Лицензирование деятельности: когда оно нужно и как проводится процедура. Где выдают лицензии на медицинскую деятельность

В соответствии со ст. 9 Закона о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

лицензируемый вид деятельности в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии. В соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии составляет 300 рублей;

копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Законом о лицензировании установлен категорический запрет требования лицензирующим органом от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом о лицензировании. Таким образом, можно говорить о закрытом перечне документов, представляемых для лицензирования. Данное положение подтверждается и судебной практикой (Постановление ФАС Поволжского округа от 3 марта 2006 г. по делу N А12-20550/05-С15-5/30).

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке лицензионного контроля, предусмотренном ст. 12 Закона о лицензировании.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

В настоящее время большинство Положений о лицензировании отдельных видов деятельности содержит срок рассмотрения заявления 60 дней. Данное положение обусловлено тем, что указанные Положения были утверждены до принятия Федерального закона №80-ФЗ, которым срок рассмотрения лицензирующим органом уменьшен до 45 дней. В связи с этим применению подлежат нормы Закона о лицензировании.

Согласно ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за предоставление лицензии составляет 1000 рублей. Однако за предоставление лицензии за предоставление лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

за предоставление лицензии на осуществление деятельности по организации торговли в качестве фондовой биржи, лицензии на осуществление клиринговой деятельности, лицензии фондовой биржи - 100000 рублей за каждую лицензию;

за предоставление лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, лицензии на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов - 10000 рублей за каждую лицензию.

Перечислять госпошлину за получение лицензии фирма может только от своего имени по безналичному расчету. К такому выводу пришел Минфин в письме от 26 декабря 2005 г. №02-05-03/3452.

Чиновники указали, что компании обязаны самостоятельно уплачивать налоги (п. 1 и 5 ст. 45 НК РФ). Следовательно, пошлина не может быть внесена физическим лицом наличными деньгами через Сбербанк. Однако судебная практика сложилась по-иному: суды подтверждают, что пошлину можно уплатить и через Сбербанк, если правильно оформить платежку (в графе «Принято от…» нужно указывать наименование организации, а не фамилию лица, вносящего денежные средства).

В соответствии со ст. 10 Закона о лицензировании в решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются:

наименование лицензирующего органа;

полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности, указанных в п. 2 ст. 17 Закона о лицензировании);

срок действия лицензии;

идентификационный номер налогоплательщика;

номер лицензии;

дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Документ, подтверждающий наличие лицензии, оформляется на бланке соответствующего лицензирующего органа - федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. №208 «Об утверждении формы документа, подтверждающего наличие лицензии», в двух экземплярах, один из которых направляется (вручается) соискателю лицензии, другой хранится в лицензионном деле лицензиата.

С 1 июля 2006 г. оформление предоставляемых (переоформляемых) лицензий осуществляется по указанной форме, за исключением тех видов деятельности, лицензирование которых прекращается с 1 января 2007 г.

Статьей 9 Закона о лицензировании установлены следующие основания отказа в предоставлении лицензии:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Данное положение Закона о лицензировании подтверждается и арбитражной практикой.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

Таким образом, можно говорить о том, что Законом о лицензировании установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении лицензии. Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31 марта 2004 г. по делу N Ф04/1637-339/А03-2004 говорится о том, что отказ в предоставлении лицензии на занятие сыскной деятельностью при отсутствии других оснований по тому мотиву, что юридические лица (кроме объединений частных детективных предприятий) не имеют права на получение указанной лицензии, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы истца в сфере предпринимательской деятельности. В данном случае истцу удалось отстоять свое право на занятие указанным видом деятельности, настаивая только на формальном основании, а именно: Законом о лицензировании установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении лицензии.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие. Соискатель вправе обратиться в вышестоящий орган либо в суд. При этом отказ вышестоящего органа не препятствует разрешению дела по существу в суде.

В настоящее время лицензирование видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется в соответствии с новым Порядком лицензирования ФСФР России, утвержденным Приказом ФСФР России от 6 марта 2007 г. №07-21/пз-н.

Как и действовавший ранее нормативный правовой акт ФСФР России, новый Порядок лицензирования ФСФР России регулирует отношения, возникающие между ФСФР России и юридическими лицами в связи с осуществлением лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, перечисленных в гл. 2 Закона «О рынке ценных бумаг». В нем сохранены все основные требования к процедуре лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также основные лицензионные требования и условия ее осуществления, которые были установлены в действовавшем ранее Порядке лицензирования ФСФР России. Немногочисленные изменения в основном имеют «косметический» характер. Рассмотрим наиболее значимые из них.

