Схему понятие и виды коррупционных рисков. Методология оценки коррупционных рисков

В настоящей работе изложение системы антикоррупционного комплаенса в компании было начато с анализа антикоррупционных программ. Вместе с тем создание системы такого комплаенса должно включать последовательное прохождение следующих этапов.

Рис. 4.

в компании

ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИОННОГО РИСКА

В современной науке концепция и теория финансовых, экономических и управленческих рисков достаточно разработаны, в то время как проблема правовых (юридических) рисков незаслуженно не получила должного внимания в доктрине .

Специалисты по управлению рисками используют два определения риска, часто без четкого разграничения между ними. Первая идея заключается в том, что риск - это вероятность, что случится что-то плохое. Риск в этом смысле - нечто, чего надо избегать. Вторая идея риска не ограничивается опасностью неблагоприятных событий. Традиционное понятие определяет риск как вероятность чего-то плохого .

В Финансово-кредитном энциклопедическом словаре под риском (англ, risk, фр. risque, ит. risico - восходит к греч. rixikon - утес: первоначально рисковать, лавировать между скалами) понимается: 1) вероятность наступления события с негативными последствиями; 2) опасность возникновения непредвиденных потерь, убытков, недополучения доходов, прибыли по сравнению с планируемым вариантом . В исследованиях современных западных специалистов также часто можно встретить аналогичный подход к определению сущности риска. Причем риски определяются весьма широко - как любое событие, вследствие которого финансовые результаты деятельности компании могут оказаться ниже ожидаемых.

В целях характеристики экономических процессов, происходящих в деятельности хозяйствующих субъектов, наиболее полным, по мнению В.И. Авдийского, является следующее определение риска - «это потенциальная возможность возникновения управляемого события в условиях неопределенности среды осуществления экономической деятельности, которая поддается количественной и качественной оценке» .

Все виды хозяйственной деятельности несут риск, и необходимо стремится к тому, чтобы операции компании оставались в рамках требований законодательства (правовых стандартов). С точки зрения антикоррупционных норм - это антикоррупционные стандарты.

Несоблюдение антикоррупционных предписаний создает комплаенс- риски . Понятие коррупционного риска толкуется различно:

  • - «коррупционные риски - это заложенные в системе государственного и муниципального управления возможности для действия (бездействия) должностных лиц и рядовых сотрудников с целью незаконного извлечения материальной и иной выгоды при выполнении своих должностных полномочий» ;
  • - коррупционный риск - «высокая степень вероятности при незаконном получении материальной выгоды в личных целях, быть привлеченным к юридической ответственности, пойманным правоохранительными органами с последующим привлечением к юридической ответственности и иными негативными последствиями, предусмотренными действующим законодательством» .
  • - «коррупционные риски - риски проявления коррупционных явлений и/или возникновения коррупционных ситуаций» и т.п.

Применительно к государственной службе В.В. Астанин рассматривает коррупционные риски, как вероятность возникновения коррупционного поведения, которое может быть вызвано: несоблюдением обязанностей, запретов и ограничений, установленных для государственных служащих в связи с прохождением государственной службы; реализацией полномочий при осуществлении профессиональной деятельности государственного служащего

Исходя из данного определения, коррупционные риски в деятельности компаний можно рассматривать как вероятность возникновения коррупционного поведения конкретного сотрудника, или их группы (отдел). Такое коррупционное поведение в компании может быть вызвано: несоблюдением обязанностей, запретов и ограничений, установленных для сотрудников компании и контрагентов в связи с деятельностью хозяйствующего субъекта; реализацией полномочий при осуществлении ими своей профессиональной деятельности.

Георгиев В. коррупционный риск относит к степени вероятности того, что коррупция может возникнуть наряду с возможными расходами, связанными с коррупцией . Потенциальное воздействие коррупции отражает степень денежных, социальных или репутационных затрат или ресурсных потерь, которые могут возникнуть из-за коррупции . Другие авторы описывают коррупционный риск, как условия, благоприятные для возникновения, развития, реализации, и распространение коррупции на службе и в профессиональной деятельности .

Под коррупционным риском в сфере управления компанией предлагается понимать вероятность (возможность) проявлений коррупции и наступления таких неблагоприятных последствий, вызванных ими, как последствия в виде материального и иного ущерба, меры юридической ответственности, применяемые к организации и ее должностным лицам, снижение доверия со стороны граждан и органов власти, а также ухудшение репутации организации .

