Бюджетная смета. Порядок составления, ведения и утверждения бюджетной сметы: образец

Сметно-бюджетное финансирование - это порядок выделения средств из бюджетов и государственных внебюджетных фондов бюджетным учреждениям на основе их смет. Порядок осуществления сметно-бюджетного финансирования зависит от направления расходов субъектов финансирования.

Сметно-бюджетное финансирование распространяется на широкий круг объектов. В основном на сметно-бюджетном финансировании находятся государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ). Среди казенных учреждений - школы, поликлиники, больницы, детские сады и др.

Казенные учреждения, как правило, не имеют доходов для покрытия своих расходов. Однако они выполняют очень важные социальные функции. Поэтому их деятельность финансируется из бюджетов всех звеньев бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 70 БК РФ казенные учреждения расходуют бюджетные средства:

P на оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;

P на оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

P на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;

P на возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Расходование бюджетных средств казенными учреждениями на иные цели не допускается. Оплата по договорам, исполнение которых осуществляется за счет федерального бюджета, проводится в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств.

Финансирование казенных учреждений из всех видов бюджетов осуществляется на основе смет расходов казенных учреждений, т.е. плана расходов казенного учреждения, который составляется им самим и утверждается вышестоящим органом (ст. 221 БК РФ).

Смета казенного учреждения - это финансово-плановый акт, который имеется у всех казенных учреждений. В ней определяются объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному казенному учреждению. Смета действует в течение финансового года - с 1 января до 31 декабря.

Исходя из того, что смета - это финансово-плановый акт, который является разновидностью финансово-правового акта, она имеет юридическое значение. Юридическое значение сметы заключается в том, что она определяет права и обязанности руководителя казенного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по контролю за целевым использованием бюджетных средств. Составление и исполнение смет учреждений, состоящих на том или ином бюджете, - составная часть бюджетного процесса, которая именуется сметным процессом.

Все сметы подразделяются по кругу охватываемых ими учреждений и мероприятий на индивидуальные, сводные и сметы централизованных мероприятий.

Индивидуальная смета составляется каждым казенным учреждением и содержит только его расходы.

Индивидуальные сметы объединяются в сводные. Эту работу осуществляют федеральные министерства, ведомства в отношении подведомственных казенных учреждений, а также исполнительные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления в отношении соответствующих казенных учреждений. Сводные сметы включают два вида смет: индивидуальные сметы казенных учреждений и сметы расходов на централизованные мероприятия.

Смета расходов на централизованные мероприятия составляется министерствами, ведомствами, исполнительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления для расходов на централизованные мероприятия. Например, проведение областных семинаров учителей, конференции и т.д.

Составление индивидуальной сметы казенным учреждением совпадает по времени с периодом составления проекта бюджета. Оно осуществляется на основе контрольных цифр, сообщаемых казенному учреждению вышестоящей организацией. Контрольные цифры содержат информацию о лимите бюджетных ассигнований, который предусмотрено выделить казенному учреждению после утверждения бюджета. Эти контрольные цифры вышестоящая организация доводит до каждого подведомственного ей казенного учреждения, исходя из общей контрольной цифры, полученной от финансового органа, составляющего проект бюджета.

Сметы устанавливают объем, целевое направление с поквартальным распределением средств, выделяемых учреждениям из бюджета соответствующего уровня и других источников для выполнения стоящих перед ними задач.

Смета состоит из статей. Статьи сметы имеют предметно-целевое назначение. Все учреждения финансируются по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы и капитальные вложения (в том числе капитальный ремонт). Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Составляются они на основе норм расходов.

Нормы расходов - единые измерители расходов по однородным учреждениям. Существуют различные нормы расходов.

Нормы расходов подразделяются на обязательные (штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки, питание, медикаменты) и расчетные - необязательные (расходы на содержание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление).

Нормы расходов, учитываемые при составлении смет, могут быть материальными и денежными. Материальные нормы определяют объем материальных (натуральных) средств на единицу измерения расходов (например, количество продуктов питания на одного осужденного в местах лишения свободы). Денежные нормы являются стоимостным выражением материальных (натуральных) норм расходов.