  • 1. Изменился срок выдачи лицензии соискателю, который не имел лицензии на осуществление профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг. Ранее при первичном обращении за получением лицензии соискателю лицензии выдавалась лицензия сроком действия три года. Лицензия без ограничения срока действия могла быть выдана только на тот вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, на осуществление которого у соискателя имелась лицензия сроком действия три года на момент принятия решения ФСФР России о выдаче лицензии без ограничения срока действия. Теперь уже при первичном обращении за получением лицензии соискателю сразу выдается лицензия без ограничения срока действия (п. 1.6). Те же организации, которые в свое время получили срочную лицензию, вправе получить бессрочную лицензию (п. 2.16). Для этого им необходимо представить в ФСФР России следующий комплект документов: заявление на выдачу лицензии, составленное на бланке соискателя лицензии; анкету, заполненную на основании данных по состоянию на дату представления заявления (наименование и место нахождения соискателя лицензии, указываемые в анкете, должны соответствовать сведениям, указанным в учредительных документах соискателя лицензии); платежное поручение (квитанция в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты соискателем лицензии государственной пошлины, взимаемой в соответствии с Налоговым кодексом РФ (документ должен содержать отметку банка об исполнении соискателем лицензии обязанности по уплате государственной пошлины). Документы следует представить в ФСФР России не ранее чем за 30 рабочих дней до даты окончания срока действия лицензии. Установлено, что ФСФР России должна рассматривать представленные документы в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их представления.
  • 2. Расширен перечень оснований для допуска лиц к руководству текущей деятельностью профессионального участника рынка ценных бумаг. Ранее занимать должность единоличного исполнительного органа лицензиата было вправе лицо, имеющее опыт (не менее 1 года) руководства отделом или иным подразделением профессионального участника рынка ценных бумаг, саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг или федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Теперь руководить деятельностью профессионального участника рынка ценных бумаг вправе также и те лица, которые имеют годовой опыт руководства отделом или иным подразделением организаций, осуществляющих деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Должностными обязанностями такого лица должно было быть предусмотрено принятие (подготовка) решений по вопросам в области финансового рынка (пп. 3.1.6). Документы, подтверждающие соответствие единоличного исполнительного органа данному требованию, представляются соискателем в комплекте документов для лицензирования, направляемом в ФСФР России (пп. 2.1.15).
  • 3. Ранее лицензиат, совмещающий профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг с оценочной деятельностью и / или оказывающий услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг, должен был иметь самостоятельное структурное подразделение, к исключительным функциям которого относится осуществление оценочной деятельности и / или оказание услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг. Теперь осуществление оценочной деятельности лицензиатом не требует создания в его организационной структуре специального подразделения, осуществляющего этот вид деятельности. При этом в случае, если лицензиат совмещает профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг с оказанием услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг, то самостоятельное структурное подразделение, к исключительным функциям которого относится оказание услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг, по-прежнему должно быть создано.
  • 4. Установлено, что при повторном представлении комплекта документов в лицензирующий орган для получения лицензии государственная пошлина, взимаемая в соответствии с Налоговым кодексом РФ за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, оплачивается соискателем лицензии повторно (п. 2.19).
  • 5. Уточнен порядок принятия решения об аннулировании лицензии по инициативе лицензиата. В частности, установлены случаи, когда решение об аннулировании лицензии не может быть принято. Такое решение не может быть принято в период проведения лицензирующим органом (его региональным отделением) выездной проверки, которая не завершена, либо по итогам проведения которой лицензирующим органом (его региональным отделением) не принято решение. Также решение об аннулировании лицензии по инициативе лицензиата не может быть принято, если действие соответствующей лицензии лицензиата приостановлено (п. 6.11). При этом изменен срок уведомления о решении лицензирующего органа об аннулировании либо об отказе в аннулировании лицензии. Если ранее такое уведомление должно было направляться лицензиату в течение трех рабочих дней с даты его принятия с указанием оснований аннулирования, либо отказа в аннулировании лицензии, то теперь - в течение пяти рабочих дней (п. 6.11).
  • 6. Изменен порядок выдачи бланков лицензий лицензиату. Ранее лицензиат мог получить бланк лицензии как непосредственно в ФСФР России, так и в ее территориальном органе. Теперь же бланк лицензии выдается исключительно территориальными органами ФСФР России (п. 7.3).

Перечисленными выше новеллами исчерпываются практически все отличия нового Порядка лицензирования ФСФР России.

В нашей стране начинающие предприниматели вправе свободно выбирать сферу своей будущей деятельности. Однако со стороны органов государственной власти к гражданам, выступающим в таком качестве, предъявляется ряд требований. Для осуществления отдельных видов предпринимательства требуется специальное разрешение от уполномоченных органов. Это касается тех сфер, которые напрямую связаны с риском для жизни и здоровья людей. Стоит остановиться подробнее на том, что представляет собой процедура лицензирования, для каких видов деятельности она обязательна и каков порядок получения этого документа.

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Отдельные виды предпринимательской деятельности на территории нашей страны подлежат специальному лицензированию. Это означает, что предприниматель вправе осуществлять подобную деятельность только после получения разрешения (лицензии), выдаваемого уполномоченными органами власти.

Лицензия - специальный документ, наделяющий соискателя правом заниматься конкретным видом деятельности.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что лицензированием называют предоставление лицензий субъектам предпринимательской деятельности. Однако это не единственная функция лицензирующих органов.

Реализация алкоголя является одним из видов деятельности, подлежащим обязательному лицензированию

Лицензирование связано также с такими действиями:

  • переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • приостановлением действия лицензий в случае нарушения предпринимателями лицензионных требований и условий;
  • возобновлением или прекращением действия лицензий;
  • аннулированием лицензий;
  • контролем лицензирующих органов за соблюдением предпринимателями соответствующих лицензионных требований и условий;
  • ведением реестров лицензий;
  • предоставлением заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется с целью предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства.