Есть и более лаконичные определения. По мнению Г.А. Сатарова: «Риск коррупции - это шанс оказаться в коррупционной ситуации, войдя в контакт с должностными лицами, представляющими наше государство»; «риск коррупции определяется коррупционным энтузиазмом взяткополучателей, создающих дефицит государственных услуг и выстраивающих бюрократические барьеры для примитивного вымогания взяток»; «риск коррупции - это оценка вероятности того, что респондент, попадая в определенную ситуацию (решая проблему), окажется в условиях коррупционной сделки» .

Исходя из изложенного под коррупционными рисками следует понимать условия, мотивирующие и открывающие возможность вступления в коррупционные отношения.

Появившееся в последнее время понятие «зона коррупционного риска» определяется аналогично понятию «коррупционные риски»: это заложенные в системе государственного и муниципального управления возможности для действия (бездействия) должностных лиц и рядовых сотрудников с целью незаконного извлечения материальной и иной выгоды при выполнении своих должностных полномочий. Под такими зонами следует понимать сферы общественных отношений, содержащих наиболее вероятные, опасные факторы, благоприятствующие возникновению коррупционных отношений.

Коррупциогенный фактор (риск) - явление или совокупность явлений, порождающие коррупционные правонарушения, или способствующие их распространению .

Исходя из определения, содержащегося в Федеральном законе от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», коррупциогенные факторы - это отельные правовые явления , создающие условия для проявления коррупции . Это такие правовые явления, которые сами по себе или во взаимосвязи с иными положениями с большей или меньшей степенью создает риск совершения коррупционных действий субъектами, реализующими предписания (коррупционные риски) .

Коррупционные риски в правоприменительной сфере имеют причинно-следственные связи с рядом факторов:

  • - выполнение коррумпированными сотрудниками ряда социальных функций, что обусловливает сращение административных связей, ускорение и упрощение принятия управленческих и процессуальных решений;
  • - наличие конкретных субъектов коррупционных взаимоотношений (продавец, предоставляющий коррупционные услуги, - покупатель, пользующийся коррупционными услугами) и распределение социальных ролей (потребитель коррупционных услуг (взяткодатель); коррупционер (взяткополучатель); посредник);
  • - наличие неформальных норм , регулирующих коррупционные отношения, известных субъектам коррупционной деятельности;
  • - сложившийся «этикет» коррупционных отношений (специфическое поведение - например, символика жестов, словесный ритуал);
  • - установившийся и общеизвестный, при определенном участии СМИ, прейскурант цен на услуги.

Считается, что каждый коррупциогенный фактор создает определенные условия для совершения коррупционных правонарушений, собственный набор следующих коррупционных рисков :

  • 1) возможность органа или должностного лица принимать немотивированное управленческое решение, затрагивающее права и обязанности граждан и организаций, или необоснованно отказаться от его принятия;
  • 2) возможность органа или должностного лица при рассмотрении того или иного дела, связанного с реализацией прав граждан и организаций, отступить от установленного порядка принятия решения либо изменить его по своему усмотрению;
  • 3) возможность органа или должностного лица необоснованно предоставить преимущества, льготы или привилегии лицам определенной категории либо немотивированно отказать в их законном предоставлении;
  • 4) возможность должностного лица принимать решения, не входящие в сферу его компетенции, либо расширительно интерпретировать предоставленные ему полномочия;
  • 5) возможность должностного лица предъявлять к гражданам трудновыполнимые или обременительные требования, не основанные на положениях действующего законодательства.
  • Шахбазян А.А. Понятие и значение правовых рисков в гражданском праве и способы их минимизации // Российский юридический журнал. Екатеринбург: Изд-воУрГЮА, 2011. №5 (80). С. 128.
  • Буянский С.Г., Трунцевский Ю.В. Корпоративное управление, комплаенс и риск-менеджмент. М., 2016. С. 23.
  • Финансово-кредитный энциклопедичес- кий словарь / под общ. ред. А. Г. Грязновой М.: Финансы и статистика, 2004. С. 845.
  • Авдийский В.И. Управление рисками в деятельности хозяйствующих субъектов //Экономика. Налоги. Право. 2013. № 4. С. 4-5.
  • Копытин Д.А., Шанина А.А. Превенция коррупционных нарушений в деятельности российских компаний. Антикоррупционное законодательство США, Великобритании и России // Предпринимательское право. 2016. № 3. С. 42.
  • Дементьева И.Н. Исследование коррупционных рисков в региональных органахгосударственной власти // Проблемы развития территории. 2012. № 2. Т. 58. С. 77.
  • Райков Г.И., Чирков Д.К. Коррупционный риск как следствие борьбы с коррупцией на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и права. 2009.№4 (12). С. 93.