Нормы расходов делятся также на индивидуальные и комбинированные. Индивидуальная норма расходов предусматривает расходы только на одну цель, например, питание, медицинское обслуживание одного больного. Совокупность индивидуальных норм по определенному показателю образует комбинированную норму, например расходы на содержание одного больного в день.

Смета расходов бюджетного учреждения составляется и подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Затем она направляется в вышестоящую организацию, где включается составной частью в сводную смету по министерству, ведомству и т.д. Сводные сметы учитываются при составлении расходной части соответствующего проекта бюджета. После утверждения бюджетов (федерального, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований) сметы казенных учреждений утверждаются главными распорядителями бюджетных средств, т.е. вышестоящей организацией.

Ежемесячно, а также по окончании года казенные учреждения составляют отчет об исполнении сметы, который направляется в вышестоящую организацию и территориальный орган Федерального казначейства (в случае, если учреждение финансируется из федерального бюджета). Порядок составления таких отчетов ежегодно определяется приказом Минфина России об утверждении правил составления бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете, за соответствующий год.

Учреждения, использующие денежные средства в порядке сметнобюджетного финансирования, могут иметь источники доходов помимо бюджета.

БК РФ в ст. 41 к неналоговым доходам бюджетов относит:

P доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

P доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

P доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

P средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

P средства самообложения граждан;

P иные неналоговые доходы.

Субсидии и бюджетные кредиты казенным учреждениям не предоставляются.

Казенное учреждение не имеет права получать кредиты (займы).

Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.

Казенное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Бюджетное учреждение осуществляет свою финансовую деятельность на основании сметы доходов и расходов.
Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы.
В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления и иной деятельности1.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в настоящее время само понятие «смета» расширилось, поскольку она включает как доходы и расходы бюджетного учреждения. Ранее действовал порядок, при котором бюджетное учреждение составляло смету расходов (устанавливающую объем, целевое направление, распределение средств, выделяемых из бюджета), а также отдельно сметы доходов и расходов по каждому виду специальных (внебюджетных) средств.
Смета - это финансово-плановый акт, определяющий основные источники финансирования (доходы) бюджетного уч- § 2. Смета бюджетного учреждения и ее значение
Статья 161БК РФ.
реждения, а также объем, целевое назначение и поквартальное распределение расходов бюджетных учреждений. Смета бюджетного учреждения, являясь финансово-плановым актом, имеет юридическое значение, заключающееся в определении и конкретизации прав и обязанностей получателей бюджетных средств по образованию и использованию денежных фондов, а также финансовых органов и вышестоящих распорядителей бюджетных средств в области контроля за их целевым использованием.
По кругу учреждений и охватываемых ими мероприятий сметы можно классифицировать на индивидуальные, сводные и сметы централизованных мероприятий. Индивидуальная смета составляется каждым бюджетным учреждением с учетом особенностей и определением объемов его финансовой деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной сфере деятельности, объединяются соответствующими министерствами, ведомствами, департаментами, исполнительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления в сводные сметы.
Сметы расходов на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, исполнительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления для осуществления определенных (централизованных) мероприятий, например, проведение конференций, семинаров и т.д.
Бюджетное учреждение в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях обязано составить и предоставить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме1. Сводная смета по министерству, ведомству и т.д. учитывается при составлении расходной части соответствующего проекта бюджета. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.
Смета доходов и расходов действует в течение финансового года с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. в срок, предусмотренный законом о федеральном бюджете РФ. Ежемесячно, а также по окончании года бюджетные учреждения составляют
Статья 221 БК РФ.
I