Процедура лицензирования отдельных видов деятельности регулируется рядом нормативно-правовых актов.

Таблица: основные документы, регламентирующие лицензирование в РФ

Наименование нормативного акта Характеристика
Гражданский кодекс РФ. Содержит положение, согласно которому юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании лицензии (ч. 3 п. 1 ст. 49). Эта норма ГК РФ предопределена положениями Конституции РФ (ст. 8, 34, ч. 3 ст. 55) и является основополагающей в системе нормативно-правового обеспечения лицензирования предпринимательской деятельности.
ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Основной законодательный акт, регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» Регламентирует предоставление лицензии на медицинскую деятельность.
Постановление и федеральные законы регулируют фармацевтическую деятельность.
ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395–1 (действующая редакция от 04.10.2014). Согласно этому закону лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдаётся Центральным банком РФ после её государственной регистрации.
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изменениями и дополнениями от 2 ноября 2013 г.). Предусматривает, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции, которые чётко перечислены в ст. 18. В названном Законе определён порядок выдачи лицензий и установлено, что документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.
Закон РФ от 27.11.1997 № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2014 г.). Регулирует вопросы лицензирования деятельности субъектов страхового дела.

Перечень документов, регламентирующих лицензирование в нашей стране, не исчерпывается представленным выше. Как правило, каждый вид деятельности имеет собственный свод нормативно-правовых актов, на которые и ориентируется предприниматель.

Органы, осуществляющие лицензирование бизнеса

Выдачей лицензий занимаются органы исполнительной власти субъектов России или органы местного управления, ответственные за сферу деятельности, подлежащую лицензированию.

Таблица: перечень лицензирующих органов

За выдачу лицензий в сфере медицинской и фармацевтической деятельности отвечают Россельхознадзор и Росздравнадзор

Виды деятельности, подлежащие лицензированию

Исчерпывающий список таких видов деятельности представлен . Рассмотрим наиболее распространённые виды лицензируемой предпринимательской деятельности.

Таблица: перечень видов деятельности, для которых необходима лицензия

Вид деятельности Коды ОКВЭД
Производство, продажа и использование фармацевтических средств и медицинской техники, медицинского обслуживания 46.46, 47.73, 21.20
Воспитательная и образовательная деятельность 85.1–85.42.9
Страховой и таможенный бизнес 69.10, 65
Частные охранные предприятия и детективные агентства 80.1–84.24, 70.90, 80.30
Услуги связи 61.10
Изготовление и продажа алкоголя 51.34
Бизнес, связанный с использованием природных ресурсов 01–09.90
Железнодорожные и международные грузоперевозки 60.10, 63
Архитектурное и инженерное строительство, реставрационные работы 71.1–71.20.9
Бизнес в сфере международного сотрудничества (турагентства, туроператоры) 79.11–79.90.32

Одним из самых распространённых видов деятельности, подлежащих лицензированию, является оказание образовательных услуг

Видео: лицензирование всех видов деятельности по обращению с отходами

Порядок получения лицензии ИП

Получение лицензии на определённый вид предпринимательской деятельности требует от соискателя соответствия некоторым требованиям. В зависимости от статуса юридического лица или ИП, а также вида его предпринимательской деятельности, правила получения могут различаться.

В большинстве случаев лицензирования соискатель лицензии должен удовлетворять следующим определённому требованию или комплексу требований. Например:

  • иметь недвижимость, транспорт, оборудование и т. д.;
  • содержать активный рабочий штаб;
  • иметь профессиональное образование, стаж работы и т. д.;
  • иметь сформированный капитал.

Следует принять во внимание, что некоторые виды деятельности запрещены для индивидуального предпринимательства. Это касается:

  • банковских операций при создании банка;
  • деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Если гражданин зарегистрирован в качестве ИП и соответствует выдвигаемым требованиям, он может приступать к получению лицензии. Процесс можно схематично представить в виде инструкции.

Заявление на предоставление лицензии

На первом этапе предприниматель пишет заявление с просьбой предоставить ему лицензию для выбранного им вида деятельности. Образец заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя .

В заявлении ИП указывает данные такого рода:

  • личные данные предпринимателя (паспортные данные);
  • контактную информацию (номер телефона, электронный адрес);
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРИП);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины за предоставление лицензии;
  • вид деятельности с указанием выполняемых работ, услуг.

В заявлении о предоставлении лицензии обязательно указывается идентификационный номер налогоплательщика

Сбор документов

  • паспорта;
  • ксерокопии свидетельства о государственной регистрации ИП;
  • заверенной нотариусом копии ИНН или оригинала ИНН и незаверенной копии;
  • заявления на получении лицензии;
  • данных о квалификации сотрудников (если это требуется).

Стоит иметь в виду, что перечень документов может быть расширен. Поэтому лучше заранее уточнить, какие документы необходимы в этом случае.

Свидетельство о государственной регистрации ИП является одним из документов, предоставляемых гражданином в лицензирующий орган

Оплата госпошлины

Затем ИП оплачивает государственную пошлину за рассмотрение лицензирующим органом его заявки и прикладывает к пакету документов квитанцию об оплате. Размер госпошлины будет зависеть от конкретного вида деятельности. Как правило, госпошлина взимается в размере 7500 руб., но в некоторых случаях лицензия обходится дороже.