УДК 328.185:343.35

Страницы в журнале: 32-37

О.С. Соколова,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры общественных дисциплин Вологодского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Россия, Вологда [email protected]

Рассматривается адресное применение антикоррупционных технологий, требующее оценки коррупционных рисков. На основе исследования теоретико -правовых основ данной деятельности предлагается классификация факторов коррупционных рисков для осуществления их оценки и последующего применения антикоррупционных технологий. Применение данной классификации связано с конкретными технологиями реформирования государственного управления и основными направлениями административной реформы.

Ключевые слова: система оценки, коррупционные риски, государственная служба, противодействие коррупции, комплайенс -система , эффективность управления, антикоррупционные технологии, классификация рисков.

Одним из ключевых требований реализации антикоррупционной политики, закрепленных в ч. 2 ст. 5 Конвенции ООН против коррупции 2003 года, является установление эффективных видов практик, направленных на предупреждение коррупции. Реализация данного требования должна обеспечиваться за счет применения адресных мер воздействия на лиц, замещающих должности в сфере публичного управления, которые считаются особенно уязвимыми с точки зрения коррупции. В системе таких мер особое место должны занимать технологии управления коррупционными рисками, поскольку это именно та практика, которая обеспечивает адресность и превентивный характер антикоррупционных мероприятий.

Сложность определения понятия «коррупционный риск» связана с исключительной динамичностью самого явления коррупции. Как отмечает Т.Я. Хабриева, высокая способность адаптации коррупции к различным социальным условиям проявляется в институциализации данного негативного явления . Сферы коррупционных рисков, по ее мнению, связаны с объектами правового воздействия и включают регулирование систем внутреннего контроля и внутреннего аудита в кредитных и иных организациях, регламентацию полномочий надзорных органов, установление требований к профессиональной пригодности и добросовестности руководителей, отбору персонала и его профессиональной подготовке, взаимодействие государственного и частного сектора (установление требования к регистрации, лицензированию и иным разрешительным процедурам) .

Исследуя теоретико -правовые подходы к определению коррупционных рисков, К.М. Ташина и И.Н. Пустовалова приходят к выводу, что под ними следует понимать условия и обстоятельства, мотивирующие и открывающие возможность вступления в коррупционные отношения . Однако следует отметить, что эти условия и обстоятельства возникают вследствие ненадлежащего правового регулирования, поэтому определение Т.Я. Хабриевой можно считать универсальным.

Само понятие «коррупционный риск» предполагает некую степень его проявления и, соответственно, измеримость. Как отмечают В. Елюшкин и Ю. Матвиенко, в отличие от принятого сейчас контроля за соответствием доходов и расходов, введение технологий оценки уровня коррупционных рисков могло бы позволить оценивать состояние коррупции не по ее результатам, когда коррупционные действия произошли, а на стадии возникновения и развития условий для них. Без однозначных критериев, по их мнению, «война с воровством превращается в банальную компанейщину». Измерение уровня коррупционных рисков, полагают данные авторы, должно быть многоуровневым и включать несколько групп, характеризующих корпоративную политику, организацию управления, операционную деятельность, управление активами, закупки и кадровую работу .

Многообъектный подход в исследовании уровня коррупционных рисков региональных органов государственной власти использован И.Н. Дементьевой при составлении сводной матрицы потенциальных коррупционных рисков, при этом автор приводит соответствующие показатели по полномочиям и сферам управления на основе экспертных опросов .

Таким образом, в теоретических исследованиях оценка коррупционных рисков осуществляется на основе комплексности, многоуровневости и измеримости.

Современные технологии оценки коррупционных рисков в бизнесе предусматривают управление рисками через комплайенс -систему - постоянный организационно -правовой режим внутреннего контроля, обеспечивающий максимальную превенцию коррупционных деяний. Данный режим основан на четкой антикоррупционной позиции высшего руководства компании, детальной регламентации деятельности, прозрачной организации процесса управления, использовании дублирующего контроля, аникоррупционном обучении сотрудников . В Великобритании, например, отсутствие антикоррупционной комплайенс -системы у компаний, осуществляющих свою деятельность на территории этой страны, влечет уголовную ответственность, предусмотренную Законом 2010 года «О борьбе со взяточничеством» (UK Bribery Act 2010, или UKBA). Одна их трех составляющих комплайенс -системы - оценка коррупционных рисков. Этот процесс включает их идентификацию и разработку матрицы индикаторов коррупционных рисков (система «красных флажков»), что позволяет затем осуществить анализ рисков, разработку адресных антикоррупционных мер и последующий антикоррупционный мониторинг .

