственности.

Число территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти определяется количеством федеральных министерств и ведомств, имеющих свои представительства в субъекте Федерации, и может составлять несколько десятков. Основными из них являются подразделения силовых министерств, экономические службы, органы надзора.

Финансирование деятельности территориальных органов производится, как правило, за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ. Устанавливаются предельная численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов. Органы исполнительной власти субъектов РФ оказывают помощь территориальным органам в создании необходимых для работы условий.

Координация деятельности органов государственной власти субъектов РФ

Деятельность территориальных органов координирует полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе. Это исключает необходимость частого обращения в Москву при решении региональных вопросов.

При Президенте РФ образована комиссия по вопросам совершенствования государственного управления.

На комиссию возложены следующие функции:

  • обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в процессе принятия законов и других нормативных актов субъектов РФ;
  • выработка мер по обеспечению соответствия законов субъектов РФ Конституции и законам Российской Федерации;
  • устранение возможных разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также между представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ;
  • подготовка предложений по применению Президентом РФ согласительных процедур для разрешения таких разногласий.

В целях улучшения взаимодействия Правительства РФ с органами государственной власти субъектов РФ, повышения оперативности решений в заседаниях Правительства РФ по вопросам, затрагивающим интересы субъектов РФ, участвуют их руководители. На заседание Правительства РФ по итогам года приглашаются главы всех субъектов РФ.

Председатель Правительства РФ ежеквартально проводит рабочие совещания по актуальным вопросам с руководителями органов государственной власти субъектов РФ, еженедельно встречается с руководителями органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с утверждаемым графиком.

Органы власти субъектов РФ обеспечивают соответствие своей деятельности и принимаемых нормативных правовых актов федеральному законодательству. Установлена их ответственность за нарушение Конституции РФ, федеральных законов, игнорирование решений судов, в результате которых были созданы препятствия работе федеральных органов власти, местного самоуправления, нарушены права и свободы человека, охраняемые законом интересы юридических лиц. В случае, если судом установлено, что законодательным органом субъекта РФ принят такой акт, а этот орган не принял мер по исполнению решения суда об отмене акта. Президент РФ выносит предупреждение законодательному органу. Если в течение трех месяцев после предупреждения меры не приняты, то Президент РФ вносит в Государственную Думу проект закона о роспуске законодательного органа. Государственная Дума обязана в течение двух месяцев рассмотреть указанный проект.

Аналогично Президент РФ вправе действовать при таких же нарушениях в отношении главы субъекта РФ. Президент РФ может отрешить его от должности, что влечет за собой отставку возглавляемого им исполнительного органа власти. По мотивированному представлению Генерального прокурора РФ Президент РФ также вправе временно отстранить главу субъекта РФ от исполнения полномочий в случае предъявления ему обвинения в совершении тяжкого преступления.

Совершенствуется также финансовый контроль за деятельностью региональных органов власти. Во всех субъектах РФ открылись федеральные казначейства и контролируются бюджетные потоки. Берется под контроль Банка России банковская сеть на местах.

Высшим органом представительной и законодательной власти Российской Федерации является парламент - Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: нижней палаты - Государственной Думы, верхней - Совета Федерации. Они осуществляют законодательные функции, рассматривают и решают важнейшие государственные вопросы, формируют другие высшие государственные органы (правительство, судебные органы и т.п.) и имеют право контроля за деятельностью всего государственного аппарата (схема 19).

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной основе с четырехлетним сроком полномочий. Она избирается прямым всеобщим голосованием по смешанной системе. По Конституции Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя правительства и решает вопрос о доверии правительству. Однако парламентские полномочия нижней палаты по вопросу формирования исполнительной власти и контроля за ее деятельностью фактически оказываются ограниченными. Это выражается в том, что при определенной политической ситуации в стране Президент может распустить Государственную Думу, если последняя три раза подряд отклонила кандидатуру на должность Председателя правительства. По вопросу о доверии правительству тоже существуют свои “пределы”. Так, при повторном выражении недоверия правительству в течение трех месяцев Президент может принять решение либо об отставке правительства, либо о роспуске нижней палаты.