отчет об исполнении сметы, который направляется в вышестоящую организацию и территориальный орган Федерального казначейства. Порядок составления таких отчетов ежегодно определяется приказом Министерства финансов РФ об утверждении правил составления бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете за соответствующий год.
Сметный процесс является важным моментом в функционировании бюджетных учреждений, поскольку правильное составление сметы, ее содержание влекут за собой финансирование в достаточном объеме, а рассмотрение сметы является одной из форм финансового контроля со стороны государственного органа за осуществлением государственных расходов. Рассматривая сметы бюджетных учреждений, распорядитель бюджетных средств выясняет вопросы о необходимости и целесообразности предусматриваемых расходов; о соблюдении действующих законов и постановлений правительства, а также указаний по составлению документации.
Смета бюджетного учреждения разрабатывается на основе Бюджетной классификации1, имеющей важное значение как при осуществлении планирования и использования финансовых средств, так и при составлении отчетов об исполнении сметы. Особая роль принадлежит указанию в смете кодов Бюджетной классификации, в соответствии с которыми учреждения должны производить кассовый расход поступивших финансовых средств. Такое указание является необходимым условием обеспечения целевого использования выделенных средств, способствующих исполнению закона о бюджете. При составлении сметы бюджетным учреждением учитываются производственные показатели деятельности (задания, контрольные цифры), установленные учредителем. Например, для школ контрольными цифрами являются число учащихся и классов, по учреждениям профессионального образования - контингент студентов, для поликлиник - число посещений и т.д. При финансовом планировании, формой которого является смета, учитываются не только показатели на начало и конец финансового года, но и среднегодовые. " Согласно ст. 18 БК РФ Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
§ 2. Смета бюджетного учреждения и ее значение
В связи с этим бюджетное учреждение в ходе составления сметы в пределах контрольных цифр руководствуется также нормативами расходов.
Нормативы расходов - это установленные компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу (норма расходов продуктов на одного человека в больнице, норма расхода одежды на ребенка в детском доме на один год и т.д.). Нормы расходов принято подразделять на обязательные и необязательные (расчетные); материальные и денежные. Обязательные нормы расходов не подлежат изменению (расходы на командировки, нормы расходов на питание и т.д.), в то.время как необязательными (расчетными) являются нормы, определяемые индивидуально для каждого бюджетного учреждения, исходя из его специфики (расходы на коммунальные платежи), самим же учреждением по согласованию с финансовыми органами.
Материальные нормы расходов определяют количество материальных средств на единицу расходов.
Денежные нормы представляют собой стоимостную форму выражения материальных норм, образуются путем умножения затрат в натуральном выражении на среднюю цену этих рас-трат.
Смета бюджетного учреждения содержит две основные группы расходов: текущие расходы и капитальные расходы.
В свою очередь текущие расходы, имеющие общий кодовый номер 100 000, объединяют широкую группу статей сметы, таких как: закупки товаров и оплата услуг (110 000); оплата труда государственных служащих (110 100), куда отнесены - оплата труда гражданских служащих (110 110), денежное довольствие военнослужащих (110 120), выходное пособие при увольнении (110 130); начисление на оплату труда, страховые взносы на государственное социальное страхование граждан (110 200); приобре-|тение предметов снабжения и расходных материалов (110 300); (командировки и служебные разъезды (110 400); транспортные ус-|луги (110 500); оплата услуг связи (110 600); оплата коммунальных услуг (110 700); прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг (111 000); субсидии, субвенции и текущие трансферты (130 000), включающие трансферты населению (130 300), выплату пенсий и пособий (130 310), стипендии (130 320), прочие трансферты населению (130 330). Капитальные расходы имеют общий кодовый номер (200 000) и содержат статьи: капитальные вложения в основные фонды
Глава 25. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования
(240 000); приобретение оборудования и предметов длительного пользования (240 100);
капитальный ремонт (240 300), включающий капитальный ремонт жилого фонда (240 310) и капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения за исключением капитального ремонта жилого фонда (240 330).
Каждая из статей сметы имеет конкретное содержание обозначенных в ней расходов. К примеру, по экономической статье «оплата труда государственных служащих» планируются основные и дополнительные виды заработной платы, оплата за сверхурочную работу, за работу в ночное время, в выходные дни, все виды премий, доплаты за дополнительные виды работы и надбавок за высокое качество работы.
По статье «начисления на заработную плату» отражают все виды обязательных начислений на фонд оплаты труда.
Отдельной статьей в смете планируются расходы при служебных командировках, что включает в себя: расходы на оплату проезда, суточных, подъемных при служебных командировках и т. д.
Значительное место в затратах на содержание учреждений занимают коммунальные платежи: отопление, освещение, водоснабжение и т.д., расчетный объем средств которых зависит от объема и площади помещений, от условий обеспечения энергоресурсами и т.д. По экономической статье «приобретение предметов снабжения и расходных материалов» планируются расходы на приобретение материальных средств, малоценных и быстроизнашивающихся, сюда отнесены: канцелярские принадлежности, медикаменты, мягкий инвентарь и обмундирование.
Затраты на оплату транспортных услуг включают расходы на содержание транспорта, в том числе текущий ремонт автомобилей, компенсации за использование личных легковых автомобилей и т.д.
Статья расходов «оплата услуг связи» предусматривает все виды услуг связи, абонентную плату за телефон, оплата междугородных переговоров, почтовых отправлений, телефаксы и
др.
В прочие текущие расходы входят суммы по оплате текущего ремонта оборудования и инвентаря, текущего ремонта зданий и сооружений.
К статье «Капитальные вложения в основные фонды» отнесены все виды расходов, способствующие приросту основных производственных и непроизводственных фондов, в том числе приобретение оборудования и предметов длительного пользования, § 3. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений 657 капитальный ремонт помещений, в которых расположены бюджетные учреждения. Принцип постатейного выделения средств для конкретного бюджетного учреждения способствует усилению финансового контроля за их целевым использованием. Бюджетные учреждения прилагают к смете основные паспортные данные, которые служат обоснованием отдельных видов расходов. К примеру, образовательными учреждениями подготавливаются справки о движении контингента учащихся, данные о количестве факультетов, филиалов, научно-исследовательских подразделений; справки об учебно- материальной базе учреждения, что отражается в документах, содержащих данные об учеб-ных площадях и других зданиях, находящихся в эксплуатации на начало текущего года; об обеспеченности необходимой для основного вида деятельности учебной, научной, методической литературой и т.д.