Подача документов в лицензирующий орган

Вся документация принимается лицензирующим органом по описи, на копии которой ставится отметка о дате приёма.

Экземпляр описи с отметкой о дате приёма вручается заявителю либо передаётся ему тем способом, каким документы были получены

В течение трёх рабочих дней лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления или о его возврате, если документы не соответствуют требованиям (например, предоставлены не в полном объёме). Если принято решение о возврате заявления, соискателю направят уведомление о необходимости устранения нарушений в течение 30 дней.

Уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений направляется предпринимателю заказным письмом или в форме электронного документа

Получение готового документа

После того как заявление на выдачу лицензии приняли, в срок до 45 рабочих дней выносится решение о выдаче лицензии. Итоговое решение оформляется приказом лицензирующего органа. Лицензию выдадут в течение 3 рабочих дней после её подписания и регистрации.

Решение о выдаче требуемого документа принимается только при соответствии лицензиата всем выдвигаемым требованиям

В случае получения отказа предприниматель имеет право обжаловать такое решение в суде.

Стоит иметь в виду, что лицензия на право ведения определённой деятельности выдаётся конкретному ИП. Закон не предусматривает права её передачи другому лицу.

В случае утери бланка бизнесмен имеет право обратиться в местный распорядительный орган с просьбой о выдаче дубликата.

Договор комплексной предпринимательской лицензии: понятие, значение, правовые особенности

Договор комплексной предпринимательской деятельности (франчайзинг) - это предоставление одной стороной (фирмой, продающей свою франшизу) другой стороне (покупателю франшизы) совокупности прав.

Такие права предоставляются за вознаграждение. Они включают право использования фирменного наименования правообладателя, секретов производства, а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т. п.). Договор франчайзинга должен быть также зарегистрирован. Регистрация его производится в том же органе, где зарегистрирован владелец исключительных прав.

Правообладатель комплекса исключительных прав обязан:

  • обеспечить передачу пользователю всего комплекса исключительных прав по договору, проинструктировать пользователя по вопросам осуществления прав, предоставить иную информацию, необходимую для осуществления этих прав;
  • обеспечить регистрацию договора франчайзинга;
  • оказывать пользователю постоянную помощь в использовании переданных по договору исключительных прав, включая содействие в обучении и повышении квалификации персонала;
  • контролировать качество производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг пользователем на основании договора франчайзинга.

Пользователь таких прав обязан:

  • использовать комплекс полученных им исключительных прав в строгом соответствии с условиями договора;
  • выплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение;
  • производить товары, выполнять работы, оказывать услуги такой же надёжности и аналогичного качества, как это всё делает непосредственно правообладатель;
  • обеспечивать покупателей (заказчиков) всеми теми же услугами, какие следовало бы ожидать и непосредственно от правообладателя;
  • не допускать передачи полученных объектов исключительных прав другим лицам без согласия правообладателя.

Рассматриваемый договор прекращается в результате истечения его срока действия. Возможно также и досрочное прекращение по обоюдному соглашению сторон.

Договор комплексной предпринимательской лицензии расторгается в одностороннем порядке в случаях:

  • неисполнения одной из сторон условий договора;
  • прекращения принадлежащих правообладателю прав на оформленное наименование, товарный знак и т. п.;
  • изменения фирменного наименования и других принадлежащих правообладателю исключительных прав (в этом случае действует односторонний отказ пользователя от исполнения договора);
  • заключения договора без указания срока (расторжение договора при такой ситуации может последовать от контрагента в любое время);
  • невыполнения правообладателем своих обязанностей по обновлению технологий, обучению персонала и т. д.;
  • несоблюдения правил сохранения коммерческой тайны, требований по охране интеллектуальной собственности правообладателя;
  • несвоевременной уплаты вознаграждения пользователем;
  • объявления правообладателя или пользователя банкротами.

Действие лицензии по времени и территориально

В большинстве случаев лицензия выдаётся на неограниченный срок, т. е. является бессрочным документом. Однако в некоторых случаях предусмотрено ограничение сроков действия лицензий.

Примеры ограничений сроков действия по виду деятельности:

  • на аудиторскую деятельность - 5 лет;
  • на розничную торговлю алкогольной продукцией - от 1 до 5 лет;
  • на работу с государственной тайной - до 5 лет по запросу заявителя;
  • на оказание услуг связи - от 3 до 25 лет;
  • на пассажирские перевозки внутри РФ - 5 лет (при первом обращении);
  • на ношение и хранение оружия - 5 лет.

Срок действия лицензии по его окончании может быть продлён по заявлению предпринимателя.

ИП вправе начать осуществление своей деятельности со следующего дня после утверждения выдачи на него лицензии. Предпринимательская деятельность может осуществляться на всей территории России вне зависимости от места её выдачи, а также в местах юрисдикции РФ.

Стоит иметь в виду, что деятельность, на которую распространяется лицензирование, проверяется контролирующими органами.

В зависимости от типа лицензий государственные структуры проводят проверки ИП с различной интенсивностью. Проверки основаны на обращении физических или юридических лиц по фактам возможных нарушений в работе бизнесмена. По материалам проверки составляется соответствующий акт.