Правовые основы управления коррупционными рисками в системе государственного управления в нашей стране были закреплены в распоряжении Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789 -р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах», где впервые были указаны признаки коррупциогенности должностей. К ним были отнесены наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств, высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы, высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями. Для данных должностей предусматривалось внедрение специальных антикоррупционных механизмов.

В процессе реализации норм российского антикоррупционного законодательства в органах государственной власти были сформированы перечни должностей, подпадающих под антикоррупционные меры (декларирование доходов и расходов, ротация, ограничения в последующем трудоустройстве и др.). Однако эти перечни не были дифференцированы по уровням коррупционных рисков и адресность как принцип антикоррупционного воздействия на сферу публичного управления в полной мере не был реализован.

Дальнейшее правовое регулирование технологии оценки коррупционных рисков было осуществлено положениями Указа Президента РФ от 13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции», в соответствии с которым такая оценка должна носить системный характер для последующих уточнений в перечни должностей федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.

В последующем Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» было закреплено требование представить до 01.12.2012 в установленном порядке следующие предложения:

По корректировке перечней должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками;

По установлению дополнительных требований о раскрытии лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также иной информации, позволяющей оценивать соблюдение установленных законодательством Российской Федерации ограничений в отношении федеральных государственных служащих, замещающих данные должности, в том числе после увольнения с государственной службы.

Кроме того, данным нормативным правовым актом предусматривалось внедрение системы мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками.

В Прогнозе долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разд. «Повышение эффективности системы государственного управления») сделан акцент на институциональных преобразований в деятельности по противодействию коррупции, включающих определение сфер государственного управления и должностей гражданской службы, наиболее подверженных коррупционным рискам, организацию совершенствования системы мониторинга исполнения федеральными гражданскими служащими установленных на гражданской службе ограничений, запретов и требований к служебному поведению.

В связи с этим планируется внедрение новых механизмов раскрытия федеральными гражданскими служащими, замещающими должности с высокими коррупционными рисками, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Будет обеспечено совершенствование порядка публикации и проверки этих сведений, порядка работы комиссий государственных органов по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Кроме того, в данном документе планируется реализовать комплекс организационных мероприятий по проведению ротации гражданских служащих на должностях, замещение которых связано с наличием коррупционных рисков.

Таким образом, нормативное регулирование технологии оценки коррупционных рисков однозначно закрепляет ее обязательный характер. Поэтому актуален вопрос о выработке критериев оценки коррупционных рисков, отвечающих в том числе требованиям универсальности, объективности, измеримости, эргономичности.

Функциональный принцип для определения таких критериев использован при составлении перечня коррупциогенных должностей федеральной государственной службы в Указе Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

Подверженность коррупционным рискам связывается в данном нормативном правовом акте с осуществлением организационно -распорядительных или административно -хозяйственных функций, предоставлением государственных услуг гражданам и организациям, осуществлением контрольных и надзорных мероприятий, подготовкой и принятием решений о распределении бюджетных ресурсов и ограниченных ресурсов (квоты, частоты, участки недр и др.), управлением государственным имуществом, осуществлением государственных закупок, выдачей лицензий и разрешений, хранением и распределением материально -технических ресурсов. Целью принятия нормативного правового акта стало определение должностей, замещение которых влечет обязанность декларирования доходов.

В Методических рекомендациях по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации государственных функций, а также корректировке перечней должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками, и внедрению системы мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками, утвержденными Минтруда России 13.02.2013, детализированы цели определения коррупционных рисков. К ним отнесены оценка коррупционных рисков, возникающих при реализации государственных функций, внесение уточнений в перечни должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками, мониторинг исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками.

Функционально -отраслевой подход в определении коррупционных рисков поддерживается и на региональном уровне. Например, в Ульяновской области он основан на перечислении «наиболее коррупционно опасных сфер», под которыми понимаются и отдельные функции (выдача лицензий, разрешений на проведение отдельных видов работ), и группы функций (надзор за хозяйственной деятельностью организаций), и целые отрасли (образование, здравоохранение), и не вполне понятные по масштабу виды деятельности (исполнение административного производства) . Такая непоследовательность в принципе усложняет дифференциацию коррупционных рисков по должностям, поскольку имеет место «пересечение» видов деятельности по отрасли, функциям, полномочиям. При этом следует признать исключительно позитивным уже само намерение органов государственной власти Ульяновской области осуществлять методическое сопровождение процесса выявления зон потенциально повышенного коррупционного риска.