Для составления бюджетной сметы казенного учреждения используем унифицированный бланк формы по ОКУД 0501012, утвержденный приказом Минфина РФ от 30.07.2010 № 84н. В этом нормативно правовом акте содержатся ключевые рекомендации по заполнению формы. Рассмотрим основные аспекты.

Не нужно путать понятия бюджетная смета и .

ПФХД составляют автономные или бюджетные госучреждения, а вот смета предусмотрена для организаций казенного типа, а также для органов местного самоуправления.

Заполняем документ на основании уведомлений о доведенных объемах финансирования, полученных от главных распорядителей БС. Учитываем в соответствии с целевыми назначениями. Распределяем финансирования по кодам БК с учетом следующих разделов:

  1. В первом разделе документа отразите затраты на осуществление функций органов местного самоуправления, казенных организаций, а также их подразделений.
  2. Во втором разделе укажите суммы денежных средств, направленных в виде субсидий на бюджетное инвестирование, субсидирование учреждений и организаций, а также на предоставление субвенций и прочих межбюджетных трансфертов.
  3. В третьем разделе раскройте расходы, которые не относятся к первому и второму разделам.
  4. Итоги по всем разделам отразите в четвертом блоке документа.

При распределении расходов учитывайте указания Минфина России № 65н в части определения , кодов видов расходов и . По требованию вышестоящих распорядителей допустимо вносить в документ дополнительную детализацию по КОСГУ. Обязательно подготовьте обоснования по каждой статье расходов.

Образец заполнения бюджетной сметы на 2019 год

Особенности составления:

  1. Документ утверждает руководитель казенного учреждения, если иной порядок утверждения не регламентирован вышестоящим ГРБС.
  2. При необходимости согласования бланка с учредителем или ГРБС следует указывать должность, Ф.И.О. и дату согласования в шапке документа.
  3. Если учредитель установил дополнительную детализацию для учреждения, то графу «Код аналитического показателя» заполните в соответствии с установленными требованиями.
  4. Все расходные цели подтвердите обоснованиями — специальными расчетами, в которых представлены финансовые подтверждения необходимости расходов.
  5. Перед утверждением документа представьте расходные обоснования учредителю на согласование. В противном случае бланк могут признать недействительным, и произведенные расходы по такому документу посчитать нецелевыми тратами.