Если в течение 1 календарного года ИП получает более двух негативных отзывов по результатам проверки, местный распорядительный орган имеет право аннулировать выданную лицензию.

Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в случаях:

  • нарушения лицензионных требований и условий, создающих непосредственную угрозу жизни или здоровью граждан;
  • невыполнения предпринимателем предписаний лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений;
  • непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии или выдаче дубликата лицензии взамен утраченной.

Сведения о приостановлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

Действие лицензии возобновляется после выполнения предпринимателем всех предписаний по решению лицензирующего органа со дня:

  • следующего за днём истечения срока исполнения вновь выданного предписания;
  • следующего за днём подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.

Сведения о возобновлении действия лицензии также вносятся в реестр лицензий. Если установленные предписания так и не были выполнены, уполномоченный орган выносит решение об аннулировании лицензии.

Ответственность за осуществление деятельности без лицензии

За осуществление деятельности без лицензии законодательство предусматривает различные виды ответственности:

  • штрафные санкции (на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей);
  • конфискацию нелегально полученного дохода;
  • лишение права заниматься определёнными видами деятельности;
  • участие в общественных работах на срок от 180 до 240 часов;
  • арест на срок от 4 до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 3 лет.

На предпринимателей за отсутствие лицензий может распространяться не только административная ответственность, но и уголовная

Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию.

Если говорить об ответственности, в качестве примера можно привести судебный акт от 1 августа 2006 г. по делу № 3–2/06, согласно которому Архангельская региональная общественная организация «Духовное возрождение северян» подлежала ликвидации. Данная организация, применяя при проведении лекций и медитаций методы психологического и психотерапевтического воздействия, осуществляла медицинскую деятельность, не имея соответствующей лицензии. Таким образом, была нарушена ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Проведение массовых медитаций в целях физического и духовного оздоровления является нарушением ч. 6 ст. 57 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», запрещающей проведение сеансов массового целительства. Данные нарушения закона являются грубыми, что в соответствии со ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях» и п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ служат основанием для ликвидации организации.

Процедура лицензирования сочетает в себе совокупность действий, связанных с предоставлением, приостановлением, возобновлением, аннулированием лицензий и переоформлением документов, подтверждающих их наличие. Это вид государственного контроля, направленного на защиту прав и интересов граждан, их здоровья и нравственности, а также национальной безопасности. Для осуществления отдельных видов предпринимательства получение разрешения считается обязательным, отсутствие же лицензии ведёт к административной и уголовной ответственности.

В сентябре 2013 г. вступила в силу новая редакция закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3. Наряду с остальными положениями, значительным изменениям подверглась статья о лицензировании образовательных организаций. Этот пункт крайне важен, поскольку учебные центры (школы танцев, курсы иностранных языков, йога-студии, центры творчества) функционируют в общей системе образования.

Каким организационно-правовым формам необходима лицензия?

Согласно Закону, лицензированию подлежат практически все организации, ведущие образовательную деятельность (ст. 91, п. 2): «Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно».
Еще одно новшество – индивидуальные предприниматели, привлекающие к осуществлению образовательной деятельности иных педагогических работников, должны были получить лицензию до 01.01.2014 г. (ст. 108, п. 10).

Какая деятельность подлежит лицензированию?

Спектр видов образования, согласно новому закону «Об образовании», достаточно широк (ст. 91, п. 1): «Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования». Лицензия на курсы иностранных языков необходима так же, как и для школы танцев.

Кто выдает лицензию?

Выдача образовательных лицензий происходит на двух уровнях (ст. 91, п. 3): «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования». Таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. В Москве исполнительным органом является Департамент образования города Москвы.

Перечень необходимых документов

  • Устав (нотариально заверенная копия);
  • Свидетельства о государственной регистрации и вносимых изменениях (нотариально заверенные копии);
  • Решение о создании и изменениях (копии, заверенные руководителем);
  • Правоустанавливающие документы на помещения, задействованные в образовательном процессе;
  • Сведения об организации образовательного процесса (сформировать файл):
  • 1.1. Наименование программы.
    1.2. Срок освоения.
    1.3. Вид, уровень образования.
    1.4. Преподаватель, ведущий.
    1.4.1. Ф.И.О.
    1.4.2. Базовое образование, повышение квалификации, переподготовка.
    1.4.3. Ученая степень, квалификационная категория, почетное звание.
    1.4.4. Педагогический стаж общий (из них по данной дисциплине).
    1.4.5. Основное место работы, должность; условия привлечения к трудовой деятельности в организации.
  • Материально-технические средства, которые используются (компьютеры, проекторы, библиотечный ресурс и т.п.).
  • Заключения СЭС и МЧС.

  • Для индивидуальных предпринимателей данный список актуален, за исключением пунктов, относящихся к юридическим лицам (Устав, Решение о создании).

    Сроки и оплата

    Срок подготовки документов на лицензирование – от 3 рабочих дней. Срок рассмотрения документов лицензирующим органом составляет 45 рабочих дней. Лицензионный сбор (с 2013 г.) составляет 6000 руб. Отдельно оплачивается счет по работе экспертной комиссии (порядка 6000 руб.)