Представляется, что сложность и многообразие видов деятельности в процессе государственного управления требует многоаспектного подхода к классификации коррупционных рисков и выделения нескольких групп факторов, их формирующих. Условно их можно определить как базовые, переменные и субъективные.

Среди базовых факторов необходимо последовательно выделить отрасль управления, группы полномочий органа власти и его структурного подразделения, а также локальные функции управления. Для конкретной должности уровень коррупционных рисков можно определять как сумму коэффициентов по каждому показателю, принятому в органе власти. Например, деятельность сотрудника структурного подразделения имеет коррупционный риск по принадлежности к отрасли, а по должностным полномочиям и функциям сводится к осуществлению внутриуправленческой деятельности, в силу чего риск коррупции в данной должности и, соответственно, сумма коэффициентов ниже, чем у коллег, взаимодействующих с населением или, например, имеющих отношение к распределению ресурсов органа государственной власти (кадровых, информационных, финансовых).

Коррупционные риски - явление динамичное, на их снижение или увеличение может повлиять вторая группа факторов - переменные факторы. В отличие от базовых, они формируются в зависимости от качества организации антикоррупционной деятельности в органе государственной власти и качества управления в целом. Данные показатели также могут оцениваться посредством введения соответствующих коэффициентов. Это будет стимулировать органы государственной власти не только на снижение коррупционных рисков, но и на повышение эффективности управленческого процесса.

Во -первых , к числу факторов данной группы можно отнести наличие административных барьеров в сервисной среде деятельности органа публичной власти. При этом в качестве административных барьеров, в первую очередь, следует определять деятельность подведомственных учреждений как элемент системы управления. Это, например, оказание услуг подведомственным учреждением (выдача справок, осуществление согласования, выдача разрешений), которые осуществляются в отсутствие конкуренции иных аккредитованных для этих целей организаций. Ими могут быть навязанные органом государственной власти услуги, когда его сотрудники рекомендуют обратиться именно в подведомственное учреждение. Это, наконец, осуществление подведомственными органу государственной власти учреждениями отдельных властных полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора)1.

Во -вторых , в число переменных коррупциогенных факторов можно включить степень соблюдения нормативных стандартов транспарентности управления, которая может быть определена как индекс информационной открытости органа власти. Данные требования нормативно установлены Федеральным законом от 09.02.2009 № 8 -ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно -телекоммуникационной сети “Интернет” в форме открытых данных».

В -третьих , к данной группе факторов может быть отнесен такой показатель, как комплексность административной регламентации (организационная взаимосвязь положений регламента органа власти, административных регламентов исполнения функций и предоставления государственных услуг, должностных регламентов).

В -четвертых , при определении переменных факторов коррупционных рисков нужно учитывать многообразие форм общественного контроля (активная деятельность общественных советов при органах власти, их участие в оценке деятельности данных органов, привлечение внешних экспертов к принятию управленческих решений, оценка качества управления потребителями услуг, использование рейтинговых интернет -голосований в этих же целях и др.).

И, наконец, в -пятых , в данную группу факторов можно включить показатели интегрирования антикоррупционных инновационных технологий в управленческий процесс (соотношение бумажного и электронного документооборота, применение технологий управления рисками закупок, специальные технические средства слежения в местах контактов с потребителями услуг и т.д.).

Третья группа факторов, формирующих коррупционные риски в органе государственной власти, - субъективные факторы, которые возникают в зависимости от конкретного поведения государственного служащего в части соблюдения антикоррупционных стандартов. Установление фактов коррупционных проступков со стороны государственного служащего, не влекущих его увольнение, учитывается как «повышающие коэффициенты» коррупционных рисков в отношении него лично и корректирует в худшую сторону общий показатель уровня коррупционных рисков органа власти и (или) его структурного подразделения.

Таким образом, используя три группы факторов, формирующих коррупционные риски в органах власти, суммируя соответствующие им показатели, можно сформировать несколько групп государственных служащих по уровню таких рисков и определить адресные меры противодействия коррупции.

К ним можно отнести ограничительные меры (адресный контроль благосостояния - мониторинг объективности декларирования доходов и расходов, межведомственные проверки с правоохранительными и налоговыми органами, прокуратурой), меры по совершенствованию государственного управления (реинжиниринг функций/услуг, внедрение отдельных мер дерегулирования и агентского управления, ускорение темпов внедрения электронного документооборота и т.д.), стимулирующие меры (повышенное денежное содержание, иные формы компенсации коррупционных рисков, связанных с первой группой факторов и определяемых объективными условиями специфики сферы государственного управления).