Пример расчетов-обоснований фонда заработной платы работников учреждения

Независимо, какой документ составляется учреждением, план финансово-хозяйственной деятельности или бюджетная смета, составлять и предоставлять расчеты-обоснования к плановой документации следует в обязательном порядке.

Правила утверждения бланка

После согласования расчетов-обоснований с вышестоящим распорядителем или учредителем бланк должен утвердить руководитель казенного учреждения. Если руководитель отсутствует, то утвердить документ должен ответственный исполнитель.

Помимо руководителя, бланк утверждает начальник планового или экономического отдела, если такая служба имеется в учреждении. А также форму 0501012 визирует главный бухгалтер.

Утвердить бланк следует в течение 10 рабочих дней с момента доведения ЛБО учредителем, если иной порядок не предусмотрен вышестоящим распорядителем.

Отметим, что ГРБС вправе утвердить свои формы бланков расчетов-обоснований расходов.

Как внести изменения

Если учредитель изменил доведенные лимиты бюджетных обязательств, форму 0501012 придется скорректировать в соответствии с изменениями. Для корректировки бланка предусмотрен свой порядок:

  1. Если ЛБО уменьшили. В таком случае отразите сумму уменьшения по соответствующей строке со знаком «минус».
  2. Если финансирование увеличено. Тогда укажите сумму увеличения со знаком «плюс» по соответствующему КБК.
  3. При перераспределении средств в пределах доведенных ЛБО следуйте вышеуказанным правилам. То есть при уменьшении значения по конкретному КБК пропишите сумму со знаком «минус», данную сумму распределите по строкам, которые планируют увеличить.

Измененный документ следует утвердить в аналогичном порядке, то есть не позднее 10 рабочих дней со дня получения уведомления об изменении ЛБО. Корректировочный проект бюджетной сметы в « » следует разместить по установленным правилам.

Если изменения сметы казенного госучреждения затрагивают бюджетную роспись, то корректировать смету нужно только после внесения изменений в нее.

Размещение сметы в системе «Электронный бюджет»

В 2019 году все получатели средств бюджета обязаны осуществлять составление проекта бюджетной сметы в «Электронном бюджете». Автоматизированная система предусматривает особый алгоритм размещения информации.

Инструкция к бюджетной смете в электронном бюджете:

Для облегчения работы пользователей предусмотрена автоматизация бухгалтерского учета. Специализированные программы позволяют формировать документы в электронном виде, чтобы потом загружать готовую документацию в систему «Электронный бюджет». Для каждой разработаны инструкции, которые помогут разобраться, например, как работать в программе «Смета» для бюджетных учреждений.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 20 ноября 2007 г. N 112н

ОБ ОБЩИХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПОРЯДКУ СОСТАВЛЕНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СМЕТ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Утвердить прилагаемые Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н)

2. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений устанавливается главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения, в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными настоящим Приказом. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н)

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра финансов Российской Федерации Т.Г. Нестеренко.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.КУДРИН

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 20.11.2007 N 112н

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПОРЯДКУ СОСТАВЛЕНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СМЕТЫ КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

I. Общие положения

1. Настоящие Общие требования устанавливают требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы (далее - смета) государственного (муниципального) казенного учреждения, его обособленного (структурного) подразделения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, а также с учетом положений статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов) и органов управления государственными внебюджетными фондами (далее - учреждение). (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н)

Формирование и ведение сметы учреждениями осуществляется с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет". (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)

2. Главный распорядитель средств бюджета утверждает порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе с учетом настоящих Общих требований.

Главный распорядитель средств бюджета вправе установить в порядке составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений особенности для отдельных учреждений и (или) групп учреждений с учетом:

Данных по результатам проверки правильности составления и ведения смет;

Результатов выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год;

Данных о соблюдении учреждением бюджетного законодательства Российской Федерации по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности учреждения.

Порядок составления, утверждения и ведения смет учреждений принимается в форме единого документа.

II. Общие требования к составлению смет

4. Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов. (в ред. Приказа Минфина РФ от 17.12.2015 N 201н)

Главный распорядитель, распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей.

Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета вправе формировать свод смет учреждений, содержащий обобщенные показатели смет учреждений, находящихся в его ведении.

5. Смета (свод смет учреждений) составляется учреждением по рекомендуемому образцу (приложение N 1 к настоящим Общим требованиям). (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н)

Абзац второй. - Утратил силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)

В случае если главным распорядителем средств бюджета в соответствии с пунктом 2 настоящих Общих требований в порядке составления, утверждения и ведения сметы предусмотрен порядок согласования сметы учреждения, то согласование оформляется на смете грифом согласования, который включает в себя слово "СОГЛАСОВАНО", наименование должности согласовавшего смету учреждения должностного лица (включая наименование учреждения), личную подпись, расшифровку подписи и дату согласования. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н)

6. Абзац первый. - Утратил силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)

К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н)

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей формируются в процессе формирования проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) и утверждаются при утверждении сметы учреждения в соответствии с общими требованиями к утверждению смет учреждений, определенными главой III настоящих Общих требований. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)

Абзац третий. - Утратил силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)

Формирование проекта бюджетной сметы на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с порядком составления, утверждения и ведения сметы, установленным главным распорядителем средств бюджета. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н)

7. Смета реорганизуемого учреждения составляется в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета, в ведение которого перешло реорганизуемое учреждение, на период текущего финансового года и в объеме доведенных учреждению в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

III. Общие требования к утверждению смет учреждений

8. Смета учреждения, являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждается руководителем главного распорядителя средств бюджета или иным уполномоченным им лицом (далее - руководитель главного распорядителя средств бюджета). (в ред. Приказа Минфина РФ от 17.12.2015 N 201н)

Смета учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждается руководителем учреждения или иным уполномоченным им лицом (далее - руководитель учреждения), если иной порядок не предусмотрен главным распорядителем средств бюджета. (в ред. Приказа Минфина РФ от 17.12.2015 N 201н)

В порядке, указанном в пункте 2 настоящих Общих требований, может быть предусмотрено, что руководитель главного распорядителя средств бюджета вправе в установленном им порядке предоставить руководителю распорядителя средств бюджета право утверждать сметы учреждений, находящихся в его ведении. Руководитель главного распорядителя средств бюджета вправе утверждать свод смет учреждений, представленный ему распорядителем средств бюджета. (в ред. Приказа Минфина РФ от 17.12.2015 N 201н)

Смета обособленного (структурного) подразделения учреждения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, утверждается руководителем учреждения, в составе которого создано данное подразделение. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н)

Утверждение сметы учреждения в порядке, установленном настоящим пунктом, осуществляется не позднее десяти рабочих дней со дня доведения ему в установленном порядке <2> соответствующих лимитов бюджетных обязательств. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)

9. Руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета в случае доведения государственного (муниципального) задания до подведомственного учреждения предоставляет в установленном им порядке руководителю учреждения право утверждать смету учреждения. При этом руководитель главного распорядителя, распорядителя средств бюджета вправе утверждать свод смет учреждений, представленный (сформированный) распорядителем бюджетных средств.

10. Руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета вправе в установленном им порядке ограничить предоставленное право утверждать смету учреждения руководителю распорядителя средств бюджета (учреждения) в случае выявления нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, допущенных соответствующим учреждением при исполнении сметы.

10.1. Утвержденные сметы с обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей, использованными при формировании сметы, направляются главному распорядителю бюджетных средств. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)

IV. Общие требования к ведению сметы учреждения

11. Ведением сметы в целях настоящих Общих требований является внесение изменений в смету в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Изменения показателей сметы составляются учреждением по рекомендуемому образцу (приложение N 2 к настоящим Общим требованиям). (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н , от 30.09.2016 N 168н)

Внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком "плюс" и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком "минус": (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н)

изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенного учреждению в установленном порядке объема лимитов бюджетных обязательств;

изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств; (в ред. Приказа Минфина РФ от 17.12.2015 N 201н)

изменяющих распределение сметных назначений, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств; (в ред. Приказа Минфина РФ от 17.12.2015 N 201н)

изменяющих распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, установленным в соответствии с пунктом 4 настоящих Общих требований, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;

изменяющих объемы сметных назначений, приводящих к перераспределению их между разделами сметы. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)

К представленным на утверждение изменениям в смету прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, сформированные в соответствии с положениями пункта 6 настоящих Общих требований. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)

12. Внесение изменений в смету, требующее изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств, утверждается после внесения в установленном порядке изменений в бюджетную роспись главного распорядителя средств бюджета и лимиты бюджетных обязательств.