    К какому сроку необходимо иметь лицензию?

    Для индивидуальных предпринимателей срок оформления лицензии 1 января 2014 года. Все остальные виды организаций обязаны оформить лицензию до 1 января 2016 года. Действие лицензий на образовательную деятельность, выданных ранее, продолжается. Переоформить их необходимо до 01.01.2016 г. (ст. 108, п. 9).

    Стоит ли обращаться к посредникам?

    За оформление образовательной лицензии фирмы-посредники берут от 30 000 руб. до 100 000 руб. Если фирма-посредник работает без использования коррупционных схем, тогда Вам все равно придется собирать весь пакет документов, и времени Вы не сэкономите. Фирма-посредник лишь помогает определить список документов. Проверка ваших помещений со стороны МЧС и СЭС также займет положенное время. Получить образовательную лицензию очень быстро не получится. Если фирма-посредник обещает оформить лицензию «под ключ» за 2 дня, в этом случае Вы, заказывая их услуги, поддерживаете коррупцию. Для проведения предварительной экспертизы документов можно сходить на бесплатную 15-минутную консультацию в департамент образования. Вам грамотно расскажут все детали, но придется постоять в очереди минут 30-40.

    Наказания за работу без лицензии

    За осуществление образовательной предпринимательской деятельности без лицензии можно быть привлеченным к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ. Наказанием по этой статье может быть штраф до 300 тысяч рублей, обязательные работы до 480 часов, арест на срок до полугода. Если будет доказано, что деятельность осуществлялась группой лиц по предварительному сговору, то штрафы могут достигать 500 тысяч рублей, а осуждение к принудительным работам и лишению свободы на срок до 5 лет.

    Можно ли выдавать ученикам сертификаты?

    П.15 статьи 60 прямо говорит, что теперь учебные центры имеют право выдавать любые документы, которые только можно выдумать: хоть грамоты, сертификаты или справки, даже медали: «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно».

    Случай из практики - тренинговый центр

    «Когда начали заполнять документы, то выяснили много интересных подробностей, например, учебную программу можно указывать любую. Основное время ушло на инспекцию помещений, пришлось даже измерять уровень микробов и показывать план эвакуации при пожаре. Не говорите СЭС, что Вы используете компьютеры! Иначе могут заставить измерять уровень излучения. Кстати, лицензия выдается бессрочная. Но, если срок аренды помещения ограничен, тогда лицензию могут дать на срок аренды».
    Анастасия Фомина, руководитель тренингового центра «Национальный проект», Москва

    Ещё один случай из практики - курсы иностранных языков

    «Проверка помещений – совершенно непредсказуемый процесс, может занять несколько недель, это как повезет. Все остальное довольно просто, на сбор остальных документов ушел всего один день. Получить образовательную лицензию для курсов иностранных языков оказалось проще, чем мы думали».
    Кристина Гугняева, руководитель курсов иностранных языков «Deutschkurse», Москва

    Резюме

  • образовательная лицензия необходима всем юридическим формам, кроме индивидуальных предпринимателей, которые не нанимают преподавателей
  • лицензия необходима всем видам учебных центров: курсам иностранных языков, школам танцев, тренинговым центрам и прочим.
  • лицензию необходимо оформить до 1 января 2016 года. Для индивидуальных предпринимателей срок 1 января 2014 года.
  • обращаться к посредникам не стоит. Легальным путем посредники не смогут быстро получить одобрение МЧС и СЭС.
  • самый сложный этап – получение справок от МЧС и СЭС для ваших помещений
  • обычно на весь процесс подготовки документов уходит 1-2 недели
  • Получение лицензий на образовательную деятельность – достаточно трудоемкий процесс. Вместе с тем, ее наличие необходимо для работы и, в итоге, дает обладателю ряд преимуществ:
  • - легализует деятельность образовательного учреждения;
    - подтверждает должный уровень учебного центра (наличие аудиторий, средств обучения и т.д.), что укрепляет деловую репутацию организации;
    - дает право учебному центру выдавать своим слушателям документ собственного образца о прослушанных курсах, что является дополнительным маркетинговым инструментом.

    1. Используемые термины

    Исполнитель (Лицензиат) Акционерное общество «Региональный Сетевой Информационный Центр».

    Заказчик (Сублицензиат) - физическое или юридическое лицо, обратившееся к Исполнителю за услугой приобретения лицензии на Программу в соответствии с Договором об оказании услуг, заключенным с Исполнителем.

    Правообладатель (Лицензиар) – Общество с ограниченной ответственностью «1С-Битрикс», 127287 г. Москва, ул. Хуторская 2-я, д. 38А, стр. 9.

    Заказ - обращение Заказчика к Исполнителю по установленной Исполнителем форме, содержащее сведения, необходимые для получения Заказчиком лицензии на Программу.

    Программа – программа для ЭВМ (как в целом, так и ее компоненты), являющаяся представленной в объективной форме совокупностью данных и команд, в том числе исходного текста, базы данных, аудиовизуальных произведений, включенных Правообладателем в состав указанной программы для ЭВМ.

    Лицензия неисключительное право на использование Программы на условиях, определенных Правообладателем в Лицензионном соглашении с конечным пользователем, размещенным на сайте Лицензиара по адресу: https://www.1c-bitrix.ru/download/files/law/eula_bus.pdf.