Сводные показатели коррупционных рисков создают четкое представление уровня коррупционных угроз не только в отношении конкретной должности, но и более крупного субъекта управления - отрасли, управленческого комплекса, органа государственной власти, его структурного подразделения.

Идентификация, оценка и квантификация коррупционных рисков на государственной службе не потребуют существенных затрат, поскольку в органах государственной власти в любом случае систематизируется информация о факторах коррупционных рисков, которые условно обозначены нами как базовые, переменные и субъективные. Достаточно только соотнести их с принятыми в органе государственной власти соответствующими коэффициентами.

В процессе решения задачи сводной квантификации всех трех предложенных групп коррупционных рисков допустимы различные способы установления исходных единиц расчета коэффициентов и масштабы унификации измерения - на уровне федерального органа исполнительной власти и (или) его территориальных органов, на уровне органа (органов) государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом важен сам принцип измеримости уровня коррупционных рисков, обеспечивающий возможность реализации четкой адресной антикоррупционной политики в отношении определенного субъекта государственного управления.

Список литературы

1. Белкин Л.М. Исследование взаимосвязи количественных показателей коррупции и теневой экономики для оценки эффективности государственного управления процессами детенизации // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 4.

2. Газиян С. Куда смотрит комплаенс: противодействие коррупции. URL: http://bankir.ru/publikacii/s/kyda - smotrit - komplaens - protivodeistvie - korrypcii - 8095877/#ixzz2bkIQ9Iff

3. Дементьева И.Н. Исследование коррупционных рисков в региональных органах государственной власти // Проблемы развития территорий. 2012. Вып. 1 (57). С. 82-83.

4. Елюшкин В., Матвиенко Ю. Борьба с коррупцией как наука // Военно -промышленный курьер. Общероссийская еженедельная газета. 2013. № 29.

5. Костенников М.В., Куракин А.В., Колчеманов Д.Н., Марьян А.В. Административно -правовые средства минимизации коррупционных рисков в служебной деятельности государственных служащих зарубежных стран // Административное и муниципальное право. 2010. № 5.

6. Методические рекомендации по выявлению зон потенциально повышенного коррупционного риска в системе государственного и муниципального управления для разработки антикоррупционных мер целевых программ по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области на 2011-2012 годы. URL: http://www.anticorrupt - ul.ru/

7. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций: Моногр. / отв. ред. О.И. Тиунов. - М., 2013.

8. Прайзер С., Новиков А. Закон Великобритании о взяточничестве в отношении российских компаний // Промышленник России. 2012. № 5.

9. Прогноз долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://www.economy.gov.ru

10. Талапина Э.В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции (постатейный). - М., 2010.

11. Ташина К.М., Пустовалова И.Н. К вопросу о понятии коррупционных рисков. URL: http://www. rae.ru/forum2012/286/1980

12. Хабриева Т.Я. Научно -правовые проблемы противодействия коррупции // Журнал российского права. 2012. № 7.

13. Хабриева Т.Я. Правовые проблемы имплементации антикоррупционных конвенций // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. № 4.

14. Хабриева Т.Я., Андриченко Л.В., Цирин А.М. О результатах анализа практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации и предложениях по повышению их эффективности // Журнал российского права. 2012. № 11.

15. Шиндяпина Е.Д., Примаков Д.Я., Черепанова Е.В., Белоусова О.В. Механизмы противодействия коррупции в публично -правовой сфере // Журнал российского права. 2012. № 12.

АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕЕСТРОВ КОРРУПЦИОННО ОПАСНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДОЛЖНОСТЕЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА И ДРУГИХ ДОЛЖНОСТЕЙ С ПОВЫШЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

(в редакции постановлений администрации НАО от 07.05.2010 N 69-п , от 21.02.2011 N 24-п , от 30.09.2011 N 211-п , от 24.02.2012 N 34-п , от 21.03.2012 N 72-п , от 27.07.2012 N 206-п , от 07.02.2013 N 39-п , от 04.09.2013 N 338-п , от 20.09.2013 N 350-п , от 05.03.2014 N 77-п , от 01.07.2015 N 213-п)

В целях реализации программы "Противодействие коррупции в Ненецком автономном округе на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 29.12.2009 N 252-п , Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

1) Реестр коррупционно опасных сфер деятельности;

2) Реестр должностей в органах государственной власти Ненецкого автономного округа и других должностей с повышенной степенью коррупционных рисков.