13. Утверждение изменений в смету осуществляется руководителем учреждения в соответствии с пунктом 8 настоящих Общих требований, если иной порядок не установлен главным распорядителем средств бюджета в соответствии с пунктом 2 настоящих Общих требований. (в ред. Приказа Минфина РФ от 17.12.2015 N 201н)

14. Внесение изменений в смету учреждения (свод смет учреждений) осуществляется в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета в соответствии с пунктом 2 настоящих Общих требований.

14.1. Изменения в смету с обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей, использованными при ее изменении, направляются главному распорядителю бюджетных средств. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств; учреждения)
(подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)
"____" _____________ 20__ г. "____" _____________ 20__ г.

БЮДЖЕТНАЯ СМЕТА НА 20 ____ ФИНАНСОВЫЙ ГОД
(НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 20 ____ и 20 ____ ГОДОВ)
от "____" _____________ 20__ г.

КОДЫ
Форма по ОКУД 0501012
Дата
по ОКПО
Получатель бюджетных средств по Перечню (Реестру)
по Перечню (Реестру)
по БК
Наименование бюджета по ОКТМО
Единица измерения: руб. по ОКЕИ 383

Раздел 1. Расходы, осуществляемые в целях обеспечения выполнения функций органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями и их обособленными (структурными) подразделениями на 20 __ год

Наименование показателя Код строки <*> Сумма на 20 ___ год
раздела подраздела целевой статьи вида расходов в валюте Код валюты
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
X X
Всего X X
Номер страницы
Всего страниц

Раздел 2. Расходы государственных (муниципальных) органов, органов управления государственными внебюджетными фондами в части предоставления бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (включая субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов на 20 ___ год

Наименование показателя Код строки Код по бюджетной классификации Российской Федерации Код аналитического показателя <*> Сумма на 20 ___ год
раздела подраздела целевой статьи вида расходов в рублях, (рублевый эквивалент) в валюте Код валюты
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Итого по коду БК (по коду раздела) X X
Всего X X

Раздел 3. Иные расходы, не отнесенные к разделам 1 и 2, на 20 __ год

Наименование показателя Код строки Код по бюджетной классификации Российской Федерации Код аналитического показателя <*> Сумма на 20 ___ год
раздела подраздела целевой статьи вида расходов в рублях, (рублевый эквивалент) в валюте Код валюты
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Итого по коду БК (по коду раздела) X X
Всего X X
Номер страницы
Всего страниц

Раздел 4. Итого по бюджетной смете на 20 ___ год

Код по бюджетной классификации Российской Федерации Код аналитического показателя <*> Сумма на 20 год
раздел подраздел целевая статья вид расходов в рублях, (рублевый эквивалент) в валюте Код валюты
1 2 3 4 5 6 7 8
Итого по коду БК X X
Всего X X
Руководитель учреждения
(уполномоченное лицо) Номер страницы
(должность) (подпись) (расшифровка подписи) Всего страниц
Руководитель планово-финансовой службы
(подпись) (расшифровка подписи)
Исполнитель
(должность) (подпись) (расшифровка подписи) (телефон)
"____" _____________ 20__ г.

<*> Код аналитического показателя указывается в случае, если порядком составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденным главным распорядителем бюджетных средств, указанный код предусмотрен для дополнительной детализации расходов бюджета.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2. - Утратило силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)

Приложение N 2
к Общим требованиям к порядку составления,
утверждения и ведения бюджетных смет
казенных учреждений, утвержденным Приказом
Министерства финансов Российской Федерации
от 20 ноября 2007 г. N 112н

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
(наименование должности лица, согласующего бюджетную смету; наименование (наименование должности лица, утверждающего бюджетную смету; наименование
главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств; учреждения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств; учреждения)
(подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)
"____" _____________ 20__ г. "____" _____________ 20__ г.