    Услуга – предоставляемая Исполнителем Заказчику услуга по приобретению Лицензии на Программу.

    Лицензионный ключ – определенная последовательность символов, необходимая для активации (начала использования) Программы, которую Сублицензиат должен указать в специальном поле при инсталляции Программы.

    Лицензионное соглашение (Лицензионное соглашение с конечным пользователем) – соглашение между Лицензиаром и Сублицензиатом, условия которого принимаются Сублицензиатом во время инсталляции Программы и предусматривают порядок и правила эксплуатации Программы.

    2. Общие положения

    2.1. Исполнитель (Лицензиат) предоставляет Заказчику (Сублицензиату) на условиях настоящего Регламента Услуги по приобретению Лицензии на использование указанных в п.2.2. настоящего Регламента Программ в пределах и на условиях, установленных настоящим Регламентом и Лицензионным соглашением.

    2.2. Наименование Программ и стоимость Услуги указаны в . В стоимость Услуги также входит лицензионное вознаграждение за использование Сублицензиаром Программы. Описание Программ приведено в Приложении 1 к настоящему Регламенту.

    2.3. Лицензиат предоставляет Сублицензиату, заключившему с Лицензиатом Договор об оказании услуг (далее и ранее – «Договор»), Лицензию на условиях, указанных в настоящем Регламенте и Лицензионном соглашении. Заключению Договора предшествует процедура регистрации Сублицензиата в базе данных Лицензиата. Сублицензиат самостоятельно выбирает и регистрирует индивидуальные административный и технический пароли, обеспечивает их конфиденциальность, несет ответственность за все действия, произведенные с использованием паролей.

    2.4. Все предоставленные Сублицензиатом при регистрации в базе данных Лицензиата сведения должны быть достоверными и актуальными. В случае предоставления Сублицензиатом недостоверных сведений Лицензиат вправе отказать Сублицензиату в предоставлении Лицензии.

    2.4.1. Лицензиат, в случае возникновения сомнений в достоверности либо актуальности предоставленных Сублицензиатом данных, вправе в течение всего срока действия Лицензии запросить дополнительные сведения и (или) потребовать подтверждения предоставленных. Запрос направляется Сублицензиату по каналам связи.

    2.5. Сублицензиат и Лицензиат признают юридическую силу уведомлений и сообщений, направленных Лицензиатом в адрес Сублицензиата на указанные им в Договоре, иных документах адреса электронной почты. Такие уведомления и сообщения приравниваются к сообщениям и уведомлениям, исполненным в простой письменной форме, направляемым Лицензиатом на почтовые адреса Сублицензиата. Лицензиат и Сублицензиат, в случае возникновения каких-либо разногласий по фактам отправления, получения сообщений, времени их направления и содержания, договорились считать свидетельства архивной службы Лицензиата достоверными и окончательными для разрешения разногласий между указанными лицами.

    2.6. Лицензиат предоставляет Сублицензиату Лицензию только при наличии технической возможности. Лицензиат не несет ответственности за сбои в предоставлении Лицензии, связанные с обстоятельствами, находящимися вне зоны компетенции, влияния и контроля Лицензиата, в том числе за качество соединения с сетью Интернет, зависящее от качества функционирования сетей других провайдеров, политики обмена трафиком между провайдерами, функционирования оборудования и программного обеспечения Сублицензиата. Лицензиат несет ответственность перед Сублицензиатом за непредоставление или несвоевременное предоставление Лицензии только по вине Лицензиата.

    2.7. Лицензиат не несет ответственности перед Сублицензиатом за упущенную выгоду и другие косвенные убытки, понесенные Сублицензиатом вследствие непредоставления или несвоевременного предоставления Лицензиатом Лицензии. При наличии документально подтвержденного прямого ущерба, понесенного Сублицензиатом, размер ответственности Лицензиата определяется размером причиненного Сублицензиату ущерба, но не может превышать стоимости Лицензий, приобретенных Сублицензиатом у Лицензиата за период причинения ущерба.

    2.8. Лицензиат не несет ответственности за выполнение Лицензиаром (Правообладателем) обязательств по предоставлению расширенных возможностей Лицензии (обновление Программы, техническая поддержка), которые оказываются непосредственно Лицензиаром на основании Лицензионного соглашения, не контролируются Лицензиатом и не являются зоной его ответственности.

    2.9. Лицензиат гарантирует, что обладает всеми необходимыми правами на Программу для правомерного ее предоставления Сублицензиату.

    2.10. В случае нарушения Сублицензиатом условий Лицензионного соглашения, Лицензиар вправе расторгнуть Лицензионное соглашение во внесудебном одностороннем порядке. С момента расторжения Лицензионного соглашения по инициативе Лицензиара Сублицензиат не вправе использовать Программу.

    3. Заказ Услуги, порядок исполнения Заказа

    3.1. Заказ Услуги является согласием Сублицензиата с условиями настоящего Регламента и Лицензионного соглашения.

    3.2 Заказ Услуги осуществляется Сублицензиатом на веб-сервере Лицензиата по адресу: https://www..

    3.3. При формировании Заказа Лицензии Заказчик самостоятельно выбирает ее параметры.