(пп. 2 в ред. постановления администрации НАО от 01.07.2015 N 213-п)

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации
Ненецкого автономного округа
И.Г.ФЕДОРОВ

РЕЕСТР КОРРУПЦИОННО ОПАСНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Утвержден
постановлением Администрации
Ненецкого автономного округа
от 09.04.2010 N 56-п

от 01.07.2015 N 213-п)


1. Формирование, исполнение и контроль за исполнением окружного бюджета.

2. Осуществление закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд Ненецкого автономного округа.

3. Государственное регулирование цен (тарифов).

4. Управление имуществом, находящимся в собственности Ненецкого автономного округа.

5. Управление в области охраны окружающей среды, недропользования, землепользования, лесопользования и водопользования, охраны и использования объектов животного мира, а также обеспечения экологической безопасности.

6. Строительство, архитектура, градостроительство, жилищно-коммунальное хозяйство.

7. Здравоохранение, труд, занятость и социальная защита населения.

8. Образование.

9. Культура.

10. Поддержка самобытного, социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера, защита их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

11. Управление в сфере региональной политики.

12. Управление в области ветеринарии, агропромышленного комплекса, рыбохозяйственной деятельности и торговли.

13. Управление в сфере стратегического планирования, анализа и прогнозирования социально-экономического развития Ненецкого автономного округа, мобилизационной подготовки экономики, формирования и исполнения государственных программ Ненецкого автономного округа, развития малого и среднего предпринимательства, инвестиционной деятельности и государственно-частного партнерства.

14. Финансовый контроль и контроль в сфере закупок.

15. Осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.

16. Регистрация актов гражданского состояния.

17. Организация подготовки и проведения выборов, референдумов.

18. Подготовка и принятие решений по выдаче, приостановке, аннулированию лицензий и разрешений, признанию выданных лицензий и разрешений недействительными.

19. Хранение и распределение материально-технических ресурсов.

20. Лизинговая деятельность.

21. Прохождение государственной гражданской службы.

22. Обеспечение служащих и работников жилыми помещениями.

Утвержден
постановлением Администрации
Ненецкого автономного округа
от 09.04.2010 N 56-п

РЕЕСТР ДОЛЖНОСТЕЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА И ДРУГИХ ДОЛЖНОСТЕЙ С ПОВЫШЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

(в ред. постановления администрации НАО от 01.07.2015 N 213-п)

Раздел I. Государственные должности Ненецкого автономного округа

1. Губернатор Ненецкого автономного округа.

2. Первый заместитель (заместитель) губернатора Ненецкого автономного округа.

Раздел II. Должности государственной гражданской службы Ненецкого автономного округа

1. Первый заместитель (заместитель) руководителя Департамента Ненецкого автономного округа.

2. Заместитель руководителя Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа.

3. Начальник Управления Ненецкого автономного округа.

4. Заместитель начальника Управления Ненецкого автономного округа.

5. Начальник управления в Аппарате Администрации Ненецкого автономного округа.

6. Начальник управления в Департаменте Ненецкого автономного округа.

7. Заместитель начальника управления в Аппарате Администрации Ненецкого автономного округа.

8. Заместитель начальника управления в Департаменте Ненецкого автономного округа.

9. Руководитель представительства Ненецкого автономного округа.

10. Заместитель руководителя представительства Ненецкого автономного округа.

11. Председатель Комитета Ненецкого автономного округа.

12. Заместитель председателя Комитета Ненецкого автономного округа.

13. Председатель комитета в Департаменте Ненецкого автономного округа.

14. Заместитель председателя комитета в Департаменте Ненецкого автономного округа.

15. Начальник Инспекции Ненецкого автономного округа.

16. Заместитель начальника Инспекции Ненецкого автономного округа.

17. Начальник отдела Департамента, Аппарата, Управления, Инспекции, Комитета.

Раздел III. Должности в учреждениях, предприятиях Ненецкого автономного округа, а также в организациях с долей участия Ненецкого автономного округа, превышающей 25%

1. Руководитель.

2. Первый заместитель (заместитель) руководителя.

3. Главный бухгалтер.

Раздел IV. Другие должности, замещение которых связано с повышенными коррупционными рисками

Должности, исполнение обязанностей по которым предусматривает:

1) осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

2) предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

3) подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участков недр и др.);

4) управление государственным имуществом;

5) осуществление государственных закупок;

6) выдачу лицензий и разрешений;

7) хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Стратегия борьбы с коррупцией в Российской Федерации включает в себя три основные элемента:

    Антикоррупционная реформа правовой системы Российской Федерации и совершенствование законодательства, направленного на борьбу с коррупцией

    Профилактика коррупции путем исключения коррупционных рисков и возможностей, которые существуют в системе государственной власти и управления, в социальной сфере и экономике

    Воспитание антикоррупционной культуры в обществе и укрепление общественной поддержки борьбы с коррупцией

Совместными усилиями государства и общества необходимо добиться решения следующих задач:

    Завершение административной реформы, укрепление механизмов внешнего и внутреннего контроля за деятельностью органов государственной власти и муниципального управления, стимулирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих.