Совет Федерации формируется путем делегирования по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти (по количеству это составляет 178 делегатов). К ведению верхней палаты относятся вопросы, связанные с изменением границ между субъектами Федерации, назначением на должность судей Конституционного Суда (19 судей), Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, утверждением указов Президента о введении чрезвычайного положения, решением вопросов об использовании вооруженных сил за пределами страны и другие. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания образуют Счетную палату.

Главой государства является Президент. Он избирается всенародным прямым голосованием на 4 года и не более двух сроков подряд.

Полномочия Президента России подразделяются на полномочия в области государственного управления; в сфере законодательной деятельности; в судебной области; внешнеполитические полномочия; представительские; чрезвычайные.

Президент наделен правом участия в формировании правительства: он назначает Председателя правительства с согласия Государственной Думы, а также назначает и освобождает от должности заместителей Председателя правительства, федеральных министров, Руководителей комитетов и ведомств. Президент руководит деятельностью правительства, может председательствовать на его заседаниях, он принимает решения об отставке правительства с согласия нижней палаты.

Президент активно участвует в законодательном процессе. Законы, принятые Федеральным Собранием, передаются президенту, который подписывает их или возвращает в двухнедельный срок в парламент со своими возражениями для повторного обсуждения и голосования. В случае отклонения закона президентом и при повторном одобрении 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы закон подлежит подписанию президентом (в течение 7 дней). Глава государства обладает правом законодательной инициативы. Более того, следует отметить, что помимо президента этим правом обладает значительное количество субъектов политической системы это Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, правительство, представительные органы власти субъектов федерации, Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Но глава государства в особых случаях может использовать свое право обращения непосредственно к народу, а также объявить о референдуме по отдельным вопросам законодательной деятельности и таким образом решить вопросы, минуя парламент. Президент и сам издает большое количество нормативных актов (указов, реорганизационных актов, распоряжений и др.).

В практике деятельности высших государственных органов применяется ежегодное представление президентом докладов о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Президент может обратиться с посланием к гражданам страны.

Президент возглавляет Совет Безопасности России. Глава государства утверждает военную доктрину, обладает правом объявления чрезвычайного положения и использования вооруженных сил за пределами территории страны по решению Совета Федерации.

Внешнеполитические полномочия главы государства весьма обширны. Президент является высшим представителем страны в сфере внешних отношений и осуществляет руководство внешней политикой. Выезжая с официальными визитами за границу, он пользуется правом на особо торжественный прием, ему предоставляется целый ряд привилегий. Он считается представителем своей страны по праву и не нуждается для этого в специальных полномочиях. Президенту предоставляется право ведения международных переговоров и заключения международных договоров и соглашений (они вступают в силу после ратификации парламентом). Он также назначает и отзывает дипломатических представителей государств, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Высшими органами судебной власти в России выступают Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд.

Система федеральных органов исполнительной власти включает Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, а также отраслевые и межотраслевые органы: министерства, государственные комитеты, федеральные службы, межведомственные комиссии, советы и др. Правительство РФ разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает реализацию социально-экономических программ, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и др.

По Конституции РФ система органов исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливаются субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного права.

Разделение властей по вертикали предполагает существование представительных и законодательных органов субъектов Федерации, обладающих правом законодательной инициативы, и представительных органов местного самоуправления. По своему характеру это органы парламентского типа. Это означает, что, помимо профессионального состава (работы депутатов на постоянной основе) и постоянного характера работы, собрание представителей (дума, муниципальный комитет, городское собрание и др.) должны быть свободны от воздействия на них вышестоящих органов власти.

Представительные органы в пределах своей компетенции обсуждают и принимают решения по вопросам развития данного территориального сообщества, осуществляют контроль за работой Устных органов исполнительной власти и судов соответствующей ступени.

Органы местной исполнительной власти определяются населением самостоятельно для решения вопросов местного значения владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Главы местной администрации (мэр, губернатор) должны избираться населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права.

Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения. Кроме собственной компетенции, органы местного самоуправления могут выполнять некоторые государственные функции, под исполнение которых должны передаваться необходимые материальные и финансовые ресурсы. Передача функций должна носить договорной характер между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Таким образом, в Российской Федерации существует довольно разветвленная многоуровневая система органов представительной, законодательной и исполнительной власти. Дальнейшее развитие демократии, усиление местного самоуправления, расширение прав и возможностей граждан включает последующую децентрализацию государственного управления и последующее смещение управленческих функций с федерального на региональный и местный уровни