ИЗМЕНЕНИЕ N _____ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СМЕТЫ НА 20 ___ ФИНАНСОВЫЙ ГОД
(НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 20 ___ и 20 ___ ГОДОВ)
от "____" _____________ 20 __ г.

КОДЫ
Форма по ОКУД 0501013
Дата
по ОКПО
Получатель бюджетных средств по Перечню (Реестру)
Распорядитель бюджетных средств по Перечню (Реестру)
Главный распорядитель бюджетных средств по БК
Наименование бюджета по ОКТМО
Единица измерения: руб. по ОКЕИ 383

Раздел 1. Расходы, осуществляемые в целях обеспечения выполнения функций органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями и их обособленными (структурными) подразделениями на 20 ___ год

Наименование показателя Код строки Код по бюджетной классификации Российской Федерации Код аналитического показателя <*>
раздела подраздела целевой статьи вида расходов в рублях, (рублевый эквивалент) в валюте Код валюты
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Итого по коду БК (по коду раздела) X X
Всего X X
Номер страницы
Всего страниц

Раздел 2. Расходы государственных (муниципальных) органов, органов управления государственными внебюджетными фондами в части предоставления бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (включая субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов на 20 ____ год

Наименование показателя Код строки Код по бюджетной классификации Российской Федерации Код аналитического показателя <*> Сумма изменения на 20 ___ год (+, -)
раздела подраздела целевой статьи вида расходов в рублях, (рублевый эквивалент) в валюте Код валюты
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Итого по коду БК (по коду раздела) X X
Всего X X

Раздел 3. Иные расходы, не отнесенные к разделам 1 и 2, на 20 ___ год

Рассматривая правовое положение казенного учреждения, было указано, что основным плановым документом казенного учреждения является бюджетная смета.

Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст. 6 БК РФ).

Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа.

(см. текст в предыдущей редакции)

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

(см. текст в предыдущей редакции)

В бюджетной смете казенного учреждения дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.

Показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (ст. 221 БК РФ).

Казенные учреждения получают финансирование из бюджета соответствующего уровня. Выделению средств этим учреждениям предшествует бюджетное планирование.

Основные методы планирования бюджетных расходов:

1. Нормативный;

2. Программно-целевой;

3. Метод бюджетирования, ориентированного на результат;

Основным методом планирования бюджетных расходов является нормативный метод.Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджет­ных мероприятий и составлении смет казенных учреждений. Нор­мы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:


1. денежное выражение натуральных показателей удовлетво­рения социальных потребностей (например, нормы расхо­дов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем);

2. нормы индивидуальных выплат (например, ставка зара­ботной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);

3. нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном перио­де (например, нормы на содержание помещений, учеб­ных расходов и т. д.).

На основе натуральных показателей (численность обслужи­ваемых лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими:

1. индивидуальными - составляются для отдельного учреж­дения или отдельного мероприятия;

2. общими - составляются для группы однотипных учреж­дений или мероприятий;

3. на централизованные мероприятия - разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осущест­вляемых в централизованном порядке (закупка оборудо­вания, строительство, ремонт и т. д.);

4. сводными - объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству.

В смете казенного учреждения отражаются: непосредственно наименование учреждения бюджетополучателя, его реквизиты, а в дальнейшем идет расшифровка сумм расходов по кодам операций сектора государственного управления, также к смете в качестве приложения должна быть приложена пояснительная записка, в которой дается подробный расчет все рассчитанных показателей. Смета казенного учреждения разрабатывается на один финансовый год, подлежит утверждению вышестоящим распорядителем средств бюджета. Казенное учреждение не может расходовать средства на цели, не предусмотренные по смете.

Составление смет казенных учреждений позволяет решать следующие задачи:

1. Обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;

2. Анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;

3. Контроль за эффективным и экономным расходованием средств.