    3.4. Заказчик может аннулировать (отменить) Заказ на веб-сервере Лицензиата в разделе «Для клиентов» («Заказы», «Журнал заказов», «Очередность исполнения, удаление заказов») до начала исполнения Заказа.

    3.5. Иные вопросы исполнения Заказов, в том числе готовности Заказов к исполнению, регулируются в Приложении 4 к Договору.

    3.6. Лицензия на Программу предоставляется на весь срок действия исключительных прав на Программу (ст.1281 Гражданского кодекса Российской Федерации) на условиях, изложенных в Лицензионном соглашении, если иной срок не указан в Приложении 2 к Договору.

    3.7. Территория, на которой допускается использование Сублицензиатом Программы, указывается в Лицензионном соглашении.

    3.8. Сублицензиат имеет право в рамках каждой Лицензии использовать одну копию Программы путем ее воспроизведения исключительно посредством инсталляции и/или запуска в порядке, определенном пользовательской (технической) документацией, а также Лицензионным соглашением.

    3.9. Сублицензиат обязуется соблюдать исключительные права Правообладателя на Программу, а также порядок и условия использования Программы, содержащиеся в Лицензионном соглашении.

    3.10. Сублицензиат не вправе использовать Программу за пределами предоставленных ему прав и/или способами, не указанными в настоящем Регламенте и Лицензионном соглашении.

    4. Стоимость и порядок оплаты Услуги

    4.1. Стоимость Услуги, включающая вознаграждение Лицензиата за использование Сублицензиаром Программы, установлена в Приложении 2 к Договору. Сублицензиат обязуется своевременно оплачивать Услугу в соответствии с типом выбранной Лицензии.

    4.2. Лицензиат предоставляет Сублицензиату Лицензию в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с момента оплаты Сублицензиатом стоимости Услуги в порядке, установленном Приложением 4 к Договору.

    4.3. Обязательства Сублицензиата по оплате Услуги считаются неисполненными, если в течение срока действия Лицензии Лицензиат осуществил возврат денежных средств по требованию платежной системы, посредством которой Сублицензиат произвел оплату. В этом случае Лицензиат вправе отозвать предоставленную Лицензию с момента вышеуказанного возврата денежных средств.

    4.4. Иные условия оплаты, порядка выставления счетов, счетов-фактур и актов, блокировки денежных средств для оплаты вознаграждения регулируются Приложением 4 к Договору.

    5. Порядок предоставления Услуги

    5.1. Услуга считается оказанной, а Лицензия на Программу считается предоставленной Сублицензиату с момента передачи (отправки на контактный адрес электронной почты) Лицензионного ключа.

    5.2. В течение 1 (одного) года с момента активации Программы Лицензионным ключом Лицензиар предоставляет Сублицензиату расширенные возможности Лицензии (далее – «Расширение лицензии»), включающие в себя возможность получения обновлений Программы, а также техническую поддержку работоспособности Программы на условиях Лицензиара: приоритетная техническая поддержка со сроком ответа не более 6 (шести) рабочих часов (рабочие дни с понедельника по пятницу с 10.00 до 19.00 по московскому времени, за исключением выходных и нерабочих праздничных дней), система резервного копирования.

    5.2.1. Если Лицензионный ключ не был активирован в течение 6 (шести) месяцев с даты его передачи согласно п.5.1. настоящего Регламента, по истечении 6 (шести) месяцев Расширение лицензии активируется автоматически и действует в течение 1 (одного) года с даты этой активации.

    5.3. Если по истечении срока, указанного в п. 5.2. Регламента, Сублицензиат планирует использовать Расширение лицензии в течение последующего года, необходимо сформировать заказ на продление «Расширенной лицензии» и оплатить его в порядке, установленном в Приложении 4 к Договору. Размер вознаграждения за Расширенную лицензию на соответствующую Программу указан в Приложении 2 к Договору. Количество подобных продлений не ограничено.

    6. Особые условия

    6.1. В случае предъявления в отношении Сублицензиата исков или иных претензий третьих лиц, связанных с правомерностью использования им Программы, Сублицензиат должен незамедлительно информировать Лицензиата обо всех предъявленных исках и претензиях и предоставить всю необходимую информацию, касающуюся этого спора.

    6.2. Программа и сопутствующая документация к ней предоставляются Сублицензиату в соответствии с общепринятым в международной практике принципом «как есть» («as is»), т.е. за проблемы, возникающие в процессе установки, обновления, поддержки и эксплуатации Программы (в том числе проблемы совместимости с другими программными продуктами, пакетами, драйверами и др.; проблемы, возникающие из-за неоднозначного толкования сопроводительной документации, несоответствия результатов использования Программы ожиданиям Сублицензиата и т.п.), Лицензиат ответственности не несет.

    6.3. Лицензиат имеет право не принимать новые заказы Сублицензиата, в случае если Сублицензиат нарушает условия и порядок использования Программ, предусмотренные настоящим Регламентом и Лицензионным соглашением, в том числе в случаях предоставления сублицензий третьим лицам без письменного разрешения Правообладателя.

    6.4. Лицензиар вправе отказать Сублицензиату в предоставлении Лицензии в любое время без объяснения причин.