    Совершенствование правовой системы и укрепление диктатуры закона (совершенствование уголовного законодательства, правоохранительной и судебной системы, системы исполнения наказаний, предупреждение финансовых преступлений и укрепление контроля за отмыванием денег).

    Совершенствование системы управления государственными финансами, государственной собственностью и другими национальными ресурсами (бюджет, налоги, таможенная система, процессы приватизации, система государственных контрактов, государственный внешний и внутренний финансовый контроль и пр.).

    Повышение прозрачности отношений в бизнесе.

    Развитие антикоррупционной культуры в обществе и общественной поддержки мероприятий по борьбе с коррупцией.

Результатом этой работы должно стать создание таких институциональных и правовых условий, которые позволят не только эффективно выявлять и наказывать коррупционные преступления, но, прежде всего, обеспечивать системную профилактику и предупреждение коррупции.

3. Профилактика коррупционных рисков в сфере государственного и муниципального управления

Реальное противодействие коррупции возможно только в случае, если она будет рассматриваться как системное явление, затрагивающее широкий комплекс социальных, экономических, организационных и иных проблем. Поэтому помимо уголовно-правовых мер важную роль в борьбе с коррупцией должны сыграть меры профилактического характера, заключающиеся в совершенствовании государственного регулирования и контроля в сферах деятельности, подверженных коррупционным рискам.

Идентификация, мониторинг и профилактика коррупциогенных рисков в сфере государственного и муниципального управления

Коррупционный риск - совокупность условий и факторов, определяющих возможность самостоятельного выбора государственным либо муниципальным служащим любого варианта поведения (принимаемого решения) и создающих вследствие совершения ими коррупционного правонарушения опасность наступления негативных последствий для жизненно важных интересов личности, общества, государства.

В группу органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерно:

Наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств;

Высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы;

Высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.

В сфере государственной и муниципальной службы наиболее характерны следующие виды коррупции:

    участие высших должностных лиц в бизнесе, занятие предпринимательской деятельностью;

    лоббирование (продвижение частных интересов);

    торговля инсайдерской информацией;

    взятки при реализации контрольных и надзорных функций;

    взятки за назначение на коррупционно опасные должности;

    взятки за более качественное исполнение должностных обязанностей;

    взятки за неисполнение должностных обязанностей, непринятие за вознаграждение мер к коррупционерам и др.

Повышение прозрачности государственного и муниципального управления, в том числе на обеспечение свободы информации и создание «обратной связи» с обществом с целью получения сигналов о нарушениях.

Прозрачность государственного управления и свобода информации являются важнейшими условиями для профилактики коррупции и обеспечения честного и эффективного распоряжения национальными ресурсами в интересах общества.

Очень важно обеспечивать открытость и прозрачность органов власти, чтобы граждане имели возможность узнать, на что расходуются их деньги. Информация о том, как организация функционирует, и как принимаются решения, составляет важный элемент борьбы с коррупцией. Одним из инструментов такой работы является последовательное внедрение системы «Электронного правительства».

Органы государственной власти и муниципального управления должны совершенствовать свои связи с общественностью и средствами массовой информации, в том числе использовать их для того, чтобы активно пропагандировать практические результаты своей работы, свидетельствующие об успехах в борьбе с коррупцией.

Необходимо активизировать разработку и совершенствование законодательства, касающегося сигнализирования о нарушениях. В частности, необходимо сделать ясной и простой процедуру подачи жалоб гражданами в тех случаях, когда они сталкиваются с вымогательством взяток или просьбами о «пожертвовании» со стороны государственных и муниципальных чиновников, либо когда им становится известно о сговоре или иных коррупционных действиях, как в частном, так и в государственном секторе. Одновременно важно оперативно расследовать такого рода обращения и обеспечить защиту граждан от возможного преследования со стороны коррумпированных чиновников.

Одним из эффективных инструментов может стать создание общественного объединения (ассоциации, союза) для осуществления противодействия коррупции и представления интересов лиц, столкнувшихся с фактами коррупции.

Кроме того, внутри самих организаций государственного и муниципального управления необходимо создать систему эффективной защиты и безопасности лиц, которые являются свидетелями коррупционных деяний и принимают участие в рассмотрении дел, связанных с такими деяниями.